«Трагедия гражданской войны в "Конармии" И. Бабеля (на примере рассказа "Смерть Долгушова"). Конармия Бабеля. Проблематика, герой, стиль Место в литре о гражданской войне. Трагедия гражданской войны в «Конармии» И. Э. Бабеля

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6»

____________________________________________________________________________

Мирсаева Гузель Габтулловна

Трагедия человека в гражданской войне

(по «Донским рассказам» М.А.Шолохова

и «Конармии» И.Э.Бабеля)

Научный руководитель Ашуркина Т.И.,

учитель русского языка и литературы

г.Губкинский

2006

1.Введение………………………………………………………………………………3

2.Тема гражданской войны в литературе ………………………………………….5

3. Гражданская война как трагедия народа в «Конармии» И.Бабеля ………....8

4. Гражданская война в изображении Шолохова………………………………....10

5. Сравнительный анализ изображения гражданской войны в произведениях

М.Шолохова и Бабеля…………………………………………………………….. 12

6. Заключение…………………………………………………………………………..16

7. Библиографический список………………………………………………………..19

Введение

Тема моего реферата «Трагедия человека в гражданской войне» по произведениям М.Шолохова и И.Бабеля.

Почему я выбрала эту тему?

Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь России, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи.

Перешагнув рубеж 21 века, мы не должны забывать события начала 20 века, попытаться разобраться в них. История повторяется, когда мы забываем ее уроки. Литература в изображении этих событий многолика и противоречива.

Цель реферата: сравнить изображение гражданской войны и красноармейцев в произведениях Бабеля и Шолохова.

Задачи:

    Изучить произведения М.Шолохова «Донские рассказы» и И.Бабеля «Конармия».

    Изучить критическую литературу по данным произведениям.

    Выяснить, что сближает писателей в изображении гражданской войны и что отличает.

Предмет исследования: рассказы И.Бабеля из сборника «Конармия»; рассказы М.А.Шолохова из сборника «Донские рассказы».

Субъект исследования: герои рассказов Шолохова и Бабеля.

Методы исследования: чтение рассказов Шолохова и Бабеля, изучение критической литературы по данному вопросу, подбор и группировка материала, сравнительный анализ произведений.

Анализ литературы

«Донские рассказы» М.Шолохова литературной критикой были приняты сразу и безоговорочно. А.Серафимович, отмечая их высокое художественное достоинство, писал: « Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко…Огромное знание того, о чем рассказывает… Умение выбирать из многих признаков наихарактернейшие». Рецензент «Нового мира» писал: « Книга «Донские рассказы» займет далеко не последнее место в литературе, посвященной воспроизведению эпохи гражданской войны». Мне близки обе точки зрения.

С публикацией рассказов из цикла «Конармия» творчество Бабеля стало предметом серьезных споров. Легендарный командарм С.Буденный выступил с гневным протестом против очернительства и окарикатуривания своих бойцов, утверждал, что «Конармия» -«поэзия бандитизма», клевета на Красную Армию.

В.Полонский и А.Вронский, одни из лучших критиков, старались оградить писателя от подобных обвинений. Оба критика писали, что Бабель приветствует революцию, несмотря на все ее противоречия и перехлесты. А.Вронский считал, что писателю важнее всего «выразить свое художественное мироощущение». Сам Бабель объяснял, что создание героической истории Первой конной не входило в его намерения. На защиту Бабеля встал и М.Горький, открывший литературный талант писателя. Горький говорил о том, что Бабель изобразил красноармейцев живописнее, чем Гоголь запорожцев. И все же напряжение вокруг имени Бабеля сохранялось, хотя «Конармия» непрерывно переиздавалась (в 1930 очередное издание разошлось в течение семи дней, и Госиздат приступил к подготовке очередного выпуска).

Прочитав критические статьи В.Шкловского, А.Воронского, А.Лежнева и В.Полонского, написанные о Бабеле, я сделала вывод, что они в целом дают творчеству Бабеля положительную оценку. В частности, о Бабеле говорили как об основоположнике такого писательского жанра, который только начинал появляться во времена Республики Советов, жанра индивидуального, который, как утверждали критики, все остальные писатели могли лишь повторять. Только С.Буденный говорил о нем как о писателе, не знавшем целей военных действий в стране, следовательно, как он полагал, Бабель клеветал на Первую конную.

Но мне наиболее близким показалось высказывание А.Лежнева. Он говорит о Бабеле как о «…мастере, выдерживающем годами, как вино в подвалах, свои новеллы под спудом. Бабель краток, насыщен, ясен и выразителен. Он не похож ни на одного из своих современников». Критик восхищается бабелевским стилистическим истоком, его русско-еврейским, одесским жаргоном, который был введен в литературу Юшкевичем.

По моему мнению, Бабель как настоящий художник слова изобразил революцию так, как чувствовал и видел. Он ни в коем случае не шел против народа, образ которого с такой яркостью и натурализмом нарисован в его рассказах.

В начале своей работы я выдвигаю в качестве рабочей следующую гипотезу : гражданская война, как и любая другая, является испытанием для народа, изменяет его ценности, внутренний мир, психологию и судьбу. Приемы изображения данного исторического события обусловлены рядом причин: социальным статусом писателя, его отношением к событию, его мировоззрением, образованием, воспитанием.

Тема гражданской войны в литературе

Революция - огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть отраженным в литературе. Лишь считанные единицы писателей и поэтов, оказавшиеся под ее влиянием, не коснулись этой темы в своем творчестве.

Эта проблема изначально подразумевала два выхода: или писатель принимал революцию и автоматически становился ее верным певцом, или не принимал, в результате чего оказывал ей явное или тайное сопротивление.

Писатель всегда ждет от мощного политического события эстетического взрыва и обжигается на чудовищных моральных последствиях. "Слушать музыку революции" всегда опасно; она завораживает, но в итоге дает слишком сильные звуковые эффекты.
Семнадцатый год разбудил и юридически оформил колоссальный всплеск насилия, сделав его движущей силой отечественной культуры на много лет вперед.

Октябрьская революция - важнейший этап в истории человечества - породила в литературе и искусстве сложнейшие явления.

Много произведений было написано о революции и контрреволюции. Писатели старались понять, что двигало народом в переломный момент истории, в чем заключалась та правда жизни, которую они защищали. Почему народ направил свою ненависть даже по отношению к тем, кто пытался разбудить его на протяжении столетий, боролся за его независимость - против интеллигенции?

Писатели использовали различные приемы воплощения и передачи всех своих мыслей по поводу революции и в той форме, которую они сами испытали, будучи в самих центрах гражданской войны.

В числе писателей, отразивших эти переломные моменты в истории страны, были те, которые «к штыку приравняли перо»: А. Фадеев, написавший роман «Разгром»; Н.Островский, воплотивший опыт революции и гражданской войны в романе «Как закалялась сталь»; М.Шолохов, которому принесли известность «Донские рассказы»; И.Бабель, «Конармия» которого была неоднозначно принята литературными критиками.

Свое видение революции и гражданской войны показано в романе М.Булгакова «Белая гвардия», в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

Революцию приветствовали и воспевали в разные периоды своего творчества В.Маяковский, А.Блок, С.Есенин.

В романе М.Горького «Мать» показано, как революция изменяет внутренний мир человека, способствует нравственному пробуждению человека.

Революционное настоящее показано в романе А.Платонова «Котлован», а будущее тоталитарного общества - в романе Е.Замятина «Мы».

В своей работе я хочу обратиться к творчеству И. Бабеля и М. Шолохова, выяснить, как изобразили эти два писателя в своих произведениях крах старого мира и зарождение общества нового типа. Как изображены события и герои революции и гражданской войны? Что изменилось в жизни людей, в их характерах, психологии, мировоззрении?

Что мне дает право провести сравнительный анализ произведений о гражданской войне именно этих авторов? Что же у них общего?

Об этом я буду говорить по ходу работы. Сейчас хотелось бы сказать несколько объяснений по поводу своей позиции.

Оба писателя восторженно встретили революцию.

Оба – участники, свидетели описываемых ими событий. В годы гражданской войны Бабель под чужой фамилией идет воевать в Конармию Буденного. Он приехал на фронт как корреспондент газеты «Красный кавалерист» - Кирилл Васильевич Лютов, русский. Двигаясь с частями, он должен был писать агитационные статьи, вести дневник военных действий.

М. Шолохов участвовал в гражданской войне и установлении Советской власти на Дону. Был учителем по ликвидации безграмотности, статистом, делопроизводителем, продовольственным инспектором. Работал в комбедах по изъятию хлеба, и в 1922 был осужден условно на 1 год за превышение власти.

Таким образом, о событиях, которые изображены И. Бабелем в «Конармии», М. Шолоховым в “Донских рассказах”, оба писателя знали не понаслышке, в этих рассказах они описали все, что происходило у них на глазах.

Рассказы данных писателей объединяет не только общая историческая основа, но и герои. Это казаки.

Сборники состоят из рассказов, объединенных общей темой, но в качестве героев выступают каждый раз новые. Особенно это касается «Донских рассказов» М.Шолохова. Рассказы из «Конармии» И.Бабеля объединены образом рассказчика.

И «Донские рассказы» М.Шолохова, и «Конармия» И.Бабеля не остались не замеченными критиками и общественностью.

Если рассказы Шолохова были приняты с единодушным одобрением, то отношение к рассказам Бабеля было противоречивым. Долгое время они были под запретом в связи со смертью Бабеля в сталинских застенках.

Почему же такая разная судьба у писателей и их рассказов?

Постараемся выяснить это в работе.

Итак, моя задача разобраться, почему произведения Шолохова были приняты властью, а произведения Бабеля сначала запрещены, а затем все же забыты. Ведь ответом на этот вопрос может послужить изображение гражданской войны и главных ее героев.

Трагедия человека в гражданской войне в «Конармии» И.Бабеля

И. Бабель был одним из известных революционных писателей, сложных в человеческом и литературном понимании. Складывается такое впечатление, что и после его смерти вопрос о произведениях, созданных им, до сих пор не разрешен.

И. Э.Бабель родился в 1894 году в Одессе, на Молдаванке, в состоятельной и образованной еврейской семье. Как вспоминал позднее Бабель, дома его заставляли заниматься множеством наук, и до шестнадцати лет он « по настоянию отца», изучал еврейский язык, Библию, Талмуд.

В годы гражданской войны Бабель под чужой фамилией идет воевать в Конармию Буденного. Его первые рассказы о Конармии вызвали бурную отрицательную реакцию самого Буденного. Это и неудивительно: уже тогда нарождался стиль воспевания побед

большевиков и различных их свершений, критика была недопустима. Бабеля его собственный командарм обозвал так: «... дегенерат от литературы, Бабель оплевывает художественной слюной классовой ненависти» конармейцев. Но помог М. Горький, который знал цену таланту этого писателя. Возражая Буденному, М. Горький очень высоко оценил бабелевскую “Конармию” и даже сказал, что писатель изобразил героев своей книги красочней, «лучше, правдивее, чем Гоголь запорожцев». Но мы знаем, что Горький сам вступил в конфликт с тоталитарным режимом Сталина, и
Бабель потерял последнюю защиту. В 1939 году Бабель был арестован и вскоре погиб.
Во времена «хрущевской оттепели» о Бабеле вновь заговорили. Вышла его книга “Избранное”. Но официальная литературная реабилитация Бабеля шла медленно. «Оттепель» закончилась, и писатель вновь подвергся резкой критике в стиле буденновской, но теперь ему вменяли в вину антинаучные взгляды и концепции.
В чем же состояли его так называемые антинаучные взгляды? Мне кажется, прежде всего, в том, что советская цензура той поры отодвигала в тень произведения о революции и гражданской войне тех писателей, которые откровенно говорили о своей эпохе.

Сейчас, когда русскому читателю полностью возвращено творческое наследие этого замечательного писателя, мы видим, как были неправы те, кто обвинял его в измене собственному народу.
Во всех своих произведениях о революции и гражданской войне Бабель обличал несправедливые обвинения, стоившие жизни многим неповинным людям, настигшие и его самого.

Роман «Конармия» занимает ведущее место в творчестве Бабеля. Этот роман не похож на произведения других авторов, описывающих события гражданской войны и революции. Роман состоит из 36 новелл. Повествование ведется от первого лица. Главный герой - Кирилл Васильевич Лютов. Под этим именем Бабель сражался в рядах Красной Армии. Лютов выражает взгляды писателя.

Герой-рассказчик попадает в мир людей малообразованных, невежественных, одичавших от войны. Бабель лишает описываемые им события героического ореола, как это было принято в официальной литературе, обнажает ужасающий лик войны. Сочувствие автора на стороне жертв гражданской войны, местных жителей тех деревень и городов, по которым проходят казаки Первой конной армии.

Изображая красноармейцев жестокими садистами, Бабель нарушает установленную традицию в изображении революционных, а значит справедливых войн. Герой, сражающийся на стороне красных, должен наделяться всеми мыслимыми добродетелями. С какой целью делает это Бабель?

Для него любая война, даже гражданская, противоестественна по своей сути. Ни в коем случае он не обвиняет своих героев, что они такие, какие есть. Ведь культура и нравственность не даются с рождением, они вырабатываются в течение всей жизни. Более того, даже культурный человек, попадая в ситуацию войны, не способен в полной мере сохранить свое человеческое лицо.

Заслуга И.Бабеля в том, что он остается последовательным в своем творчестве, как писатель-гуманист отвергает любую войну и изображает картину событий и ее героев в том виде, какой она ему представилась. Рисуя правду, он совершает человеческий и гражданский подвиг. Именно такими соображениями руководствовалась Анна Политковская, журналист, глазами которой мы видели правду войны в Чечне. Насколько честной была эта правда, подтвердила судьба журналиста и ее заказное убийство.

Автор не случайно сделал главным героем человека чужеродного, интеллигентного, образованного, так как только такой человек мог осмыслить и понять всю трагичность революции. Для Бабеля трагедия гражданской войны заключается в том, что она убивает душу человека, размывая грань дозволенного, обесценивает главные человеческие ценности и качества: жизнь, человечность, милосердие. За братоубийственные войны человечество платит слишком высокую цену, уничтожая гуманистические традиции, веками накапливаемые народом.

Изображение человека в гражданской войне в рассказах М.А.Шолохова.

М. Шолохов родился на Хуторе Кружилинском станицы Вешенской в крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе, затем в гимназии, окончив четыре класса. Начавшая революция и гражданская война помешали продолжить образование. Шолохов служил в станичном ревкоме, добровольцем вступает в продовольственный отряд. В конце 1922 г. приезжает в Москву, чтобы учиться. Но пришлось работать и грузчиком, и каменщиком, и счетоводом, и делопроизводителем. В 1924 г. увидел свет его первый рассказ «Родинка», опубликованный в «Молодом комсомольце».

В 1925 г. состоялась встреча с А.Серафимовичем, к которому Шолохов сохранит благодарность на всю жизнь.

В газетах и журналах того времени появляются рассказы, впоследствии объединенные в сборник «Донские рассказы». Эти рассказы получили в критике положительную оценку. «Это не только проба пера, но и прекрасный дебют писателя», -говорил биограф писателя И.Лежнев. Рецензент «Нового мира» считал, что «Донские рассказы» займут далеко не последнее место в литературе, посвященной воспроизведению эпохи гражданской войны. Сам Шолохов признавался, что в «Донских рассказах» он старался писать правду жизни, писать о том, что более всего волновало его, было злобой дня для партии и народа . Известный факт из его биографии, что Шолохов был осужден за превышение власти при изъятии хлебных излишек, говорит о многом.

Чувствуется, что «Донские рассказы» написаны по горячим следам и заслуживают внимания как документы истории. Шолохов рассказывает о самом ужасном, трагическом в жизни народа в тот период. В рассказах много смертей, нечеловеческих мук.

Все рассказы о столкновении белого и красного казачества. Что существенно в принципах изображения Шолохова, «красные» у него действительно красные, а белые - белые. Все, кто борется за правое дело, за счастье народа, согреты теплом шолоховского сердца. Писатель верит свом героям, поддерживает их в трудную минуту жизни, поскольку видит, что все эти люди норовистые, упрямые, встанут на защиту человека даже тогда, когда смерть глядит им в лицо.

В «Донских рассказах» Шолохова умело сочетается изображение образа молодого современника, борющегося со злом, расчищающего дорогу к будущему, с жестокой правдой жизни.

Шолохов прожил долгую и полную испытаний жизнь. Он лауреат Нобелевской, Ленинской и Государственной премий, дважды Герой Социалистического Труда, в Вешенской и в Москве ему воздвигнуты памятники, при жизни одна из главных улиц станицы была названа Шолоховской. Он был обласкан всеми властителями советского времени - Сталиным, Хрущевым, Брежневым.

Но это только внешние стороны жизни великого писателя. В письмах к Сталину раскрывается его ощущение трагедии того времени, когда повсеместно вершились суды без следствия… В этих письмах он выступает народным заступником. И не раз он сам находился под ударом, проводил бессонные ночи в ожидании ареста. Спасали его лишь личное мужество и народная любовь.

К теме изображения гражданской войны Шолохов обратится в романе «Тихий Дон». Это говорит о том, что эта тема не была для проходящей, временной, а очень важной, наболевшей.

Сравнение рассказов М.Шолохова и И.Бабеля

Для сравнения изображения человека в гражданской войне я выбрала рассказы Шолохова «Родинка», «Продкомиссар», «Шибалково семя» и расскаы Бабеля «Письмо», «Соль», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча».

В основу этих рассказов положены сходные ситуации, которые имели место сплошь и рядом в то трагическое время: ненависть сталкивает в войне людей, родных по крови. Отцы в силу своего возраста и опыта прожитой жизни защищают старое время и старые порядки, сыновья сражаются на стороне новых хозяев молодой страны большевиков,т.е. отцы на стороне белых, а сыновья - на стороне красных.

Главный герой рассказа «Родинка» - Николка Кошевой. Он командир эскадрона, член РКСМ, и ему всего 18 лет.

Отец-казак пропал в германскую, мать умерла. До пятнадцати лет мыкался по работникам, потом ушел с красными на Врангеля.

Ликвидировал без урона две банды. Полгода водил эскадрон в бои.

Он устал от войны, мечтает об учебе. «Опостылело все… Опять кровь, я уж уморился так жить…». Эти слова Николки подчеркивают его человечность, его душа сопротивляется жизни, которая несет смерть и кровь.

Но рыщут еще по земле белогвардейские банды, и не пришло еще время сесть Николке за парту и научиться, как управлять молодой республикой.

Гоняясь за бандой, Николка не знает, что атаман банды - пропавший в германскую его отец.

Перевес в этом бою на стороне банды. Суждено Николке погибнуть от руки его отца. Но отец не знает, на кого замахивается своей острой шашкой. Описание убийства атаманом командира эскадрона Николки Кошевого в бою лаконичное: «…шашкой махнул, на миг ощутил, как обмякло под ударом тело и послушно сползло наземь».

Стаскивая с убитого красного командира сапоги, атаман « …на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо» и понял, что убил своего сына.

Но не испытывает он в эту минуту торжества победы над врагом, над изменником своей веры и правды: « Медленно, словно боясь разбудить, вверх лицом повернул холодеющую голову, руки измазал в крови, выползавшей изо рта… , всмотрелся и только тогда плечи угловатые обнял неловко и сказал глухо:

Сынок!..Николушка!.. Родной! Кровинушка моя…

Чернея, крикнул:

Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

Упал, заглядывая в меркнущие глаза; веки, кровью залитые, приподымая, тряс безвольное, податливое тело…»

Развязка рассказа: « К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…» трагическая. Жизнь отца потеряла смысл, когда он убил собственного сына.

Пейзаж в рассказе Шолохова созвучен трагедии героев: «Солнце закрылось тучей, и на степь, на шлях, на лес, ветрами и осенью отерханный, упали плывущие тени».

Послесловие рассказа говорит читателю о том, что жизнь не стоит на месте, опять землю топчут конные, а значит опять где-то лютует банда: « А вечером, когда за перелеском замаячили конные, ветер донес голоса, лошадиное фырканье и звон стремян, с лохматой головы атамана нехотя сорвался коршун-стервятник. Сорвался и растаял в сереньком, по-осеннему бесцветном небе».

В основе рассказа И.Бабеля «Письмо » лежит сходная ситуация: отец служит белым, сыновья - за красных. Жанр рассказа - письмо, написанное мальчиком Курдюковым своей матери. Василий сообщает матери, что служит в красной Конной армии товарища Буденного. Просит мать выслать ему посылку. Справляется насчет своего коня Степы. И только во вторых строках своего письма описывает матери, как папаша «порубали брата Федора Тимофеевича Курдюкова тому назад с год времени». Чем это можно объяснить? Прошел год: чувства притупились или у человека отсутствует зов родной крови. Другой брат, Семен Тимофеевич, мстит за убитого брата, своими руками убивает отца, хотя отец уже находился в тюрьме и ожидал суда и следствия. И Васька с сожалением пишет матери, что не может описать матери, «как кончали папашу». В образах Курдюковых писатель изображает хладнокровие, с которым один убивает отца, а другой сообщает об этом. Война ожесточила их сердца, приучила их жить сегодняшним днем, заботами о хлебе насущном, о физической составляющей своего тела: « Давали нам хлеб по два фунта в день, мяса полфунта и сахару подходяще»; «…в обед я заходил к брату Семен Тимофеевичу за блинами или гусятиной и опосля этого лягал отдыхать».

В рассказе Шолохова «Продкомиссар » главный герой рассказа - Игнашка Бодягин. Назначен окружным продкомиссаром. Отец выгнал его из дома в четырнадцать лет, когда Игнаха, увидев, как отец ударил работника по зубам за то, что сломал зубец у вил, сказал:

Сволочь ты, батя…

Отец испорол сына до крови чересседельней и велел идти по миру.

И вот спустя шесть лет Игнаха оказался в родном селе продкомиссаром. Двух казаков, в том числе отца Игнахи за сопротивление, оказанное при обыске, решено было расстрелять.

Встретившись спустя шесть лет, не испытывают к друг другу ничего, кроме ненависти. Отец расстрелян. В приведении приговора о расстреле в действие нет злорадства, упоения местью, лишь слышно звучат последние слова сына: «Не серчай, батя…» Игнаха просто не может поступить иначе, ведь он назначен окружным комиссаром. Если бы на нем не лежала такая ответственность, может быть, он и поступил иначе.

Игнаху тоже находит смерть. Его убивают восставшие против Советской власти казаки. Но перед смертью Игнаха спасает замерзающего у дороги мальчишку, что стоит ему собственной жизни. В образе этого молодого человека, строителя будущего, Шолохов подчеркивает самопожертвование и доброту, мужество и стойкость .

В рассказе Шолохова « Шибалково семя » казачка Дарья, которую из жалости приютил отряд, оказалась шпионкой, подосланной бандой Игнатьева. Шибалок, пулеметчик при отряде, прикипел к ней, но узнав, что из-за ее донесений погибали его товарищи, понимает, что Дарья должна умереть, несмотря на то, что Дарья родила от него сына. Казаки сначала хотели самого Шибалка прикончить, если он не прикончит Дарью и ее малыша. Шибалок умолил оставить сына в обмен на смерть Дарьи. Он собственноручно исполняет приказ.

Смерть Дарьи здесь оправдана всем ходом повествования, автор понимает поступок героя и поддерживает его. Идет война, не может быть полутонов. Если ты оказался врагом - получи пулю. Шибалок показан как настоящий красноармеец, у которого классовая совесть не дремлет. Когда Дарье нужна была помощь, он проявил сострадание, взаимопомощь, он даже полюбил ее. Но простить предательство он не в силах. Шибалок открывается нам как любящий и заботливый отец, он лишь до времени, когда окончатся военные действия, отдает младенца в детский дом.

В рассказе « Соль» И.Бабеля также женщина оказывается жертвой революционно настроенных масс. Сюжет рассказа таков: красноармейцы посадили в свой вагон на станции женщину с ребенком. При прошествии времени красноармейцам показалось странным, что же это за ребенок такой: есть не просит, не плачет… Развернув пеленки, они увидели «добрый пудовик соли». Разговор с врагами Советской власти, с мешочниками короток: « И сняв со стенки верного винта, я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики». Чем обусловлен этот поступок? « …вы, гнусная гражданочка, есть более контрреволюционерка, чем тот белый генерал, который с вострой шашкой грозится нам …» Герой не просто видит мешочницу, но « несказанную Рассею вокруг нее, и крестьянские поля без колоса, и товарищей, которые много ездют на фронт, но мало возвращаются…» Вот такое видение поступка героини заслоняет от него саму виновницу его расстройства, реальность происходящего и, самое главное, человечность, законы нравственности.

В рассказе И.Бабеля «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча » бывший пастух а нынче генерал Матвей Родионович рассказывает, как отомстил за все притеснения барину Никитинскому потому, что ему не заплатили за работу. От его слов веет первобытной жестокостью, неистовством, бесчеловечностью: « И тогда я потоптал барина моего Никитинского. Я час его топтал или более часу… Стрельбой, - я так выскажу,- от человека только отделаться можно: стрельба - это ему помилование, а себе гнусная легкость, стрельбой до души не дойдешь, где она у человека есть и как она показывается. Но я, бывает, себя не жалею, я, бывает, врага час топчу или более часу, мне желательно жизнь узнать, какая она у нас есть…» Человеческая жизнь обесценилась, людьми, которые строят новый мир, овладела ничем не оправданная жестокость. Так и слышится сквозь строчки голос автора: «Ненавижу войну».

Заключение

Гражданские войны принято называть братоубийственными. Братоубийственна по своей сути любая война, но в гражданской эта ее суть проявляется особенно остро.

Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, чему стали подтверждением рассказы Бабеля и Шолохова. Трагизм изображаемых событий здесь предельно обнажен.

Гражданская война стала испытанием не только для людей, по судьбам которых проехалось красное колесо истории, но и для писателей. Одним из них она стоила жизни, другим сделки с собственной совестью.

В результате работы над темой своего исследования я пришла к следующим выводам :

1. История ворвалась в жизнь людей. Век 19 с его традициями, укладом жизни сменяет век 20, наполненный событиями бурными и трагическими.

2. В рассказах Бабеля и Шолохова отражена жизнь в экстремальных условиях, ведь война - даже за прекрасные идеалы революции - это всегда условия, отличные от нормальной жизни. Люди, сменив общечеловеческие ценности на сиюминутные, политические, объединяются в белых и красных и начинают убивать друг друга, искренне веря, что совершают благие дела.

3. У Шолохова нет полутонов. «Красный» действительно красен, а белый бел. Молодость не помеха храбрости и стойкости в образе Николки Кошевого, героя рассказа «Родинка»; Шолохов восхищается человечностью Игната Бодягина, героя рассказа «Продкомиссар»; оправдывает поступок Митьки из рассказа «Бахчевник». Образы врагов революции поражают неоправданной жестокостью, ненавистью, бесчеловечностью (отец Игната Бодягина, издевавшийся над своими работниками, оказавший сопротивление Советской власти; отец Митьки и Федора, назначенный комендантом при военно-полевом суде и при поддержке белого казачества расправлявшийся с красноармейцами; забивший до смерти свою жену).

4. И.Бабель изображает казаков, служивших в армии Буденного, ненавидевших местных жите­лей только за то, что у них был другой быт, язык, культура, презиравших их за принадлежность к другой национальности, за то, что они евреи, поляки или украинцы, за то, что они хотят сохранить прежний уклад жизни. Его герои, вопреки сложившейся традиции изображать красноармейцев только с положительной стороны, очень противоречивы. Писатель показывает наряду с героизмом грубость и даже жестокость солдат конармии Буденного по отношению к мирному населению. Насилие стало для них обычным делом. Читатель видит много, очень много крови ни в чем не повинных людей. Для бабелевских красноармейцев не остается никаких запретов, они уже ничего не боятся, их ничто не сдержива­ет (рассказ «Письмо», «Соль», «Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча»). Автор не идеализирует своих героев, как это было принято в советской литературе.

5. Герои Шолохова молодые. Николке Кошевому 18 лет, Григорию Фролову из рассказа «Пастух» - 19 лет, его сестре Дунятке - 17 лет. Случайно ли это? Для них, молодых, устраивается новая жизнь, когда они не будут испытывать нужды в хлебе, станут учиться. А значит, рассказы Шолохова проникнуты оптимизмом: преодолеются все невзгоды, утихнет боль утрат, начнется новая справедливая жизнь.

6. В рассказах Бабеля нет такой уверенности. Бабель, окунувшись в страстную стихию революции, не понимает, где правда, где ложь, одно ему понятно: «Революция - это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди». Бабель не оправдывает подоб­ную жестокость, мы понимаем его невысказанную мысль, что нужно искать другой путь в новую жизнь.

7. Шолохов через поступки и мысли своих героев дает понять, что другой дороги нет, революция, пусть с кровью, жестокостью - един­ственный способ что-то изменить на земле. Шолохов объясняет причины революции и гражданской войны картинами нищенской жизни людей, голодом, эксплуатацией и жестокостью (рассказ «Алешкино сердце»).

8. Бабель видит отрицательные стороны революции и не замалчивает их. Подчас Бабель использует, как мне кажется, силу гиперболизации, как Салтыков-Щедрин, с художественной целью. С помощью художественного преувеличения показывает опасность переделки мира любыми способами.

9.У Бабеля и Шолохова есть существенные отличия и в характеристике героев . Так, например, Бабель пишет об истинном большевике: «...молодой кубанец, неутомительный хам, вычищенный коммунист, будущий барахоль­щик, беспечный сифилитик, неторопливый враль» («Прищепа»). Совсем другого человека мы видим в описании Николки Кошевого, командира эскадрона, храброго, лихого, преданного рево­люции: « Мальчишка ведь, пацаненок, а подыщи другого, кто бы сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водить эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира!» («Родинка»).

Задачи и цели, поставленные в начале работы, можно считать выполненными. Мне удалось на основе изучения произведений, критической литературы, знакомства с творческой и личной биографией писателей провести сравнительный анализ изображения гражданской войны, образов красноармейцев в рассказах М.Шолохова «Донские рассказы» и в рассказах И.Бабеля из «Конармии».

Можно с очевидностью утверждать, почему удалась жизнь Шолохова и так трагически оборвалась жизнь Бабеля. Писатели жили во время жестокой классовой борьбы, когда не допускалось различий в трактовке образов красноармейцев и значения гражданской войны, когда господствовал принцип социалистического реализма в литературе. Точка зрения Шолохова на происходящее в то время в стране совпала с общепринятой, а честный взгляд Бабеля обрек его на смерть и забвение.

Это сейчас мы понимаем, что каждый писатель индивидуален, каждый видит жизнь

по-своему. Возможно, кто-то сделает упрек Шолохову за некоторый схематизм его героев, а Исаака Бабеля упрекнет в из­лишнем натурализме. Но для нас, читателей, их произведения как бы допол­няют друг друга. И полные надежды на прекрасное будущее «Донские рассказы», и запутанный, сложный, но одновременно очень правдивый и честный сборник рассказов «Конармия» представляют слож­ную картину революционного времени.

Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы. В том числе для Шолохова (как покажет роман «Тихий Дон») и для Бабеля.

Результаты моего исследования могут стать вспомогательным материалом при изучении темы гражданской войны на уроках литературы.

Следующим этапом работы над этой сложной темой может стать сравнительный анализ изображения человека в гражданской войне по «Конармии» И.Бабеля и роману А.Фадеева «Разгром».

.

Библиографический список

1. Бабель И.Э. Избранное.-М.: Олимп; Издательство АСТ,1996.

2. Бабель И.Э. Статьи и материалы. Под редакцией Б.К.Казанского и Ю.Н.Тынянова.Л., 1996.

3. Петелин В.В. М.Шолохов. Страницы жизни и творчества.- М., 1990.

4. Шолохов М.А. Рассказы.- М.: Дрофа: Вече,2002

В 1920-1930-е гг. в литературу входит молодое поколение писателей, которые шли своим путем, сопротивляясь дегуманизации литературы, отстаивая свою независимость художника. В чем-то вынужденные идти на компромисс, они не поступились главным: свободой художественного творчества. В пропагандистские лозунги соцреализма порой не умещалось даже творчество таких писателей, как Л.Н. Сейфиулина, А. Серафимович, К.А. Федин, Л.М. Леонов, не говоря уж о Горьком, Шолохове, Твардовском. Что же касается таких писателей, как И.Э. Бабель, М.М. Зощенко, Ю. Олеша, Б. Пильняк и тем более А. Платонов, М. Булгаков - то их художественные поиски протекали вне официального метода советской литературы.

И.Э. Бабель (1894-1940) вошел в русскую литературу прежде всего как автор «Конармии» (1923-1925) и «Одесских рассказов» (1921-1924).

«Конармия» - цикл новелл, в которых резкими штрихами обрисованы люди в отдельных эпизодах и ситуациях гражданской войны. В этих новеллах перед читателем предстала жизнь, в которой переплелись воедино героизм и жестокость, правдоискательство и душевная неразвитость, прекрасное и отвратительное. «Конармия» построена на контрастах. Есть в ней и романтика, и натуралистические картины в описании убийства, сражений. Бабель тяжело переживал нравственное одичание людей, вызванное первой мировой войной, революцией, гражданской войной. Натурализм бабелевской «Конармии» был связан не с цинизмом писателя (в этом его обвиняли), а с недоумением страдающего гуманиста перед уничтожающей все злобой и ненавистью, заставляющей людей убивать друг друга. В «Одесских рассказах», рисующих экзотический мир одесских налетчиков, проявилось удивительное мастерство Бабеля-стилиста: блестящий юмор, щедрость и яркость в описании Одесского района Молдавии, владение особым «жаргонным синтаксисом» и одесской фразеологией. Особая манера речи Бабеля нашла своих продолжателей в литературе - И. Ильф и Е. Петров, М. Жванецкий.

«Конармия» -- это сборник небольших новелл, связанных темой гражданской войны, единым образом повествователя и повторяющимися персонажами без подробного описания их жизни. Мерцающая многолюдность оправдана буднями Первой Конной -- кто-то погибает, кто-то теряется на дорогах войны.Писательский взгляд Бабеля на революцию изнутри закончился для него трагически -- «Конармия» была объявлена отходом от советской действительности (не показана роль партии, слишком резко изображена революция), он сам обвинен в участии в троцкистской организации, шпионаже в пользу французской разведки и расстрелян.

М. Шолохов «Поднятая целина» . В 1927 г. состоялся XV съезд партии, принявший решение о коллективизации. Написанная по «горячим следам» событий, первая книга романа «Поднятая целина» была опубликована в 1932 г. и восторженно принята советской номенклатурой и инициаторами колхозного движения. Сюжет романа переносит нас на Дон, на хутор Гремячий Лог, куда одновременно приезжают участники и идеологи будущего конфликта: один, Половцев, ночью, как волк, потому что он белогвардеец, другой, бывший путиловский рабочий и красный моряк Давыдов, -- днем, открыто. Половцев хочет втянуть казаков в Союз борьбы за освобождение Дона, Давыдов как двадцатипятитысячник должен собрать всех в колхоз, поприжав покрепче кулака. После приезда вожаков стремительно разворачивается сюжетное действие с его основными «узлами»: первым собранием бедняков, принявшим решение раскулачить «богатеньких», сценой раскулачивания Гаева, Лашнинова и прочих, раздачей имущества беднякам, вторым собранием гремяченцев по созданию колхоза, драматическим «бабьим бунтом», сценой пахоты, когда Давыдов сумел организовать социалистическое соревнование бригад. Массовые сцены -- художественная особенность нового, советского романа социалистического реализма. Что хотел сказать художник таким построением сюжета? «Течет» народная масса, выявляя свое, заинтересованное отношение к новым идеям, стало быть, народ -- хозяин и творец истории.

В драматических коллизиях романа раскрываются характеры интересные, самобытные, описанные ярко, пластично, с мягким юмором. Не может читатель не сочувствовать Давыдову с его широтой души и внутренней правдивостью, ставшему, однако, носителем командно-административной системы и заложником ее. Не может не горевать над неустроенностью жизни, несогретостью Нагульнова, верящего в мировую революцию и готового за нее жизнь отдать. Значение романа «Поднятая целина» бесспорно: и в мало-мальски правдивом изображении деревни 30-х гг. на фоне парадной советской литературы, и в том, что Шолохов, по существу, открыл своим романом «деревенскую прозу» нового века. Наиболее ярко в нашей литературе она будет представлена произведениями Ф. Абрамова, В. Распутина, В. Тендрякова, В. Шукшина, В. Белова.

А. Фадеев был бойцом Красной Армии, участвовал в разгроме Кронштадтской крепости, на подступах к которой был тяжело ранен. Потянулись долгие месяцы лечения.

Раздумья, воспоминания о боевом прошлом, еще таком недавнем, ярком, теснились в голове, тревожили. И Фадеев задумал написать роман о гражданской войне, запечатлеть в книге образы замечательных героев и события этих лет. Формирование нового человека - вот то главное, к чему приковано внимание Фадеева-художника. И герой фадеевских книг - человек «в большом походе, в движении к коммунизму» - навсегда вошел в литературу и жизнь. Это наш современник, с его романтической устремленностью в будущее, реалистически оценивающий свою практическую деятельность, мужественно встречающий смерть в бою с врагами, с непоколебимой верой в торжество великого дела строительства коммунизма.
Художественные произведения А. Фадеева, отразившие нашу героическую эпоху революционного преобразования общества, правдиво показавшие нового человека, богатство его духовных интересов, нашли путь к сердцу читателя.
«Разгром», «Последний из удэге», «Молодая гвардия» - книги, раскрывающие романтику борьбы народа против старого мира, за лучшее и прекрасное общество на земле - коммунизм. В них раскрыта великая организующая и вдохновляющая роль Коммунистической партии.

Сильная сторона первых вещей А. Фадеева - повести «Разлив», рассказа «Против течения» - в богатстве жизненных наблюдений, в устремленности его героев в будущее. повести изображается жизнь глухого, затерянного в южно-уссурийской тайге села. Жизнь в нем течет медленно и неторопливо. Формы ее как будто раз и навсегда устоялись. Тяжелый труд, кабальная зависимость бедноты от кулаков - доля, как бы предопределенная самой судьбой. Но и в это затерянное на краю света село приходит весть о Великой Октябрьской социалистической революции. В селе появляется крестьянин-большевик Иван Неретин, вернувшийся с фронта. Он борется за установление Советской власти в родном селе, поднимает бедноту против кулаков. Кульминационным моментом в повести является разлив реки Улахе, который угрожает гибелью жителям деревни. Иван Неретин возглавляет спасение людей. Повесть заканчивается победой бедняков.
Фадеев воспевает в «Разливе» победу человека над стихийными силами природы, труд людей, преобразующий не только землю, но и отношения между ними. Название повести символизирует неодолимость народного революционного движения. 1923 году в журнале «Молодая гвардия» появился рассказ «Против течения». Сюжет рассказа прост. Полк, сформированный из партизан, во главе с командиром Семенчуком, покинул боевые позиции. Но под влиянием большевиков - комиссара Челнокова и других, которые мужественно идут «против течения», в полку преодолеваются анархические настроения, и он выступает на фронт для выполнения заданий командования, готовый до конца драться с врагами революции. Об этих людях полка автор пишет, что они не были «ни врагами, ни предателями. Вся их беда заключалась в том, что они были темны, как взрастивший их чернозем, смертельно устали воевать, а дома их ждали собственные земли, избы, семьи и такой заманчивый семейный уют». Большевики в рассказе Фадеева решительно выступают против анархических настроений. Это волевые люди, требовательные к себе и другим, стойкие солдаты революции. «Я подвинчиваю себя каждый день невидимыми гайками до последней степени, до отказа, - говорит Соболь. - Я все время иду против течения и тащу за собой всех, кого только можно тащить...».

Роман «Разгром» вышел отдельным изданием в 1927 году. Он принес Фадееву широкую известность и признание читателей. По словам автора, он стремился показать в этой книге, как «все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа, закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка людей происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться». Герои «Разгрома», участники партизанского отряда, - люди самых различных характеров и убеждений. Но всех их цементирует и направляет воля командира отряда коммуниста Левинсона.
Характерными чертами этого вожака народной массы являются высокая идейность, сильная воля, целеустремленность, безграничная любовь к народу, неразрывная связь с ним, преданность делу революции.

Роман заканчивается потрясающей сценой: партизанский отряд разгромлен, в живых осталось только 19 человек, погибли замечательные, беззаветно преданные революции бойцы. Но отряд выполнил боевую задачу, и эти 19 человек будут ядром возрожденного отряда.

В отряд придут другие Баклановы и Морозки, ибо революция, несущая освобождение простому народу, имеет миллионные резервы, поднимает на борьбу за правое дело все новые и новые людские массы. Такая революция непобедима. В 20-х годах Фадеев был одним из первых, кто поставил себе задачу коренной важности - создание советского положительного героя, - и выполнил эту задачу в романе «Разгром».

Грозная стихия революции не щадит ни убежденного большевистского вождя, ни сомневающегося интеллигента. Она несет кровь, горе и смерть. Насилие порождает еще большее насилие и ожесточение людей. Такова картина революционной борьбы в Киеве 1918 года, изображенная М. Булгаковым в "Белой гвардии". Писателя нередко обвиняли в отсутствии общественного миросозерцания. Такой политической классовой позиции у Булгакова действительно не было. Он рассматривал происходящие события с общечеловеческой точки зрения, хотя его герои вовсе не чуждаются политики. Здесь и защитники монархии, участники белого движения, и петлюровцы, и анархисты, и коммунисты. Но, несмотря на то, какие они идеи исповедуют, кто захватил в городе власть, по-прежнему льется кровь, гибнут люди, обесценивается человеческая жизнь. Можно понять и мужиков, "с сердцами, горящими неутоленной злобой" против их вековых угнетателей, ненависть солдатской массы к офицерству. Но нельзя осуждать и тех же "прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов... сбитых с винтов жизни войной и революцией". Писателя интересует в романе не борьба "великих идей", разжигающих резню, а те вечные нравственные ценности, которые помогут русскому народу выйти из глубокого кризиса, остановить кровавое колесо. Это прежде всего та человеческая душевная красота, которая побуждает его любимых героев, забывая о себе, помогать людям, заботиться о них, даже жертвовать собой ради спасения молодых жизней. Герои Булгакова вовсе не идеальны, они подвержены слабостям, ошибкам, но и в Турбиных, и в Мышлаевском, и в Най-Турсе есть главное - порядочность, чувство чести, мужество, доброта.

Одним из самых ярких эпизодов романа стала сцена смерти полковника Най-Турса, который, презрев кодекс офицерской чести, отдал юнкерам странный, неожиданный приказ - отступать, срывая погоны, кокарды и бросая оружие, а сам попытался прикрыть их отступление, где и настигла его смерть. Поступок командира заставил Николку Турбина, по-мальчишески мечтающего о славе, понять, что в мире, кроме красной и белой правд, есть еще истина. И она в том, что главная ценность на земле - человек, что истинный подвиг состоит не в том, чтобы повести в бой за идею горстку юнкеров и тем погубить их, а в том, чтобы ценой собственной жизни спасти их. Значит, гражданская война и революция помогают выявить сущность каждого человека. Виднее становится беспринципность и слабодушие Тальберга, мужа Елены, выросшие до размеров подлости. Именно в это тяжелое время раскрываются высокие нравственные качества милой интеллигентной семьи, которая становится своеобразным островком любви, добра и красоты, местом, где каждый найдет помощь, совет, сочувствие. Пройдя через кровь и смерть, эти люди остаются на своей земле, со своим народом. Роман Булгакова завершается пророческими словами: "Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод, мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взор на них? Почему?"

Михаил Александрович Шолохов в романе-эпопее "Тихий Дон" создает широкую картину исторических перемен в жизни донского казачества.

Главная тема романа -- судьба народа в годы революции и гражданской вины. В шатаниях казачества между революцией и контрреволюцией проявилась действенная природа психологии мелкого собственника, который тяготеет невольно и неизбежно то к буржуазии, то к пролетариату. Самостоятельной "линии" у него экономически быть не может. Его прошлое влечет его к буржуазии, его будущее к пролетариату. Его рассудок тяготеет к последнему, его предрассудок к первому.
У казачества колебания, свойственные среднему крестьянству, проявились с особой силой. Если в остальных районах России основой союза крестьянства с пролетариатом была борьба за землю, то на Дону казачество, в своей массе, имело достаточно земли. Белогвардейцы запугивали казаков слухами, будто бы большевики хотят отнять у них землю и отдать ее "мужикам". Эти провокационные слухи рождали среди казаков слепую ненависть, толкали их на борьбу за свою "делянку земли". Спровоцированные белыми на восстание против Советской власти, казаки с тоской думали о весенней пахоте, об оставленном хозяйстве, отказывались отходить далеко от родных хуторов. В привязанности казаков к своему хозяйству проявилась и душа труженика, и психология собственника. Чувства усталости, вины и раздражения особенно сильно овладевают казаками после соединения их с прорвавшейся на Дон белой армией. Даже у хозяйственного Пантелея Прокофьевича Мелехова, истого хранителя казачьего духа, воодушевлявшего еще недавно своих сыновей на войну с большевиками, резко меняется настроение. "Война разорила его, лишила прежнего рвения к работе, отняла у него старшего, внесла разлад и сумятицу в семью. Прошла она над его жизнью, как буря над делянкой пшеницы, но пшеница и после бури встает и красуется под солнцем, а старик подняться уже не мог. Мысленно он махнул на все рукой -- будь что будет!" Казаки все больше отходили от белого командования, и после разгрома белой армии оставшиеся в живых стали воз- вращаться в родные хутора. Не все и не сразу признали Советскую власть. Первое время многие поддерживали бандитов и помогали им в борьбе с продотрядами, но постепенно казаки поняли, что этим они мешают установлению нормальной жизни, и решительно стали на сторону советов. Сама жизнь разбила иллюзии казаков. Им стала ясна нелепость затеи организовать "свою республику из десяти станиц". Либо возвращаться к старой жизни: тянуться перед офицерами, гнуть спину на кулаков и помещиков, либо идти вслед за большевиками. Третьего пути нет. И подавляющая масса казачества повернула на путь строительства новой жизни.

В романе представлены и те, кто хотел удержать старые порядки, потопить в крови народную власть. Это семейство хуторских богатеев Коршуновых, купец Мохов, помещик Листницкий, генералы и офицеры белой армии, иностранные интервенты. Выразительны в романе портреты Корнилова, Каледина, Краснова. Как собаки, дерущиеся за кость, они в борьбе за власть злобно обличают друг друга. Иностранная помощь не спасла белых генералов. На Дону, очищенном от белогвардейцев, начинается строительство новой жизни.

При всем многообразии героев Шолохову удалось наделить каждого героя "собственными чертами, создать неповторимое лицо, неповторимый внутренний человечий строй".

Роман Шолохова получил международное признание, а автор -- Нобелевскую премию.

Катастрофические события социальных революций XX века не могли не стать величайшим потрясением и в судьбе литературы. Октябрь 1917 года взорвал Россию изнутри и породил гражданскую войну. Преданность революции и защиту ее идеалов в гражданской войне отражали романы Д. Фурманова «Чапаев», Н. Островского «Как закалялась сталь», А. Фадеева «Разгром», А. Серафимовича «Железный поток».
Но было много писателей, которые пошли на сознательную оппозицию и, следуя законам гуманистической нравственности, рассказали о революционном времени как о насилии, коверкающем судьбы людей в России. Появились такие произведения, как «Тихий Дон», «Донские рассказы» М. Шолохова, «Конармия» И. Бабеля, «Бег», «Белая гвардия», «Дни Турбиных» М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака и другие. Большинство из этих авторов стали жертвами диктаторского режима, не желавшего знать о себе правды.
И. БАБЕЛЬ. «КОНАРМИЯ»
Ярким примером судьбы человека, исковерканной под колесами революции, можно считать жизнь И. Бабеля. Трагическая судьба писателя, расстрелянного в январе 1940 года в Москве, была предопределена: автор «Конармии» пережить террор 30-х годов не мог. Читая его книги, мы помним, что они были оплачены по самому высокому счету.
«Конармия» - это типичный для литературы 20-30-х годов роман в новеллах. Все новеллы объединены литературным рассказчиком Кириллом Васильевичем Лютовым, кандидатом прав Петербургского университета, прикомандированным к штабу одной из дивизий Первой Конной армии. Судьба героя - не частный случай, касающийся отдельно взятого представителя интеллигенции, но колоссальное по силе обобщение важнейшей проблемы - интеллигенция и революция.
В основе сюжетного конфликта лежат попытки Лютова стать равноправным бойцом Конармии, превратиться в истого красного кавалериста, который бы не выделялся из общей массы. Отсюда мытарства героя. По-другому и быть не могло, ведь широко образованный, интеллигентный человек, во многом идеалист и романтик, попадает в круг людей малообразованных, невежественных, попросту одичавших от многолетней бойни.
После взрыва отчаяния дела героя медленно, но верно продвигаются к положительному завершению: он завоевывает значительный авторитет среди конармейцев, о чем можно судить по тому, что они называют его «Лютыч», обращаются к нему как к третейскому судье в случае затруднений.
Более того, когда Л ютов находит в себе мужество и силы в накаленной боевой обстановке противиться расстрелу пленных, он добивается своего. Это развязка: герой преодолел (конечно, до известного предела) пропасть, отделявшую его от бойцов Первой Конной.
Одной из важнейших в романе является проблема гуманизма, рассматриваемая в теме «человек на войне». Писатель подчеркивает, что жажда революционной справедливости перерастает у героев в братоубийственную войну, а мужество и беззаветная преданность борьбе «за правое дело» компенсирует любые нравственные недостатки.
Таковы герои «Конармии»: Конкин, Иван Акин- фиев, Колесников. Афонька Бида, Никита Балма- шев, даже «дама всех эскадронов Сашка». Например, Иван Акинфиев - изощренный садист, для него «власть совецкая - кровиночка горькая», и он готов убить Лютова за то, что тот ходит в атаку, не стреляя по противнику.
Война одинаково гибельна в нравственном отношении для всех ее участников. Так, Лютов, с одной стороны, протестует против убийства пленных и оскорбления религиозных чувств католиков, а, с другой, - поджигает кучу соломы на полу дома для того.
чтобы вынудить хозяйку накормить его. Значит, попадая в подобную ситуацию, даже человек культурный не способен устоять на принципах гуманизма.
Описание ужасов войны - не самоцель писателя. Отношение кандидата прав Лютова к происходящему, попытка примирить в сознании отвращение к насилию и представление о его неизбежности - вот то противоречие, которое является основополагающим для романа.
Книга о войне не содержит практически батальных сцен. Например, в новеллах «Комбриг два», «Чесники». «Афонька Вида» только упоминается о бое. Объяснение этому одно: «Конармия» - не хроника, это роман о человеческой душе, мятущейся, ищущей истины в несправедливом, истекающем кровью мире. Рассказав трагическую правду о войне, Бабель как писатель, как гуманист напрочь отвергает дикое, противоестественное состояние гражданской войны, «приправленное» революционными лозунгами о справедливости.
М.А. БУЛГАКОВ. «БЕЛАЯ ГВАРДИЯ», «БЕГ», «ДНИ ТУРБИНЫХ»
Булгаков вошел в литературу с темой, которой оставался верен в своем творчестве, - революция и культура, где соединительный союз «и» порой звучал для писателя разделительным «или».
Когда окружающий Булгакова мир был потрясен революцией, встал вопрос: что будет с культурой, созданной тысячелетиями цивилизации?
Для Булгакова разрушить старое - значит уничтожить прежде всего культурные ценности. Он считает, что только культура, мир интеллигенции вносят гармонию в хаос человеческого бытия.
Думая о России, писатель не мыслил ее без интеллигенции как главной силы исторического развития. Эта идея обретает трагическое звучание в романе «Белая гвардия». Попытка Турбиных с мечом в руках отстоять быт, который уже утратил бытие, оценивалась Булгаковым как донкихотство. С их гибелью, по мнению писателя, гибнет все. Художественный мир романа как бы раздваивается: с одной стороны это мир Турбиных с их устоявшимся культурным бытом, с другой стороны - это варварство петлюровщины. Гибнет мир Турбиных, но сгинул и Петлюра. В город входит броненосец «Пролетарий», несущий тот же хаос в мир человеческой доброты.
Вслед за «Белой гвардией» Булгаков создает драматическую дилогию «Дни Турбиных» и «Бег». Если в «Белой гвардии» ясно выражена мысль о том, что вместе с гибелью старой интеллигенции гибнет все, то в «Днях Турбиных» и «Беге» с гибелью Турбиных гибнет только часть мира. Трагические герои - Турбин и Хлудов - гретают пародийных двойников - Лариосика и генерала Чарноту.
Героизм и личная храбрость Турбина, в одиночестве защищающего гимназию, пародийно снижена фарсовым выступлением одинокого сторожа, готового ценою жизни спасать гимназические парты. Максим - своего рода двойник Турбиных. У них тоже есть канувший в небытие «господин директор». Их жизнь тоже отдана ради исторической иллюзии. Здесь завязывается главная особенность булгаковского видения и отражения мира: трагедия и фарс. Именно горькая ирония, смех, фарс станут определяющими в описании трагической сути жизни людей, попавших под колеса истории. И в «Белой гвардии», и в «Беге», и в «Днях Турбиных» Булгаков изображал русскую интеллигенцию, гибнущую в пожаре революции.
Долгое время Булгакова называли певцом «белой гвардии», а его произведения расценивались как «прямая вылазка классового врага». Понимая невозможность выжить с романтической ностальгией по старой культуре, Булгаков в своем творчестве развивает сатирическое изображение нового мира, рожденного революцией, в знаменитой повести «Собачье сердце», в «Дьяволиаде» и других произведениях.

«Конармия» И. Э. Бабеля рассказывает читателю о трудных временах, о том страшном времени, когда в кровавом водовороте смешались судьбы различных людей. Гражданская война разъединила многие семьи. Нередко случалось так, что родственники оказывались по разные стороны фронта и с ненавистью уничтожали друг друга. С другой стороны, произошло невольное сближение совершенно противоположного по мировоззрению, восприятию окружающего и воспитанию людей. Так, в Красной Армии плечом к плечу воевали и бывший крестьянский парень, и еврейский интеллигент, и привыкший к войне казак. Но все они, проходя суровую военную школу, вынуждены были меняться. Раннее имевшиеся ценности были забыты. Кругом бушевало насилие, пренебрежение к личному достоинству других людей, разгулье смерти.

Действие рассказа «Смерть Долгушева» происходит во время короткого перерыва между боями. Полк пошел в наступление, а Грищук с Лютовым на своей тачанке «остались одни и до вечера мотались между огневых стен». Чужие части их не принимали, а штаб дивизии был куда-то перемещен. Полки вошли, но скоро вновь оставили Броды. Поляки наступали. Вскоре тачанка случайно наткнулась на польский разъезд и оказалась под открытым огнем. Грищук, уже пожилой человек, вдруг спросил своего спутника, «зачем бабы трудаются». Этот необразованный казак, видя творящуюся кругом несправедливость — смерть тысяч людей, пришел в искреннее недоумение. С детства заложенные в нем народные вековые традиции и житейская мудрость не в силах были помочь ему найти ответ на простой вопрос, к чему человеку жить, создавать семью, рожать детей, если его ждет такая ничтожная смерть, к чему все мучения и страдания, если человеческая жизнь ничего не стоит и никому не нужна: «Смеха мне, зачем бабы трудаются...». Лютов не успевает ответить на вопрос, им на дороге встретился тяжело раненный телеграфист Долгушов. Живот у него был вырван, поэтому с первого взгляда было понятно, что дни или даже часы его сочтены. Он умоляет Лютова и Грищука пристрелить его и сообщить о своей смерти родным. Лютов не в состоянии выполнить просьбу Долгушого. Еврей-интеллигент, получивший хорошее светское и духовное образование, не может переступить через себя. Он не вправе решать вопросы Всевышнего: жить или умереть человеку. И в то же время ему жалко телеграфиста, нарастает внутренний конфликт. На одной чаше весов — моральные установки и нравственные ценности, на другой — желание облегчить страдания смертельно раненного боевого товарища. Лютов отказывает Долгушову и пришпоривает коня. Тем не менее Лютов испытывает чувство вины перед ним и когда его единственный друг Афонька Бида выполняет просьбу телеграфиста, Лютов подходит к нему с виноватой улыбкой. Безусловно, Афоньке нелегко далось это решение, однако здесь пересилила жалость к собрату по несчастью. Казак не задумывался о сложных вещах, просто избавлял Долгушова от страданий. Скорее всего он не испытывал страданий морального свойства. В нем горела ненависть к врагам, которые убили еще одного боевого товарища. Эту ненависть он и выплеснул на подошедшего Лютова: «Жалеете вы, очкастые нашего брата, как кошка мышку...». Ярость была столь сильна, что Афонька наверняка бы застрелил и своего друга Лютова, если бы Грищук не остановил. Дружба между этими людьми была безвозвратно потеряна. Это осознавал и сам Лютов, и Грищук, вдруг вынувший из сиденья сморщенное яблоко и предложивший его спутнику. В своем рассказе Бабель старается донести до читателя, что любая война — это великая трагедия. В ее условиях, сталкиваясь с кровью и грязью, трудно сохранить свое лицо или как-то привыкнуть, подстроиться к ситуации. Война все равно перевернет все с ног на голову, заставит совершать поступки, противные совести и человечности, сделает неправым и казака, помогающему умирающему, и интеллигента, не сумевших переступить через свои моральные ценности и идеалы.

Сочинение на тему «Гражданская война в творчестве И.Бабеля.»Конармия» 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

Тема революции — одна из самых актуальных в русской литературе прошлого столетия. Ведь она во многом изменила жизнь общества. Многие литераторы были вынуждены эмигрировать, так как не могли писать ложь, а правду им писать запрещали. Тема гражданской войны стоит наравне с темой революции. Теперь отношение к этим событиям, их роль в истории России переосмысляется, а тогда иное мнение считалось враждебным. Многие писатели видели в гражданской войне общенациональную трагедию, братоубийственную войну.


Исаак Эммануилович Бабуль встретил Октябрьскую революцию с ожиданием перемен. Он был романтически настроен и считал революцию справедливой, но разруха заставила его сомневаться в этом. Писатель сам видел, что происходило на фронте во время гражданской войны. Весной 1920 года он отправился на фронт корреспондентом в Первую конную армию. Кроме статей и дневника военных действий, он вел также личный дневник, где фиксировал свои сложные мысли и чувства, по поводу происходящего, описывал военные события. С ужасом писатель замечал, что насилие стало для казаков привычным явлением. Война уничтожила личное достоинство людей, лишила их жалости к себе подобным.
В своем сборнике новелл «Конармия», созданном в 1926 году, писатель, опираясь на свой походный опыт, описывает человека на войне, среди ужаса и постоянного запаха крови.
В сборнике выделяется двойственность изображения конармейцев. Они здоровы, жизнерадостны, геройски ведут себя в сражениях, но и готовы к звериной жестокости. Писатель хочет изобразить казаков в самопознании, со всеми их противоречивыми свойствами, чтобы показать читателю: их поведение продиктовано войной.
Сам автор против убийства. Человек, способный к состраданию, не может примириться с кровопролитием. Но реальность иногда настолько неожиданна, что соединяет в одном человеке жестокость и милосердие.
Слова автора «летопись будничных злодеяний теснит меня неутомимо, как порок сердца» воспринимались как осуждение, неприятие такой революции. С первой же публикации новелл из «Конармии» роман вызвал споры. Его считали клеветой на доблестную Красную Армию, на первую конную, «поэзией бандитизма». На фоне ее постоянного прославления иного взгляда просто не ждали. Бабель говорил, что он не ставил себе задачей воспеть героическую историю Первой конной, но споры продолжались. За писателя заступился М.Горький, «Конармия» не раз переиздавалась.