Заяц - сказочный персонаж

Заяц в русских народных сказках представляет положительного героя, но изображается двояко. В одних повествований это жертва, слабый и беспомощный герой, который всего боится. В других он выступает как ловкий хитрец, который, несмотря на страх, способен к храбрым поступкам.

Заяц в русских народных сказках

Почему зайцу в сказках приписывают трусливость и проворность?

Заяц в природе питается капустой, корой деревьев и корнеплодами. Он абсолютно безобидный, пока ему ничего не угрожает. Но для хищных животных он является настоящим лакомством, поэтому заяц лишний раз прибегает к маскировке и бегу. От того, что его основные защитные реакции – скрываться и убегать, его посчитали трусливым. Но мнение людей со временем развеялось, когда они увидели, как зверь может постоять за себя в неминуемой схватке с хищником. При столкновении он может сильно ударить нападающего задними лапами и даже вспороть брюхо атакующего своими крепкими ногтями. Скорее всего, по этой причине образ зайца в сказках со временем поменялся, когда стереотипы сошли на нет.

Хитростью и ловкостью его наделили охотники, которые, по собственному опыту поймать зверя, знают, как тот умело может путать следы и прятаться.

Прозвище зайца в сказках

Зайца в сказках всегда называют с нежностью, в уменьшительно-ласкательной форме – Зайчик, Зайка, Зайчонок, делая акцент на миловидности и безобидности персонажа. Единственное более грубое прозвище, которое можно встретить в народных повествованияхКосой . Есть несколько пояснений его возникновения:

  • Во-первых, из-за особенности расположения глаз и его диапазону обзора. Из-за чего он всегда поворачивает голову, чтобы рассмотреть встречного своим боковым зрением.
  • Во-вторых, заяц постоянно путает следы, двигаясь в разных направлениях, чтобы его не выследили хищники. Это умышленный маневр, а не просто неспособность двигаться прямо.

Ложное прозвище Зайчишка-трусишка тоже довольно просто объясняется. Дрожь его связана с постоянным мышечным напряжением. Это, так как и постоянное принюхивание, необходимо, чтобы быстро среагировать на опасность. То есть, по сути, он не боится, он просто в постоянной готовности. И, тем не менее, если он почует опасность, то сразу же убежит. Что в человеческом поведении расценивалось бы как трусость.

Но бег – это, и правда, одна из сильных сторон животного, особенно на коротких дистанциях. Поэтому не зря в сказках ему дали еще одно прозвище - Зайчик-побегайчик .

Образ зайца в народных сказках

В некоторых сказках о зайцах предполагают рассказ именно о животном. В них объясняется, почему у него губа раздвоена и шубка меняется (Например, «Снег и заяц»). А другие показывают на этом образе человеческие отношения, где под животным подразумевают доброго, но трусливого и беззащитного человека.

  • «Зайчишка-трусишка» - демонстрирует трусливость, борьбу со страхом и смекалистость этого животного;
  • «Заяц и медведь» - показывает доброту персонажа, его альтруизм, умение держать слово, ответственность. Вот такие вот положительные качества, которые преобладают над боязливостью.
  • «Заяц-хваста» - в данной сказке смелость героя проявляется при необходимости помочь другим.
  • «Лиса и заяц» - традиционная роль жертвы, беззащитного бедолаги, добротой которого пользуются негативные персонажи.

Сказки, в которых заяц хитрец и храбрец, в основном имеют авторство. Но произведение пришлось по духу простому народу и стало частью фольклора.

Сказки - неотъемлемая часть детского мира. С самых ранних лет учат они малышей доброте и справедливости. Сказка «Заяц и Лиса» - прекрасное произведение, повествующее о том, как хорошо живётся тем, у кого есть настоящие верные друзья. Эта детская история покоряет сердца не только маленьких слушателей, но также и их родителей.

Сказка «Заяц и Лиса» - большое удовольствие для детей

Малышам действительно очень нравится это произведение. Сказка «Заяц и Лиса» у них - одна из самых любимых. При создании этой прекрасной истории народ одарил главных героев определёнными чертами характера. Сказка «Заяц и Лиса» - это борьба двух сторон. Как обычно, добро противостоит злу. Знакомство с жалким, неуверенным в себе Зайчиком, надменной Лисой, бесстрашным Петухом и прочими персонажами доставляет ребятам невероятное удовольствие, поднимает настроение, учит сопереживать слабым. Слушать такую сказку с радостью будут дети любого возраста. Крохи учатся не отнимать чужого, понимают значение взаимовыручки.

Сюжет

Действие сказки «Заяц и Лиса» начинается в зимнее время. Героям необходимо построить себе жилище. Заяц собирается жить в лубяной избушке. Лиса же принимает решение построить ледяной дом. Однако с приходом весны её «дворец» тает. Лиса отправляется к Зайцу и выгоняет его из дома. Несчастному теперь негде жить. Заяц ходит по лесу в слезах. Разные звери переживают за него и пытаются помочь. Однако, поговорив с Лисой, они убегают. Волк, Медведь и Бык не в состоянии справиться с хитрой рыжей бестией. Только Петух храбро борется за дом Зайца, несмотря ни на что. В итоге справедливость восстанавливается.

Поучительная история

В чём же мораль? Пословица к сказке «Лиса и Заяц» даёт ответ на этот вопрос. "За правое дело стой смело", - это слова о смелом Петухе. Ещё одна пословица к сказке «Лиса и Заяц» - "без беды друга не узнаешь". Одним словом, это произведение учит малышей вниманию к чужому горю, бесстрашию, доброте. Кроме того, дети понимают, что даже в самой трудной ситуации отчаиваться не стоит. Решение найдётся всегда. Заяц попробовал разные варианты. И, несмотря на то что у него ничего не получалось, он всё-таки смог вернуть себе свой дом.

Проявляем творческие способности

И Зайца - это ещё и возможность проявить свои артистические способности. С детьми можно поставить великолепный спектакль. Костюмы подготовить очень легко. На сегодняшний день их можно приобрести в одном из магазинов детских товаров, а можно и сшить самостоятельно.

Народная сказка «Лиса и Заяц» прекрасно обыгрывается малышами даже в самом раннем возрасте. Слова и действия довольно просты. Сделать декорации также не сложно. Домики можно подготовить заранее, нарисовав на больших бумажных листах, или же выпилить из фанеры, а можно сделать и по-другому. Небольшие фанерные заготовки заранее красятся. В спектакле Зайчик и Лиса будут самостоятельно строить из них домики. Для ледяного дворца подойдёт также прозрачный пластик. «Сугробы» изготовить можно, наклеив на листы ватмана или ту же фанеру кусочки ваты.

Во втором акте декорации меняются. Из предыдущих на сцене остаётся только лубяная избушка. Домик Лисы убирается. На месте сугробов появляются кустики и цветы. Пока Зайчик будет собирать букеты, Лиса прокрадётся в его дом. Вернувшись, Заяц будет стучаться домой и плакать. Однако Лиса непреклонна.

Далее всё по сюжету. Герою пытаются помочь Волк, Медведь и Бык. Но всех их Лиса также прогоняет. Только Петух с саблей на плече справляется с этой задачей. Он поёт гневную песню, угрожая Лисе сшить из неё шапку. Испугавшись, она убегает из избушки. Заяц и Петух остаются жить в домике вместе. Одним словом, поставить такой спектакль - значит дать детям прекрасную возможность проявить себя в роли актёров. Данная сказка идеально для этого подходит.

Цель урока: Знакомство с русской народной сказкой «Заяц-хваста».
Задачи урока:
1. Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умения самостоятельно работать с текстом, умения работать в статичной паре, в статичной группе (в группе постоянного состава.
2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение, умения анализировать характер героя с опорой на план, умения давать героям оценку, умения воссоздавать прочитанное, умения раскрывать причинно-следственные связи.
3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: добро всегда добром возвращается.
Создать условия для воспитания храбрости, взаимопомощи через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.
Оборудование: компьютерная презентация, учебник, выставка книг, карточки описания героя, карточки с заданиями (игра «Бюро находок», досье), текст сказки, удостоверения для рефлексии.
Ι Организационный момент.
1. Психологический настрой учащихся.
Доброе утро!
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
– Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Артикуляционная гимнастика.
– Я предлагаю настроить речевой аппарат.
Ать - ать - ать – много будем мы читать.
Ания- ания – проверяем знания.
Лю-лю-лю – сказки очень я люблю.
Гу-гу-гу – всегда другу помогу.
– Кто любит сказки?
– Среди вас есть помощники?
– А вы знаете, кто такие сыщики?
– Чем занимаются сыщики?
Слайд
ΙΙ Актуализация знаний.
– Проверим, кто из вас готов стать сыщиком? Проведём первое расследование.
– Мне нужна ваша помощь.
Игра «Бюро находок».
– Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.
– Что могут обозначать эти слова?
Л. Пантелеев «Две лягушки» сказка
В.Горбовский «Розовый слон» стихотворение
В.Чаплина «Мушка» рассказ
Русский народ «Заяц-хваста» сказка
– Установите соответствие между словами трёх столбиков.
– Кто может выполнить это задание самостоятельно – приступайте к работе. А остальным поможет содержание в конце учебника.
– Проверим, как вы справились с расследованием.
– Вы хорошо справились с заданием, я принимаю вас в сыщики.
карточки
Слайд
Учебник с. 189
Слайд
ΙΙΙ Постановка учебной задачи.
– Исключите уже изученные произведения и сформулируйте тему урока.
– Русская народная сказка «Заяц-хваста».
– В жизни нет такого предмета, природа которого не давала бы зацепки для сказки. Вот и заяц часто является героем сказок.
Слайд
IV Переход к теме.
– Какие сказки с участием зайца вы знаете?
«У страха глаза велики» р.н.с.
«Заюшкина избушка» р.н.с.
«Жалобы зайки» К.Д. Ушинский
«Лиса и заяц» р.н.с.
«Колобок» р.н.с.
«Теремок» р.н.с.
Загадка.
Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою - белый,
Он, скажите, вам знаком?
– Что вам помогло отгадать загадку?
– Что вы знаете о зайце?
– Какой по характеру обычно бывает заяц?
– Прочитайте слова и выберите те, которые присущи характеру зайца. Объясните свой выбор.
(Жадный, весёлый, трусливый, сильный, смелый, ловкий, глупый, несчастный, осторожный, проворный, любопытный, неуклюжий).
– Ну, что юные сыщики, вы готовы к новым испытаниям.
– Иногда авторы меняют в своих произведениях привычный характер героя.
– Сегодня мы прочитаем русскую народную сказку «Заяц-хваста» и проведём расследование. Соберём о зайце как можно больше информации.
– Но прежде чем мы займёмся поиском, нам необходимо проверить свою физическую форму.
Физкультминутка.
Шагаем на носочках, чтобы нас никто не обнаружил.
Тянемся, чтобы достать с верхней полки важный пакет.
Спрятались в густую траву.
Высоко подняв ноги, перешагиваем через ловушки.
А теперь проверим, какие вы внимательные.
Слайд
Выставка книг
Слайд
Фото зайцев
Доска
Карточки
V Решение учебной задачи.
1. Словарная работа.
– В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение.
– Кто такой хваста?
Хваста – тот, кто хвастается.
Хвастовство – неумеренное восхваление своих достоинств.
Крестьянин – сельский житель.
Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлеба.
Кокорина – нижняя часть хвойного дерева.
2. Первичное чтение сказки учителем.
3. Анализ характера героя.
– Где жил заяц?
– Чем занимался?
– С кем общался?
– Почему хвастался заяц?
(Он хотел быть большим, сильным, чтобы его все боялись.)
– Как он хвастался? Зачитайте.
– Кто проучил зайца?
–Как вы думаете, перестал он хвастать?
–Какой поступок совершил герой сказки?
–Как поблагодарила ворона зайца? Зачитайте.
4. Исследовательская работа.
– Какой в этой сказке заяц?
– Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вновь поработать сыщиками.
– Сейчас вы внимательно прочитаете сказку и составите досье на нашего зайца.
– Что такое досье?
(Сбор информации о ком-то или о чём-то.)
– Будем собирать информацию на героя сказки по плану:
Имя___________________________
Место жительства_______________
Время года_____________________
Внешний вид ___________________
Друзья_________________________
Враги__________________________
Поступки_______________________
Характер (подчеркни нужный вариант): везучий, хвастливый, ленивый, честный, грубый, удачливый, храбрый, догадливый, добрый, злой, трусливый, болтливый, заботливый.)
– Сказка перенесена из учебника на лист бумаги. Читая её, вы будете в тексте отмечать красным карандашом ответы и записывать их в досье.
5. Проверка результатов работы.
– Какое досье у вас получилось? Зачитайте.
– Какие черты характера осуждаются в сказке?
(Хвастовство)
– А какие поощряются?
(Храбрость, взаимопомощь)
– Для чего мы составили досье на героя?
(Чтобы его лучше узнать и понять).
Слайд
Учебник
(с. 51-52)
Слайд
Слайд
Досье
Текст сказки
VI Итог урока. Рефлексия.
– С каким литературным произведением мы познакомились сегодня?
– Что вы можете сказать о герое этой сказки?
– Какое важное открытие мы сделали, прочитав эту сказку?
– К советам нужно прислушиваться. Доброе дело сделало зайца смелым.
– Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию сказки?
Одна голова хорошо, а две лучше.
Сам погибай, а товарища выручай.
Семеро одного не ждут.
Добро всегда добром возвращается.
– Какая пословица подходит к нашей работе на уроке.
– Вы все хорошо поработали и за работу получаете удостоверения настоящих сыщиков.
Удостоверение
выдано настоящему сыщику
_______________________________

08.02.2011г.
Учитель года 2011
– Вам необходимо раскрасить печать. Красным – отличная работа. Зелёным – успешная работа.
– Поблагодарите друг друга за работу.
Урок окончен. Всем спасибо за работу.
Слайд
Удостоверение

Русское народное творчество очень богато и разнообразно. Существуют сотни различных русских народных сказок, притч, примет, песен и т. д. Главное богатство - это наши дети. Это известно издавна. Именно поэтому в русском фольклоре собрано столько поучительных произведений, из которых ребенок сможет познать вечные ценности, правильные жизненные принципы и приоритеты. Одной из самых любимых и популярных является сказка "Зайкина избушка", которая рассказывает о честности, взаимопомощи и настоящей дружбе.

Автор и оригинальный текст

Сказка "Зайкина избушка" считается русской народной сказкой, и подлинный ее автор неизвестен. Впрочем, как и оригинальный текст этого произведения. Сейчас его практически невозможно найти. В интернете существуют уже десятки различных интерпретаций данной сказки. Отличается один вариант от другого некардинально, но все же они разняться. Да и помимо интернета, передавая текст русской народной сказки из уст в уста, сохранить точный дословный текст довольно сложно. Поэтому произведение претерпело небольшие изменения как в составе персонажей, так и в самом сюжете.

Персонажи

Герои сказка "Зайкина избушка" - это разнообразные животные. Главными персонажами выступают Лиса, Заяц и Петух. Даже название этой русской народной сказки имеет несколько вариантов. Эту сказку еще можно отыскать под названием "Лиса и Заяц" или "Заяц, Лиса и Петух". Помимо этих центральных персонажей, в произведении присутствуют Волк, Медведь, Бык, Козел и Собака. Следует обратить внимания, что главные герои не меняются. Именно на их образе строится повествование. Второстепенные герои-животные взаимозаменяемы и не играют особо важной роли. В любой из существующих версий этой русской народной сказки рассказывается о 5-6 персонажах. Из них 3 центральных и ещё 2-3 второстепенных героя.

Интерпретации сказки

Сказка "Зайкина избушка" сегодня настолько популярна и считается поучительной, что на ее основе написаны пьесы для детей, посещающих детский сад и начальную школу. В 1973 году был выпущен первый мультфильм на основе текста сказки. Произведение носит название "Лиса и Заяц". Сейчас существует больше десятка различных видео-вариаций по тексту этой сказки. Также можно найти один из вариантов текста произведения, положенного на стихи. Что очень хорошо для маленьких детей. Ведь стих запомнить и выучить гораздо легче и интереснее, чем обычный текст.

В сказке "Зайкина избушка" рассказывается поучительная история о добре и зле. Жили когда-то Заяц и Лиса по соседству. У каждого из героев был свой собственный дом, у Лисы - хижина изо льда, а у Зайца - лубяная. Во время зимы плутовка подшучивала над косым, расхваливая свое жилище. Но пришла весна, начало греть солнышко, растаял снег, как и домик Лисы. Она при помощи хитрости выманила Зайца из его хижины, и заняла ее, выгнав Зайца навсегда.

Косой был очень расстроен и, гуляя по лесу, на своем пути встречает поочередно Волка, Медведя и Быка. Каждое из животных сочувствует Зайцу и вызывается помочь вернуть обратно его дом. Но ни у кого это не удается. Лиса оказывается умнее их. После трех неудачных попыток вернуть свой дом Заяц на своем пути встречает Петуха, который тоже решает ему помочь. Что же из этого вышло? Как ни пытался Заяц отговорить Петуха помогать ему, тот был упрямее, и оказался абсолютно прав. Ему удалось выманить Лису из избушки и припугнуть ее косой. Она убежала и не возвращалась больше. А Заяц и Петух подружились и стали жить вместе в лубяной избушке.

Нетрудно разобраться, кто из персонажей - добро, а кто - зло. Малыши очень любят эту сказку. Она учит их не завидовать, помогать другу в беде и оценивать по достоинству окружающих. И как всегда бывает в добрых детских сказках, добро победило зло.

Самотаева Яна

Данный проект используется на уроках литературного чтения, окружающего мира, ИЗО.Цель проекта: показать зайца в природе и где встречается образ зайца. Задачи исследования:1) кто является родственником зайца; 2) где обитают зайцы; 3) на самом ли деле заяц труслив; 4) почему зайца называют косым; 5) в чём особенность ушей; 6) как показан образ зайца в сказках; 7) какие пословицы и загадки есть о зайцах; 8) Кто является символом олимпийских игр в Сочи 2014 года.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект. Заяц. Образ з айца Выполнила Руководитель: у ченица 2 класса Мысик Ольга Самотаева Яна Николаевна МБОУ « Благодарновская СОШ» Тюльганский район Оренбургская область

п оказать зайца в природе и где встречается образ зайца Цель исследования:

Кто из домашних животных является родственником зайца? Как раньше изображали зайца? Где обитают зайцы? А на самом ли деле заяц труслив? Почему зайца называют косым? Какую роль играют уши? А растут ли зубы у зайца? Как показан образ зайца в сказках? Какие пословицы и загадки есть о зайце? Кто является символом олимпиады в Сочи 2014 года? Задачи исследования:

У меня живёт кролик- он родственник зайцу.

Наверное, самым далеким изображением зайца можно считать статую из белого мрамора, датируемую VI веком до н. э.

Зайцы обитают по всему земному шару. Охоту на зайцев ведут по всему миру. Иногда люди удивляются тому, что эти животные до сих пор не вымерли. Зайцев много только потому, что они очень быстро размножаются.

Образ зайца – милый, добродушный и трусливый. Зайцы вовсе не трусливы и добродушны. На самом деле это животное способно впадать в ярость и отважно защищать свою жизнь.

Хотя зайца часто называют косым, никакого косоглазия у него нет. Косоглазие зайцам приписали охотники, которые заметили, что заяц все время петляет и возвращается на свой след. На самом деле, причина такого поведения – асимметрия в развитии правых и левых лап зайцев.

В летнюю жару зайцам помогают спасаться от перегрева уши. Они активно выводят тепло из организма. Во время дождя зайцы подгибают уши, чтобы в них не попадала вода и они не простудились

Зубы у зайцев растут всю жизнь. Они стираются, когда зайцы грызут еду, но расти никогда не прекращают.

Заяц в русских сказках обычно маленький, жалкий, глуповатый, трусливый; только бегает быстро. Например, в сказке «Заяц и лиса», где ему на помощь приходило много героев, и петух в конце концов выгнал лису из заячьего домика, а сам заяц только плакал и не пытался ни вступить с лисой в борьбу, ни перехитрить ее.

В некоторых сказках заяц выступает в непривычной для нас роли: он бывает вредным чистюлей «Песец и заяц» - ненецкая сказка. В бирманской сказке «Мудрого кролика насморк спас» кролик оказался умнее медведя и обезьяны ухитрился провести самого царя зверей льва. Индийская сказка «Хитрая лиса» рассказывает о том, как заяц не поддался на уловку лисы и спас себе жизнь благодаря своей смекалке.

«Заяц самого себя боится», «Жаден как волк, а труслив как заяц» «Подстреленный заяц недалеко бежит» «И заяц умен, да задним умом» «Без собаки зайца не поймаешь», «Лиса живет хитростью, а заяц прыткостью» Пословицы и поговорки

В гору бегом, с горы кувырком. Летом серый, зимой белый. (Ответ в этой загадке не просто заяц, а заяц-беляк. Так как заяц-беляк переодевается на зиму в белоснежную шубу) Никого не обижает, а сам всех боится. Загадки

Статуя зайца в Петербурге

Также заяц является символом Зимней Олимпиады в Сочи - 2014

Спасибо за внимание!