Сценарий мероприятия о казаках для детей. Праздники линейных казаков Кубани (сценарии)

Сценарий праздника «Казачьи посиделки» в старшей группе МКДОУ
детского сада №4 «Колокольчик»
Звучит казачья песня «Здравствуй Дон» в исполнении казачьего
ансамбля «Донцы»
Ведущий: Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я твой потомок дальний
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный.
Ведущий: Мы с вами живем в богатом и славном традициями и людьми крае. Край у нас,
действительно замечательный, Мы любим Донской край, свою Родину. И учимся бережно
относиться к своему прошлому.
Ребенок: Очень часто за событиями и за сутолокой дней.
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Ребенок: Хоть и более привычны нам полеты на Луну,
Вспомним казачьи обычаи, вспомним нашу старину.
Ведущий: Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями и
играми Донского казачества. Посмотрим, как жили казаки много лет назад.
Ребенок: Старину мы уважаем, старину мы бережем.
О любимом нашем крае песню звонкую споем.
Песня «Как за Доном, за рекой»
Ведущий: Казаки были очень трудолюбивые, с утра до вечера они трудились. Но, когда
работа была окончена, казаки собирались на посиделки. Хороводы водить, песни да
частушки петь, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым
словом перемолвиться. Казачки пряли, вязали, вышивали.
Ребенок: На завалинках в светелках, иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки молодых и пожилых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели и водилихоровод.
Хоровод « как у нас был на Дону»
Ребенок: Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нам досуг порою мелок и чего тут говорить.
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

Ведущий: Так давайте посидим, о казачьем крае поговорим.
Много лет этот край Казачьим зовется, так и в песне о нем поется.
Песня «По всему Донскому краю» в исполнении казачьего ансамбля «Донцы»
(Выходят казак, да казачка)
Казак: Здорово ночевали, казачата!
Дети: Слава богу!
Казачка: Пожалуйте, гости дорогие!
Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем ­ пожидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Казак: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Казачка: Милости просим к нам в курень, гости дорогие!
Проходите, присаживайтесь.
У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
Казак: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус;
Кому­ сказку, кому­ правду, кому­ песенку.
Песня « Пчелочка златая»
Казачка: Горница у нас небольшая, да красивая какая! Здесь находится много предметов и
вещей. Отгадайте загадки:
­Бабушка седа, бела, зимой всем мила.
А как лето наступает,про бабушку все забывают.(печь)
Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково
называли « печь­ матушка», « печка­ кормилица».
­А, какая была посуда у казаков?
Дети: Глиняные кувшины, чугунки, чашки, миски, деревянные ложки.

Казачка: Вся семья ела из одной посудины. Начинали есть по старшинству, кто хотел
полезть без очереди, мог получить ложкой по лбу. Казачки очень любили готовить.
­ А какие казачьи блюда вы знаете?
Дети:Борщ, уха, лапша, студень, взвар…
Казачка: А вы знаете, на чем казаки спали?
Дети: На лавках, топчанах, а дети и старики на печи.
Казачка: Кроватей еще не было, они появились позже и кровать стала украшением для
куреня. Кровать застилали вязанным покрывалом. Пуховое одеяло шила сама казачка, а
верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати возвышались гора
подушек под накидками.
­А, что было в курене у каждой казачке?
Дети: Прялка.
Казачка: Казачки пряли пряжи, а долгими зимними вечерами вязали из нее варежки,
носки…
В углу обязательно стоял сундук.
­А для чего он нужен?
Дети: Складывать одежду.
Казачка: До появления утюгов, одежду гладили при помощи валика и рубила.
Любили казачки красиво одеваться, ходилив юбках и кофточках, которые назывались
«парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шелка или шерсти. Сверху
надевали «запон»­ фартук с растительным рисунком. На ногах полусапожки. Головной
убор­ полушалок, кружевная файшонка.
Ведущий: Посмотрите, какие нарядные наши казачки.
«Пляска с платками»
Казак: А вот, что расскажет казачья форма. Ее называли « казачья справа». Она состояла
из синей шинели, синего мундира, синих шаровар с красными лампасами, фуражки и
папахи с красным верхом.
Ведущий: А вот и наши лихие казачата.
Ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
Неужели в куреньке половицы лопнут?
«Казачий танец»
Ведущий: На посиделках казаки и казачки играли в разные игры.
Игра «Гори, гори ясно!»

Ведущий:Ну­ ка, станем­ ка рядком,
Да поговорим ладком!
Ребенок:­Фома, что из леса нейдешь?
­Медведя поймал.
­Так веди сюда.
­Да он нейдет.
­Так сам иди.
­Да он не пускает!
Ребенок:­Тюха, есть хочешь?
­Нет, я перекусил.
­А, что перекусил?
­Да съел краюшку хлеба.
­А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.
­Да она в горшок не влезла.
Ребенок:­Федул, чего губы надул?
­Кафтан прожег.
­Зашить можно?
­Да иглы нет.
­А велика ли дыра?
­Один ворот остался.
Ведущий:Хороши потешки складом,
Ну, а песни наши ­ ладом!
«Частушки»
Казачка: А, что казаки считали главным украшением в курене?
Дети: Шашки, кинжал, дорогое оружие, добытое в сражениях.
Ведущий: Но не всегда было мирно и спокойно в станицах. Казаки участвовали во всех
войнах, которые вела Россия, а потом возвращались домой, где их ждали матеря, жены,
дети.
Песня « Шел со службы казак молодой»
Ведущий: Казаком родиться, не каждому дано,

Безо всяких традиций, а просто­ суждено!
Вот и заканчиваются наши посиделки. Мы познакомились с традициями и обычаями
казаков, и будем всегда беречь и уважать наследие своего народа.Ну, а какие же посиделки
без чаепития и угощений.
Ведущий: Самовар хозяйка ставит на широкий стол.
Пирогами угощает­ вот и пир пошел!
Поиграть и пообщаться за беседою простой.
Собираются казаки дружной, шумною толпой.
Хочется закончить наш праздник словами нашего земляка Олега Маврина:
­Пусть Тихий Дон своим теченьем
Хранит покой над гладью вод!
Будь мир над нами в нем свеченьем
Всегда будь звездным, небосвод!

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам кубанской культуры»

Разработка сценария

Воспитатель: СИЛЬЧЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Данная разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, музыкальным руководителям.

В данной работе мною поставлена цель– приобщение дошкольников к своей национальной культуре и создание положительной, устойчивой мотивации. Воспитание у дошкольников любви к родной земле, уважение к традициям своего края и людям труда, воспитание у дошкольников уважительное отношение в общении с близкими и сверстниками, способствовать повышению уверенности в себе, а также развитие познавательного интереса к народному творчеству родного края, к окружающему миру через восприятие музыкального кубанского фольклора.

Хочется надеяться, что данный сценарий поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений довести до сознания детей главную мысль – приобщение дошкольников к своей национальной культуре.

Актуальность разработки:

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.

Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Именно в детстве закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения. Ребенок в уже привычном, знакомом открывает все новые стороны. У него начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя.

Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью.

В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.

Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и являются частью его истории, введение ребёнка в родную культуру, приобщение к тем духовным ценностям, которые и являются человеческим началом, объединяющих всех людей. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно – прикладное искусство должно найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка, именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему.

Задачи разработки:

1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры своего народа.

2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.

3. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности.

4. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.

5. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.

6. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье;

7. Формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему родного края

8. Развитие бережного отношения к своему городу (достопримечательности, культура, природа);

Цель разработки: дать детям основные знания об истории своего родного края; формирование у младших школьников черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование; формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, родной деревни, своего народа;

Теоретическая и практическая значимость данной разработки заключается в том, что она способствует развитию и укреплению у детей чувства любви к родному краю. Через знания по истории и культуре родного края формируется нравственная личность гражданина и патриота своей родины, которая включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно

Перспектива: история развития Кубани, праздники, особенности языковой культуры является важным средством реализации регионального компонента, который направлен на формирование у младших школьников представлений об окружающем мире, истории его возникновения, обрядах, обычаях, народных традициях.

Дошкольное детство – начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителей воспитывающих их. Прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растет, закладывают предпосылки высоких человеческих начал. Еще К.Д.Ушинский писал: «Народ без народности – тело без души». К сожалению, в последние годы приоритетом становятся материальные ценности, а духовность и нравственность уходят на второй план. Резко снижается воспитательное воздействие семьи и национальной культуры. Но в дошкольных учреждениях заметно активизировалась работа по приобщению детей дошкольного возраста к культуре русского народа. Л.Н.Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Таким образом, формирования у дошкольников любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру его культуры. А что может духовно обогатить среду ребенка? Это фольклор, особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие.

Большая Родина всегда начинается с малой – место, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, леса и речки, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край или город имеет свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – северный фольклор.

Кубанский фольклор – это особая область народного творчества. Он несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер казаков. Мужественный, сильный, суровый – по былинам; хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Кубанский фольклор может быть понят только в живом бытовании в соответствии с крестьянским обиходом и природой. Значит, необходимо создать особую атмосферу деятельности дошкольников или совместной деятельности дошкольников и взрослых, приближенную к реальной. По возможности создать среду, в которой дошкольник почувствовал бы себя участником событий, используя при этом разные виды деятельности. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и обычаями родного края.

Сценарий

«К А З А Ч Ь И П О С И Д Е Л К И»

Цель: Развивать у детей познавательный интерес к обычаям и творчеству народной культуры, создать условия для этически ценных форм общения с близкими людьми, осознания уникальности черт и качеств ребенка.

На сцену выходит чтец и читает стихотворение:

Казачий край! Во тьму веков

Смотрю я, твой потомок дальний.

Я вижу славу казаков,

Казачек слышу плач печальный…

Святую память славы той

От молодого поколенья

Давно уж кроет пеленой

Туман холодного забвенья…

Да будут славны в наши дни,

Кто возвращает память краю.

Я перед ними до земли

В поклоне голову склоняю.

Второй чтец читает другое стихотворение:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним казачьи обычаи,

Вспомним нашу старину!

Выходит ведущая в казачьем костюме.

Ведущая. День добрый, честной народ! Позади трудовой день: и сено скосили, и стога сметали. И по ягоды да по грибы в лес ходили, и рыбы успели наловить. Кончил дело – гуляй смело! И когда солнышко клонится к закату, приходят за околицу красны девицы и добры молодцы хороводы поводить, частушки да песни попеть, себя показать да на других посмотреть, семечки пощелкать да добрым словом перемолвится.

ХОЗЯЙКА. Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

ХОЗЯИН. Веселья вам да радости!

ХОЗЯЙКА. Давно мы вас ждем - пожидаем, праздник без вас не начинаем!

ХОЗЯИН. У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

ХОЗЯЙКА. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому-сказку, кому-правду, кому-песенку.

Сцену постепенно заполняют все участники посиделок- парами или по трое подходят к хозяевам, кланяются и занимают места на скамейках.

Звучит казачья песня

«Как за Доном казаки гуляют».

Как за Доном казаки гуляли,

Как за Доном казаки гуляли.

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Один казак не пьет, не гуляет.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Он невесту себе выбирает.

Он невесту себе выбирает.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Ты, казачка, стань моей женою.

Стояла, думала девчоночка молода,

Стояла, думала девчоночка молода,

Девчоночка молода.

Эх, сад-виноград, зеленая роща,

Так кто ж виноват: жена или теща?

Теща виноватая.

(Повторяется первый куплет.)

Три деревни, два села.

Девчоночка весела.

Девчоночка весела.

2-я ВЕДУЩАЯ.

Пошла Дуня из вор

Во зеленый огород.

Сорвала Дуня лопушок,

Да под самый корешок.

Сшила Дуня сарафан

И наряден, и неткан.

Положила в уголок

В берестяный коробок.

Откуда взялся таракан?

Поел Дунин сарафан.

По ходу стихотворения Дуня импровизирует-заглядывает в короб,

достает большого бутафорского таракана, пугается, бросает его,

плачет…

1-я ВЕДУЩАЯ. (Успокаивает Дуню.)

Разойдись, честной народ,

Не пыли, дорожка!

Добры молодцы идут

Погулять немножко.

Исполняется песня «Как донские казаки Дону верно служат…»

Как донские казаки они верно служат,

По границам разъезжают,

Ни о чем не тужат.

Есть вино, пьем яё,

Нет вина – пьем воду,

Ни за что не променяем

Казачию моду.

Сидит девка в терему,

Рученьки поджавши,

Перед ней стоит казак,

Фуражечку снявши.

Казак усы покрутил,

Коня назад осадил.

Яму девка говорит,

Не велит в корчму ходить:

«Ты в корчомочку пойдешь,

Там все денюжки пропьешь.

Отец-мать будут встречать,

Чё ж ты будешь отвечать?»

Мы напьемся попьяней

И ответим посмелей:

«Есть вино, пьем яё,

Нет вина, пьем воду.

Ни за что не променяем

Казачию моду».

2-я ВЕДУЩАЯ. Пропели добры молодцы лихую казачью песню. По традиции того давнего времени выходят красны девицы с ответной песней.

Исполняется песня девушками «В саду при долине…».

В саду при долине я розу рвала,

Рвала и бросала под те ворота.

Рвала и бросала под те ворота,

Не смейся, казаче, что я сирота.

Пришел бы ты сватать, а я б не пошла.

Придешь ко мне сватать, а я не пойду.

Объеду Россию, я краше найду.

Объехал Россию и все города,

Но не нашел краше, чем ты, сирота.

Вернулся казаче под те ворота,

Выходит дивчина заплаканная.

И вышла дивчина заплаканная,

По личику видно – засватанная.

В саду при долине я розу рвала…

1-я ВЕДУЩАЯ. На казачьих посиделках не только песни пели, но и водили хороводы. Добры молодцы приглядывались к девушкам, невест себе выбирали.

ДЕВОЧКИ. Ау! Ау! Аукаем!

По лесу проаукаем,

К березке подойдем,

Хоровод свой заведем!

Исполняется хоровод под песню «В хороводе были мы».

2-я ВЕДУЩАЯ. Есть таланты на Дону,

Говорю уверенно!

Раз народ еще поет-

Знать- не все потеряно.

Исполняется казачья песня «При лужке…»

Ох, при лужку, при лужке,

При широком поле,

При знакомом табуне

Конь гулял на воле.

Ты гуляй, гуляй, мой конь,

Пока не споймаю,

Как споймаю, да зануздаю

Шелковой уздою.

Как поймал казак коня,

Зануздал уздою,

Вдарил шпорами под бока,

Конь летит стрелою.

Ты лети, лети, мой конь,

Лети, не споткнися,

Возле милкиного двора

Встань, остановися.

Конь остановился,

Вдарил копытами,

Чтобы вышла моя милка

С черными бровями.

Но не вышла моя милка,

Вышла ее матерь.

«Здравствуй, здравствуй, милый зять,

Пожалуйте в хату».

А я в хату не пойду,

Пойду во светлицу,

Разбужу я крепким сном

Спящую девицу.

А девица не спала,

Парня поджидала.

Правой ручкой обняла,

Крепко целовала.

А на утро все село,

Все село узнало,

Как казачка да казака

Крепко целовала.

1-я ВЕДУЩАЯ. Эх, широка казачья душа!

И где бы ни были в глуши,

В руки брали просто ложки

И играйте от души!

Выступает ансамбль ложкарей под мелодию песни «Варенька»

или «Плетень».

ДЕВОЧКА Тара-ра, тара-ра,

Идут парни со двора,

Песни петь да плясать,

Всех вокруг забавлять!

Исполняется песня «Всем, всем казак был доволен…»

Всем, всем казак был доволен,

Никакой нужды не знал.

А теперь я испытал,

В Севастополе бывал.

В чистом поле страх и горе

Каждый день и каждый час.

День мы мокнем и дрожим,

Целу ноченьку не спим.

Сам холодный, конь голодный,

Негде голову склонить.

Море Черное шумит,

В кораблях огонь горит,

А мы тушим, турок душим,

Слава донским казакам.

Слава русская большая,

Мы гордимся ей всегда.

Конь мой верный подо мною,

Пика-слава казака.

Шашка- верная подруга

И винтовка на врага.

2-я ВЕДУЩАЯ. На Дону всегда любили плясать. В лихой пляске раскрывается душа казачества.

Обойди хоть всю планету,

Лучше казачьей пляски нету.

Балалайка и гармонь

Разжигают в нас огонь!

Исполняется пляска под песню «Распрягайте, хлопцы, коней…».

2-я ВЕДУЩАЯ. Ну-ка, сядем-ка рядком,

Да поговорим ладком!

Звучат потешки.

Федул, чего губы надул?

Кафтан прожег.

Зашить можно?

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Фома, что из леса нейдешь?

Медведя поймал.

Так веди сюда.

Да он нейдет.

Так сам иди.

Да он не пускает!

Иван, у тебя в избе тепло?

Тепло! В шубе на печи согреться можно.

Патрикей. Эй, Макей, ты что сегодня делал?

Макей. Рукавицы искал.

Патрикей. Нашел?

Макей. Нашел!

Патрикей. Где же они были?

Макей. Да за поясом. А ты куда шагаешь?

Патрикей. За семь верст!

Макей. Киселя хлебать?

Патрикей. Нет, комара искать!

Макей. Это которого же комара-то?

Патрикей. Да того, который за нос меня укусит хочет!

Макей. Да он же при тебе!

Патрикей. Где это при мне?

Макей. Да на носу у тебя! (Хлопает его по носу.)

Матюха. Тюха, есть хочешь?

Тюха. Нет. Я перекусил.

Матюха. А что перекусил?

Тюха. Да съел краюшку хлеба.

Матюха. А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.

Тюха. Да она в горшок не влезла.

Выходит бабка.

Сынок, сходи на речку за водицей.

Брюхо болит.

Сынок, иди кашу есть.

Ну. Раз мать велит, надо идти.

1-я ВЕДУЩАЯ. Эх, хороши потешки складом,

Ну, а песни наши – ладом!

Исполняется песня «Верила, верю…».

Домик стоит над рекою,

Пристань у самой реки.

Парень девчонку целует,

Просит он правой руки.

Припев: Верила, верила, верю,

Верила, верила я,

Но никогда не поверю,

Что ты разлюбишь меня.

Белая роза – свиданья,

Алая роза любви,

Желтая роза разлуки,

Я умираю с тоски.

Белую розу срываю,

Алую розу дарю,

Желтую розу разлуки

Я под ногами топчу.

Любишь – не любишь, не надо,

Ты ведь еще молода.

Время настанет – полюбишь,

Но будет уж поздно тогда.

Годы прошли молодые,

Морщины покрыли лицо,

Волосы стали седые –

Теперь уж не нужен никто.

Входит поводырь с медведем.

Поводырь. Расступись, народ честной!

Идет медведюшка со мной!

Медведь кланяется.

Поводырь. Много знает он потех,

Будет шутка, будет смех!

2-я ведущая. Медведюшка, ты петь умеешь?

Медведь утвердительно кивает головой. Поводырь подаетмедведюгармошку, просит спеть да погромче. Медведь

берет гармонь, начинает играть. Поет беззвучно, широко

раскрывая рот.

Поводырь. Больно тихо ты поешь. (К зрителям.) А вам слышно? (Нет!) Попросите медведюшку, пусть громче споет!

Все участники посиделок просят медведя петь погромче. Медведь

начинает громко реветь. Поводырь отступает назад, закрыв руками уши. Медведь продолжает играть, приближаясь к испуганному поводырю, который отмахивается от него руками. Поводырь забирает гармонь. Медведь кланяется.

Поводырь. А теперь покажи-ка нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются!

Медведь садится на пол, смотрится, прихорашивается.

Поводырь. А как, Миша, малые дети любят горох воровать?

Медведь ползет в сторону, плюхается.

Поводырь. А как бабушка блины печь собралась, только руки обожгла?

Медведь делает, ревет.

Поводырь. А как бабы на барскую работу не спеша бредут?

Медведь еле передвигается.

Поводырь. А как с работы домой бегут?

Медведь бежит быстро.

Поводырь. Покажи всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет!

Медведь надевает косынку на голову и берется за ее концы.

Пляшет под музыку. С окончанием музыки садится на пол.

Поводырь. Уж Мишутка утомился! (Медведь встает.) И народу поклонился!

(Медведь кланяется. Поводырь уводит медведя.)

1-я Ведущая. Сколько раз я зарекалась

Под гармошку песни петь.

Как гармошка заиграет,

Не могу я усидеть!

Девочка. Станем, девицы, рядком,

Да частушки пропоем.

Мальчик. Да и мы, пожалуй, встанем,

От подружек не отстанем.

2-я Ведущая. Какие же посиделки без частушек и без семечек?!

Семечки на подносе разносят по залу, угощают зрителей.

Звучат частушки.

Все. Мы частушек много знаем,

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких.

Ох, ты матушка Россия,

До чего же хороша!

Хоть и плохо мы живем,

Зато пляшем и поем.

Пропоем мы вам частушки,

Замечательны таки,

Что пойдут плясать старушки,

Затанцуют старики!

Группа мальчиков в платках поют частушки:

Ой, бяда, бяда-

В огороде лебяда,

Черемушка белая,

Что любовь наделала?

Ходит милый по деревне,

Ходит, улыбается,

Оказалось, зубы вставил,

Рот не закрывается.

Моя милая красива,

За рекой она жила,

Захотела повидаться,

В решете переплыла.

Раньше были русы косы

У моей у милочки,

А теперь по новой моде

Стриженый затылочек.

Ой, бяда, бяда,

В огороде лебяда,

Черемушка белая,

Что любовь наделала?

Мальчик . Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

Девочка. Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Мальчик. Вы послушайте, девчата,

Нескладушку будем петь.

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Мальчик. На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги!

Девочка. Ты куда, Ванюша, едешь?

Ведь телега без колес!

А Ванюша отвечает…

Мальчик. Заготавливать овес.

Все. Ох, довольно, мы напелись,

Дайте смену новую!

Ой, спасибо гармонисту

За игру веселую!

Девочка. Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка ты со мной!

Мальчик. Ставлю ногу на носок,

А потом на пятку.

Стану русскую плясать,

А потом вприсядку!

Исполняется танец под мелодию песни «Пчелочка златая».

1-я Ведущая. Люди добрые! Не вспомнить ли нам песни старожилов?!

Звучит песня «Как за Доном, за рекой…».

Как за Доном, за рекой,

Под зеленым дубом

Расставалася казачка

С парнем черночубым.

Расставалася казачка

В поле у Ростова,

Обнимала на ветру

Казака лихого.

Говорил казак казачке,

На коня взлетая:

«Ты не плачь, не плачь по мне,

Моя дорогая!»

Он сказал и поскакал

По степной дороге.

До свиданья, милый Дон,

Тихий Дон широкий.

2-я Ведущая. Ночь пришла, темноту привела.

Замолчал петушок, затрещал сверчок.

Вышла маменька, закрыла ставеньки.

Все ребята спят-поспят,

Всему миру спать велят.

1-я Ведущая. Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною.

Вечно радуют кого-то

Наших прадедов работы.

2-я Ведущая. Завязка, Завязка-края дорогие,

Здесь казаки испокон века живут,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные песни поют.

Исполняется песня о Завязке.

Меж зеленых холмов тихо речка бежит.

У ее берегов деревенька стоит,

И с рекою она носит имя одно,

Это имя навеки мне в душу вошло.

Утопая в садах, что цветут по весне,

Деревенька моя, ты красивее всех.

А весной соловьи ночью спать не дают,

О любви соловьи нам с тобою поют.

Может, есть на земле золотые края,

Только сердцу милей ты, Завязка моя.

Здесь поют соловьи над весенней рекой,

Здесь отчизна моя - сердцу край дорогой.

По окончании песни участники посиделок, махая руками, покидают сцену.

1. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. Слепцов М.Ф. И снова вечер, и снова вместе… Смоленский областной институт усовершенствования учителей. Смоленск.,1997. – 184с.

2. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы. Игры, обряды. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 144с.(“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып.1)

3. Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. – 98с.

4. Горбунова Г.Н. “В начале жизни школу помню я” Сценарии. “Издат – школа” “РАЙЛ” М.,1997. – 96с.

5. Хрестоматия по истории донского казачества. Составитель Астапенко. Р-н-Д: издательство Ростовского университета, 1994

6. И.Г. Богаченко. А.М. Рябченко. Дон – наш дом. Сборник сценарных разработок в помощь классным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Выпуск II.- Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО. 2006

7. Г. Астапенко. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков… Батайск: Батайское книжное издательство, 2002

8. Лингвистическое краеведение. Методическое пособие под ред. Т.И. Павловой. Р-н-Д: Издательство РО ИПК и ПРО

9.Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О., 1995. – 72 с.

10.Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб: «Детство – Пресс», 2001.

11.Князева О.А., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа – СПб: Акцидент, 1997. – 158 с.

12.Программы дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000.– 48с.

Сценарий мероприятия «Казачьи посиделки»

Задачи: Познакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям.
Материал: зал оформлен в виде казачьих посиделок.

Атрибуты: атрибуты к играм.

Ход праздника

Слайд 1-2 (Звучит музыка)

Ведущий:
Дорогие гости сегодня мы приглашаем вас на НАШИ РОДНЫЕ ДОНСКИЕ казачьи посиделки! На завалинках в светелках
Иль на бревнышках, каких,
Собирали посиделки
Молодых и пожилых
Любили казаки, да что там говорить, любят и сейчас
Собраться в светёлке, поговорить, повеселиться.

Казачка : Здорово дневали! (кланяется)

Казак: Здорово ночевали! (кланяется)

К-ка: Есть у нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды –
От души они, от доброты.

К-к: Гость, войди,
Традиций не нарушив!
Мы всегда чайку попьем.
Всем известно- казаков радушие:
Хлебосольство и открытый дом.
Ведущий: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди, удалые) Откуда они появились?

Ведущий:
Давным-давно вдоль берега реки Дон стали селится беглые крепостные люди, которых помещики заставляли работать от зари до зари. Они не могли прокормить свои семьи. Вот и бежали люди в степи, где было много дичи. Селились сначала на островах, вблизи рек.

Слайд(3 -6) песня
Исполнение песни «Как за Доном, за рекой казаки гуляют»
Как за Доном, за рекой казаки гуляют

Е-ей живо не робей казаки гуляют

Казаки не простаки вольные ребята

Е-ей живо не робей вольные ребята

У них шапки тумаком, но живут богато
Е-ей живо не робей но живут богато

Они выпьют, посидят про горя забудут

Е-ей живо не робей про горя забудут

И калёную стрелу всё за Дон пущают

Е-ей живо не робей всё за Дон пущают

9-й. слайд
В природе ярких красок мало.
Но радует мои глаза
Литая кисть калины алой.

10-й.слайд
Пусть облетели тополя.
Я у степной твержу криницы:
"Благословенной будь земля.
Где довелося нам родиться""

11-й. слайд
И вот сегодня вечерком
Мы дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником
Каравай мы вам подносим.
Поклоняясь, отведать просим.

12-й. слайд
Вы бывали на Юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.

13-й. слайд
А зори алые встают играючи.
Станицы вольные и вольный Дон.
Мужчины храбрые¸ казачки жгучие.
Хранят и славят Русь с былых времен.

14-й. слайд
Родная степь!
Бескрайние покосы!
Кузнечики звенят, как камыши.
Да солнце по колено бродит в росах,
Да шепчутся о чем-то ковыли.

15-й. слайд
Откуда Дон берет свое начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?

16. слайд
Под невысокою березкой
Начало Дон свое берет,
Из под травы земли Московской
С Ивана-озера течет.

17-й слайд
Мой край донской с садами белыми,
Не любо все и глаз не оторвать,
Я помню все, и где бы ни был я
Слова любви мне хочется сказать.

Слайд 17
Вед : Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга.

К-к: Как это?

Вед: А вот как

Ребенок: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?

Вед: Начни

Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?
Ребенок 2: А я знаю другую сказку.
Ребенок 3: Какую?
Ребенок 2: Мы с тобой шли?
Ребенок 3:Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Где же он?
Ребенок 3:Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой
Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается)
Ребенок 3: Шли
Ребенок 2: Кожух нашли?
Ребенок 3: Нашли
Ребенок 2: Я тебе его дал?
Ребенок 3: Дал
Ребенок 2: Ты его взял?
Ребенок 3: Взял
Ребенок 2: Так, где кожух? (на повышенном тоне)
Ребенок 3: Что?
Ребенок 2: Да кожух
Ребенок 3: Какой?

Вед: И так до бесконечности.

Исполняется пеня «Юта-Любимый мой»

Солнце да яркое белое гори,
Ой ночи тёмные, да горячи объятья.

Ой мама маменька да не умею врать я.



Любимый мой один такой на свете,
Да не судьба нам вместе быть с тобой
Любимый мой, любимый мой.

Степь да ковыль до самой до зари,
Долго ли, коротко, а на двоих дорога.
Сердце да девичье ты заговорил,
Ой люди добрые да не судите строго.

Любимый мой, лети как вольный ветер,
Казачья кровь да конь твой вороной.
Любимый мой, любимый мой.

Вед. : Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.

Слайд 19-й (нажимать)

Гриб хорош белый, а казак умелый.
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;
- Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;
- Казак с конем и ночью и днем;

Ведущий : Теперь мы с вами узнали некоторые казачьи поговорки.
Ну да на этом посиделки - продолжаются

Слайд 20-й
Казак: Одно нам солнце светит,
Одно и небо и земля.
Мы все твои России дети.
Одна великая земля.
Берегите Россию-
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо, это солнце.
Этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.
Берегите Россию-
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой.
Хранить огонь родного очага
И не позарься на костры чужие-
Таким законам наши предки жили
И завещали нам через века.
Славься, славься ты, Русь моя!
Славься, великая наша земля!
Славься, славься из рода в род.
Славься великий наш народ.

Ведущий:
Собрались мы позабавиться
Да потешиться, поиграть.
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит! Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Игра в шапку (песня)
На площадке играющие становятся, образуя круг, в центре стоит один из игроков. стоящие по кругу игроки бросают один другому шапку. Стоящий в кругу должен поймать шапку в тот момент, когда она перелетает от одного игрока к другому, или попытаться вырвать ее из рук игроков.
Правила игры:
Шапку перебрасывают, не соблюдая порядка, взад или вперед; если стоящему в кругу удается поймать шапку, то он садится в кругу. А тот игрок, у которого была отнята шапка или который вовремя не поймал шапку, остается стоять в кругу.
Игра «Веревочка» (песня)
Один ученик крутит веревку, а другие прыгают через нее, кто не успел, выходит из игры. Кто дольше продержится

Ведущий:
А теперь мы отдохнем
Да загадки разберем!

Слайд (21-26)
1. Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
2. На чужой спине едет, на своей груз везет?(Седло)
3. На солнышке полежал, да весь в Дон убежал? (Снег весной)
4. Пришли казаки без топоров срубили избу без углов (Муравьи)
5. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит? (Метла)
6. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы купаются, кривой без дела валяется? (Ведра и коромысло)

Ведущий:
Молодцы, поиграли, загадки отгадали.
А теперь пришел черед
поиграть частушки.

Музыка (Частушки)

1. Щука плавает в Дону.
Спит на яблоне в саду...
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.
2.Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес,
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.

3. Из-за Дона, из-за гор,
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках
Внуки на козлятках.

4. Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась.
Надо пляской помогать.

5.Сидит ежик на березе -
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.

6. Ой, ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора.
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.

7. Ходит милый по деревне,
Ходит, улыбается,
Оказалось, зубы вставил,
Рот не закрывается.

8. Моя милая красива,
За рекой она жила,
Захотела повидаться,
В решете переплыла.

9. Ой, бяда, бяда-
В огороде лебяда,
Черемушка белая,
Что любовь наделала?

10. Раньше были русы косы
У моей у милочки,
А теперь по новой моде
Стриженый затылочек.

11.Два каржонка на юру
Раскричались поутру:
Карр да карр, карр да карр.
Вот устроили базар.

12. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.

Слайд 27-й
Ведущий:
Прекрасна наша родина-
наш донской любимый край.

Казачка:
Ты – Дон, ты – наша Родина
Нет тебя прекрасней.
Нет земли богаче и щедрей,
Ты – жемчужина страны моей!
Бескрайни донские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море,
Край Ростовский – Родина моя!

Исполняется песня «Выйду ночью в поле с конем» (презентация).
Выйду ночью в поле с конём,
Ночкой тёмной тихо пойдём.
Мы пойдём с конём,
По полю вдвоём,
Мы пойдём с конём по полю вдвоём (х3)
Ночью в поле звёзд благодать,
В поле никого не видать,
Только мы с конём,
По полю идём (х4)
Сяду я верхом на коня,
Ты неси по полю меня.
По бескрайнему, полю моему (х2)
Дай-ка я разок посмотрю,
Где рождает поле зарю.
Ай брусничный свет, алый да рассвет,
Али есть то место, али его нет. (х2)
Полюшко моё, родники.
Дальних деревень огоньки.
Золотая рожь, да кудрявый лён,
Я влюблён в тебя Россия, влюблён. (х2)
Слайд 28-й

Казачка:
Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились,
Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!
Все:
Любим мы Дон всегда!
Казаки мы – хоть куда!

Казак и казачок (хором)
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

Татьяна Герасимова

Звучит песня «Ой да Краснодарский край» в исп. ККХ. У входа в зал, оформленного в виде ворот, стоит ведущая с хлебом – солью.

ВЕДУЩАЯ : Здравствуйте, гости званные и желанные! Милости просим к

нам на казачий праздник !

Гость, войди! Традиций не нарушим

И всегда чайку нальём –

Всем известно казаков радушье ,

Хлебосольство и открытый дом!

Гости заходят в зал. Ведущая встаёт в центре у занавеса.

ВЕДУЩАЯ : Собрались мы с вами на казачий праздник… А кто же такие

казаки ? Вы знаете?. В давние времена, когда нас с вами на

свете ещё не было, даже не было наших бабушек и дедушек,

сюда в наши края из разных мест пришли люди. Они

спасались от тяжелой жизни и очень любили свободу. Эти

свободолюбивые люди называли себя казаками . Казак -

это значит : «вольный человек» . Жизнь у казаков была

нелёгкой. Если вдруг начиналась война – казак садился на

своего верного коня, брал шашку в руки и шёл воевать,

защищать свою Родину, свой край и свою семью. Главная

казачья заповедь – «Люби Родину, ибо она твоя мать!»

Каждый казак с самого детства знал эту заповедь и был ей

верен. Кто из вас знает, какое же главное призвание казака ?

ДЕТИ : Быть военным!

ВЕДУЩАЯ : Военная служба для казака – это его жизнь , его честь,

гордость и святыня. Казак - смелый , отважный,

бесстрашный воин : воевал на коне с шашкой и пикой в

руке… А как же провожали казака на службу , хотите

Звучит песня «На заре, на зорьке» . Открывается занавес. Сцена оформлена как «казачий дом » . Сидят Отец, Мать, между ними сын.

ОТЕЦ : Слышь, мать, никак атаман по двору идёт!

В зал под песню «Казачьему роду нет переводу » входят атаман и казаки , ведущая представляет всех. Казаки подходят к «дому» .

ОТЕЦ : Желаем здравствовать, господин атаман! Здорово живёте,

станичники!

КАЗАКИ : Здорово, коли не шутите!

МАТЬ : Прошу вас, гости, садитесь!

КАЗАК : Пришли мы к вам с важным делом : настал черёд сыну

вашему Андрею в ряды кубанского казачьего воинства

вступить и служить Отечеству как подобает.

МАТЬ : Ах, ты, милое моё дитятко,

Да куда ты спешишься да торопишься из родного дома!

Отемнеет светла горница, опустеет дом-подворышко.

снаряжение из сундука, вырядим сына достойно на святое

дело, на службу воинскую !

Пока мать достаёт снаряжение и родители одевают сына, тихо звучит песня «Провожала мати сына у солдаты » .


Ведущая поясняет :

ВЕДУЩАЯ : Как мы с вами уже говорили, военная служба для казака –

это его жизнь, его честь, гордость и святыня. Не отслужить в

армии считалось несчастьем. К неслужившему относились с

сочувствием, а порой и с презрением.

ОТЕЦ : Ну вот… бравый казак . Мать, неси икону нашу семейную,

прадедов наших и дедов, благословим сына нашего на

службу .

МАТЬ : Иди, Андрейка, под благословение родительское!

Мать передаёт отцу икону, сама берёт хлеб-соль. Казак бросает шубу мехом наружу, на которую мальчик встаёт на колени.

КАЗАК : Чтоб не голо служить ему было !

ОТЕЦ : Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа благословляем тебя,

сын наш любимый, на службу ратную . Помни нас,

родителей своих, землю свою родимую, не посрами наш род

и земляков – станичников. Будь верен славным традициям

казачьего воинства . Аминь.

Сын целует икону, хлеб и руки родителей, встаёт. Мать надевает крестик (или образ Николая - угодника) и трижды говорит : «Господи, благослови!»

ВЕДУЩАЯ : А каким же должен быть военным? Ну-ка, ребятишки,

давайте споём, чтоб Андрейка не забывал! Подходите сюда

ПЕСНЯ «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ВОЕННЫМ» подг. группа

Мать берёт 2 полотенца и перевязывает крест-накрест со словами :

МАТЬ : Перевяжу тебя рушником, чтоб не забывал отчий дом!

Служи – не тужи !

Затем подходят девочки, прикалывают платочки к черкеске.

ВЕДУЩАЯ : Давайте и друзей Андрейкиных соберём на службу !

ИГРА «СОБЕРИ КАЗАКА В ДОРОГУ »

Девочки собирают казаков : крупа, мука, мешочек с родной землей, кисет с табаком.


РЕБЕНОК 1 : На Кубани у нас люди сильные,

Прославляют землю изобильную!

РЕБЕНОК 2 : Кубанский казак хват , силой, удалью богат!

Пусть знает ворог – казаку отчий край дорог !

ВЕДУЩАЯ : А ну-ка, казачата , покажите подготовку строевую да силу

свою и смекалку! Хорунжий, командуй! А вы, девчоночки,

женихов себе приглядывайте!

Девочки садятся на места, а мальчики строятся за Андреем. Хорунжий встаёт перед ними.

СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА (выполнение команд) : 1. Становись… 2. Равняйсь, смирно! 3 На первый-второй рассчитайсь! 4. Первые номера, шаг вперёд – раз-два… 5. Вторые номера, шаг вперёд – раз-два… 6. Направо…шагом марш… 7. Через середину в колонну по 3 марш…


8. Вольно. Разойдись…

Мальчики садятся на места.

ВЕДУЩАЯ : Атаман, хороши ли казачата ?. Ребята, а хорош ли наш

атаман?. А кто такой атаман, вы знаете? … А как его

выбирают?. (свободные ответы детей) Да, это самый

старший и самый опытный казак , его слово, его решение для

всех казаков закон . Атаман - казачий командир , у него

хранится казачье знамя , с ним казаки шли в бой . Атаман

всегда впереди, он отвечает за воинскую дисциплину и

Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое

выражение : если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему

говорили : «Не плачь, казак , атаманом будешь!» Любой из

мальчишек – казачат мечтает стать атаманом! Про атамана

много песен сложено, давайте послушаем!

ПЕСНЯ «АТАМАН» анс. казачьей песни «Братина»


После песни слово предоставляется атаману. Затем он спрашивает, знают ли дети казачьи заповеди .

ВЕДУЩАЯ : О казачестве всегда слава по Руси плыла.

На Дону и на Кубани казаки и ныне славят

Свою волю, власть народа… Соблюдают они строго

10 заповедей святых… Расскажи, Андрейка, их!

К Андрею подходят 7 детей.

КАЗАЧЬИ ЗАПОВЕДИ :

АНДРЕЙ : Честь и имя казака в жизни главные всегда!

РЕБЁНОК 1 : С детства честью дорожи и достоинство держи.

Коль не прав, то признавай, злобу в сердце не пускай.

АНДРЕЙ : Есть у каждого права – нет ни князя, ни раба.

РЕБЁНОК 2 : Все равны в своих правах, но отвечают за свои дела.

АНДРЕЙ : По делам лишь одного о казачестве всего

Судит весь честной народ. Так что помни наперёд :

РЕБЁНОК 3 : Честен будь при казаках , чист в поступках и делах.

Будь примером всем всегда – вот в чём участь казака !

АНДРЕЙ : За Россию, честь свою жизнь не грех отдать в бою!

Слово дал – его держи, казачьим словом дорожи !

РЕБЁНОК 4 : Помни, слово казака было верное всегда .

Лучше мудро промолчать, чем впустую обещать.

АНДРЕЙ : Старость всюду уважай , стариков не обижай !

РЕБЁНОК 5 : Пожилого казака почитай как за отца .

Престарелую казачку своей матерью считай.

АНДРЕЙ : Память предков сохраняй, по обычаям решай!

Если трудно – погибай, но товарища спасай!

РЕБЁНОК 6 : В бою, в службе , на работе, дома или на охоте

Другу всюду помогай, если надо – выручай!

АНДРЕЙ : Не гордись чужим добром, а живи своим трудом.

Береги свою семью, почитай свою родню.

РЕБЁНОК 7 : Старших в доме уважай , младших ты не обижай.

Дети садятся на свои места. Атаман хвалит.

ВЕДУЩАЯ : А кто же у казака первый друг ?. Конечно, конь!

Казак без коня , что….

ДЕТИ : Солдат без ружья!

ВЕДУЩАЯ : Казак сам не поест…

ДЕТИ : А коня накормит!

ВЕДУЩАЯ : Не конь красит казака , а…

ДЕТИ : А казак коня !

ВЕДУЩАЯ : Атаман, а в каком возрасте отец сажал сына на коня?. С

раннего детства отцы приучали своих сыновей к лошадям –

вначале учили ухаживать за конем, потом – ездить верхом,

учили сидеть в седле и без него, стоять на коне на ногах,

подлезать под седло. Это было сделать очень непросто,

потому что конь несется очень быстро, как ветер. И при

этом могли стрелять на ходу. С 3х-летнего возраста мальчик

уверенно держался в седле, стрелять его учили с 7 лет, а

рубить шашкой – с 10. Давайте сейчас послушаем песни о

верном друге казака в исполнении наших малышей!

ПЕСНЯ «ИГРА С ЛОШАДКОЙ» младш. гр.

ПЕСНЯ «БУДЁНОВЕЦ» сред. гр.

ВЕДУЩАЯ : Ну, что ж, казачата , пришло время вам удаль свою и

ловкость показать , на быстрых конях поскакать!

ИГРА «ЛОВКИЕ НАЕЗДНИКИ»

Участвует 2 команды. По сигналу первые игроки «на конях» скачут до натянутой верёвки, на которой с помощью прищепок висят платочки. Надо сорвать платок, вернуться в свою команду и передать «коня» . Чья команда соберёт большее количество платков. Возле каждой команды стоит девочка, которая собирает эти платки, а по окончании игры считает.

ИГРА «КАЗАЧЬЯ КАВАЛЕРИЙСКАЯ » Вилькорейской


ВЕДУЩАЯ : Пока наши казачата и их кони отдыхают , послушаем, как

поют старшие казаки !

ПЕСНЯ «ЕСАУЛ» анс. казачьей песни «Братина»

ВЕДУЩАЯ : Казачьи песни слушать , что сладкий мёд кушать! Ну, а мы

вам частушки споём, армейские!

АРМЕЙСКИЕ ЧАСТУШКИ с д. м. и., платочками

ВЕДУЩАЯ : У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит!

Выходи плясать, народ, наш казачий курагод !

ХОРОВОД «ГУЛЯЙ, КАЗАК » Ф. Царикати


Пока дети садятся, тихо звучит песня «Русь да казачья воля » .

ВЕДУЩАЯ : Там, где песня льётся, там легче живётся. И на войне казаки

поют, дом - семью вспоминают… Ждут казаки , когда же

война закончится, вернутся ли домой живыми –

невредимыми… Пусть же песня зазвучит, душу нашу

бередит…

ПЕСНЯ «ДВА ОРЛА» анс. казачьей песни «Братина»

После песни Мать, Отец и Сын встают.

ОТЕЦ : Станичники! Спасибо, что пришли сына нашего на службу

проводить . И тебе, батька – атаман, благодарствую! (поклон)

Конь нашего новобранца осёдлан, за околицей уж заждался,

пора в путь-дорожку, на службу верную .

МАТЬ : Идёмте, ребятишки, проводим Андрейку со двора !

Звучит песня «Ой да Краснодарский край» . Выходят : первым идёт Андрейка, затем родители, потом дети. У входа в зал Андрей «вспоминает» , что забыл дома кисет. Идёт в «дом» , берёт кисет. Мать подходит к нему, подаёт один конец платка, другой держит сама, и так выводит сына окончательно.

ВЕДУЩАЯ : Атамана-батюшку и станичников просим в наш курень

трошки повечерить, чаю испить да гостинец вручить.

(звучит торжественная музыка)

Ведущий 1:

-Добрый вечер Дамы и Господа.

-Сегодня мы хотим представить такой народ,как «Казаки».Казачество зародилось на

окраинных землях Русского и Польского государствв XV -XVII веках.

Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы,

преимущественно на территории современной Украины и России; впоследствии

расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья,

южного Урала (ныне северный Казахстан), Сибири и Дальнего Востока.

Казачество - братство людей, объединённых особым состоянием духа,

нравственности и морали. Казаки -народ, имеющий свою культуру, историю и

память. Казаки всегда служили родной земле -Святой Руси, своему Народу и своему

Государству.Превыше всего в Казачестве всегдабыла Казачья воляинародопрадство.

Вот только некоторые из, заповедей казака:

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах.

3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.

4. Служи преданно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово казака дорого.

Ведущий 1:

У казаков свои обычаи,нравы и традиции.

и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу,

сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого

этикета (при появлении старика все должны были встать –казаки при форме

приложить руку к головному убору, а без формы - снять шапку и поклониться).

Вторымважным обычаем является почитание женщины,так, как именно женщина

является будущим продолжением рода.

Казачество принимало активное участие во всех крестьянских войнах и многих

народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки непосредственно участвуют во

всех войнах России. Казаки в массовом масштабе героически сражались с врагом в

период Великой Отечественной войны.

Таким образом, заслуги казачества в развитии русской истории и культуры огромны:

они расширили и охраняли границы российского государства, распространяли

высокие нравственные идеалы, традиционные ценности, были примером для

большинства, формируя непоколебимую стойкость, свободолюбие, честь, и отвагу. Их

особый казачий дух оказал большое влияние на формирование русской ментальности.

Не случайно к началу ХХ века казачество стало символизировать Российскую

(во время рассказа о национальных костюмах насцену выходят переодетые

участники, демонстрируя одежду)

Ведущий 1:

У казаков также имеется национальная форма одежды.

У мужчин это:

Шаровары.

Шаровары, как и рубаха, были основными частями мужской одежды. Эта одежда была

и нательной и выходной одновременно.

В литературе шаровары называют: «штаны широкие», «простые шаровары», «широкие

шаровары» (у низовых казаков), портки- шаровары. Они, как правило, заправлялись в

Шаровары отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в

праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые).

Образ дополняли рубаха,сапоги и головной убор- Папаха.

Рубахи в зависимости от их назначения шили из холста разного качества, шелка,

пестряди; с распространением фабричных тканей -из ситца, кумача.

Папаха -барашковая шапка с суконным верхом. В древности славяне называли

папаху клобуком, современное название вошло в употребление позднее, так же как

трухменка или кабардинка.

Сапогов было великое множество -без сапог верховая езда невозмож¬на, да и по

сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без

каблуков –ичиги.

Ведущий 2:

Костюм замужних женщин состоял из белой холщовой рубахи, поневы (вид

набедренной одежды) и передника-завески .

У не замужних девушек лёгкиесарафаны с короткими рукавами.

Обычно цвета таких сарафанов яркие.

Как правило сарафаны шили из шёлка, а рукава из капрона.

Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое.