Интересные практические работы по информатике. Практические работы по информатике Ms. Excel

Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Я люблю природу» , приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса .

Серверы можно разделить на: Как говорится в названии, они обеспечивают подключение к доступу. Для сетей, которые должны быть связаны друг с другом, требуется специальный тип компьютера. называемый маршрутизатором. Маршрутизатор также анализирует запрошенную информацию и ищет путь, в котором. информация поступает в кратчайшие сроки. Когда пользователь намеревается.

В качестве вывода можно предположить, что компьютерная сеть представляет собой набор компьютеров. компьютер и программное обеспечение, подключенные друг к другу через физические устройства, которые отправляют и получают. электрические импульсы, электромагнитные волны или любые другие средства для транспортировки данных. Как и в любом процессе связи, требуется отправитель, сообщение, носитель и сообщение. приемник. Основной целью создания компьютерной сети является разделение. ресурсов и информации, обеспечить надежность и доступность информации, увеличить ее. скорости передачи данных и снизить общую стоимость этих действий.

Практические работы по информатике Ms. Excel

Выберите документ из архива для просмотра:

18.5 КБ автомобили.xls

14 КБ страны.xls

Excel пр.р. 1.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 1

«Назначение и интерфейс MS Excel»

Выполнив задания этой темы, вы:

1. Научитесь запускать электронные таблицы;

Таким образом, вы получаете различные преимущества и обеспечиваете пользователям комфорт и удобство для них. задачи. Многофункциональный принтер позволяет нам: печатать, копировать и сканировать одновременно. При покупке и установке компьютеров в компьютерном центре какое программное обеспечение обязательно должно быть установлено для этого. Может ли оборудование работать?

Чтобы предоставить услугу цифровой ретуширования фотографий, какой тип программного обеспечения необходимо установить на машинах. Центр компьютерной помощи? Системное программное обеспечение: генератор презентаций. Прикладное программное обеспечение: редактор изображений. Постоянно системное программное обеспечение. Он не может быть сохранен в нем. Временные инструкции или данные. Данные, неизменяемые со временем.

2. Закрепите основные понятия: ячейка, строка, столбец, адрес ячейки;

3. Узнаете как вводить данные в ячейку и редактировать строку формул;

5. Как выделять целиком строки, столбец, несколько ячеек, расположенных рядом и таблицу целиком.

Задание: Познакомиться практически с основными элементами окна MS Excel.

То, что мы имеем в виду, когда говорим: это канал, который передает информацию с высокой скоростью между ними. периферийных устройств и компьютера, что также позволяет устанавливать связь между ними. Каков самый важный микрочип, который считается мозгом компьютера и где он находится? То же?: Это называется микропроцессором и находится на материнской плате. Он называется чипом обработки и находится в слоте расширения. Он называется микропроцессором и расположен в слоте расширения.

На каком языке Системное программное обеспечение написано как приложение? Системный язык. В настоящее время емкость жесткого диска выражается исключительно в мегабайтах или гигабайтах. Если мы скажем, что это небольшой персональный компьютер весом от 1 до 6 килограммов, предназначенный для него. Легко переносимые, мы имеем в виду: Настольные компьютеры.


    Запустите программу Microsoft Excel. Внимательно рассмотрите окно программы.

Документы, которые создаются с помощью EXCEL , называются рабочими книгами и имеют расширение . XLS . Новая рабочая книга имеет три рабочих листа, которые называются ЛИСТ1, ЛИСТ2 и ЛИСТ3. Эти названия указаны на ярлычках листов в нижней части экрана. Для перехода на другой лист нужно щелкнуть на названии этого листа.

Блок управления последовательно принимает инструкции программы, какую операцию он выполняет на них? Он обрабатывает их. Только для чтения, энергонезависимая память. Запись памяти, энергонезависимая. Только для чтения, энергозависимая память. В настоящее время используются какие вспомогательные носители? Карты памяти Гибкие дискеты.

Основное компьютерное оборудование формируется: Монитор, Многофункциональный принтер, Мусс, Клавиатура. Между периферийными устройствами ввода и вывода мы можем назвать. Модемы, порты связи, сетевая плата. В слоте расширения карты памяти. На беспроводной интернет-карте. Среди входных периферийных устройств можно упомянуть: Микрофон, Джойстик, Принтер. Цифровой монитор, клавиатура, динамик.

Действия с рабочими листами:

    Переименование рабочего листа. Установить указатель мыши на корешок рабочего листа и два раза щелкнуть левой клавишей или вызвать контекстное меню и выбрать команду Переименовать. Задайте название листа "ТРЕНИРОВКА"

    Вставка рабочего листа . Выделить ярлычок листа "Лист 2", перед которым нужно вставить новый лист, и с помощью контекстного меню вставьте новый лист и дайте название "Проба" .

    Это язык программирования. Текст, который помещается в заголовок документа, например, в модели расчета, которая. консультант, где он появляется? документ в верхнем поле. В нижнем краю первого листа. только. В верхнем крае только первого листа. Он повторяется на всех листах документа в нижнем поле. Он отображается только на первой странице.

    Переписка?: Список получателей. При настройке поселений, как файл, который содержит их, называется по умолчанию? Существует более одного правильного ответа. Шаблон и комбинация достаточны. Документ, полученный в результате комбинации. Только шаблон обрабатывается каждый месяц. Данные компаний.

    Удаление рабочего листа. Выделить ярлычок листа "Лист 2", и с помощью контекстного меню удалите .

Ячейки и диапазоны ячеек.

Рабочее поле состоит из строк и столбцов. Строки нумеруются числами от 1 до 65536. Столбцы обозначаются латинскими буквами: А, В, С, …, АА, АВ, … , IV , всего – 256. На пересечении строки и столбца находится ячейка. Каждая ячейка имеет свой адрес: имя столбца и номер строки, на пересечении которых она находится. Например, А1, СВ234, Р55.

Основной документ, отражающий расчет текущего месяца. Шаблон - это файл типа документа. Шаблон используется в качестве модели для создания других документов. Шаблон - это тип файла электронной таблицы. Какие из этих параметров выбрать? Сообщения электронной почты. При создании нового пустого документа он всегда создается с уже установленными полями, а также с шрифтом и стилями. по умолчанию.

Начните с существующего документа. Начните с сохраненного документа. Начните с шаблона. На последнем шаге мастера комбинирования почты при настройке поселений отображаются два. варианты комбинации, что то же самое? Печать и слияние Печать и создание комбинированных писем Печать и форматирование пользовательских писем. Печать и настройка писем Печать и редактирование отдельных букв.

Для работы с несколькими ячейками их удобно объединять их в «диапазоны».

Диапазон – это ячейки, расположенные в виде прямоугольника. Например, А3, А4, А5, В3, В4, В5. Для записи диапазона используется « : »: А3:В5

8:20 – все ячейки в строках с 8 по 20.

А:А – все ячейки в столбце А.

Н:Р – все ячейки в столбцах с Н по Р.

Как сотрудник консультанта, где вы можете хранить данные. компании, чтобы иметь возможность выполнить комбинацию?: В электронной таблице В графическом файле презентации В таблице, сохраненной как документ В текстовом файле В файле базы данных. Если вы хотите создать специальную тему для применения формата к модели расчета, вы должны использовать кнопки, которые есть. рядом с кнопкой «Темы», что называются этими кнопками? Цветовые эффекты Анимационные переходные шрифты.

По иерархии. Выбор в окне Сохранить как характеристику файла: текстовый документ. Размещение формата шаблона в качестве имени файла. Выбор в окне «Открыть» в виде файла: текстовый документ. Выбор в окне «Сохранить» в виде файла: текстовый документ. Таблица состоит из ячеек или ячеек, сгруппированных по строкам и столбцам. В каждой ячейке вы можете вставлять только числа.

В адрес ячейки можно включать имя рабочего листа: Лист8!А3:В6.

2. Выделение ячеек в Excel

Что выделяем

Действия

Одну ячейку

Щелчок на ней или перемещаем выделения клавишами со стрелками.

Строку

Щелчок на номере строки.

Столбец

Щелчок на имени столбца.

Диапазон ячеек

Номинальный носитель и имя файла. Среда хранения, имя файла и тип файла. Тип графического формата и имени. Только носитель данных и тип файла. Только имя и тип файла. Где можно разместить изображение, имитирующее логотип консультанта? Вставьте вкладку, команда «Изображение». Вкладка «Открыть», «Поместить файл». Вкладка «Место», команда «Вставить изображение». Вкладка «Ссылки», «Просмотр изображения». Вкладка «Место», команда «Просмотр файла».

При вставке сноски, например, чтобы внести некоторые уточнения в поселение, то же самое, где оно появляется? В заголовке страницы В конце документа в нижнем колонтитуле. На нижнем краю листа над нижним колонтитулом. Количество строк и столбцов. Мне не нужно вводить ничего, поскольку он по умолчанию вставляет таблицу.

Протянуть указатель мыши от левого верхнего угла диапазона к правому нижнему.

Несколько диапазонов

Выделить первый, нажать SCHIFT + F 8, выделить следующий.

Всю таблицу

Щелчок на кнопке «Выделить все» (пустая кнопка слева от имен столбцов)

Можно изменять ширину столбцов и высоту строк перетаскиванием границ между ними.

Это означает, что значение не доступно для одного. функция или формула. Значит, что записаны недопустимые числовые значения. в формуле или функции. Это означает, что ссылка на ячейку недействительна. Это означает, что был введен тип аргумента. или неправильный операнд.

Следующее действие выполняется, когда команда «Настроить текст» выполняется на панели «Выравнивание» вкладки «Главная»:. выбранные ячейки в большей ячейке, а содержимое центрируется в новой ячейке. Сотрудник, и что при копировании он позволяет рассчитать относительный процент для каждого сотрудника? = = = = =.

Воспользуйтесь полосами прокрутки для того, чтобы определить сколько строк имеет таблица и каково имя последнего столбца.
Внимание!!!
Чтобы достичь быстро конца таблицы по горизонтали или вертикали, необходимо нажать комбинации клавиш: Ctrl+→ - конец столбцов или Ctrl+↓ - конец строк. Быстрый возврат в начало таблицы - Ctrl+Home.

К какому варианту ответа соответствует следующее определение: набор соседних ячеек. Формула Функция Связанный лист Диапазон фильтров. Если для расчета стоимости страхования транспортных средств, которыми владеет компания, должна учитываться модель каждого из них, поскольку на основании этих данных оплачиваются разные проценты, какая функция должна использоваться для расчета суммы, которая должна быть оплачена в концепции страхования для каждого транспортного средства?

Он показывает знак процента в правой части числового значения, которое содержит ячейку. Вы не можете отображать оба столбца на одном графике. Перетаскивание мусса над этими столбцами и нажатие клавиши управления. Выбор меток столбцов. Только перетаскивание мусса на этих колоннах. Используйте абсолютную ссылку через знак #. Вы не можете скопировать формулу с помощью константы.

В ячейке А3 Укажите адрес последнего столбца таблицы.

Сколько строк содержится в таблице? Укажите адрес последней строки в ячейке B3.

3. В EXCEL можно вводить следующие типы данных:

    Числа.

    Текст (например, заголовки и поясняющий материал).

    Функции (например, сумма, синус, корень).

    Формулы.

Данные вводятся в ячейки. Для ввода данных нужную ячейку необходимо выделить. Существует два способа ввода данных:

Используйте абсолютную ссылку через знак =. Какое из этих утверждений верно? Фильтрация списка позволяет отображать только записи, хранящиеся в таблице, которые не соответствуют каким-либо критериям. Фильтрация списка позволяет скрыть только записи, хранящиеся в таблице, которые соответствуют некоторому критерию. установленный нами в то время. Фильтрация списка позволяет отображать только записи, хранящиеся в таблице, которые соответствуют некоторому критерию. установленный нами в то время. Сортировка списка позволяет отображать только записи, хранящиеся в таблице, которые соответствуют некоторому критерию. установленный нами в то время.

    Просто щелкнуть в ячейке и напечатать нужные данные.

    Щелкнуть в ячейке и в строке формул и ввести данные в строку формул.

Нажать ENTER .

Введите в ячейку N35 свое имя, выровняйте его в ячейке по центру и примените начертание полужирное.
Введите в ячейку С5 текущий год, используя строку формул.

Связывание списка позволяет отображать только записи, хранящиеся в таблице, которые соответствуют некоторым критериям. установленный нами в то время. Чтобы изменить формат графика, после его выбора вы должны перейти на вкладку «Дизайн» и выбрать. варианты различных команд, указанных в ленте опций.

Какие типы графиков можно выбрать на панели «График» вкладки «Вставка»? Чтобы иметь возможность сортировать список сотрудников в соответствии с сектором, в котором вы работаете, а во-вторых, по имени, что? следует ли следовать шагам? Вы должны поместить в ячейку списка, а затем перейдите на вкладку «Данные», команду «Сортировка» и выберите «Сортировать по»: сектор, затем «Добавить уровень» и в списке: «Затем» выберите «Фамилия». Поместите меня в ячейку списка, а затем перейдите на вкладку «Заказ» и выберите Сортировать по «Фамилии», затем Сектор.

4. Изменение данных.

    Выделить ячейку и нажать F 2 и изменить данные.

    Выделить ячейку e щелкнуть в строке формул и изменить данные там.

Для изменения формул можно использовать только второй способ.

Измените данные в ячейке N35, добавьте свою фамилию. используя любой из способов.

Выберите столбец «Сектор» и перейдите на вкладку «Данные», выберите команду «Сортировка по сектору» и затем «Фамилия». Выберите столбцы «Сектор» и «Фамилия» и перейдите на вкладку «Сортировка», «Команда данных» и выберите Сортировать по «Сектору», затем «Добавить уровень»и в списке «После согласования»Фамилия. Выберите столбец «Сектор» и «Фамилия» и перейдите на вкладку «Сортировка» и выберите Сортировать по «Фамилия», затем «Сектор».

Кнопки действий - это предопределенные кнопки, которые можно вставить в презентацию и для которых они могут быть определены. гиперссылок. Как только эффект анимации был нанесен на графический объект, например логотип компании, как его можно устранить? Вы не можете удалить эффект анимации.

5. Ввод формул.

Формула – это арифметическое или логическое выражение, по которому производятся расчеты в таблице. Формулы состоят из ссылок на ячейки, знаков операций и функций. Ms EXCEL располагает очень большим набором встроенных функций. С их помощью можно вычислять сумму или среднее арифметическое значений из некоторого диапазона ячеек, вычислять проценты по вкладам и т. д.

Ввод формул всегда начинается со знака равенства. После ввода формулы в соответствующей ячейке появляется результат вычисления, а саму формулу можно увидеть в строке формул.

Действие

Примеры

+

Сложение

А1+В1

-

Вычитание

А1 - В2

*

Умножение

В3*С12

/

Деление

А1 / В5

Возведение в степень

А4 ^3

=, <,>,<=,>=,<>

Знаки отношений

А2

В формулах можно использовать скобки для изменения порядка действий.

    Автозаполнение.

Очень удобным средством, которое используется только в MS EXCEL , является автозаполнение смежных ячеек. К примеру, необходимо в столбец или строку ввести названия месяцев года. Это можно сделать вручную. Но есть гораздо более удобный способ:

    Введите в первую ячейку нужный месяц, например январь.

    Выделите эту ячейку. В правом нижнем углу рамки выделения находится маленький квадратик – маркер заполнения.

    Подведите указатель мыши к маркеру заполнения (он примет вид крестика), удерживая нажатой левую кнопку мыши, протяните маркер в нужном направлении. При этом радом с рамкой будет видно текущее значение ячейки.

Если необходимо заполнить какой-то числовой ряд, то нужно в соседние две ячейки ввести два первых числа (например, в А4 ввести 1, а в В4 – 2), выделить эти две ячейки и протянуть за маркер область выделения до нужных размеров.

Выбранный для просмотра документ Excel пр.р. 2.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 2

«Ввод данных и формул в ячейки электронной таблицы MS Excel»

· Вводить в ячейки данные разного типа: текстовые, числовые, формулы.

Задание: Выполните в таблице ввод необходимых данных и простейшие расчеты.

Технология выполнения задания:

1. Запустите программу Microsoft Excel.

2. В ячейку А1 Листа 2 введите текст: "Год основания школы". Зафиксируйте данные в ячейке любым известным вам способом.

3. В ячейку В1 введите число –год основания школы (1971).

4. В ячейку C1 введите число –текущий год (2016).

Внимание! Обратите внимание на то, что в MS Excel текстовые данные выравниваются по левому краю, а числа и даты – по правому краю.

5. Выделите ячейку D1 , введите с клавиатуры формулу для вычисления возраста школы: = C1- B1

Внимание! Ввод формул всегда начинается со знака равенства «=». Адреса ячеек нужно вводить латинскими буквами без пробелов. Адреса ячеек можно вводить в формулы без использования клавиатуры, а просто щелкая мышкой по соответствующим ячейкам.

6. Удалите содержимое ячейки D1 и повторите ввод формулы с использованием мышки. В ячейке D1 установите знак «=» , далее щелкните мышкой по ячейке C1, обратите внимание адрес этой ячейки появился в D1, поставьте знак «–» и щелкните по ячейке B1 , нажмите {Enter}.

7. В ячейку А2 введите текст "Мой возраст".

8. В ячейку B2 введите свой год рождения.

9. В ячейку С2 введите текущий год.

10. Введите в ячейку D2 формулу для вычисления Вашего возраста в текущем году (= C2- B2).

11. Выделите ячейку С2. Введите номер следующего года. Обратите внимание, перерасчет в ячейке D2 произошел автоматически.

12. Определите свой возраст в 2025 году. Для этого замените год в ячейке С2 на 2025.

Самостоятельная работа

Упражнение: Посчитайте, используя ЭТ, хватит ли вам 130 рублей, чтоб купить все продукты, которые вам заказала мама, и хватит ли купить чипсы за 25 рублей?

Технология выполнения упражнения:
o В ячейку А1 вводим “№”
o В ячейки А2, А3 вводим “1”, “2”, выделяем ячейки А2,А3, наводим на правый нижний угол (должен появиться черный крестик), протягиваем до ячейки А6
o В ячейку В1 вводим “Наименование”
o В ячейку С1 вводим “Цена в рублях”
o В ячейку D1 вводим “Количество”
o В ячейку Е1 вводим “Стоимость” и т.д.
o В столбце “Стоимость” все формулы записываются на английском языке!
o В формулах вместо переменных записываются имена ячеек.
o После нажатия Enter вместо формулы сразу появляется число – результат вычисления

o Итого посчитайте самостоятельно.

Результат покажите учителю!!!

Выбранный для просмотра документ Excel пр.р. 3.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 3

«MS Excel. Создание и редактирование табличного документа»

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

Создавать и заполнять данными таблицу;

Форматировать и редактировать данные в ячейке;

Использовать в таблице простые формулы;

Копировать формулы.

Задание:

1. Создайте таблицу, содержащую расписание движения поездов от станции Саратов до станции Самара. Общий вид таблицы «Расписание» отображен на рисунке.


2. Выберите ячейку А3 , замените слово «Золотая» на «Великая» и нажмите клавишу Enter .

3. Выберите ячейку А6 , щелкните по ней левой кнопкой мыши дважды и замените «Угрюмово» на «Веселково»

4. Выберите ячейку А5 зайдите в строку формул и замените «Сенная» на «Сенная 1».


5. Дополните таблицу «Расписание» расчетами времени стоянок поезда в каждом населенном пункте. (вставьте столбцы) Вычислите суммарное время стоянок, общее время в пути, время, затрачиваемое поездом на передвижение от одного населенного пункта к другому.


Технология выполнения задания:

1. Переместите столбец «Время отправления» из столбца С в столбец D. Для этого выполните следующие действия:

Выделите блок C1:C7; выберите команду Вырезать .
Установите курсор в ячейку D1;
Выполните команду
Вставить ;
Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.;

2. Введите текст «Стоянка» в ячейку С1. Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.

3. Создайте формулу, вычисляющую время стоянки в населенном пункте.

4. Необходимо скопировать формулу в блок С4:С7, используя маркер заполнения. Для этого выполните следующие действия:
Вокруг активной ячейки имеется рамка, в углу которой есть маленький прямоугольник, ухватив его, распространите формулу вниз до ячейки С7.

5. Введите в ячейку Е1 текст «Время в пути». Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.

6. Создайте формулу, вычисляющую время, затраченное поездом на передвижение от одного населенного пункта к другому.

7. Измените формат чисел для блоков С2:С9 и Е2:Е9. Для этого выполните следующие действия:

Выделите блок ячеек С2:С9;
Главная – Формат – Другие числовые форматы - Время и установите параметры (часы:минуты) .

Нажмите клавишу Ок .

8. Вычислите суммарное время стоянок.
Выберите ячейку С9;
Щелкните кнопку
Автосумма на панели инструментов;
Подтвердите выбор блока ячеек С3:С8 и нажмите клавишу
Enter .

9. Введите текст в ячейку В9. Для этого выполните следующие действия:

Выберите ячейку В9;
Введите текст «Суммарное время стоянок». Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.

10. Удалите содержимое ячейки С3.

Выберите ячейку С3;
Выполните команду основного меню Правка – Очистить или нажмите Delete на клавиатуре;
Внимание! Компьютер автоматически пересчитывает сумму в ячейке С9!!!

Выполните команду Отменить или нажмите соответствующую кнопку на панели инструментов.

11. Введите текст «Общее время в пути» в ячейку D9.

12. Вычислите общее время в пути.

13. Оформите таблицу цветом и выделите границы таблицы.

Самостоятельная работа

Рассчитайте с помощью табличного процессора Exel расходы школьников, собравшихся поехать на экскурсию в другой город.

Выбранный для просмотра документ Excel пр.р. 4.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 4

"Ссылки. Встроенные функции MS Excel".

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

    Выполнять операции по копированию, перемещению и автозаполнению отдельных ячеек и диапазонов.

    Различать виды ссылок (абсолютная, относительная, смешанная)

    Использовать в расчетах встроенные математические и статистические функции Excel.

MS Excel содержит 320 встроенных функций. Простейший способ получения полной информации о любой из них заключается в использовании меню Справка . Для удобства функции в Excel разбиты по категориям (математические, финансовые, статистические и т.д.).
Обращение к каждой функции состоит из двух частей: имени функции и аргументов в круглых скобках.

Таблица. Встроенные функции Excel

* Записывается без аргументов.

Таблица . Виды ссылок

Задание.

1. Заданы стоимость 1 кВт./ч. электроэнергии и показания счетчика за предыдущий и текущий месяцы. Необходимо вычислить расход электроэнергии за прошедший период и стоимость израсходованной электроэнергии.


Технология работы:

1. Выровняйте текст в ячейках. Выделите ячейки А3:Е3. Главная - Формат –Формат ячейки – Выравнивание: по горизонтали – по центру, по вертикали – по центру, отображение – переносить по словам.

2. В ячейку А4 введите: Кв. 1, в ячейку А5 введите: Кв. 2. Выделите ячейки А4:А5 и с помощью маркера автозаполнения заполните нумерацию квартир по 7 включительно.

5. Заполните ячейки B4:C10 по рисунку.

6. В ячейку D4 введите формулу для нахождения расхода эл/энергии. И заполните строки ниже с помощью маркера автозаполнения.

7. В ячейку E4 введите формулу для нахождения стоимости эл/энергии =D4*$B$1 . И заполните строки ниже с помощью маркера автозаполнения.

Обратите внимание!
При автозаполнении адрес ячейки B1 не меняется,
т.к. установлена абсолютная ссылка.

8. В ячейке А11 введите текст «Статистические данные» выделите ячейки A11:B11 и щелкните на панели инструментов кнопку «Объединить и поместить в центре».

9. В ячейках A12:A15 введите текст, указанный на рисунке.

10. Щелкнуть мышью по ячейке B12 и ввести математическую функцию СУММ , для этого необходимо щелкнуть в строке формул по знаку fx и выбрать функцию, а также подтвердить диапазон ячеек.

11. Аналогично функции задаются и в ячейках B13:B15.

12. Расчеты вы выполняли на Листе 1, переименуйте его в Электроэнергию.

Самостоятельная работа

Упражнение1:

Рассчитайте свой возраст, начиная с текущего года и по 2030 год, используя маркер автозаполнения. Год вашего рождения является абсолютной ссылкой. Расчеты выполняйте на Листе 2. Лист 2 переименуйте в Возраст.

Упражнение 2: Создайте таблицу по образцу. В ячейках I 5: L 12 и D 13: L 14 должны быть формулы: СРЗНАЧ, СЧЁТЕСЛИ, МАХ, МИН. Ячейки B 3: H 12 заполняются информацией вами.


Выбранный для просмотра документ Excel пр.р. 5.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 5

«MS Excel. Статистические функции»

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

Технологии создания табличного документа;

Присваивать тип к используемым данным;

Созданию формулы и правилам изменения ссылок в них;

Использовать встроенные статистических функции Excel для расчетов.

Задание 1. Рассчитать количество прожитых дней.

Технология работы:

1. Запустить приложение Excel.

2. В ячейку A1 ввести дату своего рождения (число, месяц, год – 20.12.97). Зафиксируйте ввод данных.

3. Просмотреть различные форматы представления даты (Главная – Формат ячейки – Другие числовые форматы - Дата) . Перевести дату в тип ЧЧ.ММ.ГГГГ. Пример, 14.03.2001

4. Рассмотрите несколько типов форматов даты в ячейке А1.

5. В ячейку A2 ввести сегодняшнюю дату.

6. В ячейке A3 вычислить количество прожитых дней по формуле. Результат может оказаться представленным в виде даты, тогда его следует перевести в числовой тип.

Задание 2. Возраст учащихся. По заданному списку учащихся и даты их рождения. Определить, кто родился раньше (позже), определить кто самый старший (младший).


Технология работы:

1. Получите файл Возраст. По локальной сети: Откройте папку Сетевое окружение– Boss –Общие документы– 9 класс, найдите файл Возраст. Скопируйте его любым известным вам способом или скачайте с этой страницы внизу приложения.

2. Рассчитаем возраст учащихся. Чтобы рассчитать возраст необходимо с помощью функции СЕГОДНЯ выделить сегодняшнюю текущую дату из нее вычитается дата рождения учащегося, далее из получившейся даты с помощью функции ГОД выделяется из даты лишь год. Из полученного числа вычтем 1900 – века и получим возраст учащегося. В ячейку D3 записать формулу =ГОД(СЕГОДНЯ()-С3)-1900 . Результат может оказаться представленным в виде даты, тогда его следует перевести в числовой тип.

3. Определим самый ранний день рождения. В ячейку C22 записать формулу =МИН(C3:C21) ;

4. Определим самого младшего учащегося. В ячейку D22 записать формулу =МИН(D3:D21) ;

5. Определим самый поздний день рождения. В ячейку C23 записать формулу =МАКС(C3:C21) ;

6. Определим самого старшего учащегося. В ячейку D23 записать формулу =МАКС(D3:D21) .

Самостоятельная работа:
Задача. Произведите необходимые расчеты роста учеников в разных единицах измерения.


Выбранный для просмотра документ Excel пр.р. 6.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 6

«MS Excel. Статистические функции» Часть II.

Задание 3. С использованием электронной таблицы произвести обработку данных с помощью статистических функций. Даны сведения об учащихся класса, включающие средний балл за четверть, возраст (год рождения) и пол. Определить средний балл мальчиков, долю отличниц среди девочек и разницу среднего балла учащихся разного возраста.

Решение:
Заполним таблицу исходными данными и проведем необходимые расчеты.
Обратите внимание на формат значений в ячейках "Средний балл" (числовой) и "Дата рождения" (дата)


В таблице используются дополнительные колонки, которые необходимы для ответа на вопросы, поставленные в задаче - возраст ученика и является ли учащийся отличником и девочкой одновременно.
Для расчета возраста использована следующая формула (на примере ячейки G4):

=ЦЕЛОЕ((СЕГОДНЯ()-E4)/365,25)

Прокомментируем ее. Из сегодняшней даты вычитается дата рождения ученика. Таким образом, получаем полное число дней, прошедших с рождения ученика. Разделив это количество на 365,25 (реальное количество дней в году, 0,25 дня для обычного года компенсируется високосным годом), получаем полное количество лет ученика; наконец, выделив целую часть, - возраст ученика.

Является ли девочка отличницей, определяется формулой (на примере ячейки H4):

=ЕСЛИ(И(D4=5;F4="ж");1;0)

Приступим к основным расчетам.
Прежде всего требуется определить средний балл девочек. Согласно определению, необходимо разделить суммарный балл девочек на их количество. Для этих целей можно воспользоваться соответствующими функциями табличного процессора.

=СУММЕСЛИ(F4:F15;"ж";D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(F4:F15;"ж")

Функция СУММЕСЛИ позволяет просуммировать значения только в тех ячейках диапазона, которые отвечают заданному критерию (в нашем случае ребенок является мальчиком). Функция СЧЁТЕСЛИ подсчитывает количество значений, удовлетворяющих заданному критерию. Таким образом и получаем требуемое.
Для подсчета доли отличниц среди всех девочек отнесем количество девочек-отличниц к общему количеству девочек (здесь и воспользуемся набором значений из одной из вспомогательных колонок):

=СУММ(H4:H15)/СЧЁТЕСЛИ(F4:F15;"ж")

Наконец, определим отличие средних баллов разновозрастных детей (воспользуемся в расчетах вспомогательной колонкой Возраст ):

=ABS(СУММЕСЛИ(G4:G15;15;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(G4:G15;15)-
СУММЕСЛИ(G4:G15;16;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(G4:G15;16))

Обратите внимание на то, что формат данных в ячейках G18:G20 – числовой, два знака после запятой. Таким образом, задача полностью решена. На рисунке представлены результаты решения для заданного набора данных.

Выбранный для просмотра документ Excel пр.р. 7.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 7

«Создание диаграмм средствами MS Excel»

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

Выполнять операции по созданию диаграмм на основе введенных в таблицу данных;

Редактировать данные диаграммы, ее тип и оформление.

Что собой представляет диаграмма. Диаграмма предназначена для графического представления данных. Для отображения числовых данных, введенных в ячейки таблицы, используются линии, полосы, столбцы, сектора и другие визуальные элементы. Вид диаграммы зависит от её типа. Все диаграммы, за исключением круговой, имеют две оси: горизонтальную – ось категорий и вертикальную – ось значений. При создании объёмных диаграмм добавляется третья ось – ось рядов. Часто диаграмма содержит такие элементы, как сетка, заголовки и легенда. Линии сетки являются продолжением делений, находящихся на осях, заголовки используются для пояснений отдельных элементов диаграммы и характера представленных на ней данных, легенда помогает идентифицировать ряды данных, представленные на диаграмме. Добавлять диаграммы можно двумя способами: внедрять их в текущий рабочий лист и добавлять отдельный лист диаграммы. В том случае, если интерес представляет сама диаграмма, то она размещается на отдельном листе. Если же нужно одновременно просматривать диаграмму и данные, на основе которых она была построена, то тогда создаётся внедрённая диаграмма.

Диаграмма сохраняется и печатается вместе с рабочей книгой.

После того, как диаграмма будет сформирована, в неё можно будет внести изменения. Прежде чем выполнять какие либо действия с элементами диаграммы, выделите их, щёлкнув по ним левой кнопкой мыши. После этого вызовите контекстное меню с помощью правой кнопки мыши или воспользуйтесь соответствующими кнопками панели инструментов Диаграмма .

Задача: С помощью электронной таблицы построить график функции Y=3,5x–5. Где X принимает значения от –6 до 6 с шагом 1.

Технология работы:

1. Запустите табличный процессор Excel.

2. В ячейку A1 введите «Х», в ячейку В1 введите «Y».

3. Выделите диапазон ячеек A1:B1 выровняйте текст в ячейках по центру.

4. В ячейку A2 введите число –6, а в ячейку A3 введите –5. Заполните с помощью маркера автозаполнения ячейки ниже до параметра 6.

5. В ячейке B2 введите формулу: =3,5*A2–5. Маркером автозаполнения распространите эту формулу до конца параметров данных.

6. Выделите всю созданную вами таблицу целиком и задайте ей внешние и внутренние границы.

7. Выделите заголовок таблицы и примените заливку внутренней области .

8. Выделите остальные ячейки таблицы и примените заливку внутренней области другого цвета.

9. Выделите таблицу целиком. Выберите на панели меню Вставка - Диаграмма , Тип: точечная, Вид: Точечная с гладкими кривыми.


10. Переместите диаграмму под таблицу.

Самостоятельная работа:

    Постройте график функции у= sin (x )/ x на отрезке [-10;10] с шагом 0,5.

    Вывести на экран график функции: а) у=х; б) у=х 3 ; в) у=-х на отрезке [-15;15] с шагом 1.

    Откройте файл "Города" (зайдите в папку сетевая - 9 класс-Города).

    Посчитайте стоимость разговора без скидки (столбец D) и стоимость разговора с учетом скидки (столбец F).

    Для нагладного представления постройте две круговые диаграммы. (1- диаграмма стоимости разговора без скидки; 2- диагамма стоимости разговора со скидкой).

Выбранный для просмотра документ Excel пр.р. 8.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 8

ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ И РИСУНКОВ СРЕДСТВАМИ MS EXCEL

1. Построение рисунка «ЗОНТИК»

Приведены функции, графики которых участвуют в этом изображении:

у1= -1/18х 2 + 12, хÎ[-12;12]

y 2= -1/8х 2 +6, хÎ[-4;4]

y 3= -1/8(x +8) 2 + 6, хÎ[-12; -4]

y 4= -1/8(x -8) 2 + 6, хÎ

y 5= 2(x +3) 2 9, хÎ[-4;0]

y 6=1.5(x +3) 2 – 10, хÎ[-4;0]

- Запустить MS EXCEL

· - В ячейке А1 внести обозначение переменной х

· - Заполнить диапазон ячеек А2:А26 числами с -12 до 12.

Последовательно для каждого графика функции будем вводить формулы. Для у1= -1/8х 2 + 12, хÎ[-12;12], для
y 2= -1/8х 2 +6, хÎ[-4;4] и т.д.

Порядок выполнения действий:

    Устанавливаем курсор в ячейку В1 и вводим у1

    В ячейку В2 вводим формулу =(-1/18)*А2^2 +12

    Нажимаем Enter на клавиатуре

В данном практикуме представлены практические работы, предназначенные для учащихся 9-х классов в курсе освоения создания базы данных в Access 2010, а также поиска информации в готовой базе данных.

Практическая работа № 1
“Создание простейшей базы данных в Microsoft Access 2010

Ввод и сортировка записей”.

Цель работы:

  • научиться создавать таблицы с помощью Шаблонов таблиц и Конструктора таблиц;
  • осуществлять правильный ввод данных в таблицы;
  • научиться выполнять сортировку записей в таблице.

Задание 1. Создание пустой базы данных с помощью шаблонов таблиц.

Порядок работы

Задание 2. Создание пустой базы данных с помощью конструктора таблиц.

Порядок работы

Практическая работа № 2.

Создание базы данных, состоящей из двух таблиц

Цель работы:

  1. Проектирование структуры базы данных. Создать вариант базы данных с двумя таблицами: “Список”” и “ Группы”.
  2. Конструирование пустых таблиц базы данных.
  3. Создание схемы базы данных.
  4. В данном случае таблицы связаны связью один-ко-многим. Это значит, что в таблице “Группы” каждое значение связанного поля может встречаться только один раз, а в таблице “Список” – несколько раз (несколько человек могут быть из одной группы). Связи следует устанавливать при пустых таблицах.
  5. Ввод данных в таблицы.
  6. Создать форму для ввода данных.
  7. Порядок работы.

Задание 1. Создание базы данных – Учебная база .

  1. Запустите программу СУБД Microsoft Access. Для этого выполните: Пуск – Все программы – Microsoft office – Microsoft office Access 2010.
  2. Перед Вами откроется окно следующего вида (Рисунок 8 ):
  3. Выберите команду Новая база данных . Затем введите имя файла –Учебная база и нажмите кнопку Создать . Перед Вами откроется окно следующего вида (Рисунок 9 ):

Задание 2. Создание таблицы “Группы”.

Задание 3. Создание таблицы “Список”.

Задание 4. Создание схемы данных.

Задание 5. Заполнение таблицы “Группы” значениями.

  1. Откройте таблицу “Группы” в режиме Таблицы .
  2. Заполните ее записями из таблицы 1.

Таблица 1

Задание 6. Создание формы для ввода данных.

  1. В окне базы данных выделите имя таблицы Список и выполните команду Создание – Форма.
  2. Появится пустая форма ввода, представленная на рисунке (Рисунок 13).
  3. Заполните форму данными, приведенными в таблице 2.

    Таблица 2

    Отчество

    Год рождения

    Учебная группа

    Чернова Наталья Алексеевна
    Куликов Клим Алексеевич
    Архипов Виктор Александрович
    Баранкова Александра Николаевна
    Новоселов Алексей Иванович
  4. Сохраните введенные данные. Имя формы – Список. Закройте форму.
  5. Перейдите в окно Таблицы. Откройте таблицу Список . Убедитесь, что в таблице появились новые записи.
  6. Щелкнув по кнопке Сохранить, сохраните текущую таблицу.
  7. Закройте таблицу.

Задание 7. Проверка каскадного обновления связанных полей.

  1. Откройте таблицу “Группы”.
  2. Исправьте номера учебных групп на 201, 202, 203, 204, 205. Сохраните таблицу.
  3. Откройте таблицу “Список”. Убедитесь, что значения поля “Учебная группа” изменились. Закройте таблицу “Список”.

Задание 8. Проверка каскадного удаления связанных полей.

  1. Откройте таблицу “Группы”.
  2. Удалите первую запись (Выделите первую строку, правой кнопкой мыши вызовите контекстное меню и выберите команду Удалить запись.
  3. Ответьте утвердительно на запрос об удалении. Закройте таблицу “Группы”.
  4. Откройте таблицу “Список”. Убедитесь, что исчезли записи с номером группы 201.

Предъявите преподавателю: таблицу Групп ы, таблицу Списо к на экране, форму Список .

Задание 9. Завершение работы с программой Access.

  1. Выполните команду Файл – Выход.

Практическая работа №3

Тема: Создание запросов к готовой базе данных.

Цель работы:

  • научиться создавать запросы простые и сложные к готовой базе данных.

Задание 1. Открытие базы данных, изготовленной на прошлом занятии.

  1. В папке Для уроков в своей личной папке откройте файл База работников.
  2. На экране появится окно с основными элементами базы данных. В базе данных должны быть две таблицы: Работник и Студент .

Задание 2. Создание запроса на выборку.

  1. Выполните команду
  2. Добавление таблицы Студент , щелкните по кнопке Добавить (Рисунок 14) .
  3. Закрыть. ы “Студент”. Для этого достаточно дважды щелкнуть по именам полей или перетащить мышью названия полей в клетку запроса.
  4. Создайте телефонную книгу для всех студентов, фамилии которых начинаются на букву С. Для этого в поле Условие отбора напишите условие Like “С*” (Рисунок 15): .
  5. Сохранить . Введите имя запроса Телефонная книга и щелкните по кнопке ОК.
  6. Щелкните по кнопке Выполнить
  7. Телефонная книга слева в окне Все объекты Access. Закройте таблицу.
  8. Создайте запрос на выборку тех студентов, которые приехали из Москвы или Люберцы.
  9. Для этого выполите команду
  10. В появившемся диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка имя таблицы Студент , щелкните по кнопке Добавить (Рисунок 14).
  11. Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть.
  12. В поле Условие отбора напишите условия для поля Адрес (Рисунок 16):
  13. Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Сохранить . Введите имя запроса Адрес и щелкните по кнопке ОК.
  14. Щелкните по кнопке Выполнить для представления запроса. Закройте запрос.

Самостоятельное задание.

  1. Составьте запрос на выборку тех студенток, имя которых – Ольга.
  2. Составьте запрос на выборку работников организаций, названия которых начинаются на букву Р, используя таблицу Работник.
  3. Составьте запрос на выборку всех студентов, которые обучаются по специальности технолога.
  4. Составьте запрос на выборку работников организаций, которые работают по должности инженер или бухгалтер .
  5. Результаты предъявите учителю.

Задание 3. Завершение работы с программой Access.

  1. Выполните команду Файл – Выход.
  2. Если вы производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений. Ответьте утвердительно.

Практическая работа №4.

Тема: Создание и использование запросов.

Цели работы:

  • закрепить навыки по редактированию таблиц базы данных;
  • научиться создавать запросы на выборку различными способами.

Порядок работы.

Задание 1.

  1. Откройте базу данных “Учебная база” из своей личной папки, которая должна находиться в папке Для уроков на Рабочем столе .
  2. В базе данных должны быть две связанные таблицы: Группы и Список .

Задание 2. Коррекция данных в таблице “Группы”.

  1. Откройте таблицу Группы , выделив ее и щелкнув по кнопке Открыть.
  2. Добавьте недостающие записи. Исправьте существующие. В предыдущей работе с “Учебной базой” Вы удаляли первую запись. Необходимо ее восстановить. Вы исправляли номера учебных групп на 201, 202, 203, 204, 205. Верните первоначальные значения группам. Добавьте еще одну запись в таблицу Группы : Учебная группа – 106 , Преподаватель – Ф.И.О. вашего классного руководителя, например, как на рисунке (Рисунок 17) :
  3. Закройте таблицу Группы, предварительно сохранив ее.

Задание 3. Коррекция данных в таблице “Список”.

Задание 4. Создание запроса на выборку.

  1. Выполните команду Создание – Конструктор запросов.
  2. В появившемся диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка имя таблицы Список , щелкните по кнопке Добавить .
  3. Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность выбора полей из таблицы “Список ”. Для этого достаточно дважды щелкнуть по именам полей или перетащить мышью названия полей в клетку запроса.
  4. Создайте телефонную книгу для всех учащихся, имена которых начинаются на букву А. Для этого в поле Условие отбора напишите условие Like “А*” (Рисунок 19):
  5. Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Сохранить . Введите имя запроса Номера телефонов и щелкните по кнопке ОК.
  6. Щелкните по кнопке Выполнить для представления запроса. Закройте запрос.
  7. Убедитесь в правильности полученного запроса, щелкнув по имени запроса Номера телефонов слева в окне Все объекты Access. Закройте таблицу.
  8. Создайте запрос на выборку учащихся 9-х классов, которых обучает преподаватель Смирнова З.В.
  9. Для этого выполите команду Создание – Конструктор запросов.
  10. В появившемся диалоговом окне Добавление таблицы Список и Группы , щелкая по кнопке Добавить (Рисунок 20).
  11. Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность выбора полей из таблиц Список и Группы
  12. В поле Условие отбора напишите условия для поля Преподаватель из таблицы Группы и поля Класс таблицы Список так, как показано на рисунке (Рисунок 20):
  13. Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Сохранить . Введите имя запроса Смирнова и щелкните по кнопке ОК.

Задание 4. Создание запроса с использованием логических операций в условии отбора.

  1. Создайте запрос на выборку тех преподавателей, которые обучают учащихся школ в 102 или 103 группе из школы №2 и №3.
  2. Для этого выполите команду Создание – Конструктор запросов.
  3. В появившемся диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка имена таблиц Список и Группы , щелкая по кнопке Добавить.
  4. Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность выбора полей из таблиц Список и Группы . Для этого достаточно дважды щелкнуть по именам полей или перетащить мышью названия полей в клетку запроса.
  5. В поле Условие отбора напишите условия для полей Школа и Учебная группа таблицы Список так, как показано на рисунке (Рисунок 21):

  6. Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Сохранить . Введите имя запроса Преподаватель и щелкните по кнопке ОК.
  7. Щелкните по кнопке для представления запроса. Закройте запрос.

Самостоятельное задание.

  1. Составьте запрос на выборку фамилий только тех учеников, которые родились в 1999 и 2000 годах.
  2. Составьте запрос на выборку учащихся школы №5, которые учатся в 9 и 11 классах.
  3. Составьте запрос на выборку всех фамилий от Куликова до конца алфавита.

Задание 5. Создание запроса на выборку с использованием построителя.

  1. Выделите запрос Номера телефонов и откройте его в режиме Конструктор с помощью контекстного меню (правой кнопкой мыши).
  2. Смените поле Номер телефона на поле Адрес .
  3. Сохраните запрос под именем Адрес , выполнив команду Файл – Сохранить объект как.
  4. Установите курсор в строку Условие отбора под столбцом Фамилия .
  5. Щелкните по кнопке Построитель . Появится окно, в котором можно строить сложные запросы (Рисунок 22) .
  6. В столбце Элементы выражений щелкните по кнопке Операторы , затем в столбце Категории выражений выберите Логические , в столбце Значения выражений щелкните по кнопке Not . Это слово появится в верхнем окне. Фамилию Архипов в кавычках введите вручную.
  7. Щелкните по кнопке ОК . В строке Условие отбора появится данное выражение.
  8. Щелкните по кнопке для представления запроса.
  9. Закройте запрос, сохранив его под именем Не_Архипов .

Предъявите преподавателю на экране запросы: Номера телефонов, Смирнова, Преподаватель, Год рождения, Школа 5, Куликов, Адрес, Не_Архипов.

Задание 6. Завершение работы с программой Access.

  1. Выполните команду Файл – Выход.
  2. Если вы производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений. Ответьте утвердительно.