Здание англиканской церкви. Здание бывшей англиканской церкви готовится к реставрации Англиканская церковь английская набережная 56

5,1 МБ ">

Загрузить фото 5,6 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 5,2 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 4,5 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 3,7 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 3,2 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 4,7 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 5,6 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 4,1 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 3,8 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 6,9 МБ ">

Здание бывшей Англиканской церкви готовится к реставрации Загрузить фото 4,7 МБ ">

В 2016 году объект культурного наследия федерального значения «Церковь англиканская Иисуса Христа» на Английской наб., 56 был передан в оперативное управление Санкт-Петербургскому государственному Театру «Мюзик-Холл» в целях создания нового открытого культурного пространства - Концертного зала на Английской набережной.

Планируется, что в новом концертном зале будет выступать симфонический оркестр Театра «Мюзик-Холл» «Северная симфония» под руководством маэстро Фабио Мастранджело, Камерный хор под руководством заслуженной артистки России В.С. Копыловой-Панченко, а также другие музыкальные коллективы города и страны.

Сегодня председатель КГИОП Сергей Макаров и директор Санкт-Петербургского государственного Театра «Мюзик-Холл» Юлия Стрижак осмотрели состояние здания перед началом проведения обследования.

«К сожалению, предыдущие хозяева не особенно заботились об этом здании, - сказал председатель КГИОП. - Наконец-то у здания появился хороший пользователь, у которого серьезные планы по приведению памятника в достойное состояние, конечно, под контролем КГИОП. Удивительно хорошая сохранность потрясающего интерьера бывшего молитвенного зала, но есть и многое, над чем предстоит серьёзно поработать, аварийные перекрытия, например».

«Безусловно, это будет зал исключительно для классической музыки, - подчеркнула Юлия Стрижак. - Мы прекрасно понимаем историческое назначение этого помещения, это всё-таки культовое здание, поэтому мы не предполагаем никаких увеселительных мероприятий. Надеемся, что здесь смогут выступать разные коллективы города, страны, зарубежья».

В феврале 2017 года по запросу Санкт-Петербургского государственного Театра «Мюзик-Холл» КГИОП подготовил задание на проведение работ по сохранению памятника. Заданием определен перечень необходимой научно-исследовательской, проектной документации и производственных работ, исходя из индивидуальных особенностей объекта.

«Нам бы хотелось, чтобы восстановление зала прошло в несколько этапов, - заявила директор «Мюзик-Холла». - Во-первых, восстановить и законсервировать то, что крайне необходимо, а именно: устранить следы протечек, отремонтировать кровлю, обследовать перекрытия. На текущий год запланированы работы по обследованию здания и первоочередные противоаварийные работы».

Его Королевское Высочество Принц Майкл Кентский во время посещения здания англиканской церкви 26 марта 2017 года в частной беседе выразил поддержку решения о передаче здания театру для создания концертного зала.

Как было отмечено, во время встречи с представителями англиканской веры в Санкт-Петербурге , организованной генеральным консулом Великобритании в Санкт-Петербурге Китом Алланом, руководство театра «Мюзик-Холл» выразило готовность к проведению в зале праздничных богослужений.

«Это будет подарок немногочисленной англиканской общине в Санкт-Петербурге - возможность проводить службы в отреставрированном за счет города здании, - отметил Сергей Макаров.

После поездки в 1698 году Петра I в Англию резко увеличивается поток британских подданных, приглашенных царем в Россию. В начале XVIII века англичане образуют свою конгрегацию, а в 1723 году Английская Фактория переезжает в Санкт-Петербург . В это время появилась англиканская церковь на Галерной улице, имевшая около 300 прихожан.

Трехэтажный каменный дом на участке дома № 56 по Английской набережной был возведён между 1735-1738 гг. и принадлежал князю Петру Борисовичу Шереметеву.

В 1747 году через английского генерального консула барона Якоба Вульфа Фактория сообщила Лондонской Российской кампании о своём желании построить новую часовню и дом капеллана.

Императрица Елизавета оказала содействие в поисках участка, и в 1753 году английский министр-резидент и банкир барон Вульф сообщил о приобретении дома князя Шереметева. После необходимых переделок в здании, церковь была открыта в марте 1754 года.

Просторный молитвенный зал, отделанный в итальянском стиле, располагался на втором этаже дома. Уже тогда он был двусветным, с двумя рядами окон, поэтому с парадного фасада здание выглядело трехэтажным. Перед резным красного дерева алтарем, окруженным перилами, стояли четыре колонны, кафедра и ведущая к ней деревянная лестница с художественной резьбой. На восточной (алтарной) стене нефа висели мраморные плиты: в центре — скрижали Моисеевых заповедей, слева — молитва Господня «Отче наш», справа — Символ веры. Напротив кафедры находились места для английского посланника со свитой.

Расположение нового здания Английской церкви в I-й Адмиралтейской части на берегу Невы в центре столичного города было очень существенным для Фактории. В конце правления императрицы Екатерины II Галерная набережная приобрела название Английской, поскольку дома самых уважаемых и именитых членов Английской Фактории находились именно здесь.

К 1790 году здание на Английской набережной уже записано как Английская кирха.

К 1810-м годам численность англиканской общины Северной столицы значительно возросла, и возникла необходимость реконструкции церковного здания.

В 1814 году по проектам, составленным Джакомо Кваренги, начинаются работы по перестройке здания. Благодаря сохранившимся в Италии чертежам и гравюрам, сделанным с чертежей Кваренги и опубликованным после смерти зодчего его сыном, можно судить о первоначальном замысле автора. Используя здание Английской капеллы, выходившее лицевым фасадом на набережную реки Невы и небольшие два флигеля на Галерной улице, архитектор соединил их служебными разновеликими корпусами, расположенными по периметру двора, и создал единый великолепный комплекс зданий от Английской набережной до Галерной улицы.

Фасад здания, выходившего на Неву, был решен в обычной для этого времени манере. Центральный ризалит имел портик с 4 колоннами и 2 пилястрами коринфского ордера. Завершался ризалит гладким треугольным фронтоном с тремя скульптурными фигурами по углам: «Вера», «Надежда», «Милосердие». Центральная ось здания подчеркивалась полуциркульным окном в подвальном этаже и двумя фигурами сфинксов на постаментах по бокам этого окна.

В 1824 году автор памфлета об Английской Фактории в России писал: «…Фактория расширила церковь, резиденцию капеллана, библиотеку и другие службы и обмеблировала в манере, которая отражает честь Английской нации». Квартира капеллана находилась в первом этаже здания, прямо под церковным залом.

Стены церковного зала были разбиты пилястрами и колоннами коринфского ордера. С востока располагался алтарь. Картину «Распятие» обрамлял лепной портал с архангелами наверху. Полукруглая солея с мраморными ступенями была размещена между двух колонн. С юга и севера от «Распятия» в простенках находились печи-камины с фигурами святых над ними.

В центре продольной северной стены располагалась богато украшенная деревянная резная кафедра, напротив неё в южной стене - место Английского посла с балдахином и британским королевским гербом.

В 1860 году академик архитектуры Александр Христофорович Пель надстроил боковые флигели второго этажа, а также сделал главным вход в здание церкви с набережной. Новым украшением алтаря стала специально выполненная копия масштабного полотна Питера Пауля Рубенса «Снятие с Креста» (с оригинала, ныне находящегося в Государственном Эрмитаже).

В связи с предстоящим юбилеем королевы Виктории, являвшейся главой Англиканской Церкви, в 1876 году для очередной реконструкции храма английская община пригласила гражданского инженера Фёдора Карловича Болтенгагена. Работы под его руководством производились в 1877-1878 гг. В целом он сохранил замысел Кваренги, но убрал с главного фасада окна третьего яруса, соответственно увеличив высоту окон второго и рустировав его фасад, так что снаружи строение стало выглядеть не трёх-, а двухэтажным.

Новое оформление церковного зала - в духе викторианской эпохи - необычно для христианских храмов. Пилястры и колонны были расписаны стилизованными цветами, листьями и плодами: лилий, лавра, граната, яблони, шиповника, оливы, дуба. Ближайшие к алтарю пилястры украсили виноградной лозой, а колонны - колосьями пшеницы.

В тот же период храму были подарены два витража 1880-х годов с изображениями покровителей Англии - святого Георгия и святой Елизаветы. Для их установки были пробиты оконные проёмы в южной стене нефа. Вместе с ними ещё 13 витражей украсили окна северной и южной стен. Они были изготовлены фирмой «Heaton, Butler and Bayne», в которой церковные заказы исполнял художник-витражист Роберт Бэйн. Вероятно, именно он и является автором этих монументальных композиций. Это - единственный в России образец английского витражного искусства конца XIX в.

В 1877 году по заказу Английской колонии был построен орган английской фирмой «Brindley and Foster». Фирма была открыта в 1854 году в Шеффилде в связи с возросшей потребностью в органостроении для большого количества строящихся церквей.

По литературным источникам известно, что для России было изготовлено 4 органа, но сохранился единственный в Англиканской церкви в Санкт-Петербурге .

На игровом пульте органа - надпись с именами дарителей Джона Джеллибрэнда Хаббарда и Уильяма Эджетрона Хаббарда.

Корпус органа выполнен из дуба, в соответствии с традициями английского органостроения, в проспекте установлены декорированные живописью (масло, золочение) трубы. Игровой пульт выполнен в виде шкафа в нижней части проспекта; верхняя часть пульта закрывается двумя раздвижными деревянными застекленными дверцами. Белые клавиши покрыты костью, черные выполнены из дерева.

В 1970-е годы инструмент сильно пострадал: утрачено около 40 процентов труб, сломаны абстракты механической трактуры, выломаны воздушные каналы.

Наконец, на исходе XIX века храм украсили выполненные в римской технике мозаичные панно. Они были созданы в 1894-1896 гг. в мастерской академика П.П. Чистякова в Петербургской Академии художеств на средства прихожан.

В 1919 году храм был закрыт. В 1920-30-е гг. здание со всем его имуществом (в том числе и обширной библиотекой общины Англиканской церкви) находилось в ведении Народного комиссариата иностранных дел СССР в Ленинграде.

В 1939 году здание передано Президиуму Ленгорсовета.

В 1941 году из церковного зала были демонтированы деревянное ограждение амвона, крепления в полу деревянных скамеек для прихожан, бронзовая люстра из лестничного помещения.

Во время Великой Отечественной войны в здание попали 4 артиллерийских снаряда.

В середине прошлого века был проведен комплекс работ: ремонт фасада по Английской набережной, ремонт каретных сараев во дворе, реставрация витражей, люстр, живописного плафона, картин, дубовых дверей, Парадной лестницы в главном здании, проведено центральное отопление. Инкрустированные паркеты были закрыты новыми паркетными полами.

В 1970-1999 гг. здесь располагалось Городское экскурсионное бюро, и церковный зал храма использовался в качестве актового.

В конце 1970-х был произведен демонтаж разрушающихся статуй с фронтона. Еще ранее (в 1930-х-1960-х гг.) с постаментов у парадного фасада церкви исчезли изваяния сфинксов.

С начала 1990-х гг. администрация Городского экскурсионного бюро, переехав в дворовый флигель, стала сдавать в аренду церковный зал и прилегающие к нему помещения второго этажа. Один из арендаторов устроил здесь закрытую «торговую точку» для иностранных туристических групп. В церкви были установлены высокие стеклянные витрины с ювелирными изделиями и сувенирами. Экскурсоводы приводили сюда группы иностранцев с круизных лайнеров. В соседнем с молитвенным залом помещении устроен кафетерий.

Были проведены самовольные работы по вскрытию перекрытий между первым и вторым этажами правого дворового флигеля.

В 1990-е годы по программе КГИОП была выполнена реставрация семи витражей в Церковном зале.

10 июля 2001 года на основании постановления Правительства Российской Федерации № 527 здание Англиканской церкви Иисуса Христа было включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения.

С 2001 здание находилось в оперативном управлении Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.

В связи с нарушением условий охранного обязательства КГИОП направлял исковые заявления о взыскании штрафа и понуждении пользователя выполнить предписанные работы по сохранению объекта, но в иске было отказано.

В 2016 году здание бывшей Англиканской церкви Иисуса Христа было передано в оперативное управление Санкт-Петербургскому государственному Театру «Мюзик-Холл» как динамично развивающемуся музыкальному театру, которому подвластны все серьезные жанры, в целях создания нового открытого культурного пространства - Концертного зала на Английской набережной.

Второй адрес: Английская наб., 56
Здание бывшей англиканской церкви Иисуса Христа. В здании имеется 3 квартиры; принято решение об их расселении в порядке "реновации".
Еще в XVI веке англичане (первыми из европейцев) установили регулярные торговые связи с Россией, основав для этой цели Английскую торговую компанию. Никаких ограничений в области веры российские власти для них не делали. В июне 1723 фактория этой компании переехала из Москвы в новую столицу, где англичане почти целое столетие – особенно в царствование Екатерины II – были монополистами во внешней торговле.
Вместе с факторией в Петербург перебралось большинство негоциантов, составивших ядро небольшой и замкнутой колонии, насчитывавшей в конце XVIII века 1500 человек. Сперва англичане молились в капелле в доме купца Нетлетона на Галерной улице, затем – в лютеранской кирхе на дворе вице-адмирала К. Крюйса, где у них с 1719 был свой пастор. В 1723 вместе с переехавшим из Москвы пастором Томасом Конфеттом они образовали свою общину, наняв дом покойного фельдмаршала графа Б. П. Шереметева на Нижней (Английской) набережной Невы. В 1753 это здание стало собственностью английского консула и фактории торговой компании. Внутри трехэтажный дом был отделан в „итальянском стиле“.
Церковь в этом доме размещалась на втором этаже, в двусветном зале с семью окнами по фасаду. Первая служба в ней состоялась 6 марта 1754. Резной алтарь из красного дерева украшала копия картины П. Рубенса „Снятие с креста“. Перед алтарем находились четыре колонны и кафедра. Рядом с кафедрой было отведено отдельное место для английского посла и его семьи. В зале имелся орган. К началу XIX века в приходе состояло 2700 человек.
В 1814 Д. Кваренги начал перестройку старинного особняка в ампирном стиле, использовав свой, составленный в 1783, проект. Это была одна из последних работ зодчего. Центр парадного фасада был выделен ризалитом, оформленным коринфскими полуколоннами и увенчанным треугольным фронтоном с аллегорическими статуями Веры, Надежды и Любви. Первый этаж занимали помещения пастора, а второй – двусветный зал с хорами. Зал зодчий декорировал колоннами и пилястрами коринфского ордера, покрытыми искусственным мрамором. Интерьер освещали четыре люстры из золоченой бронзы. Орган реконструировал мастер Г. Л. Фридрих. 5 декабря 1815 в обновленном храме состоялась первая служба.
Акад. А. X. Пель в 1860 заново отделал церковный зал. В 1876–1878 гражд. инж. Ф. К. Болтенгаген, частично изменив оформление фасада, заложил в зале окна второго света и увеличил по высоте окна первого света. В стенной нише был установлен орган, изготовленный в 1877 фирмой „Бриндлей энд Хостер“. Окна украсили многоцветные витражи с изображением святых, изготовленные в Англии фирмой „Хитон“. Особое великолепие церковь приобрела в конце XIX века, когда на средства богатых прихожан (их имена указаны на досках) алтарь украсили мозаичные панно „Христос Вседержитель“, „Благовещение“ и „Рождество Христово“, тоже работы английских мастеров.
В 1898 англичане просили дать место для постройки еще одной церкви, хотя их колония к этому времени уменьшилась до 2000 человек. С 1901 при приходе имелась небольшая женская богадельня на 8-й линии Васильевского острова.
Погребали прихожан на англиканском отделении Смоленского и Митрофаньевского кладбищ.
Последним пастором посольской церкви на набережной был Боусфилд Ломбард.
В связи с отъездом большинства англичан, кирха в 1919 была закрыта и ее архивы вывезены в Лондон. Постановлением Президиума Ленсовета от 17 апреля 1939 здание храма было передано Публичной библиотеке, в нем долго находилось Городское бюро путешествий и экскурсий.
---
Здание построено в 1730-х гг.
Англиканская церковь Иисуса Христа организована в 1723 г. членами английской общины в снятом доме Шереметевых. В 1753 г. здание приобретено британским консулом.

В 1814-1815 гг. здание перестроено по проекту арх. Дж. Кваренги в стиле строгого классицизма.
Главный фасад с рустованными стенами был решен Кваренги в характерной для него манере: центр фасада выделен ризалитом, обработанным шестью полуколоннами и пилястрами. Ризалит был увенчан треугольным фронтоном с тремя статуями святых.

В 1877-1878 гг. изменена отделка фасада - арх. Ф. К. Болтенгаген.
В 1919 г. церковь была закрыта.

Первый этаж занимали помещения пастора. Церковь размещалась на втором этаже, в двусветном зале с семью окнами по фасаду. Резной алтарь из красного дерева украшала копия картины П. Рубенса „Снятие с креста".
Светлый молитвенный зал декорирован колоннами и пилястрами коринфского ордера, стены покрытыми искусственным мрамором.
В 1860 г. зал заново отделан - арх. А. Х. Пель.
В конце XIX в. интерьер церкви украшен витражами.
www.citywalls.ru/house1244.html

Архивные материалы о ней были после революции увезены в Лондон, и отечественные историки их до сих пор не видели. А очень хотелось бы подробнее узнать о строительстве и бытовании этого замечательного памятника сакральной архитектуры в нашем городе.

После войны здесь почти полвека находилось городское экскурсионное бюро. Англиканская община владела им более полутора веков. А первым владельцем участка был морского флота поручик Иван Петрович Шереметев (? – 1735) из знаменитого и старинного рода. Это был сын Петра Петровича, младшего брата прославленного фельдмаршала Бориса Петровича, возвратившего наш край России. В 1717 году Иван Петрович половину участка купил «у подьячего Адмиралтейской провиант-комиссии Федота Тавлеева, а другая, у кого куплена, не написано». Через два года Шереметев сообщал: «мазанковые полаты строить нечем, лес полая вода унесла». Эти палаты, вероятно, в 1720-е годы построили, но до каменных дело не дошло из-за ранней смерти хозяина.

Поскольку капитан-командор детей не имел, его владение унаследовал сперва кузен – Петр Борисович Шереметев, а затем Анна Яковлевна Шереметева (1682 – 1746), урожденная княжна Долгорукова. Она была вдовой Алексея Петровича Шереметева, брата первого хозяина данного участка, и уже имела неподалеку на набережной жилой дом. Судя по всему, именно при Петре Борисовиче, сыне и обладателе всех богатств фельдмаршала, и было между 1735 – 1738 гг. возведено каменное на подвалах здание, похожее на палаццо. В нем было три этажа, увенчанных аттиком с гербом. Входили в дом по высоким сходням, располагавшимся по центру.

Спустя семь лет после смерти Анны Яковлевны ее сыновья Петр и Сергей Алексеевичи продали за 3500 руб. унаследованный дом барону Джакобу (Якову) фон Вольфу (1698 – 1759) – английскому министр-резиденту и богатому банкиру, который и раньше в нем обитал вместе со своим компаньоном Мэтью Шифнером. Компания «Шифнер и Вольф» процветала благодаря хорошим связям со двором. Она, между прочим, пудами экспортировала ревень – лучшее в ту пору слабительное.

Когда барон умер, его племянник и наследник, тоже Яков, в апреле 1761 года перепродал особняк всего за 500 руб. двум англичанам: консулу Роберту Нетлетону и Хью Аткинсу, члену Британской фактории, которая заведовала и церковными делами английской колонии. Смехотворная продажная цена объясняется тем, что в здании уже шли богослужения для англиканской общины. Отныне на полтора века оно стало церковным домом, где побывали большинство англичан, живших в Петербурге или посещавших его.

После того как интерьер переделали, 6 марта 1754 года в большом двусветном зале капеллан Дэниэл Дюмареск провел первую службу. Дюмареск знал русский язык, общался с историком Г. Ф. Миллером и М. В. Ломоносовым, много способствовал русско-английскому научному обмену и был избран почетным членом Петербургской академии наук. Два последующих капеллана, Джон Кинг и Уильям Тук, тоже были способными учеными и за свое долголетнее в XVIII веке служение внесли большой вклад в ознакомление Англии с Россией не только в политическом, но и в культурном плане. В частности, Кинг написал и издал обширный труд «Обряды и церемонии Греческой церкви в России», который долго считался на его родине основополагающим. В церкви венчались известные столичные англичане: в 1794 году заводчик Чарльз Берд, в 1795-м – архитектор Уильям Гесте, в 1797-м – инженер Чарльз Гаскойн.

Английская колония росла (в начале XIX века насчитывала 2700 человек), и барочное здание уже не соответствовало ее общественной роли. Проект перестройки поручили знаменитому Дж. Кваренги, который выбрал типичную для себя классицистическую схему: центр здания оформлен портиком из шести прилегающих колонн композитного ордера. Он поставлен на выступающем первом этаже и завершен треугольным фронтоном с тремя аллегорическими статуями. В интерьере зодчий использовал коринфские колонны и пилястры, покрытые искусственным мрамором. Перестройка, затронувшая весь участок, проходила в 1814 – 1816 годах.

Через 60 лет прихожане решили обновить внутреннее убранство, для чего по указанию зодчего Ф. К. Болтенгагена окна верхнего света были заложены, а в нижних появились привезенные из Англии цветные витражи с фигурами апостолов. Часть стен декорировали орнаментальной росписью, живопись заполнила плафон. Эклектика потеснила ампир. Позднее стиль модерн внес свой вклад в виде мозаичных панно на евангельские темы.

Храм все время оставался центром духовной и общественной жизни столичных англичан, хотя их число медленно сокращалось. При нем работали богатая библиотека, детский сад, небольшая богадельня и благотворительное общество. Держались англичане, как всегда, обособленно и в Петербурге без дела не задерживались. Приезжая на заработки, они иногда останавливались в церковном доме, судя по такому объявлению: «Один молодой человек из англичан желает приняться в какой ни есть дом для обучения детей английскому языку...» («СПб ведомости». 1810. № 71). Похожие объявления на всем протяжении XIX века печатали садовники, управляющие, медики, мажордомы, гувернантки, счетоводы и другие из Британии востребованные иммигранты.

В 1919 году церковь закрыли, большинство прихожан репатриировались. Помещения отдали Публичной библиотеке, а после войны в них надолго обосновалось Городское экскурсионное бюро. В 2003 году бывшую церковь передали Консерватории, которая задумала открыть в ней органный зал. Поврежденный орган и сохранившиеся интерьеры подлежали реставрации, но она до сих пор даже не начиналась. Пустующее здание невозможно вернуть и местным англиканам – их в городе не более сотни, в основном иностранцев. Молятся они сейчас в шведской церкви, окормляемые приезжими капелланами. Не то чтобы реставрировать, но даже содержать огромное здание крошечная и бедная община не в состоянии.

Лев березкин

Что за фасадом старой англиканской церкви

По просьбе «Санкт-Петербургских ведомостей» КГИОП и театр «Мюзик-холл» организовали пресс-тур в дом англиканской церкви Иисуса Христа на Английской наб., 56. Увиденное нами вселяет сдержанный оптимизм.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Любителям истории Петербурга со стажем этот адрес говорит о многом. С 1970-го по 1999 год здесь находилось Городское экскурсионное бюро, известный ГЭБ, советский монополист в просветительской деятельности пешком и на автобусах. По утрам экскурсоводы в ожидании раздачи нарядов собирались на первом этаже в бывшей квартире капеллана. Иногда они поднимались на второй этаж, где в роскошном, но разделенном на отсеки церковном зале работали методисты ГЭБ. Глядя на надпись над алтарем The same yesterday, today and forever («Одно и то же вчера, сегодня и всегда»), экскурсоводы размышляли: пора расширять свой репертуар...

Сейчас церковный зал - единственный сохранившийся в здании исторический интерьер - освобожден от перегородок и представляет собой интересное сочетание классицизма с колоннами и пилястрами и викторианской эклектики с английскими витражами (единственными в России) и мозаичными панно, созданными в мастерской Павла Чистякова в Академии художеств. У западной стены сохранилась каменная купель Кваренги. Аура подлинности здесь ощущается физически.

Английская фактория обосновалась в Петербурге в 1723 году, тогда же появилась англиканская церковь на Галерной улице. На нынешнем месте английская кирха была построена в 1754 году, тогда набережная называлась Галерной. Современный облик здание приобрело в 1814-м благодаря таланту Джакомо Кваренги. Он использовал свой фирменный прием - портик с треугольным фронтоном. На крыше были установлены три скульптуры - Вера, Надежда, Милосердие. Центральное подвальное окно сторожили два каменных сфинкса.

Во второй половине XIX века здание дважды незначительно перестраивалось Александром Пелем и Константином Болтенгатеном. Кроме 13 английских витражей прихожане заказали в Англии орган в дубовом корпусе с трубами декорированными росписью. Для алтаря была выполнена копия эрмитажной картины Рубенса «Снятие с креста». Тогда же появились росписи на колоннах цветами, листьями и плодами в духе викторианской эпохи.

Англиканскую церковь закрыли в 1919 году. Бурный ХХ век был относительно милосерден к зданию, хотя во время блокады в него попало четыре снаряда, исчезли сфинксы перед фасадом, скамьи в церковном зале, инкрустированные полы «забрали» простым паркетом.

В начале 1990-х годов церковный зал арендовали новые русские бизнесмены первой волны, которые превратили его в сувенирную лавку для туристов с круизных лайнеров. В 2001 году дом англиканской церкви передали Санкт-Петербургской консерватории, но за 15 лет она не нашла денег на реставрацию здания, и в прошлом году дом отдали театру «Мюзик-холл» для создания концертного зала классической музыки «На Английской набережной».

Как сообщил председатель КГИОП Сергей Макаров, подготовлено реставрационное задание на проведение работ по сохранению памятника. Необходим ремонт кровли и перекрытий, капитальная реставрация органа постройки 1877 года, который в советские времена лишился 40 процентов труб. Двадцать лет назад были отреставрированы витражи, но они сложены в церковном зале - чтобы установить в проемах окон, необходимо проверить их состояние.

Пока нет проекта, рано говорить о стоимости реставрационных работ. Многое будет зависеть от предстоящей до летних каникул в ЗакСе корректировки городского бюджета на 2017 год, в него должны попасть расходы на реставрацию дома англиканской церкви.

На первом этаже главного корпуса в бывшей квартире капеллана предполагается разместить технические службы концертного зала. Мюзик-холл получил и часть боковых флигелей, в которых самое место для артистических комнат.

Мы заглянули туда. Видны попытки ремонта - вынуты дверные коробки, где-то даже установлены бетонные перекрытия на стальных балках, но где-то перекрытий нет совсем. Выходим во двор. По его периметру Кваренги живописно разместил разноэтажные службы и каретные сараи. Настоящий старый Петербург начала XIX века. В таком жил Пушкин.

К реальности возвращает автомобиль без колес, стоящий на козлах посреди двора. Увидев нас, громко мяукает явно голодная кошка. Двор давно стал коммуналкой: здесь и жилье, и государственные организации и частные конторы. Около заднего фасада главного корпуса обнаруживаем остовы скульптур. Да, это они - Вера, Надежда и Милосердие.

Возвращаемся в церковный зал. Директор театра «Мюзик-холл» Юлия Стрижак говорит о том, что в 2018 году предполагается поставить на ремонт Народный дом, где сейчас располагается театр. Идеально было бы до этого времени провести самые неотложные работы в доме на Английской набережной, чтобы там можно было проводить камерные концерты с публикой.

Театр сознает, какое здание он получил. Последователи англиканской веры - как иностранцы, работающие в Петербурге, так и горожане, получат возможность проводить богослужения на Рождество, Пасху и другие праздники. Но все понимают, что только государство может обеспечить должную реставрацию памятника архитектуры.

На днях дом англиканской церкви посетил принц Майкл Кентский. Для английских гостей оркестр театра, он называется «Северная симфония», во главе с маэстро Фабио Мастранджело исполнил произведения русских и британских композиторов. Это было первое выступление оркестра на площадке, которая в будущем может стать его домом.

В разговоре с английской делегацией представители Мюзик-холла обсуждали идею реставрации единственного в России английского органа на средства британских благотворителей. Понадобятся и технические консультации. Фирма - производитель органа давно канула в Лету.


Комментарии

Самое читаемое

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

В начале XVIII века Петром I был отдан фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву. После смерти Шереметева в 1719 году владение перешло его среднему сыну Петру, которому тогда исполнилось только шесть лет. В отличие от отца успеха на военной службе он не достиг. В карьере Петру Борисовичу способствовала женитьба на княжне Варваре Алексеевне Черкасской. При императрице Елизавете Петровне он стал генерал-аншефом, при Петре III - оберкамергером, при Екатерине II - сенатором.

Записанный на Петра Борисовича дом в 1723 году начал сдаваться в наём английским купцам, которые тогда основали в Петербурге свою общину. Особняк Шереметева они приспособили под церковь, сведения о которой можно найти в реестре домов 1738 года. В 1753 году Пётр Борисович продал особняк английскому консулу. первая официальная служба в англиканской церкви состоялась 6 марта 1754 года.

Главную часть англиканской церкви занимал большой двусветный зал. Перед резным алтарём из красного дерева находились четыре колонны, кафедра и ведущая к ней лестница. Напротив кафедры находились места для английского посланника со свитой. Зал был оборудован органом. В конце XVIII века место посланника занимал американец Джон Адамс, а затем его сын. Старший Адамс впоследствии стал вторым президентом США, а его сын - шестым.

К 1810-м годам численность английской общины в Петербурге значительно выросла. Церковное здание стало необходимо реконструировать. Для этих работ в 1815 году был приглашён архитектор Джакомо Кваренги , англиканская церковь стала его последним проектом. Кваренги выполнил задание в свойственном себе стиле. Все строения на участке, в том числе со стороны Галерной улицы, были оформлены в стиле строгого классицизма. Переработан был и главный церковный зал. Его украшением стала копия картины П. Рубенса "Снятие с креста", ныне хранящаяся в Эрмитаже. Первый этаж был приспособлен под квартиры служителей.

На фронтоне главного фасада англиканской церкви были установлены три статуи - "Вера", "Надежда" и "Любовь". По центру здания на постаментах - фигуры львов.

За работу Кваренги получил крупное денежное вознаграждение и вазу с выгравированной датой окончания работ - "1816 год".

Несколько позднее во дворе англиканской церкви сыном Кваренги была построена небольшая часовня.

Спустя пол столетия для очередной реконструкции храма английская община пригласила гражданского инженера Фёдора Карловича Болтенгагена. Его проект реконструкции был утверждён в 1876 году. Болтенгаген сохранил общий замысел Кваренги. Но он убрал с главного фасада окна третьего яруса, увеличил по высоте окна второго, установив в них витражи. Таким образом здание стало выглядеть не трёх, а двухэтажным. Стены были обработаны рустом. Со стороны Галерной улицы исчез забор с воротами, на его месте появился жилой трёхэтажный дом с центральной въездной аркой. Главный церковный зал с двух сторон по всей длине украсили пилястры. По ширине зала установили колонны.

Новое оформление церковного зала стало необычным для храмов вообще, не только для англиканских. Живописью были покрыты нижняя часть пилястр и колонн, верхняя часть стен, потолок. Пилястры и колонны расписаны цветами, листьями лавра, плодами шиповника, граната и другими узорами. Ближайшие к алтарю пилястры украшены виноградной лозой, а колонны - колосьями пшеницы. Вероятно, такое оформление символизирует райский сад.

Витражи для зала англиканской церкви привезены из Англии. Они воспроизводят образы двенадцати апостолов и английских святых.

Спустя 20 лет на алтарной стене появилась мозаика "Христос Вседержитель". С двух сторон от него - "Благовещение" и "Рождество Христово". На другой стене было помещено четвёртое изображение - "Жёны-мироносицы". Все мозаики выполнены в римской технике. Три из них, вероятно, английской работы. "Жёны-мироносицы", вероятно, создал русский мастер А. А. Фролов.

Почти одновременно с появлением в англиканской церкви мозаики храму были подарены два витража с изображениями покровителя Англии Святого Георгия и Святой Елизаветы. Подарки сделали богатый прихожанин А. Ф. Кларк (владелец дома № по Английской набережной) и "приход Чарльза Вудбина". Для установки этих витражей были пробиты оконные проёмы с южной стороны церковного зала между мозаикой "Жёны-мироносицы" и органом.

Не так давно удалось установить автора витражей. Выяснилось, что это единственный в России образец английского витражного искусства конца XIX века. Его изготовила фирма Heaton, Butler and Bayhe. По всей видимости их выполнил мастер Роберт Тюрнхил Байе.

В конце XIX века на стенах зала англиканской церкви стали появляться таблички в память о наиболее заслуженных или влиятельных прихожанах.

Церковный орган изготовлен в 1877 году фирмой Brindley & Foster в Шеффилде. Он появился здесь при реконструкции храма Болтенгагеном.

В настоящее время здание англиканской церкви принадлежит Санкт-Петербургской Консерватории. В 2000 году была начала капитальная реставрация храма, не завершённая до сих пор.