Практические работы по прикладной информатике. Практические работы по информатике Ms. Excel

В данном практикуме представлены практические работы, предназначенные для учащихся 9-х классов в курсе освоения создания базы данных в Access 2010, а также поиска информации в готовой базе данных.

Практическая работа № 1
“Создание простейшей базы данных в Microsoft Access 2010

Ввод и сортировка записей”.

Цель работы:

  • научиться создавать таблицы с помощью Шаблонов таблиц и Конструктора таблиц;
  • осуществлять правильный ввод данных в таблицы;
  • научиться выполнять сортировку записей в таблице.

Задание 1. Создание пустой базы данных с помощью шаблонов таблиц.

Таким образом, государственные машины были добавлены в повседневный инструментарий вычислений. В то же время использование государственных машин для моделирования коммуникационных систем, как это было разработано Клодом Шенноном, стало обычным явлением среди инженеров электротехники и связи. Эти два потока в конечном счете объединились в изучении коммуникационных протоколов, которые в настоящее время почти повсеместно определены с точки зрения взаимодействующих государственных машин.

Развитие теории формального языка было вызвано построением компиляторов и изобретением языков программирования. Яркий, механический вид формализма вдохновил Эдварда Айронса, выпускника Йельского университета, попытаться построить компиляторы непосредственно из формализма. Впоследствии автоматизация компилятора стала обычным делом, как было отмечено выше.

Порядок работы

Задание 2. Создание пустой базы данных с помощью конструктора таблиц.

Порядок работы

Практическая работа № 2.

Создание базы данных, состоящей из двух таблиц

Цель работы:

  1. Проектирование структуры базы данных. Создать вариант базы данных с двумя таблицами: “Список”” и “ Группы”.
  2. Конструирование пустых таблиц базы данных.
  3. Создание схемы базы данных.
  4. В данном случае таблицы связаны связью один-ко-многим. Это значит, что в таблице “Группы” каждое значение связанного поля может встречаться только один раз, а в таблице “Список” – несколько раз (несколько человек могут быть из одной группы). Связи следует устанавливать при пустых таблицах.
  5. Ввод данных в таблицы.
  6. Создать форму для ввода данных.
  7. Порядок работы.

Задание 1. Создание базы данных – Учебная база .

Задача, которая когда-то требовала большая команда теперь может быть отнесена к домашней задаче. Мало того, что синтаксические анализаторы стали легко сделать, они также стали более надежными. Государственные машины были разработаны рядом академических и промышленных исследователей. Идея началась как теоретическая конструкция, но теперь полностью натурализована в компьютерной науке как принцип организации и спецификационный инструмент, независимо от каких-либо аналитических соображений. Вводные тексты описывают определенные шаблоны программирования как основанные на состоянии или основанные на состоянии.

  1. Запустите программу СУБД Microsoft Access. Для этого выполните: Пуск – Все программы – Microsoft office – Microsoft office Access 2010.
  2. Перед Вами откроется окно следующего вида (Рисунок 8 ):
  3. Выберите команду Новая база данных . Затем введите имя файла –Учебная база и нажмите кнопку Создать . Перед Вами откроется окно следующего вида (Рисунок 9 ):

Задание 2. Создание таблицы “Группы”.

Архетипическая государственная программа - это система телефонного запроса, управляемая меню. Основываясь на своем знакомстве с парадигмой, инженеры-программисты инстинктивно знают, как создавать такие программы. Вездесущность парадигмы привела к разработке специальных инструментов для описания и построения государственных систем, как и для парсеров. Работа продолжает разрабатывать модели машин для описания различных типов систем.

Теория вычислимости предшествовала появлению универсальных компьютеров и может быть прослежена для работы Тьюринга, Курта Годеля, Алонсо-Церкви и других. Теория вычислимости сосредоточена на одном вопросе: существуют ли эффективные процедуры для решения математических вопросов? Требования к вычислениям вызвали более подробные вопросы о внутренней сложности цифрового расчета, и эти вопросы подняли новые вопросы в математике.

Задание 3. Создание таблицы “Список”.

Задание 4. Создание схемы данных.

Задание 5. Заполнение таблицы “Группы” значениями.

  1. Откройте таблицу “Группы” в режиме Таблицы .
  2. Заполните ее записями из таблицы 1.

Таблица 1

Задание 6. Создание формы для ввода данных.

  1. В окне базы данных выделите имя таблицы Список и выполните команду Создание – Форма.
  2. Появится пустая форма ввода, представленная на рисунке (Рисунок 13).
  3. Заполните форму данными, приведенными в таблице 2.

    Алгоритмы, разработанные для ручного вычисления, часто характеризовались количеством операций. Например, были предложены различные схемы для проведения гауссовских исключений или конечных преобразований Фурье с использованием таких отсчетов. Такой подход стал более распространенным с появлением компьютеров, особенно в связи с алгоритмами сортировки. Со временем работа над теорией сложности развивалась так же, как развивались практические соображения: из-за опасений относительно времени, необходимого для завершения вычисления, для беспокойства относительно пространства, необходимого для его выполнения, к таким вопросам, как количество случайных бит, необходимых для шифрования чтобы код не был сломан.

    Таблица 2

    Отчество

    Год рождения

    Учебная группа

    Чернова Наталья Алексеевна
    Куликов Клим Алексеевич
    Архипов Виктор Александрович
    Баранкова Александра Николаевна
    Новоселов Алексей Иванович
  4. Сохраните введенные данные. Имя формы – Список. Закройте форму.
  5. Перейдите в окно Таблицы. Откройте таблицу Список . Убедитесь, что в таблице появились новые записи.
  6. Щелкнув по кнопке Сохранить, сохраните текущую таблицу.
  7. Закройте таблицу.

Задание 7. Проверка каскадного обновления связанных полей.

Также появилась надежная классификация проблем, основанных на машинных возможностях, необходимых для их атаки. В рамках одной модели машины существует иерархия классов сложности, стратифицированная пространственными или временными требованиями. Хартманис и Стернс разработали теорему «ускорения», в которой говорилось, что иерархия сложности не зависит от базовой скорости вычислений. Что отличает уровни иерархии, так это то, как время решения зависит от размера проблемы, а не от масштаба, в котором измеряется время.

Таким образом, полезно говорить о сложности с точки зрения порядка роста. Обозначения используются для описания скорости, с которой время, необходимое для создания решения, зависит от размера проблемы. Большие оценки очень скоро пронизаны алгоритмическими курсами и с тех пор включены в учебные планы по информатике в средних школах. В академическом сообществе быстро распространился количественный подход к сложности, впервые предложенный Хартманисом и Стернсом. В нем говорится, что существует резкое различие между проблемами, которые могут быть вычислено детерминистически или недетерминированно в течение разумного промежутка времени.

  1. Откройте таблицу “Группы”.
  2. Исправьте номера учебных групп на 201, 202, 203, 204, 205. Сохраните таблицу.
  3. Откройте таблицу “Список”. Убедитесь, что значения поля “Учебная группа” изменились. Закройте таблицу “Список”.

Задание 8. Проверка каскадного удаления связанных полей.

  1. Откройте таблицу “Группы”.
  2. Удалите первую запись (Выделите первую строку, правой кнопкой мыши вызовите контекстное меню и выберите команду Удалить запись.
  3. Ответьте утвердительно на запрос об удалении. Закройте таблицу “Группы”.
  4. Откройте таблицу “Список”. Убедитесь, что исчезли записи с номером группы 201.

Предъявите преподавателю: таблицу Групп ы, таблицу Списо к на экране, форму Список .

Теория Кука и предыдущая работа Хартманиса и Стернса помогают классифицировать проблемы как детерминированные, так и недетерминированные. Практическая значимость работы Кука была оживлена ​​Ричардом Карпом в Калифорнийском университете в Беркли, который продемонстрировал, что коллекция неразрешимые проблемы, в том числе известная проблема коммивояжера, взаимозаменяемы в том смысле, что, если какой-либо из них детерминирован, то все они есть.

Предполагая, что гипотеза Кука, если это правда, подразумевает, что нет надежды на то, чтобы точно решить любую из этих проблем на реальном компьютере без ущерба для экспоненциального времени. В результате разработчики программного обеспечения, зная, что конкретные приложения по своей сути сложны, могут выбрать «достаточно хорошими» решениями, а не поиском «наилучших возможных решений». Это приводит к другому вопросу: насколько хорошо решение.

Задание 9. Завершение работы с программой Access.

  1. Выполните команду Файл – Выход.

Практическая работа №3

Тема: Создание запросов к готовой базе данных.

Цель работы:

  • научиться создавать запросы простые и сложные к готовой базе данных.

Задание 1. Открытие базы данных, изготовленной на прошлом занятии.

Может быть получена за определенное количество усилий? Разработана более совершенная теория приближенных решений сложных проблем, но, учитывая, что приближения не широко используются компьютерными учеными, эта теория здесь подробно не рассматривается. Например, огромные «маршруты коммивояжеров» обычно используются для сведения к минимуму поездки автоматизированного сверла по монтажной плате, в котором тысячи отверстий должны быть скучно. Эти методы аппроксимации достаточно хороши, чтобы гарантировать, что некоторые простые решения будут очень близки к наилучшему возможному решению.

  1. В папке Для уроков в своей личной папке откройте файл База работников.
  2. На экране появится окно с основными элементами базы данных. В базе данных должны быть две таблицы: Работник и Студент .

Задание 2. Создание запроса на выборку.

  1. Выполните команду
  2. Добавление таблицы Студент , щелкните по кнопке Добавить (Рисунок 14) .
  3. Закрыть. ы “Студент”. Для этого достаточно дважды щелкнуть по именам полей или перетащить мышью названия полей в клетку запроса.
  4. Создайте телефонную книгу для всех студентов, фамилии которых начинаются на букву С. Для этого в поле Условие отбора напишите условие Like “С*” (Рисунок 15): .
  5. Сохранить . Введите имя запроса Телефонная книга и щелкните по кнопке ОК.
  6. Щелкните по кнопке Выполнить
  7. Телефонная книга слева в окне Все объекты Access. Закройте таблицу.
  8. Создайте запрос на выборку тех студентов, которые приехали из Москвы или Люберцы.
  9. Для этого выполите команду
  10. В появившемся диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка имя таблицы Студент , щелкните по кнопке Добавить (Рисунок 14).
  11. Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть.
  12. В поле Условие отбора напишите условия для поля Адрес (Рисунок 16):
  13. Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Сохранить . Введите имя запроса Адрес и щелкните по кнопке ОК.
  14. Щелкните по кнопке Выполнить для представления запроса. Закройте запрос.

Самостоятельное задание.

Хотя самые ранние компьютерные алгоритмы были написаны в основном для решения математических задач, между компьютерными программами и математическими идеями, которые они были предназначены для реализации, существовало лишь тонкое и неформальное соединение. Разрыв между программами и математикой расширился с ростом системного программирования, который сосредоточился на механике взаимодействия с компьютерной средой, а не с математикой.

Основным принципом последнего движения было то, что хорошая программная структура способствует умению рассуждать о программах и тем самым обеспечивает их правильность. Более того, аналогичная структуризация заключалась в том, чтобы информировать сам процесс проектирования, что привело к повышению производительности, а также к лучшим продуктам. Структурированное программирование стало обязательным лозунгом в текстах программирования и утвержденной практикой во многих крупных фирмах-разработчиках программного обеспечения.

  1. Составьте запрос на выборку тех студенток, имя которых – Ольга.
  2. Составьте запрос на выборку работников организаций, названия которых начинаются на букву Р, используя таблицу Работник.
  3. Составьте запрос на выборку всех студентов, которые обучаются по специальности технолога.
  4. Составьте запрос на выборку работников организаций, которые работают по должности инженер или бухгалтер .
  5. Результаты предъявите учителю.

Задание 3. Завершение работы с программой Access.

В полном подходе к проверке спецификации программы описываются математически, и формальное подтверждение того, что программа реализует спецификации, переносится. Для обеспечения обоснованности доказательства она будет выполняться или проверяться механически. Несмотря на это, сторонники структурированного программирования продвигали некоторые из его ключевых идей, а именно предварительное условие, постусловие и инвариант. Эти термины нашли свой путь в каждой учебной программе по информатике даже на уровне средней школы.

Не логика явно заявлена ​​в коде, написанном повседневными программистами, эти идеи информируют о своей работе. Структурированная перспектива программирования привела к более продвинутой дисциплине, обнародованной Дэвидом Грисом в Корнельском университете и Эдсгером Дейкстра в Эйндховене, который начинает вводить учебные планы. В этом подходе программы получают из спецификаций путем алгебраического расчета. В наиболее продвинутом проявлении, сформулированном Эриком Хехнером, программирование идентифицируется с помощью математической логики.

  1. Выполните команду Файл – Выход.
  2. Если вы производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений. Ответьте утвердительно.

Практическая работа №4.

Тема: Создание и использование запросов.

Цели работы:

  • закрепить навыки по редактированию таблиц базы данных;
  • научиться создавать запросы на выборку различными способами.

Порядок работы.

Хотя пока неясно, будет ли эта степень математизации в конечном итоге. Общая практика, история инженерного анализа предполагает, что этот результат вероятен. В одной области дизайн распределенных систем, математика распространяется в поле, возможно, быстрее, чем в классе. Первоначальным импульсом стала проверка на Западе предлагаемого международного стандарта. Тема быстро созрела как на практике, так и теоретически. К настоящему времени инженеры использовали множество алгебр в практических инструментах для анализа протоколов, используемых в приложениях, начиная от аппаратных шин к интернет-коммуникациям.

Задание 1.

  1. Откройте базу данных “Учебная база” из своей личной папки, которая должна находиться в папке Для уроков на Рабочем столе .
  2. В базе данных должны быть две связанные таблицы: Группы и Список .

Задание 2. Коррекция данных в таблице “Группы”.

  1. Откройте таблицу Группы , выделив ее и щелкнув по кнопке Открыть.
  2. Добавьте недостающие записи. Исправьте существующие. В предыдущей работе с “Учебной базой” Вы удаляли первую запись. Необходимо ее восстановить. Вы исправляли номера учебных групп на 201, 202, 203, 204, 205. Верните первоначальные значения группам. Добавьте еще одну запись в таблицу Группы : Учебная группа – 106 , Преподаватель – Ф.И.О. вашего классного руководителя, например, как на рисунке (Рисунок 17) :
  3. Закройте таблицу Группы, предварительно сохранив ее.

Задание 3. Коррекция данных в таблице “Список”.

Особенно сложно предвидеть последствия аномальных событий для поведения коммуникационных приложений. Потеря или искажение сообщений между компьютерами или конфликты между параллельными событиями, такие как два турагента, которые бронируют одно и то же место в авиакомпании, могут вызвать неудобства или даже катастрофу, как отмечает Нойманн. Эти жизненные трудности способствовали исследованиям в анализе протоколов, что позволяет прогнозировать поведение в рамках целого ряда условий и событий, а не только нескольких простых сценариев.

Задание 4. Создание запроса на выборку.

  1. Выполните команду Создание – Конструктор запросов.
  2. В появившемся диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка имя таблицы Список , щелкните по кнопке Добавить .
  3. Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность выбора полей из таблицы “Список ”. Для этого достаточно дважды щелкнуть по именам полей или перетащить мышью названия полей в клетку запроса.
  4. Создайте телефонную книгу для всех учащихся, имена которых начинаются на букву А. Для этого в поле Условие отбора напишите условие Like “А*” (Рисунок 19):
  5. Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Сохранить . Введите имя запроса Номера телефонов и щелкните по кнопке ОК.
  6. Щелкните по кнопке Выполнить для представления запроса. Закройте запрос.
  7. Убедитесь в правильности полученного запроса, щелкнув по имени запроса Номера телефонов слева в окне Все объекты Access. Закройте таблицу.
  8. Создайте запрос на выборку учащихся 9-х классов, которых обучает преподаватель Смирнова З.В.
  9. Для этого выполите команду Создание – Конструктор запросов.
  10. В появившемся диалоговом окне Добавление таблицы Список и Группы , щелкая по кнопке Добавить (Рисунок 20).
  11. Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность выбора полей из таблиц Список и Группы
  12. В поле Условие отбора напишите условия для поля Преподаватель из таблицы Группы и поля Класс таблицы Список так, как показано на рисунке (Рисунок 20):
  13. Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Сохранить . Введите имя запроса Смирнова и щелкните по кнопке ОК.

Задание 4. Создание запроса с использованием логических операций в условии отбора.

Теория теории и практика появились за последнее десятилетие, чтобы сделать автоматический анализ протоколов практической реальностью. Криптография сейчас важнее, чем когда-либо. Хотя военные имеют долгую историю поддержки исследований методов шифрования для обеспечения безопасности передачи данных, совсем недавно криптография широко использовалась в деловых и личных приложениях. Криптография - это область, в которой теоретическая работа имеет явные последствия для практики, и наоборот.

Поле также было спорным, поскольку федеральные агентства иногда выступали против и в других случаях поддерживали общедоступные исследования. Хотя основополагающая трактовка криптографии Клода Шэннона последовала за его основополагающим документом по теории информации, она была написана ранее в условиях безопасности военного времени.

  1. Создайте запрос на выборку тех преподавателей, которые обучают учащихся школ в 102 или 103 группе из школы №2 и №3.
  2. Для этого выполите команду Создание – Конструктор запросов.
  3. В появившемся диалоговом окне Добавление таблицы выберите из списка имена таблиц Список и Группы , щелкая по кнопке Добавить.
  4. Закончите выбор, щелкнув по кнопке Закрыть. Появится возможность выбора полей из таблиц Список и Группы . Для этого достаточно дважды щелкнуть по именам полей или перетащить мышью названия полей в клетку запроса.
  5. В поле Условие отбора напишите условия для полей Школа и Учебная группа таблицы Список так, как показано на рисунке (Рисунок 21):

    Несомненно, участие Шеннона в криптографии по правительственным проектам помогло сформировать его представление об теории информации. Под эгидой правительственных учреждений. Агентство национальной безопасности на протяжении многих лет являлось лидером в криптографической работе, но лишь немногие из них были опубликованы или нашли свой путь в гражданское сообщество. Тем не менее, независимое движение криптографического обнаружения было разработано, обусловленное доступностью и потребностями вычислений.

    Готовый доступ к вычислительной мощности сделал криптографическое экспериментирование возможным, так же как возможности для удаленного вторжения сделали его необходимым, и тайна, окружающая поле, сделала его интригующим. Спекуляция о силе системы стимулировала исследования так же эффективно, как если бы был оформлен официальный запрос предложений.

  6. Сохраните запрос, щелкнув по кнопке Сохранить . Введите имя запроса Преподаватель и щелкните по кнопке ОК.
  7. Щелкните по кнопке для представления запроса. Закройте запрос.

Самостоятельное задание.

  1. Составьте запрос на выборку фамилий только тех учеников, которые родились в 1999 и 2000 годах.
  2. Составьте запрос на выборку учащихся школы №5, которые учатся в 9 и 11 классах.
  3. Составьте запрос на выборку всех фамилий от Куликова до конца алфавита.

Задание 5. Создание запроса на выборку с использованием построителя.

  1. Выделите запрос Номера телефонов и откройте его в режиме Конструктор с помощью контекстного меню (правой кнопкой мыши).
  2. Смените поле Номер телефона на поле Адрес .
  3. Сохраните запрос под именем Адрес , выполнив команду Файл – Сохранить объект как.
  4. Установите курсор в строку Условие отбора под столбцом Фамилия .
  5. Щелкните по кнопке Построитель . Появится окно, в котором можно строить сложные запросы (Рисунок 22) .
  6. В столбце Элементы выражений щелкните по кнопке Операторы , затем в столбце Категории выражений выберите Логические , в столбце Значения выражений щелкните по кнопке Not . Это слово появится в верхнем окне. Фамилию Архипов в кавычках введите вручную.
  7. Щелкните по кнопке ОК . В строке Условие отбора появится данное выражение.
  8. Щелкните по кнопке для представления запроса.
  9. Закройте запрос, сохранив его под именем Не_Архипов .

Предъявите преподавателю на экране запросы: Номера телефонов, Смирнова, Преподаватель, Год рождения, Школа 5, Куликов, Адрес, Не_Архипов.

Задание 6. Завершение работы с программой Access.

  1. Выполните команду Файл – Выход.
  2. Если вы производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений. Ответьте утвердительно.

Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Я люблю природу» , приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса .

Практические работы по информатике Ms. Excel

Выберите документ из архива для просмотра:

18.5 КБ автомобили.xls

14 КБ страны.xls

Excel пр.р. 1.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 1

«Назначение и интерфейс MS Excel»

Выполнив задания этой темы, вы:

1. Научитесь запускать электронные таблицы;

2. Закрепите основные понятия: ячейка, строка, столбец, адрес ячейки;

3. Узнаете как вводить данные в ячейку и редактировать строку формул;

5. Как выделять целиком строки, столбец, несколько ячеек, расположенных рядом и таблицу целиком.

Задание: Познакомиться практически с основными элементами окна MS Excel.


    Запустите программу Microsoft Excel. Внимательно рассмотрите окно программы.

Документы, которые создаются с помощью EXCEL , называются рабочими книгами и имеют расширение . XLS . Новая рабочая книга имеет три рабочих листа, которые называются ЛИСТ1, ЛИСТ2 и ЛИСТ3. Эти названия указаны на ярлычках листов в нижней части экрана. Для перехода на другой лист нужно щелкнуть на названии этого листа.

Действия с рабочими листами:

    Переименование рабочего листа. Установить указатель мыши на корешок рабочего листа и два раза щелкнуть левой клавишей или вызвать контекстное меню и выбрать команду Переименовать. Задайте название листа "ТРЕНИРОВКА"

    Вставка рабочего листа . Выделить ярлычок листа "Лист 2", перед которым нужно вставить новый лист, и с помощью контекстного меню вставьте новый лист и дайте название "Проба" .

    Удаление рабочего листа. Выделить ярлычок листа "Лист 2", и с помощью контекстного меню удалите .

Ячейки и диапазоны ячеек.

Рабочее поле состоит из строк и столбцов. Строки нумеруются числами от 1 до 65536. Столбцы обозначаются латинскими буквами: А, В, С, …, АА, АВ, … , IV , всего – 256. На пересечении строки и столбца находится ячейка. Каждая ячейка имеет свой адрес: имя столбца и номер строки, на пересечении которых она находится. Например, А1, СВ234, Р55.

Для работы с несколькими ячейками их удобно объединять их в «диапазоны».

Диапазон – это ячейки, расположенные в виде прямоугольника. Например, А3, А4, А5, В3, В4, В5. Для записи диапазона используется « : »: А3:В5

8:20 – все ячейки в строках с 8 по 20.

А:А – все ячейки в столбце А.

Н:Р – все ячейки в столбцах с Н по Р.

В адрес ячейки можно включать имя рабочего листа: Лист8!А3:В6.

2. Выделение ячеек в Excel

Что выделяем

Действия

Одну ячейку

Щелчок на ней или перемещаем выделения клавишами со стрелками.

Строку

Щелчок на номере строки.

Столбец

Щелчок на имени столбца.

Диапазон ячеек

Протянуть указатель мыши от левого верхнего угла диапазона к правому нижнему.

Несколько диапазонов

Выделить первый, нажать SCHIFT + F 8, выделить следующий.

Всю таблицу

Щелчок на кнопке «Выделить все» (пустая кнопка слева от имен столбцов)

Можно изменять ширину столбцов и высоту строк перетаскиванием границ между ними.

Воспользуйтесь полосами прокрутки для того, чтобы определить сколько строк имеет таблица и каково имя последнего столбца.
Внимание!!!
Чтобы достичь быстро конца таблицы по горизонтали или вертикали, необходимо нажать комбинации клавиш: Ctrl+→ - конец столбцов или Ctrl+↓ - конец строк. Быстрый возврат в начало таблицы - Ctrl+Home.

В ячейке А3 Укажите адрес последнего столбца таблицы.

Сколько строк содержится в таблице? Укажите адрес последней строки в ячейке B3.

3. В EXCEL можно вводить следующие типы данных:

    Числа.

    Текст (например, заголовки и поясняющий материал).

    Функции (например, сумма, синус, корень).

    Формулы.

Данные вводятся в ячейки. Для ввода данных нужную ячейку необходимо выделить. Существует два способа ввода данных:

    Просто щелкнуть в ячейке и напечатать нужные данные.

    Щелкнуть в ячейке и в строке формул и ввести данные в строку формул.

Нажать ENTER .

Введите в ячейку N35 свое имя, выровняйте его в ячейке по центру и примените начертание полужирное.
Введите в ячейку С5 текущий год, используя строку формул.

4. Изменение данных.

    Выделить ячейку и нажать F 2 и изменить данные.

    Выделить ячейку e щелкнуть в строке формул и изменить данные там.

Для изменения формул можно использовать только второй способ.

Измените данные в ячейке N35, добавьте свою фамилию. используя любой из способов.

5. Ввод формул.

Формула – это арифметическое или логическое выражение, по которому производятся расчеты в таблице. Формулы состоят из ссылок на ячейки, знаков операций и функций. Ms EXCEL располагает очень большим набором встроенных функций. С их помощью можно вычислять сумму или среднее арифметическое значений из некоторого диапазона ячеек, вычислять проценты по вкладам и т. д.

Ввод формул всегда начинается со знака равенства. После ввода формулы в соответствующей ячейке появляется результат вычисления, а саму формулу можно увидеть в строке формул.

Действие

Примеры

+

Сложение

А1+В1

-

Вычитание

А1 - В2

*

Умножение

В3*С12

/

Деление

А1 / В5

Возведение в степень

А4 ^3

=, <,>,<=,>=,<>

Знаки отношений

А2

В формулах можно использовать скобки для изменения порядка действий.

    Автозаполнение.

Очень удобным средством, которое используется только в MS EXCEL , является автозаполнение смежных ячеек. К примеру, необходимо в столбец или строку ввести названия месяцев года. Это можно сделать вручную. Но есть гораздо более удобный способ:

    Введите в первую ячейку нужный месяц, например январь.

    Выделите эту ячейку. В правом нижнем углу рамки выделения находится маленький квадратик – маркер заполнения.

    Подведите указатель мыши к маркеру заполнения (он примет вид крестика), удерживая нажатой левую кнопку мыши, протяните маркер в нужном направлении. При этом радом с рамкой будет видно текущее значение ячейки.

Если необходимо заполнить какой-то числовой ряд, то нужно в соседние две ячейки ввести два первых числа (например, в А4 ввести 1, а в В4 – 2), выделить эти две ячейки и протянуть за маркер область выделения до нужных размеров.

Выбранный для просмотра документ Excel пр.р. 2.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 2

«Ввод данных и формул в ячейки электронной таблицы MS Excel»

· Вводить в ячейки данные разного типа: текстовые, числовые, формулы.

Задание: Выполните в таблице ввод необходимых данных и простейшие расчеты.

Технология выполнения задания:

1. Запустите программу Microsoft Excel.

2. В ячейку А1 Листа 2 введите текст: "Год основания школы". Зафиксируйте данные в ячейке любым известным вам способом.

3. В ячейку В1 введите число –год основания школы (1971).

4. В ячейку C1 введите число –текущий год (2016).

Внимание! Обратите внимание на то, что в MS Excel текстовые данные выравниваются по левому краю, а числа и даты – по правому краю.

5. Выделите ячейку D1 , введите с клавиатуры формулу для вычисления возраста школы: = C1- B1

Внимание! Ввод формул всегда начинается со знака равенства «=». Адреса ячеек нужно вводить латинскими буквами без пробелов. Адреса ячеек можно вводить в формулы без использования клавиатуры, а просто щелкая мышкой по соответствующим ячейкам.

6. Удалите содержимое ячейки D1 и повторите ввод формулы с использованием мышки. В ячейке D1 установите знак «=» , далее щелкните мышкой по ячейке C1, обратите внимание адрес этой ячейки появился в D1, поставьте знак «–» и щелкните по ячейке B1 , нажмите {Enter}.

7. В ячейку А2 введите текст "Мой возраст".

8. В ячейку B2 введите свой год рождения.

9. В ячейку С2 введите текущий год.

10. Введите в ячейку D2 формулу для вычисления Вашего возраста в текущем году (= C2- B2).

11. Выделите ячейку С2. Введите номер следующего года. Обратите внимание, перерасчет в ячейке D2 произошел автоматически.

12. Определите свой возраст в 2025 году. Для этого замените год в ячейке С2 на 2025.

Самостоятельная работа

Упражнение: Посчитайте, используя ЭТ, хватит ли вам 130 рублей, чтоб купить все продукты, которые вам заказала мама, и хватит ли купить чипсы за 25 рублей?

Технология выполнения упражнения:
o В ячейку А1 вводим “№”
o В ячейки А2, А3 вводим “1”, “2”, выделяем ячейки А2,А3, наводим на правый нижний угол (должен появиться черный крестик), протягиваем до ячейки А6
o В ячейку В1 вводим “Наименование”
o В ячейку С1 вводим “Цена в рублях”
o В ячейку D1 вводим “Количество”
o В ячейку Е1 вводим “Стоимость” и т.д.
o В столбце “Стоимость” все формулы записываются на английском языке!
o В формулах вместо переменных записываются имена ячеек.
o После нажатия Enter вместо формулы сразу появляется число – результат вычисления

o Итого посчитайте самостоятельно.

Результат покажите учителю!!!

Выбранный для просмотра документ Excel пр.р. 3.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 3

«MS Excel. Создание и редактирование табличного документа»

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

Создавать и заполнять данными таблицу;

Форматировать и редактировать данные в ячейке;

Использовать в таблице простые формулы;

Копировать формулы.

Задание:

1. Создайте таблицу, содержащую расписание движения поездов от станции Саратов до станции Самара. Общий вид таблицы «Расписание» отображен на рисунке.


2. Выберите ячейку А3 , замените слово «Золотая» на «Великая» и нажмите клавишу Enter .

3. Выберите ячейку А6 , щелкните по ней левой кнопкой мыши дважды и замените «Угрюмово» на «Веселково»

4. Выберите ячейку А5 зайдите в строку формул и замените «Сенная» на «Сенная 1».


5. Дополните таблицу «Расписание» расчетами времени стоянок поезда в каждом населенном пункте. (вставьте столбцы) Вычислите суммарное время стоянок, общее время в пути, время, затрачиваемое поездом на передвижение от одного населенного пункта к другому.


Технология выполнения задания:

1. Переместите столбец «Время отправления» из столбца С в столбец D. Для этого выполните следующие действия:

Выделите блок C1:C7; выберите команду Вырезать .
Установите курсор в ячейку D1;
Выполните команду
Вставить ;
Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.;

2. Введите текст «Стоянка» в ячейку С1. Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.

3. Создайте формулу, вычисляющую время стоянки в населенном пункте.

4. Необходимо скопировать формулу в блок С4:С7, используя маркер заполнения. Для этого выполните следующие действия:
Вокруг активной ячейки имеется рамка, в углу которой есть маленький прямоугольник, ухватив его, распространите формулу вниз до ячейки С7.

5. Введите в ячейку Е1 текст «Время в пути». Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.

6. Создайте формулу, вычисляющую время, затраченное поездом на передвижение от одного населенного пункта к другому.

7. Измените формат чисел для блоков С2:С9 и Е2:Е9. Для этого выполните следующие действия:

Выделите блок ячеек С2:С9;
Главная – Формат – Другие числовые форматы - Время и установите параметры (часы:минуты) .

Нажмите клавишу Ок .

8. Вычислите суммарное время стоянок.
Выберите ячейку С9;
Щелкните кнопку
Автосумма на панели инструментов;
Подтвердите выбор блока ячеек С3:С8 и нажмите клавишу
Enter .

9. Введите текст в ячейку В9. Для этого выполните следующие действия:

Выберите ячейку В9;
Введите текст «Суммарное время стоянок». Выровняйте ширину столбца в соответствии с размером заголовка.

10. Удалите содержимое ячейки С3.

Выберите ячейку С3;
Выполните команду основного меню Правка – Очистить или нажмите Delete на клавиатуре;
Внимание! Компьютер автоматически пересчитывает сумму в ячейке С9!!!

Выполните команду Отменить или нажмите соответствующую кнопку на панели инструментов.

11. Введите текст «Общее время в пути» в ячейку D9.

12. Вычислите общее время в пути.

13. Оформите таблицу цветом и выделите границы таблицы.

Самостоятельная работа

Рассчитайте с помощью табличного процессора Exel расходы школьников, собравшихся поехать на экскурсию в другой город.

Выбранный для просмотра документ Excel пр.р. 4.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 4

"Ссылки. Встроенные функции MS Excel".

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

    Выполнять операции по копированию, перемещению и автозаполнению отдельных ячеек и диапазонов.

    Различать виды ссылок (абсолютная, относительная, смешанная)

    Использовать в расчетах встроенные математические и статистические функции Excel.

MS Excel содержит 320 встроенных функций. Простейший способ получения полной информации о любой из них заключается в использовании меню Справка . Для удобства функции в Excel разбиты по категориям (математические, финансовые, статистические и т.д.).
Обращение к каждой функции состоит из двух частей: имени функции и аргументов в круглых скобках.

Таблица. Встроенные функции Excel

* Записывается без аргументов.

Таблица . Виды ссылок

Задание.

1. Заданы стоимость 1 кВт./ч. электроэнергии и показания счетчика за предыдущий и текущий месяцы. Необходимо вычислить расход электроэнергии за прошедший период и стоимость израсходованной электроэнергии.


Технология работы:

1. Выровняйте текст в ячейках. Выделите ячейки А3:Е3. Главная - Формат –Формат ячейки – Выравнивание: по горизонтали – по центру, по вертикали – по центру, отображение – переносить по словам.

2. В ячейку А4 введите: Кв. 1, в ячейку А5 введите: Кв. 2. Выделите ячейки А4:А5 и с помощью маркера автозаполнения заполните нумерацию квартир по 7 включительно.

5. Заполните ячейки B4:C10 по рисунку.

6. В ячейку D4 введите формулу для нахождения расхода эл/энергии. И заполните строки ниже с помощью маркера автозаполнения.

7. В ячейку E4 введите формулу для нахождения стоимости эл/энергии =D4*$B$1 . И заполните строки ниже с помощью маркера автозаполнения.

Обратите внимание!
При автозаполнении адрес ячейки B1 не меняется,
т.к. установлена абсолютная ссылка.

8. В ячейке А11 введите текст «Статистические данные» выделите ячейки A11:B11 и щелкните на панели инструментов кнопку «Объединить и поместить в центре».

9. В ячейках A12:A15 введите текст, указанный на рисунке.

10. Щелкнуть мышью по ячейке B12 и ввести математическую функцию СУММ , для этого необходимо щелкнуть в строке формул по знаку fx и выбрать функцию, а также подтвердить диапазон ячеек.

11. Аналогично функции задаются и в ячейках B13:B15.

12. Расчеты вы выполняли на Листе 1, переименуйте его в Электроэнергию.

Самостоятельная работа

Упражнение1:

Рассчитайте свой возраст, начиная с текущего года и по 2030 год, используя маркер автозаполнения. Год вашего рождения является абсолютной ссылкой. Расчеты выполняйте на Листе 2. Лист 2 переименуйте в Возраст.

Упражнение 2: Создайте таблицу по образцу. В ячейках I 5: L 12 и D 13: L 14 должны быть формулы: СРЗНАЧ, СЧЁТЕСЛИ, МАХ, МИН. Ячейки B 3: H 12 заполняются информацией вами.


Выбранный для просмотра документ Excel пр.р. 5.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 5

«MS Excel. Статистические функции»

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

Технологии создания табличного документа;

Присваивать тип к используемым данным;

Созданию формулы и правилам изменения ссылок в них;

Использовать встроенные статистических функции Excel для расчетов.

Задание 1. Рассчитать количество прожитых дней.

Технология работы:

1. Запустить приложение Excel.

2. В ячейку A1 ввести дату своего рождения (число, месяц, год – 20.12.97). Зафиксируйте ввод данных.

3. Просмотреть различные форматы представления даты (Главная – Формат ячейки – Другие числовые форматы - Дата) . Перевести дату в тип ЧЧ.ММ.ГГГГ. Пример, 14.03.2001

4. Рассмотрите несколько типов форматов даты в ячейке А1.

5. В ячейку A2 ввести сегодняшнюю дату.

6. В ячейке A3 вычислить количество прожитых дней по формуле. Результат может оказаться представленным в виде даты, тогда его следует перевести в числовой тип.

Задание 2. Возраст учащихся. По заданному списку учащихся и даты их рождения. Определить, кто родился раньше (позже), определить кто самый старший (младший).


Технология работы:

1. Получите файл Возраст. По локальной сети: Откройте папку Сетевое окружение– Boss –Общие документы– 9 класс, найдите файл Возраст. Скопируйте его любым известным вам способом или скачайте с этой страницы внизу приложения.

2. Рассчитаем возраст учащихся. Чтобы рассчитать возраст необходимо с помощью функции СЕГОДНЯ выделить сегодняшнюю текущую дату из нее вычитается дата рождения учащегося, далее из получившейся даты с помощью функции ГОД выделяется из даты лишь год. Из полученного числа вычтем 1900 – века и получим возраст учащегося. В ячейку D3 записать формулу =ГОД(СЕГОДНЯ()-С3)-1900 . Результат может оказаться представленным в виде даты, тогда его следует перевести в числовой тип.

3. Определим самый ранний день рождения. В ячейку C22 записать формулу =МИН(C3:C21) ;

4. Определим самого младшего учащегося. В ячейку D22 записать формулу =МИН(D3:D21) ;

5. Определим самый поздний день рождения. В ячейку C23 записать формулу =МАКС(C3:C21) ;

6. Определим самого старшего учащегося. В ячейку D23 записать формулу =МАКС(D3:D21) .

Самостоятельная работа:
Задача. Произведите необходимые расчеты роста учеников в разных единицах измерения.


Выбранный для просмотра документ Excel пр.р. 6.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 6

«MS Excel. Статистические функции» Часть II.

Задание 3. С использованием электронной таблицы произвести обработку данных с помощью статистических функций. Даны сведения об учащихся класса, включающие средний балл за четверть, возраст (год рождения) и пол. Определить средний балл мальчиков, долю отличниц среди девочек и разницу среднего балла учащихся разного возраста.

Решение:
Заполним таблицу исходными данными и проведем необходимые расчеты.
Обратите внимание на формат значений в ячейках "Средний балл" (числовой) и "Дата рождения" (дата)


В таблице используются дополнительные колонки, которые необходимы для ответа на вопросы, поставленные в задаче - возраст ученика и является ли учащийся отличником и девочкой одновременно.
Для расчета возраста использована следующая формула (на примере ячейки G4):

=ЦЕЛОЕ((СЕГОДНЯ()-E4)/365,25)

Прокомментируем ее. Из сегодняшней даты вычитается дата рождения ученика. Таким образом, получаем полное число дней, прошедших с рождения ученика. Разделив это количество на 365,25 (реальное количество дней в году, 0,25 дня для обычного года компенсируется високосным годом), получаем полное количество лет ученика; наконец, выделив целую часть, - возраст ученика.

Является ли девочка отличницей, определяется формулой (на примере ячейки H4):

=ЕСЛИ(И(D4=5;F4="ж");1;0)

Приступим к основным расчетам.
Прежде всего требуется определить средний балл девочек. Согласно определению, необходимо разделить суммарный балл девочек на их количество. Для этих целей можно воспользоваться соответствующими функциями табличного процессора.

=СУММЕСЛИ(F4:F15;"ж";D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(F4:F15;"ж")

Функция СУММЕСЛИ позволяет просуммировать значения только в тех ячейках диапазона, которые отвечают заданному критерию (в нашем случае ребенок является мальчиком). Функция СЧЁТЕСЛИ подсчитывает количество значений, удовлетворяющих заданному критерию. Таким образом и получаем требуемое.
Для подсчета доли отличниц среди всех девочек отнесем количество девочек-отличниц к общему количеству девочек (здесь и воспользуемся набором значений из одной из вспомогательных колонок):

=СУММ(H4:H15)/СЧЁТЕСЛИ(F4:F15;"ж")

Наконец, определим отличие средних баллов разновозрастных детей (воспользуемся в расчетах вспомогательной колонкой Возраст ):

=ABS(СУММЕСЛИ(G4:G15;15;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(G4:G15;15)-
СУММЕСЛИ(G4:G15;16;D4:D15)/СЧЁТЕСЛИ(G4:G15;16))

Обратите внимание на то, что формат данных в ячейках G18:G20 – числовой, два знака после запятой. Таким образом, задача полностью решена. На рисунке представлены результаты решения для заданного набора данных.

Выбранный для просмотра документ Excel пр.р. 7.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 7

«Создание диаграмм средствами MS Excel»

Выполнив задания этой темы, вы научитесь:

Выполнять операции по созданию диаграмм на основе введенных в таблицу данных;

Редактировать данные диаграммы, ее тип и оформление.

Что собой представляет диаграмма. Диаграмма предназначена для графического представления данных. Для отображения числовых данных, введенных в ячейки таблицы, используются линии, полосы, столбцы, сектора и другие визуальные элементы. Вид диаграммы зависит от её типа. Все диаграммы, за исключением круговой, имеют две оси: горизонтальную – ось категорий и вертикальную – ось значений. При создании объёмных диаграмм добавляется третья ось – ось рядов. Часто диаграмма содержит такие элементы, как сетка, заголовки и легенда. Линии сетки являются продолжением делений, находящихся на осях, заголовки используются для пояснений отдельных элементов диаграммы и характера представленных на ней данных, легенда помогает идентифицировать ряды данных, представленные на диаграмме. Добавлять диаграммы можно двумя способами: внедрять их в текущий рабочий лист и добавлять отдельный лист диаграммы. В том случае, если интерес представляет сама диаграмма, то она размещается на отдельном листе. Если же нужно одновременно просматривать диаграмму и данные, на основе которых она была построена, то тогда создаётся внедрённая диаграмма.

Диаграмма сохраняется и печатается вместе с рабочей книгой.

После того, как диаграмма будет сформирована, в неё можно будет внести изменения. Прежде чем выполнять какие либо действия с элементами диаграммы, выделите их, щёлкнув по ним левой кнопкой мыши. После этого вызовите контекстное меню с помощью правой кнопки мыши или воспользуйтесь соответствующими кнопками панели инструментов Диаграмма .

Задача: С помощью электронной таблицы построить график функции Y=3,5x–5. Где X принимает значения от –6 до 6 с шагом 1.

Технология работы:

1. Запустите табличный процессор Excel.

2. В ячейку A1 введите «Х», в ячейку В1 введите «Y».

3. Выделите диапазон ячеек A1:B1 выровняйте текст в ячейках по центру.

4. В ячейку A2 введите число –6, а в ячейку A3 введите –5. Заполните с помощью маркера автозаполнения ячейки ниже до параметра 6.

5. В ячейке B2 введите формулу: =3,5*A2–5. Маркером автозаполнения распространите эту формулу до конца параметров данных.

6. Выделите всю созданную вами таблицу целиком и задайте ей внешние и внутренние границы.

7. Выделите заголовок таблицы и примените заливку внутренней области .

8. Выделите остальные ячейки таблицы и примените заливку внутренней области другого цвета.

9. Выделите таблицу целиком. Выберите на панели меню Вставка - Диаграмма , Тип: точечная, Вид: Точечная с гладкими кривыми.


10. Переместите диаграмму под таблицу.

Самостоятельная работа:

    Постройте график функции у= sin (x )/ x на отрезке [-10;10] с шагом 0,5.

    Вывести на экран график функции: а) у=х; б) у=х 3 ; в) у=-х на отрезке [-15;15] с шагом 1.

    Откройте файл "Города" (зайдите в папку сетевая - 9 класс-Города).

    Посчитайте стоимость разговора без скидки (столбец D) и стоимость разговора с учетом скидки (столбец F).

    Для нагладного представления постройте две круговые диаграммы. (1- диаграмма стоимости разговора без скидки; 2- диагамма стоимости разговора со скидкой).

Выбранный для просмотра документ Excel пр.р. 8.docx

Библиотека
материалов

Практическая работа 8

ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКОВ И РИСУНКОВ СРЕДСТВАМИ MS EXCEL

1. Построение рисунка «ЗОНТИК»

Приведены функции, графики которых участвуют в этом изображении:

у1= -1/18х 2 + 12, хÎ[-12;12]

y 2= -1/8х 2 +6, хÎ[-4;4]

y 3= -1/8(x +8) 2 + 6, хÎ[-12; -4]

y 4= -1/8(x -8) 2 + 6, хÎ

y 5= 2(x +3) 2 9, хÎ[-4;0]

y 6=1.5(x +3) 2 – 10, хÎ[-4;0]

- Запустить MS EXCEL

· - В ячейке А1 внести обозначение переменной х

· - Заполнить диапазон ячеек А2:А26 числами с -12 до 12.

Последовательно для каждого графика функции будем вводить формулы. Для у1= -1/8х 2 + 12, хÎ[-12;12], для
y 2= -1/8х 2 +6, хÎ[-4;4] и т.д.

Порядок выполнения действий:

    Устанавливаем курсор в ячейку В1 и вводим у1

    В ячейку В2 вводим формулу =(-1/18)*А2^2 +12

    Нажимаем Enter на клавиатуре