Ильф и петров биография краткая. Больная любовь ильи ильфа. Неудачные сыновья Арье Файнзильберга

Дэн Сяопин (1904-1996)

Официально Дэн Сяопин — китайский революционер и политик, неофициально — руководитель страны. С конца 1970-х годов и до начала 1990-х годов он провозгласил курс на проведение экономических реформ и строительство социализма с «китайским лицом». При нем Поднебесная стала сильным, развитым государством. Он выдвинул идею объединения Китая и Тайваня по принципу «одно государство — два строя». Во всем мире его признали выдающимся китайским реформатором XX века.

За годы бурной партийной деятельности Дэн Сяопину пришлось пережить взлеты и падения. Его назначали на самые высокие посты и снимали, его отправляли в провинцию и возвращали в центр. Но без него было невозможно обойтись. Он был не просто опытным, мудрым руководителем, знающим ответы на многие вопросы, он знал секрет, как сделать страну процветающей…

Дэн Сяопин был родом из богатой семьи, но богатство в соседстве с нищетой его раздражало. Выходец из уезда Гуанъань провинции Сычуань, он хотел посмотреть мир. Ему было 15 лет, когда в числе других лучших китайских студентов он прибыл во Францию. Для жизни требовались деньги, поэтому он много работал в разных местах, но учебу не бросал. Там же, во Франции, он познакомился с учением Маркса.

По возвращении домой в 1921 году Дэн вступил в Коммунистический союз молодежи Китая, а в 1925 году поехал в СССР на два года изучать опыт строительства социализма в стране рабочих и крестьян, был студентом Коммунистического университета трудящихся Востока. Вернувшись на родину, он занялся партийной работой. Его перевели в армию — для укрепления боевого духа революционных солдат. Почти до 1949 года он прослужил политкомиссаром, затем его избрали членом ЦК, и с 1956 года он 10 лет занимал пост генерального секретаря ЦК Компартии Китая.

В 1966 году Мао Цзэдун объявил о проведении «культурной революции» и товарища Дэна сняли со всех постов. Его послали простым рабочим на тракторный завод. Хунвейбины готовились его уничтожить. Казалось бы, карьера закончилась, но о боевом партийце вспомнил заболевший раком Чжоу Эньлай, 1-й премьер Госсовета КНР, который назначил его своим преемником. В 1973 году Дэн Сяопина восстановили на партийной работе. Чжоу Эньлай в 1976 году скончался, и товарища Дэна по указу Мао Цзэдуна снова сняли, отправили в провинцию.

Только после смерти «великого кормчего», после разгрома ревизионистских групп Дэн Сяопину удалось восстановиться в партии и взять руководство страной в свои руки. Кроме него не осталось никого, кто имел бы опыт, знания и желание, несмотря на все трудности, поднять страну из хаоса. Он, будучи всего лишь в ранге вице-премьера Госсовета КНР, отказался от пустых лозунгов, от ненужной партийной пропаганды и предложил начать широкие экономические преобразования под названием «Пекинская весна».

В 1981 году Дэн Сяопин занял пост председателя Военного совета ЦК КПК и стал самым влиятельным лицом в партии. Он объявил Мао «великим марксистом, пролетарским революционером», но допускавшим ошибки. Вот и вся критика. Покончив таким образом с прошлым, Сяопин стал налаживать контакты с западными странами, рекомендовал использовать опыт подъема экономики Японии. В 1979 году Сяопин посетил США, где встречался с президентом Джимми Картером в Белом доме, консультировался с финансистами, как модернизировать Китай и превратить его в высокоразвитую промышленную державу.

Благодаря его усилиям в 1997 году Гонконг был возвращен Китаю. Дэн согласился на протяжении 50 лет не менять его экономическую и политическую систему и вскоре объявил принцип «четырех модернизаций»: в оборонной промышленности, сельском хозяйстве, науке и промышленном производстве. Сельскохозяйственные коммуны были распущены, поощрялось частное предпринимательство, страна ориентировалась на рыночную экономику — производить следует то, что продается не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

Несмотря на все трудности и противоречия, Китай двигался намеченным курсом. Прибрежные районы Китая, например Шанхай, превратились в процветающие промышленные центры. Этот опыт оказал большое влияние на развитие всей страны.

В 1992 году Сяопин ушел с политической арены, но до конца своих дней интересовался успехами начатых им преобразований.

Государственный, военный и партийный лидер Китая Дэн Сяопин (при рождении — Дэн Сяньшэн) родился 22 августа 1904 года в китайской провинции Сычуань в зажиточной семье.

Окончил престижную частную школу. Тогда же под влиянием учителя сменил свое имя Сяньшэн ("Обогнавший мудреца") на Сисянь.

С 1981 года он активно проводил курс на децентрализацию управления экономикой и борьбу с коррупцией.

В сельском хозяйстве была упразднена система маоистских "народных коммун". В сфере промышленности рыночные реформы и образование специальных экономических зон привели к невиданному буму в экспорте и производстве потребительских товаров, в особенности в приморских провинциях на юге страны. Стали активно привлекаться иностранные инвестиции.

Дэн Сяопин был сторонником развития культурных отношений с зарубежными странами, он также реформировал систему образования, разрешив китайским студентам получать высшее образование за рубежом.

В то же время Сяопин отказался предпринимать даже частичные и осторожные шаги в направлении политической либерализации.

Когда в июне 1989 года движение за демократизацию вылилось в массовую демонстрацию на площади Тяньаньмэнь в Пекине, он привлек для подавления волнений армию, в результате чего погибли не менее 800 демонстрантов, десятки тысяч были арестованы.

В 1981-1989 годах Сяопин возглавлял Военный совет ЦК КПК, в 1982-1987 годах являлся председателем Центральной комиссии советников КПК. В 1983-1990 году занимал пост председателя Центрального военного совета КНР.

К этому же периоду относятся наиболее известные из опубликованных трудов политика — "Избранные произведения Дэн Сяопина" (1975-1982), "Фундаментальные проблемы в современном Китае" (1982-1987), "О строительстве социализма с китайской спецификой" (1982-1984), "Собрание важнейших речей товарища Дэн Сяопина" (февраль-июль 1987).

политический и государственный деятель.

Из се-мьи слу-жа-ще-го. По окон-ча-нии шко-лы в городе Чун-цин учил-ся во Фран-ции (1920-1925 годы), где по-лу-чил выс-шее об-ра-зо-ва-ние. В 1922 году всту-пил в Со-циа-ли-стический со-юз мо-ло-дё-жи Ки-тая, с 1924 года член Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая (КПК) . В 1925 году - январе 1926 года учил-ся в СССР (под псев-до-ни-ма-ми Кре-зов, До-зо-ров). В 1928-1929 годах, 1934-1935 годах воз-глав-лял Сек-ре-та-ри-ат ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая. В 1929-1934 годах на партийной и во-енной ра-бо-те в про-вин-ци-ях Гу-ан-си и Цзян-си. При-ни-мал уча-стие в Се-ве-ро-за-пад-ном по-хо-де 1934-1936 годов в ка-че-ст-ве начальника сек-ре-та-риа-та, за-тем заведующий от-де-лом про-па-ган-ды, заместитель на-чаль-ни-ка, начальник по-лит-управ-ле-ния 1-го кор-пу-са Крас-ной ар-мии Ки-тая.

По-сле на-ча-ла На-цио-наль-но-ос-во-бо-ди-тель-ной вой-ны в Ки-тае про-тив япон-ских за-хват-чи-ков 1937-1945 годов заместитель начальника по-лит-управ-ле-ния 8-й ар-мии, сфор-ми-ро-ван-ной Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тией Ки-тая и дей-ст-во-вав-шей в со-ста-ве воо-руженных сил Национального пра-ви-тель-ст-ва Го-минь-да-на. С января 1938 года по-ли-тический ко-мис-сар 129-й ди-ви-зии 8-й ар-мии, с октября 1943 года сек-ре-тарь Северного бю-ро ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, ру-ко-во-дил во-енно-административной ра-бо-той в По-гра-нич-ном районе Шань-си-Хэ-бэй-Шань-дун-Хэ-нань.

Во вре-мя На-род-но-ос-во-бо-ди-тель-ной вой-ны в Ки-тае 1946-1949 годов по-ли-тический ко-мис-сар По-ле-вой ар-мии Центрпльной рав-ни-ны (впо-след-ст-вии 2-я По-ле-вая ар-мия). В 1949 году член Центрального народного пра-ви-тель-ст-вен-но-го со-ве-та. В октябре 1949 года - сентябре 1954 года за-ни-мал по-сты члена На-род-но-ре-во-люционного во-енного со-ве-та, по-ли-тического ко-мис-са-ра Юго-Западного военного округа, пер-во-го сек-ре-та-ря ре-гио-наль-но-го бю-ро ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая Юго-Западного Ки-тая, заместителя пре-мье-ра Гос-со-ве-та КНР, заместителя председателя фи-нан-со-во-эко-но-мического комитета. С 1954 ру-ко-во-ди-тель Сек-ре-та-риа-та, заведующий орг-от-де-лом ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, министр фи-нан-сов, заместитель председателя Государственного комитета обо-ро-ны. В 1955 году из-бран членом По-лит-бю-ро ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая; с 1956 года член По-сто-ян-но-го комитета По-лит-бю-ро ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, ге-не-раль-ный сек-ре-тарь ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, с 1959 года член Во-енного со-ве-та ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая. В 1961-1962 годах по-сле про-ва-ла по-ли-ти-ки «боль-шо-го скач-ка» обос-но-вал не-об-хо-ди-мость бы-ст-ро-го подъ-ё-ма национальной эко-но-ми-ки с ис-поль-зо-ва-ни-ем всех до-ступ-ных ме-то-дов, вклю-чая се-мей-ный под-ряд.

На на-чаль-ном эта-пе «Куль-тур-ной ре-во-лю-ции» 1966-1976 годов под-верг-ся кри-ти-ке и был снят со всех партийных и государственных долж-но-стей. В 1969-1973 годах на-хо-дил-ся в ссыл-ке в провинции Цзян-си. В мар-те 1973 года на-зна-чен заместителем пре-мье-ра Гос-со-ве-та КНР. С января 1975 года за-ни-мал по-сты заместителя председателя ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, член По-сто-ян-но-го комитета По-лит-бю-ро ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, пер-во-го ви-це-пре-мье-ра Гос-со-ве-та КНР, заместитель председателя Во-ен-но-го со-ве-та ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, начальник ген-шта-ба Народно-ос-во-бо-дительной ар-мии Ки-тая. В апреле 1976 года вновь под-верг-ся кри-ти-ке и снят со всех по-стов. В ию-ле 1977 года вос-ста-нов-лен в преж-них долж-но-стях. В августе 1977 года на 11-м съез-де Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая из-бран членом ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, на 1-м Пле-ну-ме ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая 11-го со-зы-ва - заместителем председателя ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая; в мар-те 1978 года стал председателем Все-ки-тай-ско-го комитета Народного по-ли-тического кон-суль-та-тив-но-го со-ве-та Ки-тая.

В зна-чительной сте-пе-ни бла-го-да-ря уси-ли-ям Дэн Сяопина 3-й Пле-нум ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая 11-го со-зы-ва (декабрь 1978 года) за-ло-жил по-ли-тические, идео-ло-гические и кад-ро-вые ос-но-вы по-сле-дую-щей по-ли-ти-ки «ре-форм и от-кры-то-сти». В ию-не 1981 года на 6-м Пле-ну-ме ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая 11-го со-зы-ва бы-ло при-ня-то раз-ра-бо-тан-ное под руководством Дэн Сяопина «Ре-ше-ние по не-ко-то-рым во-про-сам ис-то-рии Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая со вре-ме-ни об-ра-зо-ва-ния КНР», ко-то-рым при-зна-ва-лись ошиб-ки, до-пу-щен-ные Мао Цзэ-ду-ном в пе-ри-од «боль-шо-го скач-ка» и осо-бен-но «куль-тур-ной ре-во-лю-ции». На том же пле-ну-ме Дэн Сяопин был из-бран председателем Во-енного со-ве-та ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая. На 12-м съез-де Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая (сентябрь 1982 года) он вы-дви-нул про-грамм-ное по-ло-же-ние о «строи-тель-ст-ве в Ки-тае со-циа-лиз-ма с ки-тай-ской спе-ци-фи-кой» (со-вме-ще-ние эко-но-мического ли-бе-ра-лиз-ма с твёр-дой по-ли-тической вла-стью, осу-ще-ст-в-ляе-мой Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая).

На 1-м Пле-ну-ме ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая 12-го со-зы-ва вновь из-бран членом По-сто-ян-но-го комитета По-лит-бю-ро ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, ут-вер-ждён председателем Центральной ко-мис-сии со-вет-ни-ков Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая. В ию-не 1983 года воз-гла-вил Центральный во-енный со-вет КНР. Дэн Сяопин ак-тив-но под-дер-жал идею соз-да-ния на тер-ри-то-рии КНР «осо-бых эко-но-мических зон», от-кры-тия 14 при-мор-ских го-ро-дов для сво-бод-ной тор-гов-ли. На ос-но-ве вы-дви-ну-то-го им прин-ци-па «один Ки-тай - две сис-те-мы» бы-ли раз-ра-бо-та-ны ус-ло-вия при-сое-ди-не-ния к КНР Сян-га-на и Ао-мы-ня. В 1987 году Дэн Сяопин по сво-ей ини-циа-ти-ве вы-шел из ЦК Ком-му-ни-сти-че-ской пар-тии Ки-тая, в 1989 году ос-та-вил по-след-ний партийно-государственный пост - пред-се-да-те-ля Центрального во-енного со-ве-та КНР.

Сочинения:

Из-бран-ное (1975-1982). Пе-кин, 1985;

Ос-нов-ные во-про-сы со-вре-мен-но-го Ки-тая. М., 1988;

Вэнь-сю-ань. Пе-кин, 1993. Т. 1-3; Строи-тель-ст-во со-циа-лиз-ма с ки-тай-ской спе-ци-фи-кой: Ст. и вы-сту-п-ле-ния. М., 2002.

Иллюстрация: Архив БРЭ.

Дэн Сяопин - реформатор китайского социализма. В недавно вышедшей на русском языке книге лауреата Нобелевской премии 2001 г. по экономике Дж. Стиглица под выразительным названием «Ревущие девяностые. Семена развала» есть такая констатация того, что произошло в эти годы с нашей страной и другими социалистическими государствами Европы и как в это время жила Китайская Народная Республика: «Громогласно провозглашенный с обещаниями беспрецедентного процветания переход бывших коммунистических стран к рыночной экономике обернулся на деле беспрецедентной бедностью. Этот переход обернулся такой катастрофой, что летом 1999 г. “Нью- Йорк тайме” поставила вопрос: кто потерял Россию? ...ВВП снизился на 40 процентов, и бедность возросла в 10 раз. И сходные результаты имели место в других экономиках, осуществлявших переход, следуя рекомендациям Министерства финансов США и Международного валютного фонда.

Тем временем Китай, следовавший своим собственным курсом, показал, что существует альтернативный путь перехода, обеспечиваю

щий успех и в области роста, который обещал переход к рыночной экономике, и одновременно в области значительного снижения уровня бедности» .

Успехи перехода Китая к рыночным отношениям, перестройка в стране, где проживает более 1,2 миллиарда человек, т.е пятая часть всего человечества, при сохранении курса на построение социализма, руководящей роли Коммунистической партии (в рядах которой на конец 2003 г. состояло без малого 70 миллионов человек), при укреплении целостности государства справедливо связывают с именем Дэн Сяопина, его деятельностью, его идеями. Именно он, провозгласив политику рыночных реформ внутри страны и открытости Китая внешнему миру, выдвинул стратегию «социалистической модернизации с китайской спецификой» . О том, насколько серьезна эта стратегия, говорят прогнозы американских специалистов, согласно которым к 2050 г. Китай выйдет на первое место в мире с 20 триллионами долларов ВНП, а США окажутся на втором месте с 13,5 триллиона .

Штрихи к политическому портрету. Дэн Сяопин (1904-1997) родился в одной из деревень провинции Сычуань в семье, хорошо понимавшей значение образования. Здесь окончил начальную школу. С 1920 г. по предложению отца уехал во Францию, чтобы «учиться и работать». Там, восприняв марксизм, вступил в 1924 г. в ряды Коммунистической партии Китая. В начале 1926 г. он уже в СССР, в Москве, где учится в Университете имени Сунь Ятсена, созданном специально для учащихся из Китая. Как напишет много позже его дочь, Дэн Сяопин, приехав в Москву, сразу почувствовал, что очутился в ином мире: если во Франции китайские рабочие составляли низший слой общества и их как членов подпольной органи-

зации преследовала полиция, то в Советской России они сразу же стали дорогими гостями, студентами престижного университета .

В этом университете, расположенном в самом центре Москвы, китайские студенты, число которых в 1927 г. составило 500 человек, занимались по особой программе. На первых порах главное внимание уделялось изучению русского языка. В первом семестре занятия по нему проходили шесть раз в неделю по четыре часа. Обязательными предметами были: экономика, история, современные идеологические проблемы, теория и практика русской революции, национальный и колониальный вопросы, проблемы социального развития Китая. Студентам читали также курсы по истории революционного движения в Китае, истории смен общественных формаций, философии (диалектическому и историческому материализму), политэкономии (по «Капиталу» Маркса), ленинизму. Можно сказать, что этот университет давал образование примерно на уровне высшей партийной школы тех времен. Для китайских учащихся важным предметом была также военная подготовка.

И хотя обучение в Университете имени Сунь Ятсена было рассчитано на два года, не прошло и года, как Дэн Сяопин был отозван домой, в Китай, для практического участия в революции. Это было в конце 1926 г. И уже через год, в конце 1927 г., в ходе первой революционной гражданской войны в Китае, когда Компартия была вынуждена уйти в подполье, Дэн Сяопин становится управляющим делами ЦК КПК .

В восхождении Дэн Сяопина на политический олимп и пребывании на нем было немало драматических моментов и событий. Достаточно сказать, что его трижды снимали со всех руководящих постов, а затем восстанавливали, каждый раз признавая снятие ошибочным. Причем было это как в годы национально-освободительной революции в Китае (в 1933 г.), так и после образования КНР.

В 1966 г. во время «культурной революции», развернутой по инициативе Мао Цзэдуна, его сняли с постов генерального секретаря ЦК КПК, заместителя премьера Госсовета КНР и всех других должностей, объявив главным в группе лиц, «стоящих у власти и идущих по капиталистическому пути». В целях «пролетарского перевоспитания» Дэн под конвоем был отправлен в дальний уезд с предписанием ежедневно работать слесарем на местном тракторном заводе. И он там работал несколько лет, а свободное время посвящал изучению древней и со-

временной китайской литературы, а также произведений основоположников марксизма-ленинизма .

В 1973 г. по предложению Мао Цзэдуна его восстановили в должности заместителя премьера Госсовета КНР, а в 1975 г. назначили заместителем председателя ЦК КПК, заместителем председателя Военного совета ЦК КПК и начальником Генерального штаба Народно- освободительной армии Китая. Но уже через год, еще при жизни Мао, его вновь сняли со всех постов. После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) и разгрома «банды четырех», как стали называть левацки настроенных руководителей «культурной революции» , Дэн Сяопин был опять восстановлен на своих прежних должностях. Сам он по этому поводу говорил: «Снимали меня вовсе не за ошибки, а за то, что мои правильные действия были неправильно расценены» .

У него была возможность занять два высших поста - генерального секретаря ЦК КПК и председателя КНР, но он отказался . И как он сам говорил несколько позже, отнюдь не по соображениям скромности, а по соображениям более высокого и более принципиального порядка: когда слишком многое зависит от одного человека, это «не идет на пользу ни государству, ни партии, а когда-нибудь может оказаться и очень опасным» .

В 1980 г. Дэн Сяопин поставил вопрос о необходимости такого реформирования системы руководства партии и государства в КНР, которое сделало бы невозможным пожизненное нахождение кадров на руководящих постах. И сам подал пример. В 1987 г. перед открытием очередного XIII съезда КПК он написал заявление с просьбой освободить его от всех занимаемых руководящих постов и разрешить выйти на пенсию. Согласившись с его отставкой со всех партийных постов, ЦК КПК оставил за ним только два высших поста по части военных дел. А выход на пенсию состоялся в 1989 г.

Перед самым уходом Дэн Сяопина с политической арены в жизни Китая произошло весьма драматическое событие, в котором он должен был принять участие. Речь идет о том, что весной - летом 1989 г. в Китае начались и стали быстро набирать силу студенческие волнения. Студенты называли их борьбой за свободы, а власть - контрреволюционным мятежом. Своего пика эти волнения достигли 4 июня на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь. Для подавления студенческих беспорядков Дэн Сяопин был вынужден отдать приказ о применении военной силы . Свое решение он мотивировал тем, что иначе в Китае началась бы гражданская война и стабильности общества как необходимому условию продвижения по пути социалистической модернизации был бы нанесен непоправимый ущерб .

Эти драматические события, но, главное, весь стратегический курс Дэн Сяопина, исходящий из возможности построения в Китае рыночного социализма, вызывают много споров. Оппонентов у него более чем достаточно и в самом Китае, и вне его, в других странах, где имеются китайские диаспоры; и слева, со стороны так называемых ортодоксальных марксистов, считающих, что реформация китайского социализма означает его капитализацию, буржуазное перерождение; и справа, со стороны тех, кого Дэн Сяопин называл «буржуазными либералами». Последние отмечают, в частности, непоследовательность Дэн Сяопина, тот факт, что в самом начале китайской перестройки (в выступлении 18 августа 1980 г.) он заявил о невозможности успешно осуществлять экономическую реформу без политической реформы, а потом отказался от ее проведения.

Нужно сказать, что сам Дэн Сяопин был весьма критичен в оценке своей деятельности. Он говорил: «Я буду доволен, если все, что мною делалось, как положительное, так и отрицательное, приравняют как пять к пяти» .

Дэн Сяопин и Мао Цзэдун: разные истоки и разное лидерство. В документах ЦК КПК и официальной пропаганде современного Китая о Дэн Сяопине говорится как о наследнике и продолжателе дела и идей Мао Цзэдуна. Сам Дэн Сяопин не отрицал своего вклада в «становление и развитие идей Мао Цзэдуна». «Иначе меня не причислили бы к революционерам», - пояснял он . Вместе с тем Дэн Сяопин вполне определенно говорил об ошибках Мао Цзэдуна как в теоретических выкладках, связанных с толкованием тех или иных положений марксизма, так и в практических решениях ряда стратегических вопросов строительства социализма в Китае. Правда, при этом он обычно подчеркивал, что к оценке Мао Цзэдуна нужен «реалистический подход», а в критике его ошибок следует «соблюдать меру» и что в целом заслуг у него больше, чем ошибок.

Если рассматривать деятельность Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина в контексте политической истории Китая, влияния на них древних традиций и учений отечественных правителей и мудрецов, а также крупнейших западных мыслителей, и прежде всего Маркса, то здесь могут возникнуть весьма интересные образы и сравнения. Так, известный российский китаевед Л.П. Делюсин, говоря о различиях в руководстве строительством социализма в Китае этих двух лидеров, пишет: «Мао Цзэдун шел “своим путем” в обнимку с Марксом и Цинь Шихуаном. В результате вся китайская земля промокла от слез и крови. Собственный путь Дэн Сяопина предлагает союз Маркса с Конфуцием и западными технологиями. И хотя он не останавливается перед применением силы для подавления недовольства, метод Цинь Шихуана не является главным и типичным для его политического поведения» .

Напомним, что Цинь Шихуан - китайский император, который прославился не только тем, что объединил Поднебесную, положив конец периоду «борющихся царств», ввел единое законодательство, единую письменность, единый военно-бюрократический аппарат, но и тем, что по совету своего ближайшего окружения распорядился сжечь книги многих философов, в том числе и Конфуция, покончил с плюрализмом философских школ и борьбой мнений, подверг жестоким репрессиям инакомыслящих. В курсе лекций по древней философии А.Н. Чанышева подчеркивается, что «эта первая “культурная революция” в Китае (213 г. до н.э.) не принесла никаких плодов, кроме тех, которые обычно несет с собой деспотизм: страх, обман, доносительство, физическое и умственное вырождение народа» . Нужно сказать, что Цинь Шихуан был всегда близок духу Мао Цзэдуна, который воспел его в своих юношеских стихах. Не удивительно, что в 1973 г. в разгар маоистской «культурной революции» главная газета «Женьминь жибао» повторила лозунг Цинь Шихуана «Книги - в огонь, ученых - в яму!». А в следующем, 1974 г., когда главный подручный Мао в делах «культурной революции» министр обороны Линь Бяо, которого Мао намеревался сделать своим преемником, вдруг был объявлен «презренным изменником и контрреволюционером», критика Линь Бяо потребовала критики идейных источников его предательства. И они были найдены в учении Конфуция. Надо полагать, потому что в этом учении, вобравшем в себя ряд положений легизма (школы закона) и возведенным во II в. до н.э. на уровень государственной идеологии и религии Китая, содержалось нечто неприемлемое для «культурной революции», в частности то, что методы принуждения и наказания, с одной стороны, и методы убеждения, примера, управления, опирающегося на законы, с другой стороны, должны находиться в состоянии гармонии. Но ни о какой такой гармонии «культурные революционеры» и слышать не хотели. Их лозунгом был: «Разожжем пламя ненависти к презренным изменникам и контрреволюционерам - Конфуцию и Линь Бяо». А в передовой статье «Женьминь жибао» говорилось: «На всех фронтах нашей партии ширится политическая борьба - массовая и углубленная критика Линь Бяо и Конфуция, развернутая и руководимая лично великим вождем председателем Мао Цзэдуном» .

Те, кто сочинял подобные лозунги и установки, явно забыли ответ Конфуция на вопрос: можно ли одним высказыванием погубить страну? А великий мудрец ответил тогда, что, конечно, одним высказыванием погубить страну нельзя. «Но если сказанное дурно и никто не возражает, то разве не приблизишься к тому, чтобы одним высказыванием погубить государство?» .

О раскрепощении сознания и новом мышлении. Провал «культурной революции», усугубивший отсталость Китая и бедность его народа, поставил на повестку дня вопрос не только о необходимости исправления ее ошибок, но и о выработке иного стратегического курса развития страны по пути к социализму. Важнейшим условием выработки такого курса и претворения его в жизнь Дэн Сяопин считал избавление «от косности мысли», «раскрепощение сознания людей», что позволяет им «относиться ко всему новому, вооружившись новым мышлением» .

Дело в том, что известный лозунг Мао Цзэдуна, выдвинутый в 1956 г., - «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ!» - оставался только красивой фразой (и это в лучшем случае, в худшем случае этот лозунг мог служить своего рода западней для всех инакомыслящих, способом выявления и пресечения их инакомыслия). В реальной жизни в общественном сознании, особенно среди партийных масс, все обстояло совсем не так. Как говорил Дэн Сяопин на закрытом совещании в ЦК в декабре 1978 г., в период «культурной революции» ее руководители - Линь Бяо и «группа четырех», борясь за власть, повсюду ввели «запретные зоны», налагали различные вето на обсуждение вопросов и тем самым «затолкали сознание людей в узкий круг своего псевдомарксизма, из которого нельзя было выходить ни на шаг» . За выход из этого круга учиняли расследование, приклеивали ярлыки. В результате многие люди разучились самостоятельно мыслить, во всем полагались на установки сверху. А те, которые не разучились, просто боялись сказать свое слово. Это Дэн Сяопин называл «скованностью» или «закостенением» мысли в Китае.

Этот феномен, характерный для любой авторитарной системы власти, нашел свое проявление в идейно-политической и организационной работе Коммунистической партии Китая. Так, необходимость усиления партийного руководства вылилась в подмену партией административных органов, позволила бюрократам сковывать инициативу масс ссылками на «интересы партии» и «партийную дисциплину». Под вывеской партийного руководства, основанного на принципе демократического централизма, процветало самоуправство одного-двух человек, а остальным приходилось действовать только по их распоряжениям. Тем самым централизм отрывался от демократии, последней было слишком мало. «Единое централизованное руководство нам необходимо, - пояснял Дэн Сяопин, - однако правильный централизм возможен только на основе демократии... Революционной партии страшно не слышать голос народа, а мертвая тишина ей страшнее всего» . Рассматривая проблему раскрепощения сознания как важнейшую политическую проблему Китая, он подчеркивал, что ее разрешением должны заниматься не только ЦК, парткомы разных уровней, но и каждый завод, каждое учреждение, каждое учебное заведение, магазин, производственная бригада, словом, каждый человек может и должен заставить свой ум работать.

Только «работающий ум» способен, по словам Дэн Сяопина, разобраться в главной проблеме: «что же такое социализм, как его стоить и развивать» .

О строительстве социализма с китайской спецификой. Говоря о себе, о своих идейно-политических убеждениях, Дэн Сяопин всегда подчеркивал, что он марксист. В своих выступлениях и статьях он часто ссылается на Маркса и Ленина, прямо цитирует их. Он дает марксизму разные определения - как традиционные (например, говорит о марксизме как науке, которой должны руководствоваться все подлинные революционеры; о том, что «марксистская истина неопровержима» ), так и нетрадиционные, в которых читается стремление максимально приблизить марксизм к решению насущных задач реформирования Китая. Утверждая, что «основным принципом марксизма является развитие производительных сил» , Дэн Сяопин подчеркивает, что «социализм должен прежде всего развивать производительные силы» . В марксизме его привлекает главным образом исторический материализм, согласно которому на основе развития производительных сил происходит переход общества от рабовладения к феодализму, от него к капитализму и далее к социализму и коммунизму.

Однако Дэн Сяопин против «книгопоклонства», понимания марксизма как теории, положения которой одинаково пригодны для всех стран. Говоря о практике социалистического строительства в разных странах, он подчеркивал, что решение любой проблемы, «реформа в каждом данном социалистическом государстве является не такой, как в другом социалистическом государстве. При разном прошлом, разном опыте и разных условиях стран реформа не может быть одинаковой» . Это особенно относится к Китаю - огромной стране с многовековыми традициями, где 80 процентов населения составляют крестьяне. И это не просто проценты, а миллиард людей с низким уровнем жизни. «Мы твердо верим в марксизм, - говорил Дэн Сяопин, - однако его необходимо увязывать с китайской действительностью. Подлинным для нас окажется лишь тот марксизм, который будет сочетаться с реальностями Китая. Именно на таком идейном фундаменте мы стремимся к осуществлению цели нашего развития» .

Поднимая вопрос о специфике социализма в Китае, Дэн Сяопин обращает внимание на то обстоятельство, что эта специфика проявлялась с самого начала строительства нового общества в его стране. Так, например, ликвидация частной собственности в Китае осуществлялась не путем экспроприации у буржуазии фабрик, заводов и других объектов частной собственности, как это было в СССР, а путем выкупа средств производства у национальной буржуазии. Одной из форм выкупа был так называемый твердый процент, который начислялся с принадлежавшей капиталисту доли капитала (обычно в размере пяти процентов в год после поотраслевого преобразования капиталистических промышленных и торговых предприятий в смешанные государственно-частные предприятия) и выплачивался государством в едином порядке, независимо от рентабельности предприятий. Выплата «твердого процента» началась в 1956 г. и прекратилась в сентябре 1966 г. «Поэтому ликвидация класса буржуазии и осуществление социалистических преобразований проходили в Китае довольно гладко», - отмечал Дэн Сяопин .

Когда в конце 70-х гг. Дэн Сяопин провозгласил курс на модернизацию сельского хозяйства, промышленности, обороны, науки и техники, все это делалось с учетом китайской специфики. Он высмеял утверждения деятелей «четверки» («леваков»), что «лучше бедный социализм, чем богатый капитализм», что «день завершения модернизации станет днем реставрации капитализма» в Китае. «На самом ли деле выступала “четверка” за социализм, против реставрации капитализма? - задавал Дэн Сяопин вопрос участникам Всекитайского совещания работников науки 18 марта 1978 г. и сам отвечал: - Нет, совсем наоборот. Именно там, где больше всего неистовствовали ее силы, дело социализма было серьезно подорвано» .

Он подверг критике бытовавшие тогда представления о научно- технической интеллигенции как «белых», т. е. буржуазных, капиталистически настроенных, специалистах. «Белый» - понятие политическое, - разъяснял он. - «Белым» является лишь тот, кто политически реакционен и выступает против партии и социализма. Как же можно ставить знак равенства между «белыми» и теми, кто отдает все силы своему делу! Нельзя считать «белыми» и тех, кто хромает в смысле идеологии и стиля» .

Хорошо понимая, что в Китае не только среди интеллигенции, но среди всех других слоев народа есть много людей, «хромающих» в области идеологии, Дэн Сяопин уделял большое внимание разъяснению вопроса о том, что такое капитализм и что такое социализм вообще и социализм с китайской спецификой в особенности. Причем делал это он, как всегда, без «большой теории», предельно ясно, просто, на конкретных примерах.

В беседе с ответственными работниками ЦК КПК в декабре 1990 г. Дэн Сяопин разъяснял, что различие между социализмом и капитализмом не сводится к проблеме плана и рынка, ибо и при социализме может существовать рыночная экономика, а при капитализме - плановое регулирование. «Не думайте, - подчеркивал он, - что введение рыночного хозяйства - это капиталистический путь. Ничего подобного. Необходимы как план, так и рынок. Без рынка не получаешь доступа даже к международной информации и тем самым обрекаешь себя на отставание» .

В другой беседе - с вице-президентом американского издательства «Британская энциклопедия» Ф. Гибни и директором Института восточно-азиатских исследований при канадском университете Линь Дагуаном - китайский лидер подчеркнул, что социалистическая рыночная экономика, напоминая по форме капиталистическую, принципиально отличается от последней. И это отличие состоит в том, что в основе социалистической рыночной экономики лежит общественная собственность. И хотя эта экономика связана и с коллективной собственностью, и с иностранным частным капиталом, изначально она является социалистической, носит социалистический характер. Поэтому изучение и использование методов капиталистического хозяйствования и управления вовсе не означает насаждение капитализма, ибо социализм использует эти методы для развития общественных производительных сил .

В начале 80-х гг. в Китае были созданы «особые экономические районы», в которых хозяйственная деятельность стала регулироваться в основном через рынок при наличии определенного контроля со стороны государства. В 1984 г. Дэн Сяопин совершил инспекционную поездку в эти районы, назвав их «окнами», через которые идет заимствование технических достижений, методов управления, знаний, реализуется политика внешних сношений. «Надо позволять части районов становиться богатыми раньше других. Уравниловка никуда не годится», - подчеркнул он . Уравниловка - это не социализм.

Тема китайской специфики звучит у Дэн Сяопина и тогда, когда он касается основных проблем политического жизнеустройства своей страны. Здесь тоже немало недостатков, того, что надо исправлять. Однако он не видит каких-либо серьезных оснований для кардинальной перестройки уже сложившейся политической системы в Китае.

Так, руководящая роль КПК является важнейшим залогом успешного строительства китайского социализма, действующая в партии система демократического централизма тоже вполне оправданна, ибо сплачивает народные массы и позволяет быстро претворять в жизнь принимаемые решения. Будущим руководителям партии и государства Дэн Сяопин советует устранить элементы дублирования в аппаратных структурах и укрепить правопорядок. Что касается партии, то главную задачу он видит в том, чтобы изжить явления разложения, особенно в ее высших эшелонах .

Говоря о существующей многопартийной системе, он подчеркивает, что все демократические партии (а их в Китае восемь) признают руководство со стороны КПК. И все эти партии, а также Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, созданная в 1953 г., представляют собой политические силы, которые служат социализму. Относительно вопросов национальной политики и межнациональных отношений (в Китае несколько десятков национальных меньшинств и составляют они шесть процентов всего населения) он высказывается в том духе, что существующая система национальных районных автономий более продуктивна и лучше отвечает условиям Китая, чем федеративное республиканское устройство. И это обстоятельство позволяет решать вопросы ускоренного развития национальных автономий на основе национального равноправия. При этом количество представителей национальных меньшинств в собраниях народных представителей всех уровней и в административных органах власти намного превышает уровень шести процентов .

Дэн Сяопин вполне определенно говорит, что западная демократия, построенная на распределении полномочий между тремя ветвями власти, многопартийных выборах, двухпалатном парламенте и других аналогичных реалиях политической жизни, Китаю не подходит. «Мы отнюдь не против того, что западные страны избрали такую систему, - подчеркивал он, - но у нас, в континентальной части Китая, не проводятся многопартийные выборы, нет раздельной системы трех ветвей власти и двухпалатного парламента. У нас действует однопартийный парламент - Всекитайское Собрание народных представителей, и это наилучшим образом отвечает реальным условиям Китая» .

Настоящим прорывом в общепринятых представлениях, согласно которым в одном государстве может быть только один строй, является концепция Дэн Сяопина, известная под названием «одно государство - два строя». Согласно этой концепции вполне возможно одновременное существование двух общественных систем - социализма и капитализма - в рамках одного государства. Главную суть социализма с китайской спецификой Дэн Сяопин видит в подходе к решению проблемы тех китайских территорий, которые в разное время и по разным причинам «отошли» от Китая и под влиянием Запада не только встали на капиталистический путь развития, но и достигли его высоких ступеней. Речь идет о Сянгане (Гонконге), Аомыне и Тайване. «Это нечто совершенно новое, - указывал Дэн Сяопин. - Этот новый подход выдвинули не США, не Япония, не Европа и не СССР. Он выдвинут Китаем, и именно это мы называем китайской спецификой» . У концепции «одно государство - два строя» два исходных момента: с одной стороны, в рамках социалистического государства допускается существование некоторых особых районов, где развивается капитализм; с другой стороны, четко определено, что основой государства является социализм. Важно отметить, что такое «соразвитие» (а не просто «сосуществование») социализма и капитализма в рамках одного государства рассчитано не на какое-то ограниченное время, а на десятки и сотни лет .

Высказывая свои соображения относительно объединения континентальной части Китая и Тайваня, Дэн Сяопин подчеркивал, что это будет обязательно мирным объединением. Так считают и КПК, и Гоминьдан. Мирное объединение - это не поглощение Тайваня континентом и не замена капитализма на Тайване социализмом общекитайского образца. После объединения с Родиной, разъяснял Дэн, Тайваньский особый административный район сохранит свою независимость. Ему будет разрешено осуществлять порядки, отличные от порядков в континентальной части страны. Тайвань сам будет ведать своими административными, судебными и партийными делами. Он сможет иметь и собственные вооруженные силы при условии, что они не составят угрозу для континента . Тайвань будет иметь в центральном правительстве Китая определенное количество мест.

Как видно, согласно этому проекту Тайвань действительно во всех основных сферах жизнедеятельности сохраняет свою независимость. За исключением одной - сферы внешней политики, международных дел. В этой сфере представлять страну вправе только Китайская Народная Республика. И она, его страна, как неоднократно подчеркивал Дэн Сяопин, на международной арене борется против гегемонизма, за сохранение и упрочение мира во всем мире.

Вместо заключения. В книге итальянского политического писателя Фернандо Маццетти «От Мао до Дэна. Преобразование Китая», на которую мы уже ссылались, имеется ряд излишне категоричных и прямолинейных суждений. Так, по мнению итальянского автора, Дэн Сяопин «никогда не заботился о чистоте марксистской доктрины» и был коммунистом «не в идеологическом, а в организационном и практическом плане»