Как записывать формулы в экселе. Полные сведения о формулах в Excel

В этом уроке мы разберем, как создать сложную формулу в Excel, а также рассмотрим типичные ошибки, возникающие у начинающих пользователей по невнимательности. Если Вы совсем недавно работаете в Excel, то советуем сначала обратиться к уроку, где мы обсуждали создание простых формул .

Как создать сложную формулу в Excel

В приведенном ниже примере, мы продемонстрируем, каким образом Excel вычисляет сложные формулы, опираясь на порядок выполнения операций. В данном примере мы хотим вычислить величину налога с продаж за услуги по питанию. Чтобы это осуществить, запишем следующее выражение в ячейке D4: =(D2+D3)*0,075 . Эта формула сложит стоимость всех позиций счета, а затем умножит на размер налога с продаж 7,5% (записанный как 0,075).

Excel придерживается порядка действий и сначала складывает значения в скобках: (44.85+39.90)=$84.75 . Затем умножает это число на налоговую ставку: $84.75*0.075 . Результат вычислений показывает, что налог с продаж составит $6.36 .


Чрезвычайно важно вводить сложные формулы с верным порядком действий. Иначе расчеты Excel могут оказаться неточными. В нашем случае при отсутствии скобок, в первую очередь выполняется умножение, и результат будет неверным. Скобки являются лучшим способом определения порядка вычислений в Excel.


Создание сложных формул, используя порядок действий

В примере ниже мы воспользуемся ссылками совместно с количественными данными для создания сложной формулы, которая вычислит полную стоимость по счету за обеспечение питанием. Формула вычислит стоимость каждого пункта меню, а затем сложит все значения вместе.



Вы можете добавить скобки в любую формулу, чтобы упростить ее восприятие. Несмотря на то, что в данном примере это не изменит результат вычислений, мы все равно можем заключить умножение в скобки. Этим мы уточним, что оно выполняется до сложения.


Excel не всегда предупреждает об ошибках в формуле, поэтому Вам необходимо самостоятельно проверять все Ваши формулы. Чтобы узнать, как это можно сделать, изучите урок Проверка формул.

Как известно, табличный офисный редактор Excel изначально предназначен для произведения математических, алгебраических и других вычислений, для чего используется ввод специальных формул. Однако в свете того, как прописать формулу в Excel, необходимо учитывать, что большинство операций при вводе кардинально отличается от всего того, что принято использовать в обычной жизни. То есть сами формулы имеют несколько отличающийся вид и используют совсем не те операторы, которые применяются при записи стандартных вычислений.

Рассмотрим вопрос того, как прописать формулу в Excel, на нескольких простейших примерах, не затрагивая сложные операции, для понимания которых необходимо изучить программу достаточно глубоко. Но даже предварительные знания дадут любому пользователю понимание базовых принципов использования формул для разных случаев.

Как прописать формулу в Excel: начальные понятия

Итак, ввод формульных значений в программе несколько отличается от стандартных операций, использующихся символов и используемых операторов. При решении проблемы того, как прописать формулу в Excel, необходимо отталкиваться от базовых понятий, которые применяются практически во всех компьютерных системах.

Дело в том, что машина ввод сочетания вроде «2 х 2» или вынесение общего компонента за скобки («2+2)5») не понимает. Для этого предусмотрено использование нескольких типов символов, которые представлены в таблице ниже, не считая логических операторов.

При этом приоритет выполнения операций начинается от степени и заканчивается сложением и вычитанием. Кроме того, несмотря на то что Excel можно использовать, как обычный калькулятор, как правило, для вычислений необходимо указывать номера ячеек или их диапазоны. Само собой разумеется, что и формат данных в любой такой ячейке должен быть установлен соответствующий (хотя бы числовой).

Сумма и разность

Как в Excel прописать формулу суммы или разности? Итак, начнем с самого простого, когда требуется вычислить сумму. В строку формул (причем, для всех операций) сначала вводится знак равенства, после чего вписывается нужная формула. В случае с обычным калькулятором можно указать для установленной ячейки «=2+2».

Если же суммирование производится для значений, введенных непосредственно в других ячейках (например, A1 и A2), формула приобретает вид «=A1+A2». Нередко для использования дополнительных операторов сумма может заключаться в скобки. Для разности - то же самое, только с минусом вместо плюса.


Когда нужно указать номера ячеек или их диапазон, может применяться специальная команда суммы (в русском варианте "СУММ", в английском - SUM). При указании нескольких ячеек это выглядит так: «=СУММ(A1;A2)», для диапазона - «СУММ(A1:A10)» при условии того, что нужно вычислить сумму всех чисел, находящихся в ячейках с первой по десятую. В принципе, если установить активной ячейку, которая находится сразу же после последней в столбце с исходными значениями, формулу можно не вводить, а просто нажать на кнопку автоматического суммирования.

Умножение, деление и возведение в степень

Теперь посмотрим, как в Excel прописать формулу умножения или деления. Порядок тот же, что и при вводе суммы или разности, отличаются только операторы.


Для произведения используется вид «=A1*A2», для частного - «A1/A2». Это, кстати, точно такие же команды, которые можно встретить при использовании стандартного Windows-калькулятора.


Для возведения в степень применяется символ «^». Для значения в ячейке A1, которое, например, нужно возвести в квадрат, применяется формула «=A1^2».

Процентные вычисления

С процентами, если не затрагивать сложные вычисления, тоже все просто. Как в Excel прописать формулу с процентами?

Достаточно ввести формулу вида «=A1*5%», после чего вы и получите те самые пять процентов от значения в соответствующей ячейке.

Использование ввода формул на основе выделения ячеек

Но все это относилось к ручному заданию или так называемому директ-вводу формул (прямой или непосредственный ввод). На самом деле иногда бывает полезно использовать мышь и клавишу Ctrl.


При зажатой клавише мышью можно просто выделять нужные ячейки, предварительно введя необходимое вычисление в строке формул. Ячейки будут добавляться прямо в строку формул. Но, в зависимости от типа формулы, иногда круглые скобки придется ставить вручную.

Абсолютные, относительные и смешанные типы ячеек

Отдельно стоит отметить, что в программе может использоваться несколько типов ячеек, не говоря о данных, которые они содержат.

Абсолютная ячейка является неизменной и обозначается, как $A$1, относительная представляет собой ссылку на обычное местоположение (A1), смешанная - есть комбинация ссылок и на абсолютную, и на относительную ячейку ($A1 или A$1). Обычно такие форматы применяются при создании когда в формулах задействованы данные, находящиеся на разных листах книги или даже в разных файлах.

Формулы ВПР

Наконец, посмотрим, как в Excel прописать формулу ВПР (VLOOKUP). Такая методика позволяет вставить данные из одного диапазона в другой. В этом случае способ несколько похож на применяющийся при решении проблемы того, как в Excel прописать формулу «Условие», в котором используются символы, приведенные в таблице выше.

В общем смысле такие вычисления представляют собой нечто вроде простого фильтра, применяемого к столбцам, когда требуется отфильтровать только точные, а не приблизительные значения.


В этом варианте сначала через «Мастер функций» используется диапазон значений исходной (первой) таблицы, в поле «Таблица» указывается второй диапазон с фиксацией содержимого (F4), далее указывается номер столбца, а в поле интервального просмотра устанавливается значение «ЛОЖЬ», если действительно при фильтрации действительно нужно получить только точные, а не приблизительные значения. Как правило, такие формулы используются больше в складском или бухгалтерском учете, когда установить какие-то специализированные программные продукты не представляется возможным.

Заключение

Остается сказать, что здесь были описаны далеко не все формулы, которые можно использовать в табличном редакторе Excel. Это, так сказать, только азы. На самом деле, если копнуть еще в тригонометрию или вычисления логарифмов, матриц или даже тензорных уравнений, все выглядит гораздо сложнее. Но для того чтобы все это изучить, необходимо основательно проштудировать руководство по самому редактору. И это уже речь не идет о том, что в Excel на основе изменяющихся данных можно создавать даже простейшие логические игры. В качестве примера можно привести ту же «змейку», которая изначально к табличному редактору никакого отношения не имела, но была воспроизведена энтузиастами своего дела именно в Excel.

В остальном же следует четко понимать, что, изучив примитивные формулы или действия с данными, потом можно будет с легкостью освоить и более сложные вычисления, скажем, с созданием перекрестных ссылок, использованием разного рода сценариев или VB-скриптов и т.д. На все это нужно время, так что, если хотите изучить программу и все ее возможности по максимуму, придется попотеть над теоретической частью.

В этом посте, как и в большинстве статей блога, таблицами Эксель я называю диапазоны ячеек, к которым применена команда Вставка – Таблицы – Таблица . Подробнее о назначении и преимуществах такой процедуры, вы можете прочесть в . Если вы не читали этот пост, вам будет сложнее усвоить изложенную здесь информацию.

Сейчас давайте подробно остановимся на том, как работают формулы в таблицах.

Строка итогов

Для расчёта итоговых данных в таблицах есть строка итогов. Чтобы её отобразить, выделите любую ячейку внутри таблицы и на ленте установите галку Конструктор – Параметры стилей таблиц – Строка итогов . Под таблицей появится строка «Итог». Выделите в этой строке любую ячейку для расчета итогов по столбцу. В раскрывающемся списке выберите формулу, которую программа будет применять для просчета итогов. Например, Сумма, Минимум, Среднее и др. Кликните на «Другие Функции…», чтобы выбрать другую функцию.

Строка итогов в Эксель

Вы, так же, можете сами написать формулу для подсчёта итогов, она пишется так же, как и обычные формулы, только вместо адресов ячеек отображаются их имена из заголовков таблицы. Ссылки на ячейки укажите мышью, программа сама подставит их имена.


Помните, что строка итогов обрабатывает те ячейки таблицы, которые видны на экране. Если вы применили фильтр по каким-то значениям таблицы, итоги будут пересчитаны только для отобранных данных .

Запись формул в столбцы

Если нужно вести расчёты в столбцах таблицы, это делается даже легче, чем в обычном диапазоне ячеек. Создайте новый столбец в таблице. Установите курсор в любую ячейку этого столбца и запишите формулу. Используйте метод указания мышью ссылок на ячейки. Программа отобразит в формулах названия столбцов вместо , это облегчит восприятие формулы. Жмите Ввод и удивляйтесь! Excel не только просчитает результат, но и скопирует формулу во все ячейки столбца. Вам даже не придётся копировать формулы вручную!


Формулы в таблицах Эксель

Эта функция не всегда бывает полезной, поэтому её можно отключить. Для этого при вставке формулы кликните на смарт-теге и выберите «Не создавать вычисляемые столбцы автоматически»


Настройка формул таблицы Excel

Обращение к таблице по имени

Вы ожете обращаться к содержимому таблицы по именам. Чтобы задать имя таблицы, укажите его в поле на ленте: Конструктор – Свойства – Имя таблицы .

Теперь, чтобы выполнить какие-то операции с данными таблицы, можно обращаться к ней по имени. Например, наша таблица называется «Люди»:

  • Формула =сумм(Люди) попытается просуммировать все ячейки таблицы
  • Формула =сумм(Люди[Сумма_продаж]) определит сумму данных в столбце «Сумма_продаж» таблицы «Люди»
  • =Люди[@Сумма_продаж]/100 – поделит на 100 продажи из той же строки

При несовпадении номеров строк ячейки с формулой и ячейки в таблице, Excel отобразит традиционную ссылку с координатами.

Использование формул в таблицах отлично автоматизировано, интуитивно понятно. Хотя многим поначалу будет тяжело их использовать, уже через несколько дней вы привыкнете и оцените все преимущества, которые дают таблицы Excel.

Спасибо вам за прочтение этого поста. А в следующей статье я расскажу . До встречи на страницах блога .

Уже давно весь документооборот осуществляется при помощи компьютеров и специальных прикладных программ. Как правило, практически все организации, студенты и т. д. для набора текста или выполнения расчетов используют офисный пакет программ разработанной компанией Microsoft. Чтобы качественно составлять таблицы, в которых будут автоматически пересчитываться значения по определенным правилам, нужно досконально изучить формулы Excel с примерами , чтобы упростить вычисления.


Некоторые ячейки таблицы рассчитываются на основании статистических данных, которые вносятся в иные ячейки. Например, если необходимо в накладной посчитать стоимость нескольких продаваемых изделий, количество перемножается на цену и в результате получается искомая величина. С электронными таблицами это делать гораздо проще, ведь сделав один шаблон, а затем изменяя некоторые статистические значения, производится пересчет. Чтобы результат был верным, необходимо досконально знать, как правильно вводить формулы, ведь в противном случае, расчет будет произведен неверно. Рассмотрим несколько примеров несложных формул, которые наиболее часто используются, при этом они наглядно продемонстрируют правильность их составления.

Для самого простого примера, подсчитаем сумму двух значений. Для этого в ячейке А1 запишем цифру 5, а в В1 число 3. Чтобы сумма вычислялась автоматически, запишем следующую комбинацию символов в ячейку С1, которая и будет являться формулой: =СУММ(А1;В1).


В итоге на экране отобразится вычисляемое значение. Конечно выполнить подсчет таких значений несложно, но если количество слагаемых будет, например около 10-ти, это сделать довольно сложно. При изменении одного из вводимых значений, результат будет автоматически пересчитываться.

Чтобы не запутаться, где и какая формула была прописана, чуть выше таблицы отображается строка, в которой записывается значение ячейки (либо статистическое, либо формула расчета).

Для того, чтобы усложнить задачу, введем в ячейки А1 и В1 дробные числа, которые подсчитать гораздо сложнее. В результате в С1 будет произведен пересчет и отобразится правильное значение.


В Excel можно делать не только сложение, но и иные арифметические действия: вычитание, умножение, деление. Запись формулы должна всегда начинаться с символа «=» и указанием так называемых координат ячеек (в рассматриваемом примере это А1 и В1).

Самостоятельное создание формул

В вышеуказанном примере формула =СУММ(А1;В1) позволяет выполнить сложение двух значений. Символ «=» понимается, как начало формулы, СУММ – служебное слово, которое и обозначает подсчет суммы, А1 и В1 – координаты статических значений, которые и выступают в качестве слагаемых, причем они должны быть обязательно разделены точкой с запятой «;».

Рассмотрим пример сложения трех ячеек А1, В1, С1. Для этого записывается практически идентичная формула, но в скобках дополнительно указывается третья ячейка. В итоге, необходимо прописать в ячейку D1 следующую комбинацию =СУММ(А1;В1;С1), чтобы выполнить подсчет.


Если слагаемых, которые идут в одной строке (столбце), довольно много, например 10, формулу можно упростить, указав диапазон координат. В итоге формула будет выглядеть следующим образом: =СУММ(А1:А10). В качестве ячейки для вывода искомого результата, выберем ячейку В6. В итоге у нас получится результат, показанный на скриншоте.


Для того, чтобы перемножить все указанные значения в колонке, необходимо в формуле вместо СУММ прописать ПРОИЗВЕД.


Примечание: если пользователю необходимо выполнить сложение или иное арифметическое действие с несколькими столбцами и строками, можно указать координаты диагонально противоположные и будет произведен расчет уже массива значений (для подсчета произведения значений 10-ти строк в колонок А, В, С, формула будет выглядеть так: =ПРОИЗВЕД(А1:С10)).

Комбинированные формулы

Электронные таблицы способны выполнять не только простые арифметические вычисления, но и делать сложные математические расчеты.

Например, произведем расчет суммы значений и умножим его на коэффициент 1,4, если при сложении значение было меньше 90. Если результат будет больше 90, тогда следует умножить на 1,5. В этом случае формула содержит уже несколько операторов и выглядит гораздо сложнее: =ЕСЛИ(СУММ(А1:С1)<90;СУММ(А1:С1)*1,4;СУММ(А1:С1)*1,5).


Здесь уже было использовано две функции вместо одной: ЕСЛИ и СУММ. Первая команда – это условный оператор, который работает следующим образом:

  • если сумма трех значений (А1:С1) больше, чем 90, выполняется умножение на 1,4, то есть на первый коэффициент, который указан после условия;
  • если же (А1:С1) меньше, чем 90 (как в нашем приведенном примере), то есть условие не выполнено, происходит перемножение этого значения на второй коэффициент.

В нашем примере функции всего две, но их может быть гораздо больше, в этом программа практически не ограничена.

Встроенные функции в электронных таблицах

Для того, чтобы не прописывать служебные слова, можно воспользоваться специальной возможностью установки функции без ее набора. То есть, чтобы посчитать сумму значений, можно использовать эту возможность и выбрать определенное действие для указанного диапазона значений. Для этого существует специальная кнопка, показанная на скриншоте.

Стоит отметить, что функций там довольно много и множество из них могут и не понадобиться, но некоторые из них будут использоваться регулярно.


Абсолютно все функции поделены на категории, чтобы упростить поиск нужной.

Функция ВПР

Если таблица состоит из нескольких сотен строк и не всегда удается отыскать нужную позицию, можно воспользоваться функцией ВПР, которая произведет поиск и выдаст результат в ячейке, в которой прописывается формула.

Например, если нам нужно отыскать фамилию, которой присвоен порядковый номер 007, необходимо выполнить действия, которые наглядно показаны на скриншоте.


В качестве первого аргумента выбирается значение, по которому осуществляется поиск. В качестве второго аргумента выбран диапазон значений, в котором нужно произвести поиск. Число 2 указывает, что в этой ячейке должно отобразиться значение со второго столбика.

В итоге получается следующий результат.


Округление значений

В Excel можно производить точно округление для упрощения вычислений. Для этого существует специальная функция «ОКРУГЛВВЕРХ». Например, если нам нужно округлить число, указанное в ячейке А1, введем в соседней формулу = ОКРУГЛВВЕРХ(А1;0), где второй аргумент показывает до какого порядка десятичных знаков нудно произвести округление (при указании нуля, итоговое значение будет целым числом). В итоге получается следующий результат.

Как видно из скриншота, произошло округление в большую сторону. Для того, чтобы выполнить в меньшую, существует функция «ОКРУГЛВНИЗ».

И хоть на первый взгляд кажется, что электронные таблицы Excel довольно сложные для понимания, стоит лишь непродолжительное время с ними поработать и ощутить, что это утверждение не совсем правильное. К тому же, пользу от них сложно переоценить.