Егэ по английскому как обязательный предмет. Обязательный английский

Этот экзамен девятиклассники впервые будут сдавать в обязательном порядке через три года. А в 2022 году он войдет и в ЕГЭ - вместе с русским, математикой и историей

Глава Минобрнауки Ольга Васильева с ужасом думает о том, как девятиклассники будут сдавать обязательный ОГЭ по английскому языку в 2020 году. В этом министр призналась на встрече с молодыми учеными в рамках Восточного экономического форума.

Васильева предложила поменять методику обучения иностранному языку в школе, сделав ставку не на чтение и перевод, а на живое общение. Стоит напомнить, что уже в 2022 году единый госэкзамен по английскому станет обязательным для всех выпускников школ. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин разделяет опасения Васильевой:

Олег Смолин председатель комитета Госдумы по образованию и науке «Я бы хотел сказать две вещи. Первое: я понимаю озабоченность Ольги Васильевой возможностями девятиклассников сдавать пока ОГЭ по английскому языку. Дело в том, что, во-первых, в России есть некоторое количество дефицита преподавателей по иностранным языкам вообще. Во-вторых, если мы говорим о сельской школе, то там этот дефицит обостряется и того больше, поскольку выпускники педагогических вузов и классических университетов, закончившие иняз, довольно часто могут устроиться на рабочие места переводчиков, сотрудников смешанных фирм и так далее, где платят больше. Но второе и, может быть, главное, я бы вообще задумался, а стоит ли вводить обязательный основной госэкзамен, а затем и ЕГЭ по английскому языку? Дело в том, что, конечно, знание иностранного языка крайне полезно, особенно для тех, кто живет в больших городах, будет ездить за границу и так далее. Но эти ребята, как правило, и так с помощью репетиторов осваивают иностранный язык. Что же касается большинства наших граждан, то я бы лучше подумал, например, об обязательном государственном экзамене по литературе, только, конечно, не в форме ЕГЭ. На выбор: либо в виде сочинения, либо в виде литературы устно. Пусть бы ребята больше читали и больше думали над прикладной этикой, которая, по сути, является литературой».

Член совета Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что тяжелее всего придется как раз столичным школам. Преподаватели ушли заниматься частной практикой, и эту ситуацию необходимо менять.

Всеволод Луховицкий член совета Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» «Как раз московский учитель английского языка легко заработает себе не в школе. Учитывая, что как раз учителя английского языка больше всего пострадали уже в послелужковский период, при Лужкове учителя английского получали фактически двойную зарплату по сравнению с остальными учителями. Это было сочтено несправедливым. Соответственно, году в 2012-2014 многие ушли из-за этого из школ. По «немцам» более ударило нормативное финансирование, потому что говорили: как же, у вас маленькие группы, значит, вы должны получать мало».

Английский язык станет четвертым обязательным экзаменом после русского языка, математики и истории.

Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

ЕГЭ по английскому языку: взгляд преподавателя

  • 21352
  • 20.06.2017

Совсем недавно прошёл ЕГЭ по иностранному языку. По данным Рособрнадзора, его выбрал каждый 11-й выпускник, причём большая часть - экзамен по английскому языку. Не так уж и долго осталось ждать, когда ЕГЭ по английскому станет обязательным экзаменом. Нужен ли, важен ли и эффективен ли этот экзамен в принципе? Об этом - в преподавателя иностранных языков, заместителя директора Гуманитарного лицея Александра Филянда.

Насколько эффективен, важен, нужен ли этот экзамен

Итак, с 2013 года в наших школах введен добровольный ЕГЭ по английскому, а с 2020 года он станет уже обязательным. Позвольте повторить еще раз: только по английскому, по крайней мере, пока информация есть лишь об английскому. На мой взгляд, сие есть тем более странно, что ГИА в 9-м классе, то есть за 2 года до сдачи ЕГЭ можно сдавать на выбор по одному из 4-х языков: английскому, немецкому, французскому или испанскому. Жаль нет еще и итальянского, и тогда в любом варианте, это был бы идеальный спектр выбора из 5-ти возможных. А в 11-м классе, значит, можно будет сдавать лишь английский? Но если ребенок учил все эти годы какой-то иной язык? Кто-то из принимающих подобное решение серьезно полагает, что за 2 года подавляющее количество таких детей сможет выучить английский с нуля до уровня, необходимого при сдаче ЕГЭ?

Сомневаюсь, что любой серьезный и честный педагог ответит однозначно утвердительно на этот вопрос. Ведь подготовка к ЕГЭ включает в себя не столько знание предмета, сколько доскональное знание тех специфических требований и подробное знакомство с теми конкретными заданиями, которые нужны для сдачи экзамена. Плюс еще проблемы и вызовы переходного возраста, трудности перестраивающегося организма, взрывы чувств и эмоций. В этот период жизни начинать учить что-либо серьезное и сложное с нуля очень непросто и энтузиазма подобная необходимость у подростков обычно не вызывает. То есть одно дело, если в десятый класс придут дети, уже знающие английский хоть на сколь-нибудь приличном уровне, чтобы понять специфику этих заданий. И совсем иное дело, если ребенок много лет учил совсем иной язык, а теперь от него требуют сдавать ЕГЭ именно по английскому.

Нет большего мучения для любого преподавателя, когда к нему приводят 15- (а то и 16-) летнего ученика, который английский вообще до того не учил, не знает самых элементарных вещей, а его надо за год-два и языку научить хорошо и на высокий балл по ЕГЭ подготовить. Ребенок на нервах, родители в панике, преподаватель в ужасе. И, разумеется, ЕГЭ по англ. будет не единственным, поэтому нагрузка на ребенка в эти последние 2 года школьной жизни будет поистине колоссальной. Ведь вводится еще и обязательный ЕГЭ по истории России. И уже существующие экзамены никто не отменял. А ведь дети вроде бы и отдыхать еще когда-то должны.

Опыт зарубежных коллег

Я неоднократно писал прежде, повторюсь и теперь, что безумно люблю экзамены Кембриджской шкалы: KEТ, PET, FCE, CAE, CPE. На мой взгляд, это лучшая и максимально тщательно примерно в течение целого столетия разработанная и постоянно совершенствующаяся система подготовки к экзаменам и комплексной проверки знаний по английскому. Не случайно, именно она послужила образцом для создания подобных экзаменационных систем по немецкому, французскому и всем иным европейским языкам, став основой Общеевропейской системы языковых экзаменов - The Common European Framework of Reference for Languages (CEFR), а также подобных систем экзаменов по японскому, русскому как иностранному и другим языкам. Поэтому наши дети уже много лет в школе готовятся по этой системе и в конце учебного года идут спокойно в Кембриджские авторизованные центры (в Москве их несколько, есть они и Питере и в других городах), сдают там эти экзамены и где-то месяц спустя получают из Англии сертификат с результатом. Если результат недостаточен, всегда можно позаниматься побольше и через небольшой отрезок времени спокойно пересдать экзамен, не портя себе нервы, не считая, что жизнь кончена и надо лезть в петлю, умирать с горя, а просто потратить некоторое дополнительное количество времени и денег на подготовку и пересдачу (экзамен и документ, разумеется, платные, но цены там отнюдь не запредельные). И нервы у детей и родителей при такой системе в порядке и мы, педагоги, очень довольны: сами мы не ставим оценку, не занимаемся делом субъективным и жутко неприятным, не спорим бессмысленно об оценках с детьми и родителями. Мы учим, просто учим. Оценку ставит совершенно независимый экспертный совет носителей и высококвалифицированных преподавателей языка за пределами нашей страны, на который нельзя никак повлиять и это очень хорошо. Результат любого Кембриджского экзамена срока давности не имеет и действителен всю жизнь, в отличие, например, от ТОЕFL или IELTS. Когда-то я уже писал о специфике подготовки маленьких детей к нескольким первым Кембриджским экзаменах - KET и PET, напишу вскоре непременно и об остальных.

ЕГЭ во многом копирует Кембриджскую систему, просто на несколько более примитивном, упрощенном уровне. Ничего нового поэтому ученику нашему по собственно языку узнавать, разумеется, не приходилось, он уже, сдав за несколько лет обязательно и последовательно KET, PET, FCE, (а те ребята, которые желали связать свою жизнь с постоянным использованием языка, успевали к концу школы сдать еще и CAE), знал гораздо больше, чем требовалось для сдачи ЕГЭ. Специфические же требования к нашему ЕГЭ мы вместе с будущими выпускниками смотрели в специальных пособиях по ЕГЭ, советуя на что именно обратить дополнительное внимание.

Так, однако, было и есть лишь до тех пор, пока ЕГЭ по англ. не стал обязательным. Теперь уже у нас с ребятами выбора не будет, придется параллельно с Кембриджскими экзаменами целенаправленно готовиться еще и к сдаче ЕГЭ. И, как кажется мне теперь уже, это не так плохо. Чем больше ребенок в школе прозанимается языком, чем больше переделает различного рода упражнений, перечитает и переслушает самых разных текстов, понапишет всякого рода писем и сочинений, чем больше за школьные годы посдает он экзаменов, тем лучше будет для него самого в первую очередь, тем лучше знать он будет язык. Дети, на мой взгляд, должны заниматься языком каждый день, и не забывать о нем ни на минуту.

В области иностранных языков ЕГЭ наименее вреден

Да, ЕГЭ - ужасный экзамен, он есть некий зримый символ подчиненности нашего образования чужим правилам и интересам, но лучше пока хоть такой экзамен, чем никакой. В области иностранных языков ЕГЭ наименее вреден, а вот по истории или литературе надо, на мой взгляд, как можно скорее возвращаться к традиционной русской/советской экзаменационой системе. Но, как лично мне кажется, одного ЕГЭ для серьезного знания языка совершенно недостаточно, поэтому настоятельно рекомендую готовить ребенка к сдаче как минимум FCE по Кембриджской шкале. ЕГЭ нужен лишь для поступления в вуз, Кембриджские экзамены нужны для всей жизни и наилучшего знания языка.

Но все же, подобное тотальное доминирование английского над другими прекрасными европейскими языками в системе ЕГЭ мне лично кажется и неудобным для многих учащихся, неприятным для преподавателей и энтузиастов других языков и вообще несколько странным. Возможно вслед за англ. ЕГЭ разработают и введут по и по нем., франц. и другим языкам и тогда подобный дисбаланс придет в норму. Если же нет - это будет крайне печально. Мы не можем, не имеем права становиться страной лишь одного глобального иностранного языка, тем более в его активно сейчас навязывемом повсюду бастардовом американском варианте. В итоге это может привести к довольно негативным результатам и на психическом и на социальном уровне.

Сколько иностранных языков может быть полноценно и качественно усвоено учащимся за школьные годы?

Ответ, разумеется, едва ли может быть однозначным. Очень многое зависит прежде всего от индивидуальных особенностей каждого ученика. Но, принимая во внимание загруженность ученика, особенно старших классов, не только языками, но и другими предметами, кружками, секциями, очень сильно рискую вызвать Ваш справедливый гнев, однако скажу то, что думаю: если именно в школе, на уроках ученик полноценно, на совесть выучит за школьные годы один любой иностранный язык, это уже будет просто отлично. Как говорится, лучше меньше, да лучше. Все остальные можно полноценно выучить только в домашних или иных других внешкольных условиях.

И дело здесь не только, да и не столько в крайне низком уровне преподавания второго и т.д. иностранного языка в современной нашей школе. Так, в принципе было всегда и везде. Вот судите сами. Лучшим и доселе так и непревзойденным средним (хотя по ряду свойств и показателей уже приближающимся к высшему) учебным заведением всех времен и народов по данным ЮНЕСКО является Александровский Царскосельский Лицей. Самым известным его лицеистом и выпускником является сами понимаете кто. Ну и что же писал сам Пушкин в письмах и дневниках о своем владении языками, а писал он об этом много, подробно и не раз - тема эта его весьма занимала? Латыни, главного из древних языков, выйдя из Лицея, он толком не знал, потом заново учил ее в Михайловском, в ссылке. Немецкого, второго обязательного по программе из новоевропейских языков - тоже почти не знал, учил позднее фактически с нуля сам несколько раз и несколько раз забывал. Английский выучил вообще самостоятельно, с нуля перед самой женитьбой уже, почти в 30 лет, чтобы поэзию английскую переводить. Уже будучи женатым человеком, после 30 лет, самостоятельно выучил испанский и основы итальянского. То есть, по сути, как пришел А.С. в Лицей в 1811 году с хорошим, дома полученным знанием французского, так с одним только отличным французским из Лицея в 1817 году и вышел. Знание всех иных языков было у него тогда, в 1817 году, на довольно невысоком уровне. То есть получается, что в любом, даже самом лучшем среднем учебном заведении всегда превалирует какой-то один изучаемый язык, которому и уделяется не меньше 80% учебного времени и внимания самих учащихся. Все остальные языки детьми воспринимаются чисто по остаточному принципу. Но лицейские годы Пушкина вовсе не были лингвистически бесплодными! В Лицее их научили самому главному: учиться самим, учиться всю жизнь! И он учился и поражал позднее своих современников как колоссальной скоростью самостоятельного овладения новыми языками, так и потрясающей, практически профессиональной глубиной своих познаний суждений по языковым и филологическим вопросам. Вот именно так мы и стараемся учить своих детей, учить учиться. Чем лучше научим этому - тем больше языков на высоком уровне сумеет освоить в жизни наш выпускник.

Комментарии (5)

    В нашей обычной школе в этом году девочка сдала англ.яз на отлично. Главное учить

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 1 год

    Род деятельности : Сотрудник в

    Регион проживания : Оренбургская область, Россия

    Ну да - этот принцип "Главное учить" оказался доступен только одной девочке, родители которой не поскупились на репетиторов.

    Почему ВСЕ остальные не захотели сдать на отлично - вот в чём вопрос....

    А понятие "вредность ЕГЭ" меня восхищает безмерно.

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 7 лет

    Род деятельности : Иное

    Регион проживания : Тверская область, Россия

    В нашей сельской школе нынешние выпускники 11-класса начали изучать англ. язык только в 5-м классе.

    Статус в сообществе : Пользователь

    На сайте : 7 лет

    Род деятельности : Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания : Башкортостан, Россия

    " И, разумеется, ЕГЭ по англ. будет не единственным, поэтому нагрузка на ребенка в эти последние 2 года школьной жизни будет поистине колоссальной. Ведь вводится еще и обязательный ЕГЭ по истории России. И уже существующие экзамены никто не отменял. А ведь дети вроде бы и отдыхать еще когда-то должны."

    Это на мой взгляд станет главной проблемой в подготовке к ЕГЭ, ресурсы человека не беспредельны, невозможно без конца увеличивать число экзаменов, поэтому надо предложить авторам этих проектов самим сдать все экзамены. Ведь человек, который стремится к какой-то цели, учит и знакомиться со знаниями, которые лежат за пределами не только средней, но и высшей школы. Сегодня школьная программа безнадежно устарела, она не содержит целый ряд важнейших тем по целому ряду предметов.

    В математике упор сделан на области знаний, часть которых давно утратила свое практическое значение, а реально востребованные знания остались за бортом школьной программы, с позиций человека, который в силу разных причин поработал во многих инженерных областях деятельности человека, я просто удивлен насколько огромен разрыв между реально востребованными знаниями в строительстве, экономике, механике, в области знаний электрических цепей, программировании, в области построения логических рассуждений и теми базовыми знаниями, которые дает школа. А ведь это те знания, которые как раз востребованы и должны даваться именно на школьном уровне, не может высшая школа доучивать постоянно.

    Высшая школа опирается на то, что школа вооружила будущего специалиста минимальным объемом, который служит фундаментом для дальнейшей подготовки. Но этого нет и близко, а теперь представьте сколько надо самостоятельно освоить, когда в школе тебе "дают" то, что тебе не нужно, многие такие "подарки" не принимают, подсознательно отбрасывая мусорную часть знаний, которая никогда не будет востребована или когда "дают" то, что непонятно, где это можно использовать (ГДЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ?).

    Ложь состоит в том, что это развивает мышление, мышление можно и нужно развивать на практически значимых для человека областях знания, все остальное будет просто выброшено подсознанием человека и благополучно забыто. А кто несет ответственность за формирование школьных программ - никто. Это полная безответственность. Уже сегодня объем домашних заданий с учетом всякого мусора достиг предела возможностей обычного школьника, прекрасно вижу на своем сыне, перешел в 9 класс, время, которое можно направить на самосовершенствование сжимается как шагреневая кожа из известного произведения. А сверху идут директивы - давайте еще. Где разумный подход у тех, кто это предлагает? Почему подобный диктат не считается насилием над человеком, ведь реально возможности уже на пределе. Мой сын пришел в первый класс, зная по истории Греции и астрономии больше, чем рядовой школьный учитель, сегодня он знает больше по многим темам физики и математики, чем учителя этих предметов в школе, но первый раз он не вытянул по трем главным предметам на 5 за год, хотя занял третье место в районе в международной олимпиаде по той же математике, и это в сравнению с тем, что еще год назад одна четверка в четверти, полученная на одном из уроков считалась ЧП. В седьмом классе он получил два сертификата по программирования, в 8 классе - 0, причина острая нехватка времени.

    В подобной ситуации возникает законный вопрос, а не пора ли провести полную ревизию школьных программ, заменить мусор на востребованные жизнью инструменты, освободить время для занятий спортом и по интересам, чтобы школьник мог ходить и заниматься в кружках не ущерб школьной программе. Почему надо сталкивать лбами эти полезные стремления?

    Автор поднимает важную тему, я бы предложил следующее - признать международные сертификаты эквивалентными высшему баллу по предмету, это даст более широкие возможности по управлению временем, как невосполнимым ресурсом любого человека.

    Рассмотреть возможность создания постоянно действующих центров по приему ЕГЭ, чтобы экзамен можно сдать в любое время, удобное для человека. Почему человек должен подстраиваться под систему, а не система под человека. У нас все для человека или все с точностью до наоборот?

    Именно постоянно действующие центры по приему экзаменов, а не убогий ЕГЭ являются нормой в сознании думающих людей всего мира, но неужели мы опять пойдем своим путем. Возникает законный вопрос! Мы какая часть мировой цивилизации в вопросах образования?

ЕГЭ по английскому языку станет обязательным с 2020 года, когда вступят в силу новые федеральные стандарты старшей школы. Однако уже в этом году некоторые российские вузы, получив возможность расширить список необходимых при поступлении результатов, включили этот предмет в список обязательных. Выпускников школ нововведение застало врасплох – в 2014 году ЕГЭ по английскому сдавали 69 382 человек, меньше (в процентном соотношении, правда, не намного), чем в 2013 году, когда его выбрали 74 668 старшеклассников.

Понятно, что в этом году эта цифра значительно увеличится, тем более что ЕГЭ по английскому будет рассматриваться уже не как обычный экзамен по выбору, а как пилотный обязательный экзамен. Правда, ЕГЭ по английскому языку изначально строился по международным образцам, в нем сразу учитывались два уровня знаний, базовый и продвинутый, возможно, поэтому только 11 человек в этом году смогли получить сто баллов. В ЕГЭ-2015 вернется устная часть, от которой отказались в 2006 году – «говорение».

"Должен ли экзамен по иностранному (английскому) языку стать обязательным?" Отвечают жители Тюмени.

Каким образом новая часть ЕГЭ по иностранному языку и изменение его статуса на обязательный повлияют на учебный процесс и подготовку радио «Свобода» рассказали председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам Мария Вербицкая и учитель английского языка, тренер-методист Британского совета Елизавета Богданова .

Мария Вербицкая , председатель Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по иностранным языкам:

Я думаю, с введением обязательного ЕГЭ по английскому языку ситуация в школах сильно изменится. У нас ведь до начала эксперимента по ЕГЭ аудирование практиковалось, как вид речевой деятельности, только в спецшколах, и то - аудировали в основном с голоса учителя. И сначала как раз аудирование вызывало больше всего страхов, опасений, неприятия. Прошло 2-3 года, у всех появились магнитофоны, и аудирование выполняется замечательно! Почти на уровне чтения, которое всегда было лучше всего. Я думаю, теперь также найдутся силы и средства, потому что опыт показывает: если мы что-то выносим на контроль, этому начинают обучать.

Что касается устной части, «говорения», то такой раздел был в ЕГЭ на стадии эксперимента. Когда в 2009 году мы перешли в штатный режим, и ЕГЭ стал допуском к высшему образованию, тогда устную часть отменили по организационно-техническим причинам. Требовалось громадное количество экзаменаторов-собеседников, экзаменаторов-экспертов, и подготовить их было нереально, поэтому тогда решили просто удалить эту часть. Однако, удалив ее, мы не выполняем полностью требования федерального компонента 2004 года и нового федерального стандарта.

Поэтому в ЕГЭ 2015 года по иностранным языкам вводится обязательная устная часть, но теперь это компьютеризированный экзамен, ребенок будет общаться с компьютером при полной цифровой записи его ответа. В этом году выпускник выбирает, сдавать ему или не сдавать устную часть. Но если он хочет получить больше 80 баллов (80 – это письменная часть, 20 – устная), то, взвесив свои силы, он может ее сдать.

опыт показывает: если мы что-то выносим на контроль, этому начинают обучать

Устная часть, кстати, очень интересная. Например, задание базового уровня – мы даем рекламную картину, даем опорные пункты и формулируем задание так: ты хочешь посетить этот город или ты собираешься на языковые курсы, хочешь уточнить некоторую информацию, задай пять прямых вопросов по следующим пунктам – дата вылета, возможность скидок, включен ли завтрак… Все задание формулируется на иностранном языке, по-английски, по-немецки, по-французски.

Да, компьютер ребенку не отвечает, то есть часть восприятия устной речи пропадает, но задавание вопросов – это некий квазидиалог. Мы подойдем к тому, чтобы было общение, чтобы были ответы, но это впереди. Ведь вопрос в чем? Есть ли возможность подготовить квалифицированных экзаменаторов-собеседников, от которых так многое зависит на экзамене? Наши исследования, работа с экзаменаторами-собеседниками показывают, что в достаточном количестве и нужной квалификации мы их подготовить не можем. Поэтому надо рассматривать данный формат как первый шаг, переходный момент.

Заметьте, экзамен многоуровневый, и это определяется федеральным компонентом 2004 года. Есть дети, которые учатся по базовой программе, есть дети, которые учатся в профильных классах. Было задание "С2", официально оно называется – письменное высказывание с элементами рассуждения, мы называем его эссе, сочинение. Это задание профильного уровня. Если ребенок учился по программе базового уровня, ему будет трудно, потому что это задание для тех, кто набирает от 85 до 100 баллов. Однако ученик из обычной школы, который, что называется, с неба звезд не хватает, но хорошо занимался, наберет достойный балл - от 60 до 80. Он может не писать это сочинение, и у него будет на час больше времени на остальные задания.

Но если говорить об обязательном ЕГЭ, его введение вовсе не значит, что мы возьмем нынешний экзамен и разрежем пополам или на трети. Базовый экзамен будет отражать требования ФГОС на реально жизненном уровне, и большинство детей должны его сдать. Сдать – это не значит получить высокий балл, но пройти минимум, который и сейчас, скажем прямо, не слишком высок. Минимальный балл с 20 вырастет до 22 в связи с добавлением устной части, просто потому что больше становится заданий. Но все равно этот уровень не проходит меньше трех процентов!

Елизавета Богданова , учитель английского языка, тренер-методист Британского совета:

Есть две важные проблемы: первая – низкая мотивация к обучению у детей вообще, и то, что в больших городах среднестатистический класс – многонациональный, много культурный, и сейчас уже многоязычный. В связи с этим методика преподавания английского языка должна быть такой, как если бы мы преподавали его как язык международного общения, без опоры на родной язык.

Поэтому мы можем абстрактно говорить о том, чего хочет от нас государственный стандарт, (мне кажется, что он написан с лучшими намерениями), но реальность педагогическая, российская настолько от него далека, что будет интересно посмотреть, как в ближайшие 10-15 лет он сможет быть реализован.

Я десять лет проработала учителем английского языка в гимназии №1543, у меня было три часа в неделю, группы смешанного уровеня, то есть приходили дети в 8-м классе, которые никогда не учили, дети Upper-Intermediate, и все сидели вместе в группе 15-20 человек. Моя задача была – научить их осмысленному взаимодействию на иностранном языке друг с другом, чтобы они понимали, что, когда и как сказать. И это очень важно – некий уровень осознанности. Культурные задачи, метапредметные задачи возникают на следующем этапе. Одним из методов, которым я пользовалась, была современная британская литература для подростков. Современная, чтобы у нас была возможность увидеть современный язык, современные культурные и социокультурные явления.

методика преподавания английского языка должна строиться без опоры на родной язык

Я не возражаю против «говорения», устной формы, которая появится на экзамене этого года, но она вызывает глубокий скепсис. По той простой причине, что мы получаем набор монологических высказываний со стороны ребенка, а не проверяем его возможность адекватно реагировать на дискурс, на ситуацию. Мне кажется, что организаторы тратят столько сил на то, чтобы эта часть была проведена, но по сути проверяется не возможность общения, а возможность за полторы минуты сформулировать пять вопросов, возможность описать картинку…

Учебники – тоже больной вопрос. Их довольно много в федеральном списке, но почему Всероссийская олимпиада по английскому языку, дипломы которой засчитываются при поступлении, строится полностью на кембриджских экзаменах? Почему наблюдение работающих, практикующих преподавателей показали, что те выпускники прошлого года, которые готовились по учебникам FC, получили бал ЕГЭ выше, чем те, кто готовился только по отечественным учебникам? Мне кажется, что есть какое-то лукавство во всей этой истории.

Кроме того, надо понимать, что пока в ведущих педагогических институтах нашей страны будут готовить студентов по учебнику Аракина 1974 года издания, пока не будет в аудиториях магнитофонов, компьютеров, ничего не произойдет, никакой стандарт реализован не будет. Последние полгода я очень тесно сотрудничала с одним из московских педагогических институтов, и консервативность академической педагогической элиты, высшей школы, она настолько монолитна и непреодолима, с определенным таким религиозным внутренним контекстом, и настолько далека от школьной практики, от реалий учителей и от реалий ЕГЭ, что подготовка современного учителя английского языка, мне кажется, стоит под очень большим вопросом.

О том, что с 2022 года выпускникам придется сдавать уже три обязательных предмета на ЕГЭ, знают многие. В Министерстве образования уверены: без иностранного языка - никуда, а потому изучать его нужно серьезно и ответственно (и сдавать, соответственно, тоже придется на уровне). Каким же будет обязательный ЕГЭ по английскому языку?

Информационный портал газеты "Известия" пообщался с экспертами - Оксаной Решетниковой (директор Федерального института педагогических измерений), Марией Вербицкой (руководителя Федеральной комиссии по разработке КИМ) и Ириной Резановой (замруководителя департамента иностранных языков НИУ ВШЭ). Резюмируем основные идеи и делаем выводы.

Уже в 2018–2019 учебном году одиннадцатиклассников ждет нововведение - обязательная всероссийская проверочная работа (ВПР) по английскому языку . Это "тренировка" перед обязательным ЕГЭ в 2022 году. Согласно статистике, в среднем 10 процентов выпускников сдавали иностранный язык в качестве ЕГЭ по выбору. Однако же владение иностранными языками - одно из ключевых требований для молодых специалистов во многих компаниях и учреждениях. Эксперты утверждают, что введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку даст школьникам необходимый стимул, а в будущем - отличные перспективы для карьерного роста.

Главные тезисы, выдвинутые экспертами:

1) Необходимо уходить от грамматико-переводного метода преподавания иностранных языков. Некоторые учителя очень мало говорят на уроке на иностранном языке, потому что их учили по-другому, как преподаватели они сформировались в другой парадигме. В итоге мы получаем ситуацию, когда язык изучается с 1-го класса, а на выходе "London is the capital...".

В Швеции индекс владения английским языком 71%, они занимают первое место в мире. Как они этого добились?

Лидия Лагерстрем, студентка университета Уппсала (Швеция), преподаватель шведского языка в Москве : "Мы учили английский язык с первого класса. Каждый год сдавали экзамен. В гимназии последний экзамен - самый сложный. Мы сдавали математику, шведский и английский. Но про английский мы и не думали, потому что учили его много лет. Конечно, обучение начинается с грамматики, но потом мы много говорим, смотрим фильмы. Самое главное - научиться правильно говорить, чтобы не было страха ".

2) Профильный экзамен (который уже существует) менять не планируется. Этот экзамен по-прежнему будет отбирать самых подготовленных выпускников для профильных вузов. В нынешнем углубленном экзамене есть задания от уровня А2+ до B2 по европейской школе. 100 баллов - это B2 в нынешнем экзамене и, наверное, так и останется. Сегодня 22 - минимальный балл. Ученик, который нормально занимался в школе и выполнял домашние задания, легко берет эту планку.

3) В обязательном ЕГЭ по иностранному языку устная часть будет и в базовом, и в профильном уровнях. В разделе "Письмо" действующего ЕГЭ два задания (личное письмо и развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения "Мое мнение"). Изменения в профильный уровень вносить не планируется, насчет базового экзамена единого мнения пока нет.

4) Базовый экзамен будет похож на ВПР для 11 классов . Он оценит знания в диапазоне от А1 до В2. Чтобы сдать этот экзамен, нужно уметь читать, понимать простые аутентичные тексты.

5) Обязательность экзамена будет стимулом и мотивацией не только для учителей и администрации школы, но и для учащихся. Они будут понимать, что их обязательно проверят на срезах и в конце обучения. Сейчас сама общественная ситуация, цифровая экономика подвигают нас к изучению иностранных языков. Какая может быть цифровая экономика без включения в мировые процессы? Это невозможно.

6) Преподавание языка должно быть ориентировано на контекст, применение знаний в реальной речевой практике. В учебниках, которыми мы в основном пользуемся, дают ситуации, оторванные от реальной жизни. У детей возникает вопрос, где применять сложное время, сложную грамматическую конструкцию.В учебнике ответов нет, даются вырванные из контекста правила.

7) В языковой группе должно быть меньшее количество учащихся. По закону класс можно поделить на группы, только если в нем не меньше 26 учеников.

8) Натаскивания на тесты быть не должно! ФИПИ и Рособрнадзор много лет борются с подходом - "к экзамену нужно готовиться". Родители должны понять: если процесс обучения контролируется ими, то готовиться не нужно ни к чему - нужно просто учиться с 1 по 11 класс, а не только с 1 сентября по 31 мая в 11 классе пытаться освоить всю школьную программу.

Важно осознать: иностранный язык - это обязательный предмет, который предстоит не просто сдавать, но и использовать в жизни. А главная задача министерства - обеспечить равные условия всем.

9) После всех апробационных исследований, не позднее августа 2021 года будут опубликованы проекты демонстрационных вариантов КИМ ЕГЭ базового и углубленного уровней. А демонстрационный вариант всероссийской проверочной работы для 11 класса этого года размещен на сайте ФИПИ в широком доступе с ноября прошлого года.

Детям надо настраиваться на учебу: регулярную, нормальную, с домашними заданиями. Смотреть фильмы на английском языке, слушать песни. Для молодежи есть клубы, кафе, где говорят по-английски. А родителям самое главное - не нагнетать страхов. Не надо создавать стрессовую ситуацию, ажиотаж. Жизнь не кончается с ЕГЭ.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Как сообщает оргкомитет проекта, благодаря телемосту принять непосредственное участие в мероприятии смогли жители 10 регионов России. Прямая трансляция Общероссийского родительского собрания велась на сайтах Минобрнауки России и «Российской газеты», а также на официальном канале Минобрнауки России на YouTube.

Ведущей мероприятия выступила Валерия — мама троих детей, певица, народная артистка Российской Федерации, член Национальной родительской ассоциации (НРА). Ассоциация является главным партнёром Минобрнауки России в организации мероприятия и развитии всего проекта «Общероссийское родительское собрание».

В своём вступительном слове Дмитрий Ливанов отметил полную готовность системы образования к новому учебному году. В 2015 году в первый класс пойдут 1,6 млн учеников, что на 145 тысяч больше, чем год назад. Общий прирост числа школьников, по сравнению с прошлым годом, составит 560 тысяч человек.

Глава Минобрнауки России особо подчеркнул, что никаких серьёзных изменений ни в наступающем, ни в следующем учебном году в системе школьного образования не планируется.

«Естественно, жизнь меняется, жизнь идёт вперёд, но никаких концептуальных и принципиальных изменений в том, как живёт наша школа, как работают педагоги, как учатся дети, происходить не будет», — отметил Дмитрий Ливанов.

За полтора часа общения был охвачен широкий спектр волнующих родителей всей страны тем и вопросов: ЕГЭ, дополнительное образование, добровольные пожертвования школе, покупка школьной формы, введение единых учебников по основным предметам, обеспечение электронными учебниками, профилактические осмотры и др.

Об основных тезисах Второго общероссийского родительского собрания читайте ниже.

О новой методике проверочных работ для 4 класса

Проверочные работы после 4 класса всегда были и будут. Сейчас речь идёт о том, чтобы в разных регионах, разных школах проводить их по одной и той же методике, чтобы была возможность сравнения. Для этого вводятся , новое содержание этих проверочных работ.

Но это не имеет никакого отношения к итоговой аттестации и ЕГЭ и не приведёт к увеличению нагрузки на детей и учителей.

О введении ЕГЭ по английскому языку

Федеральные образовательные стандарты предполагают, что с 2022 года экзамен по английскому языку станет третьим обязательным экзаменом наряду с экзаменами по русскому языку и математике. Это действительно произойдёт, и мы к этому готовимся.

О введении единых учебников по предметам

Является крайне важным, чтобы у учителя была возможность выбора. Мы действительно должны обеспечить всем нашим детям, которые получают образование в школе, единое ядро фундаментальных школьных знаний.

Речь не идёт о переходе на стандартные лекала, по которым будут учиться все ученики и работать все школы.

Речь идёт о свободе учителей в выборе учебных материалов, которые максимально полезны для детей и максимально полно способствуют решению задачи воспитания и образования.

О приобретении школьной формы

Никто не может навязать родителю необходимость покупки в определённом магазине. Или у определённого производителя. Школьная форма задаёт определённую модель одежды, но приобретена она может быть у любого производителя.

Об обеспечении электронными учебниками

Каждый ребёнок получает бесплатный комплект учебников перед началом нового учебного года. Начиная с этого года каждый учебник сопровождается электронной версией. Естественно, эта электронная версия поставляется вместе с новыми учебниками в тот момент, когда происходит закупка учебника у издательства.

Поэтому постепенно, не сразу на 100%, но все электронные учебники войдут в жизнь каждой школы, станут доступны для каждого ученика.

О добровольных пожертвованиях школе

Всё, что связано с обеспечением федерального образовательного стандарта — образовательная программа, дополнительные занятия, вопросы безопасности и комфорта детей, должны быть решены за счёт бюджетных средств. Каждая школа должна получать финансирование в объёме, необходимом для полного выполнения важных функций.

Это не исключает того, что родители могут добровольно оказывать школе помощь для решения каких-то конкретных задач.

Если, например, родители считают, что уровень безопасности в школе недостаточен, они могут на добровольной основе, договорившись, «скинуться» и найти дополнительные деньги для усиления охраны. То же самое относится и к другим аспектам школьной жизни. Принципиальна добровольность этих пожертвований. В том, что родители помогают школе, ничего плохого нет. Это было всегда. Но все должно иметь разумный предел и быть обосновано.

родители и реорганизация школ

Может быть обосновано только в том случае, если идёт на пользу самим ученикам. Основные выгодополучатели этого процесса — ученики. Если объединение идёт на пользу, повышает учебные достижения учеников, это можно делать. Если нет, то его даже обсуждать бессмысленно.

Как могут влиять родители на вопросы, связанные с реорганизацией школ?
Самым прямым образом.

Такие решения могут приниматься только на основании добровольного волеизъявления, во-первых, самих педагогических работников, а во-вторых, управляющих советов, которые есть при школах. Родительские советы и педагогические коллективы должны обязательно высказываться по вопросам, связанным с объединениями. Только при наличии их желания к объединению, только при очевидности преимуществ, которые объединение приносит, можно это делать.

О приёме в школу

Школа обязана принимать всех детей, которые оказались — либо живут, либо временно находятся — на территории соответствующего муниципалитета.

Ни один ребёнок не должен остаться без места в школе.

Единственное основание для отказа — отсутствие свободных мест. Тогда муниципалитет обязан предоставить для этого ребёнка место в другой школе. Так этот вопрос решает наше законодательство.

Об инклюзивной модели образования

В настоящее время уже более 50% детей с особыми образовательными потребностями обучаются в обычных школах. Позиция Минобрнауки России состоит в том, что у родителей должен быть выбор: получение образования в режиме инклюзии либо в специализированной школе или специализированном классе.

Сеть коррекционных школ ни в коем случае не должна сокращаться.

Не должно быть необоснованного сокращения школ, которые специально созданы для работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

работа школ в одну смену

Современное качественное образование возможно только в режиме Но сегодня в среднем по России ещё около 20% детей учатся во вторую смену. Многие школьные здания исчерпали свой ресурс. Это серьёзный вызов, стоящий перед системой образования. В течение 10 лет — до 2025/26 учебного года — предстоит создать более 6 млн новых мест в школах.

В этом году построено более 100 новых зданий по всей стране.

Но этого явно недостаточно для решения такой масштабной задачи.

Поэтому со следующего года правительство начинает специальную программу с существенным финансированием из федерального бюджета по строительству новых школьных зданий и расширению образовательной инфраструктуры.

О поддержке технического творчества школьников

В прошедшем учебном году охват детей кружковой работой вышел на уровень, который был в конце советского периода. Провал, возникший в 90-е годы, преодолен, но нужно двигаться дальше. Появились современные технологии и современные сферы деятельности, например робототехника. В федеральном государственном образовательном стандарте основной школы — с 5 по 9 класс — специальное время посвящено вопросу ранней профессиональной ориентации школьников. Это могут быть специальные уроки на предприятии, в инжиниринговом центре, техническом вузе. Это могут быть внеурочные занятия, любые формы кружковой или секционной работы, призванные пробудить в ребёнке интерес к техническому творчеству.

Возможности сегодня есть.

Новые образовательные стандарты эти возможности обеспечивают ресурсами. И очень важно, чтобы в каждом регионе программа развития технического творчества детей была принята и реализовывалась.

Об информационной безопасности в школьной программе

Каждый год в сентябре по всей России проводится специальный урок, посвящённый безопасности в сети интернет. Предстоящий учебный год не исключение. Но важно, чтобы внимание к этой теме не ограничивалось одним днём и одним уроком в сентябре. Вопросы информационной безопасности должны найти отражение в школьной программе: и в предмете, который называется «Основы безопасности жизнедеятельности», и в курсе информационных технологий. И в целом вся обстановка школьной жизни должна готовить детей к тому времени, когда они станут взрослыми и должны будут уметь самостоятельно противостоять вредным воздействиям, рискам, которые несёт в себе современная жизнь.

О профосмотрах и допуске в школу без справки

Медицинская справка не является обязательным документом для того, чтобы ребёнок 1 сентября был допущен к урокам в школу. Но вопросы заботы о здоровье детей действительно крайне актуальны. Очень хорошо, что вот уже два года все без исключения дети проходят ежегодную диспансеризацию.