Ворота музея усадьбы останкино из. Музей - усадьба Останкино. Служение славе всероссийской

На месте современной усадьбы Останкино (первоначально Осташково) 400 лет назад стояли дремучие леса, в которых были разбросаны немногочисленные селения. В этих местах царские егеря часто охотились на медведей и лосей, за что близлежащие земли получили названия "Лосиный остров", "Лось", "Медведково".

Первое письменное упоминание о селе и его владельце относится к 1558 году. Иван Грозный отдал эти земли во владение служилому человеку Алексею Сатину, который в годы опричнины был им же и казнен. Новым владельцем имения был поставлен известный дипломат, дьяк посольского приказа Василий Щелкалов. При нем Останкино становится настоящей усадьбой (конец XVI - нач. XVII вв.). Щелканов строит боярский дом с поселением в нем деловых людей, деревянную церковь Троицы. Тогда же был вырыт большой пруд, разбит огород, засажена дубовая роща.

После Смутного времени разоренную усадьбу восстанавливали уже новые хозяева - князья Черкасские, кроме того, ими была построена сохранившаяся и поныне каменная красавица-церковь в честь Живоначальной Троицы на месте сгоревшей деревянной с пятикупольным храмом, с двумя приделами, тремя шатровыми крыльцами и колокольней с высоким шпилем (теперь увенчанной шатром).

Останкино связано с фамилией Шереметевых с 1743 года, когда граф Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской - единственной дочери Черкасских. В приданое она получила 24 вотчины, в число которых входило и Останкино, а сам молодой хозяин, владевший усадьбой Кусково, в Останкине создает фруктовый сад, разбивает парк, строит новые хоромы.

Служение славе всероссийской

После смерти Шереметева-старшего (1788 год) в права наследника вступает его сын Николай Петрович Шереметев, к которому переходит не только усадьба Останкино, но и владения отца в 17 губерниях с 200 тысячами крестьян, с зажиточными селами, в которых крестьяне занимались художественными ремеслами.

Молодой граф Шереметев был одним из самых богатых и просвещенных аристократов своего времени: знал несколько иностранных языков, учился за границей, объездил множество европейских стран, знакомясь с литературой и искусством, собрал большую библиотеку.

По приезде в Россию он задумал создать в Останкине Дворец искусств с театром, художественными галереями, с богато декорированными парадными комнатами и залами, открытыми как для отечественных, так и для иноземных гостей. Он видел в этом служение не только личностным потребностям, но и славе всероссийской.

Творение золотых рук мастеров

Дворец строился с 1791 по 1798 годы. В его проектировании участвовали архитекторы Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези, а также русские архитекторы Е. Назаров и крепостной зодчий П. Аргунов. Строительство вели крепостные мастера, которыми руководили ответственные архитекторы А. Миронов, Г. Дикушин, П. Бизяев. Интерьеры оформляли также крепостные художники: декоратор Г. Мухин, художник Н. Аргунов, резчики Ф. Пряхин и И. Мочалин, паркетчики Ф. Прядченко, Е. Четвериков. Завершал отделку здания П. Аргунов.

Останкинский дворец был построен в стиле классицизма. Монументальный и величественный, он казался возведенным из камня, хотя материалом для него послужило дерево.

Общая композиция дворца исходит из схемы в виде буквы "П" с парадным двором. Здание выдержано в классической симметрии. Большой купол венчает центральную часть здания, оформленного тремя классическими портиками: центральным и двумя боковыми. Павильоны с обеих сторон (Итальянский и Египетский) соединены с главным зданием одноэтажными галереями.

Главным помещением в центре дворца является театральный зал. Следует отметить, что граф создал необычный театр, где крепостные получали хорошее актерское образование от известных русских и зарубежных артистов. Музыкальной частью заведовал композитор, капельмейстер и учитель пения Иван Дегтярев, сложными механизмами сцены управлял Федор Пряхин.

Зрительный зал был невелик, но отделан с большим изяществом. Амфитеатр был отделен от партера балюстрадой, за которой между коринфскими колоннами располагались лоджии бельэтажа, и над ними, под самым потолком верхняя галерея. Залы дворца предназначались для фойе и использовались как концертные и банкетные: Египетский зал, Итальянский зал, Малиновая гостиная, картинная галерея, концертный зал и т. д. Их можно назвать парадными помещениями с хрустальными люстрами, паркетными полами, росписями, позолоченной лепниной, стильной мебелью, обивкой стен шелком, картинами, гравюрами, скульптурами. Роскошно были отделаны даже небольшие угловые комнаты и переходные галереи.

Все это было сотворено золотых рук мастерами - крепостными умельцами графа, который набирал самых способных крестьян по разным селам, посылал их учиться в Академию художеств и даже в Италию .

А дальше…

В 1801 году Шереметев навсегда уезжает в Петербург, женившись на молодой, но уже прославленной актрисе своего театра Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой - дочери крепостного кузнеца, не признанной в свете и умершей от чахотки в 34 года после рождения сына Дмитрия. Вскоре умирает и сам граф. Их сына воспитывала балерина того же театра Т. В. Шлыкова-Гранатова.

Останкино оставалось родовым имением Шереметевых вплоть до 1917 года. После революции 1917 года усадьба была национализирована и функционировала как музей-усадьба, а с 1938 г. - как музей творчества крепостных. С тех пор здесь постоянно ведется большая научная работа по восстановлению и реставрации дворца, создаются каталоги его коллекций.

Комментировать статью "Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине"

Периодически на конфе жалуются на недоступность искусства (про Большой театр это конечно верно). вот в связи с приездом ко мне родственницы глянула сейчас билеты - [ссылка-1] - Балет Щелкунчик в Кремлевском дворце завтра - от 300 до 800 руб.

Кремлевский дворец со скидкой! Кремлевские ворота. Московский Кремль, обнесенный кирпичными красными стенами, имеет форму Кремлевский дворец со скидкой! ДРУЗЬЯ, приглашаю Вас в Кремль! Чтоб сделать заказ указываете мне мероприятие из указнных ниже...

Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине. На Поклонной горе весь день будет играть музыка: с 12.00 до 14.00 и с 14.00 до 15.00 - гала-концерт духовых оркестров, с 15 до 18 открытие фестиваля искусств народного творчества «Салют...

Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине. Продается уютная 3-х комн кв в Останкино, 3/5 эт, 60/16+14+12/6, изол., с/y совм, балк., чулан 3 м, окна восток-запад, в оч. хор. сост, прекр. район, через дорогу - Бот. сад и Останкинский парк, уютный зеленый двор, в...

школа искусств им. М.А.Балакирева. Подготовка к школе. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада Раздел: Подготовка к школе (будут ли сносить дворец искусств им балакирева на выхино). Девочки, кто водил ребенка на подготовительные...

И перед входом в Шереметьевский дворец. Она там уже лет 40 стоит, пончиковая эта, с историей заведение... Почему знаю - я в прошлом августе бегала, искала эти пончики по району как подорванная.

Останкинская телевизионная башня и телецентр сейчас, в XXI веке, у всех на слуху. Однако история села, старинной усадьбы Шереметевых в Останкине и создание великолепного дворца... Автор статьи: Шестаковская Людмила.

Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине. Краеведы, расскажите плиз про кремлевскую елку... Раздел: Театры (во сколько пускают в кремлевский дворец). Московский Кремль, обнесенный кирпичными красными стенами, имеет форму пятиугольника.

Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине. Зимний Дворец Петра -я так и не поняла, где там вход, его остатки по сути где-то в подвалах. С нового учебного года во Дворце пионеров стартует программа медицинских кружков по следующим направлениям: - «Вечерняя...

Занятия для детей - дворец пионеров, Прожектор, Локомотиворемонтный клуб. Еще какие-то центры есть. Художка на Зеленом и музыкалка на Владимирской.

Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине. Большой купол венчает центральную часть здания, оформленного тремя классическими портиками Боярская городская усадьба XVII века: палаты Аверкия Кириллова. Путешествие в галантный век или как наша изостудия...

Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине. Из истории села Останкино. На месте современной усадьбы Останкино (первоначально Осташково) 400 лет назад стояли дремучие леса, в которых были разбросаны немногочисленные селения.

Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине. Зеленоград, Дворец творчества детей и юношества (площадь Колумба, д. 1), начало в 15 часов. Хореография в Восточном округе.

Это в Останкино. Есть все телефоны, а на переславском даже видеокартинка Плещеевского озера в режиме Сергиев Посад Добраться до Посада можно по Ярославскому шоссе, ехать 70 км. Электричкой с Ярославского Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине.

Соседи интересуются однокомнатной квартирой в Останкино для молодоженов (сын жениться собрался) Это в Останкино. Есть все телефоны, а на переславском даже видеокартинка Плещеевского озера в режиме Дворец искусств графа Н. П. Шереметева в Останкине.

Неподалеку от известного телецентра. В былые времена здесь проводилось множество торжественных мероприятий и праздников.

Сегодня Останкино - усадьба, которую можно увидеть во многих сериалах и фильмах.

История

Останкино впервые упоминается в документах, датируемых 1558 годом. В те времена на месте нынешнего поместья находилось село, принадлежащее Алексею Сатину. Называлось оно Останкино. Несколько позже владельцем этого поселения стал хранитель государственной печати дьяк Василий Щелканов. В Останкино по его приказу был возведен боярский дом, построена церковь, посажена роща и выкопан пруд. Однако в период Смутных времен большинство построек сравняли с землей.

Восстановление зданий началось в 17 в. В это время землями Останкино стал владеть князь Черкасский. По его приказу на месте ветхой деревянной церкви возвели каменную, высадили кедровую рощу и устроили в усадьбе охотничьи угодья. Князьям Черкасским данные земли принадлежали почти целое столетие до того времени, пока Варвара Алексеевна Черкасская (единственная дочь хозяина усадьбы) не стала женой графа Петра Борисовича Шереметьева. Останкино явилось

При Шереметьеве в поместье появились аллеи и сад, начали строиться увеселительные павильоны. В оранжереях по приказу нового хозяина стали высаживать декоративные и сельскохозяйственные культуры.

Период расцвета

Новый этап формирования истории Останкино начался при графе Николае Петровиче Шереметьеве. Он был истинным ценителем и знатоком искусств, одним из образованнейших людей того периода и страстным театралом. Останкино - усадьба, где Шереметьев смог осуществить свою мечту. Граф создал в поместье театрально-дворцовый комплекс. Строительные работы велись на протяжении шести лет с 1792 г. После этого и приобрела свой окончательный облик усадьба Останкино.

Возводили по проектам, выполненным выдающимися зодчими 18 в. Среди них - В. Бренн, Ф. Кампорези и И. Старов. Принимал участие в строительстве и крепостной архитектор И. Аргунов.

При возведении здания было использовано дерево. После этого дворец оштукатурили под камень. Окончательно сложившийся архитектурный ансамбль усадьбы стал включать театр, небольшой парадный двор. Украшением территории являлся пруд, а также пейзажный и регулярный сады.

Здание для постановки спектаклей

Образцами при проектировании дворца, построенного графом Шереметьевым, стали лучшие европейские театры тех лет. Зрительный зал, выполненный в форме подковы, был оформлен в розовых и голубых тонах. Планировка этого помещения обеспечивала прекрасную слышимость и видимость со всех его уголков. Рассчитан зал на двести пятьдесят зрителей. Сцена, на которой играли актеры, являлась одной из самых больших в России. Ее глубина составляла двадцать два метра, а ширина - семнадцать. Обслуживали сцену нижнее, а также двухъярусное верхнее машинные отделения. Последнее из них частично сохранилось и до настоящего времени.

Для того чтобы попасть в театральный зал, необходимо было пройти через правые или левые сенцы. Через левые зрители попадали в фойе партера, которое находилось в западном крыле здания. Здесь же располагался Итальянский павильон. Его оформление в зеленовато-голубых тонах напоминало парковую зону. Через правые сенцы посетители попадали в верхнее фойе, залы которого располагались непосредственно друг за другом. В самом конце находилась картинная галерея. Интересно устроен Останкинский театр. Его можно было быстро преобразовывать в бальный зал.

Театр в усадьбе графа Шереметьева торжественно открылся 22.07.1795 г. Сценические размеры позволяли производить постановку опер, написанных русскими и западноевропейскими композиторами, в которых осуществлялась быстрая смена декораций и было много массовых эпизодов.

На открытии театра показали лирическую драму «Взятие Измаила». При этом основная масса приглашенных гостей являлась непосредственными участниками этого события.

Архитектурный комплекс

Останкино - усадьба, строительство которой было разбито на несколько этапов. После возведения основного деревянного здания театра к нему присоединили еще несколько сооружений. Осуществилось строительство фойе бельэтажа, симметрично расположились Египетский и Итальянский павильоны, а также галереи. Все эти сооружения в плане представляли собой П-образный комплекс. При этом генеральная ось подмосковной усадьбы Шереметьевых была ориентирована на Кремль. Интересное решение приняли при оформлении парадного двора и флигелей. Вместе они напоминали сценическое пространство.

Усадьба Шереметьевых в Останкино отличается классической простотой. При этом последняя сочетается с обилием позолоты и зеркал, использованных при оформлении внутреннего интерьера помещений. Украшали комнаты дворца ценные произведения искусства.

Планировка

Усадьбу Шереметьев строил для своей возлюбленной - крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, с которой был тайно обвенчан. Неподалеку от поместья появился Увеселительный сад. При его планировке были совмещены разнообразные типы элементов парковой зоны. В совокупности они составили интересную композицию. Вокруг сада был возведен вал. За ним, с восточной стороны, расположили избы для прислуги, а с западной - оранжерейное хозяйство и конный двор.

Территория к северу была превращена в Прибавочный сад. В нем проложили тропинки для прогулок, высадили деревья и выкопали пруд. Возле протекающей неподалеку речки Каменки также облагородили местность. Здесь вырыли целый каскад прудов. В те времена Останкино - усадьба, в которой собиралось светское общество столицы. Здесь проводились различные мероприятия и праздники, а также показывались представления.

Новая жизнь усадьбы

В 19 в. Шереметьевы переехали в Петербург. Свою усадьбу они с этого времени стали навещать лишь изредка. Однако несмотря на отсутствие хозяев, в праздничные дни здесь все-таки продолжали устраивать гулянья, во время которых в Увеселительном саду собирались представители светских кругов столицы. Простой люд на берегу пруда устраивал пикники. Несколько позже управляющие подмосковного поместья рода Шереметьевых начали сдавать под дачи усадебные постройки. Дворец при этом можно было осмотреть по специальному разрешению, а затем его вовсе превратили в частный музей.

Судьба поместья после Октябрьской революции

Усадьба Останкино (фото смотрите ниже) после прихода советской власти была национализирована.

В 1918 г. она была превращена в государственный музей. С 1938 г. усадьбу Шереметьевых переименовали в Дворец-музей творчества крепостных. Новое название поместье получило в 1992 г. Оно стало Останкино.

Останкино сегодня

В настоящее время музей-усадьба Останкино входит в перечень особо охраняемых объектов России. Вся территория бывшего поместья графа Шереметьева может быть разделена на три части. Это Увеселительный сад, дворец и парк.

В музее-усадьбе Останкино посетители могут ознакомиться с богатой коллекцией икон древней Руси, а также деревянных скульптур, изготовленных с конца пятнадцатого до начала двадцатого века. Интересна экспозиция графики и живописи, а также собрание мебели, относящейся к 14-19 вв.

Коллекционирование являлось излюбленным занятием большинства знатных людей. Увлекались этим и Шереметьевы. Их коллекции представлены в первом зале музея. После осмотра собранных здесь уникальных предметов посетителям предлагается пройти в галерею. На стенах этого помещения висят различные чертежи, проекты и обмерные рисунки 18 в. Все они связаны с проектными и строительными работами, проводимыми при возведении дворца в усадьбе Останкино. Далее посетители переходят в Итальянский павильон, который является самым пышно оформленным в усадьбе. В нем находится коридор, ведущий к кабинету графа Шереметьева. Однако гостям в него вход воспрещен. Итальянский павильон с Гравюрной галереей соединяет галерея Проходная. Это помещение является неотъемлемой частью нижнего фойе театра. Последний павильон, в который могут попасть посетители, - Египетский. Он располагается в стороне от здания дворца и соединяется с ним только небольшой по ширине Проходной галереей.

Работа музея

Вашей конечной точкой маршрута является усадьба Останкино? Как добраться до нее? От станции понадобится пересесть на трамвай №№11 или 17 и доехать до конечной остановки. Можно пройтись пешком. От станции метрополитена в сторону телецентра путь займет около пятнадцати минут. Музей открывается для посетителей 15 мая. Окончание экскурсионного сезона - 30 сентября. Усадьба Останкино, часы работы которой - с 11 до 19, не принимает посетителей во время дождя или при высокой влажности воздуха. Выходные дни - понедельник и вторник.


Музей-усадьба Останкино в Москве – это уникальный памятник архитектуры 18 века в северной части столицы. Расположенная близко к центру она привлекает строгими формами архитектуры, красотой интерьеров дворца и тишиной старинного парка. Музей-усадьба Останкино в Москве относится к охраняемой природной зоне столицы.

Музей-усадьба Останкино в Москве – из истории

Первое упоминание о селе Останкино встречается в писцовых книгах и датируется 1558 годом. Тогда село называлось Осташкино и принадлежало Василию Щелкалову. При нем была построена деревянная Троицкая церковь. В Смутное время Осташково было разорено, а Троицкая церковь сожжена. В 1617 году имением стал владеть Иван Борисович Черкасский, который в 1625-1627 гг. заново построил церковь. Этот храм также не сохранился. На его месте мастер Потехин возводит каменную церковь. Пятиглавый храм из красного кирпича с отделкой из белого резного камня и полихромными изразцами сохранился до нашего времени. Внутри храма - девятиярусный резной иконостас. Два его нижних яруса сохранились со времени постройки, остальные были построены в 18 веке. Красивый храм, большой барский дом и сад были так хороши, что в июле 1730 года имение посетила императрица Анна Ивановна, а в 1732 году четыре раза здесь принимали императрицу Елизавету Петровну. Дочь Алексея Михайловича Черкасского Варвара вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. После смерти князя имение перешло к Шереметевым и было в их владении с 1743 до 1917 года. В 1767 году Петр Борисович Шереметев пристроил к церкви колокольню. Но самые масштабные изменения были проведены при Николае Петровиче Шереметеве. Был построен дворец и разбит парк. Останкинский дворец и его хозяева всегда были в центре общественной жизни. После смерти в 1809 году Н.П. Шереметева владельцем имения стал шестилетний Дмитрий. И некоторое время дворец оставался в стороне от светской жизни. С 30-х годов 19 века Останкинский парк становится любимым местом гуляний москвичей всех сословий. Со второй половины 19 века дом Шереметевых снова оказался в центре внимания. В мае 1868 года здесь была сыграна свадьба графа Сергея Дмитриевича Шереметева с княжной Екатериной Павловной Вяземской. К концу 19 века хозяева использовали имение как источник дохода. Были построены летние дачи, которые сдавались в аренду. В 1917 году владелец имения Александр Дмитриевич Шереметев уехал из России. Останкинский комплекс был взят под охрану Комиссией по охране искусства и старины Моссовета. С 1919 года он становится государственным музеем. Храм Животворящей Троицы в настоящее время является Подворьем Патриарха Московского и всея Руси.

Останкинский дворец

Останкинский дворец построен одним из самых богатых и знатных людей своего времени графом Николаем Петровичем Шереметевым. Проект дворца создали известные русские архитекторы Ф. Кампорези, В. Бренна и И. Старов. Строительство велось в 1792–1798 гг. крепостными архитекторами графа - А. Мироновым и П. Аргуновым. Построен дворец из дерева. Оштукатуренные стены его кажутся каменными. Бледно-розовый цвет фасада дворца носил поэтическое название "цвет нимфы во время зари". Этот изысканный цвет и белые колонны создавали ощущение чистоты. Гармония линий и красота интерьеров завораживают гостей вот уже несколько столетий. Здание дворца выполнено в стиле классицизма. Главный фасад украшен величественным шестиколонным портиком коринфского ордера, установленным на выступе первого этажа. Фасад, обращенный к парку, украшает десяти колонная лоджия ионического ордера. Наружные стены дворца украшены барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева. Самая главная часть дворца - театральный зал, соединяющийся закрытыми галереями с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для парадных приемов и театральных постановок.

Театр музея-усадьбы Останкино

В то время одной из модных забав был театр. Увлечение театром у Н.П. Шереметева переросло в дело всей его жизни. По замыслу графа Останкинский дворец должен был стать Пантеоном искусств, дворцом в котором царит театр. Театр был открыт в 1795 году оперой И.Козловского на слова А.Потемкина "Взятие Измаила или Зельмира и Смелон". В труппе театра было около 200 актеров, певцов и музыкантов. В репертуаре были балет, оперы и комедии. Ставились не только произведения русских авторов, но также и французских и итальянских композиторов. Граф Шереметев устраивал праздники в честь высоких особ, которые обычно сопровождались представлением с участием талантливых актеров. На сцене театра блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова - талантливая певица. Последний праздник, в честь императора Александра I, состоялся в 1801 году. Вскоре театр был распущен, а владельцы покинули дворец. До наших дней театральный зал дошел в своем "бальном" виде, но и сегодня здесь осуществляются постановки старинных опер и звучат камерные оркестры. Зал остается лучшим по акустике залом столицы. Он выстроен в форме подковы, что обеспечивает хорошую видимость со всех мест и прекрасную акустику. Зал оформлен в голубых и розовых тонах и вмещает до 250 зрителей.

Внутреннее убранство дворца в Останкино

Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов - золоченая резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне. Узорчатый паркет из редких пород дерева, стены, обитые атласом и бархатом. Парадные залы дворца славятся золоченой мебелью 18 и начала 19 веков работы русских и европейских мастеров. Светильники, настенные и другие украшения часто выполнялись специально для Останкинского Дворца. Все предметы находятся на своих местах и дошли до нас в своем первозданном состоянии. Как писал очевидец: «… все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами».

Здесь также представлена коллекция портретов 18-19 вв. работы известных мастеров, а также редкие полотна неизвестных художников. К сожалению, из тридцати подлинных античных скульптур до наших дней дошло только пять. Поэтому дворцовая скульптура представлена в основном копиями. Сохранились также работы западно-европейских скульпторов Кановы и Лемуана, Буазо и Трискорни. Среди изделий из фарфора сохранились предметы из коллекции Черкасских. Это изделия японского и китайского фарфора 16-18 вв. Можно видеть и коллекцию вееров из собрания известного коллекционера Ф.Е.Вишневского.

Парк Останкино в Москве

Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка "Парнас", "Собственный садик" и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники - лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.

Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами. Для посетителей открыты театр, часть парадных залов и парк. В наши дни музей-усадьба Останкино в Москве представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца 18 века.

Музей-усадьба Останкино в Москве – это уникальный памятник архитектуры 18 века в северной части столицы. Расположенная близко к центру она привлекает строгими формами классицистической архитектуры, красотой интерьеров дворца и тишиной старинного парка. Музей-усадьба Останкино в Москве относится к охраняемой природной зоне столицы

Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.), господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем, парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева

На месте современной усадьбы Останкино (первоначально Осташково) 400 лет назад стояли дремучие леса, в которых были разбросаны немногочисленные селения. В этих местах царские егеря часто охотились на медведей и лосей, за что близлежащие земли получили названия "Лосиный остров", "Лось", "Медведково".

Первое письменное упоминание о селе и его владельце относится к 1558 году. Иван Грозный отдал эти земли во владение служилому человеку Алексею Сатину, который в годы опричнины был им же и казнен. Новым владельцем имения был поставлен известный дипломат, дьяк посольского приказа Василий Щелкалов. При нем Останкино становится настоящей усадьбой (конец XVI - нач. XVII вв.). Щелканов строит боярский дом с поселением в нем деловых людей, деревянную церковь Троицы. Тогда же был вырыт большой пруд, разбит огород, засажена дубовая роща.

После Смутного времени разоренную усадьбу восстанавливали уже новые хозяева - князья Черкасские, кроме того, ими была построена сохранившаяся и поныне каменная красавица-церковь в честь Живоначальной Троицы на месте сгоревшей деревянной с пятикупольным храмом, с двумя приделами, тремя шатровыми крыльцами и колокольней с высоким шпилем (теперь увенчанной шатром).

Останкино связано с фамилией Шереметевых с 1743 года, когда граф Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской - единственной дочери Черкасских. В приданое она получила 24 вотчины, в число которых входило и Останкино, а сам молодой хозяин, владевший усадьбой Кусково, в Останкине создает фруктовый сад, разбивает парк, строит новые хоромы.

После смерти Шереметева-старшего (1788 год) в права наследника вступает его сын Николай Петрович Шереметев, к которому переходит не только усадьба Останкино, но и владения отца в 17 губерниях с 200 тысячами крестьян, с зажиточными селами, в которых крестьяне занимались художественными ремеслами.

Молодой граф Шереметев был одним из самых богатых и просвещенных аристократов своего времени: знал несколько иностранных языков, учился за границей, объездил множество европейских стран, знакомясь с литературой и искусством, собрал большую библиотеку.

По приезде в Россию он задумал создать в Останкине Дворец искусств с театром, художественными галереями, с богато декорированными парадными комнатами и залами, открытыми как для отечественных, так и для иноземных гостей. Он видел в этом служение не только личностным потребностям, но и славе всероссийской.


Дворец строился с 1791 по 1798 годы. В его проектировании участвовали архитекторы Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези, а также русские архитекторы Е. Назаров и крепостной зодчий П. Аргунов. Строительство вели крепостные мастера, которыми руководили ответственные архитекторы А. Миронов, Г. Дикушин, П. Бизяев. Интерьеры оформляли также крепостные художники: декоратор Г. Мухин, художник Н. Аргунов, резчики Ф. Пряхин и И. Мочалин, паркетчики Ф. Прядченко, Е. Четвериков. Завершал отделку здания П. Аргунов.

Останкинский дворец был построен в стиле классицизма. Монументальный и величественный, он казался возведенным из камня, хотя материалом для него послужило дерево.


Общая композиция дворца исходит из схемы в виде буквы "П" с парадным двором. Здание выдержано в классической симметрии. Большой купол венчает центральную часть здания, оформленного тремя классическими портиками: центральным и двумя боковыми. Павильоны с обеих сторон (Итальянский и Египетский) соединены с главным зданием одноэтажными галереями.


Главным помещением в центре дворца является театральный зал. Следует отметить, что граф создал необычный театр, где крепостные получали хорошее актерское образование от известных русских и зарубежных артистов. Музыкальной частью заведовал композитор, капельмейстер и учитель пения Иван Дегтярев, сложными механизмами сцены управлял Федор Пряхин.


Все это было сотворено золотых рук мастерами - крепостными умельцами графа, который набирал самых способных крестьян по разным селам, посылал их учиться в Академию художеств и даже в Италию.


В 1801 году Шереметев навсегда уезжает в Петербург, женившись на молодой, но уже прославленной актрисе своего театра Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой - дочери крепостного кузнеца, не признанной в свете и умершей от чахотки в 34 года после рождения сына Дмитрия. Вскоре умирает и сам граф. Их сына воспитывала балерина того же театра Т. В. Шлыкова-Гранатова.


Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Украшением останкинских интерьеров является наборный художественный паркет.


С июня по сентябрь в Останкинском театре проводится традиционный фестиваль "Шереметевские сезоны", продолжающий музыкальные и театральные традиции усадьбы. Постановка опер и балетов XVIII столетия, разнообразные концертные программы, исполняющиеся в зале исторического театра, дают возможность ощутить театральное назначение Останкинского дворца, погрузиться в атмосферу усадебных праздников



Скульптуры и лепнина фасада Шереметьевского дворца

Церковь в Останкино
Церковь Живоначальной Троицы (1678-1692 гг.) построена из красного кирпича. Фасады здания декорированы многоцветными изразцами с изображением цветов, фантастических птиц и животных, белокаменной резьбой, фигурной кирпичной кладкой. В центральной части церкви иконостас с иконами XVII-XVIII вв



Останкино оставалось родовым имением Шереметевых вплоть до 1917 года. После революции 1917 года усадьба была национализирована и функционировала как музей-усадьба, а с 1938 г. - как музей творчества крепостных. С тех пор здесь постоянно ведется большая научная работа по восстановлению и реставрации дворца, создаются каталоги его коллекций.


Как общедоступный музей, усадьба Останкино открылась для посетителей 1 мая 1919 г. по инициативе Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Сейчас в музее проводится комплексная научная реставрация. Ежегодно с 18 мая по 30 сентября открытая для показа часть дворца включается в обзорную экскурсию по усадьбе




Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма. Архитекторы: Кампорези, Старов, Бренна. Скромный декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона



Оштукатуренные стены его кажутся каменными. Бледно-розовый цвет фасада дворца носил поэтическое название "цвет нимфы во время зари". Этот изысканный цвет и белые колонны создавали ощущение чистоты. Гармония линий и красота интерьеров завораживают гостей вот уже несколько столетий.




Главный фасад украшен величественным шестиколонным портиком коринфского ордера, установленным на выступе первого этажа. Фасад, обращенный к парку, украшает десяти колонная лоджия ионического ордера. Наружные стены дворца украшены барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева. Самая главная часть дворца - театральный зал, соединяющийся закрытыми галереями с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для парадных приемов и театральных постановок



Театр музея-усадьбы Останкино

В то время одной из модных забав был театр. Увлечение театром у Н.П. Шереметева переросло в дело всей его жизни. По замыслу графа Останкинский дворец должен был стать Пантеоном искусств, дворцом в котором царит театр. Театр был открыт в 1795 году оперой И.Козловского на слова А.Потемкина "Взятие Измаила или Зельмира и Смелон". В труппе театра было около 200 актеров, певцов и музыкантов. В репертуаре были балет, оперы и комедии.

Машина ветра

Машина грома
Ставились не только произведения русских авторов, но также и французских и итальянских композиторов. Граф Шереметев устраивал праздники в честь высоких особ, которые обычно сопровождались представлением с участием талантливых актеров. На сцене театра блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова - талантливая певица.

Последний праздник, в честь императора Александра I, состоялся в 1801 году. Вскоре театр был распущен, а владельцы покинули дворец. До наших дней театральный зал дошел в своем "бальном" виде, но и сегодня здесь осуществляются постановки старинных опер и звучат камерные оркестры. Зал остается лучшим по акустике залом столицы. Он выстроен в форме подковы, что обеспечивает хорошую видимость со всех мест и прекрасную акустику. Зал оформлен в голубых и розовых тонах и вмещает до 250 зрителей.

Зрительный зал
Зрительный зал был невелик, но отделан с большим изяществом. Амфитеатр был отделен от партера балюстрадой, за которой между коринфскими колоннами располагались лоджии бельэтажа, и над ними, под самым потолком верхняя галерея. Залы дворца предназначались для фойе и использовались как концертные и банкетные: Египетский зал, Итальянский зал, Малиновая гостиная, картинная галерея, концертный зал и т. д. Их можно назвать парадными помещениями с хрустальными люстрами, паркетными полами, росписями, позолоченной лепниной, стильной мебелью, обивкой стен шелком, картинами, гравюрами, скульптурами. Роскошно были отделаны даже небольшие угловые комнаты и переходные галереи

Потолок театра

Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма. В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.

Внутреннее убранство

Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов - золоченая резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне.



Египетский зал

Узорчатый паркет из редких пород дерева, стены, обитые атласом и бархатом. Парадные залы дворца славятся золоченой мебелью 18 и начала 19 веков работы русских и европейских мастеров. Светильники, настенные и другие украшения часто выполнялись специально для Останкинского Дворца. Все предметы находятся на своих местах и дошли до нас в своем первозданном состоянии. Как писал очевидец: «… все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами».



Египетский зал
Здесь также представлена коллекция портретов 18-19 вв. работы известных мастеров, а также редкие полотна неизвестных художников. К сожалению, из тридцати подлинных античных скульптур до наших дней дошло только пять. Поэтому дворцовая скульптура представлена в основном копиями. Сохранились также работы западно-европейских скульпторов Кановы и Лемуана, Буазо и Трискорни. Среди изделий из фарфора сохранились предметы из коллекции Черкасских. Это изделия японского и китайского фарфора 16-18 вв. Можно видеть и коллекцию вееров из собрания известного коллекционера Ф.Е.Вишневского
.

Балкон 2 этажа

Останкинский парк

Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка "Парнас", "Собственный садик" и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники - лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.


Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами. Для посетителей открыты театр, часть парадных залов и парк. В наши дни музей-усадьба Останкино в Москве представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца 18 века