Чем отличаются индусы от индийцев. Чем отличается индийская кухня? Другие различия африканских и индийских слонов

Совсем недавно я был уверен, что единственное, в чем может быть разница, - наездник. Логично ведь, что индус будет ездить на азиатском слоне, а африканец, соответственно, будет править африканским. :) Но не только в этом заключается разница, о чем и будет мой рассказ.

В чем разница между африканским и индийским слоном

Удивительно, но такие схожие с первого взгляда представители слоновых, тем не менее имеют ряд различий не только внешних, но и поведенческих. Итак, если присмотреться, то первое, что бросается в глаза, - размер - африканский на порядок массивнее и выше, более того, является крупнейшим сухопутным животным. Высота 4 метра отнюдь не редкость, в то время, как длина доходит до 7. При этом, масса африканского слона часто превышает 7 тонн, а вот азиатский существенно «легче» - 5 тонн максимум. Кроме столь явной разницы, существуют и другие особенности:

  • Форма ушей. У азиатского они чуть меньше, при этом отчетливо вытянуты вниз.
  • Бивни. Хоть у самок африканского слона они не столь огромны, как у самца, спутницы азиатского и вовсе лишены такого «украшения». Кроме того есть отличие в форме и длине - закругленный и длинный у африканского, и прямой короткий у азиатского.
  • Кожа и хобот. Обитатели африканских саванн покрыты огромным количеством морщинок, при этом кожа имеет более белесый окрас. У азиатского тело усеяно небольшими волосками, при темном окрасе кожи. Что касается хобота, то кончик у азиатского слона увенчан 1-м «пальцем», а африканского 2-мя.

Поведение и фигура

Относительно нрава, азиатский слон намного доброжелательнее своего африканского собрата, и с удовольствием идет на контакт с человеком. Они поддаются дрессировке и даже способны выполнять несложную трудоемкую работу, например, перетащить груз. Его африканский собрат напротив крайне агрессивен, хотя и его можно приручить, хоть и с большим трудом.


Обитатели африканских просторов отличаются прямой спиной, более того, иногда даже немного вогнутой. А вот представители азиатского вида имеют характерный горб, который придает им поникший, угрюмый облик.


Больше, чем сословие, почти синоним индийского общества - слово «касты» прилепилось к массовому представлению об Индии вместе со слонами, махараджами, Маугли и Рикки-Тикки-Тави. Хотя сам термин - не из хинди или санскрита, а заимствован у португальцев и означает «породу» или «происхождение».

Впрочем, посредством латыни (castus - «чистый», «непорочный») происхождение термина можно всё же проследить к общей для индусов с римлянами и португальцами древности: к праиндоевропейскому *kas-to - «резать». Индийское общество аккуратно «нарезано» на профессионально-этнические «слайсы». Или всё же не столь аккуратно?

Ритм индийской жизни

Исконное название касты - «джати» («род», «класс» в переводе с санскрита) - может означать категорию, к которой относится существо в зависимости от формы рождения и существования. Применительно к традиционной индийской музыке «джати» - нечто вроде «квадратов», составляющих ритмический цикл. А в санскритском стихосложении - стихотворный размер. Перенесём такую трактовку на социум - и получим ритмическую «нарезку», в согласии с которой движется общественная жизнь.



Понятие касты-джати легко спутать с понятием варны («цвета») - изначальным фундаментом ведического общества. Первым «социологом», согласно «Махабхарате», выступил бог Кришна. Он разделил людей на четыре сословия, сообразуясь с материальной природой и её тремя качествами-гунами, из которых происходят виды человеческой деятельности.

В зависимости от преобладания той или иной гуны, каждый человек относится к одной из четырёх варн:

Брахманы (жрецы, учёные, хранители духовной культуры, советники);
-кшатрии (воины - правители и аристократы);
-вайшья (предприниматели, торговцы, купцы, ремесленники);
- шудры (обслуга, люди, занятые «нечистым» трудом).

Сколько раз родился?

Представители первых трёх варн именуются также «дважды рождёнными», поскольку в юном возрасте проходят посвящение, то есть «духовное рождение» как полноценные члены общества. Вероятнее всего, сложившуюся варновую систему индоарии принесли с собой в ходе проникновения на Индостан во II тысячелетии до нашей эры.

В «Ригведе» и более поздних текстах есть указания на то, что изначально принадлежность к варне не была наследственной, а определялась для индивида в соответствии с его природными качествами, способностями и наклонностями. Соответственно, барьеры для смены варны в течение жизни, а также для межварновых отношений (включая браки), были довольно прозрачными и гибкими, если вообще существовали.



Среди риши (легендарных ведийских мудрецов, то есть относящихся к варне брахманов) можно обнаружить как выходца из семьи кшатриев-воинов (Вишвамитра), так и внука рыбака, то есть шудры (Вьяса), даже бывшего разбойника(Валмики, автор
«Рамаяны»). Даже шудрам не возбранялось участвовать в ритуалах и изучать Веды.

Чем разделение на джати отличается от деления на браминов и шудр

На обширных территориях полуострова (овладение которыми заняло не один век) арии обнаружили множество автохтонных племён и народностей на разных стадиях развития: от потомков высокоразвитой Хараппской цивилизации до полудиких охотников. Всё это разношёрстное население, называемое пренебрежительно «Млеччхи» («дикари», «варвары», чуть ли не «животные»), предстояло расставить по местам, чтобы оно сложилось в подобие единого социума. Этими процессами сопровождается продвижение ариев вглубь Индостана (XIII-XIвв. до н. э.), смена пастушеского образа жизни осёдлым, усиление власти царей и жрецов, а также трансформация ведийского учения в индуизм.



Само разнообразие этносов, языков, стадий развития, верований плохо вязалось со скрепной, исконной и богоданной системой варн. Так что аборигенов мало-помалу вписали в зарождавшийся общеиндийский социум иным способом. Практически каждая территориально-этническая группа оказалась добровольно-принудительно привязана к определённой социальной модели, состоявшей также из рода деятельности и религиозно-ритуальных предписаний. Это, собственно, и стало именоваться «джати».

Высшие ступени иерархии - джати, соответствовашие варнам брахманов и кшатриев, составляющим «знать» - завоеватели, разумеется, застолбили за собой. Процесс более-менее совпал с окостенением варновой системы: «цвет» стал передаваться по наследству, отсюда переход к эндогамии и прочие ограничения на межварновое общение.



Деградация изначальной варновой концепции объясняется усилением могущества двух высших варн, в особенности брахманов. Последние добились практически богоподобного статуса «по праву рождения» и держали в своих руках всю духовную сторону жизни.

Естественно, верхушка прилагала все усилия, чтобы не пускать в свои ряды сколь угодно способных «низкорождённых». Барьерам между джати способствовали всё устрожавшиеся представления о «чистоте» и «нечистоте» профессий. Насаждалось представление о том, что соблюдение достижение четырёх ключевых целей человеческой жизни (дхарма, артха, кама и мокша) невозможно вне джати и что подняться по социальной лестнице можно только в следующей жизни при условии неукоснительного следования касте в жизни настоящей.



Неудивительно, что к тому же периоду брахманизма относится постепенное снижение статуса и закрепощение женщины. Представители разных варн приносили жертвы в разные сезоны и разным богам-покровителям. Шудры же теперь вовсе не смели обращаться к богам напрямую и были лишены доступа к священному знанию.

Даже наречия, на которых говорят герои более поздних классических драм, сразу выдают происхождение каждого: простолюдинам достаётся магадхи, поющим простолюдинкам - махараштри, царям и знати мужского пола - священный санскрит, знатным же дамам и незнатным старикам - изысканный шаурасени. «Разделяй и властвуй» - это не Цезарь придумал.

Сорта людей

Словосочетание «мусульманская каста» (как и «христанская») по существу является оксюмороном. Сами положения ислама оттвергают деление людей на сорта и предписывают халифу стоять на молитве в одном ряду с какими угодно единоверцами, включая бедняков и рабов. Не случайно после завований Великих Моголов ислам особенно охотно принимали представители низших каст, включая неприкасаемых: новая вера автоматически повышала их статус, выводя за пределы кастовой системы.

Однако Индия - страна парадоксов. Потомки пришедших с Великими Моголами тюрков и арабов образовали касту «ашраф» («благородных») и по сей день смотрят свысока на «аджлаф» - потомков индусов, принявших ислам. Не замедлила образоваться каста «арзал», аналогичная индусским неприкасаемым, и пошло-поехало: на сегодняшний день в отдельных Штатах Индии насчитываются десятки каст мусульман.



Что в действительности объединяет людей внутри каждой джати, это не столько профессия, сколько представление об “общей дхарме”, то есть предназначении. Этим отчасти объясняются странные на первый взгляд требования к представителям той или иной касты: кузнец непременно должен уметь и плотничать (и наоборот), парикмахер - сватать и устраивать свадьбы. В то же время, скажем, «гончар» - не одна джати, а несколько, с разделением по специализации и соответствующей разницей в общественном положении.

Кастовые и гендерные предрассудки в Индии трещат по швам. .

Пожалуй, в каждом человеке живет страсть к путешествиям. С развитием отношений между странами туризм стал одной из статей доходов для бюджета любого государства. Европа, Азия, Восток, Америка, Китай - в настоящее время туристические агентства предлагают путевки по любым направлениям.

Те, кто желает отправиться в невероятную Индию впервые, часами собирают информацию в Интернете о еде, условиях проживания и т.д. И рано или поздно возникает вопрос: "Как правильно говорить - индус или индиец?"

Для ответа достаточно обратиться немного к истории, изучению национального состава, краткого знакомства с вопросом вероисповедания этой незабываемой страны и непосредственно к самим жителям этого государства.

Как правильно: индийцы или индусы

Индия - страна, где проживает более 1,3 миллиарда людей, являющихся представителями огромного количества наций: хиндустанцы, бенгальцы, телугу, маратхи, пенджабцы и т.д. Сами жители Индии называют свою страну Хиндустан или Бхарат. Официальными языками являются хинди и английский.

Поэтому логично любого жителя называть индийцем. Удивительно, но для самих жителей или любителей этой страны не возникает вопроса "индийцы или индусы, как правильно?". Пообщавшись немного с местным населением, каждый турист найдет этому подтверждение. Любого другого человека, родившегося и проживающего на территории Индии, назовут именно Indian man.

В каком случае - индус

Если же рассматривать население этого государства с точки зрения религии, то на территории проживают представители индуизма, ислама, христиане, сикхи, буддисты, джайны и т.д. Каждого представителя этих религий можно назвать индийцем, ведь они в большинстве своем рождены, проживают в Индии.

Однако, задав вопрос местному жителю о вероисповедании, можно услышать в ответ: "Он мусульманин, сикх, хинду".

Вот в этот момент и стоит обратиться к тысячелетней истории Индии. Изначально "хинд" имело персидское происхождение и обозначало долину реки Инд. После вторжения мусульман на земли Индостана появилось слово "индусы" или "хинду", которое использовали для обозначения "неверных". Пожалуй, уже в те времена начинался спор: "А как же правильно: индиец или индус?" Значение этого слова окончательно закрепилось англичанами. Именно так называли жителей Индостана, делая исключения для мусульман, сикхов, христиан и джайнов, тем самым объединяя всех остальных представителей религиозных и философских направлений.

Таким образом, можно сделать вывод, что индус - последователь индуизма, независимо от его места проживания (индуизм впоследствии получил широкое распространение и на других континентах).

Кто такие индуисты

Однако даже "индус" - не вполне точное, разговорное и устаревшее название. Дело в том, что в 1816 году социальный реформатор и философ Рам Мохан Рой впервые использовал термин "индуизм" при своих выступлениях. Впоследствии индийцы стали применять понятие "индуизм" в борьбе за независимость. И за равенство с иными религиями. Поэтому появилось слово "индуист", которое более точно и правильно обозначает последователей религии индуизма. Такова его история.

Поэтому, если попытаться разобраться в вопросе "как правильно называть - индийцы или индусы?", говоря о жителях страны и не делая акцента на вероисповедание, стоит использовать слово "индиец". Если же разговор идет о религиях, рекомендуется четко определять принадлежность к вере и называть индусом, а лучше - индуистом, только представителей индуизма, но ни в коем случае не мусульман, сикхов или представителей других направлений веры. Местные жители очень приветливы и миролюбивы, но отличаются большой эмоциональностью и иногда обидчивостью. Телесных повреждений не нанесут, но осадок от общения останется.

Надеемся, у тех, кто прочитал эту статью, не возникнет больше вопроса о том, индийцы или индусы - как правильно их называть.

Африканские и индийские слоны принадлежат семейству слоновых и происходят от предка, жившего несколько миллионов лет назад. Сегодня они относятся не только к разным видам, но и разным родам под теми же . Род африканских слонов предположительно разделяется на саванных и лесных, возможно еще выделение восточно-африканских слонов, но биологи пока не решили этот вопрос однозначно. Индийский род имеет лишь один современный вид под названием азиатский слон, остальные представители этого рода вымерли.

Отличить по внешнему виду слонов – жителей Африки и Индии – довольно просто, если знать несколько характерных признаков. В первую очередь это размер – африканские слоны выше, больше и тяжелее. Они вырастают до четырех-пяти метров в высоту, в длину вытягиваются до 7,5 метров, а весят около 7 тонн. Их индийские собратья редко имеют размеры выше 3 метров и длиннее 6,5, а весят примерно 3 тонны.

Африканские слоны покрыты морщинами, их кожа кажется более грубой. Они имеют более темную окраску иногда до бурого цвета, а их индийские братья серые, с более гладкой кожей, покрытой небольшими волосками.

Очень легко отличить слонов по ушам: у африканцев они огромные, по больше головы, достигающие в длину полутора метров. Они имеют округлую форму, немного торчат вверх и широко расставлены по сторонам. Индийцы не могут похвастаться такими большими : они скромные, в несколько десятков сантиметров, угловатые и направленные вниз, с заостренным концом.

Представители африканского вида ходят с прямой спиной, у некоторых слонов хребет даже немного вогнутый. А для азиатского вида характерна выпуклая спина, из-за чего они кажутся грустными и поникшими по сравнению с их статными товарищами из Африки.

Другие различия африканских и индийских слонов

Различия разных проявляются не только во внешности, но и в поведении и образе жизни. Например, африканцы питаются в основном ветками и листьями на : поэтому они выше и имеют более длинные ноги. Индийские животные чаще ищут пищу , им необязательно иметь более высокие размеры.

Различаются они и по характеру: индийские слоны доброжелательнее относятся

Тема об особенностях индийского национального менталитета – необъятна, а факты, разумеется, субъективны, у каждого путешественника – свой опыт. Эту часть ликбеза по Индии я изложу как лечебно-профилактическую шпаргалку или "квази-медицинские" советы, пригодиться и начинающим путешественникам и тем, кто по Индии уже много поездил.
Пост шутливый, я думаю так будет лучше для "повышения всасываемости и усвояемости", но тема вполне себе серьезная, все факты взяты из жизни в Индии и все способы проверены на моем собственном опыте, причем не один раз.

Какие "заболевания" могут встретиться туристу в Индии, как лечиться и/или предохраняться от некоторых болезненных для белого человека проявлений индийского менталитета, а также чисто индийское средство диагностики.

1. Болезнь: если индиец говорит через 5 минут , то прождать можно и 30 минут и 2 часа.
Огорчу, это не лечится вообще - не потому тому, что индийцы не пунктуальны, в Индии просто другие понятия о времени.
Противоядие: к таким "тормозам" нужно просто быть готовым, так что не забудьте начать повторять мантру Ом шанти (Мир, покой) через 5 минут опоздания, а то только этим в Индии легко можно печень испортить.

2. Заболевание: индийцы ужасно горластый и шумный народ , и они совершенно не восприимчивы к децибеллам. Причем время суток роли не играет. Пройдя по индийскому базару среди дня вы можете увидеть, что некоторые индийцы мирно спят в своих лавках среди всеобщего гама, что беднота спит прямо на улице и на полу на платформах вокзала Нью - визг и скрежет тормозов в паре метров от них, равно как толпы пассажиров и шум поездов им совершенно не мешает. Но это, конечно, ерунда и их (способности), хуже другое... Живя в отеле с индийцами вы узнаете, что индийцы справа просыпаются в 4 утра и сразу принимают душ полчаса, а индийцы слева вернулись в отель в 11 вечера и до 3 часов смотрели попсовые фильмы. Если вы поехали по Индии на автобусе с телевизором если он исправен, то скорее всего он будет орать на полную громкость все время пути. Стучать и возмущаться бесполезно, не понимают...
Профилактика: жить в отелях и ашрамах для белых туристов
Лечение: беруши в уши, а сверху накладные ушки-наушники, которые продают на мейн базаре.

3. Болезнь: если индийцы увидели у вас какую-то интересную штуку : часы, другой они скорее всего спросят сколько это стоит. Часто следующий вопрос будет: сколько ты зарабатываешь? Если ваша зарплата индийца устроит в 50% случаев вы получите предложение взять его к себе на работу и если вам по пути - минут 30 или больше вы будете выслушивать это предложение в разных вариациях с темами о том, что ваш готов спать на коврике под дверью и есть только рис.
Лечение: посчитайте стоимость девайса в килограммах риса в магазинах у вас дома, например, если телефон стоит 6 тысяч рублей, а кило риса 60 рублей, скажите: как 100 кило риса в России, после того, как индиец узнает сколько стоит рис в России в пересчете на рупии он скорее всего утратит к ней интерес.
Профилактика: будьте проще, и тогда люди к вам ТАК НЕ потянутся.

4. Заболевание: индийцы очень любят фотографироваться на фоне достопримечательностей, приравнивая к ним белых туристов, потому что турист - это тоже , в их деревне таких нет. И к путешественникам в Индии постоянно пристраиваются всякие люди, самые приличные из которых спросят можно ли сфоткаться. Хотя японцы тут рекордсмены - они никогда не спрашивают, зато налетают стадами.
Профилактика: Надо помнить, что жители Индии так же любят и все цветное, пестрое и очень яркое, поэтому при посещении мест скопления народа одевайтесь соответственно: либо в какой-нибудь невзрачный пастельный сальвар камиз либо в старую вылинявшую или выгоревшую футболку. А японских туристов лучшее вообще обходить, те, кто ездит группами - совершенно дикие.

5. Болезнь: индийцы не слишком тактичны , мягко скажем, впрочем непальцы не лучше. Индиец (или ), причем и совершенно не знакомые, может запросто без приглашения войти в вашу комнату, начать осматривать ваши вещи и т.д., и выдворить его оттуда будет сложно. А ваш друг индиец может легко позвонить вам часов в 5 утра и радостно сообщить, что он приехал на 2 часа раньше, стоит на вокзале и переспросить название вашего отеля, хотя вы название еще вчера послали ему смской. И так далее.
Профилактика: С друзьями, увы.... только договариваться, что вы на ночь отключаете телефон, и включаете, когда проснетесь и тому подобное. А незнакомых дальше порога не пускать.
Лечение: ....если уже просочились не пытаться уговорить, это может затянуться надолго, лучше сразу изобразить испуг и начинать кричать. Громких (английских) звуков индийцы, как ни странно, боятся.

6. Заболевание: у индийцев совсем нет чувства "личного пространства" , поэтому в транспорте вашу руку легко могут использовать как замену поручня, а в магазине на вас может кто-нибудь непринужденно "прилечь" и ваши протесты будут восприняты с удивлением и даже иногда с возмущением....
Только профилактика: избегайте поездок и людных мест в час-пик, путешествий в самом дешевом транспорте....

7. Болезнь: если индиец сказал в какую сторону идти, вполне может быть, что идти нужно в противоположную. Это не потому, что в Индии у всех "топографический кретинизм" или все индийцы лгуны или Сусанины, а потому, что уважающий себя индиец не может сознаться в том, что он не знает чего-то в своей родной стране, и уж тем более признаться в этом белому туристу.
Таблетка: спросить 3 или 4 человек и идти туда, куда скажет большинство.

8. Болезнь: Если индиец говорит : О, это прекрасное место! Надо задать вопрос: когда он там был или как туда проехать, часто можно получить смущенный ответ, что он не был вообще никогда:) Это не потому, что индиец вам соврал, а потому, что сестра его двоюродного дяди по отцовской линии ездила туда в свадебное и ТАК рассказывала... что он с детства помнит какое это прекрасное место!
Профилактика: не слишком доверять мнению не слишком знакомых людей.

9. Диагностика отношений (точнее рентгена, узи и мрт): если индиец вас действительно высоко ценит и полностью доверяет вам он обязательно расскажет о вас своим родственникам, причем, возможно, всем – близким и далеким. Он или она даже может попытаться вас связать по телефону, даже если его родные не говорят по-английски. Ну, а уж если пригласит вас в гости что бы познакомить со своей семьей, это касается не только влюбленных индийцев, но и просто друзей, настоящих, это незыблемый факт – вы приняты. Верно и обратное – если ваш знакомый не хочет приглашать вас в гости даже просто выпить чая, - значит вы не являетесь частью его жизни.

10. Ну и в конце - Магическая таблетка под названием "Простой способ заслужить уважение индусов ": надо сказать (в или если спросят), что вы вегетарианец или веган и следовать этому правилу. Действует только на индусов (которые индуисты, ) и джайнов, не действует на всех остальных: сикхов, мусульман, христиан, буддистов, парсов...

PS. Разумеется эти факты, точнее симптомы этих заболеваний проявляются далеко не у всех жителей Индии , у многих никаких симптомов нет, они похожи на нас если не ментально, то по крайней мере в культурном смысле не сильно отличаются, но в путешествиях всякое бывает... Предупрежден ведь - уже почти вооружен:)