Сегодня всемирный день рок н ролла. История праздников — Всемирный день рок-н-ролла. Календарь знаменательных дат. Публичная библиотека Новоуральского городского округа

Как в этом году! Это еще и Всемирный день рок-н-ролла — большой праздник, между прочим. Праздник всех тех, для кого рок-н-ролл — это стиль жизни!.

Как он вообще появился?

На самом деле ему бы стоило быть двенадцатого апреля, но, видимо, день космонавтики помешал. Дело в том, что именно двенадцатого, в 1954 году, Билл Хейли выпустил свой сингл «Rock Around The Clock» - так и началась рок-музыка как таковая! Это попросту шокировало общество — тут менее десяти лет назад Вторая мировая отгремела, все хотят музыки спокойной и размеренной, а тут громкая и ритмичная началась…

А потом Алан Фрид, ди-джей из Кливленда, решил прокрутить в эфире пару композиций ритм-энд-блюза, который точно так же не укладывался в рамки. И назвал его, чтобы не шокировать общественность (слово «блюз» все-таки слишком уж ассоциировалось с темнокожими и с гетто, уточняет журналист ДжоИнфоМедиа Диана Линн) — рок-н-роллом! Так и раскрутился Билл Хейли, так и проявился король рок-н-ролл — Элвис Пресли.

Шестидесятые и семидесятые

Константин Кинчев о рок-н-ролле - в основном как раз 60-х и 70-х годов

«Битлз» внезапно создали поп-рок как таковой, а это был совершенно новый стиль рок-н-ролла. Вслед за ними пришли «Роллинг Стоунз». А в семидесятые появился психоделический рок — Пинк Флойд, Лед Зеппелин и многие другие! Именно семидесятые годы считаются в истории рок-культуры золотым десятилетием. В конце семидесятых, кстати, панк-рок появился — с критикой богатых и правительства, с ярким нон-конформизмом.

Восьмидесятые и русский рок

Восьмидесятые дали женский рок… а еще они привели рок-музыку в Советский Союз. Еще в семидесятые активно начинала «Машина времени», но их музыка только к восьмидесятым развилась до полноценного «формата». Хотя рок-н-ролл и сдерживался цензурой, появились рок-клубы, на уровне самодеятельности все это продвигалось. Фильм «АССА», снятый в самом начале перестройки, показал нам знаменитую сцену, в которой Цой устраивается музыкантом в ресторан, но у него ни образования, ни прочих «доказательств» его художественности. Тем не менее, в ресторане он все-таки играет!..

А потом раскрутились «Зоопарк», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум» и многие другие прекрасные группы. И рок-музыка встала на ноги и в тогда советском, а теперь уже постсоветском пространстве! Сегодня, конечно, не все играют рок — но ох как многие. Словом, как спел Майк Науменко, «у нас есть наше право на рок». И даже международный день рок-н-ролла есть!

Рок-н-ролл в Украине

Можно, конечно, вспомнить именно рок-коллективы, которых в стране довольно много. Но если говорить о классическом рок-н-ролле, то стоит, конечно же, назвать группу «Диверсанты». Ребята начинали с джаза, а теперь играют именно что классический рок-н-ролл, пусть и чуточку более современный. А главное — это Киев! К сожалению, так как группа русскоязычная, ими как единственным коллективом, играющим типовой рок-н-ролл, гордиться не привыкли. А жаль!..

А если уже говорить о знаменитых рокерах, то о с советским рокером Майком Науменко мы уже рассказывали. Что же, рок-музыка — великая сила, объединяет людей и поколения. Так что с праздником вас — со всемирным днем рок-н-ролла!

Кто и когда отмечает Всемирный день рок-н-ролла?
Российский интернет пестрит вывесками: «Ко Дню рождения рок-н-ролла! Концерт в клубе Х города N», или «Сегодня в ДК *** празднуется Всемирный день музыки свободы – день рок-н-ролла!» Кто-то празднует 12 апреля, потому что именно 12 апреля 1954 года произошло историческое событие: Билл Хейли записал знаковый сингл «Rock Around The Clock ». Кто-то считает, что отмечать Всемирный день рок-н-ролла надо днем позже. Правда, те, кто настаивают именно на дате 13 апреля, затрудняются объяснить, что же такого памятного произошло в тот день. А в дальнем зарубежье, похоже, про этот праздник вообще мало кто слышал.

Так может, Всемирный день рок-н-ролла – это чисто российское изобретение?
Ну что ж, даже если это так, «музыка свободы» заслуживает того, чтобы светлым весенним днем еще раз прозвучали ее зажигательные ритмы.

Подростковый бунт в США: достаток есть, хотим свободы!
- Это кошмар! Как ЭТО можно вообще записывать на пластинки? Вы слышали? И они называют ЭТО музыкой!
- Да-да, я с вами совершенно согласен. А ведь дети слушают ЭТО целыми днями. Я уж и не знаю, куда деться от этих звуков.

В конце 40-х годов такие или примерно такие разговоры можно было услышать почти в каждом благопристойном американском доме. Взрослые были в растерянности: им казалось, что их дети просто сошли с ума.

Пожалуй, стоит уточнить, что подобные речи велись в семьях белых американцев. Их подросшие чада, кто втайне от родителей, а кто и в открытую, начали общаться со своими темнокожими сверстниками из «черных» кварталов. Воспитанные и во всех отношениях положительные мальчики и девочки стали – о ужас! – употреблять жаргонные выражения и крепкие словечки. Их манеры стали развязными, они стали одеваться просто вызывающе, а уж эта дикая «музыка джунглей»… Ну что им нужно? Чего им не хватает?

И в самом деле – чего им, благополучным и сытым, жившим в процветающей стране, не хватало?
Пожалуй, юных американцев тяготила необходимость идти по пути, проложенному для них взрослыми. Все, что было чрезвычайно ценным в глазах старшего поколения – стабильность, порядок, строгие моральные устои, накопленные культурные достижения – все это воспринималось молодежью как нечто устаревшее, навязываемое извне, и поэтому абсолютно чуждое. Хотелось свободы!

Парадокс, но в своем стремлении к свободе и независимости белая молодежь приняла за образец музыку, стиль поведения и даже манеру одеваться американцев африканского происхождения, то есть тех членов общества, у которых реальных гражданских прав и свобод было гораздо меньше, чем у белых «бунтовщиков». В итоге традиционное для Америки 50-х противостояние «черные-против-белых» превратилось в противостояние «подростки-против-взрослых».

Такой разный рок-н-ролл: Билл Хейли и The Platters
Конфликт поколений очень убедительно был показан американскими кинематографистами в нашумевшем фильме 1955 года «Школьные джунгли ». В качестве музыкального оформления картины была использована композиция «Rock Around The Clock » в исполнении Билла Хейли и его группы Кометы . Художественные достоинства самого фильма, возможно, оставляли желать лучшего, однако сюжет был практически взят из жизни. Картина имела грандиозный успех и в американском, и в европейском прокате. Песня «Rock Around The Clock », которая еще в 54-м году (первая из рок-н-ролльных композиций!) поднялась на вершины хит-парадов, в 55-м вошла в Книгу рекордов Гиннеса как рекордсмен по продажам.

Между тем, многие исследователи считают первой настоящей рок-н-ролльной композицией «Rocket 88 » в исполнении все того же Билла Хейли . Этот сингл был записан Биллом в 1951 году, так что можно смело утверждать, что у рок-н-ролла в нынешнем 2011 году солидный юбилей – ему исполняется ровно шестьдесят лет.

«Музыка черных», «музыка джунглей» – так пренебрежительно называли респектабельные господа энергичную, ритмичную и очень громкую музыку, под которую их дети на танцплощадках выделывали просто-таки акробатические трюки. Однако и в этой малознакомой и не вызывающей никакого доверия афроамериканской музыке вдруг нашелся золотой самородок. Группа The Platters , состоявшая из пятерых талантливейших чернокожих вокалистов (четверо мужчин и одна девушка), исполняла музыку, которую и черные, и белые, и юные, и взрослые готовы были слушать без преувеличения «around the clock », то есть круглые сутки. The Platters работали в жанре ду-воп, который принято считать разновидностью медленного вокального рок-н-ролла. Песню Бака Рама и Энди Рэндома «Only You (And You Alone) » музыканты впервые спели в 1955 году. Проникновенное, идеально гармоничное звучание этих дивных голосов и до сего дня ласкает слух и покоряет сердца. Пожалуй, для преодоления расовых предрассудков творчество The Platters значило гораздо больше, чем деятельность многих политиков.

А что, собственно говоря, означает «rock-and-roll»?
Действительно, что же это такое «rock-and-roll»?
О, об этом лучше всего рассказал бы человек, которого называют самой первой звездой рок-н-ролла, хотя он не пел и не играл, да и вообще был туговат на ухо. Имя этого человека Алан Фрид.

Это Алан придумал термин «rock-and-roll », причем придумал специально для того, чтобы иметь возможность популяризировать музыку афроамериканцев.
Алан работал диск-жокеем на одной из радиостанций Кливленда. Ему, как и многим любителям современной музыки, нравилось звучание негритянских блюзовых групп. Но «расовую» музыку не разрешилось транслировать в программах для белых. Чтобы обойти этот негласный запрет, Фрид вместо словосочетания «ритм-н-блюз» стал использовать нейтральный термин «рок-н-ролл». И он сумел добиться своего! Новая музыкальная программа стартовала в 1951 году; в ней наряду со старыми песнями зазвучали новые, в которых органично сочетались черты «черного» ритм-н-блюза, «белого» кантри и некоторых других жанров. В итоге словосочетанием «рок-н-ролл» стали называть именно такие новые композиции.

Найденный Аланом термин оказался удачным и многозначным.
Когда-то давным-давно моряки обозначали словами «rock and roll » морскую качку. Позже в негритянском сленге слова «rock» (качаться) и «roll» (катиться) приобрели сексуальный подтекст, и именно с таким подтекстом они зачастую употреблялись в песнях стиля ритм-н-блюз. А еще оба слова обозначали танцевальные движения. Конечно же, Алан уверял, что «его» рок-н-ролл – просто-напросто название нового танца и нового жанра музыки для всех: и для белых, и для темнокожих.

Как же отнеслись к появлению новой музыкальной программы радиослушатели?
Молодежь была в восторге. А вот взрослые (белые, естественно) яростно запротестовали. Позже, когда Алан Фрид начал организовывать первые рок-концерты, моралисты-консерваторы пытались запретить и их – ведь на концертах бок о бок сидели и белые, и негритянские подростки. Более того, музыканты были в основном «черные». А уж о чем они пели на своем сленговом английском – и не поймешь, ясно только, что детям все это слушать ужасно вредно!

Возле танцплощадок в «черных» районах города выстраивались настоящие пикеты из родителей белых мальчиков и девочек – они пытались вот так отучить своих детей от рок-н-ролла. Надо ли говорить, что все эти меры оказались бесполезными!

Архитектор Ричард и Король Элвис
Чем темпераментнее и активнее вели себя музыканты на эстраде, тем горячее принимала их молодежная аудитория – и тем резче была реакция со стороны взрослых граждан. Естественно, так было не только в Кливленде. Где бы ни выступал, к примеру, один из самых страстных рок-н-ролльщиков Литл Ричард (он сам называл себя «архитектором рок-н-ролла»), публика разделялась на два лагеря: одни были покорены темпераментом и артистизмом музыканта, у других он вызывал чувство отторжения. Казалось, только необходимость извлекать звуки из рояля удерживает Литла на месте, а иначе он бы в азарте метался по всей сцене!

Во время исполнения своего суперхита «Long Tall Sally » (запись 1956 года) Литл играет на рояле, то поворачиваясь к нему спиной, то закидывая ногу на крышку инструмента. Впрочем, мастерство негритянского пианиста таково, что он одинаково свободно играет в любом положении, при этом ухитряется еще и петь, заряжая своей энергией и коллег-музыкантов на сцене, и публику.

Для фанатов рок-н-ролл был отдушиной, символом свободы, а для бизнесменов – очень прибыльным делом. Шоу-бизнес – это серьезно, господа. Подростки готовы выложить любые деньги за возможность побывать на концерте своего кумира, за автограф, за сувенир с его портретом, да что там – за одну блестку с его костюма! Но откуда же у подростков деньги, господа? Конечно, это не секрет: от родителей. А чтобы родители были готовы платить эти деньги, что надо? Естественно, надо, чтобы родители как минимум не падали в обморок от увлечений собственных детей. А лучше, чтобы родители начали разделять эти увлечения!

Рок-н-ролл надо было сделать более «ручным» и управляемым. Надо было найти таких исполнителей, которые смогли бы завоевать симпатии не только подростковой, но и взрослой аудитории.

Сказано – сделано. Начались поиски белых исполнителей с «положительным» имиджем. Сколько было сделано записей-однодневок! Сколько, казалось бы, перспективных юношей «поломались», не выдержав нервных перегрузок!

Но в итоге все-таки были найдены вполне приличные молодые люди, готовые петь то, что приказано и так, как указано. Они сумели примирить взрослую аудиторию с новомодным звучанием. Как правило, эти музыканты исполняли кавер-версии рок-н-ролльных композиций «черных» авторов. Они несколько сглаживали острые созвучия и подправляли текст. Зачастую такой приглаженный вариант имел даже больший коммерческий успех, нежели оригинальное исполнение.

Но лидера, яркого, харизматичного, все-таки не было – не было до тех пор, пока в шоу-бизнес не пришел Элвис Пресли .

Бывший водитель грузовика, музыкант-самоучка, пройдя «школу» в звукозаписывающей студии Сэма Филлипса и «университеты» под руководством личного менеджера Полковника Тома Паркера, Элвис Пресли в считанные месяцы приобрел одновременно титул Короля рок-н-ролла и статус всеобщего секс-символа. От звуков его голоса девочек бросало в дрожь, а юноши нисколько не ревновали – нет, они старательно копировали его прическу, его взгляд и движения губ.

Он оказался прекрасно обучаемым Королем, но все-таки недостаточно управляемым. Выступая на сцене, Элвис выделывал такие движения бедрами, что вгонял в краску операторов телекамер и редакторов развлекательных программ. Поскольку невозможно было отучить его от этих «непристойных» движений, было принято компромиссное решение: показывать Пресли по телевизору только от макушки и до пояса. Ниже – табу. К счастью, этот запрет не распространялся на кинематограф, и в знаменитой танцевальной сцене из фильма «J ailhouse Rock » («Тюремный рок») Элвис продемонстрировал все свои способности: и вокальные, и танцевальные, и актерские.

Чак, Король электрогитары

Электрогитара – вот основа «нового звука», которым прославился рок-н-ролл. Простейшие электрические усилители для акустических гитар были изобретены еще в 30-х годах. Но настоящие электрогитары, обладающие специфическим «металлическим» звуком и возможностью воспроизводить звуковые эффекты, появились лишь в конце 40х-начале 50-х годов. В пятидесятых еще мало кто уверенно владел всем набором возможностей этого нового инструмента, и среди этого малого количества музыкантов первым был, безусловно, Чак Берри . Его виртуозные гитарные проигрыши в песнях, в том числе и в суперпопулярной композиции Johnny B. Goode (сингл с этой песней был записан в 1958 году), музыканты изучали особо. Рок-н-ролл Чака Берри стал той дорожкой, по которой в рок-музыку впоследствии пришли и The Beatles , и The Rolling Stones , и еще множество достойных музыкантов.
Но это уже совсем другая история…

В ООН еще так и не признали всемирный (международный) день рок-н-ролла официальным праздником. Но данный факт никак не мешает любителям этого течения отмечать дату. Правда, среди поклонников жанра до сих пор идут споры - какой день считать днем рождения рок-н-ролла - 12 или 13 апреля. Подобные разночтения связаны с датой, когда записывался один из первых хитов, исполненный американцем Биллом Хейли - Rock Around the Clock, что в переводе означает «Рок круглые сутки». Одни источники утверждают, что запись проходила поздно вечером 12 апреля 1954 года, другие - что ночью. Больше сторонников второй версии, поэтому отмечаем 13 апреля всемирный день рок-н-ролла 2019 - 65-ю его годовщину.

Зародившись в США, рок-н-ролл, словно лихорадка быстро распространялся по всему миру. Даже в СССР, спрятанном за «железным занавесом», песню Хейли слушали многие. Это было не просто новое музыкальное направление. Это был новый образ жизни, способ самовыражения, вызов устоявшимся традициям и моральным устоям. Рок-н-ролл объединил в себе пристрастия в музыке разных культурных слоев, стал гибридом кантри и блюза. Зажигательные ритмы, полные жизни мелодии, драйв, танцы чуть ли не с акробатическими пируэтами - музыка свободы объединяла вокруг себя огромное количество людей разных поколений.

О рок-н-ролле забыть невозможно даже тем, кто не особо им увлекался или увлекается. Забыть не дадут легендарные имена, которые навсегда вписаны в историю музыкального течения. Элвис Пресли, Beatles, Чак Берри, Rolling Stones - их знают если не все, то очень многие. Несмотря на подпольное существование русского рок-н-ролла его представители также на слуху: группы «Наутилус Помпилиус», «Кино», «Алиса», «Славяне» и многие другие.

Традиции празднования всемирного дня рок-н-ролла

13 апреля, в день всемирного рок-н-ролла проходят фестивали, концерты, танцевальные вечеринки. Любители жанра встречаются, чтобы вспомнить безудержную, веселую рок-н-ролльную молодость, послушать старые мелодии и потанцевать. Воссоздать музыкальную атмосферу прошлых лет поможет , в репертуаре которой представлены композиции в этом стиле. На портале сайт большой выбор ВИА, поэтому вы сможете выбрать для себя наиболее подходящий вариант. Удачная идея заказать и вместе с ним устроить флешмоб под рок-н-ролльные мотивы. Или организуйте обучающий мастер-класс с участием профессиональных танцоров - даже те, кто никогда не танцевал в таком жанре, легко освоят движения. А как насчет вечеринки в стиле рок-н-ролл? , которого также можно найти и заказать через наш портал, подберет фонотеку, подходящую тематике праздника, и получится отличная дискотека. Хотите вспомнить мировые хиты и сами исполнить их? Тогда отправляйтесь с компанией в , предварительно выбрав оптимальное для себя заведение на сайт.
Где и как бы вы не отмечали всемирный день рок-н-ролла, делайте это зажигательно, драйвово и танцевально!

13 апреля меломаны всего мира отмечают Всемирный день рок-н-ролла – популярного музыкального направления, которое можно назвать квинтэссенцией американского стиля.

История и особенности рок-н-ролла

Музыкальный стиль рок-н-ролл или зародился в 40-50-х годах 20 века в результате смешения музыки афроамериканцев и белого населения США в южных штатах. Рок-н-ролл возник на основе жанров ритм-н-блюз и кантри, также вобрал в себя некоторые особенности госпела, буги-вуги и джаза и стал самостоятельным, уникальным и очень популярным стилемgenre of popular music .

Первое время у рок-н-ролла не было названия, многие американцы даже не хотели его признавать, считая разновидностью чернокожего ритм-н-блюза. Термин рок-н-ролл ввел в обиход популярный кливлендский диджей Алан Фрид. Слово произошло из словаря мореплавателей: в переводе с английского языка rock – качаться и roll – перекатываться. Так называли движения корабля, когда он выходит в море. Позже фраза не раз меняла значения, пока не пришлась кстати для нового музыкального стиля.

Олицетворение американского рок-н-ролла – знаменитый король Элвис Пресли, который оказал огромное влияние на американскую и мировую музыку. Но помимо него в США было еще множество известных исполнителей, rock-n-roll singers – Биг Джо Тернер, Билл Хэйли, Чак Берри, Фэтс Домино, Литл Ричард, Джерри Ли Льюис и другие.

Всемирный день рок-н-ролла

12 апреля 1954 года Билл Хэйли записал single (сингл), который стал очень популярным: Rock Around The Clock . Эти строчки мгновенно запомнились и повторялись всеми любителями современной музыки:

We’re gonna rock, rock, rock, ’till broad daylight, We’re gonna rock around the clock tonight…

Мы будем танцевать рок целый день, мы будем танцевать рок круглые сутки.

Позже музыкальные критики оценили эту композицию, как точку отчета зрелого рок-н-ролла. Это не самая первая, не самая знаменитая и не самая популярная запись, но именно она стала легендой. Ее называли гимном молодости – an anthem for rebellious 1950s youth . Эта композиция сделала рок-н-ролл популярным – mainstream .

Именно благодаря синглу «Rock Around The Clock » появился праздник – Всемирный день рок-н-ролла или Rock-n-roll Day . Для этого праздника был выбран следующий день после записи, 13 апреля.

13 апреля поклонники рок-н-ролла вспоминают не только и не столько знаменитые рок-банды Beatles , Led Zeppelin , Deep Purple , Pink Floyd , а тех, кто стоял у истоков этого музыкального направления – Билла Хэйли, Чака Берри, Бадди Холли и Элвиса Пресли.

Если вы любите рок-н-ролл, обязательно используйте музыку в изучении английского языка: в рок-песнях – замечательный, живой, современный английский в разговорном стиле.