Средства передачи информации: история, факты. Краткое сообщение «История денег. История появления металлических денег

Доклад

По теме: «Историческая наука, история современности исторические события »

Введение

Давно уже известно, что и камни говорят, если это камни истории.

Доказательность выводов – обязательная черта научного знания. История как

наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в

истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из исторических источников. Исторические источники – это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре основные группы исторических источников:

1. Вещественные;

2. Письменные;

3. Изобразительные;

4. Фонические.

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни.

Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая задача истории.

«История - наставница жизни»,- говорили древние. И действительно, люди

всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской

лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются на уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру, справедливости, свободе, равенству, красоте.

Выдающийся русский историк, профессор Московского университета В.О.Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что, хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый ученый писал: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и пренебрежение». Хотелось бы напомнить еще один афоризм: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем».

История - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и мнений.

Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает

определенные основания для скептического отношения к истории как к науке, объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно услышать слова о том, что история используется для обоснования целей политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывают историю заново, что это «политика, опрокинутая в прошлое». Высказывается точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от современности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о

несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности

реконструкции безвозвратно исчезнувшего из прошлого из-за репрезентативности (непредварительности) сохранившихся источников о реально происходивших событиях.

И все-таки, несмотря на плюрализм как при интерпретации отдельных фактов, существует объективная истина. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять его

Задача научного знания. Поиски истины в истории, историческое познание -

сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как понимания

особенностей этого познания, так и определенного профессионального

мастерства.

Историк не может писать без гнева и пристрастия, но он не имеет прав на

обман, на искажение и утаивание истины. Поиск и утверждение истины во все времена являлись главной целью науки. Являясь социальной памятью

человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достояниемсовременности. Вопреки мнениям скептиков роль исторической науки в жизни людей возрастает. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от настоящего. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая материал для прогнозирования будущего.

Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук. Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов, совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания, методы обработки и анализа источников. Многие факты, события, явления нашей истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора, совершенствованием теоретического знания сегодня оценивается иначе, чем пять – десять лет назад. Все это – свидетельства того, что историю переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на расширение палитры наших знаний о прошлом.

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое,- это знали люди во все времена.

Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность.

Великий русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов писал, что история «дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судьям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую твердость в советах, каждому – незлобивое увеселение с несказанною пользою соединенное».

Говоря о роли истории в жизни людей, «птенец гнезда Петрова» В. Н. Татищев писал: «Можно кратко сказать, что никакой человек, ни един стан, промысл, наука, ниже какое-либо правительство, меньше человек единственный без знания оной совершен, мудр и полезен быть не может»

БЕЗ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ НЕТ БУДУЩЕГО.

После достижения независимости возрастает интерес нашего народа к познанию своей Родины, ее языка, культуры, ценностей, истории. Это -- естественное явление. Каждому человеку присуще желание знать свою родословную, кто были его предки, историю кишлака, города, где он родился и вырос, одним словом, историю Родины. Сегодня весь мир признает, что край, называемый Узбекистаном, то есть наша Родина, является одной из колыбелей не только восточной, но и мировой цивилизации. Эта древняя и священная земля взрастила великих ученых, мыслителей, политиков, полководцев. На этой земле закладывались и развивались основы религиозных и светских наук. Построенные еще до нашей эры и позже сложные гидросооружения, памятники старины, не потерявшие своей красоты и величественности, свидетельствуют о том, что здесь с древнейших времен были высоко развиты земледелие, ремесла, культура, зодчество и искусство градостроительства. Уцелевшие в безжалостных испытаниях времени надписи и рисунки на камнях и сегодня хранящиеся в библиотеках более 20 тысяч рукописей, в которых запечатлены десятки тысяч научных трудов по истории, литературе, искусству, этике, философии, медицине, математике, физике, химии, астрономии, архитектуре, земледелию, -- это поистине бесценное духовное богатство и гордость наша. Мало найдется в мире народов, обладающих таким большим наследием. И потому-то я смело могу сказать, что немногие страны мира могут сравниться с нами в этом отношении.

Настала пора серьезного изучения этих уникальных рукописей, отразивших жизненный опыт, что накапливался веками нашими предками, их религиозные, нравственные, научные взгляды. Ибо, как вам известно, в советский период стремление к познанию исторической правды не поощрялось. Источники, не служившие интересам господствующей идеологии, укрывались как можно дальше от глаз народа.Наши ученые создают труды о различных периодах истории, писатели пишут крупные прозаические, поэтические и драматургические произведения на историческую тему. Заслуживает внимания и тот факт, что средства массовой информации широко пропагандируют наши духовные ценности, в беседах, дискуссиях появляется разнообразие мнений. Меня особенно радует то, что наше молодое поколение, ощущая себя лично ответственным за дальнейшую судьбу нации, Родины, участвует в полемике с чувством причастности к этому.

Есть пословица -- “Чумчук сойса хам кассоб сойсин”1. Я не историк. И совершенно далек от мысли поучать специалистов в этом отношении. Однако возникает естественный вопрос: в пору вступления нашей государственности в период резкого поворота нужно ли нам четко определить свое место во времени и пространстве, знать свое генеалогическое древо, знать, кто мы есть? Нужно или нет, чтобы активно работающие в нашей стране уважаемые академики, писатели, издатели, ученые, и прежде всего историки, вместе ответили на эти вопросы?..

На мой взгляд, когда речь заходит об историческом прошлом узбекского народа, о его самобытности и духовности, у нас не хватает анализа, опирающегося на глубокую научную основу, четкого подхода в определенных вопросах. Говоря научным языком, нет целостной концепции. Самосознание начинается со знания истории. Эту истину, не требующую доказательств, необходимо поднять на уровень государственной политики.

Есть особая ответственность говорить с высокой трибуны о нации, стране. Не будем забывать о том, что когда выражается отношение к какому-либо событию или личности, это может быть лишь точкой зрения одного человека или людей определенной категории. Хуже всего, что субъективное мнение бывает заразительным. Одностороннее мнение, не основанное на глубоком анализе, на логике, сбивает с толку людей, и прежде всего преподавателей истории. Приняв услышанное за истину, они доводят ее до учащихся. Правильный путь нам могут указать только те выводы, которые родились в результате спора, дискуссии, анализа. Это во-первых.

Второе заключается в том, что мы объявили воспитание гармонично развитого человека приоритетным направлением государственной политики. Когда мы говорим о гармонично развитом человеке, то подразумеваем, прежде всего, эрудированных, образованных, просвещенных людей с высоким сознанием, способных самостоятельно мыслить, являющихся примером для других. Сознательного, образованного человека нельзя обмануть сбивчивыми, сомнительными разглагольствованиями. Он все взвешивает на весах разума, логики. Зрелым человеком считается тот, кто свои мысли, мнение, выводы соотносит с логикой.

Мы строим свободное демократическое общество. Для нас вообще не существует закрытых тем. У нас есть общенародная трибуна -- телевидение, радио, печать. Для людей с добрыми помыслами границы всегда открыты. Из-за рубежа к нам едут гости, и мы выезжаем в иностранные государства. Часто у нас проводятся международные форумы. Нам нужны знающие, умные, образованные люди, которые на этих форумах свободно смогут вести полемику с ведущими учеными в любой сфере -- будь то экономика, политика, история, культура.

Почему я часто повторяю слово “просветительство”, делаю на нем особое ударение? Просвещение -- это основа развития общества, это единственная сила, способная спасти его от неизбежной катастрофы. Вспомните события, развернувшиеся в Туркестане в начале нашего века. Почему в этом крае в те годы как никогда усилилось движение просветительства? Да потому что пробудить край, подпавший под иго царской России, ставший перед лицом регресса, раскрыть глаза народу можно было лишь путем просветительства. Просветительство и сегодня не потеряло и не потеряет впредь для нас своего значения. Добиться поставленных перед собой целей мы можем только тогда, когда сумеем воспитать умных, образованных, высоконравственных людей, только тогда воцарится в стране благоденствие и прогресс. Если не сможем решить этой проблемы, то все наши призывы и упования окажутся напрасными: не видать нам тогда ни прогресса, ни светлого будущего, ни благоденствия!

Именно поэтому мы в свое время организовали республиканский центр “Маърифат ва маънавият”. Открылись областные и районные отделения центра. И речь сейчас не о том, что были выделены крупные суммы из бюджета республики. Если нужно, поможем еще. Но как можно понять, что работа в этой сфере отстает от требуемого уровня, что организация допускает формализм в своей деятельности? При виде такого положения дел невольно хочется воскликнуть: дорогой мой, ты же не работник дома политпросвещения советских времен, у тебя ведь совершенно другие задачи. Мы создали эту организацию не только для того, чтобы получали там зарплату. Ведь по сути нравственное воспитание, пропаганда знаний является делом совести каждого интеллигента. Просветитель должен быть самоотверженным человеком. Понимаем, и они должны иметь хлеб насущный, кормить семью и детей. Поэтому мы и назначили им зарплату. Однако я еще раз повторяю: просветитель должен быть прежде всего самоотверженным человеком, фанатиком своего дела.

Я говорил о движении просветительства в начале двадцатого века. Разве представители этого движения выступили на арену борьбы ради богатства, ради славы? Разве кто-то выдавал зарплату Махмудходже Бехбуди, Мунаввару Кори, Фитрату, Тавалло за то, что они открывали школы, призывали народ отстаивать свои права? Кто-то платил им за это? Конечно, нет! Они заведомо знали, что играют с огнем, что будут жестоко наказаны за свою борьбу с колониализмом. Зная об этом, они сознательно шли по этому пути. Ибо к этому их призывала совесть, убеждения.

Давайте теперь перейдем к основной теме. Итак, какое место занимает история в нашей духовности? Можно ли достичь высокой духовности, не зная истории? Конечно, нельзя!

Для восстановления духовности, чтобы ощущать себя не ниже других в стране, в которой родился и вырос, ходить с гордо поднятой головой, человеку, конечно, необходима историческая память.

Естественно, каждый человек, являясь сыном своей нации, задается вопросами, а кто были мои предки, где истоки моей нации, как происходил процесс ее становления, возрождения и формирования? Почему уровень развития нации, давшей миру таких великих людей, как Ахмад аль-Фаргони, Мухаммад Хоразми, Ибн Сино, Абу Райхон Беруни, Имам аль-Бухари, Амир Темур, Улугбек, Алишер Навои, Бобур, к XVII--XIX векам стал ниже прежнего, достигнутого до той поры? Почему в течение трех столетий мы не сумели преодолеть отсталость? Не стала ли эта отсталость, несмотря на сильное сопротивление наших предков, причиной относительно легкого покорения царской Россией нашего края?

Человек, исследующий корни истории, конечно же в один прекрасный день столкнется с этими вопросами, и, я уверен, сделает правильные выводы. Человек, у которого есть историческая память, -- это стойкий человек. Я повторяю, стойкий человек.

Если каждый член общества независимо от того, кем он является, будет хорошо знать свое прошлое, то такого человека трудно сбить с толку, подвергнуть влиянию различных догм. Уроки истории учат человека бдительности, укрепляют его волю.

Из вышеприведенных рассуждений, естественно, возникает такой вопрос: создана ли правдивая история Узбекистана, узбекского народа, которую стоит довести сегодня до широких масс? Историю, написанную в советское время, я не считаю историей. Я совершенно против того, чтобы преподавать историю, написанную чужестранцами. Когда колонизаторы высказывали объективное, справедливое мнение о народе, который подчинили себе? Они тратили все силы на то, чтобы умалить прошлое Туркестана, лишить нас своей истории. Вы, видимо, хорошо понимаете, что значит лишиться истории. Лишиться истории для человека все равно, что лишиться жизни.

История Хорезмского государства, как мы знаем, насчитывает 2700 лет. Но попробуйте спросить у какого-либо известного российского историка, прошлого или нынешнего, признает ли он это? Не признает, не знает и не желает знать. А причина этого упрямства одна: если он признает этот факт, то его исторические выводы будут сведены на нет, и станет очевидным, что он пошел в науке ложным путем. Вот уже исполнилось три тысячи лет со времени создания нашей священной древней рукописи “Авеста”. Эта уникальная книга является духовным, историческим наследием, оставленным грядущим поколениям от наших предков, живших 30 веков назад на этой прекрасной земле между двух рек. “Авеста” -- это исторический документ, свидетельствующий также и о том, что в этом древнем крае существовало великое государство, великая духовность, великая культура. И этот факт никто не может отрицать. Однако, как было сказано, я не знаю, чтобы какой-либо иностранный журналист или вообще западный писатель упоминал об “Авесте”. Отсюда можно сделать вывод, что большинство суждений, высказываемых в дальних странах, о прошлом нашего народа, страны, являются ложными, антинаучными.

Я говорю то, что знаю, я вынужден сделать такой вывод. Достойно сожаления то, что когда речь идет о нашей истории, мы до сих пор опираемся на исследования русских ученых, цитируем их: “Бартольд сказал так... Гумилев сказал эдак...” и т. д. Я не хочу умалять труд русских ученых. Но до каких пор мы будем оценивать свою историю чужими мерками? Почему не проводятся исследования, в которых дается всесторонний анализ политико-социальной, экономической, культурной жизни, развития государственности в стране в такой великий период? Есть же у нас институты востоковедения, археологии, истории и другие. Чем заняты специалисты, куда они смотрят? Когда возникла узбекская государственность? Оказывается, в 20-х годах ХХ века, а точнее, в 1924 году Узбекистан получил статус государства. И нужно верить этому? Как человек, стоящий во главе вновь формируемой узбекской государственности, имею право сказать -- и это не хвастовство -- готов отдать за это свою жизнь. Потому что в этом заключается смысл моей жизни. Однако не только я, весь народ желает знать: в каком веке возникла узбекская государственность? Какие исторические этапы она прошла? Может быть, специалисты объяснят, может, у них есть точный ответ? Может быть, ученые, ведущие пропагандистскую работу, уже давно пришли к единому мнению? Однако до сих пор я ни в печати, ни в учебниках не смог найти ответ на эти вопросы.

Еще раз скажу, я не смею ни критиковать, ни обвинять работающих в этой сфере ученых. Я также хорошо знаю, в какую эпоху формировались научное мышление, взгляды многих ученых. Работающих в области исторической науки я знаю как своих соратников-патриотов. И поэтому могу требовать от них: когда для наших детей подготовите точную, научно обоснованную, правдивую историю нашей страны?

Государственность в настоящее время является важным политическим вопросом. Ибо еще существуют силы, которые через третьи лица ведут пропаганду, что в Узбекистане не было государственности, пытаются внедрить эту мысль в наше сознание и даже уверить в этом международную общественность. И вы думаете, что среди таких подстрекателей нет людей, которые мечтают любым путем вернуть нас в бывший СССР? Основная задача узбекских историков сегодня состоит в том, чтобы доказать необоснованность таких утверждений, создать историю нашей государственности, основанную на научной точке зрения.

Если в нашей печати появляется статья, касающаяся нашего прошлого, я знакомлюсь с ней, независимо от того, какого она плана -- научного или художественного. Человек, считающий себя политиком, деятелем, если у него есть совесть, обязан знать историческое прошлое своего народа.

Мы родились и выросли на этой земле. Все мы считаем себя узбеками. Гордимся этим. Недавно я прочитал одно стихотворение Мухаммада Юсуфа. Он пишет о том, что необходимо знать для осмысления понятия “узбек”. Хорошее стихотворение! Вот если бы еще наши ученые дали научное толкование таких больших идей.

Например, оседлая или кочевая культура составляла основу жизни наших древних предков? Какие племена повлияли на формирование узбекского народа? Знаю, это трудные вопросы. Однако нам необходимо найти на них ответы.

У представителей соседних государств и наций тоже, подобно нам, заметно желание заново, глубже изучить свою историю. Это, наверно, правильно. У каждого народа есть своя национальная гордость. Издаются различные книги, проводятся большие форумы. С целью изучения священного наследия нашего предка Ахмада Яссави проводятся встречи и в Туркестане, и в Стамбуле, и в Измире. И было бы хорошо, если бы на этих встречах, конференциях представители Узбекистана, опираясь на научно-исторические основы, глубокие исследования, не предаваясь отдельным домыслам, вооружились правдивыми свидетельствами и доказательствами.

Вновь хочу повторить: раз мы считаем себя нацией, мы должны обладать конкретным представлением, характеризующим узбеков. Есть тюркоязычный народ, есть турецкий народ. Разницу между этими понятиями должен знать каждый гражданин, прежде всего наши дети. Почему же, когда касаемся этих вопросов, наши историки упорно молчат, как будто набрали в рот воды?

Недавно по телевидению транслировали передачу о государстве хунов, об Аттиле, который когда-то правил этим государством. Аттила, захватив волжские территории, астраханские степи, дошел до Восточной Европы, затем, завоевав Западную Европу, дошел до Римской империи и разделил ее на две части -- Рим и Византию.

В русских и западных источниках, литературе хунов называют “гуннами”. Гунны во главе с Аттилой вторглись в Рим и полностью разрушили его. Эти события произошли приблизительно в конце IV -- первой половине V века. Ведущий передачи, ученый, полностью донес до зрителя подробности о том, кого взял в жены Аттила, по чьему указанию и кем он был отравлен. Даже назвал точную дату рождения Аттилы. Бог знает, смог бы правильно ответить этот ученый на вопрос о дате рождения Беруни? Самое интересное впереди. Гунны якобы отвратили римлян от пристрастия к спиртным напиткам и, ассимилировавшись с ними, оздоровили нацию и этим продлили им жизнь. Оказывается, и культуру в Рим тоже принесли они...

А между тем на Западе об Аттиле вспоминают не как о личности, принесшей культуру, а как о захватчике, который уничтожил великую цивилизацию. Мы вступаем в XXI век. Прошло так много времени, но они не могут забыть деяния Аттилы.

Один из калмыцких друзей недавно подарил мне книгу. В этой книге написано -- что бы вы думали? -- что на флаге Аттилы был изображен крест. Что хотел сказать этим автор?

Хотел сказать, что христианство тоже пришло в Европу из пустыни? И мы, узбеки, тоже якобы потомки этого Аттилы. Оказывается, мы должны этим гордиться. Во-первых, пока еще, наверное, никто не может сказать, есть ли основание для таких серьезных выводов. Во-вторых, быть потомком захватчика -- это ведь не гордость, а позор! Если мы будем поддаваться на такого рода провокации, что о нас скажет завтра Европа? Откуда все это, кому нужен такой ложный авторитет?!

Мы представляем всему миру узбеков как великий, созидательный народ. И это так на самом деле. Какова была цель проведения юбилея нашего предка Амира Темура в Парижской штаб-квартире ЮНЕСКО? Представить людям всего мира, что этот совершенный человек был основателем великого государства, был великим созидателем, творческой личностью, поддерживал науку, культуру, внес огромный вклад в развитие мировой цивилизации.

На этом форуме, в котором принял участие сам господин Жак Ширак, я пытался доказать эту мысль, опираясь на надежные источники. Я сказал, что Темур, заложивший основы нашей государственности, останется для нас всегда примером энтузиазма, глубокой мудрости, инициативности, патриотизма. Мы всегда получаем духовную поддержку от этой великой личности.

Как выяснилось, и в Париже, и вообще в Европе делались попытки умалить авторитет Сахибкирана. Признавая его великим полководцем, его обвиняли -- даже язык не поворачивается произнести это -- в жестокости. Нетрудно доказать, что для этого нет никаких логических оснований. Человек не может быть одновременно и созидателем, и варваром. Какие медресе и мечети, какие прекрасные дворцы он построил, поддерживал ученых, просветителей. Человек, который знает наизусть Коран, не может быть варваром. Разве может кровожадный человек сказать: “Сила -- в справедливости”?!

В то время, когда речь идет о повышении авторитета Узбекистана, нам не годится быть наследниками каких-то аттил. Я категорически против этого. Если нам нужно быть чьими-то наследниками, то мы являемся наследниками Беруни, Аль-Бухари, Амира Темура, Мирзо Улугбека, Мирзо Бобура. Всем известен характер узбека. Он любит землю, природу. Он растит деревце, неся для него воду даже в своей тюбетейке. Узбек по своей сути -- это созидатель. Ему не нужна чужая земля. И если придется ему взять в руки оружие, то только для того, чтобы защитить родную землю.

В своем интервью журналу “Тафаккур”, развивая идею Амира Темура о том, что сила -- в справедливости, я добавил, что сила -- в знании. Где просвещение, духовность, а где Аттила?!

Давайте вдумаемся глубже: выставляя в качестве довода Аттилу, не хотят ли они сказать, что, мол, и вы, узбеки, кочевой народ?

Вчера я еще раз специально просмотрел карту. Гунны в Европу прошли через север, Кипчакскую степь. Не ступала их нога ни в великую Бухару, ни в великий Самарканд, ни в великий Хорезм.

Тогда каким же образом узбеки могли быть гуннами?

Правильно, на протяжении всей нашей истории на территорию Мавероуннахра какие только завоеватели ни вступали в течение многих лет, а может и столетий, какие только династии чужестранцев ни господствовали на нашей земле. Одним словом, разве немало тех, кто на протяжении тысячелетий побывал на наших землях? Из Ирана -- Ахеминиды, из Греции -- Александр, из Аравии -- Кутайба, из Монголии -- Чингизхан, пришли русские завоеватели. Но народ-то остался. В чем же здесь тайна? Каким образом, благодаря каким внутренним силам народ смог сохранить самого себя, свою сущность? Не потому ли, что издревле вел оседлый образ жизни, стремился к знаниям, обладал богатой культурой, считал священными свои обычаи и традиции?

Когда появилось именование “узбеки”? Как пишут советские историки, именование “узбеки” появилось где-то в XVI веке, после захвата наших земель ханами Кипчакской степи. Но ведь и до того в Мавероуннахре на территории между двух рек жил народ. Или этот народ принадлежал к другой нации? Где же здесь логика?

Если мы примем оставшуюся от советской эпохи эту версию, то последует неверный вывод, что история нашей нации началась с периода этих очередных захватчиков? Тогда где же наша многовековая история? Раз и Самарканд, и Бухара, и Хива принадлежат узбекам, раз здесь было узбекское государство, почему мы должны начинать свою историю с XVI века, с того периода, когда чужеземцы, побывав на наших землях, оставили свои имена? Ведь и до того жил здесь оседлый народ! Была же у этого оседлого народа своя культура! Кто бы ни наступал, например, монголы, которые господствовали с 20-х годов XIII века до 70-х годов XIV века, происходило взаимовлияние культур, и все же основной оставалась культура местного народа, преобладала именно она.

Мы узнаем о народе не по его названию, а по его культуре, через его духовность, вглядываемся в истоки его истории.

Еще раз повторяю: я не историк. Однако, если мы будем логически анализировать основные закономерности исторического развития народов мира, в целом, и нашего края, в частности, то станет ясно, что и Александр (которого на Востоке больше знают под именем Искандар Зулкарнайн), и Кутайба, и Чингизхан, и генерал Черняев, -- кто бы ни вступал на нашу землю с войском в несколько десятков или сотен тысяч солдат, кто бы ни захватывал ее, брали в свои руки лишь политическую власть. Еще раз повторяю: политическую власть. И все. Действительно, за период своего правления они прилагали все усилия к использованию в своих интересах экономические, торговые, научные, культурные возможности нашей страны. Однако они не могли и не смогли бы уничтожить проживавшее здесь на протяжении веков коренное население, его многовековую культуру.

Первоначальное значение, этимология и смысл термина

Первоначальное значение слова «история» восходит к древне­греческому термину , означавшему «расследование , узнавание , установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов . В Древнеримской историографии (историография в современном значении - отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре , считаются обычно частью культурного наследия , а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины .

Слово история пришло из греческого языка (ἱστορία , historia ), и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor- , где корень weid- , «знать, видеть» . В русском языке представлен словами «видеть» и «ведать» .

В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось Френсисом Бэконом в широкоупотребительном термине естественная история . Для Бэкона история - «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука - плод размышлений, а поэзия - плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story ). Особый термин история (history ) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV в., а слово «исторический» (historical , historic ) - в XVII в. В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история» .

Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи. По словам Бенедетто Кроче , «Вся история - современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о событиях и их беспристрастного анализа . В наше время история создаётся усилиями научных институтов.

Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники , например, археологические . Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные промежутки, о которых нет свидетельств современников.

История одними авторами относится к гуманитарным наукам , другими - к общественным , а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками . Изучение истории часто сопряжено с определёнными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства .

Историография

Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод , и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.

Философия истории

К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие:

  • формационный (К. Маркс , Ф.Энгельс , В. И. Ленин , И. М. Дьяконов и др.)
  • цивилизационный (Н. Я. Данилевский , О.Шпенглер , А.Тойнби , Ш.Айзенштадт, Б. С. Ерасов , Д. М. Бондаренко , И. В. Следзевский , С. А. Нефёдов , Г. В. Алексушин и др.)
  • мир-системный (А. Г. Франк , И.Валлерстайн , С.Амин , Дж. Арриги , М. А. Чешков , А. И. Фурсов , А. В. Коротаев , К.Чейз-Данн, Л. Е. Гринин и др.)
  • Школа «Анналов» : М. Блок , Л. Февр , Ф. Бродель , А. Я. Гуревич .
  • Эстафетно-стадиальный (Ю. И. Семёнов) (по сути, не более чем модифицированный марксистско-формационный подход, где главной движущей силой общественного развития выступает та же классовая борьба, а конечной целью - коммунизм.)

Методы истории

Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Однако начало использования научных методов в истории связывают с другим его современником, Фукидидом , и его книгой «История Пелопоннесской войны». В отличие от Геродота и его религиозных коллег, Фукидид рассматривал историю как продукт выбора и поступков не богов, а людей, в которых искал все причины и следствия .

Собственные традиции и развитые методы исторического исследования существовали в древнем и средневековом Китае . Основы профессиональной историографии там заложил Сыма Цянь (145-90 гг. до н. э.), автор «Исторических записок». Его последователи использовали этот труд как образец для исторических и биографических сочинений.

Среди других историков, оказавших влияние на становление методологии исторических исследований, можно упомянуть Ранке , Тревельяна , Броделя , Блока , Февра , Фогеля . Против применения научной методологии в истории выступали такие авторы, как Х.Тревор-Ропер . Они заявляли, что для понимания истории требуется воображение, поэтому следует считать историю не наукой, а искусством . Не менее спорный автор Эрнст Нольте , следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей. Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами Хобсбаума и Дойчера , ставит целью подтверждение философских идей Карла Маркса . Их оппоненты, представляющие антикоммунистическую историографию, такие как Пайпс и Конквест , предлагают интерпретацию истории противоположную марксистской. Существует также обширная историография с точки зрения феминизма . Ряд постмодернистских философов вообще отрицает возможность непредвзятой интерпретации истории и существования в ней научной методологии. В последнее время всё большую силу начинает набирать клиодинамика - математическое моделирование исторических процессов.

Постижение закономерностей исторических процессов

Вопрос о распространении различных общественных систем во многом сводился к проблеме распространения технических инноваций , культурной диффузии. Наиболее четко идеи диффузионизма были сформулированы в так называемой теории культурных кругов. Eё авторы Фридрих Ратцель , Лео Фробениус и Фриц Гребнер считали, что сходные явления в культуре различных народов объясняются происхождением этих явлений из одного центра, что важнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одном месте. Они дают народу-первооткрывателю решающее преимущество перед другими народами.

В 50-е и 60-е годы XX века мальтузианская теория циклов нашла подробное отражение в обобщающих трудах Слихера ван Бата, Карло Чиппола и ряда других авторов. Большую роль в разработке этой теории играла французская школа «Анналов» , в частности работы Жана Мевре, Пьера Губера, Эрнеста Лабрусса , Фернана Броделя , Эммануэля Ле Руа Ладюри . В 1958 году, подводя итог достижениям предшествующего периода, редактор «Анналов» Фернан Бродель заявил о рождении «новой исторической науки», La Nouvelle Histoire. Он писал: «Новая экономическая и социальная история на первый план в своих исследованиях выдвигает проблему циклического изменения. Она заворожена фантомом, но вместе с тем и реальностью циклического подъема и падения цен». В скором времени существование «новой исторической науки» было признано во всем западном мире. В Англии она стала называться новой научной историей, а в США - новой экономической историей, или клиометрией . Исторический процесс описывался клиометристами с помощью огромных числовых массивов, баз данных, закладываемых в память компьютеров.

В 1974 году вышел первый том «Современной миросистемы» Иммануила Валлерстайна . Развивая идеи Фернана Броделя, Валлерстайн показал, что становление мирового рынка связано с неравномерностью экономического развития. Страны «мирового центра», где появляются новые технологии и откуда исходит диффузионная (а иногда и завоевательная) волна распространения инноваций, благодаря этому эксплуатируют страны «мировой периферии».

В 1991 году появилась демографически-структурная теория Джека Голдстоуна . Она опиралась на неомальтузианскую теорию, но предлагала более детализированный подход, в частности, она рассматривала влияние кризиса перенаселения не только на простой народ, но также на элиту и на государство.

В работе «В погоне за мощью» Уильям Макнил, описывая диффузионные волны, порожденные техническими открытиями Нового времени , дополняет свою модель описанием мальтузианских демографических циклов. Таким образом, можно говорить о новой концепции развития человеческого общества, в которой внутреннее развитие общества описывается с помощью неомальтузианской теории, однако на демографические циклы иногда накладываются волны завоеваний, порожденных совершенными в других обществах открытиями. За этими завоеваниями следуют демографические катастрофы и социальный синтез, в ходе которого рождается новое общество и новое государство.

Исторические периоды

Разбиение истории на те или иные периоды используется для классификации с точки зрения определённых общих идей . Названия и границы отдельных периодов могут зависеть от географического региона и системы датировки. В большинстве случаев, названия даны ретроспективно, то есть отражают систему оценок прошлого с точки зрения последующих эпох, что может влиять на исследователя, и поэтому к периодизации следует относиться с должной осторожностью .

История (исторический период ) в классическом понимании начинается с появлением письменности . Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом . В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:

  • Первобытное общество : на Ближнем Востоке - до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта);
  • Древний мир : в Европе - до 476 года н. э. (падение Римской империи);
  • Средние века : 476 год - конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий);
  • Новое время : конец XV в. - 1918 год (окончание Первой мировой войны);
  • Новейшее время : 1918 год - наши дни.

Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком , после чего начинается единый период современной истории .

Исторические дисциплины

  • Археография - теория и практика издания письменных источников.
  • Археология - изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества.
  • Архивоведение - изучение вопросов комплектования архивов , а также хранения и использования архивных документов .
  • Архонтология - изучение истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах.
  • Бонистика - изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков.
  • Вексиллология (флаговедение) - изучение флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода.
  • Генеалогия - изучение родственных взаимосвязей людей.
  • Генетическая генеалогия - изучение родственных взаимосвязей людей путем использования методов генетики .
  • Геральдика (гербоведение) - изучение гербов , а также традиция и практика их использования.
  • Дипломатика - изучение исторических актов (юридических документов).
  • Документоведение - комплексная наука о документе и документно-коммуникационной деятельности, изучающая в историческом, современном и прогностическом планах процессы создания, распространения и использования документных источников информации в обществе.
  • Историография - изучение истории и методологии исторического познания, а также изучение взглядов и работ различных историков.
  • Историческая география - наука на стыке истории и географии .
  • Историческая демография - наука о демографической истории человечества.
  • Историческая метрология - изучение употреблявшихся в прошлом мер - длины, площади, объёма, веса - в их историческом развитии.
  • - изучение .
  • Методология истории - изучение различных систем методов, которые могут быть использованы в процессе исторического исследования и специфики различных исторических научных школ .
  • Нумизматика - изучение истории монетной чеканки и денежного обращения по монетам .
  • Палеография - изучение истории письма, закономерности развития его графических форм, а также памятников древней письменности.
  • Папирология - изучение текстов на папирусах , находимых преимущественно в Египте .
  • Сфрагистика - изучение печатей (матриц) и их оттисков на различных материалах.
  • Фалеристика - изучение наградных знаков отличия.
  • Хронология - изучение последовательности исторических событий во времени либо наука об измерении времени .
  • Эортология - изучение церковных праздников.
  • Эпиграфика - изучение надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.)

Дисциплины, связанные с историей

  • Антропология - изучение человека и его взаимодействия с миром.
  • Гендерная история - история взаимодействия мужского и женского опыта как одного из наиболее важных аспектов социальной организации.
  • Социокультурная антропология - наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития.
  • Культурология - наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития.
  • Краеведение - изучение архитектуры, биологии, географии, истории, культуры, литературы, медицины, религиозных культов, самоуправления, сельского хозяйства, спорта, топонимики, фортификации, экологии конкретного региона.
  • Психоистория - изучение психологической мотивации поступков людей в прошлом.
  • Этнология и этнография - изучение народов и этносов, их происхождения, культуры и поведения (определение предмета обеих дисциплин, а также их связь с социокультурной антропологией остаются дискуссионными).

Смежные дисциплины

  • Военная история - наука о происхождении, строительстве и действиях вооружённых сил, составная часть военной науки .
  • Историческая психология - наука на стыке истории и психологии .
  • История культуры - наука о ценностном мире исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса.
  • История науки - история научных знаний, политических и правовых учений, история философии и т. п.
  • История государства и права - изучает закономерности развития государства и права у различных народов мира в разные исторические периоды.
  • История политических и правовых учений - изучает особенности взглядов на вопросы сущности, происхождения и существования государства и права различных мыслителей в различные исторические периоды.
  • История религии - изучение возникновения и развития религиозных верований и сакральных культов, взаимосвязей и особенностей локальных и мировых конфессий.
  • История экономики - изучение явлений и процессов, связанных с эволюционным развитием и взаимодействием хозяйственной деятельности человека.

Примечания

  1. Profesor Richard J. Evans The Two Faces of E.H. Carr (англ.) . Архивировано
  2. Professor Alun Munslow What History Is (англ.) . History in Focus, Issue 2: What is History? . University of London (2001). Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 10 ноября 2008.
  3. Introduction // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). - New York & London: New York University Press, 2000. - P. 6. - ISBN 0-8147-8141-1
  4. Nash Gary B. The "Convergence" Paradigm in Studying Early American History in Schools // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). - New York & London: New York University Press, 2000. - P. 102–115. - ISBN 0-8147-8141-1
  5. Seixas Peter Schweigen! die Kinder! // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). - New York & London: New York University Press, 2000. - P. 24. - ISBN 0-8147-8141-1
  6. Lowenthal David Dilemmas and Delights of Learning History // Knowing Teaching and Learning History, National and International Perspectives / Peter N. Stearns, Peters Seixas, Sam Wineburg (eds.). - New York & London: New York University Press, 2000. - P. 63. - ISBN 0-8147-8141-1
  7. Joseph, Brian (Ed.) & Janda, Richard (Ed.) (2008), «The Handbook of Historical Linguistics» , Blackwell Publishing (published 30 December 2004), с. 163, ISBN 978-1405127479
  8. Мюллер М . О силе корней // Наука о языке. Филологические записки , Воронеж, 1866.
  9. Online Etymology Dictionary, http://www.etymonline.com/index.php?search=history&searchmode=none
  10. Ferrater-Mora, José. Diccionario de Filosofia . Barcelona: Editorial Ariel, 1994.
  11. Whitney, W. D. . New York: The Century Co, 1889.
  12. Whitney, W. D. (1889). The Century dictionary; an encyclopedic lexicon of the English language . New York: The Century Co. Page .
  13. WordNet Search - 3.0 , «History».
  14. Michael C. Lemon (1995).The Discipline of History and the History of Thought. Routledge. Page 201. ISBN 0-415-12346-1
  15. Scott Gordon and James Gordon Irving, The History and Philosophy of Social Science . Routledge 1991. Page 1. ISBN 0-415-05682-9
  16. Ritter, H. (1986). Dictionary of concepts in history. Reference sources for the social sciences and humanities, no. 3. Westport, Conn: Greenwood Press. Page 416.
  17. Graham, Gordon Chapter 1 // The Shape of the Past. - Oxford University, 1997.
  18. Elizabeth Harris, In Defense of the Liberal-Arts Approach to Technical Writing. College English, Vol. 44, No. 6 (Oct., 1982), pp. 628-636

План

1. Исторические эпохи.
2. Знакомство с историей и археологией.

4. Первобытный мир.
5. Заключение.

1. Исторические эпохи.

Историю человечества можно разделить на несколько больших эпох:

  • первобытная история;
  • — история Древнего мира;
  • — история Средних веков;
  • — история Нового времени;
  • — история Новейшего времени.

2. Знакомство с историей и археологией

Самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной.

Как люди узнали о первобытных людях? Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости. Ученых, производящих раскопки называют археологами.

Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, «следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

Первые известные нам предки человека и обезьян обитали более двух миллионов лет назад и назывались дриопитеки.

3. Отличие первобытного человека от современного.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами — современных людей — и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Он не умел говорить, издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали страх и гнев, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности, ел только то, что находил.

Это были древесные животные, напоминающие по своему строению человекообразных обезьян. Некоторые из них вели только древесный образ жизни. Именно они могли дать начало линии животных, ставших впоследствии предком человека.

4. Первобытный мир.

Самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной. Первобытная (родовая) община. Характеризуется коллективным трудом и потреблением.

Первобытные люди жили группами, т.к в одиночку невозможно было справиться с трудностями жизни. Им не нужно было заботиться о тёплой одежде. Они жили там, где всегда тепло. Первобытные люди строили жилища, чтобы защищаться от палящих лучей солнца, непогоды, хищников.

Первыми орудиями труда людей были руки, ногти и зубы, а также камни, обломки и сучья от деревьев. Первые люди должны были охотиться, собирать разные растения, а так же научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом и из камня.

Основным занятием древних людей были охота и рыбная ловля (занятия для мужчин), которые требовали большой силы и ловкости. Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти, но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта. Собирательством (занятие для женщин) – умением разбираться в разных растениях и собирать съедобные грибы, а так же обменом добычей – с другими племенами.

Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем нашёлся смельчак, который стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел добывать огонь сам. И потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи. Он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе.

Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах. Лепили из глины или вытесывали из камня людей, животных, украшали посуду. Наверное, им хотелось изобразить мир, в котором они жили.

5. Заключение.

Первобытная история длилась сотни, тысяч лет. За это время люди заселили все материки, кроме Антарктиды. На территории нашей страны они появились примерно полмиллиона лет назад.

Просмотры: 34 778

Развитие человечества никогда не происходило равномерно, были периоды застоя и технологических прорывов. Точно так же развивалась и история средств Интересные факты и открытия данной сферы в исторической последовательности представлены в этой статье. Невероятно, но то, без чего современное общество не представляет сегодня своего существования, человечество в начале ХХ века считало невозможным и фантастическим, а зачастую и абсурдным.

На заре развития

Начиная с самых древних времен и до нашей эры человечество активно использовало звук и свет как основные средства передачи информации, история их использования насчитывает тысячелетия. Помимо разнообразных звуков, с помощью которых наши древние предки предупреждали соплеменников об опасности или созывали их на охоту, свет также стал возможностью предавать важные сообщения на большие расстояния. Для этого использовали сигнальные костры, факелы, горящие копья, стрелы и другие приспособления. Вокруг селений сооружали сторожевые посты с сигнальным огнем, чтобы опасность не застала людей врасплох. Разнообразие информации, которую необходимо было передать, привело к использованию своего рода кодов и вспомогательных технических звуковых элементов, таких, как барабаны, свистки, гонги, рога животных и другие.

Использование кодов в море как прообраз телеграфа

Особое развитие кодировка получила при перемещении по воде. Когда человек впервые вышел в море, появились первые маяки. Древние греки при помощи определенных комбинаций из факелов передавали сообщения по буквам. Также в море применились различные по форме и цвету сигнальные флаги. Таким образом, появилось такое понятие, как семафор, когда с помощью особых положений флажков или фонарей можно было передавать разные сообщения. Это были первые попытки телеграфирования. Позднее появились ракеты. Несмотря на то что история развития средств передачи информации не стоит на месте, и от первобытных времен произошла невероятная эволюция, эти средства связи во многих странах и сферах жизни до сих пор не потеряли своего значения.

Первые способы хранения информации

Однако человечество волновали не только средства передачи информации. История ее хранения также восходит еще к началу времен. Примером этому служат наскальные рисунки в различных древних пещерах, ведь именно благодаря им можно судить о некоторых аспектах жизни людей в давние времена. Способы запоминания, записи и хранения информации развивались, и на смену рисункам в пещерах пришла клинопись, следом - иероглифы, и наконец письменность. Можно сказать, что с этого момента начинается история создания средств передачи информации в глобальном масштабе.

Изобретение письменности стало первой информационной революцией в истории человечества, ведь появилась возможность накапливать, распространять и передавать знания следующим поколениям. Письменность дала мощный толчок культурному и экономическому развитию тех цивилизаций, которые освоили ее раньше других. В XVI веке было изобретено книгопечатание, что стало новой волной информационной революции. Появилась возможность хранить информацию в больших объемах, и она стала доступнее, вследствие чего понятие «грамотность» стало более массовым. Это очень важный момент в истории общечеловеческой цивилизации, потому как книги становились достоянием не только одной страны, но и целого мира.

Почтовое сообщение

Почта как средство связи начала использоваться еще до изобретения письменности. Посланцы изначально передавали устные сообщения. Однако с появлением возможности написать сообщение этот вид связи стал еще более востребованным. Гонцы изначально были пешие, позднее - конные. В развитых древних цивилизациях была хорошо налаженная почтовая связь по принципу эстафеты. Первые почтовые службы возникли в Древнем Египте и Месопотамии. В основном они использовались в военных целях. Египетская почтовая система была одной из первых и высокоразвитых, именно египтяне впервые начали использовать почтовых голубей. В дальнейшем почта стала распространяться в другие цивилизации.

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Выполнила: Власова Анастасия, ученица 5 класса. Руководитель: Власова Т.И.,учитель ИЗО

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ «Осташевская средняя общеобразовательная школа»

Выполнила: Власова Анастасия,

Ученица 5 класса.

Руководитель: Власова Т.И.,

учитель ИЗО

С.Осташево.

2012 год.

История.

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай!». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр , известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.

Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.

В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.

Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.