10 вопросов по рассказу судьба человека. Об истории создания произведения. Где и когда попал в плен Андрей Соколов

Цели:

  • Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание.
  • Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.
  • Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», видеофайлы из фильма «Судьба человека» 1959 г., режиссёр С.Бондарчук.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. В те годы только вера каждого человека позволила нашему народу победить. На эту войну сегодня на уроке мы посмотрим глазами М.А. Шолохова, и поможет нам в этом его рассказ «Судьба человека».

А начать наш урок я хотела бы с таких слов: "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.

Ребята, как вы считаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

(О главных героях рассказа, о войне, о силе русского народа, почему именно так отозвались о рассказе в газете).

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя. Мы с вами тоже попытаемся сегодня найти ответ на этот и остальные вопросы. И начнем мы, по традиции, с рассказа об авторе произведения. Но до того, как мы с вами начнем говорить о жизни М.А. Шолохова, я хотела бы поиграть с вами в игру «Верно - не верно». Я вам называю факты из жизни писателя, а вы мне отвечаете, были они в его биографии или нет.

Он был внебрачным сыном дочери крепостного крестьянина Анастасии Черниковой и не бедного разночинца Александра Шолохова.

Был в плену у батьки Махно.

Был обвинен в плагиате. Многие не верили, что 23-летний малообразованный человек, не обладающий достаточным жизненным опытом, мог создать первую книгу «Тихого Дона»

Посватался к младшей сестре, а женился, по совету ее отца, на старшей.

Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга.

Стал одним из немногих советских писателей, получивших Нобелевскую премию.

(Учащиеся выдвигают свои версии по поводу данных фактов).

Истинность или ложность этих фактов мы с вами выясним в течение урок. Итак, начинаем.

2. Сообщение учащегося. Михаил Александрович Шолохов. Жизнь и творчество писателя.

Подготовленный ученик рассказывает о биографии М.А. Шолохова, сопровождая свое сообщение презентацией. Заодно рассказывая об эпзоде в Ахматовой и о Нобелевской премии.

Он заступится перед Сталиным за Ахматову, и после 15 лет забвения выйдет ее книга. Шолохов станет единственным, кто в 1965 году получит Нобелевскую премию с одобрения советской власти.

3. Актуализация знаний о биографии.

Редко, кому из известных деятелей культуры удается добиться мирового признания и мировой известности при жизни. Творческая жизнь Михаила Шолохова счастливое исключение. Писатель был не только обласкан властями, но и получил подлинно народную любовь и признание его таланта.

Над Доном лежит станица Вёшенская. Здесь долгие годы жил и работал замечательный писатель Михаил Александрович Шолохов. Он, действительно, был внебрачным ребенком. Его мать вышла замуж не по своей воле, а потом ушла к его отцу. До 12 лет Михаил Александрович носил фамилию Кузнецов, и только после смерти мужа своей матери был усыновлен родным отцом и получил фамилию Шолохов.

В Вёшенской гимназии учился будущий писатель, а затем уехал в Москву и сблизился с молодыми литераторами, вступив в литературную группу журнала «Молодая гвардия». В Москве вышли «Донские рассказы», принесшие М.А.Шолохову литературную известность.
В 1926 году писатель вернулся в родные места, где «дышал чудесным степным воздухом над бескрайним простором, и Тихий Дон отражался в его сердце». В 20-е годы Шолохов «комиссарил» во главе продовольственного отряда. Весь отряд попал в плен к Махно. Шолохов ждал расстрела, но после беседы с батькой был отпущен. Вернувшись домой, он женится на Марии Громославской. Правда, изначально Михаил Александрович якобы посватался к ее младшей сестре – Лидии. Но отец девушек, бывший казачий атаман, посоветовал жениху присмотреться к старшей и пообещал сделать из Шолохова человека. Вняв настоятельной «рекомендации» Михаил женился на старшей. Брак «по указке» окажется счастливым – Шолохов станет отцом четверых детей и проживет с Марией Петровной 60 лет.

В конце 1926 начинает писать роман «Тихий Дон». Это к слову о плагиате. В этом же году вышли «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». В 1932 году выходит в свет «Поднятая целина». Но жизнь писателя не была тихой, спокойной и счастливой. И при участии в продразверстке был пойман за превышение полномочий и приговорен к условному сроку, и на войне воевать ему пришлось.

4. Об истории создания произведения.

Что касается истории создания этого произведения, то эту историю услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за «своего брата-шофёра », рассказал свою историю о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал писать рассказ. Но только через 10 лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

Рассказ появился в конце 1956 г. Наша литература давно не знала такого изумительного явления, когда сравнительно небольшое произведение становилось событием. Потоком шли читательские письма в редакции, на радио, в станицу Вёшенскую.

5. Анализ произведения.

Жанр нашего произведения – рассказ. Что вы знаете о рассказе?

В рассказе ведется повествование о нескольких эпизодах из жизни героя. Большой материал об этой жизни – от рождения до возмужания, - которого хватило бы на роман, писатель вместил в рамки рассказа.

Как вы считаете, почему о композицию этого произведения называют рассказ в рассказе?

Варианты ответов учеников.

В начале рассказа дается описание первой послевоенной весны: «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая».

Потом автор говорит о встрече с неизвестным человеком, который рассказывает о своей судьбе. Основная часть этого произведения – это рассказ в рассказе. Повествование идет от первого лица. Андрей Соколов выбирает самые главные эпизоды своей жизни. Он часто прерывает свой рассказ, потому что переживает все прожитое. Это создает эмоциональность, убедительность и достоверность повествованию.

В конце описывается расставание со своим новым знакомым, который был «чужим, но ставшим близким человеком», и автор думает о дальнейшей судьбе героев. Здесь раскрываются чувства и эмоции самого автора.

Давайте прочтем начало произведения.

Со слов «Первая послевоенная весна…» до «С тяжелой грустью…».

В чём смысл такого построения рассказа?

Зачем писатель ввёл в произведение образ рассказчика?

Создаётся впечатление особой достоверности, документальности .

В чем вы видите плюсы именно такого повествования?

1) Позволяет дать портретную характеристику Андрею Соколову. Зачитываем вслух портрет главного героя. Со слов «Он положил…».

Портрет героя.

Андрей был «высоким, сутуловатым мужчиной». Портретную характеристику Соколова мы видим не сразу. Шолохов дает её деталями. Сначала он выделяет «большую, черствую руку», потом «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». Образ Андрея Соколова дополняется речевой характеристикой. В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит».

2) Рассказ от первого лица создает впечатление необыкновенной достоверности и документальной точности.

3) Рассказчик оказывается посредником между героем и читателем. Точка зрения Андрея преломляется в восприятии автора, таким образом объективность рождается из совокупности воззрений на действительность отдельных личностей.

С чего начинается рассказ?

Начало рассказа - описание природы.

Как мотив борьбы зимы и весны, жизни и смерти соотносится с событиями и судьбами героев рассказа, с авторским отношением к жизни?

Широкая картина дружной, напористой весны символична- это первая послевоеннная весна - пробуждение земли и пробуждение души человеческой, освободившейся от фашистского ига.

Итак, рассказ начинается со сцены встречи автора у речной переправы с человеком, который поведал ему о своей судьбе. Тем самым определилась и жанровая форма повествования – сказ. Андрей уже не молод. Он рядовой и на фронте, и после войны. Всё, что выпало простому человеку в гг. лихолетья, он испытал на себе. И потому в его судьбе так ощутима судьба народная. Ему, признаётся Андрей, в жизни «повезло»: каждый день в течение 2-х лет, находясь рядом со смертью, он остался в живых.

Анализ эпизодов.

Анализ эпизодов производим по группам, заранее получившим задание.

А. Жизненный путь героя.

На сколько частей можно разделить жизненный путь героя?

(на 3 части: до войны, война, после войны)

Какой жизнью жил герой до войны?

В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?

На этот вопрос нам ответит 1 группа.

(Довоенная жизнь небогата событиями: голодная юность, женитьба на сироте, дети. Герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, осуждает себя за грубость, пристрастие к выпивке)

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? (Они же)

(В мае 1942 года он подвозит снаряды. На минном поле подрывается. Контуженный, он попадает в плен).

Б. Эпизод в церкви.

(Показ кинофрагмента) .

2-я группа производит анализ эпизода в церкви.

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)?

Какая позиция ближе Соколову?

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это и позиция самого Соколова.

Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасение.

В. Поединок с Мюллером.

Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером мы услышим в исполнении 3 группы.

- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

«Я же голодный, как волк, отвык от человечьей пищи, а тут столько добра перед тобою… Кое-как задавил тошноту, но глаза оторвал от стола через великую силу

«Я было из его рук и стакан взял и закуску, но, как только услыхал эти слова, - меня как будто огнем обожгло! Думаю про себя: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?! Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей водкой!»

«Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.»

Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер.

Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становится жизненным кредо Соколова.

Г. После бегства из плена.

4-я группа ответит на вопросы:

Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает с погибшей жене и детях.Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: «Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах».

Самое поразительное в рассказе - сочетание высокой трагедийности и человечности. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, - трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова - не убило в нем «человека».

Д. Встреча Соколова с Ванюшкой.

5-я группа расскажет нам:

Почему Соколов решается усыновить Ванюшку?

Что общего в их судьбе?

Какую роль в рассказе «Судьба человека» играют описания природы, образ дороги, портретные описания?

- После встречи с мальчишкой, у которого «глазёнки - как звёздочка после дождя», у Соколова «сердце отходит, становится мягче», «на душе стало легко и как-то светло». Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Е. Подвести итог нам поможет 6-я группа .

В чем смысл названия и финала рассказа «Судьба человека»?

Как вы понимаете слово СУДЬБА?

Почему А. Соколов видит свою вину в том, как сложилась его судьба?

Не «жизнь» человека – назвал рассказ Шолохов, а выбрал другие слова «судьба». Самое прекрасное в жизни (а она неистребима) – человек, труженик, народ.

Вариант 1

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

– Здорово, браток!

Здравствуй. – Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные – снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:

Беда мне с этим пассажиром. Через него и я подбился. Широко шагнешь – он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, – я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужчинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком.

1) образ жизни шофёра; 2) встреча рассказчика с молодым мужчиной и мальчиком; 3) красота природы; 4) жизни и смерти.

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится речь мальчика? 1) выявить отсутствие в герое серьёзного отношения к жизни; 2) показать детскую непосредственность; 3) охарактеризовать психологическое состояние героя; 4) объяснить трудность характера ребёнка.

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на сопоставлении («светлыми, как небушко, глазами»).

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Глядя мне…»).

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «Сняв со спины…», выпишите слово, которое характеризует состояние Андрея Соколова.

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «С трогательной…» найдите словосочетание, с помощью которого объясняется, как мальчик отнёсся к незнакомому шофёру.

Ответ: _______________________________________________________

С 1. Охарактеризуйте характер взаимоотношений между Андреем Соколовым и мальчиком. Как герои относятся друг к другу?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2

Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку:

Прощай, браток, счастливо тебе!

И тебе счастливо добраться до Кашар.

Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке.

Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

С тяжелой грустью смотрел я им вслед… Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза…

А 1. Определите жанр произведения, из которого взят текст. 1) рассказ; 2) повесть; 3) быль; 4) роман.

А 2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении? 1) открывает повествование; 2) завершает повествование; 3) является кульминацией сюжета; 4) является завязкой сюжетного действия.

А 3. Главной темой данного отрывка является: 1) слабость здоровья маленького мальчика; 2) жестокость людей; 3) сила духа русского мужчины, прошедшего войну; 4) сиротство людей после войны.

А 4. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»? 1) повествование от 1-го лица; 2) повествование от 3-го лица; 3) рассказ в рассказе; 4) форму монолога.

А 5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание мыслей рассказчика? 1) выявить главную идею произведения, авторское отношение к герою; 2) показать отношение мальчика к Андрею Соколову; 3) увеличить объём повествования; 4) заинтересовать читателя.

В 1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («осиротевших», «несгибаемой воли», «жгучая и скупая»).

Ответ: ________________________________________________________

В 2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Мальчик подбежал…»).

Ответ:_________________________________________________________

В 3. Из абзаца, начинающегося со слов: «С тяжёлой…», выпишите словосочетание, которое объясняет, с каким настроением смотрел рассказчик на удалявшихся двух людей (Андрея Соколова и мальчика).

Ответ: _______________________________________________________

В 4. В абзаце, начинающемся со слов: «Чужой…» найдите сравнение, с помощью которого описывается твёрдость руки Андрея Соколова.

Ответ: _______________________________________________________

С 1. О чём заставляет задуматься читателя финальная часть произведения М. А. Шолохова «Судьба человека»?

________________________________________________________________________________________________________________________________

ЭТАЛОН

Вариант 1. А.1.1; А.2.1; А.3.2; А.4.3; А.5.2. В.1.Сравнение. В.2.Портрет. В.3.Устало. В.4.С трогательной детской доверчивостью.

Вариант 1. А.1.1; А.2.2; А.3.3; А.4.3; А.5.1. В.1.Эпитет. В.2.Поступок. В.3.С тяжёлой грустью. В.4.Твёрдую, как дерево, руку.

  1. Как вы понимаете слово «судьба»? Прихо-дилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе?
  2. Словари толкуют судьбу в разных зна-чениях. Наиболее распространены сле-дующие: 1. В философии, мифологии — непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, сте-чение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, Бо-жественное провидение, Божественную волю. С этой точки зрения вера в судьбу как в безличную силу исходит от суетнос-ти человека. Мне близко несколько эклек-тичное понимание судьбы как закономер-ной предопределенности свыше жизни от-дельного индивида или целого народа. Я, к примеру, не особенно верю в справед-ливость афоризма «Человек — кузнец своего счастья» («Мы — кузнецы, и дух наш молод, куем мы к счастию ключи!»). Жизненные обстоятельства, определяемые судьбой, часто оказываются сильнее собст-венных усилий и планов. Если говорить о судьбе нашей великой и многострадальной России, то ее уделом на протяжении всей истории были тяжелые, опустошительные войны, внутренние катастрофы, кровопро-лития, неудачные, не достигающие целей реформы. И все это наряду с теми огром-ными талантами, которыми судьба даро-вала нашу землю и которые помогают вы-живать даже в самых сложных обсто-ятельствах. Нашей судьбой стал героизм нашего народа, помогающий выстоять и победить в самых суровых испытаниях.

    Признавая судьбу как предопределение свыше, нельзя стоять на пессимистиче-ских позициях и покорно ожидать, когда все свершится без нашего участия. Нужно действовать, учиться, совершенствовать свое духовное развитие, профессиональ-ное мастерство — и тогда судьба будет благосклонной.

  3. В кратком словаре синонимов русского языка слову «судьба» даны такие синонимы: «доля», «удел», «жребий», «участь», «предопределение», «рок», «фатум». Смогли бы вы объяснить разницу между этими словами?
  4. Слова «фатум», «рок» означают неиз-бежность исполнения предназначений судьбы, отсюда прилагательные «роко-вой», «фатальный» с некоей трагической коннотацией, т. е. окраской. Примерно с таким же оттенком употребляются сино-нимы «участь», «удел». «Жребий» может быть счастливым, он как бы выигрывает-ся тем или иным человеком у высших сил, которые проявляют к нему благо-склонность. «Предопределение» звучит торжественно, может быть как выраже-ние благосклонности, так и суровости, проявляемых к человеку или целому на-роду Божественными силами. «Судьба» же в этом ряду представляет собой более широкое понятие. Можно сказать о счаст-ливце баловень судьбы, можно опреде-лить неудачника как пасынка судьбы, можно эпитеты горькая и счастливая отнести к понятию «доля», но словосоче-тания завидный рок, великолепный фатум употреблять нельзя.

  5. Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»? Попро-буйте доказать, что это, название, данное автором, самое удачное.
  6. В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова «судьба». В годы тяже-лых испытаний для всего советского наро-да, в период Великой Отечественной вой-ны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его со-временников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского пле-на, потерю близких, погибших на передо-вой и в тылу, людей, не сломленных ду-ховно и физически, пытавшихся и с успе-хом бороться за победу, и сохранять свое человеческое достоинство, чтобы быть по-лезным «на всю оставшуюся жизнь». Та-ков Андрей Соколов, прошедший какие только можно испытания, с честью вы-шедший из них и после окончания войны, оставшись одиноким на всей земле, стре-мящийся поддержать только что начав-шуюся жизнь сироты Вани.

    С другой стороны, в рассказе перед на-ми предстает трагическая в самом высо-ком смысле этого слова судьба человека, вышедшая за рамки времени создания произведения. Несмотря на потерю всего, слабое здоровье, тяжелые воспоминания и предчувствия, Андрей Соколов выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой утверж-дающий их незыблемость. Пройти через трагические события жизни и сохранить ее высокий нравственный смысл — вот судьба настоящего человека.

  7. Составьте план рассказа и выделите в нем тот пункт, который указывает на кульминацию.
  8. План

    1. Встреча рассказчика с Андреем Соко-ловым и Ваней. Начало повествования.
    2. Довоенная жизнь героя.
    3. Прощание с семьей.
    4. Пленение.
    5. В церкви.
    6. Побег.
    7. Противостояние Соколова и Мюллера.
    8. Подвиг и освобождение.
    9. Известие о гибели семьи.
    10. Вести о сыне. Гибель сына.
    11. Встреча с Ванюшкой.
    12. Окончание рассказа. Прощание с рассказчиком.

    Кульминационные моменты связаны с утверждением в драматических ситуаци-ях нравственного превосходства героя, простого человека, над своими противни-ками. Несомненно, в этом отношении по-казателен поединок его с Мюллером, предлагающим выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Он не только принудил Мюллера отступить перед чело-веческим достоинством русского солдата, признать его, но и пробудить своим гор-дым поведением хоть на миг в том же Мюллере и в других сидящих за столом что-то человеческое: «рассмеялись», «по-глядывают вроде помягче». Кульминаци-ей жизни в плену можно считать и захват немецкого майора и освобождение. Одна-ко трагические события, и в этом особен-ности этого шолоховского произведения, не завершаются, а даже нарастают: он те-ряет семью, затем вроде бы обретает сына и хоронит его в самый день победы. Мо-жет, здесь и есть кульминация, верх всех несчастий, которые послала судьба че-ловеку? «И если в столкновениях с гит-леровцами Андрей сохранил свое чело-веческое достоинство, свою сопротивля-емость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастрачен-ную чуткость, невытравленную потреб-ность дарить тепло и заботу другим». Та-ким образом, события личной трагедии, полное одиночество подготовили в качестве развязки сюжета встречу с маленьким Ваней, жизнь вдвоем с которым станет на-чалом новой жизни и новой судьбы Анд-рея Соколова.

  9. Подготовьте рассказ о судьбе Андрея Соко-лова.

    В качестве ответа на этот вопрос можно пойти путем пересказа содержания очер-ка по предлагаемому плану. Можно пред-ложить свое видение внешности героя, ос-новных эпизодов рассказа, характеристи-ки Андрея Соколова.

  10. Покажите, чем вызвано активное включение в рассказ разговорной речи. Материал с сайта
  11. Перед нами судьба человека из народа, уроженца Воронежской области, просто-го рабочего человека, плоть от плоти чело-века Русской земли, любящего родину, свой народ. Он эмоционален, а эмоци-ональность обусловливает использование разговорной народной речи, обращение к крупицам народной мудрости, фольк-лору.

    Разговорная народная речь помогает рассказчику выразить свою иронию по от-ношению к врагам, например, Соколов так рисует гитлеровского инженер-майо-ра: «В заду плечистый, как справная ба-ба». Таков рассказ о знании Мюллером русского языка и русского мата.

    Трагические моменты также окраши-ваются разговорной народной речью — «друзья-товарищи», «поскорбел душой», «горючая слеза», «последний путь», «за что же ты меня, жизнь, так покалечи-ла? За что так исказнила? Нету мне отве-та ни в темноте, ни при ясном солныш-ке» и др.

    В композиции рассказа Андрея Соколо-ва можно выделить приемы, свойствен-ные русскому фольклору: зачин, присказ-ки, параллелизмы, повторы, обрамления. Все это подчеркивает, что темой рассказа Шолохова является судьба многостра-дального русского человека.

  12. Чем определяется новаторство рассказа М. Шолохова «Судь-ба человека»?
  13. В рассказе «Судьба человека» М. Шолохов впервые в русской литературе XX века вывел в качестве главного и положительного героя человека, побывавшего в фашистском плену. Раньше та-кой человек мог быть только отрицательным героем, не достой-ным доверия. Писатель же сделал его выразителем русского на-ционального характера.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • текст песни log dog ты соскучилась
  • правда ли что рассказ шолохова судьба человека основан на реальных событиях
  • В кратком словаре синонимов руского языка слову судьба даны такие синонимы доля удел жребий
  • судьба человека. составьте план рассказа и выделите в нем тот пункт который указывает на кульминацию
  • кульминация рассказа судьба человека

Тест по рассказу Шолохова «Судьба человека».

1. Определите композицию произведения: А. Быль Б. Рассказ в рассказе В. Повесть Г. Драма

2. Избрав такое название своего произведения, Шолохов повествует:

А. О судьбе Андрея Соколова Б. О судьбе одного из многих русских солдат

В. О судьбе всего человечества в целом Г. О судьбе Ванюши

3. Кому был посвящен рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека»:

А. Марии Петровне Шолоховой Б. Бывшим пленным солдатам

В. Евгении Григорьевне Левицкой Г. Нине Петровне Огаревой

4. Время года, когда рассказчик познакомился с Соколовым: А. Весна Б. Осень В. Лето Г. Зима

5. Год рождения Андрея Соколова? А. 1898 г Б. 1900 г В. 1902 г Г. 1905 г

6. На сколько частей можно разделить жизнь Андрея Соколова? А. 2, Б. 3, В. 1, Г. 4

7. Где и когда попал в плен Андрей Соколов?

А. Под Сталинградом - июль 1942г Б. Под Курском - июль 1943г

В. Под Ленинградом - 1941-1944гг Г. Под Лозовеньками - в мае 1942г

8. Андрей Соколов, попав в плен: А. Смирился со своей судьбой

Б. Надеялся на скорое освобождение советскими войсками

В. Старался выполнить всю работу без нареканий Г. Всегда думал о побеге

9. Какой лагерный номер был у Андрея Соколова? А. 881, Б. 331, В. 734, Г. 663.

10. Почему на допросе у Мюллера Соколов не притронулся к хлебу?

В. Показал врагам достоинство и гордость солдата Г. Лукавил и лицемерил

11. Где пришлось побывать Соколову за 2 года плена в Германии?

А. Саксония Б. Гессен В. Варшава Г. Берлин

12. Когда Андрей Соколов был освобожден из плена: А. 1944 г. Б. 1945 г. В. 1942 г. Г. 1943 г.

13. На автомобиле какой марки возил снаряды на фронте А.Соколов?

А. ЗИС-5 Б. полуторка В. ГАЗ-67 Г. Оппель

14. Сколько раз был ранен А.Соколов? А. 2 Б.3 В. 4 Г. 1

15. Как звали жену Андрея Соколова? А. Ольга Б. Лидия В. Ирина Г. Анна

16. Как звали детей Андрея Соколова? А. Анатолий, Олюшка, Настенька Б. Ксюша, Сергей, Максим

В. Нина, Танюшка, Леночка Г. Александр, Дмитрий, Андрейка

17. В каком году погибла семья Андрея Соколова?

А. 1941 Б. 1942 В. 1943 Г. 1944

18. Назовите хутор, напротив которого переправлялись через реку герои рассказа «Судьба человека»? А. ВолоховскийБ. Моховской В. СолонцовскийГ. Придорожный

А. 3-4 Б. 4-5 В. 5-6 Г. 7-8

20. Когда был убит сын Андрея Соколова?