Зачин завязка развитие действия кульминация развязка концовка. Но завязка главного конфликта – одна! Основные элементы композиции литературного сюжетного произведения

Тема драмы – это ее единое действие. Тема «Макбета» - честолюбие. Тема «Ромео и Джульетты» - любовь. Тема прежде всего и формирует драму.

Сюжет есть тема в более конкретном оформлении. Сюжет «Макбета»: Макбет стремится к власти и совершает ради этого злодеяния. Сюжет «Ромео и Джульетты»: Ромео и Джульетта любят друг друга; Монтекки и Капулетти мешают их любви. – Иначе говоря, сюжет определяет основную линию драматической борьбы.

Фабула драмы – это система важнейших обстоятельств и последовательность наиболее значительных событий, определяющих драматическую борьбу. (При пересказе фабулы следует отмечать «драматический узел» и наиболее острые моменты драматической борьбы)

Интригой в драме называют иногда последовательные, подчиненные сознательному плану действия одного из действующих лиц. Например, в «Отелло» интригу ведет Яго. Иногда же интригой драмы называют все взаимодействия участников драмы, взаимоотношение отдельных интриг.В предельно общем виде сюжет - это своего рода базовая схема произведения, включающая последовательность происходящих в произведении действий и совокупность существующих в нём отношений персонажей. Обычно сюжет включает в себя следующие элементы: экспозицию (Экспозиция (лат. expositio - выставление напоказ, изложение) в литературоведении и фольклористике - часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. В фольклористике также - часть кумулятивного произведения, предшествующая началу развёртывания элементов кумуляции.

Экспозиция - начало основных событий в произведении), завязку (Завязка - это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

Так, в трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет, принц Датский» завязкой является встреча Гамлета (главного героя трагедии) с призраком, и последовавшее за нею решение отомстить вероломному королю за убийство своего отца.

Завязка является одним из ключевых элементов сюжета.), развитие действия, кульминацию, развязку (Развязка сюжета - исход событий, решение противоречий сюжета.) и постпозицию, а также, в некоторых произведениях, пролог и эпилог. Основной предпосылкой развёртывания сюжета является время, причём как в историческом плане (исторический период действия произведения), так в физическом (течение времени в ходе произведения).

Сюжет и фабула. Понятие сюжета тесно связано с понятием фабулы произведения. В современной русской литературной критике (равно как и в практике школьного преподавания литературы) термином «сюжет» обычно называют сам ход событий в произведении, а под фабулой понимают основной художественный конфликт, который по ходу этих событий развивается. Исторически существовали и продолжают существовать и другие, отличные от указанного, взгляды на соотношение фабулы и сюжета. Например:

Толковый словарь Ушакова определяет сюжет как «совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения», а фабулу как «содержание событий, изображаемых в литературном произведении, в их последовательной связи». Таким образом фабуле, в отличие от сюжета, приписывается обязательное изложение событий произведения в их временной последовательности.

Предыдущее толкование было поддержано в 1920-х годах представителями ОПОЯЗа, которые предложили различать две стороны повествования: само по себе развитие событий в мире произведения они называли «фабулой», а то, как эти события изображены автором - «сюжетом».

Другое толкование идёт от русских критиков середины XIX века и поддерживалось также А. Н. Веселовским и М. Горьким: они называли сюжетом само развитие действия произведения, добавляя к этому взаимоотношения персонажей, а под фабулой понимали композиционную сторону произведения, то есть то, как именно автор сообщает содержание сюжета. Легко видеть, что значения терминов «сюжет» и «фабула» в данном толковании, по сравнению с предыдущим, меняются местами.

Наконец, существует также точка зрения, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и для анализа произведения вполне достаточно оперировать понятиями «сюжет», «схема сюжета» (то есть фабула в смысле первых двух из вышеперечисленных вариантов), «композиция сюжета» (то, как события из схемы сюжета излагает автор).

Типология сюжетов. Предпринимались неоднократные попытки классифицировать сюжеты литературных произведений, разделять их по различным признакам, выделять наиболее типичные. Анализ позволил, в частности, выделить большую группу так называемых «бродячих сюжетов» - сюжетов, которые многократно повторяются в различном оформлении у разных народов и в разных регионах, большей частью - в народном творчестве (сказки, мифы, легенды).

По мнению А. Е. Нямцу, из всего многообразия традиционных сюжетов можно выделить четыре основные генетические группы: мифологические, фольклорные, исторические и литературные.

Как отмечает проф. Е. М. Мелетинский, «большинство традиционных сюжетов восходит на Западе к библейским и античным мифам».

Известно несколько попыток свести всё многообразие сюжетов к небольшому, но при этом исчерпывающему набору сюжетных схем. В известной новелле «Четыре цикла» Борхес утверждает, что все сюжеты сводятся всего к четырём вариантам:

О штурме и обороне укреплённого города (Троя)

О долгом возвращении (Одиссей)

О поиске (Ясон)

О самоубийстве бога (Один, Аттис)

ПЕРИПЕТИЯ (греч. peripe’teia - «внезапный поворот») по определению Аристотеля («Поэтика», гл. XI) - «превращение действия в его противоположность», один из существенных элементов усложнения трагической фабулы. Примеры, иллюстрирующие это определение (так в «Царе Эдипе» пастух, являющийся, чтобы открыть Эдипу его происхождение и тем самым рассеять его страх, достигает своим разоблачением противоположного эффекта), позволяют сопоставить аристотелевскую перипетию с «трагической иронией» современной эстетики, но, вообще говоря, термин «перипетия» употребляется у Аристотеля шире, обозначая всякий неожиданный поворот в развитии сюжета. Лессинг и многие другие теоретики трагедии приписывали Аристотелю понимание этого термина и сами понимали его в смысле того поворотного пункта трагического действия (а не конкретного «действия», поступка, что повидимому имел в виду Аристотель), к-рый определяет собой начало нисходящей линии «развязки» (см.).

В современном литературоведении термин «П.» применяется иногда и не к драматическим видам словесного искусства, напр. к развертыванию фабулы эпоса (см.) и романа (см.).

Завязка – это элемент сюжета, исходный момент в развитии действия литературного произведения; событие, из которого нарастает основной конфликт произведения и направляется к его окончательному разрешению. В литературном произведении действия персонажей логически взаимосвязаны. Каждое событие возникает в результате предыдущего. Последовательность событий в рассказе, которые влияют на другие события на основе причинно-следственной связи, составляет единое действие и представляет собой сюжет художественного произведения.

Сюжет раскрывает характеры персонажей, их взаимоотношения, а также череду описываемых событий. Поскольку в основе сюжета – возникновение, нарастание, а также разрешение конфликта, т. е. столкновения противоположных сил, структура литературного произведения включает несколько этапов его развития.

Завязка в структуре сюжета

В структуру сюжета литературного произведения входят следующие элементы:

  • экспозиция;
  • завязка;
  • развитие действия;
  • кульминация;
  • развязка.

В структуре произведений встречаются и иные элементы сюжета, например, или эпилог. Каждый элемент выполняет свою функцию. Например, экспозиция предоставляет информацию о главных участниках будущих событий, времени и месте ещё до развития действия, а пролог повествует о том, что происходило до описанных в произведении событий.

Различают три обязательных элемента сюжета: завязка, . Завязка используется в каждом рассказе для построения повествования, даже если ему присуща нестандартная структура сюжета.

Завязка обычно содержится в начале произведения, хотя иногда появляется в середине или в конце. Например, читатель узнает о решении героя романа Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Чичикова приобретать мёртвые души в конце произведения.

В масштабных произведениях (например, в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина») часто присутствуют несколько завязок, начинающих разные сюжетные линии. Каждая отдельная часть художественного произведения (часть, глава, действие и пр.) имеет отдельную завязку, подчинённую общей. Завязка в произведении – отправной пункт для развития действия.

Виды завязки

Завязка обычно начинается после экспозиции (введения). В этом случае рассказ становится мотивированным и последовательным. Однако некоторые произведения начинаются с внезапной, немотивированной завязки, что придаёт им остроты и скрытности. В такой завязке заложена интрига (лат. inticare – запутывать, сбивать с толку), т. е. способ организации действий в произведении с помощью усиления напряженности, скрытых намерений, острого противостояния интересов. Наличие интриги свойственно преимущественно остросюжетным приключенческим, авантюрным произведениям (например, ). В детективных романах завязка, как правило, – это описание преступления, которое вскоре будет раскрываться детективами, в приключенческих – сцена, побуждающая персонажей к подвигам. Пример интригующей завязки – начало романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?».

Значение завязки в произведении

Завязка – это событие, из которого берёт начало развитие действия в произведении. В завязке, как правило, начинается основной конфликт, происходит столкновение сил, что приводит к развитию последующих событий в произведении.

Завязка имеет большое значение в раскрытии характеров персонажей. В завязке обычно показано первое столкновение антиподов, зарождение напряжения между героями, появление конфликтной ситуации, которая будет развиваться в дальнейшем и углубляться к её окончательному разрешению. Завязка определяет основные линии развития сюжета, ориентирует читателя в разделении сил, конкретизирует тему и проблематику произведения.

Завязка часто рассматривается как наиболее значимая часть сюжета, поскольку кульминация и развязка зависят от событий, описанных в начале произведения.

Примеры завязки в произведениях


Предлагает несколько определений понятия «сюжет». Согласно Ожегову, сюжет в литературе - это порядок и связь событий. Словарь Ушакова предлагает считать им совокупность действий, последовательность и мотивировку развертывания происходящего в произведении.

Взаимосвязь с фабулой

В современной русской критике фабула имеет совсем другое определение. Сюжет в литературе понимают как ход событий, на фоне которого раскрывается противостояние. Фабула же - основной художественный конфликт.

Однако в прошлом существовали и продолжают существовать другие точки зрения на этот вопрос. Русские критики середины XIX века, поддержанные Веселовским и Горьким, считали фабулой композиционную сторону, то есть то, как именно автор сообщает содержание своего произведения. А сюжет в литературе - это, по их мнению, действия и взаимоотношений персонажей.

Данное толкование прямо противоположно таковому в словаре Ушакова, у которого фабула - это содержание событий в их последовательной связи.

Наконец, есть и третья точка зрения. Те, кто придерживается ее, считают, что понятие «фабула» самостоятельного значения не имеет, и при анализе вполне достаточно пользоваться терминами «сюжет», «композиция» и «схема сюжета».

Типы и варианты схем произведения

Современные аналитики выделяют два основных типа сюжета: хроникальный и концентрический. Друг от друга они отличаются характером связей между событиями. Главный фактор, если можно так выразиться, - время. Хроникальный тип воспроизводит естественное его течение. Концентрический - ориентируется больше не на физическое, а на психическое.

Концентрический сюжет в литературе - это детективы, триллеры, социальные и психологические романы, драмы. Хроникальный чаще встречается в мемуарах, сагах, приключенческих произведениях.

Концентрический сюжет и его особенности

В случае с таким типом течения событий прослеживается четкая причинно-следственная связь эпизодов. Развитие сюжета в литературе данного типа идет последовательно и логично. Здесь легко выделить завязку и развязку. Предыдущие действия являются причинами последующих, все события как бы стягиваются в один узел. Писатель исследует один конфликт.

Причем произведение может быть как линейным, так и многолинейным - причинно-следственная связь сохраняется так же четко, более того, любые новые сюжетные линии появляются в результате уже случившихся событий. Все части детектива, триллера или рассказа строятся на ясно выраженном конфликте.

Хроникальный сюжет

Его можно противопоставить концентрическому, хотя на самом деле здесь не противоположность, а совершенно другой принцип построения. Эти виды сюжетов в литературе могут взаимопроникать друг в друга, но чаще всего определяющим является или один, или другой.

Смена событий в произведении, построенном по хроникальному принципу, привязана ко времени. Может отсутствовать ярко выраженная завязка, нет строгой логической причинно-следственной связи (или, по крайней мере, эта связь неочевидна).

Речь в таком произведении может идти о множестве эпизодов, общее у которых только то, что они случаются в хронологической последовательности. Хроникальный сюжет в литературе - это многоконфликтное и многокомпонентное полотно, где противоречия возникают и гаснут, на смену одним приходят другие.

Завязка, кульминация, развязка

В произведениях, сюжет которых основан на конфликте, он является по своей сути схемой, формулой. В ней можно выделить составляющие части. Элементы сюжета в литературе включают экспозицию, завязку, конфликт, нарастающее действие, кризис, кульминацию, нисходящее действие и развязку.

Разумеется, все названные элементы присутствуют далеко не в каждом произведении. Чаще можно встретить несколько из них, например, завязку, конфликт, развитие действия, кризис, кульминацию и развязку. С другой стороны, имеет значение то, как именно анализировать произведение.

Экспозиция в этом плане - наиболее статичная часть. Ее задача - представить некоторых персонажей и обстановку действия.

Завязка описывает одно или несколько событий, которые дают толчок основному действию. Развитие сюжета в литературе идет через конфликт, нарастающее действие, кризис к кульминации. Она же - пик произведения, играющий существенную роль в раскрытии характеров героев и в развертывании конфликта. Развязка добавляет заключительные штрихи к рассказанной истории и к характерам действующих лиц.

В литературе сложилась определенная схема построения сюжета, психологически оправданная с точки зрения влияния на читателя. Каждый описанный элемент имеет свое место и значение.

Если рассказ не вписывается в схему, он кажется вялым, непонятным, нелогичным. Чтобы произведение было интересным, чтобы читатели сопереживали героям и вникали в происходящее с ними, все в нем должно иметь свое место и развиваться согласно этим психологическим законам.

Сюжеты древнерусской литературы

Древняя русская литература, по мнению Д. С. Лихачева, это «литература одной темы и одного сюжета». Мировая история и смысл человеческой жизни - вот основные, глубинные мотивы и темы писателей тех времен.

Сюжеты древнерусской литературы открываются нам в житиях, посланиях, хождениях (описаниях путешествий), летописях. Имена авторов большинства из них неизвестны. По временному интервалу к древнерусской группе относят произведения, написанные в XI-XVII вв.

Многообразие современной литературы

Попытки классифицировать и описать используемые сюжеты предпринимались не раз. В своей книге «Четыре цикла» Хорхе Луис Борхес предположил, что в мировой литературе существует всего четыре их типа:

  • о поиске;
  • о самоубийстве бога;
  • о долгом возвращении;
  • о штурме и обороне укрепленного города.

Кристофер Буккер выделял семь: «из грязи в князи» (или наоборот), приключение, «туда и обратно» (здесь на ум приходит «Хоббит» Толкиена), комедия, трагедия, воскресение и победа над чудовищем. Жорж Польти свел весь опыт мировой литературы к 36 сюжетным коллизиям, а Киплинг выделил 69 их вариантов.

Даже специалистов другого профиля не оставил равнодушными этот вопрос. По мнению Юнга, известного швейцарского психиатра и основоположника аналитической психологии, основные сюжеты литературы архетипичны, и их всего шесть - это тень, анима, анимус, мать, старик и ребенок.

Указатель фольклорной сказки

Больше всего, пожалуй, «выделила» писателям возможностей система Аарне-Томпсона-Утера - она признает существование примерно 2500 вариантов.

Речь, правда, здесь идет о фольклоре. Эта система - каталог, указатель сказочных сюжетов, известных науке на момент составления данного монументального труда.

Для хода событий здесь есть только одно определение. Сюжет в литературе такого плана выглядит следующим образом: «Гонимую падчерицу увозят в лес и бросают там. Баба-яга, или Морозко, или Леший, или 12 месяцев, или Зима испытывают ее и награждают. Родная дочь мачехи также хочет получить подарок, однако не проходит испытания и погибает».

Фактически сам Аарне установил не более тысячи вариантов развития событий в сказке, однако он допускал возможность появления новых и оставил для них место в своей оригинальной классификации. Это был первый вошедший в научный обиход и признанный большинством указатель. Впоследствии ученые многих стран внесли в него свои дополнения.

В 2004 году появилась редакция справочника, в которой описания сказочных типов были обновлены и сделаны более точными. Эта версия указателя содержала 250 новых типов.


02 ноября 2014
Занятие 5: Сюжетная композиция. Часть 2

[Драматургия] - лекция по 5 занятию:
«Композиция. Часть 2. Сюжетная композиция»


Что входит в сюжетную композицию?

Экспозиция - завязка – развитие действия - кульминация - развязка - финал

Все эти моменты связаны с законами зрительского восприятия.

Первые 10 минут– нужно заинтересовать.
Далее – поддержать его внимание.
После усилить напряжение, усилить внимание зрителя.
Потом довести напряжение до предела.
И в итоге – не разочаровать зрителя, порадовать финалом.

ЭКСПОЗИЦИЯ

Э к с п о з и ц и я - период фильма,
предшествующий развитию конфликта.

Из экспозиции зритель должен понять :

  • Кто герои (кто есть кто)
  • Какая обстановка (где предстоит действовать)
  • Какая ситуация (которая может обернуться конфликтом)
  • Какая тема фильма
  • Какой жанр фильма.

Экспозиция должна быть хорошо прописана, она одна из самых важных частей кинокартины.

Виды экспозиции:

  • прямая (представление герое «как есть»)
  • отложенная (допустим, сначала происходит убийство, и только потом мы видим, что и как)

Вспоминаем О Генри. Где экспозиция?

В небольшом квартале к западу от Вашингтон-сквера – ОБСТАНОВКА

Джонси - уменьшительное от Джоанны. Одна приехала из штата Мэйн, другая из Калифорнии. В результате и возникла общая студия. - ГЕРОИ

В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмонией, незримо разгуливал по колонии. – СИТУАЦИЯ

Когда закончилась экспозиция?
Когда Джонси заболела.

А почему она закончилась?
Потому что у нас случилась завязка.

ЗАВЯЗКА

З а в я з к а - это момент начала
главного конфликтного действия.

Если экспозиция это временной отрезок, то завязка – это некая ТОЧКА, откуда все начинается.

Где эта точка в рассказе О. Генри?

У нее один шанс… ну, скажем, против десяти, - сказал он, стряхивая ртуть в термометре. - И то, если она сама захочет жить. Вся наша фармакопея теряет смысл, когда люди начинают действовать в интересах гробовщика. Ваша маленькая барышня решила, что ей уже не поправиться. О чем она думает?

Сам факт, что она заболела, для «зрителя» ничего не значит. А вот заключение доктора – уже информация, которая нас взбудораживает!

Иногда говорят, что в фильмах бывает несколько завязок. Это верно – ведь конфликтов в фильме тоже несколько.

Но завязка главного конфликта – ОДНА!

Часто завязке предшествует «провоцирующее событие», то есть то, что обостряет конфликт непосредственно перед завязкой. Относительно Гамлета, например, это появление тени его отца.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ:

Развитие действия - это самая большая часть фильма, нагнетающая конфликт и приводящая к его кульминации.

То есть, несколько раз происходит нагнетание конфликта.

Относительно О Генри, героини беседуют дважды, и дважды нагнетается атмосфера. Туда же добавляются эпизоды с Берманом.

Усилить напряжение можно

  • внезапным известием
  • появлением нового персонажа
  • воспоминанием
  • и так далее

КУЛЬМИНАЦИЯ

К у л ь м и н а ц и я - момент
наивысшего напряжения конфликта.

Это ПИК! Момент! ТОЧКА НАИВЫСШЕГО НАПРЯЖЕНИЯ.

Кульминация – это не то, что уже случилось.

А момент ожидания, что произойдет?!

То есть, не когда человека застрелили, а когда он ждет: выстрелит или нет.

Если вы определили, что кульминация произошла, но после этого напряжение все еще нарастает – то тут ошибка, кульминацию вы нашли неправильно.

Поэтому, более полное определение кульминации выглядит так:

К у л ь м и н а ц и я – момент высшего и последнего
напряжения главного конфликта.

Часто, перед кульминацией, обычно, либо резко убыстряется темп кинокартины, либо резко замедляется, что обостряет зрительский интерес.

Бывает и две кульминации. Но одна из них всегда важнее, как и в случае с завязкой.

И в итоге, где кульминация в О Генри?

В моменте, когда поднимают штору, и мы ждем, висит там лист или нет. Словно слышим «барабанные палочки», перед тем, как неожиданно нас настигнет развязка.

РАЗВЯЗКА

Р а з в я з к а - заключительный отрезок развития сюжета, его итог.

Развязка, как правило, наступает сразу (!) за кульминацией.

Например, в Криминальном Чтиве, когда Джулс отпускает грабителей.

Но иногда, это не так. Бульвар Сансет, например, начинается с развязки – смерти главного героя.

Иногда вместо развязки следует:

К а т а с т р о ф а - разрушительное событие,
развязывающее все узлы конфликтов.

Допустим, действие разворачивалось, а затем у нас произошло, допустим, извержение вулкана. Тогда развязка – именно в этом извержении.

ФИНАЛ

Ф и н а л - заключительная точка картины,
раскрывающая ее смысл.

Часто, именно финал, а не кульминация и развязка определяет фильм. Ведь именно в финале можно показать реакцию героя на произошедшие события и дать зрителю ту эмоцию, которую он хотел увидеть.

Виды финалов:

Закрытый финал.
Вопросов к фильму нет. Победило добро/зло, все конфликты закончены.
Например, «Криминальное чтиво».

Открытый финал
Вопросы еще остались, и действие может иметь продолжение. Например, «Бегущий по лезвию».

Двойственный финал
Соединение прошлых двух.
Например, «Ночи Кабирии»

Композиция – это расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника

Композиция - одна из формальных сторон литературного произведения: соответствующее расположение деталей в крупных частях текста и их взаимное соотношение. Законы композиции преломляют важнейшие свойства художественного сознания и непосредственные связи различных явлений. Композиция вместе с тем обладает содержательной значимостью, ее приемы заметно обогащают смысл изображаемого. Она представляет собой систему сопоставлений либо по сходству, либо по контрасту. Композиция литературного произведения включает своеобразную расстановку персонажей, событий и поступков героев, способов повествования, подробностей обстановки, поведения, переживаний, стилистических приемов, вставных новелл и лирических отступлений. Важнейший аспект композиции – последовательность введения изображаемого в текст, способствующая развертыванию художественного содержания. В основе временной организации произведения лежат определенные закономерности. Каждое последующее звено в тексте должно что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-то сведениями, тревожить его воображение, чувство, мысль, которые не вызвали той или иной реакции сказанным ранее. Существенными звеньями композиции являются повторы и вариации. В литературе XIX–XX веков заметна склонность к усложненному построению, требующему пристального читательского внимания. Таковы произведения Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, Л.М. Леонова и ряда других писателей.

Выразительные средства композиции

· Повтор

Повтор является важным качеством речи . Повтор задаёт в речи ритм . Повтор прозаических произведений отличается от повтора в поэтических. Это отличие лежит в рамках выяснения природы прозаической и поэтической речи (см также Поэзия и проза). Для поэтической речи важны такие повторы, которые неважны в прозаической. Повторы бывают разных уровней литературного произведения:

Виды повторов

  1. Лингвистический уровень литературного произведения:
    • Фонетические
    • Морфологические
    • Синтаксические
  2. Предметно-образный уровень литературного произведения:
  3. Персонажный уровень литературного произведения.
  4. Сюжетно-композиционный уровень литературного произведения.

Подвиды повтора

  1. Буквальный повтор
  2. Вариативный повтор

· Мотив

· Детализация изображаемого, суммирующее обозначение. Умолчание

· Субъективная организация: "Точка зрения"

· Сопоставление и противопоставление

· Монтаж

· Временная организация текста

Сюжетно-композиционный центр произведения составляют главные действующие лица или
предметы. Остальные элементы и части произведения подчиняются ему и служат более
выразительному выявлению идейного содержания.

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала движения событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. Экспозиция может быть прямой, т.е. следовать до завязки, или задержанной, т.е. идти после развязки.

  • – событие, с которого обостряются или возникают противоречия, ведущие к конфликту.

это событие, с которого все и начнется. Можно сказать так: если конфликт – причина войны, то завязка – повод к ней, вроде нарушения мирного договора.

развитие действия - структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу Р. д. конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются. Важнейшая составляющая художественного конфликта; понятие характеризует способ движения художественного действия, проходящего через точки завязки, кульминации и развязки. Развитие действия может вестись в разном композиционном ритме, иметь разное количество кульминационных точек.

кульминация (от лат. culmen, род. пад. culminis - вершина) -момент наивысшего напряжения в развитии действия словесно-художественного произведения, когда происходит перелом, решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств, после которого сюжет произведения движется к завершению. В литературном произведении может быть несколько кульминационных моментов.

Развязка- разрешение конфликта в литературном произведении, исход событий. Обычно дается в конце произведения, но может быть и в начале ("Гадюка" А.Н. Толстого); может также объединяться с кульминацией. Р. завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Разрешая их коллизию, Р. знаменует собой победу одной стороны над другой.