Юнона и авось сколько длится. Знаменитая поэма Юнона и Авось — История любви. История встречи - правдивая и выдуманная

Это была первая советская рок-опера, которую, впрочем, из-за особенностей режима создатели - автор либретто Андрей Вознесенский и автор музыки Алексей Рыбников - отнесли к другому жанру, назвав ее современной оперой «Юнона и Авось». Содержание ее основано на реальных событиях. В основе сюжета - трагическая история любви русского графа и мореплавателя Николая Резанова и дочери испанского наместника Сан-Франциско Кончиты Аргуэльо.

История встречи - правдивая и выдуманная

Основная сюжетная линия правдива во всех вариантах, она берет начало с того момента, когда в 1806 году к берегам Калифорнии под флагом российского флота и под предводительством русского графа и камергера Его Императорского Величества пристали два брига - «Юнона» и «Авось». Содержание всего остального действия допускает разные, порой противоречивые толкования уже потому, что история стала поводом для создания многочисленных поэм, опер, балетов и просто искусствоведческих исследований. А художественное творчество предполагает разной степени погрешности перед истиной, в чем и признавался автор поэмы «Авось» Андрей Вознесенский. А в постановке театра Ленком, в творческом содружестве автора музыки Алексея Рыбникова и режиссера Марка Захарова произведение обрело свое постоянное название - «Юнона и Авось».

Краткое содержание рок-оперы

Сорокадвухлетний государственный деятель и флотоводец, вдовец и отец двоих детей Николай Петрович Резанов, мечтающий о плавании к берегам Северной Америки, но получающий отказ за отказом, ищет заступничества у иконы Матери Божией и признается ей в своей неправедной страсти к ней как женщине. Богоматерь прощает его и обещает свое покровительство. Вскоре он и вправду получает от императорского двора высочайшее повеление отправляться к берегам Калифорнии, чтобы доставить продовольствие к русским колониям на Аляске. И вот бросают якорь в заливе Сан-Франциско русские корабли «Юнона» и «Авось». Содержание действия отныне развивается стремительно. На балу у дона Аргуэльо в честь прибывшей русской экспедиции граф знакомится с дочерью хозяина, 16-летней Кончитой. Здесь же он узнает, что дом Аргуэльо готовится к свадьбе юной Кончиты и молодого идальго Фернандо. Очарованный красотой девушки, Резанов тайком проникает в ее спальню, молит ее о любви и овладевает ею. Голос Богородицы вновь нисходит к ним, и в душе Кончиты пробуждается ответная любовь.

Но за свой проступок граф должен заплатить дорогую цену: оскорбленный Фернандо бросает ему вызов и погибает от его руки. Русская экспедиция спешно покидает Калифорнию. Резанов тайно обручается с любимой, но для венчания ему необходимо исхлопотать в Петербурге разрешение от Папы, чтобы жениться на католичке. Однако им не суждено больше увидеться. По пути Резанов тяжело заболевает и умирает под Красноярском. Кончита отказывается верить страшным известиям и ждет возлюбленного больше тридцати лет, после чего постригается в монахини и заканчивает свои дни затворницей. Таково схематичное содержание оперы «Юнона и Авось».

Воплощение на сцене

В Ленкоме постановка имела удивительно счастливую судьбу. Ее пропустили сразу в отличие от других, менее острых спектаклей. На сценах многих стран показывали спектакль «Юнона и Авось», содержание каждых гастролей неизменно было триумфальным. Не последнюю, если не первую роль играли безмерный талант, энергетика и харизма исполнителей главных ролей. В разное время роль графа Резанова играли Дмитрий Певцов, можно увидеть в этой роли и других известных актеров. В роли Кончиты - Елена Шанина, Алла Юганова. В других ролях были заняты Александр Абдулов, Лариса Поргина и другие. При всех достоинствах последующих составов дуэт Николая Караченцова с актрисой Еленой Шаниной, по отзывам большинства зрителей, так и остался непревзойденным по своей бешеной энергетике. Недаром хит жанра мюзикла «Я тебя никогда не забуду» в этом исполнении до сих пор не теряет популярности.

Память

Кончита Аргуэльо (в постриге Мария Доминго) умерла в 1857 году и была похоронена на монастырском кладбище, откуда ее прах был перенесен на кладбище Святого Доминика.

Граф Николай Петрович Резанов в 1807 году был похоронен на кладбище городского собора Красноярска. Спустя почти два века, в 2000 году, на его могиле был установлен беломраморный крест, на котором с одной стороны читается: «Я тебя никогда не забуду», а на другой написано: «Я тебя никогда не увижу».

Юно́на» и «Аво́сь» - одна из наиболее известных советских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис) , в репертуар которого спектакль входит до сих пор.

В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось» , на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова.
Сюжет поэмы «Авось! » (1970) и рок-оперы основан на реальных событиях и посвящен путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 и его встрече с юной Кончитой Аргуэльо, дочерью коменданта Сан-Франциско.

По воспоминаниям Андрея Вознесенского, поэму «Авось» он начал писать в Ванкувере, когда «глотал… лестные страницы о Резанове толстенного тома Дж. Ленсена, следя судьбу нашего отважного соотечественника» . Кроме того, сохранился и был частично издан путевой дневник Резанова, который был также использован Вознесенским.

Николай Резанов, один из руководителей первой русской кругосветной экспедиции, в 1806 прибыл в Калифорнию для того, чтобы пополнить запасы продовольствия для русской колонии на Аляске. Его полюбила 16-летняя Кончита Аргуэльо, с которой они обручились. Резанов был вынужден вернуться на Аляску, а затем ехать к императорскому двору в Санкт-Петербург, чтобы выхлопотать разрешение на брак с католичкой. Однако по дороге он тяжело заболел и умер в Красноярске в возрасте 43 лет (годы жизни Резанова 1764-1807). Кончита не верила доходившим до нее сведениям о смерти жениха. Только в 1842 английский путешественник Джордж Симпсон, прибыв в Сан-Франциско, сообщил ей точные подробности его гибели. Поверив в его смерть лишь тридцать пять лет спустя, она дала обет молчания, а через несколько лет приняла постриг в доминиканском монастыре в Монтерее, где провела почти два десятилетия и скончалась в 1857 году.

А спустя еще два века, произошел символический акт воссоединения влюбленных. Осенью 2000 года шериф калифорнийского города Бениша, где похоронена Кончита Аргуэльо, привез в Красноярск горсть земли с ее могилы и розу, чтобы возложить к белому кресту, на одной стороне которого выбиты слова Я тебя никогда не забуду, а на другой - Я тебя никогда не увижу.

Естественно, и поэма, и опера - не документальные хроники. Как говорит об этом сам Вознесенский:

Автор не столь снедаем самомнением и легкомыслием, чтобы изображать лиц реальных по скудным сведениям о них и оскорблять их приблизительностью. Образы их, как и имена, лишь капризное эхо судеб известных. Да и трагедия евангельской женщины, затоптанной высшей догмой, - недоказуема, хотя и несомненна. Ибо не права идея, поправшая живую жизнь и чувство.

Подробности

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РСФСР
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ОМСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

А. Рыбников

„ЮНОНА" И „АВОСЬ"

Ритм-балет в 2-х действиях
Либретто А. Дементьева по мотивам поэмы А. Вознесенского «Авось!»

Балетмейстер-постановщик-засл. арт. РСФСР А. Дементьев
Художник - засл. деят. иск. РСФСР А. Крюков
Художник по костюмам - Э. Покровская
Балетмейстер-ассистент - Л. Фарбер

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:

МОРЯКИ, ПРИХОЖАНЕ - артисты балета

Спектакль идет под фонограмму

Звукооператоры - М. Ионов, А. Паркулевич
Спектакль ведут: Б. И. Бобров, Г. П. Хворостяная
Зав. литературной частью - засл. раб. культуры РСФСР Е. Н. Злотина
Зав. труппой - Н. В. Куценко
И. о. зав. художественно-постановочной частью - Ю. Н. Орлов

Техника спектакля:

Главный дирижер театра - лаурат Государственной премии Удм. АССР Э. В. РОЗЕН
Главный режиссер театра- Л. В. КОГАН

Цена 10 коп.

Ом, обл. тип. 1985 г. 3. 3633, т. 10000

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАЛЕТА

Пролог

Во время церковной службы Юродивый рассказывает о тяжелой доле народа.

Действие первое

Граф Резанов просит разрешения на первую экспедицию к берегам Америки на кораблях «Юнона» и «Авось», чтобы наладить торговые и политические отношения двух стран, способствовать процветанию России.

Скорбя о смерти жены, Резанов обращается к иконе Богоматери. Ему кажется, что изображение оживает, становясь прекрасной женщиной, и утешает его...

Набрав команду моряков, Резанов отправляется в плавание. Юродивый оберегает его в опасном путешествии. Наконец первопроходцы достигают берегов Калифорнии.

Губернатор Сан-Франциско дает бал в честь гостей из России. Здесь Резанов встречает дочь губернатора Кончитту. Он поражен: девушка напоминает тот образ иконописной красоты...

Кончитта одна. Она понимает, что полюбила русского моряка. Появляется Резанов и клянется ей в вечной любви...

Действие второе

Различие в вероисповедании становится препятствием на пути возлюбленных. Резанов отправляется в Россию за разрешением на брак с католичкой.

По пути в Петербург Резанов погибает. Умирая, он думает о любимой...

Моряки скорбят о гибели командира...

Кончитта ждет его возвращения. Проходят десятилетия. Так и не узнав о кончине Резанова, Кончитта умирает...

Эпилог

Влюбленные погибли, но Любовь бессмертна.

Жители двадцатого столетья,
Ваш к концу идет двадцатый век...
Неужели вечно не ответит
На вопрос согласья человек?..
Аллилуйя возлюбленной паре!
Мы забыли, бранясь и пируя,
Для чего мы на землю попали...
Аллилуйя любви, аллилуйя!

Тип. «Ом. пр.», 1985 г. 3. 8694. Т. 5000.

Отправной точкой для сюжета балета послужила поэма Андрея Вознесенского «Авось!», посвященная Николаю Резанову, «действительному камергеру, создателю японского словаря, мечтательному коллеге и знакомцу Державина и Дмитриева», храбрецу, возглавившему первое кругосветное путешествие россиян.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Резанов Николай Петрович (1764-1807) - выдающийся русский путешественник и госу-дарственный деятель. Один из учредителей Российско-американской торговой компании. Происходил из небогатого рода дворян Смоленской губернии. Служил поручиком лейб- гвардии Измайловского полка. Позднее занимал должность управляющего Главного правления Российско-американской компании. В 1806 году предпринял путешествие в Калифорнию, где содействовал налаживанию торговых связей между Российско-американской компанией и испанскими колонистами. На обратном пути в Россию умер в Красноярске.
Но не ищите в нашем спектакле исторически точного портрета Николая Резанова, хотя, по словам Вознесенского, Алексей Рыбников «завороженно оркестровал историю России, вечную и нынешнюю». Авторы балета выбрали из судьбы Резанова яркую и драматичную повесть его любви к дочери губернатора Сан-Франциско Кончитте Аргуэльо.

Из интервью Алексея РЫБНИКОВА

«Меня давно мучила мысль о какой-то неполноценности нашей рок-музыки, об отсутствии в ней национальных русских мотивов. Хотелось создать нечто на русской основе, найти форму и сюжет, в которых отразился бы русский характер. И вот поэма Андрея Вознесенского «Авось!». История русского путешественника Николая Резанова. Мы взяли всего три факта из его биографии, олицетворяющие Мечту, Любовь и Смерть: отплытие парусников «Юнона» и «Авось» к далеким берегам, обручение с 16-летней Кончиттой и смерть на обратном пути в Россию.

Раньше я считал, что стихи А. Вознесенского на музыку не ложатся. Лишь со временем открыл для себя, что к этой поэзии необходимо найти свой музыкальный ключ. В «Юноне» и «Авось» я опирался на старинный романс, русскую романтическую музыку. И все это должно было звучать современно, сочетаться с возможностями электронной музыки».

(Журнал «Студенческий меридиан»)

Из статей народного артиста СССР композитора Родиона ЩЕДРИНА:

«Прежде всего нужно сказать об Андрее Вознесенском... «Авось!». Здесь и историческая достоверность, и беспечная моцартовская фантазия, и отсветы приключенческого романа. В поэме есть юмор, море лирики, возвышенные пронзительные раздумья. Есть и какая-то ибсеновская грусть по женщинам, всю жизнь - словно Сольвейг,- прождавшим своих возлюбленных. Есть высокие человеческие поступки, которые по красоте своей и значимости остаются в истории... Во всем этом - и оценка былого, и перекличка с беспокойными поисками нравственности сегодня...

Музыка Алексея Рыбникова ярко помечена знаком таланта. Мелодическая броскость «Юноны» и «Авось» очевидна с пер вого же прослушивания. Каждая мелодия - это то, что мы на зываем шлягер в добром разумении слова. То есть мелодия сидит в вас и после того, как вы выходите из театра, ...возникая в вашем слуховом сознании весьма долгое время.

Партитура написана человеком, по-настоящему профессионально оснащенным... Рыбников - ученик Арама Ильича Хачатуряна. За ним - подлинная музыкальная культура, эрудиция.

Особое место в партитуре занимают хоровые эпизоды. Осно ванные на подлинной древнерусской музыке, они обретают бла годаря современным способам звукозаписи не традиционно культовое звучание, а воспринимаются как музыкальный образ видений, фантазий Резанова - человека, жившего в начале XIX века и не мыслившего себе мира вне связи с высшими мистиче скими силами.

Работа Рыбникова, созданная на таком уровне философского осмысления темы, на таком уровне музыкальной эрудиции и таланта, поможет аудитории обрести большую степень доверия к поискам серьезной современной музыки».

"Юнона и Авось" - одна из наиболее известных современных опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Первый ее показ на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола ("Ленком") состоялся 9 июля 1981 года.

В конце 1970-х годов известный композитор Алексей Рыбников увлекся созданием музыкальных импровизаций на основе православных песнопений. Однажды он продемонстрировал свои наработки художественному руководителю "Ленкома" Марку Захарову, после чего тот загорелся идеей создать на их основе оперу по мотивам "Слова о полку Игореве". Было принято решение обратиться к Андрею Вознесенскому для написания либретто к опере. Вознесенский не поддержал эту идею, а взамен предложил использовать свою поэму "Авось", созданную в 1970 году. Ему удалось убедить Рыбникова и Захарова, после чего пошла работа по адаптации поэмы к сцене . Пришлось поработать над многими сценами и ариями.

Поскольку слово "рок-опера" в то время было запрещено (как и рок-музыка вообще), авторы назвали произведение "современная опера".

Постановка танцевальных номеров была осуществлена балетмейстером Владимиром Васильевым.

В основу сюжета поэмы и рок-оперы легла романтическая история любви русского путешественника Николая Резанова и дочери губернатора Сан-Франциско Марии Кончиты Аргуэльо де ля Консепсьон.

Камергер Резанов, похоронив жену, решил отдать все свои силы служению России. Его предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему повелели исполнить желаемое путешествие. Перед отъездом Резанов говорит, что с юных лет его терзает одно обстоятельство, впечатление, которое произвела на него икона Казанской Божьей Матери — с тех пор он относится к Деве Марии скорее как к возлюбленной женщине, нежели как к Матери Божьей. Явившись ему в видении, Богородица говорит ему не ужасаться своему чувству и обещает молиться за него.

Под Андреевским флагом к берегам Калифорнии отплывают два корабля, "Юнона и Авось". В испанской в то время Калифорнии близится свадьба Кончиты, дочери губернатора, и сеньора Федерико. Резанов от лица России приветствует Калифорнию, и губернатор приглашает его, как посла императора Александра, на бал в честь шестнадцатилетия своей дочери. На балу Резанов приглашает Кончиту на танец - и это событие становится роковым в их жизнях и в жизни Федерико . Жених открыто ревнует, спутники Резанова заключают циничное пари, сможет ли тот "сорвать калифорнийский цветок". Мужчины понимают, что никто из них не отойдет в сторону без боя.

Ночью Кончита молится Деве Марии в своей спальне. К ней приходит Резанов со словами любви.

В душе Кончиты в этот момент зарождается ответное чувство, и она отвечает Резанову взаимностью. Но счастливая фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Жених Кончиты вызывает его на дуэль, во время которой Федерико погибает. Русские вынуждены срочно покинуть Сан-Франциско.

Совершив тайную помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает под Красноярском. А Кончита остается верной своей любви всю оставшуюся жизнь . Прождав Резанова тридцать пять лет - с шестнадцати до пятидесяти двух - она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря Сан-Франциско оканчивает свои дни.

В первом составе спектакля были задействованы Николай Караченцов (граф Резанов), Елена Шанина (Кончитта), Александр Абдулов (Федерико). Сразу же после выхода опера стала самым обсуждаемым событием в культурной жизни столицы.

Рок-опера "Юнона" и "Авось" успешно прошла испытание временем - спектакль идет до сих пор с неизменными аншлагами. За 30 летнюю историю сменилось шесть исполнительниц роли Кончиты и три камергера Резанова.

В настоящее время на сцене театра "Ленком" роль камергера, графа Николая Резанова исполняют народные артисты России и Виктор Раков; Кончиты - Алла Юганова и Александра Волкова.

Существует две телеверсии спектакля - 1983 и 2002 годов. В первой версии запечатлен классический вид спектакля с Николаем Караченцовым, Еленой Шаниной и Александром Абдуловым. Во второй версии, снятой к 20-летию спектакля, заняты Николай Караченцов, Анна Большова и Виктор Раков.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

8 подборов аккордов

Биография

«Москва, 10 июля. Мюзикл, сочетающий западный рок, страстные танцы, русские церковные песнопения, русско-американскую любовную историю создает впечатление, что он сделан на заказ, чтобы блюстители советской культуры откликнулись на него: «Нет!»
Спектакль «Авось» именно такой, но его премьера всё же состоялась на истекшей неделе в театре им. Ленинского комсомола. Находившийся в работе четыре года, изысканный причудливый синтез взращенных на родной почве и привнесенных извне тем и форм, он обозначен как первый для советской сцены, где вообще рок-оперы довольно новое и редкое явление.
Сочетание религии, полуприкрытых намеков на политику и откровенного признания западного рока. Неудивительно, что у этой постановки был долгий и тернистый путь. Альбом, записанный год назад советской фирмой «Мелодия», еще не был выпущен, директор музея, где прозвучала запись оперы, была на грани увольнения, а назначенная дата премьеры откладывалась с апреля».
Серж Шлеман, New York Times, 11 июля 1981 г.

«Шум, пробивавшийся сквозь стены и перекрытия театра им. Ленинского комсомола, был достаточно громок, чтобы разбудить основателя Советского государства в его Кремлевском мавзолее. После почти трехнедельных препирательств с советскими официальными инстанциями хард-рок триумфально захватил ленкомовские подмостки. Это произошло по случаю премьеры первой в стране рок-оперы «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова, популярного композитора, известного своей музыкой к кинофильмам. В дополнение к гитарам, скрипкам, виолончели, барабанам и хору из 16 человек Рыбникову потребовались электронные инструменты, в том числе многотональный синтезатор и «Роланд-парафоник», редко использовавшийся до сих пор в СССР. Опера явилась дерзновенной смесью ритмов хард-рока, сверкающих народных мелодий и традиционных песнопений Русской православной церкви.
Уже первый акт ясно показал, что этот спектакль станет величайшим переломным моментом в театральной жизни Москвы последних лет, захватывающим открытием, которое войдет в текущий репертуар театра им. Ленинского комсомола. Театр на 810 мест был в тот вечер переполнен до отказа. Привилегированная публика, получившая бесплатные пригласительные билеты, восторженно приветствовала стоя продолжительными аплодисментами Рыбникова и Вознесенского, отдавая им дань уважения».
Time Magazine, 20 июля 1981 г.

ПЕРВАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ РУССКАЯ РОК-ОПЕРА

«Все билеты проданы. Около касс толпятся длинные очереди, а в магазинах невозможно достать двойной альбом, записанный фирмой «Мелодия». «Юнона и Авось», написанная потрясающим авангардным советским композитором Алексеем Рыбниковым по поэме знаменитого русского поэта Андрея Вознесенского и поставленная главным режиссером театра им. Ленинского комсомола Марком Захаровым, вобрала в себя наиболее тонкие «вибрирующие» таланты, которые есть сейчас в России».
Sunday Times Magazine, 27 ноября 1983 г.

«Эта история ожила на московской сцене под звуки блистательной музыки популярного композитора Алексея Рыбникова, с хореографией Владимира Васильева из Большого театра, в постановке Марка Захарова и, конечно же, на основе либретто Вознесенского».
International Herald Tribune, 11 марта 1983 г.

«Музыка Алексея Рыбникова эклектична и волнующа, она представляет собой огромную палитру, включающую всё многообразие — от мелодий тяжелого металлического рока до завораживающих напевов пленительных романсов, а часто и русской православной музыки».
Newsweek, 28 ноября 1983 г.

«Это не просто некая эклектическая композиция, это новый музыкальный стиль, не имеющий ничего общего с традиционным роком».
Quotidien de Paris, 17 ноября 1983 г.

«В экстазе, льющемся через синтезаторы, слышится привет из далекого далека — еще из «Бориса Годунова». Хор позаимствовал опыт волжских бурлаков. А когда им кажется, что они чересчур увязают в погрешностях диско, то в промежутках вклинивается церковный колокол.
...Супер-Аллилуйя переходит в реальные неистовые аплодисменты — уже без усилителей».
Die Welt, 7 июля 1988 г.

«Русские и на этот раз произвели ошеломляющее воздействие на наше зрение и слух: никто и предположить не мог, что театр из социалистического государства может явить такое оптическое великолепие, такую танцевальную и вокальную мощь, такие раскаты рока и столь совершенную музыкальную форму».
Композитор Алексей Рыбников создал эффектную музыкальную смесь из фольклора, церковного хора и рок-зонгов.
Гастроли стали триумфальным успехом».
Frankfurter Rundschau, 9-10 июля 1988 г.

«Этот спектакль потрясает, потому что никто не ожидает, что из Москвы можно привезти такой поразительный звуковой материал, созданием которого мы обязаны композитору Алексею Рыбникову... с поразительным созвездием мистических голосов, из которых самым изумительным является голос Казанской Божьей Матери...
Но самое удивительное — видеть парижан выходящими с мелодиями «рок-оперы» на устах, неведомыми им еще накануне. С мелодиями, которые не оставят нас больше».
France-Soir, 23 ноября 1983 г.

«Ультра-консервативные ревнители стандартного оперного репертуара могут быть раздражены и оскорблены, но всякий, кто склонен к рискованным приключениям в звуковом мире, будет заинтригован звучанием этой записи, которая содержит много прекрасных моментов».
Opera Australia, май 1986 г.

Вы идете домой с музыкой в голове, - говорит Пьер Карден. - Это не музыкальная комедия, это опера. Но не скучная опера. Музыка настолько сильна, что не важно, говорите ли вы по-русски».
The Scence / New York, 8 января 1990 г.

ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ

«В Москве, в русской церкви, построенной в стили барокко, которая является сегодня частью музея икон, собралась разношерстная толпа посетителей, чобы присутствовать при своеобразном представлении.
Справа и слева от алтаря — огромные громкоговорители стереоаппаратуры, в центре — столик с магнитофоном, у которого композитор Алексей Рыбников представляет свое новое произведение, которое носит название «Авось». Рыбников, человек 30-ти лет, сказал в начале несколько слов о своем сочинении и тексте, а затем сто человек, собравшиеся здесь, полтора часа слушали музыку в зимнем неотапливаемом помещении, не снимая теплых пальто. Атмосфера напоминала культурные программы в Германии послевоенного времени.
Почему церковь выбрана местом представления, почему здесь собралась эта маленькая любительская община?.. Рыбников создал в жанре рок-оперы столь характерное произведение, какое для Москвы, а может быть и для всего Советского Союза нетипично. То, что произошло в тот вечер, привело в некоторое движение серую зону советской культурной жизни.

Алексей Рыбников — известный композитор. Он рассказывает, что уже с десяти лет пробовал себя в композиции. Сегодня список его работ велик, здесь музыка к телевизионным спектаклям и фильмам «Буратино», «Красная Шапочка», «Барон Мюнхаузен», «Остров сокровищ» - всего около сорока. В 1976 году он встречает на своем твоческом пути режиссера Московского театра им. Ленинского комсомола Марка Захарова. Благодаря этой встрече родился доныне у нас почти не известный музыкально-драматический жанр. Рыбников пишет музыку к произведениям Пабло Неруды «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и после этого рок-оперу «Юнона и Авось».
Либерализация в музыкальной жизни, наблюдаемая несколько лет и направленная на то, чтобы ликвидировать недовольство молодежи, постепенный допуск джаза, поп-музыки, гастроли и приемы западных групп, которые пользовались большим успехом — всё это позволило Рыбникову сделать первые шаги к музыке рок-оперы с несомненным влечением к подлинным русским музыкальным традициям. Интересный и последовательный пример такой новой оперы - «Юнона и Авось».
Рыбников использовал либретто А. Вознесенского, рассказывающее об истории, произошедшей в XIX веке... Граф Резанов предпринял экспедицию на кораблях «Юнона» и «Авось» из России в Калифорнию, где он полюбил дочь губернатора Сан-Франциско, шестнадцатилетнюю девочку. Он уехал... она ждала его долгие годы и, наконец, ушла в монастырь. Граф Резанов погиб под Красноярском...
На первый взгляд сентиментальная любовная история, тем не менее через текст лирика Андрея Вознесенского, через музыку Алексея Рыбникова бесспорно достигла высокого уровня.
Современные возражения цензуры, которая до сих пор задерживает выпуск пластинки, происходят, наверное, из-за идеалистических предвидений русско-американских отношений. Критические высказывания в адрес царской России оказываются актуальными и применительно к сегодняшнему дню. Так может быть понята опера Рыбникова.
Ясное следование русским традициям, прежде всего, в области церковной музыки, встречающиеся в тексте молитвы, священная музыка, то очень громкая, то очень тихая, здесь, в музейном помещении или, вернее сказать, в церкви была на своем месте. Как современное изобразительное средство, она раздвинула границы музыкально-бюрократической ограниченности. Музыка говорит больше, чем описание композиторской одаренности Рыбникова, его фантазии в использовании современных достижений, его экспрессии. Жаль, что это произведение не станет достоянием общества...»
Клаус Кунце, Westdeutsche Rundfunk, февраль 1981 г.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Резанов Николай Петрович (1764 — 1807 гг.) - выдающийся русский путешественник и государственный деятель, один из учредителей Российско-Американской торговой компании. Происходил из небогатого рода дворян Смоленской губернии. Служио поручиком лейб-гвардии Измайловского полка, позднее занимал должность обер-секретаря гражданского департамента и управляющего главного правления Российско-Американской компании. В 1806 году предпринял путешествие в Калифорнию, где содействовал налаживанию торговых связей между Российско-Американской компанией и испанскими колонистами. На обратном пути в Россию умер в Красноярске. «Юнона» и «Авось» - так назывались корабли, на которых совершил свое плавание Резанов.

ЛИБРЕТТО

В основе сюжета оперы — судьба русского графа, камергера Николая Петровича Резанова, отправившегося в 1806 году на парусниках «Юнона» и «Авось» к берегам Калифорнии.
Духовная удушливость, невыносимость существования в России заставляют Резанова искать новых земель для осуществления вечной мечты о свободной стране для русских людей. Он, однако, понимает утопичность своих замыслов, понимает, что трудности на его пути непреодолимы. Но даже наличие самого малого шанса на удачу, вера в «авось!» заставляет Резанова подавать одно прошение за другим с просьбой разрешить ему путешествие в Калифорнию.
Отказы сломили его волю. В безмерной тоске и отчаянии молится Резанов Богоматери. В молитве признается он в своем самом сокровенном и пугающем его самого чувстве — любви к Богоматери как к женщине. Это болезненное наваждение всецело охватывает его. На вершине своего экстатического состояния Резанов слышит неземной голос, благословляющий его. Вслед за этим, как эхо божественного сияния, осуществляется его мечта наяву — он получает разрешение на путешествие, более того, высочайше на него возлагается важная государственная миссия.
После тяжелейшего пути через Тихий Океан Резанов вступает в контакт с испанскими монахами-францисканцами, с губернатором Сан-Франциско Хосэ Дарио Аргуэльо. Будучи приглашенным на прием к губернатору, Резанов знакомится с его дочерью — шестнадцатилетней Консепсией де Аргуэльо. На балу жених Кончиты Федерико поет сонет о печальной судьбе двух влюбленных, а Резанову видится в Кончите земное воплощение мучающей его сверхъестественной страсти.
Ночью в саду Резанов слышит разговор Кончиты и Федерико об их предстоящей помолвке, но сам уже не может справиться с охватившим его чувством. Проникнув в спальню к Кончите, он сначала умоляет ее о любви, а потом, несмотря на всё отчаяние Кончиты, овладевает ею... И вновь слышится печальный, тихий неземной голос. В душе Кончиты в этот момент зарождается любовь, в душе Резанова остаются только раскаяние и горечь.
Счастливая фортуна с этого момента отворачивается от Резанова. Дела Русско-Американской компании идут плохо. Скандал, вызванный его поступком, заставляет русских срочно покинуть Сан-Франциско.
В своем письме к Румянцеву Резанов пишет, что его мечты о просветлении душ человеческих в новых русских колониях разбились в прах, и он мечтает об одном: вернуть корабли и моряков в Россию.
Свершив тайную помолвку с Кончитой, Резанов пускается в обратный печальный путь. В Сибири он заболевает горячкой и умирает. А Кончита остается верной своей любви всю оставшуюся жизнь. Прождав Резанова тридцать лет, она постригается в монахини и в келье доминиканского монастыря в Сан-Франциско оканчивает свои дни.
Светлым гимном «Аллилуйя любви» звучит финал оперы.