Распространённые ошибки писателей. Невнимание к деталям или излишнее количество деталей. Неуверенность в себе

И , а мы продолжаем разбирать типичные ошибки писателей по материалам сайта http://www.writersdigest.com .

На очереди еще одна популярная ошибка - ОБИЖАТЬСЯ НА КРИТИКУ.

Вот вам еще один безошибочный способ не просто отлынивать от написания стоящей книги, но и похоронить надежды стать писателем в целом. Решите, что высокомерие и пренебрежение чужим мнением помогут вам пробиться на писательский Олимп. Если издательство отказалось публиковать вашу рукопись, воспринимайте это как личную обиду. Продолжайте думать, что редакторы и литературные агенты - противные сволочи, которым доставляет удовольствие говорить "нет", которые сидят за своими компьютерами и зловеще смеются "Бугагагагагагага!", прежде чем проделать свое любимое грязное дело: отправить обезличенный отказ.

Вы даже можете вынести эту тему гадкого поведения редакторов в СМИ и публично осудить непредусмотрительность глупцов, не сумевших распознать гения. Еще лучше - перечислите отказавших вам редакторов по именам.

"Редактор говорит, что рукопись могла бы пригодиться, если бы была напечатана на туалетной бумаге".



Тех, кто так поступает, не ждет писательская карьера. Но есть и другие - эти писатели-смельчаки идут по жизни с убеждением, что все, что их не убивает, делает их сильнее. Они не просто заново обретают уверенность в себе после отказа, но и воспринимают отказ как жизненный урок, используют критику как мотивацию для того, чтобы стать лучше.

Такие писатели помнят наставление мастера пера Рона Гуларта : "Никогда не думай, что "нет", сказанное твоей рукописи, совпадает с "нет", сказанным тебе как личности. Если только отказ не сопровождается ударом в нос...".

Да, эти писатели тоже признают, что отказ всегда воспринимается болезненно. Но это часть профессии, и так будет всегда. "Правильные писатели" делают следующее:

* Переживают, потом пишут. Они позволяют себе расстраиваться из-за отказа в течение часа-другого, а затем снова возвращаются к клавиатуре.

* Выносят уроки из критики. Они перечитывают письмо с причинами отказа и свою рукопись, чтобы понять, что можно исправить. Они понимают, что редакторы, на самом деле, очень хотят найти новых талантливых авторов.

Если вы хотите стать писателем, вам придется научиться принимать отказы.

Примечание: как говорил Стендаль: "Писатель не должен думать о критике, так же как солдат о госпитале". В идеале, стоит научиться принимать критику отстраненно. Действительно, критикуют рукопись/книгу, а не вас. Если критикуют десять человек из десяти, значит, с рукописью, и правда, что-то не в порядке. Если критикует один из десяти, забудьте и идите дальше.

По-настоящему хороший писатель любит критику. Ведь, если нет обратной связи, нет и отклика. Ваше творчество должно вызывать эмоции у читателей, пусть не всегда положительные. Другое дело, что критику нужно обязательно оценивать - насколько она объективна, что она вам дает, какие уроки можно из нее извлечь.

Я сама достаточно болезненно воспринимаю критику своих текстов. Но все лучшие уроки, которые я извлекла и которые помогли мне сделать шаг вперед, я вынесла именно из критики. Помню, как-то я написала статью про одну известную персону. Статья собрала почти 2 тысячи комментариев, и большая часть из них была негативными. Негативные - это мягко сказано. Автора статьи предлагали отправить на мыло вместе с известной персоной. Один человек написал что-то в духе "Ужасная статья, даже обидно, что литературные способности автора потрачены на такую чушь". Этот комментарий помог мне принять решение о смене работы:) Конструктивная критика - это всегда путь вперед. Ищите критику, без нее нет развития!

А вы как воспринимаете критику?





Сегодня хочется поговорить про ошибки. Те самые ошибки начинающих писателей, без которых никогда не станешь действительно автором и писателем. Как это ни печально, но ошибок совершается много, поэтому на каждую необходимо взглянуть трезво.

Я сам прошёлся по этому списку и понял, как много из них продолжают влиять на моё писательство. Но я работаю над этим и предлагаю тебе сделать тоже самое: не обижаться, не скрываться, а посмотреть в лицо этим ошибкам, принять их, извлечь урок и стать немного лучше.

А там будет веселее!

Самые распространенные ошибки начинающих писателей

1. Неуверенность в себе

Если говорить про ошибки начинающих писателей, то начать стоит с отношения к себе. Я долгое время боялся признаться самому себе, что мне нравится писать, что я хочу стать писателем. Судя по данным в Интернете, я не один такой.

Неуверенность зачастую выражается в том, что писатель не защищает свои интересы, свой писательский труд или даже не начинает писать. В этом случае действенным будет лишь один совет: верьте в себя и пишите от души. Не о том, что теоретически популярно, а том, что трогает за душу лично вас. И уверенность появится.

2. Начинающий писатель не знает о чем писать

Сижу я, значит, слушаю друга. Он рассказывает истории из жизни, с юмором, чернухой и острыми замечаниями. А потом говорит, что классно было бы написать роман про эльфов. В ответ я на полном серьезе говорю ему: «Напиши», он махает рукой и отвечает, что он не знает, о чем там писать.

В такой ситуации я хватаюсь руками за голову. Люди! У вас столько опыта, столько впечатлений! Если ваша жизнь хоть немного вам нравится, всегда можно что-то написать. И не важно, внедрите вы это в мир эльфов, муравьёв или в обычную реальную повседневность. Тот, кто имеет опыт и навыки письма – может написать книгу. Причём первое нужнее второго. И опыт, в отличие от навыков письма, есть у всех.

3. Отсутствие времени

Каюсь – эта причина была моей родной на протяжении многих лет. От трёх до десяти, зависит от того, как считать. Однако первую изданную книгу «Сомелье по вызову» я написал за 30 дней, не прекращая работы, домашних дел, да ещё и подготовки к семейному празднику.

Отсутствие времени – это самая наивная и простая отговорка. Если мне говорят, что хотят написать книгу, но при этом 6 лет откладывают уже начатый проект – у меня это вызывает вопросы.

Ты говоришь, что у тебя нет времени? А сколько ты сидишь в Интернете? Сколько времени ты провёл в баре или на бесполезной встрече? Как только книга и новые строки становятся важными, действительно важными, так сразу находится и время.

Начни с 10 минут. Не замахивайся на Войну и Мир. Просто пиши о том, что видишь вокруг.

И вдруг увидишь гораздо больше, чем раньше.

4. Отсутствие алгоритма работы

Это такой, прагматичный пункт в программе ошибок. Существует два мнения о писателях: они либо долго ищут вдохновение, а потом за ночь пишут поэму, либо они годами планируют, а потом за ночь пишут ту же поэму.

Истина же в том, что каждый успешный или просто разумный автор имеет определенный алгоритм работы. Кинг пишет по 3 часа каждый день на протяжении десятилетий. У него есть расписание. Те, кто не зарабатывает писательством на полную ставку, обычно выделяют после работы 30 минут или 2 часа на общениес листом бумаги ли клавиатурой. Они, как и их окружение, знают, как действовать, и идут по шагам.

Я в зависимости от стиля работы и настроения, либо пишу с самого утра 1-1,5 часа, либо вечером, перед сном, пока не надоест.

Не будет систематического подхода, – не будет книг.

5. Распространенная ошибка начинающих писателей: писать в расчете на богатство и славу

Зайдите на Amazon в раздел книг. Выберите раздел Приключений или Любовных романов. И посчитайте сколько там книг. 99% этих изданий зарабатывают гроши или вообще ничего. В русскоговорящем мире ситуация не лучше – у нас предпочитают качать в Интернете, а не покупать книги.

Рассчитывать, что твои истории быстро и резко принесут богатство – не просто наивно. Это опасно.

В первую очередь потому, что начинающий писатель рассчитывает на быструю отдачу, не получает удовольствия от процесса. В итоге, даже написав книгу, но не продав её, автор кидает дело и остаётся злым.

Во-вторых, если поставить себе цель продать миллион книг, не представляя, как продать 10 – больше напугаешь себя. А от этого результат ухудшается и снова нет удовольствия.

Поэтому в писатели идут по иным причинам. А деньги – приятный бонус.

6. Дикая экзотика из головы

«Сели инопланетяне посреди славного города Нью-Йорка, да пошли к монументу Вашингтона, чтобы раздолбать Эйфелеву башню». Незнание не освобождает от ответственности.

Понятно, что начинающему автору хочется выделиться, написать, про «прекрасное далёко». И получается, что основывается на том, что не знает. Придумывает, как происходит «там», а не «здесь». В итоге ситуации и персонажи выглядят надуманными, плоскими или даже откровенно говоря идиотскими.

Пример: если бы я писал Сомелье по вызову про Францию, то сел бы в глубокую лужу. Я там бывал проездом очень давно и описать так, чтобы читатель поверил не смогу. Зато юг Испании я запомнил хорошо, и смог перенести события туда, где винные бочки являются нормальной частью пейзажа. У нас, к сожалению, хоть и растёт самый северный виноград для вина, но привычным делом винодельни не назовешь.

7. Законы физики? Что это?

Я сам тяготею к научной фантастике. Однако с улыбкой воспринимаю тех, кто считает, что можно писать научную фантастику без технического образования и специальной подготовки. Космические полеты подчиняются определенным правилам, даже если мы вводим неосуществимые сегодня межгалактические прыжки.

Оружие в космосе также имеет свои ограничения, и зона боевого столкновения всегда остается опасной, даже спустя годы, поскольку летающие в пространстве снаряды и обломки кораблей спокойно протаранят обшивку.

Даже ручное оружие внутри кораблей должно учитывать тонкие стены или сами корабли должны выдерживать десант. А это требует мощных двигателей, новых источников энергии и т.п.

Поэтому, прежде, чем бросаться в космическую одиссею, прочитай пару книг о космосе – вдохновения получишь.

8. Штампы и клише

Штампы и клише – это не просто типичные ошибки начинающих писателей. Это настоящая болезнь, от которой, как от лишая или бактерии хеликобактера очень сложно или даже невозможно избавиться.

Но при этом эти сорняки необходимы выпалывать. Сам страдаю от этого, тем более, не претендую на звание опытного эксперта. Но работаю над тем, чтобы убрать из своих текстов шаблоны и затёртые клише.

Причем клише касаются не только таких фраз, как принять меры или розовый закат, но и миров с персонажами. Мудрые эльфы, зловещие вампиры, адские демоны и толстый буржуй – это привычные, но набившие оскомину примеры.

Следи за собой и чисти грядки после работы.

9. Утреннее похмелье

Ошибки начинающих писателей бывают разными. Похмелье — особый случай. С утреннего похмелья начинающие писатели очень любят запускать свои истории. Об этом в чуть юморном ключе пишет Лукьяненко в своём романе «Черновик», мол, представить, как драться с драконом, могут немногие, а вот с зелёным змием знакомо большинство.

Поэтому моя новая история начнётся с болезни – вот что-что, а это я хорошо знаю.

Если же серьёзно, то похмелье может быть началом, но только если оно описано или преподнесено интересно.

Вспомните первый Мальчишник в Вегасе (Hangover – то самое похмелье): утро, номер, тигр. И нет жениха. Интрига есть.
Но в целом – поищи другие варианты.

10. Попаданцы — популярная тема, но с высоким процентом брака и конкуренцией

Попаданцы – это тот класс книг, обычно фэнтези, когда главный герой из нашего времени попадает в разные эпохи в прошлом, будь то Средневековый Париж, Древний Китай или сказочная Русь. И в целом не было бы ничего плохого, если бы в этом жанре не было такой конкуренции и брака.

Привлекательность для начинающего автора в том, что ему кажется, что стоит описать тот далёкий мир с собственной точки зрения, и читателя проймёт. Но при этом забывают о подготовительной работе в плане истории, об обычном неприятии чужаков в те времена, не говоря про нюансы, типа бани раз в неделю или даже месяц-год, если наш герой попал в «Просвещённую Европу».

Скажем так – есть гораздо более простые и приятные пути выбиться в писатели, после чего получить по голове критикой и спрятаться поглубже.

11. Отсутствие конфликта и четкой структуры произведения

«Красивое небо. Летящие облака. Красивые звезды. Всем пока». Рассказы и истории в таком духе могут привлекать любителей пейзажей, описаний. Но чаще всего читателю нужны интрига, конфликт, противостояние.

Даже, если речь идёт о том, что Винни-Пух застрял в дверях у Кролика. А если в дело втянуты пчёлы, странный Лабиринт и древняя война заклятых духов-коллекционеров, причём интерес всех противников в одном маленьком котике по имени Мур-Мур – то интерес возрастает.

К тому же история должна иметь структуру: завязку, кульминацию, развязку. Если история длинная, то в ней эта волна элементов повторяется несколько раз, создавая ритм повествования.

Если же нет ни конфликта, ни конструкции, то зачастую становится скучно читать. Даже в самых безумных мирах и сюжетах есть чёткая логика, поэтому не стоит пренебрегать этим элементом.

Просто пойми, что конфликт – не обязательно гражданская война на уничтожение. Спор в очереди в туалет о смысле жизни – тоже конфликт. Причём для приевшейся публики – гораздо более интересный.

12. Убогий невыразительный язык

Писать можно по-разному. Но лучше писать выразительно. Бедный язык из 20 слов читается тяжело, воспринимается плохо, да и сложно описать динамику бою, в которой тугие струи крови окрашивают воздух, а куски опалённой плоти пересекают горизонт или сочность мира, в котором нежный аромат персика наполняет сады, теряясь в тёмной зелени и изогнутых наподобие змей ветвях.

Лично меня обвиняют в излишней сложности текста, поэтому на 100% прислушиваться ко мне не стоит. Выбор зависит от тебя: подстраиваться под уровень публики или нет. Так сложилось, что русскоязычный читатель в среднем более придирчив к языку. С другой стороны, если читают 50 оттенков серого и не плюются… В целом, выбор за тобой.

13. Невнимание к деталям или излишнее количество деталей

Гэндальф курит трубку. Марвин опасается спутников, слежки и дантистов. Винни-Пух любит мёд и поёт песенки. Это детали, которые формируют персонажей. Такие же детали создают объёмный мир, придают реальность даже самой странной фантазии.

Надпись на кружке, вскользь упомянутые традиции народов, особые даты и праздники. Без таких деталей мир становится невыразительным. Да, есть те, кто забивает детали действием. Но это нужно уметь.

Другая грань – чрезмерное увлечение деталями. Описание той же кружки на пол страницы, просто потому, что она попала в обзор героя? Это слишком, кроме случаев описания занудного персонажа. Но опять же – читателю не следует видеть каждую мысль такого героя – он просто стухнет от тоски.

Необходимо выдержать баланс, чтобы и не пусто, и не густо.

14. Предсказуемость развязки

Дочитывая Тёмную Башню Стивена Кинга, я не предполагал, чем закончится история. То, что написал Кинг, перевернуло мне душу и я несколько дней ходил сам не свой.

А ведь там нет ничего сложного. Но меня зацепило.

Предсказуемость концовки – жирный минус для истории. Если читатель с первых страниц знает, кто убийца, предатель или как победить, интереса не будет. За редким исключением, когда сами приключения из точки А в точку Б важнее, чем начальная и конечная точка.

Можно подкидывать подсказки, давать намёки, путать. Но не стоит прямо на первой странице показывать ответ на вопрос всей книги. Даже в Бойцовском клубе, где мы начинаем с конца, мы всё равно обязаны пройти по всей логике сюжета, чтобы распознать намёки и дать ответ на вопрос фильма/книги.

Не позволяйте читателю легко угадать последнюю страницу по первой.

Или делайте это так, чтобы он всё равно прочитал.

15. Излишнее поглощение знаний, вместо того, чтобы писать

Чуть раньше я говорил о том, что незнание правил не освобождает от ответственности. Здесь другая грань – доскональное знание всех правил, особенностей и прецедентов не освобождает от необходимости написать книгу.

Лично я пока этим недугом не страдал, но вижу, как зарываются в исследованиях некоторые авторы: проверить дату восхождения Папы Римского Урбана II на престол; особенности изготовления булатной стали; имя 4-й жены Рамзеса Второго и не забыть про его 15-ого ребёнка.

Пока писатель рыщет впотьмах фактов, он забывает о главной задаче: непосредственно писать книгу. Поэтому знание – это, конечно, сила. Но без действия твой мозг быстрей лопнет, нежели создаст толковое произведение.

Тем более можно впасть в другую степь и вместо истории долго и нудно описывать особенности древнего ритуала. До тех пор, пока читатель не уснёт или не выкинет книгу в окно.

16. Каждый день начинаем новый гениальный проект

Фонтан идей, стихов, необыкновенных миров и персонжей – это классно. Но если ни один из них не превращается во что-то большее – толку ноль. Есть люди, которые предпочитают мечтать, придумывать гениальную идею и не писать.

То последняя идея быстро стухла, то конкуренты уже всё написали, то не с той ноги встал. Фонтан идей – это полезно. Но из него необходимо какую-то идею брать, её описывать и использовать. Иначе это как еда в зоопарке: животных кормят, ты её видишь, но через забор не пройдешь, да и злобная горилла фиг поделится.

17. Любая критика останавливает

Стоит кому-то сказать, что в моей истории ошибки, будь то грамматические или логические, первое желание – впасть в кому, посыпать голову пеплом и уйти из Интернета. Спустя 5 минут это проходит – не первый год получаем оплеухи.
Но переносить критику вначале тяжело. И неважно, конструктивная она или нет.

Здесь важно понимать: конструктивную критику, несмотря на желание заткнуть уши, необходимо выслушать, принять, переработать и внедрить полученный опыт. Чужие эмоции, попытки подавить, просто поорать – игнорируем. К сожалению, это единственный способ сохранить себе нервы и концентрацию для продолжения работы.

Если слушать всяких идиотов, ничего хорошего не напишешь. Но и останавливаться от встречного ветра в виде критике и чужих слюней не стоит.

18. Писать в стол

Перечитал на днях дилогию Лукьяненко «Искатели неба». Там есть персонаж: пилот (летун по-местному), который всю жизнь отказывался писать. В некотором смысле, хоть он и пёр против своей природы, всё-таки был честен со своим страхом.

Если же ты решил писать, не складируй свои истории в стол или дальний угол жёсткого диска. Истории пришли в этот мир не для тебя, но для других. Ты – проводник. И обязан делиться.

К тому же, если не получать обратной связи от читателей, никогда не станешь лучше писать. Стилистика, грамматика, образность и структура – всё приходит со временем и опытом. И желательно, чтобы всегда были те, кто пинает тебя под зад, находя ошибки.

И неважно, будет это миллионная аудитория или 1 преданный читатель. Во втором случае лучше найти того, кто умеет давать конструктивную критику, а не просто поливает тебя… тем самым.

19. Страх перед успехом/Страх неудачи

Психика человека устроена странно. Он боится практически всего: и удачи, и поражения. И поэтому вместо действия выбирает бездействие. Аналогично и писатели: с одной стороны, боятся, что никто не станет читать их книги, а с другой опасаются, что придёт неожиданный успех.

В первом случае автор думает, что окружающие сочтут его неудачником, если он не может продать собственные книги (да, я тоже такой). Во втором случае писатель переживает, как измениться отношение друзей и близких, если он вдруг разбогатеет, станет популярным. Он не знает, как будет отказывать «бедным родственникам» и не готов выносить обзывательства со стороны окружения (и об этом я думаю).

Однако и тот и другой вариант скрываются в голове. Снова вспомним Кинга: он годами посылал свои рассказы в журналы и издательства и отовсюду приходили отказы. Он их накалывал на иглу или гвоздь, после чего садился писать заново.
Поэтому, как гласит народная мудрость: «Пилите, Шура, пилите!»

20. Длинные слова, предложения и параграфы

Я против этого пункта, но соглашусь с тем, что себя необходимо ограничивать. Длинные предложения путают читателя. Сложные слова ломают мозг. Навороченные параграфы вызывают оторопь.

Это наследие цифровой эры, проседания образования, нехватки времени. Книги вынуждены иногда подчиняться этим правилам, чтобы выжить. И поэтому заведомо проигрышно писать длинные, запутанные предложения, где деепричастные обороты разбиваются неожиданными вставками описательного характера и переходят в загадочные обороты и технологические термины.

Если ты целишься на широкую публику, то пиши проще. Вспомним снова 50 оттенков серого – проще, наверное, уже некуда. Я не призываю копировать этот стиль, но стоит держать в уме, что длинные слова, предложения и параграфы лучше не использовать.

21. Редактировать? Зачем это?

Написать книгу, на самом деле, не так сложно: сел и написал. За неделю, месяц, год. Но после этого настаёт важный этап: редактирование. И как показала практика, этот этап съедает сил и времени больше, чем само написание книги.

На этапе редактирования необходимо удалять лишнее, вычеркивать пустые предложения, жестоко расправляться со штампами и клише. Редактирование – это как прополка на грядке. Посадив картошку и полив её, фермер даёт жизнь не только ей, но и сорнякам. Если их не выдернуть, про картошку смело забудем.

Если не привести в порядок книгу, то за ошибками, косяками и откровенной ерундой, читатель не увидит красоты истории, интересных персонажей, запутается в ненужных описаниях.

Поэтому, как бы ты не считал идеальным свой текст, перед тем, как давать его кому-то читать – отредактируй.
А потом ещё раз отредактируй.

22. Перестать писать

И самая главная ошибка, которую может совершить начинающий писатель – это перестать писать. В таком случае он навсегда останется начинающим и проигравшим. Это как бросить тренироваться или просто ходить – не будет движения, не будет жизни в теле и в тексте.

Писательство – это навык, который подкрепляется или талантом, или опытом. И его можно и нужно тренировать. Бросить – легко. Но вот продолжать, становясь лучше и совершеннее – вот это вызов.

Единицы звёзд, независимо от рода деятельности, добивались успеха с первой попытки. Но они продолжали идти вперёд, преодолевая критику, поражения, неуверенность в себе. Продолжали писать, играть, петь, поднимать штангу или бегать.

Здесь важна страсть или осознание важности того, что делаешь. Сила, которая толкает вперёд всегда находится внутри, а не снаружи.

Поэтому только ты сам решаешь, станешь ты писателем или навсегда останешься новичком.

Решай. А пока думаешь, подпишись на мой канал, посмотри другие полезные видео, поищи вдохновение.

А когда решишь, учти все ошибки начинающих писателей.

А пока что: всем бобра!

Хочется поговорить сегодня об ошибках, которые допускают авторы, начиная писать свой фанфик. Как бы это ни было печально, но они встречаются часто. Возможно, каждый писатель узнает себя, прочитав один из пунктов списка. Итак, начнём.

1)Неуверенность в себе.

Часто бывает такое, что у тебя есть идея для фанфика, ты долго ходишь и думаешь о ней, столько всего придумал, что чуть ли не планировку места, где всё будет происходить нарисовал. Ты даже уже рассказал о ней всем своим друзьям. И вроде бы всё, что нужно для написания, у тебя есть, но… ты думаешь: “А вдруг выйдет бред?” Ты не уверен в своих силах, что у тебя не получится “так же хорошо, как и у вон того автора”, что у тебя выйдет что-то несуразное.

Здесь можно сказать только одно: верьте в себя. Если вам самим нравится идея, то почему бы не хотя бы попробовать начать писать? Уверенность появится со временем, ведь самое главное и трудное - начать.

2)Отсутствие времени.

И вот вроде бы ты что-то начал писать. Да так размахнулся, что написал аж три главы махом. Но на следующий день у тебя вдруг появляются неотложные дела. Потом еще и еще, и еще… Это входит в привычку, становится своеобразной отговоркой. Каждый день говоришь себе: “Вот завтра точно сяду!”, но в итоге потом просиживаешь его где-то в интернете.

Для написания чего-либо всегда найдётся время, даже если вы заняты. Если вы действительно заинтересованы в этом и для вас это важно, то время всегда находится. Опять же, главное - начать.

3) Штампы.

Это не просто типичная ошибка, а, можно сказать, самая распространённая из всех. На нашем сайте эти самые штампы делятся на несколько крупных основных групп:

а) МС, или “я - потомок супермена”.

Эта ошибка часто встречается в фанфиках про вселенную Наруто. Обычно все начинается с того, что где-то идет Наруто и думает: “Почему все так ненавидят меня? Что я им сделал?” Потом он либо идёт домой, либо что-то случается, отчего он отключается. После чего каким-то образом после разговора с шестилетним мальцом где-то в подсознании девятихвостый передумывает все и вся уничтожать и тренирует ребёнка. В итоге уже в десять лет Наруто имеет овердохрена сил, знает кучу техник, тело раскачанное. В общем, чуть ли не щелчком пальца может вынести Кагую или еще кого. И это всего лишь в десять лет! В шестнадцать так вообще богом становится!

б) свадьба с незнакомцем во имя объединения компаний и семей.

Это также очень распространённый штамп. Обычно берутся герои лет эдак 16-18. При этом герои либо знают друг-друга и даже одноклассниками являются, либо не знают, но “где-то уже виделись”. Обоим родители говорят о том, что вскоре поженят их, потому как главы компаний являются друзьями, и, дабы еще больше укрепиться, они решают женить своих детей. И, что свойственно, им обоим эта перспектива не по душе либо кто-то из них влюблён в другого - если не оба;

в) школьная жизнь.

В этом пункте может присутствовать все, что угодно. От обычных посиделок и любовных похождений до всякого рода экшена. Там может быть написано про то, как друзья помогают парню или девушке добиться расположения своей пассии, после чего обычно они просто бессмысленно проводят время, гуляя, разъезжаясь по домам, что довольно скучно читать. Также может быть такое, что они каким-то образом бывают втянуты в преступления или другие “очень интересные” приключения;

г) любовь с первого взгляда.

Здесь обычно происходит всегда по одному и тому же плану. Живет себе девушка. Обычно она либо первая красавица, что аж толпами парни за ней бегают, оставляя след из слюны, либо изгой, у которого друзей либо нет, либо только двое. И вдруг к ним переводится парень неземной красоты, в которого тут же влюбляется наша героиня - и не только. Потом они как-то становятся друзьями, и происходит почти то же самое, что и в третьем пункте.

д) двойная любовь.

Здесь обычно влюблён не кто-то один, а оба сразу. В таких фанфиках всегда помогают им сблизиться их лучшие друзья - Саске и Сакура. Они разными способами пытаются сблизить глупых и нерешительных влюблённых, и зачастую все получается чуть ли не с первого раза.

е) цундере.

Думаю, тут и по заголовку уже понятно. В таких фанфиках обычно бывает так: персонаж - не важно, парень или девушка - в самом начале холодный и безразличный, иногда даже агрессивный. Но вот он встречает его/её. Он(а) изо всех сил пытается заставить его/её хотя бы улыбаться, а под конец фанфика этот холодный персонаж превращается в “ми-ми-ми”- соплю от любви;

ё) супербогатый родственник.

Здесь обычно бывает так, что у Наруто умерли родители. После этого его к себе забирает Джирайя - богатенький дядя. Растит, воспитывает и все такое. Наруто ходит в дорогую школу, ездит на дорогой машине, у него лет в шестнадцать даже свой дом появляется в три этажа!

ж) друг из прошлого.

Есть такая категория фанфиков, где начинается все со сценки из детства, где герои прощаются - что потом оказывается сном или воспоминанием, - а потом либо девушка, либо парень переводится в какую-то школу, и один из них начинает думать: “Это где ж его/ее явидел(а)?”

з) встреча со сверхсуществами.

Сюда можно отнести фанфики, где присутствуют вампиры, оборотни, демоны и другие монстры. Чаще всего встречаются фанфики, где, опять же, в новую школу переводятся две подруги. При общении кто-то из подруг при общении с парнями в классе отмечает их бледность, после чего каким-то образом еще мелькают красные глаза, что не даёт покоя девушкам. Потом эти девушки обычно бывают втянуты в разборки всяких монстров, только потому что подержались за ручку с одним из этих вампиров.

С демонами немного иначе. Там бывает такое, что девушки могут быть втянуты в какую-либо сделку или брак.

Ну что же, вот и все основные клише фанфиков. Идем дальше.

4) Скудный невыразительный язык.

Писать можно по-разному, но лучше писать выразительно. Бедный язык из 30 слов читается тяжело и воспринимается плохо. Фанфики практически без описаний неинтересно читать. Если писатель представляет себе всю ту атмосферу, что есть в фанфике - например наблюдение за закатом, - то без должного описания читатель просто не почувствует то же, что и писатель. Но, опять же, не стоит перебарщивать.

5) Невнимание к деталям или излишнее количество их.

Детали прежде всего формируют персонажа, создают объемный мир и придают реальность даже самой странной фантазии. Описание человека и его характера - пусть последнее и будет совсем кратким - какие-либо традиции, важные даты и праздники. Без таких деталей мир становится невыразительным. Есть такое, что кто-то забивает детали действием, но это еще нужно уметь.

Другая сторона медали - чрезмерное увлечение деталями. Описание, например, кружки на полстраницы, на которую случайно упал взгляд героя, - это слишком. Необходимо держать некоторый баланс.

6) Предсказуемость сюжета.

Читать фанфики, в которых ты уже заранее можешь предугадать чуть ли не развязку с первых строк, неинтересно. Нужно стараться начать фанфик так, чтобы читателю было интересно: “А что же будет дальше? Чем же закончится эта история?”.

7) Неправильное оформление текста.

Оформление текста также играет важную роль в восприятии. Правильно и красиво оформленный текст приятно прочитать. Сейчас все больше встречается такое, что даже диалоги нынешние авторы не умеют красиво и правильно оформить. Все чаще в большинстве своём все диалоги оформляются как некий “сценарий”, что выглядит довольно-таки отталкивающе.

8) Длинные и сложные предложения.

Длинные предложения и сложные слова пугают читателя. Обилие их иногда вызывает желание просто закрыть вкладку. Не следует усердствовать, пытаясь написать как-то сложно и замудрённо, простой читатель может просто этого не понять. Есть тонкая грань между сложными текстами и совсем простыми, не имеющими смысловой нагрузки. Нужно лишь найти ту золотую середину. Также если автор и пишет длинные предложения, состоящие из нескольких частей, то чаще всего он не разделяет их должным образом. Вместо знака; автор ставит запятую, из-за чего границы мысли стираются и все превращается в кашу. Нужно уметь понимать и различать, где заканчивается одна мысль и начинается другая, если уж пишешь большие предложения.

9) Любая критика останавливает.

Стоит сказать кому-то что в истории начинающего автора ошибки - будь то грамматические или логические - то первые действия, которые хочется совершить, это расстроиться и покинуть ресурс, на который был выложен фанфик. Все авторы получают некую критику, особо сложно это переносится начинающими авторами. Получив критику, да еще и не самую хорошую, вместо того, чтобы продолжать автор останавливается. Критику нужно принять и постараться что-то предпринять. Необоснованные комментарии на вроде “Фу, говно” пропускайте.

10) Редактировать? Зачем это?

На самом деле написать фанфик или главу к нему не такая большая проблема: сел и написал. За час, день, неделю. Но после этого настаёт очень важный этап: редактирование. На этом этапе необходимо удалить лишнее, вычёркивать пустые или неуместные предложения или абзацы, жестоко расправляться со штампами и клише. Если не привести в порядок фанфик, то за ошибками, косяками и абсурдом читатель не увидит красоты истории, интересных персонажей и запутается в излишних действиях и описаниях. Поэтому перед тем, как выкладывать текст на всеобщее обозрение - отредактируй.

11) Перестать писать.

Самая главная ошибка которую может совершить начинающий писатель - это перестать писать вообще. В таком случае он навсегда останется начинающим. Писательство - это навык, который подкрепляется или талантом, или опытом. Его можно и нужно тренировать. Бросить - легко. Но вот продолжать, постепенно совершенствуясь - достойно уважения. Здесь важно осознание важности того, что ты делаешь. Сила, заставляющая двигаться вперед, находится всегда внутри, а не снаружи. Поэтому всё зависит только от тебя.

Что же. Я надеюсь, что Вы смогли или по крайней мере сможете избежать подобных неприятных моментов и написать интересный, высокооцененный и нетипичный фанфик, дабы порадовать нас, постоянных, а также новых читателей

Про ошибки начинающих писателей говорит Александр Прокопович, директор Астрель-СПб. И мне хочется ему верить.

Возвращаюсь снова к лекциям и докладам на ЛиТерраКон2015. Этот доклад был озвучен в последний день конвента, однако не стал от этого менее интересным и занимательным. И полезным. Надеюсь, вам он тоже подскажет, как правильно вести себя с буквами.

Итак. С вашего позволения, буду цитировать Александра.

1. Это безмерно затянутая композиция. Никому не интересно на протяжении ста страниц читать про погоду за окном. Начало книги - это то место, где вы начинаете борьбу за читателя. Если начало не гениально, если оно написано не талантливо… увы! Уйдет читатель, уйдет редактор. Из рекомендаций: первый и последний авторские листы должны быть «ах!»
2. Многие СИ-шники привыкли работать с циклами, они забывают о том, что каждая книга должна быть самодостаточной. Поймите, на книжной полке не будут стоять все книги серии. Поэтому каждая книга должна заканчиваться логически, а следующая кратко говорить о событиях предыдущей.
3. Финал. Самое худшее — это решение автора закончить на определенном количестве знаков. Вот так, писал-писал, обнаружил, что накатал 12 алков, и сказал себе: «Ну, окей, я закончил первую книгу». Нет! Пускай это будет больше алков, но финал должен быть логичен.
Автор должен изначально знать, чем закончится книга. «Я пишу, как закончится — не знаю…» Много таких. Автор в этом случае неправ. Финал должен быть логичен, интригующим и красивым. Пускай у вас будет с десяток вариантов финала. Но они должны быть. Пускай в следствие развития сюжета финал трансформируется, но он должен быть.
4. Авторы забывают, что такое история и сюжет. Всегда спрашивайте себя, а есть ли в моей книге хорошая история? Потому что просто отрывок из жизни героя никому не интересен. Вы должны раскрыть идею, психологию героя, его рост и восприятие через историю.
5. Отсутствие достоверности. Очень важны детали, фактура. Если трава у вас синяя, то объясните, почему. Если на столе лежат мандарины, то они должны пахнуть. Мало описать события, следует добавить запахи, прикосновения. Помните, писатель - это манипулятор. Но не всем удается забраться в голову читателю.
6. Внутренние роли. Тезисы нужно доказывать. Если ваш герой - мачо, то это должно отображаться в его поведении, привычках и манерах. Ну, как минимум, его постель должны согревать красавицы одна лучше другой. Если герой - ботан, он обязан говорить умные вещи. Если неудачник - должен спотыкаться и падать.
7. Всегда возвращайтесь к базовому герою. Книга не пишется за неделю. На автора влияют внешние факторы и порою это передается герою. Герой может трансформироваться, но автор не должен забывать, кем задумывался герой изначально. Бывает так, что автору вдруг становится комфортно с героем второго плана, и тогда ему выделяется слишком много места. Не забывайте, кто у вас главный герой.
8. Адекватность объема. Не отдавайте одну треть книги посиделкам в баре. Да, возможно вам там удобно, уютно и комфортно. Но не все ваши читатели любят светлое пиво…
9. Неумение подготовить кульминацию. Запомните: ключевая схватка должна занимать места больше трех абзацев. Нагнетайте обстановку, например, временными рамками (обратный отсчет), сменой времени (весь рассказ в прошедшем, а кульминация в настоящем), сменой места, антуража, погоды. Найдите контраст, который оттенит вашу кульминацию.
10. Желание дешево продать - не вариант. Не говорите в лоб. Например, он - вор. Расскажите легенду, историю в истории, намекните, что герой не просто вор, а, возможно, один из лучших. Вызовите подозрение.
11. Не путайте рассказ и пересказ. Автор рисует картину - это рассказ, который даст представление о герое, его привычках. Автор описывает произошедшее - то пересказ. Например, женщина сняла верхнюю одежду. Окей, на улице зима? Значит, на ней - шуба. Она богата и избалована? Значит, может бросить лисью шубу в прихожей, не глянув, куда.
12. Меньше общих слов!!!
13. Автор не должен знать, что такое целевая аудитория. Да ни фига! Автор должен понимать адресность своего посыла. Это не вопрос вдохновения. Это вопрос широкого распространения вашего творчества. Не предлагайте целевой аудитории то, о чем не имеете представления. Понятность - это важно. Не простое, а понятное.
14. Микроистория повышает уровень текста. Если в эпизоде герой не меняется, не растет над собой - убирайте эпизод или совмещайте его с более важным.
15. Читатель воспринимает книгу целиком: язык, история, сюжет, юмор, диалог. Если что-то из этого провисает, он пойдет дальше, а вы, как автор, останетесь у разбитого корыта.
16. Перед тем, как отправлять текст издателю, автор должен перечитать его с начала до конца. Не думайте, что ваша работа заканчивается на слове «КОНЕЦ». Редактор, обнаружив десять ошибок на первой же странице, вернет рукопись.

Ну, вот и все. Все самое главное. Остальное - зависит от вас.

Сегодня хочется поговорить про ошибки. Те самые ошибки начинающих писателей, без которых никогда не станешь действительно автором и писателем. Как это ни печально, но ошибок совершается много, поэтому на каждую необходимо взглянуть трезво.

Я сам прошёлся по этому списку и понял, как много из них продолжают влиять на моё писательство. Но я работаю над этим и предлагаю тебе сделать тоже самое: не обижаться, не скрываться, а посмотреть в лицо этим ошибкам, принять их, извлечь урок и стать немного лучше.

А там будет веселее!

Самые распространенные ошибки начинающих писателей

1. Неуверенность в себе

Если говорить про ошибки начинающих писателей, то начать стоит с отношения к себе. Я долгое время боялся признаться самому себе, что мне нравится писать, что я хочу стать писателем. Судя по данным в Интернете, я не один такой.

Неуверенность зачастую выражается в том, что писатель не защищает свои интересы, свой писательский труд или даже не начинает писать. В этом случае действенным будет лишь один совет: верьте в себя и пишите от души. Не о том, что теоретически популярно, а том, что трогает за душу лично вас. И уверенность появится.

2. Начинающий писатель не знает о чем писать

Сижу я, значит, слушаю друга. Он рассказывает истории из жизни, с юмором, чернухой и острыми замечаниями. А потом говорит, что классно было бы написать роман про эльфов. В ответ я на полном серьезе говорю ему: «Напиши», он махает рукой и отвечает, что он не знает, о чем там писать.

В такой ситуации я хватаюсь руками за голову. Люди! У вас столько опыта, столько впечатлений! Если ваша жизнь хоть немного вам нравится, всегда можно что-то написать. И не важно, внедрите вы это в мир эльфов, муравьёв или в обычную реальную повседневность. Тот, кто имеет опыт и навыки письма – может написать книгу. Причём первое нужнее второго. И опыт, в отличие от навыков письма, есть у всех.

3. Отсутствие времени

Каюсь – эта причина была моей родной на протяжении многих лет. От трёх до десяти, зависит от того, как считать. Однако первую изданную книгу «Сомелье по вызову» я написал за 30 дней, не прекращая работы, домашних дел, да ещё и подготовки к семейному празднику.

Отсутствие времени – это самая наивная и простая отговорка. Если мне говорят, что хотят написать книгу, но при этом 6 лет откладывают уже начатый проект – у меня это вызывает вопросы.

Ты говоришь, что у тебя нет времени? А сколько ты сидишь в Интернете? Сколько времени ты провёл в баре или на бесполезной встрече? Как только книга и новые строки становятся важными, действительно важными, так сразу находится и время.

Начни с 10 минут. Не замахивайся на Войну и Мир. Просто пиши о том, что видишь вокруг.

И вдруг увидишь гораздо больше, чем раньше.

4. Отсутствие алгоритма работы

Это такой, прагматичный пункт в программе ошибок. Существует два мнения о писателях: они либо долго ищут вдохновение, а потом за ночь пишут поэму, либо они годами планируют, а потом за ночь пишут ту же поэму.

Истина же в том, что каждый успешный или просто разумный автор имеет определенный алгоритм работы. Кинг пишет по 3 часа каждый день на протяжении десятилетий. У него есть расписание. Те, кто не зарабатывает писательством на полную ставку, обычно выделяют после работы 30 минут или 2 часа на общениес листом бумаги ли клавиатурой. Они, как и их окружение, знают, как действовать, и идут по шагам.

Я в зависимости от стиля работы и настроения, либо пишу с самого утра 1-1,5 часа, либо вечером, перед сном, пока не надоест.

Не будет систематического подхода, – не будет книг.

5. Распространенная ошибка начинающих писателей: писать в расчете на богатство и славу

Зайдите на Amazon в раздел книг. Выберите раздел Приключений или Любовных романов. И посчитайте сколько там книг. 99% этих изданий зарабатывают гроши или вообще ничего. В русскоговорящем мире ситуация не лучше – у нас предпочитают качать в Интернете, а не покупать книги.

Рассчитывать, что твои истории быстро и резко принесут богатство – не просто наивно. Это опасно.

В первую очередь потому, что начинающий писатель рассчитывает на быструю отдачу, не получает удовольствия от процесса. В итоге, даже написав книгу, но не продав её, автор кидает дело и остаётся злым.

Во-вторых, если поставить себе цель продать миллион книг, не представляя, как продать 10 – больше напугаешь себя. А от этого результат ухудшается и снова нет удовольствия.

Поэтому в писатели идут по иным причинам. А деньги – приятный бонус.

6. Дикая экзотика из головы

«Сели инопланетяне посреди славного города Нью-Йорка, да пошли к монументу Вашингтона, чтобы раздолбать Эйфелеву башню». Незнание не освобождает от ответственности.

Понятно, что начинающему автору хочется выделиться, написать, про «прекрасное далёко». И получается, что основывается на том, что не знает. Придумывает, как происходит «там», а не «здесь». В итоге ситуации и персонажи выглядят надуманными, плоскими или даже откровенно говоря идиотскими.

Пример: если бы я писал Сомелье по вызову про Францию, то сел бы в глубокую лужу. Я там бывал проездом очень давно и описать так, чтобы читатель поверил не смогу. Зато юг Испании я запомнил хорошо, и смог перенести события туда, где винные бочки являются нормальной частью пейзажа. У нас, к сожалению, хоть и растёт самый северный виноград для вина, но привычным делом винодельни не назовешь.

7. Законы физики? Что это?

Я сам тяготею к научной фантастике. Однако с улыбкой воспринимаю тех, кто считает, что можно писать научную фантастику без технического образования и специальной подготовки. Космические полеты подчиняются определенным правилам, даже если мы вводим неосуществимые сегодня межгалактические прыжки.

Оружие в космосе также имеет свои ограничения, и зона боевого столкновения всегда остается опасной, даже спустя годы, поскольку летающие в пространстве снаряды и обломки кораблей спокойно протаранят обшивку.

Даже ручное оружие внутри кораблей должно учитывать тонкие стены или сами корабли должны выдерживать десант. А это требует мощных двигателей, новых источников энергии и т.п.

Поэтому, прежде, чем бросаться в космическую одиссею, прочитай пару книг о космосе – вдохновения получишь.

8. Штампы и клише

Штампы и клише – это не просто типичные ошибки начинающих писателей. Это настоящая болезнь, от которой, как от лишая или бактерии хеликобактера очень сложно или даже невозможно избавиться.

Но при этом эти сорняки необходимы выпалывать. Сам страдаю от этого, тем более, не претендую на звание опытного эксперта. Но работаю над тем, чтобы убрать из своих текстов шаблоны и затёртые клише.

Причем клише касаются не только таких фраз, как принять меры или розовый закат, но и миров с персонажами. Мудрые эльфы, зловещие вампиры, адские демоны и толстый буржуй – это привычные, но набившие оскомину примеры.

Следи за собой и чисти грядки после работы.

9. Утреннее похмелье

Ошибки начинающих писателей бывают разными. Похмелье — особый случай. С утреннего похмелья начинающие писатели очень любят запускать свои истории. Об этом в чуть юморном ключе пишет Лукьяненко в своём романе «Черновик», мол, представить, как драться с драконом, могут немногие, а вот с зелёным змием знакомо большинство.

Поэтому моя новая история начнётся с болезни – вот что-что, а это я хорошо знаю.

Если же серьёзно, то похмелье может быть началом, но только если оно описано или преподнесено интересно.

Вспомните первый Мальчишник в Вегасе (Hangover – то самое похмелье): утро, номер, тигр. И нет жениха. Интрига есть.
Но в целом – поищи другие варианты.

10. Попаданцы — популярная тема, но с высоким процентом брака и конкуренцией

Попаданцы – это тот класс книг, обычно фэнтези, когда главный герой из нашего времени попадает в разные эпохи в прошлом, будь то Средневековый Париж, Древний Китай или сказочная Русь. И в целом не было бы ничего плохого, если бы в этом жанре не было такой конкуренции и брака.

Привлекательность для начинающего автора в том, что ему кажется, что стоит описать тот далёкий мир с собственной точки зрения, и читателя проймёт. Но при этом забывают о подготовительной работе в плане истории, об обычном неприятии чужаков в те времена, не говоря про нюансы, типа бани раз в неделю или даже месяц-год, если наш герой попал в «Просвещённую Европу».

Скажем так – есть гораздо более простые и приятные пути выбиться в писатели, после чего получить по голове критикой и спрятаться поглубже.

11. Отсутствие конфликта и четкой структуры произведения

«Красивое небо. Летящие облака. Красивые звезды. Всем пока». Рассказы и истории в таком духе могут привлекать любителей пейзажей, описаний. Но чаще всего читателю нужны интрига, конфликт, противостояние.

Даже, если речь идёт о том, что Винни-Пух застрял в дверях у Кролика. А если в дело втянуты пчёлы, странный Лабиринт и древняя война заклятых духов-коллекционеров, причём интерес всех противников в одном маленьком котике по имени Мур-Мур – то интерес возрастает.

К тому же история должна иметь структуру: завязку, кульминацию, развязку. Если история длинная, то в ней эта волна элементов повторяется несколько раз, создавая ритм повествования.

Если же нет ни конфликта, ни конструкции, то зачастую становится скучно читать. Даже в самых безумных мирах и сюжетах есть чёткая логика, поэтому не стоит пренебрегать этим элементом.

Просто пойми, что конфликт – не обязательно гражданская война на уничтожение. Спор в очереди в туалет о смысле жизни – тоже конфликт. Причём для приевшейся публики – гораздо более интересный.

12. Убогий невыразительный язык

Писать можно по-разному. Но лучше писать выразительно. Бедный язык из 20 слов читается тяжело, воспринимается плохо, да и сложно описать динамику бою, в которой тугие струи крови окрашивают воздух, а куски опалённой плоти пересекают горизонт или сочность мира, в котором нежный аромат персика наполняет сады, теряясь в тёмной зелени и изогнутых наподобие змей ветвях.

Лично меня обвиняют в излишней сложности текста, поэтому на 100% прислушиваться ко мне не стоит. Выбор зависит от тебя: подстраиваться под уровень публики или нет. Так сложилось, что русскоязычный читатель в среднем более придирчив к языку. С другой стороны, если читают 50 оттенков серого и не плюются… В целом, выбор за тобой.

13. Невнимание к деталям или излишнее количество деталей

Гэндальф курит трубку. Марвин опасается спутников, слежки и дантистов. Винни-Пух любит мёд и поёт песенки. Это детали, которые формируют персонажей. Такие же детали создают объёмный мир, придают реальность даже самой странной фантазии.

Надпись на кружке, вскользь упомянутые традиции народов, особые даты и праздники. Без таких деталей мир становится невыразительным. Да, есть те, кто забивает детали действием. Но это нужно уметь.

Другая грань – чрезмерное увлечение деталями. Описание той же кружки на пол страницы, просто потому, что она попала в обзор героя? Это слишком, кроме случаев описания занудного персонажа. Но опять же – читателю не следует видеть каждую мысль такого героя – он просто стухнет от тоски.

Необходимо выдержать баланс, чтобы и не пусто, и не густо.

14. Предсказуемость развязки

Дочитывая Тёмную Башню Стивена Кинга, я не предполагал, чем закончится история. То, что написал Кинг, перевернуло мне душу и я несколько дней ходил сам не свой.

А ведь там нет ничего сложного. Но меня зацепило.

Предсказуемость концовки – жирный минус для истории. Если читатель с первых страниц знает, кто убийца, предатель или как победить, интереса не будет. За редким исключением, когда сами приключения из точки А в точку Б важнее, чем начальная и конечная точка.

Можно подкидывать подсказки, давать намёки, путать. Но не стоит прямо на первой странице показывать ответ на вопрос всей книги. Даже в Бойцовском клубе, где мы начинаем с конца, мы всё равно обязаны пройти по всей логике сюжета, чтобы распознать намёки и дать ответ на вопрос фильма/книги.

Не позволяйте читателю легко угадать последнюю страницу по первой.

Или делайте это так, чтобы он всё равно прочитал.

15. Излишнее поглощение знаний, вместо того, чтобы писать

Чуть раньше я говорил о том, что незнание правил не освобождает от ответственности. Здесь другая грань – доскональное знание всех правил, особенностей и прецедентов не освобождает от необходимости написать книгу.

Лично я пока этим недугом не страдал, но вижу, как зарываются в исследованиях некоторые авторы: проверить дату восхождения Папы Римского Урбана II на престол; особенности изготовления булатной стали; имя 4-й жены Рамзеса Второго и не забыть про его 15-ого ребёнка.

Пока писатель рыщет впотьмах фактов, он забывает о главной задаче: непосредственно писать книгу. Поэтому знание – это, конечно, сила. Но без действия твой мозг быстрей лопнет, нежели создаст толковое произведение.

Тем более можно впасть в другую степь и вместо истории долго и нудно описывать особенности древнего ритуала. До тех пор, пока читатель не уснёт или не выкинет книгу в окно.

16. Каждый день начинаем новый гениальный проект

Фонтан идей, стихов, необыкновенных миров и персонжей – это классно. Но если ни один из них не превращается во что-то большее – толку ноль. Есть люди, которые предпочитают мечтать, придумывать гениальную идею и не писать.

То последняя идея быстро стухла, то конкуренты уже всё написали, то не с той ноги встал. Фонтан идей – это полезно. Но из него необходимо какую-то идею брать, её описывать и использовать. Иначе это как еда в зоопарке: животных кормят, ты её видишь, но через забор не пройдешь, да и злобная горилла фиг поделится.

17. Любая критика останавливает

Стоит кому-то сказать, что в моей истории ошибки, будь то грамматические или логические, первое желание – впасть в кому, посыпать голову пеплом и уйти из Интернета. Спустя 5 минут это проходит – не первый год получаем оплеухи.
Но переносить критику вначале тяжело. И неважно, конструктивная она или нет.

Здесь важно понимать: конструктивную критику, несмотря на желание заткнуть уши, необходимо выслушать, принять, переработать и внедрить полученный опыт. Чужие эмоции, попытки подавить, просто поорать – игнорируем. К сожалению, это единственный способ сохранить себе нервы и концентрацию для продолжения работы.

Если слушать всяких идиотов, ничего хорошего не напишешь. Но и останавливаться от встречного ветра в виде критике и чужих слюней не стоит.

18. Писать в стол

Перечитал на днях дилогию Лукьяненко «Искатели неба». Там есть персонаж: пилот (летун по-местному), который всю жизнь отказывался писать. В некотором смысле, хоть он и пёр против своей природы, всё-таки был честен со своим страхом.

Если же ты решил писать, не складируй свои истории в стол или дальний угол жёсткого диска. Истории пришли в этот мир не для тебя, но для других. Ты – проводник. И обязан делиться.

К тому же, если не получать обратной связи от читателей, никогда не станешь лучше писать. Стилистика, грамматика, образность и структура – всё приходит со временем и опытом. И желательно, чтобы всегда были те, кто пинает тебя под зад, находя ошибки.

И неважно, будет это миллионная аудитория или 1 преданный читатель. Во втором случае лучше найти того, кто умеет давать конструктивную критику, а не просто поливает тебя… тем самым.

19. Страх перед успехом/Страх неудачи

Психика человека устроена странно. Он боится практически всего: и удачи, и поражения. И поэтому вместо действия выбирает бездействие. Аналогично и писатели: с одной стороны, боятся, что никто не станет читать их книги, а с другой опасаются, что придёт неожиданный успех.

В первом случае автор думает, что окружающие сочтут его неудачником, если он не может продать собственные книги (да, я тоже такой). Во втором случае писатель переживает, как измениться отношение друзей и близких, если он вдруг разбогатеет, станет популярным. Он не знает, как будет отказывать «бедным родственникам» и не готов выносить обзывательства со стороны окружения (и об этом я думаю).

Однако и тот и другой вариант скрываются в голове. Снова вспомним Кинга: он годами посылал свои рассказы в журналы и издательства и отовсюду приходили отказы. Он их накалывал на иглу или гвоздь, после чего садился писать заново.
Поэтому, как гласит народная мудрость: «Пилите, Шура, пилите!»

20. Длинные слова, предложения и параграфы

Я против этого пункта, но соглашусь с тем, что себя необходимо ограничивать. Длинные предложения путают читателя. Сложные слова ломают мозг. Навороченные параграфы вызывают оторопь.

Это наследие цифровой эры, проседания образования, нехватки времени. Книги вынуждены иногда подчиняться этим правилам, чтобы выжить. И поэтому заведомо проигрышно писать длинные, запутанные предложения, где деепричастные обороты разбиваются неожиданными вставками описательного характера и переходят в загадочные обороты и технологические термины.

Если ты целишься на широкую публику, то пиши проще. Вспомним снова 50 оттенков серого – проще, наверное, уже некуда. Я не призываю копировать этот стиль, но стоит держать в уме, что длинные слова, предложения и параграфы лучше не использовать.

21. Редактировать? Зачем это?

Написать книгу, на самом деле, не так сложно: сел и написал. За неделю, месяц, год. Но после этого настаёт важный этап: редактирование. И как показала практика, этот этап съедает сил и времени больше, чем само написание книги.

На этапе редактирования необходимо удалять лишнее, вычеркивать пустые предложения, жестоко расправляться со штампами и клише. Редактирование – это как прополка на грядке. Посадив картошку и полив её, фермер даёт жизнь не только ей, но и сорнякам. Если их не выдернуть, про картошку смело забудем.

Если не привести в порядок книгу, то за ошибками, косяками и откровенной ерундой, читатель не увидит красоты истории, интересных персонажей, запутается в ненужных описаниях.

Поэтому, как бы ты не считал идеальным свой текст, перед тем, как давать его кому-то читать – отредактируй.
А потом ещё раз отредактируй.

22. Перестать писать

И самая главная ошибка, которую может совершить начинающий писатель – это перестать писать. В таком случае он навсегда останется начинающим и проигравшим. Это как бросить тренироваться или просто ходить – не будет движения, не будет жизни в теле и в тексте.

Писательство – это навык, который подкрепляется или талантом, или опытом. И его можно и нужно тренировать. Бросить – легко. Но вот продолжать, становясь лучше и совершеннее – вот это вызов.

Единицы звёзд, независимо от рода деятельности, добивались успеха с первой попытки. Но они продолжали идти вперёд, преодолевая критику, поражения, неуверенность в себе. Продолжали писать, играть, петь, поднимать штангу или бегать.

Здесь важна страсть или осознание важности того, что делаешь. Сила, которая толкает вперёд всегда находится внутри, а не снаружи.

Поэтому только ты сам решаешь, станешь ты писателем или навсегда останешься новичком.

Решай. А пока думаешь, подпишись на мой канал, посмотри другие полезные видео, поищи вдохновение.

А когда решишь, учти все ошибки начинающих писателей.

А пока что: всем бобра!