Сергей Безруков: «Я люблю русскую культуру. Но когда она доводится до китча — березка, балалайка, медведь, — это перебор. И от этого уже тошнит. Отец сергея безрукова рассказал, как складываются отношения актера с внебрачными детьми. Научился рявкать

Фильм, в котором фамилии режиссера Анны Матисон и актера Сергея Безрукова впервые появятся рядом в титрах, Сергей и Анна рассказали журналу «7 Дней» о своей первой встрече, о поездке на Байкал на съемки фильма «Млечный путь», о появлении в российском кино юной актрисы с фамилией Безрукова, а также поделились планами на будущее.

- Сергей, в фильме Анны Матисон «Млечный путь» вы сыграли главную роль. Как вы познакомились?

Безруков: В феврале этого года мой давний друг, продюсер Алексей Куб­лицкий, с которым мы работали вместе на картине «Высоцкий . Спасибо, что живой», предложил прочитать сценарий Анны Матисон. Мне он понравился, очень искренний, непохожий на стандартные новогодние фильмы. Было что-то от авторского кино, в котором я всегда хотел сниматься. Но мне почему-то никогда раньше такого не предлагали. Может, меня боятся. Наверное, думают, раз Сергей Безруков , то он снимается только в блокбастерах. «Хорошо, - сказал я Алексею. - Давай встретимся с режиссером, познакомимся, обсудим».

- Не было удивления, когда вы узнали, что автор сценария и режиссер - это молодая женщина?

Безруков: Моим самым первым режиссером в 1993 году в фильме «Нок­тюрн для барабана и мотоцикла» была Каринэ Фолиянц. У меня вообще нет предубеждений на этот счет, я не считаю, что кино должны снимать исключительно мужчины.

- А возраст режиссера имеет значение?

Безруков: Никакого! Я снимался у Алеши Сидорова в «Бригаде». Это была его первая работа в кино. Казалось бы, сложнейшая история, гангстерская сага может быть по плечу только опытному человеку, который уже прошел огонь и воду. Но Леша - из Северодвинска, он уже к тому времени, несмотря на совсем молодой возраст, наверное, много чего хлебнул в жизни. И сделал потрясающее большое кино. А уж Аня в сравнении с ним тогдашним - уже опытный режиссер, у нее несколько документальных картин и фильм «Сатисфакция» с Евгением Гришковцом . Эта картина в свое время произвела на меня очень сильное впечатление.

- Анна, а это помогло, что ваш первый фильм понравился Безрукову?

Матисон: Я не знала, видел Сергей «Сатисфакцию» или нет. Поэтому была некая неуверенность. Что бы там ни говорили, а при первой встрече почти всегда есть некоторое предвзятое отношение к девушке-режиссеру. Поэтому я всегда предпочитаю, чтобы сначала посмотрели мои работы, а потом уже знакомиться лично. Хорошо помню - в тот день, когда Сергей назначил нам встречу в Московском Губернском театре, мы с тем же продюсером Алексеем Кублицким были сначала на других переговорах. И между этими встречами я попросила Алексея завезти меня домой, чтобы переодеться. Он спросил: «Зачем? Ты хорошо выглядишь». А я как раз и хотела максимально не привлекать внимания.

На большие экраны страны вышел фильм «После тебя», рассказывающий о жизни знаменитого артиста балета Алексея Темникова, чья карьера внезапно прервалась из-за травмы. Главную роль сыграл глава Московского Губернского театра Сергей Безруков. А сценаристом и режиссером картины выступила супруга артиста Анна Матисон.

Сергей Безруков в фильме «После тебя»

— Сергей, роль Алексея Темникова была написана специально для вас. Такое в вашей актерской карьере бывает часто?

— Два раза. Первым фильмом стал «Есенин», который снимался по книге моего отца. И тогда, естественно, изначально главным героем видели меня. А это — второй сценарий, который был написан под меня. Наверное, это может показаться странным, а для кого-то даже удивительным, но я так же, как все артисты, прохожу пробы, читаю сценарии, которые мне присылают. На что-то соглашался, на что-то — нет. И я благодарен Анне. Ведь это редкий случай, когда актеру везет настолько, что у него есть личный сценарист и режиссер, который действительно подарит роль. Мне, как артисту, очень важно развиваться, не стоять на месте. И в этом большая заслуга режиссеров, которые увидят в актере что-то новое, а не будут тиражировать то, что и так уже было пятьсот тысяч раз. Поэтому хочу сказать спасибо Анне за то, что она открыла во мне совершенно другой образ. Придумав такого персонажа, она подарила мне эту роль

— В фильме у вашего героя на шее висит крестик и иконка. Насколько религия важна для вас? Во что вы сами верите?

— Это не у героя, это у меня. И я их никогда не снимаю. Сразу оговорюсь: я и мой герой – это совершенно разные люди. Абсолютно нельзя сравнивать меня с Темниковым, потому что я таким никогда не был и, дай Бог, никогда не буду. (Улыбается.) Его поведение в обществе и с близкими людьми чудовищно. Скажу вам, я впервые сыграл такого откровенного подонка. Да, мой герой абсолютный подонок — если вы посмотрите, какой он в самом начале. И мне было интересно сыграть такую отрицательную личность. Мы только потом начинаем понимать, насколько больно ему внутри. Ему так больно, что он готов обижать каждого, кто находится с ним рядом, но в первую очередь он обижает самого себя. Да, в его жизни произошла трагическая ситуация, он получил травму. Но можно закрыться от всех, а можно попытаться создать действительно настоящую школу, а не то заведение для богатых тёточек, которое он имеет. При этом он их призирает, но сам ничего серьезного так и не сделал: не подготовил ученика, не создал балет, который хотел все эти годы поставить, не стал хореографом… Темников — абсолютно гениальный человек в своей профессии, но только в последний момент он очнулся. Он не попробовал — он струсил. Представьте: 20 лет быть трусом — и ничего не сделать для своей профессии, которую он бесконечно любит. Он трус! И сам себе в этом признается в монологе в троллейбусе. Он, как минимум, презирает самого себя

— В фильме даже есть момент, когда он предполагает, что над ним мог «посмеяться» Бог…

— Я думаю, Бог над ним не посмеялся, Господь всегда дает человеку шанс. В данном случае он подарил моему герою этот шанс в виде звонка из Маринки. Темников им воспользовался. Другое дело, что он поступил не по-христиански: он добровольно ушел из жизни. А это уже — сумасшествие человека, который находится вне веры в Бога. Такого человека можно назвать фанатом своей профессии, он готов пожертвовать жизнью ради того, чтобы этот балет был показан по центральному каналу. Он даже сам шутил, что балет показывают только в экстренных ситуациях: надо, чтобы случился переворот или что-нибудь в этом духе, или чтобы он умер… И он воспользовался этой ситуацией, все просчитав

— А вы можете оправдать добровольный уход из жизни своего героя?

— Я с ним не согласен. Мне кажется, нужно было дождаться премьеры, прийти на нее, да и вообще — продолжать жить. Он бы мог поставить еще не один балет. Темников — талантливый человек, и у него получилась первоклассная постановка. Почему бы ему не стать прекрасным хореографом? Не знаю. Я спорил со своим героем. Но Аня держала меня в стальных ежовых рукавицах — я это говорю в хорошем смысле слова. (Улыбается.)

Сергей Безруков с Анной Матисон на премьере фильма «После тебя»

— Как вам работалось с супругой на съемочной площадке?

— Аня – очень чуткий и вежливый режиссер, с ней невероятно легко работать. Эта картина – целиком и полностью ее заслуга. На площадке всегда царила атмосфера любви: ни одного бранного слова! Я, наверное, впервые снимался в кино, в котором никто ни с кем не ругался. Обычно оператор – с осветителями, те – еще с кем-нибудь, и так далее. Иногда артисту нужно собраться для очень важной сцены, а рядом происходит такое: кто-то горланит, кто-то кричит ему в ответ — спокойствия нет, а ты пытаешься смотреть людям в глаза и объяснять: «Дайте собраться, у меня впереди очень сложная сцена!» А здесь на площадке все работали с полной отдачей и были нацелены на создание хорошего фильма. Все вежливые, все тактичные. Мне кажется, это отношение потом лучшим образом отражается и на самой картине

— Чем еще эта лента интересна лично для вас?

— Я соскучился по фильмам, в которых нет пошлости, по умным картинам, где есть, над чем подумать, поразмышлять. Мне кажется этот фильм – единственная попытка за последнее время вернуть серьезного умного зрителя в кинозал. Мне недавно сказали, что сейчас в Европе мода — на безпопкорновые кинотеатры, они пользуются большим успехом. Может быть, пришло время вернуться к тому, что было когда-то при Советском Союзе?..

— Во время работы над фильмом возникали сложности?

— Было сложно ходить всегда с идеально прямой спиной и не выпадать из образа, который мне внутренне ненавистен. Это было ужасно. Но я постарался сделать все возможное — и надеюсь, что у меня получилось. Я целиком и полностью доверял Ане. В картине есть сцена, когда мой герой впервые за эти 20 лет выпивает. Казалось бы, это элементарная физиология: сыграть немного выпившего человека. Тем более, что мне «выпадало счастье» играть это состояние в своих ролях много раз. Причем, с разной амплитудой опьянения. (Улыбается.) И мне, как человеку непьющему, это было очень интересно. А тут сцену, где мой герой выпивает, мы репетировали и снимали очень долго. Аня постоянно говорила: «Не то! Да, хорошо — но это не Темников!» В какой-то момент я стал злиться на себя: у меня не получалось! А ведь я уже столько раз играл пьяного! Но мы искали. И наконец Аня сказала: «Вот сейчас ты попал! Да, это именно он!» В свои 43 года, сыграв столько ролей, это было потрясающе — выдохнуть и сказать самому себе: «Ух! Получилось!» Это невероятное ощущение. Ты пробуешь — у тебя получается — ты выдыхаешь и ставишь перед собой следующую планку. И это прекрасно: идти дальше, развиваться и не думать о том, что ты сделал раньше

— А как вы снимали сцены постановки нового балета? Ведь тогда на самом деле проходили репетиции одноименной постановки «Симфонии в 3 движениях», которая вошла в репертуар Мариинского театра.

— Когда мы потом делали имитацию того, что я ставлю этот балет с настоящими артистами Мариинского театра, то рядом с нами был известный хореограф Раду Поклитару. Вы представляете: перед мной стоят настоящие профессионалы, а я играю их хореографа. К счастью, рядом находился Раду. Я постоянно ему говорил: «Я тебя очень прошу, делай замечания, подходи, говори, как надо, потому что я — драматический артист, я не хореограф-постановщик». И тут Раду мне с улыбкой отвечает: «Ты знаешь, а я тебя заслушался! Стою и думаю: все нормально, все хорошо». И в какой-то момент я поймал себя на мысли, что работаю с артистами как режиссер в своем Московском Губернском театре, когда ставлю спектакли. Я стал вести себя, как со своими артистами: расслабился, стал шутить, они начали смеяться… И как только мне стало хорошо, Аня подошла и сказала, что это плохо. «А теперь мы все это отменяем, и ты возвращаешься в Темникова, — объявила она. — Это мы снимать не будем». И мне пришлось снова вернуться в неприятный образ, к жесткости, и опять стать Темниковым. Он — очень жесткий человек…

Народный артист РФ Сергей Безруков

— А вы сами серьезно занимались танцами?

— В Школе-студии МХАТ очень любил дисциплину «танец», поэтому станок я помню до сих пор. Для меня придумать, каким я могу быть танцором балета — это не просто фантазия. Я — драматический актер, но многому учился, и помню это

— Есть люди, которыми вы восхищаетесь в этой сфере?

— Я большой поклонник хореографа Пины Бауш, очень люблю современный танец. А еще я являюсь поклонником бесспорного гения, который жив и ныне — Михаила Барышникова. Преклоняюсь перед ним. Сразу вспоминаю фильм «Белые ночи», который я засмотрел до дыр, и его эмоциональный танец под Высоцкого. Раду поставил финальный танец под Гаврилина, но когда я его танцевал, то внутренне все равно думал о том, как бы гениально это сделал Барышников, которого я могу назвать кумиром. Я же, в силу своей актерской профессии, старался это, скорее, сыграть. Но Раду в меня поверил. 90 процентов танцевал я сам! Конечно, у меня был дублер — Денис Матвиенко, все прыжки исполнял он. Для того, чтобы так прыгать, нужно с детства заниматься хореографией и быть актером балета. Кстати, с Барышниковым я успел лично познакомиться. Прошлым летом ездил на премьеру в Ригу, куда он приезжал со спектаклем «Письмо человеку», поставленному по дневникам танцовщика и балетмейстера Вацлава Нижинского. Барышников — замечательный, скромный, потрясающий человек. Я даже успел с ним сфотографироваться. Знаете, кто-то мечтает о фотографии со мной, и я этого не очень понимаю. (Улыбается.) Но зато я прекрасно помню свои чувства, когда я сфотографировался с Барышниковым. Вы не представляете — это такое ощущение счастья и внутреннего восторга!

— А вы не предложили ему посмотреть фильм?

— Мне бы очень бы хотелось, чтобы он увидел картину. Я передал ему диск. Мне интересна оценка таких мастеров. Тем более, что эта история — не про балет, она про характер, про человека, который, имея стальной характер, уничтожил в финале самого себя для того, чтобы воплотить собственную идею в жизнь

— Вы говорите, в первую очередь, о людях искусства?

— Это касается каждого из нас, не только людей творческих. Любой человек рано или поздно ставит перед собой вопрос: что я оставлю после себя в этой жизни? Мы недаром вместе с Благотворительным Фондом Константина Хабенского придумали акцию, которая будет идти до 16 апреля. На определенный номер можно отправить СМС с суммой денежного перечисления — и таким образом помочь детям, которые борются с тяжелыми болезнями. И все люди, которые пришли в кинотеатр, имеют возможность помочь. И таким образом тоже можно после себя оставить что-то хорошее и доброе. Даже элементарные 100 или 300 рублей. И уже будет возможность сказать самому себе, что ты спас чью-то жизнь…

Сергей Безруков: «Что я оставлю после себя в этой жизни?» опубликовано: Октябрь 26th, 2018 авторство: Катюша Шитикова

В прошлом интервью «ТН» вы рассказывали, что жена сделала вам сюрприз ко дню рождения: пригласила мастеров, и они за ночь отремонтировали вашу гримерную в Губернском театре. Та история произошла три года назад. Какие с тех пор еще были сюрпризы на 18 октября?

Большего сюрприза, чем тот, что я делаю себе и поклонникам сейчас, и представить не могу! Я со своей группой пою в КЗ «Крокус Сити Холл»! Скажи мне кто-нибудь год назад, не поверил бы.

- Правда, немного похоже на первоапрельский розыгрыш. Как вам пришло в голову заняться рок-музыкой?

Возможно, повлияли съемки фильма «Заповедник» по Сергею Дов­латову - он выйдет в этом году. Отдыхая во Франции, мы с Анечкой (жена Сергея - режиссер Анна Матисон. - Прим. «ТН») однажды вечером решили почитать вслух Довлатова. Обычно его читаешь про себя и для себя - ведешь собственный диалог с писателем. А мы попробовали посмотреть, насколько убедительным будет довлатовское слово, когда его произнесет артист. Останется ли это по-прежнему смешно и пронзительно, как у Довлатова. Аня послушала, ей понравилось. Тогда и возникла идея экранизации. Но мы решили, сохраняя довлатовский дух, перенести действие в наши дни, а героя сделать не писателем, а музыкантом. Тут лучше было бы у Ани спросить, но, думаю, так решили сделать, потому что показать в кино писательское вдохновение гораздо сложнее, чем вдохновение, допустим, музыканта. Ведь кино - это визуальное искусство. Мой герой стал рок-музыкантом, и мне кажется, это как раз добавило образу современного звучания. И назвали героя не Борисом, как в книге, а Костей: Аня считает, что имя Боря ему не очень подходит. Естественно, мы утвердили сценарий у наследников творчества Сергея Донатовича Довлатова - у нас все законно.

С женой Анной Матисон (2018). Фото: Тимур Артамонов

Снимаясь, вы много слушали рок, чтобы настроиться на нужную волну? Общались с музыкантами, чтобы, может быть, позаимствовать какие-то черты?

Я всегда слушаю рок, независимо от того, звучит ли он в фильме или спектакле, где я играю. Одна из моих любимых групп - Muse. По поводу музыкантов - я знаком и с Юрой Шевчуком, и со Славой Бутусовым, и с Володей Шахриным, и с Леней Агутиным, который, кстати, снялся у нас в «Заповеднике». Я многих знаю, но никого конкретного не играл, Костя - полностью выдуманный герой. Как и артист балета Алексей Темников, которого я сыграл в другой Аниной картине - «После тебя». Все думали, что я сыграл очередного исторического персонажа, а на самом деле Алексей Темников выдуман от и до. С Костей тоже все пытаются искать аналогии, сравнивать с кем-то из рокеров, а на самом деле это герой Дов­латова, только не писатель Борис, а музыкант Костя. А кроме имен и рода занятий у них все общее: творческая нереализованность уже десять лет, депрессия, проблемы в семье - жена уезжает в Канаду, и огромное желание начать все сначала…

С Леонидом Агутиным на съемках фильма «Заповедник» (2018). Фото: instagram.com

- Учились играть на электрогитаре?

Пришлось немножко переучиваться. У меня классическая постановка рук, я ведь закончил музыкальную школу по классу гитары, но у меня шестиструнная гитара, а электрогитара - это ведь другое. Я впервые играл с помощью медиатора. Конечно, поиграть на электрогитаре - это ни с чем не сравнимое удовольствие. Инструмент громкий, но его можно включать так, что будешь слышать только ты сам в наушниках. Я часто так играл дома, не причиняя беспокойства окружающим.

То есть вам понравилось играть на новом инструменте - и от этого оказался один шаг до создания собственной группы?

Не знаю, что спровоцировало на этот шаг. Может быть, действительно роль. Может, я просто пробовал петь одно, потом другое, так и до рока добрался. В основном это были, конечно, песни для фильмов и спектаклей. У меня есть спектакль «Хулиган. Исповедь» - в нем я пою свои песни на стихи Есенина. Есть спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» - там в финале целый блок, где я пою песни Высоцкого в рок-аранжировке, и это довольно убедительно звучит. Так что я себя немного в этой области пробовал, искал свой тембр, проверял вокальные данные на способность к надрыву - и в итоге осмелел настолько, что решил записать песни не для спектаклей! Собрал группу, назвал ее «Крестный папа»…

Вспоминается одна героиня вашего и нашего любимого Довлатова, которая спросила, как называется река. Ей ответили, что Нева, а она удивилась: «Нева? Что вдруг?» Так вот, «Крестный папа»? Что вдруг?

Не скажу, это секретная информация! Зато могу сказать, что музыканты у меня правда прекрасные, в хороших группах играют и по всему миру гастролируют. У нас летом вышло три сингла, первый - «Не про нас» - вышел 1 июня, в тот же день попал в российский «Топ-5» музыкального чарта iTunes, а потом и в европейский «Топ-100» вошел! Дальше была песня «С какой мы планеты», а сейчас выпустили «Трудный день», который открывает мой первый сольный альбом. Они тоже популярны, на YouTube сотни тысяч просмотров!

Так здорово, наверное, радоваться первым достижениям в новом деле! Ведь как актер вы добились успеха очень рано - в 23 года стали лауреатом Государственной премии, в 35 лет - народным артистом. Какими наградами вас можно еще удивить в этой области? А с рок-музыкой другое: вы с азартом следите за количеством просмотров на YouTube, как 20-летний студент, хотя вам скоро 45 лет.

Да, 45 - ну и что? Я смотрю, например, на U2 - люди в почтенном возрасте, я, по сравнению с ними, мальчик, но они настолько мощно выступают. Робби Уильямс - мой ровесник, а от него такой драйвище идет со сцены! Никоим образом не сравниваю наши достижения. Я просто о том, что в роке возраст отсутствует как таковой. Если у тебя есть внутренний огонь, сколько бы тебе ни было лет, можно играть рок.

Анна не удивилась такому повороту? Все-таки выходила замуж за актера и художественного руководителя театра…

Как раз она первой и увидела во мне рок-музыканта! Она подарила мне роль в «Заповеднике» - верила, что я могу такое сыграть. Увидела, как я пою и существую в песне на сцене, и сказала: «В тебе есть задатки! Ты абсолютный рок-музыкант по поведению, по голосу - это просто надо развивать». И я постепенно, шаг за шагом стал двигаться в этом направлении. Кстати, она подарила мне электрогитару, когда мы снимали «Заповедник», - я с ней как раз и работал. Конечно, у меня был дублер: чтобы стать электрогитаристом, надо еще работать и работать. Но я учил все партитуры, чтобы и на среднем, и на крупном планах было похоже, что я играю сам.

Кадр из фильма «Заповедник» (2018). Фото: Пресс-служба «Кинокомпании Сергея Безрукова»

- А вы в юности не хотели стать рокером? Многие парни этим грезят, но вы-то с детства были увлечены театром.

Конечно, я пел песни групп «Наутилус Помпилиус» и «Кино»! А про рокера была одна фантазия, о которой сейчас забавно вспоминать. В школе на последнем звонке мы устроили в актовом зале то, что в театре называется капустником. В нем мы представили нашу встречу выпускников десять лет спустя. Тогда казалось, что за эти десять лет пройдет жизнь и мы уже будем стариками. Один решил, что он станет профессором, другой - физиком, третий - тренером, кто-то даже воображал себя художественным руководителем театра. Но, представляете, я тогда мечтал не о театре. Я вышел в образе рок-звезды, только что вернувшейся из гастрольного тура по Америке. Приехал на встречу, немного опоздав, такой усталый и немного зазнавшийся. Меня приветствовала вся школа, а я почти никого не узнавал. Спел песню и сказал: «Извините, не могу остаться, у меня дела». Спародировал артиста, зараженного звездной болезнью. Все хохотали от души, и кто бы мог представить, что я когда-то действительно прикоснусь и к этому направлению!

Правда, в 17 лет 27 кажутся уже глубокой зрелостью. Были у вас в том возрасте мысли: мне уже столько лет, а я еще ничего не добился! «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана»?

Такого не было, но я всегда думал, что я слишком мало работаю. Мне казалось, что я многого не успеваю. Хотя объем был колоссальным всегда, мне казалось, что надо делать гораздо больше! Это нетерпение сердца - хотелось сразу всего, много, сейчас! Но это свойственно всем молодым азартным людям. А со временем я понял, что все происходит не случайно и сроки, когда что-то происходит именно с тобой, тоже не случайны - просто значит, что твой путь именно такой.

- А верится, что 45 уже? В душе сколько?

Так и есть - 45. Это уже зрелость, когда много пройдено, много уже пережито, но в то же время есть замечательный душевный драйв. Я теперь действительно абсолютно счастлив. У меня ощущение, что теперь все так, как я хотел. Есть работа, дом, семья и огромное желание творить. Я не останавливаюсь - это тоже один из очень важных моментов. Если в 45 у тебя еще впереди планов громадье и ты еще себя не реализовал до конца, это большой плюс. Мне жизнь по-прежнему интересна.

- Сейчас у вас будет огромный концерт в «Крокусе». А были дни рождения, когда вы сбегали от всех?

Пожалуй, не было, хотя каждый раз мои родные и близкие твердят, что я уже должен перестать работать в свой собственный день рождения! У меня же всегда складывалось, что либо съемки, либо сольный концерт, либо - последние пять лет - сольный моноспектакль «Жизнь. Театр. Кино». И в этот раз у меня опять сольный концерт! Но я дал слово, что на следующий год я 18 октября точно не буду работать, а буду отдыхать с семьей. А если и буду делать концерт, моноспектакль или что угодно еще, то вый­ду на сцену и зажгу не прямо в этот день. Но зажгу ярко и буду работать на износ, потому что я не умею иначе.

«Безумный день рождения» Сергей Безруков и группа «Крестный папа» 18 октября в 20:00 | КЗ «Крокус Сити Холл»

Сергей Безруков

Семья: жена - Анна Матисон, режиссер; дочь - Мария (2 года)

Образование: окончил Школу-студию МХАТ

Карьера: с 1994 года служил в театре О. Табакова «Табакерка», в 1995 году стал лауреатом театральной премии «Московские дебюты», в 1996-м - премии «Чайка» и Государственной премии, в 1997-м - премии мэрии Москвы и премии «Кумир». Снялся в фильмах и сериалах: «Бригада», «Азазель», «Участок», «Заповедник» и др. В 2014 году стал художественным руководителем Московского Губернского театра

"Хозяин в театре один. Это я"

Три года назад Сергей Безруков взял театр в Кузьминках под гиблым названием «Областной дом искусств», куда прежде не вступала нога театрала. Многие тогда жалели популярного актера, будучи уверенными, что он и себя погубит, и гиблому делу не поможет. Но вот минуло три сезона, и Губернский театр активно и жестко начал отвоевывать свое место на театральной карте Москвы: девять премьер за сезон, гастроли и даже научные конференции. О Владимире Высоцком, собственных открытиях, страхе чиновников и бессонных ночах молодого отца мы поговорили с Сергеем Безруковым сразу после премьеры спектакля «Высоцкий. Рождение легенды».

Спектакль «Высоцкий. Рождение легенды». Фото: Анна Коонен

«В Бухаре Высоцкий реально умер - была клиническая смерть»

Сергей, почему ты решил в своем Губернском поставить спектакль о Владимире Высоцком? Премьера только что с успехом прошла. Так был недоволен фильмом «Спасибо, что живой»?

Ни в коем случае. Я находился под обаянием фильма, где была тайна, и был уверен, что тайну до конца не откроют - образ артиста не должен был отвлекать от экранного образа Владимира Семеновича. При всех «за» и «против», к моему великому сожалению, многие за основной темой болезни не увидели в фильме самого главного - той самой «Молитвы», которую я теперь читаю в спектакле. Монолог написал Никита Высоцкий: «Пусть им всем будет хорошо, кто жив и кого нет… Может, я не умер сегодня, чтобы успеть сказать: «Как я вас всех люблю». Может, для того чтобы родился этот спектакль, и состоялся фильм.

Мысль в спектакле настолько очевидна и понятна - воскрешение поэта Высоцкого. Ведь он полгода ничего не пишет, до поездки в Узбекистан, в Бухару, пожираемый болезнью, находится в такой человеческой ловушке. Хочет вырваться, но не может и загоняет сам себя: «Ну хорошо - пять концертов в Узбекистане». То есть докрутить себя и уйти в пике. В Бухаре он реально умер - была клиническая смерть. Но чудо - его сердце запустили.


В спектакле «Высоцкий» затронуты две важные темы, напрямую связанные с образом поэта, - свобода и цензура. Цензура вспыхнула среди деятелей театра как лихорадка: «Караул, цензура!» Так она есть или нет?

Меня она не касалась и не дай бог, чтобы коснулась. Никаких притеснений не испытываю, хотя прекрасно понимаю, что цензуры как таковой не существует, но существует мнение. Причем мнение, порой высказанное чиновниками низшего ранга. На местах люди дуют на воду по принципу «как бы чего не вышло». Это то самое, чеховское, из рассказа «Человек в футляре» - «как бы чего не вышло», - и срабатывает... Вот врожденный страх с советских времен заставляет чиновников на местах совершать неадекватные поступки.

А той цензуры, советской, о которой мы говорим в нашем спектакле, ее, конечно, нет. Сейчас времена свободные - и театры, которые позиционируют себя как театры свободы, чувствуют себя превосходно, самореализуются в творчестве как хотят и никого с работы не выгоняют.

А может быть, все дело в природе нашей психологии - быть всегда недовольным властью: душит она, не душит - все одно.

Тема такая сложная, не берусь судить. Каждого художника надо рассматривать в отдельности, а разбирать характер художника тем более не нужно, потому что люди искусства слишком эмоциональные и порой очень даже обидчивые. Поэтому с нами надо аккуратно. Кстати, вспомнил, в моей жизни был случай: на одном мероприятии - не буду говорить, где оно происходило, - ко мне подошли люди и попросили не читать стихотворение Высоцкого «Мой черный человек в костюме сером».

- И что ты им ответил?

Я сказал: «Нет, я буду делать то, что я хочу». - «Может, не надо?» - неуверенно говорили они. «Да нет, надо». И никаких санкций не было, ничего страшного не произошло, но было смешно и странно. В первую очередь есть совесть художника, позволяющая или не позволяющая что-то делать, собственный нравственный барьер, за который я не перешагну никогда. Говорят: «Старик, ты на этом заработаешь». - «Я не буду этого делать никогда». - «Это принесет тебе успех, скандальную славу». - «Я не буду этого делать никогда».

- Можно уточнить, что именно Сергей Безруков не будет делать ни-ког-да?

Ну пока что те темы, которые мы затрагиваем в наших спектаклях, я себе позволяю. Скажем, «окопная правда» в спектакле «Веселый солдат» по Астафьеву, а он там весьма нелестно отзывается о Жукове и других военачальниках, но, как ни странно, пацифистский получился спектакль.

Наверное, не скатился бы до тотальной чернухи. Я считаю, что в наше время нужно показать и белое. Говорят: «Перестаньте, у нас одно сплошное черное». - «Но все-таки, если приглядеться, нельзя не увидеть белое…» Это просто разные подходы к тому самому воспитанию… Послушай, театр для того и создан, чтобы говорить о жизни человеческого духа, о тех самых прописных истинах, о которых говорили великие мастера, и на них мы, молодежь, даже в мои 43, смотрим. Для чего я хожу на сцену? Для чего? Можно работать и на отрицании, но сегодня слишком много отрицания, негатива и в Интернете, и в отношениях между людьми. Наоборот, приподнимать, а не отталкивать надо. Можно, конечно, спровоцировать ползала на уход, на выкрики «позор» - и получить скандал. Но это не для меня.


Спектакль «Сон разума». Фото: Светлана Селезнева

«Могу быть деспотом, но не тираном»

- Вот уже три года ты начальник театра, то есть худрук. Три главных открытия, которые ты для себя сделал?

Первое - тяжело работать в большом коллективе. Второе - быть демократом и диктатором одновременно, потому как что-то одно невозможно. Толерантность тоже не подходит. Третье - переживать как за самого себя за людей, которых до этого не знал. А они - артисты, им нужны роли. Я же в «Табакерке» точно так же смотрел на Олега Павловича Табакова: «Когда же вы дадите мне сыграть Хлестакова?» А Олег Павлович: «Щас, щас, Серега, погоди, ищем режиссера». Вот я ждал-ждал и в результате сыграл Чичикова в «Мертвых душах». Я всю свою пластику там использовал, но это не Хлестаков.

Я понимаю, что Карина Андоленко замечательно сыграла Чебоксарову в спектакле «Нашла коса на камень» или Роксану в «Сирано», но ей надо что-то новое, что ей самой должно быть интересно и чтобы спектакль собирал полный зал. У меня артисты замечательные - та же Карина, Антон Хабаров, Галина Бокашевская, они снимаются много, их любят. Они, может быть, и не считаются звездами первой величины, но мне бы хотелось сделать так, чтобы они ими стали, чтобы зрители шли на них.

- Как на Безрукова, да?

Спасибо за доверие. Как и раньше, а сейчас особенно, зритель идет на имена или на бренд, какие есть у театров Фоменко или Женовача. А Губернскому - три года, но у нас уже много поклонников. И знаешь почему? Они видят, что их здесь не обманывают: то, что написано на афише, так оно и будет. Если написано «детский блокбастер» «Остров сокровищ», то они будут смотреть блокбастер, зная цену этому определению. Для того чтобы привлечь зрителя в театр, нужно постараться, зная, что искусство - это большой обман. Но фокусами опасно заниматься, нужно по правде.

- В твой кабинет может прийти артист? Поговорить, пожаловаться на жизнь?

Может. Но тут есть момент субординации - хотя не люблю это военное слово, - чтобы не превращать наши отношения в панибратство. Потому как режиссер все-таки главнокомандующий. И когда ты идешь в бой, в атаку, тебя все должны слушаться. А если ты настолько демократичный, запанибрата, то найдется половина тех, кто сядет курить: «Давай-давай. Дойдешь, тогда и мы подтянемся». Иногда надо рявкнуть так, чтобы все встали смирно и пошли.

- Научился рявкать?

Я это и умел. Рявкнуть могу, могу быть деспотом, но не тираном. И в то же время быть абсолютно мягким и добрым, искренне относиться к каждому из артистов и входить в их положение.

Порой я ставлю их в невозможные условия: они выпускают три спектакля одновременно - и я говорю: «Вы же все плакались, что нет работы? Теперь у вас ее будет через край. Но только потом не плачьте». Они воют, но работают очень много.

- Не разочаровался в актерах, не произошла переоценка?

Нет, поскольку знаю природу профессии - сам артист. Так что посмотри на артиста со стороны, как в зеркало: чтобы ты убрал прежде всего в самом себе? Некий каприз, недовольство, самокопание, а это режиссеру мешает в артисте: самокопание не позволит сыграть, давай уже делом заниматься. Я этому научился еще у отца, который работал со мной как педагог. Потом у Табакова.

- Поступок, которого ты сам от себя не ожидал?

Я не ожидал, что смогу объединить два театра. То, что я пережил при реорганизации, врагу не пожелаю. А это был Московский областной дом искусств (МОДИ), а в нем Камерный театр и областная драма Островского. Спрашиваю: «А где театр-то? Чем руководить?» И я объединяю театры, придумываю название - Губернский. Но объединять надо в творчестве, как это сделал в свое время Римас Туминас в Вахтанговском. Тогда я выбрал Островского, поставил спектакль «Нашла коса на камень», и в нем играли артисты разных театров. Придумал еще и эпизодические роли, которых нет у драматурга, чтобы занять побольше артистов. И я никогда не забуду сдачу спектакля «папам/мамам», когда пришли артисты. Я видел в зале «добрые-добрые взгляды», и в них читалось: ну давай, делай. А потом увидел их лица после прогона - заглядывали в глаза: «А можно мне немножко выйти? В маленькой роли?». Надо было победить. Я доказал делом.

- Артисты, недовольные тобой или которых ты уволил, писали на тебя телеги?

Тут есть камень преткновения - бессрочные контракты, и все - уволить человека ты не можешь, даже если он профнепригоден. Но с некоторых пор мы заключаем эффективные контракты, по которым мы имеем право артисту, который не занят или мало занят в спектаклях, платить столько, сколько он заработал. По крайней мере это честно. Это не касается востребованных артистов, ими я дорожу.

- Послушай, у тебя такая здоровая психика?

Я мобилизуюсь. Ты же меня знаешь: я человек, любящий театр бесконечно, фанат. Если понадобится, я как педагог расскажу, покажу, сыграю.

- У тебя какие отношения с губернатором Воробьевым?

Замечательные. Я рад, что есть и всегда была поддержка от Андрея Юрьевича. Сейчас мы приобрели статус центра развития театрального искусства.

Почему тебя не было на историческом мероприятии - открытии нового здания «Табакерки» на Сухаревской площади? Это очень многих удивило.

Я предупредил за месяц, что не смогу быть - съемки. Но придумал видеопоздравление: называется «Самуил Яковлевич почти Маршак. Новоселье». Для меня это было не просто поздравление-отписка. Аня (Анна Матисон - жена, сценарист, режиссер. - М.Р. ) снимала его прямо здесь, в репзале, монтировала, работала с компьютерной графикой. Оно есть в YouTube. Договорились с «Табакеркой», что поздравление пойдет на экране, переслал, и мне подтвердили, что оно получено, но почему-то его не показали. Потом Марина Зудина показала Олегу Павловичу, и он сказал: «Спасибо, от души».


С женой Анной Матисон. Фото: bogomaz.ru

«Хозяин в театре один. Это я»

В связи с тем, что у тебя теперь собственная производящая кинокомпания, а ты заинтересован в ее продвижении, будешь отказываться сниматься на других студиях?

Нет, я соглашаюсь. Вот я снялся у молодого режиссера Александра Молочникова - «Мифы о Москве» - и там сыграл роль любопытную и смешную. Самое лучшее продвижение компании - производить хороший продукт, чтобы о тебе начали говорить. Я уже посмотрел материал нашей третьей картины - «Нищеброды», получается замечательное и качественное кино, Аня как режиссер закончила его уже в ноябре. Там я играю отца главного героя и его же дядю родного, таких двух антиподов. А в эпизодах - артисты Губернского театра.

- Пристраиваешь своих артистов в кино?

Пристраиваю. Первым таким сериалом стал «Временно недоступен» - там 23 моих артиста. Потом была картина «После тебя» - там тоже все наши.

- Крутой семейный бизнес: собственная компания, жена - сценарист, режиссер. Ты - продюсер.

Про крутой бизнес говорить не буду - пока идут только вложения.

- Свои вкладываешь?

Порой и свои. Идут заявки по сценариям и сериалам, важно, что и без моего участия. Но на меня написано несколько интересных сценариев, и могу сказать, что если бы не было Ани, не было бы никакого «Млечного Пути» или «После тебя». Люди ожидали «Елок», а там все очень тонко, тепло, искренне и по правде. Японцы сейчас берут картину «После тебя» в прокат, и она единственная, которую они взяли в прокат с Токийского фестиваля (в середине марта выходит в прокат и в России).

- Твоя жена Аня Матисон - сценарист, драматург, режиссер. Есть опасения, что может стать хозяйкой театра?

Хозяин в этом театре один, это я. Думаю, что так и должно быть. Есть помощники хозяина - директор, юристы, зав. труппой, в том числе и сама труппа. Я никогда не развивал семейственность в театре… Злословия и так хватает. Все должно быть согласно таланту: если талантливая пьеса - сто процентов возьму и не буду смотреть, родственник это или неизвестный автор.

Ты худрук, у тебя есть фонд, теперь собственная кинокомпания, спектакли и творческие вечера. Я не спрашиваю, насколько ты богат…

У меня нет никакого бизнеса, нефтяных скважин. Есть либо спонсоры, которые меня любят и уважают, и есть моя востребованность, ее я подогреваю своей опять же работой. Очень хочется порой получать деньги как в бизнесе, но я в нем мало чего понимаю.

- Но насколько тебя хватает - вот вопрос?

Я пытаюсь как-то совмещать. У меня получается. Жизнь и искусство не должны вытеснять друг друга, все должно быть в гармонии. А поскольку мы с Аней творческие люди, то я думаю, здесь все сложилось.


С дочерью.

Я своих детей никогда не оставлю - они все мои

Ты, закрытый для публичности артист, вдруг неожиданно появился в Instagram, и вся страна наблюдала Сергея Безрукова с новорожденной дочкой на руках. Что случилось, что ты вышел в Интернет?

- Ты сам ведешь?

Но Интернет сегодня - это такая поляна для взаимных обид и агрессии. Люди привыкли к некой безнаказанности, которая рождает желание обидеть: я выливаю, а мне ничего не будет. Пишут слова, а слова ничего не стоят. Негатива много, но много и доброго - это чем жить: хочешь в негативе, живи там, но он разрушительный.

Ну да, я в Instagram аккуратно выкладывал фотографии… Просто поделился радостью, что я такой же папа, как все. И тоже с бессонными ночами, укачивающий, невыспавшийся.

- У тебя есть няня?

Нет, мы решили, что сами. Правда, есть бабушка с дедушкой - они помогают. Усиленное внимание к детям, тем более публичных людей, портит их характеры. Как правило, люди известные стараются прятать детей, отправлять куда-то учиться, чтобы не привлекать к ним излишнего внимания. Вот мы сейчас были в Германии на гастролях, зашли в ресторан: официанты, посетители не знали, кто я, но сколько искреннего участия я видел, как они любовались Машей, спрашивали, что принести. У нас так ведут себя только с ребенком известного человека, а другого ребенка, рядом, сразу пропустят мимо. Вот этого мы с Аней и опасаемся.

Поэтому меньше внимания к моим детям, потому что будут сравнивать, сюсюкать, а мир не так прост - очень много лицемерия. Когда ребенок воспитывается в обожании - смотрите, я только вхожу, а меня все уже любят, мне все можно, - это рождает испорченность характера. Нет, ты добейся в жизни всего сам, родители помогут, но добейся всего сам. Отец мне помогал, когда разглядел во мне актерский талант, но отец был не того уровня известности, чтобы меня пристроить в Школу-студию МХАТ.

- Но другие твои дети… Ты с ними общаешься?

Да, есть у меня дети. Общаюсь, помогаю и буду им помогать.

Ты не отрекаешься от других детей. И эти слова вызывают уважение. Вот Гарри Каспаров публично отрекся от дочери - никогда не забуду его интервью - и потерял огромный электорат поклонников.

Воздержусь от комментариев. Я своих детей никогда не оставлю - они все мои. Но рассказывать, распространяться о личном - значит, вредить детям. Не мне - им. Надо оберегать, поэтому я стараюсь быть закрытым в личном плане для прессы: кто-то на этом зарабатывает деньги. Про меня говорят: вот он со всеми ссорится. Неправда, я просто отстаиваю право на свою личную жизнь.

Когда Маша родилась, я взял декретный отпуск, специально ушел со съемок и полтора месяца был рядом с Аней. Были бессонные ночи: потом я cказал, что выхожу из декрета, и тут же написали: «Безруков бросил жену и маленького ребенка». Ну как? Судиться за заголовок невозможно, но суды - отдельная тема у нас.

Бывают счастливые семьи, где дружат с третьими женами, с пятыми мужьями, вместе воспитывают детей… Идеальная гармония мира.

Я тоже стремлюсь к гармонии, и у меня в принципе все замечательно складывается.

Театром, равно как и другим искусством, нужно заниматься с хорошим настроением. «Театр - это веселенькое дело», - говорил Олег Павлович. И я думаю, что он за свою жизнь многого про себя начитался, но настолько силен, что многое пропускал мимо ушей, и все. Я думаю, что надо просто уметь пропускать мимо ушей. А дельная критика - другое дело. Ведь люди, занимающиеся театром, в большинстве своем искренние, так помоги им, не унижай.

Сергей, в какой момент ситуация с березами вышла из-под контроля?

Ну смотри. 2003-й год, сериал «Участок», где я играл хорошего милиционера. Там заглавная песня «Березы». Она стала очень популярна, и до сих пор, где бы я ни выступал, «Березы» поются всем залом. 2005-й год, выходит Есенин. Его символ - это березы. И все, с тех пор пошло. Из КВНа в КВН. Но мне не жалко, пусть.

Ты действительно так любишь всю эту исконную эстетику?

Я люблю русскую культуру. Когда она доводится до китча - березка, балалайка, медведь, - это перебор. И, честно говоря, от этого уже тошнит.

Тем не менее в массовом сознании ты самый русский актер. Дежурный по русской душе: страсти, метания, загулы.

Страсти, метания есть. С загулами хуже, я не пью.

Просто я себе не очень нравлюсь пьяным: я перестаю быть остроумным, обаятельным.

Странно! У меня все наоборот!

А я не могу шутить, быстрота ума теряется, становишься вязким, не успеваешь среагировать. Я могу сыграть пьяного и быть смешным, а по-настоящему - становлюсь несмешным. Когда меня спрашивают почему, я обычно отвечаю, что все уже выпито до меня. Во времена моего отца у актерской братии была фраза: «Ты не пьешь - не гений». Поэтому пили все, ресторан ВТО был культовым местом.

Странное ощущение: как будто режиссеры меня боятся

Отец мне очень много дал. При всем моем скептичном отношении к той эпохе - к людям той эпохи, поколению наших отцов я отношусь с огромным уважением. Отец меня воспитывал своим примером. Это, конечно, банальность, но личный пример - главный принцип воспитания. Хочешь отучить сына курить - не кури сам. Хочешь, чтобы он занимался спортом, - занимайся сам.

Ты, кстати, сейчас в хорошей форме? Сколько раз можешь подтянуться?

В хорошей форме, я считаю. Занимаюсь боксом, а подтянуться раз двенадцать смогу.

Боксом? А ты дрался?

Да нет, как-то бог миловал, никогда не подбрасывал мне такой ситуации. Я бы, наверное, сорвался на некоторых представителей СМИ, иногда хочется вызвать и реально по лицу возразить. Но приходится передоверять это дело адвокатам.

Ты обмолвился, что скептически относишься к той эпохе. Что в ней было плохого? А то многие сейчас не очень понимают.

Количество лицемерия и лжи, которое было. Неимоверное количество запретов. Фильм Германа «Проверка на дорогах» пролежал на полке двадцать лет! Говорят - «за державу обидно», а тут за народ обидно. Народ верил. При том что в народе было больше морали при полном отсутствии морали наверху. СССР - это страна, которая создавалась на крови. Вот сейчас мы ставим спектакль по повести Астафьева «Веселый солдат». Все, что там сказано о войне, идет вразрез с общим мнением даже сейчас. Астафьев относился по-другому к Жукову и к тому, что происходило. Какую войну вели все против того же самого русского солдата, который победил вопреки тому, что наплевательски относились к любой жизни. И потом, после войны, сколько было уничтожено людей, тех же самых солдат, простого народа. Чудовищное отношение к простым людям!

Понятно. Поговорим о «Высоцком». Ты был готов к такой реакции, ко всем этим шуткам?

Да пускай шутят! Человек должен как-то изливать обилие любви и счастья. Я, наоборот, был готов к тому, что секрет не раскроется и никто ничего не скажет. Я сам за это ратовал. Меня на съемках в гриме не узнавали. В вызывном листе я значился как «Витальевич», и со всеми был подписан договор о неразглашении. Это вообще история удивительная. Я прочитал в газете, что готовится съемка, что Машков пробуется, и подумал: жалко, что мне не предложили... но и слава богу. К тому моменту я уже сыграл Иешуа, потом Есенина и Пушкина. Фильмы снимались с интервалом в семь лет, но вышли один за другим. Я понимал, что добавляю таким образом количество шуток в свой адрес. Думаю, если бы сейчас еще и Высоцкий - тогда все, диагноз. Мания величия. И тут звонит продюсер и предлагает! Я говорю: нет, ни в коем случае, меня просто заранее распнут. Проходит год. За это время сменился режиссер и пробовалась масса актеров. Я встречаюсь с продюсером, он мне говорит: «Все-таки прочитай сценарий». Ладно, читаю. Смело, конечно, но я же сказал «нет». Он мне показывает мой портрет, измененный на компьютере, и я вижу лицо Высоцкого. Продюсер уговорил просто попробоваться, просто для себя, никому, мол, не покажем. Мне делают грим, а ночью звонит Эрнст и говорит: «Ты утвержден». Что я мог сказать? Я очень хотел сыграть эту роль, но сопротивлялся изо всех сил. И тут меня ставят перед фактом.

Как долго накладывали грим?

Три с половиной часа. У нас было девять проб маски, ничего не получалось. Сначала она была больше похожа, но не такая эластичная. Она же не дышит, через полчаса начинаются процессы на коже. И то, что я работал по девятнадцать часов в маске, вызвало потом большие проблемы со здоровьем. Это было неправильно. Но такого никто не делал раньше. Я себя ассоциировал с Гагариным, которого пока почему-то не сыграл. Меня как будто выпустили в космос и проверяли: ты как там, жив еще? К тому же это было лето 2010 года: дым, жара... А я, как солдат, терпел и кричал изнутри: все отлично, работаем! Еще мне каждый раз после съемки вправляли спину, потому что приходилось плечи внутрь держать - по пластике Высоцкого. У него были плечи внутрь, боксерская такая фигура. В конце дня спина просто разламывалась. Я не жалуюсь, я просто хотел бы дать понять, что все это было с огромным риском, с большими проб­лемами физическими.

Хит-лист героя

Актер:

Город:

Питер

Блюдо:

вобла

Твои фильмы больше коммерческие. Почему тебя не видно в авторском кино?

Честно говоря, это очень обидно. Я готов и открыт, порой снимался абсолютно бесплатно, за идею. У меня был один авторский фильм лет десять назад - «Город без солнца», где я сыграл художника. Странное ощущение: как будто режиссеры боятся. После «Бригады» боялись - даже простые люди думали, что я бандит. И вот этот глянцевый образ звезды экрана мне вредит. Сейчас стало лучше. Идет работа над фильмом «После тебя», где я играю артиста балета. Это абсолютно авторский проект.

А если бы тебя Звягинцев позвал? Во что-то типа «Левиафана»?

Дело тут не в конкретном режиссере. Если бы мне понравился сценарий, я бы с удовольствием снимался у Звягинцева, он большой мастер. Для меня главное - интересная история. И тогда не важно, маститый это режиссер или начинающий. Я порой отказывался от предложений очень известных режиссеров только потому, что мне не нравился сценарий.

Если бы сейчас возрождали программу «Кук­лы», которую ты озвучивал, и тебя бы снова позвали?

Опять пародия... Нет, это пройденный этап. Я был слишком молод, чтобы отдавать себе отчет в том, что происходит в стране. Сейчас все стало гораздо сложнее и страшнее. Мнение общественности накалено до таких пределов, что уже не до шуток. Тут за каждым своим словом приходится следить, потому что любая фраза может быть переиначена, перевернута по смыслу и использована не только против тебя, но и против коллег. Сейчас одно слово может перессорить огромное количество людей так, что они перестанут здороваться друг с другом. Элементарные претензии к творчеству могут быть истолкованы как политическое высказывание. А я не могу позволить себе этого, поскольку сейчас отвечаю не только за себя, но и за огромный коллектив Губернского театра.

Да, у тебя же ни много ни мало свой театр. Есть достижения?

Вы придите, посмотрите сами. Скажу только, что нам всего два года, но у нас уже довольно мощный репертуар, пятнадцать новых постановок. Причем не только для взрослых, есть замечательные спектакли и для детей.

В «Млечном пути» я впервые сыграл обычного человека!

Первого января выходит фильм «Млечный путь» режиссера Анны Матисон. Сходить?

Безусловно. Это семейное новогоднее кино, комедия, но не такая, где тебе стыдно и за шутки, и за смеющихся зрителей. Это более глубокая история. Здесь я впервые сыграл простого человека. Такого - с кредитами, разводами, метаниями. Многие мужчины точно узнают себя, свои проблемы, а может, даже увидят их решение. Но по жанру это все-таки комедия. Под Новый год муж и жена случайно прочитывают записки с желаниями, которые нужно сжечь...

А у тебя самого случаются эти типичные проб­лемы? Например, кризис среднего возраста у тебя был?

Моя жизнь кардинально изменилась за этот год, о чем уже все написали. Может, это и есть тот самый кризис. Не вдаваясь в подробности, признаюсь: был эмоционально очень сложный год.

Не вдаваясь в подробности, скажи: что делать в ситуации, когда ты много лет живешь с одной женщиной, а потом вдруг понимаешь, что любишь другую?

Нужно быть честным по отношению к себе. И оставаться людьми. То есть избежать кровопролития. По крайней мере, постараться это сделать. И если требуется помощь, то помогать. Вести себя достойно в любой ситуации - обязательно: ты мужчина. Точно не нужно бояться общественного мнения. Мужчина в сорок, достигая некоторого положения в обществе, боится что-то потерять, быть непонятым, стать героем анекдота. В сорок лет страшно потерять все, начинать заново, потому что можно уже не взлететь. Я считаю, что в любом возрасте не нужно этого бояться. Если ты сам себе не врешь, то не бойся. Ведь жизнь на самом деле короткая. Мне отец как-то сказал: «Сережа, как она быстро проходит! Ты даже не представляешь! Еще вчера все было, а сейчас тебе семьдесят лет. Как один день!» Чего-то бояться в этой жизни не надо. Живи! И не бойся этой жизни!

Ты ведь верующий человек. И наверняка считаешь себя грешником.

Я думаю, что любой человек...

Отлично! Вот я тут выписал список смертных грехов, давай по нему пройдемся с целью покаяния. Гордыня?

Бывает. Грешен. Конечно... Это профессиональное. Когда на душе плохо, случается, что и залезешь в Интернет почитать про себя хорошее. Чтобы почувствовать себя нужным хотя бы своим поклонникам. Сбежать туда.