Островский гроза авторское определение жанра. Проблема жанровой интерпретации пьесы «Гроза» (трагедия или драма). Трагедия или драма? Жанр пьесы "Гроза"

Драма А. Н. Островского «Гроза» была опубликована в 1860 году, накануне революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не какой-то определенный волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в «Грозе». Все свои наблюдения над жизнью Поволжья Островский переработал и превратил их в глубоко типичные картины русской жизни.

Жанр драмы характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. В «Грозе» эта личность - Катерина Кабанова. Катерина олицетворяет собой нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к воле, к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. По словам Добролюбова, она «не убила в себе человеческую природу».

Катерина - русский национальный характер. Прежде всего, это отражено Островским, владевшим в совершенстве всеми богатствами народного языка, в речи героини. Когда она говорит, кажется, что она поет. В речи Катерины, связанной с простым народом, воспитанной на его устной поэзии, преобладает разговорно-просторечная лексика, отличающаяся высокой поэтичностью, образностью, эмоциональностью. Поражают также естественность, искренность, простота героини. Катерина религиозна. Но это не ханжество Кабанихи, а искренняя, глубокая вера в Бога. Она часто посещает церковь и делает это с удовольствием и наслаждением («И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду…»), любит рассказывать о странницах («У нас полон дом был странниц и богомолок»), сны Катерины - о «храмах золотых».

Любовь героини к Борису небеспричинна. Во-первых, потребность любви дает о себе знать: ведь вряд ли ее муж Тихон под влиянием «маменьки» выказывал свою любовь к жене очень часто. Во-вторых, оскорблены чувства жены и женщины. В-третьих, смертельная тоска однообразной жизни душит Катерину. И, наконец, четвертой причиной является желание воли, простора: ведь любовь есть одно из проявлений свободы. Катерина борется сама с собой, и в этом трагизм ее положения, однако в итоге она внутренне оправдывает себя. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» - последние слова Катерины.

Еще одна характерная черта Катерины - стремление к свободе, духовному раскрепощению.

Не зря в пьесе неоднократно повторяется образ птицы - символ воли. Отсюда постоянный эпитет «вольная птица». Катерина, вспоминая о том, как ей жилось до замужества, сравнивает себя с птицей на воле. «…Отчего люди не летают так, как птицы? - говорит она Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе.

Цельность, решительность характера Катерины выразилась в том, что она отказалась подчиниться распорядкам кабанихинского дома и предпочла жизни в неволе смерть. И это было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости, горячей ненависти к гнету и деспотизму.

Итак, главное действующее лицо драмы «Гроза» вступает в конфликт с окружающей средой. В четвертом действии, в сцене покаяния, как будто наступает развязка. Всё против Катерины в этой сцене: и «гроза Господ-’ ня», и проклинающая полусумасшедшая «барыня с двумя лакеями», и древняя картина на полуразрушенной стене, изображающая «геенну огненную». Бедную Катерину все эти признаки уходящего, но такого живучего старого мира чуть не свели с ума, и она кается в своем грехе в полубреду, состоянии помрачения. Она сама позже признается Борису, что «в себе не вольна была», «себя не помнила». Если бы этой сценой заканчивалась драма «Гроза», то в ней была бы показана непобедимость «темного царства», ведь в конце четвертого действия Кабаниха торжествует: «Что, сынок! Куда воля-то ведет!» Но драма завершается нравственной победой и над внешними силами, сковывавшими свободу Катерины, и над темными представлениями, сковывавшими ее волю и разум. И ее решение умереть, лишь бы не остаться рабой, выражает, по Добролюбову, «потребность возникшего движения русской жизни».Критик назвал Катерину характером народным, национальным, «лучом света в темном царстве», имея в виду действенное выражение в ней непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, Добролюбов писал, что он представляет «художественное соединение однородных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи». Героиня Островского отразила в своих чувствах, в своих поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных условий «темного царства». Именно поэтому Добролюбов и выделил «Грозу» из всей прогрессивной предреформенной литературы и подчеркнул ее революционное значение.

Город Калинов - провинциальный, типичный для России того времени город. Вот как описывает его Добролюбов: «Принятые ими понятия и образ жизни - наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы… Находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Темная масса, ужасная в своей ненависти и искренности». Калиновцы или бедны, или «самодуры». «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой поры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба.

А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать» - такова характеристика Калинова Кулигиным, человеком, который хоть и отличается от «темной массы», но не способен противостоять ей, как Катерина, так как жизненная позиция его - «…надобно стараться угождать как-нибудь!». Настоящая же угроза «темному царству» - Катерина. Она - «луч света», способный осветить «…царство Диких». Какова же Катерина? «Катерина не убила в себе человеческую. природу… Русский сильный характер поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам… Характер созидающий, любящий, идеальный» - так охарактеризовал ее Н. А. Добролюбов. Катерина - человек «новой эпохи». Ее протест «самодурной силе» и «миру тихо вздыхающей скорби» заключается в том, что «нельзя долее жить с насильственными, мертвящими началами».

Естественно, что этот протест, этот конфликт Катерины с «темным царством» неизбежен, так как она не может гармонично сосуществовать с таким миром.

Противником Катерины в этом столкновении является Кабанова, или Кабаниха. Мы будем рассматривать в основном конфликт между Катериной и Кабановой, так как последняя, на наш взгляд, является наиболее резко противопоставленной Катерине, наиболее убежденной в своей правоте.

Какова же Кабаниха? В афише ее представляют как «богатую купчиху, вдову». Чуть позже мы слышим, как ее восхваляет за ее добродетель «странница» Феклуша, и узнаем характеристику Кулигина: «Хамка, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». После того как мы составляем для себя смутное впечатление о Кабановой, автор дает нам возможность узнать о ней «из первых рук». Сцена возвращения из церкви и последующие разговоры с Кабановой заставляют читателя отдать предпочтение характеристике Кулигина.

Власть и деспотизм Кабанихи основываются на искаженном «Домострое»; по ее мнению, семья должна основываться на словах «страх» и «порядок». Поэтому Катерина, для которой семья - это «любовь» и «воля», сталкивается с Кабановой.

Хотя Катерина и порождение патриархального мира, она резко отличается от него. Можно сказать, что она «вобрала» в себя только хорошие стороны патриархальности. Стремление Катерины к свободе и «простору жизни» противоречит позиции Кабанихи. Поэтому-то последняя так ненавидит «луч света», чувствует угрозу своему существованию.

С первых страниц пьесы видно, насколько Катерина ненавистна Кабанихе, насколько хочется последней «сжить со свету» невестку.На искренние слова Катерины: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты», - Кабаниха грубо отвечает: «Ты бы… могла и помолчать, коли тебя не спрашивают».


Страница: [ 1 ]

Вариант № 348362

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Каково ав­тор­ское опре­де­ле­ние жанра пьесы «Гроза»?


Катерина и Варвара .

Катерина. <...>

Варвара. Что?

Хочет бежать.

Катерина. (вздыхая)

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Укажите фамилию, ко­то­рую носят Вар­ва­ра и Катерина.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Катерина и Вар­ва­ра бе­се­ду­ют друг с другом, об­ме­ни­ва­ясь репликами. Как на­зы­ва­ет­ся такая форма об­ще­ния персонажей?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между тремя пер­со­на­жа­ми «Грозы», сыг­рав­ши­ми определённую роль в судь­бе глав­ной героини, и их по­ло­же­ни­ем в си­сте­ме об­ра­зов пьесы.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Реплики ге­ро­инь со­про­вож­да­ют ав­тор­ские за­ме­ча­ния и по­яс­не­ния (хочет бежать, вздыхая). Как они называются?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Катерина и Вар­ва­ра яв­ля­ют собой раз­ные типы личности. Как на­зы­ва­ет­ся приём про­ти­во­по­став­ле­ния в ху­до­же­ствен­ном произведении?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Укажите ли­те­ра­тур­ное направление, прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли своё во­пло­ще­ние в пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза».


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Ответ:

Какие осо­бен­но­сти внут­рен­не­го мира Ка­те­ри­ны на­хо­дят своё от­ра­же­ние в её рас­ска­зах о себе?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры ав­то­ры при­бе­га­ют к про­ти­во­по­став­ле­нию жен­ских об­ра­зов и в чём этих ге­ро­инь можно со­от­не­сти с Ка­те­ри­ной и Вар­ва­рой из «Грозы»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Катерина и Варвара .

Катерина. <...> Знаешь, мне что в голову пришло?

Варвара. Что?

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? Хочет бежать.

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина. (вздыхая) . Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдём с маменькой в церковь, все и странницы - у нас полон дом был странниц да богомолок. А придём из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдёт. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как всё это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мной делается! А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут. И об чём я молилась тогда, чего просила - не знаю; ничего мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то.

А. Н. Островский «Гроза»

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Назовите ли­те­ра­тур­ное направление, одним из ярких пред­ста­ви­те­лей ко­то­ро­го в Рос­сии был В. А. Жу­ков­ский и прин­ци­пы ко­то­ро­го нашли своё во­пло­ще­ние в сти­хо­тво­ре­нии «Море».


МОРЕ

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Ласкаешь его облака золотые

В. А. Жуковский, 1822

Ответ:

Каково ав­тор­ское опре­де­ле­ние жанра сти­хо­тво­ре­ния «Море»?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

МОРЕ

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В. А. Жуковский, 1822

Ответ:

В на­ча­ле сти­хо­тво­ре­ния ли­ри­че­ский герой об­ра­ща­ет­ся к морю с вопросами, на ко­то­рые пы­та­ет­ся от­ве­тить сам. Как на­зы­ва­ют­ся по­доб­ные вопросы?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

МОРЕ

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

1) олицетворение

3) гротеск

4) анафора

5) неологизм


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

МОРЕ

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

МОРЕ

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

МОРЕ

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

C17.1. Как в поэме М. Ю. Лер­мон­то­ва «Мцыри» пред­став­лен ро­ман­ти­че­ский кон­фликт мечты и действительности?

C17.2. Ка­те­ри­на и Варвара: ан­ти­по­ды или «подруги по несчастью»? (По пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го «Гроза»).

C17.3. Как в прозе М. А. Бул­га­ко­ва рас­кры­ва­ет­ся тема «настоящей, верной, веч­ной любви»? (По ро­ма­ну «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).

С17.4. Как в литературе XIX века раскрывается тема дома?

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



Жанр пьесы А. Н. Островского “Гроза” - спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы.

Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. .Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим нравственным максимализмом. Варвара убеждена, что можно делать все, что душа пожелает, лишь бы все “шито да крыто” было. Катерине же скрыть свою любовь к Борису не позволяют угрызения совести, и она прилюдно признается во всем своему мужу. И даже Борис, которого Катерина полюбила именно за то, что, как она думала, он не такой, как остальные, признает над собой законы “темного царства” и не пытается ему противостоять. Он безропотно терпит издевательства Дикого ради получения наследства, хотя прекрасно понимает, что тот сначала “надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость”.

Помимо внешнего конфликта существует еще конфликт внутренний, конфликт между страстью и долгом. Особенно ярко он проявляется в сцене с ключом, когда Катерина произносит свой монолог. Она разрывается между необходимостью бросить ключ и сильнейшим желанием не делать этого. Почти с самого начала пьесы становится ясно, что героиня обречена на гибель. Мотив смерти звучит на протяжении всего действия. Катерина говорит Варваре: “Я умру скоро”.

Катарсис также связан с образом Катерины, причем ее гибель потрясает не только зрителя, она заставляет иначе заговорить и героев, которые доселе избегали конфликтов с сильными мира сего.

По силе и масштабности личности с Катериной может сравниться только Кабаниха. Она - главный антагонист героини. Кабаниха все силы кладет на отстаивание старого уклада жизни. Внешний конфликт выходит за рамки бытового и принимает форму общественного конфликта. Судьбу Катерины определило столкновение двух эпох - эпохи устойчивого патриархального уклада и новой эпохи. Так конфликт предстает в своем трагическом обличье.

Но в пьесе присутствуют черты и драмы. Точность социальных характеристик: общественное положение каждого героя точно определено, во многом объясняет характер и поведение героя в разных ситуациях. Можно вслед за Добролюбовым разделить персонажей пьесы на самодуров и их жертв. Каждое лицо в пьесе получает долю значимости и участия в событиях, даже если оно не связано напрямую с центральной любовной интригой. Подробно описана ежедневная жизнь маленького приволжского городка. “На первом плане у меня всегда обстановка жизни”, - говорил Островский.

Наш сегодняшний урок посвящен творчеству Н.А. Островского. Мы будем размышлять над жанром пьесы «Гроза». Что это - драма или трагедия? Для этого мы обратимся к истории жанра трагедии, найдем её признаки в пьесе и попытаемся определить жанровую особенность произведения.

Она сразу же была поставлена в Московском малом драматическом театре и вызвала серьезные поры и разногласия. Далеко не всем стал виден масштабный смысл этой пьесы. Некоторые восприняли её просто как семейную драму о том, как темная, забитая, запуганная женщина изменила своему жалкому мужу. Такие мысли выказывали не только консерваторы, но и даже такой революционно и радикально настроенный литературный критик как Д. Писарев (рис. 2).

Рис. 2. Д.И. Писарев ()

В своей статье «Мотивы русской драмы» он упрекал Катерину в том, что она не ушла от мужа, и вообще считал, что её поведение нелепо и бестолково, и не стоило её ставить в центр пьесы. Но уже в 1860 году в журнале «Современник» выходит статья Добролюбова (рис. 3).

Рис. 3. Н.А. Добролюбов ()

Надо сказать, что мы теперь пересматриваем творчество Добролюбова и не во всех пунктах можем с ним соглашаться. Но надо учитывать, что самому Островскому статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» чрезвычайно понравилась. Он неоднократно говорил, что Добролюбов абсолютно верно понял замысел его пьесы.

Чем же отличается драма от трагедии? В первую очередь, масштабностью проблематики. Трагедия затрагивает универсальные вопросы о жизни и смерти, о мире и судьбе человека в нем. Драма же рассматривает проблематику более подробно, но, может быть, и более мелко: человек и общество, человек и его социальное окружение, человек и его разнообразные общественные связи, которые завязываются у человека с окружающими его людьми. Добролюбов настойчиво называл пьесу Островского трагедией:

«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий; и при всем том большая часть читавших и видевших эту пьесу соглашаются, что она производит впечатление менее тяжкое и грустное, нежели другие пьесы Островского...»

«В «Грозе» есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то» и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой её гибели…»

«Характер Катерины - шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует новой фазе нашей народной жизни…»

Добролюбов неслучайно говорит о новой фазе народной жизни. Что же происходило в России в конце 50-х годов? Это трудное и переломное время. Только что отгремела Крымская война (рис. 4),

Рис. 4. Крымская война ()

оказавшаяся для России полным позором, умер Николай I (рис. 5),

Рис. 5. Император Николай I ()

и речь зашла о реформах, неизбежность которых понимало и руководство страны. Уже в 1857 году было объявлено об освобождении крестьян (рис. 6).

Рис. 6. Чтение манифеста об освобождении крестьян ()

Архаический, антигуманный, совершенно отсталый общественный строй в России предстояло сломать полностью. Но тут перед обществом вставал масштабный вопрос: готов ли к этим переменам народ, сможет ли он стать субъектом истории, идти к высоким целям и т. п.? Ведь несколько столетий угнетений и пребывания в рабстве могли убить в нем волю к самостоятельности и свободе. На эти вопросы отвечали по-разному, в обществе велись напряженные споры, и именно в этот момент появляется пьеса «Гроза», которая и призвана ответить на этот вопрос так, как понимает его Островский.

Таким образом, Островский пытается найти в своей пьесе сознательное или хотя бы стихийное героическое начало в толще народной жизни.

Трагедия - пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия. В основе сюжета - непримиримый конфликт героя, сильной личности, с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой. В этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу. Цель трагедии - вызвать в зрителе потрясение увиденным, что, в свою очередь, рождает в их сердцах скорбь и сострадание. Такое душевное состояние ведет к катарсису.

Драма - литературное произведение, написанное в форме диалога действующих лиц. Ориентировано на зрелищную выразительность. Взаимоотношения людей и возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в монолого-диалогической форме. В отличие от трагедии, драма не завершается катарсисом.

Обратимся теперь к истории самого жанра трагедии. Трагедия как жанр часто появляется в литературе именно в переломные моменты истории. Она помогает осмыслить глобальные вопросы, встающие перед человечеством. Родилась трагедия в Древней Греции и именно в тот момент, когда человек Античности впервые начал осознавать себя не просто членом коллектива, племени, государства, а отдельной суверенной личностью. Как вести себя личности, например, в единоборстве с властью, если эта власть всесильна и неправедна? Вот проблематика знаменитой трагедии Эсхила (рис. 7)

«Прометей прикованный» (рис. 8).

Рис. 8. «Прометей прикованный» (П. Рубенс, 1612) ()

Как поведет себя человек, столкнувшись с неумолимым роком? Это проблематика пьесы «Царь Эдип» Софокла (рис. 9, 10).

Рис. 9. Антигона выводит слепого Эдипа из Фив (Ш. Жалабер, XIX в.) ()

Может ли личность противостоять хаосу чувств, бушующих в собственной душе? Это проблематика таких известных трагедий Еврипида (рис. 11),

как «Ипполит» или «Медея» (рис. 12).

Рис. 12. «Медея» (А. Фейербах, 1870) ()

Трагедии Шекспира (рис. 13) также появились в переломную эпоху, когда суровый патриархальный мир Средневековья уходил в прошлое, но мир, идущий ему на смену, не радовал, являя разобщенность людей, эгоизм, алчность, злые страсти.

Огромный интерес к трагедии проявили классицисты во Франции 17 века, которые ставили во главу угла культ разума и государства, стремясь все нормировать. В это же время пишется множество научных работ о литературе, о том, как надо писать, в частности трагедию. Трагедия мыслилась как высокий, эталонный жанр, и поэтому именно в ней следовало соблюдать в обязательном порядке некий свод правил. Наиболее великими представителями классицистической трагедии являются Корнель и Расин. Классицистам казалось, что эти требования вытекают прямо из древнегреческой поэтики и именно так ставились пьесы в Древней Греции. Но это не совсем так. В древнегреческих пьесах не всегда соблюдался закон единства времени и места. Например, в знаменитой «Орестее» (рис. 14) Эсхила время действия - около десяти лет.

Рис. 14. «Клитемнестра колеблется перед убийством спящего Агамемнона» (П.-Н. Герен, 1817) ()

Но, как бы то ни было, законы эти были популярны и в европейской, и в русской литературе 19 века. Например, в пьесе Грибоедова (рис. 15)

Рис. 15. А.С. Грибоедов ()

«Горе от ума» действия начинаются рано утром, а заканчиваются ровно следующим утром.

А что же такое единство действия? Тут все обстоит сложнее. Во-первых, действие должно ограничиваться небольшим числом персонажей, 7-8. Во-вторых, не должно быть побочных сюжетных ходов. А в-третьих, не должно быть персонажей, не задействованных в основном ходе пьесы. Эти правила считались обязательными. Кроме того, к ним прибавлялось еще одно: главным героем трагедии - жанра высокого - может быть только высокая, значительная историческая личность. Это могли быть боги, герои, полководцы, цари, но не представители третьего сословия. Как видим, Островский всем этим требованиям не соответствует. Именно поэтому, наверное, он и решил во избежание недоразумений поставить подзаголовок к своей пьесе «драма», хотя, по сути, это не совсем так. Если рассматривать «Грозу» Островского с точки зрения нормативных законов классицизма, то это не трагедия. Действие продолжается около десяти дней, место действия также меняется, а также есть герои, не имеющие отношения к судьбе главной героини - Катерине (рис. 16).

Рис. 16. Катерина ()

Прежде всего, это Феклуша, странница (рис 17).

Необычное место занимает также описание среды «тёмного царства». Сама же Катерина - представительница «тёмного царства»: купеческая жена, купеческая дочь, таким образом, она - человек третьего сословия. Но дело в том, что законы, выработанные классицистами, достаточно формальные, и не они определяют сущность жанра. Ведь и Шекспир не подчинялся этим законам, но трагедии «Гамлет», «Макбет» (рис. 18), «Отелло», «Король Лир» не перестают быть трагедиями.

Рис. 18. «Леди Макбет» (М. Габриэль, 1885) ()

У трагедии есть три обязательных признака, и если они имеются в произведении, то жанр смело можно называть трагедией, а если отсутствуют, то это, очевидно, драма.

Первое. В трагедии должен быть трагический герой, т. е. герой, по своим моральным качествам находящийся гораздо выше окружающих.

Второе. В трагедии должен быть трагический конфликт, т. е. конфликт глобальный и неразрешимый обычными мирными средствами. Конфликт этот кончается, как правило, смертью главного героя.

Третье. Трагедии необходим катарсис, т. е. очищение. Прежде всего, это касается оставшихся в живых героев. Они становятся выше, лучше, чище, извлекают для себя некий жизненный урок. То же самое относится и к зрителям.

Все эти моменты мы можем найти в пьесе Островского. Наличествует ли там трагический герой? Да, это Катерина. Что бы ни говорили недоброжелательные критики, а Катерина явно выше окружающих. Нам могут возразить: она суеверна, недостаточно образованна, совершает греховные поступки, такие как измена и самоубийство, а это, с точки зрения христианства, страшные грехи. Но по крайней мере в одном пункте она безусловно выше всех окружающих. Она ненавидит ложь и считает для себя невозможным лгать. Ложь - это то, что объединяет всех жителей города Калинова.

Лжет Дикой (рис. 19).

Помимо того, что он глуп и жесток, его действия пронизаны еще и лицемерием. Например, он знает, что ругать работников в праздник - это тяжелый грех, тем не менее, он их ругает, не платит им, а потом униженно просит у них прощения. Кстати говоря, он еще и труслив: как только Кабанова дает ему отпор, он моментально стихает.

Лицемерием пронизано и все поведение Кабановой (рис. 20): на глазах города она добродетельна, а с домашними - властолюбивая и злобная.

Рис. 20. Марфа Кабанова ()

Кроме того, она любитель формы, поэтому и презирает содержание. Ей кажется, что нужно жить по «Домострою». Но её интересует внешний рисунок поведения: главное - соблюдать форму. Это и есть злое лицемерие.

Чужой лжи с легкостью подчиняется её дочь Варвара (рис. 21), которая и сама научилась с азартом лгать.

Варваре также присуще еще одно не украшающее её качество: ей скучно грешить одной, ведь именно она вовлекает в грех Катерину, выдавая ей ключ от калитки, чтобы та смогла увидеться с Борисом.

Кудряш - на первый взгляд, веселый, жизнерадостный, явно противостоящий «темному царству» (рис. 22).

Но из словесной перепалки с Диким мы понимаем, что между ними нет разницы, и через несколько лет Кудряш станет еще одним Диким.

Наконец, самое угнетенное в этом «царстве» - Тихон, который лжет по привычке, всегда и везде (рис. 23).

Рис. 23. Тихон Кабанов ()

Это человек, полностью раздавленный ситуацией.

Борис - это не просто порождение «темного царства», несмотря на свою образованность, способность любить, он ведет себя иррационально (рис. 24).

Ему выдадут наследство только при одном условии: если он будет почтителен к своему дядюшке Дикому. Известно, что дядюшка не расстанется с деньгами ни при каких обстоятельствах, поэтому уважать его не за что. Но Борис старается изо всех сил, он буквально низкопоклонствует, общаясь с Диким.

Наконец, Кулигин - старичок-изобретатель, в речи которого часто мы видим отражение мыслей самого Островского (рис. 25).

Он не лжет, но он примирился, у него нет ни моральных, ни физических сил противостоять злу, лжи и насилию, царящему в городе. Вот, например, Дикой обвиняет его в том, что он разбойник, потому что ему так хочется. А Кулигин молча вжимает голову в плечи и убегает. Он не борец.

Таким образом, все в этом «темном царстве» либо лгут и лицемерят сами, либо примирились с чужой ложью и лицемерием. На этом фоне резкий контраст с остальными персонажами являет собой Катерина. С самого начала мы видим, что она не хочет и не может смириться. Даже со своей незадавшейся семейной жизнью она может смириться только до тех пор, пока она чувствует хоть какую-то человеческую теплоту и привязанность к Тихону. Как только все это исчезнет, она не останется в семейной клетке, потому что ее неодолимо влечет свобода, которая для нее неразрывно связана с правдой. Искренность и чистота души Катерины подчеркивается и самим ее именем, которое в переводе с греческого означает «чистая».

Теперь перейдем ко второму пункту наших рассуждений: есть ли в пьесе Островского трагический конфликт? Здесь надо сказать, что Островский совершил колоссальное новаторство по сравнению с древнегреческой драматургией. Обычно, у древних греков конфликт бывал либо внешний - человек и весь окружающий мир - либо внутренний, когда в непреодолимой борьбе сталкиваются разные стихии в человеческой душе. У Островского задействованы в пьесе оба конфликта.

Конфликт внешний - очевидный: чистая, правдолюбивая, искренняя Катерина не может ужиться в страшном, пронизанном жестокостью, ложью и лицемерием мире города Калинова.

Конфликт внутренний: Катерина - искренне верующая женщина, которой средь бела дня посреди храма являются ангелы. Такие видения испытывали святые. Она верит и в грех, и в геенну огненную, она абсолютно уверена, что ее измена мужу - это страшный грех, отмолить который невозможно. Но с другой стороны, она не может сохранять мужу верность, потому что он ее не любит, не уважает. Он, действительно, достоин только презрения. Уже в начале пьесы он предает ее: когда она просит у него помощи, он насмешливо пожимает плечами, отказывается и бросает ее наедине с ее трудностями и страданиями. Такого человека любить и уважать невозможно, а стало быть, невозможно и лицемерить, сохраняя этот постылый брак. И вот Катерина бьется в этой для нее морально неразрешимой ситуации: с одной стороны, изменить мужу - страшный грех, воспринимаемый ею как нравственная невозможность, а с другой стороны, невозможно оставаться честной замужней женщиной и продолжать эту отвратительную лицемерную жизнь. Она не может отказаться от своей любви к Борису, потому что в этой любви для нее не только чувственная страсть, но стремление к правде, свободе, жизни. И только смерть может разрешить эту трагическую коллизию.

Теперь третий момент: катарсис, очищение. Испытывает ли кто-нибудь очищение в пьесе после гибели Катерины? Да, безусловно. Во-первых, Тихон, который всегда был тих и покорен маменьке, наконец, обретает голос и кричит, неудержимо обвиняя мать в смерти Катерины: «Вы ее погубили! Вы! Вы!» Таким образом, он прозрел, может, ненадолго, но все-таки поднялся над своим травянистым и нечеловеческим состоянием.

Обретает голос и Кулигин, который выносит тело Катерины и говорит ее мучителям: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Т. е. он обвиняет город Калинов в том, что тот может, и знает примитивную суровую справедливость, но милосердие ему недоступно. Таким образом, голос Кулигина сливается в данном случае с голосом самого Островского.

Некоторые до сих пор упрекают Катерину: как же так, она самоубийца, грешница, а по христианским канонам это грех непрощаемый. Но тут можно сказать следующее: нам недаром дан Священный Завет, Библия, в двух книгах: первая - это Ветхий Завет (рис. 26),

Рис. 26. Ветхий Завет (обложка, современное издание) ()

собственно Библия, которая учит нас справедливости, а вторая - Новый Завет (рис. 27),

Рис. 27. Новый Завет (обложка, современное издание) ()

Евангелие, которое учит нас милосердию. Недаром Христос сказал: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные» (рис. 28).

Рис. 28. Икона с изображением Иисуса Христа ()

Он не сказал, чтобы к нему пришли только те, кто чист, он сказал, чтобы пришли все. И мы верим вместе с Кулигиным, что есть судья, который милосерднее города Калинова.

Таким образом, и по масштабности проблематики, и по глубине конфликта пьесу Островского «Гроза» смело можно назвать трагедией. Но остается одна сложность: в пьесе очень подробно изображена среда, поэтому окончательный вывод нужно сделать таким: пьеса Островского «Гроза» - это трагедия с элементами драмы.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Русский язык ().
  2. Интернет-портал Otherreferats.allbest.ru ().
  3. Интернет-портал Referatwork.ru ().

Домашнее задание

  1. Выпишите определения «драма» и «трагедия» из пяти источников.
  2. Составьте сравнительную характеристику драматических и трагических элементов в пьесе «Гроза».
  3. *Напишите сочинение-размышление на тему: «Трагизм героев пьесы «Гроза».

Трагедия или драма? Жанр пьесы "Гроза"

Жанр пьесы А. Н. Островского “Гроза” - спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы (т. е. “бытовой трагедии”).

Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. .Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим нравственным максимализмом - ведь все, кроме нее, готовы идти на сделку с совестью и приспосабливаться к обстоятельствам. Варвара убеждена, что можно делать все, что душа пожелает, лишь бы все “шито да крыто” было. Катерине же скрыть свою любовь к Борису не позволяют угрызения совести, и она прилюдно признается во всем своему мужу. И даже Борис, которого Катерина полюбила именно за то, что, как она думала, он не такой, как остальные, признает над собой законы “темного царства” и не пытается ему противостоять. Он безропотно терпит издевательства Дикого ради получения наследства, хотя прекрасно понимает, что тот сначала “надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость”.

Помимо внешнего конфликта существует еще конфликт внутренний, конфликт между страстью и долгом. Особенно ярко он проявляется в сцене с ключом, когда Катерина произносит свой монолог. Она разрывается между необходимостью бросить ключ и сильнейшим желанием не делать этого. Побеждает второе: “Будь что будет, а я Бориса увижу”. . Почти с самого начала пьесы становится ясно, что героиня обречена на гибель. Мотив смерти звучит на протяжении всего действия. Катерина говорит Варваре: “Я умру скоро”.

Катарсис (очищающее воздействие трагедии на зрителей, возбуждение благородных, возвышенных стремлений) также связан с образом Катерины, причем ее гибель потрясает не только зрителя, она заставляет иначе заговорить и героев, которые доселе избегали конфликтов с сильными мира сего. У Тихона в последней сцене вырывается крик, обращенный к матери: “Вы ее погубили! Вы! Вы!”

По силе и масштабности личности с Катериной может сравниться только Кабаниха. Она - главный антагонист героини. Кабаниха все силы кладет на отстаивание старого уклада жизни. Внешний конфликт выходит за рамки бытового и принимает форму общественного конфликта. Судьбу Катерины определило столкновение двух эпох - эпохи устойчивого патриархального уклада и новой эпохи. Так конфликт предстает в своем трагическом обличье.

Но в пьесе присутствуют черты и драмы. Точность социальных характеристик: общественное положение каждого героя точно определено, во многом объясняет характер и поведение героя в разных ситуациях. Можно вслед за Добролюбовым разделить персонажей пьесы на самодуров и их жертв. Например, Дикой - купец, глава семьи - и Борис, который живет у него на иждивении - самодур и его жертва. Каждое лицо в пьесе получает долю значимости и участия в событиях, даже если оно не связано напрямую с центральной любовной интригой (Феклуша, полусумасшедшая барыня). Подробно описана ежедневная жизнь маленького приволжского городка. “На первом плане у меня всегда обстановка жизни”, - говорил Островский.