Создатель и главный режиссер театра на таганке. Актеры Театра на Таганке. Знаменитые российские актеры. Народные артисты России

Тот самый театр, где когда-то работал Высоцкий, и где начинал свою большую карьеру Золотухин. Театр, начинавший свою работу не с постановок драмы, а с инсценировок поэтических произведений Пушкина и Маяковского. Театр драмы и комедии, театр на Таганке. Об истории знаменитого московского театра расскажет сегодня сайт.

Театр драмы и комедии

Театр на Таганке был создан в 1946 году, почти сразу после окончания войны. В то время главным режиссером назначили Александра Плотникова, который предложил для премьерного спектакля «Народ бессмертен» по мотивам романа Василия Гроссмана. Труппу набрали быстро — из учеников московских театральных студий и различных театров помельче.

Театр на Таганке был создан почти сразу после окончания войны


Правда, дело как-то не задалось: театр не пользовался популярностью у зрителей. К 1964 году ситуация сложилась настолько плохая, что Театр драмы и комедии имел самые низкие рейтинги и был последним по посещаемости театром. Именно тогда главным режиссером назначили Юрия Любимова, в то время актера театра имени Вахтангова, который и сделал театр на Таганке таким, каким мы его знаем и любим.

Театр на Таганке

Дебют Любимова

Дебютной постановкой Любимова в качестве режиссера на сцене театра на Таганке был спектакль по пьесе Брехта «Добрый человек из Сезуана», ставший настоящим символом театра и сохранившийся в репертуаре и по сей день. Это была дипломная постановка его учеников по Щукинскому училищу, которых он и привел с собой в труппу. Следующие спектакли только подкрепили успех Любимова. Одними из самых известных были «Десять дней, что потрясли мир» по Риду, «А зори здесь тихие», «Гамлет», «Деревянные кони» и «Мастер и Маргарита».


Юрий Любимов, знаменитый режиссер тетра на Таганке

Брехт в основе Таганки

Вообще, Любимов был поклонником идей «эпического театра» Брехта. Немецкого драматурга он ставил в один ряд с такими знаменитыми писателями как Шекспир и Мольер. Взойдя на режиссерский трон, Любимов повесил в фойе театра портреты «трех столпов театра»: Брехта, Вахтангова и Мейерхольда. Правда, райком партии настойчиво порекомендовал ему добавить к этой троице еще и Станиславского.

Юрий Любимов был поклонником идей «эпического театра»


Кстати, именно Любимов добавил к названию «Театра драмы и комедии» знаменитое «на Таганке», которое с легкой руки московских театралов быстро превратилось в просто «Таганку». Любимов перевернул все с ног на голову не только в области репертуара, но и относительно декораций. При нем довольно консервативный театр на Таганке стал самым авангардным театром страны. Театр обходился почти без занавеса и декораций, применяли пантомиму и теневой театр. Спустя 10 лет театр стал самым посещаемым в Москве.



Выставка в фойе театра

Поэзия и проза: новое видение

Любимов привнес в работу театра новые идеи. Например, слова на сцене перестали иметь такой большой смыл, на передний план вышли музыка, пени и движение. Первым спектаклем, основанном на стихах, стали «Антимиры» по Вознесенскому. На сцене появлялись Чехов и Брехт, Пушкин и Маяковский, Булгаков, Пастернак и Достоевский, здесь встречались Серебряный век и стихи военной поры. Все это органично уживалось в авангардном театре на Таганке.

Высоцкий за «Гамлета» получил гран-при на фестивале «БИТЕФ»


На сцене работали знаменитые актеры, в том числе Валерий Золотухин, Леонид Филатов, Вениамин Смехов, Зинаида Славина, Алла Демидова и сам Владимир Высоцкий! Он был по-настоящему скандальной личностью, например, многие критики отмечали, что знаменитый монолог Хлопуши из «Пугачева» по Есенину он исполнял за гранью физических возможностей человека. А в 1976 на театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии спектакль «Гамлет» с Высоцким в главной роли получил гран-при. В 80-х в честь артиста был поставлен спектакль, названный его именем, но он вскоре был запрещен.



Владимир Высоцкий в знаменитой роли Гамлета

Разлука и раскол

Из-за необычного взгляда на принципы театрального искусства у Любимова не прекращались проблемы с советской властью. Закончилось все тем, что в 1984 режиссер был вынужден покинуть страну и разлучиться с любимым театром. Полоса отчуждения длилась 5 лет, и жизнь театра на Таганке разделилась на «до» и «после».

Из-за проблем с советской властью Любимов покинул страну на 5 лет


Все это время на посту режиссера находился Эфрос, чье творческое видение в корне расходилось с точкой зрения Любимова. В начале перестройки Любимову позволили вернуться, и он с новыми силами принялся возрождать свое любимое детище. Именно благодаря нему на сцене Таганки появились знаменитые спектакли «Живой», Владимир Высоцкий" и «Борис Годунов», которые были запрещены. Поставил он и новые спектакли: «Самоубийца», «Электра», «Евгений Онегин».



Спектакль «Евгений Онегин» на сцене театра на Таганке

В 1992 труппа театра раскололась надвое, и от Таганки отделилась группа, назвавшая себя «Содружество театров Таганки», которая под руководством Николая Губенко заняла новое здание театра на Таганке. Но это не сломило железную волю Любимова: он продолжил творческую работу, взялся за «Фауста» и даже поэзию обэриутов.

Юрий Любимов покинул пост руководителя театра на Таганке в 2011 году


В 2011 Юрий Любимов все-таки покинул пост руководителя театра, и бразды правления перешли к Валерию Золотухину. Но из-за плохого здоровья Золотухин тоже был вынужден отказаться, и через полтора года новым директором был назначен Владимир Флейшер.

В одном человеке уместились многие грани ХХ века. Его тестем был легендарный комдив Василий Чапаев, он работал с Юрием Любимовым и Владимиром Высоцким. Его первую роль в кино оборвала бомбежка 22 июня 1941 года. Ему почти 95, а он на своих "Жигулях" в день накручивает до 200 километров

Сын ссыльных

Я сын ссыльных, батьку моего сослали с Украины в Архангельскую область. Донецкому краю нужен был лес, и партия решила все очень просто, 18 теплушек битком набили молодыми мужиками и отправили на Север. Лес валить. В один из вагонов затолкали моего отца, он просто под руку попал.

Знаете, подходя к 95 годам своего земного бытия, я пришел к непоколебимому выводу, что источник злодеяния - это человек. Более несовершенного существа на Земле, чем человек, нет и уверен, что не будет.

Отец чудом живой в Донецк вернулся, ему мужики сделали в вагоне с лесом нишу, тесную как нора, дали несколько бутылок воды и сухарей немного. Вот так он в этом деревянном склепе 10 дней и ехал до дому.

Мы жили просто запредельно сурово, кто-то "стукнул", что отец враг народа, и нашей семье пришлось бежать в Таганрог, то, что мы остались живы, считаю настоящим чудом. Но даже в такой атмосфере всеобщего страха меня всегда тянуло к актерскому делу, я очень много читал, никогда не стеснялся публики. Ходил в театральный кружок, меня хвалили за роль мальчика в спектакле "Бородино".

После одного из спектаклей ко мне подошел режиссер городского театра и неожиданно предложил роль Дамиса в спектакле "Тартюф" по Мольеру. Успех был потрясающий, тогда зритель безмерно верил всему, что на сцене. В зрительном зале истерики были едва не обычным явлением.

К нам в Таганрог приехал режиссер Юрий Александрович Завадский, он работал в Ростове-на-Дону, у него был просто замечательный театр. Там играли Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов. Так вот, Завадский посмотрел один из наших спектаклей и неожиданно говорит мне: " Молодой человек, вам бы не хотелось поучиться на артиста?" Помню, что я только и сумел выдохнуть, что это самая большая мечта моей жизни.

Телеграмма от Довженко

В тот год желающих поступить в Ростовское театральное училище на курс к Завадскому было человек 300. Меня зачислили, а для жилья нам снимали комнаты в частном секторе. Так получилось, что с Сережей Бондарчуком мы жили в одной комнате.

Помню, он подошел ко мне и сказал: "О, великое искусство, давай с тобой объединяться будем в одной комнате. Ты - артист Таганрогского театра, а я - артист Ейского театра". Так началась наша студенческая дружба.

Бондарчук курил, а сигарет не хватало, вернее, не хватало денег на них. Он мог мне сказать: "Мыкола, пошли погуляем". А "погулять" у нас называлось - пойти на автобусную остановку и пособирать бычки, которые не докурил кто-то. Мы их собирали, приходили домой, он это все шелушил, подогревал на печке и цыгарки крутил. Потом курил.

Вот такая была жизнь, вот такие были мы. А наши отношения с Бондарчуком развела жизнь: где-то в конце марта к нам приехали два сравнительно молодых человека, присмотрелись ко мне, сделали несколько фотографий и уехали. Через неделю получаю телеграмму: "Прошу срочно прибыть пробы в роли Андрея кинофильме "Тарас Бульба". Подпись Александра Довженко.

В тот же день наша дружба с Сергеем Бондарчуком и закончилась, как вы понимаете, не по моей инициативе. Это все не святое искусство. Увы...

Картину снимали в Киеве, прилетел самолетом, меня поселили в шикарную гостиницу и велели отдыхать до завтра. Я совершенно обалдел от всего. Затем меня подстригли "под горшок", и вскорости начались съемки.

Песня вылечила

Я войну встретил в Киеве, на съемках этой картины. Помню, ранним утром я услышал шум, крик, выстрелы. Открыл дверь на балкон, вижу, как на таком бреющем полете летит самолет с крестами на боку. На соседний балкон вышел заспанный военный.

Я спрашиваю: что это такое? "Маневры киевского военного округа, приближенные к боевой обстановке", - отвечает он. И буквально после этих слов на спящий Киев полетели бомбы...

Я пошел в Киевский военкомат и попросился на фронт. " А ты где родился?", - спрашивают. Ответил, что в деревне. Попросился в кавалерию, мол, месяц снимался в кино и обучен верховой езде.

Мне конь и спас жизнь, в 1942 году на Брянском фронте. Недалеко от знаменитого Бежина Луга мы попали под минометный обстрел, и одна из мин разорвалась под крупом моего коня Кавалера, он, бедолага, погиб, а я был ранен, но жив.

Была и контузия, я долго не мог говорить, ничего почти не слышал. Лечился в одном из госпиталей Москвы, но слух не возвращался. Врачи разрешали гулять, и я как-то добрел до Красной площади. Вдруг грянула песня: "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой..."

И чудо! Я ее услышал, у меня мурашки пошли по коже. Вот так ко мне вернулся слух. Разве это не чудо? Для меня самыми гениальными произведениями Великой Отечественной остаются песня "Священная война" и стихотворение Александра Твардовского " Я убит подо Ржевом"...

Работа для Любимова

Я работал в театре имени Станиславского. В труппе были артисты-фронтовики. Петр Глебов, Аркадий Кругляк, Лев Елагин, атмосфера была очень творческая. Василий Иванович Качалов мог часами читать стихи.

Вообще мое поколение - это поколение с нулевой составляющей цинизма и меркантильности. Вы думаете, как я попал в Театр на Таганке? А тогда было очень популярно Вагановское движение: люди искусства добровольно шли на самые трудные участки работы. Я попросился на работу в "самый плохой театр Москвы". Тогда театр Драмы и Комедии на Таганке просто раздирали интриги, склоки и неприятности. Вот так в сентябре 1963 года я и попал в этот театр. Труппе на первом собрании я честно сказал, что не считаю себя хорошим артистом, а вот директором попробую. Обещал работать на совесть. И слово свое сдержал.

Юрий Любимов? Это я уговаривал его прийти на работу в Театр на Таганке. Помню, мне очень понравился один из его спектаклей. Встретились в гостях, на нейтральной территории. Юрий Петрович пришел с актрисой Людмилой Целиковской, она тогда была его женой. Разговорились. Любимова звали в Дубну, обещали там жилье. Я ему говорю, что Дубна - это почти 100 километров от Москвы, а с крыши нашего театра виден Кремль. Короче, уговорил.

Надо было еще убедить культурное и партийное начальство Москвы. И это решил. Вместе с Любимовым в театр пришел новый градус творчества и новые спектакли. О любимовских спектаклях заговорила театральная Москва. И не только Москва...

Многие его постановки приходилось выцарапывать из лап цензоров, буквально дрались за каждую сцену и реплику. Любимов сразу кидался в конфликт, а я убеждал, договаривался. Этот баланс и спасал наше общее дело.

Любимов категорически не хотел брать на работу Володю Высоцкого: "Ну зачем нам еще один алкоголик?"... А мне Высоцкого порекомендовала его однокурсница, Тая Додина. Говорила, что он очень талантливый.

Тая, - говорю я ей, - ну куда я его возьму? У нас по штату 50 человек, а фактически 75!

Она нашла такие слова, которые меня тронули, и я пригласил Высоцкого на прослушивание. Он пришел, показал Челкаша, героя Горького. Вроде не очень. Тогда Высоцкий берет гитару и поет три песни. Любимов спрашивает, а чьи это слова. Володя ответил, что его. На том и расстались...

Я убедил Любимова взять его на три месяца, а там посмотрим. Тогда мы работали над "Героем нашего времени", к юбилею Лермонтова. Высоцкому дали крошечную рольку штабс-капитана с одной репликой: "Натура дура, судьба индейка, а жизнь - копейка. Ну и дурак же ты, братец". Он сделал все гениально. И остался в театре.

Высоцкого бес не отпустил

Володя был бесконечно добрым и безотказным человеком, всегда приходил на помощь. Как он помогал мне, директору, в бесконечных стройках и ремонтах - словами не передать. Один его концерт открывал десятки дверей... Господи, чего только с Высоцким у нас не было.

Очередной съезд партии. Театр принимает делегации коммунистов из двадцати трех стран мира. Перед спектаклем прибегает моя помощница и говорит: "Высоцкий на ногах не стоит"... Боже! Я бегом в гримерку к Высоцкому, а он лыка не вяжет. "Николай Лукьянович, простите"... Я как пацану зарядил ему подзатыльник: "С ума сошел?! Политбюро в зале!" В ответ - мычание.

Говорю ему: сейчас выходим на сцену - твоя задача просто постоять с опущенной головой. Остальное сделаю я. Cкажу, что, к сожалению, спектакль состояться не может: артист Высоцкий потерял голос. Сделай извиняющиеся жесты, только не упади со сцены. Так и сделали. Я пообещал показать спектакль через три дня (за это время к артисту Высоцкому голос обещает вернуться). Зал встал и оглушил нас аплодисментами. Билеты не сдал ни один! После этого я посадил его в машину и отправил к знакомым врачам, не раз вытаскивавшим его. Через три дня зал был полон, и Высоцкий сыграл блестяще.

С другими артистами театра часто были истерики: почему Высоцкому все сходит с рук?! Честно говоря, порой не знал, что отвечать. Помню, на гастролях в Ленинграде, когда с Высоцким случился очередной запой, труппа почти единогласно проголосовала за его увольнение из театра.

Он мог подойти ко мне и сказать: "Николай Лукьянович, отпусти на три дня. Надо в Магадан слетать, золотодобытчики за концерт 10 тысяч платят". Как я мог его не отпустить? Машина "Волга" стоила дешевле, чем ему платили за одно выступление! Он возвращался, шел в комиссионку, покупал Марине Влади кулон за 6 тысяч, и был при этом абсолютно счастлив. Я тоже был счастлив от осознания, что имею отношение к его мужицкой радости. А многих это злило.

Вот на гастролях в Польше - Высоцкий говорит, что приехать не может. Узнали, что он с Мариной во Франции, на Каннском фестивале. В труппе тут же бунт!

Заявлен "Гамлет", а играть некому. Что делать? Вводим на роль Гамлета Валерия Золотухина - он сыграл блестяще. И на следующий спектакль тут же вышел Высоцкий. Эта замена очень хорошо на него подействовала... Володя прекрасно понимал, что он болен. Но есть вещи совершенно дьявольские, никакая медицина не поможет. Он плакал, бился, - бес его не отпустил.

После очередного случая с Высоцким Юрий Любимов закатил мне грандиозный скандал, кричал, что я многое себе позволяю, что он хочет наконец взять власть в свои руки. На что я ответил:"Юрий Петрович, честь имею". И ушел. Ровно год мне звонили, предлагали помощь в трудоустройстве. Я отвечал, что у меня, как у инвалида войны, хорошая пенсия. Еще я вожу машину, могу работать таксистом.

Наконец уговорили меня пойти директором Театра на Малой Бронной. Там собрался очень талантливый коллектив: Алексей Петренко, Олег Даль, Елена Коренева...

Высоцкого, конечно, любили. Но и страсти вокруг кипели - не только как тут, на сцене. За кулисами... Фото: РИА Новости

В чем Чехов не прав

Почему я снова вернулся в театр на Таганке? Любимов! Любимов... Он уговорил меня встретиться у церкви на Фрунзенской набережной. Оба подъехали на машинах. Остановились друг напротив друга. Думаю - первый не выйду категорически. Гляжу, Любимов выходит. Я выхожу, здороваемся, и он говорит, как его дезорганизовали, как ему там на меня наговорили...

Вернулся я только потому, что у меня была идея построить там театральный комплекс, некую сценическую Мекку, если хотите... По моему замыслу там должна была появиться международная театральная школа, которой руководили бы Любимов и его ученики. Но школы не получилось. И не по моей вине.

У нас на Таганке страсти кипели нешуточные и разрушительные. Почему разрушительные? В глубине и ядре всех страстей лежали амбиции...

Почему Александр Калягин ушел из театра? Я назначил его на роль Гамлета, а Любимов - на дыбы! Ни в какую. Он пригласил на эту роль французского актера. И театр потерял Калягина. Но Саша построил свой театр.

Знаете, я не согласен с Чеховым: помните его знаменитое высказывание, что актеры - это сукины дети? Так вот, самые ущербные люди - это артисты. Труднее всего - быть артистом. Артист - это такая профессия, он за аплодисменты готов кого угодно продать. Осуждать их? Это страшное, мало кому понятное состояние актерской сущности. Думаю, что Антон Павлович, хоть и гений был, но понять этого не смог.

На чьей стороне была правда в конфликте Любимова с актерами? Конечно, на стороне актеров.

Понимаете, Юрию Петровичу дали орден Трудового красного знамени - после того, как его лишили гражданства СССР. Дали лауреата. Кто хлопотал? А как пробивали зарубежные гастроли? Чтобы поехали в Болгарию, помогала дочь тогдашнего руководителя Людмила Живкова. Кто стучался в эти двери? Дупак!

Любимов многих вещей не понимал, он их чурался. Людмила Целиковская говорила мне: "Николай Лукьянович, что вы ему объясняете, он же монтер. Когда он дома со мной не соглашается, я снимаю туфлю - и туфлей его. Только тогда он понимает..."

Я безмерно ценю вклад Юрия Петровича в театральное дело России, но никогда не смогу понять: как он мог выгонять артистов из театра! Театр создали актеры, а не Любимов. Он этого не хотел понимать.

Когда он умер, в день прощания я отменил свой творческий вечер и пошел простится с Юрием Петровичем. Подошел к его последней жене, стал говорить слова сочувствия - а она демонстративно встала и пошла прочь. Я был просто ошарашен... Знакомый сказал: "Ну и дурак же ты, братец Мыкола. Зачем подошел? Надеялся достучаться?"...

Главной причиной моего ухода с поста директора театра были нарастающие "хапательные" движения Юрия Петровича. Уходить было трудно, будто оставляю своего ребенка. Собрал своих фронтовых друзей, выпили по рюмке, попросил у них совета. Они сказали: "Коля, уходи..."

От бандитов - в психушку

После этого я стал заниматься Центром культуры на Таганке, руководил стройкой. Мы возводили Дом художника в центре Москвы, там по проекту было 10 квартир, творческие мастерские, хороший зал с акустикой.

Ко мне стали приходить бандиты. Говорили открытым текстом: отдавай стройку или мы тебя прикончим. Клали пистолет на стол и смотрели мне в глаза. Я говорил им: "Сопляки, пошли вон отсюда. Я трижды ранен на фронте - думаете, что напугаете меня своей пушкой?". Но прессинг был настолько сумасшедший, что мне пришлось немедленно уехать из Москвы. Жене сказал, что вызвали на съемки. Своему заместителю наказал, чтобы без меня не подписывала ни одной бумаги. Но... ей заплатили приличную сумму - и она все подписала. Я возвращаюсь, а там такая заваруха...

Друзья меня срочно уложили в закрытую психиатрическую лечебницу, под вымышленным именем. Две недели прятали. За это время моя заместительница, подписавшая бандитам бумаги, ушла в мир иной: то есть ей помогли туда уйти...

В глубине души я лирик

С женщинами можно дружить без всяких "шур-мур". У меня таких было две. Ольга Васильевна Лепешинская и Наталья Юрьевна Дурова.

Ольгу Васильевну я знал с 1936 года, она не только гениальная балерина, но гениальный друг. Могла позвонить: " Николай Лукьянович, заезжайте, почитайте мне чего-нибудь". Я заезжал, пили чай, читал стихи, а Лепешинская плакала...

Крепко дружил с Натальей Юрьевной Дуровой. Она была святая, тигры и львы как котята ползали у ее ног. Всегда говорила, что самый страшный зверь - человек.

А первой моей женой была Вера Васильевна Чапаева, дочь легендарного комдива. Она отца не помнила, но его дух витал в нашей семье постоянно. С этим духом жить было непросто, и я ушел с одним чемоданом навстречу новой любви... Раиса Михайловна работала простой официанткой в нашем театре. У нас с ней была сумасшедшая любовь и полное взаимопонимание...

Сейчас я вдовец, живу один, до сих пор вожу машину. За сегодня вот накрутил 120 километров - и еще нужно в два места съездить. Живу на полной автономии, дочь в соседнем подъезде, часто приходит, проведывает, но я все еще делаю сам.

Понимаю, что стрелка жизненного компаса подходит к границе "лучшего мира".

В тот мир ушли мои любимые люди, моя замечательная внучка Настя ушла уже. В церкви потеряла сознание, и не стало моей девочки.

Часто бывает, ночью проснусь и веду внутренние диалоги с моими ушедшими.

Нет, я не сумасшедший. Просто у меня душа лирика. Хотя жизнь - сплошная проза.

Справка "РГ"

Николай Дупак, родился в 1921 году. Инвалид Великой Отечественной войны II группы. 25 лет был директором Театра на Таганке.

Снялся в 30 фильмах, среди которых "Любовь с привилегиями", "Бумбараш", "Единственная". Заслуженный артист России и Украины.

Создан 23 апреля 1964 года на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946-м).
В 1964 году в Московский театр драмы и комедии, расположившийся на Таганке, пришел новый главный режиссер - артист театра им. Евг. Вахтангова, педагог театрального училища им. Б. В. Щукина, Юрий Петрович Любимов. Пришел со своими учениками и с их дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана» Брехта, ставшим символом молодого театра и сохранившимся в нем по сей день. Вскоре театр сменит название и будет называться по месту жительства своего - Театр на Таганке, в обиходе - просто Таганка.

Обаяние студийности, азартной и умной игры, легкой и выразительной условности сразу пленило москвичей. Следующие спектакли закрепили успех. В «Десяти днях, что потрясли мир» по Д. Риду - «народном представлении в 2-х частях с пантомимой, цирком, буффонадой, стрельбой» - зрители попадали в накаленный и праздничный мир революции. Праздником театра здесь становилось все. Вольная стихия игры, смелость площадных зрелищ, возрожденные традиции Вахтангова и Мейерхольда, живое дыхание дня - все это делало Таганку не просто популярной, но жизненно важной. С публикой говорили прямо и не скрывая лица. Внутренняя свобода, достоинство, отпечаток собственной личности отличали актеров Таганки первой ее поры - Владимира Высоцкого и Валерия Золотухина, Зинаиду Славину и Аллу Демидову - и стали традицией, обязательной до сих пор.

Другая традиция - владение всей палитрой искусств. Слово и действие - основа драмы - были так же важны, как музыка, движение, пение. Со спектакля «Антимиры» по стихам Вознесенского начался на Таганке театр поэзии; со спектакля «Живой» по повести Можаева - театр прозы. Театр давал своим зрителям уроки литературы, пройдя с ними за 40 лет путь мировой классики с античных времен до Чехова и Брехта. Здесь царили Пушкин и Маяковский, поэты Серебряного века и военной поры; по произведениям Достоевского, Булгакова и Пастернака, «деревенской», «городской» и военной прозы создавался сценический эпос.

Таганка давала также уроки истории и гражданского безбоязненного мышления; дарила максимум того, на что способен был театр в условиях несвободы, служа кафедрой и трибуной, царством искусств - и местом встречи людей. Поэтому такой мощный и плотный слой друзей окружал ее - из числа тех, что принято называть цветом нации: ученые, общественные деятели, художники.

Судьба Таганки никогда не была легкой. Постоянный конфликт с властью разрешился трагично и резко: отъездом Любимова за границу, отлучением его от страны, от театра, разлукой. Полоса отчуждения длиною в пять лет (1984-1989) рассекла историю Таганки на две неравные части. Вернувшись в начале перестройки, Любимов принялся возрождать свой театр; добился выхода в свет запрещенных спектаклей: «Живой», «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов». Пришлось пережить и нередкий в те годы раскол театра, от которого отделилась группа, назвавшаяся «Содружеством актеров Таганки». Но сломить волю создателя Таганки, погасить творческий запал коллектива никому еще не удалось, и вряд ли это возможно. Неутомимый Любимов, патриарх российской режиссуры, уже перешагнувший рубеж 80-летия, ставит «Фауста» и поэзию обериутов, окружает себя молодежью и ловит ритмы нового дня.

ТЕАТР НА ТАГАНКЕ, Московский театр на Таганке – создан в 1964 на основе труппы Московского театра драмы и комедии (организован в 1946), в которую вошли выпускники Театрального училища им. Щукина. Главные режиссеры: Ю.П.Любимов (1964–1984), А.В.Эфрос (1984–1987), Н.Н.Губенко (1987–1989), Ю.П.Любимов (с 1989). С каждым из этих имен связан свой, бурный и драматичный, период истории театра.

Начало 1960-х были временем реформации советского театра. Утверждалась новая эстетика, гремели имена молодых режиссеров О.Ефремова , А.Эфроса, в Ленинграде – Г.Товстоногова . Театр, наряду с поэзией, становился главным искусством периода хрущевской оттепели, провозвестником новых идей, оплотом либеральной интеллигенции.

В 1963 третий курс Щукинского училища под руководством Ю.Любимова показал спектакль Добрый человек из Сезуана Б.Брехта . Эстетика спектакля резко выбивалась из существовавших тогда направлений; она провозглашала яркую театральность, принципиальное отсутствие «четвертой стены», множественность, даже избыточность сценических приемов, удивительным образом сплавлявшая зрелище в единую цельность. В нем явственно чувствовалось возрождение театральных традиций динамичных 1920-х, режиссуры В.Э.Мейерхольда и Е.Вахтангова . Ю.Любимову было предложено возглавить Московский театр драмы и комедии, и он переформировал его труппу из выпускников своего курса.

Около года длилась подготовка к открытию обновленного театра. Его знаком стали портреты, помещенные в фойе театра: В.Мейерхольд, Е.Вахтангов, Б.Брехт, К.Станиславский . Они продолжают украшать фойе театра.

Театр драмы и комедии на Таганке открылся 23 апреля 1964 спектаклем Добрый человек из Сезуана . Однако его актерский состав был уже несколько иным. Ю.Любимов тщательно формировал труппу театра, набирая актеров, близких ему по эстетическим принципам, готовых совершенствовать свою технику, осваивать новые приемы и способы сценического существования. Наверное, главное достижение первого таганковского спектакля – это невозможность разделить участников на «своих» и «пришлых»: все они говорили на одном языке, сохраняя единство эстетики спектакля и обогащая ее своим личностным и актерским опытом.

Так начался первый этап жизни, наверное, самого «громкого» московского театра – Театра на Таганке. Здесь максимально нашли свое отражение принципы «шестидесятников», о которых пел Б.Окуджава : «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке…» Любимов объединял в постановочных группах своих спектаклей близких себе по духу писателей и поэтов (А.Вознесенский , Б.Можаев, Ф.Абрамов , Ю.Трифонов), театральных художников (Б.Бланк, Д.Боровский , Э.Стенберг , Ю.Васильев, Э.Кочергин , С.Бархин , М.Аникст), композиторов (Д.Шостакович , А.Шнитке , Э.Денисов , С.Губайдулина , Н.Сидельников). Особым явлением стал художественный совет театра, каждый из членов которого обладал весомым профессиональным и общественным авторитетом и готов был отстаивать спектакли Таганки в самых «высоких» кабинетах.

Главным творческим направлением Таганки стал поэтический театр, но не камерной, а публицистической поэзии. Это направление в определенном смысле было «обречено на успех»: именно поэты-публицисты собирали в конце 1960-х полные стадионы зрителей и слушателей, становились кумирами своих современников. Не случайно в репертуар театра были включены два спектакля по произведениям А.Вознесенского – Антимиры и Берегите ваши лица (второй из них был запрещен вскоре после премьеры, что только добавило спектаклю популярности). Зеркалом художественной программы театра были поэтические спектакли Павшие и живые, Послушайте, Пугачев и др. Однако и в постановках прозаических или драматургических произведений господствовал дух вольной и общественно значимой поэзии, яркая сценическая метафора, исполненная современных аллюзий. Так было со спектаклями Десять дней, которые потрясли мир, А зори здесь тихие, Гамлет, Деревянные кони, Обмен, Мастер и Маргарита, Дом на набережной и др.

Театр на Таганке дал старт огромной популярности его актеров. Многие из них начали много сниматься в кино (В.Золотухин, Л.Филатов , И.Бортник, С.Фарада, А.Демидова , И.Ульянова и др.). Однако легендарными становились и имена тех артистов Таганки, чья кинематографическая жизнь сложилась менее успешно. Ярчайший пример – З.Славина, практически не имеющая громких ролей в кино, но, несомненно, бывшая в те годы звездой первой величины. И, конечно, В.Высоцкий , чья известность была абсолютной, и такой же «скандальной», как и слава всего театра на Таганке. Актерские работы театра поражали не только публицистическим темпераментом и непривычным способом сценического существования, но и уникальной пластической разработкой образов. Так, например, знаменитый монолог Хлопуши в спектакле по С.Есенину Пугачев В.Высоцкий исполнял, казалось, за гранью физических возможностей человека.

Спектакли Ю.Любимова всегда были, несомненно, авторскими, и отличались чрезвычайно интересной работой с текстом. Автором многих композиций была тогдашняя жена Любимова, актриса театра им.Вахтангова , Л.Целиковская (А зори здесь тихие, Деревянные кони, Товарищ, верь… и др.).

К концу 1970-х Театр на Таганке приобретает мировую известность. На Международном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии (1976) спектакль «Гамлет» в постановке Ю.Любимова с В.Высоцким в главной роли был удостоен Гран-при. Первую премию Ю.Любимов получил и на II Международном театральном фестивале «Варшавские театральные встречи» (1980). Многие эстетические приемы Театра на Таганке стали поистине новаторскими и вошли в классику современного театра (световой занавес и т.д.). В разработку визуального образа спектаклей огромный вклад внес один из лучших сценографов нашего времени, постоянный художник театра Д.Боровский .

Однако, наряду с художественным, особый интерес представляет общественный, социальный авторитет Театра на Таганке того времени. С каждым спектаклем его политическое звучание становилось все более острым и откровенным. Противоречивые и неоднозначные отношения сложились у театра с официальной властью. С одной стороны, Ю.Любимов занял положение «официального диссидента»: чуть ли не каждый его спектакль с трудом пробивал себе дорогу к зрителю, испытывая серьезное давление и находясь под угрозой запрета. В то же время, к 1980, власти построили для Театра на Таганке новое здание с современным техническим оснащением. Демократичные, антимещанские и весьма сложные эстетически спектакли театра насчитывали среди своих поклонников не только либеральную интеллигенцию, но и управленческую, чиновничью элиту. В 1970-х билет в Театр на Таганке стал знаком престижа и у т.н. «буржуазной» прослойки, – наряду с дубленкой, фирменными джинсами, машиной, кооперативной квартирой.

Этот этап жизни театра сопровождался громкими скандалами; еще до выпуска его спектакли входили в контекст художественной жизни Москвы. Такое положение не могло продолжаться долго. В определенном смысле знаком, отметившим завершение этого этапа жизни театра, стала смерть В.Высоцкого в 1980. В том же году по приглашению Ю.Любимова в Театр на Таганке вернулся Н.Губенко.

В начале 1980-х спектакль Владимир Высоцкий , посвященный Любимовым памяти поэта и артиста, был категорически запрещен к показу. Был закрыт и следующий спектакль, Борис Годунов , а также репетиции Театрального романа . А в 1984, в то время как Ю.Любимов был в Англии на постановке спектакля Преступление и наказание , его освободили от должности художественного руководителя Театра на Таганке и лишили советского гражданства.

Коллектив Театра на Таганке находился в полной растерянности. И в это время власти делают очень сильный политический ход, ведущий театр к цугцвангу, к ситуации, когда ни при каких условиях он не мог выиграть: главным режиссером назначается А.Эфрос. Творческая индивидуальность А.Эфроса очень сильно отличалась, – если не сказать противоречила, – индивидуальности Ю.Любимова. Правда, еще в 1975 Любимов пригласил А.Эфроса в Театр на Таганке на постановку Вишневого сада . Тогда это, несомненно, было шагом солидарности с опальным режиссером; а разовая работа актеров с представителем иного эстетического течения расценивалась как обогащение творческой палитры коллектива. Но в 1984 смена художественного руководства должна была бы означать кардинальное изменение всей эстетической платформы театра. Однако причины глубокого конфликта «Таганки» с Эфросом в середине 1980-х были, несомненно, не творческими, а социально-нравственными: был нарушен главный принцип «шестидесятников» – единение.

Сам Любимов расценил приход А.Эфроса на Таганку как штрейкбрехерство и нарушение корпоративной солидарности. Некоторые из артистов, присоединившись к его мнению, демонстративно покинули труппу (например, Л.Филатов). К творческому сотрудничеству оказались способны немногие – В.Золотухин, В.Смехов, А.Демидова. Большинство «любимовских» артистов фактически объявило Эфросу бойкот. В этом конфликте не было правых и виноватых: правы были все; и проиграли тоже все. А.Эфрос восстановил в театре на Таганке Вишневый сад , поставил На дне, Мизантропа, Прекрасное воскресенье для пикника . А в 1987 А.Эфроса не стало.

Художественный руководителем Театра на Таганке по просьбе коллектива стал Н.Губенко. Он же возглавил двухлетнюю борьбу за возвращение на родину и в театр Ю.Любимова. В 1989 Ю.Любимов стал первым известным эмигрантом, которому возвратили гражданство. Его имя было официально возвращено в контекст художественной жизни России; восстановлены запрещенные ранее спектакли. Однако «возвращения на круги своя» не получилось. Ю.Любимов не мог уделять Театру на Таганке столько же времени, как прежде – он был вынужден совмещать работу с постановками по уже заключенным зарубежным контрактам. Существование актеров осложняли и тогдашние социальные потрясения, связанные с гиперинфляцией и изменением политической формации. Театр вновь оказался расколотым. На этот раз нарастал конфликт уже с Ю.Любимовым.

В 1993 значительная часть коллектива Таганки (в том числе – 36 актеров) выделились в отдельный театр под руководством Н.Губенко. «Содружество актеров Таганки» работает на новой сцене театра. Ю.Любимов, с оставшимися и вновь набранными актерами, работает в старом здании. Среди них такие «ветераны» Таганки, как В.Золотухин, В.Шаповалов, Б.Хмельницкий, А.Трофимов, А.Граббе, И.Бортник и др.

С 1997 Ю.Любимов отказался от зарубежных контрактов, решив вновь полностью посвятить себя театру на Таганке. После возвращения он поставил ряд классических спектаклей: Пир во время чумы А.С.Пушкина, Самоубийца Н.Эрдмана, Электра Софокла, Живаго (Доктор) Б.Пастернака, Медея Еврипида, Подросток Ф.М.Достоевского, Хроники У.Шекспира, Евгений Онегин А.С.Пушкина, Театральный роман М.Булгакова, Фауст И.В.Гете. В репертуаре – и современные произведения: Марат и маркиз де Сад П.Вайса, Шарашка по А.Солженицыну и др. Театр на Таганке пользуется популярностью у зрителей, однако, это, несомненно, уже совсем другой театр.

В декабре 2010 Любимов ушел в отставку. Причиной его ухода стал конфликт с труппой.

В июле 2011 директором театра и художественным руководителем стал Валерий Золотухин. В марте 2013 Золотухин оставил пост в связи с состоянием здоровья.



Гениальное наследие режиссера Юрия Любимова "выбрасывается на помойку" для "распила" бюджета?

В театральной жизни "антикризисного периода" страны возникает много конфликтов. В основе их всегда несовпадение стандартов административно-командной системы с желаниями творцов. Реальность "провозглашает": "гении" перевелись, а назначенные "сверху" управленцы склоняют чистую, девственную культуру к "грехопадению". Общественное мнение о том или ином продукте культуры трудно сегодня представить без "подсчета" бюджетных ассигнований. Современный театр имеет признаки бытовой драмы, в центре которой "всепоглощающий ремонт" становится камнем преткновения между "творцом" и "разрушителем". О том, что такое "ремонт" в учреждении культуры - искусственное образование бюрократов и коррупционеров или "новое образование для развития искусства" - читайте в материале Накануне.RU .

Сегодня столица (и Россия, в целом), по мнению большинства специалистов театрального ремесла, сталкивается с проблемой нехватки крепких, талантливых лидеров. Так, директор театра "Ленком" Марк Варшавер отметил, что готов работать "с утра до ночи", но только "на гения". Однако сегодня таких лидеров нет, считает он. "Это несчастье, которое бытует в Москве. Если творчества нет, это не театр. Есть стены, ремонт, материальная "победность", которой не имеют многие театры. Главное - где взять режиссеров. Где взять творца?" - прокомментировал Варшавер.

Только в Москве ежегодно профильные вузы выпускают 60-80 административных специалистов. Однако найти толкового сотрудника в этой "линейке" театрам чрезвычайно сложно, заметил "административный" руководитель Ленкома.

"Счастливые" директора московских театров, коими они сами себя считают, в голос твердят, что для процветания необходим тандем художественного руководителя и директора. Там же, где этого нет, реализуется модель "директорского театра".

Эта практика в последнее время широко используется Минкультом и городскими культурными ведомствами. Однако концепцию, при которой худрук отсутствует, поддерживают не все. Тем более, если роль "двуглавого орла" в руководстве театром играет человек "вне системы", так называемый результат "назначенческой чехарды", инициированной культурными властями.

"Следствием" этой, мягко говоря, рискованной политики стало назначение актрисы Ирины Апексимовой в марте 2015 года на должность директора Театра на Таганке - места, где и прежде не очень-то жаловали "варягов", сулящих "большие перемены". Новый руководитель "Таганки" - кадровое решение экс-главы департамента культуры столицы Сергея Капкова , принятое "под занавес" его карьеры. Кризисный менеджер Апексимова, как мыслится, должна завершить ремонт помещений исторического здания театра, а также гармонизировать творческий процесс в коллективе.

Приход Апексимовой в театр артисты труппы восприняли крайне остро .Первые ее действия по увольнению ряда сотрудников из администрации и бухгалтерии, безусловно, "аплодисментами" встречены не были. Возмущены актеры и "новым" курсом на продолжение "старой" реставрации театра вместо утвержденного репертуарного плана и сохранения родной сценической площадки, "ноу-хау" пространства, придуманного мастерами. "Титаны" искусства объявили о пикете 23 апреля, и, если понадобится, продолжении его в виде голодовки. Кроме того, артисты "Таганки" выступили с обращением в организации по защите прав человека и намерены жаловаться в прокуратуру.

Директор Московского бюро по правам человека, член СПЧ при президенте РФ Александр Брод подтвердил, что получил призыв от Российского профсоюза работников культуры. В нем, в частности, говорится:

"Ситуация в театре катастрофическая. Ремонт начат в нарушение госконтракта, графики все нарушены. Никакого аварийного состояния, по заявлению специалистов, в театре не существует. Однако оформляются подложные документы об аварийности. Наверное, в оправдание необоснованных трат средств на ремонт из бюджета Москвы".

"Подписанты" также утверждают, что гениальное наследие режиссера Юрия Любимова (умер 5 октября 2014 года в возрасте 97 лет) "выбрасывается на помойку", а отсутствие худрука и ясной художественной политики "уничтожает" театр .

Для ясности: с лета 2014 года театр на Таганке не функционирует в полном объеме: старые спектакли не играются, новые не ставятся.

"На наши мольбы и просьбы дать нам художественного [руководителя] для сохранения легендарного репертуара Любимова, а также 11 спектаклей, которые были поставлены при Золотухине, труппы и творческих цехов, мы получали только гробовое молчание, либо отписку, что этот вопрос не рассматривается. Есть уверенность в том, что, рекомендуя тратить деньги на восстановление театра по мнимой аварийности, хотят убить труппу одного из самых знаковых театров мира ", - подчеркнула актриса театра Татьяна Сидоренко .

Артисты занимают консолидированную позицию, считая, что заявление об аварийности здания - "откровенное лукавство". По их данным, в 2012-2014 гг. было проведено исследование фундамента, который был признан удовлетворительным, за исключением отдельных участков.

"Кому надо тратить сотни миллионов средств наших налогоплательщиков? Непонятно, на каких основаниях утвержденный ранее проект реконструкции хотят изменить. Это приведет к тому, что театр остановится на 3-4 года, и в результате - к его уничтожению", - добавила Сидоренко.

Цена госконтракта на ремонт здания составляет 157 млн 610 тыс. руб. При демонтаже конструкции подрядная организация выявила, что ряд участков здания театра находится в аварийном состоянии. Однако они не были отражены в проектно-сметной документации, сообщил замглавы департамента культуры Москвы Дмитрий Ипатов . В этой связи необходимо провести дополнительное обследование, чтобы остановить ремонт или внести корректировки в проект реконструкции. По его словам, эксперты департамента культурного наследия провели визуальный осмотр состояния объекта и составили акт, в котором обозначены следующие выводы: для детального изучения необходимо проведение комплексного инструментального обследования конструкции и грунтов. Таким образом, действие госконтракта приостановлено, что исключает нахождение "занятых" под крышей театра на Таганке, уточнил Ипатов.

Апексимова сообщила, что на момент ее прихода - 6 марта 2015 года - госзадание за первый квартал 2015 года не было выполнено. "Репертуар дальнейший не был запланирован, не арендованы площадки. До конца этого сезона (апрель-май) не представляется возможным арендовать другие помещения, потому что это достаточно поздно сделать, везде репертуар сверстан. Я точно так же, как вы, знакомлюсь с информацией, почему ремонт был приостановлен. Я задаю вопросы департаменту культуры, каким образом мы будем дальше существовать", - прокомментировала ситуацию новый руководитель театра.

Актер Иван Рыжиков , в свою очередь, отмечает, что если рассматривать данный случай как "какой-то бизнес-проект", то налицо "признаки рейдерского захвата".

"В течение двух последних лет нерационально расходуются бюджетные средства, снижается госзадание, резко упала эффективность показателей работы. Артисты не получают надбавок. Идет явное лоббирование расширения объема ремонтных работ, которые "так нужны" нашему театру ", - сетует он. При назначении директора с труппой никто не советовался, решения принимались "кулуарно". "На сегодняшний день уволено практически все руководящее звено - бухгалтерия и экономический отдел, высококвалифицированные люди, которые работали еще при Любимове и Золотухине. Это что - хвосты подчищают за все те нарушения, которые были допущены при прежнем директоре театра? Вместе с тем, на освободившиеся места приняты новые сотрудники, квалификация которых остается под сомнением", - говорит Рыжиков.

В своей истории "Таганка" переживала 4-5 капитальных ремонтов, но никогда при этом не останавливалась трудовая деятельность. Здесь же новое руководство "во избежание эффекта карточного домика" запретило любые репетиции и творческие контакты в театре, подчеркнул артист. Нет у театра в лице Апексимовой и плана развития, добавил он.

По словам Рыжикова, выхода, кроме как "кляузничать", у артистов нет. "Нас часто обвиняют в том, что мы пишем письма. Мы артисты, мы играть хотим, а не письма писать, но нам не оставляют никакой надежды. Мы пишем Собянину. Все это останавливается на уровне господина Печатникова, который мне же отвечает, что труппа благополучно играет на всех остальных площадках Москвы", - рассказывает артист. "Благополучие" это измеряется 4-5 спектаклями в месяц.

Профессор МГУ им. Ломоносова, политолог Сергей Черняховский уверен: надо стараться сохранить театр, ведь в итоге в споре актера и администратора правым всегда остается актер. "Ненормальна ситуация, когда директора театра назначают помимо согласования с коллективом. Печально, если директор не может найти общий язык с актерами. В политике есть театральный принцип лидерства. Есть главный режиссер, прима и директор. Все катастрофы происходят от того, что один хочет объединить все. То, что это стало возможным в театральной сфере, сомнительно по самой природе данной сферы. Решения хозяйственно-административные должны зависеть от художественных", - прокомментировал он.

"Ноги" конфликта, по мнению эксперта, "растут" из департамента культуры Москвы, создавшего очередной конфликт в театральной среде. "Есть разница между строительным объектом и театром. Департамент говорит о заключениях, номерах договоров, но ни слова о творческом процессе и актерах", - сказал Черняховский. Ведомство, якобы, действует по обычной "коррупционной схеме": заключает контракт, начинает работать, затем просит допфинансирование. В этом случае вполне резонно, на его взгляд, говорить о спецрасследовании и обращении в прокуратуру.

Худрук "Театра у Никитских ворот" Марк Розовский предложил актерам меньше сил, нервов и времени тратить на "бумагомарание" и сосредоточиться на сохранении и развитии творческой традиции легендарного театра - театра "живого, поэтического, метафорического". "Театр - это движение, если его не будет, наступит мертвечина", - сказал он. Режиссер пожелал артистам "возродить" художественное кредо, которое позволит им создать прецедент, привлечь внимание общественности путем творческого самовыражения, даже выступая "на камнях". "Надо творчеством заниматься, как можно быстрее начать делать сногсшибательные театральные проекты. Тогда вы оживете и начнете верить этому лицу. Тот, кто увлечен, кто поведет, тот даст толчок развитию театра на Таганке. Никакой ремонт не может помешать творчеству", - сказал он.

"Таганцы" эту идею не поддерживают, уповая на свои права, гарантированные условиями коллективного договора. Артисты не хотят видеть "прекрасную, раскрученную актрису, обаятельную девушку" с новой экономической политикой "в кармане", требуют от столичных властей творческого лидера.

Эти же артисты, к слову, сами стали катализатором нынешнего состояния "Таганки". Ранее они активно выступали и за то, чтобы Юрий Петрович Любимов покинул свой дом, напомнил руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Кирилл Крокк . Сегодня они спекулируют на имени режиссера. "Это тоже не надо скидывать со счетов", - отметил он. Учредитель не должен согласовывать с коллективом назначение на должность директора. Этого не было никогда и не будет, подчеркнул Крокк. "Директор - это профессия, а не профсоюзный лидер, которого мы выбираем. Учредитель, доверяя этому человеку, перекладывает на него ответственность за театр. Выборы - вне юридического права, действующего в России", - пояснил директор.

Первое, что необходимо сделать - попытаться начать работать вместе с Апексимовой, а не заниматься склоками и написанием жалоб, уверен Крокк. "Я понимаю, это уже норма для вас. Кого бы департамент культуры ни назначил, убежден, что профсоюз будет вести эту губительную для театра линию, выступать даже против директора и со стажем, и с опытом . Это как данность сегодняшнего времени", - заключил он.

Мосгордума в лице председателя комиссии по культуре и массовым коммуникациям Евгения Герасимова взяла на себя ответственность курировать этот вопрос и попросила Апексимову через две недели "предоставить" творческую концепцию развития театра на Таганке. Перспективы "стать одной семьей" и наладить диалог во имя сохранения творческого наследия Любимова пока туманны. "Таганка", полная "огня гнева", губит сам процесс созидания, а новому директору пока нечего предложить в альтернативу.