Биография катаева. Валентин катаев - биография (кратко). Валентин Катаев: биография

Радо солнцу небушко, полюшко - подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко

Русские люди никогда не считали хозяйствование на земле только средством к существованию, - земля означала много большее. Русский крестьянин считал, что земля - Божия, поэтому хозяйничал на ней с трепетом, знанием и любовью. Давайте проследим за работой крестьянина с помощью стихов, притч и рассказов.

Ни тучки, ни ветра, и поле молчит.
Горячее солнце и жжёт, и палит.
И пылью покрытая, будто мертва,
Стоит неподвижно под зноем трава.
И слышится только в молчании дня
Весёлых кузнечиков звон-трескотня.

В.Жуковский

ДОБРЫЕ ВЕСТИ

Капля дождевая говорит другим:
«Что мы здесь в окошко громко так стучим?»
Отвечают капли: «Здесь бедняк живёт,
Мы ему приносим весть, что хлеб растёт».

А.Плещеев

ПОСЛЕ ДОЖДЯ

Напилась воды земля досыта.
На поля, сады на зелёные
Люди сельские не насмотрятся.
Люди сельские Божьей милости
Ждали с трепетом и молитвою.

А.Кольцов

НА ВЕСЕННЕМ ПОЛЕ

Вся деревня опустела,
Только птица песнь поёт.
Каждый занят главным делом:
Сев идёт! Сев идёт!

Мчусь и я за речку.
Вот и пашня наша.
Мы посеем гречку -
Уродится каша!

Посеем пшеницу -
Пирог уродится!

А.Логунов

ПЕСНЯ ПАХАРЯ

Ну, тащися, сивка!
Пашенку мы рано
С сивкою распашем,
Зёрнышку сготовим
Колыбель святую.

Его вспоит-вскормит
Мать-земля сырая;
Выйдет в поле травка.
Ну, тащися, сивка!

Выйдет в поле травка,
Вырастет и колос,
Станет степь рядиться
В золотые ткани.

Заблестит наш серп здесь,
Зазвенят здесь косы.
Сладок будет отдых
На снопах тяжёлых.
Ну, тащися, сивка!

А.Кольцов

А лошадь крестьянская?! Эта неказистая с виду лошадка - настоящий друг и кормилец семьи. А главное - большая умница. Вот послушайте замечательную историю о лошадиной взаимовыручке.

Ехал однажды богач в роскошной карете, которую везла шестёрка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с лёгкостью проехал через ту самую трясину. Богач изумился и спросил крестьянина: «В чём сила твоих неказистых лошадей?» Крестьянин ответил: «Ваши лошади хоть и сильны в отдельности, но каждая считает себя лучше и породистее другой и клонит в свою сторону: стегнёшь одну, а другая этому только радуется. А у меня лошадки простые - кобыла-мама со своим жеребёнком. Чуть пригрозишь кнутом одной, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом».

Люди сельские
Богу-Господу помолилися,
Чем свет по полю
все разъехались

И пошли гулять
друг за дружкою,
Горстью полною
хлеб раскидывать.

А.Кольцов

Зачем же хлеб раскидывать? - удивится кто-то. А именно так его раньше и сеяли. Сейчас это делают умные машины-сеялки. Вот послушайте о том притчу.

ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ

Два брата всю жизнь прожили за высокой городской стеной, никогда не видели ни полей, ни лугов. И вот однажды решили они отправиться в деревню. Пошли братья по дороге, увидели пашню, на которой работал земледелец, и удивились: «Что он делает: раскапывает землю и оставляет на ней глубокие полосы?! Зачем портить ровную землю, покрытую нежной зелёной травой?» Потом они увидели, как он бросает в борозды зёрна. «Ненормальный какой-то! - воскликнули они. - Берёт хорошую пшеницу и бросает в грязь!» - «Не нравится мне деревня, - сказал один из братьев, - странный народ тут живёт». И он вернулся в город. А второй брат остался в деревне. Всего через несколько недель он стал замечать разительные перемены. Засеянное поле стало покрываться молодой зеленью, ещё более прекрасной и нежной, чем прежняя. Это открытие его так впечатлило, что он написал брату, чтобы тот приезжал не мешкая и сам посмотрел, какие чудеса произошли в деревне. Брат приехал и тоже восхитился. Шло время, и зелёные побеги превратились в золотые колосья. Когда пшеница поспела, принёс земледелец косу и стал косить. Тут нетерпеливый брат закричал: «Он всё же ненормальный, этот человек! Так тяжело трудился все месяцы, выращивая чудные колосья, а теперь своими руками срезает их под корень?! Что за глупость! Ухожу в город». А терпеливый брат продолжал жить в деревне. Он наблюдал, как земледелец убирает урожай в амбар, как ловко отделяет зерно от мякины, и пришёл в восторг, увидев, что тот собрал пшеницы во сто крат больше, чем посеял. Теперь ему стало ясно: во всём, что делал земледелец, была своя цель и глубокий смысл. Только они тоже не лежали на поверхности.

А как радует глаз необозримое поле спелой золотой пшеницы или червлёной ржи! А пробежит ветерок, и заволнуется поле, как море, колоски заходят, будто волны. И так щемящее-сладко запахнет Родиной, русским полем, землёй, хлебом…

Наливается пшеница,
Над землёй - медовый дух.
Машет крыльями зарница,
Словно розовый петух!

Утром солнышко как пышка.
Трактор фыркает звончей.
А у облака под мышкой -
Сноп сияющих лучей!

А.Логунов

Шумит, волнуется ржаное поле.
Нет, - море ржи, обласканное ветром,
Такое дорогое мне до боли!
Я полон запахом его и светом

И говорить могу с ним обо всём,
Дыханье Родины я слышу в нём.
Я к стройным стеблям тихо наклоняюсь,
Им поверяю все мечты и думы.

Ладонями колосьев я касаюсь
И вслушиваюсь в шёпоты и шумы,
И в них тысячелетней песни звук
Невольно мой улавливает слух.

Ржаное поле зацвело под солнцем.
И я, как хлеб дымящийся, целую
Родную землю, что святой зовётся…

Я.Османис

ХЛЕБНАЯ УБОРКА

Люди семьями принялись жать,
Косить под корень рожь высокую.
В копны частые снопы сложены,
От возов всю ночь скрипит музыка.
На гумнах везде, как князья, скирды
Широко сидят, подняв головы.

А.Кольцов

Наработавшимся в поле до седьмого пота взрослым и ребятишкам таким вкусным кажется обыкновенный ломоть ржаного хлеба, испечённого из ржи, что на своём поле выросла, да с лучком, да с картошкой и квасом! Вот как вкусно пишет об этом А.Логунов.

Зажглись по избам огоньки…
Как быстро день прошёл!
А мама с кухни: «Мужики!
Мыть руки, да за стол!»

Но вот угомонились,
Притихли, помолились.
В передний угол сел отец,
Я - рядышком, к окошку.

Беру за хвостик огурец,
За тёплый бок картошку;
Редиска, сало, лук -
Всё просится на зуб.

Ломаю хлебушка кусок…
А какой у нас квасок!
От жира щи в накрапах,
И мама весела,
И пар на белых лапах
Гуляет вдоль стола.

«Хлеб - всему голова» - не зря говорят в народе. Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. Хлеб - он сытость даёт, силушки прибавляет, здоровье сохраняет.

Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.

В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.

В нём - земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!

С.Погореловский

А теперь нам осталось только вместе с поэтом Е.Саниным поблагодарить Отца нашего Небесного Господа Бога за всё!

Золотится солнца круг…
Поле… лес зелёный…
Как прекрасен мир вокруг,
Богом сотворённый!

Бог повсюду, Он везде:
В небе, воздухе, воде,
Всё Он видит, всё Он знает,
Всех на свете понимает!

Бог создал огонь и воду,
Воздух, землю - всю природу.
И природа без конца
Славит своего Творца!

Славят Бога безпрестанно
Высь и бездна океана,
Горы, море и земля,
Реки, рощи и поля!

Славят Бога свет и воздух,
Небо в облаках и звёздах,
Славят солнце и луна -
Даже если ночь темна!

Славят Бога свод небес
И глубины моря,
Славят луг, холмы и лес,
Им согласно вторя!

Славит Бога старый сад,
Он и сам бывает рад
Дать нам сладкие плоды
В благодарность за труды!

Как величественно море
Катит волны на просторе!
И ведь каждая волна
Тоже Богом создана!

Звери дикие в лесах,
Хоть и вызывают страх,
Тоже Бога прославляют
И полезными бывают!

Трудно матушке-Земле -
Ведь она, кружась во мгле,
По своим идёт дорогам,
Предназначенным ей Богом!

Украшая неба свод,
Звёзды водят хоровод,
И пока Земля во сне,
Славят Бога в вышине!

Прилетит, спеша, пчела,
В сад, где вишня расцвела.
И - скорее в улей-дом:
Славить Господа трудом!

Издалёка-далека
Ветер гонит облака.
И трава за это тоже
Шепчет: «Слава Тебе, Боже!»

Птицы чествуют Творца
И зимой и летом.
Даже слабый писк птенца
Слышен в хоре этом!

Здравствуй, солнечный рассвет!
- И тебе, дружок, привет!
- Как живёшь ты? - Понемногу.
- А что скажешь? - Слава Богу!

Полосу подготовила Ирина Рубцова

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе — это богатство в доме.

История.

Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда,
хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний.
Первый хлеб представлял собой подобие запечёной кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов - хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий. Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.

На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров. Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.

Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов - разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие - произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный — согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.

Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.
В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

Хлеб, как предмет культа.

С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

Приметы:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим - заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам - постигнет бедность.

При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

Если солнышко закатилось - “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим - растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Стихи про хлеб.

Хлеба пекутся.

Тонкой струйкой сытной
Змеится теплый запах по углам.
Вдыхаю мир отрадный, самобытный
С любовью и слезами пополам.
Как просто пониманье Мирозданья,
Когда, проснувшись по утру в тепле,
Под солнечное лучика лобзанье,
Домашний хлеб увидишь на столе.

В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Пшеница

Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь- зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.

Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной…
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы -люди!
Научитесь хлеб беречь».

Пахнет хлебом

На пустых полях стерня
Жухнет и сереет.
Солнце только среди дня
Светит, но не греет.

По утрам седой туман
Бродит по болотам,
То ли что-то прячет там,
Толи ищет что-то.
После сумрачных ночей
Выцветает небо…..

А в деревне из печей
Тянет свежим хлебом….
Пахнет домом хлеб ржаной,
Маминым буфетом,
Ветерком земли родной,
Солнышком и летом.

Нож поточен о брусочек.
-Папа, дай кусочек!

(Перевод И. Токмаковой)

Вновь взращено и обмолочено,
Вновь в закрома течёт оно.
Ладонь натруженную дочерна
Врачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.
И вот он, труд наш, на виду.
Забыто всё, что недоедено
И что не доспано в страду.

Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку.
Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко.

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Васильки, как капли брызнули, будто небо пролилось.
Набежала туча издали, промочила лес насквозь.
Солнце чертит в небе полосы, птицы песню завели-
Созревай же, колос к колосу, сладкий хлеб моей земли!

Вот он Хлебушек душистый,
Вт он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли,
Но сломить его за лето так они и не смогли.
Вот какой я! — он хвалился — с ветром справился, с водой!
До того он загордился, вырос кверху бородой.

Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.

Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: — Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!

О хлебе

Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем — спросил он, голосом усталым -
-Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» — только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив.

Пословицы и поговорки о хлебе.

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы.

Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.
-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.
-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру - ходить за хлебом по миру
-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.
-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
-Всяк на себя хлеб добывает.
-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.
-Хлеб - батюшка, вода - матушка.
-Хлеб хлебу брат.
-Худ обед, когда хлеба нет.
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-Хлеб да вода - мужицкая еда.
-Хлебушко - калач дедушка.
-Хлеба нет - корочка в честь.
-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
-Человек хлебом живет, а не промыслом.
-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
-Без хлеба, без соли худая беседа.
-Палата бела, а без хлеба в ней беда.
-Плевать на обед коли хлеба нет.
-Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
-Хлеб да соль, и обед пошел.
-Без хлеба, без соли никто не обедает.
-Не в пору и обед, коли хлеба нет.
-Хлеб черствый - обед честный.
-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)

Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)

Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)

Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, —
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)

Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Вот он -
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол -
Он пожаловал - пришёл. В нем -
Здоровье, наша сила,
В нем -
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)

В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)

Считалки о хлебе.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок — это пирожок.
Шки-шки-шки — мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки — мы любим пирожки.
Жок-жок-жок — кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач — вот калач.
Чи-чи-чи — пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи — мы любим калачи.
Чи-чи-чи — на праздник будут калачи.

Интересные факты:

Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.

Хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба.

Самыми популярными злаками для хлеба являются пшеница, рожь и ячмень.
Для выпекания «хлебоподобных» изделий могут использовать также муку из овса, кукурузы, риса, гречи.

Блюда из пшеницы нормализуют пищеварение и обменные процессы, выводят шлаки из организма, являются хорошей профилактикой дисбактериоза и диатеза, способствуют укреплению мышц.

Кукурузная крупа, которая получается из белой и желтой кукурузы, богата крахмалом, железом, витаминами В1, В2, PP, D, Е и каротином (провитамином А).

Национальные сорта хлебобулочных изделий

У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

На Украине очень популярны паляница, арнаут киевский, калач, булочки дарницкие, рогалики закарпатские.

На территории России издавна большим спросом пользуются калачи — уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки.
В центральной части и северо-западных районах предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных — в основном пшеничный.

Белорусские хлебные изделия в своем составе содержат молочные продукты. Широко распространен подовый белорусский хлеб из смеси ржаной сеяной муки и пшеничной муки второго сорта, минский хлеб, белорусский калач, молочный хлеб, минская витушка и др.

Хорошей плотностью, чудесным сильным хлебным ароматом и ярко выраженным вкусом обладает молдавский серый пшеничный хлеб, выпекаемый из муки простого помола.

Полезный хлеб, в состав которого входят натуральное или сухое молоко, молочная сыворотка, выпекаемый жителями Прибалтики. Из ржаной обойной и обдирной муки выпекают литовский и каунасский хлеб, рулет аукштайчу с маком, хлеб латвийский домашний, булочки рижские дорожные, высокосортное изделие светку-мейзе и др. Хлебопеки Эстонии создали новое изделие, содержащее молочные продукты,- валгаскую булку, которая отличается высокими вкусовыми качествами.

У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепешки, чуреки, баурсаки.

В Узбекистане благодаря вкусовым качествам и затейливому узору славятся лепешки гид-жа, пулаты, оби-нон, катыр, сутли-нон, кульча.
По форме и приготовлению близки и таджикские лепешки чаботы, нонирагвани, лаваш, джуйбори, туркменские кулче, киргизские чуй-нан, колючнан и др.

В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.

Грузинские мастера издавна славятся выпечкой тандырного хлеба: мадаули, шоти, трахтинули, саоджахо, мргвали, кутхиани.

У азербайджанцев популярен чурек.

Рецепты.

Рецепт белого пшеничного хлеба:

Теплая вода 285 мл
молоко 115мл
Подсолн.масло 2 ст.л.
Соль 2 ч.л.
сахар 1,5 ст.л
Пшен.мука 640гр.
Сухие дрожжи 4 ч.л.

Рецепт ржаного хлеба:

мука ржаная — 10 кг
сыворотка — 4,5-5 л
соль — 150 г
дрожжи прессованные — 50-100 г

Рецепт ржано-пшеничного хлеба с тмином:

Вода — 3 стакан
Дрожжи — 2 ст. л.
Сахар — 1 ст. л.
Ржаная мука — 3 стакан
Пшеничная мука — 3 стакана
Семена тмина — 3 ст. л.
Растительное масло — 1 ст. л.
Соль — 1 ст. л.

// Октябрь 13, 2009 // Просмотров: 345 466

Валенти́н Петро́вич Ката́ев (16 января 1897, Одесса, Российская империя — 12 апреля 1986, Москва, СССР) — русский советский писатель и поэт, драматург, журналист, киносценарист. Герой Социалистического Труда (1974).

Катаев Валентин Петрович (1897 - 1986), прозаик. Родился 16 января (29 н.с.) в Одессе в семье учителя. Учился в Одесской гимназии. С девяти лет начал писать стихи, некоторые из них были напечатаны в одесских газетах, а в 1914 впервые стихи Катаева опубликовали в Петербурге в журнале "Весь мир". С началом первой мировой войны он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, в артиллерийскую бригаду, где пробыл до лета 1917. Октябрьскую революцию встретил в одесском лазарете, где лечился после ранения на румынском фронте. Демобилизовавшись, сделал первые попытки писать прозу.

В 1919 был призван в Красную Армию, исполнял обязанности командира батареи, затем был отозван из армии и назначен заведующим окнами сатиры в одесском РОСТА: писал тексты для агит- плакатов, частушки, лозунги, листовки. В 1921 был послан для налаживания аналогичной работы в Харьков. В 1922 переехал в Москву, публиковал свои фельетоны в газетах "Гудок", "Труд", "Рабочая газета", не оставляя работы над художественной прозой. В 1925 опубликовал повесть "Растратчики", замеченную и критикой, и читателями. Эта повесть была инсценирована, спектакль с успехом шел с 1928 на сцене МХАТа. Окрыленный признанием, Катаев пишет комедию "Квадратура круга", тоже имевшую шумный успех. С тех пор постоянно писал для театра. В 1932, совершив поездку на строительство Магнитогорска, Катаев пишет роман-хронику "Время, вперед!", ставшую важной вехой в его творчестве. В 1936 публикует роман "Белеет парус одинокий"; много работает для "Правды": пишет фельетоны, очерки, заметки, статьи. В 1937 выходит повесть "Я сын трудового народа". Во время Отечественной войны работал в Радиокомитете и в Совинформбюро на заграницу. Был военным корреспондентом "Правды" и "Красной звезды", где печатались его очерки с фронта.

В этот период были написаны рассказы "Третий танк", "Флаг", повести "Жена", "Сын полка", пьесы "Отчий дом", "Синий платочек". В 1949 вышел роман "За власть Советов". В 1955 был создан журнал "Юность", главным редактором которого стал В.Катаев. Здесь в 1956 был опубликован роман "Хуторок в степи". В 1960 - е написаны "Трава забвения", "Святой колодец", "Кубик". В 1978 - "Алмазный мой венец", в 1980 - "Уже написан Вертер". Умер В.Катаев в 1986 в Москве.

Имя: Валентин Катаев (Vakentin Kataev)

Возраст: 89 лет

Деятельность: писатель, сценарист, военный корреспондент

Семейное положение: был женат

Валентин Катаев: биография

«Сын полка», «Белеет парус одинокий» - в 70-80-е советские школьники зачитывались этими увлекательными произведениями, пропитанными духом приключений и детского героизма. Впрочем, их автор Валентин Петрович Катаев вошел в историю русской литературы не только как детский писатель. Его перу принадлежат многочисленные романы, рассказы, повести – в литературное наследие Катаева входят более 130 произведений.

Детство и юность

Биография Вали Катаева начинается с Одессы конца XIX-начала XX века. В этом шумном южном городе на стыке двух столетий, 28 января 1897 года, родился будущий писатель. Отец Петр Васильевич Катаев, преподаватель в духовном училище, и мать, генеральская дочь Евгения Ивановна Бачей, с раннего детства привили сыновьям любовь к книгам и чтению.


Пронеся эту страсть через всю жизнь, оба брата посвятили себя литературе: младший брат Катаева – Женя – стал известен под псевдонимом как автор знаменитых романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» в тандеме с (Файнзильбергом).

Мальчики рано остались без матери: она скончалась от воспаления легких вскоре после рождения Жени. Отец, овдовев, больше не женился, с воспитанием детей стала помогать сестра Евгении Ивановны. Тетя была очень доброй, но маму заменить маленькому Вале не могла. Травма от потери навсегда осталась в душе ребенка.


Отдушину мальчик искал в творчестве. С 9 лет, уже будучи гимназистом, он стал писать стихи, которые читал всем домашним, ища одобрения. Став постарше, юноша стал носить написанное в редакции уже в поисках профессиональной оценки. И первый успех пришел к нему в 1910 году, когда в издании «Одесский вестник» впервые было напечатано стихотворение «Осень», а потом и другие сочинения, в том числе рассказы и фельетоны.

Долго наслаждаться творческим успехом Катаеву не пришлось. Началась Первая мировая война (1914-1918), и в 1915 году, так и не окончив гимназию, юноша ушел добровольцем на фронт.

Война

Службу Катаев начал рядовым артиллеристом. Дважды получал ранения, был отравлен ядовитыми газами, отчего голос его до конца остался с легкой хрипотцой. Писатель был демобилизован в чине прапорщика осенью 1917 года после тяжелого ранения в бедро. С войны Катаев вернулся с наградами: два Георгиевских креста и орден Святой Анны.


Молодой Валентин Катаев в военной форме

Не успели отгреметь залпы Первой мировой, как в стране разгорелась война Гражданская. Этот период биографии Валентина Катаева описан противоречиво. В одних источниках говорится, что с 1919 года он воевал в рядах Красной армии, командовал артиллерийской батареей. Но существует и альтернативная версия, согласно которой Катаев примкнул к «красным» позже, а в начале состоял добровольцем в Белой армии генерала , за что был впоследствии арестован чекистами.

Так или иначе, тяготы военной жизни Катаев пережил сполна и описал их в повести «Записки о гражданской войне» (1920), рассказе «Отец» (1928).

Литература

С 1922 года в жизни и творчестве Катаева наступает новый этап: писатель переезжает из Одессы в Москву, работает в газете «Гудок». Его круг общения - многие таланты того времени: , Илья Ильф, Эдуард Багрицкий. Все они вслед за Катаевым уехали из Одессы покорять столицу, и удачливый первопроходец помогал им обустроиться.


Начинающий писатель Валентин Катаев

Удача действительно улыбалась молодому писателю. Его талант, наконец, признан в столице. Публикация повести «Растратчики» (1926), в которой автор в сатирической манере критикует социальный бич того времени – присвоение казенных денег, отмечена большим успехом. Сам предложил Катаеву поставить по мотивам повести пьесу. И вскоре она прошла на сцене МХАТа. А вторая пьеса «Квадратура круга» была поставлена на нью-йоркском Бродвее.

Вслед за старшим братом покорять Москву приехал и Катаев-младший, которого Валентин Петрович стал вовлекать в писательскую среду.

«Каждый интеллигентный, грамотный человек может что-нибудь написать», - говорил он.

Примечательно, что, напутствуя брата, Катаев инициирует написание авантюрного романа о спрятанных во время революции бриллиантах. Идеей он делится с Евгением и другом Ильей Ильфом, приглашая их написать черновик романа, который бы потом сам усовершенствовал и продвинул к публикации.


Что из этого вышло, уже общеизвестно. Ильф и Петров (Евгений взял псевдоним по имени отца) блестяще справились с задачей без наставничества. Написанный роман разошелся на цитаты, а в благодарность за идею издан с посвящением Валентину Катаеву.

Валентину Петровичу суждено было пройти три войны. В годы Второй мировой он вновь надел военную форму и отправился на передовую. Работал фронтовым корреспондентом, писал очерки, статьи, фотографировал. Известным произведением того времени стала повесть «Сын полка» (1945): образ главного героя Вани Солнцева олицетворяет трагические судьбы многих детей в годы войны.


К детской теме Катаев обращается еще в довоенные годы, когда пишет повесть «Белеет парус одинокий», в которой автор погружается в атмосферу родной Одессы. В героях Пете и Павлике, которые вовлечены в круговорот приключений на фоне разрушенного революцией 1905 года города, угадываются черты самого Катаева и его брата Жени.

Повестью «Белеет парус одинокий» (1936) открывается тетралогия «Волны Черного моря», в которую позже вошли романы «Катакомбы» (1951), «Хуторок в степи» (1956) и «Зимний ветер» (1960-1961).


Если «Парус» лишь отчасти можно назвать автобиографическим, то роман «Алмазный мой венец» критики открыто назвали мемуарным. Сам писатель с такой трактовкой не был согласен и даже отказался от жанрового определения роман.

«Это свободный полет моей фантазии, основанный на истинных происшествиях», - говорил он.

Катаев работает над книгой в 1975-77 годах, а описываемые события относят читателя в мир литературной богемы 20-х годов.


Оригинальность произведения в том, что при реальной основе сюжета герои, а это известные писатели и поэты – современники автора, завуалированы псевдонимами-масками. А новизна в том, что Катаев впервые написал в непривычном для себя стиле, жанре и направлении.

Личная жизнь

Первое упоминание о личной жизни писателя связано с именем Ирины Алексинской. Нежные чувства к девушке, живущей по соседству, стали первой любовью юноши. О первом браке Катаева доподлинно ничего не известно, а вот второе супружество оказалось счастливым. С Эстер Бреннер они поженились в 1931 году. Невесте было всего 18 лет, Катаеву – 34.


Валентин Петрович ласково называл жену Эста. В 1936 году у пары родилась дочь Евгения, а в 1938 - сын Павлик. Дочь Валентин Петрович обожал. Маленькая Женя стала прототипом героинь сказок «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик». Дочь Евгения подарила родителям первую и единственную внучку Валентину.

Смерть

Уже будучи глубоко пожилым, Катаев перенес сложную операцию по удалению раковой опухоли. Но причиной смерти стала не онкология. Писатель умер спустя 12 лет от инсульта, на 90-м году жизни, 12 апреля 1986 года.


Эстер Давыдовна пережила мужа на 23 года. Они прожили в счастливом браке 55 лет. Супруги похоронены в одной могиле на Новодевичьем кладбище в Москве.

Цитаты

«Я уже и тогда подозревал, что самое драгоценное качество художника – это полная, абсолютная, бесстрашная независимость своих суждений» («Трава забвения»).
«Среди людей часто попадаются храбрецы. Но только сознательная и страстная любовь к родине может сделать из храбреца героя» («Сын полка»).
«Лето умирает. Осень умирает. Зима – сама смерть. А весна постоянна. Она живет бесконечно в недрах вечно изменяющейся материи, только меняет свои формы» («Алмазный мой венец»).
«Выгодный брак по любви – это случается не часто» («Кубик»).

Библиография

  • 1920 - «В осажденном городе»
  • 1925 - «Остров Эрендорф»
  • 1926 - «Растратчики»
  • 1927 - «Квадратура круга»
  • 1928 - «Универмаг»
  • 1931 - «Миллион терзаний»
  • 1931 - «Авангард»
  • 1932 - «Время, вперед!»
  • 1936 - «Белеет парус одинокий»
  • 1940 - «Цветик-семицветик»
  • 1940 - «Дудочка и кувшинчик»
  • 1940 - «День отдыха»
  • 1943 - «Синий платочек»
  • 1944 - «Отчий дом»
  • 1945 - «Сын полка»
  • 1956 - «Хуторок в степи»
  • 1956 - «Случай с гением»
  • 1961 - «Зимний ветер»
  • 1961 - «Катакомбы»
  • 1978 - «Алмазный мой венец»

Более 40 произведений прозаика, в том числе сказки и сценарии, были экранизированы. Самые известные - «Белеет парус одинокий» (1937), «Волны черного моря (1975), «Сын полка» (1981).

Валентин Петрович Катаев родился 16 (28) января 1897 в городе Одесса.
Русский советский писатель, драматург, поэт.
Родился в семье учителя. С юношества начал писать, дебютировал в печати в 13 лет. В годы Первой мировой войны, добровольцем служил на фронте. Был в артиллерии. Во время Гражданской войны был мобилизован в Красную армию участвовал в боях против войск А. И. Деникина, работал в ЮгРОСТА (Российское телеграфное агентство).
В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.
В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 году работал в газете «Гудок» и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Известные псевдонимы Старик Саббакин, Ол. Твист, Митрофан Горчица.
В 1955—1961 гг. главный редактор журнала «Юность». Герой Социалистического Труда (1974). Награждён двумя орденами Ленина, другими орденами, медалями.
Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932), повести «Я сын трудового народа» (1937). Большую популярность Валентину Петровичу Катаеву принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936), по повести поставлен фильм (1937). За повесть «Сын полка» (1945) получил Сталинскую премию.
После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «Хуторок в степи» (1956), «Зимний ветер» (1960—1961), «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм 1956), образующих тетралогию с идеей преемственности революционных традиций.
Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки.

_______________________________________________

ДУДОЧКА И КУВШИНЧИК

Поспела, в лесу земляника.
Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.
Пришли они в лес и стали собирать ягоду; кто раньше наберёт.
Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:
— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много землячки. Ходи собирай.
Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить.
Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.
Видит — у всех земляника, У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.
— Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.
— А ты хорошенько искала?
— Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.
— А под листики ты заглядывала?
— Не заглядывала.
— Вот видишь! Надо заглядывать.
— А почему Павлик не заглядывает?
— Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.
А папа говорит:
— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.
Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
— Хорошо,— сказала Женя.— Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:
Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках. «Хватит с меня,— думает.— Я уж и так, наверное, много набрала».
Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.
Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:
— Одну ягоду беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.
Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.
«Ну,— думает,— так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду поищу себе другую полянку».

Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.
Ходила - ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает: «Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог?»
Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.
— Здравствуй, девочка,— говорит.
— Здравствуй, дяденька.
— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?
— Обидели меня, дедушка, ягоды.
— Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?
— Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
Погладил старик-боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:
— Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся..
Вынул старик-боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:
— Играй, дудочка.
Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.
— Перестань, дудочка.
Дудочка перестала, и ягодки спрятались. Обрадовалась Женя:
— Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!
— Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик: он мне очень понравился.
— Хорошо. С большим удовольствием.

Отдала Женя старику-боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит: — Играй, дудочка.
Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на полянке зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.
Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые желтыми семечками.
И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко горели на солнце и тянулись к дудочке.
— Играй, дудочка, играй! — закричала Женя.— Играй быстрей! Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше —
так много, что под ними совсем не стало видно листиков. Но Женя не унималась:
— Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.
Дудочка заиграла ещё быстрей, и лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.
Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу; птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое началось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты; грибы поднимались на цыпочки, чтобы не проронить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.
«Вот теперь-то я начну собирать!» — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.
— У, глупая дудка! — сердито закричала девочка.— Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

Побежала Женя назад к старику-боровику, коренному лесовику и говорит:
— Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.
— Хорошо,— отвечает старик-боровик, коренной лесовик,— я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.
Отдала Женя старику-боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.
Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть — дудочки не хватает. Как тут быть?

Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику-боровику, коренному лесовику за дудочкой. Приходит и говорит:
— Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!
— Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.
— Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.
— Ну, так я тебе не дам дудочку. Женя взмолилась:
— Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.
— Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.
— Не обойдусь, дедушка.
— А как же другие-то люди обходятся?
— Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью замечают, а четвертая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберешь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
— Ах, вот как! — сказал старик-боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречерная.— Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда? Не будет тебе никакой дудочки!
С этими словами старик-боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.

Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой.
Одну берет, на другую смотрит, третью замечает, а четвёртая мерещится…
Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.
— Вот умница,— сказал Жене папа,— полный кувшинчик принесла. Небось устала?
— Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал.
И пошли все домой —папа с полной кружкой, мама с полной чашкой. Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.
А про дудочку Женя никому ничего не сказала.

// Март 20, 2011 // Просмотров: 15 201