Казанский богородицкий мужской монастырь. Казань. Казанско-Богородицкий монастырь

Главной во все время существования монастыря была деятельность, связанная с культом иконы Казанской Божьей Матери: прием паломников, службы, организация празднеств 8 июля (в день обретения иконы) и 22 октября (в честь избавления от поляков). Казанско-Богородицкий монастырь, сначала занимавший небольшую площадь, постепенно разросся и к началу XIX века занял обширный неправильный многоугольник, ограниченный нынешними улицами Большой Казанской, Поперечно-Казанской, Нагорной и ныне не существующим Пятницким переулком, отделявшим монастырь от территории приходской Пятницкой церкви. К сожалению, утрачен главный собор монастыря, являвшийся архитектурной доминантой и выдающимся памятником русского классицизма, где и находилась чудотворная икона. Собор был построен вместо старого собора 1594-1595 годов по проекту известного зодчего Ивана Егоровича Старова и под наблюдением казанского архитектора Филиппа Емельяновича Емельянова. Софийская церковь, расположенная на южной стороне монастыря, служила надвратной церковью до тех пор, пока не была построена новая ограда, и церковь не оказалась в глубине монастырской территории.


Монастырские врата

Казанская икона Божией Матери. Богородицкий монастырь. Казань. 4 ноября (22 октября по старому стилю) в Православной Церкви установлено празднование Пресвятой Богородице в честь Ее иконы, именуемой "Казанская". Праздник Казанской иконы Божией Матери отмечается дважды в году - 21 июля (8 июля по старому стилю) - в память явления иконы Пресвятой Богородицы в Казани ‑ и 4 ноября (22 октября по старому стилю), в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 г. Казанская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в России. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 г. По легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.





Монастырская гостиница

Крестовоздвиженская церковь находится на Большой красной улице в Казани и входит в ансамбль Богородицкого мужского монастыря. Она была построена в 1877 году по проекту архитектора Тихомирова. Из всех построек монастыря храм сохранился лучше всего. В советское время в нем располагался Казанский государственный педагогический институт. Когда стало известно, что Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери может быть возвращен в Россию, начались глобальные реставрационные работы, в которых принимали участие лучшие специалисты из Казани и Санкт-Петербурга. К торжественному открытию был восстановлен внешний фасад церкви и ее внутреннее убранство. На купол храма был установлен крест из черного железа, покрытый сверху сусальным золотом. Позолотой был украшен и иконостас, выполненный в классическом стиле. Купол и стены были заново расписаны художниками А.Беляевым и А.Пьянковым из Санкт-Петербурга. Список иконы был привезен через Москву из Рима от Папы Римского Иоанна Павла II. В 2005 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II лично внес его в Крестовоздвиженскую церковь.


Место обретения Казанской Иконы Богородицы Часовня на месте обретения Казанской Иконы Богородицы находится в Казани по улице Большая Красная, 5. Точная дата постройки колокольни неизвестна, над многими вопросами, связанными с этим интересным местом, до сих пор ломают голову археологи и историки. В 1930-е годы стоящие в этой части города Казанский собор и колокольня Казанского Богородичного женского монастыря были полностью уничтожены, а сама территория была закатана в асфальт. Только в июне 2000 года в этом месте начались археологические раскопки. Именно здесь, где когда-то стоял Казанский собор, были найдены останки пещерного храма-часовни, который, как известно, был освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Об этой часовне известно только то, что она была построена в начале XX века. Предполагают, что колокольня была разрушена одновременно с Казанским собором.

Часовня на месте обретения Казанской Иконы Богородицы

Софийская церковь, расположенная на южной стороне монастыря, служила надвратной церковью до тех пор, пока не была построена новая ограда, и церковь не оказалась в глубине монастырской территории. Автором проекта был, вероятно, тот же Я.М. Шелковников. В 1807 году Софийская церковь, еще не будучи достроенной, сильно пострадала в пожаре 1815 года. Ее строительство завершилось лишь к 1825 году (на средства дворян Мусиных-Пушкиных), когда храм и был освящен.

Монастырская звонница



Обитель иконы Казанской Богородицы. Крестовоздвиженский храм 21 июля 2005 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II внес в Крестовоздвиженскую церковь Богородицкого женского монастыря список Казанской иконы Божией Матери, привезенный через Москву из Рима, от Папы Римского Иоанна Павла II. Крестовоздвиженская церковь входит в ансамбль Богородицкого женского монастыря, одного из старейших на территории Казани (основан в 1579 году). Она относится к новым постройкам - была возведена в 1877 году (архитектор Тихомиров). В первоначальном виде церковь украшали восьмиколонный портик и лепное «всевидящее око». Ивану IV после обретения Казанской иконы Божьей Матери приказал соорудить во имя Богородицы и устроить при ней девичий монастырь. Среди первых монахинь была Матрона Онучина,

Среди всех богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова.

В начале июля 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока. Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины - нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.).

Двенадцатилетней девочке Марфе, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, который благословил духовенство участвовать в поисках иконы. 8 июня 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома.

В этот же день икона была перенесена в приходскую церковь Николы Тульского, расположенную поблизости от места обретения образа Богородицы. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже - Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал, в бытность Казанским митрополитом, сказание об обретении иконы и чудотворениях от нее.

В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери.

Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божьей Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе - 22 октября. Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор.

Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или. продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос. Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения.

В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев.

На месте обретения чудотворной иконы вскоре был основан монастырь, а одной из настоятельниц этого монастыря стала Марфа, принявшая монашество Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви.

К началу XX в. он представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров. Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. Сейчас в нем находится филологический факультет Казанского государственного педагогического института. В глубине квартала расположены двухэтажные же Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова.

На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона. Единственный действующий храм на территории бывшего монастыря - Софийская церковь, расположенная на южной стороне, выходящей к улице Большой Красной. По монастырским документам она построена в 1807-1825 гг. (строительство прерывалось пожаром 1815 года) по проекту архитектора Я.М. Шелковникова на средства дворян Мусиных-Пушкиных. Церковь планировалась как надвратная, но в 20-е годы ХIХ века была построена новая ограда и храм оказался в глубине монастыря.

По мнению ученых Софийская церковь построена значительно раньше, чем датируется обычно. Вероятно, в конце XVII - начале XVIII вв. На это указывают ее архитектурные формы и декор, характерные для русского теремного стиля и барокко. В начале XIX века она, скорее всего, подвергалась лишь частичной реконструкции. Во имя мученицы Софии и дочерей ее Веры, Надежды и Любови церковь была освящена, очевидно, в память о казанской игуменье Софии (в миру - княжна Любовь Борисовна Волховская), руководившей монастырем с 1795 года до своей смерти в 1807 году. При игуменье Софии в монастыре велись большие работы, были составлены планы, по которым монастырь отстраивался позднее.

В 1798 году игуменья София принимала в качестве гостей императора Павла I и князя Александра Павловича (будущего императора Александра I), присутствовавших на закладке главного монастырского собора. В советское время храм использовался как жилое помещение, однако с 1993 года был передан Казанской епархии и в настоящее время является действующим, в Софийском храме существует молодежная община. Сам храм посещается на втором этаже, первый пользуется под служебные помещения и библиотеку молодежной общины. В Софийской церкви установлен новый резной иконостас, среди икон особо почитается новый образ св.мученицы благоверной княгини Елизаветы.

Святая коверная княгиня Елизавета Федоровна - ныне одна из самых почитаемых новомучениц Российских. Она являлась принцессой Гессен -Дармштадской (до принятия православия ее звали Элла), родной сестрой императрицы Александры Федоровны и женой дяди императора -Николая II - великого князя Сергея Александровича, убитого эсеровскими террористами в 1905 году. Овдовев, Елизавета Федоровна, посвятила себя православному социальному служению - помощи бедным, убогим, больным. Основанная ею Марфо-Мариинская обитель Москве стала крупным центром медицинской и благотворительной помощи.

Оставаясь в миру, Елизавета Федоровна вела монашеский образ жизни, и расходовала значительные средства на помощь православным монастырям и храмам, много ездила по России. Казанский Богородицкий монастырь она посещала дважды - в 1910 году при закладке подземного храма и в 20 июня 1913 года при его освящении.

После прихода к власти большевиков Елизавета Федоровна, как и другие члены семьи Романовых, была арестована и содержалась в Перми и Алапаевске. В ночь с 17 на 18 июня 1918 года, через день после расстрела Николая II и его семьи, Елизавета Федоровна вместе с четырьмя великими князьями - Сергеем Михайловичем, Иваном, Константином и Георгием Константиновичами, князем Владимиром Палеем (морганатическим сыном великого князя) и слугой Сергея Михайловича Ремезом была зверски казнена - их живыми сбросили в шахту.

По свидетельствам очевидцев из шахты еще несколько дней доносилось церковное пение. Когда белые войска занял Алапаевск, тела убитых были извлечены из шахты. Мощи Святой Благоверной княгини сейчас находятся в Иерусалиме, в храме Русской Зарубежной церкви. Почитаемая икона св. великой княгини Елизаветы содержит частицу ее мощей. Расположен по адресу: г. Казань, ул. Б.Красная, 5

С давних пор одной из наиболее почитаемых российских святынь является Казанская икона Божьей Матери. Множество раз по молитвам перед ней укрывала Царица Небесная Своим Покровом нашу землю от бед и несчастий, за что и сделали с неё немало списков, также прославившихся чудесами. На месте обретения образа был основан Казанский Богородицкий монастырь, вставший впоследствии в ряд ведущих духовных центров России.

Видение отроковице Матроне

Хоть и давно это было, но предание сохранило для нас рассказ о горе, постигшем в 1579 году стрелецкого сотника Данилу Онучина, поселившегося в Казани лет за пятнадцать до этого. Знать, прогневал Господа служивый человек, раз попустил Царь Небесный случиться в его доме, недавно отстроенном и ещё пахнущем свежими сосновыми брёвнами, лютому пожару. То ли с божницы свечка упала, то ли уголёк стрельнул из незакрытой печи, но только полыхнуло пламя так, что насилу успел Данила выскочить да вытащить из огня жену свою Катерину с двенадцатилетней дочерью Матроной.

Потужили, погоревали, да что же делать - Воля Божья. До времени приютили погорельцев добрые люди. И вот, в одну из ночей, является отроковице Матроне Сама Царица Небесная и повелевает идти на место, где стоял их дом, и обрести там Её честной образ, сокрытый под грудой пепла. Оробела девица, но то же видение было ей ещё и ещё раз. Тогда в страхе великом поведала всё своей матери, а та поспешила прямиком к архиепископу Казанскому Иеремии.

Обретение чудотворной иконы

Пастырь Божий отнёсся к её рассказу со всем доверием, и тут же во главе церковного причта с молитвами и песнопениями отправился вместе с Катериной на пепелище. Долго пришлось ворошить груды золы и головешек, пока, наконец, в руках дочери Катерининой Матроны не оказалась та самая икона, о которой вела речь Царица Небесная. Велика была радость, и в тот же день святыню перенесли в стоявшую неподалёку церковь Николы Тульского.

Монастырь, рождённый государевым изволением

Случилось это в 1479 году, то есть при государе Иване Васильевиче (Грозном). Правду сказать, хоть и лют был царь, но порой являл примеры благочестия. Вот и на этот раз, проведав о чудесном обретении иконы, велел заложить на том самом месте церковь, а как будет готова, устроить подле нею женскую обитель, чтобы инокини молитвенно славили милость, ниспосланную Царицей Небесной. Так, государевым изволением был основан Казанско-Богородицкий женский монастырь, в котором приняли постриг и сама Катерина, и её дочь Матрона, в иночестве нареченная Маврой. Её же сподобил Господь впоследствии стать настоятельницей обители.

Восшедший на Московский престол после смерти отца новый государь так же как и его батюшка, был щедр к новой обители и повелел воздвигнуть в ней каменный храм в память явленного здесь чуда. Поскольку на волжский берег вместе с царским указом прибыли и деньги на его реализацию, то работа закипела, и не более как через год вознеслись к небу стены величественного храма в честь явления Казанской иконы Божьей Матери. В него же она и была торжественно перенесена из прежней деревянной церковки.

Центр паломничества

Поскольку в скором времени появилось множество свидетельств о чудесах, явленных по молитвам перед иконой Божьей Матери, то Богородицкий монастырь (Казань) быстро стал местом всеобщего паломничества. Со всех концов России в него съезжались, а порой и шли пешком за тысячу верст богомольцы. Известно, что не свеча, пусть даже пудовая, нужна Царице Небесной, а труд, положенный православным человеком на то, чтобы дойти и поклониться её образу.

Вот и пылили по дорогам бескрайней Руси вереницы добровольных странников, направляясь туда, где находится Казанский Богородицкий монастырь. Не останавливали их ни зимняя стужа, ни летняя жара. Особенно старались поспеть к 4 ноября, когда отмечался День иконы В этот праздник счёт паломникам шёл на тысячи.

Посещения монастыря царствующими особами

Казанский Богородицкий монастырь посещали и члены царствующего дома. Многие из них, путешествуя по Волге, считали своим непременным долгом поклониться образу Пресвятой Девы, хранившемуся в стенах обители. Кстати, сохранились любопытные сведения, согласно которым, городской бюджет в те годы на 70% состоял из средств, вырученных за счёт многочисленных крестных ходов, проводимых в монастыре, и массового паломничества.

Особенно памятными стали для обители два визита царствующих особ. Весной 1722 года здесь побывал государь Пётр I, а в 1767 году Богородицкий монастырь (Казань) почтила своим присутствием Екатерина II. Матушка-императрица пожертвовала на украшение святых образов Пречистой Девы и Спасителя драгоценные бриллиантовые короны, не дошедшие до нас, и безвозвратно канувшие в океане бурных событий XX века.

В огне пугачёвщины

Во дни, когда волжские берега были охвачены пожаром пугачёвского восстания, монастырь стал не только свидетелем, но и невольным участником тех драматических событий. Жители Казани пытались найти в его стенах спасение от кровавого разгула бунтовщиков, но тщетно.

Один из отрядов ворвался в обитель и, выгнав из неё монахинь, разместил в ней артиллерийские орудия, из которых вёлся огонь по Кремлю. Любопытно отметить, что, несмотря на всю свою разнузданность, бунтовщики не тронули ни чудотворную икону, ни её украшения. Земного суда они не боялись, а перед Небесным всё же трепетали.

Закладка нового собора

Старый в котором уже два столетия хранилась чудотворная икона, к концу XVIII века весьма обветшал и, поскольку архитектурная комиссия признала его не подлежащим восстановлению, был разобран. Для восполнения этой потери на том же месте в 1796 году в присутствии императора Павла I, его сына Александра - будущего победителя Наполеона, и второго сына Константина был торжественно заложен новый собор.

Автором его проекта, выполненного в классическом стиле, стал знаменитый петербургский архитектор И.Е. Старов, прославившийся в городе на Неве такими своими шедеврами, как Троицкий собор Александро-Невской лавры, Князь-Владимирский собор, Таврический дворец, и целым рядом иных великолепных сооружений.

Последний век монастырского благоденствия

Следующий затем XIX век стал периодом особо бурного строительства, за время которого Богородицкий монастырь (Казань) изменился до неузнаваемости. В самом его начале на пожертвования дворянского дома Мусиных-Пушкиных был возведён Софийский собор, а вскоре разработан и утверждён проект полной реконструкции обители, который претворялся в жизнь почти до конца столетия.

Была снесена окончательно обветшавшая к тому времени древнейшая постройка монастыря - Николо-Тульская церковь, возведённая когда-то по приказу Ивана Грозного. На её месте построили новую тёплую церковь, где с тех пор хранилась в зимнее время чудотворная икона. Возвели также Настоятельский корпус и помещения, в которых разместились кельи инокинь. В последней четверти века на территории монастыря появилась постройка, названная Крестовоздвиженским корпусом. В ней помещался храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, ризница, трапезная, школа живописи, квасная, хлебная и целый ряд хозяйственных помещений.

Похищение святыни

В конце июня 1904 года Россия была потрясена ужасной вестью: неизвестные злоумышленники, проникнув ночью в Богородицкий монастырь (Казань), похитили из его храма главную святыню - Казанскую икону Божьей Матери. К поискам преступников были подключены лучшие следователи страны, ведь речь шла о невиданном до той поры святотатстве, вызвавшем в обществе самый широкий резонанс.

Воры были задержаны, однако иконы у них не оказалось. Более того, ни из их показаний, ни на основании дополнительных расследований не удалось установить её местонахождение. Последующая судьба иконы остаётся загадкой и по сей день.

И тем не менее постигшее монастырь несчастье не уменьшило число стремящихся в него паломников, особенно в День иконы Казанской Божьей Матери. За отсутствием святыни, люди шли, чтобы поклониться хотя бы тому месту, где она когда-то пребывала. В самом же храме, точнее в его подземелье, на том месте, где когда-то был обретён чудотворный образ, в 1913 году была устроена подземная церковь в честь трёхсотлетнего юбилея дома Романовых. Средства на её создание пожертвовала великая княгиня Елисавета Фёдоровна - родная сестра императрицы.

Лихолетье

После октября 1917 года на монастырь обрушились все те же несчастья, что и на прочие обители многострадальной России. Часть помещений была сразу же отнята у сестёр и передана в распоряжение одной из воинских частей. В конце двадцатых годов положение значительно ухудшилось ввиду того, что монастырь был окончательно закрыт, а большая часть жилых помещений стала использоваться как общежитие студентов педагогического техникума.

Будущие учителя и воспитатели, призванные «сеять разумное, доброе, вечное», привели монастырь в плачевное состояние. Даже дикая пугачёвская орда не причинила обители таких бед. Молодые педагоги выломали двери и окна, разбили исторические надгробия, а также сожгли деревянные лестничные ступени и перила.

Некоторый период территория монастыря использовалась под склады заготконторы, а затем была передана для строительства киностудии. С этой целью было снесено несколько исторических сооружений. В довершение всего был взорван Казанский собор, созданный по проекту русского гения И.Е. Старова. Много и других бед пережил монастырь за годы богоборчества.

Вновь учреждённый мужской монастырь в Казани

Нелёгкий путь к возрождению монастыря начался в 1993 году, когда местной епархии была передана надвратная Софийская церковь, возведённая ещё в XIX веке. Вслед за ней вернулись к своим прежним владельцам и прочие чудом сохранившиеся, но потерявшие прежний облик сооружения. Предстояла трудная и дорогостоящая работа по их восстановлению.

Иноческая жизнь вернулась в древние стены в 2005 году. Постановлением Священного Синода монастырь был возрождён, но уже как мужской. Тогда же Казанский Богородицкий переживал ещё одно радостное событие. Прибывший в город Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II передал в дар обители список с украденной в начале XX века чудотворной иконы Богородицы. Прежде он хранился в Ватикане и был передан Русской православной церкви лично Римским папой. Сегодня он находится в восстановленной и действующей Крестовоздвиженской церкви монастыря.

В наши дни братия монастыря, которую возглавляет игумен Марк (Виленский) ещё весьма невелика и состоит всего из восьми человек. Шестеро из них имеют сан иеромонахов, то есть монахов, рукоположенных во священство и получивших тем самым право совершать таинства. Ещё двое - иеродиаконы. но, в отличие от своих собратьев, принадлежащих к белому духовенству, принявшие монашеский постриг.

Несмотря на столь малочисленную братию, Казанский Богородицкий монастырь в Казани, адрес которого: ул. Большая Красная, 5, вновь обретает значение важного духовного центра. Его главной святыней является «Ватиканский» список похищенной иконы, о котором упоминалось выше. Кроме того, святынями, несомненно, являются и чудом сохранившиеся после десятилетий атеистического безвременья три ныне действующих монастырских храма.

Каза́нский Богоро́дицкий монасты́рь — православный монастырь Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Находится в нескольких минутах ходьбы от казанского кремля, к востоку от кремлёвской горы, на улице Большая Красная.
8 июля 1579 года 10-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай — будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь. Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра (дальнейшая судьба её неизвестна).

Где находится, как доехать.
Место это в Казани очень интересное и колоритное. Икона находится на данный момент в Богородицком монастыре, недалеко от Казанского Кремля!
Монастырь находится на улице Большая Красная, дом 5.
Автобусы, на которых можно доехать до остановки, 22, 28, 28а, 52, 83, 89, либо сначала до Казанского Кремля, а потом уже пешком от него (не более 5 минут идти).

Казанская икона Божьей Матери

Монастырь на данный момент только восстанавливается. Поэтому шикарной красоты от него не ждите, предупреждаю сразу. Мало того, что основной храм и колокольню снесли еще в советское время, так даже братские кельи превратили невесть во что. За прошлый век в них располагалась и табачная фабрика, и общежитие для студентов.

Это главный храм монастыря, где, собственно, и находится на втором этаже почитаемая Казанская икона Божьей матери.
Монастырь этот — мужской. Соблюдайте дресс-код, когда посещаете такие места. Монахи очень бывают огорчены, что люди туда ходят как на прогулку, хотя место это совсем не простое.

Казанский Богородицкий монастырь (возрождается с 2005 г.)

Святыня монастыря:
переданный 21 июля 2005 г. Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери.

История монастыря
8 июля 1579 года состоялось одно из величайших событий не только в жизни Казани, но и в истории всей Русской Православной Церкви.
Была обретена чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, получившая чуть позже имя в честь нашего города, из земли которого его извлекла 10-летняя девочка Матрона. Отныне со словом «Казань» у простого человека возникала ассоциация, которая очень удивила бы все предыдущие поколения русских: до 1552 года это слово вызывало неизменный страх, как обозначение источника постоянных набегов, место томления в рабстве десятков тысяч «полонянников».
После 1579 года - это святое место Руси, где сама Матерь Божия вдруг явила величайшую милость.
Казанская икона… Кто же не знал ее в России?
Люди могли жить в глухой деревне, оставаться неграмотными, никогда не быть в Казани и даже не представлять, где она находится, но Пресвятую Владычицу «Казанскую» знали все и ежедневно перед ней молились. Много ли нашлось бы таких изб по всей огромной стране, где в «красном углу» не стояла бы Казанская икона? Много ли было таких малых городков, не говоря уж о больших городах, где не соорудили бы в честь нее хотя бы один храм?
А всего таких храмов в России были сотни. И не только в России. Казанской иконе Божией Матери посвящен крупнейший русский монастырь на Святой Земле - женская Горненская обитель в Иерусалиме, на месте встречи Приснодевы Марии с праведной Елизаветой. Есть храмы во имя «Богородицы Казанской» и на Афоне - собор в большом скиту Кромица и отдельная Казанская обитель («келья», по святогорской терминологии) при Ставроникитском монастыре.

Один из почитаемых списков Казанской иконы хранится в Дамаске (Сирия), а так называемый Римский или Ватиканский список признала в ХХ веке своей величайшей святыней католическая церковь. Именно этот образ из Ватикана был передан в 2004 году представителями Папы Римского предстоятелю Русской Православной Церкви Патриарху Алексию II, а 21 июля 2005 года - на празднование 450-летия Казанской епархии, - список привезен Святейшим Патриархом в Казань. Состоялся многотысячный крестный ход к месту обретения чудотворного образа - туда, где ныне вновь возрождается святая Богородицкая обитель, некогда одна из крупнейших женских в России.

Казанская икона Божьей Матери, Казанский Богородицкий монастырь

А о том, что произошло здесь 426 лет назад, подробно повествует очевидец, святой патриарх Гермоген, в то время еще бывший простым казанским приходским священником Ермолаем:
«Итак, Богородичная икона явила себя таковым образом: Владычица не открыла образа Своего ни святителю города, ни властному начальнику, ни вельможе, ни богатому и не мудрому старцу, но явило свое честное сокровище… - юной дочери простого, искусного в военной стрельбе воина, имеющей десять лет от роду, по имени - Матроне; сей-то девице и явилась оная чудная и пресветлая Богородичная икона. После пожара, в то же лето и в том же месяце, вот начала являться оной девице, имя которой мы уже раньше назвали, пресветлая икона Божией Матери и велела ей пойти в город и рассказать о Богородичной иконе, которую видела, архиепископу и воеводам, чтобы они пошли и вынули из недр земли образ Пречистой Богородицы, причем указала и место, где могут обрести честное сокровище необычайного бисера - чудную икону Богородицыну. Девица же, по юности и недомыслию, побоялась поведать о видении и рассказала только матери своей, та же не обратила внимания на ее слова. После же, опять в видении, и не один раз, являлась ей пресвятая и чудная оная икона и велела ей непременно рассказать о сем видении (властям), девица же не один, а много раз говорила матери своей о явлении той чудной Божественной иконы и просила ее без колебания поведать об этом видении. В один же день случилось девице оной, имя которой мы уже выше написали, спать в полдень, и внезапно девица очутилась посреди своего двора, в котором она жила, и тотчас явилась ей чудная и пресветлая Богородицына икона в страшном - огненном виде, испуская пресветлые и очень страшные огненные лучи, так что думалось ей, что от пресветлых тех сияющих от иконы лучей она сама будет сожжена, и голос страшный был к девице от образа, говорящий: «Если не поведаешь слов Моих и не пойдешь вынуть образ Мой из недр земли, то Я явлюсь в другой улице и в ином городе, ты же сделаешься больной до тех пор, пока не кончишь зле жизни своей».

Девица же от этого страшного видения зело ужаснулась, пала на землю, была как мертвая и лежала на земле много часов, и (как только очнулась) возопила сильным голосом к матери своей, чтобы она, шедши, поведала Архиепископу и правителям того города о чудной и пресветлой иконе Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и передала ей все слова, слышанные ею от пресветлой иконы, указавши ей и место. Мать же девицы поспешно пошла в город к воеводам, привела к ним и девицу и велела ей самой рассказать все, что с нею содеялось; девица же поведала им все глаголы, слышанные от пречудной и великолепной Богородичной иконы, указывая и место; они же, одержимые неверием ко пречестной иконе Пречистой, о которой поведала им девица, не обратила на это никакого внимания.
Тогда мать, прослезившись и взяв дочь, пошла к Архиепископу и поведала ему те же прежде сказанные слова, указывая и место, дабы повелел вынуть святую Богородичную икону; архиепископ же не внял речам ее и отослал ее без дела. Был же приход их в 7-ой час дня, а обретение чудного пресветлого образа Богородицына - в двенадцатом часу дня, после пожара в тот же год, месяца июля в восьмой день, на память святого великомученика Прокопия.

Богородичный монастырь в начале 19 века, Казань

Было же дело так: пошла та жена к своему дому, рассказывая всем людям о чудной иконе, какое видение видела дочь ее, люди же, дивясь словам ее, отходили не внимая речам их; она же, взявши заступ и пришедши к показанному месту, начала долго копать и не обретала искомого; спустя немного времени начали и другие копать и вскопали уже все место то, но ничего не нашли, вышеупомянутая же девица оная начала копать на другом месте, где прежде была печь, также (копали) с ней и прочие. И когда выкопали немного более двух локтей, о чудо!
Явилась чудотворная икона Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, честного ее Одигитрия, вместе с предвечным Младенцем Господом и Богом Иисусом Христом; на чудной же иконе той был ветхий рукав одежды из вишневого сукна: самый же чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа, как сами мы видели. Девица же, взявши образ Пречистой со страхом и трепетом и радостью, поставила его на том же месте. Люди же, бывшие тут, возопили, и вскоре стеклось бесчисленное множество благочестивых из народа, вопиюще со слезами; «Владычица, спаси нас!» И послали весть к архиепископу и к правителям города; архиепископ же вскоре приказал звонить в колокол и пошел с крестами и со всем освященным собором, с воеводами и со множеством народа, на то место, где обрели чудную икону Пречистой, и видел образ Пречистой, как бы новый дар, пречудно светящийся, и очень дивился и недоумевал, что такого начертания образ никогда и нигде не видал прежде; одержимый же радостию и страхом за свое неверие, с плачем молился и просил милости и прощения за свой грех. Также и воеводы с плачем просили милостивого (прощения) за то нерадение и неверие, которым согрешили пред чудотворным образом Пречистой. И весь народ городской стекался на то дивное божественное чудо».

настоятельский корпус монастыря

В том же 1579 году, указом царя Иоанна IV, на месте явления чудотворной иконы был основан Богородицкий женский монастырь, впоследствии ставший главным объектом всероссийского паломничества в наш город - особенно в ХVIII - начале ХХ вв. Девица Матрона, обретшая икону, приняла в нем постриг с наречением имени Мавра.
В 1595 году было установлено местное празднование Казанскому образу Божией Матери - 8 июля по ст. ст. (с 1649 года оно стало всероссийским). Второй праздник в честь Казанской иконы (22 октября / 4 ноября) установлен Церковью в воспоминание событий грозного 1612 года, когда в Смутное время решалась судьба России.
Уже заточенный поляками в темнице священномученик патриарх Гермоген (свидетель обретения иконы в 1579 году) сумел передать последнее письмо нижегородцам: «Пишите в Казань к митрополиту Ефрему. Пусть пошлет в полки к боярам и к казанскому войску учительную грамоту, чтобы они стояли крепко за веру…»
Святитель Казанский Ефрем († 1613 г., мощи его ныне в Петропавловском соборе Казани) оказался первым по старшинству архиереем Русской Православной Церкви после мученической кончины св. Гермогена. Он послал к войску не только грамоту, как завещал из темницы патриарх-мученик, но и Казанскую икону - как благословение «всему миру» в освободительный поход на Москву. Поход состоялся в том же 1612 году.
В истории столицы еще никогда не было периода столь долгого пребывания ее во вражеских руках. Уже два года Кремль, со всеми его святынями, занимали поляки. Остального города просто не существовало. Он весь сгорел в пожаре 1611 года. Первому Ополчению тогда, после упорных боев, так и не удалось освободить столицу. Поляки укрылись в Кремле и Китай-городе и сожгли все вокруг. Ополченцам достались лишь развалины и полностью разоренные окрестности. Гораздо страшнее то, что развалилось тогда из-за внутренних противоречий само Первое Ополчение. Раздрай в тогдашнем российском обществе полностью, как в зеркале, отразился во всей его структуре. Разделенная и разоренная Москва тоже, в свою очередь, представляла собой как бы портрет России в миниатюре: часть принадлежит оккупантам, часть… вообще никому не принадлежит, кроме банд мародеров.

возрождение Богородичного монастыря

Второе Ополчение было благословлено Самой Матерью Божией - через Ее чудотворную Казанскую икону. Может быть, поэтому дела его пошли совсем по-иному?… Впрочем, опасность повторить судьбу Первого Ополчения оставалась. Именно поэтому капитуляции польского гарнизона Кремля ждали с таким волнением. Что произойдет раньше - поляки сдадутся от голода или… Это тревожное «или» было тогда главной проблемой спасения России. И чем больше росла тревога, тем больше оставалось уповать на небесные, а не на земные силы. Опыт предыдущих лет Смутного времени показывал, что одних только военных побед какого бы то ни было талантливого полководца (например, Скопина-Шуйского в 1609-10 гг.) совершенно недостаточно для спасения. Нужно единство страны, а для единства есть только один цемент - вера. И настоящим олицетворением этой веры - знамением грядущего воскрешения страны «из мертвых» - стала именно Казанская икона Божией Матери .

Первые успехи в боях в августе 1612 года - отражение атак пана Ходкевича, так и не сумевшего прорваться с подкреплением к своему гарнизону - еще не означали победы. Блокада Кремля ополченцами растянулась на два месяца, до октября. В случае дальнейшего затягивания осады, Второе Ополчение могло просто распасться и разбрестись, точно как и первое.
В условиях этого опасного соревнования со временем, исход которого никто не мог предсказать, и был проведен общий молебен перед Казанской иконой - под самыми стенами осажденного Китай-города. Три дня все войско постилось и молилось. В это же время греческий епископ Арсений, находившийся в Кремле в плену у поляков (как и скончавшийся чуть раньше свт. Патриарх Гермоген) сподобился видения: «Среди полночной тишины вдруг келья его наполнилась светом, и он увидел перед собой святого Сергия Радонежского. «Арсений», - сказал преподобный Сергий, - «ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия будет спасена». Это «Завтра» случилось 22 октября 1612 года (по ст. стилю). Казаки, после выноса иконы перед войском, стремительной атакой взяли Китай-город. Через 4 дня сдался победителям и Кремль…

Богородичный монастырь в конце 19 века, Казань

В конце 2004 года, решением Государственной Думы, 4 ноября (22 октября) объявлено государственным праздником России. Восстановлена историческая традиция - ибо всероссийским торжеством был этот день и до 1917 года. «9 Мая дореволюционной России» иногда называют его в наше время, пытаясь найти подходящую аналогию тому великому событию 400-летней давности.

Таким образом, Казанская икона - особая в русской истории, даже по сравнению с другими величайшими святынями: Владимирской, Смоленской, Донской, Иверской…
Те не раз спасали страну, и особенно Москву, от набегов ордынских, крымских и казанских ханов - и в честь этих событий также установлены соответствующие церковные праздники. Но ни при одном из этих набегов не стояло под угрозой само существование России - как государства, как цивилизации…
То, что мы празднуем в день Казанской иконы - это разрешение исторического вопроса: быть или не быть России.
Через 20 лет, в 1632 году, на месте, где перед станом была выставлена святая икона, на средства князя Пожарского был построен Казанский собор. Он на века стал местом пребывания Московского чудотворного списка Казанской иконы - одного из трех самых почитаемых, наряду с Казанским первоявленным образом и более поздним Петербургским списком. Интересно, что Красная площадь - сердце и Москвы, и всей России, - с двух сторон оказалась окаймлена соборами, тесно связанными с историей Казани. Ведь Покровский собор был построен в честь победы Ивана Грозного в 1552 году. А ровно через 60 лет отряд ополченцев с чудотворным образом из Казани отправился в обратном направлении - на взятие Москвы…
Еще многие важнейшие события русской истории связаны с Казанской иконой. Прибытием ее списка было освящено основание Санкт-Петербурга. И 300 лет северная столица живет под Ее благодатной сенью. «Казанская икона будет покровом города и народа твоего, - предсказал свт. Митрофан Воронежский Петру I. - До тех пор, пока она будет в столице, и перед ней будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога».
И действительно - город на Неве никогда не был взят врагами. Петербургский список Казанской иконы или, как его еще называют, Северная Казанская икона, и поныне находится в нем. Большинство петербуржцев свято верят, что это и есть подлинник 1579 года… так же точно, как свято верили москвичи, что, наоборот, подлинник у них (до 1918 г., когда Казанский собор на Красной площади был разграблен и икона исчезла).
В действительности, Петербургский список в 2 с лишним раза превосходит размерами первоявленную Казанскую икону ХVI века (13,5 на 12 вершков против 6 на 5 у подлинника), и выполнен он был в конце ХVII века, по заказу Прасковьи Федоровны - вдовы скончавшегося в молодости царя Иоанна Алексеевича, брата Петра I. Но… чудеса всегда даются по вере, и от Петербургского списка истекало и истекает огромное количество чудес и исцелений.
А построенный в начале ХIХ века Казанский собор на Невском проспекте стал не только «визитной карточкой» Петербурга, но и одним из нескольких величайших храмов России - и по размерам, и по духовно-историческому значению. Другие вехи русской истории также тесно связаны с Казанской иконой. Вспоминали о ней и в грозном 1812 году, и в 1941-45-м…
Все это не раз описано в огромном количестве публикаций. В то же время, следует предостеречь от некоторого ажиотажа последнего времени - от духа «сенсационности», вряд ли подобающего такой святой теме. К сожалению, немало в современном Татарстане, в том числе с подачи властей, озвучивается слухов - весьма малодостоверных, - связанных с историей чудотворной иконы. Так, например, что бы ни утверждали сейчас, в действительности в «день Бородина» при ставке Кутузова находился Смоленский, а не Казанский чудотворный образ.
Легендой, не подтвержденной источниками, остается и то, что Кутузов лично вынес «завернутую в шинель» Казанскую икону из оставляемой Москвы. В действительности, икона была эвакуирована заранее. Эти и другие как бы «мелочи» вкупе создают мифологизированную картину - в центре которой, к сожалению, не столько Господь и Его Пречистая Матерь, сколько сама «реликвия», очень нужная для создания «международного паломнического центра». Но если не задаваться политическими задачами, то легко можно отделить зерна от плевел…
Все эти исторические примеры - лишь выражение в экстренные моменты той веры, что составляет суть многовековой мирной жизни миллионов людей. Перед святыней молились в годины бедствий, но кроме этих вспышек, было и ровное пламя, которое не угасало никогда. И это ничуть не менее, а пожалуй, более важно.
Начиная с ХVI века, множество списков Казанской иконы разошлось по всем уголкам России. Десятки из них прославились многочисленными чудесами. Энциклопедия «Христианство» (1993-95 гг.) называет 42 чудотворных списка - и это лишь наиболее почитаемые из всех. Римская икона и некоторые другие, прославившиеся в наше время, не входят в этот каталог.
Самые древние чудотворные списки: Ярославский (1588 г.) и Табынский (1597 г., Южный Урал). Как и первообраз, обретенный в Казани, они были явленными - то есть найденными чудесным образом по Божьему указанию.
Из имеющих особое значение икон-хранителей великих городов следует отметить обычно редко вспоминаемую Казанскую икону - хранительницу Киева: тот список, что с ХVII века висел над Золотыми вратами этой «матери городов русских». Он так и вошел в историю под названием Златовратского. Другой прославленный образ дал название одному из пещерных храмов Киево-Печерской лавры. Так Казанская икона оказалась покровительницей не только Москвы и Петербурга, но и первой столицы Руси - богоспасаемого Киева.

Архитектурный ансамбль монастыря.
Как ни знаменит был монастырь благодаря своей чудотворной иконе уже в ХVI-ХVIII веках, все-таки почти весь его архитектурный ансамбль, в виде, дошедшем до революции, был возведен в течение ХIХ века. До этого времени тут стоял лишь каменный собор конца ХVI века, а также колокольня и Софийская надвратная церковь (обе - ХVII века). Большинство же других сооружений оставались деревянными. К настоящему времени от этих наиболее старинных построек уцелела лишь Софийская церковь. Колокольня была безжалостно снесена в советское время; главный собор конца ХVI века заменен новым в 1798 - 1808 гг., а в 1930-е годы также разрушен.
Прежде чем мы приступим к описанию великолепного ансамбля в стиле классицизма, возникшего в ХIХ веке, стоит сказать пару слов про древнюю Софийскую церковь. Она первая из всего разоренного ансамбля была возрождена и освящена - еще в 1994 году. Эта самая маленькая действующая церковь не только Богородицкого монастыря, но и всей Казани. Второй ее этаж (собственно храм) - это, по сути, одна комнатка, несколько метров длины и ширины. На месте первого этажа когда-то была арка ворот, а сейчас обустроена келья. Снаружи Софийская церковь более всего интересна своими наличниками окон. Выложенные из тесаного кирпича, они лучше всего сохранили изначальный облик ХVII века. И это - несмотря на капитальное обновление храма в 1825-26 гг. «на средства господ Пушкиных». Сейчас церковь напоминает издали лампадку с маленьким позолоченным куполом.

Невозможно без горького сожаления думать о потере великолепной 6-ярусной колокольни того же ХVII века! Ее обновление тоже относилось к ХIХ столетию (1853 г.), но даже и после него она, изменившись очень мало, продолжала оставаться шедевром древнерусского зодчества. Почти все колокольни Руси того времени - традиционной шатровой формы, и только она была ступенчатая (как и звонница кафедрального Благовещенского собора, также несохранившаяся). В высоту здешняя звонница достигала 26 саженей - более 55 метров. С ХVII по ХIХ век она оставалась самой высокой колокольней Казани. И благовест ее был самым мощным в городе: 17 колоколов, из которых самый большой весил 737 пудов (почти 12 тонн, а высота его составляла 4 аршина). Эти колокола были отлиты на щедрые купеческие пожертвования, ибо во все времена благочестивые люди Казани и гости города старались благоукрашать «дом Пресвятой Богородицы» - первоклассную обитель России.
Все остальные постройки в Казанском Богородицком монастыре относятся к 1800-1880-м годам.
Ансамбль его, в том виде, как он сложился в ХIХ веке, мог поспорить с лучшими петербургскими образцами - даже с Александро-Невской лаврой. Если учесть, что автором проекта главного собора был один из основоположников классицизма в русской архитектуре И.А. Старов, построивший ранее огромный Троицкий собор Александро-Невского монастыря, то можно сказать, что столичная Лавра и наша знаменитая обитель - как бы архитектурные «брат и сестра».

К сожалению, искусствоведы практически игнорировали изучение этого интереснейшего ансамбля - одного из лучших памятников классицизма в Поволжье, на 30 лет более старого, чем знаменитый комплекс Казанского университета. Впрочем, и сам ансамбль почти не сохранился: постройка в советское время жилых домов и табачной фабрики буквально «утопила» останки великого монастыря в трущобах. Началась волна строительства ХIХ века с проекта, составленного И.А. Старовым еще в 1791 году, а воплощенного в 1798 - 1808 гг. В соответствии с ним, за 10 лет был возведен самый большой в городе 5-купольный храм (49 на 43 м площади и более 44 м высоты). Собор имел три фронтона по 6 мощных ионических столпов под каждым. Лес из 18 колонн окружал его со всех сторон, кроме алтаря. Храм встал в самом центре ансамбля, и все более поздние сооружения как бы «обволакивали» его, постепенно образуя единый комплекс. Интерьер собора, освященного в честь Казанской иконы Божией Матери, также поражал великолепием: например, облачение алтарного престола было отлито из более чем 2 пудов серебра; почитаемая икона Спаса Нерукотворного (справа от Царских врат) имела серебряную ризу более 1 пуда - с 17 алмазами, 34 аметистами и 32 топазами, а уж на главной святыне монастыря - Казанской иконе Богоматери, - одна только корона, пожертвованная Екатериной II, насчитывала более 500 бриллиантов и алмазов и более 1100 жемчужин.

Неудивительно, что только сооружение собора (даже не считая его благоукрашения) стоило 57142 рубля в ценах начала ХIХ века. По суммам, затраченным Казанским Богородицким монастырем на строительство, вполне можно изучать его историю ХIХ - нач. ХХ веков. Своеобразная летопись его строительства так красноречиво свидетельствует о ярком расцвете ХIХ века, что если даже представить невозможное - что не сохранилось бы никаких других данных, - сами масштабы возведенного в те годы дали бы неопровержимое свидетельство о «золотом веке» обители. Масштабы сравнимы, опять-таки, с Александро-Невской лаврой Петербурга. Там «старовский» собор равнялся казанскому по высоте и ширине - и только по длине превосходил его примерно в 1,5 раза. «Великая Успенская церковь» еще более знаменитой Киево-Печерской лавры и вовсе чуть уступала нашему монастырскому храму по площади (45 на 43 м).
Едва успели достроить главный собор, как к северу от него, на выделенные из царской казны еще 50 000 рублей, стали строить теплый Никольский собор (1810-16 гг.) - тоже огромный, с 4 приделами. Его внешний облик, в том же стиле классицизма, очень гармонировал с главным собором. Только фронтоны с колоннами здесь размещались не с трех, а с двух сторон. И византийский купол был один - зато такой же огромный. Интерьер по роскоши тоже ненамного уступал главному собору: более пуда серебра на алтарном престоле, 3-ярусный иконостас с колоннами и позолотой, знаменитые иконы ХVI века в дорогих ризах: храмовая Николы Тульского, почитаемые образы Господа Вседержителя, «Смоленской» Божьей Матери и два древних чудотворных списка Казанской иконы.

Удивительно похожий по архитектуре Крестовоздвиженский храм 1882-84 гг. своим обликом доказывает, что весь процесс строительства шел равномерно, не замедляясь, на протяжении всего ХIХ века. Так, два храма - начала и конца ХIХ века, - на фотографии даже трудно отличить. По наружным размерам они были равны и симметричны друг другу (к северу и к югу от Казанского собора Божьей Матери), но сейчас сохранился лишь Крестовоздвиженский.
Сами разночтения в том, где какое сооружение находилось и кем было построено, еще раз говорят о крайне слабой изученности исчезнувшего в 1930-е гг. уникального ансамбля монастыря. И все же, во многих исследованиях упоминается целое созвездие имен лучших архитекторов, возводивших этот ансамбль: Старов, Емельянов, Шелковников, Бажанов, Пятницкий, Петонди.
Помимо названных 3 храмов ХIХ века, монастырь имел еще целый городок жилых и хозяйственных корпусов 1800-1840-х гг. Любопытно отметить, что еще в ХVIII веке все кельи, кроме богадельни, были деревянными - рост благосостояния обители в ХIХ веке просто поразителен. Например, только здание школы 1896 г. (одно из самых малых помещений в ансамбле) стоило почти 14 тыс. руб. А ведь были корпуса, превосходящие его в несколько раз. Наиболее велики по размерам и интересны по замыслу Настоятельский (1810-32 гг.) и Никольский (1832-43 гг.) корпуса, образующие обширный полукруг - вместе с Никольским храмом замыкающие ансамбль с севера. Таким образом, если Александро-Невская лавра была спланирована в виде «каре», самой широкой частью (с Троицким собором) обращенного к Неве, то Казанский Богородицкий монастырь - в виде полукруга, выпуклой стороной (с Никольским собором) обращенного к Казанке. Редкий монастырь России мог славиться таким единством планировки и грандиозностью ансамбля. Зодчим, воплотившим замысел полукруга, считают знаменитого Петонди, но возможно, на проект оказал влияние не менее знаменитый архитектор Пятницкий - уж очень похож план двух изогнутых корпусов на аналогичные во дворе Казанского университета. Хотя, надо признать, в монастыре этот полукруг значительно более впечатляет своими размерами. Возможно, сама задача любой православной обители - отгораживание от мира страстей, - нашла воплощение в этом плотно замкнутом со всех сторон ансамбле. Окружали его мощные стены 1803 г., перестроенные в 1820 г. зодчим Петонди. Стены эти не сохранились - стоят лишь развалины отдельных башен. А вот полукруг корпусов цел до сих пор. Когда-то, перед революцией, в нем размещалось более 500 монахинь и послушниц. Казанская обитель Пресвятой Богородицы была одной из нескольких самых больших в России. Монастырь от трагедии до начала возрождения.
В ночь на 29 июня 1904 г., в год 325-летия обретения, явленная Казанская икона Божией Матери была похищена из собора монастыря. Вор Чайкин, вместе со своими подельниками, был быстро пойман, но показал на следствии, что изрубил и сжег икону в печи. Ему якобы нужны были лишь драгоценности, украшавшие ее.
«Смутилась и поражена тяжкой печалью Казань. Весть о невероятно гнусном, ужасном преступлении глубокой скорбью отозвалась во всей православной России, - сказал тогда в своей проповеди архиепископ Казанский Димитрий. - Попущением Божиим злой человек похитил у нас наше сокровище и, быть может, истребил. Но мы крепко надеемся, что Пресвятая Дева не лишила нас своей милости».
Многое в этой трагической истории 1904 года было и остается неясным. Есть люди, которые до сих пор верят, что подлинная явленная икона 1579 года уцелела и где-то сокрыта… Ясно одно: чудотворный образ Божией Матери Одигитрии, таинственно явившись, также таинственно исчез - в самую годину бедствий, надвигавшихся на нашу страну. Грозным знамением стало это похищение величайшей святыни России.
Через считанные месяцы вспыхнула первая русская революция, а через 13 лет - революция Октябрьская. Приближалось и окончательное закрытие Богородицкого монастыря, хотя в 1918-1929 гг. ему еще довелось послужить центром всей православной жизни Казани. После закрытия в сентябре 18-го Кремля и его храмов, именно сюда были перенесены главные уцелевшие святыни нашей епархии - мощи свв. Гурия и Варсонофия Казанских. Каждую среду епископ Анатолий (Грисюк) служил здесь акафист свт. Гурию, каждую пятницу - свт. Варсонофию. В течение 20-х годов в монастыре действовала зарегистрированная православная община. Насколько могла, она содержала храмы, однако власть неотвратимо наступала на святыню: в жилых корпусах разместили общежитие студентов, с соборе - зернохранилище. В марте 1929 г. была закрыта Крестовоздвиженская церковь, в ноябре окончательно изъят из ведения общины собор, в феврале 1930 г. с колокольни сняты все колокола… Наконец, в 1931 г. общину перевели в Петропавловский собор. Почти сразу же после этого большая часть ансамбля обители была варварски разрушена.
В 1942 г. основную территорию бывшего монастыря заняла табачная фабрика, сформированная на базе двух эвакуированных: из Москвы и Выборга. В 60-х годах здесь происходило и жилое строительство - на месте колокольни и всей западной части обители выросли пятиэтажки-«хрущевки», что стоят до сих пор. Помещения Крестовоздвиженского храма занял филфак пединститута.

В 1994 была возвращена верующим Софийская церковь, в 2004—2005 гг. возвращён и отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм. 21 июля 2005 г. патриарх Всея Руси Алексий II передал Казанской епархии возвращённый Папой Римским так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери. Этот список был помещён именно в Крестовоздвиженском храме. По определению специалистов, он был написан в России в конце XVII или 1-й половине XVIII века (неизвестно точно, в каком монастыре он находился, за рубеж попал после революции). И по стилю, и по размерам он никак не может являться тем подлинником Казанской иконы, который был обретён в 1579 году. Подлинник бесследно исчез в 1904 году — он был похищен из собора Казанского монастыря вором Чайкиным. Злоумышленник был пойман, но заявил на следствии, что изрубил и сжёг икону в печи, так как ему была нужна лишь драгоценная риза.
Тем не менее, Ватиканский список почитается братией и прихожанами, ежедневно к нему приходит множество паломников со всей России и из-за рубежа.
Монастырь с 2005 года возрождается как мужской, хотя до революции был женским. Братия его пока насчитывает всего несколько человек. За последние годы с территории монастыря была полностью выведена находившаяся здесь в советское время табачная фабрика.

____________________________________________________________________________________________

Источник информации и фото:
Команда Кочующие.
http://www.kazan-guide.ru/kazanskaya-ikona-bozhej-materi/
Казанские монастыри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Рощектаев А. В. Путеводитель по святыням Казанской епархии. Часть 2. Монастыри Казани.
Айнутдинов Р., Чудинова Т. Ансамбль Богородицкого монастыря // Дизайн и Новая Архитектура: журнал. — Казань: Фонд развития архитектуры, 2004. — № 15—16. — С. 100—103.
Сайт Википедия.
http://sobory.ru/

Вложение Размер
79.72 КБ
107.85 КБ
67.73 КБ
61.07 КБ
63.68 КБ
52.02 КБ
117.71 КБ
48.22 КБ
83.71 КБ
85.88 КБ

Известный казанский краевед, лауреат Макарьевской премии Анатолий Михайлович Елдашев уже давно изучает историю казанских монастырей. В 2001 году увидела свет его книга «Монастыри Казанского края: очерки истории», изданная при содействии Института истории имени Марджани и Института государственной службы при Президенте РТ, в 2013-м - книга « Православная культура в Казанском крае» .

Предлагаем вашему вниманию фрагменты из глав, посвященных Казанскому Богородицкому женскому монастырю. Речь пойдет об истории обретения чудотворного образа, о возведении в Казани монастыря в ее честь и о том, что с ним стало в советское время.

История церковной жизни вообще, а монастырская, в частности, являются неотъемлемой составной частью истории развития любого государства и общества, имеющих конфессиональные сферы бытия. Россия – именно такое государство с глубокими традициями в религиозной сфере. Изучения интереснейших процессов в истории русской православной церкви имеют серьезное значение для исследования культурной, социально-экономической и политической жизни страны в целом. Снятие в новейшее время идеологических запретов в России открывает широкий простор для научных исследований в данном направлении.

Русская православная обитель... Много самых разных чувств возникает у человека, прочитавшего эти три слова. Без православных монастырей нельзя представить себе Россию – нашу Святую Матушку-Русь.

На протяжении всей истории страны в русских монастырях всегда сбиралось все самое лучшее: люди – прославившиеся на весь православный мир подвижники благочестия; бесценные сокровища русской культуры – храмы, книги, настенная живопись, иконы, священнические облачения, церковная утварь; благочестивые обычаи и правила – безвозмездная помощь нуждающимся, духовное окормление и старческое руководство верующих. Русская православная обитель – это и чудотворные иконы, цельбоносные мощи святых угодников Божиих, благодатная помощь и исцеления от которых не поддаются исчислению. Православный монастырь – это прообраз, отблеск Царствия Божия на земле, место, где таинственно соединяется Церковь воинствующая, земная и Церковь небесная, торжествующая.

Русский народ всегда любил монастыри, находя в них место для отдохновения от мирских забот, источник душевного мира и спокойствия, укрепления духа и очищения души. Одной из таких святых обителей и является Казанско-Богородицкий первоклассный женский монастырь.

I. История возникновения монастыря

Возникновение монастыря связано с обретением одной из главных святынь Русской Православной церкви, самой почитаемой в прошлом и сейчас Казанской чудотворной иконы Божией Матери. В 1579 году Казань пострадала от пожара, который, начавшись близ церкви св. Николая, испепелил часть посада, прилегавшего к кремлю, причинив кремлевским постройкам значительный ущерб, а потом перекинулся и за крепостные стены.

Пожар начался от того места, где некогда стоял холодный храм Казанского монастыря, а до этого – дом стрельца Даниила Онучина, сгоревший вместе с другими. Когда стрелец вознамерился начать постройку нового дома на своем пепелище, десятилетней Матроне стала являться икона Божией Матери.

В первый раз при явлении своем отроковице во сне Богоматерь изрекла ей, что икона сокрыта в земле на том месте, где стоял дом их, и повелела сообщить об этом архиепископу и воеводам. Девочка только спустя некоторое время поведала об этом матери. Мать же, женщина простая и загруженная работой, не поняла смысл рассказанного и не обратила должного внимания.

Тогда икона явилась во сне девочке во второй раз. Матрона вновь поведала матери свой чудесный сон и с того времени не переставала повторять о видении, которое занимало всю ее душу. Но по-прежнему мать оставила без внимания слова дочери. Наконец икона явилась Матроне в третий раз.

Это произошло следующим образом: однажды девочка во время сна сверхъестественной силой была перенесена из своего дома на середину двора, где увидела икону пресвятой Богородицы, от лица которой исходили огненные лучи, столь грозные, что Матрона боялась сгореть от них. От иконы слышался страшный голос: «Если ты не поведаешь глаголов моих, я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь ».

От этого страшного видения девочка пала на землю и долго лежала, как мертвая. Придя в чувство, она громко стала звать мать свою, рассказала ей услышанное от иконы Богоматери и просила немедленно идти к воеводам и архиепископу.

Только после этого мать вняла мольбам дочери и вместе с ней отправилась к казанским градоначальникам – князю Андрею Ивановичу Нотреву и дьякам Михаилу Битяговскому и Василию Шулепину. Девочка подробно поведала им троекратное явление ей иконы Богоматери, пересказала все, что говорила ей Владычица во время своих явлений, и указала место, где хранится икона.

Но воеводы не только не поверили сказанному, но, кажется, и посмеялись над ней с матерью, которые со слезами вышли от них и отправились к Казанскому архиепископу Иеремию, бывшему архимандриту Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Но архиепископ также не поверил рассказчице.

Матрона, ставшая в Богородицком монастыре Маврой

Вернувшись домой в 12-м часу пополудни (а это было 8 июля), мать сама взяла заступ (мотыгу) и начала копать землю в том месте, какое указала ей дочь. Копала она долго, но все безрезультатно. Вскоре к ней присоединились другие люди, но успеха никто не имел. Тогда уж сама Матрона взяла заступ и начала копать в том месте, где в их доме стояла печь. И вот на глубине более двух аршин показалась икона пресвятой Богородицы с предвечным Младенцем на руках, завернутая в рукав ветхой одежды, из сукна вишневого цвета, светлая, без малейшей порчи дерева и красок, как будто только недавно писанная.

Как считает авторитетный дореволюционный исследователь истории чудотворной иконы, профессор Казанской духовной академии Г.З.Елисеев, ее сокрыл в земле еще во время владычества татар в Казани либо русский пленник, живший здесь, либо мусульманин, принявший православие.

Обретенная икона, как оказалось впоследствии, была списком с чудотворной иконы Богоматери. Весть о чудесном обретении иконы немедленно разнеслась по всему городу, и жители Казани поспешили на пепелище Онучина. Получили сие известие воеводы и архиепископ, которые также прибыли сюда и со слезами просили пред святой иконою Богоматери прощения за свое неверие.

Среди собравшихся присутствовал и Гермоген, священник Николо-Гостинодворской церкви, а впоследствии Казанский митрополит и Патриарх всея Руси. Он испросил у преосвященного Иеремии дозволение принять из земли на свои руки обретенную икону и понес ее в сопровождении духовенства и народа, по повелению архиепископа, в ближайшую к дому Онучина церковь св. Николая.

По совершении в этом храме молебствия икона с торжеством была препровождена в Благовещенский собор и по пути шествия явила первое чудо, исцелив слепца Иосифа, который уже три года ничего не видел. Другой слепец – Никита получил тоже благодеяние от Владычицы, обрел зрение по принесении иконы в собор. Так начались чудотворения от Казанской иконы Божией Матери.

На другой день в соборном храме совершена была литургия. Архиепископ и градоначальники, сняв список с новоявленного образа и описав обретение его и чудеса от него, отправили все это в Москву, к царю Иоанну Васильевичу Грозному. Царь на месте обретения иконы повелел соорудить деревянный храм во имя новоявленного образа, устроить женский монастырь для сорока инокинь и здесь поставить икону.

Матрона, обретшая святыню, постригшись в монашество под именем Мавры, была первой инокиней, а потом и настоятельницей этого монастыря.

Особенное уважение к чудотворному образу Богоматери имел царь Феодор Иоаннович. В 1595 году была построена каменная церковь, увеличен штат монашествующих. Тогда же Феодор Иоаннович повелевает обложить чудотворный образ Богоматери золотом и драгоценными камнями из царских сокровищ.

Императрица Екатерина II в 1767 году, присутствуя на литургии в Казанском девичьем монастыре, украсила венец чудотворной иконы дорогими бриллиантами.

В конце XVI века икона была известна в России, но в основном она была местночтимая, и в Казани празднование совершалось в день ее обретения 8 июля.

Особую славу она приобрела в Смутное время, когда казанский отряд, отправившийся в 1611 году в ополчение, взял с собой список с иконы, который находился в войске Минина и Пожарского. 22 октября 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов. В первый воскресный день православные москвичи ходили с иконами на лобное место на Красной площади и благодарили Бога и Пречистую Его Матерь за избавление от супостата.

Михаил Феодорович Романов в память об этом событии установил празднование в Москве Казанской иконы Божией Матери два раза в год: в день обретения святой иконы (8 июля) и в день освобождения Москвы от польских интервентов (22 октября), с учреждением двух крестных ходов из Успенского собора во Введенскую церковь, что на Сретенской улице, где князем Дмитрием Пожарским был помещен список с чудотворного образа.

15 октября 1636 года была освящена новопостроенная церковь в честь Казанской иконы на Красной площади в Москве (ныне восстановленный Казанский собор), а 3 октября 1647 года был освящен придел во имя св. Гурия и Варсонофия, казанских чудотворцев. С этого времени оба крестные хода стали совершать в этот собор, куда и была перенесена икона, принадлежащая ополчению князя Пожарского.

Но до 1649 года праздник в честь чудотворной Казанской иконы, кроме Казани, совершаем был только в Москве. В 1649 году царь Алексей Михайлович, обрадованный рождением сына Димитрия 21 октября 1648 года во время всенощной службы на праздник Казанской иконы Божией Матери, в благодарении Богу и пресвятой Богородицы установил день 22 октября праздновать по всей России. С этого времени чудотворная Казанская икона Божией Матери стала одной из самых почитаемых в России, тысячи приходских и монастырских церквей освящались в ее честь.

В течение почти 350 лет своего существования в Казанский Богородицкий монастырь непрерывным потоком шли люди, чтобы поклониться Пречистому образу Богородицы. В него непременно направлялись все царствующие особы при посещении Казани. Есть сведения, что до 70% доходов городу приносили крестные ходы и паломничество в монастырь. Многолюдны были крестные ходы в Казани, проводимые в основном летом. Последний раз крестный ход в память Казанской иконы Божией Матери устраивался 8 июля (21 июля по н.ст.) 1903 года, через год она будет похищена.

Маршрут шествия пролегал из храма Казанско-Богородицкого женского монастыря через Соборный храм Благовещения, что в Казанском Кремле, далее шел через Ивановский монастырь и Никольскую церковь к Петропавловскому собору. Среди участников шествия было немало татар – не только кряшен, но и мусульман. Представления многих из них были довольно прогрессивными и позволяли участвовать в христианских ритуалах. Ведь убеждение в том, что Бог един, имела не только интеллигенция. Справедливости ради отметим, что татары не были активными участниками шествия – они замыкали его или были среди зрителей.

В истории России с Казанской иконой Божией Матери связано множество знаменательных и трогательных событий. Достаточно вспомнить, что список с иконы находился в шатре Петра I во время Полтавской битвы, или то, как Михаил Илларионович Кутузов собственноручно вынес ее из Казанского собора на Красной площади, завернув в шинель, когда в конце августа 1812 года русские войска оставляли Москву. Казанский собор на Невском проспекте Санкт-Петербурга стал главным памятником победы в этой войне.

Судьба иконы, к сожалению, трагична. В ночь на 29 июня 1904 года икона Казанской Божьей Матери и стоящая рядом особо почитаемая икона Христа Спасителя были похищены из-за драгоценных окладов. Похитители вскоре были арестованы, но сами иконы, по показаниям преступников, были ими сожжены. Однако гибель чудотворной иконы не остановила потока паломников к месту ее обретения. На месте похищенной святыни в соборе была установлена подаренная константинопольским патриархом Иоакимом III икона Божией Матери Паммакристы («Всеблаженнейшей»).

II. Постройки монастыря

Казанско-Богородицкий монастырь, сначала занимавший небольшую площадь, постепенно разросся и к началу XIX века занял обширный неправильный многоугольник, ограниченный нынешними улицами Большой Красной (Большой Казанской), Красина (Поперечно-Казанской), Нагорной и ныне не существующим Пятницким переулком, отделявшим монастырь от территории приходской Пятницкой церкви. Древнейшие здания монастыря не сохранились, ныне существующие храмы и постройки относятся в основном к XIX веку.

К сожалению, утрачен главный собор монастыря, являвшийся архитектурной доминантой и выдающимся памятником русского классицизма, где и находилась чудотворная икона.

Собор был построен вместо старого храма 1594-1596 годах по проекту известного зодчего И.Е.Старова под наблюдением казанского архитектора Ф.Е.Емельянова. На закладке собора 30 мая 1798 года присутствовал император Павел I с великими князьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. В 1808 году храм был расписан и освящен. До 2005 года на месте собора находился корпус табачной фабрики.

Так выглядел киот с Казанской иконой Божией Матери

Утрачена и шестиярусная монастырская колокольня высотой 55 метров (для сравнения, колокольня Петропавловского собора имеет в высоту 49 м), построенная, скорее всего, в первой половине XVII века. Сейчас на ее месте площадка перед проходной табачной фабрики.

Постройки советского времени, в том числе общежития КГТУ (КАИ) на углу Большой Красной и Красина и трех пятиэтажек в западной части монастыря, разрушили цельность архитектурного ансамбля, но ряд построек все же сохранился.

Церковь Николы (Николая) Тульского расположена в той части монастыря, которая выходит на улицу Нагорную. Приходская Николо-Тульская церковь существовала уже в год обретения чудотворной иконы Казанской Божией Матери (построена, вероятно, купцами из Тулы, которых было немало среди первых русских поселенцев в Казани). Именно в этой церкви икона находилась в первые месяцы после обретения.

Вместо нее в 1686 году были построены каменные летняя Николо-Тульская и зимняя Троицкая церкви, сгоревшие в 1742 году. Выстроенная вместо них новая каменная церковь в 1803 году из приходской была обращена в монастырскую, но вскоре была снесена.

По проекту, составленному в 1806 году архитектором Я.М.Шелковниковым в 1810-1816 годах построен новый Николо-Тульский храм. По архитектуре он был двухпрестольным, но еще два престола находились на хорах. Церковь Николы Тульского служила зимним собором монастыря, в ней зимой и находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери. Храм сохранился в сильно перестроенном виде, сейчас в нем размещены цеха табачной фабрики.

Насельники святой обители у Николо-Низского храма. 1910 год. Архив Г. Фролова

Софийская церковь, расположенная на южной стороне, выходящей к улице Большая Красная, служила надвратной церковью до того, как была построена новая ограда и церковь оказалась в глубине территории монастыря. Автором проекта был, вероятно, тот же Я.М. Шелковников. Начатый в 1807 году храм, еще не будучи достроен, в сентябре 1815 году сильно пострадал в пожаре. Его строительство завершилось лишь в 1825-м (на средства дворян Мусиных-Пушкиных) и храм был освящен.

Существует, однако, мнение что ныне существующая Софийская церковь в первой четверти XIX века лишь восстанавливалась, а построена она намного раньше, вероятно еще в конце XVII – начале XVIII века, о чем свидетельствуют ее архитектурные формы и декор, явно архаичные для начала XIX столетия. В 1994 году Софийская церковь возвращена верующим и действует как приходская.

«Южный» корпус с надвратной Крестовоздвиженской церковью построен в 1882-1887 годах. Двухэтажное здание с купольным этажом, выстроенное в стиле классицизма, почти полностью по облику совпадает с Никольским собором. В купольном этаже находилась церковь, на первом и втором этажах – общая монастырская трапезная, живописная мастерская, больница, ризница, комнаты сирот, воспитывавшихся в монастыре, в подвале – пекарня и квасная. Долгое время здесь располагался факультет русской филологии Казанского педагогического университета и студенческое общежитие.

В 2005 году были проведены восстановительные работы в Крестовоздвиженском корпусе. Богослужения тут совершают ежедневно в 8.00 и в 17.00. Открыт храм и в остальное время, чтобы верующие, а также туристы имели возможность беспрепятственно общаться с Усердной Заступницей христиан пред Её чудотворным образом.

В конце декабря 2007 года святая обитель получила статус мужского монастыря. В настоящее время возрождающуюся обитель возглавляет иеромонах Питирим (Рыбанин).

Теперь на том месте, где когда-то русский народ обрёл одну из главных святынь, снова произносятся слова молитвы.


Елисеев Г.З. Казанская чудотворная икона Божьей Матери. Православный собеседник. Изд. Казанской духовной академии. Часть III. 1858, с. 393. Отметим, что эта статья была напечатана в Православном собеседнике без подписи. Профессор Казанской Духовной Академии И.М.Покровский убедительно доказал, что автором ее является профессор КазДА Григорий Захарович Елисеев (1821-1891). См.: Покровский И.М. Печальная годовщина со дня похищения явленной чудотворной казанской иконы Божьей Матери в Казани. К., 1905, с. 5.

Елисеев Г.З. Казанская чудотворная икона Божьей Матери. Православный собеседник. Изд. Казанской Духовной академии. Часть III. 1858, с. 395-396.

Лебедев А. Преклонение перед иконой-покровительницей не знало религиозных границ // Республика Татарстан. 23 октября 2003.

Старов Иван Егорович (1744-1808), архитектор, теоретик русского классицизма, профессор (1785). В 1772-1774 главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». В 1774-конец 1780-х гг. работал в Санкт-Петербурге, с начала 1790-х гг. - на Украине. См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 536.

Емельянов Филипп Емельянович (1761/62-?), архитектор, представитель русского классицизма. Ученик В.И. Кафтырева. В 1796-1804 казанский губернский архитектор. Автор проектов Гостиного двора (1800), дома губернатора, приспособленного им же под Первую Казанскую мужскую гимназию (1798). См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 185-186.

Шелковников Яков Михайлович (1774-1809), архитектор, представитель русского классицизма. В 1797-1804 помощник архитектора А.Д.Зайцева в Санкт-Петербурге. С 1804 казанский губернский архитектор. По проектам Шелковникова построены: городская больница (1806), тюремный замок (1807) и др. См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 664.

Петонди Фома Иванович (1794-1874), архитектор, представитель русского классицизма. В 1817-1834 Орловский губернский архитектор, в 1834-1844 казанский губернский архитектор. С 1845 работал в Петербурге, в 1855 вернулся в Казань. Автор проектов многих зданий в Казани, в т.ч.: домов Н.Н.Колокольникова (1836), Дротоевского (1837), Казанской городской думы (1836), Родионовского института благородных девиц (1844, в соавторстве), «Казанского подворья» (1843-1844) и др. См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 435.

Малиновский Федор Николаевич (1864-?), архитектор. В 1894-1912 казанский епархиальный архитектор. По проектам Малиновского построены: Собор Божьей Матери «Всех скорбящих радости» Иоанно-Предтеченского монастыря в г.Свияжске (1898-1906), Троицкий собор Богородицкой пустыни (1904-1907), Троицкая церковь в г.Лаишево (1911) и др. Работал в русле эклектизма. См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 338.

Пятницкий Петр Григорьевич (1788-1855), архитектор, представитель русского классицизма и ампира. В 1820-1825 архитектор Казанского университета. В 1826-1834 и 1841-1846 – казанский городской архитектор. В 1822 разработал первоначальный генеральный план университетского городка. По проектам Пятницкого построены: главный корпус Казанского университета (1822-1825), Котелова дом (1833), корпус в Военном госпитале (1840) и др. См.: Татарский энциклопедический словарь. К., 1999, с. 458.

/jdoc:include type="modules" name="position-6" />