Простые таблицы из сводных в libreoffice calc. Табличный процессор LibreOffice Calc

О назначении электронных таблиц было сказано чуть выше, а в этом разделе рассмотрен конкретный пример. Он поможет освоить LibreOffice Calc. Это не сложнее, чем освоение любой другой программы из состава офисного пакета.

Рабочее поле и выбор параметров страницы

Таблицы, созданные в LibreOffice Calc, требуется печатать гораздо реже, чем текстовые документы. В конце концов, сама таблица, будучи распечатанной на бумаге, несет в себе не очень много информации для чтения. Из нее невозможно понять, как производится расчет, потому что формулы скрыты в ячейках и при печати не видны. При работе с подобными таблицами важен результат расчета, возможно всего лишь единственное число. Поэтому с электронными таблицами чаще работают на экране монитора, а не на бумаге.

Но иногда все-таки бывают ситуации, когда нужно получить твердую копию. И здесь могут возникнуть трудности. Дело в том, что рабочее поле LibreOffice Calc велико, оно простирается вниз (строки) и вправо (столбцы) без каких-либо видимых ограничений. Здесь нет никакого разделения на страницы. Поэтому, если заранее не предусмотреть возможность печати таблицы, легко можно попасть в ситуацию, когда для этого потребуются многометровые листы бумаги. Конечно, клей и степлер всегда под руками... Но это - не лучшее решение. Есть другие, более рациональные.

Очень большую таблицу можно разделить на части и разместить их на отдельных листах. Листы обозначены в нижней части окна слева. Их можно добавлять, удалять, переименовывать, защищать от изменения и т.п. Для этого служит меню, которое возникает при щелчке правой кнопкой мыши на вкладке нужного листа. Ячейки на одном листе можно связывать с ячейками на другом и таким образом получить нужные свойства документа в целом.

Для уменьшения места, которое занимает таблица, можно отрегулировать ширину колонок. Высота строки обычно устанавливается программой автоматически, но ее также можно изменить вручную. И то, и другое делается передвижением с помощью мыши разграничительной линии в области заголовка колонки или строки.

Инструменты

Панели инструментов в LibreOffice Calc и LibreOffice Writer очень похожи, что довольно логично. Работа с текстом практически не отличается. Выбор типа шрифта, его размера, цвета шрифта и цвета фона, центрирование - все работает точно так же. Единственное, о чем надо помнить, это то, что в Calc сделанные настройки действуют в пределах выделенных ячеек, а не страницы (или таблицы).

Чтобы выделить ячейку, надо просто сделать на ней щелчок левой кнопкой мыши. Выделение сразу обрамляется жирной линией. Двойной щелчок позволит редактировать содержимое ячейки.

Для выделения блока ячеек их надо обвести мышью при нажатой левой кнопке. Можно выделить целиком строку или столбец, если сделать щелчок левой кнопкой мыши на их заголовке. Выделить всю таблицу целиком можно сделав щелчок в ее верхнем левом углу на пересечении заголовков колонок и строк.

Произвольный набор ячеек, даже если они не соприкасаются друг с другом, можно выделить мышкой, удерживая при этом нажатой кнопку Ctrl .

Выделенные ячейки можно копировать и затем вставлять. При этом копируются не только сами данные в ячейках, но и их оформление, а также категория и формат. Если копируется блок ячеек, то он должен вставляться в точно такой же блок, количество и расположение ячеек должно совпадать.

Тип и отображение данных в ячейке настраивается с помощью пункта главного меню Формат -> Ячейки . То же самое можно сделать для всей строки, всей колонки или таблицы в целом, если их предварительно выделить. В окне Формат ячеек имеется несколько вкладок. Некоторые из них дублируют или дополняют возможности панели инструментов по настройке внешнего вида ячейки.

Вкладка Числа позволяет задать тип данных в ячейке. Для того, чтобы с этими данными можно было производить математические действия, их категория должна соответствовать одному из числовых форматов - числа, процентный, денежный, дробный или подобному. В таблице могут быть данные и других категорий, например, текст или дата.

Вкладка Выравнивание имеет настройки отступов, поворота текста и переноса по словам. Последнее позволяет получить в ячейке многострочный текст , что бывает удобно для уменьшения ширины таблицы.

Вкладка Обрамление позволяет задать тип обрамления ячеек при выводе на печать. Дело в том, что те линии, которые придают рабочему полю LibreOffice Calc вид таблицы, на самом деле видны только на экране монитора, а при печати на принтере пропадут.

Ячейки можно объединять и разделять. Делается это с помощью пункта главного меню Формат -> Объединить ячейки . Бывает полезно, например, при занесении в ячейку достаточно длинного текста.

Видно, что в LibreOffice Calc имеется достаточно средств для того, чтобы получить тот вид таблицы, которого требует ее назначение в каждом конкретном случае.

Инструменты, составляющие основу математического аппарата LibreOffice Calc и позволяющие сделать таблицы динамическими, лучше рассмотреть на конкретном примере.

Вычисления в ячейках

Вот один из вариантов решения задачи о шахматной доске и пшеничных зернах. Описанные здесь шаги подходят для создания практически любой таблицы.

Давным-давно один раджа, которому очень понравилась новая тогда игра - шахматы - пожелал отблагодарить ее изобретателя.

Проси, что хочешь, сказал он.

Сесса ответил:

Положи для меня одно зернышко пшеницы на первую клетку шахматной доски, потом еще два - на вторую, и еще четыре - на третью, и так - пока не будет закрыта последняя клетка.

Раджа был разочарован:

Ты так мало просишь...

Заголовок и шапка таблицы заполняются обычным текстом. Для ячеек установлена категория Текст , но даже если этого не сделать, то ничего особенного не произойдет, LibreOffice Calc прощает такие недочеты. Заголовок размещен в объединенной ячейке (Формат -> Объединить ячейки ), а для шапки выбран режим Перенос по словам в окне Формат ячеек на вкладке Выравнивание .

Таблица разделена на две равные части просто для удобства ее компоновки на странице. Нет причин, чтобы не сделать как-нибудь по другому.

Самое интересное связано с тем, как производятся вычисления.

Если выделить любую ячейку, то ее содержимое сразу отобразится в Строке ввода . Это содержимое может быть простыми данными (число, текст, дата) или формулой. Содержимое ячейки можно редактировать прямо в ней, но, если речь идет о формулах, то удобнее делать это в Строке ввода .

На иллюстрации в ячейке С5 записано математическое выражение =B5*0,035 , которое означает, что надо взять содержимое ячейки B5 (количество зерен) и умножить его на число 0,035 (вес одного зерна в граммах). В ячейке виден результат этой операции.



Правила ввода просты.

  • Все выражения начинаются со знака равенства.
  • Названия ячеек, которые участвуют в выражении, записываются так, как они выглядят на экране монитора - большими латинскими буквами и цифрами.
  • Основные арифметические операции обозначаются так (без кавычек):
    • + сложение;
    • - вычитание;
    • * умножение;
    • / деление;
    • ^ возведение в степень;
  • Имеются и другие операции, посмотреть которые можно нажав на кнопку со знаком функции Мастер функций (на иллюстрации обведена красным кружком)
  • Порядок выполнения математических операций обычный - сначала возведение в степень, затем умножение и деление, затем сложение и вычитание. Порядок выполнения можно изменять с помощью скобок.

После завершения записи выражения надо нажать Enter . Если ошибок нет, то в ячейке появится результат в виде числа. Иногда вместо результата виден символ "#". Это просто означает, что число не поместилось и ячейку надо увеличить, раздвинув соответствующую колонку.

Строка для второй клетки шахматной доски производит вычисления с результатом, записанным для первой - количество зерен умножается на 2. Все остальные строки получены копированием ячеек второй строки, кроме номера клетки. Для этого надо выделить три левые ячейки второй строки, скопировать их (Ctrl+C), а затем выделить аналогичные ячейки в других строках и сделать вставку (Ctrl+V).

При этом программа автоматически исправит названия ячеек в выражениях с учетом их новой позиции. Это оказывается очень удобно и действует практически всегда верно, ручная правка выражения требуется редко.



Клетка 26 принесла тонну зерна, а 34 - столько, что для этого количества потребуется товарный поезд. Граница достигнута на клетке 55. Количество зерна превысило все, что было собрано во всем мире в 2005 году, который считается одним из самых урожайных (тогда собрали 615 млн. тонн пшеницы). А ведь для получения окончательного результата все, что "находится" в каждой клетке надо бы еще сложить.

Файл с электронной таблицей для шахматной задачи можно скачать .

Сохранение

Сохранение электронной таблицы в "родном" для LibreOffice Calc формате ods обеспечивает наиболее надежный результат. Поэтому для хранения или переноса рекомендуется использовать именно его.

Для обмена документами (но не для хранения) файл может быть сохранен как xls (Microsoft Excel 97/2000/XP/2003) или xlsx (Microsoft Excel 2007/2010 XML). Файл формата xlsx все еще остается менее предпочтительным, так как он может не открыться на старых компьютерах. Оба формата можно рекомендовать только для ситуации, когда офисный пакет LibreOffice у адресата отсутствует.

Возможен экспорт электронной таблицы LibreOffice Calc в формат PDF. Этот процесс не отличается от рассмотренного ранее в разделе Подготовка текстовых документов в LibreOffice Writer . Но надо помнить, что в этом формате таблица имеет вид бумажного документа и магия вычислений в ней не работает.

Тот, кто в свое время изучал информатику в школе, наверняка помнит, что информация может быть представлена в разном виде. И что таблица - один из возможных способов такого представления. Использование таблиц в документах является хорошим наглядным способом упорядочить данные. С помощью текстового редактора LibreOffice Writer можно создать самые разнообразные таблицы любой сложности и тем самым сделать так, чтобы информация в документах стала более наглядной.

Рис. 1 Использование таблиц в текстовых документах

В общем-то, для создания таблиц с расчетами существует другая программа из пакета LibreOffice Calk (бесплатный аналог Microsoft Office Excel). Именно эта программа позволяет создать таблицы, в которых все расчеты происходят автоматически по введенным формулам. Но и у LibreOffice Writer есть подобные инструменты, которые было бы очень хорошо научиться их использовать.

Создаем таблицу

Исследовав поподробнее меню LibreOffice Writer , приходим к выводу, что создать таблицу можно несколькими способами. Среди них нет простых или сложных, быстрых или медленных - все они приводят к одному и тому же результату. И каждый пользователь в своей работе может использовать тот метод, который ему больше понравится.

  • Первый способ - использование команды в главном меню Вставка → Таблицу...

Рис. 2 Создание таблицы

  • Второй - в том же самом меню Таблица → Вставить → Таблицу... Или же просто нажать на клавиатуре комбинацию Ctrl + F12 .

Все способы приводят к тому, что на экране появляется меню, в котором пользователь может указать основные параметры создаваемой таблицы: имя таблицы (такого параметра нет в Microsoft Office Word), количество строк и столбцов, наличие заголовка или использование автоформата.

Рис. 3 Параметры создаваемой таблицы

Уникальный способ создания таблиц

Все перечисленные выше способы присутствуют и в других текстовых редакторах. Но LibreOffice Writer дает возможность преобразовать уже набранный ранее текст в таблицу .

Для того, чтобы воспользоваться этим способом, наберем какой-нибудь текст, отделяя один столбец от другого при помощи клавиши Tab:


Рис. 4 Набранный текст

Выделим набранный текст, после чего исполним команду главного меню:

Таблица → Преобразовать → Текст в таблицу .


Рис. 5 Преобразование текста в таблицу

В появившемся меню видим, что преобразовывать текст в таблицу можно, отделяя одну ячейку от другой по абзацу, по табуляции, по точке с запятой или по любому другому указанному символу .


Рис. 6 Параметры преобразования

В результате этого действия появляется таблица, в которую перенесен весь текст с разделением по столбцам и строкам.


Рис. 7 Полученная таблица

Форматируем созданную таблицу при помощи автоформата

Созданная любым из вышеперечисленных способов таблица уже делает текстовую информацию более наглядной, но есть способ изменить скучный формат. Для этого можно воспользоваться одним из вариантов автоформата . Устанавливаем курсор в любую ячейку таблицы и выполняем команду главного меню Таблица → Автоформат .

Рис. 8 Использование автоформата

Предложенных вариантов много, и среди них можно выбрать тот, который более подходит именно для этой таблицы.

Создание своего автоформата

Если ни один из предложенных вариантов автоформата не подходит, то можно создать свой собственный формат и использовать его для остальных таблиц.

Для этого сначала форматируем таблицу так, как это необходимо, используя для этого меню Таблица . Это меню появляется автоматически, когда курсор находится в одной из ячеек таблицы. Если такого почему-то не происходит, можно вызвать это меню выполнив команду Вид → Панели инструментов → Таблица .


Рис. 9 Форматируем таблицу самостоятельно

Используя это меню, приводим внешний вид таблицы к желаемому результату. Можно добавить столбцы или строки, выровнять текст в ячейках, изменить цвет этих ячеек. Можно даже отсортировать информацию в таблицах, переставив строки по алфавиту. Можно также разбить какие-то ячейки на несколько частей или наоборот - объединить, создав из нескольких ячеек одну.

Если в формате теперь все устраивает, то можем сохранить это форматирование для того, чтобы использовать его в следующих таблицах. Для этого в меню Таблица нажимаем кнопку Автоформат , потом кнопку Добавить и даем имя новому автоформату.


Рис. 10 Сохраняем созданный вариант форматирования

Дополнительные возможности

Программа LibreOffice Writer дает возможность использовать в созданных таблицах формулы для несложных расчетов. Некое подобие редактора электронных таблиц LibreOffice Calk, естественно, на самом примитивном уровне.

Для того чтобы воспользоваться этими формулами, необходимо установить курсор в нужную ячейку и нажать в меню Таблица кнопку Сумма . Или же выполнить команду в главном меню Таблица → формула . Или же просто нажать кнопку F2 .

В верхней части экрана появится строка формул (так же, как это происходит в редакторе электронных таблиц). Выбор, в общем-то, не очень большой, но не стоит забывать, что LibreOffice Writer все-таки текстовый редактор, а не инструмент для проведения расчетов.

Рис. 11 Использование формул в таблице

Установив нужную формулу, получаем итоговую таблицу. Можно сделать небольшую проверку и убедиться, что при изменении любого значения, происходит изменение итоговой суммы (как это происходит и в редакторах электронных таблиц).


Рис. 12 Итоговая таблица

Для тех, кто работает с электронными таблицами каждый день, вопрос «Как сделать таблицу в LibreOffice Calc» звучит минимум странно. Ведь любой процессор электронных таблиц, не важно MS Excel, OpenOffice, LibreOffice, Gnumeric — это и есть двухмерная таблица. Делать таблицу в нём уже поздно. В статье мы будем обсуждать придание диапазону внешнего эстетического вида таблицы. Так как вариантов выполнить одну и ту же задачу существует масса, то разговор получится длинный.


Начнём от простого к правильному. Список тем будет следующий:

«Быстрое» создание таблицы в Calc

Для того чтобы сделать таблицу в LibreOffice Calc можно использовать панель инструментов, находящуюся по умолчанию над рабочим листом. Если вы создаёте таблицы без сложного форматирования, небольшие по размеру, вам не придётся их менять и вы занимаетесь этим не часто, то вам возможно этот способ покажется самым быстрым и удобным.



Чтобы быстро создать таблицу, выделяйте диапазоны и используйте кнопки на панели, например:
Всё, простейшая таблица готова. Как видите, ничего сложного. Дополнительные возможности панели можно увидеть, нажав на неё правой кнопкой мыши. Там скрыты дополнительные цифровые форматы, двойное подчеркивание, стили линий, вертикальное форматирование. Если вы часто пользуетесь какой-нибудь скрытой кнопкой, наверное будет лучше добавить её на панель. Сделать это можно пройдя в этом меню в раздел «Показать кнопки» и выбрать те, которые должны отображаться. Там же можно их скрыть. Отдельно на панели инструментов находится «Стилевая заливка». Она позволяет скопировать стиль из одной ячейки в серию других. Выделите ячейку где находится необходимый стиль, нажмите на иконку и выделите диапазон, куда нужно скопировать стиль. Всё, копирование завершено. Как видите, способ действительно простой и быстрый. Но у него есть минусы:

  • Во-первых, вы не можете сделать зачеркнутую ячейку;
  • Во-вторых, не выбрать стиль подчеркивания;
  • В-третьих, не повернуть текст на 90 градусов и не сделать его вертикальным.

Эти задачи при создании таблиц можно решить при помощи боковой панели. Если панель отключена, вернуть её можно в меню Вид → Боковая панель.

Я не буду подробно её описывать, так как из дальнейшего текста станет многое понятно и так. Замечу лишь, что квадратик с минусом у заголовка позволяет свернуть раздел, а значок окошка с противоположной стороны от заголовка вызывает окно формат ячейки. Иконка A↔B активизируется при входе в ячейку и позволяет задавать расстояние между символами. Боковая панель очень удобная вещь и привыкнув вы найдёте много плюсов в ней. Но всё-таки при помощи панелей нельзя задать следующие вещи:

  • Во-первых, этим способом не задать проверку орфографии для отдельной ячейки (в LibreOffice Calc это тоже стиль ячейки);
  • Во-вторых, не настроить тонко формат числа, можно использовать только стандартные форматы;
  • В-третьих, не выбрать стили надчеркивания и зачеркивая;
  • В-четвёртых, при помощи панели не удастся защитить или отменить защиту выбранных ячеек (и это стиль);
  • И в конце концов вам не удастся сделать тремя кликами следующую таблицу.

Именно об этом всём и об оптимизации создания таблицы в LibreOffice Calc и пойдёт речь ниже. Путь который я предлагаю для создания таблиц в Calc, на первый взгляд кажется не быстрым и может даже несколько запутанным. Но если вы его освоите и адаптируете к своим потребностям, то он окупится с лихвой.

Обрамление ячеек и диапазонов при создании таблицы

Нажмите на любую пустую ячейку правой кнопкой мыши. В контекстном меню выберите «Формат ячеек...». С этим диалогом нам нужно будет работать большую часть времени. Перейдите на вкладку «Обрамление». Первый раздел вкладки «Положение линий» контекстно зависимый. Это значит что при выделении одной или многих ячеек он будет разный. На скриншоте выше вкладка отображена для одной ячейки. В подразделе «По умолчанию» присутствуют пять кнопок часто используемых способов для обрамления одной ячейки. Если у вас включены всплывающие подсказки, то наведя и удерживая мышку, вы увидите их названия:

  • Убрать обрамление — убирает всё обрамление с ячейки, то есть его можно использовать для очистки обрамления ячейки;
  • Обрамление со всех сторон — ячейка в этом случае будет окружена линией со всех сторон;
  • Обрамление слева и справа — обрамление ячеек будет применено только к левой и правой границе;
  • Обрамление сверху и снизу - обрамление ячеек будет применено только к верхней и нижней границе;
  • Установить только диагональные линии — нужна если вам необходимо явно указать что эти ячейка в таблице не участвует, но формат не позволяет её объединить с другой ячейкой, также этот способ используется при симуляции диагонально разделённой ячейки.

Для многих ячеек картина будет несколько иная. Для наглядности приведу таблицу из Справки:

Одна ячейка

Ячейки в столбце

Ячеек в строке

Блок ячеек 2 на 2 и больше

Область положение линий




Если вы поняли как работает обрамление одной ячейки, думаю, что сложностей со многими у вас не возникнет. Хочу лишь обратить внимание на пятые иконки. Они позволяют применить обрамление по краям выделенного диапазона не меняя обрамление ячеек внутри него. Это очень удобно, когда мы уже отредактировали обрамление у многих ячеек и не хотим его сбить. Подраздел «Особое» позволяет нам настроить обрамление ячейки особым образом, если нам недостаточно настроек по умолчанию. Пользоваться им приходится не редко, поэтому я расскажу о нём подробно. На скриншоте выше показано 3 возможных значения линии в этом поле. По диагонали белые полосы — это значит, что этих линий не будет. То есть если у вас они уже есть, то они пропадут. Верхняя и правая граница отмечены черными линиями, теми которые мы хотим сделать или поменять. Левая и нижняя граница имеют серые линии — это говорит о том, что эти линии останутся без изменений. Хочу особо отметить последний вариант, он очень важен при создании обрамления таблицы если мы не хотим изменять стиль каких-то линий. При помощи этого поля мы явно указываем у какой конкретной линии мы хотим поменять стиль, а какую оставить без изменения. Для того чтобы можно было выбрать несколько линий сразу, можно нажать на их пересечение, при этом нажатие в угол поля не будет выделять диагональную линию. Чтобы выделить диагональные линии нужно указывать их по отдельности. На мой взгляд очень удобно, с одной стороны мы можем выделить несколько линий сразу, с другой, диагональные линии нам нужны при создании таблицы редко. Стили линии задаются в подразделе «Эффекты» раздела «Линия». Как видно из скриншота доступно семь видов линий. Восьмая линия с названием «нет» убирает любой стиль выделенной линии. Ниже располагается поле толщины линии, а под ним выбор цвета линии. Думаю, что это интуитивно понятные вещи, поэтому останавливаться на них не буду. Раздел отступы от содержимого позволяет нам настроить пространство между краем ячейки и её содержимым. Нужно учитывать, что это отступ будет работать только при «оптимальной» ширине и высоте столбца и объекте, выровненном вертикально и горизонтально по середине. При отсутствии этих условий вы можете получать весьма странные результаты, иногда вовсе непонятные, иногда даже удивительные. Для того чтобы сделать таблицу в LibreOffice Calc с трехмерным эффектом, мы можем воспользоваться иконками в разделе «Стиль тени». На этих иконках показано, куда будет падать тень от ячейки. Если тень падает на ячейку с таким же стилем, то она отображаться на соседней ячейке не будет. Поэтому можно выделить всю таблицу и к ней применить это свойство, тень появится только у крайних ячеек с той стороны, где она должна падать.

Заливка ячеек в таблице

Заливка ячеек при создании таблицы в LibreOffice Calc происходит при помощи вкладки «Фон» диалогового окна «Формат ячеек». Думаю, что эта вкладка понятна без объяснений. Вам просто нужно выбрать цвет заливки ячейки из палитры и подтвердить изменения.

Шрифт ячейки в таблице

На вкладке «Шрифт» окна «Формат ячеек» LibreOffice Calc можно задать сам шрифт, его начертание и размер. Результат будет виден в нижнем поле.

Особо хочу подчеркнуть поле «Язык». При помощи этого поля мы можем выбрать язык ячейки для проверки орфографии. Например, весь ваш документ по умолчанию имеет проверку орфографии на русском языке. Но в нашей создаваемой таблице есть ячейки с английскими словами. Задайте в этом поле «Английский (США)» для этих ячеек. Это позволит избежать лишней работы по проверке и будет показывать только неправильно введённые слова. Маленькое примечание: К сожалению, сейчас это поле не всегда корректно работает, что не до конца снимает трудности проверки орфографии в документе со многими языками. Надеюсь, это в скором времени поправят.

Эффекты шрифта

Для придания особого вида шрифту при создании таблиц, таких как подчеркивание, цвет, рельеф, можно использовать вкладку «Эффекты Шрифта» окна «Формат ячеек» LibreOffice Calc. Раздел «Параметры» этой вкладки содержит «Цвет шрифта» для задания цвета, «Рельеф», «Контур» и «Тень». Если вы не помните, то все цвета с названием «Автоматически» задаются в окне «Параметры» в разделе «Внешний вид» («Сервис» → «Параметры» → «LibreOffice» → «Внешний вид»). По умолчанию для шрифта используется черный. В выпадающем списке «Рельеф» можно указать эффекты приподнятого шрифта или вдавленного. Если был сделан выбор одного из них, то пункты «Контур» и «Тень» становятся недоступными. Сами же контур и тень можно использовать вместе. Все эти эффекты реально нужны только тогда, когда нам нужно сделать красивый отчет, и мы не хотим использовать дополнительные инструменты. «Надчеркивание» и «Подчеркивание» текста имеют по 16 способов, «Зачеркивание» имеет 5 способов. Все они имеют понятные названия, поэтому я не буду их описывать каждый отдельно. Хочу обратить ваше внимание на флажок «Только слова». Он становится доступным только при выборе какого-нибудь пункта выше (например «Зачеркивание») и позволяет исключить пробелы из эффекта. Справа от «Надчеркивание» и «Подчеркивание» находятся выпадающие списки с выбором цвета для них. Они тоже становятся доступны, только если соответствующий эффект был выбран. Поле внизу позволяет нам увидеть будущий результат изменений.

Выравнивание

Вкладка «Выравнивание» отвечает за выравнивание и направление текста в ячейке. Чаще всего нам хватает элементов на панели инструментов, но когда нам нужно сделать таблицу в LibreOffice Calc с более хитрым форматированием чем обычно, то без этой вкладки нам не обойтись. Список выравнивания текста по горизонтали имеет семь пунктов:

  • Стандарт — выравнивает текст по левому краю, а цифры, включая даты по правому краю.
  • По центру, по правому краю, по левому краю — выравнивают всё содержимое соответственно.
  • По ширине — выравнивает текст по ширине ячейки, при этом нужно учитывать, что включается перенос слов по строкам, и единственная или последняя строка будет выравнена по левому краю. Даты в этом случае будут переноситься на новую строку по разделителю, а другие числа — нет.
  • Заполнение — очень специфическое выравнивание, когда символов мало, оно заполняет повторениями этих символов всё пространство в ячейке, когда строка не вмещается в поле, оно обрезает строку в размер поля, при этом на печати она выводится тоже обрезанной. Это выравнивание служит для обратной совместимости с текстовыми представлениями электронных таблиц, например, когда нужно сделать символьную черту.
  • Распределение — выравнивает текст по ширине ячейки, включая одиночные строки и последнюю.

Поле отступ становится активным только при выборе выравнивания по левому краю. В остальных видах выравнивания оно не принимает участие. Выравнивание по вертикали имеет 6 возможностей:

  • «Стандарт» и «по низу» — выравнивают текст по нижней части ячейки.
  • «По верхнему» — выравнивает текст по верхнему краю ячейки.
  • «По центру» — выравнивает текст по центру между верхним и нижним краем.
  • «По ширине» и «Распределение» делают то же самое выравнивание только для текста, повернутого вертикально, и выравнивают между верхней и нижней границами.

Ориентация текста позволяет повернуть текст на необходимый угол. Для этого же можно использовать поле «Градусы». Поле концевая ссылка позволяет задать точку, к которой текст будет привязан. Первая иконка привязывает текст к середине нижнего края ячейки. Если у вас одна строка, то она будет исходить из нижнего края ячейки, если вы используете при этом выравнивание по ширине, то привязывается середина. Вторая иконка делает то же самое, но привязывает текст к середине верхнего края. Третья иконка привязывает текст к середине ячейки. При использовании выравнивания «Стандарт» большие строки будут уходить в обе стороны от ячейки. При помощи ориентации текста, выравнивания и назначения концевой ссылки, часто можно получить эффекты для таблицы, которые позволяют сделать их более читабельными и профессиональными. Раздел «свойства» позволяет назначить переносы слов, или если это неприемлемо, автоматически уменьшить текст так, чтобы он вместился в ячейку. Перенос по словам позволяет при больших текстах в ячейке сделать так, чтобы текст вмещался в ячейку. Этот режим включает возможность переноса по слогам и делает неактивным «Уменьшение по размеру ячейки». Перенос по слогам позволяет переносить слова по слогам. Для переноса по слогам должен быть установлен словарь для переноса. В настоящее время он устанавливается по умолчанию. Этот пункт также активизируется при выборе выравнивания по горизонтали «по ширине». Пункт «Уменьшение по размеру ячейки» позволяет автоматически уменьшить размер символов таким образом, чтобы весь текст уместился в ячейку. При больших текстах он может давать некрасивые результаты, так что это не панацея, иногда приходится придумывать как обойти ограничения, выдвигаемые правилами оформления.

Числовой формат

По поводу числовых форматов в LibreOffice Calc можно написать отдельную большую статью. Официальную справку можно посмотреть на этой странице . Поэтому я коснусь этой темы коротко, и дам пару наводящих примеров. Более подробно будет позже. На вкладке «числа» слева находится поле с категориями форматов. Названия интуитивно понятны, сделаю лишь одно замечание: под словом «Дробь» подразумеваются обыкновенные дроби (то есть ½ или 12¾). В поле формат можно выбрать конкретное представление числа, входящего в выбранную категорию. Список «Язык» позволяет задать форматирование, свойственное для региона и языка. Так например, в русском число 1 200,00 представляется именно так, то есть разделитель разрядов это пробел, а разделитель для дробной части запятая. Для английского языка в США характерна другая запись 1,200.00, то есть для разделителей разряда используется запятая, а для дробной части точка. Этот функционал нужен не часто, только если вам необходимо именно в конкретном случае использовать другое форматирование. Форматирование по умолчанию для всех документов LibreOffice или только для текущего документа выбирается в разделе Сервис → Параметры → Настройки языка → Языки → Локальные настройки. На той же вкладке можно выбрать валюту по умолчанию. Раздел «Параметры» доступен в трёх категориях: Числовой, Процентный, Денежный. И если в «Особом» у вас есть свои числовые форматы, то может быть доступен и в нём. В этом разделе в поле «Дробная часть» можно указать сколько нужно показывать знаков после запятой, при этом происходит округление. «Ведущие нули» указывает сколько необходимо показывать нулей перед запятой, при этом количество отображаемых порядков может уменьшиться только вплоть до первой цифры больше нуля, т. е. смысл числа не изменится. Однако увеличение поля «ведущие нули» сверх имеющихся порядков числа приведет к появлению дополнительных нулей слева. Флажок «Отрицательные красным» имеет смысл ставить, если вам нужно выделить отрицательные числа красным цветом. Флажок «Разделитель разряда» ставит разделители разряда, например тысяч. Поле «Код формата» можно редактировать, если вы знаете способы указания формата, то его можно внести туда руками. В поле под списком «Язык» будет показан результат того, что вы выбрали. Небольшой пример. В таблице выше было поле в котором указано красным цветом: «Итого: -10 руб». Оно организовано так, что в поле вводится только число, остальное подставляется автоматически, так же автоматически выбирается цвет, черный для положительных и красный для отрицательных чисел. Код формата для этого поля выглядит так: [$Итого: ]# ##0,00" руб.";[$Итого: ]-# ##0,00" руб."

Защита ячейки

Одним из очень специфических стилей ячейки является защита её от изменений. Да, защищённая ячейка это стиль, как бы это удивительно не звучало. И мы можем использовать это свойство как и обычные свойства (например, форматирование, шрифт, кегль...) Для того чтобы защита ячейки начала работать, её нужно включить, сделать это можно пройдя в меню Сервис → Защита → Защитить Лист. Параметр «Скрыть всё» позволяет скрыть всю информацию, содержащуюся в выбранной ячейке. То есть, после включения защиты листа, её содержимого не будет видно, в том числе и при печати. Эта функция очень удобна для того, чтобы служебные диапазоны не мешали человеку пользоваться документом, не отвлекали его внимания. Если вам нужно скрыть информацию только при печати, например, когда вы сами используете модель и вам нужно видеть служебные диапазоны, но на печать вам выводить их не нужно, то можно воспользоваться самым нижним параметром «Скрыть при печати». Тогда вся информация при работе с документом будет видна, но при печати она не будет выводиться. «Скрыть формулу» позволяет нам скрыть только формулу в ячейке, но не скрывать её результат. Все эти вещи удобно использовать, если нам нужно передать файл для просмотра или работы другому человеку, и мы хотим, чтобы он случайно его не сломал. Например, очень полезно защищать ячейки с формулами, чтобы человек случайно не повредил расчеты. Я всегда использую защиту для рабочего документа со сложными моделями, когда она уже готова, и документ начинает использоваться только для целей, которых он создавался, чтобы самому не повредить случайно модель. Хочу заметить, что пароль при защите можно не вводить. Если поля оставить пустыми, то информацию в ячейке нельзя будет изменить, но снять защиту можно будет без пароля.

Использование стилей ячейки

«И это был быстрый способ?» - спросите вы. Нет, это был не быстрый способ, это было только начало. Но скоро мы действительно сможем создать таблицу в три клика. Сейчас мы, наверное, подошли к святому святых электронных таблиц при создании их в LibreOffice Calc. Всё что было сказано выше — это был стиль ячейки. Естественно пользоваться им в таком виде чаще всего не удобно, поэтому мы сделаем следующий шаг в сторону оптимизации нашего труда. Нажмите F11, или на панели форматирования на самую левую иконку с всплывающей подсказкой «Стили», или что часто удобнее, на боковой панели иконку «Стили и форматирование». Если вы отключили боковую панель, вернуть её можно в меню Вид → Боковая панель. Я настоятельно рекомендую обратить пристальное внимание на неё, она фактически не занимает рабочего места на экране в свёрнутом положении, но имеет колоссальный функционал и, на мой взгляд, очень удобна. Здесь мы раздерём работу со стилями ячейки. Полный рассказ о работе со стилями это очень увлекательный и достаточно долгий разговор. Когда у вас появилось окно «Стили и форматирование», нажмите правой кнопкой мыши на любой стиль, например «Базовый». Появится контекстное меню с тремя пунктами: «Создать...», «Изменить...», «Скрыть». На стилях, которые вы будете создавать сами, будет ещё четвертый пункт - «Удалить». Все эти пункты понятны и без объяснений, поэтому пойдём дальше. Нажмите правой кнопкой на стиле «Базовый» и выберите «Изменить...». Перед вами появится окно «Стиль ячейки: Базовый». При работе со стилями в заголовке окна кроме его названия присутствует и название стиля, в данном случае «Базовый». Поле «Название» и «Категории» не могут быть отредактированы в стилях, устанавливаемых по умолчанию вместе с LibreOffice. В создаваемых пользователем они редактируются. «Наследует из» - это поле говорит о том, какой стиль является родительским. Наверное, этот пункт нужно подробно объяснить. Когда мы открываем новый документ, все ячейки по умолчанию имеют стиль «Базовый». То есть, в LibreOffice Calc не может быть ячейки без стиля. Это очень важно. Стиль есть всегда, даже когда вы полностью уверены, что его нет. Стиль «Заголовок1» является потомком для стиля «Базовый». Так же как и у людей, он наследует от родителя часть информации. У нас это гены, а тут это свойства элементов стиля (например шрифт, фон ячейки, стиль обрамления и др.), но некоторые свойства у него могут быть индивидуальные. «Базовый» стиль ячейки является основным предком для всех стилей ячейки, все остальные стили будут так или иначе его потомками. Преимущество такой иерархии заключается в том что, если мы решили, например, поменять шрифт во всех наших стилях, включая «Базовый», то нам нужно поменять его только в стиле «Базовый». Все остальные стили поменяют шрифт автоматически. Исключением будут стили (и их потомки естественно), в которых вы указали другой шрифт. Также будет работать любая характеристика, включая защиту ячейки. Ещё более важно отметить, что как только вы сменили какую либо характеристику стиля, все ячейки, имеющие этот стиль, её тоже меняют во всех документах. В разделе «Параметры» коротко перечислены характеристики стиля (шрифт, цвет, фон и другие). Остальные вкладки этого окна повторяют выше рассмотренные, поэтому я не буду повторяться. Пункт «Создать...» в контекстном меню создаст наследника к тому стилю, на который мы нажали правой кнопкой мыши. Откроется знакомое нам окно, в котором название будет «Безымянный1». Как я говорил, в создаваемых стилях название можно менять. Давайте им короткие, но понятные названия, это поможет в последующем вам ориентироваться. Кроме того, продумайте пути наследования наилучшим образом подходящие для вас, это тоже сильно поможет. Делать это приходится всего один раз, а потом остается только радоваться, что это всё уже сделано. Используйте пункт «Скрыть» в контекстном меню для стилей, которые используете редко, или не будете использовать долгое время. Если в нижнем выпадающем списке окна стилей выбрать «Скрытые», вы все их сможете увидеть и при необходимости через контекстное меню вернуть. Если вы скрываете родительский стиль, все наследники тоже скроются, в списке скрытых наследники не появятся, но при восстановлении вся структура вернётся на место. Когда мы используем панели форматирования для того, чтобы сделать таблицу в LibreOffice Calc, мы фактически создаём потомка применённого стиля (если мы не пользуемся стилями, то это потомок стиля «Базовый»). При ручном форматировании стиль ячейки наследует все параметры, которые не были указаны явно. Но минус в том, что нам этот стиль ячейки в списке не видно, и поэтому мы не можем им управлять. Чтобы сбросить всё ручное форматирование можно щелкнуть на ячейку правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать «Очистить форматирование». Эта операция сбросит все изменения, которые были наложены на стиль «руками», но оставит всё, что было отформатировано стилем. Чтобы сбросить стиль до «Базовый» нужно просто применить «Базовый» стиль. В окне стилей существует две кнопки, которые могут вам пригодиться. Это «Создать стиль из выделенного» и «Обновить стиль по образцу». На скриншоте окна «Стили и форматирование» эти кнопки располагаются справа и выглядят как значок параграфа с черточками с правой стороны. На первых порах они могут помочь создать дерево стилей из имеющихся документов. Как применить стиль? Выберите диапазон, к которому вы хотите применить стиль, откройте стили и выполните двойной щелчок по желаемому стилю. Всё. Правда же, это намного проще чем тыкать в кнопки, пытаясь добиться того же результата что и вчера? Стили сохраняются отдельно для каждого документа. Поэтому нам нужно использовать шаблоны, если мы хотим делать серии документов на одних и тех же стилях. Если мы хотим, чтобы стили были доступны во всех вновь создаваемых документах, то нам следует обновить шаблон по умолчанию. Если мы решим изменить стили в шаблоне, то при открытии документа, сделанного на основе этого шаблона, появится окно с предложением обновить стили. Импорта стилей в настоящее время из документов LibreOffice Calc нет. Но недостающие стили добавляются при копировании ячеек и вставке листов. Если после этого их удалить, стили всё равно останутся в документе. Обновление стилей при этом не происходит, к сожалению. Поэтому если нам нужно импортировать обновленный стиль, единственный способ это удалить прежний, а затем вставить обновленный вышеописанным способом. Другим способом может быть переименование стилей, но при большом дереве стилей он трудозатратен. У стилей есть три минуса:

  • Первый, они должны быть созданы, а это потребует сил на организацию своего труда.
  • Мы не можем сделать стиль таблицы, мы можем сделать только стиль заголовка, результата, поля данных. Если все эти элементы имеют разные стили, то нам нужно будет использовать минимум три стиля.
  • На сегодняшний день, не реализован вменяемый механизм импорта/экспорта подобный используемому в Writer.

Автоформат

Это функция позволяет разом сделать таблицу из выделенного диапазона. Мы просто выделяем диапазон, выбираем вид таблицы, подтверждаем выбор, и вуаля. Пройдите в меню «Формат» → «Автоформат...». Откроется следующее окно. В поле «Формат» содержатся имена сохранённых шаблонов таблиц. Справа поле, в котором можно посмотреть, как это должно выглядеть в теории. То есть оно не покажет вам результат, оно просто показывает как выглядит модель формата таблицы. Раздел «Форматирование» позволяет выбрать какие параметры мы хотим из текущего шаблона автоформата примерить к будущей таблице. Например, нам всё нравится в текущем шаблоне кроме обрамления: снимаем галочку, и обрамление останется таким как было до применения автоформата. Кнопки на мой взгляд понятны: «Ok» — подтвердить выбор, «Отмена» — закрыть окно без применения автоформата, «Справка» — вызывает справку по автоформату...

  • «Добавить» — это очень полезная кнопка позволяет добавить свой шаблон таблицы в автоформат. Если у вас постоянно одинаковый стиль у таблицы, оформите её полностью. Затем выделите диапазон, пройдите Формат → Автоформат... и нажмите кнопку добавить. Появится окно, в которое нужно ввести название будущего шаблона. И нажмите «Ok».
  • «Удалить» — позволяет удалить ненужный больше шаблон автоформата. Хочу отметить, что можно удалить любой шаблон кроме «Базовый», так что можно капитально почистить список при необходимости.
  • «Переименовать» — позволяет переименовать шаблон, тоже не работает с «Базовым», со всеми остальными работает.
Как это работает? В шаблон таблицы автоформата вносятся отдельно стили крайних и центральных строк и столбцов. Поэтому нам не важно какого размера будут таблицы, формат всегда будет распространяться на всю таблицу. В дополнение, всегда делайте таблицу для сохранения в автоформатировании 5х5, это здорово сэкономит ваши нервы, если таблица имеет, например, специфический формат только в первой или последней ячейке в строке. Иначе можно получить неожиданные результаты. Минусы этого способа я вижу в двух вещах:
  • Первый — нет привязки к стилям. Автоформатирование не привязывается к нашим стилям, на базе которых оно сделано, и значит не умеет наследовать их свойства. Этот минус усугубляется ещё тем, что мы не можем обновить шаблон автоформата, а должны его удалить (переименовать) и создать новый. Автовормат считается ручным форматированием и наследует «Базовый» стиль.
  • Второй — алгоритм, который используется сегодня, не позволяет сделать шаблон для автоформата действительно сложных таблиц, например, с визуальным эффектом разбиения ячейки по диагонали.

Разбить ячейку по диагонали

Когда нужно сделать в таблице ячейку разделённую по диагонали, мы с сталкиваемся с препятствием, что нам можно только её зачеркнуть. Добиться этого можно лишь созданием визуального эффекта разделённой ячейки. Способ не новый и был описан ещё для OpenOffice.org. На картинке хорошо видно как добиться эффекта. Нужно смежные по диагонали ячейки перечеркнуть, а в другой паре диагональных ячейкек ввести нужные слова. Сложность возникает в том, что ячейки должны быть равной ширины и высоты, иначе линия будет ломанная. Проще всего этого добиться, выделив их вместе и, нажав в заголовке столбцов, выбрать «Ширина столбцов...» и в появившемся окне задать необходимую ширину. Но можно несколько упростить задачу. Хотя, чтобы создать шаблон автоформата нужна таблица 4х4, для того, чтобы применить автоформат нужна таблица 3х3. Поэтому, создайте сегмент с обрамлением верхнего левого угла, как показано на скриншоте ниже, выделите диапазон 4х4 и создайте шаблон автоформата. А когда будете применять его, выделяйте диапазон 3х3 и снимайте галочки все кроме обрамления. Последний совет, который можно дать в этой теме, вынесите кнопку «Автоформат» на панель, чтобы не нужно было за ней тянуться в главное меню: Сервис → Настройка, Вкладка «Панели инструментов». Нужно выбрать панель и нажать кнопку добавить, откроется список, в котором вы сможете выбрать кнопку для добавления.

Не тратьте времени на простые операции типа придания вида документу. Наслаждайтесь разработкой с моделью.

Электронная таблица представляет собой прямоугольную матрицу, состоящую из ячеек, каждая из которых имеет свой номер.

Программа LibreOffice Calc предназначена для работы с таблицами данных, преимущественно числовыми.
Создание рабочих книг
Окно LibreOffice Calc

Рабочее окно LibreOffice Calc представлено на рис. 1.

Рис. 1. Рабочее окно LibreOffice Calc

Документ программы LibreOffice Calc по умолчанию называется «Без имени 1». Состоит из нескольких листов (по умолчанию - 3) со стандартным расширением ODS. По желанию пользователя количество листов может быть увеличено.
Рабочий лист состоит из строк и столбцов. Столбцы нумеруются от A до AMG, а строки от 1 до 1048576. Адреса ячеек формируются из номера столбца и номера строки (например, A1). Обращение к ячейкам производится по их адресам.
Операции с листами:

  • переименование – двойной щелчок по названию листа на его ярлыке или «Переименовать» контекстного меню ярлыка;
  • удаление – меню «Правка» → «Лист» → «Удалить лист» или «Удалить» контекстного меню ярлыка;
  • перемещение или копирование – меню «Правка» → «Лист» → «Переместить / копировать лист» или соответствующий пункт контекстного меню ярлыка. Для копирования нужно установить флажок «Копировать» в окне «Переместить / копировать лист»;
  • добавление – щелкнуть по ярлыку листа, перед которым вставляется новый лист, в контекстном меню ярлыка выбрать пункт «Добавить листы» (рис. 2)

Рис. 2. Диалоговое окно «Вставить лист»
В данном диалоговом окне, уточняем положение, название листа, количество и нажимаем кнопку «ОК». Диалоговое окно «Вставить лист» можно также вызвать через меню «Вставка» → «Лист».
Если книга состоит из большого количества листов и все ярлыки не видны, то следует воспользоваться стрелками, расположенными слева от ярлыков.
Выделение ячеек и диапазонов (+ стрелки или левая кнопка мыши; – разные области). Все ячейки строки или столбца могут быть выделены щелчком мыши на заголовке строки или столбца. Чтобы выделить рабочий лист в текущей книге, необходимо щелкнуть на ярлычке листа. Чтобы выделить все ячейки рабочего листа, нужно щелкнуть на кнопке выделения всего листа (прямоугольник на пересечении заголовков строк и столбцов) или нажать сочетание клавиш.
Ввод данных в рабочий лист
В ячейках рабочего листа могут находиться текст, константы и формулы. С текстовыми данными нельзя выполнять математические расчеты. По умолчанию числовые данные выравниваются по правому краю, а текст – по левому. Если название категории не входит по ширине, то правая ячейка (если она не пустая) перекрывает следующую. Ширину столбцов можно изменить с помощью меню «Формат» → «Столбец» → «Ширина» (можно воспользоваться командой «Оптимальная ширина») или вручную, перетаскивая границы в строке заголовков столбцов. Если данные набраны, но еще не введены, то исправления можно вносить непосредственно в ячейке и в строке формул.
После того, как данные введены, для исправления надо перейти в режим редактирования. Для этого на нужной ячейке надо выполнить двойной щелчок мышью. В ячейке появится курсор вставки. После окончания редактирования, ввод новых данных надо подтвердить нажатием клавиши. Нажатие отменяет сделанные исправления.
Типы данных.
Тип определяет объем выделяемой под данные памяти и возможные операции с ними. Опишем основные типы данных LibreOffice Calc .
Целые числа – это числа, которые без остатка делятся на единицу: 4; -235. Числа, набранные в круглых скобках, трактуются как отрицательные.
Действительное число или как его еще называют вещественное число – это любое положительное число, отрицательное число или нуль. Например, 24,45 (разделитель – запятая).
Дроби : 7/8; 4/123.
Для ввода процентов после числа набирается символ %. Если вводимое число является денежным значением, то в конце набирается руб. (рубли).
Если вводимая числовая константа не входит в ячейку по ширине, то она отображается на экране в виде ####. В этом случае ширину столбца необходимо увеличить.
Дата и время . Ввод даты, например, 21 сентября 2011 года можно провести, набрав на клавиатуре 21/09/11.
Ввод времени выполняется в виде 13:21 или 14:15:00.
Формулы . Все формулы в LibreOffice Calc должны начинаться с символа = . Для фиксации ввода формула отображается в ячейке и в строке формул. После нажатия клавиши в ячейке появится вычисленное по формуле значение, а строка ввода очистится.
При вычислении значения по формуле в первую очередь вычисляются выражения внутри круглых скобок. Если скобок нет, выполнения операций следующий:

  • вычисляются значения функций;
  • операция возведения в степень (знак операции ^);
  • операции умножения и деления (знаки операции *, /);
  • операции сложения и вычитания (знаки операции +, -).

В качестве операндов формула может содержать числа, ссылки (адреса ячеек), функции.
Примеры формул: = 4*8^4-12; B2+SIN (1,576).
Значения формулы зависит от содержимого ячеек, на которые указывают ссылки, и оно изменяется при изменении содержимого этих ячеек.
Для просмотра значений аргументов формулы на рабочем листе необходимо выполнить двойной щелчок левой клавишей мыши по ячейке с формулой. При этом аргументы в формуле и соответствующие им значения на рабочем листе выделяются одинаковым цветом (рис. 3)



Рис. 3. Просмотр значений аргументов формулы
Операции одного уровня выполняются слева направо. Кроме этих операций в арифметических выражениях используются операции связи:
: диапазон;
; объединение;
! пересечение.
Для объединения текстов используется знак & (амперсант).
Функция – это заранее определенная формула. Функция имеет имя и аргументы, заключенные в круглые скобки. Аргументы отделяют друг от друга символом «;». В качестве аргументов можно использовать другие функции (если они работают с тем же типом данных), константы, адреса ячеек и диапазоны ячеек.
Диапазоном называется группа ячеек, образующих прямоугольник. Диапазон обозначается с помощью ячейки в левом верхнем углу прямоугольника и ячейки в правом нижнем углу прямоугольника. Например, обозначение C5:F9 описывает диапазон ячеек, находящихся на пересечении строк с номерами 5, 6, 7, 8, 9 и столбцов C, D, E, F.
Например, SUM(A3;E1:E4) – эта функция имеет два аргумента. Первый A3, второй – E1:E4. Суммируются числа в ячейках A3, E1, E2, E3, E4.
Панель формул после выбораоператора «Функция» (знак « = » на панели формул) содержит в себе следующие элементы: падающий список последних используемых функций, кнопку «Мастер функций», кнопку «Отменить», кнопка «Применить» и строку ввода (рис. 4).



Рис. 4. Панель формул
Ввод формул. Формулы можно вводить несколькими способами: с помощью с помощью значков, вводом с клавиатуры, или обоими методами одновременно.
1. Щелкните ячейку, в которую хотите вставить формулу.
2. Щелкните значок Функция (знак « = ») на панели формул. В строке ввода появится знак равенства, и теперь можно вводить формулу. Формулу можно вводить с помощью «Мастера функций», выбора необходимых операторов из падающего списка и вводом действий с клавиатуры.
3. После ввода нужных значений нажмите клавишу или кнопку «Принять» для вставки результата в текущую ячейку. Если нужно очистить строку ввода, нажмите клавишу или кнопку Отмена.
Можно вводить значения и формулы прямо в ячейки, даже если не виден курсор ввода. Все формулы должны начинаться со знака равенства.
Также для начала ввода формулы можно нажать клавишу « + » или « - » на числовой клавиатуре. Режим NumLock должен быть во включенном положении. Например, последовательно нажмите следующие клавиши: +50 - 8 .
В ячейке отобразится результат 42. В ячейке содержится формула =+50-8.
Набор функций с помощью «Мастера функций». Кнопка «Мастер функций» на панели инструментов имеет вид f ( x ) .
Встроенные функции позволяют просто и быстро выполнять необходимые вычисления. LibreOffice Calc имеет более 350 функций. В том случае, когда ни одна из встроенных функций не подходит для решения поставленной задачи, пользователь имеет возможность создать свою собственную (пользовательскую) функцию.
Для удобства использования, функции сгруппированы по категориям: база данных; дата/время; финансовые; информация; логические; математические; массивы; статистические; электронные таблицы; текст; дополнительные.
При нажатии на данную кнопку, начинает работу мастер. Вы можете выбрать функцию из необходимой Вам категории. Например, для вычисления гиперболического арккосинуса числа, выбираем ячейку E41, нажимаем на кнопку «Мастер функций», выбираем категорию «Математический», функцию «ACOSH». C правой стороны диалогового окна, приводится описание данной функции (рис. 5).



Рис. 5. Диалоговое окно «Мастер функций»
Для использования данной функции, необходимо нажать кнопку «Далее» или дважды щелкнуть по функции «ACOSH» в левой стороне диалогового окна. Также можно вручную прописать в строке ввода формулу по образцу, приведенному после названия функции в правой части диалогового окна.
После нажатия кнопки «Далее» или двойного щелчка по функции «ACOSH», диалоговое окно примет следующий вид (рис. 6)



Рис. 6. Выбор функции «ACOSH»
В данном окне, можно ввести число с клавиатуры в поле «Число». Сверху указывается, какое значение может это число принимать. При нажатии на кнопку «Выбрать» , появляется строка ввода (рис. 7), в которую можно ввести имя ячейки, в которой содержится число для вычисления (ячейку также можно выбрать непосредственно на рабочем листе путем выделения левой кнопкой мыши).

Рис. 7. Выбор числа
После выбора необходимой ячейки, необходимо нажать на кнопку
При этом мы возвращаемся в наше диалоговое окно, где уже выводится результат (рис. 8)



Рис. 8. «Мастер функции» после выбора ячейки, содержащей число
Во вкладке «Структура» «Мастер функции» показывает нам структуру данной операции, степень вложенности (рис. 9)



Рис. 9. Вкладка «Структура»
Нажимаем кнопку. Результат работы данной функции записывается в ячейку E41 (рис. 10).



Рис. 10. Результат работы функции
LibreOffice Calc может работать как с отдельными ячейками, так и с массивами данных.
Адресация
В LibreOffice Calc различают два типа адресации ячеек: абсолютная и относительная. Оба типа можно применить в одной ссылке и создать смешанную ссылку.
Относительная ссылка воспринимается программой как указание маршрута к адресуемой ячейки от ячейки содержащей формулу. При копировании формулы относительные ссылки будут изменены таким образом, что маршрут сохраниться. Относительные ссылки используются в Calc по умолчанию.
Абсолютная ссылка задаёт абсолютные координаты ячейки. При копировании формулы абсолютная ссылка на ячейку не будет изменяться. Абсолютная ссылка задаётся путём указания символа доллара перед номером строки и столбца, например $A$1.
Смешанная ссылка представляет собой комбинацию абсолютной и относительной ссылок, когда для строки и столбца используются разные способы адресации, например $A4, B$3. При копировании формулы абсолютная часть ссылки не изменяется.
Задать ссылку, при вводе формулы можно непосредственно вводом с клавиатуры или методом указания (щелчок мыши на нужной ячейки).
Часто в формулах необходимо задавать ссылки на диапазон ячеек. Для указания диапазона Calc использует три адресных оператора:
оператор диапазона (двоеточие): ссылка адресует все ячейки, расположенные между двумя указанными ячейками, например, =SUM(A1:B2) – возвращает сумму значений ячеек A1, A2, B1 и B2;
оператор объединения диапазонов (точка с запятой): ссылка охватывает ячейки указанных отдельных диапазонов, например, =SUM(A3;E1:E4) – возвращает сумму ячеек A3, E1, E2, E3, E4;
оператор пересечения диапазонов (восклицательный знак): ссылка охватывает ячейки, входящие в каждый из указанных диапазонов, например, =SUM(B2:D2!C1:D3) – возвращает сумму ячеек C2 и D2.
Создание рядов
Схема ввода одного и того же значения или формулы в часть столбца или строки:
1. ввести в ячейку значение или формулу и нажать;
2. установить указатель мыши на маркере заполнения ячейки и растянуть в нужном направлении при нажатой левой клавише.
Маркер заполнения ячейки – маленький прямоугольник в правом нижнем углу ячейки:

Схема ввода числовых значений по типу регрессии:
1. ввести в две соседние ячейки два первых элемента прогрессии;
2. выделить эти ячейки;
3. установить указатель мыши на маркере заполнения выделенных ячеек и растянуть в нужном направлении при нажатой левой клавише мыши.

Форматирование
Данные, сохранённые в ячейках, могут отображаться в одном из нескольких форматах. Выбрать формат представления данных и способ оформления ячейки можно в диалоговом окне «Формат ячеек» (рис. 11). Вызвать его можно нажатием сочетанием клавиш, выбором пункта «Ячейки…» в меню «Формат» или пункта «Формат ячеек…» после нажатия правой кнопки мыши на ячейке (вызова контекстного меню).
Форматирование включает в себя следующие элементы:
- установку формата чисел;
- выбор шрифтов;
- рисование рамок;
- заполнение клеток цветом и узором;
- выравнивание данных;
- защиту данных.



Рис. 11. Диалоговое окно «Формат ячеек»
Окно «Формат ячеек» содержит несколько вкладок, перейти между которыми можно, щёлкая мышкой по ярлычку закладки. Краткое описание вкладок:
Числа – позволяет выбрать один из способов представления данных с возможностью его уточнения (справа). Например, для формата Числовой можно указать число знаков после запятой. При этом в поле справа выводится образец выбранного представления данных.
Шрифт – закладка управляет выбором шрифта (стиль, начертание, размер, язык).
Эффекты шрифта – позволяет установить цвет, надчеркивание, подчеркивание, рельеф, контур, тень шрифта.
Выравнивание – закладка позволяет управлять способом размещения текста в ячейке, поворотом текста в ячейке, переносом слов в ячейке.
Обрамление – вкладка позволяет создать обрамление вокруг ячеек с помощью границ разного стиля и толщины.
Фон – вкладка управляет цветом заливки ячеек.
Защита ячейки – вкладка управляет защитой ячеек от изменений.

Значения ошибки при вычислениях по формулам


Значение ошибки

Код ошибки

Объяснение ошибки

Столбец слишком узкий для отображения полного содержимого ячейки. Для решения этой проблемы, увеличьте ширину столбца или воспользуйтесь меню «Формат» → «Столбец» → «Оптимальная ширина».

Оператор или аргумент не являются допустимыми.

Расчет привел к переполнению определенного диапазона значений.

Формула в пределах ячейки возвращает значение, которое не соответствует определению формулы или используемых функций. Эта ошибка может также означать, что ячейка, на которую ссылается формула, содержит текст, а не число.

Формула в пределах ячейки использует несуществующие ссылки.

Идентификатор не может быть оценен: нет допустимой ссылки, нет допустимого доменного имени, нет столбца/строки, нет макроса, неправильный десятичный разделитель, дополнение не найдено.

Задано деление на 0.

Отслеживание взаимосвязи ячеек.
В больших таблицах бывает трудно определить, какие ячейки используются для вычисления по сложным формулам, или в формулах каких ячеек принимает участие данная ячейка.
LibreOffice Calc дает возможность использовать наглядное графическое представление связи между ячейками. Ячейки, которые используются для расчетов по формуле, называются «влияющими ячейками». Ячейки, в формулах которых используется активная ячейка, называются «зависимыми ячейками».
Чтобы проследить влияющие и зависимые ячейки, можно воспользоваться командой меню «Сервис» → «Зависимости». Меню данного сервиса представлено на рис. 12.

Рис. 12. Меню «Зависимости»
Влияющие ячейки. При помощи этой функции отображаются связи между текущей ячейкой, содержащей формулу, и ячейками, используемыми в этой формуле. Например, операция сложения двух ячеек (A1и A3). Результат сложения (формула «=A1+A3») записан в ячейке С2. Для просмотра ячеек, влияющих на С2, выделим данную ячейку и воспользуемся сервисом «Влияющие ячейки». При этом, LibreOffice Calc с помощью стрелок укажет ячейки, влияющие на ячейку С2 (рис. 13)

Рис. 13. Влияющие ячейки
Удалить стрелки к влияющим ячейкам. Удаляет один уровень стрелок к влияющим ячейкам, вставленный при помощи команды «Влияющие ячейки».
Зависимые ячейки. Эта команда проводит стрелки к активной ячейке от формул, зависящих от значений в активной ячейке. Воспользуемся предыдущем примером, но теперь выделим ячейку А1 и увидим, что ячейка С2 зависит от ячейки А1 (рис. 14)

Рис. 14. Зависимые ячейки
Удалить стрелки к зависимым ячейкам. Удаляет один уровень стрелок к зависимым ячейкам, вставленный при помощи команды «Зависимые ячейки».
Удалить все стрелки. Удаляет все стрелки зависимостей, содержащиеся в электронной таблице.
Источник ошибки. Эта команда проводит стрелки ко всем влияющим ячейкам, которые вызывают ошибку в выбранной ячейке.
Обвести неверные данные. При вызове этой команды помечаются все ячейки на листе, содержащие значения, которые не соответствуют правилам проверки.
Обновить стрелки. Эта команда вызывает повторную генерацию всех стрелок на листе, с учетом изменения формул с момента последней расстановки зависимостей.
Обновлять автоматически. Автоматическое обновление всех зависимостей на листе при каждом изменении формулы.
Режим заливки. При помощи этой команды включается режим заполнения в зависимостях. Курсор мыши превращается в специальный символ, и им можно щелкнуть любую ячейку, чтобы просмотреть зависимости от влияющих ячеек. Для выхода из этого режима нажмите клавишу или щелкните команду «Выйти из режима заливки» в контекстном меню.
Объединение ячеек – для объединения двух и более ячеек, необходимо выделить ячейки и нажать кнопку на панели «Форматирование» «Объединить и центрировать ячейки» или воспользоваться меню «Формат» → «Объединить ячейки». Также данными операторами можно воспользоваться при разбиении ячеек.

Создание диаграмм
LibreOffice позволяет графически представить данные в виде диаграммы для наглядного сравнения рядов данных и просмотра их трендов. Диаграммы можно вставлять в электронные таблицы, текстовые документы, рисунки и презентации.
Диаграммы в LibreOffice Calc создаются с помощью «Мастера диаграмм». Перед его активацией желательно выделить данные, которые будут использованы в диаграмме, хотя это можно проделать и в процессе построения диаграммы.
Выделенная область должна содержать ячейки с названием строк и столбцов, которые будут использованы в качестве названий категорий и текста легенды. Для построения диаграммы можно использовать данные, находящиеся в несмежных областях. Ряды данных могут быть добавлены в исходную таблицу, кроме того, сама таблица может быть размещена в области диаграммы. «Мастер диаграмм» вызывается из основного меню с помощью команды «Вставка» → «Диаграмма» (рис. 15) или кнопка на панели инструментов .



Рис. 15. «Мастер диаграмм»

Работа с «Мастером диаграмм» требует последовательного выполнения четырех шагов:
1. Выбор типа и вида диаграмм (гистограмма, линейчатая, круговая, области, линии, диаграмма XY, пузырек, сетчатая, биржевая, столбцы и линии).
2. Указание диапазона данных, подлежащих отображению на диаграмме, и выбор ориентации данных (в строках или столбцах таблицы определены ряды данных); предварительный просмотр диаграммы.
3. Настроить диапазоны данных для каждого ряда.
4. Оформление диаграммы: добавление легенды, название диаграммы и осей, нанесение разметки.

Редактирование диаграмм
После создания диаграммы, ее можно изменять. Изменения касаются как типа диаграмм, так и отдельных ее элементов. Спектр возможностей редактирования диаграмм:
1. Щелкните по диаграмме для изменения свойств объектов: размер и позиция на текущей странице; выравнивание, перенос теста, внешние границы и т.д.
2. Для перехода к режиму редактирования диаграммы дважды щелкните по диаграмме левой кнопкой мыши: значения данных диаграммы (для диаграмм с собственными данными); тип диаграммы, оси, заголовки, стенки, сетка и т.д.
3. Дважды щелкните по элементу диаграммы в режиме редактирования диаграммы: для изменения масштаба, типа, цвета и других параметров дважды щелкните ось.
Дважды щелкните точку данных, чтобы выбрать и изменить рад данных, к которому относится точка.
Выберите ряд данных, щелкните его, а затем дважды щелкните точку данных для изменения свойств этой точки (например, одного значения на гистограмме).
Дважды щелкните легенду, чтобы выбрать и изменить ее. Щелкните, а затем дважды щелкните символ в выбранной легенде, чтобы изменить соответствующий ряд данных.
Для изменения свойств, дважды щелкните любой другой элемент диаграммы или щелкните элемент и откройте меню "Формат".
4. Для выхода из текущего режима редактирования щелкните вне диаграммы.
Также для выделения элементов диаграмм, можно воспользоваться панелью инструментов «Форматирование диаграмм», которая появляется после двойного щелчка на диаграмме (рис. 16)



Рис. 16. Панель инструментов «Форматирование диаграмм»
С помощью данной панели можно выделить элементы диаграмм в падающем списке, просмотреть формат выделенного элемента (кнопка «Формат выделения») и внести необходимые изменения. Также на данной панели располагаются следующие кнопки:


Вид на панели

Свойства

Тип диаграммы

Показать/спрятать горизонтальную сетку

Показать/спрятать легенду

Масштаб текстов

Автоматическая разметка

Для добавления элементов на диаграмме, необходимо воспользоваться меню «Вставка» (рис. 17) и выбрать необходимый элемент (предварительно необходимо выделить диаграмму двойным щелчком левой кнопки мыши).

Рис. 17. Меню «Вставка»
«Заголовки» – можно добавить или изменить название заголовка, подзаголовка, название осей X, Y, Z, дополнительных осей. Чтобы переместить элемент, необходимо его выделить и перетащить в нужное место. Также выделенный заголовок можно удалить с помощью клавиши «Легенда». Легенда отображает подписи из первого ряда или столбца или из диапазона, который был задан в диалоговом окне "Ряд данных". Если диаграмма не содержит подписи, в легенде будет отображаться текст в виде "Строка 1, Строка 2 ..." или "Столбец A, Столбец B ..." в соответствии с номером ряда или буквой столбца данных диаграммы. Ввести текст напрямую невозможно; он генерируется автоматически на основе имени диапазона ячеек. С помощью меню «Вставка» → «Легенда» можно поменять ее расположение или скрыть.Вкладка «Оси». Дает возможность внести в диаграмму недостающие оси.«Сетка» – обеспечивает вставку сетки на диаграмму, которая улучшает восприятие. Удаление линий сетки обеспечивается снятием соответствующих флажков.Форматирование области диаграммы сводится к изменению вида (рамки и заливки) (рис. 18).

Рис. 18. Диалоговое окно «Область диаграммы»

Управление объемным видом диаграмм. Для управления объемным видом диаграмм, LibreOffice Calc предоставляет возможность изменять ракурс просмотра диаграммы путем изменения трех специальных параметров: перспектива, внешний вид и освещение (рис. 19)

Рис. 19. Трехмерный вид
Эта возможность заложена в команде «Формат» → «Трехмерное изображение».
Сортировка списков и диапазонов
LibreOffice Calc представляет различные виды сортировки данных. Можно сортировать строки или столбцы в возрастающем иди убывающем порядке (текстовые данные – в алфавитном или обратном алфавитном порядке). Кроме того, LibreOffice Calc позволяет создать свой собственный порядок сортировки. Диалоговое окно «Сортировка» (рис. 20) вызывается с помощью меню «Данные» → «Сортировка». При этом предварительно необходимо выделись столбцы, строки или просто данные, которые необходимо отсортировать.

Рис. 20. Диалоговое окно «Сортировка»
Также отсортировать данные можно с помощью кнопок на панели инструментов «Стандартная»

Применение фильтров для анализа списков. Фильтры позволяют поместить результаты запросов по критериям в отдельную таблицу, которую можно использовать для дальнейшей обработки. Отфильтровать список означает скрыть строки списка за исключением тех, которые удовлетворяют заданным условиям отбора.
Использование автофильтра . Перед использованием автофильтра необходимо выделить данные (может быть вся строка заголовков), которые необходимо отфильтровать. Меню «Данные» → «Фильтр» → «Автофильтр». У каждого заголовка столбца LibreOffice Calc установит автофильтр в виде кнопки со стрелкой. В результате работы автофильтра LibreOffice Calc выводит отфильтрованные строки.
Использование стандартного фильтра. Также очень удобно пользоваться стандартным фильтром, который дает возможность использовать разнообразные критерии, связанные с логическими функциями И или ИЛИ. Вызов стандартного фильтра – меню «Данные» → «Фильтр» → «Стандартный фильтр» (рис. 21)



Рис. 21. Диалоговое окно «Стандартный фильтр»
Стандартным фильтром также можно воспользоваться при примененном автофильтре.

Использование расширенного фильтра (Данные» → «Фильтр» → «Расширенный фильтр»). Выберите именованную область или введите диапазон ячеек, содержащий условия фильтра, которые требуется использовать.
Формы данных. При выполнении характерных для баз данных операций, таких как поиск, сортировка, подведение итогов, LibreOffice Calc автоматически рассматривает таблицу как базу данных. При просмотре, изменении, удалении записи в базе данных, а также при поиске записей по определенному критерию удобно использовать формы данных. При обращении к команде «Данные» → «Форма» LibreOffice Calc считывает данные и создает диалоговое окно формы данных (рис. 22).

Рис. 22. Диалоговое окно «Форма данных»
В форме данных на экран выводится одна запись, есть возможность просмотра следующий записей и создания новой. При вводе или изменении данных в полях этого окна, изменяется содержимое соответствующих ячеек базы данных (после ввода новых данных обязательно нажатие клавиши).
Подбор параметра. В случае функции подбора параметра, речь идет о простой форме анализа данных типа «что если», то есть необходимо подобрать такое значение аргумента, при котором функция принимает заданное значение. В частности функцию подбора можно использовать для нахождения корня нелинейного уравнения. Значение целевой ячейки является результатом вычисления формулы. Эта формула прямо или косвенно ссылается на одну или несколько влияющих ячеек. Функция подбора меняет значение влияющей ячейки так, чтобы получить в целевой ячейке заданную величину. Сама влияющая ячейка также может содержать формулу.
Для применения функции подбора параметра необходимо выделить ячейку с целевым значением и выбрать команду «Сервис»→ «Подбор параметра» (рис. 23).



Рис. 23. Диалоговое окно «Подбор параметра»

Целевая ячейка – в ячейке с формулой введите ссылку на ячейку, содержащую формулу. Она содержит ссылку на текущую ячейку. В случае, представленном на рис. 12, в целевой ячейке содержится формула возведения в квадрат. Щелкните другую ячейку на листе, чтобы применить ссылку на нее к текстовому полю.
Целевое значение – здесь указывается значение, которое требуется получить в качестве нового результата. Допустим, нам надо выяснить, какое число надо возвести в квадрат, чтобы получить значение 121. Соответственно, вводим в качестве целевого значения «121».
Изменяя ячейку – здесь указывается ссылка на ячейку, содержащую значение, которое требуется настроить для подбора значения.
После ввода настроек, нажимаем «ОК» и LibreOffice Calc предлагает нам вариант для замены ячейки (рис. 24). Результатом наших действий является число 11.

  • О проведении мониторинга уровня информатизации за 2017 год