Основатель супрематизма. Искусство развивается подобно науке и технике. Цвет и свет в супрематизме

«Чёрный квадрат» Малевича зачастую является единственным знакомым массам произведением принадлежащего к авангардизму абстракционизма и его направления – супрематизма. Причём, если первые два термина пользуются той или иной степенью узнаваемости, последний обычно воспринимается как осмысленное слово только из-за окончания –изм на конце. Сам же «квадрат» – бесконечный предмет насмешек и поводов обвинить автора в конъюнктурности.

Между тем даже поверхностный обзор наследия Казимира Севериновича Малевича и исторических реалий, в которых ему довелось творить, развенчивает подобные убеждения.

Творчество Малевича — от абстракционизма к супрематизму

Созданная в 1916-м году «Супрематическая композиция» является одновременно равнозначной «Черному квадрату» вершиной супрематизма в России и мире и его тупиком: это заметно по созданным в последующие годы полотнам «Звуковые волны», «Белое на белом», «Супрематизм».

В 1919-м Каземир Северинович перебирается в Витебск – для работы при Народном Художественном Училище, на тот момент (1919-1920) возглавляемом Марком Шагалом. За годы, проведенные в Витебске:

  • сложилась группа учеников (Е. М. Магарил, Н. М. Суетин, Л. М. Лисицкий, Л. М. Хидекель) в рамках художественного объединения “УНОВИС” (расшифровка: Утвердители нового искусства);
  • написаны важнейшие философские труды Малевича – «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой», «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».
  • проделанная творческая работа оказала в последующем огромное значительное влияние на художественный язык и средства выразительности.

В 1922-м году Малевич уезжает в Петроград: в Витебске царил голод, у художника начался туберкулез. Первый (и единственный) выпуск Народного Художественного Училища, несмотря ни на что состоялся – ученики покинули город вместе с учителем.

Далее, за исключением недолгого периода преподавания в Киеве, художник до самой смерти от рака в 1935-м году живет в Ленинграде. Супрематические с долей эклектики («Спортсмены» 1930-31, «Женщина с граблями» 1930-31 – отход от беспредметности, выражен сюжет, тем не менее, сохранено первенствующее значение цвета и геометрии) работы чередуются с возвратом к импрессионизму на качественно ином уровне («Сестры» 1930, «Летний пейзаж» 1929).

В русском авангарде супрематизм стал самобытным, крайне важным для мировой культуры явлением, повлиявшим на многих живописцев и дизайнеров, однако оставшимся, несмотря на наличие продолжателей, в чистом виде в творениях одного художника.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Супрематизм (от лат. supremus - наивысший, Супрематия - превосходство, доминирование (одного цвета над другими свойствами живописи)) — направление в . Супрематизм был создан великими русским художником Малевичем в 1910-х годах. В этом стиле обычные формы, геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, линия и др.) служат прототипом всех форм, которые есть в реальном мире. Однако, Малевич и другие абстракционисты ни в коем случае не хотели изображать реальный мир, более того — они были и остаются ярыми противниками классического искусства и такие направления, как кубизм, абстракционизм, супрематизм и др. только подтверждают это.

Супрематизм явился новой вехой в развитии беспредметной живописи. В отличие от кубизма, где на составляющие геометрические формы разложены реальные вещи (примером кубизма может быть человек, который изображён при помощи нескольких треугольников или квадратов), в супрематизме нет не только реальных вещей, но даже понятий верха, низа, лева, права, притяжения земли и т.д. Пространство произведения теперь не подвластно ни земному тяготению, ни другим естественным физическим явлениям. Это уже, что называется, полностью самостоятельный мир, даже замкнутый сам в себе и от этого продолжающий быть в гармонии.

Многие задают вопрос: В чем смысл черного квадрата? В чем секрет черного квадрата? И в чем заключается его предназначение? Действительно, не зная истории супрематизма, развития абстрактного искусства, апофеозом которого он стал, очень сложно разобраться, зачем нарисовал черную геометрическую плоскость на белом фоне. А точнее сказать невозможно. Так что разберём всё по полочкам.

История авангарда сводилась к тому, чтобы как можно более сильно отразить мир так, как не делали этого другие или точнее сказать классицисты и академисты, как можно больше сделать картину независимой от окружающего мира. Отсюда и произошёл стиль Супрематизм, гениальное изобретение полной беспредметности, в частности - Чёрный Квадрат, который мало кто понимает. Сейчас это кажется элементарным — изобразить нечто полностью абстрактное, но ведь всё когда-то начиналось… Когда-то и одежду придумали, а сейчас одежда - это элементарная вещь, но в те далёкие времена, когда её придумали — это считалось гениальным изобретением, первым в своём роде, так что не нужно недооценивать роль Малевича и его Чёрного Квадрата в истории искусства.

Черный квадрат был написан в 1915 году, на самой заре зарождения супрематизма, он стал логическим объяснением этого стиля, наглядным пособием и даже иконой стиля. То, к чему шли все авангардисты мира на протяжении нескольких столетий, было воплощено в одной картине и стало апогеем, вершиной авангарда, его нерушимым идеалом и идеальным символом, выше которого ещё никто не поднялся и вряд ли поднимется. Практически сразу после этого Малевич издал книгу. В этой книге заключалось логическое обоснование нового беспредметного стиля, который также назывался - Новый Выразительный Реализм - и черного квадрата в частности. Кроме того, супрематизм также называют Чистым творчеством, так как здесь есть только цвет и акт (идея, действо). В этом и есть смысл и секрет супрематизма, как разновидности абстракционизма. От абстракционизма же супрематизм отличается тем, что здесь используются геометрические фигуры — квадраты, прямоугольники, треугольники, прямые и кривые линии и т.д.

Супрематизм развивался не только как стиль изобразительного искусства отдельных художников особо приближённых к теории Малевича. Он оказал большое влияние к на всю художественную культуру мира. Черный квадрат, как первый и главный символ этого направления, стал иконой для многих последователей и любителей абстрактного искусства. Супрематизм развивался не только в живописи, но и в дизайне, полиграфии, текстиле, фарфоре. После некоторого забытья, вследствие резкого упадка прогрессивной живописи, (в частности, в связи с политическими проблемами и неприятием нового социалистическим реализмом), в 1960-х годах интерес к супрематизму стал возрастать.

Супрематизм

Супрематизм

(от лат. supremus - высший, высочайший; первейший; последний, крайний, видимо, через польское supremacja - превосходство, главенство) Направление авангардного искусства (см.: Авангард) первой трети XX в., создателем, главным представителем и теоретиком которого был русский художник Казимир Малевич. Сам термин никак не отражает сущности С. Фактически, в понимании Малевича, это оценочная характеристика. С. - высшая ступень развития искусства на пути освобождения от всего внехудожественного, на пути предельного выявления беспредметного, как сущности любого искусства. В этом смысле Малевич и первобытное орнаментальное искусство считал супрематическим (или «супремовидным»). Впервые он применил этот термин к большой группе своих картин (39 или больше) с изображением геометрических абстракций (см.: Абстрактное искусство),включая знаменитый «Черный квадрат» на белом фоне, «Черный крест» и др., выставленных на петроградской футуристической выставке «ноль-десять» в 1915 г. Именно за этими и подобными им геометрическими абстракциями и закрепилось название С., хотя сам Малевич относил к нему и многие свои работы 20-х гг., внешне содержавшие некоторые формы конкретных предметов, особенно - фигуры людей, но сохранявшие «супрематический дух». Да и собственно более поздние теоретические разработки Малевича не дают оснований сводить С. (во всяком случае самого Малевича) только к геометрическим абстракциям, хотя они, конечно, составляют его ядро, сущность и даже (черно-белый и бело-белый С.) подводят живопись к пределу ее бытия вообще как вида искусства, т. е. к живописному нулю, за которым уже нет собственно живописи. Этот путь во второй половине века и продолжили многочисленные направления в арт-деятельности, отказавшиеся от кистей, красок, холста. Многие создатели новейших направлений в искусстве, современных артефактов чтят Малевича за его С. своим предтечей и духовным отцом. Быстро пройдя в своем супрематическом творчестве три основных этапа с 1913 по 1918 г., он одновременно, и особенно, начиная с 1919 г., пытался осмыслить суть открытого им пути и направления. При этом наблюдается смена акцентов и тональности в понимании сути и задач С. от экстремистски-эпатажного манифестирования в работах 1920-23 гг. к более глубоким и спокойным рассуждениям 1927 г. В брошюре-альбоме 1920 г. «Супрематизм. 34 рисунка» Малевич определяет три периода развития С. в соответствии с тремя квадратами - черным, красным и белым - как черный, цветной и белый. «Периоды были построены в чисто плоскостном развитии. Основанием их построения было главное экономическое начало одной плоскостью передать силу статики или видимого динамического покоя». Стремясь освободить искусство от внехудожественных элементов, Малевич своим черным и белым «периодами» фактически «освобождает» его и от собственно художественных, выводя «за нуль» формы и цвета в некое иное, практически внехудожественное и внеэстетическое измерение. «О живописи в супрематизме не может быть речи. Живопись давно изжита, и сам художник предрассудок прошлого», - эпатирует он публику и своих коллег-художников. «Построение супрематических форм цветного порядка ничуть не связано эстетической необходимостью как цвета, так формы или фигуры; тоже черный период и белый». Главными параметрами С. на этом этапе ему представляются «экономическое начало», энергетика цвета и формы, своеобразный космизм. Отголоски многочисленных естественнонаучных (физических, в частности), экономических, психологических и философских теорий того времени сливаются здесь у Малевича в эклектическую (а сегодня мы сказали бы постмодернистскую - см.: Постмодернизм , - хотя и у главного авангардиста!) теорию искусства. Как художник с тонким живописным чутьем, он ощущает различную энергетику (реальную энергетику) любого предмета, цвета, формы и стремится «работать» с ними, организовать их в плоскости холста на основе предельной «экономии». (Эту тенденцию в наше уже время по-своему разовьет минимализм.) «Экономия» выступает у Малевича при этом «пятой мерой», или пятым измерением искусства, выводящим его не только из плоскости холста, но и за пределы Земли, помогая преодолеть силу притяжения и, более того - вообще из нашего трех-четырехмерного пространства в особые космическо-психические измерения. Супрематические знаковые конструкции, заменившие, как утверждал Малевич, символы традиционного искусства, превратились вдруг для него в самостоятельные «живые миры, готовые улететь в пространство» и занять там особое место наряду с другими космическими мирами. Увлеченный этими перспективами, Малевич начинает конструировать пространственные «супремусы» - архитектоны и планиты, как прообразы будущих космических станций, аппаратов, жилищ и т. п. Категорически отказавшись от одного, земного, утилитаризма, он под влиянием новейших физико-космических теорий приводит искусство к новому утилитаризму, уже космическому. Главный элемент супрематических работ Малевича - квадрат. Затем будут комбинации квадратов, кресты, круги, прямоугольники, реже - треугольники, трапецоиды, эллипсоиды. Квадрат, однако, - основа геометрического С. Малевича. Именно в квадрате усматривал он и некие сущностные знаки бытия человеческого (черный квадрат - «знак экономии»; красный - «сигнал революции»; белый - «чистое действие», «знак чистоты человеческой творческой жизни»), и какие-то глубинные прорывы в Ничто, как нечто неописуемое и невыговариваемое, но - ощущаемое. Черный квадрат - знак экономии, пятого измерения искусства, «последняя супрематическая плоскость на линии искусств, живописи, цвета, эстетики, вышедшая за их орбиту». Стремясь оставить в искусстве только его сущность, беспредметное, чисто художественное, он выходит «за их орбиту», и сам мучительно пытается понять, куда. Сведя к минимуму вещность, телесность, изобразительность (образ) в живописи, Малевич оставляет лишь некий пустой элемент - собственно пустоту (черную или белую) как знак-приглашение к бесконечному углублению в нее - в Нуль, в Ничто; или - в себя. Он убежден, что не следует искать ничего ценностного во внешнем мире, ибо его там нет. Все благое - внутри нас, и С. способствует концентрации духа созерцающего на его собственных глубинах. Черный квадрат - приглашение к медитации! И путь! «...три квадрата указывают путь». Однако для обыденного сознания это слишком трудный и даже страшный, жуткий «путь» через Ничто в Ничто. И Малевич в своем творчестве отступает от края абсолютной апофатической бездны в цветной супрематизм - более простой, доступный, художественно-эстетический. Гармонически организованное парение легких цветных конструкций из геометрических форм, хотя и выводит дух созерцающего за пределы обыденной земной атмосферы в некие более высокие уровни духовно-космического бытия, тем не менее не оставляет его один на один с трансцендентным Ничто. Более взвешенно и продуманно «философию С.» Малевич изложил к 1927г. Здесь еще раз констатируется, что С. - это высшая ступень Искусства, сущность которого беспредметность, осмысленная как чистое ощущение и чувствование, вне какого-либо подключения разума. Искусство, расставшись с миром образов и представлений подошло к пустыне, наполненной «волнами беспредметных ощущений» и попыталось в супрематических знаках запечатлеть ее. Малевич признается, что ему самому стало жутко от открывшейся бездны, но он шагнул в нее, чтобы освободить искусство от тяжести и вывести его на вершину. В этом своем почти мистико-художественном погружении в «пустыню» всесодержащего и изначального Ничто (за нуль бытия) он ощутил, что сущность не имеет ничего общего с видимыми формами предметного мира - она совершенно беспредметна, безлика, без-образна и может быть выражена только «чистым ощущением». А «супрематизм есть та новая, беспредметная система отношений элементов, через которую выражаются ощущения... Супрематизм это тот конец и начало, когда ощущения становятся обнаженными, когда Искусство становится как таковое без-ликое». И если сама жизнь и предметное искусство содержат только «образы ощущений», то беспредметное искусство, вершиной которого является С., стремится передать только «чистые ощущения». В этом плане изначальный первоэлемент С. - черный квадрат на белом фоне - «есть форма, вытекшая из ощущения пустыни небытия». Квадрат стал для Малевича тем элементом, с помощью которого он получил возможность выражать самые разные ощущения - покоя, динамики, мистические, готические и т. п. «Я получил тот элемент, через который выражаю те или другие мои бывания в разных ощущениях». Точной формулировки своего понимания термина «ощущение» Малевич не дал. Думается, что речь у него идет о том психологическом отношении, состоянии, которое мы сегодня называем «переживанием», а сами идеи навеяны популярными в тот период махистскими представлениями. В супрематической теории Малевича важное место занимает понятие «безликости», стоящее у него в одном ряду с такими понятиями как беспредметность (см.: Малевич) и безобразность. Оно означает в широком смысле отказ искусства от изображения внешнего вида предмета (и человека), его видимой формы. Ибо внешний вид, а в человеке лицо, представлялся Малевичу лишь твердой скорлупой, застывшей маской, личиной, скрывающей сущность. Отсюда отказ в чисто супрематических работах от изображения каких-либо видимых форм (=образо-в=ликов), а во «второй крестьянский период» (к. 20 - нач. 30-х гг.) - условно-обобщенное, схематизированное изображение человеческих фигур (крестьян) без лиц, с «пустыми лицами» - цветными или белыми пятнами вместо лиц (без-ликость в узком смысле). Ясно, что эти «без-ликие» фигуры выражают «дух С.», пожалуй, даже в еще большей мере, чем собственно геометрический супрематизм. Ощущение «пустыни небытия», бездны Ничто, метафизической пустоты здесь выражено с не меньшей силой, чем в «Черном» или «Белом» квадратах. И цвет (часто яркий, локальный, праздничный) здесь только усиливает жуткую ирреальность этих образов. Глобальный супрематический апофатизм звучит в «крестьянах» 1928-1932 гг. с предельной силой. В научной литературе стало почти общим местом напомнить фразу из полемики Бенуа и Малевича о «Черном квадрате» как о «голой иконе». «Без-ликие» крестьяне основателя С. могут претендовать на именование супрематической иконой в не меньшей, если не в большей мере, чем «Черный квадрат», если под иконой понимать выражение сущностных (эйдетических) оснований архетипа. Апофатическая (невыразимая) сущность бытия, вызывающая у человека неверующего ужас перед Бездной небытия и ощущение своей ничтожности перед величием Ничто, а у грядущих экзистенциалистов (см.: Экзистенциализм) - страх перед бессмысленностью жизни, выражены здесь с предельным лаконизмом и силой. Человеку же духовно и художественно одаренному эти образы (как и геометрический С.) помогают достичь созерцательного состояния или погрузиться в медитацию. У Малевича было много учеников и последователей в России в 1915-1920 гг., которые объединялись одно время в группе «Супремус», но постепенно все отошли от С. Исследователи усматривают прямое влияние Малевича на весь европейский конструктивизм. Это и верно и неверно. Вокруг Малевича было много подражателей, но ни один из них не проник в истинный дух С. и не смог создать ничего, хоть как-то по-су-ществу (а не по внешней форме) приближающееся к его работам. Это касается и конструктивизма. Конструктивисты заимствовали и развили некоторые формальные находки Малевича, не поняв или резко отмежевавшись (как Татлин) от самого по сути своей гностико-герметического, а в чем-то даже и интуитивно-буддистского духа С. Да и сам Малевич, как интуитивный эстет и приверженец «чистого искусства», резко отрицательно относился к «материализму» и утилитаризму современного ему конструктивизма. Более последовательных продолжателей С. следует искать скорее среди минималистов (см.: Минимализм) и некоторых концептуалистов (см.: Концептуализм) второй половины XX в.

Лит.: Elliot D. Russian Art and Society: 1900-1935. N. Y-, 1986;

Gray C. Burleigh-Motley M. Russian Experiment in Art: 1863-1922. L., N. Y., 1986.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. . В.В.Бычков . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Супрематизм" в других словарях:

    - (от лат. supremus наивысший), условное наименование направления в искусстве авангардизма, созданное в середине 1910 х гг. в России К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстрактного искусства, супрематизм воплощался в лишённых… … Художественная энциклопедия Словарь синонимов

    К. Малевич. Атлеты (1932) Супрематизм (от лат. supremus наивысший) направление в авангардистском искусстве, основанное в 1 й половине 1910 х гг … Википедия

    Супрематизм - Показ супрематических работ К. Малевича во время Последней футуристической выставки картин 0,10 (ноль десять) (Петроград, декабрь 1915 года). СУПРЕМАТИЗМ (от латинского supreus наивысший), разновидность абстрактного искусства, созданная в 1913… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Супрематизм - (от лат. supremus наивысший) направление в рус. авангардизме (разновидность абстрактного иск ва), созданное в 1 й пол. 1910 х гг. К. С. Малевичем, соединившее идеи кубизма и футуризма. Выражает идею машинизации жизни. С. провозгласил полное… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    - (от лат. supremus наивысший) направление в авангардистском искусстве, основан в 1 й половине 1910 х гг. в России К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстрактного искусства (См. Абстрактное искусство), С. выражался в лишённых… … Большая советская энциклопедия

    - (лат. supremus высший) формалистическое течение в живописи нач. 20 в., основатель с. Казимир Малевич. произведения супрематистов представляли собой комбинации цветных геометрических фигур или объемных форм. Новый словарь иностранных слов. by… … Словарь иностранных слов русского языка

    А; м. [от лат. suprematus высший] Одно из направлений в абстрактном искусстве, заключающееся в сочетании окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник) или наложенных на плоскость объёмных форм. ● Основателем этого… … Энциклопедический словарь

Начало XX века ознаменовалось формированием течения в искусстве, названного авангардом – это обширное культурное явление, которое составляли несколько стилей и направлений. В 1910-х годах Казимир Малевич основывает супрематизм в живописи – подвид абстракционизма, основанный на геометризме и четкости отображения фигур и объектов. Художники передавали реальность при помощи геометрических фигур ярких оттенков. В основе изображения были треугольники, круги, квадраты, прямые линии, которое сочетали в различные комбинации.

Этот стиль стал одним из самых ранних и наиболее радикальных изменений в абстрактном искусстве. Его название происходит от убеждений Казимира Малевича, что супрематическое искусство будет выше прошлого опыта живописцев и приведет к «господству чистого чувства или восприятия в изобразительном искусстве». Под сильным влиянием авангардных поэтов и зарождающегося движения в литературной критике, Казимир Малевич считал, что в искусстве есть очень тонкие связи между словами, знаками и обозначающими их объектами. Это были возможности для абсолютного абстрактного искусства.

История живописи эпохи барокко

История развития

В 1915 году русские живописцы Ксения Богуславская, Иван Клюн, Михаил Меньков, Иван Пуни и Ольга Розанова вместе с Казимиром Малевичем решили сформировать группу художников-супрематистов. Вместе они представили свою новую работу публике на «0,10» Последней футуристической выставке картин (1915 год). Их работа представляла множество геометрических фигур, подвешенных над белым или светлым фоном. Разнообразие форм, размеров и углов создает ощущение глубины в этих композициях, делая квадраты, круги и прямоугольники движущимися в пространстве. На выставке были представлены тридцать пять абстрактных картин, которые создал основатель стиля.

Манифест Малевича

Казимир Малевич впервые использовал название супрематизм в Манифесте, который сопровождал «0,10» Последнюю футуристическую выставку. Расширенная версия Манифеста была опубликована в 1916 году под названием «От кубизма и футуризма к супрематизму: Новый реализм в живописи». Казимир Малевич намеревался пойти дальше: он хотел создать новый тип беспредметного искусства, которое позволило бы ему отказаться от всех ссылок на природность и сосредоточиться исключительно на цвете и творчестве в чистом виде.

Футуризм как стиль в живописи

Три этапа

Малевич проследил развитие супрематизма в три этапа: во-первых, черный, потом цветные, и, наконец, белые. Вершиной должны были стать белые изображения на белом фоне. Супрематическая композиция, автором которой был Казимир Малевич, «Белое на белом» написана в 1918 году, на теперешний момент она находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Этот белый квадрат завершил серию работ художника, в которую уже входили черный и красный квадраты.

Влияние супрематизма в искусстве было распространено в России в начале 1920 — х годов и сыграло важную роль в формировании стиля конструктивизм – вдохновляющего абстрактного искусства, существующего во всех областях культуры, востребованного по сей день.

Представители

Наиболее ярко супрематизм развился в рамках русского авангарда. После появления картины «Черный квадрат» этот стиль стал привлекать множество живописцев. Влияние стиля ощутимо в работах таких художников:

Маньеризм как стиль в живописи

Ольга Розанова

Представительница русского авангарда, работала в стилях супрематизм, кубофутуризм, абстракционизм. Ее работы выделялись особой колористикой. Картины: «Город», «Письменный стол», «Беспредметная композиция», «Зеленая полоса».

Любовь Попова

Художница-авангардистка, стили: кубофутуризм, конструктивизм, супрематизм. Картины Поповой выставлены в Третьяковской галерее, в музеях Испании и Канады.

Иван Клюн

Художник-авангардист, чей талант развивался под влиянием К.Малевича и М.Врубеля. Наиболее известная работа – «Супрематический рисунок».

Александра Экстер

Художница, работавшая в стилях супрематизм и кубофутуризм. Она известна, как одна из основателей необычного стиля «арт-деко».

Николай Суетин

Супрематист, уникальный мастер работы с фарфором.

Иван Пуни

Авангардист, творчество развивалось в кружке, созданном Казимиром Малевичем. Картины: «Улица», «Красная скрипка», «Литейный», «Церковь», «Композиция».

Александр Родченко

Один из основателей конструктивизма, авангардист, оказавший влияние на многих творцов в супрематическом и кубофутуристическом стилях.

Александр Древин

Художник-модернист, авангардист. Его талант был замечен Малевичем и Татлиным, который предложит ему работу Отделе искусства Народного комиссариата просвещения. Картины: «Степной пейзаж с лошадью», «Спуск на парашюте», «Барки», «Алтай. Сухая береза».

Конструктивизм как направление авангарда

В 1919 году Малевич с единомышленниками создали группу «Утвердители нового искусства». Это группа главной целью ставила развитие супрематизма и авангарда. Президентом Творческого комитета был основоположник супрематизма в архитектуре – Лазарь Хидекель.
Авангардное искусство не было популярно в Советском Союзе, поэтому идеи из живописи постепенно перешли в архитектуру, скульптуру, дизайн.

Ключевые идеи

Термин «супрематизм» значит доминирование, превосходство. В контексте развития живописи – доминирование цвета над остальными свойствами живописи. По мнению Малевича, цвет и краска в супрематизме впервые освобождены от влияний формы, перспективы и других факторов. Цвет – наивысшее и наиболее главное в искусстве передачи объектов на картинах. Супрематизм освободил цвет и воплотил гармонию природы и человека в искусстве.

Супрематистами подчеркивался интерес к абстракции, сведенной к нулевой степени живописи в ее обыденном понимании. Это была точка, за которой живопись не могла развиваться, не переставая быть искусством.

История готического стиля в живописи

В стиле использовались очень простые мотивы, так как они лучше всего передавали форму и плоскую поверхность полотна картины.

В конце концов, квадрат, круг и крест стал излюбленными мотивами.

Супрематисты выделяли подчеркнутую текстуру поверхности краски на холсте и считали ее одним из важнейших качеств живописи.

Картины в стиле супрематизм могут показаться строгими и серьезными, но очень быстро стиль становился абсурдным. Кубофутуристический стиль можно считать русским ответвлением группы художников, которые смешивали кубизм и футуризм, но не смогли доказать жизнеспособность стиля. Российские формалисты, значительная и влиятельная группа литературных критиков, которые были современниками Казимира Малевича, были против идеи существования языка только в роли простого и прозрачного средства для общения. Они развивали философию условности связи словесных наименований и объектов.

Супрематизм был наиболее радикальным предложением искусства ХХ века. Его автор - Казимир Малевич - создал интуитивную, почти мистическую теорию, которая избавляла живопись от сюжетов, традиции и социальной ответственности, освобождала ее самодостаточные качества - цвет и форму. Малевич верил, что «искусство должно стать содержанием жизни», когда художник создает формы для жизни, а обыватель приспосабливается. Этот тоталитаризм нашел отражение в концепции Бориса Гройса, утверждающего, что корни сталинской культуры кроются в авангарде. По причине радикальности и мистичности супрематизм остался маргинальным явлением, не стал мейнстримом, хотя вошел в кровь и плоть искусства ХХ века.

Казимир Малевич

«Москва иконная опрокинула мои теории <…>. Дальше я не пошел ни дорогой античной, ни “Возрождения”, ни “передвижников”. Я остался на стороне искусства крестьянского» Объясняя возникновение «Черного квадрата» следует представить ситуацию, в которой автор находится между «крестьянским» примитивизмом и заумью Алексея Крученых. Он пишет «квадрат» интуитивно, как бы не отдавая себе отчета. Позже, открыв его значение, Малевич использует беспредметность как сюжет и бесконечность как пространство.

С 1915 по 1918 годы Малевич создает картины плоскостного супрематизма, в котором различают цветовые этапы: черно-белый, цветной, белый. Простыми геометрическими фигурами Малевич не изображает на поверхности холста, а утверждает новое бытие. Белый фон сравним с космосом, фигуры парят по орбитам. В итоге «супрематизм <…> был завершен своим создателем пустыми холстами»

Искусство до 1917 года - это разложение живописи на элементы. После революции - это жизнестроительство, материалом для которого становятся освобожденные формы и цвета.

В 1920 году Малевич меняет Марка Шагала в Витебске на посту лидера Художественного училища. Город высказывает спрос на современное агитационное искусство, и дома покрываются супрематическими конфетти. Плакаты, панно, флаги, балет, скульптуры, памятники - все идет в ход. Получает разработку архитектурная тема. Малевич пишет: «Черный квадрат вырос в архитектуру такими формами, что трудно выразить вид архитектуры, принял такой образ, что нельзя найти /его форму/. Это форма какого-то нового живого организма» Начинается проекционный этап супрематизма, фигуры теперь не парят в пространстве, а наслаиваются друг на друга, композиции усложняются. Появляется точка зрения сверху - аэро вид.

Экспозиция картин Малевича на выставке «0,10». 1915

В 1922 году Малевич приезжает в Петроград. Работает на Фарфоровом заводе - получаются получайники и получашки. Преподает рисунок в ИГИ, (Институт гражданских инженеров) денег там платят мало, и он уходит Становится во главе ГИНХУКа (Государственный институт художественной культуры), собирает уникальный коллектив. Здесь с группой учеников продолжает начатое в Витебске художественное проектирование. Начинается объемостроение. Плоскостные изображения предшествующих лет становятся планами объемных тел. На первой отчетной выставке ГИНХУКа, летом 1924 года выставляются планиты (графические изображения супрематических сооружений). На второй, летом 1926-го - архитектоны (гипсовые архитектурные модели).

Казимир Малевич. Архитектон «Альфа». 1924

Экспозиция супрематического ордера на выставке «Художники РСФСР за 15 лет». Русский музей. 1932

Малевич, достигнув пределов формотворчества, совершает разворот к классике. Еще в 1924 году он пишет о «Новом Классицизме» как надвигающейся идеологии В 1926 году архитектоны, только появившись на свет, меняют ориентацию с горизонтальной на вертикальную. Теперь его сооружения не парят по космическим орбитам, а возносятся от земли. Возникает «супрематический ордер», не как система пропорций, а как интуитивная тектоника.

В это время в России еще нет новой архитектуры. Первые здания появятся лишь год спустя, в 1927-м. А Малевич уже завершил линию развития супрематизма, приведя его к архитектуре. Весь материал продемонстрирован и готов к использованию.

Лазарь Лисицкий

«Установив определенные планы супрематической системы, дальнейшее развитие уже архитектурного супрематизма поручаю молодым архитекторам» Малевич передает дела Лазарю Лисицкому, который и пригласил его в Витебск, помогал оформлять городские пространства и руководил архитектурным факультетом училища, возглавил там типографию и издал трактат «О новых системах в искусстве».

Малевич пытался выстраивать свою личную линию развития, ставя ранние даты на поздние работы, но на самом деле, ведущая роль в обращении супрематистов к архитектуре принадлежит Лисицкому. Творческие отношения Малевича и Лисицкого - путь супрематической архитектуры. Малевич установил статику «Черного квадрата», Лисицкий - динамику «Клином красным бей белых». Малевич, как будто рассматривая Землю с неба, разрабатывает аэропланиметрию - АЭРО. Лисицкий изобретает многомерные проуны («Проект утверждения нового» - проекционная графика), забирается внутрь холста. Малевич продолжает работу и создает планиты и архитектоны. Лисицкий выходит из «супрематической игры» и уезжает в Москву, а затем в Европу.

Лазарь Лисицкий. «Новый». Эскиз костюма оперы «Победы над солнцем». 1921

Лисицкий дал супрематизму понимание плоскости как проекции, организовал множества пространств в проунах. Он же начал аксонометрические построения объектов. Хаос геометрических фигур архитектор Лисицкий организовывал осями. Зритель погружался в картину, терялся в ней, но постепенно архитектурное предназначение брало верх, и проекции становились элементами или несущими, или несомыми.

Расхождения во взглядах на динамику завершило становление архитектурного супрематизма. Малевич стремился «…одной плоскостью передать силу статики или видимого динамического покоя» , Лисицкий говорил, что «проун по-мужски активно динамичен» . Малевич трезво оценивал расхождение с тем, на кого были возложены архитектурные надежды: «динамические формы супрематического строения, которые в последствии разделились на два вида: аэровидный супрематизм (динамический) и супрематизм статический; последний идет в архитектуру (покой) искусства, динамический <в> конструктуру (труд)

Лазарь Лисицкий. Проун. 1920

Конструктура и архитектон - две формы архитектуры ХХ века, которые получили теоретическое обоснование в диалоге художников. Скрещивая супрематизм и конструктивизм, Лисицкий создал свою версию интернационального стиля и с успехом демонстрировал его на Западе. Там он также рекламировал Малевича, трудно представить какой была бы судьба супрематизма без услуг Лисицкого. Однако после переезда в Петроград супрематистам пришлось разрабатывать архитектурную тему с нуля, но это позволило сохранить идею Малевича в чистоте, не допуская влияния конструктивизма.

Александр Никольский

«Наша новая действительность стоит теперь перед задачей нового архитектурного оформления. А для этого своевременно подумать об организации таких исследовательских и экспериментально-практических мастерских…»

Александр Никольский - гражданский инженер, до революции был учеником Василия Косякова, проектировал церкви. В 1919–1921 он рисует арх. схемы, которые отвечали запросам по рационализации абстрактной формы и соответствовали архитектурному кубизму. С 1922 года он знакомится с разработками супрематизма. После закрытия ГИНХУКа в 1926 он подхватывает знамя института и возглавляет Комитет художественной промышленности в РИИИ (Российский институт истории искусств), где работает с учениками Малевича и Матюшина. Результатом этой работы стала серия проектов, выставленных на Первой выставке современной архитектуры в Москве летом 1927 года. Проекты демонстрировались в макетах, что было новаторским приветом от Малевича. Стилистически это было скрещение супрематизма и конструктивизма. Хан-Магомедов так и назвал это явление: «супрематический конструктивизм».

Никольский А. и мастерская. Проект зала общественных собраний «Ленин». 1926–1927

Никольский одновременно входит в ОСА (Объединение современных архитекторов) и общается с Малевичем Он подвергается осуждению за эту связь и за излишнее внимание к форме. Своим авторитетом Никольский способствовал реализации супрематических проектов. Совместно с учеником Малевича Л. Хидекелем и Н. Демковым, Никольский проектирует стадион «КСИ» («Красный Спортивный Интернационал») в Ленинграде. Впервые в России трибуны строятся из железобетона. Здание клуба - первый успех тектоники планитов в характерной черно-белой гамме. Приемы супрематизма при организации объемов видны в проекте бани «Гигант» в Ленинграде. В проекте круглых бань Никольский использует динамическую схему Лисицкого. Остроугольный вестибюль врезается в основной объем, визуализируя мотив «Клином красным бей белых».

Ушаковские бани «Гигант», Ленинград (Санкт-Петербург). Главный фасад. 1930

«Супрематический конструктивизм» сравним по формальным качествам с архитектурой лидеров интернационального стиля. Никольский последовательно ищет форму выражения публичной идеи: залы общественных собраний, школы, стадионы - примеры сооружений, находящихся на пике современных общественных отношений. Здесь Никольский концентрировался на задаче создания современного «храма», воплощающего идеалы новой эпохи.

Николай Суетин

«…если архитектор создаст <…> строение, которое послужит убежищем для других, то пусть они в архитектуре найдут свободные пространства <…> через художественное решение»

Ученики Малевича, кажется, не смогли достичь качества мысли Малевича, но им выпала честь довести дело супрематизма до высот на практике. «После отъезда Татлина в Киев, в конце 1925 года отдел материальной культуры ГИНХУКа был реорганизован в лабораторию супрематической архитектуры. Руководителем становится Николай Суетин» С Ильей Чашником они были главной опорой Малевича при разработке планит и архитектонов. Чашник умер в 1929 году, Малевич - в 1935-м, голод и болезни были их спутниками. Суетин провожает учителя в последний путь - изготавливает супрематический гроб, в котором тело провезут по Невскому проспекту. В этом же году он получает заказ на проект оформления интерьера Павильона СССР для Всемирной выставки в Париже.

Николай Суетин. Проект интерьера павильона СССР на Всемирной выставки 1937

Павильон стал квинтэссенцией довоенного советского искусства. «Освоение классического наследия» приобрело формы стиля, в котором органично сочетались формальные идеи авангарда и декоративный реализм.

Предложим версию возникновения форм павильона: около 1930 года Малевич ставит фигуру человека на вершину супрематического небоскреба, это незадолго до того, как появится утвержденный проект дворца Советов в Москве. Автором проекта назначают Бориса Иофана, но за ним видно самого демиурга соцреализма: на вершине Вавилонской башни стоит статуя вождя.

В 1921 году Лисицкий проектирует фигурину «Новый» (эскиз костюма для оперы «Победа над солнцем»), где две фигуры в крайней динамике сливаются в одну. В 1935–1936 годы идет проектная история скульптуры «Рабочий и колхозница». Сплочение тел мужчины и женщины в порыве прогресса и труда отсылают к «Новому» как к ближайшему образчику. Архитектор павильона тот же Иофан, вместе с Мухиной и своим идеологическим заказчиком они кажутся заложниками супрематизма.

Павильон СССР на Всемирной выставке. 1937

Суетин заполняет интерьер павильона любимым цветом Малевича - белым, цветом бесконечности. Белые костюмы на «Знатных людях страны Советов» с картин Дейнеки. В интерьере много воздуха, мало предметов. Центральная лестница ведет к макету дворца Советов, марши фланкируют две пары архитектонов. Супрематический рельеф и орнамент покрывают стены и потолки павильона.

Лазарь Хидекель

«Но опыт нам подсказывает, что с тех пор как мы начали строить Вавилонскую башню, никаких результатов полезных это стремление нам не дало…»

Единственным действительно архитектором в супрематизме был Лазарь Хидекель. Он учился у Малевича и Лисицкого в Витебске, затем в Ленинграде стал гражданским инженером. Его курсовая работа 1926 года в ИГИ вызовет скандал. Проект Рабочего клуба, просчитанный до мелочей, будет первым проектом супрематизма. Хидекель научит Никольского новой системе формообразования и разработает объемы клуба стадиона «КСИ».

Лазарь Хидекель. Супрематический проект «Аэроклуб». 1925

Лазарь Хидекель. Курсовой проект «Рабочий клуб». 1926

В 1929 его направят в проектный отдел Дубровской ГЭС (Государственная электрическая станция) - там он предложит клуб в виде куба. Он активно продвигает супрематизм в фарфоре, интерьерах, рекламе, делает проекты городов будущего. В 1933 году он реализует сооружение самостоятельно - кинотеатр «Москва» в Ленинграде 1937 года. Хидекель как будто берет за основу свой проект Аэроклуба 1924 года - крестообразная структура едва угадывается сквозь оформление ар деко, но видна сверху. Хидекель примет правила игры в классику, но внедрит в нее орнамент «супрематического ордера», как на фасаде здания школы в Ленинграде. Он надолго забудет опасное увлечение, но для себя рисовать не перестанет и доживет до возвращения интереса к супрематизму в 1970-е годы.

Лазарь Хидекель. Проект кинотеатра «Москва». 1937

Лазарь Хидекель. Школа в Ленинграде. 1940

Супрематисты в истории искусства как повстанцы, цель которых - дать миру свои высшие правила. То, что они сумели провести в реальность - значительно для группы из пяти человек. «Черный квадрат» ошеломил Россию, но не СССР. Лишь на какой-то момент супрематизм оказался на вершине визуальной парадигмы, затем растворился в дизайне, оставив о себе лишь миф. Список архитекторов, испытавших влияние теории форм Малевича, простирается от Тео ван Дусбурга до Захи Хадид. Влияние было очевидно в 1920–1930-е, в послевоенном модернизме он возникал подсознательно, в наше время - это концептуальный эстетизм.


Цит. по: Овсянникова Е. «Архитектура как пощечина бетоно-железу» диалектика развития архитектурной мысли / Архитектура и строительство Москвы. №12, 1988. С. 16.

См.: Жадова Л.А. «Супрематический ордер» / Проблемы истории советской архитектуры. М., 1983. С. 37.

Малевич. К. Биографический очерк. Ок. 1930. Цит. по: Малевич К. Собр. соч. т.5. С. 372.