Марк шагал биография и картины. Шагал марк захарович. Как понимать картины Марка Шагала

Р одители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Марка Шагала считают своим не только в России и Беларуси, но и во Франции, США и Израиле - во всех странах, где он жил и работал .

Ученик Леона Бакста

Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Начальное образование он получил дома, как и большинство евреев в то время, изучал Тору, Талмуд и древнееврейский язык. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника. В Петербурге в те годы выпускались авангардистские художественные журналы, проходили выставки современного западного искусства.

«Захватив двадцать семь рублей - единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, - я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. На отцовские расспросы я, заикаясь, отвечал, что хочу поступить в школу искусств».

Марк Шагал

В Петербурге он занимался в школе Общества поощрения художников и в студии Говелия Зейденберга, учился живописи у Льва Бакста . В это время формировался художественный язык Шагала: он писал ранние работы в духе экспрессионизма и пробовал новые живописные приемы и техники.

В 1909 году Шагал вернулся в Витебск. Он вспоминал, как бродил по городским улицам в поисках вдохновения: «Город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли. Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах» .

На многих полотнах художника можно увидеть этот провинциальный городок: покосившиеся заборы, горбатые мосты, кирпичные улочки, старую церковь, которую он часто видел из окна своей мастерской.

Здесь, в Витебске, Шагал встретил свою единственную любовь и музу - Беллу Розенфельд.

«Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. <...> И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа».

Марк Шагал

Почти на всех его полотнах с женскими образами изображена Белла Розенфельд - «Прогулка», «Красавица в белом воротнике», «Над городом».

Марк Шагал. «День рождения». 1915

Марк Шагал. «Прогулка». 1917

Марк Шагал. «Над городом». 1918

Парижские картины на ночных рубашках

В 1911 году Шагал познакомился с депутатом Государственной думы Максимом Винавером, и тот помог художнику выехать в Париж. Тогда в столице Франции проживало много русских художников-авангардистов, писателей и поэтов. Они часто собирались вместе с зарубежными коллегами, обсуждали новые направления в живописи и литературе. На таких встречах Шагал познакомился с поэтами Гийомом Аполлинером и Блезом Сандраром, издателем Гервартом Вальденом.

В Париже Шагал во всем видел поэтику: «В вещах и в людях - от простого рабочего в синей блузе до изощренных поборников кубизма - было безупречное чувство меры, ясности, формы, живописности» . Шагал посещал занятия сразу в нескольких академиях, параллельно изучая творчество Эжена Делакруа, Винсента Ван Гога, Поля Гогена. При этом художник говорил, что «никакая академия не дала бы мне всего того, что я почерпнул, бродя по Парижу, осматривая выставки и музеи, разглядывая витрины» .

Марк Шагал. «Невеста с веером». 1911

Марк Шагал. «Вид Парижа из окна». 1913

Марк Шагал. «Я и деревня». 1911

Через год он переехал в «Улей» - здание, в котором жили и работали бедные иностранные художники. Здесь он написал «Невесту с веером», «Вид Парижа из окна», «Я и деревня», «Автопортрет с семью пальцами». Денег, которые высылал ему Винавер, хватало только на самое необходимое: питание и аренду мастерской. Холсты стоили дорого, потому все чаще Шагал писал на натянутых на подрамники кусках скатерти, простынях и ночных рубашках. Из-за нужды он продавал свои картины дешево и оптом.

Шагал не вступал в объединения и группы. Он считал, что в его живописи нет направления, а есть только «краски, чистота, любовь» .

«Меня их [кубистов] затеи ничуть не возмущали. «Пусть себе кушают на здоровье свои квадратные груши на треугольных столах», - думал я. <...> Мое искусство не рассуждает, оно - расплавленный свинец, лазурь души, изливающаяся на холст. Долой натурализм, импрессионизм и кубо-реализм! Они скучны мне и противны»

Марк Шагал

В сентябре 1913 года издатель Герварт Вальден пригласил Шагала поучаствовать в первом немецком Осеннем салоне. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. А через год Вальден организовал персональную выставку Шагала в Берлине - в редакции журнала Der Sturm. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. У художника появились последователи. Искусствоведы связывают развитие немецкого экспрессионизма в те годы в том числе с живописью Шагала.

Шагал - основатель Витебского художественного училища

В 1914 году Шагал вернулся в Витебск и на следующий год женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Над картинами в это время Шагал работал нечасто: много внимания приходилось уделять работе и семье. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. В редкие моменты, когда Марк Шагал бывал в мастерской, он писал виды Витебска, портреты Беллы, полотна, посвященные войне.

Марк и Белла Шагал с дочерью Идой. 1924. Фотография: kulturologia.ru

Марк и Белла Шагал. Париж. 1929. Фотография: orloffmagazine.com

Марк и Белла Шагал. Фотография: posta-magazine.ru

После революции Марк Шагал стал уполномоченным по делам искусств в Витебской губернии. В 1919 году он организовал Витебское художественное училище в одном из национализированных особняков.

«Мечты о том, чтобы дети городской бедноты, где-то по домам любовно пачкавшие бумагу, приобщались к искусству, - воплощается... Мы можем себе позволить роскошь «играть с огнем», и в наших стенах представлены и функционируют свободно руководства и мастерские всех направлений от левого до «правых» включительно».

Марк Шагал

Учащиеся школы занимались плакатами с лозунгами, рекламными вывесками, а к годовщине Октября расписывали стены и заборы революционными сюжетами. Марк Шагал создал в училище систему свободных мастерских. Художники, которые руководили мастерскими, могли использовать собственные методы обучения. Здесь преподавали Казимир Малевич , Александр Ромм, Нина Коган. Своему старому учителю, Юделю Пэну, Марк Шагал предложил возглавить подготовительное отделение.

Однако в коллективе вскоре возникли разногласия. Школа приобрела супрематический уклон, и Шагал уехал в Москву . В Москве художник учил рисованию детей в колонии для беспризорников, писал декорации для Еврейского камерного театра. Он не оставлял мысли вернуться в Париж, но пересечь границу в то время было непросто.

Иллюстратор Гоголя, Лонга, Лафонтена

Возможность покинуть СССР появилась у Марка Шагала в 1922 году. Для участия в Первой русской художественной выставке в Берлине художник вывез большую часть своих полотен, а потом выехал с семьей. Выставка прошла с успехом. Пресса публиковала о его творчестве восторженные отзывы, издатели выпускали биографию и каталоги картин Шагала на всех европейский языках.

Художник пробыл в Берлине больше года. Он изучал технику литографии - печати рисунков с помощью оттиска.

«Когда я брал литографский камень или медную доску, мне чудилось, что у меня в руках талисман. Мне казалось, что я смогу поместить на них все свои печали и радости...»

Марк Шагал

Весной 1923 года Шагал вернулся в Париж. Картины, которые он оставил в парижском «Улье», пропали. Некоторые из них художник восстановил по памяти, среди них «Торговец скотом», «День рождения».

Вскоре Марк Шагал снова вернулся к литографии. Его друг, издатель Амбруаз Воллар, предложил создать офорты к «Мертвым душам» Николая Гоголя . Сам двухтомник «Мертвых душ» вышел ограниченным тиражом - всего 368 экземпляров. Это было коллекционное издание: каждая иллюстрация в книге была пронумерована и подписана художником, а бумага ручной выделки защищена водяным знаком Ames mortes - «Мертвые души». Один комплект гравюр - 96 работ - Марк Шагал подарил Третьяковской галерее .

Марк Шагал. Синяя корова. 1967

Марк Шагал. Голубая рыба. 1957

Марк Шагал. Сотворение мира. 1960

Художник готовил офорты и к другим книгам: «Басням» Лафонтена, «Дафнису и Хлое» Лонга, автобиографии «Моя жизнь». А иллюстрации к Библии стали началом нового цикла работ, над которым он трудился всю жизнь. Гравюры, рисунки, картины, витражи и рельефы объединились в «Библейское послание» Шагала.

Монументальное искусство Марка Шагала

В 1934 году картины Шагала, которые хранились в музеях Берлина, были публично сожжены по приказанию Гитлера. Сохранившиеся - выставлены в 1937 году как образцы «дегенеративного искусства». Вскоре после этого Марк Шагал покинул Францию и с семьей отправился в США.

В 1944 году он собрался вернуться в освобожденный от немцев Париж. Но в эти дни скоропостижно умерла Белла. Шагал тяжело переживал утрату. Он не писал картины девять месяцев, а когда вернулся к творчеству, создал две работы, посвященные Белле, - «Свадебные свечи» и «Вокруг нее».

Марк Шагал. Свадебные свечи. 1945

Марк Шагал. Вокруг нее (Памяти Беллы). 1945

После этого Марк Шагал был женат еще дважды. Сначала на американской переводчице Вирджинии Макнилл-Хаггард, - у пары родился сын Дэвид, - а после - на Валентине Бродской.

Художник продолжал иллюстрировать книги, писал фрески и делал витражи для соборов и синагог. По просьбе Андре Мальро, министра культуры Франции, Шагал выполнил роспись плафона в парижской Гранд-опера. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Шагал разделил плафон на цветные секторы, в каждом из которых изобразил сцены из опер и балетных постановок. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Также Марк Шагал создал мозаики для здания Парламента в Израиле, два живописных панно для Метрополитен-оперы в США.

В 1973 году Марк Шагал посетил СССР. Здесь он провел выставку работ в Государственной Третьяковской галерее, после чего несколько полотен подарил Третьяковке и Пушкинскому музею .

В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почетного легиона. В конце этого же года, к юбилею Шагала, в Лувре прошла персональная выставка художника.

Шагал скончался в особняке в Сен-Поль-де-Ванс. Он похоронен на местном кладбище в Провансе.

Знаковые труды знаменитого мастера в различных направлениях изобразительного искусства.

Картины Шагала

Марк Захарович Шагал (1887–1985) был русско-французским художником, который работал в различных направлениях искусства, но наиболее известен своей карьерой именно в качестве живописца. Многие критики и историки называют его «квинтэссенцией еврейского художника 20-го века». Произведения Шагала поражают воображение и сочетают кубизм , фовизм и другие абстрактные стили .

Марк неоднократно рисовал свою возлюбленную и жену - Беллу Розенфельд, дочь богатого русского ювелира. Данный портрет является самым известным образом этой девушки, в котором у ног героини изображены две маленькие фигурки. Предположительно, это автор работы и их дочь Ида.

В 1910 году Шагал переехал в Париж. По мнению историков и биографов художника, это лучший период творчества в его карьере. Картина «Посвящение Аполлинеру», созданная в это время, вероятно, самая загадочная работа мастера. Отправной точкой при создании произведения послужило восхищение Шагала творчеством Гийома Аполлинера, чья поэзия часто воплощала в себе традиции и современные идеи.

Картина изображает внутреннюю борьбу человека, его смятенное душевное состояние. Это выражается в ряде элементов, в том числе, в цвете. Картина с подчеркнутым религиозным и культурным подтекстом легла в основу известного и популярного мюзикла «Скрипач на крыше» (1964 год).

Созданная в атмосфере восторга и счастья от свадьбы с Беллой Розенфельд, эта работа преисполнена свободой и оптимизмом, которые испытывает автор. В произведении сочетаются элементы кубизма и футуризма, а созданный волнующий образ делает «Прогулку» одной из самых романтичных картин Марка.

Автопортрет с семью пальцами

Среди ранних автопортретов числятся и первые работы в стиле кубизма. Автопортрет демонстрирует художника, работающего над произведением. Характерной особенностью картины стало изображение художника с семью пальцами. Возможно, это указание на трудности, с которыми автор сталкивается во время творческого поиска. В окне изображена парижская Эйфелева башня, в то время как Витебск, родина Шагала, представлена в сюрреалистической манере в творческой студии, что создает некоторый конфликт.

Цирковая лошадь

Марк Шагал любил цирк и говорил, что цирковые артисты помогают двигаться к новым горизонтам. Посещение представлений стало одним из любимых занятий художника с первых лет пребывания в Париже. «Цирковая лошадь» - одна из самых известных картин на цирковую тему.

Картина, особенно фрагмент с Эйфелевой башней, вдохновлена ранним кубизмом и творчеством товарища мастера - Роберта Делоне. В центре композиции - двуликий человек, наблюдающий из окна за мнимыми и реальными образами, которые отражают жизнь художника во Франции и в России.

Поразительным свойством работ Шагала была его способность привлечь и удержать внимание зрителя, захватить его воображение через использование цвета. Героиня картины одета в яркое красное платье, а контраст с холодным голубым и серым фоном создает ощущение того, что она готова покинуть холст.

Эта работа на религиозную тему является одним из самых критикуемых шедевров Шагала. Картина посвящена страданиям Иисуса Христа и еврейского народа. Белое распятие удивительно отличается от живых и абстрактных работ художника. Интересно отметить, что это любимое произведения папы римского Франциско.

Я и деревня

На пике карьеры Шагал создает необычную картину, которая изображает мужчину и козу, уставившихся друг на друга. Полотно насыщено образами русского пейзажа и связанного с народными сказками символизма. Дерзкий и причудливый стиль, идея произведения делают его заметной новаторской работой того времени, а также знаковым трудом в творчестве Шагала.

Известные картины Марка Шагала обновлено: Декабрь 1, 2017 автором: Глеб

Русский живописец и график, гротескный художник, так же многие его считают французским художником, авангардистом. Писал иллюстрации в стиле экспрессионизма к театральным постановкам. Ирреальные произведения художника колоритны и выразительны.

Марк Шагал выходец из бедной еврейской семьи. Отец работал складским грузчиком. С самого детства мальчик обладал неуёмной фантазией и в возрасте 15 лет твёрдо решил стать живописцем, что не приветствовали родители. Будучи глубоко верующими, они следовали законам иудаизма, в котором изобразительное искусство считается грехом и неподобающим ремеслом.

В 1900 году Марк Шагал зачисляется в Витебское училище, рассчитанное на четыре года обучения. В 1906 году учится в витебской художественной школе Ю.М. Пэна. Юный художник вознамерился продолжить учёбу в Петербурге, куда и отправляется с приятелем. Отец был против, но дал ему на художественное образование 27 рублей.

В Петербурге Марк Шагал обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, поступив без экзаменов он попал в третий класс. Школу возглавлял Н.К. Рерих. Приятель Виктор Меклер и Тая Брахман, дочь витебского врача помогли Шагалу войти в круг молодой интеллигенции. С 1909 по 1911 год русский художник учился в частной художественной школе Е.Н. Званцевой, под руководством Л.С. Бакста.

Осенью 1909 года, когда Марк Шагал посещал Витебск, Тая познакомила его с будущей женой Беллой Розенфельд, учившейся в лучшем учебном заведении для девушек – Школе Герье в Москве. Об этой встрече художник пишет позднее в своей книге «Моя жизнь».

В 1911 году Марк Шагал поехал в Париж, который полюбил сразу. В Париже художник продолжает учёбу и также находит много друзей из мира искусства. В 1914 году молодой художник возвращается на Родину, к близким и родным людям. Начало Первой Мировой войны препятствовало возвращению Шагала в Европу. В 1915 году Марк Шагал жениться на Белле. Год спустя у них родилась дочь Ида, посвятившая в дальнейшем свою жизнь исследованию творчества отца.

В 1915 году Шагал в Петрограде поступает на службу в военно-промышленный комитет. В 1916 году Шагал становится членом Еврейского общества поощрения художеств. Когда революция окончилась русский художник со своей семьёй едет в Витебск, где его учредили уполномоченным комиссаром по делам искусств.

С 1920 года, по протекции А.М. Эфроса, Марк Шагал работает в Еврейском камерном театре в Москве. А в 1921 году преподаёт в еврейской трудовой школе-колонии, которая была организована для беспризорников. В Литве в 1922 году проходит выставка русского художника, откуда он переезжает в Германию. И, наконец, в 1923 году семья Марка Шагала была приглашена в Париж, здесь художник провёл всю оставшуюся жизнь во французской Ривьере, 60 лет. Причина отъезда русского художника за границу заключается в его не принятии беспредметного искусства в послереволюционный период истории России, в годы бунтарства и новаторства.

После смерти Беллы Резенфельд Марк Шагал женился на Валентине Бротской. Этот брак также послужил взлёту в искусстве. В это время художник получил всемирное признание, высокие награды, множество выставок работ: картин, графики, витражей, скульптур, керамики и мозаики… По масштабности с Марком Шагалом не может сравниться не один художник 20 века. Марк Шагал расписывает Гранд Оперу, витражи средневековых соборов.

Известные произведения Марка Шагала

Картина «Над городом» написана в 1914-1918 годах, находится в Третьяковской Государственной галерее. На этой картине изображены просторы родного художнику города Витебска. Вдоль забора расположены маленькие деревянные домики и сарайчики, утопающие в лёгкой дымке. Над городом в небе летят мужчина и женщина. Немного странно, но фигуры расположены почти горизонтально. Летящая пара, пожалуй, любовники, бегущие из спящего утреннего города. Мужчина в полёте придерживает женщину за грудь. Так художник изобразил свой союз с Беллой Резенфельд. Картина похожа на сказку с её цветными пятнами домов, выполненная в тёплом колорите. Картина передаёт мечтательный образ живописца, в ней и реальность и воображение.

  • Над городом

  • Я и деревня

Марк Захарович Шагал (фр. Marc Chagall; 7 июля 1887 год, Витебск, Российская империя(нынешняя Беларусь) — 28 марта 1985 год Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция ) — еврейский художник, который жил в России, Франции, Америке и всё же остался еврейским художником, сохранил свою самобытность. Шагал создал собственный уникальный стиль в живописи, а также делал фрески и витражи, разрабатывал театральные костюмы и декорации, иллюстрировал книги и сам писал их.

Особенности творчества художника Марка Шагала: Национальное самосознание, бесконечная любовь к изображаемым объектам, родной город Витебск, проглядывающий сквозь любой парижский или иной пейзаж, летающие люди, ставшие одним из символов Марка Шагала, и изображенная в бесконечном множество образов самая большая любовь его жизни — жена Белла. Яркие цвета, игры с законами композиции, образы животных.

Самые известные картины Марка Шагала: «Над городом », «Обрученные и Эйфелева башня », «Прогулка », «Я и моя деревня », «Над Витебском »

«В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству — цвет любви» , — писал Марк Шагал в своей книге« Моя жизнь». Все его картины наполнены этим цветом, как была им наполнена жизнь его. Разговор о Марке Шагале в отрыве от его любви, от тех, кого он любил и кем дышал, перенося это на холст, был бы сухим перечислением фактов.

В ожидании любви

Моисей Шагал родился в Витебске 6 июля 1887 года в семье приказчика. Мир встретил будущего гения пламенем костра — в городе пылал пожар. Красный цвет он позднее назовет цветом кошмара. Над его продавцом газет , предвещающим войну, небо пылает алым.

Отец мечтал, что сын станет хорошим бухгалтером, в крайнем случае — приказчиком. А Шагал рисовал, рисовал, рисовал. Однажды к нему зашел друг, посмотрел на стены комнаты, густо увешанные рисунками, и воскликнул: «Да ты настоящий художник!». Художник… Это слово было будто из другого мира. Мира, который манил к себе Моисея Шагала больше, чем что-либо на свете. Долгие изматывающие скандалы и уговоры привели к тому, что его отдали учиться в Школу рисования живописи художника Юделя Пэна .

Очень быстро стало понятно, что ограничиться Пэном не получится — этого мало. Скромность начинающего художника не сковывала. В 15 лет Моисей Шагал искренне считал себя гением. Он полагал, что только Рембрандт мог бы чему-то его научить по-настоящему. Но где ж его возьмешь, Рембрандта?

Строптивый, уже точно не получившийся на радость родителям бухгалтером, Шагал выпрашивает у отца деньги и уезжает в Петербург — там Академия художеств, там рай! Реальность отвесила юному дарованию жесткий щелчок по самолюбию. Первый и последний в своей жизни официальный экзамен он завалил.

В 1909 году Шагал возвращается в Витебск. Разочарованный, опустошенный, не нашедший того, что искал, и не сумевший примкнуть ни к одной школе. Он пишет об этом времени: «Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему».

В это же время в Витебск из Петербурга вернулась Берта Розенфельд, которая войдет в историю искусства как Белла Шагал. Она мечтала стать актрисой, ей прочили успех. Но серьезная травма на репетиции поставила крест на актерской карьере.

Вечная любовь Шагала

На момент встречи в Витебске оба считали себя неудачниками. По одной версии, они случайно пересеклись и разговорились на мосту над Витьбой. По другой — встретились в гостях у подруги Берты, Теи Брахман.

У Теи была любовная связь с Шагалом, и она позировала ему обнаженной. Именно с нее написана чувственная« Сидящая красная обнаженная ».

Не столь важно, где произошла встреча, важнее, что она поразила обоих в самое сердце.

«Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена» , — вспоминал Шагал.

Позднее он напишет, что после встречи с Беллой в нем навсегда поселилось ощущение уверенности. Шагал возвращается в Петербург и поступает на курс к Леону Баксту . Он заворожен Бакстом. По некоторым сведениям, Бакст не только взял Шагала в школу, но и оплачивал его проживание в школе, оценив незаурядный талант юноши. Именно Бакст открыл для Марка Шагала персональное« окно в Европу».

В 1910 году учитель уедет в Париж, от чего Шагал заранее в отчаянье. «Я бы тоже хотел в Париж» , — решается он сказать. Бакст поддерживает эту идею, считая, что в России для таланта Шагала нет перспектив, и помогает ему с переездом.

Париж! Безвозвратно исчезает стеснительный Мойша Шагал. Его место отныне и навсегда занимает кудрявый, франтоватый Марк. Позднее он скажет, что только в Париже можно быть художником. Каждую свободную минуту проводит в Лувре: «Легче всего мне дышалось в Лувре. Там меня окружали давно ушедшие друзья». Сам Шагал отмечал, что особенное впечатление на формирование его кисти, помимо Рембрандта , произвели Гоген , Ван Гог , Ренуар , Делакруа .

Во Франции Шагал обретает свободу. Он больше не пытается соответствовать никому и ничему. Начинается главное: симфония цвета, поэзия кисти, нарушение всех законов физики и гравитации. Все, кто пытался учить Шагала, отмечали, что ученик из него ужасный. Он не умел учиться, он желал быть только собой и писать исключительно так, как сам хочет.

Шагал влюблен в Париж. Впрочем, когда ему хочется особенно отметить, насколько дорог его сердцу этот город, он говорит: «Париж, ты мой Витебск!» . На картине« Я и моя деревня » профиль Шагала из Парижа обращен к Витебску.

В 1914 году он едет в Витебск на свадьбу к сестре, вскоре за этим следует его собственная свадьбановая встреча с Бертой не оставила сомнений: это судьба.

Марк Шагал написал несколько портретов жены с натуры . И около трех тысяч картин, рисунков, набросков, в которых ее образ так или иначе отображен в летящих женщинах .

В 1916 году у счастливых супругов рождается дочь Ида. А тем временем в игру вступают другие силы. Россию сотрясают катаклизмы. Шагал был среди тех, кого новая власть поначалу вдохновила. Ему более не указ напыщенные академики из отвергшей его Академии искусств. Да и социальная пропасть между дочерью ювелира и сыном приказчика рухнула. Захваченный свежими, как тогда казалось, переменами Марк Шагал даже некоторое время занимал пост уполномоченного по делам искусств в Витебской губернии.

К первой годовщине Октября Шагалу поручено украсить город. Витебск был опутан бесконечными заборами. Более сотни городских маляров под руководством Марка Шагала раскрасили заборы, стены и все, на чем можно было рисовать. Такого граффити мир еще не видел.

Авангард выходит на первые роли, Шагалу кажется, что он нашел свое место. Он организовал в Витебске Школу искусств и пытался в ней преподавать. Затея потерпела крах. Он хотел, чтобы его ученики так же, как он, раскрыли свой талант. А обучение техническим моментам ему казалось слишком скучным. Тогда и возникло противостояние между Марком Шагалом и Казимиром Малевичем . Основатель супрематизма собирался лепить из своих учеников не гениев, а профессионалов. И действительно, через пару месяцев в Третьяковке прошла выставка картин учеников Малевича. Шагалу становилось все теснее. Вместо отринутых устоев появляются новые рамки, за которые не рекомендуется выходить. «Мы наш, мы новый мир построим», абстракционизм и отрицание прежних ценностей правят бал, а Шагал в это время пишет какие-то цветы, женщин, Витебск… Его упрекают в приверженности к устаревшим формам и называют« староватором». Белла все более настойчиво твердит об эмиграции.

Шагал с женой уезжают сначала в Москву, затем в Берлин. И наконец, 1923 год — Париж! Здесь он «перекрестит» Берту в Беллу. Он здесь счастлив, успешен, востребован, много пишет. На картинах, как всегда, присутствует Белла и любимый Витебск .

Художника находит единственный учитель, которого Шагал признавал, — Леон Бакст, и говорит: «Вот теперь ваши краски поют» . Это успех.

А в это время Европа сходит с ума. К власти пришел Гитлер. Из Парижа Шагалы уезжают в последний момент, когда город уже оккупирован. 22 июня Германия объявляет войну Советскому Союзу, а Марк Шагал с Беллой видят статую Свободы… В Америке его хорошо принимают, но сердце рвется в Европу.

В 1944 году Париж освобожден. Белла торопит с отъездом. За несколько дней до запланированного возвращения ей становится плохо. У нее стремительно развивается вирусное заболевание, и буквально на руках у Шагала его Муза умирает.

Вирджиния. Отвлечься не удалось

Марку Шагалу кажется, что он никогда больше не возьмет в руки кисть и не прикоснется к холсту. Зачем это все, когда главная героиня его картин и его жизни покинула его?

Девять долгих месяцев Марк Шагал не пишет, не спит, не ест и едва дышит. Вытащила его дочь Ида. Сначала она увлекла отца работой над иллюстрациями к написанной Беллой книге воспоминаний« Горящие огни», а потом наняла ему сиделку — удивительно красивую женщину, лицом похожу на ее мать. Вирджиния Хаггард младше Шагала более чем на 20 лет. Вскоре она родила ему сына Давида.

В 1947 году Шагал с Вирджинией все же возвращается в Париж. Но очень скоро она, прихватив сына, сбегает с фотографом, приехавшим к ним в дом делать материал о гениальном художнике…

Последняя любовь Марка Шагала

Если к Белле все искусствоведы относятся с трепетом, то последней спутнице Марка Шагала, Валентине Бродской повезло куда меньше. Вава, как ее называли друзья и близкие, блистала в парижском обществе. Познакомила их снова Ида, стремясь вдохновить отца. В 1952 году Вава стала женой Шагала и заодно — врагом многих искусствоведов.

Ее упрекают в том, что она« подмяла» под себя художника и командовала им. В вину Ваве ставят« подрезанные крылья» Марка Шагала. Некоторые исследователи противопоставляют Беллу и Ваву по такому принципу: Белла была музой и вдохновением, а Вава — менеджером. Говорят, что из-за нее Шагал разрушил отношения практически со всеми близкими людьми, зато стал очень дорогостоящим и востребованным художником.

Вдова Андрея Вознесенского Зоя Богуславская не согласна с этой версией. Она отмечает, что регулярно бывала у Марка Шагала и Вавы, но не замечала приписываемых жене художника деспотизма и назойливости. А вот окружить гения уютом и оградить от всего, что могло бы помещать его творчеству, Ваве удалось.

Сегодня не найти однозначного ответа на то, кем стала для Марка Шагала его последняя любовь. Но, может, стоит прислушаться к словам художника: «Слава Богу, Вава возле меня. Она затмевает своей красотой всех женщин Витебска»?

И главное — Шагал снова много пишет, в том числе Ваву. Если фоном для изображений Беллы был их родной Витебск , то Ваву художник изображает в Париже . Чтобы уж точно сомнений не осталось, на портрете Вавы различимы и Эйфелева башня, и Парижская опера. Париж — ты мой второй Витебск, писал Шагал. Возможно, и Вава стала его второй Беллой? «Тебя только вижу, тебя живущую ради меня» , — это о второй жене.

Так легко и навсегда отменивший законы гравитации на своих картинах, Шагал, чьи люди летают столь же легко, как дышат, умер в лифте своего дома. Оторвавшись от земли. Так, как это умел только он.

Марк Шагал. Над городом. 1918 г. , Москва

Картины Марка Шагала (1887-1985 гг.) сюрреалистичны, неповторимы. Его ранняя работа «Над городом» – не исключение.

Главные герои, сам Марк Шагал и его возлюбленная Белла, летят над их родным Витебском (Белоруссия).

Шагал изобразил самое приятное чувство на свете. Чувство взаимной влюбленности. Когда не чуешь под ногами землю. Когда становишься единым целым с любимым. Когда ничего не замечаешь вокруг. Когда просто летишь от счастья.

Предыстория картины

Когда Шагал начал писать картину «Над городом» в 1914 году, они были знакомы с Беллой уже 5 лет. Но 4 из которых они провели в разлуке.

Он – сын бедного еврея-разнорабочего. Она – дочь богатого ювелира. На момент знакомства совершенно неподходящая кандидатура для завидной невесты.

Он уехал в Париж учиться и делать себе имя. Вернулся и добился своего. Они поженились в 1915 году.

Вот это счастье и написал Шагал. Счастье быть с любовью всей своей жизни. Несмотря на разницу в социальном статусе. Несмотря на протесты семьи.

Главные герои картины

С полетом все более-менее понятно. Но у вас может возникнуть вопрос, почему же влюблённые не смотрят друг на друга.

Возможно, потому что Шагал изобразил души счастливых людей, а не их тела. И в самом деле, не могут же тела летать. А вот души вполне могут.

Марк Шагал. Над городом (фрагмент). 1918 г. Третьяковская галерея, Москва

А душам смотреть друг на друга не обязательно. Им главное чувствовать единение. Вот мы его и видим. У каждой души по одной руке, как будто они и вправду уже почти слились в единое целое.

Он, как носитель более сильного мужского начала, написан более грубо. В кубической манере. Белла же по-женски изящна и соткана из округлых и плавных линий.

А ещё героиня одета в мягкий синий цвет. Но с небом она не сливается, ведь оно серого цвета.

Пара хорошо выделяется на фоне такого неба. И создаётся впечатление, как будто это очень естественно – летать над землёй.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Образ города

Вроде мы видим все признаки городка, вернее большого села, которым был 100 лет назад Витебск. Здесь и храм, и дома. И даже более помпезное здание с колоннами. И, конечно, много заборов.


Марк Шагал. Над городом (деталь). 1918 г. Третьяковская галерея, Москва

Но все же город какой-то не такой. Домики намеренно скособочены, как будто художник не владеет перспективой и геометрией. Этакий детский подход.

Это делает городок более сказочным, игрушечным. Усиливает наше ощущение влюбленности.

Ведь в этом состоянии мир вокруг существенно искажается. Все становится радостней. А многое и вовсе не замечается. Влюблённые даже не замечают зеленую козу.

Почему коза зелёная

Марк Шагал любил зелёный цвет. Что не удивительно. Все-таки это цвет жизни, юности. А художник был человеком с позитивным мировоззрением. Чего только стоит его фраза «Жизнь – это очевидное чудо».

Он был по происхождению евреем-хасидом. А это особое мировоззрение, которое прививается с рождения. Оно зиждется на культивировании радости. Хасиды даже молиться должны радостно.

Поэтому ничего удивительного, что он себя изобразил в зеленой рубашке. И козу на дальнем плане – зелёной.


Марк Шагал. Фрагмент с зеленой козой на картине «Над городом».

На других картинах у него даже лица зеленые встречаются. Так что зелёная коза – это не предел.


Марк Шагал. Зелёный скрипач (фрагмент). 1923-1924 гг. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк

Но это не значит, что если коза, то непременно зелёная. У Шагала есть автопортрет, где он рисует тот же пейзаж, что и в картине «Над городом».

И там коза – красная. Картина создана в 1917 году, и красный цвет – цвет только что вспыхнувшей революции, проникает в палитру художника.


Марк Шагал. Автопортрет с палитрой. 1917 г. Частная коллеция

Почему так много заборов

Заборы сюрреалистичны. Они не обрамляют дворы, как положено. А тянутся бесконечной вереницей, как реки или дороги.

В Витебске на самом деле было много заборов. Но они, конечно, просто окружали дома. Но Шагал решил их расположить в ряд, тем самым выделив их. Сделав их чуть ли не символом города.

Нельзя не упомянуть этого бысстыжего мужика под забором.

Вроде сначала смотришь на картину. И накрывают чувства романтичности, воздушности. Даже зелёная коза не сильно портит приятное впечатление.

И вдруг взгляд натыкается на человека в неприличной позе. Ощущение идиллии начинает улетучиваться.


Марк Шагал. Деталь картины «Над городом».

Зачем же художник намеренно добавляет в бочку мёда ложку … дегтя?

Потому что Шагал не сказочник. Да, мир влюблённых искажается, становится похожим на сказку. Но это все равно жизнь, со своими обыденными и приземлёнными моментами.

И ещё в этой жизни есть место юмору. Вредно все воспринимать слишком серьёзно.

Почему Шагал так неповторим

Чтобы понять Шагала, важно понимать его, как человека. А его характер был особенным. Он был человеком легким, отходчивым, говорливым.

Он любил жизнь. Верил в настоящую любовь. Умел быть счастливым.

И у него действительно получалось быть счастливым.

Везунчик, скажут многие. Я думаю, дело не в везении. А в особом мироощущении. Он был открыт миру и доверял этому миру. Поэтому волей-неволей притягивал к себе правильных людей, правильных заказчиков.

Отсюда – счастливый брак с первой женой Беллой. Удачная эмиграция и признание в Париже. Долгая-очень долгая жизнь (художник прожил почти 100 лет).

Конечно, можно вспомнить очень неприятную историю с Малевичем, который буквально «отобрал» у Шагала его школу в 1920 году. Переманив всех его учеников очень яркими речами о супрематизме*.

В том числе из-за этого художник с семьей уехал в Европу.

Но Малевич невольно спас его. И неудача обернулась удачей. Представьте, что было с Шагалом и его зелёными козами после 1932 года, когда единственно верной живописью был признан соцреализм.


Марк Шагал. День рождения. 1915 г. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк, США

Хотя бы немного представляя, каким был Шагал, начинаешь понимать его удивительные работы. Его страсть к полетам. И заодно его картину «Над городом».

Вконтакте