Родовое поселение ковчег. Ковчег и другие экопоселения. Ближайшие населенные пункты

Калужская область
Экопоселение КОВЧЕГ (НП)

Калужская область (граница с Московской областью), Малоярославецкий район, 130 км к югу от Москвы (чуть более 2 часов от МКАД по Киевскому/ Калужскому/ Варшавскому шоссе), 25 км от г.Малоярославец. От шоссе примерно 10 км бетонки, изрядно побитой. Есть общий дом. Две реки - небольшая в 0,5 км. и большая в 4 км. Купаться можно в обеих реках и обоих прудах (большом общем и маленьком личном). С двух сторон лес, родники. Земляника, орехи, грибы в изобилии.

В Малоярославце зарегистрировано Некоммерческое Партнерство "КОВЧЕГ" с главной уставной целью - организацией экопоселения.

Сайт Ковчега www.kovcheg.info/

Самая последняя горячая новость "Ковчега" - создание населённого пункта!
Смотри тут: www.eco-kovcheg.ru/think8.html

Семинары, проводимые в поселении "Ковчег" (Калужская обл.).

Наука образности и акцентированное осознание духовных процессов.

Открытие А.В. Бояршинова.

Ведущий: Горнаев Алексей (Экологическое поселение НП "Ковчег")

Наука образности и традиция русской и мировой культуры. Открытие феномена акцентированного осознания А.В. Бояршинова. Искусство и религия с момента своего возникновения осознано и неосознанно использовали процесс создания и трансляции образов. Образ - это ярко окрашенная эмоционально мощно сконцентрированная мысль. Наибольшего расцвета в европейской культурной традиции это искусство достигло в деятельности выдающего реформатора и театрального деятеля К.С. Станиславского. Искусство театра Станиславского потрясало весь мир (даже тогда, когда люди присутствовали на спектаклях, не зная языка). Продолжателем традиции создания правдивых и созидательных образов в искусстве явился Алексей Васильевич Бояршинов, который вывел на новую осознанную ступень механизм создания образов и научно обосновал их влияние на психику, здоровье и всю деятельность человеческого сообщества.

Практический опыт реализации открытия в экопоселении.

Рассказ о творчестве Бояршинова и практическом применении его работы в экопоселении (Горнаев Алексей - ученик А.В.Бояршинова, опыт работы в данной области 25 лет). Многие задачи, которые ставит перед собой экопоселение, очень эффективно и гармонично решаются с помощью практического изучения этой науки.

В нашем поселении прошло четыре практических курса по шесть занятий в каждом. Занятия служат выработке устойчивого созидательного мироощущения человека лично и создания доброжелательного климата взаимоотношений.

Пчеловодство. Опыт общепринятого и альтернативного пчеловождения в современной России.

Ведущие: Горнаев Алексей и Лазутин Фёдор.

Семинар делится на три части:

1. Краткий экскурс в историю. Бортничество, содержание пчёл в колодах, традиции, обычаи, законы, с этим связанные. Изобретение и внедрение рамочной конструкции, принципиальные отличия колоды (борти) от рамочного улья (Лазутин Фёдор, Алексей Горнаев).

2. Общепринятое современное пчеловодство.
Дадановский улей, лежак, многокорпусный улей как наиболее распространённые в Росси конструкции ульев и особенности пчеловождения, связанные с данными конструкциями.
Рассказ о своём личном опыте многолетнего содержания пчёл в дадановском улье, обзор опыта нескольких знакомых пасечников.
Плюсы и минусы данных систем (Горнаев Алексей).

3. Альтернативные, пока ещё слабо распространённые системы содержания пчёл.
- Опыт жителей экопоселения "КОВЧЕГ" и наших друзей по содержанию пчёл в колодах. Как мы делаем колоды - конструкции и способы изготовления;
- Опыт содержания пчёл в нетрадиционных рамочных ульях. Рассказ о подобных ульях и соответственных конструкциях рамок;
- Личный опыт содержания пчёл в лежаке - колоде на высокую рамку;
- Критика современного пчеловождения и общепринятой конструкции рамки как основного элемента улья (Лазутин Фёдор).

Поскольку семинар проводится в аудитории, показать реальные ульи с их обитателями представляется слабоосуществимым. Поэтому в качестве демонстрационного материала будут использоваться фотографии, эпизоды видеосъёмок, а так же настоящие рамочки с вощиной и отстроенными сотами.

Опыт естественных родов и первых лет жизни детей в пространстве Родового поместья.

Ведущие: Каткова Елена, Чумаченко Анна

История развития домашних родов у нас в стране (начиная с 80-х годов).

Создание клубов, школ по подготовки к родам, положительный опыт рождение очень большого числа детей в квартирах с помощью будущего отца, иногда приглашённой акушерки (Каткова Елена).

Рассказ о личном опыте домашних родов (Каткова Елена, четверо детей, рождённых дома).

Огромная важность данного опыта для перехода на новый уровень - вынашивания и рождения детей в Родовом поместье.

Роль Родового поместья в формировании будущего ребёнка и подготовки матери к родам. Новые возможности рождения и развития совершенных, здоровых, развитых детей.

Наш опыт. В экопоселении "КОВЧЕГ" за последние три года родилось шестеро детей, кроме того, ещё пятеро детей родилось дома (в квартирах) у родителей, имеющих у нас поместья, но ещё в них не живущих.

Все родители очень рады тому факту, что их дети родились не в роддоме.

Рассказ об этом, а так же о своём личном опыте рождения детей дома и в Родовом поместье (Чумаченко Анна)

Пишите [email protected]

Музыкант-балалаечник, бизнесмен, актер, программист, профессор-филолог, фотомодель, помощник депутата… 79 семей переехали в глухие леса Калужской области, чтобы вести натуральное хозяйство, растить детей и по своим законам строить свой собственный мир на площади в сто гектаров.

Горожане

В экопоселении «Ковчег» нет заборов, очень много свободного пространства, ни один дом не похож на соседний: бревенчатые срубы, ные (из глины и соломы) и щитовые домики… Территория уже занимает 80 га (по гектару у каждой семьи). Жители вспоминают, как удивились приехавшие сюда с проверкой чиновники: зима, снег, сугробы по пояс - и по пустому полю, напевая, катит коляску девушка.

С цивилизацией «Ковчег» связывает только электричество, проведенное всего года два назад. Туалеты-скворечники вместо канализации, вода - из родников или недавно вырытых колодцев, тепло - от печек. Почти у всех есть интернет, но нет телевизоров: спутниковая антенна позволяет, но зачем?

Город все решает за человека, - говорит один из основателей поселка Федор Лазутин, - тебе дают теплый светлый дом, заботу о твоем здоровье берут на себя врачи, об образовании твоих детей - школы. Ты становишься зависим от города. Переселяясь в , ты возвращаешь себе ответственность за свою жизнь, дом, детей, за то, что ты будешь есть и как ты будешь жить. Жизнь, которую нам предлагает цивилизация, нас не устраивает. Надо начать с азов: , жилище, еда, дети.

Вернуться к детству цивилизации решили бывшие горожане. Практически никому раньше не приходилось работать на земле. «Я северянин, - смеется Федор, - мне вообще было странно, что яблоки растут на деревьях».

Поселенец Олег с юности хотел на землю. Однажды приехал к деду-крестьянину: остаюсь, мол, у тебя жить. «Да иди ты отсюда, - возмутился дед. - Я твоего отца в люди вывел, в город двигал не для того, чтобы ты сюда вернулся».

Средний возраст взрослых жителей «Ковчега» - 35 лет. Большинство - москвичи, половина продолжает зарабатывать деньги в городе: программисты - по интернету, многие - уезжая на заработки, некоторые сдают городские квартиры. Но кто-то уже бросил старую работу, зарабатывая строительством домов, продажей меда. Поселенцы считают: гектара земли достаточно, чтобы прокормить семью и даже продавать лишнее. Огород, пасека, вокруг - лес с грибами, ягодами и сухостоем на дрова. В будущем можно будет выращивать лен и ткать одежду, завести пастбища и разводить коров.

100 гектаров на мир

Да вы не бойтесь, у меня пчелы не кусаются, порода такая. Вот на соседнем участке - так там бультерьеры какие-то, а не пчелы, - быстро шагая по дорожке между ульями, говорит Федор Лазутин, молекулярный биолог и бизнесмен в прошлом, директор некоммерческого партнерства «Ковчег» и автор книги по пчеловодству в настоящем. Пчелы возмущенно жужжат вокруг моей головы, явно собираясь испортить свою репутацию.

«Ковчег» начинался с Федора, хотя он это и отрицает. Семь лет назад четыре семьи, задумавшие переехать на землю, познакомились в интернете (другие там девушек ищут) и вместе нашли пустующий участок в Калужской области. Там будущим поселенцам выделили 120 гектаров брошенных сельхозземель на создание мира, устроенного по собственным правилам.

На территории поселка действуют те же законы, что и в стране, плюс запрет на алкоголь, курение, убийство животных (хотя вегетарианцы в поселении не все), использование химических удобрений и вредных производств.

Вопрос владения землей поставили максимально жестко: все - в собственности некоммерческого партнерства, состоящего из 79 человек (по одному от каждой семьи). Если человек решит уехать, он не сможет продать свою землю, но получит деньги за построенный на ней дом. Так поселение защищает себя от посторонних людей и плохих соседей: если человек не подходит, его могут исключить, но такого почти не случалось. К примеру, одна из жительниц мешала всем пользоваться дорогой через поселок, утверждая, что на ней находится «место силы». Несколько человек ушли сами.

Главный критерий отбора новых поселенцев для жителей «Ковчега»: хотите ли вы видеть этого человека соседом? Дополнительные - соотношение слов и дела (слишком многие готовы переехать только на словах) и готовность делать что-то для поселка, природы и мира.

Экопоселение - пример демократии. Еди¬ного лидера нет. Мы хотели, чтобы к нам приезжали личности, говорят в «Ковчеге», а не те, кого надо вести. Все решения принимаются общим голосованием представителей каждой семьи. К примеру, чтобы новичка взяли в поселок, нужно, чтобы за него проголосовали 75%. Большинство конкурс не проходят, да и участки уже заполнены почти все.

Люди

Бог создал человека по своему образу и подобию. Значит, Бог создал человека творцом, - говорит программист Сергей. - Позиция человека, вернувшегося на землю - позиция Бога, начинающего создавать свой мир.

Сергей экопоселился (так здесь и говорят) одновременно с Федором. За эти годы научился строить дома, разводить пчел и играть на гуслях, женился на одинокой экопоселенке Кате и сам принял роды.

Подобрать единый знаменатель к поселенцам не получается. Все слишком разные: кто-то играет на балалайке и носит льняные рубахи, кто-то философствует, кто-то сидит в позе лотоса. Одни живут в палатках, другие установили в доме джакузи. Приводя аргументы в пользу сельской жизни, одни рассказывают про биополя и связь с космосом, другие - про болеющих в городе детей. Многие пришли, прочтя книжки Владимира Мегрэ про таежную отшельницу Анастасию, призывающую к природной жизни, некоторые не читали их до сих пор.

Как утверждают поселенцы, большинство в прошлой жизни хорошо зарабатывали, делали карьеру. «Если человек от чего-то бежит, он здесь не удержится, - говорит Федор. - Мы берем тех, кто приходит «к», а не «от». Если человек, объясняя, почему приехал к нам, говорит «я не хочу…», он не останется: мы не можем дать ему то, чего он не хочет».

Олег Малахов, актер Школы драматического искусства с женой Леной приехали в «Ковчег» шесть лет назад и получили поле с четырьмя колышками. «После всех наших общежитий, комнаток, переездов мы видим весь этот простор и понимаем: он - наш», - говорит Лена.

В гримерке театра Олег частенько, чтобы подразнить коллег, рассказывает, как копает и сажает картошку. Но в гости не зовет: «Мой дом - слишком большая часть меня, чтобы пускать в нее посторонних».

…Ярко-рыжая фотомодель Аня была лицом косметической марки, снималась для заставки «Первого канала». После рождения дочки ей дали четыре месяца, чтобы восстановить форму и вернуться к работе. Вместо этого Аня с мужем Анатолием, в прошлом крупным бизнесменом, уехала в леса и родила вторую дочку. «У ребенка в городе истерика начинается», - объясняет она.

…В доме Нины нет двери. Воскресным утром, под дождем, по щиколотку увязая в размокшей земле, я брожу вокруг сруба из толстых бревен, чувствуя крайний абсурд ситуации.

Сюда! - голова Нины показывается из лаза под домом. - Мы дверь еще не вырезали, а то бревна поедут. Так и живем.

Преподаватель музыки, домристка Нина с сыном живет в «Ковчеге» постоянно, ее муж, балалаечник Андрей, ездит зарабатывать в Москву.

Для меня хорошо, когда вокруг друзья, когда сын растет самостоятельным, когда можно заниматься любимым делом не ради заработка, - говорит Нина. - Городские друзья спрашивают: как тебе там в деревне? Гамак, бассейн, клумбы? Да нет, говорю, огороды, стройка и баня раз в десять дней. Зато здесь я могу часами сидеть на кухне, болтать, смотреть в окно. И кажется, что со мной происходит все нужное и важное. А в городе, даже если я бегаю по делам, постоянно кажется, что время проходит зря.

Секты просьба не беспокоиться

Три года назад здесь было пустое поле, и в Общем доме (центре поселка) жили люди с горящими глазами, в эйфории от того, что они хотят сделать, - вспоминает экопоселенец Саша. - Сейчас эмоции утихли, люди реально смотрят на вещи.

За последние 20 лет в Калужской области было выведено из реестра несколько тысяч населенных пунктов. Новый появился только один, под детский дом «Китеж». Если повезет, «Ковчег» станет вторым.

Все семь лет Федор собирает документы для того, чтобы «Ковчег» официально признали поселком. На днях их передали в Законодательное собрание Калужской области.

Чиновники - нормальные люди и втайне надеются, что у нас все получится, - говорит Федор. Тем не менее статус поселения пока не ясен, как и многих из десятков экопоселений по всей России, от Подмосковья до Красноярского края экопоселений боятся. Олег Малахов вспоминает, как разговорился с новой актрисой в своем театре:

Сидим мы в гримерной, я и болтаю: дом, стройка, грядки. Она начинает расспрашивать, что за поселение, кто живет, как попали. И в глазах у нее выражение жалостливое-жалостливое.

В последнее время в «Ковчег» зачастили гуру. Сайентологи, кришнаиты, индуисты, радноверы, последователи Норбекова, Синельникова, Свияша… «Ну слушаем мы их: наши люди-то все вежливые, не прогонят», - говорят поселенцы и объясняют: то, что нас объединяет, не лежит в сфере религии или духовных практик. «Мы не спрашиваем новых поселенцев, во что они верят, - говорит Федор, - мы просто предлагаем им жизнь по принципам, отличным от общепринятых».

С местными жителями отношения складывались поначалу непросто. «Секта», - единогласно постановили те, увидев, как в «Ковчег» съезжаются люди в городской одежде. Поселенцы создали собственный хор. С народными песнями они ездили по окрестным м. Как-то выступать пришлось в военной части. Вход охранял солдатик. Посмотрел на женщин в народных одеждах, подошел, прошептал пугливо:

А вы баптисты, да? Нас предупредили.

А кто такие баптисты? - поинтересовался Олег.

Не знаю, - честно сознался солдат, - но нам сказали - нехорошие.

Дети

За семь лет в поселении родились уже 12 детей (всего их больше сорока). Большинство - дома, без врачей. Учатся тоже в поселении: в Общем доме весь год идут уроки. Аня, родом из поволжских немцев, преподает детям немецкий, Нина ведет музыку, Олег - актерское мастерство. Школа и университеты готовят людей для жизни в городе, утверждают здесь.

Приехали как-то в «Ковчег» рабочие, стройматериалы привезли. Остановились у дороги, курят, хозяев ждут. И вдруг со всех сторон начинают подходить дети. С опаской приближаются, молча встают, смотрят. Оглядываются и рабочие, нервничают.

Смотри-ка. Курящие дядьки, - наконец выдыхает кто-то из детей.

Некоторые родители заставляют детей сдавать экзамены в обычных школах, экстерном. Другие - нет. «Дети, которые учатся дома, легко адаптируются к школе, - считает Нина. - Для них это игра: сидеть на одном месте, по команде садиться и вставать… Они играют в нее, а обычные школьники не знают, что может быть иначе».

Свои дома поселенцы называют родовыми поместьями. Сохранится ли род хотя бы в двух поколениях, пока не понять.

Общий дом

Субботним вечером в Общем доме - концерт индийской музыки: на машине «Победа» приезжает старичок-поселенец с православной бородой и в индийской шапочке, сидит на столе, играет на сароде. Человек двадцать слушателей степенно дремлют на полу. На террасе - список концертов и семинаров, расписанный на всю неделю. «У меня в театре часто спрашивают: а что вы там делаете в своей деревне? - смеется Олег. - Ну я и объясняю: концерты, хор, курсы английского и немецкого, сам я пластическую группу веду, детский театр… Не понимают!»

Общий дом строили первым, когда самого поселения еще не было. Строили не только, чтобы жить самим, но чтобы каждый мог проявить себя и стало ясно, кто останется. «Своих» было видно сразу: те, кто действительно хотел экопоселиться, «радостно хватали молотки».

Экопоселение кажется утопией. Миром, созданным по собственным правилам и только для своих. Привычное больше для антиутопий «мы» здесь звучит совершенно всерьез: «Если утром мы вместе собрались строить дом, вечером уже можно крыть крышу».

«Бросить все и уехать в обычную деревню - это не для меня, - говорит Нина. - А здесь я видела людей, к которым еду, и знала, что переезжаю к своим».

В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ НОВЫЙ НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ "КОВЧЕГ"

8 июля делегация Законодательного собрания Калужской области во главе с членом комитета по агропромышленному комплексу Владимиром Чигищевым побывала в селе Ильинское Малоярославецкого района. Поводом для поездки парламентариев стало обращение сельской Думы с законодательной инициативой об образовании нового населенного пункта и присвоении ему наименования "Ковчег".

Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в информационно-аналитическом управлении ЗС, строительство деревни - началось по инициативе группы граждан осенью 2001 года для постоянного проживания семей, придерживающихся здорового образа жизни и предпочитающих проживание в экологически чистых условиях. Земельный участок для размещения нового населенного пункта был отведен решениями Районного Собрания в 2001-2002 годах.

Вместе с управляющим делами администрации Малоярославецкого района Еленой Михайленко и главой администрации сельского поселения Александром Кашталевым представители областного парламента встретились с жителями экопоселения "Ковчег" во главе с директором Некоммерческого Партнерства с одноименным названием Федором Лазутиным. В ходе обстоятельного разговора выяснилось, что сегодня здесь проживают около 40 семей - более 100 человек, в том числе несколько десятков детей. Они приехали сюда не только из разных регионов страны, в том числе и Москвы, но и даже из ряда стран ближнего зарубежья. Каждая семья проживает в отдельном доме, построенном собственными силами и на личные средства. Основной упор поселенцами делается на личное подсобное хозяйство - огородничество и пчеловодство.

По итогам встречи было решено обобщить и тщательно проанализировать полученную информацию, чтобы найти в данной ситуации оптимально приемлемое решение. Вопрос о возможном создании нового населенного пункта будет рассмотрен на заседании комитетов Законодательного собрания области.

Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку - ТОП о существующих экопоселениях, Родовых поместьях, их истории создания и все об экодомах вы можете найти там, где вам максимально удобно

Инициативная группа поселения стартовала работу в 2001 году (8 лет назад), общий дом и первые дома были построены в 2002 и самые "старые" поселенцы живут на земле уже 7 лет. В поселении на 120 гектарах выделены 79 участков по гектару. Сейчас на постоянное проживание переехало порядка 40 семей (более 110 человек с детьми), более 90 домов и построек подведено под крышу. Почти все дома (кроме заказанных срубов) строились своими поселенцами. Накоплен опыт рубки срубов, строительства брусовых домов, щитовых домов, каркасных домов, а также каркасных домов из легкого самана. С 2007 года начала работу школа экопоселения. Есть большой общий дом, мастерские, пилорама, действует более десятка бань, включая общую на холодной ключевой речке. Более 16 поместий держат пчел. Выкопано 11 колодцев и около 15 прудов. Экопоселение занимается улучшение биоразнообразия окрестных лесов (высаживаются дубы, липы, кедры и т.д.), а также чисткой территорий варварски проведенных рубок в окрестностях. Накоплен опыт остановки рубок . Экопоселение проводит трехдневные семинары для желающих с по темам: строительства , пчеловодства и опыта жизни в экопоселении . В экопоселении снято несколько фильмов ("Как построить теплый дом из глины и соломы", "Строительство домов из бруса...", "Третья встреча представителей действующих поселений" и другие), также на нашем выступлении снят фильм "Семинар экопоселения Ковчег в Питере" . Более 2-х лет назад в экопоселении создан хор, на котором поют только постоянно проживающие поселенцы и который дает запоминающиеся людям концерты. В поселении были проведены три круга действующих поселений: * Первый круг в 2005 году (12 поселений, ~6 действующих) * Третий круг в 2008 году (17 поселений, 15 действующих) (доступен фильм!) * Четвертый круг в 2009 году (25 поселений, 24 действующих) (пока выложено 80 минут, большой фильм будет!) Внимание! С сентября 2008 приезд гостей в экопоселение ограничен! Пожалуйста приезжайте только на гостевые дни (проходят раз в квартал), либо по приглашению конкретного поселенца, который сможет уделить вам достаточно внимания и ответить на все ваши вопросы.

Читать полностью

Стена поселения

Сводная информация

Статус Развитое поселение Позиционирование Экопоселение, состоящее из Родовых поместий Обновление от 13 Май 2013 На сайте с 21 Апрель 2009

Условия вступления

Присоединятйтесь к нашему коллективу!

Строгие. Подробности на сайте.

Местоположение

Россия, Калужская область,

Возможность для приезда

Нет, запрещено!

Как добраться до поселения?

Внимание! Доступ гостей в поселение ограничен! Пожалуйста приезжайте, только если у вас есть приглашение конкретного поселенца, который ответит на все ваши вопросы. Свободно можно приехать только на гостевой день (следите за объявлениями на сайте поселения - http://www.eco-kovcheg.ru/)

Просьба, если можно не указывать точные координаты поселения! Заранее огромное спасибо за тактичное поведение!

О коллективе

Участники

Инфраструктура

Дороги до поселения

Дороги внутри поселения

Ближайшие населенные пункты

Коммуникации

Сотовая связь Есть Вода Есть общественные родники Газопровод Электричество Есть, у большинства

Магазин

В "Ковчеге" час в день работает свой магазин (куда все закупается на оптовой базе), заметно уменьшая необходимость мотаться в город.

Общий дом

Общий дом есть

Образовательные учреждения

Школа

Работает своя школа (создана в 2007)

Расстояние до школы

Природа

Участки с какой лесистостью присутствуют

  • С отдельными древесными растениями возрастом до 5-7 лет

Есть, значительный

Типы лесов

  • Хвойный лес
  • Смешанный лес

Рельеф местности

  • Небольшие холмы

Водоемы (менее часа ходьбы)

  • Мелкий пруд, не подходящий для купания
  • Ручей, подходящий для купания людей не в полный рост


Деревня Ковчег началась еще в 2001 году, когда четыре семьи арендовали у правительства участок земли площадью 297 акров (120 гектаров) сроком на 49 лет бесплатно.

Она расположена приблизительно в 87 милях (140 км) к юго-западу от Москвы, в Калужской области.

Каждому дому выделяется площадь земли в один гектар (2,5 акра) для выращивания пищи, а этого более чем достаточно. На данный момент в этой деревне проживают около 40 семей (120 человек) постоянно и около 80 (200 человек) летом. Более 15 детей уже родились в общине, другие же появятся на свет в ближайшее время.

Основатель этого экопоселения был когда-то успешным бизнесменом из Москвы, который ради здоровья и счастья своего ребенка уехал далеко от города. Сегодня он пчеловод и садовник. Среди остальных жителей мы также можем найти бывшего борца, бывшую немецкую модель, бывшую оперную певицу и других людей самых разнообразных профессий и специальностей. Большинство из них имели когда – то достаточно обеспеченное и привычное проживание в городе, но решительно отказались от него на пользу жизни в гармонии с природой.



Экопоселение Ковчег имеет общий дом, автомастерскую, школу, слесарскую, театр, спортплощадки, земли для сельского хозяйства и др. Возле этой деревни протекает чистая родниковая речка, которая обеспечивает жителей хорошей питьевой водой.

Дети экопоселенцев обучаются игре на музыкальных инструментах: балалайка, оркестровая флейта, скрипка, домра, фортепиано, блок-флейта а также учатся вокалу. Благодаря чему концерты в этой деревне проводятся регулярно. Также эта община время от времени проводит различные семинары, делится накопившимся опытом и полезными знаниями с людьми, которым интересны их взгляды и ценности.

Помимо экологического образа жизни, люди этого сообщества заботятся об окружающих лесах, прочищая их, удаляя больные деревья и высаживая новые. Также они выступают против незаконных лесозаготовительных работ.

Безусловно, для этих людей очень важна природа и все, что с ней связано. Но самой главной ценностью они считают людей, объединенных общими ценностями и взглядами на жизнь и Божьи заповеди, которые нужно, обязательно, соблюдать!

"Ковчег"

Видеоролики о жизни в экопоселениях

Ника-ТВ репортаж об экопоселении "Ковчег" (довольно старый ~2005 год)

Клип об экопоселении "Ковчег", сделанный в январе 2006 года

Клип о встрече представителей действующих экопоселений 17 декабря 2005 года

Репортаж об экопоселении "Гришино" (сделан побывавшими иностранцами по слайдам)

Немого об экопоселениях – или «Добро пожаловать в Будущее!»

Мне довелось побывать во многих
экологических поселениях и общинах мира.
В 1993-м нашёл своё место и теперь с семьёй
живу в экопоселении Гришино.
Здесь я говорю об очевидных вещах,
но большинство из нас не задумывается об этом.

Что такое «экопоселение»? Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме». Под домом понималось не только жильё, но и всё пространство, где обитал человек. Таким образом, коротко можно сказать, что «экологическое поселение» - это место благоприятное для жизни.

Экопоселения стали возникать в разных странах в 60-е годы 20-го века, а мировое движение экопоселений сформировалось в середине 90-х как ответ на давление современной цивилизации на природу и человека. Что с человеком происходит, когда он живёт в городе? Он видит искусственный свет и предметы, вдыхает искусственные запахи, слышит искусственные звуки, осязает и прикасается к синтетике, вкушает искусственную пищу, ходит по асфальту, спит в железобетонной квартире, пьёт не живую воду. В результате он не получает той божественной энергии, которой наполнена природа и начинает чувствовать себя несчастным. Поэтому сегодняшние мегаполисы и малые города я не назвал бы местом, благоприятным для жизни. Да и современную «цивилизацию» я не стал бы называть таким словом, поэтому назову её словом «система». Разве назовёшь человеческой цивилизацией то, что загрязняет воду, воздух, почву, вырубает леса, уничтожает всё больше видов животных, разрушает не только природу, но и самого человека. Это похоже на деградацию, а не на цивилизацию. Люди, осознающие своё предназначение на Земле, сегодня селятся в экологических поселениях, чтобы созидать мир, благодатный для человека и природы, чтобы рожать и растить здоровых детей, чтобы творить вместе с Природой и Богом.

В экопоселениях не только чистая природная среда, здесь доброжелательная человеческая атмосфера. Здесь дети и взрослые чувствуют себя безопасно и уютно, как в большой семье. Когда-то так жили наши предки. Было Вече – согласие всех друг с другом. Когда селяне собирались на Вече, был слышен голос каждого. Этот голос был уважаем и принимаем всеми. Таким образом, творилась справедливость и принималось решение, удовлетворяющее всех до одного. Каждый тогда нёс ответственность за такое решение, давал ему свою поддержку и энергию. Сегодня многие экопоселения и общины мира снова возрождают такой образ совместной жизни, когда общие решения принимаются консенсусом (единогласно). Иногда это бывает непросто и требует совершения большой внутренней работы и осознанности, позволяющей выйти на уровень, когда слышишь и понимаешь другого как самого себя, а себя чувствуешь частью большего социального организма. Это процесс роста каждого и всего сообщества.


Как-то я гостил у своего друга в Америке. Мы сидели в гостиной его нового дома. Он мне загадочно сказал: «Знаешь, Васудэва, что ты богаче меня?» «Это как это?» - озадаченно поинтересовался я и посмотрел на стоявшие во дворе два автомобиля на семью из трёх человек. «Вот у тебя есть долги?» - продолжал он. «Да, я занял 500$ - не хватало на поездку. По приезде в Россию верну». «Вот видишь – у тебя долг 500$, а у меня 500 000$. Так кто из нас богаче?» Потом он мне объяснил, что купил дом в кредит за 250 000$ и ему за 25 лет надо вернуть Банку с процентами 500 000$. При этом каждый месяц он должен выплачивать определённую сумму и, если он этого не сделает вовремя, у него отберут дом, как это и случилось с предыдущими хозяевами. Теперь он живёт в страхе остаться без дома. Это довлеет грузом, и он должен постоянно работать и работать, чтобы кормить Банк – «систему», которой он в результате подарит ещё один такой же дом. Оказывается, так живут большинство американцев.


Подсчитано, что в разных странах люди работают на «систему» (не важно какую – капиталистическую или коммунистическую) от 80 до 95% своего рабочего времени и только 5-20% на себя. На первый взгляд это кажется странным. Вот они, заработанные деньги в моём кармане. Мы думаем, что они принадлежат нам, но собственник денег изображён на купюре, например «Банк России». Т.е. деньги принадлежат «системе» и каждый раз, когда мы их используем, мы подпитываем и увеличиваем энергию этой «системы». В Евангелии говорится, как 2000 лет назад люди жаловались Иисусу на невыносимые поборы сборщиков налогов, и он ответил им: «Отдайте Кесарю Кесарево», указав на портрет на монетах. Действительно монеты принадлежали Кесарю, и он их забирал обратно. В современной «системе» всё более изящно – пластиковые карты, например, но суть осталась та же.

Уже сегодня в экопоселениях есть возможность работать на себя 80-95% времени. Многие поселения мира стараются по минимуму использовать обычные деньги и вводят свои системы эквивалента обмена труда и продуктов, как внутри, так и между поселениями. Они это делают осознанно, чтобы не поддерживать «систему», губительно воздействующую на нашу планету.


В 1996 году экопоселения всего мира объединились в Глобальную сеть Экопоселений - Global Ecovillage Network (GEN). Для удобства эта сеть состоит из трёх секторов: GEN-Europe объединяет экопоселения Европы и Африки, ENA (Ecovillage Network of Americas) объединяет поселения Северной и Южной Америки, и GENOA (GEN Oceania and Asia) - поселения Австралии, Новой Зеландии, Океании и Азии. Ежегодно представители всех экопоселений сети GEN-Europe встречаются на своей ассамблее в одном из экопоселений – каждый раз в разном. Такие встречи, в основном, носят неформальный характер – здесь происходит активный обмен информацией и опытом, возникают новые связи и совместные проекты. Офис сети GEN-Europe, выполняющий информационную и координационную роль, перемещается из поселения в поселение. Мои единомышленники в сети GEN, осознавая тупик современной разрушительной цивилизации и видя в экопоселениях зарождение нового устойчивого мироустройства, украсили эмблему глобальной сети экопоселений надписью: «Добро пожаловать в Будущее!» Вот (в сокращении), какое определение экопоселениям даёт сеть GEN:


«Экопоселения – это поселения людей, стремящихся создать модель устойчивой жизни. Это могут быть новые поселения либо возрожденные деревни. Они являются примером модели развития, которая соединяет в себе несколько основных принципов: высокое качество жизни, сохранение природных ресурсов, продвижение холистического (целостного) подхода к жизни и человеку, что, в свою очередь, подразумевает экологию человеческого жилья, приобщенность всех членов поселения к принятию общих решений, использование экологических технологий. Экопоселения – это общины, в которых люди чувствуют поддержку окружающих и ответственны за тех, кто рядом. Они обеспечивают глубокое чувство принадлежности к группе, и достаточно малы для того, чтобы каждый чувствовал свою весомую роль, был увиден и услышан, был открыт успешному взаимодействию со своими соседями. Они появляются и действуют в соответствии с культурными и географическими характеристиками своих био-регионов и обычно охватывают четыре измерения: социальное, экологическое, культурное и духовное, скомбинированные в системный, целостный подход, способствующий личностному развитию.»


Экопоселения всего мира активно делятся друг с другом эко-технологиями. Здесь действительно есть чему поучиться у наших «западных» сестёр и братьев. Ещё в начале 90-х я посещал Центр Альтернативных Технологий в Уэльсе в Англии. Эта община собрала передовые эко-технологии мира. Например, вся потребляемая общиной электроэнергия вырабатывается из энергии ветра, воды и солнца, причём в таком количестве, что её значительная часть продаётся вовне. Уже сегодня современные технологии позволяют человечеству жить на Земле, не загрязняя природу и не выбрасывая в атмосферу такое количество углекислого газа. Из-за деятельности человека содержание СО2 в атмосфере планеты сейчас в несколько раз превышает максимальное за период в 160 000 лет, что ведёт к парниковому эффекту и, как следствие, к глобальным природным катаклизмам. Но бесчеловечную «систему» это не волнует.


В Германии, например, в экопоселении ZEGG несколько лет дизельные автомобили ездили на рапсовом масле, которое намного дешевле дизельного топлива и при этом абсолютно экологически чисто – из выхлопной трубы пахнет жареной картошкой! Но «системе» это не понравилось, был введён такой налог на рапсовое масло, что в дальнейшем пользоваться им стало невозможно. А в Аргентине целый автопарк рейсовых автобусов начал работать на спирту, который в тех местах в несколько раз дешевле бензина и экологически чист. Но американские корпорации пригрозили экономическими санкциями и заставили Аргентину отказаться от альтернативного топлива. И таких примеров немало.


Экослед. Большинство людей не задумываются о том, во что обходится Земле то, как они живут и что потребляют. В середине 90-х экологи подсчитали, что на каждого человека нашей планеты приходится 1,8 гектара земли, если поделить её поровну между всеми её жителями. Тогда они ввели понятие «экологический след человека» и подсчитали, сколько ресурсов в среднем отнимает у Земли человек в каждой отдельно взятой стране. Потребляя природные ресурсы, продукты, энергию, вещи, пользуясь транспортом и т.д. мы отнимаем от природы определённую площадь, на которой всё это производится. Как вы думаете, сколько отнимает от Земли средний житель Москвы или Санкт-Петербурга? Оказывается в 2,5 раза больше, чем приходится на одного землянина, т.е. 5 гектар земли – земли, где уже не могут жить вольно птицы, звери, расти деревья и цветы. Например, идёте вы в супермаркет и покупаете там яблоко. Яблоко оказалось из Новой Зеландии. Во что обошлось это яблоко Земле? Пусть даже оно было экологически чистым и не опылялось пестицидами, и в том саду жили букашки и птички. Но сколько от земли отнял аэропорт и дороги, построившие самолёт и производящие горючее заводы, заводы строившие технику, которая строила супермаркет, я уж не говорю про весь тот аппарат, который облагает всё это налогами… Вот тебе и яблоко! А можно просто выйти из дома и сорвать яблоко в собственном саду. Пусть даже оно будет кислее, чем новозеландское, но полезнее во сто крат. И Земле оно будет не в тягость, а в радость!


Население, например, Голландии отнимает от Земли территорию в 5 раз превышающую площадь самой Голландии. Вот как работает молочная промышленность этой страны: голландские фермеры закупают корма для своих коров в Африке, поскольку это очень дёшево. Африканские фермеры освобождают себе значительные площади, сгоняя местных жителей с их коренных земель, часто путём грубой силы. На этих землях они засевают кормовые культуры, которые интенсивно обрабатывают пестицидами, иначе африканские насекомые быстро навели бы экологический баланс. Полученные корма фермерам гораздо выгоднее продавать в Голландию, чем местному населению. При этом значительная часть местного населения (особенно дети) голодает и даже умирает от голода. А в Голландии благодаря дешёвым африканским кормам получают дешёвое молоко, масло, сгущёнку, сыр, которые выгодно продают на экспорт, в том числе в Россию. При этом в Голландии возникла экологическая проблема из-за огромных куч навоза от этих ферм. Кучи навоза занимают всё больше и больше места и их некуда девать. «Почему же вы не используете их в поля как удобрение?» - поинтересовался я у голландцев. «Этот навоз непригоден – ответили они – в нём слишком много пестицидов…» Поэтому я не рекомендую есть голландские молочные продукты - они обошлись Земле дорогой ценой, да и для здоровья не полезны.

В экопоселениях же люди осознают своё воздействие на природу и стремятся свести уровень потребления во всех сферах к минимуму. Появился даже такой термин – сознательный минимализм. Во многих общинах, где я побывал, поселенцы используют один автомобиль на несколько семей, что облегчает содержание автомобиля и снижает давление на окружающую среду. Живя в экопоселении, человек может снизить свой экослед до 1 гектара и меньше, оставляя, таким образом, место живой природе.


Современное западное общество называют «обществом потребления». Российские СМИ и политики держат сегодня равнение на Запад и убеждают нас в том, что наше благосостояние заключается в повышении «уровня жизни», т.е. количества денег, которые мы тратим. Но наш «экослед» прямо пропорционален нашему «уровню жизни». Например, чтобы все люди жили так, как средний американец, понадобилось бы ещё 5 таких планет, как Земля. Современная цивилизация потребляет от Земли уже на 20% больше, чем та может восстановить. Что же мы оставляем нашим потомкам? .


В экопоселениях же, при довольно низком «уровне жизни», у людей высокое «качество жизни». Это качество продуктов, жилья, воздуха, социальной среды и т.д. Именно такую жизнь я бы назвал благим состоянием, т.е. благосостоянием. Оказывается, человек не так много потребляет материального, когда он счастлив и здоров. .


К сожалению, некоторые западные экологические поселения рассматривают только экологическое воздействие человека на природу, стараясь свести его к минимуму и потребляя как можно меньше энергии. Но при этом совсем забывают про самого человека… Человек-то тоже часть природы. Довелось мне жить в таком «экологическом» доме в экопоселении Европы (не назову в каком, чтобы они не обижались). Дом действительно потреблял минимум энергии. На покрытой травой крыше установлены солнечные коллекторы, изготовленные в самом поселении. Коллекторы даже в пасмурную зимнюю погоду нагревали воду до + 80 гр. С и обеспечивали весь дом горячей водой и отоплением. Вполне экологично. Но в комнате я просто задыхался, и открытое окно не помогало. Тогда я спросил: «Из чего сделаны стены?» Мне сказали, что за внутренней деревянной обшивкой слой пластика, потом синтетический теплоизолятор, снова пластик и снаружи опять деревянная обшивка – отличная тепло- и гидроизоляция – подчеркнули мне. Я был поражен! За годы жизни в деревянном срубе у себя в Гришино я настолько отвык от синтетики, что мой организм просто задыхался в не дышащих стенах. Вот вам и экология – среда благоприятная для жизни!


Но хочу сразу привести и позитивный пример. Гостила у нас в Гришино Санди из Колорадо и рассказывала про свой эко-дом. Очень меня он заинтриговал, и я попал в её поселение с ответным визитом. Была зима, - 17 гр. С, дом Санди располагался довольно высоко в горах в бывшем посёлке золотоискателей. Войдя в дом, я почувствовал тепло и комфорт. В гостиной стояла маленькая буржуйка, но не топилась. Больше никаких обогревательных устройств я не обнаружил. «А как часто ты топишь свою буржуйку?» - спросил я Санди. «Вообще не топлю – услышал я ответ – это она так, на всякий случай тут стоит». «А как же обогревается дом?» - поинтересовался я. И тут Санди принялась рассказывать об устройстве своего самообогревающегося эко-дома. Оказывается, вначале на месте дома был вырыт котлован, который был теплоизолирован и засыпан грунтом, через который были проложены трубы – воздуховоды. С южной стороны к дому пристроена теплица, в которой круглый год растут овощи и зелень. Начало и конец этого длинного воздуховода выведены в теплицу. Когда летом температура в теплице превышает + 30 гр. С, термостат включает вентилятор, который гонит горячий воздух по воздуховоду под домом, прогревая там грунт. Ночью или зимой, когда температура в теплице опускается ниже + 30 термостат выключает вентилятор, а когда опускается ниже + 24, снова его включает, и тёплый воздух теперь уже идёт из-под дома в теплицу. Таким образом, за лето в толще грунта под домом аккумулируется большое количество тепла, которого хватает на обогрев дома и теплицы в течение всей зимы. Благодаря тёплому грунту под домом, пол в доме тоже тёплый. Санди строила свой дом по частям, как это делают индейцы. Построила сначала одну часть дома, живя в которой, пристраивала следующую часть и т.д. Использовала при этом только природный материал. Более экологичного дома я ещё не видел.!


Строительство домов из подручного природного материала – один из принципов экопоселенческого движения. Так, меня впечатлили дома, которые я видел в экопоселении Кутумба в ЮАР. Они построены из смеси глины с соломой, которая наращивается на плетёные из прутьев каркасы. Это традиционная африканская техника строительства. Правда, традиционные дома в Африке имеют круглую форму, а здесь разнообразию форм просто не было границ! Творчество процветало – извивающиеся стены украшались вмазанными ракушками и кусочками керамики!


В экопоселениях активно применяется органическое земледелие и пермакультура – наука о том, как выращивать растения в сотворчестве с Природой. При этом человек совершает минимум работы и вмешательства в природу, а получает максимум отдачи. Эту науку основал Билл Моллисон, австралийский учёный, которого вдохновило наблюдение за индейцами Южной Америки: те заходили в джунгли, сажали там бобы, а потом возвращались туда уже для сбора урожая. Один из принципов пермакультуры – это не перекапывание почвы, что сохраняет и даже увеличивает её плодородие. Вот и мы в Гришино много лет сажаем картошку в сено - старый дедовский «пермакультурный» способ. При этом не надо ни копать, ни окучивать, ни пропалывать, ни выкапывать… Весной кладёшь картошку в землю (если это целина и дёрн - ещё лучше), а вернее на землю, и накрываешь сеном. Когда она проклюнулась, докладываешь ещё слой сена – «окучиваешь». Осенью пальчиками снял сено – там картошка, как в гнезде. Дёрн под сеном перепрел и на следующий год в эту землю можно сажать морковку или любую другую культуру без всякой перекопки.

Важен, конечно, ещё и личный контакт с землёй и растениями, которые выращиваешь. Например, некоторые жители общины Финдхорн в Северной Шотландии имеют способность общения с духами растений. Растения подробно рассказывают о том, что они любят, как они хотели бы, чтобы за ними ухаживали, куда сажали, как друг с другом сочетали и т.д. Поселенцы стараются все эти пожелания выполнять. В результате у них вырастают такие овощи, что эксперты сельского хозяйства просто не верят своим глазам и тому, что такое плодородие возможно в северных широтах…!


Экопоселения – движение «назад в будущее». Как было у наших предков, как сохранилось у коренных народов, так в сегодняшних экопоселениях возрождается отношение к Земле, как к живому существу. Теперь есть даже такая наука – «глубинная экология», помогающая человеку почувствовать цельность всего живого, осознать своё место в этом, как говорят индейцы, «Священном Круге Жизни». Наши предки не только жили в космическом природном ритме Солнца, Луны, планет и созвездий, гармонично вплетая свою волю и действия в единый танец Творения, они с огромным трепетом и уважением относились к окружающей Природе, как к творению Бога. Так американские индейцы до сих пор воспринимают Природу, как живую Книгу, через которую «Великий Дух» общается с ними. Они с детства приучены воспринимать всё происходящее в ней, как символы, посылаемые им Духом.


Так и на Руси поколениями у людей складывались отношения с тем или иным природным местом. И место активно взаимодействовало с человеком, откликаясь на его действия и просьбы. Например, существовали «заговорённые рощи», куда можно было скрыться от врага целым селением, и враг никого не мог в них отыскать.


Живя в экопоселении, на земле, особенно ощущаешь, как место откликается на твоё к нему отношение. Иногда оно дарит тебе приятные сюрпризы. Так по осени в Гришино я подумал, что хотел бы пересадить на одну из грядок на своём участке дикий щавель из поля, а среди сосенок у дома посадить дикую смородину из леса. Проходя по своему огороду весной, я обнаружил, что одна из грядок полностью заросла диким щавелём, а между сосен сама выросла дикая красная смородина… Мне было очень приятно! Даже не понадобилось брать в руки лопату, природа всё сделала сама!


И ещё пример: к нам в Гришино хотела приехать зимой одна девушка из Италии. Описав ей нашу зиму, мы убедили её приехать летом. Как выяснилось, она стремилась к нам зимой для того, чтобы увидеть Северное Сияние. И вот, видимо, специально для неё посреди лета в Гришино Природа устроила настоящее представление – закатила такое Северное сияние, какого и зимой-то редко увидишь. Девушка поехала домой с чувством удовлетворения и благодарности Природе за исполненное желание.


Но сегодня на планете мы видим, как люди бесцеремонно вторгаются в природу и, естественно, встречают подобную враждебность в ответ. Андрей Тарковский наглядно показал этот принцип в фильме «Сталкер». Но ведь «зона» - это вся наша Земля. Природа чувствительна не только к нашим физическим действиям, но ещё сильнее реагирует на наши мысли, чувства и вибрации – то, что мы излучаем. Загрязнения, которые человечество выбрасывает в Природу на астральном плане ошеломили бы любого эколога, если бы он их увидел. Для многих не секрет, что именно эти загрязнения и являются причиной ураганов, землетрясений, цунами, эпидемий и прочих катаклизмов. Поэтому сегодня как никогда Земля нуждается в счастливых людях, излучающих вибрации радости, добра, любви, вдохновения, которые исцеляют планету. Индейцы говорят: «встань стопами на землю, головой достань до звёзд и воплоти мечту в реальность». Чем больше людей сейчас последуют этому совету наших краснокожих братьев, тем мы быстрее воплотим «прекрасное далёко» на нашей Матушке-Земле.


Васудэва Владислав Кирбятьев