Русская культура в начале xx века. Русская культура начала XX века (серебряный век) Символизм. Религиозные течения в философии

Тема №1: Россия в начале века: самодержавие и общество;

сословный строй; экономическое и политическое раз­витие, его противоречия; проблемы модернизации. Реформы С. Ю. Витте. Культура в начале XX в.

№ 1.

Определите не менее двух целей экономической политики С. Ю. Вит­те. Приведите не менее трех примеров реализации этой экономической политики.

Цели:

1) Создание самостоятельной национальной индустрии за счет проведения индустриализации.

(в течение примерно 10 лет догнать более развитые страны Европы и занять прочные позиции на рынках Ближнего, Среднего и Дальнего Востока).

2) Усиление роли государства в экономике.

Примеры реализации:

1) протекционистская таможенная политика, защищавшая отечественных производителей на внутреннем рынке от западных конкурентов и стимулировавшая российский экспорт;

2) накопление внутренних ресурсов за счет введения винной монополии и резкого усиления косвенного налогообложения;

3) сосредоточение большей части железных дорог в руках государства;

4) активизация деятельности Госбанка.

№ 2.

Назовите не менее двух объединений художников, композиторов, деятельность которых относится к XIX - началу XX в. Приведите не менее трех характерных черт одного из названных объединений.

Объединения:

1) «Могучая кучка» (Балакирев, Бородин, Кюи, Мусоргский, Римский-Корсаков)

2) «Мир искусства» (Дягилев, Бенуа)

3) «Товарищество передвижных художественных выставок»

Черты:

«Могучая кучка»:

Основа музыкального языка – народная песня

Использование в музыкальных произведениях народных мотивов.

Темы и образы произведений взяты из отечественной истории и современности

Стремление приблизить музыку к насущным передовым запросам жизни

Отказ от шаблонов итальянского искусства

Создание национальной оперы

«Товарищество передвижных художественных выставок»:

Отказ от эстетических канонов академизма

Стремление следовать принципам реализма

Критика существующих порядков, устройство передвижных выставок.

«Мир искусства»:

Отказ от эстетических принципов академизма

Противопоставление своего творчества реалистическому направлению

Обращение к наследию прошлых веков, популяризация западноевропейского искусства.

№ 3.

Ниже приведены две точки зрения об экономическом развитии России в начале XX в.:

1. В начале XX в. Россия была среднеразвитой страной с развиваю­щейся экономикой, а отечественный капитал занимал лидирую­щее положение в народном хозяйстве страны.

2. Россия в начале XX в. была глубоко отсталой страной и находи­лась в полуколониальной зависимости от стран Запада.

Более предпочтительна мне – 1 точка зрения.

Факты:

1) К началу XX века из отсталой аграрной страны Россия стала аграрно-индустриальной державой (82 % занято в сельском хозяйстве).

2) В начале XX века окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов. Для России был характерен не вывоз, а ввоз капитала.

3) По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

№ 4.

Ниже приведены две точки зрения о влиянии государства на разви­тие экономики России в начале XX в.:

1.Государственноевмешательство имело решающее значение в индустриализации царской России, позволив патриархальной империи в короткий срок войти в число развитых индустриальных держав.

2.Государственное вмешательство не имело решающего значения. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

Факты:

1) Государство контролировало железнодорожный транспорт и строительство новых дорог (2/3 сети железных дорог принадлежало государству). Строительство дорог явилось мощным стимулом индустриального развития страны и капиталистической эволюции всего народного хозяйства.

2) Государство создало условия для привлечения иностранных инвестиций (в 1897 г. была проведена денежная реформа Витте, установившая золотое обеспечение рубля).

3) Экономическая политика правительства была нацелена на ускоренное промышленное развитие. В начале XX века по объему промышленной продукции Россия вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия) и все глубже втягивалась в мировую систему хозяйства.

№ 5.

Ниже приведены две точки зрения о развитии культуры в России в начале XX в.:

1. В начале XX в. русская культура переживала упадок.

2. В России в начале XX в. был самый настоящий культурный ре­нессанс.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

Более предпочтительна мне – 2 точка зрения.

Факты:

1) В эпоху культурного ренессанса произошел как бы “взрыв” практически во всех областях культуры: в поэзии, в музыке, в изобразительном искусстве, в театре и в других сферах.

2) Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей.

3) Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

№ 6.

Сравните положение крестьян, крестьянских хозяйств в 1870-е гг. и в 1907-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих ха­рактеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Общее:

Сохраняется неравноправное положение крестьян

Отсутствие у крестьян земли как личной собственности, сбережений, плохое экономическое положение

Сохранение общины

Налоговый гнет (в 1905-1914 – круговая порука)

Имели право участвовать в выборах (Земские учреждения, в которых помимо дворян, чиновников, духовенства и пр. были крестьяне; по Земской реформе 1864 г. Александра II ).

Широкий отход на заработки, переселение крестьян

Различное:

Отмена выкупных платежей (с 1907; крестьянин перестал быть крепостным помещика (но сделался крепостным крестьянского управления, находившегося под попечительным оком земского начальника).

С 1907 года более смелые, здравые взгляды крестьян на политику государства, стремление улучшить положение (тогда как в 1870 – сдавали народников).

Возникновение и существование кооперации, которая способствовала переходу крестьянства к более интенсивному хозяйству (после революции 1905-1906)

1870-е годы

1907-1914 годы

временнообязанное положение крестьян

крестьяне не имели никаких обязанностей перед бывшими помещиками

выкупные платежи

отмена выкупных платежей

крестьяне не могли покидать общину

крестьяне имели право выхода из общины на хутор или отруб

№ 7.

Сравните положение промышленных рабочих (их общественный статус, условия труда и т.д.) в 1870-е гг. и в 1906-1914 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Общее:

Отсутствие политических свобод (в 1870 женский труд меньше оплачивался)

Плохие жилищные условия

Подвергались произволу со стороны владельцев, отсутствие охраны труда

Высокая травмоопасность производства

Низкий уровень медицинского обслуживания

- сверхурочные работы

Различное:

Продолжительность рабочего дня (была от 12 и более часов, стала 8)

Условия работы (рабочие места были плохо приспособлены для работы а с привлечением иностранных инвестиций ситуация улучшилась)

Заработная плата (рост номинальной зарплаты с 1906)

- увеличение числа рабочих промышленников по сравнению с 1870-ми

№ 8.

Сравните экономический и политический строй России в кон­це XIX в. и перед Первой мировой войной. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Общее:

Главенствующая роль государства в экономике

Основная производительная сила - крестьянство (продолжало расти и оставалось самым многочисленным классом в структуре населения)

Россия была страной среднего уровня капиталистического развития

Различное:

- формирование партий

Поступления от промышленного производства в национальном доходе почти сравнялись с поступлениями от аграрного сектора

С 1890 по 1913г. производительность труда в промышленности выросла в четыре раза

Тема № 2: Идейные течения, политические партии и общест­венные движения в России на рубеже веков. Думская монархия.

№ 9.

Назовите не менее трех основных целей, программных положений большинства российских либералов начала XX в. Приведите не менее двух примеров либеральных политических организаций (партий) на­чала XX в.

Цели:

1) установление конституционного строя

3) признание права рабочих на стачки, 8-часовой рабочий день

4) право наций на развитие культуры и языка

5) война до победного конца

6) Россия – демократическая страна

Партии:

№ 10.

Назовите две самые крупные либеральные партии России периода думской монархии. Приведите не менее трех положений программы одной из них.

Партии:

1) Кадеты (Милюков; буржуазия, помещики, врачи, адвокаты, учителя и пр.)

Программа (кадетов):

1) введение конституционного строя

2) частичное отчуждение помещичьих земель (увеличение крестьянских наделов)

3) право наций на культурное самоопределение

№ 11.

Сравните политический режим до и после 1905 г. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Общее:

Монархия (Николай II )

Традиционная экономика

Различное:

После 1905 – Думская монархия (созыв Государственной Думы)

Зарождение парламентаризма (новые партии)

Поворот к конституции (свобода слова, печати, совести).

№ 12.

Сравните деятельность и состав первых двух Государственных дум с работой и составом 111 Государственной думы. Укажите, что было об­щим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не ме­нее трех различий).

Общее:

Функции, роль

Большинство – крестьяне

Сложность в решении политически значимых вопросов

Различное:

- I и II Думы – источник конфликтов, в отличие от III

- I и II – до третьеиюньской монархии

В III – меньше выходцев из народа

- III дума стала первой, проработавшей весь положенный пятилетний срок

- III более правая, а I и особенно II – левые

№ 13.

Сравните основные идеологические установки, подходы к пар­тийному строительству и методам политической борьбы большеви­ков и меньшевиков в период 1907-1916 гг. Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Общее:

Мир без аннексий и контрибуций

Основа идеологии – марксизм

Представление о будущем России и всего мира как о социалистическом будущем

Идея мировой революции

Создание революционной партии и ведение революционной пропаганды

Признание промышленного пролетариата как главного революционного класса

Ликвидация самодержавия как ближайшая задача

РСДРП (социал-демократы)

Различное:

Большевики – национализация земли, ликвидация помещичьего землевладения

Большевики в 1907 – 1916 гг.

Меньшевики в 1907 – 1916 гг.

- большинство поддержало лозунг поражения своего правительства в начавшейся империалистической войне, лозунг ее превращения в войну гражданскую

- Россия не готова к социалистической революции

- в основе внутрипартийной жизни лежит принцип демократического централизма – меньшинство беспрекословно подчиняется большинству

- демократическое устройство внутрипартийной жизни, плюрализм, учет мнения меньшинства

- партия должна быть партией профессиональных революционеров, с обязательным активным участием рядовых партийцев в делах партии

- партия должна быть массовой, ее членами могут являться все сочувствующие ее программе

- представление о буржуазии как реакционном классе, пролетариат играет роль гегемона (руководящего класса) уже в период буржуазно-демократической революции

- на этапе буржуазно-демократической революции буржуазия продолжает играть революционную роль, как это было на Западе, коалиция с буржуазией

Тема № 3 : Революция 1905-1907 гг. (причины, движущие силы, основные события, итоги).

№ 14.

Назовите не менее трех положений, характеризующих движущие илы, характер организованности и задач первой российской револю­ции 1905-1907 гг. Приведите не менее двух ее общественно-полити­ческих итогов.

Положения:

Исходя из целей - революция имела буржуазно-демократический характер

- революция носила общенародный, демократический характер по движущим силам, в ней принимали участие представители практически всех слоев населения (рабочие, крестьяне, интеллигенция, студенчество, либеральная буржуазия, моряки)

Революция носила стихийный характер, ни одна из политических партий не определяла хода революционных событий, не имела четкой линии в революционном процессе

Задача свержения (ограничения) самодержавия; расширения прав национальных окраин; защиты прав рабочих; решения проблемы малоземелья крестьян

Стремление к равновесию индустриального развития и политической системы.

Итоги:

- началась эволюция политического строя Российской Империи от абсолютной монархии к конституционной

Введены демократические свободы (изменилось социально-политическое положение граждан; отменена цензура; разрешена организация профессиональных союзов и легальных политических партий)

Началась аграрная реформа: разрушавшая общину и укреплявшая права крестьян как землевладельцев

Улучшилось материальное положение рабочих: повысилась зарплата, уменьшился рабочий день до 9-10 час

Думская монархия

- революция имела незавершенный характер, т.к. власть лишь частично удовлетворила требования населения, было сохранено сословное неравноправие.

№ 15.

Назовите не менее трех мер, которые предприняло царское прави­тельство для подавления революции 1905-1907 гг. Приведите не менее трех результатов этой революции.

Меры:

- прямое подавление революционных выступлений с помощью вооруженных сил (например, Московское восстание, восстание на крейсере «Очаков» и т. д.)

Окончание войны с Японией

Проведение выборов и созыв Государственной думы в 1906

Осуществление аграрной реформы П. А. Столыпина

Была проведена отмена выкупных платежей крестьян за землю

Рескрипт с обещанием реформы Николая II (18 февраля)

Результаты:

- было сохранено самодержавие

Началась аграрная реформа

- были введены гражданские свободы

Появилась многопартийность

Начала работу Государственная дума

Были расширены права рабочих (право на проведение стачек, создание профсоюзов), повышена им заработная плата ; рабочий день во многих

случаях сократился до 9-10 часов, а в некоторых даже до 8 часов

Тема № 4: Реформы П. А. Столыпина. Русско-японская война.

Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество

№ 16.

Назовите две войны, которые вела Россия в начале XX в. до круше­ния монархии. Приведите не менее трех основных целей российского правительства в одной из них.

Войны:

Русско-Японская (1904-1905)

Первая мировая война (1914-1918)

Цели правительства (в ПМВ):

Захват черноморских проливов Босфор и Дарданелл (выход в Средиземное море и укрепление влияния на Балканах)

Идея восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе

Защита Сербии и других Балканских народов от австрийско-немецких притязаний

Поддержка своих союзников в Европе

№ 17.

Ниже приведены две точки зрения на деятельность П. А. Столы­пина:

1. Деятельность П. А. Столыпина была сопряжена с нарушением народных прав и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907 гг.

2. Политика П. А. Столыпина была направлена на создание ста­бильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 г.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

Более предпочтительна мне – 2 точка зрения.

Факты:

Столыпин защищал принцип частной собственности, священный в правовом государстве

Борьба Столыпина с революционерами способствовала наведению порядка, торжеству закона

Столыпин был против уничтожения Государственной Думы и возврата к режиму, существовавшему до 1905 г.

Создание слоя крестьян-собственников должно было развить уважение в крестьянской среде к закону, способствовать развитию правовой культуры

Столыпин предполагал реформировать судебную систему, ликвидировать волостной суд, в действиях которого было много произвола

Реформы Столыпина должны были способствовать уравнению прав крестьян с другими сословиями

№ 18.

Ниже приведены две точки зрения на столыпинскую аграрную реформу:

1. Столыпинская аграрная реформа была политикой модерниза­ции сельского хозяйства и экономики России в пелом.

2. Столыпинская аграрная реформа - это политика «разорения крестьян дотла, насильственного слома общины для расчистки пути капитализму в земледелии во что бы то ни стаю».

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

Более предпочтительна мне – 1 точка зрения.

Факты:

Суть реформ: проведение под самодержавие прочного фундамента и продвижение по пути промышленного, а, следовательно, капиталистического развития

Решилась проблема малоземелья крестьян: предоставление крестьянам – единоличникам право покупать землю

Отмена сословных ограничений крестьян

Разрушение общины

Предоставление государственной помощи переселенцам, кредитование крестьян

Замена общинной надельной собственности частной в виде хуторов и отрубов; крестьянин – собственник земли

Способствовали в определенной мере росту применения машин, удобрений, увеличению товарности сельского хозяйства

№ 19.

В 1906 г. новый премьер-министр П. А. Столыпин с целью отвлече­ния российского крестьянства от революционных идей начал прове­дение аграрной реформы. Назовите не менее двух основных положе­ний столыпинской аграрной реформы. К каким результатам привела реформа российскую деревню? Укажите не менее двух результатов. Какие факторы обусловили эти результаты? Приведите не менее двух таких факторов.

Положения:

Разрушение крестьянской общины

Право выделения общинного надела в частную собственность (в виде отруба или хутора)

Переселенческое движение в Западную Сибирь

Строительство сельских школ

Результаты:

Быстрый рост аграрного производства

Увеличение емкости внутреннего рынка

Возрастание экспорта сельскохозяйственной продукции (причем торговый баланс России приобретал все более активный характер)

Удалось не только вывести сельское хозяйство из кризиса, но и превратить его в доминанту экономического развития России

Рост товарности сельского хозяйства

Не были решены проблемы голода и аграрного перенаселения (страна по-прежнему страдала от технической, экономической и культурной отсталости)

Реформа не была завершена и не разрешила всех сложившихся противоречий об огромных российских земельных ресурсах, но она стала отправной точкой для дальнейших преобразований в этой области.

Факторы:

Незначительные временные сроки

Сопротивление со стороны правых и левых политических сил

Сложные взаимоотношения с окружением царя и с самим Николаем II

Смерть Столыпина

Начало войны

№ 20.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В августе 1905 г. в американском городе Портсмуте шли переговоры между представителями России и Японии о заключении мира. Япон­ская сторона выдвигала чрезвычайно тяжелые условия. Император Николай II, не допускавший возможности территориальных потерь для России, уже был готов прервать переговоры. Однако правитель­ства России и Японии всё же пошли на взаимные уступки, и мир был подписан. Укажите не менее двух условий, положений подписанного Мира. Почему Россия была вынуждена пойти на заключение мира? Укажите не менее трех причин.

Положения:

- Россия отдавала Японии Южный Сахалин- Россия признавала Корею сферой влияния Японии- Россия передавала Японии права на Порт-Артур- Япония получала особые права на рыболовство у русских берегов- обе стороны выводили свои войска из Маньчжурии

Причины:

- Россия проиграла все крупные сражения этой войны- при продолжении войны японцы могли захватить весь Дальний Восток- Россия была экономически истощена в ходе войны- в это время шла первая русская революция- на Россию оказывалось давление со стороны европейских стран и США

№ 21.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Разрабатывая совместно с французским военным командованием план возможной войны с Германией в начале XX в., царское прави­тельство предполагало, что, пока французская армия будет сдерживать напор немецких войск, русские войска нанесут удар в сердце Германии и победоносно войдут в Берлин. Какой результат имела реализация этого плана в начале войны? Укажите не менее трех причин такого: развития событий. Назовите одно основное последствие этой войны для внутреннего положения России.

Результаты:

- русские армии были разгромлены в начале войны в результате неудачного наступления в Восточной Пруссии

Причины:

Русским войскам пришлось начать насту­пление, до конца не проведя мобилизацию, из-за угрозыразгрома Франции

Русское командование недооценило воз­можности Германии перебрасывать войска с одного фронта на другой за счет развитой се­ти железных дорог

Неподготовленность России к войне (не­хватка снарядов, плохая организация связи и Т. д.)

Ошибочные действия руководства русской армии

Последствия:

- основным последствием войны для внут­реннего положения России стало свержение монархии.

Тема 5: Революция 1917 г. От Февраля к Октябрю. Двоевластие: Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Кризисы Временного правитель­ства.

№ 22.

Когда были приняты программы «минимум» и «максимум» партии РСДРП? Охарактеризуйте каждую из них (назовите 2 положения). Когда была реализована программа «минимум»? Приведите не менее двух примеров реализации программы «минимум».

Приняты:

На II съезде РСДРП (17 июля - 10 августа 1903)

Характеристика «Минимум»:

Освещала ближайшие задачи партии: свержение царского самодержавия

Установление демократической республики

Введение 8-часового рабочего дня

Установление полного равноправия всех наций; утверждение их права на самоопределение

Уничтожение остатков крепостничества в деревне; возвращение крестьянам отнятых у них помещиками земель («отрезков»)

Характеристика «Максимум»:

Говорилось о конечной цели партии - организации социалистического общества

Об условии осуществления этой цели - социалистической революции и диктатуре пролетариата

Примеры реализации «Максимум»:

- 29 октября 1917 – постановление СНК о 8-часовом рабочем дне- 2 ноября 1917 – Декларация прав народов России (на свободное самоопределение, равенство и суверенитет)

№ 23.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Весной - осенью 1917 г. в России шла острая политическая борь­ба, в ходе которой решался вопрос об альтернативах развития стра­ны. Одно из важных событий этого периода - выступление генерала Л. Г. Корнилова. В борьбе против него объединились самые разные силы - от А. Ф. Керенского до большевиков. Почему совместно выступили столь различные политические силы? Назовите не ме­нее двух причин совпадения позиций. Чем закончилось выступление Л. Г. Корнилова и к каким последствиям привели совместные действия А. Ф. Керенского и большевиков? Укажите не менее четырех положе­ний.

Причины:

- возникла реальная угроза установления военной диктатуры

Выступление Корнилова могло привести к падению Временного правительства

Корнилов требовал разгона Советов

Последствия:

Выступление Корнилова потерпело поражение

Укрепились позиции большевиков в Советах (большевизация Советов)

Большевики выдвинули курс на вооруженное восстание и передачу всей полноты власти Советам

А.Ф. Керенский утратил поддержку всех ведущих политических партий

- Россия была провозглашена республикой

Тема № 6: Провозглашение и утверждение советской власти.

Внутренняя и внешняя политика Советского прави­тельства в 1917-1920 гг. Формирование однопартий­ной системы.

№ 24.

Назовите два декрета, принятые на 11 Всероссийском съезде Со­ветов в октябре 1917 г. Приведите не менее трех положений, содержа­щихся в одном из них.

Декреты:

- «Декрет о мире»

- «Декрет о земле»

- «Декрет о власти» (Обращение съезда «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и Постановление об образовании нового прави­тельства)

Положения:

а)Декрета о мире:

Провозглашение выхода России из войны

Призыв к воюющим сторонам о немедленном начале пе­реговоров о заключении мира

Призыв к миру без аннексий

Призыв к миру без контрибуций

б)Декрета о земле:

Отмена частной собственности на землю (ликвидация по­мещичьего землевладения)

Безвозмездность отчуждения земли

Передача земли в пользование всех трудящихся на ней

Уравнительное землепользование

Распределение земли по трудовой или потребительской норме

Распределение земли поручается местным органам само­управления

Запрет наёмного труда

в)«Декрета о власти» (Обращения съезда «Рабочим, солдатам и крестьянам!» и Постановления об образовании нового прави­тельства):

Переход власти к Советам рабочих, солдатских и кресть­янских депутатов

Передача исполнительной власти Совету народных комис­саров (СНК)

Установление контроля над СНК со стороны Всероссий­ского центрального исполнительного комитета (ВЦИК)

№ 25.

Сравните цели интервентов и участников Белого движения в пери­од Гражданской войны в России. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех разли­чий).

Общее:

Свергнуть власть большевиков- вернуть свои экономические позиции- сохранить Россию в существовавшей системе международных отношений

Различное:

преобладавшие целиинтервентов

преобладавшие цели Белого движения

Ослабление России (в той или иной степени)

Сохранение сильного государства

Территориальный раздел, отторжение части территории бывшей Российской империи

Сохранение «единой и неделимой России»

Укрепление у власти находящихся под влиянием соответствующих государств (марионеточных) правительств

Тема № 7: «Военный коммунизм». Кризис начала 1920-х гг. Переход к новой экономической политике

№ 26.

Ниже приведены две точки зрения по вопросу о сущности НЭПа:

1. НЭП - это вынужденное отступление, временный отход от за­воеванных позиций.

2. НЭП, введенный «всерьез и надолго», является особой полити­кой, допускавшей экономическое соревнование капиталисти­ческих и социалистических элементов и направленной на по­строение социализма.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтвер­ждающими избранную вами точку зрения.

Факты:

В руках государства оставались «командные высоты» (крупные предприятия, недра, внешняя торговля, земля и пр.)

На деятельность частного капитала были наложены многочисленные ограничения

Проводилась политика ограничения кулачества в деревне

Государство лишь допускало отдельные рыночные элементы, но препятствовало созданию рыночной системы

В конечном счете, нэп был свернут и осуществлен переход к форсированной индустриализации

Диктатура пролетариата укреплялась, политическая система ужесточалась, формировалась однопартийная система власти

№ 27.

Сравните социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР после Гражданской войны и в конце 1930-х гг. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Общее:

У власти большевики

Активное поднятие промышленного производства, милитаризация

Различное:

После Гражданской войны

В конце 1930-х

- сокращение урожайности, сельскохозяйственного производства

- аресты, ГУЛАГи, оборванные человеческие жизни

- безработица

- занятость населения на производстве

- проблемами при восстановлении промышленного производства, отсутствие заводов и рабочих рук

- активное строительство, пятилетки

Нехватка продовольствия, голод;тяжелое социальное и экономическое положение

Тема № 8: Свертывание новой экономической политики. Ускоренная модернизация: индустриализация, коллективизация.

№ 28.

В чем заключались важнейшие достижения в промышленном развитии страны в 1930-е гг.? Приведите не менее трех примеров. О каких проблемах (трудностях и негативных последствиях) индустриализации вам известно? Назовите не менее трех проблем.

Примеры:

Была создана современная индустриальная база, страна превратилась из аграрной в индустриально-аграрную

Проведена электрификация (план ГОЭЛРО, первые советские электростанции), построены крупные электростанции (Днепрогэс), создан энергетический комплекс

Получили развитие новые отрасли промышленности – автомобилестроение, авиастроение, химическая промышленность и др.

Началось строительство крупных промышленность предприятий в районах Сибири и Дальнего Востока

Была создана мощная оборонная промышленность

Была достигнута технико-экономическая независимость СССР

Проблемы:

Индустриализация проводилась в жесткие сроки, при чрезмерном напряжении человеческих сил и была оплачена дорогой ценой лишений людей, потери здоровья и т.п.

Имели место диспропорции: развивалась преимущественно тяжелая промышленность, заметно отставали отрасли легкой и пищевой промышленности.

Продвижение в промышленном развитии слабо сказывалось на улучшении условий жизни людей

Сложилась командно-административная система.

№ 29

Назовите не менее трех задач, решения которых в результате форсированной индустриализации 1930-х гг. ожидало советское руководство. Приведите не менее трех примеров промышленных объектов общегосударственного значения, построенных в ходе первой пятилетки.

Задачи:

Техническое перевооружение хозяйства

Создание мощной оборонной промышленности

Ликвидация зависимости экономики СССР от зарубежных поставок,

Переход к полному самообеспечению

Окончательный переход к социалистическим методам ведения хозяйства

Ликвидация дефицита промышленных товаров

Для И.В. Сталина – упрочение и сохранение личной власти (что зависело от успеха форсированной индустриализации)

Примеры:

Днепрогэс (Днепровская гидроэлектростанция)

Магнитогорский комбинат

Сталинградский тракторный завод

Челябинский тракторный завод

Московский автомобильный завод

Свердловский машиностроительный завод

Крупные угольные шахты Донбасса и Кузбасса

Турксиб (Туркестано-Сибирская магистраль - железная дорога)

№ 30.

Ниже приведены две точки зрения на сталинскую индустриализацию:

1. Индустриализация была необходимостью для стабильного развития страны и сохранения ее самостоятельности, принесенные жертвы окупились результатами экономического развития.

2. Индустриальный прорыв (скачок), совершенный в годы правления И. В. Сталина, обошелся стране слишком дорого и не стоил затраченных сил. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Более предпочтительна мне – 1 точка зрения.

Факты:

Индустриализация привела к тому, что СССР стал выпускать всю необходимую ему для существования промышленную продукцию, страна обеспечила себе экономическую, а значит, и политическую независи­мость

СССР стал могущественной державой, с интереса­ми которой приходилось считаться в мире (принятие в Лигу Наций)

Индустриализация создала базу для развития ма­териального благосостояния советских людей в бу­дущем

Без развитой промышленности СССР не смог бы одержать победу во Второй мировой войне

№ 31.

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В 1928-1929 гг. шла дискуссия о темпах индустриализации. Ка­кие два мнения по этому вопросу были тогда высказаны? Какой под­ход к проведению индустриализации был в итоге выбран? Приведите не менее трех фактов, связанных с проведением данного курса.

Мнения:

Н.И.Бухарин высказывался за проведение И. с учетом возможностей крестьянства при сохранении пропорций между промышленностью и сельским хозяйством

И.В. Сталин, отказавшись от прежней позиции, настаивал на форсировании индустриализации любой ценой, ее финансирования за счет перекачки из деревни в город

Был выбран:

Курс на форсированную индустриализацию

Факты:

В результатефорсированной индустриализации в СССР вышел на второе местопо объему промышленного производства, были построены десятки крупных промышленных предприятий

Намеченные планы роста достигнуты не были, сложилась тенденция к их падению

Финансирование индустриализация в основном осуществлялосьза счет деревни, ее ценой стала коллективизация, снижение жизненного уровня населения

В годы индустриализации в СССР окончательно сложилась командная экономическая система, подчиненная директивному планированию.

№ 32.

Ниже приведены две точки зрения на результаты коллективизации сельского хозяйства:

1. Коллективизация нанесла непоправимый ущерб деревне, стала причиной масштабного кризиса сельского хозяйства.

2. Коллективизация привела к подъему сельского хозяйства, его переходу на качественно новый, более высокий уровень разви­тия, позволила решить ряд экономических проблем, стоявших перед страной.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверж­дающими избранную вами точку зрения.

Более предпочтительна мне – 1 точка зрения.

Факты:

1) произошло отчуждение крестьян от собственности и земли (полно уничтожение частного сектора в сельском хозяйстве)

2) коллективизация обрушила на крестьян голод и репрессии, привела к потере деревней рачительного отношения к земле

3) бегство крестьян от земли и запустения деревень.

4) снижение урожайности зерновых культур

5) замедление темпов роста и продовольственная проблема в стране

№ 33.

Сравните государственную политику в сфере промышленности в годы НЭПа и годы индустриализации. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что - различным (не менее трех различий).

Общее:

- основная цель - построение социалистического общества в СССР

Крупная промышленность, сырьевые ресурсы, транспорт, энергетика находятся в государственной собственности

Различное:

Нэп в промышленности

Политика государства в сфере промышленности в 1930-е гг.

При главенстве государственной собственности допускается передача мелких и части средних предприятий в частные руки

Промышленность в руках государства

Используются отдельные механизмы рыночного регулирования

Складывается административно- командная система управления экономикой

Деятельность крупных государственных предприятий (трестов) строится на началах хозяйственного расчёта

Складывается система централизованного управления промышленными предприятиями

Директивное планирование отсутствует

Внедряется директивное планирование

Развитие промышленности идет постепенно, по мере накопления необходимых средств

Форсированное развитие промышленности за счет перекачки средств из сельского хозяйства и легкой промышленности

Тема № 40: Образование СССР. Выбор путей объединения. Национальная политика в 1920-е - 1930-е гг. «Культурная революция» (утверждение новой идеологии, ликвидация неграмотности, развитие образования, науки, художественной культуры).

№ 34.

Какие существовали два проекта создания СССР? Чей проект был положен в основу образования СССР? Назовите основное противоречие принятого проекта и реальности его осуществления.

Проекты:

И.В. Сталина («Унитарный» (автономизация; сильный центр, субъекты подчиняются на правах автономии)

В. И. Ленина («Федералистский» (равноправие и суверенность субъектов).

В основу образования СССР был положен:

Проект В. И. Ленина

Противоречие:

Проект предполагал создания государства-федерации, на деле в СССР существовал унитарный тип государственного устройства – суверенными правами субъекты союза фактически не обладали

№ 35.

Назовите не менее двух целей «культурной революции» 1930-х гг. в СССР. Укажите не менее трех ее результатов.

Цели:

Идеологическая пропаганда

Создание так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры, ориентированной на низшие слои общества

Формирование новой, образованной, сознательной, приверженной социализму личности

Ликвидация неграмотности среди рабочих и крестьян

Создание социалистической системы народного образования и просвещения

Перестройку быта

Развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем

Результаты:

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов

Обеспечила в заданных границах неоспоримое повышение культурного уровня трудящихся и развитие образования и науки

Грамотность населения стала составлять 70 %

Возросла численность советской интеллигенции

Согласно официальной государственной информации СССР вышел на передовые рубежи в мире в культурном развитии. Однако реальные результаты значительно расходились с официально заявленными. Во всех республиках СССР вследствие погрома существовавших ранее достижений культуры, искусства, систематических жестоких репрессий интеллигенции и пр. слоёв населения с начала 1920-х гг. стали наблюдаться стагнация его общего культурного уровня, моральная деградация, подмена общечеловеческих ценностей узкоидеологическими.

47. Русская культура конца XIX -начала XX века:

Культура России конца XIX - начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX столетия. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился период, который современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Существовало две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Точка зрения современных ученых связана с концепцией, сформулированной русским философом Бердяевым, писавшим о возрождении российской культуры в начале ХХ в. Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искусство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а упадок. Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма.

Развитие образования В начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации, а также новые внешкольные формы образования. Большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы, были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, устраивали публичные лекции.

Экономические процессы рубежа веков сопровождались быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. В конце XIX-начале XX в. возрос уровень грамотности (в абсолютных цифрах в 2 раза). Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных и коммерческих училищ. Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие вне зависимости от социального статуса, материального положения и вероисповедания.

Развитие науки В связи с возросшими нуждами промышленности и армии быстро развивались естественные и технические науки. Углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Гуманитарные науки традиционно играли большую роль и определяли характер среднего и высшего образования. Так, в философии того периода отчетливо проявились две тенденции. Под воздействием революционных идей в работах социал-демократов Плеханова, Ульянова (Ленина) развивался философский материализм. Одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления в творчестве Бердяева, Соловьева и др.

Историческая наука развивалась в трудах Ключевского, Платонова, Покровского и др. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология.

Литература и искусство В конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века -критического реализма . Новые значительные произведения создал Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве Чехова.

Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов на рубеже XIX-XX вв. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм - все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами дало начало русскомусимволизму . Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил Брюсов. Другое направление -акмеизм явился реакцией на символизм. Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию обратились к миру человеческих чувств. Отрицание традиционной культуры выразились в деятельности сторонников "искусства будущего" -футуристов (Северянин, Маяковский).

Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).

Кино. На рубеже XIX-XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первоначально создавались документальные ленты. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911г.- первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Особую известность приобрели фильмы режиссера Протазанова. Хотя в основе многих фильмов лежали произведения Пушкина («Пиковая дама»), Достоевского («Бесы»), идейно-художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.

Живопись Усиление националистических настроений привели к повышению влияния на культуру национальных традиций и народной культуры. В российскойживописи , с одной стороны, сохранялись традиции академической школы, с другой стороны, возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства» (Бенуа, Сомов, Рерих). «Мирискусники» провозгласили новые художественно-эстетические принципы. Они пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них - красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли популяризации западно-европейского искусства.

В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители Малевич, Шагал и другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

Архитектура : Градостроительство было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов определяли теперь не дворцы знати, а здания общегражданского назначения - банки, магазины, вокзалы. Расширился ассортимент строительных материалов - бетон, цемент, металлические конструкции, стекло. В начале XX в. в отечественной архитектуре оформились три направления. В стилемодерн были возведены Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» и др. Особенностью этого стиля стала подчеркнутая функциональность построек, отрицалась симметрия.

В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (арх. Щусев - Казанский вокзал). Постройки в стиленеоклассицизма : Киевский вокзал, здание почтамта - возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия.

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. Многие отечественные ученые были почетными членами европейских академий и научных учреждений. Имена русских путешественников остались на географической карте мира. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры

Музыка . Во второй половине XIX в. окончательно оформилась национальная музыкальная русская школа. Основными центрами музыкальной культуры стали консерватории в Москве, Петербурге, Одессе, Киеве и других городах, а также императорские Мариинский и Большой театры. Русская вокальная школа была представлена замечательными оперными певцами (Шаляпиным, Неждановой). Особое значение для популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность Дягилева, организовавшего в Европе «Русские сезоны».

В целом достижения русской культуры получили мировое признание. В начале XX в. в отечественной литературе и изобразительном искусстве зародились новые художественные формы, которые оказали значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

В начале XX в. наблюдался подъем в области образования: росло число-учебных заведений, активизировалась деятельность учительства, преподавателей высших учебных заведений. Активно развивалось издательское дело. Отечественная наука обогатилась рядом достижений мирового значения (работы К. А. Тимирязева, И. П. Павлова, И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, Н. И. Жуковского, К. Э. Циолковского, А. С. Попова и др.). Значительный шаг вперед был сделан и в таких областях знаний, как геология, география, металлургия, военное дело, а также философия, история и т. д. Конец XIX - начало XX в. - “серебряный век” российской культуры, время расцвета религиозно-философской мысли (Н. А. Бердяев, С. Н. Трубецкой, К. Н. Леонтьев и др.). Идет поиск новых форм в литературе, искусстве. В литературе наряду с традиционным, реалистическим направлением появились и другие - символизм, имажинизм, футуризм и т. д. Литература поднимает проблемы нравственного развития человека, настоящего и будущего России (произведения Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького, В. Я. Брюсова, А. А. Блока, В. В. Маяковского, В. Хлебникова и др.). Создаются объединения художников (“Союз русских художников”, “Мир искусства”, “Голубая роза” и др.). Идут поиски новых решений и форм в архитектуре и скульптуре. Музыкальное искусство было представлено творчеством А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова, С. И. Танеева и др. Период расцвета переживали драматический театр и балет. “Русские сезоны”, начиная с 1907 г. проводившиеся в Париже С. П. Дягилевым, стали триумфом русской культуры. Искусство развивалось при содействии предпринимателей-меценатов (С. Т. Морозова, С. И. Мамонтова, П. М. Третьякова и др.). Культура России начала XX в. отмечена высоким уровнем развития, многими достижениями, пополнившими сокровищницу мировой культуры. Она ярко выразила переломный характер своего времени, его поиски, трудности, как прогрессивные, так и кризисные явления.

38. Первая российская революция 1905-1907 годов

Обострение противоречий внутри страны, и поражение в Русско-японской войне привели к серьезному политическому кризису. Власти оказались неспособны изменить ситуацию. Причины революции 1905 - 1907 гг.: нежелание высшей власти проводить либеральные реформы, проекты которых были подготовлены Витте, Святополком-Мирским и другими; отсутствие каких-либо прав и нищенское существование крестьянского населения, составлявшего более 70% населения страны (аграрный вопрос); отсутствие социальных гарантий и гражданских прав у рабочего класса, политика невмешательства государства в отношение предприниматель – рабочий (рабочий вопрос); политика насильственной русификации по отношению к нерусским народам, которые составляли в то время до 57% населения страны (национальный вопрос); неудачное развитие ситуации на русско-японском фронте.

Первая российская революция 1905 – 1907 гг. была спровоцирована событиями, происходившими в начале января 1905 г. в Петербурге. Вот основные этапы революции. 1) Зима 1905 г. – осень 1905 г. Расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 г., получивший название «Кровавого воскресенья» привел к началу забастовок рабочих практически во всех регионах страны. Так же, отмечались волнения в армии и на флоте. Одним из важных эпизодов первой русская революция 1905 – 1907 гг. стал мятеж на крейсере «Князь Потемкин Таврический», произошедший 14 июня 1905 г. В этот же период усиливается движение рабочих, активизируется крестьянское движение. 2) Осень 1905 г. Этот период является наивысшей точкой революции. Всероссийская Октябрьская стачка, начатая профсоюзом печатников, была поддержана многими другими профсоюзами. Царь издает манифест о даровании политических свобод и создании Государственной думы как законодательного органа. После того, как Николаем 2 были дарованы права на свободу собраний, слова, совести, печати «Союз 17 октября» и конституционно-демократическая партия, а так же, эсеры и меньшевики объявляют о завершении революции. 3) Декабрь 1905 г. радикальное крыло РСДРП поддерживает вооруженное восстание в Москве. На улицах – ожесточенные баррикадные бои (Пресня). 11 декабря публикуется положение о выборах в 1 Государственную думу.

1906 г. – первая половина 1907 г. Спад революционной активности. Начало работы 1 Государственной думы (с кадетским большинством). В феврале 1907 г. созывается 2 Государственная дума (по своему составу - левая), но уже через 3 месяца она распускается. В этот период забастовки и стачки продолжаются, однако постепенно контроль над страной правительства восстанавливается.

Стоит отметить, что наряду с утратой правительством поддержки армии и всероссийской Октябрьской стачкой, закон об учреждении Думы, дарование свобод (слова, совести, печати и т.д.) и изъятие из определения власти царя слова «неограниченная» являются основными событиями революции 1905 – 1907 гг.

Итогом революции 1905 - 1907 гг., носившей буржуазно-демократический характер, стал ряд серьезных преобразований, таких, как формирование Государственной думы. Политические партии получили право действовать на законных основаниях. Улучшилось положение крестьян, поскольку были отменены выкупные платежи, так же, им было даровано право на свободное передвижение и выбор места жительства. Но, они не получили в собственность землю. Рабочие завоевали право легально образовывать профсоюзы, сократилась продолжительность рабочего дня на заводах и фабриках. Часть рабочих получила избирательные права. Национальная политика стала более мягкой. Однако, важнейшее значение революции 1905 – 1907 гг. заключается в изменении мировоззрения людей, что подготовило почву для дальнейших революционных преобразований в стране.

Начало XX века вошло в историю русской культуры как “серебряный век” (автором этого выражения считается редактор журнала “Аполлон” С.К. Маковский). Это время бурного расцвета европейской цивилизации. Западная Европа, а вдогонку за ней и Россия вступали в фазу “индустриального общества”. Благодаря массовому производству все более доступными для широких слоев становились материальные блага. Изобретение и развитие таких средств коммуникации как железнодорожный, автомобильный, воздушный транспорт, радио, кинематограф, пресса значительно расширили мир каждого отдельного человека. Дух новаторства, обеспечивший торжество материальной цивилизации, захватывает и искусство. Но, наряду с этим, у европейского человека появляется смутное, тревожное ощущение конца эпохи (чему способствовал календарь - конец столетия). Столкновение чувства торжества цивилизации и предощущения катастрофы составляют фон “серебряного века” русской культуры. Эта эпоха характеризуется бурным расцветом всех видов искусства, появлением множества новых и новаторских направлений. На первый план, потеснив характерную для русской культуры второй половины XIX в. социальную тематику, выходит “чистое искусство” или “искусство ради искусства”. Это проявляется в интересе не столько к содержанию художественных произведений, сколько к их форме. С этим связаны поиски новых выразительных средств в живописи, музыке и литературе, театре.

В литературе “серебряного века” выделяются два основных течения: реалистическое и модернистское . Они отражают две тенденции в русской культуре: религиозные и интеллектуальные поиски гуманитарной интеллигенции и творческие поиски художественной. К реалистическому направлению можно отнести творчество Максима Горького(“Жизнь Клима Самгина”), Ивана Алексеевича Бунина (“Деревня”), Александра Ивановича Куприна (“Гранатовый браслет”), Леонида Николаевича Андреева (“Красный смех”). К модернистскому течению принадлежат несколько направлений. Символизм , развивавшийся под влиянием русской религиозной философии (наиболее видные представители символизма - поэты Валерий Брюсов , Константин Бальмонт, Андрей Белый, Александр Блок). Символизму, как декадентскому (от decadance - упадок) направлению, пронизанному пессимистическим умонастроением, мистикой и эсхатологическими ожиданиями (ожиданиями “конца времен” - общемировой катастрофы), противостоял акмеизм (от akme - вершина) - поэзия скорее жизнеутверждающая (Николай Гумилев, ранние Анна Ахматова и Осип Мандельштам). Наиболее новаторским направлением в русском модернизме был футуризм (от futurum - будущее) - “искусство будущего”, приверженцы которого считали, что нужно сломать “старое, омертвевшее” искусство и построить новое. Для этого направления характерны эксперименты со словом, фразой и формой стиха. В России футуризм был представлен “кубофутуризмом” (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский) и “эгофутуризмом” (Игорь Северянин).

Театр в начале ХХ века переживает период обновления. На рубеже веков сформировалась новая актерская школа. Ее создателем стал Константин Сергеевич Станиславский - основатель Московского художественного театра, в котором и отрабатывались новаторские приемы актерской игры, основанные на принципе “вживания” актера в роль. Репертуар театра включал в себя преимущественно произведения А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, М. Горького, А.Н. Островского. Наряду с этим реалистическим направлением в театральном искусстве, существовало и модернистское , где приоритет отдавался также поиску новых форм. Русской художественной интеллигенцией “серебряного века” театр рассматривался как синтез разных искусств: литературы, музыки, изобразительных искусств (декорации, костюмы, свет), актерского и режиссерского искусств. Таким образом, театр превращался в полигон совместных новаторских поисков композиторов, художников, режиссеров, танцоров, актеров, певцов, музыкантов, дизайнеров (оформителей). Особое значение в этом движении имели так называемые “русские сезоны” за рубежом, организованные выдающимся антрепренером Сергеем Дягилевым. Специально к “русским сезонам” были написаны в модернистском ключе балеты И. Стравинского “Жар-птица”, “Петрушка”, “Весна священная”; оформляли спектакли художники объединения Мир искусства - А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст.

Кинематограф в России появился сразу после изобретения его братьями Люмьер. К 1908 г. в России уже существовала своя кинофабрика в Москве и несколько кинотеатров. В это же время русским режиссером Я. А. Протазановым были сняты первые русские картины “Пиковая дама” (по А.С. Пушкину), “Отец Сергий” (по Л.Н. Толстому).

В музыке , наряду с продолжением народно-реалистических традиций русской композиторской школы второй половины XIX в. (Александр Глазунов, Сергей Рахманинов), развивается новое модернистское направление - музыкальный символизм, ярким представителем которого считается Александр Скрябин, экспериментировавший с сочетанием музыки и цвета в симфонической поэме “Прометей”. К началу ХХ века относится и первый период творчества Игоря Стравинского (балеты “Петрушка” и “Весна священная”), наиболее чувствительного ко всем инновациям в музыкальной культуре того времени. В это же время становится широко известным выдающийся русский певец-бас - Федор Иванович Шаляпин, отличавшийся не только уникальным тембром голоса, но и незаурядными актерскими способностями.

Живопись также отражает искания русской творческой интеллигенции: на смену работам передвижников, проповедовавшим социальные идеалы пореформенной России, приходит “искусство для искусства” с чисто художественными задачами. В Петербурге возникает модернистское объединение “Мир искусства”, куда входили Александр Бенуа, Константин Сомов, Валентин Серов, Михаил Врубель и др.Для творчества “мирискусстников” характерен утонченный эстетизм и декоративность (не случайно многие из них занимались оформлением зданий, интерьеров, созданием театральных декораций и костюмов). Формальные поиски в живописи более всего свойственны авангардизму . В рамках русского авангарда возникли такие направления как супрематизм (от supremus - высший, крайний, предельный), создателем которого был Казимир Малевич, стремившийся разложить реальность на простейшие геометрические формы и цвета (“Черный квадрат”), абстракционизм , представленный творчеством Василия Кандинского (многочисленные “Композиции”), исследовавшего символику форм и цвета, конструктивизм , разрабатывавшийся В. Татлиным.

В начале века культура переживала подъем. В искусстве и особенно в литературе это стало называться «серебряным веком».Изменения в экономич. и полит. жизни создали новые условия для развития образования и науки. Модернизация стимулировала научно-техническую революцию, требовалось все больше специалистов. Мучительный переход к индустриальному обществу, смена темпа жизни, жизненных ориентиров, растерянность, тревожное чувство надвигающейся катастрофы породил новые течения в искусстве - символизм, импрессионизм, акмеизм, футуризм, …

Образование:

Гос расходы на образование выросли(!)

Начальное образование разделялось на светское и церковное, а среднее образование на классическое (гимназии) и реальное (реальные училища). Обучение в средних уч. заведениях было платным. (+)- это: рост количества уч. заведений; демократизация состава учащихся; развитие женского образования, разрешение студенческих организаций, восстановление выборности деканов и ректоров. (-)- это: ограничения для получения образования выходцам из низших слоев и представителям некоторых национальностей; отсутствие обязательного начального образования.

В быт входили трамваи, электричество, автомобили, телеграф, кинематограф.

Наука:

Общественные науки

Платонов, Ключевский, Милюков, Покровский – историки; Бердяев, Булгаков, Франк – философы;

Плеханов, Струве, Туган-Барановский, Чаянов – социальные и экономические исследования

«Вехи»- сборник философских статей

Литература

Живопись

Объединения художников – «Мир искусства» (Бенуа и Дягилев основатели); «Голубая роза»; «Бубновый валет»

Музыка- Римский-Корсаков -опера «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок»; Глазунов - балет «Раймонда», «Времена года»; Скрябин ; Рахманино в -пианист, дирижер, композитор; Стравинский - «Петрушка», «Весна священная»

Театр режиссер ы- Станиславский и Немирович-Данченко (Моск.худ. театр МХАТ, осн в 1898 году, меценат Морозов) Мейерхольд, Вахтангов Актеры- Ермолова, Качалов, певцы - Шаляпин, Собинов балерины -–Кшесинская, Павлова, Нежинский;

Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны»

Кино- первая русская игровая картина «Стенька Разин и его княжна»(1908). «Оборона Севастополя» (1911);

режиссеры-Протазанов, …

актеры- Вера Холодная…

Февральская революция (1917 год)

Причины : (те же что и у 1-ой революции, т.к. она закончилась поражением + усталость от 1-ой мировой войны+ распутинщина)

1. Аграрный вопрос оставался самым острым. Крестьянство страдало от малоземелья, боролось против помещиков.

2. Отсутствие справедливого раборчего законодательства ухудшало отношения между рабочими и предпринимателями.

3. Русификационная политика правительства порождала у национальных меньшинств стремление к независимости.

4. Самодержавие, как пережиток, находилось в кризисном состоянии. (о кризисе свидетельствовала министерская чехарда, распутинщина)

5. Народ ждал прекращение кровопролитной войны.

6. Экономическая разруха, вызванная войной, привела большинство населения страны к обнищанию и голоду.

Характер революции: буржуазно- демократический. (осн.задачи – свержение самодержавия, установление дем. республики…)

Повод: Закрытие Путиловского завода, массовые выступления совпавшие с Международным Женским днем.

Движ. силы : буржуазия, рабочий класс, крестьянство

Гегемон: среди историков нет единого мнения – большевики? Буржуазия? Массы действовали стихийно?

23 февраля – экономическая забастовка, демонстрации, лозунги «Верните наших мужей!», «Хлеба!»

«Долой самодержавие!»

Итог: Революция победила

Россия самая свободная страна

«Мелкобуржуазная волна захлестнула все»

В стране сложилось двоевластие

Словарь:

1. Приказ № 1 Петроградского Совета (о демократизации в армии)

2. Таврический дворец (заседания Думы)

3. Псков (по дороге из ставки из Могилева в Псков Н-2 подписал акт об отречении)

4. Великий князь Михаил (брат царя, в пользу которого отрекся Н-2 после того как уже отрекся в пользу сына Алексея, но Михаил тоже отрекся –потом он жил в Гатчине до марта 1918 сослан в Пермь и убит большевиками, а Н-2 расстреляли большевики в Екатеринбурге в 1918 году 17 июля.)

Россия между революциями

Основные события

· апрель - приезд ВИЛ из Швейцарии (Цюрих)

· апрель - выступление ВИЛ с «Апрельскими тезисами»

· Август - Корниловский мятеж

· Август - большевизация Советов

Личности

1. Чхеидзе – меньшевик, глава Петроградского Совета

2. Троцкий – большевик, глава Петроградского Совета (с августа)

3. Князь Львов – глава Временного прав-ва, (март-июль)

4. Керенский – эсер, министр юстиции, затем глава Временного прав-ва (июль-октябрь)

5. Милюков – министр иностр. дел Врем. прав-ва (до 1 кризиса)

6. Гучков – министр военный и морской (до 1-го кризиса)

7. Корнилов – Верховный главнокомандующий

Словарь

· Зимний дворец – там Временное правительство.

· Нота – заявление

· Большевизация Советов - большевики побеждают на выборах в Советы

· Учредительное собрание – собрание которое должно решить судьбу страны.

Двоевластие -

период с марта по июль 1917 года. Суть- одновременное существование двух властей

1. Временного правительства – орган буржуазии (власть без силы)

2. Совета рабочих депутатов – орган рабочих (сила без власти)

«Апрельские тезисы»

(«О задачах пролетариата в данной революции»)