Фамилия на ая какая национальность. Что “расскажет” фамилия о национальности человека. Окончание или суффикс

В России существовала законодательно закрепленная система награждения орденами. Первый русский был утвержден Петром I еще в 1698 году. Впоследствии были учреждены ордена , Святого Александра Невского, Святого Равноапостольного князя Владимира. В различные годы в состав российских наград вошли иностранные ордена Святой Анны, Белого орла и Святого Станислава.

Все русские ордена состояли из креста (знака ордена), орденской звезды и орденской ленты. Знаки орденов первой степени и орденов, не имеющих степеней, носились на правом или левом боку у бедра на орденской ленте, надетой через плечо. Вторые и некоторые третьи степени орденов носились на шее. Ордена четвертой степени (кроме Св. Анны) — на груди или в петлице на короткой ленточке, а впоследствии — на колодке, как и современные награды. Орденская звезда полагалась к орденам второй степени Св. Георгия и Св. Владимира, всем орденам первой степени и орденам, не имеющим степеней.

Орден Святого Александра Невского был задуман Петром I, но учрежден в 1725 году уже после его смерти. Орден был одной из высших наград России. Им были награждены многие выдающиеся русские военачальники. На известной картине А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях» изображен один из ключевых моментов войны 1812 года — принятие решения оставить Москву. Из одиннадцати военачальников, изображенных на картине, семь в то время были кавалерами ордена Св. Александра Невского или стали ими в 1812−13 гг. — М. И. Кутузов, Л. Л. Беннигсен, Д. С. Дохтуров, М. И. Платов, Н. Н. Раевский, .

Орден Святой Анны был учрежден в 1735 году шлезвиг-гольштейнским герцогом Карлом Фридрихом в память жены Анны, дочери Петра I. В России этим орденом стали награждать с 1742 года, когда в Петербург прибыл будущий император Петр III. В 1797 году Павел I официально ввел этот орден в систему русских орденов.

Орден первоначально имел три степени, а с 1815 года — четыре. Орден младшей степени — красный крест на золотом поле в красной окружности диаметром 2,5 см носился на эфесе шпаги, сабли или кортика. В военной среде его называли «клюквой». С 1828 года, если этот орден получен за отвагу в бою, на эфесе Анненского оружия помещали надпись «За храбрость». Такой орден ценился в армии. В первую мировую войну им был награжден подпоручик М. М. Зощенко, ставший известным писателем-сатириком.

Орден Святого Равноапостольского князя Владимира был учрежден в 1782 году для награждения как военных, так и гражданских чинов. Для ордена Св. Владимира 4 степени, вручаемого за боевые заслуги, добавлялся бант из орденской ленты и скрещенные мечи. Первым этой награды был удостоен командир корабля «Святой Владимир» капитан-лейтенант Д. Н. Сенявин.

В 1831 году к российским орденам были причислены польские ордена «Белого орла» и Святого Станислава. Первый не имел степеней и по старшинству следовал за орденом Св. Александра Невского. «Станислав» имел три степени и был младшим в порядке старшинства российских орденов.

Награждение осуществлялось последовательно, начиная с младшего ордена. Этот порядок мог быть нарушен только при награждении за боевые подвиги орденами Св. Георгия, Св. Владимира 4 степени и Св. Анны 4 степени. Награждение каждым орденом осуществлялось только один раз. Если человека по ошибке повторно представляли к награждению, то каждый раз принималось персональное решение — изменение вида награды или ее отмена. В 1905 году поручик (будущий Герой Советского Союза) за героизм, проявленный в боях под Порт-Артуром, был повторно представлен к ордену Св. Станислава 2 степени. После выявления Капитулом ошибки эта награда была заменена на орден Св. Анны 4 степени.

При награждении соблюдались межнаградные сроки, и требовалось соответствие очередного ордена чину награждаемого. Этот критерий чаще всего препятствовал награждению старшими орденами и привел к введению специфических видов наград: мечи, корона или бриллианты к уже имеющемуся ордену. Даже в военное время многие офицеры за совершенные подвиги довольно быстро награждались всеми причитавшимися по чину орденами, и потом просто не могли быть награждены, если не получали продвижение по службе. Все ордена мог получить только генерал-лейтенант (тайный советник). Корнет (первый офицерский чин в кавалерии) мог получить только три ордена: Св. Анны 4 степени, Св. Станислава 3 степени и Св. Георгия 4 степени. Но «Анна» крепилась к эфесу сабли, а при награждении «Георгием», в соответствии со статутом, корнет сразу производился в следующий чин. Так что надеть корнет Оболенский мог только «Станислава».

До 1826 года награждение орденом любой степени давало право потомственного дворянства. В последующем для младших орденов — только личное дворянство. Награждение орденами носило классовый характер. В законе об учреждении орденов указывалось: «Мещанам и лицам сельского сословия ордена не испрашиваются». Наоборот, знатность рода открывала дорогу к наградам с момента рождения. Так, великие князья получали все ордена (кроме Св. Георгия и Св. Владимира) с момента крещения, а князья императорской крови — с момента совершеннолетия. В то же время, многие боевые офицеры, проявившие мужество при защите Отечества и представленные за это к награждению орденами, их не получали, так как находились в немилости у власть имущих. Неоднократно было отказано в награждении в 1841 году М. Ю. Лермонтову, хотя к орденам его представляли за конкретные боевые отличия.

Награждение орденами не только давало привилегии, но и накладывало на награжденных ряд обязанностей. Каждый пожалованный орденом выплачивал единовременный денежный взнос. Полученные суммы расходовались на благотворительные цели.

Сложившаяся при Петре I система наград в России просуществовала до ноября 1917 года. Декретом ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» 10 ноября 1917 года ордена и все знаки отличия были отменены, а в январе 1918 года был упразднен существовавший при Министерстве императорского двора Капитул российских орденов.


Строки хорошо известной и любимой песни "Корнет Оболенский, налейте вина..." вспомнились на окраине села Ольхи, где расположена полуразрушенная старинная церковь Николая Чудотворца.

1. Эти величественные руины видны уже издалека. Переезжаем речку под названием Овраг - она и вправду уже превратилась в овраг, и останавливаемся на дороге напротив церкви, у которой и видим два старинных надгробия князей Оболенских.

Село Ольхи до революции было родовым поместьем князей Оболенских. Знаменитый род был самым многочисленным среди всех родов, произошедших от черниговских Рюриковичей. В конце XVIII и первой трети XIX веков усадьбой владел генерал-майор русской армии в эпоху наполеоновских войн, герой Аустерлицкого сражения, Василий Петрович Оболенский (1780-1834).


Портрет В.П.Оболенского мастерской Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

2. Потом усадьба принадлежала его сыновьям, князьям Оболенским, людям весьма известным и уважаемым в своё время.

3. Усадьба не сохранилась, а на фундаменте княжеской усадьбы в настоящее время построен корпус Ольховского мясокомбината. Зелёные крыша и забор колбасного цеха виднеются за церковью.

4. От обширной усадьбы осталась только церковь, которая стоит непосредственно возле шоссе. Точных сведений о дате строительства нет, предположительно она сооружена в 1820-1830 гг. Поскольку владельцами имения являлись князья Оболенские, скорее всего они и были инициаторами строительства. В 1853 году храм уже упоминался как каменный, а в 1868 году при храме была открыта церковноприходская школа, одна из первых в уезде.

5. По архитектурному стилю здание можно отнести к русскому классицизму, однако центрическая форма основного объема является весьма редкой для этого стиля. В притворе обрушилась двухскатная крыша, разобраны кирпичные колонны, почти из всех оконных проёмов вырваны фигурные решетки.

6. Однако наружный декор церковного здания богат декоративными элементами: центральный вход украшают каменные колонны.

7. Колокольня. как и обрамления всех проемов, имеет нарядный кладочный декор.

11. Купол основного объема возвышается на центрическом барабане, имеющим небольшие прямоугольные световые окна.

13. Помещение трапезной, примыкающее к основному объему и соединяющее его с трехъярусной колокольней, имеет отдельный вход, также обрамленный кирпичными колоннами.

15. Внутренняя отделка не сохранилась.

16. И вот перед храмом видим гранитные надгробия над могилами дворянского предводителя Смоленской губернии генерал-лейтенанта князя Георгия Васильевича Оболенского и его брата князя Андрея Васильевича Оболенского. Эти могилы появились с разницей всего лишь в один год.

17. Непременно хочу рассказать об этих достойнейших представителях знаменитого рода Оболенских.
Андрей Васильевич Оболенский (1824-1885) - действительный статский советник, судебный деятель. Получил домашнее образование, затем закончил училище правоведения. Карьера Андрея Васильевича развивалась по министерству юстиции - стряпчий по уголовным делам, далее председатель Калужского уголовного суда, судья, губернский прокурор и председатель Гражданской палаты в Калуге. Работая в Калужском дворянском комитете, Андрей Васильевич занимался вопросом устройства быта помещичьих крестьян, и в дальнейшем ему немало приходилось заниматься крестьянским вопросом. Он даже был приглашен в комиссию по подготовке крестьянских реформ 1861 года. Взгляды его были вполне либеральными, и в комиссии он последовательно выступал за необходимость освобождения крестьян с землей. За полезные труды по устройству крестьянского быта Андрей Васильевич был награжден серебряной медалью и произведён в статские советники. Но тут появились проблемы со зрением, пришлось делать операцию, и Оболенский перешел на службу в Петербург.
Князь Оболенский был женат на Александре Алексеевне Дьяковой (1831-1890), основательнице столичной женской гимназии; в браке у них (19 ноября 1869 года) родился сын Владимир, который стал депутатом Государственной думы Российской империи I созыва от Таврической губернии.

18. По отзывам современников, князь Оболенский принадлежал к числу умнейших, отзывчивых и чрезвычайно симпатичных людей; отличительными чертами его характера были безграничная доброта, уважение к человеческой личности, терпимость и бодрое настроение, не покидавшее его до конца дней, несмотря на постигшую слепоту. С ранней молодости он был дружен с писателем Иваном Сергеевичем Аксаковым и вполне разделял его позднейшие политические убеждения. Поэтому славянское движение семидесятых годов его всецело захватило, и он, уже слепой, до последней минуты жизни не переставал горячо интересоваться событиями на балканском полуострове и вообще вопросами, служению которым он посвятил лучшие годы своей жизни. Рано сознав всю ненормальность крепостной зависимости, он по окончании Училища Правоведения отправился путешествовать пешком по России, чтоб изучить на деле действительное положение народа: он побывал в Ростове, Орле, Туле, прошёл Смоленскую губернию и через Калугу, с котомкой за плечами, дошёл до Москвы.
Князь Андрей Васильевич Оболенский скончался на 52-м году жизни и был похоронен в селе Ольхи, с которым были связаны воспоминания его детства и юности.

19. Его брат князь Георгий Васильевич Оболенский получил образование в Императорском училище правоведения, по окончании которого четыре года служил в министерстве юстиции, однако его гражданская служба продолжалась всего лишь четыре года. Когда в 1853 году началась Крымская война, юный князь добровольно попросился на военную службу. Его зачислили унтер-офицером в резервный эскадрон Павлоградского гусарского полка, но Оболенский добился перевода в самое опасное место сражения. Его назначили ординарцем к начальнику Севастопольского гарнизона князю Васильчикову. Во время осады города Георгий Оболенский отлично себя проявил и был за это произведён сначала в корнеты, а затем в поручики. Будучи корнетом, он героически сражался за Севастополь, получив за это ордена Святой Анны III степени и Святого Владимира IV степени с мечами.

20. В родном Юхновском уезде Оболенский пользовался большим уважением и его, справедливого, либерального и весьма демократического помещика, в 1877 году избрали почётным уездным мировым судьей, а в 1880 году - юхновским предводителем дворянства. В 1882 году Оболенский получил чин генерал-лейтенанта. Дворяне Юхновского уезда избрали его на должность предводителя теперь уже губернского дворянства. Исключительно энергичный и деятельный князь сделал немало добрых дел: в частности, благодаря его стараниям в Смоленске был воздвигнут памятник великому русскому композитору М.И. Глинке. Князь Георгий Васильевич Оболенский умер осенью 1886 года в городе Смоленске, а похоронен был в своём родовом поместье Ольхи.

21. В книге А.Я. Иванова "Материалы для истории Калужской епархии. Православные храмы и причты" храм указан как Знаменский, хотя в народе его именовали Никольским, и престольными праздниками в селе были дни памяти святителя Николая 19 декабря и 22 мая. Эта двойственность названий прослеживается до сих пор.
Храм был закрыт перед Великой Отечественной войной. Передача храма Калужской епархии состоялась 8 апреля 1996 года, а через год в храме был отслужен первый молебен. Говорят, что у жителей села сохранилась икона Пресвятой Богородицы "Взыскание погибших" из этого храма.

Восстановление храма пока не планируется...

Доктор филологических наук Александра СУПЕРАНСКАЯ.

Нынче по утру зашёл ко мне доктор; его имя Вернер , но он русский. Что тут удивительного? Я знал одного Иванова , который был немец.
М. Лермонтов

Наука и жизнь // Иллюстрации

Известный русский историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826). Гравюра
Н. И. Уткина с портрета работы художника А. Г. Варнека. Предком Карамзиных был крещёный татарин по имени Карамурза.

Граф Пётр Борисович Шереметев (1713-1788). Копия с портрета работы П.-А. Ротари выполнена неизвестным русским художником в середине XVIII века.

Зинаида Николаевна Юсупова (1861-1939), жена князя Ф. Ф. Юсупова. Парадный портрет кисти В. А. Серова. 1902. Князья Юсуповы получили свою фамилию от ногайского хана Юсуфа.

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883). Портрет написан художником А. А. Харламовым в 1875 году. Основоположником рода Тургеневых стал татарский мурза Лев Турген, прибывший в 1440 году из Золотой Орды к великому князю Василию Васильевичу.

Композитор, дирижёр, профессор Петербургской консерватории Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) более месяца позировал И. Е. Репину в его петербургской мастерской. Портрет создан в 1893 году.

Во многих семьях в последнее время пробудился интерес к происхождению фамилий, своих и чужих. Одни думают, что, узнав, каково происхождение их фамилии, они могут изучить историю своей семьи. У других это чисто познавательный интерес: как, когда, при каких обстоятельствах могла возникнуть та или иная фамилия.

Пришли ко мне как-то две женщины с вопросом: «Какой национальности фамилия Ону’чин ?» - их племянница собиралась замуж за человека с такой фамилией. Они опасались, что эта фамилия «недостаточно русская». Задаю встречный вопрос, русская ли фамилия Ла’птев . Они утвердительно закивали. А на голые ли ноги обувались лапти? Молчат. Так вот, те матерчатые обмотки, которыми обёртывалась нога, назывались ону’чами. Лапти без онуч не существовали, как и онучи без лаптей…

Недавно получила письмо от Александра Аржа’ева из города Кургана, к которому во время службы в армии приставали, допытываясь, кто он по национальности, и не верили, что русский. Было старое календарное имя Арса’кий , которым до XVIII века крестили. Его сокращённая форма Арса’й , откуда фамилия Арса’ев . С ней немного созвучна распространённая фамилия Аржа’нов , образованная из древнерусского имени Аржано’й , что значит «ржаной». В течение длительного времени рожь была основным злаком на Руси. По-видимому, в народных говорах неясное Арсаев заменили на более понятное Аржаев, сближая с прилагательным ржаной, возможно, через промежуточную форму Аршаев, потому что согласные с и ш во многих говорах смешивались.

Фамилия Аржаев может быть также мордовской, марийской, татарской: во всех этих языках есть созвучные с ней слова.

Однажды позвонила знакомая с аналогичным вопросом: «Какой национальности фамилия Инды’к ?» Объясняю: такое слово встречается в географических названиях Крыма со значением «ров, обрыв, понижение». Однако чаще всего так называются горы. По-видимому, люди, давшие эти названия, двигались по горе сверху вниз, а словом «индык» обозначали понижения. Затем люди, смотревшие на те же объекты снизу, воспринимали это слово как названия отдельных гор или скал. Географические названия Крыма записывались в разное время людьми разных национальностей, поэтому орфография варьирует: Индэк, Эндэк, Эндек, Гындык (с добавочным г). Фамилию Индык мог получить человек, живший возле горы или скалы. У казахов есть близкое по звучанию мужское имя Ынтык .

Языковая принадлежность имён и фамилий определяется не столько тем, из основ какого языка они состоят, сколько тем, в каком языке они употребляются. Оказывается, что самое традиционное русское имя Иван древнееврейского происхождения, а образованные от многочисленных народных форм этого имени фамилии вроде Ивакин, Иванаев, Иваняев, Ванькаев, Ванькин, Ваншин, Ивашкин могут принадлежать не только русским, но и чувашам, мордвинам, марийцам и иным народам, населяющим Российскую Федерацию. Они употребляются как в русском, так и в языках других народов. Таким образом, национальность человека и языковая принадлежность его фамилии часто не совпадают.

Фамилия - это особое, юридически значимое слово, служащее для идентификации отдельных людей и целых семей. Присвоение официальных паспортных фамилий - акт во многом случайный и всегда искусственный. Могут быть братья, дети одного отца, с разными фамилиями, и семьи, где часть детей записана на фамилию матери, а часть - на фамилию отца. В наши дни женщины, вступая в брак, не всегда берут фамилию мужа. Есть места, где так называемые уличные фамилии (прозвища) меняются с каждым поколением и именования людей в устном общении не совпадают с паспортными. Записанная в документах живая обиходная форма именования застывает, превращаясь в передаваемую следующему поколению фамилию.

В России каждый десятый брак смешанный. Во многом это определяется демографическими причинами: нехваткой русских мужчин. Особо отметим браки с иностранными студентами. Отучившись, молодой человек уезжает в свою страну, брак при этом нередко распадается. Дети остаются в России, воспитываются в русской культуре, и лишь непонятная фамилия напоминает об уехавшем отце.

Один из американских президентов в инаугурационной речи, обращаясь к нации сказал: «Мы все такие разные, и в этом наша сила». В Америке, да и в Европе, нацией называется всё население страны, её граждане, без деления на чёрных и белых, англосаксов, итальянцев, мексиканцев. Америку образно называют «плавильным котлом», где исчезают амбиции отдельных национальных групп и формируется единая американская нация. Её единению способствует национальная идея.

Нации в современной Европе складываются из людей разных национальностей, объединённых в едином государстве. Формированию их общего национального сознания способствует общность идеологии и культуры при единстве занимаемой территории с беспрепятственным передвижением по стране, единство хозяйственной деятельности и экономических интересов.

Взаимному пониманию разных этносов способствует наличие языка (или языков) межнационального общения. Например, единая швейцарская нация складывается из четырёх разных этносов. Их единению способствует то, что все важные правительственные документы и постановления издаются на четырёх языках: немецком, французском, итальянском и ретороманском при идентичности содержания. Каждый народ говорит на своём родном языке, но все народы работают на общую экономику и признают единую политику.

Если население страны группируется не по признаку общегосударственных интересов, а по признаку принадлежности к определённому этносу и при этом каждый стремится поставить свой этнос выше других, создаётся национализм. Тогда единая нация расщепляется по национальному составу в ущерб общегосударственным интересам.

Для национализма характерны идеи национального превосходства и национальной исключительности, закрепление господства одной нации путём порабощения других, между которыми сеется национальная рознь. В результате происходит подрыв общегосударственных интересов, а общечеловеческие ценности забываются.

Конфликт государственного и этнического начала неизбежен в большинстве современных государств, потому что в результате многочисленных миграций трудно найти страну с одним-единственным этносом. Но разумная общегосударственная политика способствует преодолению кризисных ситуаций.

Известный лингвист, теоретик евразийства Николай Сергеевич Трубецкой писал: «Судьбы евразийских народов переплелись друг с другом, прочно связались в один громадный клубок, который уже нельзя распутать, так что отторжение одного народа из этого единства может быть произведено только путём искусственного насилия над природой и должно привести к страданиям». Эту мысль можно продолжить: искусственное возвышение одного народа в рамках какой-либо страны приводит к страданиям других.

Национальная русская идея возникла при великом князе московском Дмитрии Донском (1350-1389). Когда к Москве приближалось многочисленное войско Мамая, Дмитрий обратился ко всем русским князьям, непрестанно воевавшим друг с другом, с предложением совместными усилиями свергнуть монголо-татарское иго. На Куликово поле пришли дружины московские, тверские, рязанские. Домой возвращались - русские.

Удивительно, что даже в 50-е годы XX века не окончательно исчезли отголоски того племенного недоверия, которое существовало в Древней Руси. Сосед рассказал мне про своего приятеля, у которого не ладилась семейная жизнь, добавив: «Жена-то у него смоленская!»

С XIV века иностранцы «выезжали» на службу к русскому государю. Это возвышало его княжеское достоинство и укрепляло стремление к централизации государства. Так, по данным исторических источников, родоначальник Сабуровых выехал из Орды в 1330 году к великому князю Иоанну Даниловичу [Калите]. Предок Пушкиных «муж честен Радша , происшедший из знатной славянской фамилии, выехал в Россию из Германии во дни княжения святого благоверного великого князя Александра Невского». Основателем фамилии Пушкиных стал Григорий Пушка, принадлежавший к седьмому колену рода.

«Фамилия Тимирязевых происходит от выехавшего в 1408 году к великому князю Василию Дмитриевичу из Золотой Орды Ибрагима Тимирязева , который по святом крещении назван Александром».

«Фамилия Корсаковых начало своё восприняла от выехавшего из Литвы в Москву Венцеслава Жегмунтовича Корсака ».

«Предок рода Аксаковых , Шимон Африканович, а по крещению названный Симоном , выехал в 1027 году к великому князю Ярославу Владимировичу в Киев из Варяжской земли и с ним людей его три тысячи человек».

Фамилия Шереметевых «начало своё восприняла …от Андрея Ивановича по прозванию Кобылы , происшедшего от короля прусского Вейдевута ». Одним из потомков Кобылы был основатель фамилии Андрей Шеремет.

Когда стали составляться документы, подтверждавшие права дворянских родов на владение земельными наделами, идея «выезда» стала настолько всеобщей, что тот, кто не мог её предоставить или изобрести, считался более низким по положению по сравнению с выходцами из чужих земель.

Много нерусских было среди лиц недворянского звания. Начать с того, что русские пришли относительно поздно на территорию с финно-угорским и балтийским населением, соседствовали с тюрками, контактировали с иранцами и, естественно, как в состав русского этноса, так и в русские фамилии проникали элементы всех этих народов и их языков.

По мере централизации Русского государства цари вели многочисленные войны с соседними народами, часто заканчивавшиеся пленением больших контингентов иностранных войск. Ливонские войны начались при Александре Невском и закончились при Иване Грозном, когда Ливонский орден перестал существовать. Войны Петра I и последующих царей дали новых пленных. Во время Первой мировой войны в России оказалась масса беженцев из Западного края. Не все пленные или беженцы вернулись на родину. Многие нашли работу в России, женились, крестились, передав фамилии своему русскому потомству.

Главным для ассимиляции иностранцев был акт крещения. Они усваивали русский язык, их дети воспитывались в русской культуре, и только фамилия напоминала о происхождении отцов.

До начала XX века вопрос об этнической принадлежности человека практически не возникал. В документах была графа «Вероисповедание». Запись «православный» открывала человеку многие двери. Запись «мусульманин» или «буддист» вела его по другой дороге, со своими привилегиями.

Многие деятели русской культуры родились от смешанных браков. Василий Андреевич Жуковский был сыном русского дворянина и пленной турчанки, а фамилию получил от крёстного отца. Матерью Александра Ивановича Герцена была немка, не состоявшая в законном браке с его отцом, а фамилию ему придумали от немецкого слова «herzen» - «сердечный» как символ сердечной привязанности родителей.

Денис Иванович Фонвизин - потомок рыцаря ордена меченосцев, захваченного в плен при Иване Грозном. Отец Михаила Юрьевича Лермонтова происходил из шотландского рода Leirmont. Один из представителей этого рода, Георг Лермонт, перешёл в 1613 году на русскую службу. «Солнце русской поэзии», Александр Сергеевич Пушкин, был потомком не только выше упомянутого Радши, но и Ибрагима Петровича Ганнибала - арапа Петра Великого.

Друг Пушкина, Николай Михайлович Карамзин , известный русский писатель и историк, шутил: «Любого русского поскобли - найдёшь татарина». Шутка относилась в первую очередь к нему самому: его род происходил от крещёного татарина по имени Карамурза . Род Карамзиных не был очень древним: он впервые пожалован поместьями в 1606 году. Кара-Мурза - это имя одного из ногайских родов, буквально «чёрный Мурза». Чернота у многих народов была признаком силы.

Графа «Национальность» появилась в документах только при советской власти, когда была объявлена борьба с любой религией - «опиумом для народа». И если религия способствовала консолидации нации как граждан страны, объединённых общей идеей, то обращение к национальному моменту способствовало её расщеплению на отдельные этносы.

В результате взаимодействия языков разных народов некоторые фамилии граждан России невозможно однозначно истолковать как происходящие от какого-то слова. Множество языков, задействованных при их образовании, достаточно короткие основы, обилие омонимов и народная этимология способствовали тому, что иногда фамилии имеют до пяти возможных толкований и применительно к разным семьям каждое из них может быть справедливым.

Добавим ошибки и описки. Не все «пишущие люди» - так называли тех, кому было поручено вести актовые записи, - были достаточно грамотны и имели разборчивый почерк. Многие записи делались по устному заявлению лиц, не обладавших хорошей дикцией. Такие именования пишущий понимал по-своему и записывал не то, что ему говорили. В результате многие фамилии, которые мы воспринимаем как безусловно русские, не могут быть сколько-нибудь ясно истолкованы.

Приведём ряд примеров, подтверждающих эти доводы.

Ауличев - фамилия не имеет отношения к восточным аулам. Она образована от старого православного имени Вавула , современная церковная форма Вавила . Отчество от старой формы имени - Вавулич , откуда патронимическая фамилия Вавуличев . В смоленско-белорусских говорах, где в то исчезает, то появляется ниоткуда, эту перегруженную звуком в фамилию «облегчили», превратив в Ауличев.

Бабин, Бабич, Бабичев - эти фамилии могут происходить как от русского слова ба’ба - «женщина, жена», так и от тюркского баба’ - «отец, дед».

Балтёнков - от имени Балтёнок с типичным белорусским суффиксом -онок/-ёнок, используемым при именовании внуков или младших детей. Дед (или отец) Балтёнка именовался Балт . У славян-католиков это сокращённая форма имени Балтазар . Но, если принять во внимание белорусское аканье, имя Балтёнок может быть также производным от Болт (ср. болтун, болтовня) или болт - толстый гвоздь для накладки гайки.

Велегжанинов - из Вологжанинов: вологжанин - «житель Вологды».

Горюнов - от горюн (горюющий человек), но есть и архаическая этническая группа горюны в Полесье.

Зензин - основа фамилии зенза/зензя может быть связана с областным словом зень из земь - «земля», с названием растения зензевель - «бриония». Но с наибольшей вероятностью она восходит к немецкому слову Sense (Зензе) - «коса» - прозвище косаря.

Корелапов - возможно, происходит от фамилии Корепанов , через Кореланов , при прочтении п как л , а н - как п плюс ассоциация со словом лапа , при утере значения слова корепан: корепать - «делать неумеючи, как попало»; корепаться - «ломаться, упрямиться, дурить» (обычно о ребёнке).

Куклин - от русского слова кукла : «1. игрушка, подобие человека; 2. щеголеватая, но глупая или бездушная женщина», но есть и тюркское родо-племенное название Куклы , откуда также возможна фамилия Куклин .

Родоманов - из Ромоданов - перестановка слогов плюс ассоциация со словом род . В основе фамилии тюркское имя Рамадан/Рамазан арабского происхождения, от названия девятого месяца лунного календаря, когда мусульмане постятся. Пост завершается пиршеством. Имя давалось мальчикам, родившимся в этом месяце. Русификация проявляется в том, что гласный звук а в основе имени заменён на о . Далее действует народная этимология.

Шарапов - от имени Шарап . Слово шарап в калмыцком языке означает «премудрость», в русском - «расхват по рукам, что кому попадётся». Есть и тюркское родо-племенное название Шарап .

Шеншин - некоторые исследователи сопоставляют эту фамилию с глаголом шамшить - «шамкать по-стариковски или ходить, шаркая ногами». Возможна иная гипотеза - от православных имён Арсений или Семён , через их сокращённую форму Сеня , с любимым псковско-новгородским суффиксом -ша - Сенша - Сеншин , с дальнейшей ассимиляцией с - ш : Шеншин .

Примеры можно продолжить. Но и этого достаточно, чтобы показать всю сложность определения понятия «русская фамилия». Этническое многообразие народов, участвовавших в складывании русской культуры, отразилось на составе русских фамилий, в которых поверх элементов одного языка накладывались формы и модели других, и всё это перерабатывалось «в кузнице разговорной речи» (Л. В. Щерба).

Из всего сказанного ясно, что главным критерием определения русской фамилии должно быть бытование фамилий в русских семьях, у людей, воспитанных в русской культуре.

Литература

Баскаков Н. А. Русские фамилии тюркского происхождения. - М.: Наука, 1979.

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка, т. 1-4. - М., 1978-1980.

Трубецкой Н. С. К проблеме русского самопознания. - Париж, 1927.

Существует много заблуждений по поводу национальной принадлежности тех или иных фамилий. Так, одни фамилии традиционно принято считать еврейскими, а другие – русскими. Хотя это может быть и не так.

Мифы по поводу еврейских фамилий

Так, любой наш соотечественник идентифицирует как еврейские фамилии Абрамович, Бергман, Гинзбург, Гольдман, Зильберман, Кацман, Коэн, Крамер, Левин, Малкин, Рабинович, Ривкин, Фельдштейн, Эткинд.

Принято считать, что еврейскими в России являются все фамилии с суффиксом «-ский» или «-ич». Но на самом деле это чаще всего фамилии польского или украинского происхождения, указывающие на название местности, откуда родом предки человека. И их могут носить как евреи, так и поляки, украинцы, белорусы… А такие фамилии, как Преображенский или Рождественский давались выпускникам семинарий, большинство которых были русскими.

Еще одна ошибка – считать все фамилии с суффиксами «-ов» или «-ин» русскими. В России действительно большинство фамилий имеют такие суффиксы. Но у них у всех разное происхождение: одни давались по именам родителей, другие – по профессиональной принадлежности, третьи – по прозвищам. При административной записи в документы фамилии могли «русифицироваться». Так, кому придет в голову, что у русского композитора Рахманинова еврейские корни? А ведь своим происхождением фамилия Рахманинов обязана еврейскому «рахман», что означает «милостивый» - это одно из имен Бога.

Какие фамилии носят евреи в России?

Массовая эмиграция евреев в Россию началась во времена Екатерины ІІ, после присоединения Польши. Дабы ассимилироваться с местным населением, представители еврейского народа иногда брали себе фамилии, похожие на русские или польские: Мединский, Новик, Каганович.

Также существует группа фамилий нееврейского происхождения, которые, однако, носят преимущественно евреи: Захаров, Казаков, Новиков, Поляков, Яковлев. Так уж сложилось исторически.

Еврейские фамилии, которые мы принимаем за русские

Нередко фамилии русским евреям давались по их профессиональной принадлежности или профессии их родителей. Так, русская вроде бы фамилия Школьников происходит от «школьник» (так называли служку в украинской православной церкви). Такую фамилию носят многие евреи. Фамилия Шеломов – от «шелом». Ее представители были мастерами по изготовлению шлемов. Красильщиков и Сапожников – такие фамилии носят евреи, чьи предки занимались покраской и шитьем обуви. Это были распространенные еврейские профессии в дореволюционной России. Мы привыкли считать русской фамилию Моисеев, а ведь она происходит от еврейского имени Моисей! То же самое с фамилией Авдеев. А вот Абрамов – действительно русская фамилия: на Руси тоже было имя Абрам!

Фамилии Шапкин, Тряпкин, Портянкин произошли от еврейских прозвищ. Мало кому приходит в голову, что еврейскими являются фамилии Галкин, Долин, Котин, Лавров, Плоткин, Сечин, Шохин, Шувалов…

Всем известно, что соратник Ленина, председатель ВЦИК Яков Михайлович Свердлов был евреем. Поговаривали даже, что его настоящая фамилия Кац. Но на деле он никогда не менял фамилии: Свердлов – довольно распространенная фамилия среди евреев.