Что такое традиция определение кратко. Традиции в европейской культуре. Смотреть что такое "традиция" в других словарях

ТРАДИЦИЯ

ТРАДИЦИЯ

(лат. traditio ). Предание, способ, которым передаются из года в год различные происшествия, события и догматы.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

ТРАДИЦИЯ

лат. traditio , от tra , trans , через, и dare , давать. Предание.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

ТРАДИЦИЯ

предание; законченные формулы общественной жизни, литературы, искусства и пр., принятые данной эпохой от предшествующей.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

ТРАДИЦИЯ

предание; к.-н. исстари существующий обычай, взгляд, перенесший к потомкам от предков прочно установившиеся, переданные из прошлого отношения и проч.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Тради́ция

(лат. traditio передача; повествование)

1) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения;

2) обычай, установившийся порядок в поведении, в быту;

3) устный рассказ, передающийся от поколения к поколению, предание.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Традиция

традиции, ж. [латин. traditio, букв. передача ]. 1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи (напр. идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы и т.д.). 2. Обычай, укоренившийся порядок в чем-н. (в поведении, быту и т.д.). Традиция встречи Нового года.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

ТРАДИЦИЯ

и, ж.

1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр., вкусы, взгляды, идеи и т.п.). Давняя т. В соответствии с национальными традициями.

2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Т. встречи Нового года. Войти в традицию.

Традиционный - 1) сохранившийся от старины, основанный на традиции (традиционные обряды); 2) существующий в силу традиции, установившегося обычая (традиционный сбор выпускников школы).

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ТРАДИЦИЯ" в других словарях:

    - (от лат. traditio передача) анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. Т. может быть настолько широкой, чтобы охватывать все… … Философская энциклопедия

    - (лат. tradere передавать). Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. По смыслу… … Литературная энциклопедия

    Традиция - ТРАДИЦИЯ (лат. tradere передавать). Термин этот в литературе применяется и по отношению к преемственной связи, объединяющей ряд последовательных литературных явлений, и по отношению к результатам такой связи, к запасу литературных навыков. По … Словарь литературных терминов

    традиция - и, ж. tradition f. < лат. traditio передача, предание. 1. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение опыт, практика в какой л. области общественной жизни, действительности и т. п. Национальные традиции. Революционные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Обычай, обыкновение; наследие, принято, установление, ценность, повелось, так повелось, неписанный закон, так принято, так заведено, норма, заведено Словарь русских синонимов. традиция см. обычай Словарь синонимов русского языка. Практический… … Словарь синонимов

    традиция - (от лат. traditio передача, повествование) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. Т. скла … Большая психологическая энциклопедия

    ТРАДИЦИЯ, традиции, жен. (лат. traditio, букв. передача). 1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи (напр. идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы и т.д.). Традиции… … Толковый словарь Ушакова

    Мертвые правят живыми. Огюст Конт Традиция это всего лишь ностальгия, разгуливающая прилюдно в полной парадной форме. Эндрю Марр Традиционалисты пессимисты по отношению к будущему и оптимисты по отношению к прошлому. Льюис Мамфорд Традицию нельзя … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (traditio, передача) установление фактического господстванад вещами со стороны их прежнего владельца в пользу нового,приобретающего их в собственность или владение. Юристы думают, что дляприобретения вещного права, т. е. для установления… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Традиция - (Всеволожск,Россия) Категория отеля: 4 звездочный отель Адрес: Армянский переулок 2, Всевол … Каталог отелей

Книги

  • Традиция Грааля , Джон Мэттьюз. Издание 1997 года. Сохранность хорошая. Предания, связанные с Граалем, его посвящениями и испытаниями, являются частью традиции, восходящей к королю Артуру, и подводят к постижению…

Словарь Ушакова

Традиция

тради ция , традиции, жен. (лат. traditio, букв. передача).

1. То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи (напр. идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы и т.д. ). Традиции реализма в русской литературе. Пересмотр старой традиции (т.е. установившегося мнения в области какой-нибудь науки). Революционные традиции русского пролетариата. Боевые традиции Красной армии. Молодежь должна усвоить революционные традиции большевизма.

2. Обычай, укоренившийся порядок в чем-нибудь (в поведении, быту и т.д. ). Традиция встречи Нового года. Борьба с отжившей традицией. Новая традиция. По установившейся традиции председатель открыл собрание вступительным словом. Сделать что-нибудь по традиции.

Культурология. Словарь-справочник

Традиция

(лат. tradition – передача) – элементы культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенном обществе в течение длительного времени.

Гаспаров. Записи и выписки

Традиция

♦ Набоков в 1932 называл Сашу Черного своим учителем.

♦ Традицией мы называем наше эгоцентрическое право (точнее, привычку) представлять себе прошлое по своему образу и подобию. Так, средневековый человек считал, что все твари "Фисиолога" созданы затем, чтобы давать ему символические уроки.

♦ Жалобы на искусственную прерванносгь русской культуры неуместны: культурная традиция не задается, а создается, сочиняется заново каждым писателем или группой. Об этом - книга C. Cavannagh о Мандельштаме. Сейчас у русской литературы сколько угодно традиций, от Хармса до Хомякова. В том числе и прерванносгь традиций: это тоже традиция.

♦ "Искусство Г. Адамовича и Г. Иванова - аптекарское: смешивают в новых дозировках и комбинациях влияния старых поэтов" (восп. Н. Чуковского).

♦ М. Пруст серьезно называл себя последователем Дж Эллиот (упом. у Алданова).

♦ "Традиций не рвать, идей не водить, святынь не топтать" - из С. Кржижановского (там, где дальше про Словарь умолчаний).

Энциклопедия иудаизма

Традиция

Или Предание

(Масорет )

Нормы поведения, принятые в обществе и переходящие из поколения в поколение. Вся Устная Тора*, переданная нам через многие поколения, тоже Называется "масорет", и сказано в трактате Авот: "Традиция - ограждение Торы". Так же названы окончательно установленные устные и письменные тексты Священного Писания.

На протяжении столетий до заключительной редакции Талмуда были разные традиции в отношении многих слов в Библии - как правильно их писать и как правильно их произносить.

Эти традиции передавались устно из поколения в поколение. В VI веке, после завершения редакции Талмуда, Тивериадские мудрецы стали записывать эти тексты. Это собрание окончательно установленного текста Священного Писания, а также установленного правильного произношения называется Масорет.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Римское право. Словарь терминов

Традиция

как способ приобретения права собственности, со­стояла в передаче фактического владения вещью от отчуждателя при­обретателю.

Русская Философия. Энциклопедия

Традиция

понятие, отражающее сущность социокультурного наследования, исторической устойчивости и преемственности. Т. понимается, во-1-х, как порядок (стереотип) наследования, обеспечивающий посредством определенных правил, норм, образцов точное воспроизведение наследуемого содержания, во-2-х, как сам процесс организованного т. обр. наследования и, в-3-х, как система моделей наследования, включая мировоззрение, ин-ты и организации, ее обеспечивающие (Т. как "традиционное общество", культурно-национальная Т. и т. д.) Специфически рус. интеллектуальное осмысление проблемы Т. восходит к средневековым понятиям, описывающим формы преемственности, таким, как "покон", "старина", "пошлина" (то, что "пошло" испокон). В старом языковом сознании Т. отождествлялась с "устным преданием" и тесно связывалась с понятием "церковное предание". Церковный раскол XVII в. был во многом обусловлен спором о правильной форме религиозной Т. - о ее вселенском и национальном масштабах, об очертаниях "отеческого" и общецерковного предания. Мн. рус. мыслители (Тареев, Розанов, Н. С. Трубецкой, Федотов, Флоров-ский) видели в церковном расколе и в последовавших за ним петровских преобразованиях объяснение кризиса рус. культурно-исторических и государственных Т. Осмысление проблематики социального наследования и традиционности культуры в рус. философии происходило под перекрестным воздействием консервативно-традиционалистского направления зап. мысли (католическая контрреформация, традиционализм XIX в., романтический консерватизм, неоконсерватизм) и ее прогрессистско-модернистского направления. В России Т. трактовалась и как "органицистская" категория, выражающая национальный дух страны (славянофилы, почвенники, рус. консерваторы), и как форма приспособления общечеловеческого духа к местным и национальным условиям (просветители, позитивисты, идеологи либерализма), и как сохранение демократического и патриотического наследия, а также как историческая инерция (марксисты). Проблема Т. резко актуализировалась в нач. XX в. в связи с революционными событиями в России. Своеобразным итогом размышлений рус. интеллигенции о судьбах культурного наследия стали сб. "Вехи" и "Переписка из двух углов" Вяч. Иванова и Гершензона. Большинство мыслителей рус. зарубежья видели свою миссию в сохранении наследия "традиционной России". Для евразийства была характерна критика "неорганической" Т. У Н. С. Трубецкого органическая Т. понималась как воплощение гармонии и сбалансированности национально-культурных начал исторической общности. При этом евразийцы оптимистично смотрели на возможность синтеза в России новых форм национально-культурной Т. В отличие от них, сторонники либерального консерватизма (П. Б. Струве, Франк) ориентировались на дореволюционное состояние России и компромиссный социальный идеал, в к-ром сочетались бы и гармонизировали друг друга Т. и новация, совершалась бы постоянная "уступка" друг другу со стороны либеральных и охранительных сил. Особую позицию занимал И. А. Ильин, допускавший исторический компромисс, для того чтобы в дальнейшем достигнуть прочной цивилизационной стабильности. Неоконсервативный идеал Ильина духовная Т. "сердечного созерцания", исторически заданная рус. народу, но тем не менее имеющая универсальное духовное значение. В работах мн. советских мыслителей Т. рассматривалась не как самостоятельный источник социального становления, но, скорее, как сумма сложившихся культурных форм, своего рода "осадок" и кристаллизация культурного наследия. Если в 20-30-е гг. Т. трактовалась как реакционная стихия сопротивления преобразованиям, то впоследствии проявилась устойчивая тенденция к "позитивизации" представлений о Т. и преемстве, культурном прошлом. Т. понимается как само социальное наследование (включающее в себя инновации и неотделимое от них), а также как механизм становления культуры как системы. В 60-70-е гг. сложилось несколько подходов к проблеме Т., к-рая интерпретировалась как наследуемые нормы и принципы (нормативисты), как закон стабилизации общественных отношений (В. Д. Плахов). как код культурной системы (структуралисты, Д. Б. Зильберман) и как воспитательная система, фиксирующая определенное состояние общественного сознания (И. В. Суханов). Э. С. Маркарян и его сторонники рассматривали Т. как гомеостатическую систему, обеспечивающую равновесие об-ва и природной среды. Маркарян выступил с идеей создания особой теории культурной Т., традициологии, к-рая мыслилась как информационная теория культуры. В постсоветский период в отечественной мысли происходит резкое смещение научных границ исследования. Повышенный интерес к постмодернизму с его концепцией кризиса традиционной науки соседствует с обращением к собственному духовному и интеллектуальному наследию прошлого. На место Т. как суммы нек-рых имманентных социальному процессу факторов приходит поиск Т. как ключевого фактора социальной жизни. Т. понимают как неуловимое, ноуменальное строение внутреннего культурного акта, необъ-ективированного "универсального предела" культуры (В. В. Малявин), как "трансляцию синергии" (диакон Андрей Кураев), как скрытый, трансцендентный, "пневматологический" аспект социальной жизни (совр. традиционалисты). Традиционалистская трактовка Т. связана одновременно с усвоением опыта близких ей европейских религиозно-философских направлений (Р. Генон, религиоведческая школа М. Элиаде) и с возрождением интереса к рус. религиозно-философской мысли. С теологической т. зр. Т. (Св. Предание) представляет собой фундаментальный "источник откровения" о Боге и мире; в рус. религиозной философии при констатации разрыва совр. культуры с Т. утверждается теснейшая связь и зависимость друг от друга светской и религиозной Т. (Тареев, Флоренский, Карсавин, Флоровский, Зеньковский, Арсеньев). Тема Св. Предания обсуждалась в трудах мн. представителей рус. религиозной мысли XVIII и XIX вв. (Стефан Яворский, школа митрополита Платона (Левшина), митрополит Филарет (Дроздов), духовно-академическая философия). В нач. XX в. эта тема получила широкое освещение в работах И. Филевского, П. П. Пономарева, Н. П. Аксакова, Тареева. Флоренский усматривал в церковном каноническом типе организации смысла общечеловеческий идеал социального наследования. Карсавин видел в Т. как исторических феноменах их внутреннюю связь в абсолютном идеале истории, при этом Св. Предание выступает у него как единственно возможная подлинная Т., а также как специфическое отношение всякой индивидуальности к Богу. По определению Булгакова, Т. (предание) есть феноменальная манифестация ноуменального единства Церкви, где личное согласуется со всей совокупностью верующих и со всеми моментами временного ряда, в к-ром это личное стоит. Широта и гибкость предания в его конкретных формах парадоксально сочетается с неисчерпаемостью внутреннего его измерения, "полнотой" (плеромой). Согласно В. Н. Лосскому, в каждую историческую эпоху эта "полнота" открывается отчасти и по-разному, в различных "ракурсах". Лосский описывает свой идеал культурного наследования как "динамический консерватизм", т. е. установку на непрерывное обновление горизонтальных проекций Т., что не означает изменения (обогащения, развития и т. п.) ее самой.

Л и т.: Аксаков И. П. Предание Церкви и предания школы // Богословский вестник. 1908. Т. 1; Аникин В. 77. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин. М., 1980; Арсеньев Н. С. Из русской культурной и творческой традиции. Франкфурт, 1959;Ленин В. И. От какого наследства мы отказываемся // Полн. собр. соч. Т. 2; Маркарян Э. С. Узловые проблемы культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2; Плохое В. Д. Традиции и общество. М., 1982; Пономарев П. П. Священное Предание как источник христианского ведения. Казань, 1908; Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976; Трубецкой Н. С. Наследие Чингисхана. М., 1999; Филевский Иоанн. Учение Православной Церкви о Священном Предании. Харьков, 1902; Чистов К. В. Народные традиции и фольклор. М., 1986.

В. В. Аверьянов

Историко-этимологический словарь латинских заимствований

Традиция

1) Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, обряды, вкусы и т.п.; установившийся порядок, неписаный закон поведения в быту; обычай, обыкновение; обычная, закрепившаяся норма чего-л.;

2) спец. устная передача каких-л. исторических сведений, предание.

лат. traditio «1) предание; 2) установившееся мнение, привычка; 3) передача, вручение». заимств. из фр. tradition или нем. Tradition «1) традиция, предание; 2) обычай, порядок» (Rob., 1994; Fremdwörterbuch, 769). Употребляется с середины ХIХ века. Впервые фиксируется в Сл.Даля1 (IV, 389).

В середине XIX в. из фр. tradition было воспринято значение «передача права собственности». Фиксируется в Сл.Толля (III, 701). В советское время этот юридический термин был заменен его русским эквивалентом.

Введение. 3

1.Понятие, сущность и природа традиций. 4

2.Традиции в культуре. 7

4.Традиции и новаторство в культуре. 11

5.Тенденции изменения ценностей в современном мире. 13

Заключение. 14

Введение.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Значение национальных традиций, привычек, их содержание различны у отдельных народов.

Люди в разной степени придерживаются их. Так, например, у англичан наблюдается ярко выраженная потребность решать дела "согласно обычаю". Можно сказать, что если американец - раб стандарта, то англичанин - раб своих традиций. Традиции в Англии превращаются в фетиш, культ, их обожествляют, ими восхищаются. Англичане стремятся везде оставаться самими собой, сохранить в любых условиях свои привычки, вкусы, нравы, обособленность, ассортимент блюд, комплекс некоторого превосходства, порой снисходительное отношение к другим.

Традиции людей разнообразны. Вот как их описал в романе "Люди, годы, жизнь" И. Эренбург. "Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индеец вынуждены пожимать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: "Дорогой сэр, вы мошенник", без "дорогого сэра" он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а иудей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических и православных обществах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура черный, в Китае - белый. Когда китаец видит впервые как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже целует ее, это кажется ему чрезмерно стыдным. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин дарит ему этот предмет - того требует вежливость. В Китае к чашке сухого риса, которую подают к концу обеда, никто не притрагивается - нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен...: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы". Необходимо иметь в виду, что люди, как правило, весьма чувствительны к своим традициям, обычаям, вкусам, поэтому целесообразно их не нарушать.

Национальные традиции, привычки проявляются не только в поступках, делах, одежде, стиле общения и т.д., но и в движениях, жестах и других еле заметных проявлениях психологии людей. Это принципиально важно. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует ситуацию "свой" - "чужой" по едва уловимым проявлениям психики.

  1. Понятие, сущность и природа традиций.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течении длительного времени. А вот какое определение традициям даёт И.В. Суханов: Традиции - это не регламентируемые юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных религиозных, эстетических). Существует множество видов традиций, например автор книги «Обычаи, традиции и преемственность поколений», И.В. Суханов приводит пример революционных традиций, и определяет их как процесс воспроизводства у новых поколений советских людей тех морально-политических качеств, которые были выработаны российскими рабочим классом в период трёх революций и гражданской войны. Конечная цель традиций сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений считает И.В.Суханов. И я вполне согласен с этим мнением, ведь наши предки не зря передавали традиции, скажем, землепашества, из поколения в поколение, чтобы сыновья не повторяли ошибок сделанных отцами, но мы почему-то считаем, что по традиции мы должны всё делать так, как делали наши предки, и это глубоко неправильное мнение. Ведь если мы будем повторять пройденное, то прогресс остановится, поэтому человечество вносило и вносит что-то новое в то, чем занимались предыдущие поколения. Между тем предыдущему поколению трудно передать весь социально накопленный опыт, ведь деятельность связанная с традициями настолько многогранна, что поколение старается направлять развитие в русле этих традиций, а не следуя в точности по стопам отцов. То есть традиция не детально регламентирует поведение в конкретных ситуациях, а решает задачу через регламентацию духовных качеств, необходимых для правильного, с точки зрения данного класса, общества, поведения в той или иной сфере общественной или личной жизни. Отсюда мы видим, что традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Таким образом, традиции передают, закрепляют и поддерживают разнообразный социальный опыт и тем самым осуществляется духовная связь поколений. Традиции выполняют две социальные функции: они являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Эти функции традиция осуществляет следующим путём: традиции обращены к духовному миру человека, они выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями. Идейным содержанием, формулой традиции выступает непосредственно норма или принцип поведения. Последние, в отличии от правил, не дают детальных предписаний поступка. Они указывают направление поведения (честность, правдивость, простота и скромность, трудолюбие и бережливость и т.д.). Традиции, по своей сути, не имеют жёсткой связи с конкретным действием в определённой ситуации, поскольку те духовные качества, которые прививает нам традиция, необходимы для любых конкретных действий и реализация этих действий не самоцель, а лишь средство для формирования духовного облика человека.

Традиции также производят и воспитательное действие на человека, они формируют сложные привычки - определённую направленность поведения. Сложная привычка - это активная форма отражения требований жизни; в любой ситуации, имеющей к ней отношение, она в границах утверждаемой ею направленности поведения предоставляет человеку свободу выбора конкретного поступка (И.В. Суханов). На основе сложной привычки всегда имеется возможность импровизировать поведение. Традиции как массовые сложные привычки ориентируют поведение не только в утвердившихся отношениях, но и в тех их новых вариантах, которые возникают неожиданно, резко отличаясь от привычного. Например: традиция творческого отношения к труду побуждает человека к поиску более производительных приемов, способов в новых для него видах производственной деятельности, к глубокому овладению новых для него специальностей.

Традиция прямо и непосредственно устанавливает связь между действиями и духовными качествами. Причём очень важно, что в этой связи духовное качество всегда становится в положение причины соответствующего действия. Например, кто-то неизменно держит данное им слово, точно выполняет данные им обязательства. Причину такого поведения мы усматриваем в порядочности, обязательности человека. Действия в традиции подчинены сознательной цели воспитания. «Покажи мне, - гласит индийская пословица, - как ты воспитываешь детей, и я скажу что у тебя на уме».

С реакционными традициями, как правило несущими открыто выраженную враждебную идею, можно успешно бороться средствами прямого идейного воздействия. Каждая из таких, например, реакционных традиций, представляющих собой пережитки прошлого в сознании части наших людей, как национализм, карьеризм, стяжательство, тунеядство, имеет свой набор взглядов, воспринимаемых частью молодёжи от некоторых представителей старшего поколения. Но взгляды скрываемые человеком, обязательно проявляются в его поведении, что и помогает окружающим бороться с их носителем, дабы они не распространились на других людей. В преодолении реакционных традиций огромную роль играет критика их идейного содержания, убедительный показ их несостоятельности и некомпетентности.

Традиция - это самый ранний способ обеспечения единства поколений и целостности субъектов культуры. Традиция не допускает какого-либо логического опоследования, и не нуждается в рациональных доказательствах для существования и законности.

Традиционные формы деятельности и поведения ориентированы не на достижения определённой цели, а на повторения заданного образца или стереотипа, в этом смысле традиция обеспечивает устойчивость любого социума. Преклонение перед традицией её культуры, это характерные черты таких обществ и культур, которые различаются традиционными чертами культур в наибольшей степени обладают первобытные, азиатские и патриархальные социальные формы. Их особенностью является нетерпимость ко всяким новшествам в механизме традиций. А также сохранение и укрепление соответственного общественного порядка, нетерпимость даже к малейшим проявлениям индивидуализма и духовной самостоятельности. Очевидно, эти черты в наибольшей степени были присущи другим культурам таким, как культуры Индии, Японии, Китая и д.р. Характерная особенность традиционных культур является их так называемый антиисторизм, отрицание возможности исторического развития и какого-либо изменения вообще. Время в традиционных обществах как бы свёрнуто в кольцо, то есть происходит вращение по кругу.

Однако традиции, не смотря на свою устойчивость, консерватизм, разрушаются. В процессе развития общества традиция дополняется другими средствами воспроизводства и подвергается целостности и устойчивости культуры(идеология, право, религия, политика и другими формами духовностей). Отсюда и возникло историческое направление, которое так и называется - традиционализм, сущность которого можно свести к предположению о существовании некоторой «изначальной традиции» выражающей всеобщий, глубинный смысл мироздания и в ходе исторического развития определённым образом проявляющая себя «изначальная традиция» считается единой у всех культур и стоящей у их истоков в качестве изначального состояния мира, постулируется единство всех культур, а множественность и разделение культур, как регресс, упадок, отход к изначальной позиции.

И Сергеем Нестеровичем .

Название

Какого-либо устоявшегося названия у ресурса на данным момент не существует, но так или иначе все возможные варианты имеют в своей основе слово Традиция . Изначально сам проект, еще будучи сетевым ресурсом так и назывался (иногда еще Traditio , по имени домена), но в связи с переходом на технологию вики, в оборот вошло название Викитрадиция . Сами авторы, тем не менее предпочитают называть свою энциклопедию просто Традиция, то есть без приставки или более полным названием - Русская Энциклопедия Традиция .

История

Как указывалось в FAQ, «сервер посвящён вопросам метафизики , философии , политологии , ну и отчасти музыке , литературе и изящным искусствам ». Функционировал в основном как онлайновая библиотека; использовалcя также как личное СМИ :

  • Константин Крылов вёл на нём еженедельный онлайн-журнал под названием «Как я уже сказал» (вышел 61 выпуск, последний - 7 апреля года).
  • Андрей Ашкеров несколько раз начинал проекты на «Традиции» («Я не хотел говорить, no…», «Медлеnnое»).
  • самый успешный проект «Традиции» - онлайновый журнал «Русский Удодъ » (вышло 19 выпусков, последний датирован декабрём года).

Разрешаются первичные публикации.

Традиция и Википедия

Следует отметить, что множество интересующихся проектом каким-то образом связаны с Википедией (участвуют в этой энциклопедии или просто читают её), а потому следует явно описать, чем наш проект отличается от неё. Первоначально предлагается выделить следующие основные отличия:

  1. Русская Википедия - раздел проекта международной организации, Традиция - исключительно Русская энциклопедия, организованная и развивающася силами соратников.
  2. Русский раздел Википедии формирует содержание энциклопедии, исходя из т. н. «нейтральной» точки зрения, а по сути - с точки зрения общечеловека , не имеющего собственного мнения. Мы же исходим из того, что создаём энциклопедию во благо и развитие Русской нации, а потому и мнение наше, как правило, вполне определённо.
  3. Традиция, в отличии от Википедии, - это не только ресурс структуры «1 описываемый предмет - 1 статья», но и хранилище разнообразных информационных трудов, тесно связанных между собой.
  4. Википедия ставит перед собой цель описать всё, что возможно. Традиция - только то, что может быть полезно для Русских людей.
  5. Википедия по большей части представляет из себя компиляцию материалов, которую можно обнаружить в других местах сети. Сообщество Традиции же не стесняется быть первоисточником информации.
  6. В проекте Traditio.ru почти отсутствуют флудерасты (в идеале).
  7. В проекте Traditio.ru царит преимуществено дружеская обстановка, способствующая нормальной и плодотворной работе (в идеале, в реальности бывают конфликты).

Сообщество

Адреса «Традиции»

Что такое обычай? Это правила поведения, которые закрепились в сознании народа благодаря многократным повторениям. Какие обычаи бывают, откуда берутся и куда исчезают, обо всем этом читайте ниже.

Что такое обычай

Как уже говорилось выше, правила поведения, которые стали для людей нормами благодаря многократному повторению. Сюда входят обычаи, которые совершаются на праздники, а также те, которые превращаются в ежедневную рутину. В основном люди следуют им по привычке, не особенно вдумываясь в смысл действий. В каждом обществе есть свои обычаи. Некоторые из них регламентированы государством, другие же соблюдаются в рамках одной семьи. Сколько времени должно пройти, чтобы привычка превратилась в обычай? По крайней мере несколько лет, не меньше 3-4.

Чем традиция отличается от обычая

Лучше всего понятия познаются на сравнении. Что такое обычай, мы уже знаем, а теперь давайте поговорим о традиции. Что это такое? Традиции - это комплекс всевозможных действий, которые передаются от поколения к поколению с целью сохранения и развития культуры. Причем здесь играет роль масштабность. Традицию можно рассматривать как местное явление, но все-таки чаще она создается и поддерживается в масштабах страны. Никто не заставляет людей соблюдать устоявшиеся традиции, это дело добровольное.

А теперь давайте посмотрим на различия. Традиция намного шире обычаев, так как чаще всего имеет больший территориальный размах. Люди выполняют различные ритуалы, наборы действий, часто не задумываясь о том скрытом смысле, который в них заложили предки. Но такие традиции поддерживает государство, так как оно считает их неотъемлемой частью культуры. А вот народные обычаи часто меняются под влиянием времени, правительства, образа человеческого мышления. Но в большинстве своем люди не видят большой разницы в этих понятиях.

Как возникают обычаи

Человек - сложное существо. И чтобы лучше понять, что такое обычаи, нужно узнать, как же люди их создают. Изначально такие ритуалы, или повторяющиеся действия, производились человеком для того, чтобы выжить. Это была своеобразная реакция на дискомфорт. Люди заводили обычай раз в неделю убивать мамонта, чтобы не ходить голодными. Девушки шили одежду из шкур зверей раз в месяц, чтобы не умереть от холода. Таких небольших локальных обычаев было много в любом обществе, есть они и сегодня. Правда, выживать нашим современникам не приходится, поэтому ритуалы направлены не на биологические потребности человека, а на создание душевного комфорта. Если вдуматься, многие бессознательные ритуалы, которые заведены в нашем обществе, не имеют никакой логической основы под собой. Такие обычаи-приметы распространены среди суеверных людей. Зачем студенты едят счастливые билетики из автобуса перед зачетом?

Почему люди, возвращаясь домой, если они что-то забыли, обязательно смотрятся в зеркало? Объяснения этим обычаям когда-то были, но сегодня их найти невозможно. Жизнь слишком переменчива. Каждый человек имеет возможность создавать собственные обычаи. Как? Он может перед важным мероприятием выработать привычку гулять час на улице, для того чтобы освежить голову, или ввести в свой вечерний ритуал подведение итогов дня.

Как исчезают обычаи

Время идет, все меняется. Человеческая жизнь очень непостоянна. Сегодня одна работа, завтра другая, сегодня одна любовь, а завтра можно встретить новую. Поэтому и приходится менять обычаи. Пример таких изменений: исчезновение свидетелей на свадьбах.

Раньше эти люди играли такую же важную роль, как жених и невеста. Но со временем обычай приглашать свидетелей потерял свою актуальность. Сегодня молодожены отлично обходятся без них, а значит, нет надобности назначать друзей на эту роль.

Другой пример - это крещенские гадания. Раньше девушки занимались этим делом каждый год. Сегодня этот обычай потерял популярность. Молодым особам не хочется проводить время в темной бане в обществе свечей и зеркал. У них есть более увлекательные занятия. Получается, обычаи умеют умирать благодаря смене общественных интересов.

  • жизненно важные;
  • жизненный уклад;
  • навязанные извне;
  • ритуалы и обряды.

Зачем нужны обычаи

Сегодня идет американская глобализация всех стран. Большая часть товара и услуг, которые мы привыкли потреблять каждый день - это продукт не нашей культуры. Нравы и обычаи необходимо знать и соблюдать, чтобы не потерять свои корни и национальность. Ведь Россия - эта страна со своей самобытной культурой, речью и искусством. Конечно, необходимо модернизировать страну, обновляя обычаи и традиции, но это не значит, что нужно заимствовать их из других стран. Почему же так плохо заимствовать чужую культуру, ведь раньше это было нормой жизни и при захвате одной страны другой культура навязывалась против воли граждан. Но сегодня это кажется ужасным, так как, забывая свою историю, люди перестраивают свое мышление. И в итоге может получиться такой вариант, когда обществом будет править один человек, навязывая всем единственный возможный образ жизни. Стоит прочесть хоть одну антиутопию, чтобы понять, как плохо будет житься при таком раскладе.

Примеры обычаев

Сегодня много ритуалов, которые люди выполняют на автомате, даже не задумываясь над их сутью. Источники обычая - это народные предания, передаваемые в письменной форме или из уст в уста. Примеров можно привести много.

При встрече на улице мужчины снимают перчатки для рукопожатия. Кажется, это знак учтивости и внимания, но этот обычай имеет длинные корни. Раньше мужчины перчатки снимали для того, чтобы показать, что там они не спрятали оружие, и как следствие, их намерения чисты.

Еще один пример обычая - это Масленица. Точнее, ритуалы, связанные с этим праздником. Например, сжигание чучела. Этот обычай тоже имеет длинные корни, уходящие в стародавние времена. Сжигая чучела, люди провожают зиму и приветствуют весну.

Прыгать через костер считается еще одним российским обычаем. Правда, в последнее время мало кто это делает. А вот раньше такая забава пользовалась популярностью. Парень и девушка прыгали через костер, взявшись за руки. Если они не расцепляли рук и удачно преодолевали препятствие, считалось, что их совместная жизнь будет долгой и счастливой. А вот если молодые люди отстранялись друг от друга в процессе прыжка, это означало, что им не суждено быть вместе.

Необычные обычаи

Нам, россиянам не кажется странным жечь чучело на Масленицу или украшать елку на Новый год. А вот для тайцев совершенно нормально спускать по реке лодки, в которые люди кладут цветы, ставят свечи и зажигают благовония. Происходит это все в начале ноября в день, посвященный духам воды.

Нормы обычаев определяются обществом, в котором мы живем. И в других странах дела обстоят так же. В Турции, например, есть обычай: прежде чем мужчина возьмет себе вторую жену, он должен подарить своей первой избраннице украшения на 10 тыс. долларов. Это должно доказать женщине, что ее муж - состоятельный человек и вполне сможет прокормить и ее, и вторую женщину.

В Кении есть обычай, по которому молодой супруг должен в течение месяца выполнять всю работу жены. Считается, что после этого приобретенного опыта он не будет всю жизнь упрекать женщину в том, что она ничего не делает, занимаясь работой по дому.