Зентангл рисование для релаксации вдохновения и удовольствия. Зентангл для начинающих: рисуем и медитируем. Польза от создания зентанглов

Конспект занятия «Карга боткасы (весенний праздник «Каша для грачей»).

О себе: Стаж работы по специальности 17 лет. Имею первую квалификационную категорию. Работаю над темой «Развитие познавательных способностей через обучение детей татарскому языку». Поставленные задачи способствуют умственному, художественно-эстетическому и речевому развитию воспитанников.

Ход мероприятия.

Дети под музыку заходят в зал. Встают в полукруг.

Элина. Тамчылар тама тып та тып,
Тамчылар сикерәләр.
Җиргә тама көмеш тамчы
Сагынып көткән яз килә!

Алия. Яз килә, яз килә!
Сыерчыклар килә!
Гөрләшеп, сайрашып,
Җырчы кошлар килә!

Камиля. Бик күңелле тышта,
Кар эри, боз китә.
Чабышып йориләр,
Малайлар бер читтә!

ВЕД. Туктап сана, тамчы тама: Тып-тып-тып!
Төшө-төшө, бозны тишә: Тып-тып-тып!
Яз бу, ишет! Кага ишек: тып-тып-тып!

ПЕСНЯ «Күңелле балачак»

ВЕД. Под тёплыми лучами солнца начали таять сосульки. К нам пришла Весна красна.

ИГРА «Весна идёт»

ВЕД. Йә, балалар, карагыз,
Тышта әнә килә яз!.

ДЕТИ. әйе,әйе, күрәбез,
Тышта әнә килә яз.

ВЕД. — Кошлар кайта көньяктан!
— Тамчы тама тып та тып!
— Кояш көлә биектә!
— Урамда яз килә!

Садятся на стульчики.

ВЕД. –әйдәгез, яңгырны чакырыйк!
Яңгыркаем, яу, яу!
әйбәт түгел яумау!
Кырлар шундый коры,
Яу шуларга туры!
Дождик идёт, дождик идёт!
Тёплый идет, весенний идёт!

ВЕД. –Яңгырны туктатыйк!
Яңгыркаем тукта,
Явасың бит юкка!
Яңгыркаем тукта,
Кайт та,ятып йокла!
Тучка ступай, прочь уплывай.
Солнышку вновь, выглянуть дай!

ВЕД. – Дуслар, ә хәзер,әйдәгез, кояшны чакырыйк!
Кояш чык, чык, чык!
Майлы ботка бирермен.
майлы ботка казанда,
Тәти кашык базарда!
Кояш чык, чык, чык!

ВЕД . — Карагыз әле, нинди матур булып кояш чыкты!
Посмотрите, дети, какой солнечный, ясный, весенний день!
(Залетает ГРАЧ.)

ГРАЧ. — Каргаәйтә: карр, карр,
Туем җитте, барр, барр.
Ярма, күкәй алып бар,
Карр, карр, карр!

ВЕД. — Первыми вестниками dесны являются грачи. С давних времён наш народ с уважением относился к этим птицам. И в честь их прилёта люди устраивали праздник «Карга боткасы» — «Каша для грачей». Главными участниками праздника были дети. Они ходили по домам собирали гостинцы для праздника: крупу, яйца, масло. Всех приглашали на праздник. (Дети вместе говорят).
Карга килә, казан аса,
Торна килә, тоз сала,
Песнәк килә пешерә,
Чыпчык килә тикшерә,
ә бу ашап бетерә! (Грач улетела, села на место, дети встают,и под музыку идут к первому домику)

Элина. — өйдәме, түтәй?
Бир, зинһар, күкәй.
Бирсәң безгә өч күкәй,
Тавыгың салыр йөз күкәй!

Аня. — Эй, хозяева!
Открывай ворота.
Если дашь нам пять яиц
Твоя курочка снесет сто яиц! (Из домика выходит хозяйка и дает яйца, дети идут к второму домику).

Алия. — өйдәме, түтәй?
Кызганма, түтәй-
Май кирәк безгә, ярма кирәк,
Карга туена бар да кирәк!

Аида. — Эй, хозяева!
Дай нам масло, дай крупу,
Не жалей еще муку! (Из домика выходит хозяйка и дает крупу, дети идут к третьему домику).

Камиля. — Шикәр кирәк, тоз кирәк, чыгар түтәй, тизрәк!

Эльсон. — Кар-кар кричат грачи,
Есть бэлеш в печи,
Если в печи бэлеш есть
Значит дома гости есть!
(из домика выходит хозяйка АПА и дает гостинцы)

АПА. –Менә балалар, бар да бар,
Май да, сөт тә!
Күкәй дә, ярма да,
Ботка бик тәмле булыр!

ДЕТИ. — Рәхмәт, апа!

ВЕД. — После того, как все гостинцы собраны, дети убегают на первую проталинку возле речки. Взрослые готовят угощения, варят кашу, А дети веселятся, играют.

АПА. –Ботка пешкәнче “Түбәтәй” уенын уйнап алыгыз әле, балалар! А мы с вами поиграем в игру “Тюбэтэй”
“Түбәтәй” уены

АПА . -Ботка да әзер балалар, авыз итегез! Ашыгыз тәмле булсын! Вот инаша каша готова! Всем приятного аппетита! (Дети и гости пробуют кашу)

ДЕТИ. –Рәхмәт!

АПА. -Көннәрегез аяз булсын!
-Илләр тыныч булсын!
-Яңгырлар явып, игеннәр уңсын!
-Балалар Тәүфыйклы булыпүүссен!

ВЕД. — А вас, дорогие, с весною поздравляю!
Счастье будет вам горой,
Урожая воз большой,
На столе всегда пирог!
Легких вам всегда дорог!

Использованная литература:
1. Закиров К.В. Иң матур сүз.-Казан.Мәгариф.2000.-335бит.
2. Уразман Р.Татар халкының йолалары һәм бәйрәмнәре. Казан.Татар китап нәшрияте. 1992-96 бит.
3. Ягъфаров Р.Ф. Балалар фольклоры.-Казан. Мәгариф.2000-159 бит.

ПРИВОЛЖСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КФУ

ПРОЕКТ ПРАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

по использованию национального искусства
как средства художественно-эстетического развития
детей дошкольного возраста

“КАРГА БОТКАСЫ”

Выполнила:

Манько Галина Ивановна

музыкальный руководитель

МАДОУ № 97

Московского района

г. Казань 2014 г.

“КАРГА БОТКАСЫ”

(весенний праздник “Грачиная каша”)

Оборудование : макеты деревенских домов; пейзаж весенней полянки, костюмы грачей, панно с изображением деревьев четырех цветов: красного, желтого, голубого, зеленого; карточки с изображением птиц (снегиря, синицы, скворца, голубя); макет костра, казан с кашей, гостинцы.

Действующие лица : ведущая, Дед и Бабушка – педагоги, грачи – дети.

Под звучание татарской народной мелодии на курае дети заходят в зал.

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня мы пригласили Вас на древний весенний праздник татарского народа – “Карга боткасы” (“Грачиная каша”).

Этот праздник уходит корнями к нашим истокам, к вере предков в бога Тенгри и в богов – покровителей лесов, полей и рек, к желанию жить в гармонии с окружающей природой.

Очень давно люди не знали, почему наступает весна. Они думали, что весну приносят из теплых стран грачи, поэтому, когда снег начинал таять и прилетали грачи (обычно в конце марта – начале апреля), люди в честь их прилета устраивали праздник. Этот праздник назвали “Грачиная каша”. В этот день наряженные дети ходили по домам, собирали продукты для каши: крупу, масло, молоко, соль, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник.

Все дети: Карга килә, казан аса,

Торна килә, тоз сала,

Песнәк килә пешера,

Чыпчык килә тикшерә,

Ә бу ашап бетерә.

Ведущая: Народ собирался на возвышенности, на берегу реки, зажигался костер и в большом казане ставили варить кашу. А пока она варилась, пели, плясали, играли, веселились.

И мы с вами сегодня тоже проведем праздник “Карга боткасы”.

Ребенок: Полюбуйтесь, весна наступает!

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Песня “Яз килгән” (“Весна пришла”)

(слова Наили Яхиной, перевод Евгения Муравьева, музыка Л.Батыр-Булгари)

1. Бүген бик җылы тышта,

Карый алмыйм кояшка.

Кояш бик юмарт көлә.

Кушымта: “Чык, чык” – ди кояш.

“Уйнарга чык”, - диде яз.

Лә-лә-лә…

“Уйнарга чык”, - диде яз.

2. Нинди матур көн бүген,

Ауты яз көләч күген.

Чыпчыклар черелдәшә,

Бергә көлешә.

Кушымта:

3. Кем шакый тәрәзәгә?

“Тик-тик”, - дип хәбәр бирә.

Ул тамчы тама икән

“Җылы яз килгән”!

Кушымта:

1. За окошко я смотрю,

“Здравствуй”, - солнцу говорю.

Голубые небеса, к нам пришла весна.

Припев: Кап, кап, тает лед.

Это к нам весна идет.

Ля-ля-ля…

Солнышко играть зовет.

2. Веселятся воробьи,

Скоро зазвенят ручьи.

Будет травка зеленеть,

Птицы – песни петь.

Припев:

3. Во дворе уже тепло,

Кто стучит в мое окно.

Это капельки стучат,

Здравствуй, месяц март.

Припев:

Ребенок: Пришла пора весенняя.

Пришла пора цветения

И, значит, настроение

У всех людей весеннее.

“Март-апрель” әйлән-бәйлән уены

1. Кара каргалар килә, очу хәрәкәтләрә

Түбәдән тамчы тама бармак очлары белән чүгәләп

Идәнгә чиртәләр

Көндез көн җылы булә куллары өстә чайкала

Суыта кичкә таба чүгәпиләр

Тамчылар бии тып та топ уң кул бармакларын сул кулның

Учында уйнаталар

Аларны булмый туктатып, урынна-рында сикерәләр

Алар яз китерәләр кул чабалар

2. Гөрләвекләр агалар, ике кулны кушып дулкын сыман

Хәрәкәт ясыйлар

Күктә кояш елмая. кулларын як-якка җәяләр

Каңгылдашып торналар, кулларын өскә күтәрәләр

Төзелеп үтте бая очу хәрәкәтләре ясыйлар

Инешләрдә коема чуму, йөзу хәрәкәтләре

Канатланып үрдәк, каз. канынган хәрәкәтләр ясыйлар

Җирне яшәртеп безгә, кул чабалар

Гөлләр алып килә яз. кул чабалар

Ребенок: Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

В край родной, как домой,

Прилетают все весной!

Песня “Кил син, язым” (“Приходи весна скорей”)

(слова Резеды Валеевой, перевод Евгения Муравьева, музыка Л.Батыр-Булгари)

1. Тып-тын һава, нурлар ява,

Көн аяз.

Бар дөньяга нурлар сибеп.

Килә яз.

Кушымта: Кил син, язым, тизрәк кил,

Бик сагынып көтәбез.

Җырлар җырлап, сөеп, зурлап,

Сине тәбрик итәрбез!

2. Ашыгабыз сине тизрә

Күрергә.

Ящь үләннән ялан тәпи

Йөрергә.

Кушымта:

3. Кил син тизрәк, бөтен дөнья

Уянсын.

Сайрар кошлар, күбәләкләр

Куансын.

Кушымта:

1. Дружно мы весну встречаем

После вьюг.

Солнце ярко освещает

Все вокруг.

Припев: Приходи весна, скорей,

Землю солнышком согрей

Чтобы птицы звонко пели,

Чтобы стало веселей.

2. Распускаются деревья

И цветы.

По траве зеленой бегать

Будем мы.

Припев:

3. Скоро птицы издалека

Прилетят.

Защебечут свои песни

Для ребят.

Припев:

Звучит фонограмма – кричат грачи.

Ведущая: Слышите, как кричат грачи? Это значит весна наступила, просыпается природа.

Ребенок: Грачи за морем были,

Весну – красну добывали.

(в зал залетают “грачи”)

В родные края прилетели

Над нашей землей закружили.

Грачи: 1. Мы работники-грачи,

Когда трудимся, молчим.

Чистим землю: ищем в ней

Вредных гусениц, червей.

2. Мы за морем побывали,

Много дивного видали,

Только Родина милей

Чуть весна – мы снова к ней.

Ведущая: Пляшут от радости птицы,

Солнца так много весной.

“Танец грачей”

Грачи: - Летим, летим из теплых стран,

(поочередно) - Летим, летим к своим друзьям.

Здравствуйте, здравствуйте, дети,

Рады мы нашей встрече!

Ведущая: Расскажите, птицы,

Где вы побывали?

Расскажите птицы,

Что вы повидали?

Грачи: - В жарких странах жаркое лето,

(поочередно) - Ни зимы, ни снега там нету.

Бродят там слоны - великаны,

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья – лианы,

Там растут на пальмах бананы.

Ведущая: Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили в стране незнакомой?

Грачи: - Мы скучали по деревне,

(поочередно) - По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Ведущая: Все мы рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда!

Дети-грачи исполняют песню.

Песня “Бәйрәм бүген” (“Приходи весна скорей”)

(слова Габдуллы Тукая, музыка Җәүдәт Файзи)

1. Бар күңеллелек бөтен дөньяда,

Бар бер ямь бүген!

Нәрсәдән бу? Мин беләм: бәйрәм

Бүген, бәйрәм бүген!

2. Яр башында тыңладым мин,

Бер суның дулкынмарын;

Сөйләшәләр үзара: “Бәйрәм бүген,

Бәйрәм бүген!…”

3. Тыңладым әкрен генә искәндә,

Бәйрәм көн җилен;

Ансы да сөйли тагын: “Бәйрәм бүген,

Бәйрәм бүген!…”

Дети-грачи садятся на свои места.

Ребенок: Давайте по домам пойдем,

Друзей на праздник позовем

И угощенье соберем.

Дети небольшой группой “махая крыльями” идут по залу.

Дети: 1. Карга әйтә: “Кар, кар,

Туем житте, бар, бар,

Ярма, күкәй алып бар,

Сөт-маеңны тагын ал.

Бар-бар, Бар-р-р!”

2. Кричит грачиха: Кар, кар!

Настал мой праздник, кар, кар!

Неси крупу, яйцо мне в дар

И масла, молочка, кар-кар!

Иди, иди, неси мне в дар-р-р!”

(“Балалар календаре”, Казань, 1990. Перевод А.Хисамовой)

Дети идут к первому дому, стучат.

Ребенок: Дома ли хозяева?

На кашу продукты собираем,

Всех на праздник приглашаем.

Всему рады, что дадите,

Все для каши пригодится.

Выходит бабушка

Бабушка: Вот, пожалуйста, крупа,

Угостить вас рада я!

Дети идут к другому дому, стучат.

Дети: 1. Өйдәме, түтей?

Тизрәк бир күкәй.

Бирсәң безгә өч күкәй,

Тавыгыгыз салыр йөз күкәй.

Май кирәк, ярма кирәк,

Карга туена бар да кирәк

2. Тетушка, ты дома ли?

Яйца дашь нам скоро ли?

3 яйца вы нам дадите –

Куры 100 снесут, поймите!

Масла дай, крупу подай.

Все на праздник дай апа!

Из дома выходит хозяйка и дает продукты.

Дети идут к третьему домику, стучат.

Дети: 1. Шикәр кирәк, тоз кирәк,

Чыгар түтәй, тизрәк!

2. Кар-кар, кричат грачи,

Есть бэлеш в печи.

Если в печи бэлеш есть,

Значит дома гости есть!

Из дома выходит дед и дает гостинца.

Дед: Менә балалар, бар, да бар,

Май да, сөт тә!

Күкәй дә, ярма да,

Ботка бик тәмле булыр!

Дети: Рәхмәт! (Несут угощение к костру)

Ребенок: Все для каши есть у нас,

Кашу будем варить сейчас!

Дед и бабушка: У вас все есть,

Мы кашу сварим,

А вы пока повеселитесь,

Поиграйте, порезвитесь!

Исполняется хоровод “Кария-Закария” (татарская народная мелодия).

Выходит ребенок и читает стихотворение
Ф.Зыятдинова “Хәерле көн телим”

Ребенок: Таңнар саен хәерле көн телим,

Аяз күкләр телим Җиремә.

Кояшлы көн телим бар кешегә

Һәм иминлек телим илемә.

Хәерле көн димен һәр бөҗәккә,

Хәерле көн телим гөлләргә,

Сөйкемлелек телим яшь кызларга

Һәм сабырлык телим ирләргә.

Юлчыларга хәерле юл телим,

Чәчәкләрга карап елмаям.

Җиргә якты җылы нурын сипкән

Кояшыма карап сокланам.

Танец “Язгы кошләр”

Ведущая: Солнце дарит нам тепло,

Чтобы все вокруг цвело,

Чтоб листочки распускались,

Птички песней заливались,

И чтоб наши ребятишки

Всем почаще улыбались.

Ведущая: А сейчас все поиграем,

Кто здесь ловкий, мы узнаем!

Игра “Уголки”

(по четырем сторонам зала ставятся стулья, выбирают 5-х детей. Под звучание негромкой музыки дети говорят слова:

Менә сезгә туры почмак,

Берегезгә юк почмак.

Җитезрәк кылансагыз,

Алырсыз берәр почмак.

По окончании стихотворения дети должны быстро занять стулья, кто не успел, выходит из игры, приглашается другой ребенок).

Игра “Парлашип калу” (“Найди себе пару”)

(Под тихую татарскую мелодию звучат стихи:

Сандугачлар, былбыллар,

Тургайлар парлы була.

Кем уенда парсыз кала,

Шундук җәзасын ала.

Мелодия заканчивается, дети быстро должны найти себе пару. Кто остался без пары, исполняет какой-либо номер: танец, стихотворение и т.д.).

Дети: 1. Солнце улыбается,

Светит нам в окно.

С солнцем детям весело,

Радостно, тепло!

2. Солнце нынче не хмурится,

И не прячется в тень.

Солнце с нами на празднике

В этот радостный день.

Татарский танец с ведрами
(фонограмма песни “Идель буе каеннары”
музыка И.Шакирова, слова А.Еникеева)

Ведущая: На дворе весна-красна,

Очень нам она мила,

Солнцем жарким,

Светом ярким,

Клейкой почкой,

Первым цветочком,

Трактором в поле

И птицей на воле.

Ведущая: Ә хәзер, әйдәгез, уйнап алыйк.

Зур төркемдәге балалар белән уеннар оештыру:

“Җир сукалау” уены

Уенда ике бала катнаша. Алар залның бер ягында, ә залның икенче ягына – озын бау бәйләнгән уенчык тракторлар. Уйнаучылар, тәрбияче сигналы буенча, бауны помгакка чорный-чорный, тракторларны үзләренә таба тартып китерәләр. Тракторы алдан килгән бала җиңүче була.

Ведущая: Мы, ребята, с вами и поем и пляшем, и играем. А вот интересно

Услышать, как дедушка и бабушка в детстве веселились.

Ребенок: Апа, бабай, идемте с нами веселиться!

Бабушка: Каждый взрослый загрустит,

Припомнив детства дни.

Но нам и грусть о них сладка,

Так любы нам они.

Дед: Печаль моя всего острей

Предпраздничной порой.

Играть хочу, как встарь

С друзьями-детворой.

Игра с калошами

Дед и бабушка приглашают детей поиграть

“Түбәтәй” уены

Балалар түгәрәкләнеп басалар.

Җырлый – җырлый, түбәтәйне

Бер -берсенә бирәләр:

Түбәтәеңне кигәнсең

Бик ераклардан килгәнсең

Төскә матурлыгың белән

Шаккатырыйм, дигәнсең.

Түп-түп, түбәтәй,

Түбәтәең укалы

Чиккән матур түбәтәең

Менә кемдә тукталды.

Җыр ахырында түбәтәй кемдә калса, шул яз турында шигырь сөйли.

Бабушка: А вот старинная игра

“Что летает, а что не летает”.

В детстве мы любили в нее играть,

И с вами сейчас поиграем опять.

Игра “Летает – не летает”

(проводят бабушка и дедушка)

(Дети стоят по кругу или в шеренге. Бабушка и дедушка называют одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают, если летают, то поднимают руки вверх).

Дед: А загадки умеете отгадывать?

(ответ детей)

Дед и бабушка по очереди загадывают загадки:

1. Была белая да седая

Пришла зеленая, молодая.

(Зима и весна)

2. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб)

3. Я не вкусна,

Но в пищу каждому нужна.

(Соль)

4. Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться.

(Грач)

Ведущая: А мы знаем игры про птиц.

Бабушка, дедушка, вы с нами поиграете?

Игра “Волшебный сад”

(проводит с детьми бабушка)

(Панно, на нем деревья четырех цветов: красного, желтого, голубого, зеленого. Ведущая показывает птиц: снегиря, синицу, скворца, голубя. Вызывается 1 ребенок, выбирает птицу, должен назвать ее по-татарски, ее цвет, охарактеризовать ее. Синица – песняк, цвет – сары. Песняк ниндий? Кечкенә, матур, сары. Остальные птицы характеризуются по тому же принципу. Охарактеризовав, ребенок сажает птицу на дерево такого же цвета).

Игра “Птицы – перелетные, зимующие”

(проводит дедушка с детьми)

(Ведущая называет птиц: если птица перелетная, дети “летают” по залу, машут крыльями. Называют зимующую – останавливаются, присаживаются).

Дед: Не только в детстве мы играли,

Бабушка: Но и пели и плясали.

Навострите свои ушки,

Дед и бабушка (вместе): Сейчас споем мы вам частушки.

Дед и бабушка исполняют частушки “Ай дубыр, дубля”
(татарская народная мелодия)

1. Без урамнан узабыз ла,

Тимер чана сыздырып.

Йокын, килсә, йокла, җаный,

Уятырбыз сызгырып.

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Зәңгәр яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

2. Аккош атсаң, ятып ат ла,

Тимәс микән түшенә?

Кич ятканда исәпләп ят-,

Кермәс микән төшеңә?

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Алсу яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

3. Биек икән йортыгыз ла,

Якты яна утыгыз.

Турыгыздан өч әйләндем,

Каты икән йокыгыз!

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Кызы яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

4. Урам буе, юл буе ла,

Идел буе, су юлы.

Көттем, җаным, чыгарсың, дип,

Йокламадым төн буе.

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Чуар яулыгыңны бәйләп

Кайтып киләсең каян?

5. Алмабакчасына кереп,

Алмага үрелдеңме?

Яна йөрәк ялкынланып,

Төтене күренмиме,

Ай, дубыр-дубая,

Вай, дубыр-дубая,

Аклы яулыгыңны бәйләп,

Кая бардың син бая?

Ведущая: Посмотрите, дед и бабушка

Как хорошо вам хлопают дети.

Они и сами готовы сплясать

На празднике от души.

Танец “Утер али”
(татарская народная мелодия)

Бабушка: Проверить, наверное уже пора,

Готова ли, бабай, наша каша?

Дед: По-моему самое время попробовать кашу.

(Дед и бабушка пробуют)

Ведущая: Сначала каша доставалась земле с пожеланием всем мира, покоя и богатого урожая. Потом – воде, чтобы вода смогла сохранить живность на земле. Следующая порция каши – небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди. Затем – грачам, да воронам с благодарностью за принесенную ими весну. После этого каша раздавалась всем, кто присутствовал на празднике.

(Дед и бабушка ставят казан с кашей на стол – в середине зала)

Дед и бабушка: Вот и каша готова,

Поиграли, поплясали,

Грачей весело встречали.

Песня “Грачиная каша”
музыка Ф.Шаймордановой, слова народные

(Дети встают в круг и поют песню. Во втором куплете качают сцепленными руками вперед-назад, а на вторую часть второго куплета – хлопают в ладоши справа и слева)

Ведущая: А теперь пора настала

Вкусной кашей угощаться!

(Дети садятся, а бабушка угощает детей кашей)

Дед: Вкусной каши принесли

Угощайтесь и вы, грачи!

Бабушка угощает кашей грачей, приговаривая:

“Каргаларга безгә матур

Язны алып килгә әчен”.

Ведущая: В народе есть такое поверье:

Кто пробует грачиную кашу,

Тот не будет болеть целый год,

Будет здоровым и счастливым!

Дед: Будьте здоровы,

Растите большими,

Малышей не обижайте,

Старших уважайте!

Бабушка: Живите дружно!

Будьте счастливы!

Дед и бабушка уходят

Ведущая: (обращается к грачам):

Спасибо вам, грачи, за весну!

Грачи: - Вас с весною поздравляем

Счастья будет вам горой,

Урожая воз большой

На столе всегда пирог.

Все грачи: Легких вам всегда дорог!

Песня “Бәхеттә, шатлыкта”
(слова и музыка Фарука Закирова)

1. Безнең гомер зур бәхет ул,

Кадерләрен белегез

Чын күңелдән теләкләрне

Бездән кабул итегез.

Кушымта: Бәхетте, шатлыкта,

Исәнлектә, саулыкта

Үтсен гомер юлларыгыз

Тазалыкта, байлыкта.

2. Салкынмарда тик сулмасым

Үстергән гөлләрегез

Таң нурыдай аяз булсын

Киләсе көннәрегез.

Кушымта:

3. Тормыш нурлы тормыш матур

Якты булсын күңелләр

Җырларбыз да, биербез дә

Озын булсын гомерләр.

Кушымта:

Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник “Карга боткасы”.

Ребята, я думаю вы и впредь будете добрыми и отзывчивыми, любить природу, оберегать ее и заботиться о пернатых наших друзьях.

Литература:

1. “Детский фольклор” Хисамова А.Х., Казань, 1997г.

2. “Казаным минем, Казаным” Мияссарова И.Х., 2003г.

3. “Балалар календаре”, Казан, 1990г. перевод А.Хисамовой.

4. “Күңел ачыйк бергәләп” (Бәйрәм иртәләре сценарийлары) Казан, “Мәгариф”, Нәшрияты, 2003г.

5. “Музыкально-эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста” ИПКиПРО РТ Казань, 2004г.

6. “Җырлыйк, уйныйк, мәнилләр” Сабирова С.М. – Чаллы, 1994г.

7. “Балалар бакчасында музыка” Шайморданова Ф.М., Казан, 1996г.

8. “Уйныйбыз да, җырлыйбыз да” Ахметов С., Чаллы, 1991г.

9. “Балалар бакчасынды музыка дәресләре уздыру өчен хрестоматия” Исхакова И.Г., Ишниязова З.Л., Вафина Т.В., Казан, Мәгариф, 1999г.

10. “Балачак бәйрәмнәре” Зарипова З.М., Гараева Г.Г., Гыйлаҗева Р.Г. – Яр Чаллы, 1994г.


Выполнили воспитатели:

  • Портнова Ольга Ивановна,
  • Жарова Жанна Юрьевна,
  • Кузнецова Елена Евгеньевна.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №6 имени Героя Советского Союза Новикова А. В. города Новокуйбышевск городского округа Новокуйбышевск. Структурное подразделение "Детский сад "Бабочка" город Новокуйбышевск Самарская область

Рисовать, нужно не переставая. Рисуй глазами, жестами, чувствами, когда не можешь карандашом.

Жан Огюст Доминик Энгр

Наименование проекта: "Релаксирующее рисование - зентангл и дудлинг"

Вид проекта: Информационно-творческий, оздоровительный.

Используемые технологии:

Упражнения на расслабление (релаксирующие) , психогимнастика, арт-терапия, пальчиковые игры, физкультурные минутки, гимнастика для глаз.

Участники проекта: дети подготовительной группы "Колокольчик", родители воспитанников, педагоги группы, руководитель изодеятельности.

Оборудование: Альбомные листы А-4, плиточки бумаги размером 9Х9, простые карандаши, цветные гелиевые ручки, линеры-кисточки, образцы, распечатанные картинки с контурным изображением зентангла и дудлинга.

Цель: Сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья дошкольников с помощью занятий по релаксирующему рисованию - зентангл и дудлинг.

Задачи:

  1. Создать атмосферу доверия и психологического комфорта, снять у детей внутреннее мышечное напряжение, привести нервную систему и психику дошкольников в нормальное состояние покоя.
  2. Совершенствовать художественно-творческие умения и навыки, чувство формы, цвета, композиции и цветовосприятия, развивать мелкую моторику рук.
  3. Формировать объемно-пространственное и ассоциативное мышление, воображение, фантазию и творчество, развивать коммуникативные навыки, эмоциональную сферу.

Любое внутреннее напряжение тормозит самовыражение и развитие. Занятия, связанные с искусством, помогают освобождать творческую энергию раскрыть потенциалы человека. Искусство призвано не только удовлетворять наши эстетические запросы, но и исцелять. Занятие рисованием – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются, чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть художником – достаточно взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге. Кроме расслабления методы и приемы такого рисования развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие. Это очень важно, ведь каждому нужен успех! Степень успешности во многом определяет самочувствие, отношение к миру, желание творить.

В рисовании для релаксации главное – не стараться, а помнить, что важен – не результат, а расслабление в процессе.

Этапы реализации проекта:

I этап - Подготовительный:

  • подбор и изучение методической литературы, интернет - ресурсов по данной теме
  • разработка содержания проекта, составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
  • планирование предстоящей деятельности
  • подбор наглядно - демонстрационного материала для занятий, бесед, игр с детьми.
  • оформление папок–передвижек для родителей по теме проекта, подборка фотографий, литературы, беседы с родителями о необходимом участии их в проекте

II этап – Практический - Обеспечение условий для реализации проекта:

  • разработка игр-занятий для воспитанников
  • совершенствование и расширение уголка "Художественное творчество"
  • просвещение родителей по вопросам использования техники релаксирующего рисования и упражнений для расслабления.
  • разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по теме "Зентангл и Дудлинг"

III этап - Заключительный (аналитический) :

  • оформление выставки рисунков
  • экскурсия в выставочный зал (совместно с родителями)
  • организация совместного чаепития с родителями " Спокойствие, только спокойствие!"

Формы работы, методы и приемы.

Работа с родителями:

  • беседы с родителями
  • консультации для родителей
  • оформление уголка для родителей по данной теме
  • выставка (коллективные работы детей)
  • совместная творческая деятельность.
  • пополнение уголка по изобразительной деятельности раскрасками в стиле зентангл и дудлинг.

Работа с детьми:

  • совместная деятельность взрослого и ребенка
  • рассматривание иллюстраций
  • чтение художественной литературы
  • продуктивная деятельность под музыку
  • игры и упражнения под тексты стихотворений
  • наблюдение за природой
  • рассматривание игрушек
  • оформление выставки.

Планируемый результат: Укрепление у детей старшего дошкольного возраста психического и эмоционального здоровья дошкольников. Формирование знаний о способах рисования зентангл и дудлинг, посредством пространственного и ассоциативного мышления.

Развитие у детей навыков и умений использования разнообразных средств изображения, таких, как цвет, форма и композиция.

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах психофизического состояния их детей и рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах и мероприятиях. Знакомство родителей с методиками релаксирующих упражнений для снятия нервного напряжения и медитирующим рисованием зентангл и дудлинг.

Список литературы и ресурсов:

  1. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Акад, 2002. – 208 с.
  2. "Дзен-дудлинг. Искусство подсознательного рисунка"

Переводчик: Самсонов П. А.

Редактор: Дженни Тони, Джонс Эми; Изд-во: Попурри, 2015 г.

3. "Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения и удовольствия. –СПб.: Питер, 2014.

4. Зентангл и дудлинг: узоры Искусство и развлечения Искусство Ав. Fabiana Walles 2015.

5. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования» , КАРО, 2010.

6. И. А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» , М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА» , 2007.

7. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]

Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.

Методы релаксации помогают снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя. Важным в выполнении упражнений на релаксацию является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. выполнение релаксационных упражнений способствует успокоению, ребёнок становиться уравновешенным, а также позволяет ребенку отдохнуть после мышечной и умственной деятельности.

В моменты неудач и неприятностей необходимо научить детей настраиваться на положительные иллюзии, красивые фантазии. Они уравновесят тяжесть детских невзгод, научат справляться с маленькими и большими ребячьими неприятностями. Для этого несколько раз в день надо на некоторое время задержаться на размышлении о приятном. Пусть в воображении детей предстанут самые добрые, самые приятные сцены, будь то действительность или фантазии. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.

Расслабляться лучше с закрытыми глазами.

В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы: поза отдыха, поза алмаза и др.

Во время выполнения упражнений на релаксацию учить детей распознавать ощущение напряженности и расслабленности.

Не спешить заканчивать релаксацию.

Дети могут полежать, если им хочется.

Выходить из этого состояния нужно медленно, спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.

При использовании упражнений на расслабление отдельных частей тела учитывается предыдущий вид деятельности детей.

Памятка для родителей

Правила для родителей по созданию положительного настроения:

  • Правило 1. Научите детей встречать грядущий день только с улыбкой и хорошими мыслями, ведь утренняя улыбка заряжает бодростью и хорошим настроением весь день. Улыбка может уберечь ребенка от многих неприятностей, протянуть руку помощи, и чем доброжелательней научатся дети относиться друг к другу, к миру, тем увереннее они будут чувствовать себя в жизни. Несколько раз в день предложите детям улыбнуться друг другу, произнести: «Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ, Я ЛЮБЛЮ ДРУЗЕЙ, Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ, Я ЛЮБЛЮ МИР!» Особенно это полезно, когда у детей в группе назревает или уже произошел конфликт.
  • Правило 2. Старайтесь поддерживать в течение дня атмосферу добра, любви и радости.
  • Правило 3. Плохие поступки детей надо обсудить с ними, помочь осмыслить их и сделать вывод, а затем забыть о них. Дети всегда должны чувствовать себя любимыми, хорошими, талантливыми, хотя их поступки иногда могут быть и неудовлетворительными. Воспитатели и родители должны позволить детям иногда ошибаться и при этом не делать из этого трагедии.
  • Правило 4. Вспоминая с детьми прошедший день или более длительный период времени, уделите особое внимание удачам и успехам.
  • Правило 5. Помните, что для поддержания положительного настроя у детей их фантазии, мечты и грезы имеют ничуть не меньшее значение, чем позитивные факторы их жизни.

Сказочные мини-упражнения на расслабление.

Независимо от наличия или отсутствия специальных условий, руководствуясь только собственным желанием, перемещаясь в тот или иной сказочный мини - сюжет, задействовав только слуховые анализаторы можно отдохнуть и восстановить свои физические и психические силы. Музыкальное сопровождение помогает созданию сложных образов воображаемой действительности. Текст читается спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза. Перед проведением релаксации педагог поясняет, для чего нужно расслабляться, какую позу или исходное положение нужно принять, а в ходе релаксационных упражнений контролирует степень расслабления детей.

Мы раскинем руки, мы как будто птицы. Мы глаза закроем, - сказка нам приснится…

Шар приснится голубой. … И Мишутка маленький…

Светлый месяц за горой. … И цветочек аленький…

Лепестки ласкает ветер, чуть цветок качается…

Это сказка детям снится, дети расслабляются…

Вот глаза открылись, мышцы напрягаются! Сразу бодрость, сила в теле ощущаются!

Стайка рыбок закружилась – море синее приснилось.

Вода прозрачно – голубая нас баюкает, качает…

На поверхность из глубин подплывает к нам дельфин…

Вот совсем не зная страха, проплывает черепаха…

А за ней, раскинув ножки, вглубь несутся осьминожки…

Ах, прозрачная водица! видим рыбок вереницу…

Можно рыбок нам догнать… Только вот пора вставать.

Все, как рыбки, встрепенулись, из морских глубин вернулись.

(лёжа на спине, под спокойное речевое сопровождение и приятную, тихую музыку полное расслабление) .

Психогимнастика (упражнения на релаксацию)

«Погреем руки»

Эстафетная палочка в руках. Соединить ладони и катать палку. Это упражнение оказывает положительное воздействие на внутренние органы.

«Золотая рыбка»

Ход: Первый вариант - ребенок лежит на животе, второй вариант - на спине. Руки выпрямлены, вытянуты вверх. Играющий выполняет синхронные движения ногами и руками - как-будто плывет.

«Звездочка»

Цели: мышечное расслабление; развитие общей моторики, пространственной ориентировки.

Дополнительный материал для занятия: звезды, вырезанные из бумаги.

«Посмотри на небо. На небе очень много звезд. Представь, что ты тоже звездочка и тебе надо подружиться с другими звездами, чтобы с ними играть. (Фигуры звезд взрослый располагает на расстоянии таким образом, чтобы ребенок смог до них дотянуться левой/правой рукой/ногой, сделав определенное усилие.) Дотянись до звезды правой/левой рукой/ногой, не меняя положения тела» .

«Путешествие»

Цели: улучшение эмоционального состояния; развитие произвольного внимания и воображения; развитие словаря и устной речи, умения прислушиваться к своим ощущениям; закрепление умения передавать свои чувства и ощущения в связной речи.

Условия для занятия: ребенок сидит на детской подушечке с гранулами

Обращение взрослого к ребенку: «Перед тобой небо со звездами. Одна из звездочек приглашает тебя в гости к себе на небо. Представь, что ты сидишь на этой звездочке. Почувствуй, как ты удобно на ней расположился. Звездочка медленно поднимается в небо, ветер обдувает твое лицо, волосы. Дыши легко и глубоко. Тебе нравится лететь и смотреть на звезды: большие и маленькие, яркие и мерцающие, белые и желтые, синие и оранжевые. Но скоро наступит утро, и звездочка везет тебя домой. Скажи «спасибо» звездочке за путешествие, помаши ей рукой. Теперь потянись и выпрямись. Расскажи, что ты представил во время своего путешествия на звездочке. Какие чувства и ощущения ты испытал? Что волшебное или чудесное с тобой произошло?»

«Лучики солнца»

Цели: создание психологического комфорта, положительного эмоционального состояния; снижение уровня тревожности.

Условия для занятия: ребенок лежит на напольном мягком покрытии.

Обращение взрослого к ребенку: «Представь, что ты лежишь на мягком теплом песке. Тебе от песка тоже тепло. Лучики солнышка гладят тебя по лицу, шее, рукам, ногам. Руки отдыхают, ноги отдыхают. Дыши легко и глубоко. Лучики солнца скользят по коже. Тебе очень приятно. Но пришла пора вставать, потянись и улыбнись» .

Релаксация «Апельсин (или лимон) »

Ход: Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатили апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.) . «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок) , ручка теплая... мягкая…отдыхает…). Затем апельсин подкатили к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнение 2 раза (при этом поменять фрукты) .

Релаксация «Цветочек»

Ход: Потянуться вверх, подняв руки и напрягая мышцы всего тела, изображая, как «цветочек растет и тянется к солнышку» . Затем последовательно уронить кисти, изображая, что «солнышко спряталось, и головка цветка поникла» , расслабить предплечья, согнув руки в локтях - «стебелек сломался» , и, сбросив напряжение с мышц спины, шеи и верхнего плечевого пояса, пассивно наклониться вперед, подогнув колени - «цветочек завял» .

Релаксация «Сосулька»

Ход: Из положения «сидя на корточках» медленно подниматься вверх, представив, что сосулька «растет» , поднять руки вверх и, привстав на носочки, стараться как можно сильнее вытянуться, напрягая все тело, - сосулька «выросла» . После команды логопеда: «Солнышко пригрело и сосулька начала таять» медленно опускать руки, расслабляя все тело, опускаться вниз, сесть на пол, а затем и лечь, полностью расслабившись, - «сосулька растаяла и превратилась в лужу» . Обратить внимание на приятное

ощущение расслабления.

«Гимнастика для глаз» в стихах

"Весёлая неделька"

Всю неделю по - порядку, глазки делают зарядку.

  • В понедельник, как проснутся, глазки солнцу улыбнутся

Вниз посмотрят на траву и обратно в высоту.

(Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна.)

  • Во вторник часики глаза, водят взгляд туда – сюда

Ходят влево, ходят вправо, не устанут никогда.

(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна.)

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем. Так игру мы продолжаем.

  • По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль

Что вблизи и что вдали, глазки рассмотреть должны.

(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку.)

В пятницу мы не зевали, глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять. В другую сторону бежать.

(Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх.)

Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый.)

  • В воскресенье будем спать, а потом пойдём гулять

Чтобы глазки закалялись нужно воздухом дышать.

(Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот.)

Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками.)

Закачалось деревцо. (Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.)

Ветер тише, тише, тише… (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

Деревца все выше, выше! (Встают и глаза поднимают вверх.)

Мы устали все чуть - чуть. Предлагаю отдохнуть.

Отдыхайте наши уши. Тишину мы будем слушать.

И глаза мы закрываем, и они пусть отдыхают.

В тишине представить море, свежий ветер на просторе.

За волной плывет волна, а в округе тишина.

Наши глазки так устали, мы писали, рисовали,

Встанем дружно по порядку, сделаем для глаз зарядку.

Ночь. Темно на улице. Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять. Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем, снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять. Открываем их опять.

А теперь всем вместе нужно. Поморгать глазами дружно.

Вправо - влево посмотрите, вниз и вверх все поглядите.

Отдохнули? Хорошо. Повторяем все еще.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Стоят с закрытыми глазами)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву «О» , получается легко (Глазами рисуют букву «О» )

Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)

Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)

Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)

(Дети садятся на пол, вытягивают ноги вперёд. Указательный палец правой руки - это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.)

К журавлю жук подлетел,

Зажужжал и запел «Ж-ж-ж.»

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть,

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж.»

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди на ней немножко.

(Дети вытягивают поочерёдно вперёд правую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги, тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.)

Жук наверх полетел

И на потолок присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно-

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог.

«Ж-ж-ж.»

"Теремок"

Терем- терем - теремок! (Движение глазами вправо- влево.)

Он не низок, не высок, (Движение глазами вверх- вниз.)

Наверху петух сидит, ку-ка-реку кричит. (Моргают глазами.)

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть налево-направо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-направо и вверх-налево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)

Картотека пальчиковых игр.

Фруктовая ладошка.

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)

Фрукт для вас и для нас.

(Показывают ладошками вокруг и на себя.)

Соберу грибы.

Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.

Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»

(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)

Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь -

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой,

Все грибы несу с собой.

(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца)

А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!

(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему) .

Прыгает по веточкам невеличка-белочка.

Мелькает хвостик средь ветвей.

Кто угонится за ней?

(Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.)

Помощник

Посуду моет наш Антошка.

(Потирают ладошки друг о друга) «моют посуду» .

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан,

И закрыл покрепче кран.

(Выполняют имитирующее движение.)

Кто спит зимой?

Медведь в берлоге крепко спит,

Всю зиму до весны сопит.

Спят зимою бурундук,

Колючий ежик и барсук.

(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)

Только заиньке не спится - убегает от лисицы.

(Показывают большой палец, вращая им.)

Мелькает он среди кустов, запетлял – и был таков!

(Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.)

Зимние забавы

Что зимой мы любим делать?

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Новогодние игрушки,

Праздник приближается, елка наряжается.

(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и разводят в стороны.)

Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют ребят.

(Крутят ладошками в воздухе – «фонарики» .)

Наши мамы.

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель -

(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)

Мамы разные нужны,

(Сжимают обе ладошки в «замочек» .)

Мамы разные важны!

(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)

В гостях у сказки.

Раз, два, три, четыре, пять -

Царевна-Лягушка, Конек-Горбунок,

Мышка-норушка и Колобок.

Курочку Рябу назвать еще надо -

Героев из сказок вспомнить мы рады!

(Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.)

Будем сказки называть:

(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)

Эта сказка – «Теремок» .

Эта сказка – «Колобок» .

Эта сказка – «Репка» :

Про внучку, бабку, дедку.

(Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного.)

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

(Показывают большой палец.)

Перелетные птицы.

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж -

(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)

Все вернулись, прилетели,

(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)

Песни звонкие запели!

(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют» ) .

Подводный мир.

Посмотри скорей вокруг!

(Делают ладошку у лба «козырьком» .)

Что ты видишь, милый друг?

(Приставляют пальцы колечками у глаз.)

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

Насекомые

Дружно пальчики считаем -

Насекомых называем.

(Сжимают и разжимают пальцы.)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зеленым брюхом.

(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)

Это кто же тут звенит?

Ой, сюда комар летит!

(Прячут руки за спину.)

Памятка для Родителей.

ПОЛЕЗНОЕ РИСОВАНИЕ - ДУДЛИНГ И ЗЕНТАНГЛ.

(зендудлинг) – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эти техники прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности.

ДУДЛИНГ – это рисование с помощью простых элементов . В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг» , что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Такому рисованию многие из нас предавались на скучных школьных уроках.

О том, что получится в итоге, мы не знаем и не задумываемся, рука рисует сама по себе. Будут ли это разнообразные растения, несуществующие миры или просто геометрические фигуры – не важно. Главное – получить удовольствие от процесса рисования.

Дудлинг перекликается с другой техникой рисования – зентанглом. Но в этих техниках есть небольшая разница. Если дудлингом можно заниматься в купе с каким-нибудь другим делом, то зентангл требует большей концентрации. Этот рисунок является более осознанным.

ЗЕНТАНГЛ является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии) .

Зентангл помогает увеличить собранность, концентрацию, способствует психологической разгрузке, внутреннему успокоению, улучшает зрительную координацию и мелкую моторику, а также развивает творческие способности и креативность.

Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром животного, цветка, птички (чего угодно) , нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

Что такое ЗЕНТАНГЛ и ДУДЛИНГ. Как рисовать.

Зентангл и дудлинг, а также их сочетание (зендудлинг) – техники рисования, в последнее время приобретающие большую популярность. Интерес к ним связан с тем, что они являются хорошим способом расслабиться, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эти техники прекрасно подходят для взрослых, для самых маленьких детей, а также детей с особыми потребностями.

Дудлинг (от английского doodle – бессознательный рисунок) – это те самые каракули, рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.) и изогнутых линий. В этом и состоит лёгкость. В этой технике можно начинать рисовать без каких-либо знаний и умений, ведь главное, что помогает создавать интересный узор, - это возможность действовать интуитивно. Однако из этих простых форм могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг» , что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами.

Дудлинг перекликается с другой техникой рисования – зентанглом.

Зентангл (от zen – уравновешенность, спокойствие и rectangle – прямоугольник) является сочетанием медитации и рисования, придуман американскими художниками Марией Томас и Риком Робертсом.

Эта техника рисования запатентована и подразумевает под собой соблюдение некоторых правил:

  • зентангл выполняется в черно-белых цветах;
  • узор ограничивается квадратной рамкой внутри карточки заданного размера (9Х9 см) ;
  • у зентангла нет одного направления, его можно рассматривать с любой стороны;
  • образовавшиеся после проведения линий сектора заполняются причудливыми произвольными узорами;

каждый узор зентангла должен состоять не более чем из шести штрихов;

  • при рисовании зентангла не допускается использование линейки или трафарета;
  • нельзя использовать ластик.

Смесь этих двух техник – зендудлинг (Zendoodling) – идеально подходит для занятий с детьми. Самый простой вариант – воспользоваться раскраской или контуром предмета, нарисованного по трафарету, и предложить ребёнку заполнить его простыми элементами, а потом их раскрасить. Можно усложнить задачу – разбить рисунок на части и заполнить получившиеся сегменты разными узорами. Еще вариант – предложить ребенку по-разному заполнить одинаковые изображения животных, предметов и др.

Преимущества дудлинга и зентангла:

  1. Простота. Не нужно уметь красиво рисовать – нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им пространство листа. Это может быть волнистая линия или круги произвольного размера. Нарисовать их достаточно просто даже ребенку. Также можно использовать готовые шаблоны, чтобы расширить свой арсенал элементов.
  2. Доступность. Для этих техник требуется самый минимум материалов – достаточно черной или цветной ручки и листа бумаги.
  3. Гибкость. Рисованием можно заниматься безграничное количество времени. Можно порисовать всего несколько минут и даже за это короткое время насладиться творческим процессом.
  4. Расслабляет и отвлекает. Тонкая творческая работа помогает отвлечься от назойливых мыслей и успокоить ум. Кроме того, рисование – это еще и прекрасный способ выразить эмоции на бумаге и обрести душевное равновесие.
  5. Повышает концентрацию внимания. Рисование мелких однотипных элементов помогает сконцентрироваться на деталях и удерживать внимание на важных мыслях.
  6. Эффективно при поиске различных решений. Процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации - в этот момент мозг пытается найти нестандартные варианты решения проблемных ситуаций.

Перед рисованием нужно принять удобную позу, расслабиться. При рисовании, каждый штрих, каждое движение должно быть осознанным. Это можно сравнить с написанием китайских иероглифов, мысли должны быть сосредоточены на процессе создания рисунка, и только на нем.

Можно расчертить обычный лист бумаги на квадраты. Каждый квадрат заключает в себе отдельную композицию. Есть и другой вариант выполнения рисунков: в большом квадрате чертится несколько маленьких.

Разнообразные и неповторимые узоры создаются по одной схеме:

Из бумаги вырезать плитки классического размера в Зентангл (9х9 см) .

Нужно нарисовать строки: поставить четыре точки карандашом по углам плитки, немного отступив от края.

Строки соединяются одной сплошной линией. Таким образом, задаются границы для дальнейшей работы. Когда узоры начнут получаться, то можно будет этот шаг пропустить и начинать рисовать без предварительной «разметки» .

Следующий шаг - это создание «зон» внутри квадрата под будущие узоры. Они не будут разбросанными в хаотичном порядке, а создадут целостною картинку.

Нет определенной последовательности, которую необходимо соблюдать: сегменты заполняются узором так, как подсказывает воображение. Некоторые участки можно оставить незарисованными, от этого общая картинка не пострадает.

Когда работа выполнена и не требует корректировок и дополнений, необходимо стереть нарисованные ранее карандашные линии. Стороны заполненных сегментов затемняются, придавая трехмерность изображению. Рисунок готов.

Дудлинг и зентангл – умное творчество - они элементарны в освоении, не требуют много времени или особых инструментов и прекрасно подойдут всем детям.

Раскраски в стиле зентангл и дудлинг

Зентангл придумали Рик Робертс и Мария Томас. Рик в своей жизни кем только не был – таксистом и финансовым аналитиком, дизайнером флейт и монахом, писателем и агентом по продажам. Мария же – художник-шрифотовик и создатель открыток. Рик часто наблюдал за тем, как рисует Мария. Она была полностью поглощена процессом. Позже они выяснили, что ощущения Марии во время работы очень схожи с теми, что испытывает Рик, когда медитирует. Так родился зентангл – форма медитативного искусства, сочетающая в себе рисование и медитацию.

Зентангл в своем изначальном и классическом виде представляет собой квадрат бумаги размером 9х9 см, покрытый разнообразными повторяющимися узорами. Такие квадраты называются плитками. Существуют уже готовые узоры – танглы, которые можно изменять и дополнять бесконечно. Зентангл схож с другой техникой – дудлингом, но есть и отличия. В зентангле больше сосредоточенности и осознанности, он требует большей концентрации внимания.

Бекка Крахула открыла для себя зентангл, когда оказалась в больнице. Длительное лечение и ограниченность движения ее угнетали. Она вспомнила о зентангле, близкие принесли ей бумагу и ручки. В своей книге Бекка говорит, что рисование помогло ей «пережить самые трудные времена» - оно занимало, отвлекало, успокаивало.

В зентангле я нашла для себя целый ряд преимуществ и плюсов.
1. Не обязательно уметь рисовать. Я вот не умею, но иногда очень хочется. Большим подспорьем будет любовь к мелким деталям, раскраскам для взрослых и умение срисовывать, но это не так важно. Нужно только начать. Постепенно узоры будут получаться все лучше, появится куча идей по их трансформации и развитию, добавлению цвета и новых форм.

2. Не нужно никаких специальных приспособлений и оборудования. Квадрат плотной бумаги, черная гелевая ручка и простой карандаш – вот необходимый минимум. Потом, конечно, вы обзаведетесь лайнерами Pigma Micron, заморочитесь на тему достаточно плотной, но не слишком гладкой бумаги, станете выбирать карандаши определенной мягкости… Но начать можно прямо сейчас, для этого не нужно ничего покупать. А если не понравится, то всегда можно благополучно забыть о зентангле, не терзаясь угрызениями совести по поводу зря потраченных денег.

3. Рисовать можно где угодно. Очень удобно, что пару плиток и ручку можно взять с собой. Ожидание в очереди у стоматолога, дурдом на работе, скучная лекция – вы просто устраиваетесь в уголке со своей бумагой и отключаетесь. Дома даже стол не нужен. Мне, например, нравится рисовать в любимом кресле.

4. Перенос на другие виды творчества. Постепенно обретаешь все большую смелость и изобретательность. Элементы танглов можно использовать во многих других техниках. Этому даже не нужно учиться, зентангл сам органично впишется в то, что вы любите.

Не могу не отметить, как прекрасно издана эта книга. В таких пособиях очень важны последовательность, ясность изложения, четкая структура и простые пошаговые инструкции. Книга Бекки Крахулы отвечает всем пунктам: схемы танглов идеальны для изучения и срисовывания, уроки разбиты на дни, а техника усложняется постепенно. Читать, рисовать и просто листать эту книгу – одно удовольствие.

Мои личные впечатления свидетельствуют о том, что зентангл действительно очень расслабляет и успокаивает. Я люблю на работе сделать 15-20-минутный перерыв для рисунка – очень освежает. Коллеги поощряют, ведь рисунки достаются им. Еще это отличное средство, когда нужно переключиться, перейти от одной задачи к другой, найти решение или просто очистить мысли. Я далека от медитации, но это правда работает. Тему медитации, впрочем, можно вообще отставить в сторону, ведь зентангл – это еще и бесконечные варианты по части открыток, книжных закладок и тех же раскрасок.
И помните:

"Только воображение имеет предел, возможности безграничны".

Данная техника рисования возникла не так давно, а ее авторами являются художница Мария Томас и монах Рик Робертс. Именно они обнаружили медитативный эффект от рисования узоров и решили разработать систему, которая помогла бы всем желающим получить такой же опыт и добиться релаксации во время создания изображений.

Что такое зентангл?

Зентангл представляет собой особенную совокупность повторяющихся узоров, которые складываются в абстрактное изображение, не несущее в себе смысловую нагрузку.

Само название «зентангл» (англ. «zentangle») состоит из двух слов: «zen» («дзен») и «tangle» («сплетение, клубок»). Форма изображения ограничена квадратом, а вариантов узоров существует огромное множество. Процесс создания зентанглов называют зентанглингом.

Правила метода зентангла

Эта техника рисования запатентована и подразумевает под собой соблюдение некоторых правил:

  • зентангл-узоры должны быть абстрактными, беспредметными;
  • у зентангла нет одного направления, его можно рассматривать с любой стороны;
  • зентангл выполняется в черно-белых цветах;
  • каждый узор зентангла должен состоять не более чем из шести штрихов;
  • при рисовании зентангла не допускается использование линейки или трафарета;
  • нельзя использовать ластик.

Перед рисованием обязательно примите удобную позу, потянитесь, постарайтесь расслабиться. Когда вы рисуете зентангл, каждый ваш штрих, каждое движение должно быть осознанным. Это можно сравнить с написанием китайских иероглифов. Все ваши мысли должны быть сосредоточены на процессе создания вашего рисунка, и только на нем.

И хотя сначала вам придется выучить, как выполнять определенные зентангл-узоры, конечный вид вашего зентангла вам не должен быть известен. Начинайте рисовать без какой-либо картинки в голове, полагайтесь лишь на ваше воображение - кто знает, куда оно сможет вас завести. Нарисовать зентангл «неправильно» просто невозможно потому, что не существует правил, которые определяют, каким образом он должен выглядеть в итоге.

Рисуют зентанглы на бумажных квадратах размером 9x9 см, которые называют плитками. Однако эти рамки не мешают, а только способствуют развитию вашей креативности. Зентангл задуман в небольшом размере, чтобы рисунок можно было завершить за один раз, потратив на него не более тридцати минут. Таким образом, вы можете носить с собой плитки и релаксировать с помощью рисования в любое удобное вам время.

Польза от создания зентанглов

По результатам исследований доказано, что данная техника рисования оказывает на рисующих исключительно положительное влияние:

  • создает выраженный терапевтический эффект;
  • способствует релаксации;
  • приносит вдохновение;
  • способствует развитию творческих способностей;
  • избавляет от стресса и негативных эмоций;
  • спасает от бессонницы;
  • улучшает зрительно-двигательную координацию и концентрацию внимания.

У некоторых художников рисование зентанглов даже вызывает эффект «быстрого сна», прибавляет сил и ясности. Метод зентангла относят к одному из множества техник арт-терапии .

Зентанглинг, зендудлинг и дудлинг: в чем разница

Зентанглинг очень часто путают с такими понятиями, как дудлинг и зендудлинг, хотя все эти техники рисования имеют отличия.

Дудлинг (doodling) представляет собой механическое, неосознанное рисование спонтанных орнаментов, которые сами приходят в голову и не несут в себе смысловой нагрузки. Этим дудлинг и отличается от зендудлинга, в котором рисование происходит осознанно и сосредоточенно. К тому же, дудлинг не привязан ни к каким рамкам: дудлы можно рисовать где угодно и как угодно. Вы, наверное, уже занимались дудлингом, сами того не зная - например, когда рисовали абстрактные узоры в школьной тетрадке.

Зендудлинг (zendoodling) сочетает в себе элементы и дудлинга, и зентанглинга. Зендудлинг, как и зентанглинг - обдуманный процесс, при котором художник сосредоточен и обращает внимание на каждый штрих. Но, подобно дудлингу, зендудлы не заключаются в границы плитки и могут занимать сколько угодно места. Также зендудлинг не запатентован и создается из каких угодно орнаментов и штрихов.

Нередко при обозначении зендудлинга используется слово зенарт (zenart) . Но на самом деле зенарт скорее означает все техники рисования, которые вдохновлены зентанглингом. Работы в стиле зенарт могут быть какой-угодно формы (не абстрактное произведение, а, к примеру, животное, конкретный предмет или даже человек), но они точно так же состоят из абстрактных узоров вместо штриховки.

Существует и медитативная техника рисования под названием зендала (zendala) , которая создается из зентангл-узоров, но рисуется в форме круга. Зендала требует от художника особенного сосредоточения, поскольку в пределах этого круга нужно соблюдать симметрию.

Многие из тех, кто начинает рисовать зентангл или зенарт, оставляют зендалу на потом как более высокую ступень мастерства.

Что нужно для рисования зентангла

Оригинальный зентангл создается на специальной бумаге плотностью 260 г/м 2 . Карточки к зентанглам можно заказать в Интернете, но можно сделать и самостоятельно, нарезав любую плотную бумагу на квадраты 9x9 см. Для этих целей подойдет, например, бумага для черчения или акварельная бумага. Рисовать зентангл можно не только на белой, но и на бумаге черного цвета.

Когда вы только начинаете учиться рисовать зентангл, не спешите расходовать карточки. Приобретите отдельный альбом, где вы сможете упражняться в создании первых зентанглов и проработке орнаментов, а бумажные карточки оставьте для создания полноценных произведений.

Поскольку зентангл выполняется в черно-белых цветах, вам придется приобрести ручки черного цвета, либо белого, если вы рисуете на черной бумаге. Оригинальные зентанглы рисуют ручками самого высокого качества. Лучше всего подходят специальные маркеры-лайнеры, которые рисуют насыщенными черными линиями и подходят практически для любой поверхности. Однако вы можете использовать черные гелевые ручки.

Шариковая ручка может не подойти, поскольку иногда оставляет недостаточно яркие, не очень красивые и обрывистые линии, а штрихи зентангла нужно рисовать одной ровной линией. Вариантом замены для лайнера также могут стать обычные маркеры либо фломастеры, однако они рисуют более толстые линии, чем может потребоваться.

Если вы хотите освоить впоследствии не только зентангл, но и зендудлинг или зенарт, вы можете запастись цветными карандашами, ручками, пастелью, мелками либо фломастерами, которыми ваше творение можно разукрасить.

Как рисовать зентангл

Чтобы научиться рисовать зентангл, вам нужно выучить и проработать разнообразные зентангл-узоры. На данный момент их существует уже очень много: часть из них - запатентованные узоры, созданные Марией Томас, а другая часть придумана другими художниками и ее последователями.

Со временем вы и сами вполне сможете придумать подходящий для зентанглинга оригинальный орнамент. Но до тех пор вам предстоит приобрести книжки с официальными узорами либо найти зентангл-узоры бесплатно в Интернете, в частности, в блоге Марии или на ресурсах Pinterest и Tumblr.

Для примера мы рассмотрим несколько узоров, которые вы сможете потренировать и использовать в дальнейшем, чтобы нарисовать зентангл.

  • Возьмите карточку или начертите ровный квадрат размерами 9x9 см в тренировочном альбоме.
  • В пределах квадрата обозначьте четырьмя точками еще один квадрат. Эта рамка не обязательно должна быть строго прямой квадратной формы, какие-то из сторон могут немного изгибаться.
  • Принцип любого узора заключается в том, что вы делите рамку различными кривыми, а затем начинаете заполнять узором каждую из образовавшихся частей. В данном случае в пределах рамки нарисуйте несколько горизонтальных волнистых линий, с двумя подъемами, напоминающими верблюжий горб (смотрите на рисунке ниже). Первую линию нарисуйте «горбами» вверх, линию ниже — «горбами» вниз, и чередуйте их таким образом.
  • Начинайте заполнять самый нижний сегмент вертикальными дужками, которые будут его словно опоясывать. У вас получится нечто, похожее на кокон. То же самое проделайте с остальными сегментами. Границы между ними наведите черным пожирнее.
  • В качестве последнего штриха каждый из сегментов затените в нижней части с помощью легкой растушевки. Как делать растушевку, можно узнать из уроков рисования карандашом .

Прорабатывать каждый узор необходимо, держа перед глазами наглядную пошаговую схему. Без наглядности разобраться в том, как создается тот или иной узор, будет сложнее. Еще схемы нескольких других узоров и готовые зентанглы с их использованием смотрите ниже.

Срисовывание чужих готовых зентанглов противоречит принципу медитативного рисунка, когда каждый сегмент и каждый штрих вы продумываете сами, взяв за основу лишь готовые зентангл-узоры. Однако вы можете посмотреть, например, следующее видео, где рисуют зентангл для начинающих, чтобы поначалу попытаться повторить такой же рисунок: