Взгляд на жизнь и произведения шарля гуно. Биография гуно шарля

Шарль Франсуа Гуно

Шарль Франсуа Гуно появился на свет в 1818 году в Париже. Он рано лишился отца, и его мать, чтобы прокормить семью, давала уроки музыки. Она надеялась, что сын станет юристом, но, видя, как сильно тот увлечен музыкой, отдала его в Парижскую консерваторию, где учителями Шарля стали Паэр, Галеви и Лесюер.

Молодой человек полностью посвятил себя искусству и вскоре получил награду по заслугам: в 1839 году одна из его кантат была удостоена первой Римской премии, в результате чего у Гуно появилась возможность отправиться в путешествие за границу. Не теряя времени даром, он поехал в Италию и в Риме прилежно изучал сочинения мастеров-контрапунктистов, при этом его особенно восхитила музыка Палестрины. Затем Гуно побывал в Берлине, Лейпциге и Вене.

По возвращении в Париж он зарабатывал на жизнь уроками музыки до тех пор, пока не устроился на работу в качестве органиста, дирижера и кантора при церкви иностранных миссий. В свободное от исполнения своих должностных обязанностей время Гуно посещал лекции по богословию, проходившие в духовной семинарии, и настолько увлекся теологией, что чуть не принял сан. Передумать его заставила все та же любовь к музыке: поближе познакомившись с музыкой Шумана и Берлиоза, Гуно окончательно решил следовать своему призванию музыканта.

В 1851 году состоялось исполнение первого крупного произведения Гуно – Торжественной мессы. Это событие явилось прологом славного пути Гуно как композитора. В том же году он попробовал свои силы в области оперной музыки, но постановка его оперы «Сафо» не стала крупным успехом музыканта (впрочем, как и постановка более позднего произведения «Окровавленная монахиня»).

Заняв в 1852 году должность директора парижского хорового общества «Орфеон», Гуно сочинил две мессы и несколько хоров, а также две симфонии. Но композитора не отпускает желание создать что-то значительное и в драматической музыке, а потому он вновь обращается к опере. В результате в 1858 году на сцене «Опера комик» появляется его опера «Лекарь поневоле», а через год – знаменитый «Фауст», поставленный в первый раз в Лирическом театре 19 марта 1859 года. Последняя опера до сих пор пользуется огромной популярностью в кругах любителей музыки.

Следующие затем оперы – «Филемон и Бавкида», «Царица Савская», «Мирейль» и «Голубка» – уже значительно слабее, и только «Ромео и Джульетта», поставленная в Париже в 1867 году, вызвала вновь восторги публики. Позднее появились опять не слишком удачные: «Сен-Мар», «Полевкт» и «Дань Заморы».

Во время Франко-прусской войны Гуно покинул Францию и перебрался в Лондон, где создал хоровое общество и дал с ним несколько больших концертов. По случаю открытия Всемирной выставки в 1871 году Гуно написал драматическую кантату «Галлия» на слова «Плача Иеремии».

В 1875 году композитор возвращается в Париж. В этом городе в 1893 году и оканчивается его жизненный и творческий путь.

Необходимо заметить, что, кроме названных произведений Гуно, широко известны также «Семь слов Христа», «Te Deum», «Stabat Mater» с оркестром, оратория «Товий», две симфонии, кантаты, французские и английские песни и др.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гуно Гуно (Charles Gounod) – самый видный представитель современной французской музыкальной школы, один из популярнейших композиторов нашего времени. Род. в Париже в 1818 г.; начал свою композиторскую деятельность в 1839 г., кантатою «Fernand». В его 14 операх, 19 духовных сочинениях, в

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЮ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЖИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОЖ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШТ) автора БСЭ

Жид Шарль Жид (Gide) Шарль (29.6.1847, г. Изес, Франция, - 13.3.1932, Париж), французский экономист, историк политической экономии, теоретик французского кооперативного движения. Окончил юридический факультет Парижского университета (1874). Профессор политэкономии Парижского

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

Штурм Жак Шарль Франсуа Штурм (Sturm) Жак Шарль Франсуа (29.9.1803, Женева, - 18.12.1855, Париж), французский математик, член Парижской АН (1836), иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1836). С 1840 профессор Политехнической школы в Париже. Основные работы Ш. относятся к решению

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Шарль Гуно (1818-1893 гг.) композитор Разбрасываться – значит совершать над собой самоубийство.Сценическое искусство подобно искусству портретиста: оно должно обрисовывать

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Шарль Гуно (1818–1893) Творчество Гуно способствовало развитию музыкального театра, утверждению нового жанра - лирической оперы, в основе которого лежало стремление правдиво показать жизнь простого человека с его интимными, душевными переживаниями. Он оказал большое

Из книги автора

Из книги автора

МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи, Шарль де Се-конда, барон де Ла Бред и де Монтескье (1689-1755) - французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716-1725), член Французской Академии (1728). Представитель философии Просвещения 18 в. Разделял позиции деизма,

Из книги автора

ДЮМУРЬЕ, Шарль Франсуа (Dumouriex, Charles-Fran?ois, 1739–1823), французский генерал; в апр. 1793 г. перешел к австрийцам 513 [Они] ничего не забыли и ничему не научились. «Беспристрастный анализ сочинения, озаглавленного “Декларация Людовика XVIII <…> от 15 сентября 1795 года”» (Гамбург, 1795) ?


Шарль Франсуа Гуно родился 17 июня 1818 в Париже. Его отец был художником, мать – одаренной пианисткой, которая поощряла в детстве его интерес к музыке. Окончив лицей Сен-Луи, Гуно поступил в Парижскую консерваторию, где занимался контрапунктом у Галеви, а композицией у Ф.Паэра и Ж.Ф.Лесюэра. В 1839 был удостоен Римской премии. В Риме изучал великую духовную музыку итальянского Возрождения, написал две мессы, реквием и кантату. Познакомился с произведениями немецких романтиков, но в творчестве преобладало влияние итальянцев. Вернувшись в Париж, Гуно принял решение стать священником. Он служил органистом и регентом в церкви Иностранных миссий в Париже. Со временем любовь к музыке победила: отказавшись от принятия духовного сана, он полностью посвятил себя творчеству и стал профессиональным композитором. В 1851 в Лондоне была исполнена его месса соль мажор, успех которой открыл перед ним новые возможности. Парижский театр «Опера» принял к постановке первую оперу Гуно Сафо (Sapho, 1851), однако она не имела успеха. Тем не менее композитор всерьез увлекся оперным жанром.

Следующая опера Гуно – Окровавленная монахиня (La Nonne sanglante, 1854), либретто которой отвергли пять композиторов, включая Г.Спонтини и Г.Берлиоза. И на этот раз премьеру ждала неудача. Лекарь поневоле (Le medcin malgr lui, 1858) привлек к себе большее внимание, к опере проявила интерес и лондонская публика, но только благодаря Фаусту (1860), композитор смог упрочить свое положение в театре. Премьера состоялась на сцене «Театр лирик» (1859), затем Гуно исключил ее из репертуара и переписал. Новая редакция Фауста, завоевавшая симпатии публики, была поставлена в 1869 в Императорской академии музыки (тогдашнее название парижской «Опера»).

Относительный успех имела опера Филемон и Бавкида (Philmon et Baucis, 1860), после которой, вплоть до постановки Ромео и Джульетты (Romo et Juliette, 1867), сочинения композитора встречали в оперных театрах весьма сдержанный прием. В 1864 определенное признание получила опера Мирейль (Mireille). Наряду с операми Гуно постоянно писал и духовные сочинения, но ни одно из них не оставило заметного следа во французской музыке.

Когда в 1870 началась франко-прусская война, композитор переехал в Англию, где вскоре приобрел известность. Для Международной выставки 1871 года он написал кантату Галлия (Gallia). Чтобы исполнить ее, был создан специальный хор, который существует и в наши дни как Королевское хоровое общество. Под влиянием усилившихся религиозно-мистических настроений Гуно все чаще обращается к церковной музыке; два важнейших сочинения этого времени – Искупление (La Redmption, 1882) и Смерть и жизнь (Mors et Vita, 1883) – трилогии для певцов-солистов, хора и оркестра. Позднее был создан реквием (1893); автору не довелось услышать свое творение, хотя он настойчиво просил Концертное общество исполнить хотя бы фрагмент.

Несмотря на многочисленные неудачи в оперном творчестве, Гуно сыграл важнейшую роль в становлении подлинно французской оперы (в то время она только зарождалась, если не считать комической оперы и малоизвестных произведений Берлиоза). Фауст сразу одержал верх в состязании с большой оперой, внедряемой Дж.Мейербером, и способствовал развитию лирической оперы.

К достоинствам Гуно можно отнести его умение создавать яркие эпизоды. Сцены в саду и в тюрьме из Фауста превосходны, а вальсы передают живость французского характера. Когда поэтический текст вдохновлял композитора, он мог отбросить присущую ему сдержанность, – так было с куплетами Мефистофеля (Фауст) или с песней Вулкана (Филемон и Бавкида).

Ave Maria – вероятно, лучшее духовное сочинение Гуно – вдохновлено прелюдией до мажор И.С.Баха. Изучение музыки Палестрины и других композиторов, а также работа с большим хором, известным под названием «Орфеон» (1852–1860), позволили Гуно овладеть хоровым письмом. Он превосходно писал для хора, хотя его творческое воображение уступало его техническому мастерству.

Композитор работал и в камерных жанрах: он был автором нескольких очаровательных песен, а две его маленькие симфонии доказали, что если бы не увлечение оперой и религией, он стал бы одним из лучших французских симфонистов.

Потомки будут помнить Гуно как создателя одного произведения. Фауст неизменно популярен и, в сущности, занимает такое же место в парижском репертуаре, как и Кармен Ж.Бизе. Умер Гуно в Сен-Клу близ Парижа 18 октября 1893.

ГУНО Шарль

(17 VI 1818, Париж - 18 X 1893, Сен-Клу, близ Парижа)

Искусство - это сердце, способное мыслить.

Ш. Гуно - автор всемирно известной оперы "Фауст" - занимает одно из самых почетных мест среди композиторов XIX в. Он вошел в историю музыки как один из основоположников нового направления в оперном жанре, получившего впоследствии название "лирическая опера". В каком бы жанре ни работал композитор, он всегда отдавал предпочтение мелодическому развитию. Он считал, что мелодия всегда будет самым чистым выражением человеческой мысли. Влияние Гуно сказалось на творчестве композиторов Ж. Бизе и Ж. Массне.

В музыке Гуно неизменно покоряет лиризм, в оперном творчестве музыкант выступает как мастер музыкального портрета и чуткий художник, передающий правдивость жизненных ситуаций. В его манере изложения искренность и простота всегда соседствуют с высочайшим композиторским мастерством. Именно за эти качества ценил музыку французского композитора П. Чайковский, даже дирижировавший в 1892 г. оперой "Фауст" в Театре Прянишникова. По его словам, Гуно - "один из немногих, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства".

Гуно больше известен как оперный композитор, ему принадлежат 12 опер, кроме этого им созданы хоровые сочинения (оратории, мессы, кантаты), 2 симфонии, инструментальные ансамбли, фортепианные пьесы, более 140 романсов и песен, дуэты, музыка для театра.

Гуно родился в семье художника. Уже в детстве проявились его способности к рисованию и музыке. После смерти отца образованием сына (в т. ч. музыкальным) занималась мать. Теорию музыки Гуно изучал у А. Рейхи. Первое впечатление от оперного театра, в котором шла опера Дж. Россини "Отелло", определило выбор будущей карьеры. Однако мать, узнав о решении сына и реально представляя трудности на пути артиста, допыталась воспротивиться.

Директор лицея, в котором учился Гуно, обещал ей помочь предостеречь сына от этого опрометчивого шага. В перерыве между занятиями он вызвал Гуно и дал ему лист бумаги с латинским текстом. Это был текст романса из оперы Э. Мегюля. Разумеется, Гуно этого сочинения еще не знал. "К следующей перемене романс был написан"... - вспоминал музыкант. - "Едва я пропел половину первой строфы, как лицо моего судьи прояснилось. Когда я кончил, директор сказал: "Ну, теперь пойдем к фортепиано". Я торжествовал! Теперь я буду во всеоружии. Я снова проиграл свое сочинение, и побежденный г. Пуарсон, в слезах, схватив меня за голову, расцеловал и сказал: "Дитя мое, будь музыкантом!"" Учителями Гуно в Парижской консерватории были крупные музыканты Ф. Галеви, Ж. Лесюэр и Ф. Паэр. Только после третьей попытки в 1839 г. Гуно стал обладателем Большой Римской премии за кантату "Фернан".

Ранний период творчества отмечен преобладанием духовных сочинений. В 1843-48 гг. Гуно был органистом и регентом церкви Иностранных миссий в Париже. Он даже намеревался принять духовный сан, но в конце 40-х гг. после долгих колебаний возвращается к искусству. С этого времени ведущим в творчестве Гуно становится оперный жанр.

Первая опера "Сафо" (либр. Э. Ожье) была поставлена в Париже в Grand Opera 16 августа 1851 г. Главная партия была написана специально для Полины Виардо. Однако опера не удержалась в театральном репертуаре и после седьмого представления была снята. Г. Берлиоз дал в печати уничтожающий отзыв на это произведение.

В последующие годы Гуно пишет оперы "Кровавая монахиня" (1854), "Лекарь поневоле" (1858), "Фауст" (1859). В "Фаусте" И. В. Гёте внимание Гуно привлек сюжет из первой части драмы.

В первой редакции опера, предназначавшаяся для постановки в парижском Theatre Lyrique, имела разговорные речитативы и диалоги. Лишь к 1869 г. для постановки в Grand Opera они были положены на музыку, был также вставлен балет "Вальпургиева ночь". Несмотря на грандиозный успех оперы в последующие годы, критики не раз ставили в упрек композитору сужение рамок литературно-поэтического первоисточника, акцент на лирическом эпизоде из жизни Фауста и Маргариты.

После Фауста появились "Филемон и Бавкида" (1860), сюжет которой заимствован из "Метаморфоз" Овидия; "Царица Савская" (1862) по арабской сказке Ж. де-Нерваля; "Мирейль" (1864) и не принесшая успеха композитору комическая опера "Голубка" (1860). Интересно, что Гуно скептически относился к своим творениям.

Второй вершиной оперного творчества Гуно стала опера "Ромео и Джульетта" (1867) (по В. Шекспиру). Композитор работал над ней с большим увлечением. "Я ясно вижу перед собою их обоих: я слышу их; но достаточно ли хорошо я увидел? Так ли, верно ли я услышал обоих влюбленных?" - писал композитор своей жене. "Ромео и Джульетта" была поставлена в 1867 г. в год Всемирной выставки в Париже на сцене Theatre Lyrique. Примечательно, что в России (в Москве) она была исполнена через 3 года артистами итальянской труппы, партию Джульетты пела Дезире Арто.

Написанные после "Ромео и Джульетты" оперы "Пятое марта, Полиевкт, Дань Заморы" (1881) не имели большого успеха. Последние годы жизни композитора вновь были отмечены клерикальными настроениями. Он обращается к жанрам хоровой музыки - создает грандиозное полотно "Искупление" (1882) и ораторию "Смерть и жизнь" (1886), в композицию которой, как составная часть, вошел Реквием.

В наследии Гуно есть 2 работы, которые как бы расширяют наше представление о таланте композитора и свидетельствуют о его незаурядных литературных способностях. Одна из них посвящена опере В. А. Моцарта "Дон-Жуан", другая представляет собой мемуары "Воспоминания артиста", в которых открылись новые грани характера и личности Гуно.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Смотреть что такое "ГУНО Шарль" в других словарях:

    Шарль Гуно Шарль Франсуа Гуно (фр. Charles François Gounod; 17 июня 1818 18 октября 1893) французский композитор (опера «Фауст»). Биография 12 июня 1818 года в Париже в семье художника Фра … Википедия

    - (Gounod) (1818 1893), композитор, один из создателей и виднейший представитель французской лирической оперы. 12 опер, в том числе «Сафо» (1850), «Фауст» (1859), «Мирейль» (1863), «Ромео и Джульетта» (1865); 4 оратории, кантаты, мессы, реквием,… … Энциклопедический словарь

    - (Gounod, Charles) ШАРЛЬ ГУНО (1818 1893), французский композитор. Шарль Франсуа Гуно родился 17 июня 1818 в Париже. Его отец был художником, мать одаренной пианисткой, которая поощряла в детстве его интерес к музыке. Окончив лицей Сен Луи, Гуно… … Энциклопедия Кольера

Шарль Гуно

Творчество Гуно способствовало развитию музыкального театра, утверждению нового жанра - лирической оперы, в основе которого лежало стремление правдиво показать жизнь простого человека с его интимными, душевными переживаниями. Он оказал большое воздействие на творчество своих младших современников и композиторов последующих поколений. Дебюсси проницательно заметил: «Искусство Гуно запечатлело мгновение французской чувствительности».

1 17 июня 1818 года в Париже в семье художника Франсуа Луи Гуно и преподавательницы музыки Виктории родился сын Шарль Франсуа. В одиннадцать лет мальчика отдали в лицей. За время обучения Шарль солировал в церковном хоре, сочинял музыку, изучал теорию музыки. Желание сочинять усилилось особенно после посещений оперного театра. Под впечатлением оперы Моцарта «Дон Жуан» формировались музыкальные взгляды молодого музыканта. Любовь к творчеству Моцарта он пронес через всю жизнь.

В 1838 году Гуно поступает в Парижскую консерваторию. Здесь он учился у Ф. Галеви, И. Лесюэра, Ф. Паэра. И хотя развитие яркого дарования Гуно сковывал академизм, царивший в ту пору в стенах консерватории, некоторые из его ранних сочинений привлекли к себе внимание публики и критиков. Достойны внимания скерцо из симфонии, трехголосый «Agnus Dei», свежее звучание которого отметил Берлиоз. В 1839 году Гуно получил Римскую премию за кантату «Фернан», давшую возможность провести на правах стипендиата более двух лет в Италии и некоторое время в Вене и Германии. Разочаровавшись в современном итальянском оперном искусстве, Гуно сосредоточился на изучении старинной культовой музыки, в частности Палестрины. Он увлекся произведениями И. С. Баха, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шуберта, что, конечно, позднее отразилось в его творчестве. По возвращении в Париж, в 1843–1848 годах Гуно работал органистом и регентом в церкви Иностранных миссий. В эти годы он сочинял только духовные произведения. В его мировоззрении усилились религиозно-клерикальные умонастроения, он начал помышлять о духовной карьере и посещать проповеди членов доминиканского ордена. В 1847–1848 годах Гуно посещает курс богословия в семинарии Сен-Сюльпис. Одно время живет в кармелитском монастыре и носит сутану аббата. И все же в результате сложной внутренней борьбы он отказался от намерений принять духовный сан и вернулся к искусству.

Он обращается к опере, так как считает, что только театр дает возможность композитору каждодневно общаться с публикой. Премьера его первой оперы - «Сафо» - состоялась в 1851 году. Затем последовала опера «Окровавленная монахиня», поставленная в 1854 году. Оба произведения, поставленные в «Гранд Опера», отличаются неровностью, мелодраматизмом, даже вычурностью стиля. Они не имели успеха.

В 1852 году произошли два важных события в жизни Гуно. Он женился на дочери профессора Парижской консерватории Циммермана и стал директором Парижского «Орфеона». Это объединение хоровых любительских обществ было самой массовой в ту пору музыкально-просветительской организацией, членами которой были главным образом рабочие Парижа и жители предместий. Чутко уловив склад и характер городской музыки, Гуно обнаружил новые средства музыкально-драматической выразительности, отвечавшие требованиям времени. Он открыл во французской оперной и романсовой музыке богатейшие возможности «общительной» лирики, непосредственной и импульсивной, проникнутой демократическими настроениями. Чайковский верно подметил, что Гуно - «один из немногих композиторов, которые в наше время пишут не из предвзятых теорий, а по внушению чувства».

Нервно реагируя на окружающую жизнь, Гуно легко поддавался различным идеологическим влияниям, был неустойчив как человек и художник. Его натура полна противоречий: то он смиренно склонял голову перед религией, то безраздельно отдавался земным страстям. В 1857 году Гуно был на грани серьезного душевного заболевания, но в 1860-х годах много, продуктивно работал.

В 1858 году состоялась премьера «Лекаря поневоле» (по Мольеру). Показанная в «Лирическом театре», опера была принята теплее предыдущих. Комический сюжет, реальная обстановка действия, живость характеров пробудили новые стороны таланта Гуно. В полную силу они проявились в следующем произведении. Это был «Фауст», поставленный на сцене того же театра в 1859 году. Не сразу зрители полюбили оперу, осознали ее новаторскую сущность. Только через десять лет она попала в «Гранд Опера», причем первоначальные диалоги были заменены речитативами и добавлены балетные сцены. В 1887 году здесь прошел пятисотый спектакль «Фауста», а в 1894 году праздновалось его тысячное исполнение.

«Фауст» явился лучшим созданием Гуно. Это классический образец французской лирической оперы со всеми ее достоинствами и некоторыми недостатками.

К тому времени сложилось эстетическое кредо Гуно. Он выступал за единство красоты и правды; за образно-эмоциональное содержание, способное глубоко взволновать «каждую человеческую душу».

Глубокое философское содержание гетевского «Фауста» (точнее - первой части поэмы) лишь поверхностно затронуто в опере Гуно. Ее сюжет трактуется в лирико-бытовом аспекте: любовная драма Маргариты оттеснила на второй план центральные у Гете образы Фауста и Мефистофеля. Но эта драма раскрыта в музыке человечно и правдиво, на широком фоне жизни, с реалистическим художественным совершенством. «Невозможно отрицать, - писал Чайковский, - что „Фауст“ написан если не гениально, то с необычайным мастерством и не без значительной самобытности».

Гуно утверждал, что оперный драматург должен быть мастером музыкального портрета. В «Фаусте» он полностью овладел этим искусством. Его портреты главных действующих лиц психологически правдивы и обрисованы разнообразными красками.

Образ Маргариты принадлежит к лучшим созданиям Гуно, хотя и отличается от литературного первоисточника - в нем больше французских, нежели немецких национальных черт. В этом образе привлекают простота и лиричность, женственная грация. Композитор тонко передает разнообразную гамму переживаний Маргариты - от робкого пробуждения наивного любовного чувства до упоения страстью и далее горя и безумия. В музыке это выражено постепенной драматизацией романсового начала, которое под конец вытесняется декламационностью.

Менее широко обрисован Фауст - преимущественно той же романсовой стихией, но в более пылком, восторженном преломлении.

Иной полюс драмы воплощен в образе Мефистофеля - и в музыке он характеризуется другой интонацией, выдержанной в тонах иронической галантности.

Мастерство индивидуальных характеристик обнаруживается в сопоставлении трех «портретов» в начале второго акта: куплеты Зибеля, каватина Фауста, баллада и ария Маргариты отличаются друг от друга не только интонационным складом, но и приемами жанрового обобщения - использованием разных выразительных средств устоявшихся оперных форм. Эта опора на бытующие жанры - основа демократизма музыкального языка Гуно.

Правда жизни, воплощенная в лучших сценах оперы, поэтическая цельность выражения, естественность музыкального языка, целеустремленность драматургии - все это является залогом популярности «Фауста» Гуно.

В начале 1860-х годов Гуно сочинил две посредственные комические оперы - «Филемон и Бавкида» и «Голубка», а также «Царицу Савскую», выдержанную в духе драматургии Скриба - Мейербера. Обратившись затем в 1863 году к поэме провансальского поэта Фредерика Мистраля «Мирейль», Гуно создал произведение, которое покоряет тонким лиризмом. Картины природы и сельской жизни юга Франции нашли поэтичное воплощение в музыке. Композитор воспроизвел в своей партитуре подлинные провансальские напевы; примером может служить старинная любовная песнь «О, Магали», играющая важную роль в драматургии оперы. Ярко очерчен и центральный образ крестьянской девушки Мирейль, гибнущей в борьбе за счастье с любимым.

Последнее значительное художественное достижение Гуно - опера «Ромео и Джульетта». Ее премьера состоялась в 1867 году и ознаменовалась большим успехом - в течение двух лет состоялось девяносто спектаклей. Хотя трагедия Шекспира здесь трактуется в духе лирической драмы, лучшие номера оперы - а к ним относятся четыре дуэта главных героев, вальс Джульетты, каватина Ромео - обладают той эмоциональной непосредственностью, правдивостью декламации и мелодической красотой, которые характерны для стиля Гуно. В 1869 году у композитора случился новый приступ нервного заболевания, вызванный мистическими настроениями. Проходит еще год. Из-за начавшейся франко-прусской войны Гуно переезжает с семьей в Англию.

Здесь в 1871 году он знакомится с англичанкой Дж. Уэлдон - певицей и преподавательницей пения, создательницей школы пения для сирот в Тэвисток-хауз около Лондона. Композитор отказывается от предложения занять место директора Парижской консерватории и живет в Лондоне, в семье Уэлдон. Они вместе совершают путешествие в Бельгию. Лишь в 1874 году Гуно порывает с Уэлдон и возвращается в Париж.

В 1870-е годы Гуно вновь подпал под влияние клерикальных умонастроений. Усилившаяся религиозность явилась главной причиной упадка его творчества. Написав ряд неудачных опер (в том числе «Полиевкт», 1878 год), он отошел от музыкального театра, предпочтя ему духовную музыку. Среди его последних крупных сочинений - две оратории: «Искупление» (1881), «Смерть и жизнь» (1884).

В это время Гуно занимается литературно-критической деятельностью. Своими выступлениями в печати он поддерживал произведения К. Сен-Санса. Он написал предисловие к изданию писем Г. Берлиоза, книгу «„Дон Жуан“ Моцарта», автобиографию и многое другое.

Последние годы жизни Гуно провел в Сен-Клу под Парижем, занимаясь с молодым композитором А. Бюссе.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Гуно Гуно (Charles Gounod) – самый видный представитель современной французской музыкальной школы, один из популярнейших композиторов нашего времени. Род. в Париже в 1818 г.; начал свою композиторскую деятельность в 1839 г., кантатою «Fernand». В его 14 операх, 19 духовных сочинениях, в

Из книги 100 великих врачей автора Шойфет Михаил Семёнович

Дюбуа-Реймон (1818–1896) Эмиль Генрих Дюбуа-Реймон (Emil Du Bois-Reymond) - сын стекольщика, по отцу швейцарец, по матери потомок гугенотов, родился 7 ноября 1818 года. Став врачом, он посвятил сою жизнь изучению действия электрического тока на нервы и устройству электрических рыб. Это на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АХ) автора БСЭ

Земмельвейс (1818–1865) Австрия, Вена, XIX век. Эпидемия послеоперационной горячки уносит в могилу иногда до 60 % всех оперированных. Огромная смертность чудовищным грузом лежит на совести хирургов и акушеров, которые после вскрытия трупа беззаботно направляются оперировать

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Петтенкофер (1818–1901) Макс фон Петтенкофер (Pettenkofer) - немецкий гигиенист, основоположник экспериментальной гигиены, основал в 1879 году и руководил первым в Европе гигиеническим институтом, в 1890 году избран президентом Баварской Академии наук (в Мюнхене).Человеком

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Из книги 100 великих разведчиков автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Из книги 100 великих людей автора Харт Майкл Х

Шарль Гуно (1818-1893 гг.) композитор Разбрасываться – значит совершать над собой самоубийство.Сценическое искусство подобно искусству портретиста: оно должно обрисовывать

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

ВИЛЬГЕЛЬМ ШТИБЕР (1818–1892) Вильгельм Штибер, знаменитый мастер шпионажа, был соратником «Железного канцлера» Бисмарка (получившего это прозвище за то, что в своих речах требовал проводить политику «железом и кровью»), который однажды назвал его «королём шпионов». Историки

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

ЭЛИЗАБЕТ ВАН-ЛЬЮ (1818–1900) В 1861 году началась Гражданская война в Соединённых Штатах между федералистами, то есть северянами, сторонниками отмены рабовладения, и Конфедерацией - объединением южных рабовладельческих штатов. Обе стороны широко использовали

Из книги Пушкин. Жизнь в цитатах: Лечебно-профилактическое издание автора Леонтьев Константин Борисович

27. КАРЛ МАРКС (1818–1883) Карл Маркс, основоположник «научного социализма», родился в 1818 году в Германии, в городе Трир. Его отец был адвокатом. В семнадцать лет Карл поступил в Боннский университет, чтобы изучать право. Потом он перешел в Берлинский университет и позднее

Из книги Энциклопедия юриста автора

Памятник Минину и Пожарскому (1818 г.) Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. Вот так, по словам современника, описывает памятник в своей программе сам автор - Иван Петрович Мартос:«Греки и

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

1818 год. Петербург СОБЫТИЯ Январь – февраль. Болезнь. Дуэль с другом Вильгельмом Кюхельбекером (1797 – 1846) из-за эпиграммы.

Из книги автора

Иеринг Рудольф (1818–1892) ИЕРИНГ (Ihering) Рудольф (1818–1892) - один из самых выдающихся германских юристов, романист-историк, цивилист и философ права. Являлся основателем реалистической школы права. Творчество И. явилось переломным моментом в развитии западного правоведения,

Из книги автора

Шарль Франсуа Гуно Шарль Франсуа Гуно появился на свет в 1818 году в Париже. Он рано лишился отца, и его мать, чтобы прокормить семью, давала уроки музыки. Она надеялась, что сын станет юристом, но, видя, как сильно тот увлечен музыкой, отдала его в Парижскую консерваторию, где

Из книги автора

МОНТЕСКЬЕ (Montesquieu) Шарль Луи, Шарль де Се-конда, барон де Ла Бред и де Монтескье (1689-1755) - французский философ права и истории, президент парламента и Академии в Бордо (1716-1725), член Французской Академии (1728). Представитель философии Просвещения 18 в. Разделял позиции деизма,

Гуно (Gounod) Шарль (1818-1893) - французский композитор. Член Института Франции (1866). Учился в Парижской консерватории у Ф. Галеви (контрапункт), Ж. Ф. Лесюэра, Ф. Паэра (композиция). Период 1840-1843 провёл в Италии, частично в Вене и Германии. Плодотворное творческое влияние оказала на Гуно музыка В. А. Моцарта (особенно опера «Дон Жуан»), а также Ф. Мендельсона и Р. Шумана. В 1843-1848 церковный органист и регент, одновременно писал духовную музыку. С начала 1850-х гг. развернулась его активная музыкально-общественная и творческая деятельность. В 1852-1860 директор «Орфеона» и руководитель певческих классов в парижских школах. В 1870-1875 жил в Лондоне, с 1871 дирижёр Королевского хорового общества.

Гуно - один из крупнейших представителей французской оперы 19 в. Среди ранних опер («Сафо», 1850; «Окровавленная монахиня», 1854) выделяется комическая опера «Лекарь поневоле» (по Мольеру, 1857). Гуно явился основоположником нового жанра во французском оперном искусстве - лирической оперы. Его лучшее творение - опера «Фауст» (1859). В первоначальной редакции опера шла с разговорными диалогами, в 1869 Гуно заменил их речитативами (добавил также балетные сцены). Коренным образом переосмыслен литературный источник (1-я часть одноименной трагедии И. В. Гёте): вместо сложной философской проблематики акцентирована лирическая драма, развёртывающаяся на широком бытовом фоне. Центральным персонажем стала Маргарита. Гуно создал индивидуальные, психологически правдивые музыкальные характеристики, что особенно ярко проявилось в обрисовке образа героини оперы. Гуно интонационно обновил французскую оперу, обратившись к мелодическому строю современного бытового романса. Те же художественные принципы претворены в лирических операх «Мирейль» (по мотивам поэмы провансальского поэта Ф. Мистраля, 1863) и «Ромео и Джульетта» (по трагедии У. Шекспира, 1865). Значителен также вклад Гуно во французский романс.