Портреты гиперреализм карандашом. Гиперреализм: картины, не отличимые от реальности. Золотое сечение - мерило красоты

Изображение нейрона, 2005

Дэниэл Сигел - один из тех нейроученых-визионеров, благодаря которым практика внимательности не просто была признана в современном западном обществе, но помогла создать новые области знаний, среди котрых - межличностная нейробиология. В этом интервью Патти де Льоса (Patty de Llosa) он рассказывает о том, что наше “Я” всегда неразрывно связано с теми многими “МЫ”, частью которых мы являемся. А также о том, как медитация позволяет нам менять качество нашей жизни и наших отношений, изменяя свой мозг.

Перевод © Практика внимательности

Ум - сам себе хозяин, он может сам

Из Ада сделать Рай, из Рая сделать Ад.

- Джон Мильтон . Потерянный рай.

Доводилось ли вам когда-либо, пусть даже предчувствуя недоброе, задуматься о том, где находится ваш внутренний «центр управления» - в сложной биомеханике вашего мозга или на широких просторах вашего сознания? Это всегда казалось мне столь же непостижимым, как и вопрос, что было раньше, курица или яйцо. Но исследования нейропластичности мозга меняют то, как учёные привыкли думать о связи мозга и сознания. Хотя уже не первый год известно, что мозг - это физическая основа сознания, главная загадка нейронауки состоит в том, как сознание изменяет физические структуры мозга.

В течение нескольких последних десятилетий благодаря таким методам визуализации, как ПЭТ (Позитронно-эмиссионная томография) и МРТ (Магнитно-резонансная томография), ученые могут наблюдать процессы, которые происходят в мозге, когда мы спим, работаем, принимаем решения или действуем, в том числе и с учётом разных ограничений, которые накладывает на нас болезнь, несчастный случай или война.

Сантьяго Рамон-и-Кахаль. Рисунок нейрона, 1899

Настоящий прорыв в методах визуализации позволил доктору Джеффри Шварцу (Jeffrey Schwartz) задать двадцать лет назад вопрос: какой внутренний опыт формируется благодаря нейронной активности, которую можно зафиксировать на сканах мозга? И что ещё более важно: как мы можем использовать научные открытия, связывающие определенный внутренний опыт с работой мозга, для того чтобы привнести структурные изменения в нашу повседневную жизнь?»

Сейчас Шварц - психиатр-исследователь в медицинской школе при Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе и автор книги «Ум и Мозг» (The Mind&The Brain). Практик буддийской медитации, он разработал форму терапии, которая восстанавливает нарушенные химические связи между элементами в нейронном контуре мозга, связанном с обсессивно-компульсивным расстройством. (Обсессивно-компульсивное расстройство личности - это яркий пример патологических процессов в мозге, когда навязчивые мысли можно увидеть на МРТ).

Он говорил своим пациентам: «Чувство сомнения - это ложное сообщение, которое происходит из-за заклинивания передачи сигналов в мозге». И они учились по-другому думать о своих навязчивых мыслях: они тренировались регулярно переключать своё внимание таким образом, чтобы действовать не на автопилоте, а осознанно, и это активировало новые контуры в их мозге.

Он не только изобрел новый способ лечения психического заболевания, но также предоставил неопровержимые доказательства того, что ум может контролировать химию мозга - переключение внимания буквально перепрограммировало мозг, и практика внимательности помогла людям лучше контролировать свою жизнь.

На другом фронте тысячелетнюю науку медитации исследовал пионер созерцательной нейронауки из Висконсинского университета в Мэдисоне. При сотрудничестве с Далай-Ламой он делал МРТ тибетским монахам во время таких медитативных практик, как визуализация, однонаправленная концентрация и медитация сострадания. «Мозг может изменяться под воздействием простой тренировки ума, которая пришла к нам из великих мировых религиозных традиций, - говорит Дэвидсон. - Мозг, больше чем любой другой орган нашего тела, ориентирован на изменения в ответ на новый опыт».

Когда Далай-Ламу спросили, какую наибольшую выгоду он рассчитывал получить от этого исследования, Его Святейшество ответил: «Тренируя свой ум, люди могут стать более спокойными - особенно те, кто страдает от слишком сильных эмоциональных взлётов и падений. Таков вывод из этих исследований буддийской тренировки ума. Я не стремлюсь пропагандировать буддизм, но я думаю о том, как использовать буддийскую традицию на благо общества. Конечно, как буддисты, мы всегда молимся за всех чувствующих существа. Но мы только лишь человеческие существа, и самое важное, что вы можете сделать - это тренировать свой собственный ум».

Отношения меняют мозг

Мозг человека

Я поинтересовалась у доктора Дэниела Сигела, основателя новой области - межличностной нейробиологии, как меняется наш мозг, когда мы взаимодействуем друг с другом. Он посвятил более двадцати лет изучению глубокого влияния, которое оказывает на нас окружающие люди. Это то, что он называет «нейробиология “мы”». . Сигел - клинический профессор психиатрии в Медицинской школе Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (CША), содиректор Исследовательского центра “Внимательное осознавание” (Mindful Awareness Research Center)и директор “Института майндсайта” (The Mindsight Institute).

Он убеждён в том, что «мы» - это малоизученная, но мощная связь, и качество этой связи обладает огромным трансформационный потенциалом, как личностным, так и социальным. Он убежден, что этому нужно учить в школах, говорить в церквях и познакомить с этим понятием политиков.

«Межличностная нейробиология - это не разновидность терапии, но форма интеграции целого ряда научных исследований, пытающихся определить, что же это такое - человеческая реальность. Я придумал эту фразу, чтобы обобщить сколько человеческих усилий мы тратим на то, чтобы познать истину. Мы можем определить, что такое сознание. Мы можем определить, что такое психическое здоровье. Мы можем найти научные основания всему, но я хочу найти основания всему во всех науках. Мы ищем то, что мы называем “согласием”. Если вы представите себе, что нейробиолог - это слепец, имеющий дело только с одной частью слона, то мы пытаемся обнаружить целостный взгляд на действительность, обнаружить “целого слона”» .

В ходе дистанционного семинара по клиническому применению межличностной нейробиологии Сигел пояснил, что «для того, чтобы человек изменился, должно измениться его сознание». Также он добавил, что «сейчас мы знаем, что “сознание” - это результат как межличностных процессов, так и структуры мозга, или нейробиологии. Мозг - это социальный орган нашего тела, в котором сто миллиардов нейронов пытаются поговорить с другими нейронами. Выброс нейромедиаторов приводит к тому, что нейроны возбуждаются или не возбуждаются. Именно эти устоявшиеся паттерны нейронного возбуждения мы и считаем своим сознанием». (7)

Он привёл пример того, как нейронные импульсы порождают психические переживания и как психические переживания создают нейронные импульсы. Когда вы слышите какие-то слова (например, «Эйфелева башня»), вы тут же представляете себе визуальный образ. Это происходит потому, что когда вы слышите слово, электрический ток пробегает сквозь возбужденный слуховой нерв, посылая сообщение в левое полушарие вашего мозга, где оно декодируется. Визуальный образ создаётся в другой области вашего мозга.

На недавней конференции Сигел также пояснил, что «нейронная репрезентация Эйфелевой башни, или то, что называется её нейронным сетевым профилем (neural net profile), создаётся благодаря процессу, в ходе которого сознание связывает прошлое, настоящее и ожидание будущего. Никто на планете не знает, как нейронные импульсы превращаются в мысленный образ, но мы знаем, где это происходит и что это каким-то образом приводит к субъективным психическим процессам. Сознание возникает на стыке нейробиологии и межличностных взаимодействий, в ходе которых происходит обмен переживаниями и опытом между сознаниями».

Хорошая новость состоит в том, что хотя наши ранние опыты межличностного общения могли создавать вредные повторяющиеся паттерны поведения, новые паттерны формируются в течение всей нашей жизни. Мы можем освободиться от этих старых шаблонов с помощью новых нейронных связей.

Сигел верит, что межличностные отношения - это ключ к новым формам психического потока, которые формируют фокус нашего внимания и работу нашего воображения. «Поскольку психические процессы внимания и воображения изменяют нейронное возбуждение в мозге, сознание может изменять мозг».

Дэниел убежден, что развитие внимания с помощью медитации играет решающую роль в достижении внутреннего равновесия. Он рекомендует это своим пациентам, рассказывая о том, что практика внимательности помогает людям регулировать свои внутренние состояния, включая иммунную систему, эмоции, внимание и даже межличностные взаимодействия. Он добавляет: «Теперь меня это не удивляет. Потому что практика внимательности способствует росту интегративных волокон в мозге, которые необходимы для регулирования всех этих областей. Интеграция - это основной механизм саморегуляции».

Я спросила его, как медитация может справиться с полученным травматическим опытом. Разве глубоко травмированные люди, которые пытаются сидеть и медитировать и быть «здесь и сейчас», не чувствуют больше боли?! Он ответил: «Во время практики внимательности вы не пытаетесь подняться над болью, “быть выше” боли, преодолеть её. Наоборот, вы пытаетесь глубоко и полностью принять свою боль . Сопротивление на самом деле вызывает еще больше страданий. Если вы уже испытываете боль, то ваша задача - принять её, освободиться от желания управлять ей или в срочном порядке избавиться от неё. Это на самом деле очень сильно уменьшает страдания, даже если боль остаётся».

«Мы» - это то же, что и «я»

Изображение нейрона, 2007

У нашей нервной системы есть два базовых режима: она либо активна, либо спокойна. Когда мы находимся в реактивном состоянии, ствол головного мозга сигнализирует о том, что нам нужно атаковать или бежать. Это значит, что в этот момент мы не способны быть открытыми с другими людьми и можем воспринять даже безобидные комментарии как провокацию.

С другой стороны, когда мы находимся в восприимчивом состоянии, в стволе головного мозга активизируется другая система - и мускулы лица и голосовые связки расслабляются, а кровеносное давление и сердечный ритм приходят в норму. «Восприимчивое состояние активирует систему социальной вовлеченности, которая соединяет нас c другими людьми» - так Сигел объясняет это явление в своей последней книге, «Майндсайт». «Восприимчивость – это состояние, в котором мы ощущаем себя в безопасности и понимаем, что нас видят; реактивность – это реакция выживания «бей – беги – замри».

Он описывает мозг, как часть «проявленной в теле нервной системы, физический механизм, через который проходят потоки энергии и информации, влияющие на наши отношения и сознание». По его определению, отношения - это «поток энергии и информации между людьми». Разум - это «воплощенный в теле процесс, регулирующий этот поток энергии и информации, включая наше сознание. Разум возникает в пространстве между людьми, как результат их взаимодействия. Это не какая-то ваша личная собственность - все мы глубоко взаимосвязаны. И нам нужно составить карту «мы», потому что «мы» - это то же, что и «я».

Несмотря на то, что некоторые нейроученые настаивают, что сознание - это только лишь результат работы мозга, Сигел указывает на то, что ни у «сознания», ни у «здоровья» нет точных определений. «”Психическое здоровье” для многих означает, что “если у вас нет симптомов, перечисленных в DSM-IV” (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам), то вы точно здоровы! Теперь мы знаем, что интеграция способствует здоровью и гармонии. Мы можем посмотреть на симптомы DSM под другим углом: это примеры хаоса и внутренней скованности - а ведь это именно то, что происходит при ослаблении или нарушении интеграции. Поэтому мы можем дать такое определение психическому здоровью - это способность наблюдать и изменять свои состояния таким образом, чтобы это приводило к интеграции нашей жизни. Таким образом, то, что казалось неизменным, на самом деле можно изменить».

Интеграция - это жизненно важная связь со всеми частями нашего “Я”, которая способствует обретению баланса. Для неё нужна дифференциация и связь, и отсутствие одного из этих компонентов разрушает интеграцию.

Нервная система человека

«Отношения, разум и мозг - это не разные части реальности. Каждая из них зависит от потока энергии и информации. Мозг - это механизм; субъективное впечатления и осознавания - это разум. Регуляция энергетического и информационного потока - это функция разума как процесса, возникающего в результате наличия у человека как отношений, так и физического мозга. А отношения - это тот способ, которым мы оформляем этот поток.

С этой точки зрения, эмерджентный процесс, который мы называем «разумом», расположен и в теле (нервная система), и в наших отношениях. Гармоничные, сонастроенные межличностные отношения способствуют развитию интегративных нервных волокон в мозге. Это именно те регулирующие волокна, которые позволяют воплощенному в теле мозгу правильно функционировать, а разуму - испытывать чувство глубокой связанности и благополучия. Кроме того, такое состояние даёт возможность ощущать свою взаимосвязь с внешним миром. Сострадание, доброта и жизнеспособность - это естественные результаты такой интеграции».

Если разум - это то, что протекает сквозь механизм мозга, нейропластичность - это процесс или факт ? Сигел говорит, что «это факт процесса. Процесс - это глагол, а не существительное. Это не гипотеза, это реально существующий научный факт, но процесс - что-то, что движется, происходит, нечто динамическое. То, что набирает обороты. Это существительное, но это движущийся процесс ».

Он затрагивал эту же тему на конференции: «Всё, что мы переживаем: воспоминание, или эмоция, или мысль - это часть процесса , а не какое-то место в мозге. Энергия - это способность делать что-либо. Нет ничего, что не является энергией, даже “масса”. Помните E=MC в квадрате? Информация - это буквально вихрь энергии с определенным шаблоном, который имеет символическое значение. Информация должна быть глаголом, и разум тоже. Нам нужно изменить язык и найти слова, отражающие эти действия. (В английском варианте Сигел предлагает варианты minding и informationing - что-то вроде “разуметь” и “информацить” – прим. ред ) И разум - это воплощённый в теле процесс, возникающий там, где есть отношения между отдельными элементами и регулирующий поток энергии и информации».

Мы можем быть одновременно и «я» и частью «нас»

Нейрон. Зеленый: микротрубочки. Голубой: ДНК. Красный: моторные нервы и белки, ассоциированные с микротрубочками. Изображение получено спустя сто лет после создания рисунка нейрона Рамоном-и-Кахалем.

Одно из самых захватывающих последних открытий в нейронауке - это система зеркальных нейронов, которая помогает нам устанавливать связи друг с другом. У Сигела есть талант объяснять сложные процессы, происходящие в мозге и нервной системе, простыми и понятными для непосвященных словами: «Когда кто-то общается с вами, некоторые нейроны могут активизироваться. Они растворяют границы между вами и другими людьми. Эти зеркальные нейроны - система, встроенная в структуру нашего мозга и созданная для того, чтобы мы могли видеть состояния других людей.

Это означает, что мы можем легко научиться танцевать, но также - ощущать чувства других людей. Они автоматически и спонтанно считывают информацию о намерениях и чувствах окружающих, и это создаёт эмоциональный резонанс и заставляет нас копировать поведение других. Зеркальные нейроны просто подключают наше внутреннее состояние к состоянию людей, которые находятся рядом с нами, и это происходит бессознательно».

И приведём цитату из «Майндсайта»: «Зеркальные нейроны похожи на антенны, улавливающие информацию о намерениях и чувствах окружающих, создающие эмоциональный резонанс и заставляющие копировать поведение других… Это те самые сигналы из правого полушария, которые использует система зеркальных нейронов, чтобы симулировать другого человека внутри нас и создать нейронную карту взаимосвязанного ощущения «я». Так мы обладаем собственным «я» и одновременно оказываемся частью «мы». ”

Так как же мы можем изменить свой мозг таким образом, чтобы он стал более открытым и восприимчивым к другим? Мы уже знаем, что мозг получает информацию от органов чувств и наделяет их смыслом. Это то, как слепые находят способы воспринимать информацию и составлять карту своего мира. По словам Сигела, они делают это на «второстепенных путях» вместо «главных магистралей» мозга.

Это главный ключ к тому, как мы можем добиться перемен: «Вы можете взять мозг взрослого человека - вне зависимости от того, в каком состоянии он находится, - и изменить жизнь этого человека за счет создания новых нейронных путей», - подтверждает Сигел.

«Поскольку кора головного мозга чрезвычайно адаптивна и многие области мозга пластичны, мы можем выявлять те «дремлющие» потенциальные пути, которые мы не слишком активно используем, и развивать их. Нейронная стволовая клетка - это шарик, недифференцированная клетка в мозге, которая каждые 24 часа делится надвое. Через восемь-десять недель она превратится в специализированную нервную клетку, существующую как часть взаимосвязанной сети. То, как мы обучаемся, напрямую связано с тем, как мы связываем различные части мозга между собой».

Префронтальная кора

Он называет префронтальную кору «порталом, через который устанавливаются межличностные отношения». Он сжимает кулак вокруг своего большого пальца (Сигел называет это «подручной моделью мозга» - Прим. ред .) и таким образом показывает то, что эта маленькая часть нас (последний сустав двух средних пальцев) чрезвычайно важна, так как она соприкасается с тремя главными частями нашего мозга: корой, лимбической системой, стволом мозга и всем организмом. «Это срединные префронтальные волокна, которые “наносят на карту” внутренние состояния других людей», - добавляет он. «И они делают это не только в пределах одного моего мозга, но также и между двумя - твоим и моим мозгом. И даже между мозгами многих других людей! Мозг совершенно социален, и эмоции - его основной язык. Благодаря им мы становимся интегрированными и входим во всё больший резонанс с внутренним состоянием других людей».

В своих новых книгах, «Майндсайт» и “Внимательный терапевт” (The Mindful Therapist), Сигел подчеркивает регулирующую роль разума, который может одновременно контролировать и изменять то, что происходит. Шаг за шагом он объясняет, как можно тренировать так называемое «око разума», чтобы видеть процессы, происходящие в нашем разуме и разумах других людей.

Он подчёркивает: «Отношения - это ключ. Когда мы работаем с отношениями, мы работаем со структурой мозга. Отношения стимулируют нас и играют важную роль в нашем развитии. Ученые редко упоминают отношения в исследованиях мозга, но они вносят жизненно важный вклад в происходящие в мозге процессы. Каждая форма психотерапии, которая работает, работает именно потому, что создает более здоровые структуры мозга и способствует его более здоровой работе.

Если приводить в пример нашу жизнь, мы можем спросить себя, где мы ощущаем хаос или внутреннюю замороженность, и это покажет нам те места, где интеграция ослаблена или нарушена. Затем мы с помощью фокуса своего внимания можем интегрировать и наш мозг, и наши отношения. В конечном счете мы можем научиться искренне и по-настоящему открываться не только другим людям, но и самим себе.

Результатом такого интегративного присутствия может стать не только чувство глубокого психического благополучия и развитое сострадание другим людям. Кроме этого мы можем открыть двери осознавания и напрямую пережить взаимозависимость всего всего сущего. “Мы” - это действительно часть огромного взаимосвязанного целого».

Ссылки:

1. Джеффри Шварц и Шэрон Бегли. «Сознание и мозг». // Jeffrey M. Schwartz (with Sharon Begley), THE MIND AND THE BRAIN (New York: Harper Collins, 2002), p. 9.

2. Там же, 80.

3. Ричард Дэвидсон. «Изменяя свой ум, мы физически изменяем свой мозг».. 2009. “Transform Your Mind, Change Your Brain.” Google Personal Growth Series. http://www.youtube.com/watch?v=7tRdDqXgsJ0&NR=1.

4. Дэвид Гоулман, 2003. «Лама в лаборатории». // Goleman, Daniel. 2003. “The Lama in the Lab.” SHAMBHALASUN (March)

5. Дэниел Сигел. «Майндсайт», “Манн, Иванов и Фербер”, 2015 с. 382. // Daniel Siegel, MINDSIGHT (New York: Bantam, 2010), p. 210.

6. Дэниел Сигел, интервью Пати де Льоса. Сентябрь, 2010. // Daniel Siegel, interview by P. de Llosa, September 2010.

7. Дэниел Сигел. «Клиническое применение межличностной нейробиологии». 6-часовой CD курс // Daniel Siegel, “Clinical Applications of Interpersonal Neurobiology.” Six-hour CD course, November 2003.

9. Дэниел Сигел. «Сознание, которое изменяет мозг». // Daniel Siegel, “The Mind that Changes the Brain,” Two-day conference, New York, July 2010.

10. Там же.

11. Дэниел Сигел. «Майндсайт», “Манн, Иванов и Фербер”, 2015 с. 391. // Daniel Siegel, MINDSIGHT (New York: Bantam, 2010), p. 210.

12. Дэниел Сигел. «Сознание, которое изменяет мозг». // Siegel, “Mind that Changes.”

13. Там же.

14. Там же.

15. Дэниел Сигел, интервью Пати де Льоса. // Siegel, de Llosa interview.

16. «Сознание, которое изменяет мозг». // “Mind that Changes.”

17. Дэниел Сигел. «Клиническое применение межличностной нейробиологии». // Siegel, “Clinical Applications.”

19. «Сознание, которое изменяет мозг». // “Mind that Changes.”

20. Там же.

21. «Сознание, которое изменяет мозг». // “Mind that Changes.”

Гиперреализм - популярное направление в живописи, которое пропагандируют многие современные художники. Картины, созданные в этой технике, порой сложно отличить от высококачественного фотоснимка. Гиперреализм поражает правдоподобностью и удивительной точностью воспроизведения объекта. Глядя на полотна художников, работающих в этом направлении, возникает ощущение, что перед нами осязаемых предмет, а не рисунок на бумаге. Такой высокой точности мастера достигают кропотливой детальной работой над каждым штрихом.

Патрик Крамер "Тихий прилив"

Как направление в искусстве, гиперреализм сформировался в начале 2000-х годов из фотореализма 70-х. В отличие от своего прародителя, гиперреализм не стремится просто копировать фотографические изображения, а создает свою реальность, полную эмоциональных переживаний и сюжетных линий.


Натали Воджел "Океан волос"

В гиперреализме художник акцентирует свое внимание на мельчайших деталях, но при этом использует и дополнительные изобразительные элементы, стремясь создать иллюзию реальности, которая в действительности может и не существовать. Кроем того, картины могут содержать эмоциональный, социальный, культурный или политический подтекст, тем самым передавая зрителям не только технические умения автора, но и его философское видение действительности.


Шэрил Люксенбург "Жизнь на улице"

Тематика, которая интересует гиперреалистов, колеблется от портретов, пейзажей и натюрмортов до социальных и сюжетных сцен. Некоторые художники выступают как настоящие обличители современных общественных проблем, освещая в своих работах многие острые вопросы мироустройства. Благодаря мастерской игре света и тени и высочайшей степени визуализации, гиперреалистические картины создают иллюзию присутствия и сопричастности, способной производит неизгладимое впечатление на зрителей.


Гарриет Уайт "Белая лилия"

Гиперреализм требует высокого уровня мастерства и виртуозности живописца. Чтобы достоверно имитировать реальность, используются различные методы и техники: лессировка, аэрография, диапроекция и пр.


Дамьен Леб "Атмосфера"

Сегодня в этом направлении работают многие знаменитые художники, чьи картины известны во всем мире. Познакомимся с ними поближе.

Джейсон де Грааф.
Канадский художник Джейсон де Грааф - настоящий волшебник, которому удается буквально оживить предметы на картинах. Сам мастер так описывает свое творчество: «Моя цель - не воспроизводить то, что я вижу на сто процентов, а создавать иллюзию глубины и ощущение присутствия, которых порой нет в фотографии. Я стараюсь использовать предметы как средство, помогающее выразить себя, рассказать историю и дать намек зрителям на что-то большее, чем то, что они видят на картине. Поэтому я стараюсь выбирать темы, которые имеют для меня особый подтекст».


"Соль"


"Ярмарка тщеславия"


"Эфир"

Дэнис Петерсон.
Работы американца армянского происхождения Дэниса Петерсона можно найти в таких престижных музеях, как галерея Тейт Модерн, Бруклинский музей и музей Уитни. В своих картинах художник часто обращается к проблемам социального неравенства и нравственным вопросам. Сочетание тематики произведений Петерсона и его высокого технического мастерства придают картинам этого автора вневременной символический смысл, за что они и ценятся критиками и специалистами.


"Прах к праху"


"На полпути к звездам"


"Не пролить ни слезинки"

Готфрид Хельнвайн.
Готфрид Хельнвайн - ирландский художник, за плечами которого учеба в классической Венской Академии искусств и множество экспериментов в области современной живописи. Прославили мастера картины в стиле гиперреализма, затрагивающие политические и моральные аспекты общества. Провокационные и порой шокирующие работы Хельнвайна часто вызывают споры и неоднозначную реакцию публики.


"Мурчание младенцев"


"Бедствия войны"


"Турецкая семья"

Сюзанна Стоянович.
Сербская художница Сюзанна Стоянович - опытный мастер, на счету которого участие во многих крупных выставках Италии, Швейцарии и США. Излюбленная тема Стоянович - лошади. Серия её работ «Волшебный мир лошадей» получила множество наград и общественное признания.


"Надежда"


"Зеркало"


"В облаках"

Эндрю Тэлбот.
Яркие и атмосферные картины британца Эндрю Тэлбота неизменно вызывают улыбку на лицах зрителей. В этом году Эндрю вошел в список пятнадцать лучших гиперреалистов мира.


"Элегантное трио"


"Двойня"


"Груши"

Роберто Бернарди.
Итальянский художник Роберто Бернарди создает реалистичные натюрморты. Мастер активно участвует в выставках и плотно сотрудничает со специализированными журналами. В 2010 году крупнейшая итальянская мультинациональная нефтегазовая компания включила Бернарди в группу молодых талантов со всего мира, которым выпала честь создать полотна для престижной художественной коллекции современной живописи.


"Мечты"


"Автомат со сладостями"


"Корабль желаний"

Эрик Зенер.
Самоучка Эрик Зенер - член Союза художников США и общепризнанный мастер гиперреализма. За годы деятельности он создал свыше 600 картин, поражающих своей точностью и скрупулёзной детальностью. Одна из центральных тем творчества мастера - подводное плавание.


"Нежное преобразование"


"Блаженный спуск"


"Возвращение"

Игаль Озере.
Игаль Озере родился в Израиле, но живет и работает в США. Озере - автор удивительных портретов, полных одухотворенной красоты и выразительной реалистичности.


Без названия


Без названия


Без названия

Линнеа Стрид.
Шведская художница Линнеа Стрид - настоящий мастер точной передачи эмоций. Все её работы наполнены острыми переживаниями и глубокими чувствами героев.


"За тобой следят"


"Загнана в угол"


"Свет моей жизни"

Филипп Муньос.
Филипп Муньос - ямайский художник-самоучка, переехавший в Великобританию в 2006 году. Филипп изображает жителей мегаполиса, погруженных в динамичную и яркую жизнь города.


Без названия


"Александра"



Без названия

Ольга Ларионова.
Наша соотечественница Ольга Ларионова живет в Нижнем Новгороде. Ольга рисует карандашные портреты в гиперреалической технике с высочайшим профессионализмом. Художница создает свои работы в свободное от основной работы время - Ларионова занимается дизайном интерьеров.


"Портрет пожилого человека"


"Рианна"


"Портрет девушки"

Допустим, вы большой любитель картин, которые рисуются маслом, и любите их коллекционировать. Например, хотите иметь у себя в коллекции морской пейзаж маслом , то его можно приобрести на сайте http://artworld.ru. Заходите и выбирайте.

Наверняка каждый хоть раз встречал в своей новостной ленте картины, очень похожие на фотографии. С первого взгляда довольно сложно понять, выполнена такая работа с помощью современной цифровой техники или создана кистью и красками. Как правило, это рисунки художников, избравших для себя стиль гиперреализм. Картины с виду очень напоминают фотографии, но при этом зачастую несут в себе нечто большее.

Что такое гиперреализм

Этот стиль появился сравнительно недавно и уже завоевал немало поклонников и столкнулся с ненавистью тех, кто не понимает смысла в копировании реальности. Немногие художественные стили в живописи вызывают столько же споров, сколько их породил гиперреализм.

Первые подобные работы мир увидел в 70-х годах XX века. Удивительно точное копирование реальности настолько поражало умы, что стиль довольно быстро стал очень популярным. В настоящее время еще больше внимания к нему привлекают бесконечные споры между поклонниками и противниками

Предметом столкновения мнений, как правило, становится один вопрос о том, зачем рисовать то, что можно сфотографировать. Суть гиперреализма в том, что он обращает пристальное внимание зрителя на самые обыденные вещи. Происходит это за счет многократного увеличения масштаба, отказа от сложного фона и удивительной четкости изображения. Художник, выбравший для себя стиль гиперреализм, не навязывает зрителю свое мнение - все его работы просты и удивительно реалистичны.

Что рисуют гиперреалисты?

Объектом творчества художника, работающего в стиле гиперреализм, может стать практический любой предмет, который попался ему на глаза. Фрукты, полиэтиленовые пакеты, стекло, металл, вода - все что угодно может воплотиться в следующей картине. Как правило, гиперреалисты показывают зрителю выбранный предмет как будто под микроскопом, увеличивая его размер в несколько раз и позволяя человеку окунуться в совершенно другой мир.

Зачастую художник старается привлечь внимание зрителя к определенной детали, делая ее более контрастной и плавно растворяя все остальное. С первого взгляда можно даже не понять, что внимание приковано именно к этой части картины только потому, что так захотел художник. Это тонкая психология гиперреалистов, позволяющая манипулировать эмоциями. Но далеко не все художники используют эту технику - некоторые предпочитают создавать работы, полностью копирующие реальность.

Гиперреалистичные портреты

Но среди многих работ особое внимание поклонники стиля уделяют портретам. Нарисовать лимон, который падает в стакан с водой, сложно, но передать эмоции, настроение и характер человека еще сложнее. Многие современные художники усложняют себе работу еще и тем, что поливают модель краской, водой или маслом для придания большей оригинальности картине.

Но в целом гиперреалисты не ограничивают себя в выборе темы для рисования. Как и многие другие художественные стили в живописи, этот вид искусства может представить на суд зрителя практически все что угодно.

Чем рисуют

Материалы, с которыми работают гиперреалисты, могут быть совершенно разными. Большой популярностью пользуются работы, выполненные маслом или акрилом. Сочность красок позволяет художнику создавать контрастные, яркие и действительно привлекательные картины.

Но есть и другие материалы, которыми настоящие таланты создают работы в стиле гиперреализм. Карандашом, например, чаще всего выполняют портреты. Он позволяет четко прорисовать морщинки на лице, мельчайшие элементы волосы и так далее. художники-гиперреалисты создают невероятно солнечные и яркие портреты.

Акварель больше подходит для рисования пейзажей в стиле гиперреализм. Картины получаются легкими и воздушными - полупрозрачная краска позволяет лучше передать пространство. Несмотря на то, что художники нередко рисуют леса, озера и бурные реки, они нечасто выходят для творчества из дома. Практически все картины срисовываются гиперреалистами с фотографий, которые они сами же зачастую и делают.

Известные художники

Многие видели картины художников, рисующих в этом стиле, но мало кто слышал их имена. Одним из наиболее известных гиперриалистов является Уилл Коттон. Его «сладкие» картины не могут не привлечь внимание. Как правило, на них изображены девушки на облаках, напоминающих или различные десерты - торты, печенья, и т. д.

Нельзя не отметить пейзажи Рафаэллы Спенс, выполненные в стиле гиперреализм. Картины этой художницы поражают своей живостью, что делает их практически неотличимыми от фотографий.

Создавший немало работ в стиле абстракционизм, является одним из наиболее известных гиперреалистов. Люди и предметы на его картинах выглядят немного размытыми, как будто свет проходит прямо через них. Благодаря этому необычному эффекту картины Рихтера легко можно узнать среди многих других.

Стоит отдать должное художникам, рисующим в стиле гиперреализм. Картины, созданные ими, являются примерами высочайшего мастерства.

Если говорить непосредственно о возникновении самого термина, то появился он в семидесятых годах прошлого века на выставке фоторабот того времени. Спустя же почти 30 лет этим термином назвали потрясающее направление в художественной деятельности.

Кроме того, стоит отметить о наличии так называемого современного гиперреализма , который, в отличие от своего родоначальника, не стремится слишком точно передавать действительно на уровне фотоснимка. Все сцены и объекты в живописи по гиперреализму некоторым образом детализированы, чтобы создать в результате некоторую иллюзию реальности. Считается, что своими корнями современный гиперреализм и вовсе уходит в философию Жана Бодриийяра, в которой можно встретить такую фразу «симуляция того, чего на самом деле никогда не существовало». Стоит отметить, что в этом направлении также работают и другие деятели искусства – кинорежиссеры, скульпторы и даже те же самые фотографы, которые не видят в этом течении прямого конкурента.

Как рисует художник гиперреалист

В основном применяются самые простые материалы: кто-то рисует карандашами, фломастерами, шариковыми ручками, углем, кто-то всевозможными красками. Самое интересное, что большинство мастеров этого направления- самоучки.

Процесс работы Диего фацио- гиперреалиста-самоучки представлен на фото снизу. Мастер работает как струйный принтер, начиная с левого верхнего угла, используемые материалы: уголь и карандаш. На одну работу уходит более двухсот часов:

Гиперреализм карандашом

Отличное видео! 4 часа 23 минуты- и картина на готова! Посмотрите,как создается чудо(ускоренный вариант)):

Художники гиперреализма

Наиболее выдающиеся и известные художники этого жанра – Жак Боден, Чак Клоуз, Педро Кампус, Эрик Кристенсен и другие.

Интересно заметить, что все современные мастера этого направления очень забавляются тем фактом, что почитатели их таланта и те, кто впервые видит их картины, долго находится в раздумьях – настоящее ли это творение кисти или же фотография.

К современным мастерам стоит отнести таких специалистов:

Милана Марчелло Бареньи справляется за 4-6 часов воссоздать привычные нам предметы на бумаге.

Джереми Геддес. Глядя на его работы, порой кажется, что перед нами фотоколлаж, сделанный в фотошопе. Разумеется, это не так, а лишь грамотное и в то же время уникальное использование пропорций, характерное только для этого мастера.

Стоит обратить внимание, что художник не гнушается выходом за пределы холста и совершенно не собирается следовать привычным канонам и законам живописи. При этом он как бы заставляет стороннего наблюдателя интересоваться тем, что же произошло, намеренно вовлекая его в процесс.

Хуан Франциско Каса. При первом взгляде на фото этого художника, может показаться, что перед нами фото, пропущенные через простецкий фильтр фотошопа. Однако это мнение ошибочно, ведь перед нами – самое настоящее творение художника. Самый интересный факт – свои работы Хуан создает посредством простой шариковой ручки, причем на одну работу ему требуется в среднем шесть таких пишущих изделий.

Природная стихия, как она есть, также всегда интересовала художников этого направления. К примеру, маринисты-гиперреалисты считают основным направлением своей деятельности – возможность изображения моря и водной глади.

Ран Ортнер. Американский художник.

"Я знаю, что анатомия здесь неправильная, но это мой стиль", "У этого рисунка нет стиля", "Мне нравится твой стиль!" Мы часто используем слово "стиль ", не совсем улавливая его смысл. Как "любовь" или "искусство" - мы наизусть выучили эти слова, но дать им определения непросто.

В этой статье я попытаюсь проанализировать понятие стиля: что это? Можно ли его судить? Все ли стили одинаково хороши? Может ли стиль спрятать отсутствие таланта? Что делает стиль реалистичным? Что не так с копированием чьего-то стиля? И самое важное - как развить свой собственный стиль?

Ответы на все эти вопросы лежит в самом понятии рисования. Если вы никогда не пытались понять, что такое рисование, выводы могут вас очень удивить!

Стиль? Какой стиль? Я даже рисовать не умею!

Или умеете? Леди и джентльмены, имею честь представить вам незаменимое руководство о том, как рисовать!

Шаг 1

Возьмите что-то, что оставляет отметины при нажиме.

Шаг 2

Надавите этим предметом на материал (что-то твёрдое вроде бумаги, дерева, грязи и т.д.).

1 - нажатие

Шаг 3

Передвиньте предмет с силой, необходимой для создания отметины.

1 - нажатие, 2 - передвижение

Звучит абсурдно? Но это и есть рисование! В его базовом определении нет красоты или реализма. При этом каждый может рисовать - даже слепой!

Это рисунок!

Тем не менее, это сугубо объективное определение рисования слилось с чем-то более расплывчатым - стилем. Чаще всего его ассоциируют с одним определённым стилем - реализмом. Почему-то ценность рисунка стала определяться в зависимости от его реалистичности. Когда ребёнку говорят, что у него талант к рисованию, это не значит, что у него аккуратные линии, или он может закончить рисунок, не используя ластик - это значит, что люди могут различать то, что он рисует!

Может, это талант, а может - решительность

Когда кто-то говорит "Я не умею рисовать", в большинстве случаев они не говорят о своей неспособности держать карандаш, отсутствии времени или какого-то запрета. Они на самом деле имею в виду "Я не знаю, как отобразить реальность на листе бумаги". Если они осознали это, их проблему легче решить - если вы не знаете, как делать что-то, найдите кого-то, кто знает и научитесь у него! Но человек, говорящий "Я не умею рисовать", использует этот речевой оборот не в том же смысле как во фразах "Я не умею плавать/говорить по-китайски/играть в шахматы [ещё]". Они оповещают о безнадёжной неспособности - "некоторые люди умеют рисовать, а я - нет". Откуда берётся отчаяние?

Как мы говорили, есть два определения рисования: создание отметин на материале и создание отметин, похожих на что-то реальное. Путаница в этих двух значениях может быть фатальной для амбициозного художника. Вы знаете, что рисовать легко (растирая карандаш по бумаге) , но в то же время вы не можете этого сделать (нарисовать дракона ). Разве это не магическое искусство, которым обладают некоторые люди?

Базовый рисунок и рисунок со стилем

Сейчас вы сделали первый шаг к пониманию всей шумихи вокруг слова "талант". Талантливый человек не "рождён с навыком, который невозможно изучить, по умолчанию". Талант - это некоего рода предрасположенность, не такая, как вы думаете, и она не ограничивается только искусством.

Давайте создадим пример. Пилотировать самолёт легко, не так ли? Вам нужно всего лишь сесть, двигать рычаги управления и время от времени нажимать на всякие кнопки... Нет, этого никто не скажет. Мы можем догадаться, что требуются широкие знания, которые нужно иметь для контроля над самолётом. Талантливый пилот не рождён с этим знанием - однако, он родился с чем-то поменьше, например, хорошим рефлексом или хладнокровностью. Эти маленькие преимущества могут помочь ему во многих профессиях, и если он станет пилотом, они хорошо ему послужат.

Талант в "практических" профессиях чаще всего ассоциируется с приобретёнными навыками. Даже когда вы говорите, что у пилота или водителя есть талант, вы воспринимаете его как вишню на торте - что-то, что выделяет их среди других хороших пилотов и водителей. Но что касается художественных профессий... здесь ситуация другая. "Ваши работы прекрасны, вы так талантливы!" - говорят люди каждому хорошему художнику, подразумевая, что без таланта не получится хорошо рисовать. И если вы не умеете хорошо рисовать, должно быть, это потому, что у вас нет таланта, и как художник вы обречены. Хорошая причина впасть в отчаяние, не так ли?

А - водитель, В - художник; 1 - плохой, 2 - хороший, 3 - талантливый

Повторюсь снова - не существует такого понятия как "талант к рисованию". Также как в примере с пилотом, вы можете родиться (или вырасти!) с маленькими общими качествами, такими как терпение, чувствительность, любопытство, перфекционизм или упрямство. Их может быть больше, и есть то, что их объединяет - они не специфичны, не заточены под один определённый навык, а влияют на достаточно обширные области жизни. Вы можете использовать их, чтобы стать великим художником, но вы не обязаны. Вы можете стать программистом или часовым мастером и никогда не касаться карандаша.

Я верю в то, что большинство этих качеств можно использовать в искусстве так или иначе. Что действительно значимо, так это осознание: рисованию нужно активно обучаться - это не магия, это такой же тяжёлый навык как и учиться водить самолёт. Я серьёзно! Вам нужно получить базовые знания не только по дизайну, но и в таких областях как медицина, архитектура, математика и физика. И после того, как вы поняли, что такое рисование, давайте перейдём к той его части, которую вы ещё не умеете создавать - реализму.

Реализм

Изначально, реализм - это стиль создания чего-то, что наш мозг идентифицирует как "реальное" или "близкое к реальности". Мы легко можем сказать, что скульптура реалистична, но что насчёт двухмерного листка бумаги с несколькими кляксами на нём? Как он может походить на что-то реальное? Я описывала это в , но здесь я хочу детально рассмотреть эту тему.

Наш мозг создаёт реальность, которую мы воспринимаем, из серии неподвижных двухмерных изображений, создаваемых каждую долю секунды. Глубина создаётся путём сравнения двух снимков, снятых в один и тот же момент, но в несколько разной позиции (это не единственный способ создать глубину, т.к. даже одним глазом мы можем достаточно хорошо управляться). Поэтому рисунок можно рассмотреть как "мгновенный снимок мозгом", который вытащили на всеобщее обозрение после того, как прошли момент и место, в котором он был снят.

Из этого вытекает несколько проблем:

  • Хотя все мгновенные снимки сохраняются в нашем мозгу, наше сознание недостаточно быстрое для такой их обработки Так же как мы не видим отдельные кадры в фильме, мы не замечаем отдельные снимки - мы видим действие, совершённое изменениями между ними.
  • Реальность, которую мы видим, сделана из такого количества разных снимков, что она постоянно изменяется. Одно резкое движение головы - и вы понимаете каким большим могло быть что-то, если бы вы подошли ближе (даже если оно кажется маленьким на данный момент). Перспектива - такая неотъемлемая часть нашей реальности, что мы не можем представить без неё мир - несмотря на то, что наша перспектива не существует вне головы!
  • Невозможно нарисовать реальность - один снимок не создаёт её. Следовательно, каждый рисунок - это что-то вроде компромисса и симуляции реальности - обычно несколько снимков сливаются в одно для завершения изображения.
  • Вы не можете двигать глазами в пределах одного снимка. Вы не можете смотреть на что-то вне фокуса - оно становится в фокусе как только вы касаетесь его взглядом, изменяя всё окружение. Таким образом, рисунок - это замороженный мгновенный снимок из чьего-то мозга и, рассматривая его, вы не являетесь первоначальным зрителем!

Существует множество уровней реализма. Наш мозг хорошо настроен видеть шаблоны, поэтому мы можем видеть вещи, которых на самом деле нет, например, лицо на Марсе или знаки из чайных листьев. Вот почему сравнительно легко достигнуть базового уровня реализма без особых знаний - наш мозг прощает огрехи. Одним из признаков "таланта к рисованию" может быть способность очень эффективно создавать эти шаблоны, но это не навык, а догадки. Если вы случайно нажали на какие-то кнопки и привели двигатель в движение, это не значит, что вы можете водить!

Разницу между талантом к созданию шаблонов и настоящим навыком легко заметить - если у вас развивается крепкая привязанность к каждому из ваших хороших рисунков, и вы боитесь, что никогда не нарисуете его снова, если потеряете его, это результат таланта. Навык не прикрывается удачей!

Линии слева были совершенно случайны!

Уровни реализма создаются различными элементами, которые наш мозг ищет для распознания. Некоторые из них более важные, чем другие, и у разных людей они различаются.

Наружные контуры

Линии - смысл рисунка. Однако, они не похожи на наружные контуры. Наружный контур - это индивидуальная линия, разграничивающая "внутри" и "снаружи". У нас хорошо получается видеть наружные контуры, даже если они не существуют в природе в форме линий. Они полностью произвольные - каждый художник может использовать разное количество контурных линий для одного и того же объекта.

Это первый момент, где появляется стиль. Если что-то является произвольным, каждый может создать свою версию и ни одна из них не будет более или менее правильной сама по себе. Нам нужно найти другой стандарт суждения, и вот что мы обычно делаем: используем ярлыки типа "реалистичный" (очень похожий на что-то реальное), "мультяшный" (экономные линии, символические формы) или "манга" (характерный японский стиль).

Если разница между реализмом и мультфильмом так велика, почему каждый нереалистичный стиль выглядит "правильным" и приятным глазу?

Каждый стиль происходит из искажения реализма

Если хотите нарисовать кошку, вы не можете создать что-то совершенно новое и сказать, что это кошка (если вы не сюрреалист, но даже в этом случае вашим намерением должно быть не рисовать кошку). Вам нужно взять все кошачьи специфичные черты и изменить их для создания новой версии животного. И, чтобы нарушать правила, вам нужно знать их. Если вы никогда прежде не рисовали кошку и никогда не изучали их анатомию и пропорции, не ожидайте, что ваш рисунок будет выглядеть правильным, даже если вы стремитесь к мультяшному виду. Это как если бы вы хотели нарисовать увеличенную машину - вы не сможете этого сделать, если не умеете создавать оригинал.

Каждый стиль основан на правилах

У всего должна быть цель - вы не можете переставлять элементы в случайном порядке. Вот почему у новичков обычно возникают проблемы с перерисовкой своих персонажей - первая работа была результатом догадок, и даже если она хорошо выглядит, художник не имеет понятия, почему!

Когда ваш "стиль" не основан ни на каких правилах, это на самом деле не стиль. Стиль можно описать, и если в вашем стиле нет никаких правил, как вы его опишете? "Стиль господина X характеризуется.. тем фактом, что он создан господином Х". Это имеет не больше смысла, чем "характерной чертой машины Y является то, что она выглядит как машина Y". "Спонтанный", "случайный" или "сумасшедший" - не самые лучшие определения для стиля. Должно быть какое-то определение - рецепт, который вы сможете использовать снова и снова, даже если вы единственный человек, который его полностью знает.

Правила делают стиль повторимым - это самая основа. Один рисунок не создаёт стиль, их должно быть много. Это подводит нас к следующему вопросу:

Стиль должен быть намеренным

Вы можете подумать: "Вы сказали, что каждый стиль происходит от реализма, но что насчёт абстрактного искусства?".

Во-первых, искусство не равно стилю. Это гораздо более широкое понятие, и мы не говорим о нём здесь. Что важно для стиля - это то, что его можно описать на многих уровнях детализации. Образец "дерево" может выглядеть так: рисунок > чёрный и белый > манга > [здесь опишите детали стиля]. То же самое в абстрактном искусстве: живопись > цветная > абстрактная [здесь опишите детали стиля].

Во-вторых, это может прозвучать размыто, но я думаю, что абстракционизм тоже произошёл от реализма - это его отрицание. Чтобы создать что-то абстрактное, вам нужно знать, что такое неабстрактное . Если вы хотите нарисовать тёмную картину, вам нужно знать, каких цветов избегать - вам нужно знать, что такое нетёмное. Кошка, которая не выглядит как кошка, потому что вы не изучили её анатомию, - это не "абстрактное искусство", это ошибка. Если финальная картина совершенно отличается от той, что у вас в голове, и вы притворяетесь, что это было вашим намерением, вы только обманываете себя.

Это мама, папа и Приятель. Может, вы не можете их узнать, но это мой стиль.

Золотое сечение - мерило красоты

Это большая тема, но её определённо стоит изучить. Как правило, есть пропорция, при соблюдении которой элементы выглядят правильно, и наоборот - выглядят неправильно, если построены без соблюдения пропорции. Наш мозг как-то настроен на это, и это нельзя изменить. В основе каждого цветка и листка лежит чистая математика, и та же самая математика должна применяться ко всему, что вы создаёте в своей голове, чтобы ваш ум принимал это как истинное, даже если оно не реалистичное.

Конечно, здесь могут быть и должны быть отклонения (совершенная красота - это скучно, маленькие дефекты могут быть очень симпатичными), но основное "тело" объекта должно хотя бы приблизительно следовать этому правилу. Поэтому, когда вы изменяете размер головы, создавая мультяшную форму, существуют размеры, которые будут выглядеть правильно и неправильно - способность видеть их без измерения может быть другим признаком "таланта", но и это приходит с практикой.

Пропорция между А и В такая же, как между А+В и А

Адаптация

Есть кое-что, что может спасти ваш стиль, независимо от того, насколько он безумен и далёк от реализма. Это адаптация - когда вы часто смотрите на что-то странное, оно становится для вас нормальным (но не для других). Поэтому если бы вы показывали свои работы одним и тем же друзьям на протяжении долгого времени, они в конечном итоге начали бы их понимать. Если они будут вас хвалить, вы можете прийти к неправильному представлению, что у вас есть стиль, который не понимают другие. Не запирайтесь в зоне комфорта, вместо этого прислушивайтесь к мнению людей, не входящих в круг ваших фанатов. Это единственный путь развития как художника.

У адаптации есть и другая сторона. Мы склонны к тому, чтобы воспринимать "нормальными" только те вещи, с которыми мы знакомы. Вот почему правильно нарисованный, но менее известный динозавр может быть воспринят как анатомически неправильный, а кошачья анатомия, применённая к лемуру, может быть оставлена без внимания. Забавный факт: ни четыре ноги, ни уши, расположенные в верхней части головы, не обоснованы больше, чем три ноги и уши на задней части; их можно часто видеть в нашем мире, и поэтому они воспринимаются как естественные.

Длинный полосатый хвост? Есть! Тёмная маска на голове? Есть! Глаза навыкат? Есть! Худое тело? Есть! Всё правильно, должно быть, это лемур

Свет и тень

Первым назначением зрения было чувствовать свет и тень. Мы до сих пор очень чувствительны к ним, и нам не нужны контуры, чтобы видеть формы, когда есть свет и тень. Это может быть следующей стадией в рисовании (заштриховка линиями) или первой стадией в живописи.

Мы заметили, что есть некоторые предпосылки, которые можно отнести к "таланту к рисованию", такие как спокойствие, перфекционизм, способность создавать шаблоны и определять золотое сечение. Талант к живописи (и к штриховке в целом) встречается намного реже. В его основе лежит "глаз для наблюдения". Идея мира, состоящего из контуров, настолько зафиксирована в нашем уме, что очень сложно на самом деле увидеть формы, созданные светом и тенью. Вам нужно приложить реальное усилие, чтобы визуализировать мир таким, какой он есть - покрытым пятнами света и тени. И даже в этом случае попытка рисования таким способом может вызвать боль в мозговой мышце (как я это чувствую). В любом случае, эту попытку стоит сделать - беспорядочное искусство, созданное из света и тени, выглядит гораздо более реалистичным для наших глаз, чем сложное, усовершенствованное произведение искусства, состоящее только из контуров.

Свет, тень и форма, которую они создают, столь же открыты для стиля, как и контуры. Сами размер и форма мазков кистью дают вам шанс создать бесчисленное множество совершенно разных интерпретаций места действия. Когда вы добавляете собственное представление о расположении света и тени, вам не нужно бояться, что получится неузнаваемо. Почитайте больше о свете и тени и представьте, как вы можете использовать все эти правила для создания своего собственного стиля!

Цвет

Цвет - это прекрасное усиление видения, привносящее больше новой информации в картину. Теперь, помимо ценности, мы получаем оттенок, насыщенность и яркость. Чем больше элементов составляют картину, тем больше возможностей создания уникального стиля. Само размышление о ценности было болью, а теперь добавьте ей три новых аспекта!

Вы можете рисовать реалистично, но не обязаны. Я часто вижу художников, которые преуспели в реалистичном рисовании (контуров) и затем перешли к самым возможным реалистичным цветам, как мы видим их в нашем мире. Это не обязательно, более того, это приближает вас к скучному фотореализму! Проблема с фотореализмом (позже мы поговорим о нём) в том, что этот стиль выглядит идентичным вне зависимости от того, кто его применяет. Если вы хотите уникальный стиль, который будет принадлежать только вам, экспериментируйте с правилами. Вам нужно их изучать, конечно, изучать природу и объекты вокруг вас, но потом изменяйте то, что изучили. Создавайте свои собственные правила!

Привет всем от Apofiss ! Стиль этого художника - прекрасный пример игры с реальностью

Детали

Это может вас удивить, но детали не настолько важны ни в реалистичной живописи, ни даже в рисовании. Т.к. мы на самом деле не видим мгновенные снимки мозга, и рисунок - всего лишь имитация воспринятой сцены, для его создания мы можем предпринять различные действия. Рисование всего так, как оно могло бы выглядеть во время долей секунд, только лишает вас ощущения настоящего смысла ситуации. Значение растянуто на несколько или даже десятки мгновенных снимков. И если вы хотите нарисовать картину, а не создать фильм или мультфильм, вам нужно использовать некоторые приёмы.

Это может быть другой стороной таланта - способность преобразовывать действие в неподвижную сцену, сохраняя её ощущения. Зацикленность на деталях с самого начала может непреднамеренно увести вас от этой цели. Когда мы видим сцену, первое, что мы замечаем, это некое неосязаемое ощущение - мы видим движение, битву, сияющие блики на клинке, красноту крови, а не отдельные волоски в бороде воина или мастерские элементы его обмундирования.

На этой "картине" присутствуют только пятна тёмного и светлого цветов То, что вы здесь видите, вы создаёте сами!

Здесь много пространства для стиля - между бесформенными каплями тени и полностью детальной сценой. Есть множество способов достичь "ощущения", и когда вы жертвуете деталями, вы очень легко можете найти свой персональный стиль. Есть только один способ реалистично рисовать детали, и бесконечное число способов создать всего лишь ощущение от них.

Фотореализм

Какая разница между реализмом и фотореализмом? До настоящего времени мы обсуждали мгновенные снимки, сделанные мозгом. Что, если кто-то делает снимок настоящей камерой? Фотографии стали чем-то очень обыденным для нас. Мы относимся к ним как к настоящему отображению реальности, не представляя, что камера не работает в точности так же как наши глаза и мозг. Мы так привыкли к фотографиям, что иногда они кажутся нам более реалистичными, чем сама реальность!

Фотореализм - это не высшая форма реализма. Это всего лишь создание рисунка с такой точностью, что его можно спутать с фотографией. Но повторюсь: фото - это не то же самое, что и мгновенный снимок мозгом, камера не ловит все иллюзии и не настолько точна, как мы привыкли думать. Как много раз вы пытались сделать фото чего-то, но оно не выглядело так же удивительно как то, что вы видели невооружённым глазом (луна, восход)? Немного разбираясь в фотографии, вы можете это исправить, но теперь вы заходите дальше и стремитесь создать усиленную реальность - что-то лучшее, чем то, что мы можем увидеть невооружённым глазом! И я не говорю о фотоманипуляциях - сама камера может "видеть" мир по-разному. И когда вы добавляете свои цвета, которых нет в природе, вы получаете симпатичный, но нереалистичный эффект! Поэтому обучение по фотографиям может не приблизить вас к реализму!

1 - реализм, 2 - фотореализм

Но вы можете сказать: "Фотографии такие реалистичные, что это одно и то же". Неправда, вы только думаете, что они реалистичные. Сделайте фото и затем взгляните на место действия невооружённым глазом - разница может быть впечатляющей. Есть технические отличия, например, блик в объективе (он не появляется таким же образом в наших глазах) или форма расфокусированной области (мы видим двумя глазами, поэтому эта область не только размыта, она также состоит из двух сдвинутых изображений), но есть и неуловимые отличия - камера ловит только то, что находится перед ней, но наш мозг может сделать реальность шире. Вы не сможете сделать фото сквозь глаза, полные слёз, или глаза испуганного человека, бежащего сквозь тёмный ночной лес. Мы не только видим, мы также чувствуем - и фото этого не передаст.

Ещё: я говорила ранее, что невозможно нарисовать реальность. В то же время, камера пытается сделать идеальный снимок реальности. Она не делает фотографии более реальными, чем то, что мы видим, - на самом деле, они слишком объективные и лишены очень важной части нашей реальности. Например, поход в ресторан - не только путешествие в дорогое место для утоления голода, также и реальность - не только набор визуальных сигналов.

Рельеф под небом в реальности не такой тёмный, и цвета могут быть не такими насыщенными

Конечно, это не означает, что фотореализм - это неправильно. Я просто хочу выступить против убеждения, что художник, рисующий реалистично, должен как можно ближе приблизить свои рисунки к качеству фотографий. Это два разных стиля, и ни один из них не "лучше" или "на ступень выше". Также важно наблюдать за миром невооружённым глазом и не полагаться только на фотографии. Я знаю, что так легче, но иногда взять листок и самостоятельно создать эффект подповерхностного рассеивания принесёт гораздо больше пользы. Изучая и реализм, и фотореализм, вы можете создать совершенно новый, уникальный стиль.

Рисование из воображения

Что насчёт того, что на самом деле не существует? Возможно ли нарисовать это реалистично или в любом стиле, произошедшем от реализма? Да, но их нужно рисовать в той форме, которую они бы приняли в нашем мире, если бы были реальными. Вы можете сказать: "Но я хочу использовать нереалистичный стиль, к примеру, нарисовать дракона со спичечными ногами и с огромной круглой головой". Хорошо, но обратите внимание на свои слова: "ноги", "голова". Это объекты нашего мира с определённой формой, которую они здесь принимают. Это начальная точка ваших созданий. Вам нужно знать, что такое голова, чтобы её нарисовать, даже если вы хотите создать новый вид головы.

Кстати, хочу прояснить один момент: почему вы не можете что-то реалистично нарисовать, даже если знаете, как оно выглядит? В голове вы можете очень чётко представить лошадь, но на бумаге она будет выглядеть совершенно неправильно. И снова, это ли не отсутствие таланта?

Нет, это, скорее, смешение двух разных процессов - идентификации и создания. Давайте хорошенько их рассмотрим в простом псевдо-коде:

Идентификация

if (legs="long, thin, hoofed" AND body="big, strong" AND head="oblong" AND tail="long, hairy) then animal=horse

Когда вы видите животное с набором черт, которые в вашем мозгу записаны как "лошадь", вы распознаёте его как лошадь. Вот так просто. Вам не нужно знать каждую отдельную черту лошади для её распознавания, достаточно нескольких - и вы её узнали. То же самое происходит, когда вы визуализируете лошадь в мозгу - вы не видите незнакомые черты, и ваше сознание ловко прячет их отсутствие.

Создание

if (animal=horse) then legs=x if (x="hoofed") then hoof_width=? hoof_height=? hoof_roundness=? leg_length=? leg_width=? leg_height=? body_length=? body_width=? body_height=? head_length=? head_width=? head_height=? ...

Ситуация совершенно другая, когда вы сами хотите создать лошадь. Вам внезапно понадобились все эти показатели, и даже больше! Вы начинаете рисовать копыто и внезапно осознаёте, что не знаете, как оно выглядит, даже если вы его можете распознать наглядно. Вот почему тесты с несколькими вариантами ответа легче!

1 - идентификация, 2 - создание

Все проблемы с созданием идут из недостаточной информационной базы данных о реальности в нашей голове. Слишком часто мы только думаем , что знаем, как что-то выглядит, но если коснуться деталей - они отсутствуют. Когда вы читаете книгу, вы не видите каждую травинку под ногами персонажа, на самом деле, иногда вы даже не знаете как выглядит его лицо (пока не увидите его в кино и не сравните своё туманное предположение с реальностью). Вы под впечатлением, что ваше видение книжного мира полноценно, но если бы кто-то нарисовал его и показал вам, там было бы полно пробелов. Если хотите создать собственный стиль, начните с изучения реализма - соберите базу данных обо всём, что видите.