"Костенки" - музей-заповедник. История возникновения. Фотоблог обо всём. С чего все начиналось

После долгого отсутствия в эфире и перерыва в съемках, которому в частности способствовала слякоть на улице, я в компании приятелей вырвался в однодневный фото трип. Целью нашей небольшой экспедиции было посетить три нигде неописанные пещеры в районе села Костёнки.

43 фотографии, общий вес 6,4 мегабайт

Уж не знаю, смогли бы мы без навигатора найти все три пещеры, о двух из которых, вобще нет никаких упоминаний где-либо.

2. По дороге в Костёнки заехали в Рудкино, посмотреть на заброшеный элеватор.

3. Увидев нас, элеватор обрадовался — тоскливо ему там:) Впрочем, как мы убедились потом, в гости к элеватору все же захаживают.

Подъем на элеватор затруднен, потому что отсутствует лестничный пролет на первом этаже. Мы воспользовались кустарной деревянной лесенкой. Лестничные пролеты настораживали трещинами в бетоне. И не дай бог там споткнуться — есть все шансы вылететь за борт в пустые оконные проемы. Вобще, при подъеме и при нахождении на этом сооружении, страху я натерпелся на год вперед.
Дело в том, что ваш покорный слуга несколько опасается высоты. А конкретнее — шаткой и ненадежной высоты, когда можно внезапно улететь к праотцам.

4. Мы на последнем этаже. Смотрим под ноги! Каждая дыра ведет к основанию элеватора. Брошенный камень летел вниз около трех секунд. Путем нехитрых вычислений было выяснено, что высота сооружения около 40 метров.
Никто в классики сыграть не желает? :)

Увеличить изображение

5. Зато из такого опасного места открывается великолепный вид на окрестности. Дестрой на ближнем плане вносит некоторое оживление в общую идилическую картину морозного утра.

Увеличить изображение

6. Рядом с пустой лифтовой шахтой обнаружилась коморка, в которой можно с относительным комфортом провести время на уютной кроватке. Защита от ветра опять же.

7. Наскальная живопись весьма оригинальна.

8. Мне кажется, что век этого элеватора будет недолгим. Панельные конструкции если и не развалятся в скором времени, то будут представлять опасность.

Увеличить изображение

9. Наконец-то под ногами земля!

10. buchkovdenis постигает устройство элеваторов времен развитого социализма.

11. Предостережение всем, кто не соблюдает технику безопасности на элеваторах.

12. Нам пора в дорогу к нашим главным целям. Окидываем взглядом окрестности и в путь.

13. Наш дальнейший путь пролегал через центр Костёнок и мимо музея, который законсервировал под своими сводами древнее палеолитическое жилище возрастом почти в 20 тысяч лет.

14.

15.

24. В окрестностях первой пещеры.

Увеличить изображение

25. Это главный вход в пещеру. Назовем его так, потому что пещера имеет сквозной проход и располагает еще одним входом/выходом.

26. Главный вход в пещеру достаточно велик, но тем не менее не позволяет войти в полный рост. От входа в обе стороны расположены такие же невысокие проходы.

27. Наибольший интерес представляет правый проход, ведущий в большой зал.

28. В зал ведет наклонный пол. Во многих местах я, при своих почти 2-х метрах, мог встать в полный рост.

29. Из зала открывается вид на второй вход в пещеру.

30. В пещере имеется несколько глухих карманов, в которых я решил поэкспериментировать с фонариком.

31. У второго выхода мы обнаружили останки нижней челюсти животного.

32. Мы в предбаннике второго выхода. Рядом со вторым выходом находится небольшой вход в еще одну маленькую пещерку. По своим размерам она сильно уступает основной пещере.

После спуска с горы, мы устроили небольшой привал. Нас ждало еще одно белое пятно на карте воронежской области.

33. Вид на вход во вторую пещеру в Костенках. Об этом подземном сооружении также нет никакой информации.
Чтобы достигнуть пещеры, нужно спуститься с горы, а потом подняться на еще более крутую гору.

34. Подъем для меня оказался очень тяжелым и я пока сосредоточил внимание на окружаещем ландшафте.
Маленький пупырышек на горизонте справа — тот самый элеватор.

Увеличить изображение

35. На «крыше» второй пещеры расположилась загадочная фигура. Бросается в глаза утоптанная вокруг нее площадка.

36. Издалека элеватор напоминает одинокую многоэтажку в поле.

37. Тут и там на снегу следы зверьков.

38. Единственный вход в пещеру. Вход достаточно обширный, но своды довольно низкие. Да и сама пещера небольшая: метров десять в глубину.

39. Портал как будто сложен вручную.

40. И в первой и в этой пещере есть следы пребывания людей в виде настенных надписей, но мусора почти нет. По своему строению пещера односводчатая с двумя колоннами: в центре зала и на входе.

41. Вид наружу примерно с середины пещеры.

Увеличить изображение

42. Правая часть зала. Стены посещенных нами пещер полностью или частично покрыты плесенью.

Как я уже говорил, о посещенных нами двух пещерах в Костенках нет никакой информации: ни о их примерном возрасте, ни о предназначении. Можно конечно предположить, что они являлись местом добычи породы для строительных работ, но это только предположения.

Третья в нашем списке пещера находится в лесу на очень крутом склоне. Вход в пещеру преграждает овраг. В общем в саму пещеру я не пошел: во-первых спуск по скользкой листве и траве давался очень трудно и был риск навернуться. Во-вторых, как выяснилось, пещера очень тесная и маленькая. Без штатива там толком ничего не снять. За время нашего путешествия и лазания по горам, с непривычки, я сильно устал, поэтому к нашей третьей пещере я шел налегке.
Зато об этой пещере есть хоть какая-то информация. Правда за ее достоверность я отвечать не могу.

Впервые материал об этой пещере был опубликован в 68 номере воронежских «Губернских Ведомостей» за 1869 год. Данный материал лег в дальнейшем в основу статей А.С. Пругавина в «Русской Мысли» за январь 1885 года, и А.А. Левенстима в «Журнале Министерства Юстиции» за сентябрь 1898 года, посвященных событиям, развернувшимся вокруг этой пещеры.

Пругавин и Левенстим место расположения описываемой пещеры определяют окрестностями села Костенки «верстах в 30 от Воронежа». Сегодня это село входит в состав Хохольского района, Воронежской области.

В статье Т. Рождественского «Самосожжение раскольников хутора Кастенки» приводится наиболее краткое повествование о событиях, развернувшихся в первой четверти XIX в. вокруг пещеры. Это повествование и будет взято за основу дальнейшего изложения.

«В самых первых годах XIX столетия в окрестностях хутора Кастенки появился какой-то отшельник — «чернец». В глухом лесу поселился он и стал копать себе пещеру в высокой, заросшей лесом горе Шахан, на берегу реки Крынки. Уединенная жизнь, пещерокопательство, издавна считающееся душеполезным подвигом в глазах народа, привлекли к нему внимание населения Кастенок. Пошла молва о появившемся «Божьем человеке». Любопытные стали ходить посмотреть на отшельника, послушать его беседы. Завязалось знакомство, потекли приношения «Божьему человеку». Нашлись благочестивые люди, которые начали помогать чернецу, назвавшему себя Филатием, копать пещеру. Спустя некоторое время, откуда-то явился к горе Шахан другой чернец, и близ пещеры вскоре выстроилось несколько келий, а в самой пещере, обращенной в молельню, началось богослужение. Чернец Филатий стал частенько посещать своих почитателей и на хуторе Кастенках, вел с ними душеспасительные беседы, читал какие-то книги. Вскоре обнаружился и результат этих бесед и чтений.

Замечаем мы с матушкой, рассказывает один из уроженцев Кастенок, очевидец описываемых событий, что отец, с тех пор, как познакомился с чернецом, перестал бороду брить, а прежде он бороду бривал постоянно, франт был. Что бы это значило? Никак ума не приложим. Вот, однажды, матушка и говорит ему: «ты бы, касатик, бороду побрил! Смотри как зарос!» А он как закричал на нее: «не говори мне с этих пор о бороде! В святых книгах про это сказано, что брить бороду — значит оскорблять самую святыню, самый образ Божий. Этим можно принять печать антихристову. Я и бритвы выкинул, и самый дух дьявольского наваждения ладаном выкурил». Матушка немного помолчала, а потом и скажи: «отчего же попы то ничего не говорят об этом?» Верите ли, как он рассердился, попов начал ругать на чем свет стоит. «Они, говорит, наши губители, а ты им веришь», ... «они только по новому нас морочат, а новая то вера совсем не та, что старая была: в новой одно осквернение, а в старой — спасение и живот вечный» ... пойдем-ка, вот, к отцу Филатию; он научит тебя как крестится, как персты слагать во имя Св. Троицы и многому там он все знает, такой ученый, чисто-святой!»

Легко видеть уже из этого, что проповедь Филатия подвергавшая резкой критике современный ему строй церковной жизни и прославлявшая «старую» веру, была ни чем иным, как типичною проповедью раскола, и последствием ее было то, что весь хутор Кастенки перешел в раскол.

Прошло несколько лет после появления Филатия в той местности. Наступил 1812 год. Тот же рассказчик, гостивший где-то у родственников, возвращался с одним из них в Кастенки, призываемый к исполнению воинской повинности. Не доезжая верст 20 до Кастенок, он услыхал, что весь хутор выгорел. Оставшаяся в живых Анюта Виляева рассказала следующее: «Чернец вздумал делать какое-то освящение домов в хуторе. Только, однажды, он ночью приезжает с ризами и начали служение; наши хуторяне, почесть, все были. Глядим, отворяется дверь и входит заседатель, а он строгий был. Вошел, он, услышал их пение, да как крикнет на них: «Что это значит? Что это у вас за люди скрываются?» т. е. эти чернецы-то. Потом как крикнет на Филатия: «Ты что за человек? Должно быть беглец какой? Есть, говорит, документы у вас? Показывай, а то иначе свяжу, да в начальство представлю!» А Филатий был в ризах и с кадилом; видит, что дело плохо, все к двери ближе, да ближе, да в чем был так и убежал. А заседатель разгорячился и говорит: »Если вы не представите мне этих людей, то вам худо будет, а я наберу казаков из другой станицы и поеду сам, а их разыщу! «Потом, когда заседатель уехал, Филатий начал убеждать их сжечься; все согласились и сожглись, кроме вот этой Виляевой. Из наших хуторян тогда в живых осталось человек 30; иных дома не было, а иначе перешли из нашего хутора в другой; те только и остались. На другой день после того, как девка-то нам все подробно рассказала, пошел я с родичем к пещере. Приходим туда, я взглянул и, Боже мой, сердце так и замерло, так и захолонуло; ко входу подступиться нельзя: двери обгорели, а оттуда, изнутри то чем то смрадным несет! Такая вонь! На полу навалены огромные кучи земли и все черные, должно быть своды обвалились; стены черные, все-то черное! И тут я так плакал, что просто беда».

43. Портал пещеры. К слову сказать, никаких следов сожжения внутри обнаружено не было. Хотя два века прошло, поди там уцелей что-нибудь.

Обладатель фамилии Панков, несомненно, может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить в обществе человека. В качестве источников могли использоваться: указание на профессию, особенности характера или внешности человека, название национальности или местности, выходцем из которой был человек.

Фамилия Панков произошла от прозвища Пан (Панок). Вероятно, предки Панковых были потомками поляков, переселенных в глубь дореволюционной России во время войн с Польшей. Ведь этих высланных с родины поляков окружающие русские называли панами или панками.

Уже в XV-XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами -ов /-ев, -ин, изначально указывающие на прозвище отца. Основная же масса населения на протяжении долгого времени оставалась без фамилий.

После отмены крепостного права перед правительством встала серьезная задача: дать фамилии бывшим крепостным. В 1888 году Сенат опубликовал специальный указ, в котором было записано: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и обозначение фамилии на некоторых документах требуется самим законом».

Таким образом, потомки человека, обладавшего прозвищем Пан (Панок), со временем получили фамилию Панковы.

Также не исключена версия образования фамилии от имени Панкратий (уменьшительное - Паня), в переводе с греческого означающего «всемогущий, всевластный». В православном именнике данное имя появилось в память о священномученике Панкратии, епископе Тавроменийский, родившимся в то время, когда Иисус Христос жил на земле. Святитель Панкратий всю свою жизнь усердно трудился над христианским просвещением народа. В течение одного месяца он построил храм, где совершал богослужения. Число верующих быстро росло, и вскоре почти все жители Тавромении приняли христианскую веру. Много лет святой Панкратий мирно управлял своей паствой. Но однажды язычники восстали на святителя и, выбрав подходящее время, напали на него и побили камнями. Так мученически окончил свою жизнь святитель Панкратий. Мощи святителя покоятся в храме его имени, в Риме.

Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Панков в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Панков представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.


Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Энциклопедия русских фамилий. Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Русские фамилии (Унбегаун Б.О.)

Костёнки - небольшое по чернозёмным меркам (1,4 тыс. жителей) село на Дону между Воронежем и Нововоронежем. Само название его весьма ясно указывает на кости, принадлежавшие, как считалось когда-то давно, боевым слонам Александра Македонского. Но реальность оказалась удивительнее всех преданий: 18 тысяч лет назад на этом месте окончательно опустел самый настоящий мегаполис каменного века, просуществовавший без малого 300 веков. Костёнки - это "жемчужина палеолита", крупнейшее в Европе поселение древних охотников на мамонтов, в погоне за которыми человек и стал, во многом, человеком.

В прошлых частях я рассказывал про и на Урале, но теперь прыгнем в другой конец страны и на месяц вперёд - у меня осталось немало.

О поездке в Костёнки я думал ещё в 2007 году, когда меня впервые занесло в Воронеж. Таксист на автовокзале запросил 350 рублей, и по меркам тогдашнего студента в разбитых ботинках это было многовато. Таксист в ответ лишь бросил "Ё...нулся?! Кто тебя тут дешевле повезёт?!" и кажется ещё как-то меня обозвал, но я даже не удивился, ибо с мелким хамством в Столице Черноземья за пару дней успел столкнуться не раз. В 2018-м, думается, с меня бы попросили не меньше 1000 рублей, но и сам я за 11 лет лучше освоил логистику. Поэтому решил доехать автобусом (чаще всего в этом направлении ходит ПАЗик Воронеж-Острогожск) до поворота и оставшиеся несколько километров преодолеть автостопом или пешком. На ПАЗике уехать тоже оказалось непросто: прямо перед отправлением не было мест, следующий автобус ожидался через два часа, а мощная сетка с узкими проёмами не оставляла шансов просочиться как-нибудь неофициально. Но местные знали, что автобус надо караулить за шлагбаумом, и водитель возьмёт стоя. У шлагбаума на выезде с автостанции, однако, ПАЗик не затормозил, и народ понял, что ловить его нужно на другой стороне автомобильного кольца. Народ, учитывая, что немалую его часть составляли сельские бабушки, двинулся туда вразвалочку, я же побежал. И водитель ПАЗика, честно вставшего там дожидаться пассажиров, видимо счёл, что мне больше всех надо:
-До Костёнок? Вылазь! Я в Острогожск еду!
Намёк я понял:
-Ладно, плачу до Острогожска!
Мне не было понятно, насколько в данной ситуации уместен торг, но пассажиры, стоило нам тронуться, приняли шикать на меня, что я зря это сделал.
-Ну, народ... Вы за меня ему скажите, что так нельзя. А то как-то некрасиво получается - сначала заплатил, потом назад просить начал.
Народ согласился, что это было бы некрасиво, но водитель всё равно не прав, и после недолгих уговоров половиной автобуса я получил большую часть заплаченного назад. Водитель оперативно забыл диалог при посадке и как бы просто выдал мне сдачу. Окраины Воронежа к тому времени остались далеко позади, и мимо тянулись изумрудные поля весеннего Черноземья.

2.

Поворот на Костёки опознаётся по указателю с мамонтом. Оставив ПАЗик, с вполне сносной трассы я свернул на разбитую боковую дорогу, и вскоре затормозил там минивэн ушатанного вида, наполненный всякими барахлом и целой семьёй добродушных людей - так в старину селяне ехали с ярмарки на неспешной телеге. Ехали они в соседнее Гремячье, меня высадив у въезда в Костёнки. Но эти кадры сняты на обратном пути - село стоит в нескольких глубоких оврагах, и я приехал сюда по тем холмам на заднем плане, а уходил через соседний косогор. Над чернозёмными полями - белые меловые яры:

3.

Внизу тихий и довольно узкий Дон, а над Доном слева Воронеж:

4.

И купол на его краю - это вовсе не собор, а недостроенная Воронежская атомная станция теплоснабжения ():

5.

Справа над Доном - Нововоронеж (31 тыс. жителей), первый советский атомград, построенный в основном 1957-87 годах: первая дата - основание посёлка Ново-Грэсовский, второе - наделение Нововоронежа статусом города. Пущенная в 1964 году, Нововоронежская АЭС была в СССР третьей после и Сибирской, но первой, работавшей исключительно на гражданских потребителей, как сказали бы при капитализме - коммерческой. Её плановый срок эксплуатации выходит, и рядом c 2008 года строится Нововронежская АЭС-2 - самая современная атомная электростанция мира. В 2016 году заработали её первые энергоблоки.

6.

С костёнских косогоров центр Нововоронежа на пруду охлаждения АЭС виден отлично. Типичные в общем для атомградов многоэтажки улучшенных серий, где-то за кадром городской ДК и кинотеатр со звучным названием "Уран", а в центре - церковь Спаса Нерукотворного (2000-09), которую издали я бы принял за храм 18 века где-нибудь .

7.

Костёнки лежат в основном по оврагам, и на въезде в село - вот такой указатель. Он повторяется ещё несколько раз, только уж без надписи - просто мамонт на красном фоне. Но дорога понятна и умозрительно - надо просто держаться асфальта:

8.

Костёнки - село очень старое, и более того, начиналось оно в 1644 году как город Костёнск. Вернее - крепость на Белгородской засечной черте, этой на границе Дикого поля. Из таких крепостей выросло около 40 городов, ставших каркасом российского Черноземья. Но за последующие полтора века казаки-разбойники стали вернейшим союзником, кочевники перешли в русское подданство до самых границ далёких ханств Туркестана, и даже Османская империя потеряла свой важнейший северный плацдарм - Крым. Каждая победа над кочевниками делала Черту чуть менее нужной, и в 1779 году в Черноземье прошла большая переоценка. Те крепости Черты, что успели обрасти торговлей или годились как административные центры, стали уездными городами, а остальные были разжалованы до сёл. Костёнск относился ко вторым, и о городском происхождении здесь не напоминает теперь ничего.

9.

Небольшая заросшая площадь с облезлым зданием то ли администрации, то ли больницы, то ли школы, по виду опять же то ли 1930-х, то ли 1960-х годов - чуть в стороне от дороги к музею. Рядом ещё и трогательный воинский памятник, и вместо угасшего вечного огня - букет в его жерле:

10.

Русское село и его сюжеты:

11.

12.

13.

"Ул. Солнечная, д. Петин..."

13а.

Предвидя вопросы от соседей - нет, здесь сёла именно русские. Украинские сёла в Воронежской области тоже есть, даром что Острогожск, как Харьков, Сумы и Ахтырка, был центром полка Слобожанщины. Там разговаривают на суржике и готовят галушки с варениками, да старушки одеваются по праздникам чуть-чуть иначе, чем их ровесницы из русских сёл. Но этим всё воронежское украинство и исчерпывается.

14.

В Костёнках есть церковь, переделанная из жилого дома (а более крупный современный храм стоит скорее у трассы южнее села) и пара дореволюционных домиков. У меня были записаны сельская управа и почта, и вот что-то подобное я обнаружил на косогоре над селом, за местным кладбищем.

15.

Но главное здание Костёнок - как ни крути, музей. Его бетонный корпус (1983) странно смотрится в сельском пейзаже:

16.

Рядом - инфостенды, пара школьных групп на выезде и навес на заднем дворе:

17.

А под навесом - они. Костёнки:

18.

Само название села указывает на то, что огромные древние кости тут находили ещё при строительстве Черты. Среди местных стрельцов и однодворцев бытовала легенда о гигантском звере Индере, который пытался выпить Дон, чтобы перевести через него своих детёнышей, да в итоге лопнул. Отнюдь не славянское имя зверюги же намекает, что первыми костёнки нашли и вовсе какие-нибудь кочевники. Какое-то подобие исследований здесь велось в 1706-17 годах, когда Воронеж стал центром строительства флота и регулярно принимал первых лиц. Петровские учёные однозначно пришли к выводу - это кости слонов, а стало быть, здесь Александр Македонский воевал скифов. В 1768 году по Дону путешествовал натуралист Самуил Готлиб Гмелин, впервые сказавший применительно к Костёнкам слово "мамонт". Настоящим же первооткрывателем "жемчужины палеолита" стал петербургский профессор Иван Поляков, в 1879 году заложивший несколько шурфов и обнаруживший помимо костей множество доисторических орудий. Возраст древнейших следов человека в Костёнках оценивается в 46 тысяч лет, а последние проявления первобытной культуры - порядка 18-22 тысяч лет назад. Иными словами, эта долина была непрерывно населена без малого 30 000 лет, то есть в разы дольше, чем вся история цивилизации.

19.

Это было суровое время - последний на памяти человечества Валдайский ледниковый период. Европа тогда представляла собой подобие современной Антарктиды или Гренландии - сплошной ледовый панцирь толщиной до 3 километров в отдельные периоды доходил до широты Смоленска. В ныне Черноземье лето напоминало позднюю осень, а зимой в порядке вещей было -40 градусов с ветром. Но вместо привычной при таких температурах тундры здесь лежали бескрайние луга с высокими сочными травами. Этакая холодная саванна, по которой, словно в Африке, колыхались стада огромного зверья, как например олени, зубры, овцебыки, шерстистые носороги и мамонты. Их навоз удобрял почву, буйная трава не давала воде застаиваться над вечной мерзлотой, и вот однажды в этих травах завелась злая бегающая обезьяна - человек. Вряд ли мегафауна мамонтовых степей воспринимала его серьёзно, хотя к тому времени он уже умел надевать на себя шкуры, готовить пищу на огне, мастерить простейшее оружие и даже им кидаться. Но придя в суровый край откуда-то из Передней Азии, люди крепко задумались, на что можно употребить свой противолежащий большой палец. Да, человеку пришлось здесь ДУМАТЬ, потому что первая же зима в мамонтовой степи убила слишком много голых обезьян. В лютом краю люди научились шить одежду, строить дома, рыть ямы для припасов и окончательно приручили огонь. Но вступив в сговор с огнём, злейшим и безусловнейшим врагом всего живого, Человек сам перешёл на сторону огня, раз и навсегда отделив себя от остальной природы.

19а.

Ту стоянку, что нашёл профессор Поляков, ныне называют Костёнки-1. Всего же на этих косогорах была найдена 21 стоянка, и исследования ведутся с той поры практически непрерывно , за исключением разве что войн. В 1930-х годах Пётр Ефименко опубликовал первые фундаментальные научные работы о Костёнках и их древних обитателях, в 1950-60-х Александр Рогачёв обнаружил большую часть известных ныне стоянок, а в 1970-х Николай Праслов, сам отсюда родом, создал в Костёнках постоянную археологическую базу. Костёнки породили свою археологическую школу, экспедиции вокруг села и сейчас стоят в летний сезон, и даже среди моих друзей есть волонтёры, ездившие сюда на раскопки.

20а.

Ну а музейный павильон возвели в 1983 году над стоянкой Костёнки-11. Её нашёл в 1949 году местный мужик Иван Протопопов, рывший на своём участке погреб, а исследовал в последующие годы Рогачёв. Стоянка имела 8 культурных слоёв, древнейший из которых сложился 32 тысячи лет назад, а самому верхнему - около 20 тысяч лет. С него и большинство находок, в том числе остатки дома, вокруг которого и строился музей:

20.

Круглое здание диаметром 9 метров включало 600 с лишним костей примерно 40 мамонтов. Но вопреки расхожему мнению, оно не состояло из этих костей - те были слишком тяжёлыми, и упав, могли покалечить людей. Кости мамонта слагали самый что ни на есть фундамент, возможно с невысокими стенами, над которыми крепилось что-то вроде чума или яранги - деревянные жерди, крытые шкурой. Причём не мамонтовой шкурой - она опять же была слишком тяжёлой, а куда более привычной оленьей. Словом, этот построенный 200 веков назад дом был вполне капитален и рассчитан на жизнь из года в год. Возраст стены в пещере Теопетра (Греция), которая считается древнейшей сохранившейся рукотворной постройкой, оценивается в 23 тысячи лет. Эти стены лишь чуть-чуть моложе:

21.

Годом ранее , написанные на сводах пещеры 20 тысяч лет назад. Они считаются древнейшими в той части Азии. Здесь 20 тысяч лет назад всё закончилось... А уж - тот и вовсе почти новостройка.

22.

Около дома - несколько ям с мамонтовыми костями. Это самые что ни на есть холодильники - ведь тогда здесь была вечная мерзлота. С конца ледникового периода Костёнки опустели - быть может, именно тогда, когда мясо в этих ямах стало быстро гнить.

23.

Мамонты отличались от тропических слонов не только наличием шерсти (в длину достигвшей почти метра) - у них были маленькие уши, мощный горб, как у верблюда, ноги их были гораздо короче и толще, а тело - массивнее. Самые крупные американские мамонты в холке достигали 5,5 метров, а весили до 12 тонн - вдвое больше африканских слонов. "Наш" мамонт был ниже слона, но весил как минимум не меньше. Ещё одним отличием были гигантские изогнутые бивни до 4 метров длиной, которыми зверь мог рыхлить снег. Мамонта окружал целая свита огромных мохнатых зверей, известных ныне как "мамонтовая мегафауна" - этакие динозавры среди млекопитающих. Золотые горы тогдашних людей не прельщали, совсем иное дело - гора мяса! Что и заставило человека пойти в холодную степь вопреки своей обезьяньей природе, и найти способ добывать тех, кто не по зубам льву и медведю. Когда же ледник растаял, у мамонтовой мегафауны начался мор, и если прошлые потепления гигантам пережить удавалось, то в этот раз расплодившиеся люди их добили. Дальше был великий голод, когда люди охотились друг на друга, и то "бутылочное горлышко" прошло дай бог 10% человечества. А расплодившись вновь, человек понял, что скотоводом быть лучше, чем охотником, а пахарем - чем собирателем. Наступила следующая веха - "переход от присваивающего хозяйства к производящему", порождением которого стала вся знакомая нам цивилизация с её городами, государствами, деньгами, религиями, народами... Последний мамонт умер 3500 лет назад на арктическом острове Врангеля.

24.

Мамонт Степан в Костёнках - конечно же, муляж, крытый шкурами яков. Зато по найденным в сибирской мерзлоте тушам учёные реконструировали голос мамонта, представляющий собой весьма грозное пыхтение и рёв. Включает его экскурсовод для групп, идущих тут одна за другой, и я, увы, растерялся и забыл включить запись. Другие судя по всему тоже, потому что на Ютубе этих звуков нет.

25.

Охотники на мамонтов, определённо, ели их мясо и как-то использовали их шкуры, или скорее шерсть. Но лучше всего сохранились всё-таки кости. Вот например инструменты, служившие мотыжкой для копания земли и палкой для обработки шкур, украшенные неразгаданным орнаментом:

26.

В уголке - реконструкция жилища, весьма позорная, на мой взгляд:

27.

В отличие от научных реконструкций самих первобытных людей по их черепам. Даже интересно, что бы промелькнуло в такой голове, увидь её обладатель вживую тех, кто смотрит теперь на его скульптуру:

28.

На витринах - находки, в большинстве своём муляжи: подлинники уехали в Эрмитаж, Исторический музей, хотя бы в краеведческий музей Воронежа. Но даже среди муляжей не представлены такие уникальные артефакты, как швейные иглы - чуть ли не древнейшие на свете, возрастом порядка 30 000 лет.

29.

А здесь - просто камушки с острыми гранями, явно отколотые вручную:

30.

Реплики копий - обратите внимание на каменные пластинки, вставленные в щели у острия:

31.

Одна из главных загадок Костёнок-11 - целая коллекция крошечных фигурок мамонтов. То ли какая-то древняя игра типа шахмат (такой гипотезы придерживался сам Рогачёв), то ли атрибут шаманских ритуалов:

32.

Шаманским атрибутом считается и вот такое копьё из бивня мамонта, распрямлённого через распаривание. Рядом - нуклеусы и отжимник. Всё это - экспериментальные реконструкции, делавшиеся с целью проверить, могли ли первобытные люди что-то смастерить именно так:

33.

Ещё у обитателей Костёнок были украшения:

34.

На заднем плане кучка костяного угля. А больше всего впечатляет коллекция палеовенер. Та, что похожа на девушку из 1980-х в клешёных брюках - кстати, не отсюда, а откуда-то из Брянской области:

35.

Самая интересная костёнская венера снабжена даже украшениями, скорее всего выполнявшими роль оберегов. Ну а что красота женщины с точки зрения первобытного человека равнялась исключительно её способности родить крепкого ребёнка - думаю, и пояснять не стоит.

35а.

Прочие стоянки Костёнок разбросаны по селу и окрестностям в радиусе нескольких километров. По каким-то из них я мог пройти и не заметить. По асфальтовой улице один за другим ехали туристические автобусы, в основном со школьниками - к концу учебного дня они возвращались в Воронеж:

36.

Обратно я шёл через косогоры, не спеша пешком до трассы - более короткий пеший путь в Костёнки начинается через пару километров после "официального" поворота.

37.

И с холмов этих всё так же виднелись две атомные станции - заброшенная в Воронеже:

38.

И новенькая в Нововоронеже. Вот куда привела человека погоня за мамонтом. И куда ещё приведёт?

38а.

В следующей части от мамонтов перейдём к бобрам - в Воронежском заповеднике.

В последний день нашего путешествия в Воронеж мы слегка пометались, какой из достопримечательностей отдать предпочтение. И все-таки после недолгих раздумий выбор пал на археологический музей-заповедник «Костёнки». Мы не смогли устоять перед возможностью увидеть настоящие кости мамонта и стоянку первобытных людей.
Костёнки - еще одно необычное, интереснейшее место . Этот населенный пункт – самая настоящая археологическая Мекка. Здесь на большой территории было обнаружено несколько десятков стоянок древних людей. Но только стоянка Костёнки-11 стала археологическим музеем-заповедником. Связано это с тем, что именно здесь были найдены наиболее яркие и выдающиеся «экспонаты», которые без сомнения вызвали интерес не только узких специалистов, но и широкого круга любознательных людей.

Реклама — поддержка клуба

История музея началась одним ранним утром, когда местный житель села Костёнки Иван Иванович Протопопов, выйдя во двор своего дома, решил выкопать погреб. И не успев даже сильно углубиться, наткнулся на огромное скопление костей мамонта, которые когда-то служили материалом для постройки древнего жилища. Это произошло в 1949 году. Вот такие сюрпризы могут ждать вас, если вы станете обладателем деревенской недвижимости где-нибудь в глубинке нашей страны.

В 60-70-е годы под руководством известного археолога Александра Николаевича Рогачева начались раскопки. И в это же время Рогачев решает не просто исследовать ценнейшие находки, но и одновременно консервировать, превратив стоянку в своеобразный памятник верхнего палеолита.
Все найденные кости были покрыты специальным клеевым раствором и прекрасно сохранились до сей поры, хотя самим, по предположениям ученых, более 20 000 лет. Вот какую древность нам посчастливилось лицезреть.

Возникает вопрос: каким же хитроумным способом устроено здание, чтобы вся эта древность продолжала оставаться в целости и сохранности.
Как обычно это бывает, все гениальное просто. Каменное здание музея построено без фундамента, а его стены держатся на специальных столбах-опорах. Еще одна особенность: в здании нет отопления, чтобы максимально приблизить условия раскопа к естественным, поэтому режим работы носит сезонный характер.
С 1 мая по 30 сентября - ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего вторника каждого месяца.
С 1 октября по 31 октября - только по субботам и воскресеньям.
Так что зимой и ранней весной вам не удастся попасть внутрь, а любоваться наружным фасадом, думаю, не очень заманчивая перспектива.

Помимо костей мамонта в музее достаточно большая и интересная экспозиция. Главным героем, конечно, является Степа. Так ласково окрестили музейные работники огромного мамонта, которого специально для Костёнок выполнили мастера московского музея «Ледниковый период».

Степа не мал в размерах: шесть метров в длину и три с половиной в высоту. А на его одеяние пошла натуральная шерсть алтайских яков. Не уверена, уместна ли здесь фраза, что «при создании Степы не пострадало ни одного яка». А вот областной бюджет точно «пострадал» на 1 млн.100 тыс.руб.

Музейные экспонаты на Степе не закончились. Сотрудники Костёнок решили пофантазировать на тему: как же могло выглядеть жилище древнего человека, сложенное из тех самых найденных костей мамонта. В уголке была создана реконструкция жилища в окружении семьи древних людей. Возможно, все так и выглядело когда-то…




Самой ценной находкой оказались женские фигурки, которые принесли Костёнкам мировую славу. «Палеолитические Венеры» являются древнейшим изображением женщины.

Естественно все лучшее детям Эрмитажу, где хранятся оригиналы этих фигурок, а в Костёнках обычные муляжи.
Обходя экспозицию и изучая предметы за стеклом, каково же было мое удивление, когда передо мной предстала эта фотография.

Прошло более 20 000 лет, мамонты вымерли, а осока низкая продолжает существовать. Когда-то она была излюбленным кормом для мамонтов, а теперь ей любит лакомиться живность попроще.
Казалось бы, трава и трава. Но для меня это настоящая ценность, реликт, который служит мостиком в древние времена. Благодаря таким реликтовым растениям, ученым по крупицам удается воссоздавать картину ранее существовавшей жизни, до нас с вами… Ведь человек всегда будет задаваться вопросами: что было? и что будет?
И еще всю экскурсию меня мучил вопрос: а куда же дели Иван Ивановича Протопопова? К счастью, он не остался на улице. Неподалеку от его знаменитого дома ему был куплен другой, где он и поселился с семьей.

Как добраться в Музей-заповедник «Костёнки» из Воронежа

Из Воронежа выезжать по Курской трассе, повернуть по указателю на Острогожск. Далее ехать до указателя на Костёнки, а там уже мимо музея не проедешь. Костёнки находятся недалеко от Воронежа приблизительно в 40 км. Поездку к мамонтам можно совместить с обзором наикрасивейших просторов, которые открываются вокруг села, рядом течет Дон. А еще можно попробовать отыскать местные меловые пещеры.

Координаты музея "Костёнки"

Стоимость билетов и экскурсии

Стоимость входных билетов: взрослые - 100 руб., школьники, студенты, пенсионеры - 50 руб.
Стоимость экскурсии: 200 руб. для группы от 1 до 5 человек, 500 руб. для групп от 15 человек.
Музей работает с мая по ноябрь с 10.00 до 18.00 (кроме понедельника).

Многие ли знают, что, согласно последним исследованиям, прародиной человечества является вовсе не Африка, а правобережье Дона, и, если точнее, село Костёнки Воронежской области? Скорее всего, ответ окажется отрицательным, т.к. Костёнки, не смотря на уникальную историю, так и не приобрели широкую известность и не стали популярным местом среди туристов, как, например, египетские пирамиды или английский Стоунхендж. Но меж тем, глубокая древность рядом, и там есть, на что посмотреть.

История села Костенки

Село Костёнки образовано в 1642 году Богданом Конинским, и на тот момент являлось городом Костёнск. Судя по названию, уже тогда местность была богата на интересные находки. Чтобы как-то объяснить небывалое количество загадочных костей, попадавшихся в земле, люди сложили легенду о звере индере, которую в 1879 году записал И. С. Поляков: «Жил некогда на земле зверь, по названию индер. Однажды он подошел из глубины материков к Дону; голова его была у вод реки, туловище тянулось по всему Чекалину оврагу, с вершинами которого кончался хвост животного, так что великан, сообразно с длиною оврага, имел больше двух верст в длину. Индер должен был перейти на другой, противоположный берег Дона; но так как за чудовищем шли его дети и он боялся, что при переходе через реку они могут потонуть, то он вздумал перепить Дон. И действительно, он начал пить, река стала уменьшаться и, наконец, сделалась не больше Чекалина ручья. Тогда зверь подумал, что пора переходить, и, чтобы дать знать об этом детям и заставить их идти, он оглянулся назад, но в это время от натуги лопнул, так что кости его разлетелись на большое протяжение…». Стоит отметить, что в преданиях северных народов белое население Сибири называется «эндри», что означает «люди мамонта».

По другой легенде, под землей живет зверь, который никогда не показывается людям, и только после смерти его кости становятся видимыми.

В XVIII веке, во время очередного пребывания Петра I в Воронеже, истории про кости дошли до императора. Петр пишет вице-губернатору Азовской губернии, центром которой на тот момент являлся Воронеж, С. Колычеву: «повелевает в Костёнску и в других городах и уездах губернии приискивать великих костей как человеческих, так и слоновых и всяких других необыкновенных». Многие найденные или выкупленные у местных жителей кости были отправлены в Санкт-Петербург, в кунсткамеру.

Интересно, что по версии Петра I это были кости слонов Александра Македонского, который преследовал персидского царя Дария в южнорусских степных землях, и у которого в ходе боев погибло несколько слонов. Конечно, император и его окружение не могли представить всю полноту картины, связанной с количеством костей на местности. Разрозненные найденные фрагменты, таким образом, логично оформились в теорию о нескольких погибших животных. Но на тот момент это точка зрения была наиболее близкой к истине.

К слову, о мамонтах. Мамонт стадное, травоядное животное массой 4-5 тонн и до 4-х метров в высоту. Количество в стаде достигало до 12-15 особей. Днем они расходились, чтобы добыть пищу, к ночи возвращались в стадо. Рацион их питания установлен на основе данных, полученных в результате исследования желудков нескольких мамонтов, найденных в вечной мерзлоте (березовский, шандаренский). Питались они в основном небольшими злаками, осокой, побегами зеленого мха. Летом добывалась пища, вероятно, в долинах рек, озер, по окраинам болот, в зарослях тростника, благо, что климат способствовал богатой растительности.

Во время непогоды, чтобы уберечь самок и детенышей, взрослые особи становились вокруг них, тем самым защищая от ветра и холода. Массивность зачастую оборачивалась против самого мамонта. Так, большую опасность представляла полынья весной, к которой животное приходило на водопой. Лед не выдерживал веса мамонта, увлекая его в быстрый поток реки. Тело животного относило течением к берегам, образуя тем самым целые кладбища мамонтов.

Но вернемся к истории. Так, успев обрасти легендами, Костёнки просуществовали до 1879 года. Именно в этом году в село прибывает молодой ученый Иван Семенович Поляков, которого направило Русское географическое сообщество для исследования местонахождения «слоновьих костей». Местное население активно подключилось помогать ученому, принося найденные кости, знакомили с местностью. Заинтересовавшись участком Ф. А. Мануйлова, Иван Семенович получает разрешение у хозяина провести там исследовательские раскопки. «Наконец, к вечеру, когда весь слой чернозема мощностью от 1.15 м до 1.4 м был снят, обнаружилась серая глина, а вместе с нею и те ископаемые остатки, которые произвели на меня неизгладимо глубокое, потрясающее впечатление». Там же находились кусочки золы, угля, каменных орудий. Так, 28 июня 1879 года были найдены прямые доказательства того, что именно здесь, в Костёнках, находятся древние стоянки каменного века и, более того, здесь, по словам И. С. Полякова: «… человек не только существовал вместе с мамонтом и охотился на него, но даже больше, он преследовал его, шел по пятам за ним». Так, была открыта первая стоянка Костёнки 1, или стоянка Полякова.

Вторая стоянка была найдена в 1905 году русским археологом А. А. Спицыным, занимавшегося в основном исследованиями древних славян, в соседнем Костёнкам селе Борщево. В одном месте были найдены кости мамонта и кремни. Так, стоянка получила название Боршево 1.

В 1923 году создается Костенковская палеолитическая экспедиция, возглавил которую исследователь каменного века П.П. Ефименко. Важным моментом на этом этапе стала находка в Костёнках 1 женской фигурки из кости мамонта, сопоставимая по исполнению со знаменитыми «венерами» западноевропейского образца. Таким образом, постепенно становится очевидным, что это место – самое древнее поселение Европы, и именно отсюда началась европейская цивилизация.

Постепенно к Костёнкам интерес усиливается, ежегодно проводятся исследования, делаются новые открытия и, что важно, формируется особый способ раскопок – большим площадями.
С 1939 по 1947 годы, в связи с началом второй мировой, а затем Великой Отечественной войн раскопки прекратились. Возобновились работы только в 1948 году. В 50-х годах были найдены захоронения людей, на основе которых М. М. Герасимовым была сделана скульптурная реконструкция. Теперь можно было буквально увидеть внешность наших давних предков.

Исследования показали, что люди, населявшие территорию Костёнок того периода, уже мало чем отличались от нас. Объем мозга сопоставим с современным человеком. При этом телосложение их было более компактным, жилистым. Антропологи называют людей этого периода homosapiens-sapiens, т.е. разумный дважды.

Найденные предметы показали, что люди были довольно развиты и вполне могли позаботиться о себе и потомстве в сложных условиях при ледниковой зоны. Для сооружения жилища, его фундамента, каркаса, они использовали кости мамонтов. Так, для одного такого жилища требовалось примерно 500 крупных костей, а это примерно 35 животных. Нет явных доказательств того, что древний человек активно охотился на мамонта. На сегодняшний день только три находки свидетельствуют о гибели животного от рук древнего человека: в Аризоне найден мамонт с наконечником меж ребер, в Ханты-Мансийске и в Воронежской области. Т.е. большое количество костей, судя по всему, не связано с потребностью в строительном материале. Животные погибали часто в естественных условиях, попав в воду или застряв где-нибудь, либо заболев. Все, что нужно для постройки жилья было буквально под ногами.

Судя по находкам, человек умело использовал бивни, кости мамонта для изготовления орудия труда. Из бивней делали копья, дротики с кремниевым наконечником треугольной формы, приспособления для сшивания шкур и т.д. Найденные женские фигурки, зачатки письменности говорят нам, что люди той цивилизации — это люди уже особого порядка, имеющие представление о красоте, способные придать форму воображаемому образу. Суровые условия не являлись препятствием для развития духовной составляющей человека.

В 60-е годы так же активно велись раскопки, во время которых кропотливо обрабатывались большие участки территории. Такой подход замедлял работу, но приносил результаты. Стало очевидно, что под верхним изученным культурным слоем, существует более ранний слой, представляющий предыдущую цивилизацию. И так в течение тысяч лет на одном и том же месте активно селились люди, находя именно эту территорию привлекательной, дающей возможность для сохранения жизни и развития.

Музей заповедник Костенки

В 1949 году местный житель Костёнок при рытье погреба обнаружил большое количество скопления костей. При дальнейшем исследовании было обнаружено хорошо сохранившееся жилище древнего человека из костей мамонта, достигавшее в диаметре до 9 метров. Кроме того, его окружали специальные ямы для хранения пищи. Возникла идея превратить уникальную находку, названную Костёнки 11, в музей, что послужило бы наглядным фактом для будущего поколения ученых. Реализацией этой идеи занялись А. Н. Рогачев и А. П. Соловьев.

Т.к. замысел был весьма нестандартным, то пришлось сильно постараться, чтобы убедить соответствующие инстанции в целесообразности строительства такого музея. В итоге, в 1967 году было принято положительное решение. В течение десятилетия музей был построен.

Выполнение такого необычного здания было непростой задачей, т.к. нужно было построить помещение без внутренних опор, сохранив при этом открытый культурный слой, и оставить возможность проводить дальнейшие раскопки. В итоге, было построено здание без фундамента на восемнадцати железобетонных столбах-опорах, в центре которого находится раскоп – 20 000-летнее жилище из костей мамонта. Для 60-х годов это был уникальный опыт строительства.

Постепенно назрела необходимость включить в общий фонд музея все памятники, найденные за все это время. В 1991 году музей в Костёнках приобретает статус музея-заповедника, объединив на всей территории 25 объектов каменного века.

На протяжении длительного времени экспозиция музея носила временный характер. В 2000-х годах музей стал заполняться. Открылся выставочный зал, появилась таксидермическая скульптура мамонта, выполненная в настоящую величину, а так же диорама «Поселение каменного века».
Зимой музей закрыт, т.к. работает сезонно. С мая по ноябрь режим его работы с 10:00 до 18:00 (все дни, кроме понедельника)

Костёнские пещеры

Если тема музея мамонтов значима хотя бы для Воронежской области, то о пещерах не всегда знают даже местные. В Костенках больших пещер всего три, а уж маленьких не сосчитать. Меловые костенские пещеры – это те самые отголоски древней цивилизации под Воронежем, которая почему то забыта нашей властью, однако активно освещается мировым сообществом. Зимой и летом в пещерах приблизительно одинаковая температура. Именно этот фактор обеспечивал нашим древним предкам относительно спокойную жизнь.

Жил в ней чернец Филатий. Ходят слухи, что по акту самосожжения в ней погибло 40 человек

Население в Костенках

Народ в Костенках разношерстен. От старых бабуль в самих Костенках, а также богатых дачников, до молодых и старых сидельцев на окраине села в РТС. Всего около 1000 человек.

В 90е с костями мамонтов проходила серьезная афера. Жители находили на своих огородах кости мамонтов и продавали их фактически как лом. Небольшая кость – пачка фисташек. Большая – фантастические 300 рублей или три бутылки пива. В США потом товар перепродавался по цене 10000 $ за одну кость.

Приезжают в село как иностранцы, так и студенты исторических факультетов. Иностранцам (немцы, англичане, итальянцы) запрещено вступать в диалог с местными. Однако, они как-то играли с местной командой «Костенки». Проиграли 23:5. Пришел их профессор, спросил счет, а местные не понимают по-английски. Они ему написали палкой на земле, а мужик естественно удивился. Теперь неизвестно, а доучились ли английские студенты в своем Oxford.

Те, кто в теме – покупают недвижимость в Костенках. Ведь придут же когда-нибудь люди, которые станут развивать туризм на этой славной земле. Пока же некоторые дома заброшены, а другие отдают за дарма. Но что-то мне подсказывает, что вопрос не только всероссийской славы Костенок, но и общемировой – не за горами.

Иногда в Костенки приезжают крутые знаменитости. Би-2 решили сбежать от больших городов в маленькое древнее село.