Редкие фотографии из частных коллекций. Истоки наших музеев: частные коллекции России. Коллекция чесалок для спины

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Следующие 10 старых фотографий в сети публикуются впервые и открывают новую рубрику нашего журнала. Представленные фотоматериалы до сих пор не были опубликованы в интернет-сети, газетно-журнальной печати и книжных изданиях. Известно, что "картинка - стоит десяти тысяч слов", а эмоция ею рождённая - и того дороже. С другой стороны, сотни тысяч неатрибутированных, вырванных из контекста, фотографий без подписей и сопроводительной информации, ежедневно вливаются в сеть, становясь, увы, "информационным мусором", которым можно в отдельных случаях, любоваться, но который, ничего не даёт "ни сердцу ни уму".

Наши первые 10 фотографий касаются истории "медвежьего угла Подмосковья", - посёлка Фряново . Уникальные фотоматериалы представлены в экспозиции Историко-краеведческого музея МОУ Средняя образовательная школа № 2, посетить который, стоит заметить, не так-то легко. Выборка фотографий довольно случайна, но снабжена отрывками из снова-таки не публиковавшихся доселе воспоминаний местных жителей...


Вышеприведённая фотография была атрибутирована как "Жандармское управление Богородского уезда". Однако, известно, что такого учреждения не существовало. Было "Московское губернское жандармское управление", от которого делами Богородского и Дмитровского уездов заведовал помощник начальника Губ. Жандармского Управления (в 1909 г., напр, ротмистр Николай Павлович Мартынов). Скорее всего, на фотографии представлены столоначальники Уездного Полицейского управления (полицейские приставы пяти станов уезда, полицейские надзиратели в г. Богородке, Павловском Посаде и двух фабриках - Богородско-Глуховской м-ре и ф-ке Тов-ва Л. Рабенек в Щёлкове). Фотография не датирована.
___________
По подсказке : на фотографии изображены нижние чины армейской пехоты в мундирах образца 1882 г. (до 1907): трое подпрапорщиков на должности фельдфебеля, двое фельдфебелей, двое нестроевых старшего разряда (скорее всего - писарей) и один ефрейтор. Ни к жандармерии, ни к полиции они отношения не имеют.



Подпись: "Самое старое деревянное строение пос. Фряново. XVI век". Последняя в Щёлковском районе "курная изба" с земляным полом, построенная в XVIII веке и "дожившая" до 1981/1985 г., была описана книге архитекторов-реставраторов Бориса Пименовича Зайцева и Петра Петровича Пинчукова «Солнечные узоры: деревянное зодчество Подмосковья», изданной в 1978 году [Скачать. ]. Памятник деревянного зодчества планировалось перенести в Московский областной краеведческий музей (с 1991 года – «Историко-архитектурный и историко-художественный музей «Новый Иерусалим»), расположенный в г. Истра на территории, прилегавшей к Ново-Иерусалимскому монастырю. Изба была выкуплена у владельца, разобрана, но 90-е годы помешали её сборке в музее. Изба была безвозвратно утрачена.



Уникальная в своём роде фотография жителей подмосковного села Фряново - участников русско-японской войны 1904-1905 гг . - трёх братьев - Степана, Ивана и Кузьмы Стариковых (слева-направо ).



Редкая фотография, подписанная "Управление Фряновской фабрикой Залогиных (до революции)". Возможно, фотография (до 1917 г.) сделана на территории Фряновской камвольно-прядильной фабрики . На фотографии можно узнать Сергея Ивановича Ставровского (1870-1924) - управляющего фабрикой с 1912 года (сравнить) - в верхнем ряду по центру лестницы, и инженера французского отделения фабрики, Жермена Альбертовича Глинцига (1885-1967) - пятого слева после 4-х дам.



Интересная фотография, надо полагать, участников одной из многочисленных театральных постановок драматического кружка, организованного С.И. Ставровским. Фотография подписана "Интеллигенция пос. Фряново (до 1917 года)". Вызывает большое сомнение датировка её до 1917 г.



"Труппа драматического кружка пос. Фряново. В центре зять фабриканта Залогина, Ставровский". Согласно бесценным воспоминаниям фряновца Василия Кураева, деловой компаньон Фряновской фабрики, известнейший русский театральный режиссёр Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский) (1863-1938), приезжавший во Фряново, "остался доволен" постановками фряновского фабричного театра. Участниками драм-кружка были: Игнатов Николай Михайлович, Урванцев Иван Петрович, Черников Иван Григорьевич, Логинов Василий Михайлович, Круглушина Олимпиада Николаевна, Батенина Мария Сергеевна, Кураева Мария [Марина?] Николаевна, Урванцева Зинаида Михайловна, Бутылкин Михаил, Баринов Иван Алексеевич, Абросимов Иван Андреевич, Соболева Анна Георгиевна. Так-же иногда в детских ролях учавствовал ее брат Соболев Михаил Георгиевич.



Подпись под фотографией: "1924 год. Комсомольское собрание. На этом собрании был создан первый пионерский отряд". Предположительно, будущие пионеры на заднем фоне сидят и стоят на перилах веранды южной стороны сохранившейся до наших дней деревянной усадьбы Фряново. С другой стороны, общая конфигурация деревянных конструкций вызывает сомнение в сказанном, либо указывает на значительные перестройки этого времени в части южного портика.

По воспоминаниям Василия Кураева, организация первого пионерского отряда во Фрянове происходила в 1924 году следующим образом: "Пионервожатым, окончившим двух-месячные курсы физкультурников, был Ивачкин Алексей, но у него дело не пошло. Первым пионервожатым был Алексей Стулов в порядке общественного поручения. Отряд был большой и в помощь ему вторым пионервожатым была Анна Кураева-Резчикова. Когда она выходила замуж пионеры обратились к секретарю комсомольской ячейки Гвоздареву, чтобы он запретил выходить замуж, а она работала пионервожатой. Вскоре прислали пионервожатым Иванова Сергея."

По воспоминаниям одного из первых пионеров Фрянова: "В ту пору было нам по 12-14 лет, а это было в 20-х годах, и было нас таких мальчик[ов] около пятнадцати человек. Это: Буланов В., Бесчастнов А., Карпов Н., Воробьев В., Абросимов Б., Аксеньтьев Н., Груздевы М. и С., Долгов Ф. и другие. Все мы учились в школе, а свободное время проводили на улице, больше всего в так называемой Ендаве, где занимались игрой в войну. Были у нас самодельные винтовки, сабли, лыжи были сделаны из старых досок от бочек. В летнее же время собирались около дома Батенина дяди Сергея и слушали сказки с вечера до поздней ночи, да такие, что было страшно домой идти, а сказки он был рассказывать большой мастер. Ну а с наступлением поры созревания плодов, начиналась охота на чужие огороды, где после нашего нашествия почти ничего не оставалось. Руководил нами А. Ивачкин, примерно лет на пять старше нас. Так продолжалось до 1922 года. По инициативе комсомольца С. Резчикова – «Спартак» (имя Спартак ему было присвоено за активную работу в комсомоле) А. Ивачкин организовал нас в пионерский отряд. В дворце рабочих (бывшее имение фабрикантов Залогиных) нам была выделена комната с названием «Пионерская», где мы проводили время, большей частью занимаясь строевой подготовкой. Потом наш отряд стал быстро расти. В него стали вступать девочки".


Один из безболезненных способов прославиться, угодив на страницы Книги рекордов Гиннесса, – коллекционирование чего-либо, что никто до вас не собирал (или собирал, но не всерьез). Выбирая предметы для коллекции, надо убедиться, что это не чесалки для спины или чехлы для зонтиков, не окаменевшее и не миниатюрные , с которых и начнем сей обзор.

Коллекция микростульев

В конце 1990-х американка Барбара Хартсфилд придумала себе хобби для выходных дней. Им стал не просто шоппинг, но поиск в магазинах стульев миниатюрного размера – такого, на коем человеку посидеть не судьба, но и не кукольных. К 2008 году Барбара собрала три тысячи интересных миниатюр. Ныне любители крошечной мебели имеют право лицезреть накопленное в созданном коллекционеркой музее, в городе Стоун-Маунтин (штат Джорджия), заплатив 5 долларов за билет. Музей работает в специально отреставрированном старинном доме с тремя выставочными залами. В экспозиции представлены, например, стулья внутри бутылок и стулья-кормушки для птичек, стулья, сделанные из зубочисток и микромебель от компании «Кока-Кола».

Коллекция чехлов для зонтов

Пока не доказано обратное, жительницу американского штата Мэн можно считать единственной в мире вдохновенной собирательницей зонтичных чехлов. Зовут её Нэнси Хоффман. В 2012 году Книга рекордов Гиннесса обогатилась главой о ейной коллекции, в которую вошло 730 чехлов самых разных расцветок и фасонов из 50 стран мира. А с 1996 года дом госпожи Хоффман служит музеем, открытым для всех любопытных. И, пока посетители удивляются уникальной экспозиции, Нэнси, незамужний музыкант, играет для них на аккордеоне песенку «Пусть вашим зонтиком станет улыбка» – официальный гимн частного музея.

Коллекция окаменевших какашек

Джордж Франдсен – это Индиана Джонс по части древнего дерьма, в его владении пребывают 1277 образцов так называемых копролитов, ценных для палеонтологов предметов естественной истории, которые уже давно ничем не пахнут. Летом 2016 года коллекция 37-летнего Франдсена угодила в Книгу Гиннесса, после чего была сдана в музей Южной Флориды для тематической выставки, которую стоит посетить – что экспозиция продлится до октября сего года.

Гости музея могут полюбоваться окаменелыми какашками из 8 стран Земли и 15 штатов Америки. Особую ценность представляет национальное достояние – двухкилограммовый экскремент доисторического крокодила, шутливо прозванный «нашей прелестью» (вспомним Голлума). Крокодильей нечистоте не менее 6 миллионов лет, обнаружили сию драгоценность в Южной Каролине.

Коллекция гостиничных просьб

Одним из повсеместных символов обитания в отеле является табличка «Не беспокоить» («Do not disturb»), которую стремящиеся к уединению постояльцы вешают на дверь номера. Туристам такие таблички хорошо знакомы, чем не сувенир? Однако путешественники предпочитают на память о дальних странах привозить восвояси футболки с картинками, брелки для ключей или магниты на холодильник. Но есть счастливые исключения, среди которых – гражданин Германии Райнер Вайхерт.

Герой Книги рекордов Гиннеса, герр Вайхерт много ездит по свету и обожает брать на память с мест ночевок упомянутые знаки «Do not disturb». Хобби стартовало в 1990 году, а в 2014-м в коллекции Райнера было уже не менее 11570 табличек из 188 стран, привезенных из гостиниц и самолетов, а также пассажирских судов. Жемчужинами коллекции являются знак из Олимпийской деревни 1936 года (Берлин) и 107-летней древности табличка из канадской гостиницы «General Brock Hotel».

Коллекция чесалок для спины

Манфред С. Ротстейн работает врачом-дерматологом, у него своя клиника в Северной Каролине. Пациенты, приезжающие на прием к доктору Ротстейну с прыщиком или чесоткой, бесплатно обозревают самую богатую в мире коллекцию чесалок для кожи спины, собранную эскулапом за 40 лет практики. Пациентам это нравится, даже очень.

В 2008 году Книга рекордов Гиннесса отметила, что в коллекции дерматолога бережно содержится 675 образцов различных, удобных и не очень, смешных и серьезных спиночесалок, изготовленных в 71 стране мира. Этими штуками украшены коридоры клиники доктора Манфреда Ротстейна, её кабинеты и смотровые комнаты. В подборку входит чесалка, сделанная из лапы крокодила, и её ковбойская «коллега» из раскрашенных вручную буйволиных ребер. Имеется три электрические модели, датируемые 1920-ми годами и специфическая вещь под торговым названием «Чесатель для медвежьей задницы». Когда-то доктор собирал разные медицинские древности – старинные лекарства и кремы, диковинную посуду и тару, но любовь к чесалкам стала хобби на всю жизнь, а благодарные пациенты присылают Ротстейну экспонаты из различных уголков Земли – от Японии до Ирландии, от России до Палау. При этом сам медик не слишком любит чесать себе спину и считает своё увлечение «профессиональным».

Коллекция дорожных конусов

С помощью 500 дорожных конусов можно устроить на ещё тот бардак. К счастью, у жителя Англии Дэвида Моргана нет столь гнусных планов, – он эти конусы просто коллекционирует. Одержимость пластмассовыми столбиками возникла, когда Морган работал в фирме «Oxford Plastic Systems», которая производит дорожные конусы в огромном количестве – больше всех в мире. В 1986 году конкурирующая компания заявила, будто люди в Оксфорде украли дизайн конуса у неё. Чтобы доказать, что идея дизайна сего не нова и для конкурентов, Дэвид – редкостный зануда – занялся поиском идентичных конусов на дорогах страны и… влюбился в их разнообразие, заодно выиграв суд. Коллекционирование дорожных конусов сделалось увлечением на всю жизнь. Надо заметить, что ни одного столбика из своей коллекции мистер Морган не украл, лишь потому, что эти предметы созданы для обеспечения безопасности. Ныне сотни таких предметов удивительно украшают сад 74-летнего оригинала.





Выставки частных коллекций всегда вызывают во мне интерес. Хотя бы потому, что таких выставок немного. Данная коллекция сосредоточена на концептуальном искусстве и обозревает меняющееся лицо портрета с начала прошлого века до наших дней через фотографии, рисунки, скульптуру, видео-инсталляции и картины ведущих международных и израильских художников.

Коллекция Игаля Ахуви состоит из более, чем 1500 произведений, и является крупнейшей в Израиле. В пятой серии выставок представлены работы Дианы Арбюз, Энди Уорхола, Марлен Дюма, Ричарда Принса, Амадео Модильяни, Франка Аурбаха и многих других.








Все работы доставляют не только эстетическое удовольствие, но и вдохновляют. Например, увидев фотографию музы Ингмара Бергмана Лив Ульман, мне сразу захотелось пересмотреть фильм с её участием «Персона», ведь на неё невозможно налюбоваться.

Стоит отметить, что вернисаж посетили не только люди искусства, но и местные представители светского общества, что для подобных мероприятий редкость. Среди гостей можно было встретить продюсера Моти Райфа, модель Галит Гутман, а также Анну Букштейн и Михаль Ански.







И, несмотря на то, что вокруг было много людей, нам удалось познакомиться и задать несколько вопросов куратору выставки Матану Даубе.

Свою карьеру Матан начинал как арт критик портала TimeOut Tel Aviv , а затем принимал непосредственное участие в создании ярмарки искусства .



— Расскажите немного о вашем пути.

— В настоящее время я большую часть времени нахожусь в Лондоне и работаю с самой большой и наиболее видной частной коллекцией произведений искусств в Израиле. Также являюсь одним из постоянных организаторов ярмарки «Fresh Paint».

— Когда начала формироваться коллекция?
— Только в 2004 году. В настоящее время коллекция выставляется в Тель-Авиве, Лондоне и Женеве. Перед нами не стоит задача продвигать искусство, мы хотим разнообразить жизнь израильского зрителя.







— Где пройдет следующая выставка?
— Не знаю, где-нибудь в мире.

— Каким должен быть первый шаг куратора, желающего сделать выставку?
— Первым делом ему нужно понять, для кого он это делает, кто на неё придёт, и кто сможет получить от неё удовольствие.

— Лично вы собираете произведения искусства?
— Да, собираю, в основном мне дарят свои работы художники и галереи, с которыми я работаю.