Картины эдварда мунка с названиями. Школьная энциклопедия

Эдвард Мунк родился в норвежском городе Лётен, в семье военного врача, 12 декабря 1863 года. Слабый и болезненный от рождения Эдвард теряет мать в пятилетнем возрасте: она умирает от туберкулеза в 1868 году. Самым близким человеком для мальчика становится старшая сестра Софи. Но и она умирает от туберкулеза в 15 лет, в 1877 году. Эти трагедии, пережитые в раннем детстве, накладывают отпечаток на характер, психику и всё творчество Эдварда Мунка.

В школьные годы Мунк проявлял значительные способности в химии, математике и физике. В 1879 году отец настоял, чтобы Эдвард, мечтавший о карьере художника, поступил в технический колледж. Мунк бросает техникум на первом году обучения и в 1881 году поступает в норвежскую Королевскую академию искусств и художественных ремесел.

В годы студенчества Мунк пишет пейзажи и окружающих людей в стиле близком к импрессионизму и натурализму, но остается недоволен своими первыми опытами. В отображении действительности формируется собственная, экспрессивная манера Эдварда Мунка. В 1883 году вместе с сокурсниками он принимает участие в первой выставке. Творческие успехи сына ненавистны его крайне религиозному отцу. Конфликт между Мунком и его отцом заканчивается окончательным разрывом отношений.

В 1885 году Мунк завершает работу над картиной «Больная девочка», а чуть позже организует выставку в Осло, которая вызывает бурю негодования у прессы и критиков. Плоды больного воображения Мунка кажутся публике слишком мрачными и жестокими...

В Париже, в 1889 году, Мунк посещает выставки и школу искусств, ведет богемный образ жизни, который плохо отражается на его здоровье. А в декабре умирает его отец. Мунк подавлен, страдает галлюцинациями и мыслями о самоубийстве…

В 1892 году Мунку предложена выставка в Берлине. Картины вызывают скандал и выставку закрывают через неделю. Мунк иронизирует, что невинная живопись, смогла поднять такой ажиотаж. Позднее картины Мунка успешно выставлялись в Дюссельдорфе, Мюнхене, Бреслау и Копенгагене.

Проводить в Норвегии лето стало традицией для художника, в остальное время года он много путешествовал по Европе и много работал: литографии, гравюры, иллюстрации, акварели. В 1893 году рождается первая версия «Крик».

В 1896 году на выставке в Париже Мунк впервые обласкан критикой. Его называют основателем экспрессионизма – нового направления в живописи. Мунк успешно продает несколько картин, но признание, деньги и слава не приносят счастья. Состояние здоровья и психики художника ухудшаются, он покупает уединенный дом в Осгордстранде. До 1906 года дом будет пристанищем от людей и собственных страхов художника.

В 1899 году начался долгий бурный роман Мунка с Таллой Ларсен. Мунк оказался не готов стать супругом, а предательство любимой повергло его в жестокую депрессию. К осени 1908 года паранойя и галлюцинации на много месяцев загоняют Мунка в психиатрическую лечебницу доктора Якобсона, но художник продолжает творить и там.

Слава и признание, пришедшие к зрелому Мунку, знаменуются чередой триумфальных выставок в Европе. В 1915 году он принимает участие в международной выставке в Сан-Франциско. Мунк путешествует, а затем истощенным возвращается в Норвегию, чтобы создать новый шедевр полный боли и страсти, любви или страха…

Больной, почти ослепший, Эдвард Мунк отшельником проведет последние годы жизни в собственном доме в норвежском городке Экели. Разобрав и систематизировав свои картины, гравюры и литографии, и завещав их городу Осло, Эдвард Мунк умрет в возрасте 80 лет, 23 января 1944 года.

«Крик» от души

Эдвард Мунк. Один из самых странных и непостижимых авторов, которые до сих пор не поняты многими ценителями живописи. Но с Мунком наоборот, всё вроде в порядке и многие его произведения оценены и одобрены и покупаемы до сих пор. Но вот что странно, одна картина выдавила из популярности все остальные. Имеется ввиду . Знаменитая, непостижимо страшная и загадочно пугающая картина, от которой просто веет ужасом.

О создании этого рисунка сам Мунк рассказывал так: “Прогуливались как то по пирсу с друзьями. Вдруг небо покраснело и мне показалось, что его окутали языки пламени. Я приостановился и изрядно отстал от приятелей. Вскоре мною завладел ужас и я простоял в таком состоянии несколько минут, но мне хватило памяти, чтобы после запечатлеть своё состояние на бумаге”. И вправду на полотне виден пирс, несколько в стороне видны фигуры людей, а на переднем плане человек с искажённым от ужаса лицом и с открытым ртом. И причём не поймёшь что это за человек, какого рода: то ли женщина, то ли мужчина, но крик как будто пронзает душу. Картина необычная, но красного в ней мало, в основном синие и грязно жёлтые тона с чернотой. И вроде ничего такого в этом полотне нет, да вот история его жизни после создания потрясает.

Многие учёные давно утверждают что полотна, созданные при сильнейшем психическом расстройстве художника способны навредить энергетической ценности здорового человека, то есть простого посетителя. Эдвард Мунк как раз таки страдал подобными расстройствами и фобиями. И в итоге его полотно само подтвердило это учёное утверждение. Как? Можно конечно многое приписать к случайным совпадениям, но полотно не раз приносило несчастье тем, кто имел более или менее тесный контакт непосредственно с изображением. Что же случалось? Несчастья. Кто-то умирал, кто-то сходил с ума, кто-то калечился на всю жизнь. Это всё конечно не пошло на пользу полотну. Дурная слава никогда никому не приносила ни выгоду. Ни пользу. Но картина пострадала больше всего именно из-за каких-то мистических совпадений. Ну, например, музейный работник по своей нерасторопности уронил само полотно. Прошло время и, не выдержав приступов мигрени, он заканчивает жизнь самоубийством. Другой сотрудник также обронил полотно, но к счастью, остался жив. Правда, при этом он навсегда прикован к инвалидному креслу, поскольку попал в автокатастрофу и пострадал, там получив большое количество травм. И это всего две истории связанные с хранителями музея, где выставлено полотно. Но практически тоже самое случается и с посетителями. К сожалению, нет подсчетов, сколько людей сошло с ума, всматриваясь в это полотно, но зато есть свидетельство как один человек осмелился прикоснуться к картине… просто прикоснуться, а потом он сгорел заживо в собственном доме. Скажите проклятье? Но тогда не понятно, зачем Мунк подарил все свои работы, а их более полторы тысячи, не предупредив о полотне под названием «Крик». Кстати, «Криков» несколько, а если быть ещё точнее ровно четыре. Они мало чем отличаются друг от друга, разве что цветовая гамма у всех четырёх разная, но не сильно отличимая. Так что если в каком музеи и увидите это полотно, не подумайте сразу, что это копия… возможно, это одна из этих четырёх версий.

Эдвард Мунк умер в возрасте 81 лет. Но он так и не избавился от своей шизофрении, от своих фобий, главная из которых была боязнь секса. С женщинами он общался, но вот само действие казалось ему мерзким и нечто греховным, но при этом он не был набожным человеком. Сколько смесей всего! Сколько всего было замешано в этом человеке!!! Но он оставил нам «Крик» и кажется ещё долго Мунк будет напоминать нам о себе при помощи своего великого полотна.

Алексей Васин

«Такое мог написать только сумасшедший» - эту надпись один из пораженных зрителей оставил прямо на самой картине Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик».

С этим утверждением сложно поспорить, особенно учитывая тот факт, что живописец и в самом деле около года провел в лечебнице для душевнобольных. Но хотелось бы немного дополнить слова экспрессивного критика: такое, действительно, мог нарисовать только сумасшедший, вот только псих этот явно был гением.

Еще никому и никогда не удавалось выразить в незамысловатом образе столько эмоций, вложить в него столько смысла. Перед нами настоящая икона, вот только говорит она не о рае, не о спасении, а об отчаянии, безграничном одиночестве и полной безнадежности. Но для того чтобы понять, как Эдвард Мунк пришел к своей картине, нам нужно немного углубиться в историю его жизни.

Пожалуй, очень символично, что художник, оказавший огромное влияние на живопись ХХ века, родился в стране, которая была настолько далека от искусства, всегда считалась провинцией Европы, где само слово «живопись» вызывало больше вопросов, чем ассоциаций.

Детство Эдварда явно нельзя назвать счастливым. Его отец, Кристиан Мунк, был военным врачом, всегда зарабатывал немного. Семья жила в бедности и регулярно переезжала, меняя один дом в трущобах Христиании (тогда провинциальном городе в Норвегии, а ныне - столице государства Осло) на другой. Быть бедняком всегда плохо, но быть бедняком в XIX веке было намного хуже, чем сейчас. После романов Ф. М. Достоевского (к слову, любимого писателя Эдварда Мунка) сомнений в этом не остается.

Болезнь и смерть - вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Когда Эдварду было пять лет, умерла его мать, и впавший в отчаяние отец ударился в болезненную религиозность. После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Пытаясь спасти души своих детей, он в самых ярких красках описывал им муки ада, говоря о том, как важно быть добродетельными, чтобы заслужить место в раю. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление. Его мучили кошмары, он не мог спать по ночам, ведь во сне все слова религиозного родителя оживали, приобретая визуальную форму. Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым.

«Болезнь, безумие и смерть - три ангела, преследовавшие меня с самого детства» , - писал живописец позднее в своем личном дневнике.

Согласитесь, что это было своеобразное видение божественной троицы.

Единственным человеком, который пытался успокоить несчастного запуганного мальчика и дарил ему столь нужную материнскую заботу, была его сестра Софи. Но, похоже, Мунку на роду было написано терять все, что дорого. Когда художнику было пятнадцать, ровно через десять лет после смерти матери, сестра умерла. Тогда, наверное, и началась его борьба, которую он вел со смертью с помощью искусства. Потеря любимой сестры была положена им в основу первого шедевра, картины «Больная девочка».

Стоит ли говорить, что провинциальные «ценители искусства» из Норвегии в пух и прах раскритиковали это полотно. Его называли незаконченным этюдом, упрекали автора в небрежности… За всеми этими словами критики упустили главное: перед ними была одна из самых чувственных картин своего времени.

Впоследствии Мунк всегда говорил, что никогда не стремился к детальному изображению, а переносил на свои картины только то, что выделил его глаз, что по-настоящему было важно. Именно это мы и видим на данном полотне.



Выделяется только лицо девочки, а точнее - ее глаза. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего. Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто. Фигура женщины в черном, которая часто встречается в произведениях художника и олицетворяет собой смерть, склонила перед умирающей голову и уже держит ее за руку. Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше. Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство - это всегда взгляд за спину смерти.

И хотя норвежский художник стремился смотреть дальше смерти, она упорно стояла перед его глазами, стремилась обратить внимание на себя. Смерть старшей сестры послужила толчком для рождения его таланта, но расцвел он на фоне еще одной семейной трагедии. Именно тогда Мунк, до этого момента увлекавшийся импрессионизмом, пришел к абсолютно новому стилю и стал создавать картины, принесшие ему бессмертную славу.

Еще одна сестра художника, Лаура, была помещена в клинику для душевнобольных, а в 1889 году от инсульта умер его отец. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. С того момента он был абсолютно одинок, стал добровольным отшельником, удалился от мира и людей. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. И хотя большинство творцов находили спасение от своих внутренних демонов в любви, то Эдвард Мунк был явно не из их числа. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же.

Уже получивший признание во Франции и внешне красивый живописец пользовался огромным успехом у женщин. Вот только сам он избегал любых долгих романов, думая, что такие отношения лишь приближают смерть. Доходило до того, что во время свидания он, не объясняя причин, мог встать и уйти, а потом больше никогда не встречаться с покинутой им женщиной.

Достаточно вспомнить картину «Созревание», известную еще под названием «Переходный возраст».



В восприятии Мунка сексуальность - это могучая, но темная и опасная для человека сила. Неслучайно тень, которую фигура девушки отбрасывает на стену, выглядит так неестественно. Она, скорее, напоминает призрак, злой дух. Любовь - это одержимость демонами, а больше всего демоны мечтают принести вред своей телесной оболочке. Так о любви не говорил еще никто! Цикл картин «Фриз жизни» посвящен именно этому чувству. Кстати, именно в нем был представлен «Крик». Эта картина - завершающая стадия любви.

«Я шёл по тропинке с двумя друзьями - солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом - мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу» , - так в своем дневнике Мунк описывал чувство, которое вдохновило его на создание картины.

Но это произведение не было создано в едином порыве вдохновения, как думают многие. Художник работал над ним очень долго, постоянно меняя замысел, добавляя те или иные детали. Причем работал всю оставшуюся жизнь: существует около ста вариантов «Крика».

Та известная фигура кричащего существа возникла у Мунка под впечатлением от выставки в этнографическом музее, где его больше всего поразила перуанская мумия в позе эмбриона. Ее образ появляется на одном из вариантов картины «Мадонна».

Вся выставка «Фриз жизни» состояла из четырех частей: «Рождение любви» (его завершает «Мадонна»); «Расцвет и закат любви»; «Страх жизни» (эту серию картин завершает «Крик»); «Смерть».

Место, которое описывает Мунк в своем «Крике», вполне реально. Это известная смотровая площадка за городом с видом на фьорд. Вот только мало кто знает о том, что осталось за пределами картины. Внизу под смотровой площадкой справа находился сумасшедший дом, куда была помещена сестра художника Лаура, а слева - скотобойня. Предсмертные крики животных и вопли душевнобольных часто были спутниками великолепного, но пугающего вида северной природы.



В этой картине все страдания Мунка, все его страхи получают максимальное воплощение. Перед нами не фигура мужчины или женщины, перед нами последствие любви - душа, выброшенная в мир. И, оказавшись в нем, столкнувшись с его силой и жестокостью, душа способна только кричать, даже не кричать, а вопить от ужаса. Ведь выходов в жизни немного, всего три: горящие небеса или обрыв, а на дне обрыва - скотобойня и психушка.

Казалось, что при таком видении мира жизнь Эдварда Мунка просто не могла быть долгой. Но все случилось иначе - он дожил до 80-ти лет. После лечения в психиатрической клинике «завязал» с алкоголем и уже намного меньше занимался искусством, живя в абсолютном уединении в собственном доме в пригороде Осло.

А вот «Крик» ждала очень печальная судьба. Действительно, сейчас это одна из самых дорогих и известных картин в мире. Но массовая культура всегда насилует истинные шедевры, вымывая из них то значение и ту силу, которые вкладывали в них мастера. Яркий пример - «Мона Лиза» .

С «Криком» произошло то же самое. Он стал предметом шуток и пародий, и это вполне объяснимо: человек всегда пытается смеяться над тем, чего больше всего боится. Только вот страх никуда не уйдет - он просто притаится и обязательно настигнет шутника в тот момент, когда весь его запас острот иссякнет.

Самый незабываемый художник 19 столетия, стоящий у истоков нового направления в живописи – экспрессионизма, несомненно, является Эдвард Мунк.

Автопортрет, 1882

Для создания соответствующей атмосферы слушаем по порядку:

Так кем же он был, той таинственной персоной, который смог уловить течение жизни, социальный протест, тяжелые условия существования людей, их немые мольбы о помощи, их отчаяние: художником, прилагающим невероятные усилия сдержать свое внутреннее напряжение, излившись в одном истошном крике или сошедшим с ума одиноким человеком, свободным от оков правил и ограничений?

Заглянем в его душу…

На Мунка оказали влияние такие известные художники, как Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри де Тулуз-Лотрек, Жорж Сера и другие, которые позволили раскрыться его таланту в полную силу, проявить себя. Они приоткрыли ему двери в неведомый мир социальных противоречий реальной жизни, помогли проникнуть в душу обычного человека, при этом выразив свои собственные чувства через мистицизм, драму, мрачные предчувствия.

Прозаическая правда жизни


Рабочие на пути домой, 1915

Мистическое озарение


Мадонна, 1895-1902, литография

Невероятное напряжение


Цветок боли, 1897

А в 1893 г. художник создает свое самое значимое, известное произведение «Крик» , пастель.

Позднее, в 1910 году, он написал еще одну версию темперой.

Фигура кричащего напоминает скорее скелет, эмбрион, а волнообразные линии пейзажа, повторяют закругленные контуры головы и широко раскрытого рта - как если бы звук крика отдавался повсюду. Ощущение, что через столь напряженный колорит, дрожаще-изогнутые формы, необычный ракурс мы можем почти физически почувствовать исторгнутый крик, кажется из глубин самого существа, полный боли и отчаяния, такой силы и напряжения, что внутри все сжимается от этого странного, беспокойного волнения. Драматизм сцене придает напряженный контраст между фигурой на первом плане и чужими, занятыми самими собой людьми в отдалении. Это – ода собственному отчаянному одиночеству, потери смысла жизни, его изоляции от общества. По накалу чувств, это произведение, безусловно, затягивает, увлекает, но в тоже время пугает и отталкивает.

Картины Мунка отражают его внутренний мир. На протяжении всей жизни главными темами были болезни, депрессия, меланхолия, трудные отношениями с женщинами и смерть. С ранних лет он познал, что такое потерять близких людей, когда от туберкулеза умерла его мать и сестра, да и он сам чуть не умер от этой болезни, поэтому все его творчество проникнуто мрачными предзнаменованиями, но, в тоже время, жаждой жизни.


У смертного одра (Лихорадка), 1915


Смерть в комнате больного, 1893

Свое отчаяние, боль, болезненные желания, одиночество он пытался заглушить алкоголем, наркотиками, что, в конечном счете, привело в сумасшедший дом.

«Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», - писал Мунк.


Автопортрет в аду, 1903

Поэтому его картины полны этим неистовым напряжением всех душевных и физических сил, драматизма и невероятных усилий сдержа ть внутреннюю агонию.

Итак, в 1879 году Мунк поступает в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре переходит в Государственную академию искусств, где его преподавателем становится живописец Кристиан Крог . Посмотрим на несколько его полотен.

Картина Мунка «Утро» (1884) , созданная под несомненным влиянием Крога, вызывала неприятие критики своей необычностью, простотой, но в тоже время, истинными явлениями жизни.

В начале 1880-х годов он становится членом радикально настроенной группы студентов, писателей и художников «Богема Кристиании» собравшаяся вокруг писателя Ханса Йегера (1854–1910)

и ратовавшая за необходимость покончить с отжившей общественной системой, с неравноправием полов и традиционным укладом семьи.
Йегер стал для Мунка авторитетом, художник считал йегеровский принцип «Пиши свою жизнь» основой любого творчества. Однако было нечто, что со временем оттолкнуло художника от этого кружка: эротические излишества. А ведь, есть один малоизвестный факт, оказывается Мунк был не только гениальным художником, но и хорошим писателем, и его литературное наследство смело можно называть огромным.
В 1886 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил последнюю выставку импрессионистов, оказавшись под большим впечатлением от работ Писсарро и Моне, атмосферой вечного праздника и веселья.


Камиль Писсарро «Ярмарка в Дьеппе»


Клод Моне «Улица Монторжей, украшенная флагами», 1878


Клод Моне «Солнечный свет»


Клод Моне «Утро на Сене. Туман», 1897

Художник был настолько покорен игрой света и цвета, легкости и нежности мазка, сглаженности линий, тонким восприятием окружающего мира, что после возвращения в родную Норвегию создает первую широко известную картину «Больной ребенок» (1885-1886) , где в своей манере, через призму чувств и меланхолии, показывает болезнь и смерть сестры Софии и матери Лауры.

Выражение лица у девочки бледное, строгое, серьезное, а ее мать полностью погружена в свое горе, это видно по опущенному лицу, согнутой фигуре в черном. Цветные акцентные пятна вносят заметное оживление в картину, проникнутой чувством меланхолии и страдания.
А вот еще один пример.


Весна, 1889

На этой картине тоже заметно влияние импрессионистов, по легкому дуновению ветерка белых, воздушных занавесей, по утонченному колориту, контрасту холодных и теплых цветов, но в целом атмосфера, как и на предыдущей картине, навевает тоску, растворившись в мрачной безысходности существования.
Мунк умело изображает одиночество, может потому что он и был его истинным воплощением.


Летняя ночь (Ингер не берегу), 1889

После этого он опять приезжает в Париж, где проведет без малого 3 года.
На короткий срок он поступает в мастерскую Пьера Боннара, но вскоре уходит, не вынеся строгих, скованных правил и академических настроений.


Пьер Боннар «Вечер в Париже», 1911


Пьер Боннар «В цирке», 1897

За время пребывания в Париже Мунк впитывает передовые идеи новых школ и направлений в живописи, как постимпрессионизм, пуантилизм.


Жорж Сера «Воскресный полдень на острове Ла Гранд-Жат», 1884-86


Жорж Сера «Этюд для «Купания в Ансьере», 1883-1884

Творчество Поля Гогена привлекло Мунка за счет острой, социальной правды и отражения тяжелых условий жизни обычного, трудящегося человека, показ жизни без прикрас, а со временем картины приобретают символический смысл.


Поль Гоген «Ночное кафе», 1888


Поль Гоген «Бретонская женщина с кувшином», 1888


Поль Гоген «Кловис Гоген спит», 1884


Поль Гоген «Георгины и пионы в синей вазе», 1876


Поль Гоген, Прачки, 1888

Гоген оказал огромное воздействие на дальнейшую работу Мунка, привнеся в его работы тематику символизма. Кроме того, колоссальному влиянию на развитие этого направления в искусстве способствовал И. Кант . Он утверждал, что "нашему разуму приемлемы только феномены, то есть лишь то, как этот предмет представляется в восприятии нашими органами чувств, непосредственно, природа предмета непостижима. Тут, человеческому разуму, блуждающему во тьме, и приходит на помощь символ. Он призван выразить умопостигаемый смысл явлений и порожден прозрением художника".

Интересно проследить за изменениями в манере художника.
Сравните картину «Весенний день на улице Карла Йогана» (1890) и «Вечер на улице Карла Иоанна» (1892) .

Эмоциональная экспрессия, бурлящие линии, яркий колорит Винсента Ван Гога также повлияли на творчество Мунка.


Винсент Ван Гог «Звездная ночь», 1889

В интерпретации Мунка.


Звездная ночь, 1922


Винсент Ван Гог «Сеятель» (по Милле), 1889


Косарь, 1916

Кстати, именно под влиянием Ван Гога было создано самое известное произведение Мунка «Крик» .

В 1892 году Мунк выставил 55 работ на своей выставке в Германии, многие критики и зрители сошлись во мнении, что они насыщены страстью, энергией, но многие не понимали его творчества, поскольку до Мунка, никто не создавал столь живые, удивительные картины жизни с социальным подтекстом. И хотя эта выставка была закрыта через неделю из-за разгоревшего вокруг нее скандала, позже художник стал заметной фигурой.
В Германии он сошелся с авангардным кружком писателей, художников, с которыми выставлялся на многочисленных выставках, особенно сдружился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Дагни Пшибышевской. Последняя на несколько лет стала музой Мунка.


Дагни Пшибышевская, 1893

Однако психологический настрой Эдварда Мунка вскоре привел его к увлечению алкоголем, что отрицательно сказалось на его здоровье, но это и время его активной работы.


Автопортрет с бутылкой вина, 1906


Следующий день, 1894

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни - поэма о любви, жизни и смерти» , желая отобразить все основные аспекты человеческого бытия, как любовь, женственность, страх, отчаяние и смерть. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1893 году Мунк создал «Крик» - свое самое известное произведение, которое считается знаковым событием экспрессионизма.
Ревность Мунк представлял в образе одинокого человека, наблюдающего за другими людьми, мужчиной и женщиной, которые заняты друг другом. Обратите внимание на ярко-алый цвет, в котором Мунк изображает женщину, как цвет страсти, соблазнения.


Ревность, 1895

Картина «Меланхолия» (1892) сразу обращает на себя внимание своим необычным ракурсом. По его собственным словам "пейзаж стал для него выразителем настроения". Волны, разбивающиеся о скалы, сам берег и море, непостижимы как смерть, вечны как тоска. Извивы береговой линии, очертаний валунов символизировали для него линии судьбы человека, его жизни и смерти.

Мунка занимала женская сексуальность, эту тему он впервые развил в своем полотне «Половая зрелость» (1894) .

В работе можно почувствовать исходящую угрозу от скованной, напряженной позы девочки и непропорционально огромной, черной тени справа. Мунк здесь сочетает мотивы сексуальности и угрозы, тревоги, что в целом характерно для его творчества, воспринимавшего половое чувство как могучую, но темную и опасную для человека силу.

Следующей картиной на тематику женской сексуальности стала «Три стадии женщины» (1894) .

А на картине «Танец жизни» (1899-1900) снова и снова Мунк повторяет «три стадии женщины», посмотрите справа женщина в красном, далее мы видим в белом и последний, завершающий штрих, женщина в черном.

Картина «Вампир» (1895) навевает чувства о разрушительной силе женской любви.

Пожалуй, самым драматическим по накалу страстей является изображение женщины в картине «Мадонна», как олицетворение огромной власти над мужчинами, когда ее шарм, красивое, стройное тело, полное жажды страсти полыхает изнутри, но как бы возводя барьер между собой и мужчиной. Она – главная и решение только в ее руках.


Мадонна, 1894

В это время творческие и физические силы Мунка достигают своего апогея. На его картине «Автопортрет с зажженной сигаретой» (1895), мы видим человека, словно привидение с зажженной сигаретой, дым от которой клубиться возле лица, напоминая нам о бренности, призрачности существования.

Снова и снова Мунк изображает взаимоотношения мужчины и женщины.


Мужчина и женщина, 1898


Мужчина и женщина, 1912


Одинокие, 1935


Ревность, 1907

А женщина в его работах предстает в различных ипостасях.


Меланхолия


Красное и белое, 1900


Четыре возраста в жизни, 1902

Живо интересуясь социальной жизнью общества.


Рождество в публичном доме, 1905


Рабочий и дитя, 1908


Старик в Варнемюнде

В Германии Мунк овладел техникой офорта, в Париже экспериментировал с литографией и гравюрой на дереве, в которой широко использовал характерный для Гогена прием подчеркивания фактуры дерева. В гравюре и литографии Мунк воплощал те же сюжеты, что и в живописи, но с гораздо большей энергией, силой и оригинальностью.


Мадонна, 1895-1902, литография


Крик, 1896, литография


Пепел, 1896, литография

После неудачного романа с молодой норвежкой, когда во время ссоры, в пылу, Мунк повредил себе левую руку, позднее ему был ампутирован палец, а также из-за его беспрестанных стычек с незнакомыми людьми, Мунка помещают в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. На картине «Профессор Даниель Якобсон» (1909) художник изобразил своего лечащего врача, как это ранее сделал Ван Гог, посвятив свою картину доктору Гаше.

Начиная с 1909 года, стиль Мунка меняется в сторону более резкой и грубой манеры, поэтому на его поздних картинах мы видим широкие мазки с яркими контрастными цветами.
По возвращении в Норвегию он рисует жизнеутверждающее полотно «Солнце» (1916) , пронизанное его лучами, написано с настроением.

На протяжении своей жизни Мунк жил в вечном страхе перед собой, перед людьми, особенно женщинами, в страхе быть отвергнутым, отдавшись чувствам, свою душу, с детства познав горькую правду жизни. Поэтому он предпочел быть один, где можно укрыться от глаз, став просто собой. В конце жизни к художнику пришла слава, успех, деньги, но это ничто перед лицом смерти и сумраком одиночества, о том, с чем он жил и творил, проникая в суть вещей и пытаясь ответить на вечные вопросы.


Ночь, 1890

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Норвегия — 23 января 1944, Экели, близ Осло, Норвегия) — норвежский живописец и график, тяготевший к символизму и экспрессионизму.

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, а в 1877 году от той же болезни — старшая сестра Софи, которой было пятнадцать лет.

Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулёзу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия… С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом… Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?»

Мунк Эдвард

В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначал его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — живописец Кристиан Крог.

В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.

В Германии Мунк выставлялся вместе с местными художниками, но его картины спровоцировали скандал, так что его выставка была закрыта досрочно.

Позднее многие из этих художников вошли в Берлинский сецессион. Там же Мунк близко сошёлся с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Даньи Пшибышевской (урождённая Жюэль). Последняя на несколько лет стала музой Мунка. Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность», «Поцелуй».

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.

В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.

Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу.

В 1863 году, в семье Кристиана Мунка, норвежского военного врача, появился на свет известный живописец, теоретик искусства Эдвард Мунк . Когда мальчику было 5 лет, его мать скончалась от туберкулеза. Спустя несколько лет ушла из жизни и его пятнадцатилетняя сестра, охваченная той же болезнью. Эти события наложили отпечаток на дальнейшее творчество художника и его жизнь в целом.

В возрасте 16 лет Эдвард принят в Высшую школу с техническим направлением, однако вскоре он решил сменить техническое обучение на творческое и перевелся в Государственную академию искусств и художественных ремёсел.

Первым преподавателем в искусстве был скульптор, а немного позже, он стал учеником ныне так же известного живописца .

В возрасте 23-х лет Мунку выпадает шанс побывать на восьмой выставке импрессионистов в Париже, которая являлась последней. В этот же период, Мунк создает одну из своих известнейших картин «Больная девочка». Данное произведение явно отражало всю боль перенесенную им в детском возрасте.

В 1889 году, достигнув возраста 26 лет, Эдвард открывает выставку своих личных работ, после чего он переезжает в Европу. Выставку художника в Германии закрыли досрочно, так как его работы сильно раскритиковали. В Берлине Эдвард находит музу, которая является супругой его друга, польского писателя Пшибышевского. Ее образ отражен в картинах «Мадонна», «Поцелуй», «Ревность» и др.

Лето 1889 года стало не менее важным для художника. В этом году Мунк арендовал небольшой дом в Осгордстранде, но не прошло и года как здесь же Эдвард приобрел собственный дом. На протяжении 20 лет, художник каждое лето посещал свой очаг. С его слов становится очевидным, что это было его любимое и единственное место, которое наполняло его силами и вдохновением. Мунк говорил, что гулять по Осгордстранду это то же самое, что гулять среди собственных картин.

В 1890-х годах Мунком написан ряд картин о любви и смерти. В 1893 году на свет появилась самая известная картина Эдварда Мунка - «Крик». Эта картина является важным событием в экспрессионизме.

В 1900-х годах Эдвард стал жертвой неудачного романа с молодой особой из богатой семьи, которая была без памяти влюблена в художника. На протяжении долгих 4 лет девушка настаивала на бракосочетании, что тяготило Мунка. В итоге для подогрева чувств друзья подшутили над художником, сказав, что девушка умерла и показали художнику ее тело. Эта неудачная шутка привела к конфликту, в котором Мунк повредил руку, что привело к ампутации пальца на левой руке. С того момента душевное состояние Мунка ухудшилось. После еще нескольких ссор, в 1908 году, он был помещен в психиатрическую клинику с диагнозом душевное расстройство, где провел более 6 месяцев.

После выхода из клиники Мунк меняет стиль на грубую и резкую манеру: мазки крупные, цвета яркие.

Когда художнику было около 60 лет, у него произошло кровоизлияние в правый глаз, что крайне негативно повлияло на его работу.

Признание его творчества и слава начала постигать Эдварда Мунка в возрасте 70 лет.

Скончался художник на 80 году жизни в Норвегии, неподалеку от Осло.