Валовой доход как рассчитать формула. Расчет для торговых компаний. Составляющие валовой прибыли

Общие формулы расчета прибыли.

Валовая прибыль = выручка - себестоимость реализованной продукции или услуги

Прибыль / убыток от продаж (реализации) = валовая прибыль - издержки
*издержки в данном случае - коммерческие расходы и расходы на управление

Прибыль / убыток до налогообложения = прибыль от продаж ± операционные доходы и расходы ± внереализационные доходы и расходы .

Чистая прибыль / убыток = выручка - себестоимость товара - расходы (управленческие и коммерческие) - прочие расходы - налоги

Форекс. Калькулятор расчета прибыли/издержек.

На форексе и других торговых биржах прибылью/убытками будем считать количество заработанных/потерянных пунктов, издержками - спред и своп.

рабочий лот фикс количество пунктов количество транзакций спред в пунктах своп сумма доход чистый доход издержки соотношение прибыль/издержки
-$ $ $ $ % /%

количество пунктов - количество выигранных пунктов
количество транзакций - общее количество заключенных сделок

Данный калькулятор использует 4х значные котировки и фиксированный лот

для быстрого подсчета пунктов и количества сделок используем мониторинг счета .
Например : трейдер совершил 100 сделок, валюта GBPJPY, спред 7 пунктов,рабочий фиксированный лот - 1, своп примерно -50$ сумма (за все сделки),
были прибыльные и убыточные сделки, в итоге трейдер заработал 100 пунктов.
получаем: доход 8050$, чистый доход 950$, издержки 7050$, соотношение прибыли к издержкам 11.88%/ 88.13%, то есть почти всю прибыль трейдер отдает брокеру!

Трейдер должен сделать соответсвующие выводы.
Калькулятор предназначен для поверхностной оценки сделок . Калькулятор не учитывает разность цены одного пункта у разных валютных пар (в данном примере у валютной пары GBPJPY цена одного пункта при объеме в 1лот - 12.61$,а в примере 10$). Также калькулятор не предоставляет возможности вычисления при торговле разными объемами и при торговле несколькими валютными парами с разным спредом. В таких случаях можно вводить средние значения, но погрешность вычислений возрастет.

Бухгалтерам. Четыре способа расчета прибыли.

Нюансы расчета на практике (+примеры):

Одинаковый процент на весь ассортимент

Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используют в случае, когда единый процент торговой надбавки применяют ко всем товарам. При таком варианте сначала устанавливают валовой доход , а потом уже наценку.

Бухгалтер должен применить формулу, которая приведена в документе:

ВД = Т x РН / 100 ,

где Т – общий товарооборот; РН – расчетная торговая надбавка.

Торговую надбавку считают по другой формуле:

РН = ТН / (100 + ТН).

В данном случае: ТН – торговая надбавка в процентах. Под товарооборотом понимают общую сумму выручки.
пример :
В ООО «Бирюса» остаток товаров по продажной стоимости (сальдо по счету 41) на 1 июля составил 12 500 руб. Торговая наценка по остаткам товара на 1 июля (сальдо по счету 42) – 3100 рублей. В июле получено продукции по покупной стоимости без учета НДС на сумму 37 000 руб. Согласно приказу руководителя организации на все товары бухгалтер должен начислить торговую наценку в размере 35 процентов. Ее размер на поступившие в июле товары составил 12 950 руб. (37 000 руб. х 35%). Фирма выручила от реализации в июле 51 000 рублей (в том числе НДС – 7780 руб.). Расходы на продажу – 5000 руб.

Рассчитаем реализованную торговую наценку по формуле РН = ТН / (100 + ТН):

35% / (100 + 35%) = 25,926%.

Валовой доход будет равен:

ВД = Т x РН / 100

51 000 руб. х 25,926% / 100% = 13 222 руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки:

Дебет 50 Кредит 90-1

– 51 000 руб. – отражена выручка от продажи товаров;

Дебет 90-3 Кредит 68

– 13 222 руб.– списана сумма торговой наценки по реализованным товарам;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 51 000 руб.– списана продажная стоимость реализованных товаров;

Дебет 90-2 Кредит 44

– 5000 руб.– списаны расходы на продажу;

Дебет 90-9 Кредит 99

– 442 руб. (51 000 руб. – 7780 руб. – (–13 222 руб.) – 51 000 руб. – 5000 руб.) – получена прибыль от продажи.

Каждому товару – свой процент

Этот вариант нужен тем, у кого на разные группы товаров надбавка не одинаковая. Сложность здесь в следующем, каждая из групп включает продукцию с одной и той же наценкой, поэтому необходимо вести обязательный учет товарооборота. Валовой доход (ВД) в таком случае определяют по следующей формуле:
ВД = (Т1 x РН + Т2 x РН + ... + Тn x РН) / 100 ,
где Т – товарооборот и РН – расчетная торговая надбавка по группам товаров.
пример:
Бухгалтер ООО «Бирюса» имеет следующие данные:
Небольшие магазины и палатки обычно определяют торговую наценку расчетным способом – «вручную», поскольку не каждый из них может позволить себе дорогостоящее программное обеспечение. Роскомторг еще в 1996 году своим письмом от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5 утвердил «Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли». В них комитет предложил несколько вариантов расчета реализованной торговой наценки: по общему товарообороту; по ассортименту товарооборота; по среднему проценту; по ассортименту остатка товаров. Эксперты журнала «Московский бухгалтер» рассмотрели подробнее указанные способы. Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используют в случае, когда единый процент торговой надбавки применяют ко всем товарам. При таком варианте сначала устанавливают валовой доход, а потом уже наценку. Бухгалтер должен применить формулу, которая приведена в документе: ВД = Т x РН / 100, где Т – общий товарооборот; РН – расчетная торговая надбавка. Торговую надбавку считают по другой формуле: РН = ТН / (100 + ТН). В данном случае: ТН – торговая надбавка в процентах. Под товарооборотом понимают общую сумму выручки. Пример 1 В ООО «Бирюса» остаток товаров по продажной стоимости (сальдо по счету 41) на 1 июля составил 12 500 руб. Торговая наценка по остаткам товара на 1 июля (сальдо по счету 42) – 3100 рублей. В июле получено продукции по покупной стоимости без учета НДС на сумму 37 000 руб. Согласно приказу руководителя организации на все товары бухгалтер должен начислить торговую наценку в размере 35 процентов. Ее размер на поступившие в июле товары составил 12 950 руб. (37 000 руб. х 35%). Фирма выручила от реализации в июле 51 000 рублей (в том числе НДС – 7780 руб.). Расходы на продажу – 5000 руб. Рассчитаем реализованную торговую наценку по формуле РН = ТН / (100 + ТН): 35% / (100 + 35%) = 25,926%. Валовой доход будет равен: ВД = Т x РН / 100 51 000 руб. х 25,926% / 100% = 13 222 руб. В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки: Дебет 50 Кредит 90-1 – 51 000 руб. – отражена выручка от продажи товаров; Дебет 90-3 Кредит 68 – 7780 руб. – отражена сумма НДС; Дебет 90-2 Кредит 42 (сторно) – 13 222 руб.– списана сумма торговой наценки по реализованным товарам; Дебет 90-2 Кредит 41 – 51 000 руб.– списана продажная стоимость реализованных товаров; Дебет 90-2 Кредит 44 – 5000 руб.– списаны расходы на продажу; Дебет 90-9 Кредит 99 – 442 руб. (51 000 руб. – 7780 руб. – (–13 222 руб.) – 51 000 руб. – 5000 руб.) – получена прибыль от продажи. Этот вариант нужен тем, у кого на разные группы товаров надбавка не одинаковая. Сложность здесь в следующем, каждая из групп включает продукцию с одной и той же наценкой, поэтому необходимо вести обязательный учет товарооборота. Валовой доход (ВД) в таком случае определяют по следующей формуле: ВД = (Т1 x РН + Т2 x РН + ... + Тn x РН) / 100, где Т – товарооборот и РН – расчетная торговая надбавка по группам товаров. Пример 2 Бухгалтер ООО «Бирюса» имеет следующие данные: Остаток товаров на 1 июля, руб. Получено товаров по покупной стоимости, руб. Торговая наценка,% Сумма наценки, руб. Выручка от продажи товаров, руб. Расходы на продажу, руб.
Товары группы 1 4600 12 100 39 4719 16 800 3000
Товары группы 2 7900 24 900 26 6474 33 200
Итого: 12 500 37 000 11 193 50 000

Нужно определить расчетную торговую надбавку по каждой группе товаров:
Для группы 1 расчетная торговая надбавка составит:
РН = ТН / (100 + ТН);
39% / (100 + 39) = 28,057%.
Для товаров группы 2:
РН = ТН / (100 + ТН);
26% / (100 + 26) = 20,635%.
Валовой доход (сумма реализованной торговой наценки) будет равен:
(16 800 руб. х 28,057% + 33 200 руб. х 20,635%) / 100 = 11 564 руб.
В бухгалтерском учете фирмы необходимо оформить проводки:
Дебет 50 Кредит 90-1
– 50 000 руб. – отражена выручка от реализации товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68
– 7627 руб. – отражена сумма НДС;
Дебет 90-2 Кредит 42 (сторно)
– 11564 руб. – списана сумма торговой наценки, относящейся к реализованным товарам;
Дебет 90-2 Кредит 41
– 50 000 руб. – списана продажная стоимость реализованных товаров;
Дебет 90-2 Кредит 44
– 3000 руб. – списаны расходы на продажу;
Дебет 90-9 Кредит 99
– 937 руб. (50 000 руб. – 7627 руб. –(–11 564 руб.) – 50 000 руб. – 3000 руб.) – прибыль от продажи.

Простейшая наценка

Надбавку по среднему проценту может применять любая фирма, учитывающая товар по продажным ценам. Валовой доход по среднему проценту рассчитывают по формулам:
ВД = (Т x П)/100, где П – средний процент валового дохода, Т – товарооборот.
Средний процент валового дохода будет равен:
П = (ТНн + ТНп – ТНв) / (Т + ОК) х 100.
Показатели, приведенные в формуле, означают следующее:
ТНн – торговая надбавка на остаток продукции на начало отчетного периода (сальдо счета 42);
ТНп – наценка на поступившие за это время товары;
ТНв – на выбывшие (дебетовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период). Под выбытием в данном случае понимают возврат товаров поставщикам, списание порчи и т. п;
ОК – остаток на конец отчетного периода (сальдо счета 41).
пример:
Бухгалтер ООО «Бирюса» выявил остаток товаров на 1 июля (сальдо по счету 41). По продажной стоимости он составил 12 500 рублей. Сумма торговой наценки по этому остатку равна 3100 рублей. В течение месяца получено по покупной стоимости товара на 37 000 рублей (без учета НДС). Наценка, начисленная на поступившую в июле продукцию – 12 950 рублей. За месяц получен доход от продажи в сумме 51 000 рублей (в том числе НДС – 7780 руб.). Остаток товаров на конец месяца составил 11 450 рублей (12 500 руб. + 37 000 + 12 950 – 51 000). Расходы на продажу – 5000 рублей.
Рассчитать реализованную торговую наценку нужно следующим образом. Сначала узнаем средний процент валового дохода :
П = (ТНн + ТНп – ТНв) / (Т + ОК) x 100;
(3100 руб. + 12 950 – 0) / (51 000 + 11 450) х 100% = 25,7%.
Сумма валового дохода (реализованной торговой наценки) составит:
(51 000 руб. х 25,7%) / 100% = 13 107 руб.
В бухгалтерском учете необходимо сделать проводки:
Дебет 50 Кредит 90-1
– 51 000 руб. – отражена выручка от реализации товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68
– 7780 руб. – отражена сумма НДС;
Дебет 90-2 Кредит 42 (сторно)
– 13 107 руб. – списана сумма торговой наценки по проданным товарам;
Дебет 90-2 Кредит 41
– 51 000 руб. – списана продажная стоимость;
Дебет 90-2 Кредит 44
Дебет 90-9 Кредит 99
– 327 руб. (51 000 руб. – 7780 руб. – (–13 107 руб.) – 51 000 руб. – 5000 руб.) – получена прибыль от продажи (финансовый результат).

Посчитаем, что осталось

При подсчете валового дохода, по ассортименту остатка бухгалтеру необходимы данные о сумме торговой наценки. Для получения этих сведений, следует вести учет начисленной и реализованной надбавки по каждому наименованию товара. В конце каждого месяца проводят инвентаризацию, определяя эти суммы.
Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров проводят по формуле:
ВД = (ТНн + ТНп – ТНв) – ТНк.
Показатели означают следующее:
ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка»);
ТНп – торговая надбавка на продукцию, поступившую за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период);
ТНв – торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 «Торговая наценка»);
ТНк – наценка на остаток в конце отчетного периода.
пример:
Сумма торговой наценки, относящейся к остатку товаров на 1 июля (сальдо по счету 42), – 3100 рублей. Начисленная надбавка на продукцию, поступившую в июле – 12 950 рублей. За месяц фирма выручила от продажи 51 000 рублей. Наценка по остатку товаров на конец месяца по данным инвентаризации (сальдо по счету 42) – 2050 рублей. Расходы на продажу – 5000 рублей. Рассчитаем реализованную торговую наценку:
ВД = (ТНн + ТНп – ТНв) – ТНк;
(3100 руб. + 12 950 – 0) – 2050 = 14 000 руб.
В бухгалтерском учете необходимо оформить проводки:
Дебет 50 Кредит 90-1
– 51 000 руб.– отражена выручка от реализации товаров;
Дебет 90-3 Кредит 68
– 7780 руб. – отражена сумма НДС;
Дебет 90-2 Кредит 42 (сторно)
– 14 000 руб. – списана сумма торговой наценки по проданным товарам;
Дебет 90-2 Кредит 41
– 51 000 руб. – списана продажная стоимость проданного;
Дебет 90-2 Кредит 44
– 5000 руб. – списаны расходы на продажу;
Дебет 90-9 Кредит 99
– 1220 руб. (51 000 руб. – 7780 руб.– (–14 000 руб.) – 51 000 руб. – 5000 руб.) – получена прибыль от продажи.

Подводим итоги.

Для расчета налога на прибыль, необходимо знать покупную стоимость товаров. Ее можно определить исходя из величины реализованной торговой наценки при использовании любого из этих способов (за исключением метода по среднему проценту). Однако не стоит забывать о возможных отклонениях покупной стоимости в бухгалтерском и налоговом учетах. Например, в бухгалтерском учете проценты за кредит включают в стоимость товаров. Для налогового учета такие проценты входят в состав внереализационных расходов.
При способе определения наценки по среднему проценту покупная стоимость проданного товара в бухгалтерском учете может не совпадать с таким же показателем в налоговом учете. Это происходит из-за того, что у каждой группы своя надбавка. При расчете реализованной наценки в бухгалтерском учете все данные усредняются, а в налоговом учете выручку от продажи уменьшают на стоимость приобретенных товаров (ст. 268 НК). Последняя определяется в соответствии с учетной политикой.

Любая коммерческая организация создается с целью получения прибыли. Поэтому определение этого показателя является одним из важнейших элементов анализа результатов деятельности предприятия. В общем случае прибыль определяется, как разница между выручкой от реализации и затратами. Существует несколько видов прибыли, в зависимости от того, какие виды затрат включаются в расчет. Рассмотрим, как рассчитывается валовая прибыль – один из наиболее часто используемых при анализе показателей.

Понятие валовой прибыли

Под валовой прибылью понимается прибыль предприятия до вычета налогов. Т.е. в данном случае при определении того, как посчитать валовую прибыль, формула расчета включает в себя все затраты на производство и реализацию продукции (товаров, услуг). Как рассчитать валовую прибыль в каждом конкретном случае - зависит от вида деятельности анализируемого предприятия.

Валовая прибыль определяется, как правило, за месяц или кратный месяцу период (квартал, полугодие или год). Это связано с тем, что объективно оценить многие виды затрат можно только по итогам месяца. К таким затратам относятся, например, заработная плата, налоги, аренда, коммунальные платежи и т.п.

Но в случае необходимости прибыль может определяться и с другой периодичностью, а также рассчитываться по отдельным проектам, номенклатурным группам и т.д.

Как посчитать валовую прибыль производственного предприятия

Для производственной деятельности валовая прибыль предприятия определяется, как разность между выручкой от реализации и полной себестоимостью произведенной продукции.

  • ПР = В – СС

В себестоимость в данном случае включаются все затраты на производство и реализацию продукции, как прямые, так и косвенные. Статьи затрат зависят от специфики деятельности конкретного предприятия, но основные из них можно увидеть при анализе практически любого производства.

  1. Сырье и материалы.
  2. Энергоносители.
  3. Услуги сторонних организаций (реклама, связь, аудит и т.п.)
  4. Налоги, включаемые в себестоимость (на землю, на имущество и т.п.)

Как найти валовую прибыль при оказании услуг

В этом случае валовая прибыль включает в себя те же элементы, что и для производственного предприятия. Разница только в составе затрат, с учетом которых формируется валовая прибыль. Формула расчета будет такая же, как для производственного предприятия, но структура себестоимости будет иной. В данном случае значительно меньшую долю в затратах составят сырье и энергоносители, и существенно большую – заработная плата.

Как определяется валовая прибыль для торгового предприятия

Для торгового предприятия источником прибыли является доход от реализации товаров. Поэтому в данном случае используется немного другой подход для того, чтобы определить, как рассчитать валовую прибыль. Формула будет выглядеть следующим образом:

  • ПР = Д – СС, где:
    • Д – доход от продажи товаров, определяемый как:
  • Д = ТО – СТ,где:
    • ТО – товарооборот (аналог выручки от реализации для производственного предприятия),
    • СТ – стоимость приобретенных товаров.

Под себестоимостью в данном случае понимаются расходы на продажу товаров. Основными статьями затрат для торговой фирмы будут являться:

  1. Заработная плата с отчислениями.
  2. Реклама.
  3. Транспортные расходы.
  4. Расходы на содержание складских помещений (коммунальные услуги, охрана и т.п.).

Иногда при анализе деятельности торгового предприятия удобнее рассчитывать прибыль на основе товарооборота. Для того, чтобы в этом случае определить доход, используется показатель средней торговой наценки, а затем уже рассчитывается валовая прибыль. Формула будет такая:

  • ПР = (ТО – ТО/(1+ТН)) - СС, где:
    • ТО – товарооборот,
    • ТН – средняя торговая наценка (в %).

Часть выражения, заключенная в скобки – это и есть доход торгового предприятия из предыдущей формулы. Он определяется, как разность между выручкой от продажи товаров и стоимостью их приобретения.

Пример

Товарооборот ООО «Альфа» за отчетный период составил 120 млн руб. без НДС, средняя торговая наценка – 20%, расходы на продажу товаров – 15 млн руб. без НДС. Валовая прибыль будет равняться:

ПР = (ТО – ТО/(1+ТН)) – СС = (120 – 120/(1 + 0,2)) – 15 = (120 - 100) – 15 = 20 – 15 = 5 млн руб.

Валовая прибыль – формула расчета по балансу

Для экспресс-анализа результатов деятельности предприятия удобно пользоваться бухгалтерской отчетностью. Ее основными формами являются баланс и отчет о финансовых результатах.

Валовую прибыль лучше определять, исходя из данных отчета о финансовых результатах. Классическому определению валовой прибыли в данной форме соответствует прибыль от продаж (стр. 2200). Для ее расчета нужно из выручки вычесть себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы.

  • Стр. 2200 = стр. 2110 – стр. 2120 – стр. 2210 – стр.2220

Вывод

Одним из основных показателей, характеризующих результаты деятельности предприятия, является валовая прибыль. Расчет этого показателя производится, исходя из выручки (дохода) и себестоимости производства и реализации продукции (товаров, услуг). Конкретная методика расчета зависит от направления деятельности анализируемого предприятия.

Хозяйственная деятельность предприятий основана на получение прибыли. Она становится показателем качества работы всех его сотрудников. Валовая прибыль характеризует результативность использования всех возможностей организации.

Для некоторых видов предприятий существуют различия в определении валовой прибыли. Не все могут воспользоваться этим экономическим показателем.

Производительность различных компаний сравнивают по показателю ВП. Дополнительно вычисляют валовую прибыль для других видов работ внутри организации, чтобы проанализировать результативность выпуска товара.

Что такое ВП

Валовая прибыль представляет собой количественное значение приобретённой выгоды от различных типов работ, уменьшенное на сопряженные траты. Например, основная прибыль идет от продажи товара, а его первоначальная стоимость будет тратой. Отличие между двумя значениями будет валовой прибылью по основному виду работ.

Аналогичным образом определяют валовую прибыль от всех возможных типов работ. Интересно, что в торговле она будет количественным отличием продажной и начальной цены. Для производства валовую прибыль находят по более сложной формуле, так как себестоимость включает множество составляющих, которые подчиняются определенным правилам.

Под торговлей понимают извлечение прибыли с посредничеством между конечным потребителем и производителем. Организация должна купить продукцию у производителя по цене близкой к себестоимости, а потом отправить ее на торговую точку для продажи покупателям со своей наценкой.

ВП - отличие между суммой приобретения товара и его реализацией. Различия валовой и чистой прибыли в том, что первая равна доходу, полученному до обязательных отчислений, вычетов. Прибыль валовая не содержит траты на выплату налогов и неизбежных выплат.

Виды валовой прибыли

Рассмотрим понятие, особенности валовой прибыли для различных случаев:

  • Валовая прибыль экономики - масштабное понятие, которое используют для определения экономических показателей стран. Его определяют как разницу ВВП и затрат на производство, включая заработные платы, закупку сырья, импорт и др. В результате, валовая прибыль экономики характеризует прибыль или убыток резидентов от проданных товаров и других их видов дохода.
  • ВП от реализации - это отдельный вид, состоящий только из реализации конкретных товаров, услуг. В него не входят поступления от дивидендов и других пассивных источников.
  • Валовая прибыль банка. Это вся прибыль финансового учреждения полностью, полученная от проведенных операций, не учитывая какие-либо издержки. Она состоит из прибыли от сделок, дивидендов, доходов от проведенных операций.
  • Чистая валовая прибыль - разница между всей полученной прибылью и издержками. Сперва складывают весь полученный доход, потом вычитают размер себестоимости реализованных услуг, товаров организации.

Валовая прибыль будет основным показателем прибыльности или дохода. Ее часто используют для анализа эффективности предприятия.

Подсчет валовой прибыли

Чтобы правильно определить ВП, необходимо учитывать все траты без исключения, включая себестоимость товара. Под себестоимостью понимают комплекс трат в денежном эквиваленте для изготовления товара.

На размер валовой прибыли влияет два вида причин. К первой относят внутренние факторы, зависящие от руководства предприятия:

  • скорость роста объемов производства;
  • увеличение ассортимента;
  • эффективность продаж;
  • выполнение мероприятий для ее увеличения;
  • снижение первоначальной стоимости;
  • качество продукции;
  • предельное значение использование производственных мощностей;
  • результативность рекламных компаний.

Внешними считают те, на которые влиять невозможно:

  • природные и экологические факторы;
  • местоположение;
  • правовые акты;
  • внешние причины, оказывающие влияние на снабжение автотранспортом и ресурсами;
  • стимуляция бизнеса со стороны государства;
  • экономическое и политическое состояние в стране;

Весомее считают причины, на которые возможно влиять. От них зависит потребность в товарах.

Ценообразование

Рассмотрим организацию ценовой политики. В условиях кризиса руководство организации должно грамотно подходить к ценообразованию. Нужен правильный подход к потребителям, чтобы использовать минимум средств для их привлечения.

Однако постоянное снижение цены способно увеличить товарооборот, но не всегда обеспечивает финансовое благосостояние организации. Лучше будет хороший объем по приемлемой цене, чем продать больше подешевле.

При анализе рентабельности, зная точный покупательский спрос, допустимо расширить выпуск востребованной продукции, снизив или убрав другую категорию продукции. Это поможет получить прибыль с востребованных товаров и снизить затраты на невостребованные.

Формула расчета ВП

Существует несколько видов валовой прибыли, а соответственно и формулы для их расчета отличны. Классическая формула для расчета ВП достаточно простая и понятная - разница между чистой прибылью от продаж и первоначальной ценой товара (себестоимость). В отличие от чистой прибыли она не содержит переменные или операционные траты, размер налогов.

ВП = П - С

ВП - валовая прибыль;

П - прибыль от продажи продукции;

С - себестоимость продукции.

Чтобы оптимизировать величину ВП, начинают работать со статьями затрат, введенных в первоначальную стоимость, и охватывать не заложенные ранее в расчет переменные.

Ориентируясь в затратах на производстве, продажу товара, можно точно определить валовую прибыль в определенный период.

Организации розничной, оптовой торговли

Организации, учет которых основан на продажных ценах, рассчитывают финансовый результат в бухучете другим методом. Так как учет идет по цене, которую заплатил потребитель, то фактическое списание со счета 90 идет по цене продажной цены. Другими словами, выручка от покупателя равна сумме, которую списывают с кредита сч. 41-2 в дебет сч. 90 для субсчета «Себестоимость». Для нахождения финансового результата списывают не продажную стоимость, а разницу розничной и приобретенной цены - сторнировать торговую наценку на сч. 42. Эта разница будет валовым доходом или реализованным наложением.

После проведения сторонняя торговая наценка на сч. 90 образует кредитное сальдо, которое будет валовым доходом от продажи продукции.

Расчет по товарообороту

Допустимо использовать розничными организациями, если все товары реализуют по одной торговой наценки в процентном отношении.

Под товарооборотом считают общую выручку с НДС, что прописано в п. 2.2.3 Методических рекомендаций №1-794/32-5.

ВД по товарообороту:

ВД = Т*РН

Т - общий размер товарооборота, для оптовых организаций используют оптовый товарооборот со складским и транзитным;

РН - расчетная наценка:

РН = ТН/(100% + ТН)

ТН - установленная торговая наценка.

Рассмотрим пример. В магазине на весь ассортимент торговая наценка 30%. Выручка за рассматриваемый период 170 тыс. с учетом НДС.

РН = 30%/(100%+30%) = 0,23

ВД = 170 000*0,23 = 39 100 руб.

Если торговая наценка в отчетном периоде изменялась, то использование метода возможно, но ВД определяют рассчитывают отдельно для отличных периодов.

Расчет по ассортименту товарооборота

Способ расчета используют при установке разной торговой наценки для различных видов товаров.

Валовый доход рассчитывают:

ВД = (Т1*РН1+…+ Тn*РНn)/100

Товарооборот (Т) и расчетная наценка (РН) берут отдельно по группам.

Пример. В магазине реализую молочную продукцию с наценкой 25%, а хлебобулочные изделия - 20%. Выручка за период в молочном отделе 120 тыс. рублей, а хлебном - 90 тыс. рублей.

Расчетная наценка в молочном отделе РН = 25*(100-25) = 0,2. Размер реализованных наложений ВД = 120 000*0,2 = 24 000 рублей.

Расчетная наценка в хлебном отделе РН = 20*(100-20) = 0,17. Размер реализованных наложений ВД = 90 000*0,17 = 15 300 рублей.

Общий размер валового дохода: ВД = 24 000 + 15 300 = 39 300 руб.

При изменении наценки расчет проводят отдельно по группам.

Валовая прибыль по среднему проценту

Наиболее распространенный метод в розничной торговле. ВД определяют:

ВД = (Т*П)/100

Т - товарооборот

П - средний процент ВД:

П = (Нн+Рп-Нв)/(Т+Ок)*100%

Нн -наценка на оставшийся товар в начале отчетного периода. Это сальдо счета 42 на начало периода.

Нп -наценка на поступивший товар (месячный оборот по кредиту счета 42).

Нв -наценка по выбывшим товарам (месячный дебетовый оборот по сч. 42). Выбывшие товары те, которые имеют документальное подтверждение: возврат поставщику, списание брака и др.

Ок - остаток на конец периода (сальдо сч. 41.2)

Пример. В бухучете остатки по счету 41.2 - 80 тыс., по счету 40 - 15 514. Поступило товара за период 120 тыс. рублей, наценка на них - 27 692. Выручка за этот период - 165 тыс. рублей. Выбывших товаров не зафиксировано. Остаток товара в конце отчетного периода 35 тыс. рублей.

П = (15 514+27 692)/(165 000 + 35 000))*100% = 21,6%

ВД = 165 000 * 21,6% = 35 640 руб.

ВД по ассортименту остатка

Способ применяют редко, так как требуется размер начисленной, реализованной наценки по всем наименованиям. Если есть возможность учета по определенным товаром, то лучше вести бухучет по покупным ценам.

Валовый доход:

ВД = Нн+Нп-Нв-Нк

Нн - наценка на начало периода по остаткам: сальдо сч. 42;

Нп - наценка прибывшего товара за отчетный период: кредитовый оборот сч. 42;

Нв -наценка по выбывшему товару: дебетовый оборот сч. 42;

Нк - наценка на конец периода по остатку: сальдо сч. 42.

Особенности расчета

  • Для выручки производственной организации можно использовать основные средства, выпущенные товары, нематериальные активы, которые есть на балансе, ценные бумаги, прочие товары, услуги.
  • Выручкой от продаж будут доходы от реализации приобретенных ранее товаров, оказанных услуг платного характера, имущество предприятия.

При расчетах потребуется использовать данные всех расходных статей при их наличии. Сложность расчета в том, что требуется включить все доходы и ряд расходов на производство, себестоимость.

Своевременный и качественный бухгалтерский учет значительно упростит расчет валовой прибыли. В нем быстро можно найти требуемые статьи расходов и доходов.

Прибыль предприятия

Не все имеют точное представление о понятии валовой прибыли предприятия. Часто ее путают с бухгалтерской прибылью.

ВП - доход от продажи продукции, который вычисляют через удержание из общей суммы выручки после реализации товара НДС, расходов и акциз на производство и реализацию, включенные в себестоимость. Главная часть ВП состоит из дохода от продаж.

Бухгалтерская прибыль - объединенная валовая прибыль, благоприятный финансовый исход, который вычисляют по данным бухучета организации за требуемый период. При ее определении учитывают все хозяйственные процедуры и статьи баланса.

Бухгалтерская прибыль основана на двух тезисах:

  • идея накопления капитала или стабилизации состояния;
  • понятие результативности, увеличения капитала.

Доход предприятия

Существует несколько взглядов на понятие «доход». Одни считают его приростом поступлений финансовых средств во время рассчитываемого периода от вложенных учредителями средств, следствие усовершенствования благосостояния. В основу этого определения лег тезис А. Смита: доход - затрачиваемая сумма без покушений на часть основного капитала.

Изложенный тезис получил название идеи прибыли, сформированной на изменениях баланса организации: пассив - источники, актив - ресурсы. Метод эффективен только при росте активов или сокращении пассивов, затраты - наоборот. Доход является ростом финансовых ресурсов, а убытки - сокращение.

Второе понятие дохода - количественная разница между полученной прибылью и понесенными расходами. Доход становится следствием грамотного распределения выручки и затрат по периодам. Прибыль становится активом, а затраты - пассивом даже в будущих периодах. На этом основана двойная запись в бухгалтерии, образующая двойной финансовый результат.

Бухгалтерская прибыль предприятия

Бухгалтерской прибылью считают разницу ВД и внешних издержек:

ПБ = ВД - ИВ

ПБ - бухгалтерская прибыль;

ВД - годовой доход организации вследствие хозяйственной деятельности в денежном эквиваленте (разность выручки и затрат, образованных на получение);

ИВ - затраты на изготовление продукции (себестоимость) - зарплата, материальные траты, кредиты.

Внешние издержки будут переложены на потребителя товара.

Расчет экономической прибыли

Экономическая прибыль - доход, остающийся у организации после удержания очевидных и неявных расходов.

П = СД - И

П - прибыль;

И - совокупные издержки;

СД - совокупный доход.

Серьезные ошибки при расчете появляются, когда человек путает классическую прибыль от валовой. Избежать ошибок поможет видео, где экономист объяснит все особенности этих двух различных понятий.

Расчет валовой прибыли каждый месяц или квартал нецелесообразен и бессмысленный. Данные не покажут реальную ситуацию. Как правило, расчеты проводят единожды в год.

Следует внимательно относиться к распределению ВП в организации, так как это позволит совершенствоваться, повышать мощности предприятия, увеличивать потенциал сотрудников, повышать чистую прибыль в будущем. Основным будет построение торгового процесса рационально и экономически выгодно.

Одним из ключевых показателей, характеризующих финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта, является валовая прибыль. От правильности определения этого показателя во многом зависит точность экономического анализа, проводимого для определения перспективных направлений развития предприятия. В статье рассмотрим, что такое валовая прибыль, отличия от других видов прибыли, изучим алгоритм расчета, отличия ее от других результатов.

Понятие валовой прибыли

Под валовой прибылью понимается разница между поступлениями от продажи организацией продукции, товаров, работ либо услуг и издержками на их производство или покупку. Главное назначение показателя валовой прибыли – определение рациональности расходования трудовых, материальных и прочих ресурсов юридического лица.

Как правило, отчетным периодом для определения величины валовой прибыли является месяц, квартал, полугодие и год. Но для внутреннего экономического анализа и ведения управленческого учета в зависимости от целей компании валовую прибыль можно рассчитывать за более короткий период – неделю, 10 дней, декаду.

Отличие валовой прибыли от других показателей финансовых результатов

Показатель валовой прибыли существенно отличается от валового дохода, чистой, маржинальной и балансовой прибыли.

Отличие от валового дохода

Валовая выручка (доход) представляет собой все средства, которые предприятие получило от своей деятельности. Этот показатель включает в себя налоговые и другие аналогичные платежи, включенные в цену проданных активов. Величина валовой выручки зависит не только от цены и количества продаж, но и ассортимента продукции, производительности труда, спроса и иных показателей.

Под валовой прибылью понимается разница между суммой выручки от всех видов деятельности и расходов, связанных с ними.

Валовая и чистая прибыль

Между этими показателями существует главное отличие. При определении валовой прибыли в отличие от чистой не учитывают величину налогов, сборов и других аналогичных платежей. Сначала рассчитывают валовую прибыль. После этого вычитанием величины налогов и сборов, начисленных предприятием, определяется размер чистой прибыли.

Отличие от маржинальной прибыли

Понятие маржинальной прибыли тесно связано с понятием переменных расходов, которые прямо пропорциональны выпуску продукции. Это материалы, зарплата рабочих, занятых производством и продажей. Маржинальная прибыль рассчитывается как разница между доходами и переменными расходами организации.

Главное отличие ее от валовой состоит в том, что с помощью этого показателя можно определить оптимальный выпуск продукции по объему и ассортименту, наиболее рентабельный вариант развития производства. Валовая же прибыль характеризует успешность компании в целом.

Балансовая и валовая прибыль: одно и то же?

Как определить валовую прибыль

Валовую прибыль можно рассчитывать по-разному. Проще всего определить ее как разницу между выручкой от реализации и расходами на продажи. Можно рассчитать валовую прибыль, опираясь на величину товарооборота. При этом выполняется три действия:

  • товарооборот умножают на расчетную надбавку валовой прибыли;
  • полученную величину делят на 100;
  • от результата вычислений отнимают себестоимость продаж.

Расчетная надбавка определяется следующим образом:

  • торговую надбавку в процентах делят на 100;
  • к полученному результату прибавляют величину торговой надбавки в процентах за отчетный период.

Показатели, участвующие в определении валовой прибыли

Показатели, принимаемые во внимание при определении валовой прибыли, будут немного отличаться в зависимости от вида деятельности экономического субъекта.

Показатель Производственное предприятие Торговое предприятие
Выручка от реализации Продукции Товаров и платных услуг
Основных фондов и нематериальных активов
Продукции, товаров, услуг структурных подразделений Ценных бумаг
Ценных бумаг
Расходы на Сырье, материалы, инструменты Покупку товара
Транспортировку товара
Административные расходы Зарплату и отчисления в фонды
Амортизацию Аренду торговых помещений
Накладные расходы На рекламу и хранение товара
Транспортировку продукции Прочие статьи

Валовая прибыль как показатель финансовой отчетности

Валовая прибыль показывается в отчете о прибылях и убытках по строке 2100. Значение этой строки рассчитывается путем вычитания из выручки от продаж по строке 2110 их себестоимости по строке 2120. Показатель валовой прибыли может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Если в результате деятельности организации получена отрицательная валовая прибыль, речь идет об убытке, который записывается без знака минус в круглых скобках.

Например, ООО «Радуга» занимается пошивом спецодежды. Отчетность организации за предшествующий период содержит такие данные:

Валовая прибыль рассчитана путем вычитания из выручки от реализации ее себестоимости: 50000 – 40000 = 10000 рублей.

Учет валовой прибыли: проводки

Для отражения валовой прибыли в учете предназначен счет 90 «Продажи». Чтобы подсчитать валовую прибыль за отчетный период, нужно сопоставить обороты по кредиту с оборотами по дебету этого счета в разрезе субсчетов.

Счет 90/9 ежемесячно закрывается путем списания сальдо на счет 99 «Прибыли и убытки». Дебетовый остаток по счету 90/9 означает, что финансовым результатом по обычным видам деятельности предприятия стал валовый убыток, кредитовый свидетельствует о валовой прибыли за месяц. В конце года выполняют закрытие субсчетов по счету 90.

Корреспонденция счетов Содержание операции
Дебет Кредит
90/9 99 Списание валовой прибыли
90/1 90/9 Выручка от продаж
90/9 90/2 Себестоимость продаж
90/9 90/3 НДС
90/9 90/4 Акцизы
90/9 90/5 Налог по реализации
90/9 90/6 Экспортные пошлины

Рассмотрим на примере отражение реализации продукции и формирование валовой прибыли на счетах бухучета. Основной вид деятельности предприятия – производство легких металлических конструкций (медали, ордена, значки, металлическая фурнитура). В 2016 г. было реализовано продукции 1180000 рублей (в т.ч. НДС 180000 рублей). Себестоимость продукции составила 700000 рублей. В учете бухгалтер отразил реализацию следующим образом:

  • Дт62 Кт90/1 = 1180000 – отгрузка продукции;
  • Дт90/2 Кт43 = 700000 – списание себестоимости продукции;
  • Дт90/3 Кт68 = 180000 – НДС по отгруженной продукции;
  • Дт90/9 Кт90/2 = 700000 – закрытие счета;
  • Дт90/9 Кт90/3 = 180000 – закрытие счета;
  • Дт90/9 Кт99 = 300000 – результат от продаж.

Валовая прибыль, EBIT и EBITDA – что между ними общего

Анализируя финансовое состояние и хозяйственную деятельность организации, в мировой практике используют показатели EBIT и ЕBITDA. В РФ их применяют в основном крупнейшие ресурсодобывающие компании (Лукойл, Газпром и т.д.). Среди отечественных субъектов малого и среднего бизнеса эти показатели не получили особого распространения и практического применения.

Отличие их от валовой прибыли состоит в специальной «очистке» этого показателя и алгоритме расчета.

EBIT и ЕBITDA определяются в России несколько иначе нежели по МСФО. В отечественной практике показатели EBIT и валовая прибыль идентичны. EBIT представляет собой разность между выручкой от продаж и прямыми расходами. В РФ при расчете его нужно принимать во внимание величину чистых процентов, возмещение по налогу на прибыль и сальдо чрезвычайных расходов и доходов.

  • ЕBITDA = EBIT + амортизация.

Валовая прибыль в экономическом анализе

Анализ валовой прибыли необходим для принятия важных управленческих решений и разработки стратегии организации на будущее. На базе этой величины определяют рентабельность продаж, оборачиваемость капитала и ряд других важнейших показателей, характеризующих деятельность экономического субъекта. Проводя финансовый анализ, можно сравнивать показатели, полученные на основе значений валовой прибыли, за период:

  • плановый и фактический;
  • предыдущий и настоящий (фактический).

Актуально сравнение показателя по предприятию со средним значением по отрасли, а также фактических значений с нормативными.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. В чем разница между такими понятиями как валовый доход и валовая прибыль?

Вопрос №2. Какие факторы воздействуют на величину валовой прибыли?

Размер валовой прибыли зависит от факторов двух уровней внутреннего характера:

  • первый уровень – доход от продаж, проценты к получению и выплате, операционная и внереализационная прибыль;
  • второй уровень – себестоимость продукции, структура реализованного товара, объем продаж и закупочная цена товара.

На валовую прибыль воздействует качество продукции, правильность формирования цены товара, штрафы и экономические санкции. На валовую прибыль влияют и факторы внешние – географические, политические, природные. На внутренние факторы руководство организации может легко воздействовать. В отношении влияния внешних факторов требуется избрание гибкой, способной быстро меняться стратегии предприятия.

Вопрос №3. Какими проводками отражается формирование валовой прибыли в организации розничной торговли?

При реализации товара в розницу бухгалтер составляет следующие проводки:

  • Дт50 Кт90 – получены наличные средства за проданный Товар;
  • Дт90/2 Кт41/2 – списание стоимости товара (продажная цена);
  • Дт90/2 Кт42 – торговая наценка проданных товаров (проводка выполняется сторно);
  • Дт90/3 Кт68 – НДС к уплате;
  • Дт90/3 Кт44 – списание издержек обращения;
  • Дт90/9 Кт99 – финансовый результат от продаж.

Вопрос №4. В торговой организации установлен одинаковый процент торговой наценки на все группы товара (20%). Выручка за отчетный период составила 1500000 рублей. Как правильно рассчитать реализованное наложение предприятия?

Когда в организации торговли для всех групп товаров установлен единый процент торговой надбавки, то для расчета валового дохода (реализованного наложения) можно использовать метод определения по товарообороту (Т), то есть по общей сумме выручки от продаж.

  • В первую очередь определяю расчетную торговую наценку:
  • Звонок в один клик

Валовая прибыль - один из ключевых показателей финансовой деятельности предприятия. Ниже вы найдете определение термина, формулу расчета валовой прибыли и описание значения показателя.

Что такое валовая прибыль

Валовая прибыль - выручка компании за минусом себестоимости продукта. Если гончарная мастерская за неделю продала 10 горшков на сумму 10 000 рублей, для расчета валовой прибыли необходимо знать себестоимость их изготовления.

В нее входят расходы на глину, воду, электричество, оплату труда мастера. Также в расходы следует включить амортизацию гончарного круга, стоимость аренды помещения. Если горшки продавались через соседний магазин, в себестоимость нужно включить расходы на транспортировку продукции, комиссионное вознаграждение торговой сети.

Если сумма расходов составляет 6500 рублей, а выручка составила 10 000 рублей, то валовая прибыль мастерской равна 3500 рублей.

Формула расчета валовой прибыли

Валовая прибыль рассчитывается по следующей формуле:

Выр – С = ПРвал

Переменные расшифровываются так: Выр - выручка, С - себестоимость, ПРвал - валовая прибыль.

Это классическая формула, которой пользуются производственные предприятия. Торговцы рассчитывают валовую прибыль с использованием переменной «валовый доход»:

Вдох – С = ПРвал

Торговцы оперируют переменной «валовый доход», так как они перераспределяют значительную часть выручки в пользу производителей. Например, чтобы продать тонну яблок за 10 тыс. рублей, торговая сеть должна купить этот продукт у производителя за 8 тыс. рублей. После продажи выручка торговца составит 10 000 рублей, а валовый доход - 2000 рублей.

Какое значение имеет показатель «валовая прибыль»

Валовая прибыль - одна из ключевых метрик эффективности производственных предприятий. Она показывает, насколько эффективными являются хозяйственные процессы в целом и производственная деятельность организации в частности.

На упрощенном примере гончарной мастерской видно, что ее деятельность эффективна. Себестоимость изготовленной продукции составила 6500 рублей. А выручка от продажи горшков составила 10 000 рублей. При этом в себестоимость вошли все расходы на производственную деятельность, включая амортизацию оборудования.

Несмотря на положительное значение валовой прибыли, деятельность гипотетического гончарного предприятия может быть убыточной. Это случится, если сумма налогов и штрафов превысит 3500 рублей или сумму валовой прибыли. В этом случае чистая прибыль будет отрицательной.

Чтобы увеличить валовую прибыль, предприятие может снижать себестоимость продукции или увеличивать ее стоимость для потребителей. Второй путь уменьшает конкурентоспособность организации, поэтому его стоит использовать только после исчерпания всех возможностей по уменьшению затрат на производство. Конкретные шаги зависят от отрасли, экономической ситуации и целого ряда других факторов. В число наиболее очевидных способов снижения себестоимости продукции входят:

Уменьшение затрат на оплату труда. В этом случае придется повышать нагрузку на работающих специалистов, но не принимать на работу новых.

Снижение стоимости сырья.

Масштабирование производства.

Энергосбережение.

Снижение расходов на логистику.

Уменьшение расходов на реализацию продукции.

Повышение эффективности маркетинга.

Торговые предприятия практически не используют показатель валовой прибыли для оценки эффективности работы. Предприятия этого типа ориентируются на рентабельность и объем продаж, чистую прибыль и другие показатели.

Итак, валовая прибыль - показатель финансовой деятельности предприятия. Он рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью продукции. Валовую прибыль удобно применять для оценки эффективности работы производственных предприятий.