Иван Тимофеевич из повести А.И. Куприна "Олеся" (1898). Главный герой Иван Тимофеевич — барин, которого Почему иван тимофеевич слабый человек

Красивая и грустная повесть «Олеся» словно исповедь ведётся от лица молодого человека, заброшенного судьбой скучать и прозябать долгие полгода в глухой деревне Переброд. Имя повествующего и его история открывается читателю не сразу, но с самого начала становится ясно, что Иван Тимофеевич человек образованный, интеллигентно воспитанный и любознательный. Герой по натуре своей добр и мягок. С жалостью относится к униженным и оскорблённым, желает служить на пользу окружающим людям, пусть даже ниже его в плане социального положения. Иван Тимофеевич служит в каком-то ведомстве и пытается писать рассказы. Он добр и помогает бедной семье своего слуги.

В глубинке Ивану Тимофеевичу тоскливо. От безделья он занимается охотой и промыслом в лесу, пытается обучить ленивого слугу грамоте. От последнего в беседе герой узнаёт, что совсем недалеко от его пристанища проживают самые настоящие ведьмы. Но к подобному роду приданиям он относится со здоровым скептицизмом, обусловленным образованием и привычкой всё происходящее объяснять с научной точки зрения.

Иван Тимофеевич и Олеся

Встреча с Олесей становится для героя светом во мраке бесконечных скучных дней (она ему погадала на картах и предсказала судьбу). Девушка сразу привлекает внимание Ивана Тимофеевича, как личность незаурядная, кардинально отличающаяся от любого, с кем ему приходилось общаться ранее.

Он стремиться понять, как в глуши, без грамоты и этикета мог вырасти такой тонкий, чуткий и тактичный человек. Как можно объяснить то, что в глазах местного населения эта девушка воплощение зла? На деле её такт и мягкость даст сто раз фору любому из крестьян или крестьянок грубых и неотёсанных по своей натуре. Почему религиозно воспитанные люди искренне боятся и ненавидят милую и добрую Олесю, которая в ответ не питает к обидчикам злобы и не желает никому ничего плохого?

Задаваясь этими вопросами, главный герой всё ближе узнаёт прелестную лесную жительницу, привязывается к ней и начинает осознавать, что разлука станет для него невыносимой мукой.

Он искренне желает свататься к Олесе, увезти её с собой в город и прожить долгую совместную жизнь. Олеся отказывается, объясняя это тем, что не может венчаться в церкви, так как она колдунья, а значит, принадлежит дьяволу.

На следующий день молодой барин уезжает в соседнее село. Вернувшись после обеда, он встречает приказчика Никиту Назарыча Мищенку, который рассказывает, что у церкви крестьяне поймали и избили ведьму. Она выскользнула из толпы и убежала в лес, крича проклятья. Иван Тимофеевич понимает, что это была Олеся и спешит в лесной домик, где находит её, избитую. Оказывается, Олеся решилась пойти в церковь, желая сделать приятное возлюбленному, но крестьянки посчитали её поступок за кощунство и набросились на неё после службы. Олеся отказывается от доктора и говорит, что скоро они с бабушкой уедут — чтобы не навлечь на себя ещё больший гнев общины.

Страстное желание приручить чудо природы сыграло с Иваном Тимофеевичем злую шутку. Желания, местами похожие на глупые капризы, необдуманные поступки и эгоизм главного героя привели к трагедии. И трагедия эта безвозвратно отразилась на судьбах самого героя, бедной девушки и воспитавшей её бабушки.

Олесю он потерял навсегда. На память ему остались лишь красные бусы, горечь сожаления и бесконечное чувство вины за причиненную боль самому невинному из существ на земле.

Что сказали карты об Иване Тимофеевиче

Вышло вам вот что: человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а также… Ну да все равно, говорить, так уже все по порядку… До нашей сестры больно охочи, и через это вам много в жизни будет зла… Деньгами вы не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете...

Дальше вышло, что жизнь ваша будет невеселая. Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесете. Никогда вы не женитесь, так холостым и умрете. Радостей вам в жизни больших не будет, но будет много скуки и тяготы… Настанет такое время, что руки сами на себя наложить захотите… Такое у вас дело одно выйдет… Но только не посмеете, так снесете… Сильную нужду будете терпеть, однако под конец жизни судьба ваша переменится через смерть какого‑то близкого вам человека и совсем для вас неожиданно. Только все это будет еще через много лет, а вот в этом году… Я не знаю, уж когда именно, – карты говорят, что очень скоро… Может быть, даже и в этом месяце <...> Падает вам большая любовь со стороны какой‑то трефовой дамы. Вот только не могу догадаться, замужняя она или девушка, а знаю, что с темными волосами…

Елена ЧЕКАНОВА,
г. Химки,
Московская область

История о “нежной и великодушной любви”

Цели урока. Учить комплексному анализу художественного произведения, внимательному отношению к детали; совершенствовать навык устной монологической речи, умение грамотно формулировать свои мысли, выявлять идейный смысл произведения; воспитывать интерес к творчеству А.И. Куприна, уважительное отношение к чувствам и переживаниям человека.

Ход урока

  • Чтение учителем первого абзаца произведения.
  • Беседа с учащимися.

Почему у произведения такое название?

К какому жанру относится это произведение? Назовите характерные признаки этого жанра.

«Олеся» - это эпическое произведение, повесть, характерными признаками которой являются следующие: объём - больше рассказа, но меньше, чем роман; описание какого-то длительного промежутка времени из жизни героя; обычно повествование ведётся от лица участника или свидетеля событий.

Учитель. Итак, в центре внимания - Олеся, о которой рассказывает главный герой Иван Тимофеевич, он даёт оценки героине, выражает своё отношение ко всему, изображённому в повести.

В чём особенности композиции произведения?

В повести чередуются рассказ героя о событиях его жизни и его размышления.

Каким показан герой? Что о нём известно? Почему он оказался в Полесье?

Герой - интеллигент, который случайно попал в Полесье. Ему скучно в глуши, он пытается общаться с крестьянами (занимается их лечением), читать, общаться с местной интеллигенцией в лице ксендза. Но эти попытки не удовлетворяют его потребности в общении, единственный его собеседник - Ярмола, которого Иван Тимофеевич учит грамоте. Основным занятием героя становится охота.

Найдите завязку сюжета.

Завязкой является разговор героя с Ярмолой о ведьмах.

Найдите описание избушки Мануйлихи (гл. 3).

“Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках. Одна сторона её от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид”. Описание жилища Мануйлихи и Олеси подчёркивает их близость к миру природы и сказки - не случайно у героя возникает ассоциация с избушкой Бабы-яги.

Как встречает героя Мануйлиха? Почему?

Иван Тимофеевич решает найти избушку “ведьмы”, отправляется в лес, это ему удаётся. Мануйлиха встречает его неприветливо, так как общение с людьми из цивилизованного мира не сулит ей ничего хорошего, она словно пытается защитить от встречи с мужчиной свою внучку.

Как происходит знакомство с Олесей? Что поразило героя в этой девушке?

Прежде герой услышал песню, а потом появилась Олеся, которая произвела на него сильное впечатление. “Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати - двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным капризным видом”.

Что известно о героинях? Что общего у них с Иваном Тимофеевичем?

Мануйлиха и Олеся - чужие в этом крае, они пришлые. Герой тоже чужд людям Полесья, он не смог найти с ними контакта.

Герой проявляет глубокий интерес к Олесе и её жизни; у них завязываются постоянные отношения. Показательно, что ни с кем больше Иван Тимофеевич так и не сошёлся.

Какими необычными способностями обладает Олеся? Расскажите, как она пытается убедить героя, что является ведьмой.

Почему Иван Тимофеевич привязался к девушке? (гл. 6)

Размышляя о своём восприятии молодой дикарки, герой говорит: “Не одна красота Олеси меня в ней очаровывала, но также и её цельная, самобытная, свободная натура, её ум... Для своей среды, для своего воспитания она обладала изумительными способностями”.

Герою приятны непосредственность, естественность, открытость Олеси, некоторая детскость, отсутствие кокетства. То есть его привлекает именно то, чего он, вероятно, не находил в других людях.

Как окружающие относятся к общению героя с девушкой?

У Ивана Тимофеевича портятся отношения с жителями деревни и даже с Ярмолой, который тоже не одобряет общения с “ведьмами”.

Когда впервые возникает опасность расставания с Олесей? С чем это связано?

Новый помещик в деревне решает осушить болота, и пришедший к Мануйлихе урядник требует, чтобы она с внучкой немедленно покинули этот край.

Как повёл себя герой в сложившейся ситуации?

Иван Тимофеевич пытается защитить своих подопечных, угощает урядника, словесно убеждает, дарит старинное ружьё, добившись на время разрешения оставить женщин в покое.

Что стало переломным моментом в отношениях героев?

Переломным моментом в их отношениях стала болезнь Ивана, из-за которой он долгое время не появлялся в лесной избушке. Именно в разлуке с Олесей он понимает, что в его жизнь вошли новые чувства, с которыми он не может справиться. Иван Тимофеевич признаётся: “Я и сам не подозревал, какими тонкими, крепкими, незримыми нитями было привязано моё сердце к этой очаровательной, непонятной для меня девушке. Где бы я ни был... все мои мысли были заняты образом Олеси, всё моё существо стремилось к ней, каждое воспоминание... сжимало с тихой и сладкой болью моё сердце”. Отсутствие героя очень взволновало Олесю, которая тоже испытывает к нему сильную привязанность.

Давайте почитаем начало X главы.

“...Когда я ступил на её порог, то сердце забилось с тревожным страхом у меня в груди. Почти две недели не видал я Олеси и теперь особенно ясно понял, как была она мне близка и мила... Я почувствовал, что... Олеся отдаёт мне... всё своё существо”.

Что происходит в жизни героев после этой встречи?

Герои признаются друг другу в любви, важно, что инициатором является именно Олеся. А Иван Тимофеевич испытывает боязнь чего-то нового, появившегося в его жизни.

Как сами герои воспринимают свою любовь?

Для Олеси любовь - это дар. Она любит и наслаждается этим; хотя героиня предчувствует беду, она сознательно продолжает свои отношения с любимым.

“- Теперь мне всё равно, всё равно! Потому что я люблю тебя...

Олеся, ради Бога, не надо... оставь меня... Теперь и я боюсь... боюсь самого себя... Пусти меня, Олеся”.

Иван понимает, что его чувство к Олесе вполне серьёзно, он ощущает волшебство, исходящее от девушки. Постоянно размышляет о своих отношениях с дикаркой и приходит к убеждению, что даже готов жениться на ней и забрать с собой в город.

Как воспринимает отношения Ивана Тимофеевича и Олеси Мануйлиха?

“Старая Мануйлиха стала после моего выздоровления так несносно брюзглива, встречала меня с такой откровенной злобой и, покамест я сидел в хате, с таким шумным ожесточением двигала горшками в печке, что мы с Олесей предпочитали сходиться каждый вечер в лесу...”

Слово учителя. В своей повести автор ставит проблему столкновения человека природы и человека цивилизации. Ведь Мануйлиха с самого начала стремилась противиться встрече внучки и чужака, чувствуя, что они принадлежат к разным мирам, и стремясь уберечь Олесю от боли.

Обратите внимание на размышления героя. Как он представляет Олесю в мире цивилизации?

“Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня: я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье... исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса...”

В каких произведениях вы встречались с подобной ситуацией?

В поэме А.С. Пушкина «Цыганы», в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (история отношений Григория Александровича Печорина и Бэлы). И у Пушкина, и у Лермонтова показан конфликт человека цивилизации и человека природы; писатели подчёркивали, что люди из разных миров не могут понять друг друга, живут по различным законам, поэтому их отношения обречены на разрыв.

Слово учителя. В названных произведениях проблема столкновения “естественного человека” и человека цивилизации разрешалась драматически, авторы показывали, что эти люди настолько различны, что их соединение возможно лишь ненадолго или в условиях природы.

Как Олеся воспринимает разговор об отъезде Ивана и его предложение жениться?

Она понимает, что это невозможно, говорит герою, что подобное решение смешно даже представить, что в будущем он сам её возненавидит за этот брак. Девушка объясняет свой отказ так: “Я ведь только о твоём счастье думаю”.

“Ты и сам понимаешь, что об этом смешно и думать. Ну какая я тебе жена на самом деле?” Это говорит о том, что любовь Олеси глубока и жертвенна, о себе девушка не думает.

Как героиня пытается доказать Ивану свою любовь?

Ради любимого Олеся готова пойти в церковь, хотя она уверена, что несёт в себе какое-то таинственное и роковое начало. Этот поступок связан с большим риском, но девушка решается на него. “Милый, знаешь, мне ужасно хочется сделать тебе что-нибудь очень, очень приятное”.

Расскажите о последствиях этого похода.

Когда Олеся пришла в деревню, то подверглась оскорблениям со стороны женщин, которые насмехались над ней, ругались и не позволяли девушке пройти. Кто-то предложил вымазать её дёгтем, а когда Олеся вырвалась из круга своих обидчиц, вслед ей полетели камни. Разозлившаяся Олеся, “отбежав шагов на пятьдесят... остановилась, повернула к озверевшей толпе своё бледное, исцарапанное, окровавленное лицо и крикнула так громко, что каждое её слово было слышно на площади:

Хорошо же!.. Вы ещё у меня вспомните это! Вы ещё наплачетесь досыта!”

Последствия её похода в деревенскую церковь послужили причиной отъезда героинь - местные жители в озлоблении могли причинить им огромный вред. Олеся и её бабушка понимают, что после случившегося им нужно покинуть Полесье, так как в причинах любого несчастья обвинят их. “...Ведь я там... в Перебродье... погрозилась со зла да со стыда... А теперь чуть что случится, сейчас на нас скажут: скот ли начнёт падать или хата у кого загорится - всё мы будем виноваты”, - говорит Олеся Ивану. После его ухода они покидают Полесье. Сама героиня говорила: “Нет... я знаю, я вижу... Ничего нам, кроме горя, не будет... ничего... ничего...”

Почему невозможным оказалось продолжение любви?

  1. Мешали окружающие.
  2. Этого не хотела сама Олеся.
  3. Виной всему - пассивность героя.

Попробуйте сформулировать идею произведения.

Сильная, чистая любовь героев не понята и не принята жестоким окружающим миром, настоящая любовь обречена на трагическое завершение.

Соответствует ли эпиграф нашему разговору?

Обратите внимание на последние строки повести. В них - отношение рассказчика ко всему происшедшему.

“С стеснённым, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг моё внимание привлёк яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллы», - единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и о её нежной, великодушной любви”.

Слово учителя. Посмотрите, какими словами характеризует своё состояние Иван Тимофеевич - “с стеснённым, переполненным сердцем...” Оно переполнено чувствами, а любовь Олеси остаётся для него чудесной сказкой, она будет храниться в памяти, ведь только память связывает его с нежной и великодушной девушкой, подарившей герою своё чувство и ничего не потребовавшей взамен.

Что объединяет повести «Олеся» и «Гранатовый браслет»?

(Это задание в виде письменной работы можно дать для выполнения дома, чтобы ученики могли поразмышлять и подготовиться к предстоящей письменной работе на уроке.)

Оба произведения посвящены теме любви, которую главные герои (Олеся и Желтков) воспринимают как Божий дар, как счастье, несмотря на то, что у их чувства нет будущего, жизнь лишает героев возможности быть с возлюбленными. Чистая, искренняя любовь - основа их личностей. Герои счастливы потому, что им довелось испытать это глубокое чувство.

Характеристика героя

Иван Тимофеевич (Ванечка) – рассказчик, городской интеллигент, начинающий писатель.
И.Т. по служебным делам оказывается в Полесье. Там, будучи на охоте и заблудившись в лесу, герой встречается с прекрасной Аленой (Олесей, по-полесски).
После этой встречи образ Олеси никак не выходил из головы И.Т.: он находил в девушке врожденное благородство, «изящную умеренность». Привлекала И.Т. и «репутация ведьмы» у девушки, ее «жизнь в лесной чаще». Но больше всего героя очаровывала «цельная, самобытная натура,…ум» Олеси.
Во время второй встречи девушка гадает герою, называя его основные черты: «хотя и добрый, но только слабый…Доброта …не хорошая, не сердечная. Слову своему не господин», до женщин «больно охоч». Не сможет никого полюбить, потому что «сердце…холодное, ленивое». В итоге Олеся предсказывает И.Т. «большую любовь со стороны трефовой дамы», через которую «позор она большой…примет». По роковому совпадению вскоре сама Олеся влюбляется в «барича» И.Т. У героев завязываются отношения. И.Т. ставит перед девушкой условие: или он, или ее колдовство. Герой уговаривает Олесю пойти в церковь. Там на нее как на ведьму налетают деревенские бабы. Придя к Олесе, И.Т. застает ее заболевшей от пережитого испуга и унижения. На следующий день после случившегося, снова придя к девушке, герой обнаруживает, что «хата была пуста». И лишь нитка красных кораллов, повешенная на окно, напоминала об Олесе. И.Т. почти сразу же смиряется с произошедшим.

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в «Олесе». Так в «Гранатовом браслете». Так в «Суламифи». Так в «Поединке». до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести «Поединок». Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и , испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

Повесть «Гранатовый браслет» заставляет нам задуматься об огромной силе неразделенной любви. И скромный, неприметный телеграфист вдруг предстает перед нами значительным, великим! Ведь это он пронес через всю жизнь чистую любовь, поклонение женщине. И всегда будут звучать, как молитва, слова: « !»

По мнению Куприна, по-настоящему способен любить человек, близкий к природе. Эту тему необыкновенно интересно он раскрывает в повести о полесской девушке-колдунье. Главные герои произведения - и Иван Тимофеевич. Цельная и непосредственная натура Олеси выделяется богатством внутреннего мира. Редко можно встретить личность, так щедро одаренную природой, в которой сочетались бы наивность и властность, женственность и гордая независимость, трогательная смелость и деликатность, душевная щедрость. Вместе с героями повести мы переживаем тревожный период зарождения любви и счастливые минуты чистого, полного, всепоглощающего восторга. Мир ликующей природы сливается с прекрасным человеческим чувством. Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план пересуды и сплетни, гнусные преследования приказчика. Над всем ничтожным и злым одерживает победу большая любовь, о которой вспоминают без горечи, «легко и радостно».

А. И. Куприн - идеалист, мечтатель, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви. В своем окружении А. Куприн видел печальное расточение красоты, измельча ние чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и к «любви, верной до смерти». Для Куприна любовь- самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть «Суламифь». Она была написана по мотивам библейской «Песни песней» царя Соломона. Соломон полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: «Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня». Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество.

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести «Гранатовый браслет». Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов героя. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью». Эта повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В предсмертном письме герой благословляет свою возлюбленную: «Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое!"«

Особо Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она «...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире», не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью. «Молчать и гибнуть»... Этот талант не был дан Желткову. Но и для него «волшебные оковы» оказались милее жизни.

В повести «Олеся» развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая «чистое золото» человеческой натуры от «оподления», от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, «дитя природы», не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, «ленивого» сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. «Олеся» - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх пе ред неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, «об ее нежной, великодушной любви».

Особенность художественного дарования А. И. Куприна - повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа - позволила ему в полной мере освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества - в художественно-убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести Александра Ивановича Куприна поднимают извечные проблемы человечества - проблемы любви.

Иван Тимофеевич (Ванечка) – рассказчик, городской интеллигент, начинающий писатель.
И.Т. по служебным делам оказывается в Полесье. Там, будучи на охоте и заблудившись в лесу, герой встречается с прекрасной Аленой (Олесей, по-полесски).
После этой встречи образ Олеси никак не выходил из головы И.Т.: он находил в девушке врожденное благородство, «изящную умеренность». Привлекала И.Т. и «репутация ведьмы» у девушки, ее «жизнь в лесной чаще». Но больше всего героя очаровывала «цельная, самобытная натура,…ум» Олеси.
Во время второй встречи девушка гадает герою, называя его основные черты: «хотя и добрый, но только слабый…Доброта …не хорошая, не сердечная. Слову своему не господин», до женщин «больно охоч». Не сможет никого полюбить, потому что «сердце…холодное, ленивое». В итоге Олеся предсказывает И.Т. «большую любовь со стороны трефовой дамы», через которую «позор она большой…примет». По роковому совпадению вскоре сама Олеся влюбляется в «барича» И.Т. У героев завязываются отношения. И.Т. ставит перед девушкой условие: или он, или ее колдовство. Герой уговаривает Олесю пойти в церковь. Там на нее как на ведьму налетают деревенские бабы. Придя к Олесе, И.Т. застает ее заболевшей от пережитого испуга и унижения. На следующий день после случившегося, снова придя к девушке, герой обнаруживает, что «хата была пуста». И лишь нитка красных кораллов, повешенная на окно, напоминала об Олесе. И.Т. почти сразу же смиряется с произошедшим.

    Особое место в творчестве А. И. Куприна занимает тема любви. Писатель подарил нам три повести, объединенных этой прекрасной темой, - «Гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь». Разные грани этого чувства показал Куприн в каждом из своих произведений,...

    Повесть Куприна «Олеся» не может оставить читателя равнодушным. История любви прекрасной девушки-колдуньи и молодого барина одновременно трагична и прекрасна. Куприн создает сказочный образ полесской красавицы. В Олесе нет ничего искусственного, она...

    Исполненный греха, без разума и воли, Непрочен и тщеславен человек. Куда ни погляди, одни утраты, боли Ему терзают плоть и душу целый век... Едва уйдут одни - на смену им иные, Все в мире для него страдания сплошные: Его друзья, враги, любимые,...

    В творчестве А. И. Куприна тема любви нашла воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Далеко не одним интересом и психологическим процессом рожден этот богатый мир. Любовь в произведениях Куприна предстает как великая и естественная,...

    Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений - это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Я перевернула последнюю страницу повести "Олеся" - моей любимой повести А. И. Куприна. "Олеся"...