Сообщение о жизни и творчестве короленко кратко. Владимир Галактионович Короленко - цитаты. Личная жизнь: жена и дети

Более чем сорокалетний творческий путь Владимира Галактионовича Короленко (1853—1921) поровну распределяется между XIX и XX вв. Его первый рассказ («Эпизоды из жизни искателя») был написан в 1879 г., а почти за неделю до смерти он еще работал над своим главным произведением — «Историей моего современника».

Соответственно многое связывает писателя с русской классической литературой XIX в., но и век двадцатый с его настойчивыми поисками путей переустройства жизни во всех ее сферах и не менее настойчивым стремлением дать новую жизнь искусству, вдохнуть в него новое содержание оказал существенное влияние на творчество Короленко.

Необычайна биография писателя. Его отец — украинец, состоявший на русской государственной службе и исполнявший свои обязанности судьи с поистине «дон-кихотской» честностью, которую и унаследовал его сын. Мать — полька, человек религиозный, совершавшая свой тихий подвиг любви, «соединенной с печалью и заботой», так же самозабвенно, как героиня повести «Слепой музыкант».

Детство свое Короленко провел в Житомире и Ровно — небольших городках юго-западной России, где национальные проблемы стояли особенно остро. Отдав в детстве дань романтическому увлечению героическим прошлым Украины и Польши, юный Короленко обращается к «передовой русской мысли», и это приводит к тому, что родной становится «не Польша, не Украина, не Волынь, не Великороссия, — а великая область русской мысли и русской литературы, область, где господствовали Пушкины, Лермонтовы, Белинские, Добролюбовы, Гоголи, Тургеневы, Некрасовы, Салтыковы».

И в дальнейшем жизнь многократно будет ставить Короленко в положение, когда нужно делать выбор, причем внешне ситуация будет такова, что по видимости никакого выбора не будет требоваться. Так, например, после убийства народовольцами Александра II правительство потребовало, чтобы все осужденные по политическим делам подписали присягу «на верноподданство новому государю».

Для большинства осужденных это была пустая формальность, а вопрос, подписывать или не подписывать, даже не ставился. Но Короленко после долгих и нелегких размышлений отказался от присяги, поплатился за это ссылкой в Якутию, но никогда впоследствии не сомневался в правильности своего поступка.

Точно так же, когда «по высочайшему повелению» в 1902 г. было отменено избрание М. Горького в почетные академики, Короленко вместе с Чеховым отказался от этого почетного звания. Объясняя мотивы своего отказа, Короленко писал: «...моя совесть, как писателя, не может примириться с молчаливым признанием принадлежности мне взгляда, противоположного моему действительному убеждению» (10, 346).

Когда появились первые очерки и рассказы Короленко, то критикой прежде всего была отмечена романтическая направленность его произведений, сочетающаяся с очень конкретными бытовыми и даже этнографическими описаниями. Тема «вольной волюшки», к которой всегда стремится его герой, каким бы маленьким ни казался он самому себе и окружающим и сколь бы суровыми и бесчеловечными ни были обстоятельства его жизни, быстро выявила своеобразие творчества молодого писателя.

Откликаясь на запросы своего времени, Короленко в критических статьях, дневниковых записях, письмах часто размышляет о том, какие требования к литературе выдвигает современная эпоха, каким должно быть искусство нового времени, что может оно взять из прошлого и что мешает дальнейшему его движению.

Широко известны высказывания Короленко о том, что реализм и романтизм представляют собой как литературные направления абсолютизацию двух противоположных методов изображения человека и общества в их взаимосвязи. Короленко считал, что реализм, основное требование которого — «верность действительности», уподобляет литературу зеркалу, отражающему «то, что есть», «данное состояние общества».

А так как литература целиком зависит от данного состояния общества (в качестве научного обоснования такой зависимости Короленко, в частности, ссылается на теорию И. Тэна), то дать верное отражение действительности — это значит раскрыть причинную обусловленность явлений жизни, отражаемых литературой.

Именно так понимаемый реализм, писал Короленко в 1887 г., идет по тому же пути, что и «чистая наука», но при всей их близости цели науки и искусства все же различны: «И в то время как цель научной работы — дать точное познание предмета в его соотношениях к другим, цель художественного произведения включает в себя первую и прибавляет к ней еще новую: оно стремится установить непосредственную связь данного предмета с глубокими тайниками вашей души посредством вашего воображения, посредством отраженных симпатических чувств и т. д.».

Сведение задачи искусства к установлению «причин и неминуемых следствий» Короленко считал заблуждением, происходящим от смешения одного из важнейших принципов искусства с его целью. Реализм для него «лишь условие художественности, условие, соответствующее современному вкусу, но <...> он не может служить целью сам по себе и всей художественности не исчерпывает».

Неоднократно подчеркивая, что деятельность человека не может выйти «из пределов причинности» и, следовательно, «наши идеалы отразят на себе наш характер, наше прошлое», Короленко в то же время утверждал, что хотя это отражение является важным условием искусства, цель его все же — «в движении, в тех или других идеалах».

Позднее в письме к В. Гольцеву (1894) Короленко противопоставит две точки зрения на художественное творчество: Чернышевского,6 писавшего, что художники «только слабые копиисты» природы, а потому «явление всегда выше изображения», и что нужно стремиться «к реальной правде, как к пределу», — и Мопассана, который подчеркивал, что художник «творит свою иллюзию мира, то, чего нет в действительности, но что он создает взамен того, что есть».

Короленко призывает соединить в одно эти положения, так как не может быть иллюзии мира «без отношения к реальному миру», и в мечтах, идеалах, иллюзиях героев художественных произведений или их создателя всегда проявляется «рождающееся в нас новое отношение человеческого духа к окружающему миру».

Идеал же Короленко определял и как «высшее представление о правде», живущее в душе художника, и как мечту, «являющуюся наилучшим критерием действительности», и как «общую концепцию мира», в соответствии с которой художник группирует явления окружающей жизни, и просто как «возможную реальность».

Отсюда цель истинного художественного произведения заключается, по мысли Короленко, в том, чтобы воспринимающий его мог или представить себе критерий, с которым подходит художник к отражению действительности, или в самом этом отражении мог найти то, что соответствует «высшему представлению о правде», выработанному художником. Последнее же требование заставляет писателя (и это весьма важно для понимания творчества Короленко) изображать «не одно то, что является господствующим в данной современности».

Короленко не принимает натурализм, в произведениях представителей которого действительность принижается и лишается героического начала, а человек полностью определяется жизненными условиями и не способен подняться над ними. Отдавая должное натуралистам за попытку освоения достижений естественных наук и за внимание к новым явлениям жизни, Короленко считал, что уделом натуралистической литературы становится средний, обычный человек.

В то же время романтизм, сосредоточивающий внимание на человеке незаурядном, героическом, стоящем вне общества, не способен, по утверждению Короленко, объяснить, как сложилась такая личность, да и принципиально не ставит такой цели.

Поэтому новое направление в литературе должно стать синтезом реализма и романтизма, в котором крайности этих направлений исчезнут. В соответствии с этим изменится и отношение к герою. «Открыть значение личности на почве значения массы — вот задача нового искусства, которое придет на смену реализма», — пишет Короленко.8 Подобного синтеза в литературе конца XIX столетия не произошло, но реалист Короленко никогда не забывает в своем творчестве о романтико-героическом начале в жизни.

Для русской общественной мысли конца XIX — начала XX в. был характерен обостренный интерес к социологическим проблемам. В это время, помимо статей Н. Михайловского, большой популярностью пользуются социологические работы П. Лаврова, В. Берви-Флеровского, С. Южакова, М. Ковалевского. С большим интересом читаются и обсуждаются труды по философии и социологии И. Тэна, Г. Спенсера, О. Конта, Г. Тарда, П. Лакомба, Э. Дюркгейма.

В 90-е гг. возникает увлечение марксистской социологией. Эту особенность в развитии русской общественной мысли хорошо выразил в своих воспоминаниях Д. Овсянико-Куликовский: «„Социология“, не для меня одного в ту эпоху, было слово особенное, слово с обаянием и властью, — одно из тех, от которых воспламеняются молодые души, — и его магическая сила не уступала могуществу таких вещих слов, каковы Свобода, Прогресс, Идеал и т. д. Социология — венец научного здания. Она откроет законы социальной жизни и прогресса и тем самым даст человечеству возможность преодолеть все отрицательные стороны, все бедствия и недуги цивилизаций».

В 80-х гг. для большинства свободомыслящей русской интеллигенции стала очевидной несостоятельность практических форм и методов борьбы за социальную справедливость, выдвинутых народниками. Но была и другая сторона теории народников — этическая.

И если процесс осмысления ряда народнических догм довольно быстро закончился отказом от них, то этика народников еще долгое время питала русское общество. Идея долга и совести, жажда принести себя в жертву ради простого народа, чувство праведного гнева за несправедливое общественное устройство — все это сохранялось в сознании русской интеллигенции как ценности, которыми не может и не имеет права поступиться человек, жаждущий добра и справедливости.

Этическое богатство народнической теории, героическая жертвенность и высота духа народнической интеллигенции не могли быть безоговорочно отвергнуты радикально настроенными представителями рубежа веков, так как новой этики, равной по значению народнической, в это время по существу еще не было создано. Вот почему для многих представителей поколения Короленко полный отказ от нравственных норм и критериев народничества обозначил бы отказ от демократических идей, от поисков путей преобразования общества.

Появление нового взгляда на жизнь, опирающегося как на открытия социологии и естественных наук, так и на сочетание трезвого исследования действительности с построением «социальных утопий», в которых предугадывается «действительность завтрашнего дня», Короленко связывает именно с поражением народнических методов борьбы.

Когда многочисленные представители народнического движения пошли «в народ» и предъявили ему «таблицу несправедливой социальной арифметики», то крестьяне не только не вступили на путь революционной борьбы, а наоборот, чаще всего отдавали своих искренних благожелателей в руки тех, кто заботился о сохранении существующего порядка. «И мы были поражены сложностью, противоречиями, неожиданностями, которые при этом встретились», — пишет Короленко об этой трагической неудачной «встрече» интеллигента-правдолюбца и простого крестьянина.

Для некоторой части интеллигенции результатом встречи с «меньшим братом» было разочарование в народе; для другой, и Короленко в том числе, — осознание чрезвычайной сложности тех проблем, которые так узко схематично трактовались предшествующим поколением, и стремление найти новые пути понимания человека.

Главным представителем нового субъективно социологического направления в русской общественной мысли Короленко считал Н. К. Михайловского, чьими статьями он «увлекся <...> и пропагандировал их между товарищами» еще в период учебы в Петровской сельскохозяйственной академии.

Ответ на вопрос, как отразилось учение Михайловского на творческих принципах Короленко, помогает осмыслить своеобразие как эстетических взглядов писателя, так и его общественной позиции.

Формулируя основные понятия своей социологии, Михайловский писал в 1875 г., что «субъективным методом называется такой способ удовлетворения познавательной потребности, когда наблюдатель ставит себя мысленно в положение наблюдаемого» и тем самым «приближается к истине настолько, насколько он способен переживать чужую жизнь». Нравственный идеал Михайловского приобретает вполне определенное конкретно-историческое содержание, когда он выдвигает требование «пережить жизнь» крестьянина, встать на точку зрения народа и подчинить общие категории «цивилизаций идее народа».

Смысл приведенных взглядов Михайловского хорошо поясняют очерки Г. Успенского, затрагивающие проблему взаимного непонимания между крестьянином и «интеллигентом-народолюбцем».

Пытаясь осмыслить причины этого непонимания, Успенский делает важное открытие: поступки, взгляды, моральные нормы крестьянина, казавшиеся автору-рассказчику непонятными, нелогичными, рационально не объяснимыми, на самом деле представляют собой стройную систему мироотношения, отдельные компоненты которой настолько пригнаны, что из нее невозможно вынуть тот или иной «кирпичик», как бы ни желал этого автор, находящийся вне данной системы и оценивающий ее с позиции интеллигента-просветителя.

Так, если бы повествователь в очерках «Власть земли» и «Крестьянин и крестьянский труд» указывал, что одни моральные нормы крестьянина хороши, а другие дурны, то в таком случае можно было бы только узнать, какие из этих норм он сам считает истинными, но никак нельзя было бы понять, почему крестьянин в своей жизни руководствуется именно этими этическими принципами.

Встав же на точку зрения крестьянина, Успенский понял, что в рамках существующей в настоящее время крестьянской культуры эти нормы обусловлены всей системой представлений данного социального слоя и мерить их нормами другой культуры так же нелепо, как пытаться измерить площадь комнаты с помощью термометра.

Требование Г. Успенского и Михайловского «встать на точку зрения крестьянина», таким образом, не сводилось к естественному и необходимому для писателя изображению мира через сознание и восприятие героя. За этим требованием стоял отказ от элементарно-оценочной позиции, при которой читатель хорошо представлял себе мировоззрение автора, критерии его оценок, в то время как сам объект авторского исследования во многом оставался «закрытым».

Простейшая оценка тех или иных сторон культуры изучаемого социального слоя при всей внешней ее справедливости не позволяла понять взаимосвязанность, взаимообусловленность «плохих» и «хороших» сторон, которые, будучи вычленены из живого организма культуры, часто приобреталисовсем другой смысл, иную значимость. Короленко принимает данное положение, находя, что художник должен учитывать при изображении своих героев и чужие точки зрения. Поясним это на примере одного из ранних произведений писателя — рассказа «Чудна́я», написанного в 1880 г. в пересыльной тюрьме, но опубликованного в русской прессе только в 1905 г.

Волей судьбы жандарм Гаврилов встречается с мужественной, волевой девушкой-революционеркой Морозовой. Их отношение друг к другу заранее определено той системой представлений, которая сложилась в их социальной среде и справедливость и нравственность которой не ставится ими под сомнение.

Гаврилов до встречи с ссыльными «усердно» служил в эскадроне, мечтал о повышении и твердо знал, что «начальство зря не накажет». Поэтому девушка-революционерка для него — преступница, «змееныш», «дворянское отродье». Морозова же, наоборот, «усердно» нарушала основные законы государства, «начальство» в котором наказывало и поощряло по правилам весьма далеким от справедливости, и потому Гаврилов для нее прежде всего «враг», так как одет в жандармскую шинель и состоит на службе у государства.

«Пережить чужую жизнь», встать на точку зрения Гаврилова и увидеть за ненавистным ей жандармским мундиром доброе сердце крестьянина Морозова не способна. И потому так жестоки ее слова в конце рассказа по его адресу: «Простить! вот еще! Никогда не прощу, и не думайте, никогда! Помру скоро... так и знайте: не простила!».

В сознании же Гаврилова, попавшего в среду ссыльных революционеров, происходят пока еще едва заметные, но уже необратимые изменения. Он утрачивает интерес к службе и даже известие о том, что ему не будет присвоено звание унтер-офицера, к которому он когда-то так стремился, принимает теперь с полным равнодушием.

И если ранее Гаврилов всегда знал, как нужно относиться к жизни и людям, имел на все готовые и, по его мнению, единственно правильные ответы, то теперь он уже во многом сомневается и задает мучающий его вопрос: «И все я эту барышню сердитую забыть не мог, да и теперь то же самое: так и стоит, бывает, перед глазами. Что бы это значило? Кто бы мне объяснил!».

Уже в этом раннем произведении Короленко находит свой способ преломления действительности, благодаря которому открывает в психологии, социальном поведении, мировосприятии своих героев такие области, какие не были еще достаточно освоены русской классической литературой XIX в.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Владимир Галактионович Короленко – русский прозаик, публицист, Почетный академик Петербургской АН (1900-1902 ) и РАН (1918 ) – родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире. Отец – украинец, из старинного казачьего рода, мать – полька, католичка. Его отец был чиновником судебного ведомства и отличался неподкупной честностью, резко выделявшей его из среды чиновников того времени. Мать писателя была дочерью помещика средней руки. В 1868 году отец Короленко умер, оставив семью без всяких средств. В это время будущий писатель был гимназистом 6 класса.

В.Г. Короленко учился в Санкт-Петербургском технологическом институте (с 1871 г .), Петровской земледельческой и лесной академии в Москве (с 1874 г. ), Санкт-Петербургском горном институте (с 1877 г. ); ни одно из этих учебных заведений не окончил вследствие арестов по политическим мотивам и длительных ссылок в Вятскую губернию и Якутию, давших богатый материал для его дальнейшего творчества. В 1885-1896 гг. Короленко жил в Нижнем Новгороде; в 1893 году совершил поездку в США (впечатления от этой поездки отразились, в частности, в повести «Без языка», 1895 ) и Западную Европу. В 1896 году переехал в Санкт-Петербург, где совместно с Н.К. Михайловским издавал журнал «Русское богатство». С 1900 года В.Г. Короленко живет в Полтаве.

Убежденный гуманист, ставший для многих современников олицетворением гражданской совести (М. Горький назвал его «честнейшим русским писателем»), Короленко не принял Октябрьскую революцию 1917 года; выступал против большевистского террора («Письма к Луначарскому», опубликованные в Париже в 1922 г . , в СССР в 1988 г .). К Короленко относились с демонстративным уважением, но его неоднократные призывы к гуманности игнорировали.

Короленко дебютировал в печати как корреспондент газеты «Новости» (1878 ). Первый рассказ «Эпизоды из жизни «искателя»» (1879 ) о молодом разночинце отразил увлечение Короленко идеями народничества. Известность принес рассказ «Сон Макара» (1885 ) – проникнутое глубоким сочувствием повествование о жизни человека из народа, страдания которого перевешивают на весах Господа его грехи.

Убийство и пролитие крови - темы, волновавшие многих писателей XIX века и рассматривавшиеся ими в разных аспектах. Короленко же думает о «стройном порядке в мире», но идея взаимосвязанности, взаимообусловленности природы, человека, общества была расплывчатой.

Короленко в скитаниях по ссылкам боялся впасть в озлобленность - она расшатывает убеждения. Борьба и неудовлетворенность, постоянное движение, даже если цель не до конца сформулирована, - вот что ценит Короленко в людях. Остановка равносильна смерти.

Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре - человек, который не сломлен.

Среди лучших произведений Короленко: рассказ «Чудная» (1880 , опублик. в 1905 ) о несгибаемом характере ссыльной девушки-революционерки; «Сказание о Флоре, Агриппе и Менахиме, сыне Иегуды» (1886 ) о восстании иудеев против своих поработителей-римлян, носящее аллегорический характер; «полесская легенда» «Лес шумит» (1886 ), изображающая времена запорожского казачества; повести: «В дурном обществе» (1885 ) – не лишенное романтизации и построенное отчасти на автобиографическом материале повествование об обитателях социального «дна»; «Слепой музыкант» (1886 ) – «этюд» о торжестве духа над плотью, включающий в себя элементы естественно-научного исследования; символический «эскиз» «Река играет» (1892 ).

Короленко много работал в документально-художественном и публицистическом жанрах. В 1895-1896 гг . Короленко успешно выступал в качестве общественного защитника в суде по делу крестьян-удмуртов из с. Старый Мултан, ложно обвиненных в ритуальном убийстве; его очерки об этом деле составили цикл «Мултанское жертвоприношение» (1895-1898 ). Цикл очерков «Сорочинская трагедия» (1907 ) – о расправе с крестьянами местечка Сорочинцы. В очерках «Бытовое явление», «Черты военного правосудия» (оба 1910 года ), «В успокоенной деревне» (1911 ) и др. Короленко обличает власть за массовые казни участников первой русской революции. Пафосом борьбы с национализмом проникнуты статьи и корреспонденции Короленко, связанный с «делом Бейлиса» (1913 ).

Самое крупное произведение Короленко – многотомная автобиография «История моего современника» (опублик. в 1922-1929 гг .), сочетающая художественное и публицистическое начала, лиризм и очерковость; повествование в ней доведено до 1884 года. Короленко – автор литературно-критических статей и воспоминаний о Н.Г. Чернышевском (1890 ), В.Г. Белинском (1898 ), Г.И. Успенском (1902 ), А.П. Чехове (1904 ), Л.Н. Толстом (1908 ), Н.В. Гоголе (1909 ).

Отрицая натурализм, порожденный рационалистическим позитивистским мировоззрением, Короленко в своем творчестве тяготел к синтезу реалистичного и романтичного начал; достоверность, а порой и этнографическая точность в воссоздании быта сочетаются в его произведениях с интересом к скрытым силам человеческой души, понимаемой Короленко как общемирового «бесконечного создания». Оптимистичное отношение к жизни, обостренное чувство справедливости и вера в торжество добра нашли выражение в знаменитой формуле: «человек создан для счастья, как птица для полёта» (рассказ «Парадокс», 1894 ).

Многие вспоминают о рассказе «Дети подземелья», которого вы не найдете ни в одном собрании сочинений Владимира Галактионовича, потому что такого рассказа он не писал. У него есть повесть «В дурном обществе», которую сократили специально, чтобы познакомить с этим произведением детей. Причем сделано это было без участия писателя, который сетовал, что юные читатели познакомятся с его творчеством в сильно усеченном виде. Еще достаточно хорошо известно о том, что Короленко многажды был арестован и сослан, долго жил под надзором полиции, нуждался… И при этом никогда не терял какого-то непреклонного, что ли, мужества, неугомонной совести.

  1. Короленко родился 27 июля 1853 года в Житомире, именно на Украине он получил первое образование и провел свое детство.
  2. Учась в гимназии, Короленко мечтал стать адвокатом, но у семьи не было средств, чтобы оплатить обучение. В 1871 г. он поступил в Технологический институт в Петербурге, а в 1874 г. перевелся в Москву. Здесь Короленко увлекся народническими идеями, участвовал в студенческом движении, был исключен, выслан в Кронштадт, и с этого времени потянулась долгая череда ссыльных его лет. Университет писателю так и не пришлось закончить.

Когда в 1881 г. на престол восшел Александр III, все политические ссыльные должны были подписать присягу на верноподданство новому императору. Это была формальность. Однако Короленко присягу не подписал – последовал новый арест, трудный путь в Восточную Сибирь, тюрьмы (в одной из них был написан рассказ «Чудная») и, наконец, поселение в отдаленном районе Якутской области.

«Делай, что должно, и пусть будет, что будет », - вот девиз, которому писатель следовал всю жизнь, не оглядываясь на последствия.

Долгие месяцы той якутской ссылки были наполнены трудом: Короленко изучал быт людей, записывал фольклор, пытался сам сочинять. Произведения, написанные тогда (рассказы «Сон Макара», «Соколинец», «Лес шумит», повесть «В дурном обществе»), принесли ему известность.

  1. Короленко очень много писал: может быть, больше даже как публицист, а не прозаик. Он был, безусловно, мастером художественного слова, но отклики на злободневные общественно-политические события часто вытесняли другие его писательские планы. К сожалению, многие художественные произведения Короленко остались незаконченными. О публицистике писатель говорил, что она для него - способ непосредственно влиять на жизнь, защищать права и достоинства человека всюду, где это можно сделать при помощи пера.

Вот два самых громких дела с его участием:

Первое дело известно как Мултанский процесс (дело вотяков, 1895-96 гг.). Недалеко от села Старый Мултан был найден обезображенный труп местного нищего. Характер повреждений был таков, что наводил о мысль о ритуальном убийстве (с целью жертвоприношения). Семеро жителей села были арестованы, обвинены в убийстве и осуждены на десять лет каторги.

Короленко, узнав о беде мултанских вотяков, приехал на вторичное разбирательство дела в Елабугу в качестве корреспонтента. Потрясенный этим делом и еще больше допущенными нарушениями, он провел собственное расследование и доказал, что несчастный нищий уже был мертв, когда над телом совершили надругательство – именно для того, чтобы обвинить вотяков в ритуальном убийстве. В столичных газетах Владимир Галактионович написал несколько статей о своем расследовании, выступил с докладом о Мултанском деле, произнес на заключительном судебном заседании две речи. Эти речи до нас не дошли. Современники вспоминают, что стенографистки, задыхаясь от слез, начисто забыли о своих обязанностях. Все подсудимые были оправданы.

Второе дело получило названия дела Бейлиса – еврея, обвиненного в ритуальном убийстве христианского мальчика Андрея Ющинского (погибшего на самом деле от рук уголовников). Увы, еврейские погромы – это печальная страница российской не такой уж давней истории. Убийство произошло в 1911 году, и два года процесс этот лихорадил всю империю. Обвинительный приговор обозначал бы новую волну еврейских погромов, однако Короленко, уже будучи тяжело больным, решил лично участвовать в судебном разбирательстве. Бейлис был оправдан. Дочь писателя, Софья Владимировна, вспоминала, что из зала суда Владимир Галактионович с женой возвращались в гостиницу на бричке. Ликующая толпа выпрягла лошадей и донесла бричку на руках до гостиницы.

Русская пресса называла писателя «солнцем русской литературы». Иван Бунин на вопрос корреспондента, что он думает о Короленко, ответил, что он, Бунин, может спокойно жить, потому в России что есть Владимир Галактионович – «живая совесть русского народа».

А потом наступил 1917 год. А за ним – кровавые 1918-1920-е гг.

  1. Ни красный, ни белый террор Короленко не принял, считая его излишней жестокостью. Ему ближе был постепенный переход к демократии, чем беспощадная борьба классов. Свое видение ситуации Короленко откровенно излагал в прессе, чем привлек к себе внимание Ленина. Ленин был недоволен непримиримостью Владимира Галактионовича: от человека, не понаслышке знающего, что такое гонения, он ожидал большей лояльности. По просьбе Ленина с Короленко встретился Луначарский (в июне 1920 г.). Они договорились о переписке. Луначарский попросил Владимира Галактионовича написать, что именно ему не нравится в политике новой власти, и обещал публиковать письма. Короленко написал шесть писем, но ни на одно из них не получил ответа.

В годы Гражданской войны Владимир Галактионович спас многих людей от грозившей им расправы. Писатель много работал, несмотря на резкое ухудшение здоровья. А еще он организовывал сбор продовольствия для детей Москвы и Петрограда, основывал колонии для детей-сирот и беспризорников. Однажды ему пришлось отстаивать собранные средства с оружием в руках: к нему в дом ворвались бандиты.

  1. Выражение «фабрика смерти», которое часто применяю к нацистским концлагерям, принадлежит Короленко. Только он имел в виду знаменитые бойни в г. Чикаго. Он побывал в Америке в 1893 г. и поразился, что эти бойни считаются местной достопримечательностью, как великолепно отлаженный конвейер, что туда приводят детей полюбоваться на работу мясников. А мясники еще и привыкли вымогать у посетителей чаевые. Очерк под названием «Фабрика смерти» написан в 1895 г.

Владимир Галактионович Короленко умер 25 декабря 1921 г. Критик А.Горнфельд, долгие года работавший вместе с Короленко, писал: «О лучшем произведении Короленко едва ли возможны споры. …Лучшее произведение его – он сам, его жизнь, его существо».

Родился будущий писатель в Житомире в семье судьи. В 1871 году поступил в технологический институт, но из - за нехватки денег был вынужден привезтись в Петровскую земледельческую академию в Москве на стипендию. Чувство справедливости побудило его пополнить ряды революционного народнического движения. И за активную деятельность его выгнали из академии и был сослан в портовый город России Крондштадт.

После окончании ссылки снова поступает в институт. В этот период Короленко активно занимается общественною деятельностью и литературой. Впервые в журнале «Слово» была напечатана его новела. Но вскорости его снова выгоняют из института и ссылают в самый северный город Глазов. После этого его переправляют в другой населённый пункт, отбывать наказание, но из - за самовольной отлучки Короленка отправляют в тюрму. Но вскорости по рассмотрению его дела вышей комиссией его отпустили. Он на этот испытания у него не закончились еще на раз он вынужденно бывал в Сибири. Все это не сломало, а наоборот помогло сформировать богатый внутренний мир писателя. Часто в его работах отражались проблемы того времени. Он смело высказывал свою точку зрения и не боясь становился в защиту угнетённых.

Благодаря своему творчеству его почитатели были как и на его родине так и за рубежом. "Сон Макара", "В дурном обществе", "Слепой музыкант" - все эти его труды принесли небывалую славу.

Видя, каким успехом Короленко, пользуется, власть стала более терпима к его общественной деятельности. Короленко очень много путешествует Крым, Кавказ, Чикаго.

В 1990 году облюбовал город на Украине Полтаву, сюда и поселился жить, но вскорости заболел и умер. Так умер великий писатель, смелый общественный деятель, но память о нем не забыта. По четырех его романах были сняты фильмы. Было создано множество библиотек, школы и другие здания носящие его имя, музеи. У многих городах есть улица Короленка.

Биография Владимира Королен о главном

В. Г. Короленко (1853 -1921) - известный русский писатель. Всю свою сознательную жизнь посвятил общественной деятельности.

При царском правлении, во время Гражданской войны, при становлении Советской власти занимался правозащитной деятельность. Многие произведения были написаны им, основываясь на личных воспоминаниях о детстве и юности прошедших на Украине, о своих лишениях во времена ссылок и репрессий.

Отец, Галактион Афанасьевич, служил судьей, был суровым и малообщительным человеком. Его мама, Эвелина Иосифовна.

Свою учёбу маленький Володя начинал с пансионата в Польше, потом были годы учебы в Житомире. Когда отца по долгу его службы перевели в Ровно, Володя поступил учиться здесь же в училище. Ещё совсем юным мальчиком увлекся литературой, мечтал выучиться на адвоката.

В 1871 году А.Г.Короленко поступает в Петербургский Технологический институт, но вскоре обучение пришлось оставить ввиду тяжелого материального положения. В 1874 году он переехал в Москву. Здесь будущий писатель поступил в академию. Во время учебы он активно принимает участие в студенческой жизни академии, выступает против администрации, увлекается народническими идеями. Из академии, вскоре, тоже исключили и выслали под надзор полиции в Кронштадт.

После отбывания срока наказания писатель возвращается в Петербург. В 1877 году опять поступает в тот же институт, откуда за революционные взгляды, весной 1879 года писатель отчислен. Следующие шесть лет (1878 - 1884) он провел на этапах, в тюрьмах или ссылках. В ссылке писатель занимался тяжелым крестьянским трудом, знакомился с их жизненным укладом, делал наброски для своих будущих рассказов.

В 1879 года издается первый рассказ «Эпизоды из жизни искателя», он печатается в одном петербургском журнале. Суровые жизненные испытания, выпавшие на долю В.Г.Короленко не сломили его волю и характер. Годы, проведенные в ссылках и тюрьмах только укрепили его сознание, сформировали из юноши взрослого писателя, явились источником для будущих творений.

В 1885 году В.Г.Короленко разрешается жить в Нижнем Новгороде. С 1885 года и по 1895 год начинается расцвет творчества писателя, он активно включается в общественную жизнь: занимается сбором продуктов для детей, создает колонии и приюты для сирот. Это десятилетие можно по праву назвать всплеском таланта.

В 1886 года В.Г.Короленко и Евдокия Семёновна, после продолжительного знакомства, решают пожениться, у них родилось двое детей, она была с ним до конца дней.

«Очерки и рассказы» - это первая изданная книга писателя, выпущенная в свет в 1886 году. В книгу вошли рассказы, написанные в ссылке: «В дурном обществе», «Сон Макара», «Слепой музыкант». Вскоре были напечатаны «Павловские очерки», где автор описывает нищенское, голодное житье кустарей.

В период с1895 года по 1900 год писатель живет и работает в Петербурге, занимается редакцией. Тогда же печатаются новеллы «Марусина заимка» и «Мгновение».

В 1900 году, по состоянию здоровья, писатель вынужден уехать жить на Украину, здесь он провел остаток жизни.

Мечтая о создании художественной летописи своего поколения, в период с 1906 года по 1921 год писатель работает над созданием большого романа «История моего современника», но роман не был завершен. А.Г.Короленко скончался работая над очередным томом.

Популярность А.Г. Короленко была огромна не только в стране. Он своими талантливыми и актуальными произведениями, своей активной деятельностью направленной на благо человека привлекал внимание людей к самым острым, волнующим сторонам реальности.

Интересные факты и даты из жизни


Короленко Владимир Галактионович
(1853 - 1922)






  • Умер 25 декабря 1921 г. в Полтаве.
  • краткая биография короленко:
    родился он а потом умер
    )))
  • Родился 27 июля 1853 г. в Житомире в семье чиновника судебного ведомства. Детство и юность Короленко прошли в Житомире и Ровно. Окончив с серебряной медалью реальную гимназию, он в 1871 г. приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Однако вскоре из-за недостатка средств вынужден был оставить учбу и ради заработка стал раскрашивать ботанические атласы, выполнял чертжные работы, занимался корректурой.
    В январе 1873 г. переехал в Москву и поступил в Петровскую академию на лесное отделение. В марте 1876 г. за участие в студенческих волнениях был исключн, арестован и выслан из Москвы. С тех пор вплоть до Февральской революции 1917 г. жизнь писателя состояла из череды арестов и ссылок.
    Впервые Короленко выступил в печати в 1878 г. с газетной статьй об уличном происшествии. В 1879 г. он пишет свой первый рассказ Эпизоды из жизни искателя. Литературное наследие Короленко велико и многообразно. Писатель яркого и большого демократического дарования, он вошл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов, художественных очерков, а также как критик и публицист. Пожалуй, самые известные произведения Короленко повести В дурном обществе (1885 г.), Слепой музыкант (1886 г.), Река играет (1892 г.).
    Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм.
    В 1900 г. Владимир Галактионович стал почтным академиком по разряду изящной словесности. Но в 1902 г. он вместе с А. П. Чеховым отказался от этого звания в знак протеста против отмены академией выборов М. Горького.
    Писатель был горячим сторонником общественного предназначения литературы. После Октябрьской революции выступал против произвола и репрессий, творимых большевиками.
    Владимир Галактионович Короленко умер от воспаления легких в Полтаве 25 декабря 1921 года во время работы над четвертым томом большого автобиографического произведения История моего современника
  • гг вп
  • (18531921) Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 года в Житомире, в семье уездного судьи. Еще будучи гимназистом, Короленко увлекался чтением, особый интерес питал к классической литературе. С раннего детства будущий писатель мечтал об адвокатской карьере. Однако у него не было возможности поступить после реальной гимназии в университет. Короленко так же не мог ждать год, чтобы сдать экзамены экстерном. Именно поэтому в 1871 году он поступил в Технологический институт в Петербурге, а в 1874 перешел в Петровскую академию под Москвой. Во время учебы Короленко заинтересовался идеями народников, принимал участие в студенческом движении. За это в 1876 году его исключили из числа студентов и сослали в Кронштадт. В 1877 году Короленко поступил в Петербургский горный институт. На протяжении всей жизни писатель неоднократно находился в тюрьмах и ссылках, был под надзором полиции, активно участвовал в либеральной оппозиции, сотрудничал в либеральных периодических изданиях. Умер писатель 25 февраля 1921 года.
  • Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году в городе Житомире. Его отец был чиновником судебного ведомства и отличался неподкупной честностью, резко выделявшей его из среды чиновников того времени. Мать писателя была дочерью помещика средней руки. В 1868 году отец Короленко умер, оставив семью без всяких средств. В это время будущий писатель был гимназистом 6 класса. Окончив гимназию в 1871 году, Короленко переехал в Петербург и поступил в технологический институт. 2 первых года прошли в тяжелой борьбе с голодом. В 1874 году Короленко уехал в Москву, так как он перешел в Петровскую сельскохозяйственную академию, но окончить е ему не удалось, так как был исключен, а затем выслан за подачу коллективного протеста против полицейского режима, который господствовал в академии. 3 года Короленко прожил в Кронштадте под надзором полиции. В 1877 году он поступает в Петербургский горный институт, но снова высылается сначала в Глазов, потом в Березовые Починки, потом в Восточную Сибирь, и наконец в Пермь. В 1881 году, за отказ дачи присяги новому царю, Короленко был сослан в Якутию. После ссылки Короленко переехал в Нижний Новгород, где и прожил оставшиеся 10 лет жизни
  • Родился 27 июля 1853 г. в Житомире в семье чиновника судебного ведомства. Детство и юность Короленко прошли в Житомире и Ровно. Окончив с серебряной медалью реальную гимназию, он в 1871 г. приехал в Петербург и поступил в Технологический институт. Однако вскоре из-за недостатка средств вынужден был оставить учбу и ради заработка стал раскрашивать ботанические атласы, выполнял чертжные работы, занимался корректурой.
    В январе 1873 г. переехал в Москву и поступил в Петровскую академию на лесное отделение. В марте 1876 г. за участие в студенческих волнениях был исключн, арестован и выслан из Москвы. С тех пор вплоть до Февральской революции 1917 г. жизнь писателя состояла из череды арестов и ссылок.
    Впервые Короленко выступил в печати в 1878 г. с газетной статьй об уличном происшествии. В 1879 г. он пишет свой первый рассказ Эпизоды из жизни искателя. Литературное наследие Короленко велико и многообразно. Писатель яркого и большого демократического дарования, он вошл в историю русской литературы как автор многочисленных повестей, рассказов, художественных очерков, а также как критик и публицист. Пожалуй, самые известные произведения Короленко повести В дурном обществе (1885 г.), Слепой музыкант (1886 г.), Река играет (1892 г.).
    Творчество Короленко отличают страстная защита обездоленных, мотив стремления к лучшей жизни для всех, воспевание душевной стойкости, мужества и упорства, высокий гуманизм.
    В 1900 г. Владимир Галактионович стал почтным академиком по разряду изящной словесности. Но в 1902 г. он вместе с А. П. Чеховым отказался от этого звания в знак протеста против отмены академией выборов М. Горького.
    Писатель был горячим сторонником общественного предназначения литературы. После Октябрьской революции выступал против произвола и репрессий, творимых большевиками.
    Владимир Галактионович Короленко умер от воспаления легких в Полтаве 25 декабря 1921 года во время работы над четвертым томом большого автобиографического произведения История моего современника.