Михаил лермонтоввадим

Пренест и Вигор, посадники Новгорода, ожидают Вадима, обсуждая, почему он захотел приехать в город тайно. Тут прибывает Вадим с военачальниками. Он произносит перед последователями пламенную и полную грусти речь о том, что Новгород, бывший всегда свободным городом, теперь находится под пятой проклятого Рурика (Рюрика). Вадим не может в толк взять, как получилось, что Рурик, некогда просивший у города помощи, теперь им правит. Вигор рассказывает, что после отъезда Вадима с войском, местная знать, забыв все клятвы, начала борьбу за власть. Гостомысл, старейший и пользующийся почетом горожанин, потерял всех сыновей в междоусобной войне, потому убедил народ пригласить на власть Рурика, проявившего себя как храбрый и мудрый правитель.
Вадим в недоразумении. Если Рурик обнажил меч ражи прекращения кровопролитной междоусобицы, то так он возвратил долг за всю помощь, оказанную ему Новгородом, но свобода - слишком дорогая цена за это. Гостомысл не имел права решать, кто будет править городом. Вадим предлагает руку своей дочери Рамиды тому, кто освободит Новгород от власти Рурика. Пренест и Вигор проявляют необычайную решимость - оба питают чувства к Рамиде. Тогда Вадим отпускает всех, кроме Пренеста. Он говорит, что в зятьях предпочел бы видеть именно его, Пренест же отвечает, что, даже будучи отвергнутым Рамидой, сохранит верность Вадиму. Такая позиция удивляет Вадима, ведь дочь сделает только то, что он ей прикажет.
Наперсница Рамиды Селена опасается, что после свадьбы с Руриком она может пренебречь их дружбой. Рамида в свою очередь успокаивает подругу, что трон для нее не важен и не желанен, она любит самого Рурика, и ей нужен только он, даже не будь он князем. Селена предупреждает Рамиду, что отец ее очень дорожит свободой города и вряд ли благосклонно воспримет ее венчание с Руриком, которое лишь укрепит его власть. Но Рамида успокаивает наперсницу, говоря, что не пойдет против воли отца, но надеется, что Вадим увидит в Рурике достойного мужа. Тут заходит Рурик. Он делится новостью, что Вадим снова в Новгороде. Эта новость его радует, так как наконец решится вопрос, его тяготящий. Знать города на его стороне, но благосклонна ли к нему Рамида? Девушка заверяет князя в чистоте своих чувств.
Узнав, что Рамида любит ненавистного врага, Вадим ужасается и отталкивает дочь. Рамида не понимает, что могло так разозлить отца? Вадим спрашивает у подошедшего Пренеста, что можно сделать в сложившейся ситуации. Пренест рассказал, что обратился к новгородской знати с призывом сместить тирана, варягами которого кишит уже весь город. Знать образумилась и проявила готовность тотчас же расправиться с князем, но Пренест посоветовал сначала дождаться подхода Вадима с войском. Вадим указывает дочери, что она предназначена Пренесту, Рамида не смеет ослушаться отца.
Вигор услышал последние слова, и затаил обиду за такое несправедливое решение, пообещав отомстить за это.
Рамида в отчаянии, что вынуждена отказаться от любимого, подчиняясь долгу. Селена советует рассказать обо всем Рурику, но Рамида лучше погибнет, чем предаст отца. Подошедший Рурик спрашивает, почему возлюбленная его так переменилась и избегает его, хотя к свадебной церемонии, которую отложили до приезда Вадима, все готово. Рамида убегает, пожелав ему счастья, но уже не с ней.
Рурик делится произошедшим со своим наперсником Изведом. Он советует князю не поддаваться чувствам, которые могут унизить того, кто пользуется уважением всего города. Рурик согласен с советником, а тот также обещает разузнать причину поведения Рамиды. Тут появляется Пренест, и Извед делится слухами по поводу планируемой его свадьбы с Рамидой.
Рурик требует подчиниться ему и признаться во всем. Пренест гордо советует умерить гордости порывы, он не страшится смерти и готов погибнуть за свободу Новгорода. Рурик обвиняет в мятеже Пренеста и знать новгородскую, желающих только власти.
Пренест корит себя за вспыльчивость, которая могла вызвать у Рурика подозрения в лояльности Вадима. Размышления о том, кто мог его сдать, привели его к Вигору. Пренест, как на духу, задает ему прямой вопрос, но Вигор не сознается. Тогда он добавляет, что они соратники, пока Новгород находится в руках неприятеля, как только от него избавятся, все разногласия решит поединок.
Извед возвещает Рурика о раскрытии заговора, о том, что Пренест бежал, и что воины Вадима, во всем сознавшиеся, взяты в плен. Рурик совершает великодушный поступок и велит освободить врагов. Наперсник предупреждает, что такой ход может дорого обойтись князю, но тот стоит на своем.
Рамида спрашивает Рурика о беспокойстве, тяготеющем над городом, и упрекает его, что закрыл от нее свое сердце. Рурик отвечает, что не попадется в ее ловушку еще раз, и хочет жить без нее. В отчаянии Рамида просит о смерти, раз любимым отвергнута она. Рурик говорит о желании биться с Вадимом, чтобы они с Рамидой могли быть счастливы вместе. Девушка, видя безвыходность положения, рассказывает, что отец велел ей идти под венец с Пренестом, а волю отца она отвергнуть не может. Рамида призывает Рурика подружиться с Вадимом, отказавшись от власти.
Рурик отвечает твердым отказом, так как однажды отдав бразды правления, был снова призван людьми на властвование, и отвергнуть власть - значит обречь народ на беды. Рамида не может сказать ничего против, и оба убеждаются, что у их любви нет будущего.
Извед сообщает Рурика о войсках Вадима, стоящих у стен города. Князь идет на битву, и просит возлюбленную оплакать его, если суждено ему пасть в сражении. Рамида же отвечает, что не слезы лить она будет, о кровь себе пустит.
Рамиду мучают мысли о суровом роке, заставляющем ее балансировать между отцом и любимым, оба возможных исхода боя пугают ее. Наконец, битва заканчивается.
Появляются плененные Вадим и его воины в сопровождении Руриковой стражи. Рамида было бросилась к отцу, но тот отмахнулся от нее со словами, что не отец ей раб Рурика. Вадим желал скорее быть убитым в бою, как Пренест и Вигор, и корит дочь за любовь к тирану. Рамида дает клятву сохранять верность отцовскому слову. Вадим же просит казнить себя, милосердие Рурика только оскорбит его.
Входит Рурик в окружении воинов, знати, народа, и предлагает Вадиму забыть разногласия, подписав мир. Вадиму претит сама мысль о союзе с захватчиком. Тогда Рурик напоминает, что междоусобицы побудили его взять власть в Новгороде в свои руки. Желая доказать искренность своих намерений, он снимает с головы венец и обращается к народу с просьбой решить, царствовать ли ему над ними. Народ встает на колени в знак согласия. Рурик спрашивает у Вадима, чего он теперь желает. Вадим требует себе меч и получает его. Со словами, что теперь довольны будут все, он замышляет убить себя. Рамида умоляет его не делать этого, и, желая доказать свою верность отцу, закалывается. Возликовав, Вадим следует за дочерью.
Рурик попрекает богов за то, что власть стоила ему столь дорого. И хотя венец очень тяжел, князь более не откажется от него.
Автор - Кращенко А.В.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Вадим Новгородский». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Москва, Издательство "Правда", 1986 г.

Аудио неоконченный роман Михаила Юрьевича Лермонтова "ВАДИМ", 1832 - 1834 годы написания, Петербург и аудио очерк Лермонтова "Панорама Москвы", написанный в 1834 году, в Москве составляют нашу аудио книгу, озвученную по 4 тому СС Лермонтова, издательства Москва "Правда" 1986 года.
Роман "Вадим" - первый прозаический опыт Лермонтова, роман из эпохи подготовки пугачевского восстания, интересен вниманием писателя к теме социального протеста народа. Первая публикация - "Вестник Европы", 1873, № 10, под редакторским заглавием "Юношеская повесть М. Ю. Лермонтова". Авторское название романа неизвестно, так как утрачен первый лист рукописи. По свидетельству товарища по юнкерской школе Меринского, роман "Вадим" основан на истинном происшествии, что позже было подтверждено лермонтоведами.
Действие происходит в Пензенской губернии, в Нижнеломовском и Керенском уездах летом 1774 года, когда в июле Пугачев, уходя от преследователей, переправился на правый берег Волги и через Саранск и Пензу двинулся на юг к Саратову. Приход Пугачева вызвал восстание крестьян в Симбирской, Пензенской и Саратовской губерниях. Описанная Лермонтовым местность, с пещерой, где скрывался Палицын, оврагом "Чертово логовище" - это окрестности села Пачелма или Тархан. Монастырь, с описания которого начинается роман, - это мужской монастырь в старинном городе Нижнем Ломове, по дороге из Москвы в Пензу. Рассказы о расправе пугачёвцев с помещиками Лермонтов мог слышать от тарханских старожилов, а историю Вадима ему могла рассказать бабушка: среди примкнувших к пугачёвцам оказалось несколько помещичьих сыновей. Главный герой романа, демонический Вадим, отравлен ядом эгоизма. Проблема мести - важнейшая в демонизме.
Предлагаем вашему вниманию слушать онлайн или скачать бесплатно и без регистрации аудио роман Лермонтова "Вадим" и замечательное обозрение, экскурс в историю очерк "Панорама Москвы". Аудио роман "Вадим" озвучен по главам, к каждой главе можете прочитать краткое содержание, в котором прослеживается сюжетная линия романа, приводятся характеристики героев.

Аудио биография Михаила Юрьевича Лермонтова по статье Геннадия Иванова из книги "100 великих писателей", М, "Вече", 2013 содержит помимо биографических данных, размышления современных критиков и такого корифея литературы, как Лев Толстой, о миссии Лермонтова на Земле. Василий Васильевич Розанов, как и другие, считал, что вслед за Пушкиным...

Аудио книга М. Ю. Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 1, в которой дана характеристика внешности Вадима: "...В толпе нищих был один - он не вмешивался в разговор;.. он был горбат и кривоног; лицо его было длинно и смугло; прямой нос, курчавые волосы; широкий лоб его был жёлт как лоб ученого, мрачен как облако, покрывающее солнце в...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 2. Характеристика Палицына. Вадим нанимается к Палицыну. "Представьте себе мужчину лет пятидесяти, высокого, ещё здорового, но с седыми волосами и потухшим взором, одетого в синее полукафтанье с анненским крестом в петлице; ноги его, запрятанные в огромные сапоги,...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 3. Борис Петрович Палицын привозит Вадима в имение. Характеристики внешности жены Палицына - Натальи Сергеевны и воспитанницы Ольги. Палицын в отсутствие жены домогается благосклонности Ольги. Вадим обещает Ольге открыть тайну её родителей.

Аудио роман Лермонтова "Вадим", часть 1, глава 4 - указывается время описываемых событий - за два месяца до пугачевского бунта и причины его. "...Умы предчувствовали переворот и волновались: каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, и только кровь его могла смыть эти постылые летописи. Люди, когда...

Аудио книга Михаила Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 5, в которой Вадим сообщает Ольге о том, что её отец был богатым и счастливым дворянином. Его разорил и погубил бывший его друг, Борис Петрович Палицын за то, что однажды на охоте собака Ольгиного отца обогнала собаку Палицына, и тот посмеялся над Палицыным. С этой минуты...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова аудио роман "Вадим", часть 1, глава 6. "Борис Петрович был чрезвычайно доволен своим горбачем (так в доме называли Вадима). Горбач везде почти следовал за ним, на охоту, в поле, на пашню, - исполнял его малейшие желания, предугадывал их... Если Борис Петрович хотел наказать кого-нибудь из слуг, то Вадим...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова "Вадим", часть 1, глава 7. Палицын принимал богатого соседа Геннадия Василича Горинкина. Разодетая и распудренная Наталья Сергеевна поминутно подносила ему тарелки со сластями. Он был высокого росту, белокур и довольно ловок. Он служил в лейб-кампанцах, 25-ти лет вышел в отставку, женился и нажил двух...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 8. После потасовки с пьяным Палицыным, Ольга поднялась к брату на чердак, рассказала ему о нанесённом оскорблении мерзавца и о своей решимости отомстить убийце отца. Вадим излил ей свою душу.

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио неоконченный роман "Вадим", часть 1, глава 9. В поместье приезжает Юрий Борисович Палицын, милый "Юринька", - единственный сын Бориса Петровича и Натальи Сергеевны. Красавчик Юрий Палицын сразу стал ненавистен Вадиму. Демон вселился в его душу и не отпускал её. Мщение всей семье Палицыных стало его...

Аудио книга Михаила Лермонтова, роман "Вадим", часть 1, глава 10 - характеристика Юрия. Вадима Палицын назначает своим стремянным. "...Юрий был так хорош!.. - именно таковые лица нравятся женщинам: что-то доброе и вместе буйное, пылкость без упрямства, весёлость без насмешки; он не был напудрен по обычаю того века; длинные русые волосы вились...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 11 - зарисовки из жизни в поместье Палицыных. "Борис Петрович отправился в отъезжее поле с новым своим стремянным и большою свитою... Даже в старости Палицын любил охоту страстно... Что делать Юрию? - в деревне, в глуши? - следовать ли с отцом! - нет, он не находит...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 12 - Юрий и Ольга признаются в любви друг к другу. Слушайте онлайн или скачайте бесплатно и без регистрации аудио неоконченный роман Лермонтова "Вадим". Читает Надежда Прокма.

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 13. Краткое содержание. "...Ольга не считала свою любовь преступлением; она знала, хотя всячески старалась усыпить эту мысль, знала, что близок ужасный, кровавый день... и... небо должно было заплатить ей за будущее - в настоящем; она имела сильную душу, которая не...

Аудио книга М. Ю. Лермонтова, неоконченный роман "Вадим", часть 1, глава 14. Народная песня пугачёвского повстанческого казачества: "Моя мать родная/ Кручинушка злая;/ Мой отец родной/ Назывался судьбой;/ Мои братья, хоть люди,/ Не хотят к этой груди/ Прижаться,/ Им стыдно со мною,/ С бедным сиротою,/ Обняться. Но мне богом дана/ Молодая...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 15. Для сайта MyAudioLib читает Надежда Прокма. Атмосфера перед монастырём всё более накалялась: "...перед вратами монастырскими собиралась буйная толпа народа; кое-где показывались казацкие шапки, блистали копья и ружья; часто от общего ропота отделялись грозные речи,...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 16. В избе, где ночевал Борис Петрович Палицын "была одна хозяйка, вдова, солдатка лет тридцати, довольно белая., здоровая, большая, русая, черноглазая, полногрудая, опрятная, - и потому вы легко отгадаете, что старый наш прелюбодей... старался всячески выиграть её...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 17. Читает Надежда Прокма. Юрий укрыл Ольгу в заброшенной бане в селе имения Палицына. Простился с Ольгой на несколько часов, надеясь за это время перевести в безопасное место отца своего, Бориса Петровича Палицына. Как только он отъехал, в баню вошёл Вадим. Между ним...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 18 - о пещерах Нижегородской, Симбирской, Пензенской и Саратовской губерний, в которых наши предки искали убежище от набегов татар, крымцев и впоследствии от киргизов и башкир, угрожавших мирным деревням даже в царствование императрицы Елизаветы Петровны; последний...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 19 - вся жизнь, или биография Юрия Борисовича Палицына. Юрий скакал в село Палицыно, чтобы забрать оттуда Ольгу и вместе с нею скрыться где-нибудь от восставших разъяренных и обезумевших от пролитой крови крестьян. Его догнал верный холоп Федосей, коротко объяснил, что...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, аудио роман "Вадим", часть 1, глава 20, в которой Вадим ошибочно убивает не Юрия, а старого ловчего помещика Палицына Федосея. Он ударил топором, выглянувшего в дверь человека, будучи уверенным, что это Юрий Палицын. В отличие от Вадима, незадолго до этого, Юрий в обстановке творимого крестьянами...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, неоконченный аудио роман "Вадим", часть 1, глава 21. Читает Надежда Прокма. Пока Вадим приходил в себя, плакал над телом убитого им невинного человека, Ольга выбралась из заброшенной бани и побежала на гумно, где по словам Федосея, её ожидал Юрий. Молодые люди встретились, переплыли реку, долго блуждали...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, неоконченный аудио роман "Вадим", часть 1, глава 22. Для сайта MyAudioLib читает Надежда Прокма. В селе Палицыно на широкой и единственной улице деревни толпился народ в праздничных кафтанах, с буйными криками веселья и злобы вокруг тридцати казаков, которые, держа коней в поводу, гордо принимали подарки...

Аудио книга Михаила Юрьевича Лермонтова, неоконченный аудио роман "Вадим", часть 1, глава 23, в которой автор поэтично описывает природу, а также описывает новые жестокие убийства пьяной толпы, умело подстрекаемой жестоким, кровожадным, беспощадным уродцем. Отряд Орленко встретил другой отряд повстанцев, следовавших из села Красное, где...

Последняя глава неоконченного аудио романа Михаила Юрьевича Лермонтова "Вадим", часть 1, глава 24, в которой солдатка и её глупый семнадцатилетний сын Петруха выдерживают пытки казаков сотника Орленко и приведшего их злого Гения - Вадима. Бедные люди не выдали на неминучую смерть Бориса Петровича и Юрия Борисовича Палицыных. Можете читать...

Аудио очерк Лермонтова "Панорама Москвы" - великолепное пафосное произведение - обозрение, путеводитель по Москве XIX века написано в 1834 году во время обучения в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Подписан очерк: "Юнкер Л. Г. гусарского полка ЛермАнтов." В очерке по аналогии с описанием архитектуры Парижа в известном...

Вадим (с. 275) - Незаконченный юношеский роман.

Название, данное роману Лермонтовым, неизвестно, так как начальный лист рукописи не сохранился. Редакторские заглавия: «Горбач- Вадим. Эпизод из Пугачевского бунта (юношеская повесть)»; «Вадим. Неоконченная повесть».

Датируется 1833-1834 гг, на основании свидетельства Мерин-ского, учившегося в это время вместе с Лермонтовым в юнкерской школе: «Раз, в откровенном разговоре со мной, - вспоминал Мерин-ский, - он мне рассказал план романа, который задумал писать прозой, и три главы которого были тогда уже им написаны...

Не помню хорошо всего сюжета, помню только, что какой-то нищий играл значительную роль в этом романе... Он не был окончен Лермонтовым...»

Роман о пугачевском движении (1773-1775 гг.), охватившем в летние месяцы 1774 г. ряд волжских провинций, в том числе Пензенскую губернию и ряд северных уездов (Краснослободский, Керенский, Нижнеломовский), имел в своей основе материал устных преданий, легенд, воспоминаний старожилов. Многое Лермонтов почерпнул «из рассказов бабушки» - об этом он сам говорил Ме-ринскому.

Среди пензенских помещиков, пострадавших от Пугачева, были родственники Е. А. Арсеньевой и родственники ее знакомых, в том числе убитый в Краснослободске капитан Данило Столыпин, подпоручик Василий Хотяинцев, сын которого Фома был крестным отцом Лермонтова, семьи Мартыновых, Мансыревых, Киреевых, Мещсри-повых, Мосоловых.

Ряд сцен (бегство п лес Палицына, спасавшегося от пугачевцев в пещерах, казнь его жены, расправа с «упрямыми господами села Красного») восходит к подлинным эпизодам, подлинным событиям «пугачевского года».

История Вадима могла иметь в основе свидетельства очевидцев о том, что среди пугачевцев оказалось несколько пензенских дворян: отставной корнет В. Д. Васильев (Шацкий уезд), А. Л. Евсюков и отставной поручик Н. Н. Чевкин (Нижнеломовский уезд). Примечательно, что Чевкин примкнул к мятежникам, желая отомстить соседу, помещику Левашову.

Место действия романа - Пензенский край, где Лермонтов вырос. Описывая поместье Палицына, расположенную недалеко от него деревню, где находился крутой и глубокий овраг, известный под названием «Чертово логовище», Лермонтов имел в виду местность, ему хорошо знакомую. Это окрестности Тархан, сел Нижние Поляны и Тархово, лесистый овраг Гремучий, лежащий к востоку от Тархова, пешеры около Пачелмы Пензенской области.

С. 275. У ворот монастырских...- Лермонтов описал здесь мужской монастырь в Нижнем Ломове, старинном городе, стоявшем на пути из Москвы в Пензу. С Тарханами его связывала короткая прямая дорога, сохранившаяся и до настоящего времени.

Известно, что вблизи от Нижнеломовского монастыря в августе 1774 г, неоднократно появлялись повстанческие отряды.

С. 278. ...за два месяца до Пугачева.- Первые отряды пугачевцев появились на территории Пензенского края в конце июля 1774 г. Пенза была взята 1 августа. Волнения пензенско-воронежских крестьян начались еще до появления там Пугачева.

С. 297. ...разрушить естественный порядок...- Выражение «естественный порядок» здесь означает - установленный природою, не зависящий от воли и разума человека (ср. в «Странном человеке»: «Я создан, чтоб разрушать естественный порядок», наст, изд., с. 102).

С. 301. ...на дне этого удовольствия шевелится неизъяснимая грусть, как ядовитый крокодил...- Это сравнение восходит к повести Шатобриана «Атала». Оно встречается также в главе третьей «Княгини Литовской», но употреблено в ироническом смысле.

С. 302. Таково предание народное...- Рассказ о женихе-призраке восходит к немецкой народной песне. Этот сюжет был использован Г. Бюргером в балладе «Ленора», в русской литературе известной по подражаниям и переводам В. А. Жуковского («Людмила», 1808, «Светлана», 1808-1812, «Ленора», 1831). Ср. балладу Лермонтова «Гость».

С. 308. Этот галванизм...- Явление, открытое основоположником электрофизиологии итальянским анатомом и физиологом Луиджи Гальвани (1737-1798). Позднее гальванизм был определен как физиологическое действие электрического тока.

Таков был ужас Макбета...- Лермонтов напоминает 4-ю сцену III акта «Макбета» Шекспира, где появляется призрак убитого Банко.

С. 312. Песня «Воет ветер» встречается также в поэме Лермонтова «Азраил» с разночтениями в двух первых стихах.

С. 315. «Ты черт или Гуммель», - сказал Фильд...- Гуммель Иоганн (Ян) Непомук (1778-1837); Филд Джои (1782-1837) - известные пианисты-виртуозы и композиторы. Гуммель, уроженец Братиславы, выступал с концертами в Петербурге и в Москве в 20-х гг. XIX в. Филд, ирландец, приехал в Россию в 1802 г. В 1831- 1835 гг. концертировал в Западной Европе (Лондон, Париж). Умер в Москве.

Песня была дика...- Лермонтов ввел в текст романа юношеское стихотворение «Воля» (1831) в несколько измененной редакции (см. наст. изд. т. 1, с. 91).

С. 316. ...поезжай скажи Белбородке...- Белбородко - вероятно, от фамилии пугачевского полковника Ивана Наумовича Белобородова, одного из наиболее талантливых сподвижников Пугачева.

С. 317. ...когда турки угнетали потомков Леонида...- Потомки Леонида - греки. Леонид - спартанский царь, возглавив ший объединенное войско греческих полисов против персидского царя Ксеркса. Героически погиб при защите Фермопильского ущелья (480 г. до п. э.). Греция освободилась от турецкого ига, длившегося 400 лет, в 1829 г.

С. 320. ...рисуются под Адамовой головой.- Адамова голова- христианский религиозный символ в виде черепа и скрещенных под ним костей.

С. 338. Lasciate ogni speranza voi ch"entrate\ - стих из «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь 3, стих 9).

С. 341. ...в колючие объятья мадонны долорозы...- «Мадонна долороза» (матерь скорбящая) .- наименование средневекового орудия пытки.

С. 346. ...как семена притчи...- Лермонтов имеет в виду притчу о сеятеле, изложенную в Ева, нгелии от Матфея (XIII, 3-23), от Марка (IV, 3-20), от Луки (VIII, 4-15).

С. 348. ...поход! в Турцию...- Турция объявила войну России 25 сентября/6 октября 1768 г. Военные действия начались в январе 1769 г. Через Дунай русские переправились под начальством Суворова в мае 1773 г.

С. 350. ...прощай, роза Гулистана.- «Гулистан» в переводе с персидского значит «розовый сад». Так озаглавлено произведение персидского поэта и мыслителя Саиди (р. между 1203-1210, ум. 1292).

Не одна тридцатилетняя вдова рыдала у ног его...- В этой фразе содержится намек на роман Бальзака «Тридцатилетняя женщина» (1831-1834), упоминание о котором есть и в «Герое нашего времени» (см. наст, том, с. 493).

Подобно плодам, растущим на берегах Мертвого моря...- В «Иудейской войне» Иосифа Флавия есть описание страяных деревьев, растущих в окрестностях Асфальтового озера (Мертвого моря). Плоды их, съедобные на вид, но негодные к пище, рассыпаются в пепел при первом к ним прикосновении (IV, 8, 4). Этот сюжет использовал Д. Мильтон в «Потерянном рае» (кн. 10, ст. 760-767) и Томас Мур в «восточной» поэме «Лалла-Рук». Наиболее вероятно, что сравнение, употребленное здесь Лермонтовым, пришло к нему именно от Мура.

“Вадим” - незавершенный юношеский роман М.Ю. Лермонтова (1832 - 34?). Название, отсутствующее в рукописи, дано редакторами. Произведение создавалось в годы учебы поэта в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
В основе сюжета - история мести за попранное человеческое достоинство. Главный герой - нищий Вадим - натура исключительная и страстная. Вокруг него драматично сплетены судьбы и других героев произведения. Действие романа разворачивается в местах, знакомых М.Ю. Лермонтову с детства.
Роман основан на подлинных исторических событиях, связанных с пугачевским движением, охватившим Пензенскую губернию летом 1774 года. В том году восставшие казаки побывали в Тарханах, тогда принадлежавших помещику И.А. Нарышкину. Предание сохранило расказ о том, как управляющий успел предусмотрительно раздать весь барский хлеб крестьянам и только потому не был повешен. Исторически точное воссоздание восстания в задачи М.Ю. Лермонтова не входило, письменных документов эпохи он не изучал, характер и дух событий воспроизводился им на основе устных преданий. В его тарханские годы были живы еще старики, хорошо помнившие те события, знал М.Ю. Лермонтов и истории окрестных помещиков, одни из которых прятались от пугачевцев в пещеры, а другие переходили на сторону “народного царя”. Многое он слышал от дворовых крестьян, от соседей-помещиков, и, конечно, от бабушки Е.А. Арсеньевой. Через нее внук мог узнать историю несправедливой тяжбы богатого тамбовского дворянина полковника С.П. Крюкова со своим бедным соседом поручиком И.Я. Муратовым, в результате которой последний был разорен. Подобный факт в романе его главный герой сообщает своей сестре Ольге.
Заинтересовавшись темой крестьянского восстания, опираясь на самостоятельно собранный исторический материал, двадцатилетний М.Ю. Лермонтов пытался найти ответ на мучивший его вопрос о причинах, породивших страшный пугачевский год. “Люди, когда страдают, обыкновенно покорны, - размышлял он на страницах романа, - но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягненок превращается в тигра, притесненный делается притеснителем и платит сторицею - и тогда горе побежденным!...”.
Роман остался незаконченным, но в 1840 году поэт, по свидетельству В.Г. Белинского, обдумывал “романтическую трилогию, три романа из трех эпох жизни русского общества”. Не исключено, что в первом из них, приуроченном к веку Екатерины II, он собирался так или иначе вернуться к темам и образам незавершенного произведения.
Попытку сценического истолкования романа осуществил режиссер А.С. Гуляев в Пензенском областном драматическом театре имени А.С. Луначарского. Не затрагивая философской проблематики юношеского произведения Лермонтова, режиссер на первый план вывел историю любви Юрия Палицина и сестры главного героя, Ольги. Премьера спектакля состоялась в октябре 2003 года. Главную роль исполнил С.А. Казаков.

"Тарханская энциклопедия". М., 2013.

Иллюстрация: Обложка рукописи романа “Вадим”, рисунок М.Ю. Лермонтова. Перо, чернила, 1832-1834.

Цитаты из романа "Вадим"

Подлые души завидуют всему, даже обидам, которые показывают некоторое внимание со стороны их начальника.

Великие души имеют особенное преимущество понимать друг друга; они читают в сердце подобных себе, как в книге, им давно знакомой…

Есть существа, которые в высшей степени несчастья так умеют обрубить, обточить свою бедственную душу, что она теряет все способности, кроме первой и последней: жить!

Теперь жизнь молодых людей более мысль, чем действие; героев нет, а наблюдателей чересчур много…

Счастие ― женщина: коли полюбит вдруг сначала, так разлюбит под конец.

Люди, когда страдают, обыкновенно покорны; но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягненок превращается в тигра; притесненный делается притеснителем и платит сторицею ― и тогда горе побежденным!..

Что такое народ? Камень, висящий на полугоре, который может быть сдвинут усилием ребенка, но несмотря на то, сокрушает все, что ни встретит в своем безотчетном стремлении.

Ябеда" Капниста", "Вадим Новгородский" Княжнина.

Ода "Вольность".

«Вольность» - это ода, написанная примерно в 1781 – 1783 гг. (отрывки были напечатаны в «Путешествии из Петербурга в Москву»).

Попробую вывести основные идеи тезисно:

1)Свободы нужно ждать только от тяжести порабощения.

2) Власть слепа и безрассудна.

3) Крестьянин в законе мертв и не имеет шансов на воскрешение.

4) Помещики - эксплуататоры, безнравственны.

В оде приводится масса доводов в пользу отмены крепостного права:

1. Все люди равны. Все сословия тоже равны: крестьяне, дворяне, купцы и вельможи.

2. Крестьянин – производитель. Крестьянин – кормилец, с чувством собственного достоинства.

3. Крепостное право экономически невыгодно.

Такие доводы подразумевают как бы новое пугачевское восстание. Право коллектива на восстание. Речь уже идёт о негласном договоре государства и гражданина: человек изначально родился свободным, а законы должны быть во благо всего общества. Радищев ссылается на опыт Французской и Английской революции, говоря, что общество развивается не по спирали, а по замкнутому кругу. Стоит отметить, что произведение сентиментальное, поскольку одна и та же мысль приводится на множестве примеров. В связи с этим нужно не забыть сказать о кристаллизации мысли на множестве примеров и сравнений. События Радищев анализирует через чувства, а потом делает выводы. Жанр оды - сентименталистский дневник, с особой чувствительностью – способностью к состраданию, выраженному в эмоциональной речи.

Радищев абсолютно четко прославляет вольность, политическую свободу. Он указывают на исторические примеры торжества вольности, как я уже писала выше (на английскую революцию XVII века). Он считает, что равный для всех закон - залог обеспечения политической свободы в стране и, как выяснилось многим позже, он оказался прав, как и Пушкин, следовавший его сентенциям в своей оде «Вольность». Ода Радищева - это призыв к народной революции, к ниспровержению царской власти вообще , хотя у того же Пушкина ода «Вольность» направлена только против «тиранов», ставящих себя выше закона.

Радищев, долго вынашивая революционные идеи свержения самодержавия, создает оду "Вольность". Но стоит отметить особо, сколь последователен он был в отрицании тирании, столь смелым был и в поэтическом «экспериментаторстве». Для прославления политической и гражданской свободы поэт избирает традиционный жанр оды. И первый логичный вопрос: что же остается тогда в ней от традиции классицизма? Ведь Радищев воспевает не выдающегося полководца и не государственного деятеля и, тем более, не монарха, а истинную свободу… Полемично в этом отношении уже само начало произведения:


О! дар небес благословенный,

Источник всех великих дел,

О вольность, вольность, дар бесценный,

Позволь, чтоб раб тебя воспел.

Радищев доказывает в своей оде право народа на казнь царя-тирана. Народ - создатель всех благ земных, и царь, возомнивший, что он истинный Господь, а не народ, - "преступник из всех первейший":

Ликуйте, склепанны народы.

Се право мщенное природы

На плаху возвело царя.

Таким образом, ода "Вольность" Радищева - это первое слово русской революционной поэзии, содержащее в себе призыв к революции и выражающее его в соответствии с принципами эстетики поэта. Подлинный творец, как утверждал сам Радищев, открывает согражданам "разнообразные стези познания", никчемна поэзия без мысли- "тощий без мыслей источник словесности".

Вас. Вас. Капнист – прогрессивный, либерально настроенный дворянский писатель. Начал лит. деятельность в 1780г «Одой на надежду », в которой видны гражданские, политические мотивы. В «Оде на рабство », появившейся после указа о закрепощении крестьян некоторых украинских наместничеств (К. был украинцем), выражал антикрепостнические идеи. Слезы, горе, тирады против тирании. Когда Екатерина издала указ, где разрешала на официальных бумагах подписываться не «раб», а «верноподданный» (большое дело), К. написал «Оду на истребление в России звания раба», где всячески хвалил Екатерину.

Входил в дружеский кружок Львова вместе с Хемницером, Державиным. Мотивы поэзии членов кружка характерны и для поэзии К.: прославление покоя, тишины, уединения, радости общения в кругу семьи и друзей.

В значительнейшем произведении «Ябеда » К. обличает судопроизводство, крючкотворство, взяточничество и др. социальные пороки. К. сумел раскрыть это социальное зло как явление типическое . Беззаконие – система всего бюрократического государства. Разгул произвола и грабежа чиновников – тема «Я.». К. и самому пришлось столкнуться с судебными порядками, что придало комедии жизненно правдивый характер.

Богатый помещик Праволов, «злой ябедник», старается отнять имение у своего соседа помещика Прямикова. Праволов подкупает чиновников Гражданской палаты, готовясь даже в интересах дела породниться с ее председателем. Тип помещика Праволова характерен для русских помещиков. Честный Прямиков сталкивается с организованной и властной щайкой грабителей. Кажется, что на взяточников нет никакой упавы – ибо в других учреждениях России царят те же порядки.

«Я.» поражала своей жизненной правдивостью . Общественное негодование К. особо проявляется в сценах попойки чиновников и судебном заседании. В конце комедии порок наказан – хотя это не внушает светлых надежд. Комедию высоко оценил Белинский .

«Я.» написана по правилам классицизма : 5 актов, единства, строго + и – персонажи, говорящие фамилии (Хватайко, Кривосудов, пьяница Бульбулькин). Ямбический стих и живая разговорная речь, афористичность, поговорки. Реалистические тенденции: сатирическая направленность и типически обобщенные образы, язык.

«Я.» поставили в 1798 г, но после 4 представлений была «высочайше» запрещена.

Яков Борисович Княжнин – сын вице-губернатора, учился в Питере, служил в иностранной коллегии у Панина, был военным, но оставил службу за растрату казенных денег. Служил секретарем вельможи Бецкого. Писать начал рано, под влиянием творчества Сумарокова. Написал 8 трагедий, 4 комедии, 5 комических опер и мелодрам, стихотворения . Самодержавие и отношение к нему – основная политическая тема трагедий К., которую он решал как борьбу с самовластьем во имя свободы. В годы политической реакции его трагедии принесли ему неприятности. Известная трагедия К. – «Росслав» - глубоко патриотическая. В «Отечества губителях» К. громит тиранов. «Вадим Новгородский» (1789) был связан со стремлением К. ответить Екатерине, написавшей «Историческое представление из жизни Рурика». Там Вадим изображен не противником самодержавия, а властолюбцем, который устраивает заговор. Рурик у нее – идеальный монарх; Вадим в конце оказывается преданным великодушному Рурику. Рурик у К. тоже великодушен, избран самим народом Новгорода. Но ярко изображена титаническая фигура Вадима, который выступает пламенным патриотом и защитником вольности родного города , поборником тирании как таковой (имхо, Вадим в трагедии – последний самодур и болван, но ладно ). Татаринова пишет, что создание героического образа Вадима – величайшая заслуга К. Основной политический конфликт трагедии – вызванный борьбой за республику против монархии , даже в том случае, если монарх просвещенный. Это первая республиканская трагедия с первым героем – непоколебимым республиканцем. Трагедия Вадима – в том, что народ не поддерживает его. Но по мнению автора, Вадим одерживает моральную победу. Написана в рамках классицизма, но в трагедии нет четкого деления на + и – героев.

Когда трагедия была напечатана в 1793, Екатерина сразу ее запретила и велела сжечь (сам К. был тогда уже мертв). Полностью ее опубликовали лишь в 1914 г.

Краткое содержание «Ябеды» см. в уже сделанном мной билете № 11.

Краткое содержание «Вадима Новгородского»

Действующие лица: Рурик (князь Новгородский), Вадим (посадник и полководец), Рамида – дочь Вадима, Пренест , Вигор (посадники), Извед (наперсник Рурика), Селена – наперсница Рамиды. Воины, народ.

Все говорят возвышенным, высокопарным и пафосным слогом.

Ночью Вигор и Пренест на площади ждут Вадима – и удивляются, чего это он, после победоносной войны возвращаясь на родину, попросил только их двоих встретить его. А Пренест говорит, что, мол, наверное это из-за все возрастающей самодержавной власти Рюрика. Появляется Вадим и разглагольствует о том, то раньше народ Новгорода был великим и гордым, а теперь пришел Рюрик и всех себе подчиняет. Далее идет спор Вадима с Вигором и Пренестом о том, что, коль они любят отечество, как говорят, то должны любовь доказывать делом и не пресмыкаться перед царем. Вигор рассказывает: когда Вадим уехал, в Новгороде воцарился мятеж, вельможи устроили там черт знает что. Тогдашний князь Гостомысл позвал на помощь Рурика, который помог восстаность спокойствие. Когда Гостомысл умирал (старый был), завещал власть Рурику. Тот сначала отказался, но народ его уговорил. Народ был ему благодарен. Вадим возмущается – чему благодарен? Закрепощению? Потом он переводит тему на Рамиду – свою дочь. Говорит, что отдаст ее замуж только за истинного поборца тирании. Вигор и Пренест тут же соглашаются всячески Вадиму помогать, чтобы заполучить ее в жены. Когда Вигор уходит, Пренест клянется, что любовь его не помешает его долгу. А Вадим говорит, что пока не будет показываться дочери – сделает это позже.