Кому из художников подражал брейгель. Питер Брейгель Старший: картины (список)

Брейгель (точнее Брёгел) Старший или “Мужицкий” (Bruegel de Oude, Boeren Brueghel) Питер, нидерландский живописец и рисовальщик. В 1552-1553 посетил Италию, работал в Антверпене, с 1563 - в Брюсселе. Глава демократического направления в нидерландском искусстве XVI века, Брейгель с громадной силой и полнотой воссоздавал в своем творчестве жизнь, настроения и мироощущение народа в канун Нидерландской буржуазной революции. От сатирических нравоучительных рисунков, изобилующих фантастическими причудливыми персонажами в духе Иеронима Босха, от дробных по композиции, колористически пестрых полотен (“Битва Масленицы и Поста”, 1559, Музей истории искусств, Вена) с середины 1560-х годов Питер Брейгель перешел к созданию несколько более сдержанных по цвету, отмеченных монументальностью и цельностью композиций, обобщенных картин крестьянской жизни.

Изображая постоянно движущуюся народную массу, художник раскрывает заключенные в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие (“Крестьянская свадьба”, “Крестьянский танец”, - обе в Музее истории искусств, Вена). Во многих произведениях художника Брейгеля иносказательно запечатлены бедствия нидерландцев, страдавших под испанским игом (“Избиение младенцев”, Художественно-исторический музей, Вена; “Перепись в Вифлееме”, 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). Испанский террор в Нидерландах породил в некоторых картинах Брейгеля настроения отчаяния и скорби, выразившиеся в горьких иносказаниях (“Сорока на виселице”, 1568. Музей земли Гессен, Дармштадт), в фантастических и символических образах, полных глубокого трагизма (“Безумная Грета”, 1562, Музей Майер ван дер Берг, Антверпен; “Слепые”, 1568, Национальные музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Обилие фигур и деталей, острота контурного рисунка, яркая выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (в изображении фигур) сочетаются в творчестве Брейгеля с пространственной широтой композиции, с тончайшим ощущением тонального единства. Питер Брейгель Старший заложил основы развития национального нидерландского пейзажа.

Творчески переработав уроки итальянской живописи эпохи Высокого Возрождения и одновременно черпая многие свои темы из народных пословиц и притч, лубочных гравюр и листовок, Брейгель создавал глубоко народное искусство, опирающееся на местные традиции и фольклор. В творчестве Питера Брейгеля органично сплавились грубоватый народный юмор и сложное иносказание, лиризм и трагичность, острая жизненная наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, к созданию гармоничной картины мира. В исполненные строгой гармонии, выдержанные в землистых, серо-зеленых, желтовато-коричневых оттенках ландшафтные виды с бескрайними просторами равнин, речных долин, с холмами и перелесками Питером Брейгелем гибко и естественно вписаны обобщенные силуэтные фигуры населяющих их людей (“Сумрачный день”, “Возвращение стад”, “Охотники на снегу” – все 1565, Музей истории искусств, Вена).

Ясное и трагическое осознание неизбежности судьбы и времени, чувство грандиозности мироздания и понимание истинного места человека в нем, делают Брейгеля одним из величайших мудрецов в искусстве Северного Возрождения. Отмеченное исключительной широтой и глубиной понимания жизненных явлений, мощное и темпераментное творчество Брейгеля оказало громадное влияние на современное ему нидерландское искусство и заложило основы развития искусства Голландии и Фландрии в XVII веке. Автопортрет Питера Брейгеля, фрагмент работы “Художник и знаток”, 1565.

Загадки Питера Брейгеля старшего

Нидерландский живописец Питер Брейгель старший – один из самых выдающихся мастеров конца эпохи Возрождения. Его полотна пронизаны особым духом, а рассмотреть все бесчисленные детали в работах художника смогут только те, кто обладает недюжинным терпением. Попробуйте только сосчитать фигуры, например, на «Играх детей» – гарантирую, вы собьетесь со счета уже после нескольких десятков. А всего их здесь около двух с половиной сотен – даже исследователи творчества называют разные цифры. На некоторых других картинах это вообще невыполнимая задача, настолько все переплетается и «шифруется». Но на эти изображения, без преувеличения, можно смотреть часами, пытаясь разгадать загадки этого великого мастера.

Биография

Сведений о Питере Брейгеле старшем не так уж и много. Кстати, приставка «старший» появилась, дабы дифференцировать художника от его сына с таким же именем (который, к тому же, пошел по стопам отца и тоже стал художником). Питер Брейгель младший еще в детстве начал копировать картины своего родителя, впоследствии так же увлекся Босхом и создавал устрашающие картины загробной жизни, за что его называли Питер Адский. И хотя творчество сына знаменитого художника во многом напоминает отцовские работы, это не помешало ему снискать популярность. Второй сын также пошел по отцовской стезе, но, в отличие от отца и брата, Ян предпочитал роскошь и в живописи, и в жизни. Сын Яна Брейгеля старшего (тоже Ян) и его внуки продолжили семейную традицию. Так Питер Брейгель старший, хотя умер рано и не смог лично передать сыновьям свой опыт, стал родоначальником целой династии живописцев.

Основной источник информации о жизни и деятельности Питера Брейгеля старшего – биография, написанная Карелом ван Мандером. В ней автор упоминает прозвище художника – Питер-шутник. И знакомясь с работами мастера, начинаешь понимать, откуда взялось это прозвище. Но более известно другое его прозвище – Питер Мужицкий. Предположительно, так Брейгеля называли из-за отсутствия в творчестве возвышенных мотивов. Он не изображал жизнь аристократов, не писал портретов современников из высших слоев общества, чем зарабатывали в те времена на хлеб многие живописцы. Что руководило художником – сложно понять, так как он не оставил после себя ничего, кроме полотен. Нет ни дневников, ни писем, ни хотя бы каких либо записок, которые помогли бы проникнуть в ход мыслей этой очень нестандартной личности.

Даже точная дата рождения знаменитого нидерландского живописца неизвестна. Нет никаких достоверных сведений и о месте, где художник появился на свет. Предположительно, это произошло в 1525 или 1526 году, во всяком случае, не позже 1530 года. Наиболее вероятно, это была деревня Брёгел вблизи Бреды в Нидерландах, хотя во многих источниках как место рождения фигурирует именно Бреда. Настоящая фамилия художника пишется несколько иначе, чем автографы на его картинах. Питер родился с фамилией Brueghel , и такая же фамилия осталась у его нащадков. Но с 1559 года он подписывал свои полотна «Bruegel». Что привело к такому решению, также осталось тайной.

Примерно к середине 40-х годов XVI ст. Питер Брейгель перебрался в Антверпен – большой портовый город. Здесь он начал работать и учиться в мастерской бывшего придворного живописца Питера Кука ван Альста. Если судить исключительно по творчеству, то сложно понять, почему Брейгель выбрал именно эту мастерскую – слишком разное у ученика и его учителя восприятие мира и творчества. Но, тем не менее, Брейгель задержался здесь надолго. Скорее всего, с наставником молодого художника связывали и близкие человеческие отношения. Брейгель был вхож в дом учителя и даже нянчил его маленькую дочку Марию. В мастерской Кука он проработал до самой смерти учителя в 1550 году, а в следующем году был принят в члены Гильдии св. Луки (объединение художников). В то же время он начинает работать в мастерской Иеронима Кока, который занимался печатанием и продажей гравюр. По рисункам Брейгеля здесь были созданы многочисленные гравюры.

То ли итальянские романтические настроения в творчестве наставника, то ли дань тогдашней моде мотивировали Брейгеля на путешествие по Европе. Но в отличие от многих других живописцев, вдохновленных итальянскими пейзажами, Питер не особо был взволнован южными красотами. Оставили его равнодушным и работы величайших мастеров того времени, таких как Микеланджело, Тициан, Рафаэль. Хотя впечатления от этой поездки все же наложили отпечаток на живопись Брейгеля, но куда больше повлияло на него знакомство с работами гениального Иеронима Босха.

В 1563 году Питер Брейгель старший женился на давно знакомой ему Марии — дочери ван Альста. Новоиспеченная семья переехала в Брюссель. Кроме двоих сыновей, у пары родилась еще дочь. Счастье, которое художник переживал в личной жизни, отразилось и в полотнах. Картины того периода излучают умиротворенность и спокойствие. Но, увы, светлая полоса была недолгой. Брейгель умер от неизвестной болезни всего через шесть лет после женитьбы.

Творчество

Картины Питера Брейгеля специфические. Художник предпочитал изображать простую сельскую жизнь, обычных людей. Удивительно, но в повседневной жизни он также максимально стремился к простоте, хотя, судя по всему, недостатка в деньгах не испытывал. Даже в одежде мастер предпочитал грубые ткани и незамысловатые фасоны, чтобы не выделяться из толпы.

Творческое наследие включает как циклы картин («Двенадцать месяцев», «Перевернутый мир»), так и отдельные работы, абсолютно не вписывающиеся в общую манеру художника. Брейгель, например, никогда не писал портретов. Но среди его работ мы находим «Портрет старой женщины», который, в отличие от других приписываемых картин, по мнению большинства исследователей таки принадлежит кисти Брейгеля-старшего. Среди других творческих «табу» было рисование обнаженной натуры.

Среди наиболее знаменитых произведений Питера Брейгеля:

  • «Вавилонская башня»
  • «Охотники на снегу»

  • «Триумф смерти»

  • «Избиение младенцев»

  • «Фламандские пословицы»

  • «Битва масленицы и поста»

  • «Путь на Голгофу»

  • «Страна лентяев»

  • «Притча о слепых»

  • «Сорока на виселице»

  • «Падение Икара»

  • «Лень»

  • «Мизантроп»

  • «Падение мятежных ангелов»

Приблизительно две трети сохранившихся работ – это изображения деревенского колорита. Но если поначалу лица на картинах трудноразличимы, то впоследствии отмечается все больше растущий интерес художника к отдельным индивидуумам. В картинах Брейгеля-старшего много символизма, намеков, скрытых мыслей. Последние годы его жизни пришлись на тяжелые времена террора, и это тоже отразилось в творческих настроениях. В некоторых работах чувствуется и горечь, и разочарование. Последней работой мастера считают «Сороку на виселице», завещанную жене. Как замечает ван Мандер, этим сюжетом продемонстрировано отношение к сплетникам, которых Брейгель рад бы видеть на висилице. Но, по словам ван Мандера, была еще одна работа –«Торжество правды». Она и стала последней. Исследователь считает ее самой лучшей во всем наследии Брейгеля-старшего. Но, к сожалению, это полотно не дожило до наших дней.

Категория

Введение

Подобно Босху, с которым часто его сравнивают, Питер Брейгель Старший прожил «немую» (для нас, потомков) жизнь, практически не оставив после себя ни документов, которые могли бы «озвучить» эту немоту, ни четко атрибутированных своих изображений. В подобной ситуации единственный объективный источник - это его творчество. И здесь мы сталкиваемся с одной странностью - потрясающей многоликостью Брейгеля.

Он одновременно средневековый моралист и пейзажист; истинно народный художник и человек, чья живопись несет отчетливые следы ренессансного влияния; католик и протестант; сатирик и трагик; приверженец фантастического гротеска и художник, влюбленный в реалистическую подробность...

И вместе с тем - где-то там, на тайной глубине, которой отмечено его творчество, - все эти противоположности сходятся; там звучит громкое утверждение единства всего живого (природы и человека, в частности); там христианство ощущается как вечно живая реальность. Абрахам Ортелий писал о своем друге: «Брейгель еще задолго до того, как науки приняли свою современную форму, предугадал идею о закономерно управляемом единстве и создал его живописный образ». И еще: «Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено»

Краткая биография

БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. 1525-1569), также Питер Брейгель Старший, последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля, написанная в 1604 голландским художником и историком-биографом Карелом Ван Мандером, является главным источником сведений о мастере. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Луки в Антверпене в1551; это дает возможность предположить, что он родился приблизительно между 1525 и 1530. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны. Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука Ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Здесь он женился и достиг процветания, пользуясь признанием современников и получая более чем достаточное количество заказов от влиятельных покровителей. Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564-1638) и Ян Брейгель (1568-1625), стали известными художниками.

Генеалогическое дерево:

Творческий путь

Самые ранние произведения Брейгеля - пейзажные рисунки, в некоторых из которых зафиксированы тонкие наблюдения над природой, в других отрабатываются и изучаются приемы пейзажной живописи венецианцев и других северных мастеров более старшего поколения, таких, как Иоахим Патинир (ок. 1485-1524) и Херри Мет де Блес (ок. 1480-1550). Именно это сочетание прямого, непосредственного наблюдения с условными формулами и создает эффект неизъяснимой притягательности картин Брейгеля. Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма. Одно из самых ранних его полотен -Падение Икара (ок. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств). В этой картине на холме, возвышающемся над усеянной кораблями бухтой, пахарь, пастух и рыбак занимаются своей повседневной работой. Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Брейгель трактует зрелище его смерти как незначительную деталь в ничем не нарушаемом ритме вселенной.

Одной из главных тем в творчестве Брейгеля является изображение человеческой слабости и глупости - наследие позднесредневекового мышления. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство. В картинах Битва поста и масленицы (ок. 1559), Детские игры (ок. 1560, обе - Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. 1560) изображена толпа на деревенской площади. Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности.

Брейгель обогатил образы глупости, воскресив чудовищные и фантастические создания Иеронимуса Босха (ок. 1450-1516). Эти создания появляются в сериях гравюр Кока по рисункам Брейгеля Семь смертных грехов и Семь добродетелей (1558). Босховский дух вновь появляется в таких поздних картинах Брейгеля, как Падение ангелов (1562, Брюссель Королевский музей изящных искусств) и Безумная Грета (1562, Антверпен, музей Майер Ван Дэн Берг).

Во многих картинах мастера персонажи, изображенные со всеми подробностями и красочно одетые, имеют лишенные индивидуальности лица, напоминающие маски. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность. Его занимал обычный, средний человек из средневековых пьес-мистерий, и именно такое анонимное человечество населяет космическую среду выдающихся религиозных картин художника. В Триумфе смерти (ок. 1562, Прадо) звучание популярной в то время темы плясок смерти усиливается благодаря пейзажу, внушающему одновременно благоговение и мрачный ужас, в котором армия скелетов уничтожает все живое. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами. В середине процессии находится ничем не выделяющаяся фигура Христа, упавшего под тяжестью креста и почти потерявшегося в безразличной толпе.

Брейгель хотел, чтобы его зритель увидел Евангельскую историю в свете современной жизни Фландрии. В двух картинах -Избиение младенцев (ок. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) - в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда. В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в.

Возможно, самые величественные картины Брейгеля - пять пейзажей, называемые Времена года , или Месяцы (1565), изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Лишь немногие художники обладали умением столь чутко улавливать настроение того или иного времени года и выражать внутреннюю связь человека с ритмом природы. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей. В композиции картины использован типичный для живописи Брейгеля прием - высокий передний план, с которого открывается вид на простирающуюся внизу равнину. Диагонали линий деревьев, крыш и холмов направляют взгляд зрителя строго внутрь пространства картины, туда, где люди работают и развлекаются. Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха. Деревья и фигуры изображены как застывшие силуэты на фоне серого зимнего пейзажа, а пики островерхих крыш вторят зубцам гор вдали. На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле; находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы.

Ван Мандер характеризует Брейгеля как крестьянского художника; однако эта оценка упускает из виду несомненную сложность творчества мастера и скорее исходит от сюжетов его пользующихся заслуженной известностью картин, изображающих грубоватую повседневную жизнь жителей фламандской деревни.

Как в начале, так и в конце своего жизненного пути Брейгель размышляет о прирожденной глупости человека. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь, идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) - «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».

Брейгель многолик: он был одновременно средневековым моралистом и пейзажистом в современном смысле слова; был истинно северным художником, и вместе с тем его живопись отмечена итальянским влиянием. Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие - приверженцем еретической секты. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. Величие Брейгеля заключается в утверждении неразрывной связи между человеком и природой, а также в глубоко человечном видении христианской истории как живой реальности.


Биография

Питер Брейгель Старший ок. 1525 - 9 сентября 1569, Брюссель), известный также под прозвищем «Мужицкий» - нидерландский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Отец художников Питера Брейгеля Младшего («Адского») и Яна Брейгеля Старшего («Райского»).

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Первоначально фамилия художника писалась Brueghel (это написание сохранилось у фамилий его детей), однако с 1559 года он начал подписывать свои картины Bruegel.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V.

В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году. В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552-1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Это картина «Голова крестьянки» 1564 года. Наверняка художник не имел недостатка в просьбах написать портреты своих современников, но судя по всему, Брейгель подобных заказов не принимал.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта. «Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» - одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие - «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном - тоже живописцем , Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким.

Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ: на своих рисунках он зачастую вообще скрывает лица. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Но многие поздние работы свидетельствуют о растущем интересе художника к индивидуальным фигурам. Художник начинает писать крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль. К таким картинам относятся «Притча о слепых», «Разоритель гнёзд» (другое название - «Крестьянин и разоритель гнёзд»), «Калеки» и «Мизантроп».

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах. Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Ван Мандер сообщает также о последней картине Брейгеля «Торжество правды», которую он называет самой лучшей в творчестве художника. До нас она не дошла, к тому же у ван Мандера соседствуют правда и вымысел.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

Некоторые известные работы

Цикл картин «Перевёрнутый мир»:
Битва Масленицы и Поста, 1559. Музей истории искусств, Вена
Игры детей, 1559-60. Музей истории искусств, Вена
Нидерландские пословицы, 1559. Берлинская картинная галерея, Берлин
Падение Икара, 1558. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Морской бой в гавани Неаполя, 1558-1562. Galleria Doria Pamphili, Рим
Триумф смерти, 1562. Музей Прадо, Мадрид
Падение мятежных ангелов (др. название: Падение восставших ангелов), 1562. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Вавилонская башня, 1563. Музей истории искусств, Вена
На пути в Египет, 1563. Институт искусства Курто, Лондон
Вино на празднике Святого Мартина, 1563-65. Мадрид
Путь на Голгофу (др. название: Несение креста), 1564. Музей истории искусств, Вена
Самоубийство Саула, 1564. Музей истории искусств, Вена
Поклонение волхвов, 1564. Лондонская Национальная галерея, Лондон
Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии, 1565. Институт искусства Курто, Лондон
Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только 5:
Охотники на снегу, 1565. Музей истории искусств, Вена
Возвращение стада, 1565. Музей истории искусств, Вена
Сенокос, 1565. Дворец Лобковица в Пражском Граде, Прага
Жатва, 1565. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Сумрачный день, 1565. Музей истории искусств, Вена
Перепись в Вифлееме, 1566. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
Свадебный танец, 1566. Институт искусств Детройта, Детройт
Избиение младенцев, 1566. Музей истории искусств, Вена
Обращение Савла, 1567. Музей истории искусств, Вена
Страна лентяев, 1567. Старая пинакотека, Мюнхен
Крестьянский танец, 1567. Музей истории искусств, Вена
Крестьянская свадьба, 1568. Музей истории искусств, Вена
Сорока на виселице, 1568. Гессенский музей, Дармштадт
Мизантроп, 1568. Музей Каподимонте, Неаполь
Притча о слепых (др. название: Слепые), 1568. Музей Каподимонте, Неаполь
Калеки, 1568. Лувр, Париж

П. Брейгель «Мизантроп» (1568). Музей Каподимонте, Неаполь

Главным в творчестве Питера Брейгеля (Старшего) является размышление о человеческих пороках, бренности, глупости или приземлённости человеческой жизни.

Пи́тер Бре́йгель (Старший) (около 1525-1569) – нидерландский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен. Его творчество относят к Северному Возрождению (этапы развития Возрождения в Италии и в странах Западной Европы не совпадают).

Питер Брейгель не писал заказных портретов, но люди постоянно присутствуют на многих его картинах, причём чаще всего это жители деревни. Природа и человек в ней – вот что интересовало художника больше всего. Только в конце его творчества стали появляться картины, в которых основное внимание приковано к личностям людей. Но и в них на первом плане – философское осмысление жизни, а также сатира на человеческие слабости. Брейгель был родоначальником демократического направления в нидерландском искусстве XVI в., в своих картинах он раскрывает заключенные в народе жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие, но не обходит вниманием и общие для всего человечества пороки.

Многие картины Брейгеля являются иносказательными. Его часто называют «мудрецом» в живописи. Иносказательности требовало время, в которое жил художник – тогда испанский герцог Альба пришёл на нидерландскую землю, чтобы уничтожить еретиков (не католиков) в Нидерландах. В течение своего присутствия на чужой земле он приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев, насадил террор. Последние годы жизни художника как раз прошли в это время.

П. Брейгель «Избиение младенцев» (1565)

П. Ьрейгель "Избиение младенцев" (1565)

Масло, 109,2 x 158,1 см. Художественно-исторический музей, Вена

В картине «Избиение младенцев» Брейгель использует евангельский сюжет, рассказанный апостолом Матфеем, но сюжет этот видоизменяется, остаются только ассоциации. И они не случайны. В Евангелии от Матфея говорится о том, что Ирод Великий, незаконно занимая иудейский престол, ужасался одной только мысли, что захваченный им престол может перейти от него к истинному царю иудейскому. Когда родился Иисус Христос, Ирод приказал уничтожить всех младенцев младше 2 лет (соответствовавших возрасту Христа), чтобы сохранить за собой престол. А на картине Брейгеля изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню. Деревню оцепили, спастись негде. На картине солдаты Ирода одеты в испанскую форму, а Вифлеем ассоциируется с нидерландской деревней.

Имея евангельскую основу, картина всё-таки о современной Брейгелю жизни, о конкретных обстоятельствах и людях. Народ на картине изображён беззащитной и безликой массой, которая не способна оказать сопротивление чужеземным солдатам.

Ещё одна философская картина-ассоциация – «Притча о слепых».

П. Брейгель «Притча о слепых» (1568)

Холст, темпера, 86х154 см. Музей Каподимонте, Неаполь

Сюжет картины основан на библейской притче: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Притча, конечно, говорит о духовной слепоте. Художник же изобразил слепоту физическую: шесть слепых идут, держась друг за друга. Плотина, по которой они движутся, спускается вниз и делает крутой поворот. Поводырь не видит этого, оступается и падает в воду, за ним следующий. Третий ещё не упал, но участь его уже предрешена. А три остальных пока не догадываются о произошедшем и продолжают двигаться…

Тема потрясающая по своему трагизму. Посмотрите, как безмятежна природа на картине художника, и на фоне этой безмятежности происходит катастрофа, для гибнущих людей это именно так. Законы природы непреложны и существуют сами по себе, а люди, со своими законами – сами по себе.

В принципе, Брейгель показывает всего один эпизод, повседневный и обычный в масштабах человечества: ну, несчастный случай, мало ли людей гибнет трагическим образом (а в наше время особенно!). Разве кто-то обратит на это внимание? Если только кто-то из родственников вздохнёт с сожалением. А возможно, и этого не будет. Событие совершенно не историческое. Но художник вкладывает в него философский смысл: никто не избежит судьбы слепых, потому что мы всегда надеемся, что ведём мы, а на самом деле ведут нас, и порой мы даже не знаем, кто именно нас ведёт и куда. Может быть, мы в шаге от пропасти?

П. Брейгель «Падение Икара» (1558)

Холст, масло, 73,5х112 см. Королевский музей изящных искусств, Брюссель

Эта картина Брейгеля – самая известная, но загадочная. Впрочем, как и почти все остальные картины этого автора. Каждый может растолковывать смысл в силу своих художественных пристрастий или в силу своей фантазии. Что изображено на картине? Обычная бытовая сцена: мирный пахарь занимается своим делом; у рыбака, видимо, начала клевать рыба, и этот момент для него очень важен; пастух и его стадо. И снова, как и на других картинах этого художника, потрясающая природа… Да, вот пастух заинтересованно смотрит в небо. Что он там увидел? Но в названии полотна присутствует слово «Икар». Где же он? Его трудно заметить сразу, надо вглядеться в картину – и вот торчащие из воды ноги… Это Икар. Художник изобразил его не в торжествующий момент полёта, а в унизительной позе, что как-то и не к лицу герою… Впрочем, и лица его не видно. А пастух, возможно, смотрит на улетающего Дедала…

Все мы помним греческий миф о Дедале и Икаре, нет смысла здесь его пересказывать. Но почему у Брейгеля Икар изображён совсем не в романтическом ореоле, а неудачником, потерпевшим полное поражение? Об этом можно только догадываться. Возможно, художник показывает логический конец гордыни – непослушание отцу, полёт к самому солнцу… А может быть, наоборот, изображает героическую личность глазами обывателей, для которых важнее всего их сегодняшнее благополучие. Противопоставляются возвышенное и обыденное. Полёт человеческой мысли и фантазии – и приземлённость. Никому дела нет до смельчака, дерзнувшего взлететь к самому солнцу, каждый занят только своей насущной проблемой. Проходят годы, десятилетия, века, много говорят о ценности человека. Но ничего не меняется.

П. Брейгель «Сорока на виселице» (1568)

Картинная галерея, Городское собрание, Дармштадт

Это последняя картина художника. В ней образ виселицы ассоциируется с испанским правлением, а сорока – со сплетниками. Именно на доносах и слухах держался террор Альбы.

Но в то же время народ удивительно беспечен и безразличен: под самой виселицей устроил пляску, как будто виселица может быть для человека обычным объектом его бытия. Пейзаж картины великолепен, романтичная дымка покрывает окрестности, дворцы… А человек копошится в своём узком мирке и не понимает смысла жизни. «Жизнь, зачем ты мне дана»?

Судьба и время, грандиозность мироздания и место человека в нём – вот вопросы, которые задаёт нам своим творчеством Питер Брейгель Старший. Нидерландское искусство в его лице получило мощную основу, дав старт искусству Голландии и Фландрии в XVII в., хотя сам художник соединил в своём творчестве традиции И. Босха и Л. Лейденского.

Автопортрет Питера Брейгеля (1565)

У Брейгеля было два сына, и оба они стали художниками. Один известен как Питер Брейгель Младший (прозвище Адский), другой, Ян Брейгель, имел прозвище Бархатный. Они были талантливыми художниками. Но подняться до вершин отцовского творчества не смогли.