Образ катерины в драме гроза по действиям. Образ и характеристика Катерины в пьесе “Гроза” Островского: описание характера, жизнь и смерть Катерины Кабановой. Жизнь до замужества

Д-503 - герой романа Е.И.Замятина «Мы» (1920). Житель фантастического государства будущего, воплотившего технократическую утопию механизированного и тотально организованного общества, где «интегрированы» все связи и отношения между людьми, Д-503 (обитатели этого государства лишены собственных имен и существуют под «нумерами») являет собой первое воплощение ставшего затем традиционным типа героя романа-дистопии (или антиутопии). Подобно Уинстону Смиту («1984» Д.Оруэлла), образ которого возник под прямым влиянием Замятина, подобно героям романов «О дивный новый мир» О.Хаксли, «451° по Фаренгейту» Р.Брэдбери, Д-503 преступает законы утопического социума, в справедливости которого он прежде не сомневался, проходит через испытания и в конце концов капитулирует, отдавая себя (морально и физически) на милость победителя - Единого Государства. При всей новизне образа, созданного Замятиным, в нем запечатлелся «архетип» героя-путешественника, ведущего читателя через описываемые события, свидетелем и участником которых он является. (Среди литературных предшественников героя иногда называют Гулливера, Кандида.) С одной стороны, Д-503 объективирован в происходящем; с другой - выступает в роли хроникера событий, показанных сквозь призму его субъективного восприятия. Весь текст романа представляет собой конспект поэмы, задуманной во славу Государства, этого «единого могучего миллионнокле-точного организма»,- задача, с которой герой, как потом оказывается, не справился.

По роду занятий Д-503 - математик, создатель межпланетного корабля «Интеграл», призванного подчинить «благодетельному игу разума» всю вселенную; по натуре - философ, склонный к рефлексии. «С детства выкормленный системой Тейлора», он входит в сюжет как оптант «мы», убежденный в целесообразности организованного социума, для которого «красиво только разумное и полезное: машины, сапоги, формулы, пища». Герой искренне не понимает, как в древнем XX веке люди жили в «диком состоянии свободы», спали и питались когда пожелают, ходили где угодно.

Любовь к женщине изменяет всю жизнь героя. Пробудившееся чувство выводит его из состояния тоталитарного эвдемонизма, делает отступником, «падшим ангелом» и толкает на преступление. Д-503 проникает за Зеленую Стену, опоясывающую Единое Государство, и обнаруживает, что там, за стеной, течет другая жизнь, населенная дикими и свободными людьми. Познав любовь, герой обнаруживает, что «перестал быть слагаемым»; он осознает себя личностью («я - был я, отдельное, мир») и приходит к «преступному» заключению, что «мы» - не нужно. Теперь он - не «нумер» и не «молекула», а «простой человеческий кусок». Однако этот «человеческий кусок» обладает душой, коей был лишен нумер Д-503. Наличие души в системе понятий «тейлоризма» есть тяжкое заболевание. От болезни героя излечивает операция на головном мозге, которой его подвергли вместе с другими обитателями Данного Государства. В конце романа Д-503 безучастно наблюдает, как его возлюбленная подвергается пытке в газовой камере. Теперь он абсолютно здоров. Ему кажется, что «из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто», нет никаких фантазий - один холодный разум и вера, что «разум должен победить».

Роман Замятина явился непосредственным откликом на идеи «математической цивилизации», витавшие в кругах футуристов: у В.Хлебникова «сверстанное человечество», населяющее город Солнцестан, где у людей вместо веры - мера, где «остаются только одни числа». (С этой точки зрения примечательно, что Д-503 - математик.) Однако со временем роман обрастал аллюзиями, не предусмотренными автором (например, Зеленая Стена ассоциировалась то с «железным занавесом», то с «берлинской стеной»), и стал тем зеркалом, в котором тоталитарные режимы XX века получили беспощадное отражение. В этом контексте герой Замятина, описанный довольно схематично, сделался персонажем жизненно узнаваемым.

Лит.: Оруэлл Д. Рецензия на «Мы» Е.И.Замятина

//Оруэлл Д. «1984» и эссе разных лет. М., 1989; Morson J.The Boundaries of Jenre. Dostoevsky"s Diary of a Writer and the Traditions Literary Utopia. Austin, 1981. P. 115-142; Collins C. Zamyatin, Wells and The Utopian Literary Tradition

//Slavonic and East Europen Review. 1966. №7.

С.В.Стахорский


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "Д-503" в других словарях:

    503 (Begriffsklärung) - 503 steht für: Das Jahr 503 nach Christi Den HTTP Statuscode 503 Sachs 503, ein Einzylinder Mofamotor des deutschen Herstellers Fichtel Sachs Bundesstraße 503, eine deutsche Bundesstraße in Schleswig Holstein BMW 503, ein zweitüriger Sportwagen… … Deutsch Wikipedia

    503(b)(9) claim - (also Twenty (20) Day Administrative Claim) 503(b)(9) adds a new section for administrative claims for reclaiming creditors that is limited to the value of the goods received by the debtor in the ordinary course of business within 20 days before… … Glossary of Bankruptcy

    503 On Princes Drive - (Morwell,Австралия) Категория отеля … Каталог отелей

    503 (disambiguation) - 503 may refer to:*503, a year *An error code of the HTTP response status for Service Currently Unavailable *A luxury car build by BMW, from 1955 to 1960 *A type of jeans, commonly in Levi s and Edwin *Area code 503, a North American telephone… … Wikipedia

Роман Евгения Замятина «МЫ» по-прежнему занимает умы читателей, интересует критиков, вызывая бурную реакцию и шквал эмоций как положительных, так и отрицательных; он удивляет и оставляет в недоумении, но, несомненно то, что, прочитав его однажды, остаться к нему равнодушным нельзя в виду его сложности, неповторимости; роман не является обязательным к изучению в школе, но, очевидно, является достойным произведением и заслуживает внимания любопытного читателя; не менее достоин изучения и язык автора, его «игра в слово».
Цель занятия: привлечь внимание школьников и студентов к русской прозе.

Задачи:

  • ознакомиться с романом Е.Замятина «МЫ»; проанализировать созданную Е.Замятиным реальность;
  • дать подробную оценку героям Е.Замятина;
  • проанализировать роман Е.Замятина с точки зрения синтаксиса, лексики, принципов построения текста;
  • познакомить учеников (студентов) с основными лингвистическими явлениями и понятиями (дефинициями): синестезия, метафора, эпитет, неологизмы, синонимы, архаизмы и историзмы и др;
  • познакомить обучающихся с основами лингвистического анализа текста.

Реальность в романе Е. Замятина «МЫ» подчинена строгой логике, терминологичности и математической точности, выверенности. Люди больше не люди, человек – не человек, а нумера. И у каждого нумера есть свое буквенно-числовое обозначение, являющее собой имя.

Все нумера представляют собой однотонную безликую массу, без имени, без индивидуальности, и даже их нумера, за исключением шести, никак не раскрываются в романе. Всего в романе мы встречаем 6 «имен»: Д-503, О-90, S, R-13, I-330, Ю. Что же они могут обозначать и почему именно эти буквы выбраны автором?

Так, например В. Набоков также разграничивал окраску звучания букв различных языков: «Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца, А; довольно ровное по сравнению с рваным R, Р; крепкое каучуковое Г; Ж, отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного; темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, Х, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба. Группу мутных промежуточных оттенков образуют клистирное Ч, пушисто-сизое Ш и такое же, но с прожелтью Щ» . В. В. Набоков наделял буквы не только цветом, но и вкусом, употребляя феноменальные развернутые сравнения, опирающиеся на его гастрономический опыт; все это является собой синестезию, широко распространенную в художественной литературе и тесно связанную с индивидуальным опытом писателя, его субъективным мироощущением.

Возвращаясь к роману Е.Замятина, необходимо отметить, что мужские имена обозначены согласными буквами, а женские – гласными. Вероятнее всего, это объясняется тем, что согласные буквы дают жесткие, громкие, резкие, рычащие, иногда агрессивные звуки в отличие от гласных – поющих, звонких, «хрустальных», мягких и плавных.
Так, например, R–13 – поэт Единого Государства. Английское r, русское р – резкие, рычащие, шумные, грубоватые звуки. «R-13 говорит захлебываясь, слова из него так и хлещут, из толстых губ – брызги; каждое «п» – фонтан, «поэты» – фонтан», «…слова брызгали, хлестали…» . «Слова брызгали» – пример синестезии.

Или двоякоизогнутый S, сопровождавший I-330. Буква S до начала 19 века имела альтернативную форму ſ и называлась «длинная» или «срединная» s. Иногда s обозначалась маленьким значком интеграла, который от нее и произошел. Это особенно важно в виду того, что именно на эту (двоякоизогнутость) черту внешности S обращает внимание Д-503, инстинктивно чувствуя неладное, иррациональное, иксовое, √ –1 в обоих персонажах и в S, и в I.

Итак, главным героем романа является нумер под «именем» или буквенно-числовым обозначением Д-503. Д-503 – это Строитель Интеграла, делающий записи, которые и составили содержание романа.

Д – это пятая согласная буква почти всех славянских кириллических алфавитов, в старо- и церковнославянских азбуках носившая название «добро». Обратим внимание на то, что Замятин в романе «МЫ», по мнению критиков, представляет Россию будущего – Союз Советских Социалистических Республик (СССР), одним из символов которого, наряду с серпом и молотом, стала и пятиконечная звезда.

Каким же предстает перед нами Д-503? Сам Д – 503 видит себя как творца, доброго гения, несущего свет науки в массы, сквозь бесконечность Вселенной. По сути, он такой и есть: он верит в Благодетеля, в строительство Интеграла, во всеобщее счастье…пока в его жизни не появляется I-330.

I-9 буква латинского алфавита, в англ. языке – личное местоимение 1 лица, единственного числа – «Я», в системе римских цифр – 1 (единица), т.е. единственная, первая. Именно I-330 показана в романе как незаурядная смелая личность, осознающая свою индивидуальность, свое «Я», имеющая собственное мнение, стремящаяся изменить реальность, а при невозможности этого – вырваться из нее. I стремится быть первой, выделяться из толпы. Она сродни пророку.

I-330 воплощает в себе черты Настоящего Нового Человека. Она: уверена в себе; свободна; независима; смела («Она была в легком шафранно-желтом древнего образца платье» , более того она пьет ликер и курит); непреклонна; до конца верна своим принципам.

Замятин рисует I как революционерку, Пророка, ведь именно благодаря I Д-503 задумывается о том, кто он и кто все те, окружающие его. Он начинает мечтать о матери – как у древних – и чтобы для нее он был «не Строитель Интеграла и не нумер Д-503 и не молекула Единого Государства, а просто человеческий кусок – кусок ее же самой – истоптанный, раздавленный, выброшенный…» . I-330 говорит его, Д-503, языком, произносит его невысказанные мысли о рае, о счастье, о мечте.

I – 330 выступает и как провокатор, преступница: ведь прежде чем принять философию и мироощущение I-330, Д-503 делается, прежде всего, ее сообщником: она заставляет его испытывать страх разоблачения и наказания. Для этого I ведет его в Древний Дом, потом за Стену, где ему открывается другой мир диких, но свободных людей. Уже в конце романа I – 330 предстает перед читателем стоиком: «…ее ввели под Колокол (..из-под Колокола стали выкачивать воздух..)…так повторялось три раза – она все-таки не сказала ни слова», «…она должна была дать свои показания. Эта женщина упорно молчала и улыбалась» . Именно женщина, а не нумер. Она считала себя женщиной и убедила в этом Д-503. Хотел он того или нет, но даже после великой операции в нем, в глубине его подавленного «Я» осталось воспоминание об I-330 и другом свободном, счастливом, диком, не выхолощенном обществе.

I-330 была свободным человеком, как свободный человек она сделала свой выбор – предала идеалы Единого Государства, переправила беременную О-90 за Стену – , понесла ответственность за свой выбор: нет сомнений в том, что после жестоких пыток ее, в конце концов, казнили. Казнь I-330, возможно, говорит о том, что время таких, как она еще не пришло, их успехи незначительны, а мечты обычного человека ничтожны и мнимы, недаром символом i в математике обозначает мнимую величину.

А что же Д-503? Через характер I-330 раскрывается и он сам, выступая человеком ведомым, боязливым, осторожным, сомневающимся, нерешительным. Он перенес Великую Операцию, был сделан счастливым человеком и рассказал Благодетелю о врагах счастья. Но после него останется Новый Человек, их с О-90 еще пока не родившийся ребенок, которого I-330 все-таки переправила за стену.

О-90. «… вся кругло обточенная…. круглая, пухлая складочка на запястье руки – такие бывают у детей» , «милая О», «радостно-розово открыла рот О» («розово» открывала рот» – синестезия), «О розово, кругло смеялась» (еще один пример синестезии). О выступает как ласковая, человечная, доверчивая, на первый взгляд несколько поверхностная. Ее имя полностью является отражением ее характера. Она безумно любит и хочет иметь детей. И вот, несмотря на свою видимую покорность и принятие государственных порядков (детоводство, Материнская и Отцовская нормы) она решается родить ребенка. Ее ребенок, который, несомненно, родится уже за Стеной, становится, с одной стороны, символом, надеждой на крушение всеобъемлющей грубой безнравственной власти замятинского математизированного общества, а, с другой стороны, противопоставляет одного человека всему обществу и сравнение силы и возможностей одного и массы происходит не в пользу одного: один бежит за стену. Один отступает и прячется…

Наряду с терминами, которые в романе Замятина Е. Мы не выступают более как термины в обычном понимании этого слова, буквенно-числовые обозначения вместо имён всесторонне раскрывают проблему унификации личности и подчинения ее интересов массовому, всеобщему. Это достигается путем:

  • введения в текст необычных имен;
  • широкого употребления терминов с целью выражения идеи подчинения всех и вся строжайшим законам логики, математики;
  • отказа от традиционного понимания и построения текста.

Роман Е.Замятина МЫ представляет интерес не только как философский, исторический роман, он является интересным еще и с точки зрения смыслового развития слов, «их индивидуально-творческого применения и преобразования, поскольку индивидуальное употребление слова может быть связано с выполнением им характерологических функций в языке художественной литературы» . Термины у Замятина Е. не выступают более как термины в обычном понимании этого слова: они приобретают эмоциональную окраску, становятся стилистически оправданными и создают неповторимые образы в силу новых приобретенных ими свойств. Так, например: «… один благодетель, другой – преступник, один со знаком плюс, другой со знаком минус»; «√– 1 заглох, не шевелился» или «… опять заворочался √– 1» , а вот еще пример: «И нет счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений». В данных примерах четко видно, что математические термины у Е. Замятина выполняют определенную стилистическую функцию и являются контекстуальными синонимами уже существующим в литературном языке словам:

Положительный, добрый, порядочный, благодетель = плюс
Отрицательный, нечестный, злой, преступник = минус
Непонятное, неизвестное, иррациональное, непознанное, трансцендентальное = √– 1
Заблуждения, сомнения, блуждания = колебания.

В данных примерах термины не потеряли своего исходного основного (денотативного) значения, но приобрели дополнительное, более эмотивное (коннотативное значение) в силу использования в новом непривычном для них окружении – художественном тексте.

«Более того, один термин может выступать синонимом другому, например: «…я все время дышал чистейшим горным воздухом мысли, – а внутри как-то облачно, паутинно и крестом какой-то четырехлапый икс» , где икс выступает контекстуальным синонимом √– 1, обозначая одно и тоже – состояние смятения, неуверенности, ожидания чего-то необычного, невероятного и необъяснимого логикой» .

Термины активно участвуют в создании таких экспрессивно-стилистических средств, как: синестезия, напр.: квадратная гармония; ассиметричное молчание; пестрый шум; метафора и персонификация, напр.: опять заворочался √– 1 и другие .

Замена имени буквенно-числовым обозначением также способствует раскрытию темы «математизированного» выверенного мира, где все подчинено законам логики, где все линейно, предсказуемо и константно.

Синестетизм и терминологичность повествования Е.Замятина позволяют создать уникальные по выразительности и экспрессивности образы, обогатить тексты индивидуальными метафорами и сравнениями, обострить чувства читателя, приблизив его к авторскому мироощущению. Исследование механизмов синестезии, взаимодействия терминов между собой и с общеупотребительной лексикой, отображенных в текстах, углубляет представление о художественном творчестве, его связи с когнитивными способностями и языковой компетенцией автора.

Задания для работы с текстом

Предлагаемые ниже задания и вопросы для обсуждения могут использоваться преподавателем литературы в любом удобном порядке, могут быть дополнены другими заданиями.

1. Представьте биографию Е.Замятина и список с раскрытием краткого содержания наиболее значимых произведений.

2. Найдите отличительные черты романа «МЫ» как образца современной прозы. Охарактеризуйте роман на уровне:

  • построения гипертекста
  • протяженности во времени повествования (линейное/нелинейное повествование)
  • синтаксиса
  • лексики
  • морфологии

3. Опишите характеры главных героев Д-503 и I-330 (не менее 20-25 эпитетов) и попытайтесь «нарисовать» их внешность. Найдите определение слова «имя», кем дается имя человеку? Почему у главных героев нет имен?

4. Наглядно представьте этапы развития Д-503 (начало ведения дневника как отправная точка; знакомство с I-330; все промежуточные этапы (если они есть); этап осознания себя или «я чувствую себя»; другие), используя ломаную линию. Может ли один и тот же этап жизни Д-503 рассматриваться и как взлет, и как падение. Если да, то с какой точки зрения? Если нет, то почему? Опишите каждый этап развития Д-503, пользуясь его «языком».

5. На основе текста сформулируйте основные правила, по которым живет общество, представленное в романе «МЫ». Какие из этих правил вы считаете приемлемыми/неприемлемыми? Почему?

6. Найдите определения следующих терминов и выучите их. Проиллюстрируйте примерами из романа:

  • синестезия
  • метафора
  • метонимия
  • синекдоха
  • окказионализм
  • антитеза
  • гипербола
  • эллипсис
  • парцелляция
  • бессоюзие
  • сравнение
  • зевгма
  • поток сознания
  • эпитет
  • архаизмы
  • неологизмы
  • историзмы
  • синоним, контекстуальные синонимы
  • антоним, контекстуальные антонимы

7. Какие слова современного русского языка стали архаизмами и историзмами в данном романе? Какой эффект при этом достигается автором?

8. Прокомментируйте следующие выражения, подберите к ним синонимичные фразы из современного русского языка:

  • иксово усмехнулась мне
  • пунктирное дыхание
  • вертикальные морщины
  • «вдохновение» – неизвестная форма эпилепсии
  • все время в квадратном положении
  • человеческие головы непрозрачны, и только крошечные окна внутри: глаза
  • √– 1 заглох, не шевелился
  • терять цифроощущение
  • хореизировать приговор
  • думать о свободе – думать об ошибке
  • холодная вода логики
  • вы обросли цифрами, по вас цифры ползают, как вши
  • дети – единственно смелые философы
  • молекулярная дрожь

9. Ознакомьтесь с романом Дж. Оруэлла «1984». В чем сходства и различия данных романов? (данные сведите в таблицу). Которое изображение тоталитарного общества вам кажется более реалистичным, почему?

10. Напишите рецензию на роман Е.Замятина «МЫ».

11. Подготовьте лингвистический анализ текста.

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - 7-е изд., стереотип. - Москва: Русские словари, 1999;
  2. Арнольд И.В. Стилистика современного русского языка. – М., 1990;
  3. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова. Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М., 1977;
  4. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – Москва, 1981
  5. Графский В.Г. История политических и правовых учений – М.: «Издательство Проспект», 2005;
  6. Глазкова В.С. Функционально-стилистические особенности терминов в художественной литературе (на примере романа Е.Замятина «МЫ») // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», М.: Издательский дом «Первое сентября», 2007-2008;
  7. Замятин Е. Мы. – Екатеринбург, 2002;
  8. Колшанский Г. В. О языковом механизме порождения текста // Вопросы языкознания. – 1983
  9. Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка – М., 1990;
  10. Оруэлл Дж. 1984 – М.: АСТ издательство, 2008;
  11. Galperin I.R. Stylistics, M., 1989;
  12. Тураева З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика). – Москва, 1986.
  13. Набоков В. Другие берега / В. Набоков. – М. : Книжная палата, 1989. – 288 с.

Пожалуй, мало какое произведение того времени, да и среди произведений самого автора Островского, могли вызывать столько бурных споров, чем пьеса «Гроза».

Отчаянный поступок Катерины Кабановой, переступившей черту жизни и смерти, вызывает, как сочувственное понимание, так и резкое неприятие. Одного мнения нет, и быть не может.

Характеристика героини

Любимая и балованная дочь купеческой семьи, Катерина выходит замуж за Тихона, переворачивая свой мир с ног на голову. На примере ее родителей и новой семьи мы видим, насколько разным может быть патриархальный уклад: показным и демонстративным (что скажут соседи? что подумают знакомые?), либо глубоким и душевным, потаенным от чужих глаз.

Свою лепту в то, как сложилась судьба этой женщины, вносит отсутствие полноценного образования. По рассказам Катерины свои знания она почерпнула из рассказов матери и отца, а также богомолок и странниц. Вера людям и восхищение сотворенным Богом миром - вот ее главные черты. Тяжелой работы Катерина не знала, любила ходить в церковь, казавшуюся ей сказочным храмом, где ее ждут ангелы.

(Кирюшина Галина Александровна в роли Катерины, сцена Малого театра )

Безоблачное и счастливое детство быстро сменяется безрадостным замужеством. Добрая, наивная и очень религиозная девушка впервые столкнулась с неприкрытой ненавистью к окружающим людям. В новой семье уже нет места ангелам и радости. Да и само замужество происходит вовсе не по любви. И если Катерина надеется полюбить Тихона, то Кабаниха - так называют все вокруг ее свекровь - не оставляет ни шанса ни сыну, ни невестке. Быть может Тихон и стал бы тем, кто сделал бы Катю счастливой, да только под крылом матери он не ведает таких чувств, как любовь.

Встреча с Борисом дарит несчастной женщине надежду, что жизнь еще может перемениться и стать лучше. Черная атмосфера дома подталкивает ее взбунтоваться и попытаться побороться за свое счастье. Отправляясь на свидание, она понимает, что совершает грех. Это чувство не оставляет ее ни до, ни после. Твердая вера в Бога и осознание порочности совершенного поступка толкают Катерину признаться во всем мужу и свекрови.

Образ героини в произведении

(Сцена из драмы )

Пораженный, но в глубине души понимающий свою жену, Тихон не осуждает ее. Только самой Катерине от этого не легче. Самой простить себя намного труднее. Быть может и хотела она признанием облегчить свои душевные метания, да только не вышло. Прощение ей не нужно. Сама мысль вернуться в дом для нее становится тождественной смерти, только не мгновенной, а долгой, мучительной, неизбежной. По религиозному канону самоубийство - смертный грех, который нельзя простить. Но и это не останавливает отчаявшуюся женщину.

В мыслях Катя часто представляет себя птицей, душа ее рвется в небеса. Жить в Калинове ей невмоготу. Влюбившись в Бориса, совсем недавно прибывшего в город, она воображает, как они вместе покинут ненавистный город. Любовь видится настоящим и таким близким спасением. Да только для исполнения мечты нужно обоюдное желание…

(Фрагмент из драматической постановки )

Встретившись на берегу Волги с Борисом, Катерина испытывает жесточайшее разочарование. Когда-то такой прекрасный молодой человек решительно отказывается забрать с собой замужнюю женщину, нанося ей своим отказом последний удар в сердце. Катя не хочет быть больше камнем преткновения в своей семье, продолжать влачить безрадостное существование, день за днем ломать свою душу в угоду свекрови.

А выход вот он - совсем рядом, нужно только сделать шаг с обрыва в воды Волги. И гроза ей кажется самым что ни на есть указанием свыше. То, о чем Катя когда-то только смутно размышляла, боясь признаться самой себе в греховных помыслах, оказалось самым простым выходом. Не найдя своего места, поддержки, любви, она решается сделать этот самый последний шаг.

Ущемленной в правах и рано выданной замуж. Большинство браков того времени были рассчитаны на получение выгоды. Если избранник был из состоятельного семейства, это могло помочь получить высокий чин. Выйти замуж хоть и не за любимого молодого человека, а состоятельного и богатого было в порядке вещей. Такого явления, как развод, не было. Видимо, из таких расчетов и Катерина выдана замуж за богатого молодого человека, купеческого сына. Замужняя жизнь не принесла ей ни счастья, ни любви, а напротив, стала воплощением ада, наполненного деспотизмом свекрови и ложью окружающих людей.

Этот образ в пьесе Островского «Гроза» является главным и в то же время самым противоречивым . От жителей Калинова она отличается силой характера и чувством собственного достоинства.

Жизнь Катерины в родительском доме

На формирование ее личности большое влияние оказало ее детство, о котором Катя любит вспоминать. Ее отец был зажиточным купцом, она не испытывала нужды, материнская любовь и забота окружала ее с рождения. Детство ее прошло весело и беззаботно.

Главными чертами Катерины можно назвать:

  • доброту;
  • искренность;
  • открытость.

Родители брали ее с собой в церковь, а потом она гуляла и посвящала свои дни любимой работе. Увлечение церковью началось в детстве с посещения церковных служб. Позднее именно в церкви Борис обратит на нее внимание.

Когда Катерине исполнилось девятнадцать лет, ее выдали замуж. И, хотя, в доме мужа есть все то же самое: и прогулки, и работа, это уже не доставляет Кате такого удовольствия, как в детстве.

Прежней легкости уже нет, остались только обязанности. Чувство поддержки и любви матери помогало ей верить в существование высших сил. Замужество, разлучившее ее с матерью, лишило Катю главного: любви и свободы .

Сочинение на тему «образ Катерины в «Грозе» будет неполным без знакомства с ее окружением. Это:

  • муж Тихон;
  • свекровь Марфа Игнатьевна Кабанова;
  • сестра мужа Варвара.

Человек, причиняющий ей страдания в семейной жизни - свекровь Марфа Игнатьевна. Ее жестокость, контроль над домочадцами и подчинение их своей воле касаются и невестки. Долгожданная свадьба сына не сделала ее счастливой. Но у Кати получается противостоять ее влиянию благодаря силе своего характера. Это пугает Кабаниху. Обладая всей властью в доме, она не может допустить, чтобы Катерина влияла на мужа. И упрекает сына за то, что жену он любит больше чем мать.

В разговорах между Катериной Тихоном и Марфой Игнатьевной, когда последняя открыто провоцирует невестку, Катя ведет себя крайне достойно и дружелюбно, не позволяя разговору перерасти в перепалку, отвечает кратко и по делу. Когда Катя говорит, что любит ее как родную мать, свекровь не верит ей, называя это притворством перед окружающими. Тем не менее дух Кати не сломить. Даже в общении со свекровью, она обращается к ней на «Ты», показывая этим, что они на одном уровне, в то время как Тихон обращается к матери исключительно на «Вы».

Мужа Катерины нельзя причислить ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. По сути, он - ребенок, уставший от контроля родительницы. Однако его поведение и действия не направлены на изменения ситуации, все его слова заканчиваются жалобами на свое существование. Сестра Варвара упрекает его за то, что тот не в силах вступиться за свою жену.

В общении с Варварой Катя бывает искренна. Варвара предупреждает ее о том, что жизнь в этом доме невозможна без лжи, и помогает организовать встречу с любовником.

Связь с Борисом полностью раскрывают характеристику Катерины из пьесы «Гроза». Их отношения развиваются стремительно. Приехав из Москвы, он влюбился в Катю, и девушка отвечает ему взаимностью. Хоть статус замужней женщины и тревожит его, но он не в силах отказаться от свиданий с ней. Катя борется со своими чувствами, не хочет нарушать законы христианства, но во время отъезда мужа, ходит тайно на свидания.

После приезда Тихона по инициативе Бориса свидания прекращаются, он надеется оставить их в секрете. Но это противоречит принципам Катерины, она не может лгать ни другим, ни себе. Рассказать об измене ее подталкивает начавшаяся гроза, в этом она видит знак свыше. Борис хочет уехать в Сибирь, но на ее просьбу взять ее с собой отказывается. Вероятно, она ему не нужна, любви с его стороны не было.

А для Кати он был глотком свежего воздуха. Явившись в Калинов из чужого мира, он принес с собой ощущение свободы, которой ей так не хватало. Богатое воображение девушки присвоило ему те черты, которых у Бориса никогда не было. И она влюбилась, но не в человека, а в свое представление о нем.

Разрыв с Борисом и невозможность соединиться с Тихоном заканчиваются для Катерины трагически. Осознание невозможности жить в этом мире побуждает ее броситься в реку. Для того, чтобы нарушить один из самых строгих христианских запретов, Катерине необходимо обладать огромной силой воли, но сложившиеся обстоятельства не оставляют ей выбора.

Основным персонажем произведения является Катерина, трагическая судьба которой описана автором в пьесе.

Катерина представляется писателем в образе красивой девятнадцатилетней девушки, рано вышедшей замуж. В раннем детстве Катерина счастливо жила с родными в окружении материнской любви и заботы, будучи свободной в своих передвижениях и увлечении церковной жизнью. Натура девушки ранима, чувствительна и эмоциональна, способна на настоящие, искренние чувства.

Писатель характеризует Катерину как добрую, отзывчивую, искреннюю молодую женщину, не умеющую обманывать, лицемерить, обладающую очаровательной улыбкой.

Попав в дом мужа, Катерина сталкивается с неприятием ее в качестве супруги сына со стороны свекрови, жестокой и алчной купчихи Кабанихи, которая превращает жизнь молодых людей в невыносимое существование.

Азартное желание Кабанихи подчинения своей воли всех домочадцев, находящееся на грани сумасшествия, полностью направлено на появившуюся в доме невестку.

Забитый с детства Кабанихой сын, уставший от тирании матери, но не предпринимающий попыток изменения ситуации в доме и постоянно жалующийся на несчастливую жизнь, не в состоянии оградить Катерину от унижения и придирок Кабанихи.

Катерина стремиться создать счастливую и благополучную семью, она очень религиозна и боится совершить праведный грех. В душе Катерины вспыхивает страстное чувство любви к другому мужчине, племяннику купца Дикого Борису, который отвечает ей взаимностью. Но женщина опасается небесной кары за совершенную измену и, в силу своей восприимчивости, принимает внезапно налетевшую непогоды в виде грозы как божий знак.

Девушка отличается внутренней чистотой и искренней честностью не только по отношению к себе, но и к окружающим. Поэтому Катерина решает признаться в нагрянувших чувствах к Борису мужу. Открывшись в измене, девушка узнает, что Борис не готов принять ее в качестве супруги и вовсе не испытывает к ней любви.

Катерина начинает осознавать, что Борис является для нее символом свободы, мечты о счастливой жизни, а, лившись надежды, отчаявшаяся девушка решается на самоубийство, бросившись с крутого берега реки.

Раскрывая образ главной героини пьесы, писатель изображает внутреннюю силу девушки, решающейся на смертный грех ради желания новой жизни, на избавление от мира темного царства навстречу истинной и настоящей любви.

Вариант 2

Кабанова Катерина Петровна – героиня из пьесы А.Н. Островского «Гроза».

Катерине в пьесе лет восемнадцать. Родилась и выросла в городе Калинове. Родители ее очень любили. В детстве Катерины было много интересных людей, так. как к ним часто заходили странницы и рассказывали разные истории. Она была очень верующей: каждую неделю ее мама наряжала в красивые платья и водила ее в церковь. Девочка очень любила бывать там.

Характер у Катерины Петровны боевой, справедливый, добрый. Однажды в детстве ее чем-то дома обидели. Разозлившись, она села в лодку и далеко уплыла от дома. Замуж ее выдали рано. Возможно, из-за ее характера.

Тихон, ее муж, человек несмелый, спокойный. Его мать все время на него давит и всячески пытается задеть Катерину. Из-за этого главная героиня вынуждена все время защищать себя, потому что муж этого не делает. Главная героиня не хотела мириться с устоями той семьи: унижения, подчинение, оскорбления. Она единственная, кто противостоял этому.

Замужем Катерина была несчастлива. В доме нормально общалась только с сестрой Тихона – Варенькой, которая жалела жену брата. Катерина стала чахнуть в этой семье. Но однажды к ним в город приехал один молодой человек – Борис. Девушка сразу обратила на него внимание, так. как по ее мнению он был ни на кого не похож. Они стали встречаться, когда муж уехал по делам и не взял с собой свою жену, хоть она и умоляла его. Но Катерина была очень верующей и боялась умереть с грехом на душе. Она не боялась смерти, боялась только предстать перед Богом со всеми грехами. Катерина Петровна призналась в своей измене.

После этого жизнь ее стала еще хуже: дома постоянные оскорбления, иногда побои, все от нее отвернулись. Она была готова бежать с Борисом, потому что любила его. Бориса отправляли в Сибирь. Он тоже любил Катерину, но с собой не взял, так как не хотел ссориться со своим дядей, от которого зависело его наследство.

В то время у женщин не было возможностей жить самостоятельно. Если бы Катерина и сбежала бы одна, то ее поймали и сильно побили бы в качестве наказания. У нее было только два выбора: либо вернуться в дом мужа, где житья бы у нее не было, либо броситься в реку Волгу. Она выбрала второе.

Когда вытащили ее мертвое тело, многие поняли (а некоторые и так знали), что она была единственным человеком в той местности, который был достоин уважения.

Сочинение Образ и характеристика Катерины

Тема женской судьбы в суровом обществе одна из самых ярких тем, раскрытых в произведениях Островского. «Гроза» тоже относится к циклу этих произведений. Главная героиня пьесы – это собирательный образ.

Катерина – девушка из приличной семьи, которая вышла замуж за Тихона, она любит его, но его матушка вечно её поучает. Не даёт даже с мужем попрощаться, когда тот уезжает в Москву.

Катерина – это бедная, несчастная замужняя женщина, образ которой – это образ многих девушек того времени. Она понимает, что всю жизнь проведёт в этом царстве тьмы, где её не любят, хотя она и старается быть хорошей женою, где она никогда не станет свободную птицею, о чём и говорит Варваре, но та тоже не понимает её.

Она единственная светлая душа в том городе. Катерина даже когда влюбилась в Бориса испытывала чувства стыда и считала себя в этом виноватой, попросила мужа забрать её с собою, словно чувствовала, что случится что-то плохое, непоправимое.

Но Тихон не слушает её, он идёт на поводу у своей маменьки. Тихон даже возражать-то ей не смеет, и не заступается за неё, хотя сама Катерина молчать не стала, и отвечала Кабанихе, что та напрасно её обижает.

Автор показывает и честность главной героини, когда она не в силах держать в обмане мужа, перед страшным буйством стихии, рассказывает ему всё про них с Борисом. В тоже время автор подчеркивает и её светлую душу, которая в не силах терпеть унижения Кабаниха, безразличие раньше любимого мужа, и трусость возлюбленного.

Она знает, что единственный путь освобождения от этих оков – смерть. Последняя надежда угасает, когда Борис отказывается взять её с собою.

Хотя у него есть все основания это сделать, если бы он по-настоящему её любил. Но Борис трус. Главную черту этого персонажа автор подчеркивает еще в начале, когда Борис живет у дяди и терпит все оскорбления и унижения, причем на глазах у всех, в самом людном месте, а именно на набережной реки, на главном бульваре города.

Борис, когда прощается с Катериной чувствует, что-то случится, но трусит и Катерина больше не увидится с ним никогда.

Единственный её путь к свободе – смерть и теперь, она прыгая, чувствует себя абсолютно счастливой, и свободную, теперь она – птица!

Вариант 4

Произведение «Гроза» Островского занимает особое место в творчестве писателя благодаря образу главной героини.

Катерина отличается от остальных людей «Темного царства» тем, что она включает в себя всю доброту. Однако, судьба ее не балует. С ее слов мы узнаем, что образования не получила, так как не было у нее для этого возможности. Проживала героиня в деревне в бедности. Но детство у нее было беззаботным. Мать ее работать не заставляла, и у Катерины поэтому было много времени для занятий по душе. Отчетливо видно, что девушка росла счастливой и романтичной, любящей все окружающее вокруг нее. Но самое главное, она жила в мечтах, обособленных от существующего мира. Особенно Катерина любила бывать в храме и любоваться на ангелов. Да ее тоже можно к ним причислить. Но порой в ее душе просыпалась противоречивая натура, и она шла наперекор некоторым действиям.

Когда же Катерина вышла замуж, то сильно изменилась. Из светлого мира, лишенного обмана и несправедливости, она попадает в сферу обмана, жестокости и обмана. И причина была совсем не в том, что ее спутником жизни стал человек, которого она даже не любила. Просто девушка была вырвана из светлого и доброго мира, где она пребывала долгое время. И сейчас ей не доставляет особого удовольствия посещать церковь. Девушка не может заниматься повседневными делами так, как это делала до замужества. Она находится всегда в грустном и подавленном состоянии, что мешает ей даже любоваться красотами природы. Ей приходится терпеть и страдать, и девушка уже не может жить своими мыслями, так как реальная действительность возвращает ее в то место, где существует унижение и оскорбление. Девушка пытается полюбить своего супруга, однако все ее чувства пресекаются Кабанихой. Из-за своей покорности она пытается проявить свои чувства по отношению к Тихону, но он это не ценит. Тогда Катерине становится совсем одиноко.

И не может героиня жить в доме супруга, притворяясь. Со свекровью у женщины возникает конфликт. Она пугает Кабаниху своей искренностью и чистотой. Катерина не стала выть в доме после отъезда мужа, как хотела Кабаниха. И какую надо было иметь смелость, чтобы выразить свои чувства Борису. Убегая из ненавистного дома, Катерина стремится найти поддержку у Бориса, а сталкивается с безвольным и слабым человеком. Женщина остается в полном одиночестве, и ей остается только уйти из этого страшного мира. Мне кажется, что так мог бы поступить только человек с сильным характером. Для нас Катерина воплощает простую, светлую и русскую душу, которая побуждает нас бороться с хамством, невежеством, самодурством, присутствующими до сих пор.

  • Анализ произведения Мой сосед Радилов Тургенева

    Произведение относится к творческим сочинениям писателя, рассматривающим в качестве ключевой тематики человеческие взаимоотношения.

  • Сочинение по картине Исмаиловой Казахский вальс

    Многие картины и произведения могут рассказать и описать обычаи и традиций каждой нации. Одним из таких произведений считается картина «Казахский вальс». Автором произведения является Гульфайруз Исмаилова

  • Сочинение Чему учит сказка Спящая царевна Жуковского

    В.А.Жуковский переложил в стихах классический сюжет про молодую принцессу, уснувшую на 300 лет после укола о веретено. При ее рождении злая колдунья наложила на нее проклятье. От сна принцессу и все королевство