В чем отличие предания от сказки. Особенности и признаки сказки. Признаки волшебной сказки. Сказки, народные предания

Кошки - очень красивые и грациозные домашние животные, которых обожают дети. И маленькие художники часто просят маму или папу нарисовать на бумаге любимого питомца. И даже если взрослые сами не обладают талантом живописца, на помощь придёт поэтапное рисование. Опираясь на последовательные схемы, даже пятилетний малыш может создать на картине образ взрослой кошки или маленького озорного котёнка. В школьном же возрасте ребятам стоит предлагать более замысловатые варианты, например, изображение реалистичных котов и популярных мультперсонажей.

Возрастные особенности рисования кошки

Учить ребёнка рисовать кошку целесообразно с пяти лет: именно в этом возрасте малыш уже способен создать более или менее правдоподобный образ, так что не стоит торопить события.

Прежде чем приступать к творческому процессу, желательно закрепить с сыном или дочерью знание основных геометрических форм (это понадобится в процессе работы) и научить их правильно изображать. Это круг и овал, треугольник, квадрат и прямоугольник.

Чтобы хорошо нарисовать животное, малыш должен уметь правильно изображать геометрические фигуры

Обязательно нужно рассмотреть с начинающим художником живую кошку (как вариант подойдёт керамическая фигурка или реалистичная мягкая игрушка). При этом взрослый акцентирует внимание на пропорциональности тела, соотношении размеров головы и туловища, расположению глаз, ушей на мордочке и т. д.

Если дома нет настоящей кошки, то можно рассмотреть с ребёнком реалистичную мягкую игрушку

Поскольку дети дошкольного возраста ещё не очень хорошо понимают пропорции, рисование можно начинать с мультяшных кошек. Они часто имеют несоразмерно большую голову, весёленькую окраску, забавное выражение мордочки (улыбка, широко раскрытые глаза, высунутый язычок), наряжены в бантики и прочие аксессуары.

Мультяшные котики отличаются неправильными пропорциями, весёлой окраской, улыбкой и прочими чертами

С младшими школьниками уже можно приступать к рисованию реалистичных кошек. Дети уже понимают, что голова животного не может быть слишком большой или маленькой, хвост должен быть длинным (практические во весь рост). Взрослому следует рассмотреть с ребёнком фотографии кошек в различных позах: лежащие, спящие, сидящие, в прыжке. При этом внимание обращается на то, как зверёк выгибается, как складывает лапки и хвостик.

Взрослый сначала обсуждает со школьником, в какой позе можно нарисовать кошку

Образы же мультяшных животных становятся более замысловатыми: взрослый учит ребёнка придавать коту настроение: удивление (широко раскрытый рот), грусть (скошенные вниз уголки рта), задумчивость (зрачки смещены в сторону), испуг (широко распахнутые глаза). Вариантов здесь масса, поскольку детская фантазия не знает границ.

Выбор инструментов и материалов

Поскольку кошку можно рисовать в различных техниках, то для работы маленькому художнику понадобятся различные материалы. Это цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры (многие дети любят обводить ими контур и подчёркивать детали) гуашь (поскольку рисование кота акварелью уже требует более высокого мастерства). В любом случае понадобится остро заточенный простой карандаш и ластик (для исправления недочётов и стирания вспомогательных линий).

В качестве основы следует подготовить белую бумагу формата А4 или цветной картон (если малыш рисует гуашью).

Как поэтапно нарисовать кошку карандашом

Приобщение к анималистическому жанру живописи следует начинать с простых схем рисования животных. Один из таких вариантов - кошка из кругов. Взрослый показывает ребёнку забавную картинку, где тело животного большей частью состоит из круглых форм (есть ещё треугольники - ушки и носик).

У кошки на рисунке круглое тело, голова и щёки, остальные детали их дополняют

Затем следует процесс изображения согласно схеме. Например, чтобы изобразить спящую кошку, нужно нарисовать большой круг, внутри него - маленький (в нижней части, соприкасается с большим, соотношение примерно 1:2). Далее изображение дополняется ушками, носиком, закрытыми глазами и усами животного. Завершает образ длинный хвост, окутывающий тело животного. Осталось только разукрасить зверька по своему вкусу.

Круги в рисунке - основные части тела кошки, которые просто дополняются необходимыми деталями

Когда ребёнок освоит рисование круглых мультяшных кошек, можно переходить на следующий этап мастерства - реалистичное изображение животного, например, сидящего. Вначале обозначается голова кошки в виде овала. Овал будет также основой формы тела. Здесь нужно соблюсти пропорции: по вертикали овал чуть превышает длину дважды взятого овала головы, а по горизонтали ширина тела немного меньше, чем дважды взятый овал головы. При этом голова и туловище слегка накладываются друг на друга. Следующий этап - прорисовка ушек, передних и задних лап зверька.

На первом этапе в виде овалов схематично обозначаются основные части тела животного, добавляются лапы и уши

Затем с помощью вспомогательных линий ребёнок изображает мордочку кошки: нос, рот, глаза и усы.

Глаза, нос, рот и усы изображаются с опрой на вспомогательные линии

Вспомогательные линии объединяются в итоговый рисунок, который остаётся только раскрасить.

На последнем этапе кошка раскрашивается

Нарисовать лежащего котёнка - также не слишком трудная задача. Снова овалами обозначается голова и туловище, а затем прорисовывается мордочка, ушки, лапы и красивый хвостик. При этом голову можно расположить в профиль и анфас (на её форме это не отражается). Ребёнку нужно объяснить, что в первом случае рисуется только один глазик (второй не виден).

Лежащий котёнок также рисуется на основе овалов

Фотогалерея: схемы поэтапного рисования кошки

Котёнок из полукругов получается очень забавным Характер кота передают глаза Самый ответственный этап - рисование мордочки Благодаря соблюдению пропорций кошка получается очень реалистичной Такой котёнок напоминает персонажа мультфильма Смешарики Тело кошечки складывается из кругов разного размера Тело кошки складывается из овалов Рисование кошки начинается с сердечка Форма кота самая элементарная, задача - красиво его раскрасить Мультяшная кошечка рисуется очень просто Тело животного состоит из кругов, овала и прямоугольников

Рисуем мордочку

После того как ребёнок научится изображать кошек в разных позах, следует более детально остановиться на прорисовке мордочки (анфас, профиль и в поворот три четверти).

  1. Вначале рисуется вспомогательная форма - круг, намечаются вспомогательные линии (вертикальная и две горизонтальные). Изображаются большие раскосые глаза и обязательно волоски над ними - это сделает кошачий портрет более обаятельным. Носик можно сделать похожим на сердечко. В нижней части круга будут щёчки в форме полукругов.

    Вспомогательные линии помогут сделать мордочку пропорциональной

  2. Чтобы котик стал более милым, следует оттенить уголки глаз. После этого голова дорисовывается до нужной формы: расширяется по бокам от круга. Добавляются ушки.

    Мордочка увеличивается в ширину, и появляются ушки

  3. Для максимальной реалистичности осталось заштриховать ушки, набросать линии шеи и прорисовать усы. У кошки по двенадцать волосков с каждой стороны (хотя на рисунке это не принципиально).

    Непременный атрибут любой кошки - длинные усы

  4. Кошачью мордочку также можно нарисовать на основе квадрата. Рисуем фигуру и делим его на четыре равные части.

    Квадрат -основа мордочки

  5. Ориентируясь на сетку, пропорционально изображаем уши, глаза, рот, щёки и нос.

    Сетка позволяет соблюсти все пропорции

  6. Стираем вспомогательные линии.

    Убираем вспомогательные линии, и мордочка становится как живая

  7. А вот теперь предоставим свободу фантазии: раскрасим кота в натуральных оттенках или же создадим неожиданный фантастический образ.

    Почему бы не раскрасить фантазийным узором

Фотогалерея: схемы для рисования кошачьей мордочки

Мордочка рисуется на основе круга и вспомогательных линий Глазки, нос и рот рисуются в произвольной порядке, без вспомогательных линий С помощью глаз и ротика можно придать кошке определённый характер Изображеие складывается из отрезков, которые потом сглаживаются в плавные линии

Рисуем кошку аниме

Аниме - это популярная японская анимация. Это не просто мультипликация, а особое восприятие жизни, культурный пласт со своими уникальными символами и типажами.

Детям разного возраста нравятся игривые и обаятельные кошечки аниме. Это фантазийные образы с огромными выразительными глазами. Голова его часто превышает по размерам тело. Конечно же, ребёнок с большим энтузиазмом возьмётся за изображение этого милого зверька.

Кошечки аниме обаятельны и игривы, их непременный атрибут - огромные выразительные глаза

Можно предложить юному художнику-анималисту следующий алгоритм:


Фотогалерея: схемы поэтапного рисования аниме

Простая схема для рисования - практически симметричная фигура В основе рисования - круги и овалы Изюминка образа - взъерошенный чубчик и щёчки

Рисование Анжелы

У современных детей пользуется популярностью игра для планшетов и смартфонов с говорящими котами - Томом и Анжелой. Милая пушистая кошечка с антропоморфными чертами (в красивом платье) вполне может стать объектом для рисования. Отличительная черта её - огромные раскосые глаза.

Дети очень любят рисовать персонажей любимых мультфильмов и игр

Ребёнок может изобразить Анжелу в полный рост в той или иной позе либо же нарисовать её портрет. Рассмотрим подробнее последний вариант.

Рисование гуашью

Для рисования пушистой красавицы вполне можно использовать гуашь. Этот материал подойдёт даже совсем юным художникам: краску не нужно разбавлять водой (как акварель), а просто обмакнуть туда кисточкой. Композиции получаются насыщенными, цвет прекрасно виден даже на цветной бумаге. Работая с гуашью, легко исправить любую ошибку. Кроме того, краска быстро сохнет, одним цветом можно рисовать поверх другого, и при этом они не смешиваются.

С помощью гуаши можно получить интересную окраску кошачьей шерсти - например, смесь оттенков серого, розового и оранжевого цвета.

Взрослый напоминает ребёнку, что для рисования силуэта животного лучше использовать толстую кисть, а для прорисовки деталей - более тонкую.

Как рисовать по клеточкам

Популярная у школьников техника - рисование по клеточкам. Таким способом можно создать образ любого животного, включая кошку. Это занятие не только интересное, но и полезное, поскольку развивает мелкую моторику, внимание, совершенствует ориентировку в пространстве, воспитывает усидчивость и терпение.

Кстати, такое занятие полезно и для взрослых: оно стимулирует работу мозга и тренирует память.

Для рисования кошки вполне можно использовать схему для вышивки (бисером или крестиком). Изображение может быть чёрно-белым или цветным (более сложное, особенно если нужно отобразить переливы оттенков). Конечно, коты в такой технике всегда получаются мультяшными.

Школьницы любят украшать подобными рисунками свои ежедневники

Фотогалерея: интересные идеи для рисования кошки по клеточкам

Романтичный образ Персонаж любимого мультфильма Милый котик с розовыми ушками Милый котёнок в девчачьем стиле Простой вариант рисования по клеточкам Забавный кот, который поднимет настроение Целая сюжетная картинка Оригинальный образ с простой схемой Изюминка образа - хвостик, скрученный сердечком

Фотогалерея готовых рисунков

Одинаково эффектно и выразительно смотрятся детские шедевры, нарисованные цветными карандашами и гуашью.

Кошки цветными карандашами

Весенняя кошка, Тербалян Дана, 6,5 лет Весенняя любовь, Молчанова Оля, 10 лет Антропоморфные черты Весенняя прогулка моего кота Томаса, Данил Кобелев, 6 лет Посижу в тишине, Гриненко Михаил, 10 лет Зеленоглазая кошка, Кирилл Князев, 5 лет Моя любимая кошка, Каратеева Ольга, 12 лет Кот с клубком, Ощепков Александр, 5 лет Кошка, которая гуляет сама по себе, Вова Беднов, 5 лет Лежебока - рыжий кот, Морозов Костя, 6 лет Весёлая семейка, Ляшева Анастасия, 10 лет Марсупиламус на охоте, Старцев Никита, 6 лет Мечты сбываются, Запасковская Софья 9 лет Муся идёт на прогулку, Цыпун Арина, 9 лет О чём мечтаешь,Мурка? Баширова Дарина, 7 лет Сёмочка отдыхает, Варанкина Вика, 6 лет Я вся такая…. н - необыкновенная, Нефедова Ольга, 7 лет

Профиль сиамской кошки, простой карандаш 9B (супер мягкий), на бумаге Роберта А. Слоана.
Законченный демонстрационный рисунок.
Модель – сиамский кот Аристофан миссис Слоан.

Рисуем сиамскую кошку в профиль. Общие напутствия.

Когда вы рисуете кошку с натуры, очень важно подобрать момент, когда кошка сидит неподвижно, расслаблена. Постарайтесь сами не делать резких движений. Посмотрите на кошку внимательно, сделайте набросок, снова посмотрите на кошку, постарайтесь все подробно запомнить, потому что кошка может шевельнуться, и у вас уже не будет такого шанса.

Вот почему так важно успеть сделать первый набросок. Те несколько моментов перед наброском могут оказаться вашим единственным шансом подловить кошку в нужной позе. Кошки – очень хитрые существа: они будут лежать или сидеть неподвижно, пока вы не взглянете на них, а потом сразу начнут умываться, зевать или переворачиваться. Ваша кошка смеется, смеется над вами.

Ари (Аристофан) – очень плохая модель. Если он замечает, что я рисую его, тут же начинает кривляться. Так что если вы заметили, что ваша кошка уставилась на что-то интересное, например играющих детей, быстренько набросайте эскиз, постарайтесь успеть до того, когда она поймет, чем вы занимаетесь. В этот раз Ари вел себя очень хорошо, и позировал все время, пока я рисовал.

И я хочу поблагодарить его за эту редкую возможность.

Если ваша кошка не готова сидеть неподвижно достаточно долго, фотографируйте быстро и внезапно, пока она не начала двигаться. Можно даже на телефонную камеру. Целая серия снимков облегчит вам задачу. Однако все ж таки лучше рисовать с натуры. Для этого нужно тренировать свою память, чтобы в течение 30 сек запомнить кошку и ее позу, а потом суметь воспроизвести на бумаге. Хотя иногда – случайно – попадаются шедевральные фотоснимки, где кошка получается удивительно изящной и грациозной.

Итак, давайте начнем с первого этапа – набросок. Не тратьте много времени. Смотрите на кошку как на совокупность геометрических форм, нарисуйте эскиз. Мой кот – сиамский, поэтому я буду вас учить рисовать профиль сиамского кота.

1. Набросок.


Первый этап. Набросок.
Обратите внимание, что голова - не идеальный круг.

Скорей всего, вы уже знакомы с этим методом. Он описан практически во всех книгах по рисованию, которые у меня есть. Суть его состоит в том, чтобы в начале работы свести все многообразие форм вашей модели к простейшим формам (круг, овал, треугольник), избегая пока деталей. При этом важно соблюсти пропорции этих простых форм по отношению друг к другу.

Существует много причин, почему этот способ является наиболее удачным.

Одна из этих причин: если вы нарисовали что-то неправильно, то это проще исправить. Ну представьте, вы нарисовали ухо, прорисовали все детали, потратили время, а потом обнаружили, что оно слишком большое или слишком маленькое, или просто не в том месте. Гораздо проще и быстрее стереть треугольник уха. Сделать набросок займет у вас несколько секунд, если вы не будете задумываться и колебаться. Можете попробовать несколько раз.

Попробуйте сделать такие наброски с вашей кошки с натуры, с фотографии. Попробуйте скопировать мой эскиз.

Уши находятся на вершине, а не по бокам головы. Морда короткая и четкая. Кошачьи глаза по отношению к морде гораздо больше, чем человеческие по отношению к лицу. Помните об этом.

Я вам даже предлагаю не стирать лишнее, а подложить под ваш рисунок еще одну бумагу. И потом рисовать уже по линиям, продавленным от первого рисунка.

Чем чаще вы будете тренироваться в набросках, тем лучше у вас будут получаться рисунки.

2. Прорисовка эскиза


Второй этап. Прорисовка контурных линий.

На этой стадии наш рисунок уже немного похож на профиль кошки.

Пока я прорисовывал детали, Ари сидел неподвижно все время. И я очень благодарен моим внукам, громко игравшим в коридоре, и завладевшим его вниманием.

Нарисуйте видимый глаз на морде. Обратите внимание, что это не овал. Профиль глаза кошки очень похож на профиль человеческого глаза, за исключением того, что не видно белка. У сиамских кошек голубые глаза, и в черно-белом рисунке они белые, и заштриховывается только зрачок.

Профиль очень четкий, рисуется мягкой выпуклой линией. У кошек нет лба, если сравнивать с человеческим лицом. Профиль имеет легкий изгиб, который должен находиться предпочтительно на уровне глаз, не ниже нижних век. Кончики носа и подбородка образуют прямую линию.

Уши - практически конусы, а не треугольники. Важно правильно нарисовать линии, где ухо соединяется с головой, иначе ухо будет выглядеть приклеенным, нереальным. Если у вас есть фото, внимательно изучите, как именно ухо соединяется с головой.

На моем рисунке уши и глаза повернуты в одном направлении.

Я использовал графитовый карандаш 9B супермягкий, вы можете использовать любой. Но помните, что более мягким карандашом легче заштриховать.

Скопируйте этот эскиз несколько раз, попробуйте по-разному прорисовать детали. Не забывайте смотреть на кошку.

3. Штриховка маски и ушей сиамской кошки


Третий этап. Штриховка маски и ушей сиамской кошки.

Морду я осторожно заштриховал по направлению шерсти. Очень важно штриховать именно по направлению шерсти, иначе вы рискуете получить нечто безобразно-лохматое.

На лбу у кошки, я сделал несколько слоев вертикальными короткими штрихами, чтобы получить темную маску. Таким же образом заштриховал уши. На морде я использовал более короткие штрихи, идущие от носа в сторону и вниз.

Обратите внимание на область между ушами и «бровями» кошки. В этом месте заканчивается маска, и волосы настолько редкие, что вы без труда можете увидеть кожу. Передача этой особенности подчеркивает реализм вашего рисунка.

Размер маски зависит от возраста и окраса вашей сиамской кошки. Форма маски может отличаться индивидуально у каждой кошки. Внимательно рассмотрите вашу кошку, или нарисуйте такую же маску, как у моего Ари.

4. Последний штрих

Сиамский кот, профиль.
Роберт А. Слоан

Вибриссы (усы) у Ари фактически белые, но если вы рисуете на белом фоне, то лучше нарисовать их черными. Нарисовать белые вибриссы на черном фоне карандашом очень сложно.

Точно также рисуются брови у кошки. Нарисуйте кривые, пружинящие с морды. Такие же вибриссы встречаются и около шеи, ушей: разглядите свою кошку в мельчайших подробностях.

Я не знаю, есть ли у других кошек, но у моего Ари точно есть такие же волоски на лапках, на запястьях. Думаю, что они помогают ему доставать игрушки из-под дивана.

Я сильно заштриховал переднюю лапу, оставив немного белого между пальчиками. Дело в том, что у Ари есть белые пучки волос между пальчиками. Шерсть на лапах кошки плавно ниспадает вниз, на плечах – под небольшим углом, на затылке и шее – острым углом.

Всегда рисуя животное, штрихуйте по направлению шерсти.

Рисуйте мех схематично, не пытайтесь прорисовывать каждую волосинку. 3-4 вибрисса на рисунке вполне сойдут за одну-две дюжины в реальности.

Я надеюсь, что вы получили удовольствие от моего урока. Обязательно попробуйте его повторить с вашей кошкой. Ари шлет вам мурр-приветы и вдохновение!

Коты управляют Интернетом! Без сомнения однажды они окончательно захватят контроль над миром в общем и человечеством в частности. Рисуя котов, вы сможете понять из чего они сделаны на самом деле. А врага нужно знать в лицо А если серьезно, то в этом уроке мы познакомимся с анатомическим строением кошек и узнаем как правильно изображать их в иллюстрациях.

Финальный результат

1. Структура кошачьего скелета

Шаг 1

Изучение строения скелета — первый шаг к рисованию правдоподобной позы. На костях держится все остальное, и именно они в первую очередь определяют диапазон возможного движения тела.

Шаг 2

К счастью, нам необязательно запоминать форму каждой кости. Достаточно запомнить их длину и места, в которых они соединяются друг с другом. Хорошая новость также состоит в том, что большинство четвероногих животных имеют схожую структуру скелета. Разнятся лишь длина костей и расстояния между ними. Выучите этот материал сейчас, и вам не понадобится вновь возвращаться к подобным базовым моментам.

Вам нужно запомнить строение скелета как группу овалов (суставы, череп, грудь, бедра) и линий (кости, позвоночник). После того как вы запомните это, вы сможете нарисовать любую кошачью позу.

Шаг 3

Есть еще один момент, который нужно запомнить: у каждого сустава своя амплитуда движения. Если вы нарушите эти ограничения, ваш кот будет выглядеть сломанным. Чтобы понять этот диапазон, посмотрите внимательно на анимированную картинку ниже. Во время бега кошка использует свои суставы в полной амплитуде. Как видите, все движения выглядят естественно.


Что стоит заметить:

  1. Начало прыжка. Задние лапы отталкиваются от земли.
  2. Когда задние лапы движутся назад, передние выполняют движение вперед.
  3. Когда лапы отталкиваются от земли, часть туловища к которым они прикреплены остается на исходной высоте. Вторая же часть тела может устремляться вверх.
  4. Заметьте, что кости лап никогда не выстраиваются в прямую линию. Даже когда максимально растянуты.
  5. Момент полета. Ни одной пары лап не стоит на земле. Тело максимально растянуто.
  6. Передние лапы в максимальной готовности к приземлению.
  7. Передние лапы теперь полностью вытянуты. И снова они не вытягиваются до прямой линии.
  8. Снова обратите внимание на разницу в высоте.
  9. Посадка совершена. Задние лапы сейчас стремятся приземлиться в ту же точку.
  10. Обратите внимание на это точку; она не может двигаться отдельно от грудной клетки.
  11. Движение хвоста обусловлено положением тазобедренного сустава.
  12. Когда все лапы на земле, передняя и задняя часть корпуса находятся на одном уровне.

Шаг 4

Вы можете сказать:"Мне это не нужно. Я чувствую правильную позу". Возможно, но есть несколько ошибок, которые совершает большинство из-за обычной невнимательности.

Это популярный способ изображения скелета. Ошибка происходит из-за того, что мы путаем строение передних и задних лап. Оно разное! Просто сравните свои руки и ноги.


Следующая поза не естественна, но используется довольно часто в мультипликации, когда персонажи передвигают лапами как пропеллерами. В реальном мире задние лапы не способны выполнять амплитуду движения более 120 градусов (даже у гепардов). Также настоящая кошечка будет стремиться удерживать голову на одном уровне, а не опускать ее вниз (если конечно это не зомби-кошечка — в мультфильмах встречаются и такие).


Какое интересное строение скелета! В данном случае кости просто торчат из бедра. Проблема в том, что там не только кости, но и в большой степени мышцы. И этот момент нельзя игнорировать. Также в первой позе мы видим поджатые передние лапы и сидящие задние. Маленькие кошечки едят в такой позе, но их грудь при этом не находится на земле.

Еще одна распространенная ошибка таится в повадках. Кошки при обычной ходьбе сначала переносят две лапы одной стороны, а потом две лапы другой стороны. Эта ошибка останется незамеченной большинством людей, но тем не менее не перестанет быть ошибкой! Правда во время ускорения коты переходят на «диагональное» перемещение лап.

Шаг 5

Вы узнали все о позах. Пора рисовать набросок собственного рисунка.

Строение кошачьего мышечного скелета

Шаг 1

Мышцы придают телу форму. Вы можете нарисовать тело и без понимания строения мышечного скелета, но угадывание — не наш путь. Процесс обучение может показаться сложным на первый взгляд, но позже вы увидите, что на деле все значительно проще.

Для начала добавьте в зарисовку упрощенные мышечные формы. Довольно просто! Если ваша кошка будет очень пушистой, большего вам и не понадобится. Мышц все равно не будет видно.

Шаг 2

Вот как выглядит наша кошка после того как у нее появился базовый набор мышц.

Шаг 3

Если вы хотите нарисовать гладкошерстную кошку, придется сделать больше. Ниже вы видите очертания самых крупных мышц, которые могут быть заметны. Чтобы не особо напрягаться, просто используйте в качестве образца эту картинку, и рисуйте по ней. После нескольких упражнений строение запомнится само собой.

Шаг 4

Теперь у нашей кошечки наблюдается мышечный рельеф!

Шаг 5

В завершении еще одна вещь. У котов есть места, в которых кожа висит свободно, не облегая мышцы. Если у вас есть кошка, потрогайте место между бедром и голенью — вы нащупаете только кожу и шерсть! Из-за этой особенности кожи бедро и голень трудно различимы пока кошка сидит.

Шаг 6

Нарисуйте эти дополнительные участки кожи в вашем скетче.

3. Как рисовать кошачьи лапки

Шаг 1

Задние и передние лапки кошечки отличаются друг от друга, так же, как наши руки отличаются от ног. Вы можете использовать их, чтобы представить себе строение. Кошечки ходят на цыпочках, используя лишь часть «ладошки» для опоры. Также у них есть «большой палец» (в виде капли) и небольшой придаток (гороховидный), но только на передних лапах. Задние лапы в целом очень схожи с нашими ногами.

Шаг 2

Кошачьи лапы устроены совершенно удивительно. Когти у них «выдвижные», но работают они не совсем так, как мы себе обычно представляем. Коготь прикреплен к последней кости пальца. Однако не к крайне его части, а ближе к основанию. Лишь когда коготь полностью выпущен, соединение перемещается ближе к краю.

Что это означает для нас? Коготь, вместе с маленькой костью, к которой он прикреплен, находятся на внешней стороне каждого пальца. Коготь располагается на пальце не симметрично! Посмотрите фотографии котов породы сфинкс — у них нет шерсти и строение когтей видно лучше.

Шаг 3

Ниже вы видите изображение левой и правой передних лап со сложенными ногтями. Попробуйте повторить это положение руками, чтобы понять где заканчивается предплечье и начинается лапка.

Шаг 4

Давайте научимся рисовать лапы.

  • Для фронтального ракурса: нарисуйте четыре линии, заканчивающиеся в фигуре в форме камня.
  • Для ракурса со стороны: нарисуйте четыре линии, начинающиеся в овале, заканчивающиеся ступенями. Ступенька посередине должна быть скошенной в сторону.

Шаг 5

  • Для фронтального ракурса: нарисуйте четыре «яйца» в конце каждой линии на месте фигуры-камня.
  • Для ракурса со стороны: нарисуйте четыре «яйца», которые будут покрывать последний сгиб «ступенек». Затем соедините яйца с линиями.

Шаг 6

Также нам нужно будет добавить фигуру в форме фасольки (на внешней стороне) для задних лап, или вытянутую фигуру (на внутренней стороне) для передних лап.

Шаг 7

Теперь покроем всю лапку мехом. Над когтями шерсть растет по-особенному: покрываем мехом только сверху и по сторонам.

Шаг 8

Хорошо. Разобрались с лапкой со сложенными когтями. А как быть с разъяренной кошкой, которая выпустила когти? Все просто, если вы усвоили анатомическую часть.

Шаг 9

Теперь у нашей кошки появились лапки.

4. Пропорции кошачьей головы

В зависимости от породы, кошачьи мордочки отличаются друг от друга. Но существуют правила, по которым вы можете нарисовать «типичную» кошачью физиономию.

Шаг 1

Нарисуйте два круга: один большой, второй поменьше. Это упрощенные формы головы и морды.

Шаг 2

Разделите малый круг на шесть примерно равных частей.

Шаг 3

Разделите среднюю линию на примерно шесть равных частей. Это поможет нам найти верное положение для носа и рта.

Шаг 4

Нарисуйте обычный треугольник между линиями, как показано ниже. Вы также можете начать рисовать рот.

Шаг 5

Нарисуйте остальные черты морды, используя линии в качестве ориентиров.

Шаг 6

Теперь определим место для расположения глаз. Добавьте четыре вспомогательные линии, используя уже существующие.

Шаг 7

Теперь вам достаточно просто добавить глаза.

Шаг 8

Если вы рисуете котенка, вам нужно немного изменить пропорции и нарисовать более округлые глаза большего размера.

Шаг 9

Добавьте линии для форм ушей и щек.

Шаг 10

Нарисовать голову в профиль не сложнее, если вы знаете как расположить вспомогательные линии.

Шаг 11

Теперь мы знаем как нарисовать форму для головы. Но это все равно еще лишь зарисовка. В следующих шагах мы рассмотрим каждый элемент в отдельности.

5. Как нарисовать кошачьи глазки

Шаг 1

Если вы прошли предыдущие шаги, у вас должен быть вот такой овал в качестве базы для глаза.

Шаг 2

У нас есть три элемента вокруг самого глаза: край нижнего века, верхняя линия ресниц, и темная область во внутреннем уголке глаза. Часть третьего века тоже можно показать.

Шаг 3

Рисуем зрачок:

  • У мелких представителей семейства кошачьих зрачок вытянутый зрачок. Круглым он становится только в темноте.
  • У крупных представителей этого семейства зрачок всегда остается круглым, лишь меняя размеры.

Размер зрачка может сыграть свою роль в реалистичности иллюстрации. Если вы нарисуете кошке сидящей на солнечном пляже или перед огнем большой круглый зрачок, это будет выглядеть неестественно.

Шаг 4

Добавьте темные прожилки вокруг зрачка и более светлые в остальных частях глаза. Расположите их по по направлению от зрачка к внешней части глаза.

Шаг 5

Глаз состоит не только из зрачка и яблока. Когда вы рисуете человеческое лицо, то вырисовываете веки, ресницы и брови, чтобы оно казалось более завершенным. Для кошачьего глаза мы можем добавить светлые области вокруг глаза и темную ложбинку над ним — это углубление из которого растет несколько вибриссов.

Шаг 6

Когда глаза закрыты, разрез превращается в темную полосу. Светлые области становятся ближе друг к другу.

Шаг 7

Шаг 8

Вы уже знаете как должны выглядеть глаза. Можете нарисовать их на мордочке.

6. Рисуем кошечке нос

Шаг 1

Начнем вытянутой фигуры в форме кристалла. Его нижняя часть обычно темнее.

Шаг 2

Дорисуйте два «крыла» в качестве ноздрей.

Шаг 3

Нарисуйте ноздри. Они не похожи на человеческие ноздри, так что будьте внимательны.

Шаг 4

Нарисуйте переносицу. Она должна быть скругленной сверху. Также по бокам переносица будет темнее, а шерсть на ней — короче.

Шаг 5

Теперь у нашей кошки есть носик!

7. Как нарисовать кошачьи уши

Шаг 1

Кошачьи уши не так просты как кажется. Это не просто треугольники, а сложные по строению структуры, которые нужно выучить, чтобы рисунок казался более реалистичным.

Шаг 2

Для того, чтобы нарисовать ухо с фронтального ракурса, нарисуйте круг. Затем разделите его на четыре части, рисуя линии под небольшим углом.

Шаг 3

Используйте вспомогательные линии, чтобы нарисовать внешний контур уха.

Шаг 4

У кошек есть странная складка в нижней части уха. Она называется «козелок». Ее довольно сложно нарисовать в этом ракурсе, но это необходимо. Нарисуйте козелок и люди будут считать вас кошачьим экспертом! :)

Шаг 5

Теперь можно рисовать пучки волос. Их длинна и объем зависит от породы, но в целом лучше «крепить» волосы к внутренней части раковины, внешнюю оставляя голой.

Шаг 6

Но кошки умеют двигать ушами! Как же все остальные положения? Вы можете использовать тот же метод для создания ушей в любой позиции. Главное помните, что ухо на самом деле намного больше чем кажется! Нижнюю часть обычно прикрывает шерсть (и вы тоже должны будете ее нарисовать). Посмотрите на эту фотографию и вы поймете какую часть уха мы видим, а какая скрыта.

Шаг 7

Теперь у нашей кошки есть уши!

8. Рисуем кошке усы

Шаг 1

Вибриссы, или усы составляют еще один орган чувств для кошки. Вибриссы растут над верхней губой кошки, над глазами, над подбородком, и за лапами. Эти «волоски» растут из темных «ложбинок» в шерсти кошечки. Мы уже рисовали такие ложбинки над глазами. Теперь нарисуйте более мелкие на мордочке.

Шаг 2

У кошек по 12 усов с каждой стороны, но вам необязательно четко соблюдать эту численность. 13 слева, 15 справа — все в порядке! Главное рисуйте их тонкими и светлыми. Также их длина должна быть больше длины половины головы.

9. Рисуем шерсть

Шаг 1

Длина шерсти определяет форму головы. Голова кошки без шерсти треугольной формы. Чем больше шерсти — тем плавнее форма головы. Нарисуйте кошке шерсть средней длины и голова станет круглой (кстати, поэтому котята кажутся нам милее). Если ваша кошка длинношерстная, то форма ее головы становится трапециевидной.

Шаг 2

Также от длины шерсти зависит форма тела. Короткая шерсть подчеркнет худое тело кошки, длинная — сделает его больше. Если вы только учитесь рисовать, всегда начинается с короткой шерсти. Уже потом экспериментируйте с длиной по мере вашим желаний.




Автор урока — Monika Zagrobelna
Перевод — Дежурка

В десятку наиболее популярных рисунков среди детей и взрослых входит изображение кошки. Рассмотрим, как нарисовать кошку из мультфильма или любимой книги, как рисовать кошек в профиль и анфас, лежа, сидя, в движении. Потребуется немного терпения, внимания, желание создавать и экспериментировать. Схемы, предложенные ниже, будут отличаться по сложности, потребуют определенных навыков и умений.

Рисование, как и иные виды деятельности (катание на роликах, занятия музыкой, чтение), требует тренировки. Начинающим художникам следует знать, что:

Как нарисовать кошку с ребенком 5-8 лет

Дети старше пяти лет хорошо повторяют действия за взрослым. Родитель (учитель) объясняет каждый элемент схемы не спеша, подбадривает ребенка, в сложных моментах показывает непонятное действие на своем личном рисунке.

Кошка из кругов

Спящая кошка.

Если юный художник еще не добился точности в рисовании фигур, предлагают ему воспользоваться линейкой. Далее:

  • рисуют большой круг, а внутри – маленький. Стараются соблюдать пропорции 1:2 соответственно;
  • к маленькому кружочку присоединяют два треугольника (ушки), внутри обозначают глаза, носик (перевернутый треугольник), ротик. Добавляют усы;
  • подрисовывают хвостик.

Кот, сидящий спиной.

Изображают два круга друг над другом (пропорции 1:2). Добавляют к маленькому кругу ушки и усы, к большому – хвост. Заштриховывают карандашом спинку, хвост, заднюю часть головы.

Как нарисовать довольного кота

Предлагают ребенку нарисовать кота целиком. Инструкция:

  • намечают пунктиром два круга (для туловища и головы) разного размера;
  • маленький обводят целиком, пририсовывают два ушка. Большой обводят частично (до маленького), добавляют две полукруглые лапки;
  • на лапках прорисовывают коготки, к туловищу добавляют хвост. Прорисовывают мордочку: глазки со зрачками, носик, усики, улыбку.

На хвосте и спинке штрихуют полоски.

Рисуем грустного кота

Рассмотрим, как нарисовать кошку из треугольника. Для этого:

  • намечают треугольник, разделяют его пунктиром пополам. Вверху намечают ушки;
  • обводят треугольник, при этом углы округляют. Добавляют носик, ротик;
  • стирают лишний пунктир. Дорисовывают глаза, усы, передние лапки.

На каждой лапе добавляют по две черточки. Пририсовывают хвост.

Далее, переходят к изображению более сложных кошек.

Нарисуем сидящую кошку

Реалистичная кошка

Туловище рисуют в форме овала, вытягивая вертикально. Далее:


Кота раскрашивают разными цветами, используют технику штриховки, так шкурка будет больше похожа на настоящую.

Веселая анимационная кошка

Для начала чертят вертикальную ось симметрии. Далее следуют схеме:

  • рисуют нижнюю часть туловища кошки в форме сердца;
  • добавляют небольшой круг (верхняя часть туловища) и крупную круглую голову;
  • обозначают глаза, уши, носик, лапки;
  • добавляют улыбку, усы, перевернутую цифру «3» — она послужит основанием для передних лапок.

Прорисовывают передние и задние лапки.

Рассмотрим, как нарисовать, сидящую в профиль кошку.

Согласно схеме, рисуют овальное туловище, круглую голову. Добавляют ушки, лапку, очертания мордочки. Прорисовывают глаза, носик, рот. Обозначают передние лапки, хвост. Стирают вспомогательные линии.

Как нарисовать реалистичную голову кошки

Для более опытных любителей рисунков, подойдут схемы, описывающие процесс создания головы кошки или целиком всего животного.

Инструкция:


С помощью мягкого тупого карандаша придают «пушистость» мордашке. Для этого осуществляют штриховку по темным местам. Выделяют лобную часть, глазницы, прорисовывают зрачки. Можно потренироваться и нарисовать голову кошки в профиль (см. схему).

Как нарисовать кошку, которая сидит боком с повернутой головой

Пробовать начинают с простой схемы:


Раскрашивают по желанию. По мере приобретения опыта, переходят к изображению породистых кошек: гималайской голубой, бирманской, длинношерстной пестрой. Следуют предложенным схемам, используют простые карандаши разной твердости, ластик.

Как нарисовать кошку в движении

На листе делают композиционное размещение рисунка. Для этого:


Уточняют детали. Получают кошку в движении.

Котенок в движении

Пошаговая инструкция:


Оттачивая навык, используя разные схемы, получают котов в разных ракурсах и движениях.

В статье представлены картины польского сюрреалиста Томаша Ален Копера

Пишем легенду

А в далеком далеке

Мячик плавает в реке...

(«Мой 20 век»)


Содержание:

1. Что такое «легенда»


1. Что такое «легенда»?

Перелопатив наш архив, я нашел совсем немного произведений, в названиях которых есть слово «легенда»: «Легенды о Хаанстальге» , Алекс-Джейн Коул; Эрхэ – легенды , о , о , , Darkflight, прямой отсыл к легенде имеет рассказ Демонио «Любовь после гроба» ... У большинства авторов легенда чаще всего является «не своей», собственно, тоже написана по фендому.

Почему так? Знаний не хватает, или же фантазии?

Я попытался разобраться, что же такое «легенда»? Чем она отличается от других произведений? И для начала, естественно, полез в словари. Полез и... один за другим откладывал в сторону БЭС, современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой, толковый словарь живого великорусского языка В. Даля, другие словари – Ожегова, Ушакова... даже Википедия не оставила меня удовлетворенным.

Во всех словарях я нашел самые простые определения, в принципе, не дающие писателям необходимые ориентиры.

Все они, конечно, упоминали о переводе слова «легенда» с латинского как «то, что нужно читать»; все они говорили о многозначности слова, о его широком и узком смысле; о поэтичности сказаний, о многообразии жанров, о... В общем, в узком понимании все в словарях сводится к пониманию легенды в ее историческо-литературном развитии, а в широком, что легенда – это «недостоверное повествование о фактах реальной действительности».

Ни на один из своих вопросов я так и не получил ответа. А вопросы эти, я уверен, волнуют любого писателя:

1. Что же такое легенда и каковы ее основные признаки?

2. Чем легенда отличается от сказки, а, тем более, от мифа?

3. Каковы основные жанры и темы легенд?

4. Какие виды и типы легенд бывают?

5. Что же такое – современная легенда?

6. Есть ли отличия строения, формы легенды, ее языка от других произведений?


Итак, возьмем любое словарное определение и будем от него отталкиваться:

Легенда [легенда] ж. 1) а) Поэтическое фантастическое сказание (обычно религиозного содержания). б) Фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-л. событии или лице. 2) Инструментальная пьеса повествовательного характера, часто воплощающая музыкальными средствами какое-л. народное предание. 3) То, что кажется невероятным; вымысел, выдумка. 4) Вымышленная с целью конспирации биография разведчика. 5) перен. Надпись на монете. 6) перен. Пояснительный текст и совокупность условных знаков к плану, рисунку, карте и т.п. (Современный толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой)


Вот уж действительно, что только не называют легендой! Это и:


Самое большое сходство у легенды и, конечно, предания. Главное отличие: историческая достоверность в предании больше, чем в легенде. Чаще же авторы путаются – а что же перед ними: сказка, миф или легенда?



2. Отличие легенды от сказки и мифа


У сказки и легенды много общего: волшебство и волшебные превращения, чудеса и чудо; помощь третьих сверхъестественных или божественных сил; повторяющиеся сюжеты, темы; даже языковые приемы и средства – образность, гиперболизация, могут быть похожими слова зачина и концовки, хотя в легенде они не закреплены, – но есть и принципиальные различия. Давайте на них посмотрим:


Сказка Легенда
Основа сказки – фантастический вымысел, не связанный с реальными событиями. Основа легенды – реальность. Даже если вся легенда – чистая фантазия – это как бы то, что могло бы быть в реальности.
В сказке всегда есть очевидный нравственно-поучительный подтекст, который формирует мораль, правила «общежития». Мораль легенды больше направлена на формирование поведения человека в конкретной ситуации и часто подается как философская идея.
Сюжет сказки строится по выработанным веками устойчивым законам. Самый простой: зачин, испытание с троекратным повтором (скажем, огонь, вода и медные трубы), счастливая концовка с победой добра над злом. Сюжет легенды неустойчив, близок к последовательному ходу события в реальности.
Сказка легко классифицируется по жанру: волшебная, бытовая, о животных. Легенда настолько разножанровая, что ее классифицируют по содержанию, то есть по той теме, которую она раскрывает: топонимическая, христианская, социально-утопическая и т.д.
Сказка может носить развлекательный характер, быть своеобразной забавой, потехой. Легенда развлечением бывает редко, чаще она рассказывает о серьезном, о том, что «следует прочитать» и сделать выводы.


Еще более тонка грань между легендой и мифом. Многие ученые не разделяют эти понятия. Однако мне удалось все же выделить в их трудах некоторые различия между мифом и легендой:


Миф Легенда
Главное в мифе – это отражение представлений человека об устройстве мира, причем при наличии третьей силы (к примеру, божественной), которая властвует над человеком и миром. В легенде это тоже есть в виде символического обобщения, но все же не является главным.
Цепь событий в мифах протекает, как правило, в большом временном промежутке, охватывает значительный хронологический период (к примеру, повествование о 12 подвигах Геракла). Легенда, как правило, рассказывает об одном событии, она эпизодична, поэтому ее часто называют «приуроченной», ученые говорят о том, что легенда – это произведение, в котором осуществлен переход от мифического времени к историческому.
Важная тема мифов – противопоставление бессмертности богов и смертности человека. Мифы сакральны. Герои легенд, как правило, смертны (даже в легендах о святых, или если герои получают покровительство каких-то сил). Легенда менее сакральна.
Мифы могут говорить о мире и людях вообще, обобщенно. Легенды чаще принадлежат культуре какого-то народа.
Мифы – сами по себе своего рода канон, ритуальная система, культовая. Легенда же, опираясь на канон, имея его в виду, при этом может быть неканоничной и претендовать на большую истину. Потому ученые часто называют легенду «перекодировкой» представлений, а еще говорят о ее маргинальном характере, то есть о «пограничности», не связанной непосредственно с культом.



3. Виды (типы) легенд и их основные темы


Классифицировать легенды очень сложно. Прежде всего, выделяют тематические группы легенд, но единой классификации нет, тут ученые основываются на каких-то аспектах, традициях, специфике, времени и прочем.

Я попробовал «собрать» виды легенд, основываясь на тех темах, которые в них воплощаются. Конечно, я это все собирал без привязки ко времени, далеко не все темы назвал (так что везде можно ставить «и т.д.»), наверняка упустил многое, но, надеюсь, что все-таки какое общее видение сложилось и вам пригодится.


Вид (тип) Основные темы
Мифологические легенды

– устные народные произведения сюжетного характера, основанные на древних дохристианских представлениях, которые со временем утратили свою мировоззренческую основу и приобрели чисто символические художественные значения.

Антропоморфичные легенды: с очеловечиванием предметов или явлений – солнца, ветра, воды, духов леса, реки, болезней, судьбы и т.д. Помощь или вред одухотворенных сил природы человеку.
Явление болезни и избавление от нее.
Взаимоотношения человека и судьбы.
Зооморфичные легенды: о превращении человека в животное и наоборот. Легенды про оборотней.
Легенды про мудрых животных.
Тема пленения человека животным (к примеру, жертвоприношение девы дракону).
Тема обретения настоящей судьбы (к примеру, в Царевне-лягушке).
Тема наказания человека превращением в животное.
Тема избавления человека от тяжкой судьбы путем превращения.
Тератоморфные легенды: о чудовищах и человеке. Легенды о вампирах.
Легенды о драконах или многоглавых змеях.
Этиологические легенды: повествующие о происхождении природных явлений, флоры и фауны (более не божественного, как в мифах, начала, а человеческого). Тема о фантастическо-реальном происхождении озера, горы, неба, молнии и т.д.
Тема наказания или награды за любовь, ухода от людей (переход в природное состояние, к примеру, легенда о цветке Иван-да-марья).
Тема воплощения человеческих эмоций в природное состояние.
Тема материнской любви (или жены), ее пролитых слез по детям, мужу.
Тема перехода в природное состояние с возможностью приносить помощь или вредить.
Демонологические легенды: об отношениях человека с силами зла. Тема о лютой смерти.
Тема о возвращении мертвых к живым.
Темы о русалках (об упырях).
Тема о нанесении вреда живым за нарушение традиций и ритуалов.
Тема о мести духов за какую-то вину живых.
Тема о людях, которые наделены сверхъестественными качествами: о колдунах, чернокнижниках, знахарях, ведьмах, ворожеях, провидцах и т.д.
Легенды о загробной жизни: о жизни человека после смерти. Тема о помощи духов мертвых.
Темы о домовых, о защите дома.
Темы об охране мертвыми каких-то объектов (о духах-хозяевах).
Тема передачи мудрости, знания от духов живым.
Апокрифические легенды

прозаические произведения церковно-религиозного содержания, созданные на основе мотивов и образов библейской и апокрифической литературы при наличии языческих представлений и фантазии народа.

Ветхозаветные
Космогонические легенды Происхождение вселенной, мира.
Темы о дуальности (добром и злом начале) высших сил.
Темы борьбы Бога и Сатаны.
Антропогенические легенды Темы о создании мужчины и женщины.
Темы о вмешательстве Сатаны в создание человека.
Антропологические легенды Жизнь первых людей.
Темы о рае.
Темы и мировом дереве (древе жизни).
Темы о первородном грехе.
Темы об изгнании из рая.
Темы об отношении человека с Богом и Сатаной.
Темы о потопе.
Темы о змееборстве и т.д.
Ономатологические легенды Темы происхождения имен.
Темы происхождения названий.
Этногенические легенды Темы происхождения народов, наций (Сыновья Ноя, Вавилонская башня, история сыновей Иакова и 12 колен и т.д.).
Новозаветные
Христианские Темы о предательстве веры.
Темы о потопе, Ное и переосмысление их в новой концепции спасения.
Темы о суде Соломона.
О Моисее и т.д.
Христологичные Все темы о Христе.
О Христе и Богородице.
Агиографические легенды Темы о жизни и делах святых.
О чудесных деяниях святых.
Темы о днях памяти, о ритуалах.
Геортологические легенды Темы о происхождении праздников.
О работе и отдыхе людей.
Эсхатологические легенды Темы о конце мира.
Темы о борьбе добра и зла.
Темы страшного суда и т.д.
Исторически-героические легенды

– это легенды, связанные с реальными событиями истории.

Топонимические легенды (этимологические, ономатологические) Темы о происхождении названий, имен географических объектов и предметов: расселенных племен, об огне, городов, поселений, названий местности и прочего.
Топографические легенды Темы о происхождении морей, рек, озер, скал, гор, перевалов, дорог, какой-то местности и т.д.
Героические Темы о героях и их деяниях.
О богатырях.
О битвах, о доблести в бою.
О пленении и выходе из плена.
О героях со сверхъестественной силой.
Социально-утопические легенды

– легенды о простой жизни человека и ожиданиях будущего.

Эсхатологические Темы о будущем, связанные с верой.
О Фаусте.
О переустройстве мира.
Утопические Темы о счастливой стране или счастливом месте (Эльдорадо).
О потерянных странах (Атлантида).
Об утопическом богатстве, благополучии.
О герое-освободителе.
О справедливом царе.
Социальные Темы избавления от страданий.
О справедливости.
О соблюдении или нарушении традиций, ритуалов.
О конце света.
О культурном герое.
Семейные легенды Темы об отношениях жены и мужа, сына и матери, брата и сестры, свекрови и невестки, тещи и зятя и прочее.
О Казанове, Дон Жуане и т.д.
Сатирические легенды Темы о богатых и бедных.
О бытовых проблемах.
О равенстве и неравенстве, свободе и несвободе и т.д.
Современные легенды

– еще не устоявшееся, но уже обладающее определенными чертами понятие, легенды о современной жизни, вместе с тем и «возвращающие» старые темы в современной обработке.

Исторически-героические легенды – переосмысляющие прошлое Темы переосмысления исторических событий и действий героев, к примеру, легенды о Суворове, Чапае, о случаях во время ВОВ и т.д.
Исторически-социальные легенды О жизни в прошлом, например, в СССР.
Об освоении новых территорий, земель.
О появлении новых городов.
О бедных и богатых.
О заговорах и тайных обществах.
О социальных экспериментах.
О страхах общества.
О власти и простом человеке и т.д.
Современные сказки О чудесных происшествиях с человеком.
О Фениксе, о Синей птице.
Про Золушку и принца на белом коне.
О нахождении неожиданных подарков судьбы.
Темы о современных приметах и суевериях.
О спрятанных и найденных кладах.
О вампирах, домовых, барабашках и прочем...
Бывальщины, былички Рыбацкие или охотничьи легенды.
Темы о флоре и фауне в ее современном состоянии.
Легенды по типу «это было с кем-то».
Криминальные истории О похищении людей.
О противостоянии групп.
Об успешных и неуспешных преступниках.
О маньяках.
Темы предупреждения об опасности и прочее.
«Индустриальные» легенды Темы о секретных технологиях, технике.
Темы о влиянии техники и технологий на людей.
Темы возвращения к природе.
Темы роботехники и захвата мира роботами.
Экологические темы и т.д.
«Уфологические» и тератоморфные легенды Легенды о пришельцах, о тарелочках.
О Бермудском треугольнике.
О необъяснимой пропаже людей и предметов.
О необъяснимых событиях, явлениях.
О таинственном влиянии какого-то места на человека.
О Несси или Чужом и прочее...
«Разрушающие» легенды К ним относятся рассказы, пытающиеся разрушить прежние мифы и легенды
Городская (урбанистическая) легенда Все темы современных легенд могут воплощаться в городской легенде, но есть и специфические темы:
О подземных городах, лабиринтах и бункерах,
Легенды о происхождении улицы, площади, памятника,
О городских героях (или негероях),
О пропаже или нахождении людей,
О таинственных домах и лифтах,
О каких-то необычных местах в городе,
О таинственных автобусах и автомобилях,
О жизни разных слоев населения, об известных людях («утки»),
О волшебных магазинчиках,
Об экстрасенсах, гадалках, цыганках и прочее...



4. Особенности построения и языка легенды


Форма легенды неустойчива, свободна. Отчасти это потому, что пересказ легенды допускал импровизацию, а сказки или мифа – нет. Сохраняя древние сюжеты, темы, легенда «рассказывала» их с точки зрения того времени, в котором она возникала.

Легенда – прозаический эпический жанр, повествование о прошлых событиях (хотя есть и исключения, например, духовный стих). Однако чаще всего – это небольшой рассказ или маленькая повесть.

И все же у нее есть сложившиеся веками правила построения.

Зачин легенды может быть вполне сказочным, построенным по сказочным формулам:

«Жили-были...»,

«В некотором царстве, в некотором государстве...» и т.д.

Но чаще рассказчик сразу упоминает о прошлом:

«Давным-давно это было...» ,

«Дело было в старину...» ,

«Когда-то в одном городе...» ,

«Когда деревья были большими...» и прочее.

«Один старик мне рассказывал...» ,

«Было это с одним моим приятелем (знакомым, ученым)...» ,

«Умные люди поговаривают, что...» .

Особенно это характерно для современных легенд, которые рассказывают о недалеком прошлом. Буквально – о «вчера». Гораздо реже рассказчик начинает легенду словами:

«Я сам это видел...» ,

«Я тому свидетель...» , хотя и такой зачин может быть.

Интересен зачин в форме вопроса:

«Знаешь ли ты о Литейном переулке?» ,

«Вы были на Синем озере?» ,

«Почему есть черные лебеди?» ,

«Вы слышали о...?» и т.д.

Основная часть легенды, как правило, либо малоэпизодна, а чаще – одноэпизодна.

Если это небольшая цепь эпизодов, показывающих развитие действия, они не имеют четкой обязательной последовательности, как в сказке, а лишь служат для показа события. В небольшом рассказе – в центре один эпизод, вокруг которого все и складывается.

Автор старается убедить в достоверности происходящего, даже если это очевидная фантастика, сам верит в то, что говорит. При этом в отличие от сказки, используется феномен «чуда», а не «чудес, волшебства».

Развязка может быть

ожидаемой (например, в легендах, рассказывающих о деяниях героев, великих людей, о подвигах, битвах);

«переломной» , меняющей все: «С тех пор Иван стал совсем другим...», «С того дня...»;

– вовсе неожиданной : «А все не так вышло...», «Вдруг смотрит...!»

Концовка легенды тоже неустойчива.

Иногда она представляет собой результат действий, событий: «Вот так все и случилось...» , «Люди сохранили это в памяти...» , «Жизнь с тех пор изменилась...» , «С тех пор лебеди черные...» и т.д.

Она может быть и в виде закрепления какого-то правила: «Больше туда они не ходили...» , «Правильно сделал...» , «Всем урок...» .

Мораль, нравоучение могут быть в контексте – как некий вывод, который должен сделать слушатель, читатель, но могут быть и открытыми, прямыми: «А не нужно было лезть...» , «Грех это...» и т.д.

Современная легенда тоже сохраняет древнейшие особенности построения, меняются события, герои и, конечно, язык, но основы – остаются.


Для языка легенды характерны:

смена повествования, стиль речи (от простого, до высокого);

олицетворение ;

антитеза (в том числе, социальная);

фантазия и юмор ;

гипербола (воспринимается как реальность)

символизм образов (в том числе элементы древних «табу», запретов, правил, ритуалов, традиций);

антропорфичность (все о человеке)));

анимизм (вера в душу одушевленность всего и вся);

инициация (переход на какой-то новый уровень мышления, развития, статуса, способностей и прочего);

метаморфоза (превращение, перевоплощение)


На мой взгляд, легенда – самое «народное» произведение, своеобразное зеркало времени, людского понимания и объяснения реальности. Она бессмертна. И я уверен, что все важные события века прошедшего и века будущего отразятся в легендах.

Пишите легенды. Удачи вам.


Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.

Афанасьев А.Н. Народные русские легенды.

Драгоманов М.И. Малорусские народные предания и рассказы.

Веселовский А.Н., Опыты по истории развития христианской легенды.

Пропп В.Я., Фольклор и действительность.

Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора.