Знаменитые экспонаты эрмитажа. Жемчужины эрмитажа. «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи

Полная коллекция картин Государственного Музея «Эрмитаж» в Санкт-Петербурге.

Однажды французский поэт и философ Поль Валери сказал о живописи как об искусстве, которое открывает перед нами вещи такими, какими они были однажды, когда на них смотрели с любовью. Именно такое ощущение появляется, когда смотришь на картины Эрмитажа. Этот музей удивительным образом собрал в себе художественные сокровища всех поколений от позднего средневековья и до наших дней. Более четырёх тысяч великолепных произведений, которые появились под кистью величайших мастеров из разных уголков мира. Это ли не считать настоящим богатством сегодняшнего времени?!

Эрмитаж восхитительным образом открывает перед ценителями высокого искусства благородство и элегантность западноевропейской живописи, роскошь и неподдельную искренность картин художников Фландрии и Голландии, богатый внутренний мир и теплоту сердец удивительных мастеров Англии и Испании XVII - XVIII веков. Среди всех полотен запоминаются чувственные и волнующие работы раннего итальянского Возрождения. Знаменитые художники ярко передали своё цветоощущение, которое сегодня отражает утонченные силуэты классических шедевров той эпохи и современной эстетики.

Особенно в коллекции Эрмитажа хочется отметить картины Анри Матисса. Этот художник с помощью своих полотен заставлял мир излучать удивительную красоту, ритмическую экспрессию и необыкновенное свечение. Казалось бы, его работы настолько просты, однако предельно упрощенные линии и формы показывают зрителю напряжение «кричащего» эмоционального мира. Такой подход наблюдается во многих работах, представленных в знаменитом музее. Но, несмотря на присущую им классику и органичность, живопись Эрмитажа полна яркой динамики. Именно такое сочетание футуризма и классицизма так притягивает внимание ценителей высокого искусства из всех уголков мира.


Живопись Эрмитажа

Уважаемые гости! Коллекция произведений живописи Эрмитажа поделена на 13 частей. В 14-й части содержится чуть более ста отобранных картин в экстремально высоком разрешении. Картины в 14-й части повторяются. Обратите внимание - размер файлов полных изображений в 14-й части достигает 100 Мб, если Вы выходите в интернет при помощи модемного соединения, то время, необходимое для загрузки полного изображения, может быть очень значительным (от нескольких часов до нескольких суток).

Многие полотна, присутствующие в 14-й части, перед съёмкой были извлечены из багета, что позволяет Вам увидеть картину в полную величину, до самых краёв холста. Фотографирование велось с использованием профессионального света, фототехники и цветовых таблиц, что снижает до минимума вероятность появления на картинах бликов и цветового дисбаланса. Пост-обработка изображений включала исправление линейных искажений (до 2°), обрезку, аккуратную цветокоррекцию.

В 14-й части присутствуют не только картины из Эрмитажа, но также картины в высоком разрешении, находящиеся в других музеях, но попавшие в ту же фотосессию.

Коллекция Эрмитажа – немного истории

У всех туристов, посещающих Санкт-Петербург, возникает вопрос: что посетить во время поездки. Однако почти все стремятся оказаться на Дворцовой площади и посетить крупнейший музей мира – Эрмитаж. Опытные гиды рекомендуют своим клиентам посещать эту лучшую в мире галерею во время непогоды. Сразу необходимо рассчитывать, что вы там проведёте не менее 4х часов. А если решите просто обойти всю экспозицию, то пройдёте пешком около 20 км. Поэтому лучше сделать несколько визитов. Коллекция в 3 млн. экспонатов отражает развитие человеческой цивилизации от эпохи Древнего Египта до культуры 20 века в Европе.


Особенно знаменита и наиболее известная часть коллекции – это картинная галерея. Которая включает в себя произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Рембрандта, Рубенса, Ренуара, Сезанна, Моне, Ван Гога, Матисса, Гогена. Сразу с момента своего создания коллекция Эрмитажа, как настоящая сокровищница, являлась очень важной для всех, кто интересовался историей и искусством. До получения статуса музея в 1852 году доступ в Эрмитаж был весьма ограничен. Так, А.С.Пушкин добивался возможности поработать с коллекцией через В.А.Жуковского, который работал учителем русского языка у принцессы Шарлотты (будущей жены Николая 1, императрицы Александры Фёдоровны). Начало истории музей берёт в 1764 году, когда императрице Екатерине Великой предложили в Берлине коллекцию в 255 картин, в счёт уплаты долга перед Россией. Сразу после этого Екатерина издала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на продажу. С тех пор коллекция постоянно увеличивалась.

Современный Государственный Эрмитаж – это сложный музейный комплекс, состоящий из шести зданий расположенных вдоль набережной реки Невы. Главным зданием является Зимний дворец.Музейный комплекс Эрмитаж состоит из 5 зданий. Все они проектировались и были построены под руководством лучших архитекторов своего времени. До сих пор великолепие, изящность и гениальность самих зданий Эрмитажа вызывает восторг у многих современных экспертов. Главное здание, Зимний дворец, бывшая резиденция российских императоров, было создано архитектором Расстрели в стиле барокко и построено между 1754 г. и 1762 г. Это роскошное и скрупулезно выполненное строение удивляет своим простором, в здании более 1500 залов, более 1700 дверей и более 1000 окон. Многие туристы, впервые побывавшие в Эрмитаже отмечают, что само здание заслуживает не меньшего внимания, чем сама коллекция.

В первые годы после основания Эрмитажа пополнялся путём приобретения целых коллекций живописи у европейских аристократов. С 1769 до 1781 г.г. были приобретены коллекции графа Иогана Кобенцля в Брюсселе, графа Генриха Брюля в Дрездене, собрание Троншена в Женеве, банкира Пьера Кроза в Париже, лорда Уолполя в Англии, графа Француа Бодуэна в Париже. Эти коллекции сформировали будущий характер собрания живописи в Эрмитаже. В дальнейшем покупались не только коллекции, но и отдельные произведения, например Александр I приобрёл «Лютниста» Караваджо. В 19 веке появляется экспозиция посвящённая испанскому искусству, после приобретения коллекции Кузвельта в Амстердаме. Кроме того в 19 веке появляется старонидерландская коллекция, её основу составили собрание голландского короля Вильгельма II и дар Д.П.Татищева. Много произведений появилось в коллекции благодаря Д.А. Голицыну, служившему послом России во Франции, где он подружился со многими представителями культуры. Из-за этого в Эрмитаже появились знаменитые шедевры: «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне, «Вакха» Рубенса и другие знаменитые полотна.

Эпоха 17-18 вв. представлена намного обширнее, полнее и разнообразнее. В Эрмитаже имеются картины всех величайших художников Западной Европы. Искусство Голландии, Фландрии, Франции, Англии, Испании можно изучить во всех деталях. Целые направления в живописи – итальянское возрождение, французский импрессионизм – представлены настолько хорошо, что дают детальное представление об этих эпохах. Вместе с тем в других направлениях живописи отсутствуют некоторые ключевые произведения. Например, в испанской коллекции отсутствуют работы Франциска Гойи, а в коллекции голландских мастеров нет работ Вермеера Дельфтского. Это объясняется тем, что формировалась коллекция как частная, и не требовалось подбирать живопись, чтобы отобразить ход развития эпохи.


К началу 20 в. в Эрмитаже насчитывалось более 600 тыс. произведений искусства и предметов старины.

Коллекция Эрмитажа значительно изменилась после Октябрьской революции, когда в результате национализации собрание музея пополнилось за счёт частных коллекций. Появились работы Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо. Вместе с тем самые знаменитые произведения новая власть продала. Так, навсегда покинула Россию картина «Поклонение волхвов» работы Боттичелли, и 48 других самых ценных произведений были утрачены, что нанесло непоправимый урон Эрмитажу. В военные годы коллекция Эрмитажа была эвакуирована в Свердловск, а само здание использовалось как бомбоубежище. Сразу по окончании восстановительных работ Эрмитаж возобновил свою работу в качестве музея и коллекция была возвращена из эвакуации. В 1981 г. дворец Меньшикова стал одним из подразделений Эрмитажа, в 1999г восточная часть Главного штаба также была передана музею. В 2000-х годах построено Фондохранилище. Музей периодически ремонтируется и многие шедевры стали доступны для публики.

Эрмитаж – национальная сокровищница мирового искусства

Каждый, приезжающий в Санкт–Петербург, стремится непременно попасть во всемирно известный Государственный Эрмитаж – крупнейший музей России. Он расположен в комплексе роскошных зданий Зимнего дворца, бывших до революции собственностью царской семьи. Его по праву называют национальной сокровищницей мирового искусства.

Название «Эрмитаж» получило здание, построенное рядом с дворцом по приказу императрицы Екатерины Великой. В переводе на русский язык оно означает «уединение». Действительно, эти покои предназначались для частного времяпрепровождения царицы. Здесь она любила проводить часы отдыха, устраивала званые ужины для избранного круга.

Датой основания дворцового музея является 1764г. В этот год Екатерина, большая любительница искусства, привезла из Берлина свою первую коллекцию живописи для размещения её в зданиях Эрмитажа. С каждым годом изумительные коллекции непрерывно росли, так как государыня не жалела средств на их приобретение. Вскоре стало понятно, что небольшой музей тесен для шедевров мирового искусства столь внушительных размеров. Так появилось ещё одно здание, названное Большим Эрмитажем.

Большой Эрмитаж включает в себя здание Эрмитажного театра. Оно было построено в 1787г. архитектором Кваренги, вдохновившегося достижениями зодчества Древнего Рима. Поэтому зрительные места здесь располагались в форме амфитеатра. Восхитительный мрамор розового и серого цвета, статуи Аполлона и девяти муз создавали ощущение античности. Во времена императрицы Екатерины 2 в театре ставились спектакли для родственников и приближенных, иностранных дипломатов и других знатных гостей. Перед началом спектаклей приглашенная интеллигенция неспешно прогуливалась по Эрмитажу, созерцая полотна Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Рембрандта и многих других мастеров. В настоящее время здесь устраиваются вечера балета с участием известнейших звезд сцены, концерты классической музыки, оперные вечера.


Эрмитаж удивлял и продолжает удивлять всех, кто когда-либо побывал в нем. Известный испанский дипломат и литератор Хуан Валера после пребывания в Эрмитаже в 1856 г. отразил свои впечатления в «Письмах из России». Он описывает некоторые из увиденных им чудес – многообразие яшмы, позолоты, малахита, величественные портреты императоров в изящном обрамлении, большое количество искусно написанных картин, совершенных по красоте и грациозности скульптур, невиданную роскошь ювелирных изделий. Особенно его впечатлили работы испанских и итальянских художников, римская скульптура, старинные золотые драгоценности, обширная нумизматическая коллекция, а также собрание античных резных камней.

Весьма сложно описать словами впечатления от посещения Эрмитажа. С первых же шагов по его королевской иорданской лестнице открываются взору, царящие здесь, роскошь и великолепие. Время, кажется, останавливается в этих величественных залах среди громадных малахитовых ваз, египетских саркофагов, картин великих мастеров европейской живописи и скульптуры, серебра разнообразных предметов декоративного искусства.

После правления Екатерины, при Николае 1, было возведено ещё одно здание этого величайшего музейного комплекса, названное Новым Эрмитажем. Его главный фасад, выходящий на Миллионную улицу, украшен мощными гранитными фигурами атлантов. Это первое в России здание, построенное специально для художественного музея.

Находящиеся здесь крупнейшие коллекции предметов искусства стали доступны для посетителей лишь после Октябрьской революции. До этого любоваться ими могли только счастливчики, удостоенные персонального приглашения монарха. Сегодня можно заглянуть в любой интересующий зал. Все пять зданий объединены внутренними переходами, лестницами и галереями. В богатейших коллекциях Эрмитажа более 3 млн. экспонатов, а площадь экспозиций составляет 50 тыс. кв. м.

Для получения общего представления о музее, стоит подняться по Посольской лестнице на второй этаж дворца. Далее пройти через торжественные комнаты залов в Военную галерею, возведенную в честь победы русской армии над Наполеоном. Стены её бережно хранят сотни портретов русских генералов-участников войн. Затем расположен Большой Тронный (Георгиевский) зал, откуда есть выход в Малый Эрмитаж, известный великолепием Павильонного зала. Его особой достопримечательностью являются необычные часы «Павлин». Изготовлены они в Великобритании в 1770-е годы из бронзы, серебра, страз и позолоты. Часы до сих пор находятся в рабочем состоянии. Это единственный во всем мире крупнейший автомат 18 века, сохранившийся без изменений.


В Большом Эрмитаже начинается пинакотека, т. е. собрание живописных коллекций. Шедевры итальянской живописи представлены в 40 залах. Одной из старинных картин итальянского искусства является «Мадонна», исполненная сиенским художником Симоне Мартини, которая является оформлением складня-диптиха «Благовещение», созданного ещё в 14 веке. Две следующих галереи посвящены флорентийской и венецианской живописи. Отсюда можно пройти в зал Леонардо да Винчи. Как правило, в нём много людей и к таким знаменитым работам, как «Мадонна Бенуа», «Мадонна Лита» и др. часто можно увидеть очереди.

В Новом Эрмитаже продолжается итальянская коллекция. Здесь необходимо посетить обворожительные лоджии Рафаэля – точную копию ватиканского творения талантливого мастера. Роскошь убранства величественных залов создают умопомрачительные паркеты, камины, столы, расписанные золотыми красками, огромные лазуритовые вазы, светильники из родонита, яшмы, порфира, тяжелые бронзовые канделябры, являющие собой истинные произведения искусства.

Помимо итальянского искусства, в Эрмитаже, безусловно, заслуживает особого внимания искусство Испании. Работы, выставленные в двух залах, изобилуют именами величайших испанских мастеров. Среди них Эль Греко, Мурильо, Веласкес и даже Гойа. Зал Рембрандта хранит незабвенную коллекцию его работ. В Эрмитаже собрана примерно тысяча полотен известнейших голландских художников. Можно познакомиться с их мастерскими, исполненными невероятно реалистичными пейзажами и натюрмортами.

Далее посетителей ожидает одна из лучших в мире коллекций французского искусства. Здесь воочию можно увидеть потрясающие произведения французских импрессионистов и постимпрессионистов: Клода Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пабло Пикассо.

Нельзя упустить возможность полюбоваться интерьером Золотой гостиной с позолоченными стенами. Здесь имеется коллекция резных камей, купленная Екатериной Великой у герцога Орлеанского. В малиновой гостиной организовывались вечера музыки, о чем напоминает отделка стен шелком с изображением музыкальных инструментов.

После первой части экскурсионной программы можно отдохнуть за чашечкой ароматного кофе, в уютном музейном кафетерии. Ведь впереди зрителей ожидает античный зал Древнего Египта, где среди многочисленных экспонатов можно увидеть мумию египетского жреца, датированную 10 в. до н. э. Египетская коллекция довольно интересна тем, что в ней представлены почти все периоды развития этого древнего государства.

Продолжая экскурсию по музею, невозможно пройти мимо такого ценного экспоната, как Колыванская ваза. Ее вес составляет 19 тонн, а высота достигает 3 метров. Выполнена ваза на Колыванской фабрике в Алтае, путем длительного высечения (в течение14 лет) из монолита ревневской яшмы. Затем ваза была доставлена в Петербург и установлена в Эрмитаже.

Кроме всего этого, в Эрмитаже представлен просторный Двадцатиколонный зал, оформленный монолитными колоннами из серого гранита, с изящно оформленными римской мозаикой, полами. Здесь господствует разнообразие античных ваз и амфор. Наиболее известна чернолаковая Кумская ваза, называемая «Царицей ваз», размещенная в центре зала, под специальным стеклянным колпаком. Она посвящена богам плодородия, отличается красивым рельефом, сохранившим позолоту и следы ярких красок. Здесь же имеется небольшая, но вполне достойная внимания этрусская коллекция.

Очень интересной и запоминающейся будет экскурсия по первому этажу Нового Эрмитажа. Здесь предоставляется возможность увидеть замечательные коллекции античного искусства. Среди них статуя Юпитера, высота которой достигает более 3 метров, найденная на загородной вилле римского императора Домициана. Скульптура Венеры Таврической была приобретена у римского папы ещё во времена Петра 1 и считается первым античным памятником Российской Империи. Античному миру в музее посвящено более 20 залов. Искусство Древней Италии и Рима, Древней Греции, Северного Причерноморья выражено редчайшими коллекциями ваз, драгоценных камней, ювелирных изделий, скульптур, терракот.

Обширный музейный комплекс предоставляет уникальную возможность посетить Золотую и Бриллиантовую кладовые, свято хранящие изделия из драгоценных металлов и камней. Многочисленные экспонаты доставлены из самых разных стран и являются элементами их истории – от эпохи скифского и греческого золота до современных ювелирных изысков. Завораживают взгляд фантазии искусных ювелиров, воплощенные в чудесном разнообразии браслетов, афинских перстней, табакерок, бонбоньерок, несессеров, драгоценного оружия, предметов роскоши российских цариц. Также можно увидеть золотые изделия и драгоценности членов императорской семьи Романовых, памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия известной фирмы «Фаберже». Созерцая собственными глазами все это великолепие, невольно возникает мысль о том, насколько одухотворенно выражается мастерство композиций художников и скульпторов, и как немыслимо виртуозно их техническое исполнение. Эрмитаж – обитель ожившей истории, после посещения которой каждый хранит впечатления от увиденного всю оставшуюся жизнь.

Старый Эрмитаж

Старый, или Большой, Эрмитаж был построен по проекту Ю. М. Фельтена в 1770-87 годах для стремительно растущих коллекций Екатерины II, которым уже не хватало места в Малом Эрмитаже . Первоначально это эрмитажное здание, второе по счету, разместившееся вдоль Дворцовой набережной, именовалось «строением в линию с Армитажем» и поменяло своё название только в середине XIX века, в связи с пристройкой к нему нового Императорского музея. Именно тогда «строению в линию с Армитажем» дали имя Старый Эрмитаж , а здание, возведённое со стороны Большой Миллионной, назвали Новым Эрмитажем . Таким образом, архитектурная история Старого Эрмитажа оказалась тесно переплетена с развитием всего комплекса построек императорской резиденции и может быть разделена на два исторических периода. Первый охватывает конец XVIII - начало XIX столетия, когда «строение в линию с Армитажем» сформировалось как самостоятельная постройка. Второй период связан с коренной реконструкцией интерьеров Старого Эрмитажа, осуществлённой в середине XIX столетия.

В XVIII веке возведение Старого Эрмитажа осуществлялось в два этапа. Первоначально Фельтен возвёл небольшое здание, соединив его «воздушным» переходом с Малым Эрмитажем. Затем по указанию Екатерины II зодчий расширил его до угла Дворцовой набережной и Зимней канавки. Вскоре, после появления Эрмитажного театра на противоположном берегу канала, Фельтен перебросил через него арку-переход, связав таким образом все обращённые к Неве постройки императорской резиденции. Особое внимание зодчий уделил отделке интерьеров второго этажа Старого Эрмитажа, объединённых в парадную Невскую анфиладу. Именно через неё пролегал путь так называемых официальных выходов императрицы из Эрмитажного театра после спектаклей.

Торжественный проход по залам, в окружении дворцовой свиты, мимо живописных полотен итальянской, испанской и голландской школ, коллекций глиптики и нумизматики, обычно завершался в Северном павильоне Малого Эрмитажа Большим куртагом, или «Эрмитажем», на котором присутствовало до 300 гостей. В начале 1850-х годов, после завершения строительства специального музейного здания - Нового Эрмитажа - и переноса туда большей части коллекций, назначение и отделка интерьеров Старого Эрмитажа были изменены. В связи с размещением в нижних этажах здания Государственного Совета и Комитета министров Российской империи архитектор А. И. Штакеншнейдер на месте Овального зала, где в екатерининское время размещалась знаменитая библиотека Вольтера, создал Парадную лестницу, соединившую здания Государственного Совета с Малым Эрмитажем и Зимним дворцом. Роскошная лестница ведёт на второй этаж, окруженная изысканными колоннами из каррарского белого мрамора. Плафон работы французского живописца XVIII века Габриэля Франсуа Дуайена - единственное, что Штакеншнейдер сохранил от Овального зала. На нём изображены «Добродетели, представляющие русское юношество Минерве» - аллегория, напоминающая о том, что Эрмитаж принадлежал когда-то «русской Минерве» - покровительнице наук, ремёсел и искусств императрице Екатерине II. Планировка комнат, открывающихся за Советской лестницей, оставлена Штакеншнейдером без изменений, однако декоративное оформление выдержано в стиле историзм. Архитектор, с присущим ему утонченным вкусом и фантазией, гармонично соединив элементы разных исторических стилей, многообразие художественных форм и материалов, достиг здесь истинного совершенства.

В зале, следующем за Советской лестницей, с конца XVIII века размещалось одно из лучших живописных собраний императорского Эрмитажа - картины великого голландского живописца Рембрандта Харменса ван Рейна. После завершения строительства Нового Эрмитажа и перемещения туда коллекций Штакеншнейдер коренным образом изменил назначение и характер декоративной отделки этого интерьера. Пространство устроенной здесь Парадной приемной зодчий насытил обилием цветных, сияющих золотом деталей: установленные вдоль стен восемь колонн из зеленой ревневской яшмы с золочеными капителями опирались на пьедесталы из серого и красного искусственного мрамора. Вместо шведских печей на торцевых стенах зала были размещены камины, украшенные цветным мрамором и позолотой. На белоснежных, искусственного мрамора, стенах расположились декоративные пилястры с живописными панно. Таким образом, из музейного помещения зал превратился в Парадную приёмную. В настоящее время здесь находится коллекция произведений раннего этапа итальянской живописи, так называемой эпохи Проторенессанса. В конце XIX - начале XX столетия подобные произведения назывались примитивами, отсюда происходит и название помещения - Зал итальянских Примитивов.

Большой двусветный зал Старого Эрмитажа в конце XVIII - начале XIX столетия вмещал коллекцию произведений итальянских мастеров XV-XVIII веков и назывался Итальянским. Отделка его отличалась простотой и строгостью. Штакеншнейдер превратил зал в роскошный дворцовый интерьер, поражающий разнообразием отделки из редких материалов. Удивительной красоты красно-зелёные колонны ленточной кушкульдинской яшмы установлены на белых, каррарского мрамора, каминах, украшенных лазуритом и мозаичными панно. Уникальные двери зала, выполненные из черного дерева, облицованы орнаментом, имитирующим технику «буль» - сочетание черепаховой кости и золочёной меди. К живописным панно Алессандро Падованино (Варотари), находившимся здесь и до перестройки, прибавились несколько панно меньшего размера работы русского живописца Федора Антоновича Бруни. Над дверями помещены рельефные медальоны с портретами российских фельдмаршалов: П. А. Румянцева, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, И. Ф. Паскевича. В настоящее время здесь выставлены два шедевра эрмитажной коллекции - «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, поэтому зал назван именем великого итальянского художника.

К концу 1850-х годов отделка новых залов Невской анфилады Старого Эрмитажа была завершена. Эта жилая половина предназначалась для сына императора Александра II - наследника-цесаревича Николая Александровича. Но смертельно больной наследник скончался в Ницце в 1865 году, и его комнаты, которые он так никогда и не увидел, стали одной из запасных половин зимней императорской резиденции.

Во второй половине XIX - начале XX века назначение залов парадной анфилады менялось несколько раз. До 1899 года здесь размещалась обширная коллекция французской и фламандской живописных школ, которая, после передачи собрания картин русской школы в Музей Александра III (ныне Государственный Русский музей), заняла их место в залах Нового Эрмитажа. Освободившимся помещениям вернули их первоначальное назначение жилых покоев 7-й запасной половины Зимнего дворца. В роскошных интерьерах иногда останавливались именитые гости императорского Двора.

Через несколько десятилетий залы вновь были отданы музею. Ныне в этом архитектурном обрамлении середины XIX века существует одна из самых знаменитых эрмитажных коллекций - собрание итальянских произведений искусства эпохи Возрождения.

Здание Старого Эрмитажа занимает пространство, ограниченное с востока узким каналом - Зимней канавкой, соединяющей две реки - широкую полноводную Неву и маленькую извилистую Мойку. На противоположном берегу в начале XVIII века стоял Зимний дворец Петра I, к концу столетия обветшавший и опустевший. На месте этого ансамбля Екатерина II в 1783 году повелела своему придворному архитектору Дж. Кваренги возвести новый придворный театр. Указ о его строительстве был подписан 6 ноября 1783 года. Кваренги удалось создать подлинный архитектурный шедевр - один из совершенных дворцовых театров в России и Европе. В качестве цоколя архитектор использовал первый этаж старого Зимнего дворца Петра I, устроив на его основании театральный зал и сцену. Театр начинается с фойе, расположенного в верхней части арки-перехода. Две продольные стены зала, прорезанные с пола до потолка окнами, создают иллюзию открытого пространства над гладью Невы, с одной стороны, и над замкнутым, изысканным миром вытянувшихся вдоль Мойки петербургских строений - с другой.

Современный вид фойе приобрело к 1904 году, после новой отделки, выполненной архитектором Леонтием Николаевичем Бенуа в подражание стилю рококо. Зрительный зал восхищает уравновешенностью и соразмерностью пропорций. Взяв за основу форму древнеримского театра, Кваренги расположил ряды сидений в виде амфитеатра.

Сценический портал и стены Кваренги оформил коринфскими колоннами, облицевал их полихромным искусственным мрамором, умело ввёл в ансамбль зала декоративные рельефы и скульптуру, которые запечатлели небесных и земных богов. Театр стал любимым местом отдыха императрицы Екатерины II. Здесь гармонично соединились все лучшие достижения европейской театральной архитектуры - великолепная акустика, удобная сцена, комфортабельные места для зрителей - с изяществом и камерностью, присущими домашнему императорскому театру. На спектаклях обычно присутствовал весь Двор, семья наследника, дипломаты - иногда до 200 приглашённых. Архитектура зрительного зала приводила в восторг современников. На его подмостках выступали труппы лучших российских и зарубежных исполнителей.

В настоящее время в Эрмитажном театре идут спектакли, выступают артисты ведущих постановок Санкт-Петербурга, России и всего мира. Особую достопримечательность Эрмитажного театра составляет разместившаяся в нижнем его этаже мемориальная экспозиция «Зимний дворец Петра I». Она создана совсем недавно - в ходе реконструкции театра, осуществлённой в 1987-89 годах специалистами Эрмитажа. Предпринятые в то время обширные археологические исследования подвалов театра выявили подлинные архитектурные фрагменты Петровского дворца, строительство которого было начато в 1716 году по проекту архитектора Георга Иоганна Матарнови и закончено в 1723 году, после его смерти, Доменико Трезини. Дж. Кваренги не разрушил постройку, сделав первый этаж дворца Петра основанием здания Эрмитажного театра, и тем самым дал возможность 200 лет спустя воссоздать его внутренний двор, галерею с аркадой и часть интерьеров. Комнаты Третьего, и последнего, Зимнего дворца Петра I сохранились без внутренней отделки.

В воссозданных после реставрации Столовой, Кабинете и Токарне представлены бывшие в употреблении при царском Дворе предметы из запасников Эрмитажа. В сохранившемся дворе, покрытом брусчаткой петровского времени, стоит прогулочная карета, сделанная по рисункам Никола Пино. Ныне в экспозиции дворца Петра I находится посмертная восковая фигура, или «Восковая персона», царя, выполненная Б. К. Растрелли. Слепки с лица Петра I и кистей рук были сделаны скульптором после смерти императора. Законченная работа представляет собой точную копию его внешнего облика. Так в Эрмитажном театре встретились две исторические эпохи, овеянные гением двух великих императоров - Петра I и Екатерины II.

Новый Эрмитаж

Идея строительства Нового Эрмитажа, объединившего в своих стенах художественные сокро­вища императорской короны, рассредоточенные прежде по собраниям Малого и Старого Эрми­тажей, Таврического, Аничкова, Царскосельского, Петергофского и остальных царских дворцов, принадлежала императору Николаю I, по указу которого в 1842-51 гг. неподалеку от Зимнего дворца был возведен новый музей, дополнивший архитектурный облик пе­тербургской императорской резиденции. Проект здания исполнен известным архитектором Лео фон Кленце (1784-1864) - автором двух знаменитых мюнхенских музеев - Пинакотеки и Глиптотеки, сооруженных для размещения живописных и скульптурных коллекций бавар­ского короля Людвига I. В 1838 г. их посетил Николай I и, находясь под сильным впечатле­нием от увиденного, заказал у Кленце спроективровать «Императорского Музеума» в Санкт-Петербурге.

Российский монарх поставил перед зодчим задачу, превосходившую по масштабу и сложно­сти решения все прежние проекты автора. В Новом Эрмитаже, первом художественном музее России, должны были воплотиться самые передовые представления о музее как об универ­сальном вместилище художественного опыта человечества. Огромные коллекции предполага­лось разместить в нём согласно четкой системе и методике, позволявшей получить макси­мально полные сведения об истории мирового искусства. Кроме того, согласно воле Николая I, фасады и интерьеры Императорского музеума должны были иметь парадный облик, подобаю­щий статусу императорской резиденции, частью которой он являлся.

Именно таким музеем в музее, в котором гармонично сосуществуют разнообразные жанры и формы изобразитель­ного искусства и архитектуры, создал Кленце Новый императорский Эрмитаж. Величественное здание, экстерьер которого оформлен в неогреческом стиле, получило и свой архитектурный символ - портик с десятью фигурами атлантов. Исполненные в сердобольском граните в мастерской скульптора Александра Ивановича Теребенева, они, подобно древним Пропилеям, оформляют вход в Храм высокого искусства.

В создании Нового Эрмитажа выдающаяся роль принадлежала Строительной комиссии, объединившей в своем составе ведущих зодчих и ин­женеров Петербурга, среди которых два архитектора - В. П. Стасов и Н. Е. Ефимов - по праву считаются соавторами Л. фон Кленце. Уникальная отделка каждого фасада, залов, гале­рей или кабинетов Нового Эрмитажа создана по авторским проектам Кленце. Именно ему принадлежит главная заслуга в создании грандиозного ансамбля музейных интерьеров, кото­рые при всем богатстве и многообразии форм и видов живописной, скульптурной и декоратив­ной отделки оставляют впечатление удивительно целостного архитектурно-музейного про­странства.

Согласно генеральной планировке, помещения нижнего этажа Нового Эрмитажа были отданы для коллекций скульптуры, тогда как залы верхнего этажа должны были вмес­тить живописные собрания императорского музея. Главную парадную анфиладу на втором этаже образуют три так называемых Больших Просветных зала. Уникальный тип гигант­ских сводчатых перекрытий, завершенных световыми фонарями, дал им это отличи­тельное название. Именно здесь размести­лись самые крупные картины из собраний итальянской и испанской школ живописи, для экспонирования которых верхнее есте­ственное освещение считалось наиболее выгодным.

Просветные залы

Под благородным сиянием золо­той лепнины сводов, на фоне темно-красных стен в едином пространстве интерьера тор­жественно сосуществуют холсты великих мастеров, столы, вазы, торшеры из мала­хита, порфира, родонита, яшмы, лазурита, изготовленные на Петергофской, Екатеринбургской и Колыванской гранильных фабриках. Со стороны Зимней канавки к Большим Про­светам примыкает вытянутая галерея, представляющая собой повто­рение Лоджий Рафаэля в Ватикане. Галерея, построенная в XVI веке архитектором Браманте и в дальнейшем расписанная Рафаэлем в технике фрески, была воссоздана в Петербурге согласно держав­ной воле императрицы Екатерины Великой в 1783-92 годах. Архитектурные обмеры в Риме выполнил Дж. Кваренги и в точном со­ответствии с ними возвел корпус в Петербурге.

Копии фресок Рафаэля были заказаны римскому живописцу Кристофу Унтербергеру, кото­рый вместе с помощниками перенес на холсты ватиканские шедевры мастера. В1787-88 годах их укрепили в интерьерах петербургских Лоджий Рафаэля. Галерея состоит из тринадцати отсеков - Лоджий. Их стены и своды покрыты затейливой декоративной росписью, так называемым гротескным орнаментом, созданным Рафаэлем под вли­янием античных росписей, которые он изучал на раскопках Древнего Рима. В каждом своде помещены четыре картины на библейские сюжеты - от основания мира и истории Адама и Евы до распятия Христа. Второе своё рождение этот ансамбль пережил в середине XIX столетия.

Анфилада

Когда строился Новый Эрмитаж, старый корпус Лоджий Рафаэля был разобран, а росписи, выполненные в XVIII веке на холстах, демонтированы. Согласно воле Николая I архитектор Кленце включил в состав Императорского Музеума полное воссоздание Лоджий Рафаэля. Так, живо­писные копии почти уже утраченных ныне ватиканских фресок великого мастера Ренессанса нашли достойное место в ансамбле интерьеров музея. Однако Картинная галерея занимала не все залы второго этажа Нового Эрмитажа. Вся анфилада, расположенная вдоль Лоджий Рафаэля - от современного зала Итальянской майолики до Рыцарского и Двенадцатиколонного залов, - включала коллекции камнерезного искусства и нумизматики. Отделка этих интерьеров отличалась большей декоративной насыщенностью. Полихромные росписи стен и потолков, рельефы и лепнина, а также уникальные наборные паркеты составляли драгоценное обрамление коллекций миниатюрных произведений глиптики и медальерного искусства.

Античная живопись

Историческая галерея древнейшей живописи, подобно Лоджиям Рафаэля, является ещё одним художественным ансамблем Нового Эрмитажа, в котором цикл монументальных росписей доминирует в убранстве интерьера. Стены галереи украшают 86 уни­кальных картин, написанных в древней технике энкаустики - восковыми красками на медных досках. Исполненные мюнхенским живописцем Георгом Хильтеншпергером, они запечатлели события античной истории и легендарные сюжеты, повествующие о происхождении искусства в древности, об открытиях и достижениях античных живописцев, об изобретениях различных техник и технологий живописи, о расцвете искус­ства в Элладе и его упадке в Древнем Риме, в смутные времена нашествия вандалов.

Легендарная история искусств, представленная на стенах Галереи Истории древней живописи, ныне во многом преданная забвению, по замыслу зодчего должна была предварять встречу посетителей музея, попадавших сюда по Парадной лестнице, с подлинными шедеврами европейской живописи в залах второго этажа Нового Эрмитажа. Широкая и пологая Парадная лестница, разделенная на три марша, образует выразительную перспективу, в которой белые мраморные ступени, великолепный желтый стюк стен эффект­но контрастируют с гранитными колоннадами верхних галерей, залитых с двух сторон пото­ками света. Двадцать колонн из сердобольского гранита поддерживают кессонированное перекрытие потолка, завершают ритмически стройную, изысканную по цвету архитектур­ную композицию верхней площадки и галерей Парадной лестницы. С 1861 года здесь была выставлена коллекция западноевропейской скульптуры конца XVIII - начала XIX века, в которой особо выделялись работы ведущих мастеров неоклассицизма - Антонио Пановы и Бертеля Торвальдсена.

Коллекции античного искусства расположились в специально созданных для них залах пер­вого этажа. В отделке интерьеров этой части здания Кленце достиг подлинного совершенства. Создавая наиболее гармоничное пространство для экспонирования античной и современной мраморной скульптуры, декоративных ваз, мелкой пластики, нумизматики и глиптики Древ­него мира, зодчий тонко стилизовал историческую среду, в которой существовали эти про­изведения.

По сторонам от Парадного вестибюля, решённого в формах древнего перистиля, Кленце разместил собрания античной пластики Греции и Рима.

Зал Диониса

Зал Диониса воспроизводит облик древней галереи, продольные стены которой расчленены мощными столбами, пол декорирован полихромной мозаикой, а отделка потолка стилизована в духе древнего кессонированного перекрытия. Облицованный красным искусственным мрамором, зал служит пре­красной средой для экспонирования беломраморных античных статуй. Классическая уравно­вешенность пропорций отличает скульптурные композиции, шкафы, витрины, кресла, диваны для посетителей, выполненные в «неогреческом» стиле по эскизам фон Кленце. Подобный эффект синтеза архитектуры интерьера и музейной экспозиции присутствует также в Двадцати­колонном зале и Зале Юпитера.

Огромное пространство Зала Юпитера напоминает своим мас­штабом чертоги римских императоров. Гигантский плоский свод, прорезанный мощными рас­палубками, декорированный полихромными рельефами, опирается на мощные, выступающие из стен пилоны. Они отделаны искусственным мрамором темно-зеленого тона, имитирую­щим квадры с произвольным рисунком тек­стуры. На фоне продольной стены, в глубо­ких западинах, образованных пилонами, на благородном зеленом фоне красуются бело­мраморные статуи античных богов, рельеф­ные саркофаги, бюсты римских императоров. Общий декоративный эффект усиливает на­борный паркет, выполненный в технике фло­рентийской мозаики.

Двадцатиколонный зал

В Двадцатиколонном зале Кленце мастерски стилизовал простран­ство античного храма, разделив помещение двумя рядами монументальных ионических колонн. Зал проектировался архитектором специально для коллекции греко-этрусских ваз. В связи с этим в декорировку стен, ба­лок и кессонов перекрытия Кленце включил орнаментальные, растительные и многофи­гурные композиции, выполненные в духе ан­тичной вазописи. Подлинное произведение искусства - мозаичный пол, выполненный в сложнейшей технике венецианского терраццо мастерами Петергофской гранильной фабрики, представляет собой самостоятель­ный экспонат зала. Ныне в пространстве Двадцатиколонного зала за стройными ряда­ми колоннад красуются расписные античные вазы, изделия из стекла, металла, драгоценные геммы.

Строгая классическая стилизация, пре­обладающая в отделке интерьеров первого этажа Нового Эрмитажа, оттеняет благород­ную красоту произведений искусства ан­тичного мира, являясь высшим достижением в искусстве музейного интерьера XIX столетия.

Впервые Новый Эрмитаж стал доступен для посещения посетителей 5 (17) февраля 1852 года. Музей, по указаниям Николая I, стал продолжением императорской резиденции.

Государственный Эрмитаж занял первую строчку рейтинга лучших музеев Европы, который составил популярный туристический портал TripAdvisor. Список был сформирован на основе отзывов и рецензий о 509 культурных учреждениях мира. В рейтинге Эрмитаж обошел музей Орсе в Париже и Академию изящных искусств Флоренции.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Чтобы не потеряться в такой «сокровищнице», сайт составил три маршрута - на час, три часа и целый день - которые помогут туристам не заблудиться в залах лучшего музея Европы.

Экспресс: Эрмитаж за час

Обойти все залы современного Эрмитажа за час невозможно, даже если бежать, не глядя по сторонам и не останавливаясь у картин и скульптур. Однако иногда посетители музея ставят перед собой такую задачу - чаще всего это гости Северной столицы, которым за пару дней нужно и в Петергоф съездить, и в театре побывать, и по Неве на катере покататься.

Ограничившись одним часом, придется отказать себе в удовольствии от неспешной прогулки. Чтобы проще было ориентироваться в коридорах и залах, можно скачать на смартфон официальное приложение музея - так вы сможете свободно перемещаться без экскурсионной группы.

Если вы располагаете совсем небольшим количеством времени, то лучше всего выбрать несколько наиболее ярких экспонатов и проложить оптимальный маршрут с помощью одного из информационно-справочных киосков - машина сама выберет кратчайший путь между выбранными точками и выдаст вам распечатанную карту с текстовой навигацией. Вот самые популярные экспонаты музея.

«Мадонна Литта»

"Мадонна Литта" - картина, на которую съезжаются посмотреть туристы со всего мира. Фото: www.russianlook.com

Одна из двух картин Леонардо да Винчи в Эрмитаже. Экспонируется в зале да Винчи на втором этаже. «Мадонна с Младенцем (Мадонна Литта)» была написана в 1490-1491 годах в Милане. Один из шедевров Ренессанса. Картина поступила в Эрмитаж в 1865 году из собрания герцога Антонио Литта в Милане. Подготовительный рисунок к эрмитажному полотну хранится в Лувре.

«Мадонна Бенуа»

"Мадонна Бенуа" также известна как "Мадонна с цветком". Фото: www.russianlook.com

Второй шедевр Леонардо в коллекции Эрмитажа. Картина «Мадонна с цветком» поступила в собрание из семьи Бенуа, с чем и связано ее расхожее название. Написанная в 1478 году, она стала одной из первых независимых работ молодого да Винчи. В одном из соседних залов можно полюбоваться знаменитой «Данаей» Тициана.

«Возвращение блудного сына»

Рембрандт часто использовал библейские и мифологические сюжеты. Фото: www.russianlook.com

Картина хранится в зале Рембрандта наряду с 23 другими полотнами великого голландского мастера. Полотно датируется 1668-1669 годами и повествует о евангельской притче. Этот сюжет художник использовал не раз, а эрмитажную картину написал незадолго до смерти. Также в этом зале на втором этаже Зимнего дворца можно увидеть другие его полотна: «Флора» (1634), «Даная» (1636), «Жертвоприношение Авраама» (1635) и «Снятие с креста» (1634).

«Вакх»

"Вакх" - одна из картин, благодаря которым появилось выражение "рубенсовские формы". Фото: Creative commons

С голландским живописцем соседствуют мастера Фландрии, и один из самых известных - Питер Пауль Рубенс. В коллекции Эрмитажа хранится 22 картины и 19 эскизов, сделанных художником. Всем знакомый «Вакх» датируется 1638-1640 годами и поступил в музей в 1772 году из собрания Пьера Кроза в Париже. С «Вакхом» рядом вы увидите картины «Союз Земли и Воды» (1618), «Персей и Андромеда» (начало 1620-х) и «Возчики камней» (около 1620).

Три часа и три миллиона

В Государственном Эрмитаже более трех миллионов экспонатов - чтобы вдумчиво разглядеть их все, потребуется ходить не один месяц и объехать не одно здание. Поэтому, даже имея в запасе три часа на свободное посещение Эрмитажа, лучше заранее продумать пункты, обязательные для посещения. Проще всего выбрать один из этажей - ему будет соответствовать один исторический период. Короткий маршрут по залам поможет проложить все тот же информационно-справочный киоск.

Есть и другой вариант - выбрать самую интересную коллекцию и сосредоточиться на ней. Как правило, после залов да Винчи и Рембрандта больше всего желающих - у входа в эрмитажную Галерею драгоценностей. Правда, туда можно попасть только с экскурсионной группой.

Галерея драгоценностей была названа так еще при Екатерине Великой. Состоит она из Золотой и Бриллиантовой кладовых.

Золотая кладовая включает около полутора тысяч золотых предметов из Евразии, Античного Причерноморья и Востока, изготовленных с VII в. до н.э. по XIX в. н.э. Вот самые интересные из них:

Нащитная бляха в виде фигуры оленя (около 600 г. до н.э.)

Анималистические мотивы характерны для скифского искусства. Фото: creaitve commons / sailko

Относится к коллекции «Золото скифов». Обнаружена в станице Костромской при раскопках Костромского кургана. В основе коллекции - находки из курганов Прикубанья, Поднепровья, Крыма. Еще одна жемчужина коллекции, вошедшая во все учебники истории - золотой гребень с изображением сражающихся воинов (конец V - начало IV вв. до н.э.), найденный в кургане Солоха в Приднепровье.

Погребальная маска царя (III в.) - один из самых ярких экспонатов греческого зала «Золотой кладовой». Она была обнаружена в Керчи, в некрополе Пантикапея. Там же выставлены пара золотых серег с фигуркой Артемиды (325-300 гг. до н.э.), рог с наконечником в виде полуфигуры собаки (середина V в. до н.э.), диадема с геракловым узлом (II в. до н.э.) и многое другое.

Также в «Золотой кладовой» можно увидеть шедевры гуннского ювелирного искусства времен Великого переселения народов (украшения одежды и головного убора, убранство конского снаряжения), роскошную утварь, сосуды, оружие Востока.

Вторая часть галереи - «Бриллиантовая кладовая» - посвящена развитию ювелирного дела. Здесь представлены украшения из Византии, Киевской Руси и средневековой Европы, созданные с III тысячелетия до н.э. до начала XX столетия. В частности - предметы, созданные европейскими ювелирами в XVI-XVII веков и XVIII-XIX веков, и, наконец, работы петербургских ювелиров - предметы из обихода императорской семьи. В собрании кладовой хранятся памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия легендарной фирмы Карла Фаберже.

Букет цветов (1740), мастер Иеремия Позье. Яшма, агат, тигровый глаз, кремень, альмадин, берилл, бирюза, коралл, опал, корунды, аквамарины, топаз, аметист, бриллианты, алмазы, бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды. Упоминается среди вещей Екатерины II.

Драгоценный букет прикалывали к корсету. Фото: Creative commons / shakko

День в Зимнем

Провести весь день в Эрмитаже - довольно распространенная практика среди туристов, путешествующих вне группы и готовых свободно распоряжаться временем. Петербуржцы так щедро относятся к своему времени реже, однако 250-летие великого музея может стать дополнительным стимулом к тому, чтобы посвятить целый день любимым произведениям искусства.

Можно начать с первого этажа - там вас ждут египетские боги, саркофаги и вазы, история Античного мира и мумия скифского вождя.

Египетский зал - одно из любимых мест в экскурсии у школьников. Фото: Creative commons / Thomas Ault

Затем по Иорданской лестнице можно подняться в Фельдмаршальский зал и завернуть в портретную галерею Романовых. Далее - Малахитовый зал, библиотека Николая II и экспозиция «Русский интерьер XIX - начала ХХ веков».

В юго-восточной части второго этажа, осмотрев Белый зал, можно подняться наверх, чтобы увидеть работы западноевропейских художников XIX-XX веков и отдельно - порядка 250 полотен французских импрессионистов. Здесь вас ждут семь картин Клода Моне - от «Дамы в саду» (1867) до «Моста Ватерлоо» (1903), два парижских вида Писсаро, три пейзажа Сислея, пастели Дега. Здесь же - Сезанн и Гоген, Ван Гог и 37 полотен Анри Матисса, среди которых «Танец» и «Музыка» (оба 1910). Рядом - 31 картина Пикассо, от ранней «Любительницы абсента» (1901) до «Женщины с веером» (1908).

В Эрмитаже представлены 37 полотен Анри Матисса. Фото: Creative commons

После можно снова спуститься на второй этаж и пройти по царским залам для торжественных приемов - Гербовому залу, галерее 1812 года и Георгиевскому залу. Затем можно посетить Малый Эрмитаж и под конец дня, когда поток посетителей из самых популярных залов схлынет, дойти до легендарных Тициана, да Винчи, Рафаэля и Рембрандта. На прощание можно спуститься в залы греческого и римского искусства.

Эрмитаж. 5 зданий. 20 км коридоров. 350 залов. 60000 картин. Для просмотра которых вам понадобится 40 суток. Если останавливаться у каждой картины хотя бы на 1 минуту.

Своему названию Эрмитаж уже давно не соответствует. В переводе с французского это слово означает “укромное место, келья”. Таким он был до середины 19 века. Когда посетить его могли лишь избранные. По специальным пропускам. В 1852 году музей был открыт для всех желающих.

В коллекции так много шедевров, что наметить маршрут по музею очень непросто. Вот лишь 7 гениальных полотен. Разных эпох и стилей. Которые стоит увидеть каждому.

1. Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Произведений в Эрмитаже немного. Но среди них аж две работы . Это при том, что в мире всего 19 работ мастера! Музей приобрёл шедевр в середине 19 века. У итальянской аристократической семьи Литта.

Картина вернулась в Россию. Потому что она там уже гостила. За полстолетия до этого ее привёз с собой Джулио Литта, представитель рода. После того, как стал подданым России. Женился на племяннице Потёмкина. Однако его наследница, дочь падчерицы, после его смерти вернула картину своим итальянским родственникам.

Картина небольшая. 41 на 32 см. Но через несколько секунд вы перестаете это замечать. Настолько в маленьком пространстве картины вмещается что-то очень величественное. Вневременное.

Мать с большой нежностью смотрит на младенца. Он припал к груди. Немного грустными глазами он смотрит в нашу сторону. Ведь за пять минут до этого разыгралась маленькая драма. Дева Мария решила отлучить ребёнка от груди. Вырезы для кормления были аккуратно зашиты.

Но она не устояла перед просьбами и плачем младенца. Один вырез был в спешке разорван. Так Леонардо изобразил милосердие и любовь матери к своему ребёнку.

2. Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504 г.


Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1502 г. Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург

Ещё один шедевр хранится в Эрмитаже. “Мадонна Конестабиле” Рафаэля. Ее купил для своей супруги Александр II. Покупка была скандальной.

Общественность в Италии была возмущена тем, что их наследие покидает страну. Ругали владельца, графа Конестабиле. Уговаривали не продавать. Даже собирали деньги, чтобы выкупить шедевр и оставить на родине. Но не собрали. Картина досталась России.

Хранится она в своей “родной” раме. Которая была исполнена по рисункам Рафаэля.


Рафаэль. Мадонна Конестабиле (с рамой). 1504 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Rushist.com

Рафаэль создал свой шедевр в юном возрасте. Ему едва исполнилось двадцать лет. Но этим эта работа и ценна. Она создана в городе Перуджи. В мастерской учителя. Рафаэль ещё не видел работ и Микеланджело. Которые сильно на него повлияют.

Его искусство ещё очень самобытно. Тонкие линии. Нежные краски. Гармоничный пейзаж. Мы видим его гений в первозданном виде. Благодаря “Мадонне Конестабиле”.

3. Караваджо. Лютнист. 1595-1596 гг.


Караваджо. Лютнист. 1595-1596 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

“Лютнист” Караваджо был куплен в начале 19 века. По просьбе Александра I. Долгое время картина висела в Эрмитаже под названием “Лютнистка”. Настолько юноша изображён чувственным. Лишь плоская грудь говорит о том, что перед нами не девушка.

Молодой Караваджо заметил, что картины с такими юношами пользуются успехом у некоторых представителей католической церкви. Поэтому он охотно их писал.

Но вскоре он откажется от подобных сюжетов. Все чаще изображая трагичные библейские истории. . Успение Марии. .

Караваджо часто называли натуралистом. За его необычную проработку деталей. Попорченные фрукты. Трещина на лютне. Потертые ноты.

В “Лютнисте” Караваджо впервые использует своё знаменитое тенебросо. Когда фигуры и предметы выхватываются тусклым лучом из кромешной темноты.

Так проявляется почти осязаемый объём. А эмоции персонажа приобретают драматический оттенок. Такой театральный эффект станет очень популярным в эпоху Барокко.

О работах художника читайте в статье .

4. Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669 г.


Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Arthistory.ru

Картина “Блудный сын” – одно из самых ранних приобретений Эрмитажа. Она была куплена у французского герцога по приказу Екатерины II ещё в 1766 году.

Это последняя картина Рембрандта. У неё всегда собирается толпа. Потому что она на многих производит сильное впечатление.

Перед нами сюжет из Евангелия от Луки. Младший сын скитался по свету. Тратил наследство отца. Все промотал. Находясь в плену своих страстей.

И вот в уже крайней нужде вернулся к порогу отцовского дома. Его одежда превратилась в лохмотья. Тапки стоптаны. Голова брита, потому что за плечами каторга. Отец милосердно принимает сына. Он склонился над ним и мягко положил руки на его плечи.

На картине – полумрак. Лишь слабый свет вылепливает фигуры. Женщина на заднем плане еле различима. Возможно, это мать вернувшегося сына.

Картина о родительском милосердии. О всепрощении. О том, что даже у опустившегося человека есть надежда обрести приют. Уняв гордыню. Преклонив колени.

О картине также читайте в статье

5. Гейнсборо. Дама в голубом. 1778-1782 гг.


Томас Гейнсборо. Портрет дамы в голубом. 1778-1782 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Be-in.ru

В начале 20 века “Дама в голубом” была передана Эрмитажу по завещанию дворянина Алексея Хитрово. Безвозмездно.

Считается одной из лучших работ Гейнсборо. Хотя он не любил писать портреты. Вынужден был их выполнять на заказ, чтобы прокормить семью. Благодаря портретам и прославился.

Гоген был очень неординарным человеком. На четверть перуанец, его всегда влекло подальше от шумных городов. И однажды он добрался до Таити.

Там и была написана “Женщина, держащая плод”. Плоскостность изображения. Яркие краски. Экзотичность деталей (на дороге “волны” песка и травы, как на японских картинах).

Обратите внимание, насколько краска положена тонким слоем. Мы видим текстуру холста. Гоген был крайне беден. Краска дорого стоила. Приходилось ее беречь.

Такую необычную живопись публика плохо принимала. Гоген нищенствовал. Лишь за несколько лет до смерти его картины начали покупать.

О художнике читайте также в статье Анри Матисс. Танец (II). 1909-1910 гг. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картину “Танец” заказал русский купец и коллекционер Сергей Щукин. Перед отправкой в Россию панно показали на выставке в Париже. Публика работу очень ругала. Щукин привык к тому, что его называют собирателем всякого хлама.

Но на этот раз дрогнул. Отказался от заказа. Потом передумал, извинился перед художником за свою слабость. Картина вместе с парной к ней работой “Музыка” благополучно добралась до России.

Сейчас этот “хлам” считается одним из главных шедевров модернизма. На ней – образ золотого века человечества. Такова была эпоха. Люди наслаждались прогрессом и искусством. Считали, что живут в самое благополучное время. Но это было лишь затишье перед бурей. Впереди – страшные испытания в виде мировых войн.

Картина написана лишь тремя красками. Что ещё больше подчёркивает символичность фигур. Они кружатся в неистовом танце. Это квинтэссенция страстного, чистого движения.

Но эта эмоциональность не хаотична. Она уравновешивается движением по кругу, центробежной силой. А ещё классическими очертаниями левой фигуры.

Коллекция Эрмитажа грандиозна. Недаром музей занимает 13 место в мире по посещаемости. Но есть и свои особенности.

Целый век коллекция формировалась за счёт приобретения частных собраний. Владельцы которых не думали о том, чтобы показать будущим поколениям все вехи развития живописи.

Поэтому в коллекции очень много произведений барокко и рококо. Нимфы. Ангелочки. Пышнотелые красавицы. Натюрморты с изобилием фруктов и омаров. Которые так хорошо смотрелись в столовых знатных особ.

Как результат, в коллекции есть “белые пятна”. Например, в Эрмитаже – значительная коллекция голландских живописцев. Но среди них нет ни одной работы .

Увы, коллекция Эрмитажа пережила ещё и серьёзные потери. После революции 1917 года советское правительство продало 48 шедевров!

Россию покинула “Венера у зеркала” . “Мадонна Альба” Рафаэля. “Поклонение волхвов” . Это тоже часть истории Эрмитажа. Печальная часть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

    Скорее, не отдельных экспонатов, а их видов. Например, греческие расписные вазы,картины Рубенса,Рембрандта, Матисса, Пикассо,Тициана, Ван Дейка, Боттичелли, Леонардо да Винчи, монеты, медали.

    Эрмитаж - художественный и культурно-исторический музей России. Находится он в Санкт-Петербурге.

    Считается одним из значительных и крупнейших музеев не только России, но и всего мира.

    Эрмитаж - сложный музейный комплекс.

    Коль уж человек по той или иной причине попал в Эрмитаж, ему следует посмотреть на следующее:

    Наверное, нет ни одного человека, не музейного работника, кто признался бы, что он изучил все экспонаты Эрмитажа. Ученые подсчитали, что если остановится у каждого экспоната и внимательно изучить его, то уйдет 8 лет! Тут уж как в песне: Жизни не жалко.

    Одним из самых интересных экспонатов являются часы -павлин, которые князь Потемкин подарил Екатерине 2.

    Во-вторых, это Черный квадрат Малевича 1932 года. Говорят, что каждый человек открывает в этой картине свой оттенок черного. Да уж, пятьдесят тысяч оттенков черного.

    В-третьих, это Египетский зал на 1 этаже.

    В четвертых это прекрасные истинные картины Рафаэля, Пикассо, Да Винчи,

    В пятых это скульптуры.

    В шестых, это женщины-призраки, которые, по словам очевидцев появляются в окнах.

    В седьмых, это кошки Эрмитажа -сотни кошек живут в музее.

    В восьмых это окна, балконы и виды с них.

    В девятых, это Иорданская лестница в северо-восточной части Зимнего дворца.

    И в десятых - лично для меня, хотя не многие обращают внимание на потолок - это поистине императорские люстры Эрмитажа!

    Эрмитаж - это не только один из самых больших культурных, художественных и исторических музеев нашей страны, но и Европы и даже мира.

    Этот замечательней музей является культурным центром, где собраны лучшие экспонаты. Эрмитаж стоит посетить хотя бы раз в жизни, чтобы получить эстетическое удовольствие и употребить эти культурные яства со всего мира собранные воедино.

    Чтобы посмотреть хотя бы треть экспонатов, нужно приходить в Эрмитаж ни раз и ни два.

    Гостю этого прекрасного культурного центра советую обязательно посмотреть следующие 10 экспонатов:

    1). Иорданская Лестница:

    2). Пазырыкский курган:

    3). Галерея портретов императорской династии Романовых:

    4). Фрески из буддистских пещерных и наземных храмов:

    5). Павильонный зал:

    6). Мадонны Леонардо да Винчи:

    7). Зал Рембрандта:

    8). Теребеневская (Парадная) лестница и портик с атлантами:

    9). Лоджии Рафаэля:

    10). Рембрандт Данная:

    Эрмитаж представляет собой очень крупный музей мирового формата. И это неудивительно ведь он содержит в себе больше трх миллионов экспонатов, на которые можно восторженно и изумлнно посмотреть. Но дело в том, как вы понимаете, все три миллиона экспонатов невозможно посмотреть, особенно если вы проездом или просто на отдыхе. Так вот среди десяти основных я бы выделила для просмотра следующие:

  • Леонардо да Винчи Мадонна Лита

    Джорджоне Юдифь

    Матисс Танец

    Зимний Дворец

    Рыцарский зал. Доспехи.

    Рембрандт Даная

    Часы Павлин

    Портик Нового Эрмитажа. Атланты.

    Петровский зал.

    Главная лестница Зимнего дворца

    Государственный Эрмитаж является одним из крупнейших мировых музеев. Его выставки и экспозиции насчитывают более трех миллионов экспонатов. Как же тут не заблудиться и не пропустить самое важное? Если говорить о десяти самых известных из них, то я бы начала с:

    • Пикассо, Портрет Солера . Это картина является одной из самых известных, относится к голубому периоду мастера, картина - воплощение одиночества, по эмоциональности ей немного найдется равных.
    • Микеланджело, Скорчившийся мальчик - скульптура, шедевр эпохи Возрождения.
    • Рогир ван дер Вейден, Св. Лука, рисующий Мадонну - эта картина бельгийского художника первоначально была разделена на две - одна половина принадлежала Николаю I, вторая - Александру III. Даже сейчас, если внимательно присмотреться, виден небольшой след от стыковки.
    • Рембрандт, Портрет старика в красном - одна из самых мощных и реалистичных картин Рембрандта.
    • Статуи Атлантов перед входом в Новый Эрмитаж. Величественные статуи - один из символов Петербурга.
    • Зал Леонардо да Винчи - здесь выставлено две замечательные картины художника - Мадонна Бенуа и Мадонна Литта.
    • Голова Афины - существует много скульптур Афины, но голова Афины, хранящаяся в Эрмитаже, - самая завораживающая. Мрамор безукоризненно передает ее смелый и мудрый взгляд, сохранивший свою яркость со дня создания.
    • Рыцарский зал . Посетители Рыцарского зала имеют возможность ознакомится с оружием и броней, созданными в 15-17 веках.
    • Иорданская лестница - мраморная лестница украшена скульптурами и орнаментами, позолотой. Благодаря своей красоте, она является одним из самых часто фотографируемых достопримечательностей музей.

    На десятое место я поставлю свою любимую экспозицию в Эрмитаже:

    • Зал Огюста Родена . Заглядываю в него всегда, при любом посещении.
  • Для осмотра всех экспонатов Эрмитажа может потребоваться много лет.Но есть такие экспонаты,которые нужно посмотреть в первую очередь.Неразгаданная загадка это гробница Гомера.Это предмет,за которым гонялись все авантюристы мира.Нужно посмотреть ее несомненно.

    Посмотреть нужно в египетском обязательно древнейший египетский памятник,это статую богини войны и воздаяния Мут-Сохмет,которая является гневной богиней.

    Кланяющийся Петр-это восковая персона Петра, над которой трудились отечественные и европейские мастера после того,как он умер.

    Картину Черный квадрат Малевича,которая датирована 1932 годом можно тоже увидеть в Эрмитаже.

    Вероятно изначально нужно посмотреть сам Зимний Дворец,он тоже является экспонатом.

    Обязательно нужно заглянуть в Малахитовую комнату.Посмотрите в любом случае полотна импрессионистов-работы Пабло Пикассо,интересна будет и экскурсия по покоям царя.

Самому главному музею России - Эрмитажу - уже более 250 лет. Это крупнейший музей нашей страны. Мы собрали самые интересные факты, которые, вероятно, многим неизвестны.

Когда-то попасть в Эрмитаж не мог даже Пушкин

Эрмитаж появился как частная коллекция Екатерины Великой: императрица приобрела собрание из 317 ценных картин за 183 тысячи талеров. Полотна разместили в уединенных залах дворца, кстати, отсюда и название: с французского «эрмитаж» означает место уединения, приют отшельника. Это собрание постепенно пополнялось новыми экземплярами, однако посетить залы мог далеко не каждый. Так, Александру Пушкину удалось посмотреть коллекцию только после просьб Василия Жуковского, влияние которого при дворе было достаточно сильным.

Открыл же Эрмитаж для посетителей Николай I в 1852 году, а к 1880 году музей ежегодно посещали уже 50 тысяч человек. Сам император любил гулять по музею в полном одиночестве: в этот момент к нему было запрещено обращаться по бытовым вопросам.

В Эрмитаже работают коты

Впервые коты в Зимнем дворце появились при Елизавете Петровне: она издала «Указ о высылке ко двору котов». Это случилось после того, как дворец стал подвергаться нападкам крыс, которые портили стены. Ну а Екатерина II подарила животным официальный статус - «охранники картинных галерей».

Сегодня в музее живут около 70 котов, и их часто называют «внештатными сотрудниками». У них есть свой паспорт, а гулять им можно везде, кроме выставочных залов. И коты - настоящая легенда музея, им шлют подарки, о них снимают фильмы (как шутят работники Эрмитажа, чаще, чем про Рембрандта) и пишут статьи. А американка Мэри Эн Эллин, которая посетила музей с внучкой, даже написала книгу для детей, посвященную эрмитажным котам.

В Эрмитаже есть никому не известные шедевры

Эрмитаж часто представляет публике ранее неизвестные работы художников. А иногда настолько неизвестные, что об их нахождении в стенах музея не знают даже сами сотрудники. Так, в 1960-х годах картину нидерландского художника совершенно случайно нашел голландский искусствовед. Сотрудники музея пригласили его выпить чай в подсобку, и под шкафом он увидел какой-то лист. Когда находку достали, оказалось, что это картина «Вакх, Церера, Венера и Купидон», принадлежащая перу Хендрика Гольциуса. А полотно приобрела Екатерина II еще в 1772 году. Картину отправили на реставрацию, после чего она заняла свое почетное место в экспозиции. Говорят, что теперь каждый сотрудник музея мечтает найти шедевр и внимательно осматривает все уголки Эрмитажа.

В начале XX века в Эрмитаже была коллекция автомобилей


Мало кто знает, но Николай II коллекционировал автомобили. Первую машину он приобрел в 1905 году, а уже через шесть лет их насчитывалось около 50 марок. Для этого между Зимним дворцом и Малым Эрмитажем построили специальный гараж.

Здесь стояли автомобили Mercedes, Delaunay-Belleville, Rolls-Royce, Brasier, Peugeot, Renault, а также российские «Руссо-Балт» и «Лесснер». В гараже было все необходимое: автомойка, бензоколонка и даже целая система парового отопления (чтобы избежать коррозии). К сожалению, большевикам тоже нравились автомобили, и при разграблении Эрмитажа в 1917 году вся коллекция Николая II бесследно исчезла.

В Эрмитаже видели привидения

Мистические истории об Эрмитаже, его призраках и оживших экспонатах - это целый пласт мифологии Санкт-Петербурга, заслуживающий отдельной истории. Но самая известная из них - легенда о Петре I. Говорят, что восковая фигура императора встает, кланяется посетителям и указывает на дверь. Кстати, в кукле и правда есть шарниры, которые позволяют ее посадить в кресло или поставить, видимо, отсюда и растут ноги у легенды.

Но есть истории и страшнее: например, про египетскую богиню Сехмет с львиной головой. Ее скульптура стоит в зале Древнего Египта. Согласно мифам, богиня войны и палящего солнца Сехмет была очень кровожадной. Говорят, что иногда в полнолуние на коленях скульптуры появляется лужа крови, которая позже исчезает.

Чтобы посмотреть все экспонаты Эрмитажа, нужно 11 лет


Эрмитаж не только один из самых популярных музеев России, но и мира. Каждый год его посещают более 5 миллионов человек, а количество экспонатов давно перевалило за три миллиона. Коллекции размещены в пяти зданиях, и нужно преодолеть 24 километра, чтобы хотя бы пройти мимо всех экспонатов. Ну а если возле каждого произведения искусства стоять хотя бы минуту, то понадобится 11 лет. И это при условии, что нужно проводить в музее ежедневно по 8-10 часов.