Как выглядит аленушка из сказки. Как сложилась судьба сказочных красавиц из советских фильмов. В новогоднюю ночь с вами случались чудеса

Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" и их характеристика

  1. Сестрица Аленушка, умная и работящая девушка, заботилась о любимом брате. Доверчивая и безобидная. Очень красивая.
  2. Братец Иванушка, молодой, непослушный, беззаботный. Стал козленочком из-за того, что не слушал сестрицу.
  3. Купец, молодой и красивый, честный и порядочный.
  4. Ведьма, злая и коварная, обманщица, жестокая.
План пересказа сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
  1. Смерть родителей
  2. Дорога в поле
  3. Коровье копытце
  4. Лошадиное копытце
  5. Козье копытце
  6. Встреча с купцом
  7. Ведьма
  8. Разговор козленка
  9. Прощание козленка
  10. Спасение Аленушки
  11. Смерть ведьмы
Кратчайшее содержание сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Сироты Аленушка и братец Иванушка отправились в жару через поле.
  2. Иванушка все хотел пить и наконец выпил воды из копытца и стал козленком
  3. Аленушка вышла замуж за купца, но ведьма утопила ее в пруду
  4. Ведьма уговорила купца зарезать Иванушку, а тот побежал прощаться с Аленушкой
  5. Слуга услышал их разговор и Аленушку спасли
  6. Ведьму привязали к конскому хвосту.
Главная мысль сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Чему учит сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Сказка эта учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончится хорошо и добро обязательно победит.

Отзыв на сказку "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Эту русскую народную сказку нам пересказал Алексей Толстой. Это интересная и поучительная история о непослушном братце и работящей сестре. Мне не понравилось поведение Иванушки, хотя конечно он не заслужил того, чтобы вечно оставаться козленочком. А вот сестра Аленушка очень хорошая и добрая девушка. Я рада, что все для нее закончилось хорошо, хотя и ей следовало быть осторожней, как она советовала братцу.

Пословицы к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Слушайся добрых людей - на путь наставят.
Слушай умом, а не брюхом.
Во всяком худе не без добра.

Краткое содержание краткий пересказ сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Жили старик со старухой и были у них дочка Аленушка и сыночек Иванушка.
Но умерли старики и остались дети сиротами.
Пошла однажды Аленушка на работу и Иванушку с собой взяла. А идти пришлось через поле. Жарко было, пить очень Иванушке захотелось. Видит он копыто коровье с водой, захотел из него напиться. Но сестрица не велела, а то стал бы братец теленочком.
Идут дальше, лошадиное копытце и опять хочется Иванушке воды напиться. Но опять сестрица не дает - жеребеночком станет.
Идут дальше. Козье копытце. Не послушал тут Иванушка сестрицу и выпил воды. Стал он козленочком, Аленушка рядом стоит, слезами заливается.
Ехал мимо купец молодой, узнал о горе девичьим, предложил замуж за него выйти, а козленочка с собой взять.
Согласилась Аленушка и зажили они с купцом счастливо.
Только уехал раз купец, пришла к Аленушке злая женщина и позвала на пруд купаться. Привязала ведьма Аленушке камень на шею, столкнула Аленушку в воду, а сама в нее превратилась. Никто и не узнал ведьму.
Только козленочек знал что случилось, и бегал на пруд, сестрицу звал.
Узнала о том ведьма, попросила зарезать козленочка. Не хотел купец, но согласился. А козленочек просит напоследок на пруд сбегать, водички попить.
Прибежал козленок на берег, кричит, Аленушку зовет, говорит, что его убить хотят. А Аленушка из-под воды отвечает, что не может встать, камень давит, пески держат.
Услышал то слуга, рассказал купцу. Сбежался народ, достали Аленушку, обмыли ее чистой водой и ожила девушка. А козленочек на радостях трижды через себя перепрыгнул и Иванушкой стал.
А ведьму к хвосту конскому привязали, да в поле пустили.

Признаки волшебной сказки в сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

  1. Волшебные превращения - козленок, оживление Аленушки
  2. Традиционный зачин и концовка
  3. Победа добра.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Развитие творческого мышления. Работаем по сказке Шиян Ольга Александровна

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Это волшебная сказка с превращением. В таких сказках герой превращается не просто в кого-то другого, но в кого-то, противоположного себе: человек в животное, ведьма в прекрасную девушку, царевна в лягушку и т. п. Мудрость сказки в том, что она учит быть готовым к непостоянству внешних характеристик, учит видеть не только различие, несовпадение противоположностей, но и возможности их перехода друг в друга. Превращение происходит мгновенно и чудесно - сказка ни о каких промежуточных состояниях не сообщает.

Зато, как и во многих подобных сказках, здесь есть герои-перевертыши, которые приняли чужой облик на короткое время. И маленький читатель должен учиться увидеть за прекрасной внешностью скрывающуюся ведьму, и наоборот, за безобразным - прекрасное. Единство противоположностей в одном герое описывает диалектическое действие объединение.

Средством решения задачи при работе с этой сказкой станет диалектическая схема. Квадраты черного и белого цвета фиксируют отношения противоположностей. Знак для обозначения объекта, одновременно обладающего противоположными характеристиками, дети будут создавать уже в ходе занятия с помощью взрослого.

1. Читаем сказку, отвечаем на вопросы

Цель. Развитие умения выделять основных действующих лиц и последовательность основных эпизодов художественного текста.

Материалы. Иллюстрации к сказке - Иванушка с Аленушкой; Аленушка с козленком; ведьма с Аленушкой и козленком; козленок на бережку; купец, Иванушка и Аленушка.

Методика проведения

Воспитатель читает сказку и показывает иллюстрации.

Затем задает вопросы по содержанию сказки и выставляет на доску сюжетные картинки, иллюстрирующие основные эпизоды. Вопросы следует задавать таким образом, чтобы детям не приходилось соглашаться или не соглашаться (отвечать «да» или «нет»), а давать развернутый ответ.

Примерные вопросы:

Кто главные герои сказки? (Тут возможно обсуждение - если дети назовут только Аленушку и Иванушку, можно спросить, является ли ведьма главным героем или нет.)

Куда пошли Аленушка и Иванушка?

О чем попросил Иванушка Аленушку в первый (второй, третий) раз? Почему он попросил об этом? Разрешила ли ему Аленушка сделать то, что он хотел? Почему? Послушался ли он сестрицу?

Послушался ли Иванушка Аленушку в третий раз? Почему? Что случилось с Иванушкой?

Куда отправились Аленушка с братцем после этого?

Что сделала ведьма с Аленушкой?

Что она захотела сделать с Иванушкой? Почему она решила его зарезать?

Важно, чтобы дети попытались восстановить причинно-следственные связи. Если они дают, например, такой ответ: «Хотела зарезать, потому что была злая», стоит удивиться: «Ну а почему она тогда не всех зверей перерезать решила? Чем ей именно козленок помешал?»

А что сказал козленок купцу, когда на речку побежал? А на самом деле он зачем побежал? А почему он купцу правду не сказал?

«Хитрости», к которым прибегают герои, ребенку понять не так просто - ведь они требуют способности занять чужую позицию, увидеть ситуацию с точки зрения разных героев.

Что спасло Иванушку? Как удалось спасти Аленушку? Что с ним после этого случилось?

Что сделали с ведьмой?

В итоге на доске выстраиваются все иллюстрации к сказке.

Воспитатель предлагает детям стать сказочниками и рассказать сказку, а картинки им в этом помогут. Дети по очереди выходят к доске и пересказывают эпизоды сказки, опираясь на иллюстрации. Воспитатель помогает восстановить связки между эпизодами, объяснить причинно-следственные связи.

2. Разыгрываем сказку по ролям

Цели. Выражение отношения к героям сказки через символические средства. Создание проблемно-противоречивых ситуаций и решение их символическими средствами.

Материалы. Значки с изображениями персонажей сказки: сестрицы Аленушки, братца Иванушки, козленка, ведьмы, купца.

Методика проведения

На этом занятии дети получают возможность в игре-драматизации выразить свое отношение к героям через такие символические средства, как движение, голос, интонация и пр.

Уже при распределении и проигрывании ролей дети столкнутся с противоречивыми ситуациями - остается ли козленок Иванушкой после превращения или нет? Кем является превратившаяся в Аленушку ведьма? Разбираться и анализироваться эти проблемные ситуации будут на следующем занятии, а сейчас важно показать детям их существование и предложить их символическое решение - через роль. Значок с героем является средством удержания роли.

Педагог напоминает детям содержание сказки и предлагает распределить роли. Уже в ходе распределения ролей возникнет вопрос о том, нужен ли отдельный исполнитель для роли козленка или его должен играть тот же мальчик, что и Иванушку.

Распределять роли стоит начать с Иванушки:

Мы сегодня разыграем сказку по ролям. Вот значки, на них изображены все персонажи сказки. Каждый актер, который будет играть чью-то роль, получит свой значок. Сначала давайте выберем, кто будет играть роль Аленушки, Иванушки.

Проблемно-противоречивая ситуация.

Вася будет играть Иванушку, а кому нам отдать значок козленка?

Если дети говорят, что нужно выбрать еще одного актера на роль козленка и отдать ему значок, стоит спросить:

То есть козленок - это уже не Иванушка? Он уже просто козленком стал? Так что, Вася должен сразу две роли играть? Но ведь тогда непонятно будет, кого он сейчас играет - Иванушку или козленка, превращенного в Иванушку.

Эти вопросы стоит задавать детям в разной формулировке, пока у кого-то из ребят не возникнет идея предложить одному актеру менять значок в ходе сказки: сначала надевать значок Иванушки, а потом - значок козленка. Может возникнуть и идея маски - она тоже вполне отражает суть превращения. Ценна сама эта идея как решение задачи, поэтому заранее готовить маску не стоит.

На этом занятии достаточно обозначить проблему и решить ее таким символическим способом (сменой значка). Заметим, что ошибки в этом не будет - так как разные значки будет надевать один и тот же ребенок - принимая роль и в одно и то же время оставаясь самим собой и становясь другим.

Проблемная ситуация возникнет и с тем, кому играть ведьму, уже превратившуюся в Аленушку. Этот вопрос возникнет только по ходу сказки, так как при распределении ролей точно будут нужны две исполнительницы - ведь в сказке самостоятельно существуют оба персонажа.

Дети могут предложить разные варианты решения: надеть Аленушке значок ведьмы, ведьме значок Аленушки или выбрать третью актрису на роль ведьмы. Все три решения возможны, так как позволяют удержать двойственность персонажа, объединение в нем противоположностей, но все варианты стоит подробно обсудить и предложить детям выбрать один.

3. Решаем диалектическую задачу с помощью схемы объединения

Цель. Решение диалектической задачи с помощью диалектической схемы объединения.

Материалы. Картинка с козленком, квадраты белый, черный, серый.

Диалектическая задача: после превращения Иванушка - козленок или мальчик?

Методика проведения

«Формально-логическая ловушка»: ребенок замечает только одну из противоположностей или «не видит» их единства.

Надо помочь детям обнаружить момент объединения противоположностей. В качестве средства, помогающего ребенку понять суть сказки, надо использовать диалектическую схему, позволяющую отразить отношения противоположностей и их перехода друг в друга.

Диалектическая задача.

Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением козленка и спрашивает: «Ребята, а кто это?»

Интересно выслушать ответы детей: обязательно надо повторить все варианты, чтобы они стали слышны участникам обсуждения. Почти наверняка кто-то простодушно ответит, что это козленок, а кто-то скажет, что это на самом деле Иванушка, превращенный в козленка. Вокруг этих вариантов и надо завязать обсуждение:

Прозвучали разные ответы, давайте все же разберемся - кто же это? Помогут нам в этом квадратики. Кто помнит, что они обозначают?

Хорошо, если дети скажут, что квадратики обозначают то, что «наоборот». Если не скажут - стоит на этом коротко остановиться:

Помните, в прошлый раз мы с вами обозначали этими квадратами то, что наоборот друг другу? Мы даже играли в такую игру - я показываю белый квадрат и называю слово, а потом показываю черный квадрат и вы называете слово наоборот. Давайте попробуем сейчас еще раз так поиграть.

В ходе игры педагог напоминает детям способ действия - в ответ на появление контрастного квадрата надо называть слово с противоположным значением.

А теперь давайте вернемся к нашей сказке. Выпил Иванушка воду из козлиного копытца и стал козленочком, говорится в сказке. Вот картинка. Так как же вы думаете, кто это теперь?

В этот момент очень важно услышать противоположные ответы и обратить на них внимание всех детей:

Ваши мнения разошлись - кто-то говорит, что это Иванушка, кто-то, что козленок. Давайте, если мы считаем, что это Иванушка, обозначим его белым квадратиком, а если считаем, что козленок - черным.

По обе стороны от картинки прикрепляются белый и черный квадраты.

Обоснование (доказательство) противоположных суждений.

Педагог говорит: «Раз есть разные мнения, значит, нужны объяснения, доказательства».

Каждое доказательство надо выслушать (или помочь детям выстроить) отдельно.

Педагог задает вопрос:

Кто считает, что Иванушка выпил из копытца и стал козленочком, а мальчиком быть уже перестал?

Вместе с детьми надо выделить на то, что он действительно стал козленком, с копытцами и рожками.

Когда дети согласятся, что Иванушка окончательно превратился в козленка, задается контрвопрос:

А как к нему обращалась и относилась Аленушка, как называла его? (Указывая на то, что она понимала, что он не только козленок, но и мальчик.) Так кто считает, что в сказке Иванушка выпил из копытца, но все-таки остался мальчиком?

Если дети согласятся, что все же это был и остался мальчик Иванушка, педагог задает еще один контрвопрос:

Ну разве у вас в группе такие мальчики, с копытцами и рожками? Вы уверены, что он остался мальчиком?

Итак, одни ребята доказывают, то Иванушка был козленком, а другие - что мальчиком. Кем же он был?

Такой вопрос уже задавался в начале обсуждения, но теперь он для детей звучит совсем иначе - ведь они уже успели «прожить» каждый вариант ответа и теперь действительно могут обнаружить проблемную ситуацию!

Скорее всего, кто-то из ребят попытается решить задачу и скажет, что это был и «мальчик и козленок одновременно» или «не совсем козленок». Это уже замечательный ответ. Казалось бы, задача решена - обнаружено объединение. Однако поиск соответствующего схематического обозначения покажет, есть ли подлинное понимание.

Педагог спрашивает:

Лена говорит, что он был и мальчиком и козленком одновременно. Но как же нам это обозначить?

Вопрос надо задать именно так, не стоит спрашивать: «Какой квадрат нам выбрать?» - это будет слишком сильно провоцировать на выбор одного из имеющихся квадратов.

Взрослый снимает с доски оба квадрата и предлагает кому-либо из детей обозначить Иванушку-козленка.

Наверняка дети сначала будут пытаться выбрать один из квадратов - в этом случае воспитатель должен напоминать:

Все-таки ты считаешь, что он был совсем мальчик? (Если выбирают белый квадрат.)

Ты считаешь, что он был совсем козленком? (Если выбирают черный квадрат.)

Смысл этого вопроса в том, чтобы дети сами открыли необходимость особого значка для объединения. Варианты могут быть разными: дети могут предложить взять сразу два квадрата (в этом случае стоит спросить - почему квадратов два, ведь речь идет об одном персонаже), сдвинуть два квадрата, взять один квадрат, но двух цветов и пр. Если кто-то предложит взять оба квадрата и попытается их сдвинуть и наложить друг на друга (например), нужно радостно отметить это предложение.

Диалектическое преобразование.

Только в том случае, если ребята сами предложат один из вариантов объединения черного и белого, воспитатель предлагает им серый значок.

Я вижу, вы хотите сказать, что квадратик должен быть в одно и то же время и черным и белым, но не знаете, как это сделать. Давайте я вам предложу вот такой значок.

Если взрослый чувствует, что детям по силам и более сложный вопрос, можно предложить им решить эту «задачу в задаче» самим:

Я вижу, что вы хотите сказать, что квадратик должен быть одновременно и черным и белым, но вот как это сделать?

После введения значка педагог подводит итог:

Итак, что же у нас будет обозначать серый значок?

Очень важно, чтобы схема не стала самоцелью, а помогла детям уловить диалектику ситуации: чудесное объединение противоположных характеристик - мальчика и козленка - в одном персонаже.

4. Решаем диалектическую задачу с помощью схемы объединения

Цель. Решение диалектической задачи с помощью схемы объединения.

Материалы. Картинка с изображением девочки, белый, черный, черно-белый квадраты.

Методика проведения

Теперь проблемная ситуация разворачивается вокруг картинки с изображением Аленушки: дело в том, что за внешностью Аленушки в сказке скрывается то девушка, то ведьма. Купец попал впросак, что не понимал этого, слепо доверяя своим глазам. Решением задачи будет открытие превращения.

Диалектическая задача: за внешностью Аленушки скрывается девочка или ведьма?

«Формально-логическая ловушка»: дети могут не заметить превращения - того, что в одних эпизодах сказки за одним и тем же внешним обликом может скрываться девочка, а в других - ведьма.

Сначала обсуждение ведется в том же ключе, что и решение предыдущей задачи, хотя ситуация несколько отличается: в сказке есть персонаж, противоположный Аленушке - в отличие от настоящего козленка ведьма в сказке присутствует в своем натуральном виде. Это значит, что за одной и той же внешностью может скрываться то девушка, то ведьма. На примере этого персонажа можно обсудить сначала объединение, а потом превращение. Задачу надо сформулировать чуть иначе, чем в случае с козленком, чтобы дети не действовали по образцу.

Диалектическая задача.

Воспитатель говорит:

Помните, что сделала ведьма в сказке? Да, она превратилась в Аленушку и стала жить в доме купца. А вот кем она стала после превращения - ведьмой или Аленушкой?

Обоснование (доказательство) противоположных точек зрения.

Скорее всего, первым прозвучит ответ, что это Аленушка. Следует поддержать эту первую версию и спросить:

Из чего в сказке видно, что она была Аленушкой?

Хотелось бы, чтобы дети вспомнили, что купец ее принимал за свою жену («не распознал» в ней ведьму) - значит, ведьма совсем стала как Аленушка.

После этого звучит контрвопрос:

Так что, она превратилась в девушку, и теперь можно сказать, что это уже Аленушка?

Только когда дети возмутятся, педагог спрашивает:

А из чего в сказке видно, что она была ведьмой?

Дети должны вспомнить, как она себя вела, как хотела зарезать Иванушку, как подговаривала на это купца.

Значит, она все же осталась ведьмой?

Возвращение к решению диалектической задачи при помощи схемы.

Воспитатель прикрепляет к доске квадраты и говорит:

Давайте черным квадратом обозначим ведьму, а белым - Аленушку. А как же нам обозначить, что ведьма превратилась в Аленушку?

Скорее всего, дети скажут, что Аленушку стоит обозначить черно-белым квадратом. Если же этого не происходит - можно построить работу так же, как при обсуждении Иванушки-козленка.

Если дети единодушно предлагают черно-белый квадрат, педагог говорит: «Я думаю - черно-белый: вдруг это уже не Аленушка, а ведьма в ее обличии?»

Если ребята соглашаются, что это Аленушка, превращенная в ведьму, воспитатель говорит: «А может, это настоящая Аленушка, и ее можно обозначить белым квадратом?».

Когда дети подтвердят, что вполне такое может быть, воспитатель повторяет вопрос: «Так какой же значок можно подобрать к картинке с изображением Аленушки?».

Диалектическое преобразование.

Результатом обсуждения может быть вывод, что, в зависимости от эпизода сказки, нужно использовать то белый (в начале), то черно-белый квадратик. Кто-то из ребят может обнаружить, что белым квадратиком можно обозначить и Аленушку в самом конце сказки.

5. Рисуем иллюстрации к сказке

Цели. Развитие способности выражать отношение к героям сказки через символические средства.

Материалы. Серый, черный, белый квадраты.

Методика проведения

В начале занятия педагог предлагает детям вспомнить те открытия, которые были сделаны в ходе работы со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», затем говорит: «Посмотрите, сегодня на доске нет никаких картинок - только квадратики. А вы сможете расшифровать, что они обозначают?»

По ответам ребят можно судить, насколько им удалось усвоить суть схемы объединения.

Если дети будут говорить, что это Иванушка, превратившийся в козленка, или ведьма, превратившаяся в Аленушку, - замечательно. Если же будут звучать другие версии (Иванушка, Аленушка), обязательно стоит остановиться и поставить перед детьми вопрос:

Вася говорит, что серый квадратик обозначает Аленушку, а Петя - Аленушку, превратившуюся в ведьму. Кто же из них прав?

Следует обязательно выслушать все версии и завершить обсуждение только тогда, когда будет получено убедительное объяснение, что черно-белый квадрат обозначает одновременность противоположностей - девочки и ведьмы, мальчика и животного.

Далее педагог предлагает каждому ребенку выбрать эпизод сказки, который он хочет нарисовать. Выбор эпизода для дошкольников - серьезная задача: они очень подражательны и часто принимают чужие предпочтения за собственные. Поэтому воспитатель выслушивает детей, помогает им объяснить свой выбор эпизода и делает акцент на том, что всем понравились разные моменты сказки.

Дети рисуют понравившийся фрагмент. По окончании работы детям предлагается рассказать, что они изобразили; можно обсудить, какой эпизод изображался чаще всего, т. е. оказался самым любимым в группе, и почему. Очень важно посмотреть, насколько часто в рисунках и рассказах детей встречаются диалектическое действие объединения или превращения (изображаются ли персонажи-перевертыши, рассказывают ли о них дети).

Детские рисунки скрепляют в одну книжку под названием «Мы читаем сказку „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“», к которой педагог рисует обложку. Сюжет для обложки тоже можно придумать вместе с детьми; рисунок должен соответствовать названию - изображать, как дети читают сказку.

Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Сказка к нам приходит» Занятие 27. Баба-яга(Рисование гуашью)Программное содержание. Продолжать учить рисовать сказочного персонажа, самостоятельно подбирать и отображать в работе особенности и характерные черты задуманного образа. Закреплять умение

Из книги Развитие творческого мышления. Работаем по сказке автора Шиян Ольга Александровна

Сказка «Колобок» «Колобок» открывает собой очень интересную группу сказок, в которую входят «Заюшкина избушка», «Репка» и многие другие.Во всех этих сказках героям надо решить некоторую задачу. Например, зайчику из сказки «Заюшкина избушка» надо выгнать лису, а в

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

Сказка «Заюшкина избушка» В «Заюшкиной избушке» так же, как и в «Колобке», герои выстраиваются в серии по двум основаниям: по размеру и по скрытому качеству.Однако если при работе с первой сказкой педагог сам предлагал детям два основания и просил только выстроить в

Из книги Сказки для всей семьи [Арт-педагогика на практике] автора Валиев Саид

Сказка «Разумница» В фольклоре немало сказок, аналогичных «Разумнице»; во всех подобных сказках героине приходится выполнять сложные задания. Звучат они, на первый взгляд, довольно странно и как будто нарушают все законы логики: требуется прийти «ни босым, ни обутым»,

Из книги Игры, очень полезные для развития ребенка! 185 простых игр, в которые должен сыграть каждый умный ребенок автора Шульман Татьяна

Сказка «Скатерть, баранчик и сума» Сказка эта очень любопытна: журавль дарит старику подарки, а тот, по своему простодушию, теряет их один за другим. Первые два подарка - скатерть-самобранка и волшебный баранчик - очень привлекательны, но старик расстается с ними из-за

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Сказка «О щуке зубастой» «Не рой другому яму - сам в нее попадешь» - так можно выразить основную мысль этой коротенькой сказки. Начинает герой действовать себе во благо, а другим во вред, и думает, что так оно все время и будет продолжаться. Но то, что направлено против

Из книги Нежные мальчики, сильные девочки… автора Гусева Юлия Евгеньевна

Сестрица Аленушка и братец Иванушка Жили-были старик да старуха, у них была дочка Аленушка да сынок Иванушка.Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки.Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому

Из книги автора

Из книги автора

Сказка про Время Вечер. Умничка сердито сидит в темноте своей комнаты. Время идёт. Никто не заходит. В конце концов, Умничка не выдержала:– Лучик, ты где?Лучик был самым близким другом Умнички.– Я здесь, так же, как всегда! Только ты сейчас, пока сердишься, меня не можешь

Из книги автора

Сказка-быль, или Чудо-Юдо хитрющее Ах, Тверская земля, иван-чай-трава! Красотой обильная, возьми нас под руку свою, святую да сильную!Течёт Волга-Матушка, поёт в храме батюшка. Каждый счастье создаёт, сердцем радость мерит.Всё, что любит, тем живёт, любит, как умеет.За

Из книги автора

Сказка про страх Вообще-то, Генка мало чего боялся. Ему нравились опасность и риск. Он мог съехать с горы на велосипеде по такому крутому склону, что если бы Мама увидела, Генка был уверен, – выволочкой бы дело не ограничилось. Сердце его сладко замирало и падало в глубину

Из книги автора

Сказка о Пушистике Глава первая. Начало приключения Однажды, на самом краю Вселенной, на зелёной планете Айя, произошло довольно-таки рядовое событие. С Небушка на планету спустилось существо. Оно было удивительным. В том смысле, что всех вокруг удивляло и само всему

Из книги автора

Сказка-вопрос Жарко. Лето. Высокое небо полно прозрачным знойным воздухом. Пыль дорог приятно обнимает осторожные ноги многочисленных путников.Перекрёсток двух дорог. Это не просто место на земле. Это развилка судьбы. Чей-то выбор. А выбор – это, чаще всего, встреча.

Из книги автора

Старая сказка на новый лад Прочтите детям какой-нибудь маленький рассказик, сказку или отрывок.Теперь предложите прочитать эту историю самим детям. Только пусть они перевоплотятся в кого угодно – в старика или двухлетнего ребенка, карлика, великана, разбойника или

Из книги автора

Из книги автора

Сказка о… (вставить имя вашего ребенка) Жили-были Мама и Папа. Это были очень хорошие Мама и Папа, жили они очень дружно. Вместе гуляли, ходили в кино, в гости, зимой катались на лыжах, а летом ездили в лес. Маме и Папе было очень хорошо вместе, но иногда у них появлялось

ТАТЬЯНА КЛЮЕВА, ВАРВАРА-КРАСА

Роль в фильме «Варвара-краса, длинная коса» (1969) прославила Клюеву. Вскоре актриса вышла замуж за моряка и уехала в Севастополь. Актриса до сих пор не любит чай – на съемках ей пришлось выпить столько пиал этого напитка, что она возненавидела его на всю жизнь. А свою знаменитую косу Татьяна срезала лишь в середине 90-х.

НАТАЛЬЯ СЕДЫХ, НАСТЕНЬКА

Седых успела прославиться до кино, получив титул «самой маленькой фигуристки Союза» - девочка впервые встала на коньки в 4 года. У Роу сыграла роль Настеньки в «Морозко» (1964). После школы поступила в хореографическое училище при Большом театре. Танцевала с Майей Плисецкой. В кино снимается по сей день. Но «Морозко» так и остался ее вершиной.

АЛЛА ЛАРИОНОВА, ЛЮБАВА

В 1952-м актриса сыграла роль Любавы в киносказке Александра Птушко «Садко». Увидев ее на экране, сам Чарли Чаплин пригласил ее к себе в кино. Под нажимом партии актриса отказала великому комику. В 1957-м Алла вышла замуж за актера Николая Рыбникова, с которым прожила 33 года. В 1970-х ее популярность сошла на нет, а в 2000-м актриса умерла во сне от обширного инфаркта, ей было 69 лет.

ВАЛЕНТИНА СОРОГОЖСКАЯ, ВАСИЛИСА

На момент съемок, Валентине, сыгравшей Василису в картине Александра Роу «Василиса Прекрасная» (1939), было 27 лет. Больше она не снималась, говорят, отказала какой-то киношной шишке, и та перекрыла ей кислород. Дважды была замужем. Из жизни ушла в 1988-м, в возрасте 75-ти. Дочь ее живет во Франции.

ЕВГЕНИЯ ФИЛОНОВА, СНЕГУРОЧКА

В 1968 году актер Павел Кадочников поставил фильм-сказку по одноименной пьесе Александра Островского «Снегурочка». Главную роль в этом фильме сыграла выпускница Щукинского театрального училища, 22-летняя Евгения Филонова. Но потом в кино ей доставались роли второго плана. И не слишком большие роли в Московском театре имени Гоголя, где она работала. Какое-то время у Евгении был роман с Александром Збруевым. Но замуж она вышла за другого мужчину. Родила дочь. Умерла в 1988-м - от рака груди, ей был 41 год... Перед смертью, 30 декабря, просила открыть ей балкон - хотела увидеть снег.

ЛЮДМИЛА ГЛАЗОВА, ЛЮДМИЛА

В кино актриса снималась с конца 1920-х годов, но знаменитой ее сделала роль Людмилы в первой экранизации пушкинской сказки «Руслан и Людмила» (1938). В личной жизни актрисе не везло - любимый муж рано умер, а сын в 12 лет утонул. Актриса жила замкнуто и бедно. Умерла от удушья - в квартире случилась утечка газа. Ей было 73 года.

СВЕТЛАНА ОРЛОВА, АЛЕНУШКА

В 1975 году Орлова снялась в фильме «Финист - Ясный Сокол», в котором исполнила роль Аленушки. В кино играла много и часто: «Принцесса на горошине», «Ледяная внучка». После развала Союза не снималась, не считая эпизода в мелодраме «К вам пришел ангел». Сейчас 56-летняя Орлова преподает в родном хореографическом театре (по образованию она - балерина).

Судьба героев фильма «Морозко» сложилась не совсем сказочно

Начало жизни у актера Эдуарда Изотова было таким же сказочным, как у Иванушки из «Морозко», которого он сыграл. Женился на красавице, родилась долгожданная дочка, от поклонниц не было отбоя. Нелепая случайность, из-за которой Эдуард Константинович попал под колесо судебной машины, стала причиной того, что его жизнь полетела под откос. С его яркой внешностью Эдуарду Изотову была прямая дорога в кино. Но родители так не считали. Они были военными и хотели, чтобы сын продолжил семейную традицию. Чтобы поступить в ГИТИС, Эдуарду Изотову пришлось какое-то время скрываться от родных.

Впоследствии Эдуард Изотов утаил от них и факт своей женитьбы... «Мама Эдуарда была против нашей свадьбы, - вспоминает первая супруга Эдуарда Изотова актриса Инга Будкевич. - Она подыскала ему выгодную невесту, генеральскую дочку, и сделала все, чтобы мы разошлись. Поэтому нам с Эдуардом пришлось расписаться тайно». Инге Будкевич было нелегко примириться с популярностью своего мужа на курсе. Он прекрасно пел, замечательно танцевал и носил прозвище «любимчик судьбы». Ему все давалось легко и как бы шутя. Никто не сомневался в его великом будущем.

Однако первые несколько фильмов, в которых снялся Эдуард Изотов, не вошли в историю. Все изменилось в 1964 году, когда режиссер Александр Роу пригласил Эдуарда Изотова в сказку «Морозко» на роль Иванушки. Александр Роу не скрывал, что не требует от актеров ничего, кроме потрясающих внешних данных. Поэтому на роль Аленушки взял не профессиональную актрису, а балерину Наталью Седых, совсем молоденькую девочку. Эта девочка, кстати, потом стала причиной семейного скандала в семье Эдуарда Изотова. Во время съемок фильма пошли слухи об их романе. На самом деле много лет спустя Наталья Седых призналась: она тогда действительно была влюблена в Эдуарда Изотова, но... безответно.

После выхода на экраны фильма «Морозко» у Эдуарда Изотова началась новая жизнь. Появились ордена, материальные блага, много концертов и толпы поклонниц, которые преследовали его повсюду. Фильм был известен даже в Америке и получил «Золотого льва» на фестивале в Венеции. Правда, за границу исполнителей главных ролей не пустили. Вся страна носила «Иванушку» на руках, а вот дома его тяготили ссоры с женой. «Эдуард был очень ленивым и равнодушным человеком, - вспоминает Инга Будкевич. - Я тянула на себе все - таскала хозяйственные сумки, делала ремонт в квартире, чинила сантехнику. А он в это время лежал на диване и покуривал. Его нисколько не беспокоила мысль, что жене бы нужно помочь».


Эдуард Изотов - наш Иванушка навсегда


Когда Инга Будкевич сообщила ему о своем уходе, Эдуард Изотов отреагировал своеобразно. Он тут же позвонил другой женщине и прямо при жене сообщил ей: «Ира, я еду к тебе!». Как ни странно, вторая супруга очень скоро подружилась с первой.

У второй супруги Эдуарда Изотова были свои особенности - деловая хватка и очень ценное для советского времени умение - достать нужный товар. Благодаря Эдуарду Изотову им удалось быстро приобрести земельный участок и скопить средства на постройку дома. А когда небольшой суммы не хватило, Ирина придумала продать несколько золотых монет, которые у нее хранились. В тот момент, когда они общались с менялой в машине, их взяли с поличным. Это было в 1983 году, когда за операции с валютой можно было легко получить срок. Начался судебный процесс. И хотя у Эдуарда Изотова было много друзей в мире кино - за него хлопотали Герасимов, Стриженов, надеяться на смягчение срока по такой статье в то время было нельзя. «С письмом в защиту Эдика я стояла у кассы театра, где его коллеги получали зарплату, все подходили и ставили подписи, - вспоминает первая жена Эдуарда Изотова. - Аллочка Ларионова, Коля Рыбников, Людмила Хитяева, Петр Глебов, Николай Крючков, Олег Стриженов, Марина Ладынина… Многие из них взяли слово и в суде».

Просто невероятно, но, несмотря на таких влиятельных заступников, Эдуард Изотов все равно получил внушительный срок - три года, и его жена - тоже. У них конфисковали все имущество. Благодаря стараниям Олега Стриженова Эдуарда Изотова не отправили в далекую колонию, а посадили в «Матросскую Тишину». Родные актера понимали, что он не выдержит даже этих трех лет. Эдуард Изотов, привыкший к любви поклонниц и роскошной обстановке, мгновенно осунулся, постарел и все время находился в состоянии страха. Любой окрик, громкий звук доводили его до истерики. Во время отсидки Эдуарда Изотова часто навещали, приносили ему щедрые передачи. Продуктами Эдуард Изотов делился с сокамерниками, поэтому они его не обижали...


В фильме «Мимино»...


...Когда в 1986 году Эдуард Изотов вышел на волю, родные с удивлением отметили, в какой хорошей физической форме он находился. В свои пятьдесят выглядел лет на десять моложе. Однако вскоре стало понятно, что в его голове произошли необратимые изменения. После освобождения актер некоторое время находился в состоянии шока, переживал... Затем у него случился инсульт, потом еще и еще… Всего Эдуард Изотов перенес шесть инсультов, после чего он потерял способность свободно передвигаться, а его речь стала невнятной. Но самое главное, что Эдуард Константинович перестал узнавать близких и порой вел себя, как буйнопомешанный.

Его вторая жена Ирина, которая тоже вышла из тюрьмы, нанимала сиделок, но все они вскоре отказывались ухаживать за таким сложным пациентом. Однажды даже пришлось вызвать скорую. Эдуарда Изотова увезли в 15-ю психиатрическую больницу. Здесь он провел свои последние годы. Был замкнут, никого не узнавал... Но иногда на него находили моменты просветления, и тогда актер обращался к окружающим с вполне разумными речами. «Когда меня заберут отсюда? - спрашивал он. - Я хочу домой! Посмотрите, с кем я лежу! Они же идиоты, почему я здесь?». За несколько дней до смерти актера по телевизору показывали сказку «Морозко». Смотреть фильм сбежалась вся больница, Эдуарда Изотова привезли в инвалидной коляске. Но он себя на экране не узнал. Тот молодой, хохочущий красавец был совсем другим человеком...

Вообще-то Эдуард Изотов родился в 1936 году. Снимался в фильмах «Увольнение на берег», «Морозко», «Щит и меч». И после него осталась дочь, актриса Вероника Изотова, которая сейчас успешно снимается в кино...


Вероника Изотова - дочь Эдуарда Изотова


Новогодние каникулы вот уже 50 лет не обходятся без показа по телевизору сказки режиссера Александра Роу «Морозко». Мальчишки нескольких поколений влюблены в очаровательную Настеньку, девочки сопереживают ее трудной судьбе. Эту роль исполнила балерина Большого театра Наталья Седых. В девятиэтажке на Петровско-Разумовской аллее прошло детство нашей героини. Там она живет и сейчас. «Располагайтесь», - предложила Наталья Евгеньевна и провела нас в очень уютную комнату, оформленную в бежевых тонах, с красивой старинной мебелью. В центре над пианино - фотографии родителей и портрет балерины, написанный поклонницей. Заметив, что мы разглядываем квартиру, хозяйка не без гордости сказала, что дизайном занималась сама. В 90-е годы, по ее словам, ей многое приходилось делать своими руками, даже шить шубы. На кресле я заметила роскошную шаль. Предваряя вопрос, Наталья Седых призналась, что и это ее рук дело:

Перед вашим приходом я начала наряжать елку, - поведала хозяйка. - Обожаю Новый год. Заранее люблю приготовить подарки для друзей, убрать квартиру. Но угощение готовить не люблю, - надув губы, словно ребенок, посетовала артистка. - Думаю, что на столе обязательно должен стоять салат «Оливье». Хорошо, когда, помимо этого салата, еще несколько разных. Новый год - это долгое удовольствие. Есть и пить надо неспешно, с интервалами, наслаждаясь процессом. А то праздник быстро кончится. Предпочитаю разную рыбу: семгу, осетрину, форель. Из спиртного на столе должно обязательно стоять шампанское, хотя я люблю красное вино. Но ем и пью, знаете ли, мало. Это многолетняя привычка балетных артистов. Стол сама не накрываю. Обычно хожу в гости. Это уже стало традицией. В детстве были другие традиции. Мои родители, уходя отмечать к друзьям Новый год, укладывали меня спать. Говорили, что идут к Деду Морозу стоять в очереди мне за подарком. Как же было их не отпустить? Мне доставляло огромное удовольствие смотреть, как мама приводит себя в порядок, я помогала ей выбирать платье, чтобы она красиво выглядела перед Дедом Морозом. Утром я просыпалась, родители спали, а я бежала к елке, где лежали подарки. Потом, когда я уже подросла, родители никуда не уходили, мы вместе встречали Новый год у елки, развлекал нас телевизор...

В новогоднюю ночь с вами случались чудеса?

Мне запомнилась одна ночь своей экстремальностью. Это было давно. Я поехала к своему мужу отмечать Новый год в Ленинград. К празднику приготовила роскошное платье. Нас пригласили в Дом искусств, собралось много народа. Но холод был жуткий, тогда в Ленинграде от мороза лопались трубы в квартирах. В общем, в этом своем наряде я просидела не больше двух минут, а все остальное время мы все сидели в шубах. Шампанское пить было невозможно, казалось, что оно замерзало на губах.



Наталья Седых в роли Настеньки в сказке «Морозко»


Наталья Евгеньевна, вы сейчас вспомнили Новый год, который отмечали с мужем - композитором Виктором Лебедевым. В ваших силах было переехать жить к нему в Ленинград. Вы бы танцевали не в Большом, а в Мариинском театре, зато жили бы рядом с мужем.

Я не могу там танцевать, мне всегда была нужна только сцена Большого театра. Я ради этого даже от кино отказалась, чтобы танцевать именно здесь. Супруг мой ко мне не переехал. Вообще, я считаю, что нормальные люди переезжают из Питера в Москву, а не наоборот. Есть даже такой анекдот. «Кто такие настоящие москвичи?» - спросил корреспондент прохожих. Ответов было много. «Это те, кто родился в Москве», - отвечали люди. «Это те, кто говорит, что понаехали, те, кто носится бегом». Самым правильным ответом признали: «Настоящие москвичи - это успешные петербуржцы»!

Вы общаетесь с бывшим супругом?

Конечно! Он, когда приезжает в Москву, обязательно останавливается у меня. Виктор считает, что я его бросила. Наш брак я всегда называла десятилетним романом. Эти поездки друг к другу были очень романтичными. Но такая жизнь не для Виктора, который и чайник не умеет толком поставить на плиту. В его жизни должна была появиться та женщина, которая бы ухаживала за ним. Она нашлась. Нынешняя жена Виктора на 28 лет моложе его. Она его умеет слушать, вкусно кормить. А нам делить с ним нечего. Я благодарна этому браку, потому что родился Алексей. Сейчас он уже большой мальчик. Правда, пока не женат. Леша осел в Питере, но я хочу, чтобы он вернулся в Москву. Грустно без него…



Эдуард Изотов и Наталья Седых - Иванушка и Настенька


Вы скучаете в одиночестве?

Не знаю, что такое скука! Дома обязательно находятся какие-то дела. Помимо всего, у меня есть фортепиано, книги, только компьютера в квартире нет. Мне эта вещь не нужна.

Алексей любил в детстве смотреть сказки с вашим участием - «Морозко», «Дети Дон Кихота», «Огонь, вода и медные трубы»?

Он спокойно к этому относился. Он сколько себя помнил, столько видел маму по телевизору. Он у меня был ребенком жизнерадостным, а как-то пришел хмурым. Начала расспрашивать, что случилось. «У Таниных родителей, - говорит сын, - новый «Мерседес», а Сережкины окна красивые вставили, а у Петьки - ремонт». «Сынок, а ты бы сказал, что твоя мама в «Морозко» снималась, а папа музыку к «Гардемаринам» написал», - говорю ему. «Я сказал, - пробурчал в ответ Лешенька. - А мне никто не поверил»...

Мария ДМИТРИЕВА, Мариана САИД ШАХ, «Собеседник.Ру»


Несмотря на то, что самая популярная работа Виктора Васнецова была написана по мотивам русской народной сказки, картину «Аленушка» нельзя назвать простой иллюстрацией. Художник преследовал иную цель – не столько воссоздать известный сюжет, сколько «оживить» сказочного персонажа, сделать образ близким и понятным, органично вписать в окружающую природу, создать психологически точный портрет героини.



Васнецов признавался Рериху в том, что «Аленушка» – его самое любимое произведение. Он начал писать картину летом 1881 г. в Ахтырке, возле Абрамцева – имения Саввы Мамонтова, где собирались лучшие художники того времени. А заканчивал работу уже зимой в Москве, где художник часто посещал музыкальные вечера у Третьяковых – возможно, это одна из причин того, что картина вышла такой лиричной.



Старенький сарафан с поблекшими цветами, растрепанные волосы, загрубевшие босые ноги выдают в Аленушке не абстрактный сказочный персонаж, а вполне реальную девушку из народа. Хотя в чертах лица многие угадывали сходство с дочерью Саввы Мамонтова Верой – той самой, которая позировала Серову для «Девочки с персиками», все остальные детали указывают на то, что прототипом героини стала крестьянка. Васнецов увидел ее в Ахтырке, где находился в то время.



Эту версию подтверждают и слова самого художника: «Картина как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее, когда встретил одну простоволосую девушку. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… каким-то особым русским духом веяло от нее».



Изначально Васнецов назвал картину «Дурочка Аленушка», однако в отношении художника к своей героине нет ничего оскорбительного или ироничного. Дело в том, что словом «дурочка» в те времена называли юродивых или сирот. Вспомним сказку – после смерти родителей Аленушка и ее брат Иванушка остаются одни, а отчаявшись найти непослушного брата, Аленушка чувствует себя круглой сиротой, одинокой и покинутой. Некоторые критики настаивали на том, что это не сказочный образ, а воплощение сиротской доли бедных крестьянок, каких можно было встретить в каждой деревне.



Общее настроение художник создает с помощью точных пейзажных деталей: тихое осеннее увядание природы, темный омут у ног Аленушки, приглушенные тона, серое небо в тучах, опавшие листья на берегу и в воде словно подчеркивают тоску и безысходность на лице героини. При этом пейзаж нельзя назвать условным или абстрактным – это узнаваемая природа средней полосы России.



Это была одна из первых в истории русской живописи картин, где внутренние переживания человека передавались через тонко воспроизведенное состояние природы. Учитывая то, что картина создана по мотивам сказки, это вполне оправдано – психологический параллелизм присущ многим произведениям устного народного творчества.

как сложится судьба «девочки с персиками» – Веры Мамонтовой.