Что нужно знать об азиатском искусстве. Самый известный художник

Гиперреализм в Живописи.

Классическая Живопись знакомит нас в основном с сюжетом в котором главное - объем и цвет. Так пишет большинство Художников - все свои мысли, чувства и эмоции передаются цветом и объемом. Но есть художники, которые пытаются дойти до микроскопических нюансов и переплюнуть фотоаппарат. Это художники гиперреализма. И хочется поговорить только о «чисто» художниках, тех, кто соединяет живопись и различные технологии мы рассматривать сегодня не будем…

Большинство людей гиперреализм воспринимает как простое фотореалистичное изображение, созданное красками, карандашом, ручкой или другими средствами. Но все не так просто…

Возникновение течения Гиперреализма

Гиперреализм выделился в отдельное течение в искусстве с 1973 года после выставки в Брюсселе, тогда и было придумано это слово взамен французского «фотореализм». Жан Бодрийяр так характеризировал философию гиперреалистичного направления: «это создание несуществующего посредством точного отображения реальных объектов».

С 1973 года прошло немало времени, и само определение «Гиперреализма» изменилось – сегодня уже существуют течения внутри него самого, и одним из них является как раз простое точное воспроизведение реальности без примеси творческих искажений.

Предметы и объекты изображения

Своеобразие направления состоит в том, что на картине может быть изображен самый обычный и непримечательный эпизод, то, что окружает нас каждый день. Истинное мастерство проявляется именно в том, чтобы зритель не смог отличить реальность от написанной работы.

Художники часто выбирали как тему изображение будней большого города: перекрестки, бульвары, жилые дома, обычные прохожие.

Особое внимание уделялось наличию отражающих свет поверхностей: стекол витрин, очков на лице, лобовых стекол машин, пластиковых, полированных плоскостей. Игра бликов, естественное отражение лучей создает эффект полного взаимопроникновения пространства картины и реального мира.

Главной задачей для гиперреалистов было изобразить мир не просто правдоподобно, а сверхреально, словно вырвав фрагмент увиденного зрителем и поместив его на стену.

Особенности техники гиперреализма

Как рисуют гиперреализм в живописи? Художники, работающие в этом направлении, используют новые, весьма необычные и новаторские методы написания картин. Они активно используют механические способы копирования фотографий, увеличивая изображения до размеров большого полотна. В этом им помогла диапроекция и масштабная сетка.

Техника нанесения краски может быть разной: некоторые художники пишут свои картины, используя уголь и простой карандаш. Такой принцип работы напоминает изображение, напечатанное струйным принтером. Другой метод нанесения краски заключается в распылении аэрографом. Это позволяет сохранить специфику фотографии и исключить малейший намек на творческую индивидуальность художника.

В работах художников-гиперреалистов можно встретить множество обнаженных тел. Мужчины, женщины – неважно, но каждое полотно передает в первую очередь не пошлость, не эротику, а обнаженную человеческую сущность.

Отброшены все защитные механизмы и маски, под которыми люди прячут себя. Гиперреализм в живописи в стиле ню – отдельный метод изображения темы человека и его взаимоотношений с миром.

Гиперреализм в живописи и художники, которые представляют это направление, – отдельная тема.

Мастерство каждого из них непрерывно подвергается сравнению, ценители ищут сходство и различия в мотивах, образах, технике. Одни работы невозможно отличить от фотографии, но есть картины, где в реалистичном изображении все же угадываются черты индивидуальной техники художника.

Итак художники-гиперреалисты, кто они и зачем это им нужно?

Зачем пытаться передать вещи, которые мы даже можем не воспринимать в процессе наблюдения за вещами и явлениями? Ведь речь идет о реальности, а не о фотографии…

И здесь практически нет границ у художника… Если есть желание докопаться до молекулярных деталей — все в руках художника — главное изучить технику и научиться ее виртуозно применять…

Итак, чем отличается классическая живопись от процесса создания гиперреализма?

В классической живописи художник показывает динамику объектов на неподвижном холсте, Как-будто картина на мгновение застыла и вскоре продолжит свое движение….

Гиперреалисты же хотят эту неподвижность зафиксировать навсегда, как это возможно в фотографии.

Бывает так, что неподвижность получается слишком гипертрофированной (преувеличенной). Такой способ создания картины напоминает съёмку в режиме длительной выдержки. У зрителя совершенно явно возникает ощущение игры не только с пространством, но также со временем. Подобные картины не останавливают время, а делают его более замедленным и текучим.

А еще картины в стиле гиперреализма позволяют посмотреть в микроскоп и увидеть многие незаметные вещи - это удивительно необычно и увлекательно….

Работы в стиле гиперреализма должны быть более, чем копией реальности, они должны передавать сверхреальность…

Зачем художнику это надо?

Для многих гиперреализм особая форма самовыражения. Для кого-то — это возможность отточить свое мастерство и добиться максимального эффекта красками и кистями, а для кого-то это способ медитации, релакса и удивительного удовольствия от этой скорпулезной детальной работы над предметами и объектами.

А Вы хотели бы попробовать себя в роли Художника-реалиста? Поделитесь своими впечатлениями и мыслями на этот счет…

Ждем Ваши комментарии…И ваши работы — если Вы уже попробовали себя в этой технике…

А если Вы хотите себя попробовать в роли художника-реалиста - то начинайте прямо сейчас —

История

Современное искусство здесь появилось в конце 70-х вместе с новым курсом реформ Дэн Сяопина. Особой приметой нового искусства стала критика правительства и радикальные высказывания, помогающие изжить травмы прошлого. С тех пор выросло не одно поколение художников, которые успешно совмещают китайский традиционализм с западными художественными приемами. Чжан Хуань, например, наносит на свое тело иероглифы, Юэ Миньцзюнь рисует страшные картины с многократно повторяющимся оскаленным автопортретом. Безусловно, источником рефлексии для китайского искусства в 90-е годы по большей части являлась «культурная революция», теперь темы куда шире - от экологии до рождаемости. Причем многое из того, что можно было делать в 90-е, сегодня нельзя.

Самый известный художник

Ай Вэйвэй. В юности учился за границей и вернулся в Китай в 1993 году, где был обласкан властью, которая стремилась продвигать современное искусство как коммерчески успешное. Официально превратился в диссидента, после того как заинтересовался подробностями Сычуаньского ­землетрясения в 2008 году и стал интерпретировать эту тему в своих работах. В 2011 году его арестовали, но потом освободили, и сейчас ему нельзя выезжать из Китая. Что, впрочем, не мешает художнику делать иностранные выставки.

Специфика

В Китае запрещены Twitter, Facebook и YouTube, а на ТВ не показывают фильмы, искажающие официальную версию истории, но тем не менее в стране нет художественной цензуры. Местный Минкульт никогда не стал бы критиковать работы только потому, что они не нравятся министру. Зато есть официальная цензура и четкие правила: нельзя оскорблять лидеров зарубежных стран и членов компартии или говорить о Сычуаньском землетрясении.

Южная Корея


История

Первая выставка современного искусства прошла в Сеуле во дворце Кёнбок в 1969 году, в том же году был основан Национальный музей современного искусства. Восприняв западные ценности, Корея едва ли не в первую очередь стала развивать собственное искусство. Важная черта корейского искусства - художники, живущие за границей или по крайней мере получившие зарубежное образование. Художница Никки С.Ли, которая в 1994 году уехала в Америку учиться фэшн-фотографии, прославилась серией снимков, в которых она примеряет на себя различные ролевые модели распространенных американских субкультур - от панков и скейтеров до преппи и яппи. Ли Ен Бэк, работы которого представляли Корею на Венецианской биеннале 2011 года, использует яркие цвета и знакомые повседневные образы, чтобы говорить о войне, саморазрушении и подсознательных страхах.

Самый известный художник

Нам Джун Пайк - он одним из первых начал использовать в работе аналоговое телевидение как средство художественного выражения. Несмотря на то что Пайк начал свою карьеру с музыкальных экспериментов в духе Джона Кейджа и вообще кажется крайне далеким от местной политической повестки дня, его можно назвать первым международным корейским художником.

Специфика

Корейское искусство очень высокотехнологично, что неудивительно, учитывая, сколько электронных приборов, автомобилей и телефонов производят в Корее. Одновременно в этом искусстве нет какой-то магистральной линии, специально узнаваемых образов, вроде Мао в Китае. Как и корейская популярная музыка, современное искусство здесь очень разнообразно, оно максимально космополитично и использует национальные мотивы так же непринужденно, как современные европейские художники - элементы готического стиля.

Сингапур


История

Экономика небольшого островного государства с 60-х годов строилась на привлечении международных инвестиций и поддержании торговли. Современное искусство стало выгодным рыночным товаром в 90-е годы, и вот уже в 1996 году здесь открывается музей современного искусства. Сингапур - это своеобразная Швейцария Юго-Восточной Азии. Здесь нет какой-то примечательной художественной сцены, зато есть филиалы крупнейших мировых аукционных домов, в которых постоянно проводятся торги на большие суммы денег. Местные художники избегают политических высказываний - это видно по работам Мин Вана, который представлял Сингапур на Венецианской биеннале в 2009 году. Он пе­реснял шедевры кинематографа вроде «Имитации жизни» или «Любовного настроения», заменяя не только актеров, но и подспудные смыслы фильмов: так, фильм Дугласа Сирка в его интерпретации становится не картиной об отношениях между людьми разных национальностей, а размышлением о сути пола как такового. Пусть отнюдь не самый свежий прием, но жюри его поощрило.

Самый известный художник

Мэттью Нгуй - первый сингапурский художник-перформансист, приглашенный на выставку «Документа» в Касселе (в 1997 году). Он до сих пор один из самых главных художников в Сингапуре, а в 2011 году стал первым местным куратором Сингапурской биеннале. Показательно, что он долгое время прожил в Австралии, ставшей его вторым домом.

Специфика

Цензура в Сингапуре не легче, чем в Китае. Здесь нельзя критиковать в произведениях искусства деятельность правительства, а также стран, с которыми дружит Сингапур, нельзя оскорблять по религиозному и национальному признаку, да, в общем, здесь нельзя почти все, что может не понравиться чиновникам.

Япония


История

В 1989 году в Хиросиме был создан первый музей современного искусства. Японцы после войны с удовольствием воспринимали западные ценности, в число которых попало и современное искусство. Однако собственные традиции здесь до сих пор остаются сильнее модных заимствований, поэтому и современное искусство вышло немного не таким, как у всех. Классический японский эстетический принцип «моно-но аварэ» («печальное очарование вещей») до сих пор движет многими японскими художниками, поэтому они создают работы, ­которые обязательно требуют созерцания.

Самый известный художник

Такаси Мураками тоже по-своему развивает традиционное японское искусство, а именно комиксы манга. По сути он японский Джефф Кунс, но его гигантские скульптуры мультперсонажей - это не просто увлечение монументальной формой, а социальное высказывание. Мураками, поднимая на пьедестал героев низовой культуры, таким образом иллюстрирует свой художественный манифест 2000 года, в котором он критиковал японское общество как двухмерное, «мультяшное» пространство, где сглаживается все между высоким и низким. Его работа «Мой одинокий ковбой» (изображающая эякулирующего персонажа аниме) была продана в 2008 году на аукционе Sotheby’s за рекордные $13,5 млн.

Специфика

Самый серьезный запрет в японском искусстве касается порнографии. Показательным является недавний случай, когда японская художница Мэгуми Игараси работала над проектами каяка и других объектов в форме собственной вагины. Тем, кто пожертвовал деньги на этот проект, она высылала цифровую 3D-модель своих половых органов - и впоследствии была задержана полицией за распространение порнографии.

Малайзия


История

Современное искусство в Малайзии развивалось, с тех пор как страна обрела независимость в 1957 году. Однако долгое время местные художники никак не могли отойти от абстракции, которая как нельзя лучше соответствовала прогрессивному исламскому обществу. В 1998 году вместе с экономическим кризисом малайзийские художники открыли для себя возможности перформанса, ­социальной и политической критики в произведениях. Разумеется, помимо этого художники разбираются со своим прошлым и обращаются к повседневности в фотографии и инсталляциях. Например, Лю Кун Ю путешествует по стране и снимает на пленку разнообразные памятники в городах, деревнях и на природе. Или просто делает композиции из фотографий различных домов по цветам и типу. А Вон Хой Чеон рассказывает историю оккупации Малайзии Японией во время Второй мировой войны в своем фильме «Doghole».

Самый известный художник

Ахмад Заки Анвар отдает предпочтение фотореализму, в который добавляет мистики и восточных аллегорий. Любит писать портреты обнаженных молодых людей и девушек в национальной одежде. А вообще он - уважаемый человек и сын известного политика.

Специфика

Цензура и здесь свирепствует вовсю - подчас самые невинные выставки вроде «Proposal for My Country» («Предложение моей стране»), в которой Лю Кун Ю составил коллаж из открыточных видов Малайзии, оказывались причиной крупных разбирательств и отставок. Здесь как минимум нельзя смеяться над государственными деятелями - в 2009 году работу художника Фахми Реза, изображающую премьер-министра Наджиба Разака с залепленным скотчем ртом, удалили из галереи по требованию оскорбленного гражданина, но художника все-таки не посадили.

Индонезия


История

В Индонезии богатая история художественного сопротивления политике. При режиме Сухарто с 70-х по 90-е сменилось несколько арт-групп и художников, которые противопоставляли себя правительству. В Индонезии невероятно богатый культурный ландшафт и развита художественная критика. Здесь, например, не очень рады всплеску интереса к современному искусству на торгах, потому что это отвлекает от творчества. Но этот процесс не остановить, и чем больше индонезийских художников участвует в биеннале и триеннале по всему миру, тем больше денег вкладывают коллекционеры. Соотношение традиционного и современного в индонезийском искусстве сложно оценить, но все же местные художники отдают предпочтение традиционным техникам.

Самый известный художник

Ниоман Масриади пишет картины в гротескно экспрессивном стиле, передавая свои впечатления от наблюдений за жизнью ­соотечественников. Он является одним из самых коммерчески успешных ху­дожников в Азии, в 2008 году его триптих «Man from Bantul (The Final Round)» был продан на торгах Sotheby’s за $1,1 млн, установив рекорд для произведения азиатского современного художника. К сожалению, в России в основном известны малайзийские художники, использующие нестандартные способы нанесения краски на холст (например, при помощи футбольного мяча) или заменяющие эту краску едой, косметикой или пролитым кофе, но сами работы при этом не далеко ушли от уличного искусства в районе Арбата.

Специфика

Тайвань


История

Многие местные художники находятся в тени своих более громких и многочисленных коллег из Китая, которые уже успели занять нишу в мировом культурном процессе. Тайваньское искусство так же разнообразно, как и китайское, но не имеет таких четких художественных ориентиров и столпов. Более взрослые художники вроде Чен Та Ю и Чень Чи Чана посвящают свои работы мировой интеграции Тайваня, будь то языковые сложности или договорные браки между вьетнамскими женщинами и уроженцами Тайваня, развивая мировую тенденцию на современное искусство как продвинутую гражданскую журналистику. Другой ракурс деятельности местных художников - чистейшей воды фикшн: например, тот же Чен Та Ю фантазирует о том, как в результате хитрого заговора правительства остров взорвут на маленькие части, а саму катастрофу покажут в прямом эфире. Хотя и это тоже не чистой воды выдумка, а едкий комментарий к роли медиа в новом мировом порядке.

Самый известный художник

Несомненной звезды нет, но есть ветеран тайваньского искусства Ву Хао, который прославился как мастер печатной орнаментальной графики, в которой он удачно соединил достижения западной технологии и восточную любовь к деталям и нюансам. Его искусство можно назвать фольклорным, но оторваться от него невозможно, ведь именно таким представляет себе человек с Запада идеальное азиатское искусство.

Специфика

В Тайбэе проводится одна из самых влиятельных биеннале в Азии, а искусство тайваньских художников скупают коллекционеры из Китая и других близлежащих стран. Главной проблемой местных художников остается поиск собственных отличительных черт, которые позволят им выделиться на фоне ­китайских, малайзийских и индонезийских соседей.

Общепринятого международного понимания термина «Центральная Азия» до сих пор нет. Создавая постоянную экспозицию, сотрудники музея исходили из классического определения Центральной Азии, утвердившегося в российской географии с конца 19 в. Согласно этому определению, все огромное пространство Внутренней Азии может быть разделено на две части - Среднюю Азию (между Тянь-Шанем и Каспием) и Центральную Азию (восточнее Памира и Тянь-Шаня). Северной границей Центральной Азии являются Алтай, Саяны, озеро Байкал и Яблоновый хребет, южной - Гималаи, восточной - хребты Большой Хинган, Тайханшань и Сино-Тибетские горы.

Центральную Азию населяют различные народы алтайской и сино-тибетской языковых семей. Искусство далеко не всех этих народов представлено в нашем музее или вообще достойно изучено. Поэтому существующая сейчас постоянная экспозиция посвящена культуре трех народов, искусство которых представлено крупными коллекциями. Это - тибетцы, монголы и буряты. Важным признаком, объединяющим эти этносы, является буддизм, одна из мировых религий, принадлежность к которой сыграла существенную роль в формировании культурной самобытности этих трех этносов.

Тибет, занимающий обширную южную часть региона, принял первых буддийский миссионеров - индийцев уже в раннем средневековье, а в 7 в. н.э. буддизм стал здесь государственной религией. В течение последующих столетий на своей родине в Индии буддизм утрачивал свое влияние, тогда как Тибет превращался в религиозную метрополию Центральной Азии. Буддийские монастыри Тибета содержали огромные художественные мастерские, в которых ежегодно изготавливались тысячи скульптур, икон, ритуальных предметов, книг.

Зал, посвященный Тибету, занят произведениями северно-буддийского искусства. Почти вся тибетская коллекция датируется сравнительно поздним временем - 18 -началом 20 века.

Небольшое количество экспонатов дает возможность судить о своеобразии основных направлений тибетского искусства.

Иконы - «танка», представляют собой живописные свитки, написанные чистыми минеральными красками на холсте или шелке, обрамленные яркими узорными тканями. Скульптурные изображения буддийских божеств отлиты из медных сплавов в технике «исчезающей восковой модели» и покрыты сверкающей позолотой.

Шлем парадный.
Тибет, конец XVIII в.
Сталь, ткань, ковка, чеканка, просечка, гравировка, позолота, пайка, шитье.

Скульптура Цзонхавы.
Тибет, XIX в.
Дерево, резьба.

В 19 веке в Тибете была вырезана из дерева скульптура Цзонхавы (1357-1419) - крупнейшего реформатора северного буддизма и основателя господствующего направления «Гелугпа». Скульптура очень крупная - примерно соответствует натуральной величине человеческого тела (1). Поверхность изваяния хорошо отполирована и приятно удивляет цветом - ровным, светло-шоколадным, матово сияющим. Цзонхава сидит на троне в форме лотосового цветка. Исполнено внушительного обаяния лицо Цзонхавы - спокойно улыбающееся, с опущенными и полузакрытыми глазами. Тело его покрыто тонкими красивыми складками узорной одежды. На ладонях и ступнях прекрасно видны изображения «чакр».

Единственным произведением в экспозиции, не связанным с религиозной сферой, является парадный шлем военачальника XVIII века(2). Основная часть шлема - зеркально отполированная сталь, украшенная накладными чеканными и позолоченными элементами - буквами тибетского письма, лицами чудовищ - монстров, соединенных цепочками или шнурами со священными предметами. Верхняя фигурная часть шлема покрыта позолотой и тонкой просечной чеканкой, в которой угадываются очертания летящих драконов. Чеканные изображения драконов хорошо видны на козырьке и нижней кромке шлема. Отлично сохранилась тканевая часть предмета, прикрывавшая затылок, виски и шею. Тибетская армия по своему убранству и вооружению вплоть до начала 20 века была каким-то средневековым войском.

Тибет был страной, вероятно, давшей всей Центральной Азии церемонию цам, или чам - самобытное культурное явление, которое можно назвать ритуальным танцем, пантомимой или танцем с диалогами. Основная особенность цама - участие костюмированных персонажей в масках.

Стенная завеса.
Монголия, начало XX в.
Шелк, аппликация, вышивка.

Женский головной убор.
Монголия, XIX в.
Серебро, ткань, бирюза, коралл, чеканка, филигрань, инкрустация.

Этому ритуальному действу посвящен небольшой раздел экспозиции, примыкающий к тибетскому залу. Самое главное здесь - крупные выразительные маски, изготовленные из папье-маше, раскрашенные и дополненные кожаными и волосяными деталями. Пять масок изображают божеств северно-буддийского пантеона и изготовлены в Монголии в 19 -первой половине 20 века. Экспозиция дополнена танками - живописными свитками, музыкальными инструментами и деталями костюмов, которые надевали участники представлений цама.

Северным соседом Тибета является Монголия, часть которой образовала автономный район Внутренняя Монголия в составе Китая , а другая часть (Внешняя Монголия) стала в 20 веке независимым Монгольским государством. Тибетские буддисты поддерживали связи с правительством Монгольской империи еще в 13 веке, но лишь в конце 16-17 веке активная деятельность миссионеров «Гелугпа» привела к тому, что буддизм стал религией и массовой, и государственной.

Монгольская коллекция музея довольно велика, и лучшие ее предметы, созданные в 18-начале 20 века, заполнили отдельный зал. Иконы, написанные красками или выполненные вышивкой и аппликацией, храмовые скульптуры из металла, дерева, папье-маше, ритуальные атрибуты являются яркими образцами монгольского религиозного искусства. Гораздо более редкими изделиями этой группы являются несколько крупных панно или храмовых стенных завес, выполненных в технике аппликации и вышивки. Экспонируемая сейчас в зале стенная завеса сделана в начале 20 века из разнообразных шелковых тканей. В верхней трети завесы - три изображения буддийских милостивых божеств. Нижняя часть завесы заполнена вышитым и аппликативным узорочьем - изображениями стеблей с цветами и листьями, драгоценностей и алтарных украшений (3). Замечательные произведения народного искусства - комплект деталей женского головного убора(4), выполненных главным образом из серебра и украшенных позолотой, чеканкой, филигранью, обильными вставками из бирюзы, кораллов и стекла.

С севера соседями монголов являются буряты, живущие в Прибайкалье и Забайкалье. В 17 веке буряты вошли в состав Российской империи, а значительная часть их стала буддистами.

Бурятская колл екция музея создана в основном благодаря научно-собирательским экспедициям 1980-х годов. В бурятском зале расположены живописные иконы-свитки, металлические и керамические скульптуры, вырезанные из дерева и раскрашенные ритуальные предметы. О наиболее ценной части музейного собрания традиционного народного искусства бурят дает представление большая витрина с изделиями, изготовленными из серебра или украшенными серебром в различных техниках с применением эмали и вставок из полудрагоценных камней(5-7).

Ножи в ножнах «хутага».
Бурятия, XIX - первая половина XX в.
Сталь, серебро, дерево, кость, коралл, ковка, резьба, чеканка, гравировка, инкрустация.

Женское головное украшение «даруулга». Бурятия, XIX - начало XX в.
Серебро, шелк, коралл, янтарь, лазурит, шитье, ковка, литье, чеканка.

Подвески височные «хийхэ».
Бурятия, начало XX в.
Серебро, коралл, ковка, чеканка.