Сценарий мероприятия ко дню славянской письменности. День славянской письменности День славянской письменности в начальной школе







































1 из 38

Презентация на тему: День славянской культуры и письменности

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности. 24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре. Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности. 24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами, славянскую азбуку создали в греческом монастыре.

№ слайда 3

Описание слайда:

Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий. Славянская письменность была создана в IX веке, около 862 года. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени византийца Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий.

№ слайда 4

Описание слайда:

Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием различных исторических и политических обстоятельств, было забыто. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю). Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием различных исторических и политических обстоятельств, было забыто. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю).

№ слайда 5

Описание слайда:

Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского. Идея возобновления общенационального, общественного празднования памяти Святых Кирилла и Мефодия и Дней славянской письменности и культуры в России родилась в 1985 году, когда славянские народы вместе с мировой общественностью отмечали 1100-летие со дня кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского.

№ слайда 6

Описание слайда:

В 1986 году - в Мурманске прошел первый праздник под названием «Праздник письменности». В 1986 году - в Мурманске прошел первый праздник под названием «Праздник письменности». … В 2000 году - Рязань В 2001 году - Калуга В 2002 году - Новосибирск В 2003 году - Воронеж В 2004 году - Самара В 2005 году - Ростов-на-Дону В 2006 году - Ханты-Мансийск В 2007 году - Коломна В 2008 году - Тверь

№ слайда 7

Описание слайда:

«Азбучная молитва» - одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки - святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константин Философ). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IХ-Х веков. «Азбучная молитва» - одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки - святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константин Философ). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IХ-Х веков. «Азбучные молитвы» (иногда называемые «Толковыми азбуками») являются особой формой изложения религиозных истин и раскрывают в удобной для запоминания форме различные вопросы православного вероучения. В древнерусской письменной традиции «Азбучная молитва» была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков ХII-ХVII вв. Каждая такая «Азбучная молитва» представляет собой акростих (греч. "край строки"), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита. Поэтический прием акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян - византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы. Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами «Азбучных молитв» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова. Ниже приводятся два варианта «Толковой азбуки»: 1. «Аз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону). В данном издании молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передается привычными нам буквами русского алфавита с сохранением звучания текста оригинала. 2. «Аз есмь свет миру». Текст данной «Азбучной молитвы» взят из рукописного «Сборника слов и поучений», который датируется серединой XVII века и хранится в библиотеке Московского университета.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Слава Вам, братья, славян просветители, Слава Вам, братья, славян просветители, Церкви Славянской Святые Отцы! Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, грамоты нашей творцы! } 2 раза Будьте ж славянству звеном единения, Братья святые: Мефодий, Кирилл! Да осенит его дух примирения Вашей молитвой пред Господом сил! } 2 раза

№ слайда 11

Описание слайда:

Вначале было Слово, Но свою подлинную мощь обрело Слово лишь с появлением Книги. Вначале было Слово, Но свою подлинную мощь обрело Слово лишь с появлением Книги. Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, когда начинаем вспоминать первые русские книги, наша мысль обязательно обращается к славянским первоучителям - святым Кириллу и Мефодию. Солунских братьев пригласил в Моравию князь Ростислав, чтобы обратить в христианство своих подданных. Перед тем как отправиться в путь, они спросили - имеют ли славяне азбуку? Ведь учить без азбуки и книг все равно, что писать беседу на воде. Выяснив, что письма славяне не знают, Кирилл (Константин) составил для славян азбуку, а Мефодий помог ему перевести на славянский язык Псалтирь и другие главные книги для христианского Богослужения. А уже в конце жизни, после смерти своего младшего брата Кирилла, Мефодий, удалившись от суеты и шума мирской жизни, с двумя своими учениками, священниками-скорописцами, всего за полгода перевел с греческого языка на славянский все Библейские книги, кроме Маккавейских. Так славянские первоучители святые братья Кирилл и Мефодий дали нам письменность.

№ слайда 12

Описание слайда:

«Слава тебе, Господи, Царю Небесный, яко сподоби мя написати Евангелие се. Почах же е писати в лето 6564 (1056), а окончах е в лето 6565 (1057). Написах же Евангелие се рабу Божию наречену сущу в крещении Иосиф, а мирьскы Остромир, близоку сущу Изяславу князу. Изяславу же князу тогда предрьжащу обе власти, и отца своего Ярослава, и брата своего Володимира. Сам же Изяслав князь правляаше стол отца своего Ярослава Киеве. А брата своего стол поручи правити близоку своему Остромиру Новегороде, Многа же лета даруй Бог сътяжавшему Евангелие се на утешение многам душам крестияньскам, дай ему, Господь Бог, <...> самому ему и подружию его Феофане, и чадом ею и подружием чад ею съдравьствуйте же многа лет, съдержаще поручение свое. Аминь. Азъ Григорий диякон написах Евангелие се, да иже горазнее сего напише, то не мози зазрети мьне, грешьнику... Молю же вьсех почитающих - не мозете кляти, но исправлыпе почитайте - тако бо и святый апостол Павел глаголеть. Благословите, а не кляните. Аминь».

№ слайда 13

Описание слайда:

Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты - святых Кирилла и Мефодия. Среди этих памятников выделяются «Житие Константина-Кирилла Философа», «Житие Мефодия» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию». Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты - святых Кирилла и Мефодия. Среди этих памятников выделяются «Житие Константина-Кирилла Философа», «Житие Мефодия» и «Похвальное слово Кириллу и Мефодию». Из жизнеописаний святых Кирилла и Мефодия мы узнаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь этот город, расположенный на берегу Эгейского моря, называется Фессалоники. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как и греческий. Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви - Григория Богослова (IV век). Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь «на Олимп к Мефодию, брату своему, - свидетельствует его жизнеописание, - начал там жить и беспрестанно творить молитву Богу, занимаясь только книгами». Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего веропроповедника и защитника православия его часто посылают в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым. Крестив около двухсот человек и взяв с собою отпущенных на свободу пленных греков, Константин возвратился в столицу Византии и стал там продолжать свои ученые труды. Слабый здоровьем, но проникнутый сильным религиозным чувством и любовью к науке, Константин с детства мечтал об уединенной молитве и книжных занятиях. Вся его жизнь была наполнена частыми трудными поездками, тяжелыми лишениями и очень напряженной работой. Такая жизнь подорвала его силы, и в 42 года он сильно заболел. Предчувствуя свой близкий конец, он принял монашество, переменив свое мирское имя Константин на имя Кирилл. После этого он прожил еще 50 дней, последний раз прочел сам исповедальную молитву, простился с братом и учениками и тихо скончался 14 февраля 869 года. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы римского защиты своего дела - распространения славянской письменности. Погребен Кирилл в Риме в церкви святого Климента, Сразу же по кончине была написана его икона.

№ слайда 14

Описание слайда:

Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело - перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников - архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников-славян. Перед смертью Кирилл говорил брату: «Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело - перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. 6 апреля 885 года он скончался, оставив преемником лучшего из своих учеников - архиепископа Горазда и около двухсот обученных им священников-славян.

ЦЕЛЬ : воспитание интереса к русскому языку; воспитание чувства сопричастности, гордости за родной язык.

Оборудование : старославянские буквы, нарисованные детьми, рисунки к загадкам и пословицам о буквах, словах, языке; популярная детская энциклопедия «Всё обо всём» т.9

Забытое под толщиной веков

Славянского наречия звучанье

Откроется в корнях заветных слов,

Где "искони" есть изначально.

В начале было Слово, слово Бог,

Все было в нем, все, что в начале было:

Свет Истины, Премудрость и Любовь,

И Дева присная, что так Его любила.

И стало слово Жизнью,

Благодать сошла на землю, чтобы воплотиться.

В себя земную боль и быль вобрать

И в слове первой книги повториться.

И зазвучать в наречиях племен

Божественною связью мирозданья,

Космических пределов и времен.

И нашего взаимопониманья.

И для того, чтоб Ты поверил мне,

В большой реке, текущей рукавами,

Я все ищу на самой глубине

Три вечных слова с древними корнями.

Сегодня мы поговорим о важности, о значимости языка. На территории РФ государственный язык-это русский язык. Очень важно, изучая русский язык, научиться правильно и грамотно писать, красиво и правильно говорить. Этому всему учит урок русского языка, литературного чтения. Слово несёт информацию. Как известно слова произносятся, мы в речи используем звуки, а звуки на письме обозначаются буквами.

1. Буквы-значки, как бойцы на параде,

В строгом порядке построены в ряд:

Каждый в условленном месте стоит

И называется…/алфавит/!

2. Прапрадедовской порой

Встали буквы в чёткий строй..

Строй как строй, да не простой,

Он зовётся …/азбукой/.

Он зовётся алфавит, всюду путь ему открыт!

3. Буквы разуму верны,

И за это им даны

Высочайшие права-

Образовывать слова.

Ведущий : Знаете ли вы, как возникла русская письменность? Если не знаете, то мы можем вам рассказать. Но ответьте сначала на такой вопрос: чем отличается азбука от алфавита?

Слово “азбука” произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки):

АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово “алфавит” происходит из названия двух первых букв греческого алфавита:

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв. И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

Ведущий : А откуда взялись эти понятные всем значки-буковки?!

Ученица : От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси - “Повести временных лет” - мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:

“Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев - Константина и Мефодия “и уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.

Ведущий : А сколько букв в современном русском алфавите?

Буквы : 33!

Ведущий : В старославянском было 43 буквы.

Первая книга записана славянскими буквами-это библия. Кирилл и Мефодий переписали многие церковные книги на славянский язык, учили монахов славянской азбуке.

А чтобы легче запомнить буквы, учили вот такую азбучную молитву.

Азбучная молитва - одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Достоверно ее автор не известен, однако большая часть ученых считает, что ее написал сам создатель славянской азбуки Константин Философ, святой Константин.

Вот как звучит эта молитва на русском языке (перевод сделан видным отечественным ученым В.Я. Дерягиным): /Дети выходят и прикрепляют буквы кирилицы на доске/

Аз, буки, азбука – этим словом молюсь Богу:

Боже, все тварей Создатель,

Видимых и невидимых!

Господа, Духа впредь живущего,

Да вдохнет мне в сердце Слово!

Его же Слово будет спасением всем,

Живущим в заповедях Твоих.

Засветил светильник жизни,

Закон Твой – свет пути моего.

И уж ищет евангельского слова,

И просит дары Тебя принять

славянское племя.

К крещению обратились мы все,

Людьми Твоими назваться хотим,

Милости Твоей желаем, Боже!

Но мне теперь пространное Слово дай,

Отче и Сын и Святой Дух!

Просящим помощи у Тебя,

Руки свои воздевающим, дай

Силу принять и мудрость Твою.

Ты ведь даешь достойным силу,

Убогого исцеляешь,

Фараонову злобу от меня отводишь,

Херувима мысль и ум его мне даешь,

О Честная и Пресвятая Троица,

печаль мою в радость обрати!

Целомудренно буду писать

Чудеса Твои предивные.

Шестокрылых образ приняв, восшествую по следу Учителя моего, имени Его и делу Его следуя.

Явлю евангельское Слово, хвалу воздав Пречистой Троице в Едином Божестве.

Юный и старый, поют хвалу Тебе все разумные.

Язык новый хвалу воздает Отцу и Сыну и Святому Духу.

Ему ж честь и слава от всякой твари и всякого дыхания во веки веков.

Аминь.

А переписчики сели за работу. Нужно было и текст без ошибок красивым подчерком переписать, и первую букву разрисовать, и заставку перед текстом покрасивее сделать.

Эта работа продвигалась медленно, затрачивали несколько лет на создание одной книги. Немецкий мастер Иоганн Гутенберг придумал печатный станок, отливал буквы – литеры – из металла, с помощью пресса оттискивал их на бумаге. Вскоре печатные издания появились и в Италии, в Чехии, во Франции, Англии

В России, первый печатный станок сделал Иван Федоров в 1564 г. (XVI в.). А с IX по XVI в. книги переписывались от руки.

Первая отпечатанная Иваном Федоровым книга называлась "Апостол". Ее печатали целый год.

Сам царь Иван Грозный посетил типографию Федорова и остался доволен.

Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности.

24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами. В славянских государствах в их честь стоят памятники. И в память о них звучит этот гимн.

Гимн святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян /ноты в приложении/

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской святые отцы!

Слава вам, правды Христовой учители,

Слава вам, грамоты нашей творцы! } 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред

Господом сил! } 2 раза

Ведущий : А сколько слов могут сложить люди из букв?

Буквы : Много! Очень много!

Ведущий : Вы правы, буквы! Вот у меня в руках «Толковый словарь »С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, в нём 80 8000слов, в…/Словарь иностранных слов, Словарь…---рассказываю и показываю словари с выставки/

Ведущий : В русском языке очень много слов, и чем больше вы будете знать их, тем богаче будет ваша речь. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль! Чтобы правильно выразить свою мысль, надо много читать!

4. Наш язык-язык труда и света,

Веры и надёжности язык,

Слушает с волнением планета

Русский замечательный язык!

5. Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех и певуч.

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч!

6.ОДА РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Русский язык – мой любимый урок.

Каждое слово идет мне впрок.

Слово за словом льется поток,

Словно великая Волга течет.

И много похожего есть в судьбе

Русской речи и в языке:

Оба они непокорны и горды,

Оба могучи и многоводны,

Оба прошли испытанья веков –

Им отдаю бескорыстно любовь.

Ведущий : Заключительной частью нашего разговора о значимости русского языка является олимпиада по русскому языку «Я люблю и знаю русский язык!» и присвоение звания «Знаток русского языка». Олимпиада проводится в виде теста. Каждый самостоятельно отвечает на вопросы.

И как напоминание ещё раз о нашем русском языке, как наказ!

УЧЕНИК :

Дорожите милым словом:

Многоликим-большим языком!

Нашей жизни ОН- первооснова-

Всем народам планеты знаком!

Берегите ЕГО от цветистых

Иностранных и чуждых нам слов,

Чтоб поток от наречий ручьистых

Не затмил РОДНИКА-РОДНИКОВ!

В нём черпайте живящую силу:

Русских говоров, песен, стихов…

Всё, что дорого сердцу,

Чтоб слилось,

В ЯЗЫКЕ - как ОСНОВЕ ОСНОВ!

День славянской письменности

Сценарий праздника с презентацией

(рассчитан на 2 урока)

План проведения праздника:

    Открытие.

    Вступительное выступление.

    Презентация «Кирилл и Мефодий – великие славянские просветители»

    Творческие задания на тему «Славянская письменность»

    Конкурс стихов поэтов славянских народов.

    Забавы и игры славянских народов.

Оборудование: ноутбук, проектор, маркерная доска, классная доска, оформленная таблицами («Возникновение письменности в древности», «Письменность и культура на Руси», «Буквы кириллицы»), таблички с датами, именами, названиями стран, учебники «Азбука», «Русская азбука» авторов В.Г.Горецкого и др.

I.Открытие.

    Наша Маленькая страна в очередной раз (13-й) проводит День славянской письменности и культуры.

    Представители славянских народов, внести флаг Маленькой страны. (дети одеты в национальные костюмы – русский, украинский, белорусский, болгарский ).

    Сегодня у нас в гостях представители 4-х славянских народов.

Расскажите о своей стране (дети рассказывают стихи )

    1. «Россия – как из песни слово»

      «Гэта ўсё - мая Беларусь!»

      Украина

      «Болгарио моя, земьо свещенна»

    Первоклассники, вы кто в Маленькой стране?

    Ваш девиз?

    Второклассники?

    Третьеклассники?

    Четвероклассники?

Гимн Маленькой страны.

II. Вступление.

Ведущий.

Сегодня 24 мая – День славянской письменности и культуры (табличка )

Каждый год весной к нам приходит этот праздник. В этот день люди вспоминают создателей славянской грамоты.

Ученик.

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны.

(колокольный звон)

Кирилл и Мефодий, 863 г (портреты, табличка )

Ученики:

1. По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2. Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии. (Таблички)

3.Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

    А сколько лет прошло с тех пор, как была создана славянская письменность?

(ученики 3-го и 4-го классов решают на доске: 2013 – 863 = 1150 лет )

    Скажите, а до 863-го года была какая-то письменность?

(ответы детей )

Таблица „Возникновение письменности в древности“ (египетская, китайская, индийская, ассирийско-вавилонская, финикийская, греческая, римская).

    Какие буквы похожи на нашу письменность?

    Давайте познакомимся с этими великими людьми, которые придумали буквы славянского алфавита – Кириллом и Мефодием.

Показываю учебники „Русскаяазбука“ В.Г. Горецкого и др. (2005 г издания) и „Азбука“ этих авторов (2012 г)

    Кто учился по этим учебникам“

В конце этих учебников есть странички, посвящённые Кириллу и Мефодию, первому русскому букварю (показываю )

III. Беседа с презентацией.

Слайды 1 – 7 (читаю)

Часть букв взяли из греческого алфавита, а часть специально создали сами (придумали) для передачи тех звуков, которых не было в греческом алфавите.

Слайд 8.

- Сравним буквы греческого и славянского алфавитов. Если прочесть названия первых букв греческого алфавита, то можно узнать, почему он так назван.

- Альфа + бета (вита) = алфавит.

- А что такое алфавит? (порядковое сочетание букв любого языка)

- А теперь прочитаем название первых букв славянского алфавита. Что такое АЗБУКА?

(Книга «Азбука» и табличка со словами)

Сия зримая книжица

По реченному алфавитица,

Напечатана быть по царскому велению,

Вам, младым детям, к научению.

    Но славянский алфавит, тот, который мы привыкли видеть , появился не сразу.

Сначала был вот такой.

Слайд 9.

    Братья стали составлять славянский алфавит. Сначала он назывался „глаголица“ - от слова „глаголить“. Что это значит? (слово, речь).

Глаголица просуществовала всего 3 века. А сколько это лет?

    Потом появилась КИРИЛЛИЦА . Как вы думаете, почему у неё такое название?

    Кириллица” дошла до наших дней. В первой азбуке-кириллице было 43 буквы.

Слайд 10.

    А сейчас сколько букв в нашей азбуке? (33)

Конкурс на знание современного русского алфавита.

Алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочинённую в древности братьями-просветителями Кириллом и Мефодием

Слайды 11 – 1 2 (читаю)

- Каждая буква и в старославянском алфавите имеет своё название, но не такое как вы сейчас говорили.

Слайды 13 – 17

Чтение букв.

Слайд 18.

- При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог , потом назывались буквы 2-го слога, произносился 2-й слог. Слоги складывались в целое слово.

Слайд 19 .

В старину книги писались от руки. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, писали даже растворённым золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами. Отсюда и пошло выражение: «начать с красной строки». Заглавные буквы в начале строки назывались буквицами.

Слайд 20 .

Назвать буквы.

Слайд 21 .

Какая буква пришла к вам в гости? (Глаголь. Глаголить – говорить)

Эта буква принесла вам такие задания.

Но помните: прежде чем сказать, надо подумать.

Я говорю старославянское слово, а вы переводите на современный язык.

Град (город)

Здравие (здоровье)

Страж (сторож)

Драгой (дорогой)

Брег (берег)

Древо (дерево)

Врата (ворота)

Злато (золото)

Власы (волосы)

Очи (глаза)

Уста (губы)

Слайд 22 .

А это что за буква? (Веди. Ведать, знать.)

Она принесла вам загадки.

    Украинская

Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан)

    Белорусская.

Что это за дорога:

Кто по ней идёт, тот хромает. (Лестница)

    Болгарская.

От одного очага весь свет греется. (Солнце)

    Русская.

Шли две матери с дочерьми,

Да бабушка с внучкой.

Нашли полтора пирога.

По многу ли достанется? (По полпирога. Их было трое)

Трудно было учиться грамоте. Славяне знали, как важно уметь читать и писать, понимали огромное значение образования, поэтому придумали много пословиц и поговорок об Азбуке. А какие пословицы вы знаете?

Слайд 23 .

Продолжи пословицу.

Слайд 24 .

Проверка.

Слайд 25 (читаю).

IV. Творческое задание.

Каждый класс получает буквы. Надо раскрасить их, разрисовать и составить слово.

Из букв составляем строчку стихотворения:

Буква к букве – будет слово…

Слайды 26 – 28.

Читаем хором.

Слайды 29-31.

Каждый человек, изучающий русский язык должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.

А так же имя монаха Нестора. Кто это? (Летописец)

Иван Фёдоров? Кто это? (первопечатник)

V. Конкурс стихов поэтов славянских народов.

VI. Забавы и игры славянских народов (проводится в спортивном зале или на улице)

Дополнительный материал

    Из букв старого алфавита составь слова.

    веди, есть, слово, наш, аз (весна)

    слово, есть, слово, твердо, аз (сестра)

    буки, есть, добро, аз (беда)

    твердо, есть, рцы, есть, мыслите (терем)

    Назовите буквы современные.

Глаголь (гэ) покой (пэ) ер (ъ)

Люди (эль) еры (ы) ерь (ь)

    Сколько букв было в старинном алфавите? (43)

    Почему назвали азбуку кириллицей? (автор – Кирилл)

    Почему люди до сих пор почитают братьев Кирилла и Мефодия? (основатели славянской азбуки)

    В каком городе родились братья? (Солоники) В какой стране? (Греция)

    Как возникло слово «азбука»? (аз + буки)

    Объясните выражения:

    альфа и омега (начало и конец; первая и последняя буквы греческого алфавита);

    вертится на языке (очень хочется сказать, но не могу вспомнить);

    говорить за глаза (говорить о ком-нибудь в его отсутствии);

    держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего);

    жить своим умом (придерживаться своих взглядов, своих убеждений);

    иметь голову на плечах (быть умным, сообразительным);

    одного поля ягодки (похожи друг на друга по своим качествам);

    писать как курица лапой (плохо, неразборчиво);

    спустя рукава (делать что-нибудь очень плохо);

    убить двух зайцев (сделать сразу два дела).

Сценарий мероприятия ко дню славянской письменности и культуры

Иван Бунин «Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь.



СЦЕНАРИЙ

лингвистического праздника, посвящённого

ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

(На сцене двое ведущих, рядом с ними стенд, на котором буквы славянского алфавита)

1-й ведущий: Начинаем наш праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры.

Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.

2-й ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков славян своей письменности.

1-й ведущий: Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали Первый Славянский Алфавит и перевели Евангелие на славянский язык.

2-й ведущий: Создатели славянской письменности писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.

1-й ведущий : Жизнь великих братьев была служением славянской культуре, служением Богу. Святые братья искали жизни с Богом более чем славы среди людей. Они оставили важные государственные дела и стали монахами, богословами - учителями веры в Бога.

2-й ведущий : Братья - Константин (после принятия монашеского сана Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника, детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде – мать была гречанка, отец - болгарин. Всё население Солуни говорило на двух языках, только латинский язык не был известен солунцам.

1-й ведущий: В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была “Энеида” Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

2-й ведущий: После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

(На сцену выходят «Кирилл» и «Приезжий человек»)

Кирилл” : Я слышал, что Вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

Приезжий человек” : Зачем тебе это нужно? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы пояснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, мне много пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить ни грамматике, ни другим наукам.

Кирилл” : И все же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Приезжий человек” : Попробуй. Только я тебе в этом не помощник.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят, затем вновь возвращаются)

1-й ведущий : Через год приезжий человек повстречал Кирилла.

Приезжий человек” : Послушай мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своём желании?

Кирилл” : Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

Приезжий человек” : Как можно самому научиться незнакомому языку?

Кирилл” : Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фразу с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только “Энеида”, но и другие латинские книги мне понятны.

(“Кирилл” и “Приезжий “уходят за кулисы)

2-й ведущий: Так ещё в детстве Константин обручился с богиней мудрости Софией, которую в семилетнем возрасте увидел в пророческом сне - теперь для него знания, книги стали смыслом всей жизни.

1-й ведущий: В дальнейшем Константин получил блестящее образование при императорском дворце в столице Византии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Он стал одним из самых образованных людей Византии, за великую мудрость его прозвали Философом.

2-й ведущий : Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию. Знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.

1-й ведущий: По поручению византийского императора Михаила-III Кирилл приступил к созданию Славянской Азбуки. Но создание письменности - непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату - Мефодию. Брат Мефодий был его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

2-й ведущий : После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и ложились спать поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.

1-й ведущий: В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке, а не на чужом и непонятном – латинском, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!

(Стихотворение Валентина Сидорова «Кириллица»

Так вот они – наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно – строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрёл у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твёрдость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

1-й ведущий: В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры. Всю жизнь солунские братья посвятили учению, знаниям, служению славянам, не придавая значения почестям и славе, терпя порой злобу, клевету, гонения.

2-й ведущий:

Младший Константин много читал, размышлял, писал проповеди, переводил, а старший Мефодий был хорошим организатором, «издавал» книги, руководил школой учеников.

1-й ведущий: Константину не суждено было вернуться на родину. Когда они приехали в Рим, он тяжело заболел, принял монашеский постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Похоронен в Риме.

2-й ведущий: Мефодий позже занимался переводческой, просветительской работой, был учителем до самых последних дней. Умер и похоронен в Моравии.

1-й ведущий : Послушайте отрывок из стихотворения болгарской поэтессы Лилианы Стефановой «Смерть Кирилла», читают Маслов Даниил и Гуньков Вадим

Маслов

В колокола трезвонил Рим,

Поплыли бронзовые звуки.

Детей славянских перед ним,

Читавших медленно: аз, буки,

Видение вставало зримо,

И чудо тонких строчек плыло…

Гуньков

И мудрый сеятель изрек:

«Взошли на ниве семена

И стала полем целина,

Рукой засеянная щедрой»

2-й ведущий:

После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа Римский запретил изучение славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, претерпело неудачу у западных славян, которые по-прежнему используют латинскую азбуку, но зато новая азбука для славян прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда была перенесена в Сербию, Румынию и на Русь.

1-й ведущий : Ученики Кирилла и Мефодия открывают свои школы, и к концу IХ века уже тысячи людей читают и пишут на старославянском языке.

Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А – аз, Б – буки, В – веди, Г – глаголь, Д – добро, Е – есте, Ж – живете, З – зело, земля, Л – люди,

М – мыслете, П – покой, Р – рцы, речь, С – слово, Т – твёрдо…

2-й ведущий: Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – фразеологизмах:

Знать на ять – знать досконально, на отлично.

Прописать ижицу – проучить как следует, высечь, наказать.

Стоять фертом - стоять руки в боки, как буква Ф

Сперва аз да буки, а потом и науки – т.е. сначала азбуку надо выучить, а потом заниматься науками.

1-й ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения поэта Сергея Крыжановского

Читает Бондарь Снежана

«Старославянский язык»:

Отчего, обжигая горло,

Разбирая часами подряд

Сочетания «оло»и «оро» -

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«Человек некий име два сына…»

Я прислушиваюсь к словам.

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на.

Го-ло-са.

До-ро-га.

Я усвоил твёрдо азы :

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык!»

2-й ведущий: Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

1-й ведущий: Лишь в царствование Петра Первого славянская азбука была заменена «гражданской», были внесены изменения в алфавит. Царским указом велено было упростить правописание и отменить буквы “юс малый”, “юс большой”, “кси”, “пси”, “зело”, “омегу”, которые стали обузой в русском алфавите.

(Ведущий показывает на стенде названные буквы)

2-й ведущий: Во 2-й половине 18-го столетия русский алфавит пополнился новыми буквами, которых не было в славянской азбуке.

Это буквы “Й” и “Ё”.

(Показывает на стенде)

1-й ведущий : В начале 20-го века в России возникла потребность в упрощении алфавита и правописания. Такая реформа была проведена в 1918 году. Указом Наркома Просвещения упраздняются буквы: “десятеричное”, “ять”, “фита”, “ижица”, буква “ер” на конце слов.

(Подходит к стенду, показывает устаревшие буквы алфавита)

2-й ведущий : Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук «ч» изображается двумя буквами «ch», “Ш” - двумя «sh».

В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков -я, -ю.

1-й ведущий: Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

2-й ведущий: И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия. Память великих братьев чтят словами праздничного песнопения:

" Радуйтесь, Мефодий и Кирилл, народов славянских богомудрые учителя!

1 –чтец –Кравцов Павел По широкой Руси – нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.

2 чтец –Курьянова Юлия

Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных, равноапостольных, В Белоруссии, Македонии, В Польше, Чехии и Словакии. Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии!

3 чтец – Сезина Алина Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей .

1-ведущий: Послушайте слова гимна «Кирилл и Мефодий», написанного Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев- просветителей:

1 чтец – Лисунов Максим

Вставай, народ, вздохни всей грудью,

Заре навстречу поспеши.

И Азбукой, тебе подаренной,

Судьбу грядущую пиши.

Надежда, вера греет души.

Наш путь тернистый – путь вперёд!

Лишь тот народ не погибает,

Где дух Отечества живёт.

2 чтец – Маслов Даниил

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины,

Мы и сейчас, славяне-братья,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века!

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела? (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига носил Кирилл? (Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий? (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином? (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание? (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества? (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники? (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком? (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском языке. («Повесть временных лет», «Русская правда» - свод законов, «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси? (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась? (в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке? (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию? (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей» (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)? (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Звучит Тропарь Святым Кириллу и Мефодию

Ученик:

Три девицы в первый раз
Собирались в первый класс.
Говорит подружкам Оля

Я хочу учиться в школе
Все сложила в ранец я,
Только нету Букваря,
Есть линейка, есть тетрадь,
Чтобы буквы в ней писать.
Есть коробка пластилина,
И конструктор надо взять:
На уроке мы машины
Будем все изобретать!
Есть резинка – это ластик.
Есть оранжевый фломастер,
Есть набор бумаги разной:
Желтой, синей, ярко красной.
Ручка, карандаш, пенал –
Ранец мой тяжелый стал!

И тогда сказала Таня,
Та, что в синем сарафане.

Таня:

Кто сказал, что Таня плачет?
Не роняла в речку мячик –
У меня мяча- то нет,
Мне исполнилось семь лет!
И пойдут я в этот раз
В самый лучший первый класс!
Буду я учиться в школе,

И мечтаю я о том,
Чтоб учиться на “отлично”,
И, как папа, стать врачом!

А молчавшая Ирина
Вдруг подружкам говорит:

Ирина:

Я леплю из пластилина,
Изучила алфавит,
Расскажу без напряженья
Вам таблицу умноженья!
Знаю север, знаю юг,
Нарисую мелом круг.
Я вас тоже научу
И скажу вам, не тая:
Я детей учить хочу,
Как и бабушка моя!

Три девицы первый раз
Собирались в первый класс.

Ведущий :

Ребята, а сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны

Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь. А это значит, что славяне – славный народ.

Исполняют песню «У моей России длинные косички»



У моей России голубые очи.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!




Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь!
Ты, моя Россия, песни петь умеешь!
Ты, моя Россия, неразлучна с нами!
Ведь Россия наша - это я с друзьями!

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Ведущий:

Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

Ученик 1 :

Колокольный звон разливается.

За труды свои прославляются.

Ученик 2:

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Ученик 3:

В Украине, Хорватии, Сербии.

Ученик 4:

Славят подвиг первоучителей,

Русоволосые и сероглазые,

Древляне, русичи, поляне,

Ученик 5:

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ!

Ведущий: И сегодняшний день мы посвящаем этой великой дате – празднику славянской письменности и культуры.

(Выходят буквы)

Ученик:

О, какие буквы дивные!

Красивые, видно старинные!

Были они когда-то важны,

Теперь уже никому не нужны.

Буквы:

Я - буква аз

Я - глаголь

А я-добро…

Ведущий: Вы красивы и веете стариной, но наш алфавит стал иной, вы исчезли из письма.

Буквы:

1. Что значит исчезли?
Что мы не важны,

А старые вещи вам не нужны?


Но ты не выбросил её.

Эти вещи стали редкость,

Это память о наших предках.

4. Ну и мы такая же память,

Нас Пушкин, Лермонтов писал,

И не только видом красивы.

Православный дух храним.

Учитель: Ребята, а придумали все эти буквы два брата - Кирилл и Мефодий, теперь их знают все люди. Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем общаться между собой, писать, читать книги. Они так много послужили Богу и людям, что Господь прославил их в лике святых. Люди молятся и просят у них помощи в учебе и во всех добрых делах (рассматривают иконы, дети зажигают свечу ). Ребята, посмотрите на эту икону. На ней изображены Святые братья Кирилл и Мефодий.

Исполнение песни «Вместе весело шагать»

Ученик 6 :

Жили на свете Кирилл и Мефодий.

Ученик 7:

Всё выполнимо, а это - болит!

«А» - это «аз» тебе!

«Б» - это «буки»

Ученик 8:

Ведущий:

(Показ презентации)

До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его звуков славянского языка. Так что наша азбука - "дочка" греческого алфавита. Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит.Они написали и перевели евангельские притчи, проповеди, апостольские послания и богослужебные тексты. Жизнь славянских братьев была служением славянской культуре.

Ведущий:

По поручению византийского императора Михаила 3 Константина - Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Но создание письменности -непосильная задача для одного человека. Поэтому

Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию . Брат Мефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Мефодий ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

Ведущий:

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Ведущий:

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.

Ведущий:

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Исполняют песню «Наш Букварь»

Ведущий: : И сегодня свой творческий концерт «Вот и закончился год наш учебный» завершён.

Звучит песня «Маленький принц».

У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень!

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Для меня Россия - белые березы.
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!

« У моей Росси длинные косички»

У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень!

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Для меня Россия - белые березы.
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!

«Вместе весело шагать»


По просторам, по просторам
Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепёлка-перепёлочка,
Раз иголка, два иголка будет ёлочка,

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

В небесах зари полоска заполощется,
Раз берёзка, два берёзка будет рощица,
Раз дощечка, два дощечка будет лесенка,
Раз словечко, два словечко будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Ученик: Мы, первоклассники, еще в детском саду собирались в школу и сейчас мы об этом расскажем. (сценка)

Учитель:

Три девицы в первый раз
Собирались в первый класс.
Говорит подружкам Оля

Я хочу учиться в школе
Все сложила в ранец я,
Только нету Букваря,
Есть линейка, есть тетрадь,
Чтобы буквы в ней писать.
Есть коробка пластилина,
И конструктор надо взять:
На уроке мы машины
Будем все изобретать!
Есть резинка – это ластик.
Есть оранжевый фломастер,
Есть набор бумаги разной:
Желтой, синей, ярко красной.
Ручка, карандаш, пенал –
Ранец мой тяжелый стал!

Учитель:

И тогда сказала Таня,
Та, что в синем сарафане.

Таня:

Кто сказал, что Таня плачет?
Не роняла в речку мячик –
У меня мяча- то нет,
Мне исполнилось семь лет!
И пойдут я в этот раз
В самый лучший первый класс!
Буду я учиться в школе,

И мечтаю я о том,
Чтоб учиться на “отлично”,
И, как папа, стать врачом!

Учитель

А молчавшая Ирина
Вдруг подружкам говорит:

Ирина:

Я леплю из пластилина,
Изучила алфавит,
Расскажу без напряженья
Вам таблицу умноженья!
Знаю север, знаю юг,
Нарисую мелом круг.
Я вас тоже научу
И скажу вам, не тая:
Я детей учить хочу,
Как и бабушка моя!

Ученик 1 :

По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Ученик 2:

Вспоминают Кирилла с Мефодием –

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Ученик 3:

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Ученик 4:

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Ученик 5:

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

Буквы:

Я - буква аз

Буквы:

1. Что значит исчезли?
Что мы не важны,

А старые вещи вам не нужны?

2. Керосиновая лампа - это тоже старьё,
Но ты не выбросил её.

Эти вещи стали редкость,

Это память о наших предках.

Я - глаголь

4. Ну и мы такая же память,

Нас нельзя забыть и нельзя оставить,

Нас Пушкин, Лермонтов писал,

Мы светом грамоты их путь освещали.

А я-добро…

5. Мы в старинных книгах живём.

И не только видом красивы.

Православный дух храним.

Ученик 6 : Жили на свете Кирилл и Мефодий.

Два византийских монаха и вдруг

(Нет, не легенда, не миф, не пародия),

Кто-то из них и задумался: «Друг!

Сколько славян без Христа безъязычных!

Надо создать для славян алфавит...

Ученик 7:

Как Прометей, зажжём эту спичку –

Всё выполнимо, а это - болит!

«А» - это «аз» тебе!

«Б» - это «буки»

«Азбука»: из сочетаний - язык,

Трудное слово славянское: «Други!»

Произнеси-ка! Ну, вот и привык!»

Ученик 8:

Так и возникло понятье «кириллица».

Перевели по-славянски Псалтирь.

Всё развивается, видится, ширится.

Пишем по-русски мы: «Родина», «Мир».

Вот и Москва. И любуемся, бродим.

«Площадь Славянская», память, цветы.

Вечная слава! Кирилла с Мефодием

Церковь причислила к лику святых.