Что национальная принадлежность. Национальная принадлежность. Что будем делать с полученным материалом

Комплекс прав, связанных с национальностью, отражает спе­цифику многонациональной России, в которой живет много эт­нически смешанного населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность давно утратила юриди­ческое значение, и все граждане именуются общим словом («аме­риканец», «француз», «немец»). Но в России принадлежность к определенной нации до недавнего времени служила основанием дискриминации и в то же время рассматривалась как привилегия и гордость каждого человека, хотя большое число людей затруд­нялись определить свою национальность, так как родились в смешанном браке.

Конституция России устанавливает, что каждый вправе оп­ределять и указывать свою национальность и никто не может быть принужден к определению и указанию своей националь­ности. Данные правила не влекут за собой никаких юридиче­ских последствий, поскольку по российскому праву никто не может пользоваться привилегиями, равно как подвергаться дис­криминации по национальному признаку. Поэтому трудно предположить, что данная гарантия будет иметь значение для большого числа людей, тем более что национальность всегда указывалась в паспорте и разного рода анкетах со слов заявите­ля, а в новом паспорте гражданина РФ соответствующей графы вообще нет.

Однако следует учитывать, что в силу действия в ряде зару­бежных стран (ФРГ, Израиль, Канада) иммиграционного законо­дательства принадлежность к определенной национальности (немцы, евреи, украинцы) открывает возможность беспрепятст­венной эмиграции в эти страны. Кроме того, принадлежность к конкретному народу все же важна для человека с точки зрения его участия в развитии национальной культуры и внутреннего ощущения своих исторических истоков.

Гораздо существеннее связанное с национальностью право на пользование родным языком, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества. На стадии утверждения суверенитета России и прав субъектов Федерации в ряде регио­нов с компактным национальным составом этот вопрос вызвал острые дискуссии и даже конфликты. Данное право следует рас­сматривать в комплексе с вопросами федеративного устройства и с правами, установленными ст. 68 Конституции (признание пра­ва республик устанавливать свои государственные языки и права всех народов на сохранение родного языка).

В Российской Федерации эти конституционные нормы реали­зуются через Закон РФ «О языках народов Российской Федера­ции» (в редакции от 11 декабря 2002 г.). Российская Федерация гарантирует всем ее народам независимо от их численности рав­ные права на сохранение и всестороннее развитие родного язы­ка, свободу выбора и использование языка общения. Каждому гарантируется право на использование родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества неза­висимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, об­разования, отношения к религии и места проживания. Указан­ный Закон установил, что алфавиты государственного языка и языков республик строятся на графической основе кириллицы; это положение было поддержано Конституционным Судом РФ в постановлении от 16 ноября 2004 г.



В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих кон­ституционно установленным принципам национальной полити­ки препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства Российской Федера­ции о языках народов Российской Федерации. Субъекты РФ впраЕЮ принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, вос­питания, обучения и творчества. Пользование законными права­ми не зависит от знания человеком того или иного языка. Уста­навливается ответственность за отказ в обслуживании граждан в сфере услуг и коммерческой деятельности под предлогом незна­ния языка. Гражданам России предоставлено право обращаться в государственные органы страны на родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют. Аналогич­ное право касается участия в судопроизводстве. Защите нацио­нальных интересов граждан РФ в деле развития культуры, языка и т. д. способствует Федеральный закон «О национально-куль­турной автономии» (в редакции от 30 ноября 2005 г.).

Инструкция

На Западе после 2-й Мировой войны не принято упоминать в отношении человека термин « ». Вместо этого, если хотят подчеркнуть принадлежность человека к той или иной этнической , так и говорят «этническая принадлежность». Однако в России и других странах бывшего СССР «национальность» сохраняется.

Спросите об этом у интересующего вас человека напрямую. Как это ни странно, но многие люди абсолютно не стесняются своей этнической принадлежности, и могут ответить вам на этот вопрос без особых подозрений в отношении вас.

Прислушайтесь к его речи, даже если он говорит на русском языке. Так, чтобы отличать гортанную речь представителей Кавказа от протяжной речи прибалтов или от грассирования французов, не нужно иметь абсолютного слуха.

Если же вы не хотите (или – что неудивительно в современном мире – побаиваетесь) спрашивать об этом напрямую, попробуйте определить национальность интересующего вас человека «на глазок». Однако таким образом трудно точно определить национальность, особенно, если у вас нет достаточного опыта или вам неизвестны характерные особенности внешности (цвет волос, цвет и разрез глаз, черты лица, строение черепа) не только какой-то конкретной национальности, но хотя бы каждой из разновидностей существующих рас. Ведь европеоиды, негроиды, монголоиды, австралоиды, подразделяются, в свою очередь, еще на несколько типов.

Вы можете весьма и весьма приблизительно определить национальность человека, даже не видя его, а зная лишь его фамилию и имя. Хотя, например, и здесь возможны свои разночтения. Так, если фамилия «Дубинин» (окачивающаяся на «-ин») будет считаться исконно-русской, то фамилия «Дворкин» - еврейской (производной от уменьшительной формы имени «Двойра» - «Дебора»). То же можно сказать и в отношении белорусских, польских и еврейских фамилий, оканчивающихся на «-ский/цкий»).

Тем не менее, если вам попалась на глаза фамилия «Алиев» или «Мухаметов», то, скорее всего, их относятся к носителям тюркских языков, а фамилии на «-ук/юк», «-ко» - к украинцам или белорусам. Хотя у белорусов более распространены уже упоминавшиеся «-ский/цкий» или «-вич» (с известными допущениями в сторону других национальностей – от сербов до евреев). Поэтому иногда стоит обращать внимание и на первую часть фамилии. Так, Ивашкевич почти наверняка будет белорусом, тогда как Рабинович – евреем.

Обратите внимание на то, какие вкусы у интересующего вас человека, на то, как он смотрит на мир и какие у него приоритеты. В некоторых случаях и этот способ сможет привести вас к правильному ответу, несмотря на то, что культура разных народов и до сих пор тесно связана с религией и традициями, придерживаться которых могут люди разных национальностей.


1. Национальная принадлежность - это принадлежность лица к конкретному этносу, характеризующемуся общностью языка, психического склада, культуры, самосознания и т.п.
Комментируемая статья признает право каждого самостоятельно и свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Это значит, что никто не обязан доказывать такую принадлежность на основе кровного родства и других признаков, которые могли бы свидетельствовать о его этническом происхождении. Конечно, в основе самоидентификации, осознания своей принадлежности к определенному этносу находится чаще всего национальная принадлежность родителей или одного из них. Но бывают и такие жизненные ситуации, когда человек родился в семье, принадлежащей к одному этносу, но с детства живет в другой, принадлежащей к иному этносу, и усвоил его язык, культуру, обычаи и т.п.
Именно поэтому по смыслу комментируемой статьи национальная принадлежность может быть указана вне зависимости от принадлежности к определенному этносу.
Важным нововведением в комментируемой статье стало право, а не обязанность, как это было прежде, указывать свою национальность. Иными словами, запрещено какое-либо принуждение к определению своей национальной принадлежности и указание ее в документах, например, в паспорте. Именно поэтому графа "национальность" изъята из различных учетных документов.
Поскольку, однако, национальная самоидентификация провозглашена в качестве основного права человека и гражданина, следовательно, обязанной стороной является государство, носитель права не может быть лишен возможности указать свою национальную принадлежность в основном идентификационном документе, каковым является паспорт гражданина Российской Федерации.
До достижения возраста 16 лет национальность ребенка может быть определена и указана, если в этом есть необходимость, только по воле родителей. Но по достижении этого возраста человек вправе сам определить и указать свою национальную принадлежность. При этом соответствующие органы не должны выяснять его кровное родство, поскольку это противоречило бы Конституции.
Отсутствие указания в документах национальной принадлежности не влечет никаких правовых последствий, поскольку Конституция гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств. За прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой или национальной принадлежности предусмотрена уголовная ответственность.
2. Язык является орудием общения людей, обмена мыслями и взаимного понимания в обществе, важнейшим элементом любой нации, ее культуры, основной формой национального самосознания.
Языки народов нашей страны, как отмечается в Законе РСФСР от 25 октября 1991 г. N 1807-I "О языках народов РСФСР" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 126-ФЗ (Ведомости РСФСР. 1991. N 50 Ст. 1740; СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3804), - национальное достояние Российского государства. Они являются его историко-культурным наследием и находятся под его защитой. Языковая ситуация в нашей стране характеризуется многообразием форм функционирования языков разных народов в различных сферах общения. На территории Российской Федерации с ее многонациональным населением традиционно сложившейся нормой языкового сосуществования является двуязычие и многоязычие.
Конституционное право, закрепленное комментируемой ч. 2 ст. 26 Конституции, вытекает из принципов Всеобщей декларации прав человека, из Декларации о языках народов России от 25 октября 1991 г. Правовые гарантии реализации этого права закреплены законодательством Российской Федерации. Так, Закон "О языках народов РСФСР" направлен на создание условий для сохранения и равноправного самобытного развития языков народов России и призван стать основой для формирования системы правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, разработки подзаконных нормативных актов в целях реализации его положений. Закон исходит из признания языкового суверенитета каждого народа и личности, независимо от происхождения человека, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.
Это означает, что в стране недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков. Никто не вправе навязывать человеку использование того или иного языка помимо его воли.
Важно отметить, что государство гарантирует гражданам Российской Федерации осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод вне зависимости от их знания или незнания какого-либо языка. "Знание или незнание языка, - отмечается в ст. 5 Закона "О языках народов РСФСР", - не может служить основанием для ограничения языковых прав граждан Российской Федерации. Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно закону".
Закрепленное Конституцией право дает возможность каждому человеку свободно пользоваться родным языком. Им является обычно язык нации, этнической группы, к которой принадлежит человек. Свободный выбор языка общения означает, что каждый вправе использовать в межличностных контактах - на бытовом или на официальном уровне - тот язык, который понятен собеседнику. Языком общения может быть не только родной, но и государственный или иной язык.
Гражданам нашей страны, не владеющим государственным языком и языком республики в составе Российской Федерации, предоставлено право выступать на заседаниях, собраниях в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях на том языке, которым они владеют. В случае необходимости обеспечивается соответствующий перевод.
Гражданам Российской Федерации гарантировано также право обращаться в государственные органы, организации, на предприятия и в учреждения в предложениями, заявлениями, жалобами на государственном языке, родном языке или на любом другом языке народов России, которым они владеют.
При этом ответы даются на языке обращения, а при невозможности дать ответ на языке обращения - на государственном языке Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации установлены и другие гарантии общения на родном языке. Так, в местности компактного проживания населения, не имеющего своих национально-государственных и национально-территориальных образований или живущего за их пределами, наряду с русским языком и государственными языками республик в составе Российской Федерации в официальных сферах общения может использоваться язык населения данной местности.
Гарантии употребления родного языка в судопроизводстве имеются и в процессуальном законодательстве. В частности, тем, кто не владеет языком, на котором ведется судопроизводство или производство по делам в правоохранительных органах, гарантируется право выступать в суде на родном языке. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" в связи с этим отмечается, что суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать на родном языке (Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. С. 489).
3. Право выбора языка воспитания и обучения осуществляется прежде всего родителями или заменяющими их лицами. Оно обеспечивается созданием системы воспитательно-образовательных учреждений, иных форм воспитания и обучения на языках народов Российской Федерации. Тем, кто проживает за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований либо не имеющим таковых, а также представителям малочисленных народов и этнических групп государство оказывает содействие в организации различных форм воспитания и обучения на родном языке независимо от их количества и в соответствии с их потребностями.
Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании" с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами от 12 июля 1995 г. (13 января 1996 г.) N 12-ФЗ и от 15 октября 1997 г. (16 ноября 1997 г.) N 144-ФЗ (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5341) гарантирует гражданам Российской Федерации право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) и (или) его уставом.
Значительное место в Федеральном законе "О национально-культурной автономии" (СЗ Российской Федерации. 1996. N 26. Ст. 2965) также занимают вопросы получения образования на национальном (родном) языке и выбора языка воспитания и обучения. В частности, установлено право граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, на получение основного общего образования национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Для обеспечения этого права национально-культурные автономии могут образовывать негосударственные (общественные) образовательные учреждения (общеобразовательные, начального, среднего и высшего профессионального образования); учреждать другие образовательные учреждения с обучением на национальном (родном) языке (ст. 10, 11 Закона).
Органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов обеспечивают при необходимости создание групп в государственных, муниципальных, дошкольных учреждениях, классов или учебных групп в государственных, муниципальных образовательных учреждениях с обучением на национальном (родном) языке; с учетом предложений национальнокультурных автономий и конкретных условий региона создают государственные образовательные учреждения яс обучением на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры, а также учреждения дошкольного образования (воскресные школы, факультативы, культурно-образовательные центры и другие образовательные учреждения) для изучения и пропаганды национальных (родных) языков) и национальных культур (ст. 12 того же Закона).
Актуальным остается призыв, содержащийся в Декларации о языках народов России, принятой 25 октября 1991 г., способствовать воспитанию уважительного и бережного отношения к языкам всех народов нашей Родины, всемерно развивать культуру языкового общения, оберегать чистоту родной речи.
  • Что такое национальная принадлежность?
  • Какие народы живут в России?
  • Как складываются отношения между людьми разных национальностей в России и в мире?

Что такое национальная принадлежность

Если вас неожиданно спросить: «Кто вы?» - что вы ответите? Проведя небольшой опрос, убеждаемся, что первый пришедший в голову ответ будет звучать так: «Я - человек, мальчик (девочка), москвич (уфимец и т.д.), школьник...» Ответ «Я - русский (татарин, калмык и т.д.)» может оказаться на одном из последних мест.

Значит, национальная принадлежность не играет в жизни человека большой роли?

Не будем спешить с ответом. Часто оказывается, что то, о чём человек вспоминает в последнюю очередь, является для него самым главным.

Как нужно строить отношения с людьми других национальностей, чтобы все чувствовали себя комфортно?

В реальной жизни национальная принадлежность имеет большое значение.

По национальному признаку создаются государства. Французы построили французское государство. Это понятно - их сейчас более 60 млн человек. Но даже маленькая Латвия, где латышей не больше 1,5 млн человек, имеет своё государство. Как правило, в одном государстве живут представители разных национальностей.

Россия - одно из самых многонациональных государств в мире. Большинство населения составляют русские. В нашей стране проживает свыше 180 национальностей. Среди них есть народы численностью более 1 млн, например татары (свыше 5 млн), чуваши, башкиры. А также народы, насчитывающие всего несколько сот человек, например орочи (проживают в Хабаровском крае), энцы (коренное население полуострова Таймыр) и др.

Согласно основному закону нашей страны - Конституции Российской Федерации - каждый гражданин сам вправе определять свою национальную принадлежность. В зависимости от того, кто его родители, кем и где он воспитывался, какой язык является родным, какие культурные нормы, традиции и ценности усваивал в процессе социализации.

Национальная принадлежность и положение человека в обществе

Давайте обратимся к историческому прошлому: в мире складывались ситуации, когда одна нация, в силу исторических условий, господствовала над другой. Тогда представители первой нации автоматически занимали более высокое общественное положение, чем представители второй. Так, например, англичане, французы, немцы и голландцы завоевали в XVII-XIX веках Африку и Юго-Восточную Азию. Они основали там свои колонии - зависимые территории (например, Алжир был колонией Франции), где стали высокопоставленными чиновниками, купцами и промышленниками, а представители коренных национальностей прислуживали им и влачили жалкое существование.

Во второй половине XX века колонии стали независимыми государствами, местное население выгнало иностранцев, заняв в своей стране высшие должности. Социальное положение отдельных представителей африканских и других народностей изменилось к лучшему.

Но в современной жизни всё складывается по-другому. Социологические исследования показывают, что в повседневном общении, на работе и в быту люди разных национальностей относятся друг к другу доверительно и терпимо, с уважением к национальной культуре, обычаям и традициям.

    Обратимся к закону

    Конституция Российской Федерации

    2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения... Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Как вы думаете, почему «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения...» является лучшим способом обеспечить мирное сосуществование народов нашей страны?

Мирное сосуществование разных наций всегда являлось главным фактором в государственном развитии России.

В чём проявляются национальные различия

За каждым народом скрыта долгая, очень трудная, но богатая событиями история, поэтому разные народы - это разные традиции, обычаи, нормы и ценности. Всё это составляет культуру народа. Поэтому национальные различия проявляются прежде всего в культурных различиях.

Европейцы, американцы и другие народы во время еды пользуются ножом, вилкой, а сидят на стульях и за столом, когда они ложатся спать, то кладут голову на подушку. Японец за едой приседает на корточки, а у других восточных народов принято сидеть на ковре. Ест японец с помощью двух палочек, а малаец, укладываясь спать, подставляет под шею деревянную скамеечку. Южноамериканский индеец вообще спит в гамаке. Привычный образ жизни становится традицией, а из традиций и обычаев складывается культура народа, её своеобразие.

Обычай гостеприимства получил широкое распространение у всех народов Северного Кавказа. Самую лучшую пищу, самую лучшую постель в доме всегда предоставляли гостю. Гостем считался любой прохожий, приезжий. Его встречали радушно, если даже он пришёл глубокой ночью. Все члены семьи - от мала до велика - во время пребывания гостя оказывали ему всяческое внимание.

Культурные различия отражают условия жизни разных народов, рассказывают об их исторических традициях и характере. От этого мир становится разнообразнее, а народы - интереснее. Национальные различия нужно учиться уважать.

Нации должны общаться друг с другом

Разнообразие мира породило многочисленные путешествия, а в наши времена - целую отрасль - туризм. Люди платят немалые деньги для того, чтобы познакомиться с обычаями и традициями других народов, с их историческими памятниками.

    Советуем запомнить!
    Познавательный туризм - туристические поездки, путешествия, экскурсии, походы с целью посещения различных местностей для ознакомления с памятниками природы, истории и культуры, бытом и традициями местного населения, народными ремёслами и промыслами, достижениями науки, культуры, промышленности и т.д.

Чем больше развит туризм, тем полнее становится понимание народами друг друга, тем сильнее выражено стремление к миру и добрососедским отношениям. Нации общаются друг с другом, а не воюют. Они обмениваются товарами, услугами и культурными ценностями, а не сосредотачивают на границах огромные армии.

Попробуйте догадаться, с жизнью каких народов познакомились авторы этих фотографий. Свой ответ обоснуйте.

Туристы - это гости в другой стране. Они увозят наилучшие впечатления о своём визите, а вернувшись, хвалят обычаи и гостеприимство другого народа, способствуя тем самым укреплению с ним мирных отношений.

Некоторые народы, особенно лишённые богатых недр и развитой промышленности, целиком живут за счёт туризма.

Таким образом, туристы - это в буквальном смысле слова послы мира. И приобщаться к этому виду культурного обмена надо с детства, чтобы с ранних лет формировать уважительное отношение к национальным различиям.

Знакомство с культурным своеобразием разных народов происходит и благодаря миграции.

На протяжении истории народы, сформировавшись на одной территории, часто перемещались в другие части света, вступая в контакт с одним или несколькими народами.

Люди мигрируют из одной страны в другую, спасаясь от войны и стихийных бедствий, едут получать образование, которого нельзя получить на Родине, уезжают в поисках возможности заработать.

Истории известны мирные и немирные формы сосуществования народов, например, когда древние империи завоёвывали соседние страны.

Но, чтобы не было национальных конфликтов, к представителям других народов нужно относиться с уважением, а значит, толерантно.

Каждый из вас может внести вклад в дело становления дружбы народов. Что нужно для этого делать? Научиться уважать традиции и обычаи других народов, понимать их ценности и взгляды на мир, не употреблять оскорбительных слов, приглашать их себе в гости и знакомить с образом жизни и культурой своего народа.

    Подведём итоги
    Национальная принадлежность - это принадлежность человека к какой-либо нации или народу. По российскому законодательству человек сам определяет свою национальность. Россия - одно из самых многонациональных государств в мире. Представители разных наций должны уважать обычаи и традиции друг друга.

    Основные термины и понятия
    Национальность, познавательный туризм, миграция, толерантность.

Проверьте свои знания

  1. Чем один народ отличается от другого?
  2. Как вы определяете свою национальную принадлежность? Объясните почему.
  3. Докажите на конкретных примерах, что туризм способствует развитию добрососедских отношений между людьми разных наций.
  4. Объясните значение понятий: «национальная принадлежность», «познавательный туризм», «миграция», «толерантность».

Практикум

  1. Об обычаях и традициях каких народов, проживающих на территории России, вы хотели бы узнать? Соберите о них информацию, используя материалы энциклопедий и Интернета.
  2. Что нового вы узнали о культуре других народов во время путешествий, поездок и экскурсий? Подготовьте компьютерную презентацию.

Национальная принадлежность

Статья 26 Конституции РФ регламентирует права человека, связанные с принадлежностью к определенной этнической группе - с национальностью.

Для того чтобы уяснить предписания части первой, необходимо обратиться к предшествующей практике. В течение длительного времени графа «национальность» содержалась во всех анкетах, которые заполняли в обязательном порядке граждане России (при приеме на работу, выезде за границу, при вступлении в общественное объединение и т.д.). Эта графа сохранена и в настоящее время в общегражданских паспортах, действующих на территории страны.

На законодательном уровне в Российской Федерации признано существование народов, в отношении которых в годы сталинского террора но признакам национальной или иной принадлежности государство осуществляло политику геноцида, сопровождающуюся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселений (статья 2 Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов»).

В соответствии с подзаконными актами, действовавшими в Российской Федерации и пока еще официально не отмененными, национальность человека определялась на основании национальной принадлежности родителей, зафиксированной в удостоверениях личности. Только в том случае, если родители принадлежали к различным национальностям, человек мог самостоятельно определить, какую из этих национальностей он предпочитает указать в собственном общегражданском паспорте.

В новой Конституции сформулирован иной подход к данной проблеме. Указание собственной национальности - это не обязанность, а право человека. Определение национальной принадлежности осуществляется на основании самоидентификации, т.е. с учетом субъективного фактора, самоопределения человека в решении этого вопроса. Принадлежность лица к определенной национальности не может служить основанием для ограничения его прав (см. комментарий к статье 19). В частности, это не может служить основанием для ограничения участия или неучастия тех или иных лиц в общественных объединениях граждан, относящих себя к определенной этнической общности, зарегистрированных в качестве национально-культурной автономии (часть третья статьи 4 Федерального закона от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии»).

Обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан является одной из задач национальной политики России (см. раздел III Концепции Государственной национальной политики Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г.). Так, в Уголовном кодексе РФ в качестве состава преступления рассматривается нарушение равноправия граждан в зависимости от национальности (статья 136).

Язык как средство межличностного общения играет особую роль. Язык - это важнейший элемент культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания.

В части второй комментируемой статьи используется группа понятий, характеризующих различные элементы статуса языка. В настоящее время такие понятия не получили законодательного толкования, однако их определение имеет существенное значение для усвоения содержания данного конституционного положения.

Под родным языком обычно понимается язык родителей или лиц, их заменяющих, тот язык, на котором ребенок произносит первые в жизни слова. Как правило, родной язык - язык той этнической группы, к которой принадлежит данный человек. Однако в определенных случаях это может быть и язык иной этнической группы (например, если ребенок усыновлен в младенчестве родителями другой национальности).

Понятие «язык общения» достаточно широкое, включающее в себя те средства общения, которые данный человек использует в межличностных контактах как на бытовом, так и на официальном уровне. Языком общения может быть родной язык, государственный язык, язык иной этнической группы.

Под языком воспитания понимается тот, который используется при формировании навыков поведения ребенка в семье, в воспитательных и образовательных учреждениях.

Языком обучения считается тот, па котором ведется преподавание в образовательных учреждениях.

Право выбора воспитательно-образовательного учреждения с тем пли иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям или лицам, их заменяющим (часть третья статьи 9 Закона РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР»), однако этот выбор обусловлен теми возможностями, которые предоставляет система образования (пункт 2 статьи 6 Закона «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»).

В сфере образования граждане Российской Федерации могут реализовать свои права, связанные с национальной принадлежностью, в рамках национально-культурной автономии. В целях обеспечения права па получение основного общего образования па родном языке. на выбор языка воспитания и обучения общественные объединения граждан, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать негосударственные (общественные) дошкольные и образовательные учреждения с обучением на родном языке, разрабатывать для них учебные программы и издавать необходимую учебную литературу, вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о создании государственных, муниципальных образовательных учреждений с обучением на родном языке и углубленным изучением родного языка, истории и культуры (статья 11 Федерального закона «О национально-культурной автономии»). Вопрос о реализации предоставленных прав свободно решают сами лица, принадлежащие к определенной этнической общности. Органы исполнительной власти и местного самоуправления с учетом конкретных условии региона лишь создают возможности для сохранения культурно-национального своеобразия.

Под языком творчества понимается тот, который применяется для создания произведений культуры и науки, а также для их интерпретации. Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре (статья 10), каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, причем реализация права человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на любительской, так и на профессиональной основе.

С точки зрения юридической техники положения части второй комментируемой статьи сформулированы недостаточно четко. Реализация закрепленных на конституционном уровне прав зависит не только от желаний конкретного человека, но и от объективных условий и возможностей, предоставляемых государством в данной сфере. Так, для получения образования на родном языке необходимо, чтобы существовали соответствующие образовательные учреждения, где преподавание ведется на этом языке специалистами - носителями языка и имеются все необходимые учебно-методические материалы для обучения. Использование родного языка в качестве средства общения зависит от того, есть ли другие представители данной этнической группы, владеющие этим языком, в той местности, где проживает данный человек.