Кто такой юшка из рассказа платонова. История создания произведения юшка. Актуальна ли нынче юродивость

1 сентября

По сложившейся традиции торжественная линейка, открывающая новый учебный год, проходит в театрализованной форме. В постановке участвуют не только гимназисты, но и учителя. Сценарий каждого праздника неповторим и напрямую связан с темой года («Корифейский олимп», «Корифейская палитра», «Корифейский экспресс» и др.). Выпускники находят время, чтобы приехать на праздник для поздравления корифеев с Днем знаний и поблагодарить учителей за полученный в гимназии ученический и личностный опыт. В это день учащиеся встречаются со своими повзрослевшими одноклассниками; классные руководители проводят тематические классные часы.

День учителя

Поздравления с профессиональным праздником учителя начинают получать с самого утра. Дежурный класс торжественно встречает педагогов в главном фойе гимназии и преподносит небольшие сувениры. Учащиеся каждого класса заранее готовят стенгазеты, в которых признаются в любви учителям или же изображают их с неожиданной стороны))). В течение всего дня на переменах по корифейскому радио звучит любимая музыка педагогов. Учебный процесс тоже изменяется: ученики объявляют День самоуправления и ведут уроки вместо учителей, выполняют обязанности школьной администрации. После уроков в актовом зале разворачивается поздравительная программа от членов Родительского совета и участников школьного соуправления. Как правило, организаторы стараются придумать оригинальное шоу по мотивам популярных телевизионных передач.

День рождения гимназии

Ежегодно один из концертных залов г. Екатеринбурга встречает корифеев, собравшихся для празднования Дня рождения гимназии. Формат праздника и его сценарий определяются темой года - всегда новой и интересной. Гости праздника - представители органов управления, образовательных и общественных организаций, партнеры и выпускники, члены Родительского Совета и Совета гимназистов поднимаются на сцену для представления своего театрализованного поздравления. Обязательная составляющая праздника - церемония Посвящения второклассников в гимназисты. Ребята с большой сцены дают клятву стать «настоящими корифеями в науках и искусствах». День рождения гимназии - это еще и чествование юбиляров и лучших педагогов гимназии: вручение памятных сувениров и благодарственных писем. И, конечно, яркий финал - мюзикл. Отличное настроение на празднике гарантировано!

Католическое рождество

Наши гимназисты со второго класса изучают два иностранных языка (плюс к английскому второй язык - французский или немецкий - по выбору). В рамках страноведения ребята знакомятся с культурными и историческими традициями европейских народов. Одна из таких традиций - празднование католического Рождества. Учителя кафедры иностранных языков тщательно готовятся к этому празднику вместе со своими воспитанниками. 24 и 25 декабря в «Корифее» проходят открытые уроки, классные часы, тематические встречи с интересными людьми - все для того, чтобы почувствовать атмосферу Рождества.

Новогодние спектакли

В конце декабря все кабинеты, коридоры и фойе гимназии преображаются, украсившись блестящим новогодним убранством. Корифеи готовятся к встрече Нового года - одного из любимейших школьных и семейных праздников. Пожалуй, самое долгожданное событие в этот период - парад детских новогодних спектаклей, подготовленных учениками всех параллелей. Команда экспертов из числа учителей и администрации школы просматривает все постановки и определяет лучших в разных номинациях. Бонусный спектакль для всего школьного сообщества - шоу-спектакль учителей, для которого ежегодно пишется уникальный сценарий. Как правило, после премьеры в каждом классе проходят праздничные чаепития с развлекательными программами и подарками.

Масленица

Любимый детьми всех возрастов русский народный обрядовый праздник встречи весны проходит в «Корифее» ярко: с блинами, хороводами, катанием на лошадях и играми по старинным правилам. Каждая параллель определяет свою программу празднования: одни решают остаться в школе, другие выезжают на природу. В этот день в гимназии проходит конкурс на лучшее приготовление блинов и выбор вкуснейшей начинки. Завершается праздник сжиганием масленичного чучела на пришкольной территории.

23 февраля

Обязательный элемент «мужского» праздника - военно-спортивная игра «ДМБ» для учащихся основной школы, а для учеников начальных классов - игра «Дневной дозор». Игру проводят курсанты Уральского института ГПС МЧС России под командованием зам.директора гимназии Л.Л.Шавкуновой. Корифеи строятся на торжественную линейку для получения пакетов с боевыми заданиями - только после приказа Главнокомандующего игра начинается. Команды распределяются между командирами (курсантами) и выполняют «боевые» задания, одно из которых - ускоренное поглощение солдатской каши. Побеждает в игре та команда, участникам которой удастся за наименьшее время набрать наибольшее количество баллов.

8 марта

Море цветов и улыбок, весеннее настроение и признания в любви - все это атрибуты Женского праздника. Учителей, сотрудников и членов администрации гимназии дети и родители поздравляют весь день. В каждом классе праздник отмечается по-разному: с концертной программой в актовом зале или веселыми играми в кабинете класса. Каждый год праздник звучит в своей неповторимой тональности.

Директорский прием «Гордость Корифея»

В 2011 году положено начало новой корифейской традиции - директорскому приему под названием «Гордость "Корифея "». На церемонию приглашаются лучшие из лучших: победители и призеры олимпиад, интеллектуальных и творческих конкурсов, спортивных состязаний областного, регионального, российского и международного уровня, а также родители, педагоги и классные руководители. Только самые выдающиеся гимназисты, собравшие обильный урожай впечатляющих побед, получают из рук директора А.А.Бабетова нагрудные серебряные значки «Гордость корифея» и прилагаемые к ним удостоверения. Претендовать на знак можно начиная с 7-го класса ; основанием для награждения служат неоднократные и внушительные учебные, научные, творческие либо спортивные достижения. Стать корифейской гордостью можно не чаще, чем один раз в два года. Если постараться, то за всю гимназическую жизнь удастся накопить три знака: в 7-м, 9-м и 11-м классах. Кстати, для тех, кто уже окончил гимназию, реальный шанс стать обладателем знака сохраняется: «Корифей» всех выпускников считает своими и обязательно будет отмечать их успехи тоже.

Фестиваль «Корифейская весна»

Традиционный отчетный концерт художественно-эстетического отделения гимназии в 2011году превратился в заключительный концерт фестиваля «Корифейская весна» . На всех площадках "Корифея", включая партнерские, с начала апреля проходят «показательные выступления», и самые сильные и зрелищные номера попадают в программу финального гала-концерта, который проходит на одной из лучших сцен города. Его зрителями становится более 400 гимназистов, их родителей и учителей.

Последние звонки

24-25 мая для учащихся 9-х и 11-х классов звучат Последние звонки. Директор гимназии зачитывает приказы о допуске учащихся к государственной итоговой аттестации и желает удачи не только в экзаменационных испытаниях, но и в дальнейшей жизни. В ответном слове гимназисты, как правило, вспоминают забавные казусы, эпохальные события и любопытные факты, обращенные к учителям-предметникам. Классные руководители адресуют гимназистам теплые наставления, а в финале выпускники вместе с воздушными шариками отправляют в небо свои заветные желания.

Выпускные вечера

В гимназии «Корифей» принято в торжественной форме выпускать учеников из 4-го, 9-го и 11-го класса. Гимназия разработала свой «фирменный» стиль: в начале - торжественная часть (вручение аттестатов, почетных грамот и благодарственных писем); затем - шоу-программа, состоящая из детских и родительских спектаклей, розыгрышей, «гаданий». В завершение праздника - разноцветный фейерверк на улице.

Экскурсионные программы

Урал — геологический уникум, один из древнейших металлургических регионов России, мощный научный и культурный центр, поэтому одним из излюбленных видов саморазвития корифеев являются экскурсионные программы. В начале сентября каждого года все гимназисты отправляются в путешествие по родному краю. Для второклассников экскурсии проводит одна из основателей гимназии, руководитель школьного музея Майя Петровна Никулина. От нее корифеи узнают об Урале как о земле древней, замечательной и таинственной, удивительно богатой, занимающей в судьбе страны чрезвычайно важное место.

Сотрудничество екатеринбургской гимназии № 210 «Корифей» с Вышкой началось лет пятнадцать назад. Тогда она единственная в Свердловской области имела статус базовой школы. Недавно гимназия стала ресурсным центром ВШЭ в Уральском федеральном округе, а старшеклассники - участниками сетевого проекта «Предуниверсарий».

Интерес к Высшей школе экономики возник у учителей «Корифея» в начале 2000-х - туда они ездили на курсы повышения квалификации и были очень довольны, вспоминает директор «Корифея» Алексей Бабетов: говорили, что получают исчерпывающие ответы на самые сложные и болезненные для предметников вопросы.

В тот же период в гимназии по инициативе родителей сформировался попечительский совет (позже его преобразовали в наблюдательный). На первом же заседании его члены, помогавшие не только деньгами, но и советами - предложили подружиться с Вышкой, чтобы дети понимали, куда стоит поступать. Так у ВШЭ появился форпост на Урале.

Новый этап взаимодействия начался в 2014 году, когда Вышка приступила к созданию Университетского образовательного округа, главная цель которого - совершенствовать модель старшей школы в России. С разрешения городского начальства «Корифей» получает статус ресурсного центра ВШЭ - становится со-организатором всевозможных вышкинских проектов в регионе для уральских учителей и школьников, чтобы тем лишний раз не летать в Москву. В ноябре «Корифей» организовал в Екатеринбурге для старшеклассников.

Альтернатива

История «Корифея» отсчитывается с начала 1990-х годов, когда в спальном районе недалеко от центра Екатеринбурга был открыт первый на Урале развивающий центр для дошкольников «Филипок». А сам «Корифей» (школьная ступень) появился в 1994 году, когда были открыты начальные классы, а образовательное учреждение перешло в муниципальную собственность.

У основателей гимназии Алексея Бабетова и Марии Калужской, семейной пары, директора и замдиректора, педагогического опыта не было, в образование они пришли из Института философии и права Уральского отделения Академии наук, а значит - были свободны от советского педагогического опыта. «Корифей» создавали, как часто бывало с авторскими школами, прежде всего для собственных детей. Гимназия быстро набрала популярность у среднего класса, ищущего альтернативу массовому советскому образованию.

Не только учеба

В «Корифее» считается, что работа учителя не может ограничиваться преподаванием школьных предметов. Он должен участвовать в детских внеурочных проектах, способствовать тому, чтобы ученики придумывали такие проекты сами. Это могут быть праздники, квесты, театральные постановки, любая другая «движуха» не только для развлечения, но и для развития.

«Корифей» - самая креативная школа в городе, - считает Екатерина Меньшикова, мама шестиклассника, возглавляющая Наблюдательный совет. - Всё, что здесь придумано, - нестандартно. Был у нас новогодний карнавал - нигде больше такого не увидите. Дети сюда бегут не только на учебу - они устраивают выставки, выпускают газету, им всё интересно и всё время что-то надо».

Активисты ученического самоуправления придумали «Ночь в Корифее», которая проходит дважды в год, - с восьми вечера до двух ночи старшеклассники общаются с приглашенными «звездами» (политологами, модельерами, музыкантами и проч.). У учителей появился аргумент для повышения детской мотивации: «Будешь плохо себя вести - не пойдешь на "Ночь в Корифее"». Недавно в гимназии устроили «Погружение в 90-е», моделируя ту эпоху вплоть до еды и одежды с участием автора книги о первом Свердловском рок-клубе.

Все это не означает, что учеба уходит на второй план, совсем наоборот. Для тех, кто нацелен на высокие результаты, даже устраивают бесплатные дополнительные занятия: в гимназии есть понятие «нулевой» урок, благо общие занятия начинаются в 8.45.

«Корифей» - одна из самых «медийных» школ России. Учителя и администраторы - постоянные гости столичных педагогических конференций, замдиректора Мария Калужская регулярно пишет сценарии праздников, которые потом используют в школах по всей стране, и колонки для федеральных педагогических СМИ. Гимназия успела поучаствовать в разработке концепций школы «Сколково», «Умной школы» и «Летово», а также во всевозможных местных и федеральных отраслевых конкурсах.

Предуниверсарий

«Корифей» стал участником сетевого проекта ВШЭ «Предуниверсарий», главная задача которого - совместными усилиями создать новую модель профильной старшей школы.

В проекте участвуют не классы или группы старшеклассников из этих школ, как в распределенном лицее Вышки в Москве, а отдельные дети, прошедшие отбор (учитывались оценки на экзаменах, средний балл за 9-й класс, участие в различных конкурсах, лидерские качества и проч.). Каждый ученик составляет индивидуальный учебный план: одни курсы изучает очно, в обычном режиме, другие - заочно, третьи - тоже заочно плюс ускоренно, сдавая экзамены экстерном. Проще говоря, на занятия по некоторым предметам можно не ходить, но зато обязательно посещение сессий, которые регулярно проводит ВШЭ. Элементом предуниверсария в перспективе станет онлайн-образование, когда сетевые курсы для детей в регионах запишут лучшие преподаватели ВШЭ, специализирующиеся на работе со школьниками.

Официально проект стартовал этой осенью, но в «Корифее» апробировать новую модель начали еще в прошлом учебном году, по мере того, как представители школ из разных регионов на проектных семинарах. В каждой параллели отобрали по несколько лучших учеников, в том числе обладателей почетного звания «Гордость Корифея» (его присваивают «за выдающиеся достижения в науках и знаниях, творчестве, спорте и общественной жизни»). Почти все они нацелены на поступление в Вышку на программы по социально-экономическим или гуманитарным направлениям, не раз участвовали в ее каникулярных школах и занимали призовые места на олимпиаде «Высшая проба».

Рассказ «Юшка» Платонов написал в 30-х годах ХХ века. В литературе произведения автора принято рассматривать в рамках русского космизма – философского течения, центральными идеями которого были тезисы о целостной природе вселенной, космическом предназначении человека, гармонии существования.

В рассказе «Юшка» Платонов затрагивает темы вселенской любви, сострадания. Главный герой произведения, юродивый Юшка, становится воплощением человеческой доброты и милосердия.

Главные герои

Юшка (Ефим Дмитриевич) – «сорок лет отроду» , «болезнь давно уже мучила его и состарила прежде времени» ; двадцать пять лет проработал помощником у кузнеца; его обижали и дети, и взрослые.

Дочь Юшки – девочка-сирота, которой Юшка помог выучиться; стала врачом.

Кузнец – у него Юшка работал помощником.

«Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек» . Он работал в кузнице подручным помощником, так как плохо видел и «в руках у него было мало силы» . Мужчина помогал носить в кузницу песок, уголь, воду, раздувал горн и делал другую подсобную работу.

Звали человека Ефимом, но все люди называли его Юшкой. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его» «росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца» .

За работу кузнец его кормил, а также выдавал жалование – семь рублей шестьдесят копеек в месяц. Однако Юшка деньги почти не тратил – чай с сахаром он не пил, а «одежду носил долгие годы одну и ту же» .

Когда рано утром Юшка шел на работу, все понимали, что пора вставать. А когда он вечером возвращался – что пора ужинать и ложиться спать.

Все в городе обижали Юшку. Когда мужчина шел по улице, дети бросали в него камни и ветки. Юшка не ругался, не обижался на них и даже не закрывал лицо. Дети «радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь» . Юшка же не понимал, зачем они мучают его. «Он верил, что дети любят его» , «только они не умеют любить, и поэтому терзают его» .

Родители, ругая детей, говорили: «Вот ты будешь такой же, как Юшка!» .

Иногда и пьяные взрослые начинали ругать и сильно бить Юшку. Он все переносил молча и «потом долго лежал на пыли в дороге» . Тогда за ним приходила дочь кузнеца и, поднимая, спрашивала Юшку, зачем он живет – лучше бы уже умер. Но мужчина каждый раз удивлялся: «зачем ему умирать, когда он родился жить» . Юшка был уверен, что народ его хотя и бьет, но любит: «сердце в людях бывает слепое» .

Юшка с детства «грудью страдал» , из-за чахотки он выглядел гораздо старше своих лет. Каждое лето, в июле или августе, он уходил в деревню. Зачем – никто не знал, только догадывались, что где-то там живет его дочь.

Выходя за город, Юшка «дышал благоуханием трав и лесов» , здесь он не чувствовал мучавшей его чахотки. Уйдя далеко, он «склонялся к земле и целовал цветы» , «поднимал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво» , «чувствуя себя без них осиротевшим» .

Через месяц он возвращался и снова «работал с утра до вечера в кузнице » и снова люди «терзали» его. И снова он ждал лета, брал с собой накопленные «рублей сто» и уходил.

Однако болезнь все сильнее мучила Юшку, поэтому в одно лето он остался в городе. Как-то, когда мужчина шел по улице, его начал задевать «веселый прохожий» , спрашивая когда уже Юшка умрет. Всегда кротко молчавший, Юшка неожиданно рассердился и сказал, что раз он «по закону родился» , то без него, как и без прохожего, «всему свету нельзя» .

Прохожий тут же возмутился, что Юшка посмел сравнять его с собой, и сильно ударил мужчину в грудь. Юшка упал, «повернулся вниз лицом и более не пошевелился и не поднялся» . Мертвого Юшку нашел столяр: «Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!..» На похороны Юшки пришли все люди, которые мучили его при жизни.

«Юшку похоронили и забыли его». Но людям без него стало жить хуже – теперь вся злоба и глумление, которые они вымещали на Юшке «оставались среди людей и тратились меж ними» .

Глубокой осенью к кузнецу пришла девушка и спросила, где найти Ефима Дмитриевича. Она рассказала, что была сиротой, а Юшка поместил ее маленькую «в семейство в Москве, потом отдал в школу с пансионом» . Каждый год он приходил ее проведывать, принося деньги, чтобы она жила и училась. Теперь она уже окончила университет, выучившись на врача, и приехала сама, так как этим летом Ефим Дмитриевич не приходил ее проведать.

Девушка осталась в городе и стала работать в больнице для чахоточных, бесплатно помогая больным людям. «И все ее знают, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».

Заключение

В рассказе Платонова «Юшка» юродивый Ефим изображен добрым и сердечным человеком. Несмотря на то, что все в городе его обижают, вымещая на нем всю свою злость, мужчина терпит все издевательства. Юшка понимает, что без него в мире стало бы хуже, что у него есть свое особое предназначение в жизни. После смерти юродивого его доброта воплощается в приемной дочери. Заботясь о маленькой сироте, Юшка учит ее любить окружающий мир и людей так же, как любит он. И девушка перенимает его науку, помогая затем всему городу.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 1114.

Жанр произведения – рассказ. Главный герой – подручный кузнеца Юшка. Рассказ – это история его трудной жизни.

Завязкой произведения является описание жизни Юшки, его работы в кузнице. С развитием действия читатель узнает о том, как к Юшке относились окружающие люди, а еще о том, что у Юшки есть какие-то родственники, к которым он каждое лето уходит.

Кульминация – спор с пьяным прохожим и гибель Юшки. Развязка – приезд приемной дочери Юшки и рассказ о ее дальнейшей судьбе.

В своих книгах Платонов не описывает экстремальные ситуации и неординарные поступки, герои его произведений вступают в обычные бытовые отношения. На основе этих отношений писатель пытается глубже заглянуть в человеческую душу, задеть еще не тронутые ее струны. Герои его произведений – простые люди, люди труда. Вот и герой данного рассказа – подручный кузнеца, бывший предметом всеобщих насмешек, переходящих в ненависть. Вся жизнь этого человека прошла в работе.

Юшку убили. Сделал это из-за душившей его злобы случайный пьяный прохожий. После смерти Юшки, правда, стали замечать, что его всем не хватает.

Исчезла та незлобивость, воплощением которой он был. Исчезли доброта и кротость. То, что люди подобного рода являются носителями истинных человеческих ценностей, почему-то становится понятно только после того, как они уходят от нас.

В конце рассказа мы узнаем, что Юшка оставил после себя такого же доброго человека – девушка-сирота выучилась на скопленные им деньги и стала врачом, денно и нощно помогая больным. Вот парадокс: Юшке так не хватало понимания и сострадания людей, а его приемная дочь щедро несла их людям.

Таких людей, как Юшка, в жизни встречается не так уж много. Основная проблема, поднятая писателем, состоит в том, чтобы люди не вымещали на подобных людях злость, свои жизненные неудачи, накопившуюся за долгие годы необъяснимую ненависть. Отношение к людям, требующим сострадания, – вот показатель состоятельности человека как носителя высоких моральных качеств.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он работал в кузнице при большой московской...
  2. Жанр произведения сказка-быль. Главных героев два – сам диковинный цветок и девочка Даша. Завязка – появление неизвестного цветка на пустыре....
  3. Рассказ «Косцы» - это поэтическая зарисовка, сопровожда­емая размышлениями писателя о судьбе своего народа. Поводом для написания рассказа послужила услышанная писателем...
  4. Произведение имеет подзаголовок: “Рассказ на могиле (Свя­той памяти благословенного дня 19-го февраля 1861 г.)”. Здесь опи­сан крепостной театр графа Каменского...

Произведения Андрея Платонова обладают той магической свойственностью, которая заставляет нас задумываться о многих окружающих вещах. Некоторые ситуации, которые описываются в его рассказах, вызывают у нас некоторое недоумение и провоцируют на протест. .

Это и является той сильной стороной его творчества, которая не оставляет читателя равнодушным. Писатель мастерски раскрывает нам сущность красоты и искренности простых людей, которые благодаря своему глубокому внутреннему наполнению изменяют мир к лучшему.

Рассказ «Юшка» - трагедия героя

Главный герой рассказа «Юшка» - человек, который обладает непревзойденным чувством понимания и любви природы. Он относится к ней как к живому существу. Доброта и сердечность его души не имеет границ. Имея страшный недуг, он не жалуется на жизнь, а воспринимает ее как настоящий драгоценный дар. Юшка обладает настоящим душевным благородством: он считает, что все люди равные и заслуживают на счастье.

Трагедия рассказа заключается в том, что окружающие люди не воспринимают бедного Юшку как личность, они потешаются над его юродивостью и всячески оскорбляют при первом удобном случае. Дети, следуя примерам взрослых, бросают в него камни и обижают презрительными словами.

Однако наш герой воспринимает это как любовь к себе, ибо в его мировоззрение отсутствуют понятия ненависти, насмешки и призрения. Единственный человек, который относился ему с благодарностью и любовью, была сирота, которую он воспитал.

Девушка стала доктором и вернулась в родную деревню, чтобы вылечить своего названого отца, однако было поздно Юшка закончил свой нелегкий жизненный путь. Но все - таки она решает остаться в селе, чтобы помогать людям. Таким образом, она продолжает миссию Юшки с одной только разницей: он лечил их души, а она тела.

Только после его смерти, окружающие люди смогли по-настоящему оценить то, каким человеком он являлся. Их осенило прозрение: Юшка был лучше их всех вместе взятых, ведь никто не мог так искренне любить и восхищаться окружающим миром, как он. Советы, которые несчастный юродивый давал при жизни, ранее казавшиеся глупостями, обрели в их глазах настоящую философию и мудрость жизни.

Нравственность как основа характеров героев Платонова

В своем произведении Платонов показывает нам необходимость быть более открытыми окружающему восприятию. В погоне за призрачными целями мы теряем настоящие приоритеты, которые заключаются в любви и понимании.

А вместо того, чтобы прислушиваться к людям, которые пытаются на собственном примере показать всю нравственность и духовность человека, беспощадно отталкиваем их от себя.

Язык эпохи в рассказе: актуальность темы

Ситуация описанная в произведении, весьма характерна для начала XX века, в котором общество забывало абсолютно все ценности, раннее присущи своему народу. Однако, произведение останется актуальным в любую эпоху, ведь даже в современном мире общество преимущественно преследует материальные ценности, совсем забывая о духовности.