Назвать 5 музыкальных произведений о защитниках отечества. Литературно-музыкальная композиция ко дню защитника отечества

    Учитель:

    2. «Реквием» Д.Кабалевского. .

    «Наши дети»

Учитель: - Вам будет предложено задание - послушать и продирижировать фрагмент из «Реквиема» русского советского композитора Д.Кабалевского «Наши дети». Первая группа должна будет найти контрасты, лежащие в основе этого фрагмента, а вторая группа -опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

  • Звучит «Наши дети».
  • Ответы ребят

«Помните!»

Учитель: - Теперь вы услышите и продирижируете второй фрагмент из «Реквиема» Д.Кабалевского - «Помните!». Вторая группа должна будет определить особенности развития музыкальных образов этого фрагмента, а первая группа - опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

  • Звучит «Помните!».
  • Ответы ребят

Учитель:

Вокально-хоровая работа.

3. Обобщение.

Учитель: - Сопоставьте строки из поэмы Р.Рождественского «Реквием» с фрагментами из «Реквиема» композитора Д.Кабалевского - «Помните!» и «Наши дети». Что их роднит?

Учитель:

Слайд № 7.

Учитель: (Вечная память погибшим.)

Учитель:

Учитель: (Жизнь и смерть.)

V. Обобщение. (Индивидуальная работа.)

Учитель:

Учитель:

Учитель: (Ответы обучающихся.)

На доске эпиграф:

(Р.Рождественский)

Учитель: - (Размышления обучающихся.)

VI. Завершающий этап урока.

VII. Рефлексия.

Учитель: - (Ответы обучающихся.)

VIII. Итог.

Слайд № 8. Звучит песня

Выход из класса. (Звучит «От героев былых времен» (плюс).

Просмотр содержимого документа
«5 кл. IV ч. Урок № 6 Пчелинцевой Л.П.»

5 класс. IV четверть

Урок № 6

Тема урока: «О подвигах, о доблести, о славе…»

Цель урока: познакомить обучающихся с образом защитника Отечества черезразличные виды искусств.

Тип урока: формирование новых знаний.

Задачи урока:

- актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины; проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литератураразными путями идут к созданию образа защитника Отечества; исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого;

- сформировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

Воспитать нравственно-эстетические чувства; пробудить любовь к Родине, желание быть её защитником.

- развить интонационный слух и творческие способности; совершенствовать вокально-хоровые навыки; развить умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развить коммуникативные навыки, сформировать навыки самооценки и рефлексии.

Методы обучения : проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации обучения : индивидуальна, групповая, фронтальная.

Музыкальный материал:

- «От героев былых времен» муз. Хозак Р. (фонограмма минус);

Фрагменты известных ребятам произведений: кантата «Александр Невский» С.Прокофьева, опера «Иван Сусанин» М.Глинки, Симфония № 2 («Богатырская») А.Бородина, песни о героях;

- «Реквием» Д.Кабалевского («Наши дети», «Помните!»);

Песни, посвященные защитникам Отечества по желанию обучающихся;

- «От героев былых времен» муз. Хозак Р., сл. Агранович Е. (фонограмма плюс).

Дополнительный материал: у чебник Е.Д. Критская Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс»; стихотворение «Реквием» Р.Рождественского; слайд-шоу «Герои России».

Иллюстративный ряд: гравюры из цикла «Вечно живые» и «Реквием» С.Красаускаса.

Оборудование: доска школьная, фортепиано.

ИКТ: ПК, МП, ИД, презентация.

Ход урока

I . Организационный момент.

Вход в класс (слайд-шоу «Герои России»). (Слайд № 2)

Музыкальное приветствие.

II . Актуализация знаний.

На школьной доске написаны эпиграфы:

«О том, кто уже не придет никогда, - помните!»

(А.Блок)

«Памяти павших будьте достойны»

(Р.Рождественский)

Учитель: - Ребята, как вы думает, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (О героях России разных времен.)

Учитель: - О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, кино, театре. Приведите тому примеры (Ответы ребят.) (Учитель исполняет названные ребятами музыкальные фрагменты на фортепиано или звучит музыка в записи.)

III . Постановка учебной задачи.

Учитель: - Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы ребят.)

На доске появляется тема урока, которую обучающиеся записывают в тетрадях. (Слайд № 3)

Учитель: - Поставьте перед собой задачи, которые вам предстоит решить сегодня. (Ответы ребят.) Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

IV . Работа по теме урока.

1. «Реквием» Р.Рождественского. Слайд № 4. На слайде фотография Р.Рождественского, определение реквиема и эпиграф, предпосланный автором к его поэме «Реквием».

    Выразительное чтение и сравнительный анализ двух фрагментов из «Реквиема» Р.Рождественского.

    Работа над интонацией.

Учитель: - Прочитайте на с. 145 учебника два отрывка из «Реквиема» Рождественского (чтение). Сопоставьте их между собой. В чем отличие между ними? (В первом звучит призыв к современному человеку; во втором отражается надежда на светлые солнечные дни, вера в будущее без войн.)

2. «Реквием» Д.Кабалевского. Слайд № 5. На слайде фотография композитора Д.Кабалевского, краткая информация о его произведениии «Реквием».

«Наши дети»

    Слушание (со свободным дирижированием) и анализ фрагмента (Работа в группах.)

Учитель: - Вам будет предложено задание – послушать и продирижировать фрагмент из «Реквиема» русского советского композитора Д.Кабалевского «Наши дети». Первая группа должна будет найти контрасты, лежащие в основе этого фрагмента, а вторая группа –опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

    Звучит «Наши дети».

    Ответы ребят (Уже во вступлении к хору звучит светлая, песенная музыка, перебиваемая грозными, интонауиями, ритмами ударгых. В звучании хора чередуются эпизоды лирические мажорные с драматическими минорными. В звучании симфонического оркестра между куплетами слышны контрастные интонации. Завершается часть уверенными интонациями и ритмами оркестра.)

«Помните!»

    Слушание (со свободным дирижиолванием) и анализ фрагмента (Работа в группах.)

Учитель: - Теперь вы услышите и продирижируете второй фрагмент из «Реквиема» Д.Кабалевского - «Помните!». Вторая группа должна будет определить особенности развития музыкальных образов этого фрагмента, а первая группа – опровергнуть или согласиться с вашими ответами, дополнить их.

    Звучит «Помните!».

    Ответы ребят (В начале поют солисты (баритон, сопрано). Патетический характер высказывания солистов строится на сочетании песенности и речитативности.)

Учитель: - В чем проявился принцип контраста в развитии музыки этой части? (голоса солистов чередуются со звучанием темы хора «Наши дети». По мере развития музыка приобретает все более драматический характер, и заключительный раздел звучит уверенно и победно.)

Вокально-хоровая работа. Разучивание главной темы хора «Наши дети». (Фронтальная работа.)

3. Обобщение.

Учитель: - Сопоставьте строки из поэмы Р.Рождественского «Реквием» с фрагментами из «Реквиема» композитора Д.Кабалевского – «Помните!» и «Наши дети». Что их роднит? (Тема, характер частей, интонации, жизненное содержание.)

4. Репродукции гравюр литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Слайд № 6. На слайде слова художника о его гравюрах из цикла «Вечно живые».

Учитель: - Прежде, чем вы посмотрите работы литовского художника С. Красаускаса, предлагаю прочитать его слова о том, какое влияние оказала поэма «Реквием» Р.Рождественского на создание его гравюр.

Слайд № 7.

Учитель: - А теперь рассмотрите гравюры литовского художника С.Красаускаса из циклов «Вечно живые» и «Реквием». Каждая группа попробует самостоятельно сформулировать идею этих произведений (Вечная память погибшим.)

Учитель: - Проанализируйте композиции гравюр, которые помогают раскрыть их главную мысль (на них выделяются два горизотальных плана: на нижнем-погибший солдат, на верхнем-эпизоды из мирной жизни людей. Работы выполнены в черно-белом цвете).

Учитель: - Какая идея воплощена в гравюрах через эти два цвета? (Жизнь и смерть.)

V . Обобщение. (Индивидуальная работа.)

Учитель: - Подумайте, как выразительность музыки «Реквиема» и гравюры из цикла «Вечно живые» перекликается с плакатностью стихов Р.Рождественского. (Каждое произведение содержит в себе яркие контрасты и …)

Учитель: - Почему художник, поэт и композитор обратились к такому жанру траурной музыки, как реквием? (Авторы оплакивают погибших воинов.)

Учитель: - Считаете ли вы, что образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства? (Ответы обучающихся.)

На доске эпиграф:

«Памяти павших будьте достойны»

(Р.Рождественский)

Учитель: - Как вы понимаете эпиграф урока? Согласны ли вы с поэтом? (Размышления обучающихся.)

VI . Завершающий этап урока.

Исполнение песен, воспевающих защитников Отечества, по желанию обучающихся. (Фронтальная работа.)

VII . Рефлексия.

Учитель: - Вам понравился урок? Все ли задачи, поставленные вами в начале урока, были решены? Что нового для себя вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания в вашей жизни? (Ответы обучающихся.)

VIII . Итог.

Слайд № 8. Звучит песня «От героев былых времен» (плюс).

Домашнее задание (групповая работа):

1).Подготовить презентацию на тему: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»;

2).Оформить пригласительные билеты на торжественный вечер «Памяти павших будьте достойны».

Объявление оценок за работу на уроке.

Выход из класса. (Звучит «От героев былых времен» (плюс).)

Просмотр содержимого презентации
«О полвигах, о доблести, о славе...»

О подвигах, о доблести, о славе

Выполнил: учитель музыки

МБОУ СОШ с углубленным изучением

отдельных предметов № 78 г. Воронежа

Пчелинцева Л.П.


Александр Суворов

Георгий Жуков

Михаил Кутузов

Александр Невский

Кузьма Минин

Дмитрий Пожарский

Дмитрий Донской



(1932 – 1994)

Реквием

(Вечная слава героям...)

Памяти наших отцов и старших братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны.

Р.Рождественский


«Наши дети»

«Помните!»

(1904 – 1987)

В 1962 году появляется Реквием Кабалевского на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры.

Д.Кабалевский


(1929 – 1977)

«Когда я работал над гравюрами, составившими цикл «Вечно живые» , вновь и вновь возвращался к строкам «Реквиема» Роберта Рождественского. Не иллюстрировал его, но работал над собственной темой во власти этих стихов…».

С.Краскаускас


Домашнее задание (групповая работа)

  • Подготовить презентацию на тему: «О тех, кто уже не придет никогда, - помните!»;
  • Оформить пригласительные билеты на торжественный вечер «Памяти павших будьте достойны».

История русского народа богата интересными, значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии общества. Если страницы этой истории отображены в искусстве - в музыке, то воздействие их на умы и души молодого поколения сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом - истоки общественной и культурной жизни каждой нации. Невозможно осмыслить в полной

мере современность без обращения к историческому опыту народа.

Цель: раскрыть тему защиты Отечества в русской музыке XIX и XX века.

Задачи исследования:

Выявить примеры темы защиты Отечества в песнях. (на уроках музыки)

Рассмотреть примеры темы защиты Отечества в вокальной музыке.

Исследовать примеры отображения темы защиты Отечества в инструментальных произведениях.

Практическая значимость.

Данная работа может быть использована на уроках мировой художественной культуры, искусства, на уроках музыки в школе, а так же для подготовки внеклассных мероприятий.

Темой всей четверти по предмету "Музыка в школе" может быть выбрана "Героика в музыке". (2 урока - героические образы в песнях; 2 урока - в вокальных произведениях крупной формы; 2 урока - в инструментальной музыке).

Как итог, для обобщения изученного материала можно организовать итоговое мероприятие, в виде внеклассного часа, мини-концерта, посвященного 23 февраля, 9 мая.

Отображение темы защиты Отечества в песнях Великой Отечественной войны

Урок 1 (вступление)

презентация

картинки

аудиозапись "три танкиста"

Во время войны любили и ценили песню. "В ночи песня - свет, в жару - тень, в мороз - телогрейка", - говорит народная пословица, сложенная в эти годы. На фронте и в тылу звучало тогда множество песен, помогавших бороться против фашизма. Среди них было немало старинных народных песен, которые обрели новую жизнь в это грозное время. Продолжали петь в эти годы со старыми или обновлёнными текстами и песни, созданные до войны. Но как бы хороши они не были, как бы ни переделывали их на новый лад, а всё же грозная военная пора потребовала своих песен, и они стали появляться. Так началось создание "песенной летописи" Великой Отечественной войны.

(На примере песни "Три танкиста")

"Три танкиста". (описание - история)

Шёл 1938 год. Фашисты оккупировали Австрию, а на Дальнем Востоке Япония, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины. Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий. Один из этих героев-танкистов, участник знаменитой битвы у озера Хасан, и был задуман как основной герой весёлой музыкальной кинокомедии "Трактористы". Было решено начать фильм с песни. Режиссёр (Иван Пырьев) пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема подвига славных героев-танкистов, участников боёв на Хасане.

(Плюс в том, что параллельно идет знакомство с песнями, с историей, с режиссерами того времени, с композиторами)

"Мне никогда не приходилось бывать на границе, не видел я боевых действий наших танкистов, хотя в армии к тому времени уже успел отслужить и поэтому определённое представление об этом грозном роде войск у меня было, - вспоминал Борис Ласкин. И начали складываться строчки:

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые Родины стоят…"

С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс (композиторы-песенники того времени (картинка-портрет). "Этому трудно поверить, - говорил он потом, - но песня была готова через 30-40 минут". Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. В дни Великой Отечественной войны на фронте бытовало немало переделок и вариантов этой замечательной довоенной песни:

Расскажи-ка, песенка-подруга, Не одну фашистскую гадюку

Как дерутся с чёрною ордой Укротили силой огневой

Три танкиста, три весёлых друга, Три танкиста, три весёлых друга,

Экипаж машины боевой. Экипаж машины боевой.

После рассказа и прослушивания песни, учитель предлагает детям приступить к ее разучиванию. На интерактивной доске спроецирован текст песни, также текст представлен ученикам на каждой парте.

(Лучше всего песню "Три танкиста" разучивать под баян. Впоследствии можно выбрать трех солистов, это может послужить предметом мотивации учащихся.)

Урок 2 (на примере песни "Катюша")

"Катюша". Песню "Катюша" поэт Михаил Исаковский написал в Москве, но задумал в родном краю, в небольшом посёлке на берегу речки Угры, что протекает на Смоленщине. И когда рука выводила строку "выходила на берег Катюша", Михаилу Васильевичу виделась его родная маленькая Угра. Вскоре композитором Матвеем Блантером была написана и мелодия.

Во время войны каждый солдат, певший "Катюшу", испытывал такое чувство, будто это к нему лично обращён призыв сберечь родную землю. Удивительный случай произошел с песней во время войны на переднем крае обороны. Немцы, находившиеся в окопе, завели патефон, и зазвучала песня "Катюша". Наши солдаты некоторое время были в оцепенении. Как бы дразня их, немцы завели песню во второй раз.

Братцы! - вдруг вскричал молоденький солдат. - Да ведь это наша "Катюша" у немцев в плену!

Не бывать тому! - воскликнул другой, и несколько солдат бросились в атаку на вражеский окоп. Немцы не успели опомниться, как в короткой схватке наши бойцы захватили патефон с пластинкой и благополучно вернулись. Теперь уже из нашего окопа звучала "Катюша".

(Задать учащимся вопрос: "А знаете ли вы кто или что носит имя "Катюша" кроме названия песни и, конечно кроме имени?", рассказать про боевое оружие).

Вскоре немцы познакомились с ещё одной "Катюшей". Только на этот раз её "исполняли" реактивные миномёты, установленные на машинах. Это грозное оружие, наводившее страх на врагов, артиллеристы прозвали ласковым девичьим именем.

защитник отечество песня музыкальный

Многие песни военных лет - это эпические повествования или баллады о героях, рассказы об их подвигах. Лучшие из них посвящены морякам, партизанам.

Отображение темы защиты Отечества в вокальных произведениях крупной формы

Урок 3 (портрет композитора М.И. Глинки, Ивана Сусанина)

Краткая биография композитора

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая 1804 года В Новоспасском Смоленской губернии. На фортепиано М. Глинка стал играть уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте в Санкт-Петербурге. Закончив пансион всё время уделял музыке. Тогда же были созданы первые сочинения. Стремился расширить бытовой жанр музыки. После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянский композиторов Беллини, Доницети меняет свой музыкальный стиль. В Берлине велись работы над полифонией, композицией, инструментальной музыкой. Вернувшись в Россию Глинка с усердием работал над национальной оперой "Иван Сусанин". Следующая опера - "Руслан и Людмила" в 1842 году. Многие произведения были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге преподавал пение, под его влиянием формировалась классическая музыка. Уехав в Берлин в 1856 году, Глинка скончался там в феврале 1857. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20, также 6 симфонических произведений, камерно-инструментальных, 2 оперы. Музей Глинки расположен в Новоспасском селе. (на примере хора "Славья")

Однобурцева Оксана Николаевна, учитель музыки МОУ СОШ №8 г.Аткарска Саратовской области.

Цель:
воспитание достойных защитников Отечества - наследников Победы.
Задачи:
- воспитать уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества,
- содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности,
- сплотить ребят в процессе подготовки песен,
- заинтересовать детей общим музицированием,
- выявить художественно-эстетические интересы, музыкальные, творческие способности детей.
Назначение материала: данный материал предназначен для использования организаторами Центров детского творчества, учителями и завучами по внеклассной работе общеобразовательных школ. Вы можете либо написать свою музыку к текстам, либо спеть на подходящую мелодию из какой-либо известной песни, либо просто использовать тексты песен, как стихи к мероприятиям патриотического направления (День Победы, День защитника Отечества и др.)


Стихотворение «Победителям Великой Отечественной войны посвящается»
1.
Для вас, защитники Отечества,
Лишь настоящее искусство,
То, что останется навечно
В сердцах людей, умах и чувствах.
2.
Что было пулями пробито
И временем опалено,
То, что не может быть убито,
Ведь жить оно обречено.
3.
Те песни, что прошли сквозь пламя
И побеждали боль и страх,
Они сегодня вместе с нами
У всей России на устах.
4.
Так пусть звучат, как знамя реют
И память будят вновь и вновь,
Ведь в них, прошедшая сквозь время,
Святая к Родине любовь


Текст к песне «Мы – победители!»
1.
По всей стране от края и до края,
Нет города такого, нет села.
Куда бы не пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
С тех пор салютов много прозвучало,
Но каждый день, прошедший без войны
И каждая весна своё начало,
Своё тепло берут от той войны.
Припев:
Встречайте нас.
Мы – победители! Мы – победители! Мы – победители!
Встречайте нас.
2.
Мы сердцем не забудем этой даты,
Крещённой смертной пулей и огнём.
Навеки с нами будет 45-й,
С победным, светлым, ярким, мирным днём!
Победа очень трудно нам досталась,
В неё наша радость и одна печаль,
В ней спаян прочный сплав огня и стали,
Крик журавлей о ней несёт весть вдаль.

Припев:
Мы – победители! Мы – победители! Мы – победители!
Встречайте нас.
Мы – победители! Мы – победители! Мы – победители!
Наш пробил час.
Говорить на фоне музыки:
Мира и гордости,
Воинской доблести,
Счастья великого,
Сердца открытого,
Истовой нежности,
Чувства безбрежности.
Мы – победители! Мы – победители! Мы – победители!
Ура! Ура!


Текст к песне «Мы – наследники Победы»
1.
Мы – сила! Отцов и дедов продолженье,
Мы – гордо всегда зовёмся - молодёжь!
Россия – твоё мы вечное движенье,
Мы – те, кого с надеждою ты ждёшь!
Припев:
Мы - наследники Победы!
Её родные правнуки,
И для нас стал этот День
Самым главным праздником!
Наша гордость - ветераны,
Светят нам героев звёзды,
Мы из молодых, да ранних
Смелых и серьёзных.
2.
Мы – радость! Мы племя ярких и влюблённых,
С надеждой мы все вперёд устремлены,
Талантом средь нас так много окрылённых,
Мечтами о новом будущем страны.
Припев: тот же
Говорить на фоне музыки:
Клянёмся! Приняв Победы дар в наследство.
Всей жизнью! Его навеки сохранить.
Отчизну - от неприятеля и бедствий,
Родства связала всех нас нить.
Припев: тот же


Текст к песне «Во славу героев Отечества!»
1.
Отечество! Отечество!
Отечество – любимая Россия.
Великая! Прекрасная!
Героев на земле своей взрастила.
Легенды мы рассказываем детям
О том какую им дала ты силу.
Народ наш стал великим победителем,
Фашистская чума нас не сломила.
Припев:
Герои здесь сегодня среди нас –
В сраженьях и труде их подвиги бесценны,
Скорей на грудь наденьте ордена,
Пусть ваши имена хранит навеки время.
2.
Отечество! Отечество!
Отечество – любимая Россия!
Великая! Могучая!
Твои сыны и дочери всесильны.
Твоих полей бескрайние просторы
И песни колыбельные берёз.
Нам дали волю, что свернём мы горы,
Ничьих не побоимся мы угроз.
Припев:
Для всех загадка – русская душа,
Добра и хороша, щедра своей любовью.
Герои наши, подвиги верша,
С тобою, Родина, одной являлись кровью.
Проигрыш
Отечество! Отечество! Отечество!


Стихотворение «Сон»
1.
Снится мне особенный сон,
Мой отец – со мной идёт он,
Хорошо и радостно мне,
Будто он не там, на войне.
2.
Всполохи зари, как огонь,
Это наш российский рассвет.
Ты его руками не тронь,
Горячее пламени нет.
3.
Баловал отец мой меня,
Радостно звенел голосок,
Дочку он сажал на коня,
В волосах сверкал колосок.
4.
Нива волновалась порой,
Тяжелы созрели хлеба.
Золотой меня ты укрой,
И любовь моя, и судьба.
5.
И от взгляда чужого скрой,
В глубине несметной казны,
Сарафана русский крой
Ждёт своей особой весны.


Стихотворение «Офицерам запаса посвящается»
1.
Фильмы любим мы смотреть про офицеров,
Ведь они всегда всех впереди –
Для солдат являются примером,
К Родине у них любовь в груди.
2.
В бой они ведут полки и роты,
А в тылу у них всех образцовые манеры.
В исторических романах говорят про то,
Что очень нравятся всем дамам офицеры.
3.
Даже те, что отслужили и ушли в запас,
Всегда готовы в бой и сохранили высший класс,
И такие нынче среди нас,
Мы приветствуем сегодня вас!

Композиция к о Дню защитника Отечества

Ведущие: Дорогие гости, учителя и ребята! Мы рады приветствовать сегодня вас на нашей традиционной встрече, посвящённой Защитникам Отечества :

Тем, кто по велению души и сердца защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны,

Тем, кто, кто не щадя своей жизни, отстаивал интересы нашего государства на территории Афганистана и Чечни,

Тем, кто участвовал в ликвидации вооружённых конфликтов, сохраняя мир на земле.

Стихотворение « Россия» (на фоне музыки «Широка страна моя родная»)

От ледяных просторов севера

До гор Кавказа и Саян,

От Балтики до моря Беринга

Раскинулась страна моя.

Ее размеры - исполинские,

Красот, богатств ее не счесть.

Таежный край, озера чистые,

Алтай, Урал, донская степь!

Ее душа светла и искренна,

И милосердна, и добра.

Друзьям - радушная, открытая.

Поможет всем в беде она.

Не раз ее пытались вороги

Заставить на колени встать,

Забыть о чести и о гордости,

Поработить, завоевать.

Но каждый раз в годину черную

Вставал, Россия, твой народ,

И гнал с земли родимой ворога,

И мир твоих границ берег.

И пахарь становился воином,

Менял он мирный плуг на меч.

Их ратный труд не ради подвига,

А ради жизни на земле!

И испокон веков считается

Почетной самой на Руси

Исполнить воина обязанность,

И от беды страну спасти!

Первоклассники – песня «Бравые солдаты»

Ведущие:

Мужество - это не мода.

Скорая, быстротечная.

Мужество - суть мужчины.

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

Песня «Храбрый конник». Второклассники.

Позывные «Священная война»

Ведущие:

Поколение сороковых…

Сколько им уготовано было

Испытаний, дорожной пыли

И разлуки, беды на двоих…

Им, прошедшим весь ужас войны,

Может быть, не геройской казалась,

Та судьба, что народу досталась,

Всем на всех, боль и слёзы земли.

Ветераны далёкой войны…

Ваша жизнь называется «подвиг»,

Потому все обязаны помнить

Имя ваше во имя Земли!

Песня «Тучи в голубом». Ансамбль 11а класса

    Снова весь фронт раскалён от огня,

Лупят зенитки три ночи, три дня,

А в гимнастёрке на снимке

Ты обнимаешь меня.

Припев: . Ах, эти тучи в голубом

Напоминают море.

Напоминают старый дом,

Где кружат чайки за окном,

Где мы с тобой танцуем вальс,

Где мы с тобой танцуем вальс

В миноре.

    Если останусь живым на войне,

Встречусь с тобой я в родной стороне.

Только пока я воюю,

Ты не забудь обо мне.

Припев.

    Юнкерсы кружат, и небо в огне,

Думай, родная, всегда обо мне.

Из поднебесья мне виден

Милый твой профиль в окне.

Припев: Ах, эти тучи в голубом

Напоминают море.

Напоминают старый дом,

Где кружат чайки за окном,

Где мы с тобой танцуем вальс,

Где мы с тобой танцуем вальс,

Где мы с тобой танцуем вальс

В мажоре.

Ах, эти тучи в голубом

Напоминают море.

Напоминают старый дом,

Где кружат чайки за окном,

Где мы с тобой танцуем вальс,

Где мы с тобой танцуем вальс,

Где мы с тобой танцуем вальс.

Ведущие:

Необожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными

На боль прошедшей войны.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой страдания пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами -

Такими же, полными слез.

Выступление 6а класса «Книга памяти»

Перед вами Книга вечной скорби, реквием погибшим в боях патриотам – Книга Памяти.

Она была передана музею от председателя Совета ветеранов микрорайона Черемушки – Осина Геннадия Александровича в мае 2007 года.

В эту книгу занесены имена кировчан, погибших в боях за свободу и независимость своего Отечества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Они честно выполнили свой долг. Как древние славянские витязи, они отдали свою жизнь во имя спасения Родины. За нас, всех живущих, не пожалели своей жизни. Долг живых – увековечить память погибших.

Погибшие должны быть всегда в наших сердцах. С ними мы должны сверять свои поступки.

Каждый погибший ради жизни других должен жить в памяти новых поколений. Так было всегда.

Ради земли наших предков военное поколение вынесло на себе тяжесть 1418 дней. Людские потери вместе с мирным населением составляют 27 миллионов человек. Потери кировчан составляют 250 тысяч человек.

Издание настоящей Книги является проявлением глубокого уважения к памяти воинов-земляков. Кировская областная Книга Памяти состоит из 17 томов. В четвертом томе публикуются поименные списки Кирово-Чепецкого района.

Однако судьба более 40 процентов погибших воинов-кировчан до сих пор неизвестна. Они значатся без вести пропавшими. Поисковики школы установили 10 бойцов-земляков.

В 1999 году Президиум Верховного Совета принял постановление – считать 22 июня Днем Памяти и Скорби. Наши поисковики в этот день вели захоронения без вести пропавших бойцов на братском кладбище в деревне Любно (Новгородская область).

Слово предоставляется классному руководителю Светлане Алексеевне, у которой дед Созонтов Алексей Степанович занесен в Книгу Памяти.

Светлана Алексеевна:

«В 2010 году наша страна отмечает 65 лет Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Участники тех событий не рассуждали, они считали своим долгом защищать Родину. Наши деды и прадеды уходили на фронт, не говоря громких фраз. Они знали только слово «надо». Они стояли насмерть.

Война не обошла и нашу семью. Мой дед Алексей Степанович Созонтов ушел на фронт в 1942 году, хотя у него была бронь. Он мог не ходить, так как он работал на строительстве химкомбината. Но он пошел воевать и погиб в первый же год. В книге Памяти написано: « Созонтов Алексей Степанович, 1905 года рождения, уроженец деревни Бронники Ильинского с/с Просницкого района. Призван Просницким РВК, красноармеец, стрелок. Умер от ран 24.09.1942 года. Захоронен: п. Головково, Бельский район, Тверская область» (Кировская областная Книга Памяти, т.4, с.446).

В своих письмах он писал: «Трудно, голод, холод. Но как подумаю, что дома осталось семь кисок (так он звал детей), сердце сразу сжимается от боли».

Осталась жена вдовой, 7 детей без отца, недостроенный дом стоял унылым. Так нарушила все планы в этой семье война. Каждый год 9 мая мы с родственниками ходим к Вечному огню, чтобы возложить цветы и минутой молчания почтить всех погибших в этой страшной войне. Вечная им память и вечная слава!

Наша задача заключается в том, чтобы помнить наших героев и быть достойными их памяти.»

Выступление Даши Смирновой, домра

Выступление 8б класса «Военная фуражка миротворца Игоря Солдатова»

Сегодня наш класс приветствует учеников, учителей и гостей нашей школы. Мы расскажем вам о нашем бывшем выпускнике Солдатове Игоре Александровиче и его военной фуражке миротворца.

Солдатов Игорь Александрович родился в 1979 году. Окончил нашу школу и пошёл в армию. 18 ноября 1998 года прибыл по месту службы в Тоцкое Оренбургской области. В течение полугода службы получил должность сержанта отделения.

В мае 1999 года был направлен добровольцем в Абхазию. Домой своей маме и брату он писал трогательные, полные заботы и любви письма. Послушайте отрывки из некоторых писем.

«Дорогая мамочка! Напишу немного о солдатской жизни: бельё стираешь себе сам, ешь из котелков. Днём в карауле ходишь на посту. Очень жарко, тяжело, обливаешься потом. Дождей нет уже две недели. Сейчас вокруг поста обстановка спокойная, слава Богу! На посту гораздо легче жить, чем в батальоне. Меньше посторонних, да и кормят лучше. Служить на посту, честно, одно удовольствие! Как говорят, море, воздух и фрукты» (26 июля 1999 года)

«У меня всё сейчас складывается как нельзя отлично. С ротным и другими офицерами нашёл общий язык. Командир роты – мужик классный».

Игорь Солдатов погиб в результате автомобильной катастрофы при исполнении служебного задания 12 декабря 1999 года.

Мемориалов печальные списки.

Вечных огней на планете не счесть.

Нет биографий - есть обелиски.

Родина, ими спасенная, есть!

12 марта 2008 года – памятный день для нашей школы. Состоялось торжественное открытие мемориальной доски в память о выпускнике Игоре Солдатове, героически погибшем при исполнении воинского долга в вооружённом конфликте на Северном Кавказе.

Оборвалась жизнь юного воина – бывшего ученика нашей школы Солдатова Игоря. Мы помним его скромным, добрым, ответственным, верным товарищем, всегда готовым прийти на помощь людям.

Игорь был человеком доброго сердца и верным патриотом своей Родины.

В нашем городе в день памяти и скорби 22 июня 2008 года воздвигнут памятник погибшим в «горячих точках» военным нашего города и Кирово-Чепецкого района. На этом памятнике тоже высечено имя нашего Игоря Александровича Солдатова.

Каждый из нас побывал уже не один раз у этого памятника, и каждый раз мы чтим память о нем.

Ведущие:

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

- Сегодня мы вспоминаем героев, погибших в Афганистане, на Северном Кавказе, других локальных войнах и вооруженных конфликтах:

Солдатов Игорь Александрович – выпускник нашей школы. Погиб в Абхазии 12 декабря 1999 года

Баев Олег Владимирович – погиб в Дагестане во время военной операции в 1999 году

Федотов Вячеслав Леонидович – пропал без вести во время боевого задания в Азербайджане в 1990 году

Иваненко Сергей Филиппович – погиб при выполнении боевого задания в Чечне в 1995 году

Блинов Вячеслав Владимирович – погиб во время жестокого боя в Грозном в 1996 году

Некрасов Алексей Анатольевич – пулемётчик 6-й роты, погиб в Чечне в 2000 году

Янчев Сергей Петрович – погиб в Чечне при выполнении боевого задания в 2000 году

Степанов Сергей Михайлович – расстрелян на блокпосту в 1999 году

Смородин Василий Александрович – погиб в Чечне при выполнении боевого задания в 2001 году

Яковец Андрей Михайлович – погиб в Ханкале в 2002 году

Прокашев Антон Сергеевич – погиб при исполнении воинского долга в Чечне в 2003 году

Краев Александр Анатольевич – погиб в военной операции в Афганистане

Загоскин Владимир Анатольевич – погиб в Афганистане в жестокой схватке с душманами

Злобин Сергей Николаевич – капитан, погиб в Дагестане.

Песня «Жили-были». Ансамбль 9а и 11а класса

    Когда-нибудь настанут холода,

И ты опять уедешь, и тогда

Тебе вослед рукой - и камень вниз,

И сны сбылись, и косы расплелись...

Припев: Когда настанут холода

И белая дорога ляжет,

Все промолчат, никто не скажет,

Что с холодами не в ладах.

Да дело даже не в годах,

Не в деньгах, не в музейной пыли.

Не насовсем, а навсегда,

Недолго только жили-были.

Жили-были...

    И если я однажды замолчу,

Меня не предавай, я так хочу.

Надеяться, держаться, дожидаться.

Ах, только бы надолго не прощаться...

Припев .

    Моя тюрьма - немое заключенье,

Я стану то ли плачем, то ли пеньем.

Ворованная строчка, ты же знаешь.

Удача, ты меня не покидаешь...

Припев. 2 раза.

Чтец.

Упал на пашне у высотки

Суровый мальчик из Москвы,

И тихо сдвинулась пилотка

С пробитой пулей головы.

МАТЬ.

Не хочу я ничегошеньки,

Только сына милого.

Отзовись, моя кровиночка!

Маленький, единственный!

Белый свет не мил,

Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зернышко мое,

Зорюшка моя,

Горюшко мое -

Где же ты?

За лесами, моя ласточка!

За горами, за громадами.

Если выплаканы глазоньки,

Сердцем плачут матери.

Чтец.

Пуля, жизнь скосившая сыновью,

Жгучей болью захлестнула мать.

Некого с надеждой

И любовью

Ей теперь под кров свой ожидать.

От глухих рыданий обессилев,

Задремала,

И приснилось ей,

Будто бы она -

Сама Россия,

Мать 100 миллионов сыновей.

Будто в поле,

Вихрем опаленным,

Где последний догорает бой,

Кличет,

Называя поименно,

Сыновей,

Что не придут домой,

Беззаветно храбрых и красивых,

Жизнь отдавших, чтоб жила она...

Никогда их не забыть

России.

Как морей не вычерпать до дна.

Ведущие: Предлагаем почтить минутой молчания всех, погибших на фронтах в годы Великой Отечественной войны, в Афганской и Чеченской войнах, горячих точках.

Минута памяти. Возложение цветов.

Ведущие:

Я много книг читала о войне,

Я знаю, что она бесчеловечна.

Нам нужен мир, надёжный мир навечно.

Всем людям нужен мир, тебе и мне.

Песня «Здравствуй, мир»

(финальная песнясводный хор)

    Мир проснулся, как ребенок,

Солнце плещет в берега,

Мчится резвый жеребенок

На зеленые луга.

Грива стелется разливом,

А во лбу горит звезда.

Мир, ты хочешь быть счастливым?

Значит, миром будь всегда.

Припев – 2 раза.

Здравствуй, мир, здравствуй, друг,

Здравствуй, песен щедрый круг.

Здравствуй, миг; здравствуй, век,

Здравствуй, добрый человек.

Здравствуй, дом; здравствуй, даль,

Здравствуй, радость и печаль.

Здравствуй, быль; здравствуй, новь,

Здравствуй, светлая любовь.

    Если мир певуч и звонок

И во сне и наяву,

Научи нас, жеребенок,

Верить в солнце и траву,

И ловить стихи и сказки

В золотые невода.

Мир, ты хочешь быть прекрасным?

Только миром будь всегда!

Припев – 2 раза.

Литературно - музыкальная композиция посвящена Дню защитника Отечества. В ней говорится о наших великих победах: Куликовской битве, Бородинском сражении, сражении под Прохоровкой. Ценность разработке придают ссылки для скачивания видеоклипов к мероприятию (видеоклипы на песни "Журавли", "Был пацан", "Комбат", видеоклип на песню Бичевской, Евгения Куликова), фрагменты кинофильмов ("Война и мир", "Офицеры").

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню защитника Отечества

«Время героев, обычно ты кажешься прошлым….».

Цель:

Воспитывать любовь к Родине, интерес к истории страны, уважение к прошлому России, чувство гордости за мужество наших воинов.

Обобщить и систематизировать знания об исторических событиях (Куликовской битве, Отечественной войне 1812 года, Великой Отечественной войне).

Формировать умение анализировать происходящие события.

Подготовила и провела учитель МКОУ ВСОШ № 4 г. Артема Приморского края Лютова Л.В.

2012 год.

ВСТУПЛЕНИЕ


Время героев, обычно ты кажешься прошлым:
Главные битвы приходят из книг и кино,
Главные даты отлиты в газетные строки,
Главные судьбы историей стали давно.

Время героев, по самому высшему праву,
Ты подарило далеким и близким годам
Доблесть, и славу, и долгую добрую память.
Время героев, а что ты оставило нам?

Ты нам оставило ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,
Ты нам оставило самое главное в жизни -
Радость работы на мирной, счастливой земле.

День защитника Отечества!

Этот праздник связан с историей нашего отечества, и поэтому сегодня мы расскажем о наших великие битвах, о подвигах наших солдат, о победах, которые мы никогда не забудем.

23 февраля… Празднику уже более 80 лет. Более восьмидесяти лет сильная половина человечества отмечает этот праздник, силы, патриотизма и добра.

Официально считалось, что празднование 23 февраля приурочено к победе над немецкими захватчиками под Нарвой и Псковом в 1918 году.

Миф о «победе под Псковом и Нарвой» был изобретен лично Иосифом Сталиным в 1938 году. Но в действительности никаких боев в этот день ни в немецких, ни в русских архивах не зафиксировано.

Сомнения по поводу подлинности праздника высказал нарком обороны Климент Ворошилов: "…Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА (рабоче-крестьянская красная армия) к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами".

Впоследствии праздник был переименован в День Советской Армии и Военно-морского Флота, и вот уже несколько лет он празднуется как День Защитника Отечества, день настоящих мужчин.

Издавна в России профессия военного была одной из самых уважаемых и почётных. Служить Отечеству - это оберегать мирную жизнь нашего народа, это хранить честь и достоинство своей Родины.

Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.

Чтоб стать железом, мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться

И, как руда, пожертвовать собой.

Какие бури душу захлестнули!

Но ты солдат и все сумей принять -

От поцелуя женского до пули,

И научись в бою не отступать.

Готовность к смерти - тоже ведь оружье,

И ты его однажды примени...

Мужчины умирают, если нужно,

И потому живут в веках они.

(Михаил Львов)

Слово "армия" происходит от латинского слова "armo" "вооружаю". Но не только оружием сильна армия, она сильна стойкостью и храбростью своих солдат. Около шестидесяти лет назад наша Советская Армия разгромила войска Гитлера и освободила Европу от фашистских захватчиков.

А в мирное время наша армия охраняет десятки тысяч километров сухопутных, воздушных и водных границ России.

Славные победы Александра Невского и Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского вдохновляют на подвиги нынешних солдат, учат любви к Родине. В замечательном фильме "Офицеры" один из главных героев говорит: "Есть такая профессия Родину защищать!"

(Видео 1) Видеоклип «Офицеры» (видеофрагмент из кинофильма)

ПЕРВАЯ ГЛАВА

Год 1237... Монгольский хан Батый собрал огромную армию и захватил русские города и села. Рязань, Владимир, Киев были разорены.

Одерживая победы в кровопролитных битвах, татары шли огромным войском, как смерч, сжигая русские города, убивая и угоняя людей в рабство. Более двухсот лет продолжалась тягостная зависимость России от Золотой Орды, более двухсот лет страдала наша земля под гнетом захватчиков. За малейшее неповиновение, за невыплаченную вовремя дань они грабили города и села, истребляя и старых и малых. В разрушенных селеньях, казалось, навсегда умолкли смех и веселые песни, только стенания да плач слышались в них.

Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры!

Не можете ли, ветры, горы раскачати?

Гусли мои, гусли, звончатыя гусли,

Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?

У меня, у вдовушки, четыре кручины,

Четыре кручины да пятое горе,

Да пятое горе, что нет его боле!

(Народная песня)

Долгим и трудным было время монголо-татарского ига. Наш народ никогда не забудет безвестных героев, которые одержали победу в битве на поле Куликовом, потому что

И лучше жить перестать иль вовсе не родиться,

Чем племенем чужим под иго покориться.

(Озеров. Трагедия.)

И именно битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды.

Битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и монголо-татарских войск под началом Мамая состоялась 8 сентября 1380 года на широком Куликовом поле между реками Непрядва и Дон. Тихое пристанище болотных птиц – куликов, стало местом, где русское войско остановило Золотую Орду, собравшуюся в новый набег на нашу землю.

Благословение на битву Дмитрий получил у игумена Сергия из Радонежского монастыря. Сергий предрек князю победу и, согласно легенде, послал с ним «на брань» двух иноков своей обители – Пересвета и Ослябю, погибших в бою.

Битва началась утром 8 сентября поединком богатырей. С русской стороны на поединок был выставлен Александр Пересвет – монах Троице-Сергиева монастыря, до пострижения – боярин. Его противником оказался татарский богатырь Темир-мурза (Челубей). Воины одновременно вонзили друг в друга копья: это предвещало большое кровопролитие и долгую битву.

Нам не нужно победы без правды,

нам без истины радости нет! –

крестным знаменьем небо Непрядвы

осеняет чернец Пересвет.

Нет на нем ни меча, ни кольчуги –

только ряса и только копье.

Кони топчутся… Стонут подпруги….

В небе с криком кружит воронье.

Бьет копытами конь Челубея,

Пересвет подобрался в седле.

С нами правда! – уже холодея,

он шептал, припадая к земле….

(Видео 2) Видеоклип на песню Жанны Бичевской (с видеофрагментом мультфильма)

Едва Челубей упал из седла, ордынская конница двинулась в бой и быстро смяла Передовой полк. Дальнейший натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие русского резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал там теснить русские полки. Положение спас вышедший из дубравы Засадный полк серпуховского князя Владимира Андреевича: он ударил в тыл и фланг ордынской коннице и решил исход битвы.

Победа была полной, был захвачен весь лагерь и обоз ордынцев. Была ликвидирована реальная угроза тотального погрома русской земли, последствия которого трудно вообразить. Однако русская рать в ходе сражения понесла большие потери. Восемь дней собирали и хоронили в братских могилах павших воинов.

Он упал на цветы полевые

С половецкой стрелою в груди,

Смотрят в небо глаза неживые…

Мать! Любимого сына не жди!

Озарила поля роковые

Кровяная луна с высоты,

Заглянула в глаза неживые,

На шеломы, колчаны, щиты….

(Александр Ширяевец. После побоища.)

Куликовская битва стала крупнейшим сражением средневековья. По подсчетам историков на поле Куликовом сошлось несколько десятков тысяч воинов. Здесь в крови Мамаева побоища зарождалась будущая Россия. Куликовская битва явилась коренным переломом в борьбе Руси против ордынского ига, оказала решающее влияние на создание единого русского государства, на утверждение русского национального самосознания.

(Видео 3) Видеоклип на песню Евгения Куликова

ВТОРАЯ ГЛАВА

А теперь вспомним 1812 год… Россия стала уже могущественным государством. Имена многих наших соотечественников прославили мировую культуру: Ломоносов, Радищев, Фонвизин и др. Однако русских людей опять ждала беда: 12 июня 1812 года император Франции Наполеон, покорив всю Европу, напал на Россию. Началась Отечественная война, всенародная освободительная война ….

Россия могла тогда противопоставить 600-тысячной армии Наполеона только 230 тысяч русских солдат. Русский император назначил главнокомандующим русского генерала Михаила Илларионовича Кутузова. Сначала русские войска отступали… Но у села Бородино, в 108 верстах от Москвы было выбрано поле битвы с французской армией.
Самое знаменитое сражение Отечественной войны 1812 года - Бородинское -состоялось 26 августа, длилось оно 15 часов.

В ходе этого сражения ценой невероятной храбрости и мужества защитников нашего Отечества силы почти сравнялись: у русских осталось в армии 132 тысячи человек, а у врага - 135 тысяч. По свидетельству очевидцев, поле сражения было пропитано кровью на три вершка (13 см.). Французы были поражены стойкостью русских солдат.

Живые с мертвыми сравнялись,

И ночь холодная пришла,

И тех, которые остались,

Густою тьмою развела.

И батареи замолчали,

И барабаны застучали,

Противник отступил;

Но день достался нам дороже!

В душе сказав: помилуй боже!

На труп застывший, как на ложе,

Я голову склонил. (М.Ю.Лермонтов)

Бородинское сражение было решающим в период войны 1812 год, оно разрушило мечту Наполеона о захвате России одним ударом. Через некоторое время Наполеон, уже возомнивший себя победителем, покинул Москву и с трудом вывел остатки своей армии из России.

(Видео 4) Фрагмент кинофильма «Война и мир».

ТРЕТЬЯ ГЛАВА

Новое страшное всенародное горе обрушилось на нашу Родину в 1941 году:

Завтра рощ испугаются птицы,
Завтра птиц не признают леса…
Это все только завтра случится,
Через 24 часа…
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки,
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывая люки…
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось…
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…

(Николай Ушаков)

На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года, до 9 мая 1945 года наши деды боролись за освобождение родины от фашизма.

В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. Вдумайтесь в эти цифры - 97 из 100!

От Бреста до Берлина – 2.600км. Вроде бы и не так много: самолет долетит часа за 4, поезд домчится за 40. А если пешком, а если отступая, пятясь назад, идя голодным под дождем и снегом, а главное – под пулями? Вот тогда - 4 года, а точнее 1418 дней, более 34 тысяч часов. Часов голода, ужаса, смерти, боли.

Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва». Защищая столицу, почти все бойцы погибли.

(Видео 5) Видеоклип на песню «Журавли».

В ходе В.О.войны было 10 главных сражений, из которых первые два по значимости – битва под Москвой и Сталинградом. А третьим решающим ударом стало сражение на Курской дуге в 1943 году. Именно тогда произошло танковое сражение на поле возле поселка Прохоровка.

Поражение фашистов в Сталинграде и под Москвой подорвало военную мощь и моральный дух немецкой армии. Чтобы повернуть ход войны в свою пользу, гитлеровское командование решило провести крупное летнее наступление на центральном участке фронта – возле городов Орел, Курск и Белгород.

Немцы операцию назвали “Цитадель”, что означает “крепость”. И это придумано, верно: нет стен, зубцов башен, рвов, но то, что ждало русских на этом участке – действительно напоминало крепость. Противник старался сохранить в тайне свои планы. Но советская разведка узнала о них заранее. Но что делать? Маршал Г.К.Жуков предложил организовать жесткую оборону, сосредоточив противотанковую самоходную артиллерию, авиацию против танковых клиньев фашистов, выбить их, а после этого перейти в решительное наступление. Была создана глубоко эшелонированная оборона: минные поля, окопы, траншеи. Операцию по разгрому гитлеровских войск назвали «Кутузов». Так в 20 веке переплелись история и современность.

Огненная дуга! Битва, не имеющая себе равных в истории. Битва, развернувшаяся на громадной территории – Орел, Курск, Белград. Здесь мы превзошли врага не только в героизме, но и в технике. Не помогли гитлеровцам ни “тигры”, ни “фердинанды”, ни “пантеры”. Героизм проявлял каждый советский солдат.

Старший лейтенант А.Горовец – в одном бою сбил 9 юнкеров, ни до него ни после него никто этого не делал. Горовец совершил то, что в авиации теоретически считалось невыполнимым и невозможным.

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали… Проходит четвертая осень.

Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

(Семен Гудзенко)

В деревне Прохоровка сошлись с обеих сторон 1200 танков.

“Итак, утром 12 июля 1943 года две лавины танков встретились и прошли в боевом порядке одна в одну как проходят в промежутки зубья двух гребней. Все вокруг, на многие километры закрутилось вихрем. Ревели моторы, скрежетали гусеницы, били пушки, взрывались снаряды. Столкновение танков, наверное, правильнее было сравнить со столкновением двух клубков картечи, посланных с огромных пушек навстречу друг другу. Два клубка слились в один, чрезвычайно большой, и до самой ночи этот огромный клубок крутился, обжигая землю, сжигая самого себя. Сначала с обеих сторон танкам помогали артиллерия и авиация. Но вскоре пушки и самолеты вышли из дела: снарядом, бомбой можно было попасть в свой танк, так перемешались советские и немецкие машины. Артиллерия и авиация теперь действовали на флангах битвы, нанося удары по резервам, которые спешили к бою.

Танки то сходились на близкие дистанции, то расходились, намереваясь попасть один одному в борт. Когда выходила из строя танковая пушка или кончались снаряды, танкисты шли на таран. Стальные машины сталкивались с неимоверным грохотом. С зияющими пробоинами в броне с сорванными гусеницами и башнями горели сотни танков. Поднимались столбы густого дыма и постепенно разливались в воздухе. Боеприпасы, которые были внутри охваченных пламенем танков, взрывались, и огромные языки пламени, тысячи искр летели во все стороны. Башни с грохотом падали на землю. Об отступлении, о выходе из боя никто не думал: ни наши, ни гитлеровцы. Враг бился жестко, умело, свирепо”.

12 июля 1943 года – знаменательный день российской истории, 12 июля состоялось танковое сражение под Прохоровкой, обеспечившее нам победу во всей Курской битве.

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?..

(Степан Щипачев)

ЧЕТВЕРТАЯ ГЛАВА

Но наше мероприятие было бы неполным, если бы мы не рассказали еще об одной страничке – о Чечне, с ее болью, страданиями, с невинно погибшими ребятами.

Пять лет прошло после вывода советских войск из Афганистана. Но в декабре 1994 года наши войска вошли на территорию Чечни. Указ о начале военных действий подписал Б.Н.Ельцин. Вот строки из газеты «Комсомольская правда» от 5 января 1995 года: «Россия вступила в 1995год по колено в крови. Мы поздравляем друг друга с Новым годом, желаем счастья, здоровья, а в Грозном в эти минуты умирают люди, наши мальчишки, сыновья, братья, мужья».

(Видео 6) Видеоклип «Был пацан».

И улетают секунды в прошлое,

Им обратной дороги нет,

Что с того, что мы мало прожили,

Что с того, что нам двадцать лет.

(Л. Молчанов)

Война в Чечне – еще одна рана в нашей душе. Не должны гибнуть солдаты - 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в школах.

Люди добрые! Разум включите!

И создайте заслон войне!

Не продай свою совесть, Россия,

Не поддайся бесчинству, народ!

Только вместе – большая мы сила!

Только вместе – великий народ!

Есть такая профессия Родину защищать!"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня мы еще раз вспомнили наши великие победы, подвиги наших солдат. Но как все-таки хочется верить, что пройдут все войны, что не будут больше жены оставаться вдовами, что не будут матери всю жизнь оплакивать своих сыновей.