Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм

Институт социально-политических исследований

при Администрации Президента Республики Беларусь

ИНФОРМАЦИОННЫЙ СБОРНИК

№ 2 (15)

РОЛЬ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

(ЗАЩИТА СУВЕРЕНИТЕТА И НЕЗАВИСИМОСТИ –

УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

СИЛЬНОГО И ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВА)

(для информационно-пропагандистских групп)

Минск 2005

Введение..…………………………………….……………...

Патриотическое воспитание –

составная часть идеологической работы ……………….…

Роль системы образования и семьи

в военно-патриотическом воспитании ……………...……..

Роль физической культуры и спорта

в воспитании допризывной и призывной молодежи.…….

Культура.

Национальные традиции

и патриотическое воспитание ……………………………...

Христианские нравственные ценности

и патриотическое воспитание ………………………...……

Военно-патриотическое воспитание и БРСМ …….……….

Введение

Современный этап формирования общественного сознания предъявляет все более высокие требования к воспитанию населения страны в духе гражданственности.

Патриотизм необходимо рассматривать не только как важнейшую духовную и социальную ценность общества, но и как составную часть белорусской идеологии.

Юноше, обдумывающему свою будущую жизнь, важно постоянно помнить о том, что наряду со множеством профессий, предоставленных ему обществом для выбора, есть такая, которой он должен овладеть обязательно. Это профессия защитника Родины.

Исторически сложилось так, что белорусскому народу на протяжении многих веков приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками, отстаивать право на свое национальное существование.

Мы вправе гордиться ратной доблестью славных сынов и дочерей нашего Отечества и стремиться к тому, чтобы память об их великих делах и свершениях жила вечно.

За последние десятилетия мир необратимо изменился. Появились принципиально новые угрозы национальной безопасности. Поэтому необходимо понимать масштабы и характер этих изменений, чтобы адекватно ответить на новые цивилизационные вызовы ХХI века.

Вооруженным Силам Республики Беларусь принадлежит особая роль в патриотическом воспитании молодежи. Армейская служба закаляет людей духовно и физически, учит преодолевать тяготы и невзгоды, дорожить честью и достоинством, дружбой и товариществом.

Военно-патриотическое воспитание, особенно в армейской среде, направлено на формирование у молодежи любви к Родине, уважения к ее истории и национальным ценностям, верности долгу и боевым традициям.

Служба в Вооруженных Силах – это школа мужества и гражданской зрелости.

В год 60-летия Великой Победы советского народа над фашизмом военно-патриотическая работа в молодежных трудовых и воинских коллективах приобретает особую актуальность.

Патриотическое воспитание –

составная часть идеологической работы

Сегодня нет нужды доказывать, что успехи в социально-экономической сфере бытия зависят не только от материально-финансового состояния семьи и государства в целом, но и от выверенной идеологической государственной политики, основанной на ценностях патриотизма, любви к большой и малой Родине.

И большинство белорусских граждан это прекрасно понимают. Как видно из социологического опроса, проведенного ИСПИ в декабре 2004 г., большинство из 1 543 респондентов ответили, что для них принципиально важна любовь к тому месту, где прошло их детство (88,9% ответов). Да, так устроен человек, что даже вдали от Родины, в годину тяжких испытаний он вспоминает «синий платочек» любимой, родительский дом, мать у колыбели ребенка. Именно ради тепла родного очага он готов рисковать своей жизнью, защищая Отечество.

Любовь к Родине – общечеловеческая нравственная ценность. Она включает в себя не только чувственное состояние человека, но и его убеждения, взгляды, которые формируются социумом. На это нацелена вся система общественного и семейного воспитания. Воспитание – это процесс целенаправленного и систематического воздействия на личность с целью формирования у нее необходимых жизненно важных ориентиров, установок, стереотипов мышления и поведения. В этом процессе используются наиболее действенные пути и средства педагогического влияния на человека. Арсенал их неисчерпаем. Особое внимание следует обратить на традиции и обычаи, связанные с военно-патриотическим воспитанием. Человек прежде всего должен быть тружеником, созидателем, а если того потребуют обстоятельства, то и – воином, защитником малой (отчего дома) и большой (Беларуси) Родины.

Белорусы никогда ни на кого не нападали, но всегда и при всех невзгодах умели защищать родную землю от иноземцев. В силу этого в их ментальности (умонастроении) прочно удерживается преемственность традиций, обычаев, обрядов.

Традиции создавались веками, становились основой нравственности и образа жизни людей в конкретных исторических условиях. В наши дни прогрессивные традиции имеют исключительно важное значение. Это можно проследить на примере военно-патриотического воспитания подрастающих поколений. Если в семье ценят заслуги дедов и отцов в защите Отечества, заботятся о здоровье и благополучии старших, то это свидетельствует о здоровом морально-психологическом климате в быту.

Известно, что детям, подросткам, юношам и девушкам свойственно объединяться, группироваться вокруг близкой по интересам целевой установки. В этой ситуации на помощь должна прийти государственная система гражданского воспитания, которая с непреложностью предусматривает позитивную историческую преемственность посредством военно-патриотических традиций. Новейшая история Беларуси – яркое тому подтверждение.

Военно-патриотическое воспитание не может вестись кампанейски, от случая к случаю. Это – повседневная системная работа всех субъектов воспитания молодежи. Местные исполнительные и распорядительные органы власти должны принимать участие не только в осуществлении комплекса мер по материальному и финансовому обеспечению допризывной подготовки юношей, развитию материально-технической базы в музейной и краеведческой, клубной работе, военно-спортивных играх, но и мероприятий идеологического характера. Это личное участие руководителей всех рангов во встречах с учащейся, работающей и воинской молодежью; награждения ценными подарками, медалями и грамотами ветеранов войны и труда; уроки гражданственности, патриотизма и мужества; поддержка опыта обобщения исторического пути поколений, лучших традиций в регионе; изготовление вымпелов, буклетов , звездочек для прикрепления на домах ветеранов войны; издание тематических публицистических материалов, листовок, очерков; организация передвижных выставок, посвященных историческим событиям и прославленным людям; участие в телепередачах, шествиях ветеранов; возложение венков к обелискам и могилам; создание в отдельных школах, средних специальных учебных заведениях, воинских городках опорных центров и пунктов патриотического воспитания молодежи.

Важна и поддержка деятельности БРСМ, пионерских организаций, благотворительных объединений в этом направлении. Принцип: «Никто не забыт, ничто не забыто!» – должен осуществляться на деле. Порой ремонт крыши, заготовка дров, очистка колодца и другие практические бытовые вопросы, решаемые местной властью с помощью молодых людей, приносят значительно большие плоды воспитания, чем красивые слова.

В обязанность представителей идеологической вертикали входит как обеспечение потребности людей в государственной символике, так и разъяснение смыслового содержания гимна, флага, герба Беларуси, суть которого сводится к выражению менталитета белорусского народа: его миролюбия, трудолюбия, доброжелательности.

В патриотическом воспитании очень важны аналогии подвигов старших поколений с подвигами современников.

В Минске установлен памятник Сергею Ивановичу Грицевцу – легендарному летчику, уроженцу Новогрудского района Гродненской области , сыну крестьянина. В совершенстве овладев навыками летного мастерства, Сергей Грицевец отличился в 30-е годы прошлого века в небе Испании, затем в боях на Хасане и Халхин-Голе. Когда в районе последнего был сбит самолет майора Забалуева, отважный летчик неожиданно сделал посадку на территории противника. Прежде чем японские самураи поняли суть происходящего и открыли по нему огонь, Сергей на своем самолете вместе с другом взмыл под облака. Были и другие изумительные подвиги Грицевца, дважды удостоенного в 1939 году звания Героя Советского Союза. В годы Великой Отечественной войны эстафету у славного сына Беларуси переняли другие летчики, среди которых Иван Кожедуб и Александр Покрышкин, трижды удостоенные звания Героя Советского Союза.

Приверженцы здорового образа жизни имеют в своем распоряжении современнейшие спортивные комплексы.

На церемонии открытия уникального Республиканского горнолыжного центра европейского уровня «Силичи» А. Лукашенко отметил, что «это уже третий крупный спортивный объект на Логойщине… Строительство «Силичей» является примером реализации социальной политики государства. Развитие массовой физической культуры, спорта и туризма – важное направление эффективной воспитательной работы среди молодежи, фактор международного авторитета страны. Только благодаря здоровому образу жизни, активным занятиям физической культурой и спортом белорусы могут стать сильной и красивой нацией. Беларусь была и будет спортивной державой!».

Глава государства подчеркнул, что именно физическая культура и спорт способствуют развитию гармоничной личности, прежде всего детей. Привлечение подрастающего поколения к занятиям спортом, физической активности, пропаганда здорового образа жизни – приоритеты руководства государства. Самое главное, отметил Президент, чтобы к физической культуре и спорту приобщались дети. Полноценное питание, здоровый образ жизни и спорт – вот рецепт здоровья и красоты.

Культура.

Национальные традиции

и патриотическое воспитание

Национальная культура – важнейший компонент современной общественной жизни, стратегический духовный ресурс нации. Культурный уровень граждан в значительной степени определяет идеологическую, образовательную и духовно-нравственную ситуацию в гражданском обществе, магистральные направления развития государства.

Достижения национальной культуры возвышают людей, способствуют росту патриотического сознания, укрепляют имидж Республики Беларусь среди мирового сообщества.

Лучшие черты национального характера и быта – трудолюбие и терпимость, миролюбие и гуманизм, гостеприимство и уважение к другим народам – сформировались через многовековое культурное наследие белорусского этноса.

Сегодня, когда с экрана телевизора и из печатных СМИ практически вытеснены прежние герой-ученый, передовой механизатор, рабочий, доярка, колхозник, космонавт, офицер, воин-патриот, национальная культура призвана защитить нас от того, что олицетворяет собой передовой уровень рыночной «демократии»: насаждение правового нигилизма, вседозволенности, культ насилия и моральной дезадаптации, пропаганда девиантных форм сексуальности (по существу – морального уродства).

Хотим мы этого или нет, но обратиться к такой философской категории, как «патриотизм», нас заставляют реалии современной жизни.

Закон определяет правовые основы создания и деятельности религиозных организаций исходя из: права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии; равенства религий перед законом; признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа; духовной, культурной и исторической роли Католической церкви на территории Беларуси; неотделимости от общей истории народа Беларуси Евангелическо-лютеранской церкви, иудаизма и ислама; необходимости содействия достижению взаимного понимания , терпимости и уважения религиозных чувств граждан в вопросах свободы совести и вероисповедания.

В современной Беларуси, где конфессии переживают свой Ренессанс, христианские традиции призваны выполнять в обществе функции гармонизирующего и стабилизирующего фактора, способствующего сохранению сложившегося социального порядка.

Христианский идейный потенциал гуманистического подвижничества стимулирует не столько уход от мира во имя собственного спасения, сколько обращение к высшим примерам морального самоотвержения, служения Родине. История христианства явила обществу идеалы милосердия и преданности и в образах белорусских святых-мучеников, просветителей, деятелей церкви (в Белорусской Православной Церкви – например, преп. Евфросиния Полоцкая, Кирилл, епископ Туровский, святые виленские мученики и др.; в Белорусском Костеле – св. Казимир, св. Андрей Боболя и др.), на которые ориентируются белорусские христиане в своих отношениях к человеку и обществу.

Особую психологическую роль приобретает религия во время войны, когда необходимость самопожертвования во имя защиты родных и близких людей, своего Отечества сочетается со свойственным человеку страхом смерти.

Христианская традиция содержит ряд положений, мобилизующих воина на ратный подвиг во имя Родины. Это – преодоление страха смерти в бою верой в бессмертие души, в Божий промысел и в правое дело; понимание того, что сопротивление злу силой и оружием не является грехом всюду, где оно объективно необходимо, или где оно оказывается единственным, или наименее неправедным исходом. Защита Отечества для наших предков-христиан всегда считалась священным долгом. В связи с этим библейская заповедь «Не убий» трактовалась следующим образом: «Шестою заповедью Бог запрещает: отнимать у людей жизнь насилием или хитростью и всяким образом нарушать безопасность и спокойствие ближнего, и поэтому этой заповедью запрещаются также ссоры, гнев, ненависть, зависть, жестокость. Но против шестой заповеди не грешит тот, кто убивает неприятеля на войне, потому что войной мы защищаем Веру, Государя и Отечество наше. Справедливую войну сам Бог благословляет, поэтому и именуется Господом воинств. Военная служба есть прямое исполнение заповеди Господней: нет больше той любви, как «положить душу свою за други своя» (из «Краткого молитвенника для православных воинов». М., 1915) .

В основанной на христианских нормах патриотической традиции белорусов сложился тот потенциал, который помог нашему народу консолидироваться, выживать и побеждать врага в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Учитывая высочайшую мобилизующую роль религии, во время Великой Отечественной войны отношения Советского государства, избравшего атеизм в качестве государственной идеологии, к религиозным организациям значительно трансформировались. Были легализованы государственно-церковные отношения. В 1943–1944 гг. были созданы Совет по делам Русской православной церкви и Совет по делам религиозных культов, возобновил свою деятельность Московский Патриархат Русской Православной Церкви, начали выходить на свободу репрессированные ранее архиереи и начал издаваться журнал Московской Патриархии.

Сегодня можно утверждать, что в Республике Беларусь произошло полное восстановление исторически сложившейся конфессиональной структуры, где наибольшую часть по количеству верующих составляют православные христиане. Христианские традиции оказывают большое влияние на многие стороны жизни белорусского общества. Хотя это влияние проявляется сильнее всего в духовной сфере, общественном и семейном быту, оно заметно сказывается и на многих аспектах материальной культуры, традиционных хозяйственных занятиях, политической ориентации, оказывает существенное влияние на формирование патриотического сознания.

С созданием независимого государства Республики Беларусь оформилось принципиально новое конфессиональное образование, соответствующее статусу этого государства – Белорусская Православная Церковь. Активно идут и процессы становления Белорусского Костела. Происходит возрождение духовных традиций, в том числе и традиций военно-патриотических. Подтверждением этому является ряд договоров, заключенных белорусским государством с Белорусской Православной Церковью, в том числе договор между Министерством обороны Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью, направленный на военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание военнослужащих и социально-психологическую работу Церкви в армии.

По оценке современных православных авторов, политический смысл существования армии, основанной на христианских принципах, заключается в борьбе за правое дело, в предотвращении войн, в способности к самообороне, в утверждении прочного мира, в противодействии насилию. Армия призвана пресекать зло, эффективно сдерживать любых потенциальных агрессоров (внешних и внутренних), убедительно демонстрировать на практике действенность известного библейского изречения «Поднявший меч от меча и погибнет» и тем самым способствовать устойчивому развитию сильного и эффективного государства.

В белорусской армии, безусловно, служат представители не только православной конфессии. Так, на защитах рубежей нашей страны только в 2004 году десятки пограничников католического вероисповедания проявили лучшие христианские качества – доблесть, отвагу и мужество. Честно выполняют свои обязанности на службе Родине представители других конфессий. Белорусское государство проявляет открытость и готово к сотрудничеству в деле патриотического воспитания со всеми исторически распространенными в нашей стране конфессиями.

Взвешенная позиция государства, поиски компромиссов на пути создания гармоничного общества способствуют тому, что в настоящий период государственная идеология включает в себя и общехристианские ценности. В белорусской культуре заложены уникальные возможности для привлечения потенциала христианских конфессий к сотрудничеству в деле воспитания патриотизма. Прежде всего, это сложившийся на белорусских землях культ чудотворных икон, равно почитаемых как православными, так и католиками. Образы Божией Матери Жировичской, Белыничской, Виленской, Ченстоховской и других веками вдохновляли на подвиг поколения наших предков. Использование христианских ценностей важно сегодня не только для восприятия традиций предков, но и для духовной консолидации общества, укрепления патриотических чувств у подрастающих поколений.

Военно-патриотическое воспитание и БРСМ

Одними из основных направлений деятельности Белорусского республиканского союза молодежи являются пропаганда здорового образа жизни, воспитание у молодого поколения активной гражданской позиции, военно-патриотическое воспитание молодежи.

Территориальными организациями БРСМ активно реализуется программа «Олимп» по пропаганде здорового образа жизни, оздоровления и туризма молодежи, в рамках которой в июле 2004 года был организован первый республиканский фестиваль здорового образа жизни «Олимпия», собравший около 1000 человек и посвященный 60-летию освобождения Беларуси.

Под патронажем БРСМ создан 101 клуб патриотическо-спортивной и туристической направленности. Ведется работа по приобщению молодежи к белорусской культуре, национальным традициям.

В ознаменование 60-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне Белорусским республиканским союзом молодежи и Республиканским советом Белорусского общественного объединения ветеранов принят совместный план по подготовке, участию и проведению торжественных мероприятий.

Работники БРСМ принимают участие в работе Белорусского общественного объединения ветеранов, организуются совместные выступления в средствах массовой информации . Совместно с Министерством образования, Министерством обороны, Белорусским республиканским объединением ветеранов проведена встреча учащейся молодежи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Определенная работа ведется по развитию молодежного, социально ориентированного туризма. В 2004 году организовывались поездки школьников по местам боевой славы (мемориальный комплекс «Брестская крепость – герой», мемориальные комплексы «Хатынь», «Курган Славы» и т. д.).

Белорусский республиканский союз молодежи реализует ряд проектов, направленных на героико-патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи. Активисты организации проводят и принимают участие в мероприятиях Вахты памяти, благотворительных акциях «Молодежь – ветеранам», тематических встречах с ветеранами войны и труда, акции «Счастливой службы, солдат», походах по местам боевой славы, краеведческой работе, конкурсах и викторинах, военно-патриотической игре «Зарница», фестивалях патриотической песни.

БРСМ активно участвует в благоустройстве памятников, захоронений воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, благоустройстве, озеленении городов и сел под лозунгами «Память о павших храним мы в сердцах», «Поделись теплом души своей». Всего за организациями БРСМ закреплен 3 101 мемориал и памятник воинской славы.

Реализуется перспективный план двустороннего сотрудничества между Министерством обороны и ОО «БРСМ». На 5 января 2005 года в Вооруженных Силах Республики Беларусь создано 152 первичные организации, которые насчитывают 4 565 человек.

В рамках двусторонних планов сотрудничества разработан проект Положения о Вахтах памяти по увековечению защитников Отечества и жертв войн. По всей республике работники организационных структур ОО «БРСМ» участвуют в торжественных отправках призывников в ряды Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Белорусский республиканский союз молодежи активно сотрудничает с Министерством внутренних дел, с которым разработан перспективный план двустороннего сотрудничества. На 5 января 2005 года в органах и подразделениях внутренних дел создано 236 первичных организаций, которые насчитывают 4 920 человек. Активной является работа с внутренними войсками МВД. На 5 января 2005 года во внутренних войсках МВД создано 48 первичных организаций, которые насчитывают 1 476 человек.

Белорусский республиканский союз молодежи издает информационно-методические вестники, сборники по вопросам спорта, оздоровления и туризма, патриотического воспитания молодежи. Деятельность Белорусского республиканского союза молодежи по организации и проведению спортивно-оздоровительных, туристических, патриотических мероприятий постоянно освещается средствами массовой информации.

Суть белорусской национальной идеи заключается в осмыслении бытия белорусского этноса, его исторического наследия, национальной идентичности и самобытности, гене-

тических истоков, исторического предназначения, особенностей национального характе-

ра, геополитического положения и роли в глобализационных процессах современности.

В национальной белорусской идее воплощается историческое стремление белорусского народа к свободе, самостоятельности и благосостоянию, сохранению и развитию белорус-

ской науки, белорусского языка и белорусского государства.

Формирование белорусской идеи имеет глубинные корни и представлено как в социально-философской и общественно-политической форме (Ф.Скорина, С.Будный, С.Полоцкий,

А.Гарун, Н.Абдиралович-Канчевский и др.), так и в образном, художественно-литератур-

ном выражении (К.Калиновский, Я.Колас, Я.Купала, М.Богданович, Ф.Богушевич, В.Лас-

товский).

Национальная идея является источником духовного обогащения, высоких гражданских качеств, возрождения исторической памяти и национального самосознания, чувства гра-

жданской гордости и патриотизма, национально-культурного возрождения Беларуси.

Национальная идея формируется лишь в контексте традиций национальной культуры.

Национальная культура – культура определённой нации, сложившаяся на протяжении её

исторического развития. Белорусская национальная культура сложилась на основе куль-

туры белорусского этноса во взаимодействии с культурами других этнических групп – украинцев, русских, литовцев, евреев и др. Своеобразие белорусской культуры в её «пог-

раничном» характере. Это обусловлено географическим положением Беларуси (между

Западом и Востоком), прохождением через страну двух больших культурных регионов –

православно-византийского и римско-католического.

Это пограничье выполняло двойную функцию. С одной стороны, белорусская культура

восприняла лучшие достижения западной и восточной культур. С другой стороны, именно пограничье и постоянное нахождение в сфере различных культурно-цивилизационных влияний не дали белорусской культуре возможности до конца самоопределиться, выбрать

свой «путь». Проблема поиска своего пути развития была характерна для белорусской культуры на протяжении всей её истории. В последние десятилетия вопрос культурной самоидентификации приобрёл наибольшую остроту. Это связано и с достижением независимости и с теми глобальными изменениями, которые происходят сейчас в мире.

Белорусам сегодня необходимо самоопределиться, «найти самих себя», иметь довольно

сил, что гарантировало бы равноправное участие в свободном обмене передовыми идеями и течениями мысли в духовной жизни восточного и западного регионов, помогло процес-

су самоидентификации и формированию чувства патриотизма.

Патриотизм (от греч. patris – родина, отечество) – идея, чувство и действия, выражающие любовь и преданность Родине. Это уважение к историческому прошлому своего народа,

гордость за его достижения и горечь за неудачи, беды и ошибки предков и современников, активная деятельность по созданию нового, прогрессивного. На современном этапе разви-

тия Республики Беларусь патриотизм приобрёл особую значимость и приоритетность.

Жизнь неумолимо требует объединения всех патриотических сил для решения задач демо-

кратического реформирования общества и государства, возрождения и обогащения нацио-

нальных традиций, упрочения связей с другими странами и народами. Обязательной сто-

роной подлинного патриотизма является уважение к другим народам, их языку, культуре,

Формирование патриотизма несовместимо с национализмом . Сущность национализма сос-

тоит в абсолютизации собственной национальной исключительности с одновременным недоверием к чужим этническим общностям, а в крайних проявлениях – отказом им в

праве на существование.

Главная угроза для независимости Беларуси - не «зеленые человечки», а то, что не сформирована гражданская нация.

В декабре 2014 года институт Гэллапа (США) провел межстрановое исследование, в котором, в частности, изучалась готовность граждан воевать за свою страну. Самый высокий уровень патриотизма (разумеется, речь идет о декларациях) был зафиксирован в арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки - 77%. Общемировой показатель оказался заметно ниже - 60%.

Что касается Европы, то она оскандалилась. Посудите сами: Франция - 29%, Великобритания - 27%, Германия - 18% (среднеевропейский уровень - 25%).

А как на этом фоне выглядит Беларусь? Согласно официальной доктрине - и это не раз проговаривал Александр Лукашенко - «наша идеология - это глубочайший патриотизм». К сожалению, все мои попытки отыскать на сайтах государственных социологических служб результаты исследований, которые могли бы подтвердить официальную доктрину, закончились безрезультатно. Поэтому в очередной раз пришлось воспользоваться данными НИСЭПИ.

Как следует из таблицы 1 , доля белорусов, декларирующих свою готовность с оружием в руках защищать территориальную целостность страны, не дотянула до четверти. При этом желающих защищаться от полчищ агрессоров с Запада оказалось на 4 пункта больше, чем с Востока.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Если бы Россия (страны НАТО) вооруженным путем попыталась присоединить к себе всю территорию Беларуси или ее часть, как бы Вы действовали? » , %

вариант ответа

Россия

НАТО

сопротивлялся бы с оружием в руках

стремился бы приспособиться к новой ситуации

приветствовал бы эти изменения

затруднились ответить

(март 2015 года)

Таблица позволяет нам оценить и долю потенциальных коллаборационистов («пятой колонны») в белорусском обществе. Она колеблется в пределе от 10% до 15%. Но это открытые коллаборационисты. Обратите внимание на последнюю строку. Каждый пятый респондент даже на уровне декларации не способен определиться: ему приветствовать агрессоров или оказывать им сопротивление?

Но самым популярным оказался ответ: «Стремился бы приспособиться к новой ситуации». Как тут не вспомнить многочисленные анекдоты о толерантности белорусов.

На языке социологии подобное поведение принято называть «понижающей адаптацией». Вот как описывает его классик российской социологии Юрий Левада : «Простейший и самый очевидный вариант поведения «человека обыкновенного» - приспособительный (понижающая адаптация, снижение запросов, устойчивая тревожность «как бы хуже не было», сочетаемые, впрочем, с надеждами на «чудо твердой руки»)» .

У каждого агрессора своя «пятая колонна»

При такой социологии обеспокоенность национально сознательных граждан по поводу сохранения государственной независимости Беларуси выглядит более чем обоснованной.

В этой связи приведу цитату из интервью , которое бывший руководитель кампании «Говори правду» поэт Владимир Некляев дал 15 мая белорусской службе радио «Свобода» в связи с намерением создать общенациональное движение «За государственность и независимость Беларуси»:

«Все-таки мы имеем очевидную угрозу нашей государственной независимости. То, что заявляет Лукашенко, что у него какие-то есть силы для того, чтобы справиться с любым врагом, «который посмеет посягнуть хоть на кусок белорусской земли», это все - пустой ветер. Потому что нет таких сил, так как не созданы национальные силы, которые бы отстаивали Беларусь» .

Таблица 2 позволяет нам сравнить социально-демографические и политические портреты противников/сторонников агрессии со стороны России и НАТО.

Различия между портретами оказались вполне ожидаемыми. Готовность сопротивляться с оружием в руках против российской агрессии декларируют преимущественно люди молодые и образованные, при этом противники Лукашенко - в два раза чаще, чем его сторонники.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Если бы Россия (страны НАТО) вооруженным путем попыталась присоединить к себе всю территорию Беларуси или ее часть, как бы Вы действовали?» в зависимости от возраста, образования и отношения к Лукашенко, %

Россия

НАТО

возраст:

18-29

30-39

40-49

50-59

от 60 и старше

образование:

начальное

неполное среднее

среднее общее

среднее специальное

отношение к Лукашенко:

доверяют

не доверяют

(1 - «сопротивлялся бы с оружием в руках»; 2 - «стремился бы приспособиться к новой ситуации»; 3 - « приветствовал бы эти изменения»)

Нет смысла пересказывать словами всю таблицу, но рекомендую обратить внимание на две ее последние строки. В случае прихода «зеленых человечков» из России «пятая колонна» на два трети будет состоять из сторонников Лукашенко, а в случае агрессии со стороны Запада - на четыре пятых из его противников.

Гражданская нация у нас пока не сформирована

По мнению Лукашенко, «для нашего народа главными национальными ценностями являются мир, независимость, общественное согласие и стабильность» . Мир, общественное согласие и стабильность - ценности универсальные. Их ценят не только нации (до этого уровня еще надо дорасти), но любые сообщества людей - от семейных до этнических.

Однако там, где нет зрелой нации, нет и не может быть представления о ценности независимости. А как же Европа? Это непростой вопрос, развернуто ответить на который не позволяет формат этой статьи.

Я попытаюсь, но предельно кратко. Для этого необходимо вернуться к результатам опроса института Гэллапа: уровень патриотизма в Европе - 25%, в арабских странах - 77%.

В исламских обществах многие представляют мир как бинарную (двухполюсную) конструкцию. Один полюс - погрязшая в грехе окружающая реальность, другой - рай небесный. Мощное «силовое поле», возникающее между полюсами, и порождает социальную энергию, которую принято называть пассионарностью.

В Европе жесткий дуализм остался в прошлом. Мир европейца стал антропоцентричным. Европеец поклоняется общечеловеческим ценностям. И когда на них покушаются (вспомним расстрел редакции французского еженедельника Charlie Hebdo ), миллионы людей выходят на акции протеста.

Что касается типичного белоруса, то веру в рай он, как правило, потерял, а веру в самоценность человека так и не приобрел. Поэтому, если сравнивать с Европой, то за схожими показателями патриотизма скрываются принципиально отличные культурные основания.

Знаете, в каком городе Советского Союза пешеходы никогда не переходили улицу на красный свет? В Минске! Белоруссия ещё в нашей прошлой советской жизни восхищала меня большим порядком, чем даже в прибалтийских республиках.

Недавно меня так «обезэнергетила» московская суета с её повышенным – употреблю модное слово – «трафиком» жизни, что я не выдержал и решил поехать на три дня отдохнуть не в Париж, не в Канны, а … в Минск! Да-да, чтобы сгонять во Францию или Италию ума нынче много не надо. А в Беларусь, да ещё на отдых, отважится лишь тот, кто знает современную примету: «Если елевидение нас убеждает, что где-то очень плохо, значит там точно хорошо!» Ведь согласно ещё одной не менее современной примете: «Что трудящемуся в радость - то политику смерть!»

Пятизвёздочный отель, словно в центре Рима, но дешевле. Музеи, галереи… Всё лучшее, что было накоплено за годы советской просветительской мощи, не разворовано торгашеской демократией! Отреставрированные за счёт государства здания театров. Помещения в них не сдаются под бутики, автосалоны и залы игровых автоматов… Деньги на декорации для спектаклей никто из режиссёров, унижаясь, не клянчит у спонсоров. Продюсеры не указывают им, что согласно результатам проведённого маркетинга в «Евгении Онегине» для рейтинга Татьяна должна минимум два раза раздеться, а Онегин её хотя бы разок обматерить; Гамлета желательно изобразить геем, а трёх сестёр – лесбиянками…

В Театре оперы и балета только хор – более 100 человек! Симфонический оркестр – один из лучших в Европе. В балетной труппе, по-моему, тоже более 100 танцоров. И все они на государственных зарплатах! Открывается занавес и я попадаю в своё детство, когда приходил в театр и первое «ах!» вырывалось от сказочно-волшебных декораций. Кто-то скажет: «Не маркетингово!» Но билеты я не мог достать. Пришлось звонить директору театра и бесстыдно напрашиваться в гости.

Почему нам пытаются представить Беларусь как отсталую страну? Потому что в ней не верховодят олигархи и иже с ними те, кто «из грязи в князи»! Не дай Бог узнает российский народ, что где-то кто-то живёт спокойнее. Потому и надо было взорвать это равновесие, хотя бы во время выборов. Несколько совершенно разных людей мне сказали примерно одно и то же: «Большинство кандидатов в президенты очевидные провокаторы. За западные подачки подставили страну. А власти повелись и, к сожалению, поймались на этот нехитрый западнючий крючок!»

Только одна журналистка из тех, с кем я разговаривал в Минске, гневно заявила: «Вам легко так рассуждать о нашей жизни. А у нас, между прочим, нет свободы слова!» На это я ей ответил: «А у нас в России она вроде как есть, а что толку? К этому слову кто-нибудь прислушивается?» Если трезво оценивать современное мироустройство, то кому вообще эта сегодняшняя «свобода слова» нужна? Бездарным кино- театро-режиссёрам для того, чтобы ставить якобы гениальные спектакли и материться со сцены… Я уже не раз упоминал, что в пермском театре оперы и балета в спектакле «Кармен» тореадоры по ходу действия несколько раз мочатся в унитазы. Ура! Свобода слова! Причём, в первую очередь – нецензурного слова.

В 90-ые годы этой свободы слова у нас было - захлебнись! Каждый орал что хотел хоть на Красной площади, хоть у Спасских ворот, хоть у Дома правительства и про президента, и про власть… А торгашеский караван плутов шёл себе и никого не слушал. За 10 первых лет после наступления «спасительной» демоНкраДии у нас в России в бандитских войнах и разборках было убито более миллиона человек! И это не считая войны в Чечне. В Беларуси тоже есть бандиты. Только их, во-первых, значительно меньше в процентном отношении, а во-вторых, когда в своей «несвободной» стране им становится невмоготу, хочется кого-то подстрелить, «заказать», подвесить за ноги, они едут к нам в Россию! Шутка ли, в Минске, да и в других городах Беларуси, можно спокойно по вечерам гулять по улице! Днём не бывает пробок! Чиновники в таком количестве не шныряют с «мигалками», строя из себя небожителей. Белорусская таможня никогда не позволит себе устроить праздничный шабаш на работе, как во Владивостоке. Их министры по сравнению с нашими – пляжные бомжи. Потому что не занимаются с утра до вечера «качем бабок». Я думаю, у большинства из них нет даже оффшорных счетов. Кто из наших «бояр-единорогов» будет после этого их уважать? Они не носят костюмы от «Бриони», часы с бриллиантами, их жены не затыкают уши берушами с изумрудами, у них нет недвижимости, оформленной на всех родственников, включая любимую Жучку. Государство продолжает заботиться о Союзе писателей, композиторов… Бесплатное образование! Бесплатная медицина! Можете мне возразить: «Она никудышная!» А у нас, что «кудышная»? И у нас такая же, но только за большие деньги.

Да, в Беларуси есть инакомыслящие-диссиденты. Но кто они? Во-первых, масса бизнесменов, которым не дают всей этой массой присосаться к казне по российскому бизнес-стандарту. Давайте вдумаемся, кто у нас в России успешные бизнесмены? Те, кто наладил с помощью чиновников деньго-отсос от казны. Кстати, интересно - случайно в русском языке слова «казна» и «казнить» от одного корня? Или это намёк?

А разве можно сравнить дороги белорусских окраин с нашими колдобистыми?

Образование в Беларуси никогда не переведут на всего лишь четыре обязательных предмета в школах, среди которых нет ни государственного языка, ни истории. Вот это всё и бесит Запад. Жалко, что мы в России до сих пор заворожены западными гипнотизёрами и подражаем им в своём отношении к Беларуси. Причём, делаем это бездарно, топорно. Когда в прошлом году российская власть предъявила претензии по части долгов к Батьке, тот спокойно посчитал и ответил: «Это вы нам должны, а не мы вам!» И, к сожалению, оказался прав!

Я не удивлюсь, если скоро те российские родители, которым не хватает денег на обучение детей в Англии и Америке, будут отправлять их учиться в Беларусь. К тому же, в Беларуси ещё и гораздо безопаснее. И люди доброжелательные в большинстве своём.

Очередь в магазине. Мой коллега - режиссёр рижского театра первый день в Минске. Ещё не разобрался в здешних деньгах. Протягивает кучу банкнот продавщице.

Может, выберете сами, что вам нужно?

Продавщица берёт две банкноты, и невероятно, но …. очень подробно отчитывается, сколько она должна дать сдачу.

Да что вы… Не надо… Я вам верю… Очередь ждёт!

Из очереди:

Да не волнуйтесь, мы подождём! А вы откуда?

Из Риги.

Ух, ты! – удивляется продавщица. - Ну как вам у нас в Минске, нравится?

Как же я вам расскажу? Очередь ждёт!

Из очереди:

Да вы не волнуйтесь, мы подождём! Кстати, действительно, как вам у нас в Минске?

Можете представить подобный разговор в Москве? Особенно слова из очереди: «Мы подождём!»

Конечно, Запад бесится, что никак не может «впрыснуть» в Беларусь свою очередную «банановую» или «голубую» революцию и превратить белорусов в экономических невольников.

Да, в магазинах даже в Минске нет такой товарной вакханалии, как в Москве, и такого разнообразия в ресторанах карпаччо, буратто, мокрелей, фокаччо и тарталлини… Но это же замечательно! Ведь большая часть сточных продуктов, которые нам в Россию сливают с Запада, есть опасно. Это же продукты не пищевой, а … химической промышленности!

А ещё недовольны порядками в Беларуси местные журналисты и проститутки. Понимаю - тем, и другим живётся хуже, чем в России. Страна, на которую жалуются журналисты и проститутки – добропорядочная страна! В Россию сегодня съезжаются девушки с заниженной планкой социальной ответственности из всех стран-спутников. Мы – держава нефти, газа и … проституток! Поэтому мы даже не держава - мы одна большая скважина!

Мой молодой друг, рижанин Гарри Польский, руководит командой КВН в Стокгольме, которая образовалась там из русскоязычных эмигрантов. Он рассказывал: те, кто уехал из Беларуси, в основном, жулики и бандиты, поскольку даже в Швеции жульничать им проще, чем в Беларуси. Некоторые из них сейчас на родине в розыске.

Но, пожалуй, самое ценное – в Беларуси государство заботится о крестьянстве. Исконно славянский труд – мирное земледелие. Если в России по белорусскому примеру не возродят земледельчество, неоткуда будет в скором времени черпать порядочных людей. Мелкий бизнес, о котором заботятся наши управленцы-чубайсята, воспитывает, в основном, мелкопорядочных.

Есть точный критерий, кто живёт лучше в России, а кто – в Беларуси. Крестьяне – в Беларуси. Рабочие – одинаково бедны и там, и там. В России же гораздо вольготнее и прибыльнее жить олигархам, чиновникам, бизнесменам – т.е., всем НЕтрудящимся.

Эх, сегодня бы поучиться нам у белорусов! Ведь они наши братишки, а не братки!

После всех этих размышлений вызывает недоумение сегодняшние действия белорусской власти. Зачем так подставляться? Жестоко разгонять демонстрации, бить журналистов, сажать их в тюрьму? Лишать виз тех иностранцев, которые резко и критично высказались о белорусской власти? Драчливость недостойна сильных людей! Кто от неё выигрывает? Только противники! Те, кого лишили виз, будут на весь мир кричать: «Вы видите, мы были правы! В Беларуси – тирания!» Неужели нельзя быть хитрее? Ну, разбил демонстрант окно… В суд! И приговор: сделать за свой счёт евроремонт во всём доме! В следующий раз задумается: идти ли вообще на демонстрацию? Зачем из журналистов, которые борются за демократию по заказу Запада, делать героев? Из демонстрантов, сдуру или под гипнозом московского воровского гламура поверивших в светлое демократическое будущее, - освободителей белорусского человечества? Избивать журналистов – мелко и недостойно тех, кто заботится о театрах, музеях и крестьянах. Месть вообще неблагородное дело и неблагодарное. Я уже расшифровывал как-то, что слово «месть» означает «меня ест». Если у наших братишек так будет продолжаться и впредь, то очень скоро западные плуто-демократы получат на руки все козыри. И предостаточно найдётся тех, кто поверит, что со сменой власти все поголовно в Беларуси будут олигархами с яйцами Фаберже.

Я часто гуляю вечером по Юрмале. Если из-за забора на меня лает собака, я же не становлюсь на четвереньки, и не облаиваю её в ответ!

Власть злится и проявляет излишнюю силу, стращает своими мускулами, когда трусит. Зачем трусить белорусской власти? За неё главная часть народа - трудящиеся. Правда, у НЕтрудящихся больше возможностей и средств. Конечно, это нельзя сегодня не учитывать. Но клин надо вышибать клином. Их же методами. Вон, американцы, во имя демократии умудряются завоёвывать целые страны, и при этом никто их в тирании не обвиняет. А правителей, которые заботились о своих народах и пытались приструнить бояр, сенаторов, конгрессменов, спекулянтов, в истории потом называли тиранами и грозными!

Гостиница. Стойка администрации. Я заполняю анкету. Подходят крутой бизнесмен-москвич. Наших «москалей», испорченных понятием «всё включено», видно сразу – на понтах, зубы веером…

У вас Health Club-то есть? А массажистки? Они эротический массаж делают? – совершенно не смущаясь, задаёт он вопрос белокурой "ресепшионистке".

Девушка за стойкой покраснела. Ой, и врезала бы ему сейчас! Но 5-звёздочный менеджмент не позволяет. И всё-таки не сдержалась, и довольно резко, рискуя быть уволенной, ответила:

У нас (она особенно выделила «у нас») этого нет. В слово «нет» вложила всю гордость за Отчизну.

Бизнесмен хмыкнул заносчиво:

Какая ж вы всё-таки отстойная страна! Когда же, наконец, станете современными?

Я не выдержал и бессовестно встрял в разговор:

В Беларуси потрясающий эротический массаж делает ОМОН! Могу дать телефончик!

«Крутой» шутку не оценил, побагровел от злости, не зная, что ответить приставучему задирику. Зато благодарная «ресепшионистка» мне улыбнулась так, как, наверное, не улыбаются даже специалистки по эротическому массажу на 6-звёздочных европейских курортах…

mzadornov.livejournal.com

Очень понравилась шутка про ОМОН:)

Алексей, возраст: 34 / 29.01.2015

Надо всех недовольных выслать на 5 лет в РФ. Будь у Белоруссии столько природных ресурсов как в РФ, может и уровень жизни был другой. Хотя тогда воры захватили бы такой лакомый ресурсный кусок. Надеюсь, Белоруссию не съедят.

Игорь, возраст: 26 / 24.06.2013

Отписывалась в соседней теме "Общественный резонанс на события в России и в мире" уже, не хочется повторяться. Только уж извините, там три разных подписи у меня были. Всё будет хорошо, Екатерина Витебск и Екатерина Бел (так уж получилось). Скажу только, что для иностранцев вполне возможно - Беларусь именно такая. Но поверьте, утверждение "хорошо там, где нас нет" тут работает не хуже чем где-либо. Статья настолько сладкая, что при всей моей любви к Задорнову, это читать противно... А россияне хотят в это верить разве что потому, что свою страну хотят как можно больше унизить, уж простите..

Екатерина, Бел. , возраст: 24 / 16.03.2012

Не знаю, год назад ездили в отпуск в Белоруссию. Наслушались от знакомых рассказов как там хорошо. В Минске жили только несколько дней,поскольку мы большие любители загорода - уехали в глубинку. Сняли домик. Муж общался с местными и хозяином этого самого домика. Оказалось, что большинство населения как раз очень недовольны ситуацией в стране, живется им далеко не сладко. А высказывать недовольство боятся - загребут. И действительно, там столько милиции!!! Мы ходили и удивлялись зачем столько? Лишь после общения с местными стало понятно зачем. И это год назад, когда ни о каких "недовольствах" в Белоруссии нигде речи и не было.

Ладушка, возраст: 25 / 16.08.2011

Власти Белоруссии молодцы, так держать. Правильно что не пускают так званную "опозицию" к власти. Если такое произойдет, будет такое же как в Украине и в России. Все будут красть для себя. Государственные предприятия продадут частным лицам. Спад экономики, снижение уровня жизни граждан будет. Знаем по своему примеру. И что самое большее радует, Президент не дает права Западу и другим странам диктовать свои условия, не прогибается под ним. Беларусь действительно независимое государство. Не только на политической карте формально, но в реальности таковое. Проводит свою национальную политику, и не оглядывается на мнение Запада и не спрашивает разрешения. С уважением к власти, к белорусскому народу гражданин Украины, украинец по национальности.

Дима, возраст: 25 / 31.07.2011

Мне нравится статья. Ярко и без ложной скромности описана реальная жизнь страны и реальные преимущества такой жизни. Всем сомневающимся хочется пожелать учиться на чужих ошибках. Слова "...недовольны порядками в Беларуси местные журналисты и проститутки. Понимаю - тем, и другим живётся хуже, чем в России. Страна, на которую жалуются журналисты и проститутки – добропорядочная страна! ... Мы – держава нефти, газа и … проституток!" - в самое сердце. Видимо, не спроста так Задорнов высказался. Ему, мужчине, обидно небось видеть на улицах нашей страны женский пол в непотребном виде. Даже если это порядочнейшие дамы, одеяние жрицы любви говорит о её полнейшей испорченности, позывов жениться на таких, думаю, у мужчин здравомыслящих просто не возникает. К слову. Вчера вечером гуляла с подругой в городском парке. Мимо шли мамочки с колясками, их довольно много было. Жесть. Одежда - уродство. Мама - это же святое. Такие наряды, которые сейчас на очень многих девушках и женщинах, это не только самовыражение, но и пример для подражания деткам. Если брюки, то их съела попа и видны стринги (особенно мерзостно выглядывающие у тёть за 30, по определению уже имеющим хоть условный, но мозг).Если юбка - то такая, чтоб её не было видно. О макияже в стиле вамп - промолчу. Шшпильки в песочнице, пиво в руках мам, дети, испуганно бегущие сзади, в свои два-три года уже понимающие, что этакое мамино поведение - норма... И последний плевок. Молодые люди похотливо на все эти красоты смотрят, обсуждая с друзьями подробности облика этих, извините, дур, виляющих телами напоказ, а рядом стоят ни в чём не виноватые НАШИ ДЕТИ. Блин.

Наталия Н.Ю. , возраст: 34 / 04.05.2011

Приложение: Лукашенко в интервью газете "Вашингтон пост" обличает американскую "демократию": А ССЫЛКА то ГДЕ? ;))))

Михаил Хасьминский, возраст: 41 / 08.04.2011

В Беларуси медицина действительно плоховата,даже в Минске. Уж не знаю,почему.Остальное все правда.Что касается ментов и ОМОНа,оппозицию пускай прессуют,такова специфика работы в оппозиции.Зато простого обывателя никогда белорусский мент не тронет.Штрафовать за переход,запросто.Но вежливо,без всяких наездов.Да и штраф ерундовый.

Владимир, возраст: 60 / 14.03.2011

Все так и есть!!! Плюсы и минусы познаются в сравнении. Я жил в Питере пару лет, сейчас переезжаю жить в США, но не потому что в Минске мне не нравиться, причины другие. Метод сравнения мне показывает, что Беларусь - отличная страна с верным курсом! К сожалению, Запад и Россия хотят навязать свои правила, и к сожалению, Лукашенко пришлось нарушить закон и демократические правила, чтобы навести порядок в стране. Как бы теперь выкрутиться??? Мне лично будет очень жаль, если страна скатиться до уровня России. России еще расти и расти до Беларуси... Благодаря Народу и фанатизму, работоспособности Лукашенко. В выборе между РФ и Европой, лучше продасться Западу. Они хоть верят в правду своей демократии. Там больше морали, ценностей для счастливой жизни!

)
Идея нации (Иван Ильин )
Опасности и задания русского национализма (Иван Ильин )
Может ли гуляка, бабник быть патриотом? (Дмитрий Семеник )
Национализм не сплотит русских людей (Священник Даниил Сысоев )
Корни национального экстремизма (Александр Галкин )

традиции вооруженных сил республики белорусь
Вопросы:


  1. Многовековые традиции белорусского народа – источник мужества и патриотизма его вооруженных сил.

  2. Боевые традиции Вооруженных Сил Республики Беларусь.

  3. Традиции, связанные с воинскими ритуалами.

Вступление


Вооруженные Силы любого государства имеют свои боевые традиции. Их содержание определяется историческими условиями формирования, общественным и государственным строем страны, господствующей идеологией, характером и предназначением вооруженных сил.

Все они, как концентрация военного опыта, передаваемого из поколения в поколение, в первую очередь, представляют собой сплав былинного, народного героического прошлого и новых форм, правил, обычаев борьбы с врагами Отечества.

Сегодня, как никогда, боевые традиции вооруженных сил приобретают особое значение для обеспечения обороноспособности страны. В настоящее время идеологическое давление на Беларусь беспрецедентно. Против нас ведется необъявленная психологическая война.

Идеология Белорусского государства возникла не на пустом месте. Её необходимо рассматривать как результат менталитета славянских народов и тех исторических событий, которые и определили славянский менталитет. Именно поэтому, в попытке уничтожить нас, как государство, ведется целенаправленная работа по фальсификации нашей истории и уничтожении наших традиций.

Понять это можно, если вспомнить слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко «Отрезая нас от исторических корней, они хотят лишить народ героического прошлого и уверенного будущего. Хотят отнять у нас великую Победу».

Поражение армии начинается в мозгах военнослужащих. Армия, проникнувшаяся духом поражения, не имеющая гордости за свою боевую историю, не может быть боеспособной. В тоже время армию, уверенную в своей победе, можно уничтожить, но победить – невозможно.

Именно поэтому, сегодня, как и тысячу лет назад, традиции патриотизма белорусских вооруженных сил является важнейшим, если не определяющим фактором обеспечения безопасности Белорусского государства.

В такой ситуации необходимо вернуться к истокам традиций патриотизма нашего народа. Именно опираясь на исторический менталитет славян и православие, можно и нужно - строить патриотическое общество.
1

В чем же состоят особенности славянского менталитета и чем он отличается от менталитета других народов? Откуда у нашего народа столь глубокое чувство патриотизма? Почему Белорусский менталитет не приемлет идеалы западной демократии?

Для ответа на эти вопросы необходимо обратиться к нашей истории. На формирование образа жизни славян большое влияние оказала православная религия, язычество, ставившее на первое место волю человека, и исторические события, которые и определили отличие православия от католицизма.

По Русским традициям только пожарища

За нашей спиной, разметав позади,

На наших глазах умирали товарищи

По-русски рубаху рванув на груди.

Что бы осмыслить и понять эти стихи необходимо сравнить историю славянских племен с историей западных государств. Что ожидало западного солдата в случае поражения его армии в бою? Зачастую он просто переходил на службу к победителю. Главным для него было спасти свою жизнь и сохранить те ценности, которые он уже успел накопить. Именно поэтому Европа, понеся минимальные потери, капитулировала перед фашизмом. Народы Европы оказались неготовыми жертвовать своими жизнями .

Совершенно другая психология была у русского человека. На Русской земле более 200 лет хозяйничали татары. В первом сражении на реке Калка, татары уничтожили всех пленных. Если осажденный город сдавался, в нем вырезалось все население, включая женщин и детей. Бросить оружие означало не только погибнуть самому, но и отдать на смерть свою семью.

Такая жестокость была не случайна. Татары были скотоводами и вели кочевой образ жизни. Они не имели возможности длительное время держать в одном месте большую армию. А мелкие кочевья, растянутые по степи, были беззащитны перед ответным ударом, который должен был неизбежно последовать после набега. Татары нашли простой, эффективный и страшный выход: все население захваченного города полностью уничтожалось. Мстить становилось некому.

Само существование славянских племен становилось под вопросом. И именно в этот критический момент начал происходить перелом в сознании русских людей. Славянин начал понимать, что его личная жизнь может прерваться в любой момент и в такой ситуации главным является не материальные блага, не его личное благополучие, а продолжение существования самого его рода . Именно отсюда рождается патриотизм и обостренное чувство справедливости. Русский человек начал понимать, что он только маленькая частичка большого народа. Стало появляться сознание, что абсолютной ценностью является не богатство, и даже не личная жизнь, но существование своего рода.

Эта идеология была поддержана православием, стоящим у истоков становления нашего государства. Забыть свои споры и распри, перед лицом страшной опасности, ради спасения самого существования славян - этому учила православная церковь.

В этих условиях формировался менталитет белоруса.

Из мрака времени до нас доходят первые известия о героической обороне своей земли, от орд гуннов и готов Аттилы Полочанами.

Трудная и опасная жизнь предков белорусов – племен Кривичей, Радимичей, Полочан, Дреговичей, среди озер, лесов и болот в тяжелейших климатических условиях, в тяжком труде на земле и непрерывных войнах выковала знаменитый характер белоруса .

Вся история Полоцкой земли была историей борьбы за свою независимость.

Даже первое упоминание о городе Менске в 1067 году связано с битвой на реке Немиге, и сам город закладывался как крепость.

В знаменитых сражениях со шведами на реке Неве (1240 г.) и с немецкими рыцарями на Чудском озере (1242 г.) прославились Яков Полочанин, Гаврила Олексич, Сбыслав Якунович – сподвижники великого русского полководца Александра Невского, выходцы с белорусской земли.

Героизм и самоотверженность проявили белорусские хоругвии в Грюнвальдской битве (1410 г.) с тевтонским орденом. Дрогнули и стали отступать союзники – поляки, монголы и литвины, но тевтонцам так и не удалось потеснить белорусов ни на шаг. Именно благодаря их стойкости, они гибли, (потери составили более 50%) но не отступали, удалось разгромить ранее непобедимый тевтонский орден.

Яркими примерами мужества и героизма за свою свободу и независимость явились казацко-крестьянское восстание под руководством Северина Наливайко (1595-1596 г.г.) и народное восстание против гнета польских магнатов и католической церкви под руководством Богдана Хмельницкого, которое, наряду с Украиной, охватило обширные области Беларуси.

Патриотизм белорусского населения проявился и в годы Северной войны 1700-1721 г. Навечно сохранилась в памяти народной знаменитая битва при деревне Лесной на Могилевщине. В этом сражении был наголову разбит 16-тысячный корпус шведов, который шел из Риги на помощь основным силам Карла XII. Петр I писал, что бежавших шведов «полесские мужики зело бьют». Победу при Лесной Петр I назвал «матерью Полтавской баталии».

Показательна совместная борьба русского и белорусского народов против общего врага в Отечественной войне 1812 г.

Вместе с братским русским народом на священную войну против вражеского нашествия поднялись и белорусы.

В июле 1812 года в лесах активно действовали партизанские отряды. Особенно широкий размах партизанское движение получило в Витебской губернии, в районе Полоцка. Так, отряд, возглавляемый крестьянином Максимом Макаровым, героически проявил себя в двух сражениях за Полоцк. Барклай де Толли писало о тех днях: «...Партизаны деревню свою защищали от нападения противника и участвовали вместе с казаками в победах над врагом, а также были в битве при штурме города Полоцка».

О мужестве белорусского населения говорят смелые и решительные действия жителей Могилевской губернии. Вооруженные топорами и вилами они вместе с русскими воинами выгнали оккупантов из города. «Я прошу, - писал М.И. Кутузов могилевскому губернатору, - жителям Могилевской губернии, за большое их усердие, объявить в полной мере мою признательность и благодарность». Активно боролись против врага и жители Витебска.

Национальное самосознание белорусов проявилось в борьбе против оккупантов в период войны с буржуазной Польшей в 1919-1920 г.г

Тогда же действовал на Полесье партизанский отряд, руководимый легендарным 70-летним крестьянином Василием Талашом.

Тяжелейшим испытанием для белорусского народа стала Великая Отечественная война. В первые дни войны исключительно тяжелые бои развернулись на территории Белоруссии, ставшей центральным участком советско-германского фронта.

Блестящим образцом верности Родине и воинскому долгу остался для будущих поколений подвиг защитников Брестской крепости.

Находясь в окружении, они более месяца с изумительным героизмом отстаивали ставший для них священным участок родной земли.

Тяжелые неудачи первых дней войны не сломили боевого духа наших воинов, воли к сопротивлению и у мирных жителей республики. Ярким подтверждением тому может служить знаменитая эпопея Могилевской обороны 1941 года. Вместе с бойцами и командирами 172-й стрелковой дивизии под командованием М.Т. Романова плечом к плечу сражались бойцы отрядов народного ополчения, в ряды которых вступили 12 тысяч патриотов.

Самоотверженно сражался с врагом батальон могилевской милиции, под командованием капитана К.Г. Владимирова. У деревни Пашково и поселка Гай ополченцы 3-е суток отбивали яростные атаки гитлеровцев, неоднократно переходя в контратаки. Из 250-ти в живых осталось 19 раненых бойцов.

Беспримерное мужество и стойкость в борьбе с фашистскими захватчиками проявили белорусские партизаны и подпольщики.

Как подчеркнул А.Г.Лукашенко, «важнейший постулат идеологии белорусского государства – патриотизм. В мире знают Беларусь как республику-партизанку, а белорусов – как людей, несгибаемых в борьбе с нацистской чумой».

На территории Белоруссии действовали 1255 партизанских отрядов, они обеспечивали полный контроль над 67-ю процентами территории республики..

С врагом боролись 374 тысячи партизан, 70 тысяч подпольщиков и 400 тысяч скрытого резерва.

В результате боевой деятельности партизан убито и ранено около 500 тысяч солдат и офицеров противника, подорвано более 11 тысяч эшелонов, выведенных из строя 1355 танков и бронемашин, уничтожено 305 самолетов.

За героические подвиги свыше 200 тысяч партизан награждены орденами и медалями, а 74 человека удостоены звания Героя Советского Союза.

Всего же 438 белоруса и уроженцев Белоруссии, воевавших на всех фронтах, участвовавших в партизанском движении, были удостоены звания Героя Советского Союза. Четверо из них - дважды. 65 воинов Белоруссии стали полными кавалерами ордена Славы.

Верность боевым традициям старших поколений защитников Отечества живет и сегодня. Самопожертвование во имя спасения других людей, которое совершил 23 мая 1996 года военный летчик подполковник Владимир Карват, является нормой, для наших военных традиций. Так при выполнении учебно-тренировочного полета на самолете Су-27п возник пожар. На пути горящего самолета находились населенные пункты Арабовщина и Гатище. Летчик увел машину в сторону и, ценою собственной жизни, не допустил ее падения в населенном пункте. За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, В.Н.Карват удостоен звания Героя Республики Беларусь, (посмертно).

Такое же самопожертвование, совершил при спасении пассажиров поезда «Брест-Минск», в 1999 году курсант общевойскового факультета Военной Академии Д.Б.Гвишиани. Указом Президента Республики Беларусь он посмертно награжден орденом «За личное мужество».

Воинские традиции – это соблюдение исторически сложившихся в армии и на флоте и предающихся из поколения в поколение правил, обычаев и норм поведения военнослужащих, связанных с выполнением боевых задач и несением воинской службы.

Воинские традиции имеют огромное значение для духа армии. Чем благороднее они, чем крепче связаны с национальным характером народа, чем больше в них запечатлелось боевого опыта армии – тем более они укрепляют вооруженные силы.

Традиции – это не только история и духовные реликвии прошлого. Это могучее оружие, выкованное и отточенное в борьбе за честь, свободу и независимость. Оно и сегодня служит делу формирования и воспитания мужественных и стойких защитников Родины.

На протяжении столетий формировались славные боевые традиции нашей армии. Многие полководцы и военачальники, офицеры и генералы прекрасно понимали значение воинских традиций и постоянно их культивировали.

Важнейшим видом традиций вооруженных сил являются боевые традиции. Их можно подразделить на:


  1. Общие (преданность Родине, готовность к ее защите, верность присяге, войсковое товарищество, культ Знамени, почетные наименования частей, военные парады);

  2. Боевые (защита командира в бою, самопожертвование и т.д.);

  3. Традиции вида ВС (при заходе в иностранный порт военные корабли отдают салют. Если тонет корабль, то командир его покидает последним);

  4. Рода войск (День танкиста, День ракетных войск и артиллерии и т.д.);

  5. Соединения, части, корабля («Гвардеец в плен не сдается»).
Одной из наиболее древних традиций считается «Культ боевого знамени» . История боевых знамен уходит в далекое прошлое. Используемые для сбора и объединения воинов в бою, они появились в вооруженных отрядах государств Дальнего Востока, Индии, Китая в виде символического видимого издали изображения. Поднятое Знамя означало, что часть жива и сражается. У греков и римлян знамена представляли собой древко, на вершине которого укреплялась фигурка волчицы, совы и орла, у китайцев и индусов – древко с полотнищем, украшенным различными символами.

У всех народов боевое знамя становится принадлежностью воинских формирований. С XV века знамена в большинстве армий приобрели статус святыни для данной боевой части: определилось их место в строю, воздаваемые им почести, обязанности по их защите и сбережению, наказание за их утрату и т.д.

Знамена в Древней Руси назывались стягами. Они устанавливались на месте сбора дружинников. Выражение «постановить стяг» означало в те времена «изготовиться к бою».

Во времена сражений стягами подавались сигналы войскам, около них разгорались, самые ожесточенные схватки. Защитить свой стяг в бою считалось доблестью, захватить вражеский – геройством. Стяги воодушевляли русских воинов, звали вперед на врага.

С конца XV начала XVI века слово «стяг» постепенно заменяется словом «знамя». Со временем вырабатываются правила изготовления и вручения знамен, вводятся определенные ограничения и условия, устанавливаются размеры знамен и их субординация.

Утрата знамени в бою всегда считалась в русской армии тяжким позором. И если полку не удавалось вернуть знамя, то он расформировывался, его вычеркивали из списков армии, и офицеры полка, не говоря уже о солдатах, кровью должны были искупить свою вину.

До революции за взятие вражеского знамени сразу награждали «Георгием». Культ знамени сохранялся и РККА и СА. Так, например, за спасение знамени и ордена 24-й Самаро-Ульяновской Железной дивизии гражданин Д.Н. Тяпин был навечно зачислен в списки одного из полков.

«Почетное наименование полков» (частей) – эта традиция дошла к нам от древних римлян, этому всегда придавалось огромное значение. Римляне, например, давали своим отрядам разные почетные названия в память славных деяний или по именам побежденных народов, например: могучий отряд Августа, верный отряд Траяна, Британский отряд, Парфянский отряд, железный отряд, отряд победителей и т.д.

Гвардейские звания появились в XII веке, когда в Италии был сформирован отборный отряд для охраны государственного знамени, который стал называться гвардией. В XV веке гвардия создается во Франции, в XVII веке – в Англии, Пруссии, России, Швеции.

В России издавна имелись полки, носившие наименования. Еще в 1642 году в Москве были созданы два полка солдатского строя. Один из них получил название Бутырского, ему официально принадлежит старшинство среди наименованных частей русской армии.

Создателем первых гвардейских полков в России стал Петр I. Они были сформированы в 1690 году из потешных войск в составе Преображенского и Семеновского полков, официально получивших звание гвардейских в 1700 году.

«Форма одежды» (честь мундира). Появление формы одежды воинов относится к глубокой древности и связано с необходимостью отличать своих бойцов от воинов противника. В Спарте для этого были введены короткие красные плащи, в Древнем Риме легионеры носили, как правило, одежду белого цвета. Доспехи и вооружение у них были унифицированы, легионы один от другого отличались по цвету перьев на шлемах.

С конца XV века устанавливается одежда сравнительно одинакового покроя и цвета для отрядов и полков, в XVII-XVIII веках в связи с созданием регулярных армий вводится единообразная форма одежды как один из обязательных признаков этих армий. Одеяние воина считалось признаком его чести и отваги. Одной из первых наград была выдача военной одежды. Известен исторический факт: в 1469 году русские воины-устюжане за мужество и отвагу получили от Ивана III сермяги и бараньи шубы.

В России в XVI веке в стрелецком войске впервые было установлено ношение одинаковых кафтанов. В дальнейшем форма неоднократно менялась.

Русские воины всегда ревностно относились к чести своего военного мундира, справедливо олицетворяя ее с честью российской армии, ее боевой славой.

Лишение мундира или каких-либо принадлежностей обмундирования означало бесчестье и служило одним из самых тяжелых наказаний для военнослужащего или даже подразделения, части, когда имело место отступление от устава или малодушие на поле боя.Символика мундиров и погон была в русской армии столь всеобъемлющей, что сам акт лишения офицерского звания выражался в срывании погон с плеч того, кто своим поведением их обесчестил.

Еще более древней является традиция боевых наград. Кому неизвестно имя русского былинного богатыря Алеши Поповича? Но мало, кто знает, что его прототипом послужил храбрый полководец Александр Попович. Когда в начале XIII века Киев осадили половцы, Попович, встав во главе войска, разгромил их. В награду за подвиг, как сообщает древнерусская летопись, киевский князь возложил на победителя золотую гривну – почетнейшую, боевую награду.

Это летописное сообщение – первое известное нам упоминание о награждении особым знаком отличия на территории нашей страны.

Позднее, начиная с XV века, за участие в военных кампаниях или особо важных отдельных сражениях все воины стали награждаться специально отчеканенными медалями. При этом строго соблюдалось сословное различие: чем выше был чин награжденного, тем более значительную по размеру и весу медаль он получал.

При Петре I наградные медали приняли современный вид.

В 1702 году была учреждена медаль за взятие старинной русской крепости Орешек, специальными медалями отмечались участники сражений при Калине, Лесной, Полтавской битвы, Гангутского морского сражения.

В 1698 году в России был учрежден первый орден Св. апостола Андрея Первозванного, в 1725 году – орден Св. Александра Невского.

Унтер-офицеры, солдаты, матросы награждались так называемыми «знаками отличия орденов»: знаком отличия ордена Св. Анны (анненской медалью) и знаком отличия Военного ордена Св. Великомученика и Победоносца Георгия (Георгиевским крестом), введенным в 1807 году. В 1858 году было учреждено

четыре степени последней награды. Это была почетная награда, так как ею отмечались воинские подвиги и «отменная храбрость». Особым уважением пользовались полные Георгиевские кавалеры.

Другими видами коллективной награды за военные заслуги в русской армии были серебряные трубы (в кавалерии – сигнальные рожки). Первым награжден был ими в 1737 году батальон лейб-гвардии Измайловского полка за мужество, проявленное при взятии крепости Очаков. В 1760 году за взятие Берлина около 40 воинским частям русской армии были пожалованы серебряные трубы с соответствующими надписями на них. Эти трубы не только воспевали славу русских воинов, но и сами были ее яркими символами.

Считается, что первым на Руси почетным оружием был награжден стольник Богдан Хитров, которому вручил саблю царь и великий князь всея Руси Михаил Федорович в 1642 году.

В Государственном историческом музее в Москве выставлена шпага, которой был награжден генерал-адмирал М.М. Галицын Петром I за уничтожение шведской эскадры 17 июля 1720 года у Аландских островов.

Екатерина II с 1774 года ввела для отличия за военные подвиги «Золотое оружие» с надписью «За храбрость». Первым этой почетной награды удостоился генерал-фельдмаршал князь А.А. Прозоровский.

Не только армии, но и всему нашему народу присуща еще одна традиция – патриотизм.

Именно в патриотизме – вековой традиции нашего народа – следует видеть нравственные истоки его героизма и мужества. Именно отсюда, рождаются замечательные, боевые традиции нашей армии – героизм, стойкость и самопожертвование. Уместно вспомнить слова Наполеона: «дайте мне русского солдата, и я покорю весь мир» или Бисмарка: «русского мало убить, его надо повалить».

При опасности для жизни офицер подавал личный пример, известен такой случай, когда в швейцарском походе отряд русских войск на виду у противника в нерешительности остановился возле крутого обрыва у селения Урзерн, его командир генерал Милорадович крикнул:


  • Посмотрите, как возьмут в плен вашего генерала! С этими словами он под картечью противника, не оглядываясь, бросился вниз. Солдаты, забыв об опасности, ринулись вслед за начальником. Именно массовый героизм, проявленный в годы Великой Отечественной войны позволил победить, не знавшую ранее поражений фашистскую армию.
3

Самая первая традиция, с которой сталкивается военнослужащий является принятие воинской присяги и вручение боевого оружия молодому пополнению. Это лишь одна из великого множества существующих традиций. Как они зарождались? Известен такой случай: в начале I мировой войны гвардейский кексгольмский полк, направляясь к линии фронта, проезжал небольшой городок. Неожиданно батальонный командир заметил древнего старца, который при виде наших мундиров снял шапку и вытянулся.

Ты что, дед? – спросил батальонный командир. - Почему стоишь смирно?

А как же, – ответил старик, - ведь это же мой родной полк. В таком мундире я еще на туретчину ходил, вот так, батюшка мой.

Батальонный развернул коня и помчался к полковому командиру, тот приказал развернуть знамена во всех батальонах, и торжественным шагом, под музыку полк прошел перед ветераном. В журнал полка в тот же день было записано точное место и время встречи с ветераном. Так родилась новая традиция чествования ветеранов. Особой похвалы заслуживает решение о введении нового понятия в вооруженных силах Республики Беларусь – «Почетный солдат».

Древней является традиция проведения парадов – еще А. Невский практиковал триумфальные шествия, как средство для демонстрации мощи своего войска. Часто их совмещают с салютами. Впервые он бал дан в русской армии после победы в Полтавской битве 21 декабря 1709 года. В советском союзе салют был восстановлен в годы Великой Отечественной войны при освобождении городов Орла и Белгорода.

За особые заслуги перед отечеством предусматривалось военнослужащие могли быть навечно зачислены в списки части.

Были традиции награждения за успехи в ратном труде на бытовом уровне. У моряков за потопленный корабль при возвращении в порт дарили жареного поросенка и котел гречневой каши.

Хорошей является традиция постоянного стремления военнослужащих к совершенствованию военных знаний и боевого мастерства.

Дружба, взаимная выручка и помощь в бою. Суворовский девиз «Сам погибай, а товарища выручай» всегда был одной из ценнейших традиций советских воинов, нормой их поведения, незыблемым законом жизни.

Славная традиция Вооруженных Сил – высокая воинская дисциплина, которая во многом является основой боевой готовности частей и соединений, стойкости и решительности личного состава, как в бою, так и в дни повседневной, боевой учебы, строгое подчинение жизни военнослужащего воинским уставам регламентация отношений между начальниками и подчиненными.

Хорошей боевой традицией является требование знать боевую историю части, ее героев, ее победы в Великой Отечественной войне, достижения в боевой подготовке, в спортивной и культурной жизни. Для этого широко используются музеи и комнаты Боевой славы, Книги почета, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил – героями боев.

Оснащение армии сложным оружием и боевой техникой потребовали от воинов высокой военно-технической подготовки. Хорошей традицией оставшейся нам в наследство от армии СССР является, поддержание вооружения и боевой техники в исправном (боеготовом) состоянии, их бережное хранение, своевременное и качественной обслуживание. Пока техника не будет исправна, расчет с неё не уходит.

Нравственный облик воина, мораль, нравственность и дисциплинированность, его достойное поведение вне территории части – тоже является традицией определяющей облик защитника Отечества.

Вся жизнь военнослужащего, от приема молодого пополнения, до проводов в запас и последнего его дня определяется воинскими ритуалами. И даже похороны и прощание с ним, оказание последних почестей подчиняются воинским традициям.

заключение

Сегодня пропаганда боевых традиций, воспитание на их основе воинов Вооруженных Сил РБ – это воспроизведение героики минувших лет, яркий показ отваги и самоотверженности наших людей на фронтах Великой Отечественной и в тылу. Это создание живой связи нынешнего поколения с предшествующим, его моральной ответственности за полученное историческое наследие. Сохранить и приумножить достигнутое в прошлом, привнести из него в настоящее как можно больше ценного и полезного – это важнейшая задача офицерского корпуса.

Традиции – это золотой фонд Вооруженных Сил. Они передают новым поколениям, вставшим под боевые знамена, любовь к Родине, доблесть и геройство, верность военной присяге и Отечеству.

Традиции – это символы. Живые и настоящие... Они с нами и вокруг нас. Они в делах и свершениях, помыслах и поступках. О них напоминают нам имена бойцов, навечно зачисленных в списки воинских частей, вписанных в названия улиц, боевые ордена на знаменах наших частей, книги, фильмы о нелегкой военной службе, цель которой – надежно защитить Отечество. На прошлое надо учиться смотреть через призму будущего, исходя из задач настоящего.

Преемственность традиций – не красное словцо. Воинские традиции и ритуалы сплачивают и вдохновляют людей, делают их сильнее и мужественнее, пробуждают и укрепляют гражданственность и патриотизм.

Необходимо продолжать работу по укреплению боевых традиций Вооруженных Сил Республики Беларусь, что в современных условиях реформирования имеет особенно важное значение.

Литература:


  1. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993.

  2. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. М., 1945.

  3. Новиков В.П. Воспитание на традициях. М., 1979.

  4. Маринов А.А. Негасимый огонь. Очерки о воинских традициях. М., 1976.

Лектор Центра идеологической работы

подполковник Гамолко С. Н.